Понятие «обломовщины» — это сформированное уже в 19 веке философско-нравственное представление, которое было:
- определено еще самим Гончаровым на страницах романа (т.е. имеет индивидуально-авторское «происхождение»)
- уточнено критиками литературы (Добролюбов, Писарев)
Сегодня «обломовщина» трансформирована в настоящий национальный концепт русской культуры и имеет:
- Словарные определения в различных толковых изданиях
- Свое смысловое ядро (понятийное) и основные признаки (базовые)
- Новый потенциал современных интерпретаций своей сути
Носителем или основой концепта стал, разумеется, образ самого главного героя романа
«Обломов более чем персонаж, это – символ»
(Д.П. Святополк-Мирский)
Что такое обломовщина у Гончарова
Автор «Обломова» вводит в свое произведение новую тему и связанную с ней лексему «обломовщина». Ее употребление в романе можно обнаружить 14 раз, среди которых особенно важными являются эпизоды:
- В начале произведения – в беседе Ильи Ильича и Штольца
- В конце – когда Штольц озвучивает главную причину погибели главного героя
Гончаров сам подчеркивает определенные нравственные и социальные черты и качества Обломова, которые «фиксируют» признаки всего этого концепта. Они же и подчеркивают между тем и типичность всего образа Ильи Ильича в качестве представителя дворянства того времени:
- Бездействие
- Бесхарактерность
- Пассивность
- Слабость
Впрочем, этими же чертами описывается и образ жизни всех жителей родового имения героя, когда жизнь, как покойная речка, протекает мимо человека.
Русская обломовщина в словарях
Присутствие этого понятия в толковых изданиях (Ожегов, Даль, Ушаков) со своей стороны лишь доказывает устойчивость концепта в человеческом национальном сознании.
Авторы толковых словарей также выводят как автора понятия И.Гончарова и называют эту лексему авторским неологизмом. Там же подчеркиваются и национальные признаки «обломовщины»:
- Лень, вялость, равнодушие (у Даля)
- Безволие (У Ожегова)
- Медлительность (у Ушакова)
Таким образом, суть обломовщины можно свести к такому понятийному минимуму (базовых признаков) как – безволие, вялость, лень.
Обломовщина в статьях критиков
Превращение окказионализма (обломовщина) в лингвокультурный концепт случилось не в последнюю очередь благодаря работам русских литературных критиков.
- Добролюбова
Статья этого автора имеет «ключ» к разгадке этого явления как художественного отображения русского национального менталитета.
Добролюбов в ней:
- выносит концепт «обломовщины» в заглавие
- повторяет это слово 31 раз в самом тексте статьи
Больше того, критик «фиксирует» завершение образом Обломова литературного типа «лишнего человека».
Автор склонен в качестве причины обломовщины видеть психологические последствия крепостничества, когда герой-дворянин просто обречен на жизненную апатию.
При характеристике же главного героя Добролюбов не относит его к отрицательным персонажам из-за вялости или равнодушия. Обломов имеет положительные черты – доброту, искренность, честность и т.д.
Причина же обломовщины, по мнению, Добролюбова – это жизнь героя в мечтаниях вместо реальности.
(Сегодня можно переформулировать мысль критика и назвать основаниями для современной обломовщины:
- виртуальность жизни
- неопределенность миропредставлений
- молодежный инфантилизм
Сегодня «обломовщина «кормится» либо бесцельностью жизни, либо ее неконкретикой. Многие настаивают на необходимости самореализации, но не имеют при этом ни образа своего будущего, ни деталей плана для его достижения. В этом они схожи с Ильей Ильичом больше в мечтательности, нежели в реализациях.
- Схожие выводы можно прочесть и в статье Писарева, где к ним добавляются размышления об отсутствии мотивации, умственной апатии, депрессивности.
Наша презентация
Современная обломовщина
Как ни удивительно, но проблематика «Обломова» актуализировалась по-новому и наше время.
Сегодня технологии:
- «позаботились» о нашем комфорте,
- предоставили удобный функционал для реализации запросов,
- заняли время нашего досуга.
Но они же и сделали нас инертнее не только в физической, но и в эмоциональной сфере. Современная обломовщина – это пассивность и в нравственном плане, когда альтернатива действительности формируется на иных основаниях даже в любви.
Наше общество настойчиво позиционирует себя как коммуникационное, но при этом оно уводит людей в виртуальные пространства, и человек отходит от реального общения, отгораживаясь или отстраняясь от реальности.
Проблема «обломовщины» затрагивает много спектров нашей жизни, толкований сути этого явления существует много. Тема, введенная И.Гончаровым и в литературу, и в национальный русский код, кажется, будет раскрывается и дальше.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Введение
Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»
Отрицательная сторона характера Обломова
Положительные сторона характера Обломова
Национальный характер в романе «Обломов»
Заключение
Введение
Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него.
Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.
Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»
Отрицательная сторона характера Обломова
В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.
Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом.
С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.
Положительные сторона характера Обломова
Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.
Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.
Национальный характер в романе «Обломов»
Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».
Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.
Заключение
Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.
Положительные и отрицательные черты характера Обломова, его противоречивость в романе Гончарова | источник
 Â
Â
ЦеменÑ, ÑепоÑка, ÑелÑй, ÑеÑбеÑ, ÑедÑа, Ñена, пÑоÑедÑÑа, ÑеллÑлоза, ÑеллоÑан, ÑедиÑÑ, ÑеломÑдÑие, ÑенÑнеÑ, ÑепенеÑÑ, ÑеÑемониÑ.
ЦиÑÑеÑна, ÑиÑÑÑÑовÑе, ÑиÑÑа, ÑиÑеÑблаÑ, ÑиÑк, панÑиÑÑ, Ñиновка, Ñинга, ÑианиÑ, Ñиклон, ÑилиндÑ, ÑимбалÑ, ÑиÑаделÑ, ÑиÑаÑа, ÑиÑÑоз, ÑиÑкÑлÑ, кваÑÑиÑ.
ЦÑÑ, ÑÑган, на ÑÑпоÑÐºÐ°Ñ , ÑÑплÑнок, ÑÑпа, ÑÑкаÑÑ.
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: Ðнига (мÑзÑка, ÑпекÑаклÑ, ÑилÑм) â пÑо менÑ
10.10.2021 15:04:44
ÐвÑоÑ: Ðова Ðейнега
Ðниги â ÑÑо иÑÑоÑники беÑконеÑнÑÑ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹ о наÑем миÑе, о ÑÑвÑÑÐ²Ð°Ñ Ð»Ñдей, о ÑазлиÑнÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½ÑÑ ÑиÑÑаÑиÑÑ . ÐзÑÑÐ°Ñ Ð¸Ñ , Ñеловек ÑÐ·Ð½Ð°ÐµÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð¶ÐµÑÑво важной инÑоÑмаÑии, коÑоÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð° пÑоÑÑжении вÑего жизненного пÑÑи, они ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ ÑазобÑаÑÑÑÑ Ð² Ñебе и ÑÑÑднÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½ÑÑ ÑиÑÑаÑиÑÑ . Ðаким обÑазом книга Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ ÑÑо ÑделаÑÑ?
ÐÑи ÑÑении лÑбого пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°Ð²ÑÐ¾Ñ Ð·Ð½Ð°ÐºÐ¾Ð¼Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñ Ñ ÑовеÑÑенно ÑазнÑми геÑоÑми, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ , ÑооÑвеÑÑÑвенно, ÑазнÑе Ñ Ð°ÑакÑеÑÑ Ð¸ ÑÑдÑбÑ. Ðа пÑимеÑе Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ пÑÑи, оÑибок, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми они ÑÑолкнÑлиÑÑ, ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²Ñвод Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ Ñвоей жизни.
СÑолкнÑвÑиÑÑ Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑми жизненнÑми ÑиÑÑаÑиÑми, ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°. ÐлавнÑй геÑой Ñомана ФедоÑа ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¹Ð»Ð¾Ð²Ð¸Ñа ÐоÑÑоевÑкого «ÐÑеÑÑÑпление и наказание» Родион РаÑколÑников ÑовеÑÑил ÑбийÑÑво ÑÑаÑÑÑ Ð¸-пÑоÑенÑÑиÑÑ Ð¸ ее ÑеÑÑÑÑ. ÐоÑле ÑовеÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ бÑквалÑно ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð» Ñ Ñма, ÑовеÑÑÑ Ð½Ðµ давала ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ. СÑÑаÑнÑе ÑÐ½Ñ Ð½Ðµ давали ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ ноÑÑÑ. Ðо книга, коÑоÑÐ°Ñ ÑиÑала ÐµÐ¼Ñ Ð¡Ð¾Ð½Ñ, ÑÑала Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑпаÑением. Ðна ÑиÑала ÐµÐ¼Ñ Ð³Ð»Ð°Ð²Ñ Ð¸Ð· Ðиблии. С помоÑÑÑ Ð½ÐµÐµ Родион оÑознал вÑÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°ÑниÑ, он Ñмог «вÑÑаÑÑ Ð½Ð° ноги» и измениÑÑ ÑебÑ.
Ð ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿ÑоизведениÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ авÑоÑÑ ÑÑко показÑваÑÑ Ð¾ÑÑиÑаÑелÑнÑе ÑеÑÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑов ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð³ÐµÑоев Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¼ÐµÑаÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑпиÑеÑов, позволÑÑ ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ ÑделаÑÑ ÑобÑÑвеннÑе вÑводÑ. Ðа пÑимеÑе главного геÑÐ¾Ñ Ñомана ÐонÑаÑова «Ðбломов» ÐлÑе ÐлÑиÑе авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ñение лени, и к ÑÐµÐ¼Ñ Ñа пÑиводиÑ. Ðбломов из-за Ñвоей лени вел беÑÑмÑÑленнÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. Ðе Ñ Ð¾ÑÑ Ð¿ÑинимаÑÑ ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо в ÑÑом пеÑÑонаже Ñ Ñвидел Ñвои ÑеÑÑÑ. ÐÑо дейÑÑвиÑелÑно Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñгало. Я понÑл, ÑÑо ,лежа на диване и ниÑего не делаÑ, Ñ Ð½Ðµ ÑÐ¼Ð¾Ð³Ñ Ð´Ð¾ÑÑиÑÑ Ñвоей Ñели и пÑÐ¾Ð¶Ð¸Ð²Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±ÐµÑÑмÑÑленно. ÐÑо пÑоизведение помогло мне в боÑÑбе Ñо Ñвоей ленÑÑ, ÑÑо Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð»ÑÑÑе мне и по Ñей денÑ.
ÐоÑбаÑов пиÑал о ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°Ñ : «Ðнига â одно из ÑамÑÑ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑеÑений ÑеловеÑеÑкого Ñма â обогаÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð¿ÑÑом наÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ». Я полноÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°Ñ ÐµÐ³Ð¾ мÑÑлÑ. Ðнига Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÐµÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ ÑазобÑаÑÑÑÑ Ð² Ñебе, найÑи вÑÑ Ð¾Ð´ из ÑÑÑдной жизненной ÑиÑÑаÑии на оÑнове опÑÑа, ÑеÑез коÑоÑÑй пÑоÑли геÑои пÑоизведениÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, Ðова!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении ÑаÑкÑÑÑÑ ÑÐµÐ¼Ñ Ð¸ пÑивеÑÑи Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´ÑÑие лиÑеÑаÑÑÑнÑе аÑгÑменÑÑ. У Ð²Ð°Ñ Ð´Ð¾ÑÑаÑоÑно вÑÑокий ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð³ÑамоÑноÑÑи. Ðо ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ ÑеÑевÑми оÑибками.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл
Ð2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл
Ðнализ пÑоизведений вÑполнен на Ñ Ð¾ÑоÑем ÑÑовне.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
Ð ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿ÑоизведениÑÑ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ðµ авÑоÑÑ ÑÑко показÑваÑÑ Ð¾ÑÑиÑаÑелÑнÑе ÑеÑÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑов ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð³ÐµÑоев Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¼ÐµÑаÑÐ¾Ñ Ð¸ ÑпиÑеÑов, позволÑÑ ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ ÑделаÑÑ ÑобÑÑвеннÑе вÑводÑ.
ÐÑо вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ñ Ð²Ð°Ñ ÐµÑÑÑ Ð¾Ð±Ñие Ñлова во введении. ÐÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¼Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÐ¼ пÑи ÑÑении лÑбÑÑ
книг, в Ñом ÑиÑле и ÑеÑ
, коÑоÑÑе не помогаÑÑ ÑазбиÑаÑÑÑÑ Ð² Ñебе. ТÑÑ Ð»ÑÑÑе конкÑеÑизиÑоваÑÑ, показаÑÑ ÑазлиÑие двÑÑ
пÑимеÑов. Ðожно Ñак: Ð ÑвоиÑ
пÑоизведениÑÑ
многие авÑоÑÑ ÑÑко, Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ ÑÑедÑÑв вÑÑазиÑелÑноÑÑи показÑваÑÑ Ð¾ÑÑиÑаÑелÑнÑе ÑеÑÑÑ ÑвоиÑ
геÑоев, позволÑÑ ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ ÑаÑпознаÑÑ Ð¸Ñ
в Ñебе и попÑÑаÑÑÑÑ Ð¾Ñ Ð½Ð¸Ñ
избавиÑÑÑÑ.
Ðе Ñ Ð¾ÑÑ Ð¿ÑинимаÑÑ ÑÐ¾Ñ ÑакÑ, ÑÑо в ÑÑом пеÑÑонаже Ñ Ñвидел Ñвои ÑеÑÑÑ.
Ðо ÑÑÑи, ÑÑÐ¾Ñ ÑÐ°ÐºÑ Ð²Ñ Ð¿ÑинÑли ) Так как пиÑеÑе, ÑÑо задÑмалиÑÑ Ð¸ попÑÑалиÑÑ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑÑÑ. СкоÑее вÑего, Ð²Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐ»Ð¸ в видÑ: мне Ñложно бÑло пÑинÑÑÑ ÑÐ¾Ñ Ñакх
Ð4 (ÑеÑÑ) + 1 балл
Ðа пÑимеÑе Ð¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ пÑÑи, оÑибок, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми они ÑÑолкнÑлиÑÑ, ÑиÑаÑÐµÐ»Ñ Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð²Ñвод Ð´Ð»Ñ ÑÐµÐ±Ñ Ð¸ Ñвоей жизни.
ÐелаÑÑ Ð²Ñвод на пÑимеÑе â полагаÑ, ÑÑо ÑÑо некоÑÑекÑÐ½Ð°Ñ ÑÑаза. ÐелаÑÑ Ð²ÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ из Ñего-Ñо, на оÑнове Ñего-Ñоâ¦
ÐоÑле ÑовеÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑеÑÑÑÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ бÑквалÑно ÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð» Ñ Ñма, ÑовеÑÑÑ Ð½Ðµ давала ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ. СÑÑаÑнÑе ÑÐ½Ñ Ð½Ðµ давали ÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ¾Ñ Ð´Ð°Ð¶Ðµ ноÑÑÑ.
ÐовÑоÑ.
Ðа пÑимеÑе главного геÑÐ¾Ñ Ñомана ÐонÑаÑова «Ðбломов» ÐлÑе ÐлÑиÑе авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ñение лени, и к ÑÐµÐ¼Ñ Ñа пÑиводиÑ.
ÐонÑаÑова надо бÑло поÑÑавиÑÑ Ð½Ð° меÑÑо авÑоÑа.
Я понÑл, ÑÑо, лежа на диване и ниÑего не делаÑ, Ñ Ð½Ðµ ÑÐ¼Ð¾Ð³Ñ Ð´Ð¾ÑÑиÑÑ Ñвоей Ñели и пÑÐ¾Ð¶Ð¸Ð²Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð±ÐµÑÑмÑÑленно.
Ðба Ñлова можно безболезненно опÑÑÑиÑÑ.
ÐÑо пÑоизведение помогло мне в боÑÑбе Ñо Ñвоей ленÑÑ, ÑÑо Ð´ÐµÐ»Ð°ÐµÑ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð»ÑÑÑе мне и по Ñей денÑ.
Ðомимо лиÑнего Ñлова, вÑоÑÐ°Ñ ÑаÑÑÑ Ð¿ÑедÑÑавлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑÑекÑной. ÐÑÑÑе: ⦠и его влиÑние Ñ Ð¾ÑÑÑÐ°Ñ Ð´Ð¾ ÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ.
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 2
ÐÑÑогÑаÑиÑ
ÐÐµÑ Ð¾Ñибок.
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
Ðа пÑимеÑе главного геÑÐ¾Ñ Ñомана ÐонÑаÑова «Ðбломов» ÐлÑе ÐлÑиÑе авÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð¿Ð»Ð¾Ñение лени, и к ÑÐµÐ¼Ñ Ñа пÑиводиÑ.
ÐÑли пÑидаÑоÑÐ½Ð°Ñ ÑаÑÑÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑаеÑÑÑ Ð² ÑÑд одноÑоднÑÑ Ñленов, запÑÑÐ°Ñ Ð½Ðµ ÑÑавиÑÑÑ.
ÐÑаммаÑика
СÑолкнÑвÑиÑÑ Ñ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑÑми жизненнÑми ÑиÑÑаÑиÑми, ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ Ð»Ð¸ÑÑ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð°.
ÐÑÑÐ±Ð°Ñ Ð¾Ñибка в поÑÑÑоении деепÑиÑаÑÑного обоÑоÑа. Человек ÑовеÑÑÐ°ÐµÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвие, обознаÑенное деепÑиÑаÑÑие, он должен ÑÑоÑÑÑ Ð² Ðм. п.
Ðо книга, коÑоÑÐ°Ñ ÑиÑала ÐµÐ¼Ñ Ð¡Ð¾Ð½Ñ, ÑÑала Ð´Ð»Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ ÑпаÑением.
СкоÑее вÑего, опеÑаÑкаâ¦
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, Ðова, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», Ð²Ñ Ñ
оÑоÑо владееÑе пиÑÑменной ÑеÑÑÑ Ð¸ гÑамоÑно и логиÑно ÑÑÑоиÑе вÑÑказÑваниÑ. ÐоÑÑаÑайÑеÑÑ Ð¿Ð¾ÑледиÑÑ Ð½ÐµÐ¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ за ÑеÑÑÑ, Ð²Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑе напиÑаÑÑ Ð»ÑÑÑе
УдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 1; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 5 ÐаÑÑÑ
ÐозвÑÐ°Ñ Ðº ÑпиÑкÑ
Сон Обломова Анализ 9 главы романа И.А.Гончарова «Обломов»
Цель урока:
1) вспомнить функцию сна в художественном произведении;
2) познакомиться с композиционной особенностью использования «Сна Обломова»;
3) выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.
Беседа по пройденному материалу:
Какова роль визитеров в начале романа?
Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?
Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?
Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.
Вспомните содержание 5 главы романа:
Кто такой Обломов?
Какова его жизнь в Петербурге?
Где учился, служил?
Каково его отношение к начальнику?
Увлекался светом?
Почему оказался на диване?
Почему он такой?
`
Для автора очень важна жизненная позиция главного героя романа «Обломов».
В какой композиционной части романа наиболее полно показан процесс формирования героя?
В главе «Сон Обломова».
Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовала тема сна?
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» — сон Татьяны;
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» — сон Петруши Гринева;
В.А. Жуковский баллада «Светлана» — сон Светланы.
В чем, по-вашему, функция сна в произведениях?
Функция сна в произведениях:
1. Сон — как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.
2. Сон — как идиллия, мечта.
3. Сон — как предвидение будущего.
— Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?
Функция сна в романе «Обломов»:
1. Сон — выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон — символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.
2. Сон — показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое. Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.
Композиция сна
Какова композиция этой главы?
Из скольких частей состоит (условно)?
Как вы это определили?
Композиция сна
«Сон Обломова» состоит из 4-х частей:
1. «Благословенный уголок земли» (экспозиция).
2. Семилетний Обломов в родительском доме. Распорядок дня. Воспитание мальчика. Восприятие окружающего мира.
3. Чудесная страна. Сказки няни.
4. Обломову 13-14 лет. Образование Обломова. Взгляды обломовцев на жизнь.
Как такое расположение частей главы романа помогает понять характер героя?
(Сформулировать ответ письменно в тетради)
Анализ 1 части сна: «Благословенный уголок земли» (экспозиция)
«Где мы? В какой благословенный край перенес нас сон Обломова? Что за чудесный край!»
Вспомните описание утра;
Каков полдень? Каков вечер?
Как вы думаете, почему так подробны пейзажные зарисовки?
С какой целью автор использует пейзаж?
Анализ 2 части сна:
Семилетний Обломов в родительском доме.
Распорядок дня.
Воспитание мальчика.
Восприятие окружающего мира.
Анализ 3 части сна:
Чудесная страна.
Сказки няни.
Анализ 4 части сна:
Обломову 13-14 лет.
Образование Обломова.
Взгляды обломовцев на жизнь.
Роль сна в романе:
Каждая часть – ряд ярких эпизодов из детства Обломова, совершенно разных по тематике, но связанных общей идеей, задачей писателя.
Автор показывает читателям истоки характера героя:
как природа, уклад жизни семьи, взгляды на жизнь и образование повлияли на формирование характера главного героя.
Какими средствами создаётся идиллия жизни в Обломовке?
Использование средств устного народного творчества в создании образа Обломовки:
а) особая пространственно-временная организация, характерная для русской волшебной сказки; отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического;
б) наличие своей волшебной силы (сон) и своего закона в этом мире (безделие);
в) любимые герои этого волшебного мира — Емеля, Илья Муромец.
Отражение древнего представления о «золотом веке» в жизни обломовцев:
а) спокойствие, отсутствие дурных наклонностей у обломовцев;
б) духовная щедрость;
в) естественность;
г) изобилие;
д) молодость, красота, долгожительство; смерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой — вечный сон.
Черты христианского образа рая в главе «Сон Обломова»:
Обломовка —
а) мир изобилия;
б) мир вечного тепла, солнца (зима, благодаря запасам, тёплой печке, воспринимается как продлённое лето);
в) мир, где всем ясно, что труд — Божье наказание за излишнюю любознательность.
Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?
Образ матери
Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов (обращаем внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич — знак повторения отца, его жизни).
Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка — мечта-утопия.
Какое дополнительное (историческое) прочтение получает образ Обломовки в контексте той борьбы идей середины XIX века в России, о которой говорилось на уроках?
Обломовка в этом контексте воспринимается в качестве идиллической модели патриархальной России.
Итак, нравственный идеал Обломова – цельная гармоничная личность.
Социальный идеал — патриархальная неменяющаяся Россия.
Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни, его эстетизация.
Однако совпадает ли идеал героя с идеалом автора?
Обломовка, модель патриархальной России, — идеал героя.
Автор же, любуясь естественностью, добросердечностью патриархальных отношений, видит их ущербность.
(Вспомним семантику фамилии героя: Обломов — «обломок», часть целого. Не гармония, не целое, а часть целого, обломок гармонии).
Реализация домашнего задания: (работа в тетради)
Запишите положительные и отрицательные стороны жизни обломовцев:
Положительные стороны жизни обломовцев:
1. Единение людей с природой, у человека нет страха перед ней.
2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.
3. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.
4. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».
5. Любовь матери.
6. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.
Отрицательные стороны жизни обломовцев:
1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).
2 Распорядок дня обломовца: из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.
3. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».
4. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.
5. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.
6.Воспитание Обломова «по-обломовски».
Итак, мы с вами отразили противоположные стороны жизни Обломовки.
И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь.
Вот два высказывания критиков, подумайте, какую сторону они приняли в Обломове?
Н. Добролюбов : «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»
А. Дружинин : «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».
Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?
Домашнее задание:
Приготовить рассказ о Штольце в романе:
портретные особенности;
семья;
воспитание;
образование;
образ жизни;
ценностные ориентиры.
(ч.2, главы 1 – 4)