«Кавказский пленник» — одно из лучших произведений Льва Толстого, написанное точным, четким, ясным языком. Простой сюжет, реализм повествования добавляет рассказу невыразимую прелесть. Контрастное противопоставление главных героев – еще одна особенность «Кавказского пленника». Читатель сочувствует оптимисту Жилину, порицает пессимиста Костылина за его пассивность, равнодушие, стремление перекладывать собственные проблемы на других.
История создания
Участие России в Кавказской войне, продолжавшейся 47 лет, нашло отражение во многих произведениях наших литераторов. Лев Толстой не исключение, он и сам был участником войны, хорошо изучил менталитет противника. Однажды с писателем произошел особый случай – вместе с сослуживцем чеченцем Садо он едва не оказался в плену у татар.
Сам Толстой легко мог ускакать от погони, его конь был сильным, выносливым. Однако он не бросил товарища, ружье которого оказалось незаряженным. Чеченец, не подавая виду, продолжал целиться во врагов. Лишь счастливая случайность помогла воинам, они домчались до ближайшей крепости, откуда на подмогу выехала целая команда казаков.
Все пережитое и легло в основу рассказа. Но Толстой использовал и «Воспоминания кавказского офицера» Торнау, который описал свой опыт пребывания в плену. Совершить побег ему помогала юная татарка, с которой их связывала дружба. Основываясь на личных воспоминаниях, горьком опыте Торнау, Толстой создал прекрасное произведение, опубликованное в 1872 году.
Темы и проблемы
Главные темы рассказа – отношение к жизни, дружба, товарищество. Жилин – замечательный человек, ловкий, умелый, умный, деятельный. Он – настоящий оптимист, привыкший рассчитывать только на себя. У офицера нет большого богатства, но он принимает жизнь со всеми ее радостями и горестями. Без стонов и ропота он старается всеми силами выпутаться из сложного положения.
Костылин другой, это богатый, изнеженный барин, за которым всегда ухаживали слуги, а потом – денщик. Попав в плен, он упал духом, и надеется только на выкуп. Для Жилина этот человек — настоящий злой гений, ведь именно Костылин был виноват в его несчастье. Жилин слишком понадеялся на товарища и на его ружье, а Костылин, увидев погоню, пустился наутек.
Показательно, что оба этих человека были пойманы татарами. Жилин оказался в плену в силу несчастно сложившихся обстоятельств, а Костылин – из-за собственной трусости и глупости. Если бы он стал стрелять, татары вряд ли бы погнались за ним. Возможно, офицер бы смог помочь и своему товарищу по несчастью. Но Костылин предпочел спасаться в одиночку.
Костылин подвел товарища и во время побега. Жилин в одиночку готовил подкоп, разузнавал дорогу, а физическая подготовка второго офицера оказалась совершенно никудышной. Он не мог двигаться быстро, а потом и вовсе не сумел сдержаться и закричал, и этот вскрик услышал проезжающий татарин.
Зато татарская девочка показала Жилину, что такое настоящее товарищество. Возможно, маленькая восточная красавица, просто была влюблена в русского офицера и сделала все, чтобы облегчить его жизнь. А потом она и вовсе помогла ему бежать. Девочка прекрасно понимала, что ей грозит много неприятностей, но вопреки всему оказала Жилину неоценимую помощь.
В рассказе поднимается важная проблема войны и мира. Военные действия давно уже утомили их участников, они приносят беды обеим сторонам. Русские попадают в плен, горцы гибнут. В ауле есть злобный старик, который постоянно призывает земляков убивать русских. Но он и сам пострадал от войны, потеряв восьмерых сыновей.
Толстой реалист, он описывает врагов такими, какие они есть на самом деле. Горцы живут собственным укладом, их быт упорядочен, а дома аккуратны, чисты и зажиточны. Автор нравится красивая одежда их мужчин, сплоченность горцев перед лицом врага. Толстой рассказывает об обычаях этих людей, их вере, менталитете. В ауле не любят русских, но с уважением относятся к храброму Жилину.
От Костылина ждут только выкупа, он для горцев не представляет никакого интереса. Система использования пленных для своей пользы – старинная, но она и до сих пор не потеряла своей актуальности. Для русских это нонсенс, представители нашей национальности никогда торговали свободой.
Композиция
Рассказ небольшой по объему, состоит всего из 6 глав. В первой главе, завязке, автор знакомит читателей с основными героями произведения, здесь же разворачиваются главные события. Офицеры оказываются в плену у татар.
Со второй по пятую главу действие происходит в плену. Жилин приобретает авторитет у татар, знакомится с Диной, Офицеры пытаются вырваться на свободу, но их преследует неудача.
В шестой главе Жилин решил во что бы то ни стало уйти из плена. У него нет выбора — грозит скорая гибель. С помощью Дины офицер выбирается из ямы, прикладывая все силы, чтобы добраться до своих.
Жанр, направление, размер
«Кавказский пленник» — небольшой рассказ. Иногда литературоведы называют его повестью, но для повести у него слишком малый объем, небольшое число героев. Кроме того, Толстой ведет повествование от первого лица, в рассказе присутствует лишь одна сюжетная линия.
Рассказ основан на реальных событиях и написан в направлении реализма, характерном для автора. В произведении изображена настоящая жизнь, без романтических прикрас и преувеличений.
Объем рассказа небольшой – он состоит из шести коротких глав.
Средства выразительности
Рассказ был написан для детей, поэтому его язык предельно краток и лаконичен. Автор использует минимум выразительных средств, но широко применяет глаголы, делая на них большую ставку. В результате получается не статичное, замедленное повествование, а яркое, быстрое, динамичное перечисление событий. Присутствуют и эпитеты – «вонючий татарин», сравнения — «лицо как кирпич; нос как у ястреба». Для нагнетания обстановки автор широко использует перечисления – «Пыль, жара, солнце… печёт, укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика…». Или еще – «Братцы, братцы, братцы!»
Образы и символы
Образ главного героя Жилина очень привлекателен для читателя. Он смел, прямодушен, прекрасный товарищ, не привык перекладывать свои проблемы на чужие плечи, настоящий народный умелец, в руках которого спорится любое дело. И фамилия его символична, созвучна со словами «жить», «жилистый».
Костылин – отрицательный герой, собравший в себе многие негативные качества, этот человек не привык трудится ни руками, ни головой. Он плохой товарищ, ведь Жилин оказался в плену только из-за его трусости. И только в самый последний момент Костылин поступает, как человек, помогая Жилину выбраться из ямы. Его фамилия неприятна, напоминает нам о болезнях, о том, что ее владелец может существовать в этом мире только на костылях, на подпорках, он слаб и несамостоятелен.
Проблематика и основная идея произведения
Автор прямо говорит – в этой жизни можно быть героем, а можно – слабым, зависимым персонажем. Но при любых обстоятельствах не следует опускать руки, не прекращать борьбы за свою жизнь, за свободу, поскольку давно известно – «под лежачий камень и вода не течет». Жилин боролся и победил, а Костылин дожидался помощи, но она бы могла и не прийти вовремя.
Л.Н.
ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК»
Чтение
и изучение рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе дает учителю
широкую возможность:
—
научить школьников эстетическому анализу художественного произведения;
—
соотнести детское прочтение с авторской позицией;
—
рассмотреть проблему соотношения мира художественного произведения с
действительностью.
Следует
отметить, что сюжет и основное содержание рассказа Л.Н. Толстого порождает
множество ассоциаций с событиями новейшей отечественной истории. Но учитель должен
сознательно избегать возможных переходов от анализа текста рассказа к так
называемым сравнениям и «связи с жизнью», ибо в данном случае урок перестает
быть процессом обучения литературе со своими специфическими целями
(предметными) и становится «беседой по поводу…» Урок должен стать способом
приобщения к культуре.
Основные
знания и умения как предполагаемый результат изучения рассказа Л. Толстого
«Кавказский пленник»:
Освоение | Формирование |
1. | Характеризовать |
2. | Отличать |
3. Сюжет | Воспроизводить |
4. | Находить |
Основные
виды учебной деятельности школьников на уроке: выразительное
чтение; пересказ фрагментов текста; составление плана содержания текста;
наблюдение над текстом; отбор литературного материала в соответствии с учебной
задачей; составление характеристик героев с элементами сравнения.
Уроки
по изучению рассказа «Кавказский пленник» тематически можно представить так:
Урок
1. В мире «Кавказского пленника». Знакомство с содержанием произведения.
Урок
2. Война и мир как основные полюса содержания рассказа.
Урок
3. Жилин как главный герой рассказа.
Урок
4. Образ рассказчика. Способы создания образа рассказчика. Авторская позиция.
Урок
1. Знакомство с содержанием произведения. Сюжет и композиция рассказа
Цель.
Знакомство с сюжетно-композиционными особенностями рассказа на основе
составления плана.
—
Интересно ли было вам читать рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»?
—
Какие эпизоды вам хочется перечитать в классе?
Чтение
2-3-х эпизодов. Например, побег Жилина, пленение Жилина или спасение Диной
Жилина.
—
Избранные и прочитанные эпизоды характеризуют вас как эмоциональных читателей.
А теперь посмотрим, насколько вы внимательно читали рассказ. Вам предлагается
ответить на вопросы небольшой викторины.
1.
Сколько денег потребовал татарин за Жилина?
2.
Какое письмо написал Жилин матери?
3.
Почему Жилин стал собственностью Абдул-Мурата?
4.
Как звали собаку татарина?
5.
Что умел делать Жилин?
6.
Какие украшения были на Дине?
Можно
предложить самим учащимся продолжить викторину, задавая своим одноклассникам
«трудные» вопросы.
Некоторые
вопросы викторины заставили вас задуматься и вновь обратиться к тексту. Давайте
сделаем это вместе. Мы составим план, который поможет получить более глубокое
представление о содержании рассказа и особенностях его построения.
Предлагается
модель записи (на уроке 1 заполняется только левая колонка).
Развитие | Особенности |
1-я гл. | Портрет Портрет |
2-я гл. | Портрет Пейзаж Интерьер |
3-я гл. | Портрет Вставной |
4-я гл. | Пейзаж |
5-я гл. | Ночной Портрет Портрет |
6-я гл. | Портрет Ночной |
Заполнение
правой колонки осуществляется в процессе 2—4-х уроков как углубление
читательских представлений об анализе художественного произведения.
Слово
учителя об авторе. Учитель расширяет представление учащихся о личности
Л.Н. Толстого, об истории создания произведения. (Этот этап необходим, так как
дает возможность перейти к урокам, посвященным анализу художественного
произведения.) Рассказ «Кавказский пленник» вошел в четвертую книгу для чтения
из «Новой азбуки» Л. Толстого для учащихся яснополянской школы. В этом рассказе
автор воплотил свой опыт участия в кавказской войне, свои нравственные идеалы.
Учитель в этой части урока может подробнее рассказать о яснополянской школе, о
Толстом как боевом офицере.
Задается
вопрос, который может стать проблемным:
—
Чему намеревался научить Л. Толстой учеников яснополянской школы, предлагая им
для чтения рассказ «Кавказский пленник»? Глубоко и полно ответить на этот вопрос
мы сможем, изучив это художественное произведение.
Домашнее
задание
Уточнить
план, составленный в классе. Перечитать гл. 2, 3, 5.
Урок 2. Война и мир как основные полюса содержания
рассказа
Цель. Опираясь
на сформированные умения работы с художественным текстом, составления плана,
пересказ фрагментов текста, наблюдения за художественным текстом, дать
аспектный анализ произведения.
—
Попробуем определить, как развивается сюжет.
1-я
гл. — экспозиция и завязка действия.
2-я
гл. — развитие действия.
3-я
гл. — развитие действия.
4-я
гл. — развитие действия.
5-я
гл. — кульминация.
6-я
гл. — кульминация и развязка.
Делаем
вывод, что сюжет всегда развивается по следующей логике: экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация и развязка. Заметим, что в экспозиции характеры
главных героев только намечены (Жилин — активный, ведет себя героически,
Костылин — пассивный и трусливый), а в кульминации характеры раскрываются
наиболее глубоко.
Обращаемся
к композиции произведения.
—
Расскажите, каким образом можно было добраться из крепости в крепость и почему.
Шла
жестокая война, татары везде и всюду угрожали русским.
Работа
с портретом Дины.
—
Найдите портрет Дины во 2-й гл. Какая деталь в портрете вами замечена?
Монисто
из русских полтинников, на ленте рубль: это военные трофеи, немало русских
погубили татары. Глядит, как на зверя какого; прыгнет прочь, как дикая коза — русский
изначально для девочки враг, менее всего просто человек.
Работа
с пейзажем и интерьером, (гл. 2).
—
В каких деталях дан пейзаж и интерьер? Найдите их в тексте.
Коза
с козлятами ходит, церковь ихняя с башенкой; пол земляной чистый.
—
Какие представления о жизни аула складываются у читателя?
Дается
картина мирной жизни, но этот мир иной — другая культура. Здесь люди живут по
своим обычаям.
—
Почему изменилось отношение Дины и местных к Жилину?
Жилин
сделал Дине куклу, а она ему вместо воды стала носить молоко. Мастеровитость и
открытость пленника нравились татарам, и они отвечали за добро добром. Жилин
оказался в плену, в чужом для себя мире, но вскоре становится понятно, что и в этом
мире люди живут по общим человеческим законам добра и взаимовыручки.
—
Соберите портрет Дины, разбросанный по всей 6-й главе.
Глазенки
так и блестят, как звезды: вынула две сырные лепешки из рукава; тянет его изо
всех сил ручонками за рубаху. да ручонки тонкие такие, как прутики; побежала на
горку; как козочка прыгает.
—
Как в этом портрете выразилась авторская симпатия к девочке?
Характер
сравнений, слова с экспрессивно-эмоциональной окраской — все свидетельствует о
симпатии автора к девочке.
—
Попробуйте «достроить» сюжет. Представьте, что о поступке Дины узнает ее отец.
—
Как вы оцениваете поступки Дины, когда она помогла Жилину совершить побег (6-я
гл.)?
Предупредила
пленника о его скорой смерти, принесла шест, пыталась сбить с ног колодки. В
детском сознании русский «Иван» не столько враг (это Дина хорошо понимает), сколько
человек, добрый человек. Она сама сделала это открытие (вспомните ее первую
реакцию — глядит, как на зверя какого). Девочка понимает, что ее ожидает, если
откроется ее участие в побеге врага. По страх уступает место более сильному
чувству: состраданию, соучастию в спасении человека от верной смерти. Война в
душе ребенка побеждена. Эта мысль — важнейшая для понимания гуманистического
пафоса произведения.
Задание.
Продолжите работу над составлением таблицы. Внесите в графы, относящиеся к гл.
2, 6, формулировки — портрет Дины, деревенский пейзаж, интерьер татарского
дома. Найдите портрет старого татарина (гл. 4), выявите опорные слова (нос,
как у ястреба; глаза злые, серые; храпит, как волк).
—
Как этот портрет помогает понять характер человека?
Образ
жестокости, зла.
—
Прочитайте историю жизни старого татарина.
—
Какую правду о жизни помогает понять этот текст?
Зло
рождает зло. Война лишила этого человека всего. В нем осталась только
ненависть.
—
Что помогают нам понять представленные в рассказе образы Дины и старика?
Жизнь
Жилина в татарской деревне представляет собой картину контрастную: добро и
жестокость — эмоциональные полюса этой жизни, понятия, раскрывающие антитезу
рассказа. Антитеза явлена и в образах — Дина и старик татарин. Автор
внимательно всматривается в жизнь другую, нерусскую. Становится понятно, что и
эти люди стремятся к миру, по-своему его защищают, но война, вражда,
жестокость, злоба — порождения войны — очень сильны.
—
Перескажите эпизод (гл. 4) — возвращение татар в аул с убитым товарищем. Как
этот эпизод помогает понять атмосферу войны?
Татарина
убили при очередной схватке с русскими. Сцена похорон и поминок говорит о горе,
постигшем аул, и во многом объясняет развитие дальнейших событий. На четвертый
день куда-то собираются. Привели лошадей, убрались и поехали человек десять, и
красный поехал.
—
Куда и зачем поехали десять татар?
Становится
более очевидной мысль автора о «снежном коме» войны: гибель татарина от рук
русских солдат приводит к дальнейшему кровопролитию — татары отправляются
метить за своего единоверца.
Задание.
Продолжить работу над составлением таблицы. Внесение в графы, относящиеся к гл.
3, 4, формулировок: портрет старого татарина, история жизни татарина.
Домашнее
задание
Обратитесь
к основному вопросу: чему намеревался научить Л. Толстой своих учеников в
яснополянской школе, предлагая для чтения рассказ «Кавказский пленник»?
Составьте развернутый ответ на этот вопрос, опираясь на следующие
слова-понятия: война, мир, бесчеловечность войны, добро, ненависть.
Урок 3. Жилин как главный герой рассказа «Кавказский
пленник»
Цель. На основе
сопоставления дать характеристику Жилину как главному герою.
—
Обратимся к названию рассказа «Кавказский пленник». Прочитав рассказ и осмыслив
сюжет, мы поняли, что пленников два. Выявляется некое противоречие.
—
Как вы можете сформулировать проблемный вопрос, ответ на который мы должны обязательно
дать, читая этот рассказ?
—
Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в рассказе два пленника — Жилин
и Костылин?
Это
и есть вопрос, на который мы должны ответить в ходе урока.
—
Обратимся к плану 1-й гл. Вспомните и кратко перескажите сцену нападения татар
на русских.
—
Что характерно для поведения Жилина и Костылина в момент опасности?
Жилин
вступает в поединок, несмотря на явный перевес сил. Костылин закатился что есть
духу в крепость.
—
Найдите портрет Костылина в 1-й гл. Какие черты характера героя выявляет автор?
Мужчина
грузный, толстый, весь красный, пот с него так и льет. Автор
подчеркивает в Костылине его физическую слабость, неприспособленность к суровым
условиям войны.
—
Какие черты выявляются в портрете Жилина в 1-й гл.? (Он «рассыпан» по тексту, поищите
повнимательнее детали портрета.)
Ростом
невысок, а удал был; рванулся он, скинул с себя татар; припустился Жилин под
кручь.
Жилин удал, решителен, чувствуется его физическая сила, ловкость.
—
Перечитайте сцену торга (гл. 2). Расскажите, какое письмо посылает домой Жилин,
а какое Костылин? Как эти письма характеризуют офицеров?
Жилин
самостоятелен, сам всего добился в жизни, из бедной семьи, любит мать. Костылин
слабохарактерный, избалованный, привык к опеке.
—
Как живут офицеры в плену?
Жилин
рукодельничает, копает в сарае, готовится к побегу — ему выкупа не пришлют.
Костылин лежит, спит — ждет выкупа. Один — активный, деятельный, другой — пассивный,
инертный.
—
Пользуясь планом развития событий в рассказе, вспомните сцену побега Жилина и
Костылина. Почему ее можно считать кульминационной?
Сцена
побега (гл. 5) — кульминация рассказа, так как именно здесь оба героя раскрываются
наиболее ярко, их образы становятся наиболее выразительными.
—
Как ведут себя герои перед побегом?
Жилин
решителен, он понял, что ему грозит после гибели татарина. Время хорошее —
месяц только народился, ночи еще темные были. Костылин робеет, опасается.
—
На какие детали, подробности указывает рассказчик, описывая побег?
Неловкость
Костылина — заценил ногой камень; сноровку и ловкость Жилина — попрыгивает с
камушка на камушек, опытность Жилина — по звездам примечает, в какую сторону
идти; неприспособленность, слабость Костылина — не может идти ни в сапогах, ни
без сапог.
—
Как портрет Костылина (гл. 5) углубляет читательское представление о характере
героя?
Мужчина
грузный, пухлый, запотел, да как обхватило его в лесу туманным холодом, да ноги
ободраны — он и рассолодел. Портрет во многом повторяется (см. гл. 1), но просторечное
слово «рассолодел» даст возможность представить Костылина как образ целостный
(см. словарь Даля: «Рассолаживать (разг.) — раскиснуть в зной, ослабеть, размориться»).
—
Как ведет себя Жилин в момент опасности по отношению к Костылину?
Несет
Костылина на себе, несмотря на усталость.
Задание. Продолжить
работу над составлением таблицы. Внести в графы, относящиеся к гл. 1, 5, формулировки:
портрет Жилина, портрет Костылина.
—
Что позволяет считать именно Жилина главным героем рассказа?
Жилин
и Костылин — это антитеза не положительного и отрицательного, а сильного и слабого.
Жилин силен духом и телом. Нравственность героя, его простая, но знаменательная
реакция на «рассолодевшего» Костылина во время побега говорят о многом. «Сам
погибай, а товарища выручай» — закон солдатского братства — для него нерушим. В
этом вся его нравственная суть.
—
Какую роль играет пейзаж в 4, 6 гл.?
4-я
гл. — разведка Жилина перед побегом. Сердцем понял, где родная сторона. Картины
природы как средство характеристики героя. Наше представление о герое углубляется
— Жилину свойственно теплое чувство Родины.
6-я
гл. — ночной пейзаж. Жилин «соревнуется» с месяцем, с рассветом. Картины природы
помогают понять психологическое состояние Жилина, динамику — он устремлен к
свободе, к Родине.
Задание.
Продолжить работу над составлением таблицы. Внести в графы, относящиеся к гл.
4, 6, формулировки — пейзаж окраины села, ночной пейзаж.
—
Подробно перескажите сцену долгожданной встречи Жилина с русскими солдатами. Объясните
внутреннее состояние героя в момент спасения.
Автор
в простых деталях (кто ему каши; кто колодку разбивает; кто шинелью прикрывает)
показывает великое счастье возвращения к своим. Создается образ единой семьи
(«Братцы!» — кричит Жилин.)
—
Какой еще урок дает Л. Толстой, предлагая этот рассказ своим ученикам в
яснополянской школе?
Опорные
слова: чувство родины, сила духа, героизм, свободолюбие.
—
Как вы думаете, случайны ли фамилии героев?
Фамилии
отражают суть, зерно характера.
—
Так почему же так назван рассказ?
Образ
Жилина, главного героя, — литературный характер, в котором раскрыто отношение
писателя к миру, его понимание жизненных ценностей. В главном герое раскрывается
авторский идеал понимания добра, чести, долга, свободолюбия.
—
Как создается литературный характер в художественном произведении?
Средствами
создания литературного характера являются сюжет, пейзаж, портрет.
Урок 4. Образ рассказчика. Авторская
позиция
Цель. На основе
сформированных умений работы с текстом — работа со словом как первоэлементом
текста, интерпретация отдельных частей композиции — раскрыть образ рассказчика
и представить авторскую позицию в художественном произведении.
—
Обратим внимание на подзаголовок — быль. Как вы понимаете значение этого
слова? (Справка в словаре.)
—
Почему Л. Толстой дает рассказу подзаголовок?
Это
свидетельствует о значимости для автора указания на достоверность событий, положенных
в основу произведения.
—
Если автор считает нужным указать читателю слово быль, давайте попробуем в
течение урока подумать над вопросом: кто рассказывает эту быль?
—
Обратимся к тексту гл. 1, 4, 5. Понаблюдайте за лексикой рассказчика, которая
составляет основу его речи. Какие слова он использует, характеризуя Жилина?
Обращаем
внимание учащихся на лексико-стилистические особенности речи рассказчика.
Жилина рассказчик называет барин. Герой, по словам рассказчика, выправил отпуск,
тычется в вонючую спину татарина, хотел примечать дорогу, слюни утирает, лег на
брюхо… и т.п.
—
К какой лексике относятся указанные слова?
Это
лексика разговорная, просторечная.
—
Какой вывод можно сделать о рассказчике?
Простой
человек, не барин. Свидетель этих событий. Бывалый солдат.
—
Уточним наши выводы. Найдите текст письма матери Жилина в 1-й гл. Могло ли это
письмо быть написано барыней? Почему?
—
Понаблюдайте за лексикой, построением предложений.
Приискала:
а там и с Богом; именье есть: полюбится тебе. В построении предложения
используется инверсия: стара я уже стала и т.д. В рассказе дается пересказ
письма барыни. Лексика и используемая инверсия указывают на близость к
просторечию, такой язык характерен для простого народа.
—
Жизненные устремления человека какого социального положения выражены в этом
письме?
Невесту
приискала; приезжай, похорони меня — выражены идеалы, близкие народным
представлениям о жизни: сыновний долг, любовь, благополучие в семье.
—
Как рассказывается о быте татар?
Татарская
деревня, поминки, похороны описаны очень подробно, детально, но без резко
выраженной эмоциональной оценки. Для рассказчика эти картины новы, не все он
может понять, но нет отрицания чужой культуры. Таким образом, рассказчику этот мир
не близок, но он к нему относится с уважением.
—
Вспомните последовательность развития сюжета (см. план) в гл.4 и 5. Случайно ли
рассказчик сначала говорит о старике татарине, его трагедии, гибели
односельчанина, а потом об угрозе жизни Жилина и Костылина?
Для
рассказчика эта связь очевидна. Гибель пленников объяснима взаимной жестокостью.
—
Мы узнали, что рассказчик простолюдин, очевидец событий, мудрый человек. Как мы
получили представление о рассказчике?
Читатель
формирует в своем сознании образ на основе особенностей сюжета, включения в
композицию внесюжетных элементов (рассказ о старике), на основе речевой характеристики
рассказчика.
—
Почему повествование о кавказской войне Л. Толстой ведет от лица солдата?
Автор
сопрягает свой взгляд на события и героев с нравственной оценкой человека из
народа. Нравственный идеал человека явлен через призму народного сознания, что для
Л. Толстого является принципом отражения действительности.
Домашнее
задание
Письменный
ответ на вопрос: «Чему намеревался научить Л. Толстой учеников яснополянской
школы, предлагая им рассказ “Кавказский пленник”?»
Изучая творчество Толстого в школе, в программу включено и изучение произведения, а также написание сочинения на тему Кавказский пленник. Лев Николаевич Толстой написал данное произведение в конце девятнадцатого века и скорее всего в этом произведении он описал историю из своей жизни, ведь, как известно, писатель побывал в плену у татар, когда проходил службу на Кавказе.
Работая над анализом произведения Кавказский пленник Толстого, хочется начать сочинение о том, насколько красиво автор описывает природу Кавказа, как будто попадаешь в сказку. Также в произведении писатель затрагивает повседневную жизнь татар, быт свободолюбивых горцев. Сам рассказ и события в нем формируются вокруг трех основных героев, среди них два офицера и девочка Дина.
Жилин и Костылин
В повести два офицера Жилин и Костылин попадают в плен. В сочинении по «Кавказскому пленнику» хочется отметить, что Жилин и Костылин оказались в равных условиях, но совершенно по-разному проявились их характеры. Да и по описанию автора мы видим различия и Костылин уже здесь не вызывает симпатии. Тучный, грузный, постоянно обливается потом. Другое дело Жилин. Он удал, полон сострадания, любви даже к животным, храбрый, целеустремленный.
Поступки у пленных также разные. Если Костылин уверен, что ему должны все помогать, достаточно только написать родственникам, которые вызволят его, то Жилин не хочет волновать свою мать, и решается на самостоятельное спасение, устроив побег. Он изучает местность, жителей аула, их жизнь и, все подготовив, совершает побег, прихватив собой Костылина, и в этом была его ошибка. Этот слабый, трусливый, ленивый человек и здесь не смог проявить твердость характера, поэтому их быстро поймали и вернули назад. Очень обидно было за главного героя, который все рассчитал, который уже бежал, когда свобода была уже рядом. Но, не получилось. Теперь Жилину грозила верная смерть.
Жилин и Дина
Однако все завершилось хорошо и должное нужно отдать девочке Дине – дочери татарина. В своем сочинении хочется отметить те теплые отношения, что сложились между Жилиным и Диной в «Кавказском пленнике». Сначала девочка боялась пленников, но позже поняла, Жилин добрейшей души человек и они подружились. Жилин развлекал девочку, которая была обделена любовью родителей. Он делал ей кукол из глины, а она ему носила вкусную еду. А после неудачного побега девочка и вовсе стала для офицера ангелом-спасителем, ведь предупредив об опасности, она помогла бежать Жилину второй раз. Все закончилось благополучно.
В завершении работы над «Кавказским пленником» Толстого, в своем сочинении хочется сказать, что, несмотря на жизненные ситуации, никогда не нужно опускать руки. Нужно быть, как Жилин, смелым, храбрым, решительным, целеустремленным. Именно эти качества и характеризуют настоящих мужчин, а такие ничтожные, трусливые ленивые люди, как Костылин, вызывают только жалость и уж на кого равняться не стоит, так это на подобных героев.
Кавказский пленник сочинение, вариант 2
Кавказский пленник привлекателен не только своей сюжетной линией, но и тем, что на страницах рассказа писатель затрагивает частичку нашей истории, описывая один из самых сложных конфликтов, период Кавказской войны. Л. Н. Толстой в своем рассказе использует собственные воспоминания, а также воспоминания офицеров и солдат, которые принимали непосредственное участие в военных действиях. Сегодня мы пишем небольшое сочинение по литературе на тему кавказского пленника, и попутно ответим на вопрос, над чем же заставляет задуматься произведение Кавказский пленник. Написать работу нам поможет план сочинения, который мы составили заранее, и предоставим его в конце нашей работы.
Кавказский пленник сочинение
Л. Н. Толстой свой рассказ Кавказский пленник написал в конце девятнадцатого века, где рассказал о войне, предательстве, человеческой доброте, и стремлении найти выход даже с самой сложной ситуации. Рассказ повествует о поступках разных людей, которые попадают в одинаковые условия. Здесь мы видим взаимоотношения народов. Кавказский пленник в полной мере раскрывает человеческие пороки — трусость, высокомерие, мстительность, жестокость, но несмотря ни на что, доброта, храбрость и упорство, побеждают, и приводят к счастливому концу.
Рассказ Кавказский пленник знакомит нас с главными героями Жилиным и Костылином, которых захватили в плен горцы. И на протяжении всего рассказа мы можем наблюдать их поведение в неординарных условиях. Жилин присматривается к врагу, знакомится с ними ближе, старается занять себя каким-либо делом и даже лечит больных врагов. Костылин в плену бездействует. Он считает себя выше врага, поэтому с ними на контакт не идет, и ожидает выкуп.
Жилин разрабатывает план побега, к которому присоединяется и его товарищ. Первый побег оказался неудачным, и виной тому был Костылин, который не нашел в себе силы идти дальше. Беглецов схватили, и ужесточили условия содержания. Но и теперь Жилин не падает духом, он не собирается просить родных выкупить его из плена, и надеется только на себя. Однако здесь ему на помощь приходит девочка Дина, которая успела подружиться с офицером, и благодаря ей Жилин бежал.
У рассказа счастливый конец. Жилину удалось добраться до своих, а за Костылина внесли нужную сумму и еле живого через месяц привезли домой.
Продолжая работать над сочинением на тему рассказа Кавказский пленник, хочется отметить насколько интересное и поучительное написал автор произведение. Оно показывает, насколько важно не терять силу духа, учит быть добрым, показывает насколько губительной может оказаться трусость, насколько ужасно предательство, и как важно не опускать руки.
Над чем заставляет задумываться Кавказский пленник
Давайте все же постараемся ответить в сочинении на вопрос над чем заставляет задуматься Кавказский пленник?
Рассказ заставляет задуматься о проблемах, которые приносит человеку война, и о том, как важно не пренебрегать реальной опасностью в военное время. Если ошибка была сделана, то не стоит поддаваться панике и постараться найти решение со светлой головой. Рассказ призывает с уважением относиться к обычаям других народов, уважать традиции других национальностей, и помнить главное — что не существует плохих национальностей, есть лишь плохие люди, как есть и хорошие.
Прочтя рассказ Толстого, невольно задумаешься о добре и зле, о том, как важно оставаться человеком, даже оказавшись в плену, ведь если хорошо относиться к другим, то даже среди врагов найдутся те, кто захочет тебе помочь. Но для этого важно не терять веры, не опускать руки, и бороться за свою свободу, не проявляя слабости и трусости.
✔️ Вступление
✔️ Основные проблемы, что затронуты в рассказе Толстого
✔️ Главные герои и их поведение в одинаковых условиях
✔️ Чему учит произведение Кавказский пленник
✔️ О чем заставляет задуматься рассказ Толстого
Сочинение по рассказу Кавказский пленник Толстого 5 класс
В основу рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский Пленник» легли реальные события, происходящие с ним лично в период Кавказской войны при Николае I.
Главный герой произведения – русский офицер Жилин, служивший на Кавказе. По происхождению он являлся обнищавшим дворянином, однако, несмотря на это, был честен, имел добрую душу и чистые намерения. Ростом он был невысок, но достаточно силен. Пожилая мать героя просит навестить ее и тот отправляется к ней вместе с обозом, взяв отпуск. И на пути попадает в плен к татарам, захватившим его с целью выкупа. Происходит это по вине его товарища, офицера Костылина, который проявив невообразимую трусость покидает Жилина, забрав с собой ружьё.
Находясь в плену, Жилин был продан Абдулу, с чьей дочерью – обаятельной девочкой Диной, с течением времени, подружился, вылепливая для нее кукол из глины. Девочка, в ответ, по мере сил и возможностей помогала ему, приносив еду, такую как лепешки, мясо и молоко. Жилину удается наладить взаимоотношения с татарами: он то и дело занимается работой, присматриваясь к людям, и на итог, в сарае его запирают лишь на ночь, поскольку ему удается завоевать доверие татар.
Костылин же, грузный мужичок из богатой помещичьей семьи, отличившийся своей трусостью, также был пойман в плен и попал к тому же хозяину, что и Жилин.
Толстой весьма красноречиво указывает нам на контраст между этими двумя героями. Волевой, мужественный, находчивый Жилин и пассивный, эгоистичный и обделенный умом Костылин. И несмотря на эти явные различия, на протяжении всего рассказа Жилин действительно пытался помочь своему товарищу. Сделав подкоп под сараем, герои намереваются совершить побег, но по вине Костылина терпят неудачу.
Не заботясь о собственной судьбе, на помощь Жилину, в очередной раз, приходит дочь хозяина Дина. Много миль преодолевает Жилин с оковами на ногах, прежде чем встречается с солдатами и казаками.
Однако, основная мысль этого произведения не только лишь в том, чтобы показать пример Жилина как положительного героя и акцентировать внимание на том факте, что всем нам следует брать с него пример, но и в том, насколько глупа и бесчеловечна была Кавказская война, ведь по обе стороны враждующих народов есть как плохие, так и хорошие люди.
Вариант 2
Рассказ «Кавказский пленник» Льва Николаевича Толстого создан на реальных исторических событиях. События эти произошли в период войны 1817—1864, когда русские вели вооруженные столкновения с горцами, из — за вхождения в Российскую империю областей Дагестана и Чечни, Прикубанья и Черноморского побережья Северного Кавказа. Материалом для этого произведения послужили обстоятельства из жизни автора на Кавказе, а также воспоминания офицеров и солдат, сражавшихся в той войне.
Главными героями рассказа являются два офицера служившие на Кавказе, это Жилин и Костылин. Жилин был из обедневшей барской семьи, а Костылин из состоятельной. Первый герой не владел огромными физиологическими данными, да он был силен, но не очень высокого роста, отличался умом. Второй герой тяжеловесный мужчина, тучный и слабодушный.
Автор в рассказе изображает взаимоотношения между людьми разных конфессий, возрастов и полов. В рассказе «Кавказский пленник » обнаруживаются недостатки людей, такие как страх, алчность, измена, гордыня, бессердечность, мстительность. Но победу одерживают и доводят рассказ до счастливого конца товарищество, вера, отвага, смелость, сердечность, настойчивость и находчивость.
Герой рассказа Жилин показал себя с положительной стороны. Находясь в плену, он старался наблюдать за людьми, завести с ними знакомство, все время старался себя занять, чем нибудь. В конце концов, это привело его к знакомству с Диной, татарской девочкой. Их нравы очень похожи. Эти персонажи добросердечные, внимательные, храбрые и искрение. Они нашли общий язык, мужчина и маленькая девочка. Дина в ответ Жилину за простые игрушки приносила ему еду, чем помогла выжить ему в плену.
Противоположность Жилину – Костылин, отрицательный персонаж рассказа. В его характере читатель видит страх и робость, и измену при встрече с противником. При встрече татар Костылин в отличие от Жилина, не подумав о своем друге, бросил ружье и отпустил коня. В плену он был пассивен, замкнут, даже не думая о побеге. Считая себя выше татар, он с ними не разговаривал, даже с жителями аула. Его времяпрепровождение занимало лишь ожидание выкупа. А при первом побеге проявились эгоизм и равнодушие к своему товарищу.
Первый побег не получился, и жизнь двух друзей гораздо ухудшилась. Но Жилин продолжал думать о побеге, а в Костылине за весь рассказ проснулся единственный благородный поступок – отказаться от побега, что бы ни создавать лишние препятствия Жилину.
В конце рассказа Жилину все же удается бежать из плена, ну а его друга примерно через месяц доставили еле живого. Основным размышлением рассказа является бесполезность войны. Результат ее как всегда не весел – это бесчисленные потери и жертвы. В тот момент, когда дружба остается вечной.
Сочинение 3
В рассказе “Кавказский пленник”, написанном в первую очередь для детей, Л.Н. Толстой поднимает множество важных, сложных даже для взрослых людей тем: долг, человеческие отношения, война, самоотверженность.
Рассказ похож на притчу или сказку — персонажи предельно просты, архетипичны, повествование ведётся динамично и просто, главный герой — Жилин — содержит в своём образе все черты, присущие условному “хорошему” человеку: он отважен, честен, умён, справедлив, добр, самоотвержен, инициативен. Его полный антипод — Костылин — вялый, трусливый, слабый и телом, и характером человек. Автор противопоставляет их, попавших в одинаковую ситуацию, друг другу. Так, например, в плен они попадают по разным причинам: Жилин из-за того, что Костылин испугался и бросил его, а Костылин из-за собственной нерасторопности. На требование пленителей написать домой с просьбой о выкупе, Костылин сразу соглашается запросить пять тысяч, Жилин же, не соглашаясь и на три, сбрасывает цену до пятисот. И даже после этого он пишет неправильный адрес — не желает разорять свою мать. Живя в ауле на правах пленных, герои ведут себя по разному: пока Костылин целыми днями спит и ждёт, когда его выкупят, Жилин делает девушкам и детям игрушки, чинит жителям аула часы и прочие вещи, тем самым располагая их к себе. Первая попытка побега проваливается именно из-за Костылина — он не может идти, а Жилин, уверенный, что товарища бросать нельзя, несёт его на своей спине, из-за чего и попадается преследователям. На вторую попытку побега(возможную только благодаря Дине, которую, как написано выше, Жилин, как и многих жителей аула, расположил к себе) Костылин не соглашается, говоря, что не потянет. Это долгое, многогранное, протянутое через весь рассказ сравнение, разумеется, служит только одной цели — показать “что такое хорошо и что такое плохо”.
И если эта тема раскрыта прямо и очевидно, то другая, не менее важная тема, рассматривается более изящно. Это тема войны, отношений между воющими: не государствами и армиями, а обычными людьми. В сцене захвата Жилина в плен, люди, называемые татарами(очевидно, что это чеченцы) воспринимаются им как уродливые, вонючие, грубые, страшные существа. С первых же слов описания жизни Жилина в плену восприятие его изменяется — он видит уже не врагов, а простых людей: рыжебородый, захвативший его в плен и отдавший за долги чернобородому, описывается как грозный мужчина, несмотря на то, что к Жилину он относится негативно; дочка чернободого, Дина, воспринимается Жилиным с долей восхищения — он находит её красивой, робкой, женственной. Его “хозяин”, Абдула, постоянно смеётся, приговаривая “Я — Абдул — хорошо, ты — Иван — хорошо”. Он не избивает(вопреки догадкам Жилина) пленников. Более того, он относится к ним достаточно хорошо, по крайней мере, до первой попытки побега. Даже старик Ходжи, ненавидящий русских и требующий у Абдулы убить пленников, вызывает сочувствие: он ненавидит русских за то, что они разграбили его имение и убили всю его семью. Всю, кроме одного сына, сдавшегося в плен — его старик убил сам. Этому поступку автор не даёт моральной оценки, словно говоря читателю, что это — чужая культура, которую сложно понять. Жилин, наблюдающий жизнь аула, не видит врагов — он видит людей, которые живут, работают, играют, провожают погибших в последний путь, молятся. Точно также и жители(за исключением старика): они либо не видят в нём врага, как Дина; либо видят, но относятся к нему с уважением, как Абдула. Примечательно также, что первая попытка побега проваливается из-за Костылина, а вторая удаётся благодаря Дине. Толстой словно подчёркивает, что врагов в этой ситуации нет — есть простые люди, ведомые человеческими чувствами — страхом, симпатией, благодарностью.
Сбежав из плена, Жилин принимает решение не покидать Кавказ — собственно, в плен он попал, направляясь к матери, просившей его приехать и нашедшей ему невесту — считает, что не судьба. Эти слова, произнесённые героем в самом конце рассказа, раскрывают его название с новой стороны: кавказский пленник — это не Жилин. Точнее, не только он. Кавказские пленники — это все они, русские и чеченцы, поглощённые ненужной им войной.
Этот простой рассказ затрагивает действительно сложные и важные темы, раскрывает их с точки зрения простого человека — Жилин предстаёт перед читателем в первую очередь человеком, а не военным. Суть рассказа — не в отважном русском солдате, сбежавшем из плена, а в добром русском человеке, живущим рядом с теми, кого он считал своими врагами.
Вариант 4
Сюжет произведения разворачивается в период Кавказского конфликта. Все описанные в произведение действия разворачивались на самом деле, и являются воспоминаниями самого автора, и его сослуживцев. Жизни и судьбы невероятно разных героев с различными характерами и помыслами переплетаются в картине, но при этом находят различное отображение с точки зрения автора. Например, в произведении показан главный герой, который попадает в плен к своему врагу, но при этом не теряет силу духа и веру в лучшее, он храбрый и могучий воин, и при этом сильный человек. В отличие от него, его товарищ проявляет трусость и слабость, которую писатель осуждает, но при этом понимает, что условия были крайне тяжелыми, и в целом понять даже такого персонажа можно.
Также, в произведении показан героизм маленькой девочки, которая решает помочь русскому офицеру, отпуская его из плена. Она не побоялась того, что семья отречется от нее, и совершила настоящий подвиг. И наконец, читателя знакомят с пожилым человеком, который озлоблен на жизнь из-за того, что война забрала у него всю семью, которую он любил и считал смыслом своего существования. Все показанные персонажи связаны между собой в сюжете произведения.
Главного героя произведения автор наделил фамилией Жилин, при этом ни разу не назвав его по имени. Однажды, будучи на войне, он получает письмо от собственной матери, которая мечтает, чтобы ее сынок приехал к ней и навестил ее, и возможно обрел супругу. Жилин решает отправиться в одиночку, не дожидаясь помощи от своей части. Вместе с ним отправляется товарищ по фамилии Костылин. На своем пути они встречают врагов. Видя то, что они смогут попасть в плен, персонажи ведут себя по-разному. Жилин бежит напрямую к врагу, а Костылин бросает товарища и спасает свою жизнь. Попав в плен к врагу, главный герой не теряет силы духа, за что его даже противник начинает уважать. Также, он проявляет смелость в том эпизоде, когда его просят написать письмо домой, а он указывает неверный адрес, для того, чтобы у его матери не было проблем из-за него. Произведение является ярким примером того, каким должен быть человек, а также оно очень реалистично и интересно.
Также читают:
Картинка к сочинению По рассказу Кавказский пленник
Популярные сегодня темы
«Темные аллеи» Ивана Алексеевича Бунина – это сборник рассказов о любви, написанный им в 1938 году. Их связывает только одно – любовь одного человека к другому.
Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций
Проблема личности и государства проходит через большинство произведений Александра Сергеевича. Его творчество можно разделить на две категории: до ссылки и после от этого и зависит отношение самого писателя к государству.
1873 — Валерий Брюсов родился в образованной купеческой семье. И дед, и отец Валерия писали стихи, хотя это не было их основным занятием. Мать Брюсова знала языки, увлекалась чтением книг
Произведение является составной частью прозаического сборника «Миргород» и имеет в качестве основной тематики изображение жизни пожилой супружеской пары помещиков, являющихся главными персонажами повести.
Сочинение по рассказу «Кавказский пленник»
Рассказ Льва Толстого «Кавказский пленник» основан на реальных событиях, произошедших на Кавказе во время войны русских с горцами. Информацией для этой повести стали события из жизни самого Л.Н. Толстого на Кавказе и воспоминания солдат и офицеров, воевавших во время той войны и побывших в плену.
Жилин и Костылин служили офицерами на Кавказе. Первый был из обнищавшей помещичьей семьи, а второй из богатой. Жилин не обладал большими физическими данными: ростом был не высок, зато силен, умен, да удал. Костылин — мужчина грузный, пухлый и слабохарактерный.
Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
В рассказе показаны взаимоотношения людей разных народов, полов и возрастов. Здесь вскрываются человеческие пороки: трусость, жадность, предательство, высокомерие, жестокость, мстительность. Но любовь, дружба, доверие, храбрость, доброта, упорство и находчивость побеждают и приводят к счастливому концу.
В плену Жилин старался присматриваться к людям, старался познакомиться с ними поближе, все время занимал себя работой, даже «лечил» больных врагов. Все это дало свои плоды — он познакомился с девочкой Диной. Характеры Жилина и татарочки Дины схожи: добрые, заботливые, искрение и смелые. Маленькая девочка и взрослый мужчина быстро нашли общий язык, и в ответ на подаренные Жилиным незатейливые игрушки Дина приносила ему то кусок жаренной баранины, то лепешек или молока, а самое главное — спасла ему жизнь.
На протяжении всего произведения Костылин показал себя с отрицательной стороны. Это трусость и предательство при встрече с врагами. В тот момент, когда Жилин и Костылин увидели татар, он сразу бросил ружье и пустил коня в прочь, даже не подумав о своем товарище; бездействие и замкнутость в плену, у него не было даже мысли о побеге. Он не разговаривал с татарами, так как считал себя выше их, не общался с жителями аула, просто ждал выкупа; эгоизм и безразличие в отношении Жилина проявились и в тот момент, когда они повстречали татар, и в первом побеге, когда Костылин отказался идти и все время охал и стонал, что и позволило татарам найти их.
После неудавшегося побега жизнь пленников еще ухудшилась. Но даже в этих условиях смелый Жилин не сложил рук и продолжал мечтать о побеге. И в этот момент в Костылине как будто что-то проснулось, и он совершил первый и единственный благородный поступок на протяжении всего произведения — отказался идти во второй побег, дабы не стать обузой Жилину.
После всех трудностей Жилин успешно сбежал из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли». Главная мысль рассказа — бессмысленность войны. Итог войны между народами, государствами всегда печален: огромные жертвы и потери. А дружба вечна!
История нашей страны наполнена войнами и кровопролитием, и многие писатели затрагивали эту тему в своих книгах, показывая, что никакие трудности не способны сломить дух русского человека. Одним из таких произведений стал рассказ Толстого “Кавказский пленник”, основанный как раз на противостоянии человеческого духа и превратностей судьбы.
История создания
В основе рассказа лежит реальный случай из жизни Льва Николаевича Толстого, произошедший с ним во время службы на Кавказе.
Во время Кавказской войны середины 19 века, Николай 1 решил отправить войска на кавказские земли с целью завоевания и покорения. Но горный народ не хотел так просто сдаваться, стали создаваться засады для русских солдат, многие в итоге были пленены. Толстому едва удалось избежать похожей участи, благодаря сослуживцу, спасшему его от погони.
Жанр, направление
Данное произведение считается рассказом, но некоторые литературоведы называют его повестью. Все же по количеству героев и сюжетных линий, по объему эта книга ближе к жанру рассказа.
Направление, в русле которого работал автор, называется «реализм». Оно характеризируется изображением настоящей жизни, основные события из такой книги никогда не выходят за рамки действительности.
Суть
В данном рассказе мы знакомимся с жизнью молодого офицера, служащего в горах Кавказа. Главный герой, Жилин, получив письмо от больной матери, отправляется в путь вместе с Костылиным, богатым наследником. На пути встает преграда в лице горцев, они пытаются пленить молодого офицера. Напарник подвел его, попытавшись сбежать, из-за этого оба оказываются в плену. Волею судьбы, оба молодых человека снова встречаются в плену у нового владельца.
Офицерам дают шанс спастись, попросив выкупа. Костылин решил воспользоваться этим и попросил у родных денег взамен за свою жизнь, Жилин же схитрил, указав не верный адрес дома своей матери. Она слишком бедна, чтобы дать необходимую сумму.
Они пытаются бежать, но из-за неловкости, нытья и слабости Костылина их снова ловят и помещают в более строгие условия содержания.
В конечном итоге Жилину удается бежать с помощью молодой девушки Дины, дочери их похитителя. Они подружились, ведь пленник заинтересовал ее своей добротой. И вот, молодой офицер уже добрался до родины, в то время как Костылина только выкупили родственники.
Главные герои и их характеристика
Автор дал своим героям говорящие фамилии. Так, «Жилин» происходит от слова «жила», это сухожилия, которые отвечают за силу конечностей. Поэтому данный персонаж отличается силой, упорством и мужеством. А вот Костылин – производное от «костыля». Это намек на немощность и болезненность молодого человека, он как будто не в состоянии нормально жить. Более подробную сравнительную характеристику офицеров вы найдете здесь.
- Жилин — русский офицер, из небогатой семьи, старается всего в жизни добиваться самостоятельно. Очень смелый, принципиальный и сильный герой, по ходу рассказа мы можем наблюдать, что даже люди, взявшие его в плен, прониклись уважением к молодому человеку. Характеристика Жилина видна по его поступкам. Он заботится о матери, выше своей жизни ставит ее благополучие. В любых условиях он трезво мыслит и не теряет надежды на достижение цели. В отношениях проявляет доброту и дружелюбие.
- Костылин — русский офицер, так же попавший в плен. Данный герой полная противоположность Жилина, он трусливый, неповоротливый, слабый, ему сложно ориентироваться в опасных ситуациях. В отличие от Жилина, Костылин смирно ждал выкупа. Он всегда надеется на других, сам же ничего сделать не в состоянии. Он избалован жизнью в роскошных апартаментах, где деньги положение в обществе решают все проблемы, а ума, силы и целеустремленности человеку просто не нужно. Он получает все блага по наследству и ничего не делает, чтобы их приумножить. Вот характеристика Костылина.
Темы и проблемы
- Основной темой рассказа послужила смелость и отвага русского офицера, что в широком смысле можно рассматривать как силу русского народа. Какие бы трудности не встречались на пути, человек сможет собрать всю свою отвагу и выбраться из самых сложных ситуаций. Противоположный герой показывает, что может произойти, если позволить трусости взять вверх.
- Также, в рассказе присутствует проблема предательства. Жилин доверился Костылину, но при побеге это сыграло с ним злую шутку, и офицеру пришлось использовать все свои таланты и храбрость, чтобы все-таки выбраться на свободу. Также Костылин стал виновником всей произошедшей несправедливости, так как именно он струсил и не прикрыл товарища. Это основная проблема в книге.
- Кроме того, Л. Н. Толстой затрагивает тему сословного неравенства. Богач привык жить на всем готовом, ему не нужно трудиться и развиваться. А человек бедный просто вынужден вкладывать все свои силы в то, чтобы удержаться на плаву. Автор осуждает высший свет в лице Костылина за его инфантильность и неприспособленность к жизни.
- Писатель говорит и о доброте, как обязательном качестве каждого человека, вне зависимости от национальности. Дина хоть и воспитывалась среди работорговцев, не успела перехватить их повадки и нравы. Она оценивала человека по достоинствам, а не по деньгам, происхождению или этнической принадлежности. В ее поступке скрыта мудрость женщины, которая презирает войну и хочет мира.
- Проблема войны также волнует Толстого. Русские солдаты нарушили мирное течение жизни горных народов, император захотел подчинить их своей воле ценой кровопролития и вечной борьбы, ведь горцы не сдавались, а русские люди продолжали отдавать свои жизни. Эта политическая грызня вынудила местных жителей жестоко и мстительно пленить тех, кто пришел на их землю с мечом.
Главная мысль
Писатель призывает людей стать проще и ближе к народу и к реальным жизненным потребностям, в этом основная идея всего его учения, которое он объяснял в небольших и несложных книгах. На примере Жилина и Костылина он показывает, что излишества и праздность жизни губят добродетель и ум. Настоящий человек должен иметь лишь необходимые вещи, отказываться от излишков, и тогда его дух окрепнет, а природные способности раскроются в полной мере. Героям приходится сталкиваться со страшными испытаниями, плен проверяет их дух на силу, их разум на изворотливость и хитрость. И в этой борьбе выигрывает тот, кто действительно достоин победы. Деньги, ценности, звания и ранги бессильны, не ими нужно мерить достоинство личности.
Смысл рассказа в том, что в жизни люди всегда сталкиваются с разными трудностями, поэтому надо использовать все свои умения, чтобы справляться с превратностями судьбы, а не надеяться на то, что можно будет откупиться. Человек должен избавиться от иллюзий, которые дают ему деньги и чины, и наживать реальные богатства – ум, отвагу и доброту.
Чему учит?
Мораль Толстого такова, что какие бы трудности не вставали на пути, нельзя поворачивать назад, нужно собраться и действовать до тех пор, пока цель не будет достигнута. Нельзя позволять обстоятельствам и людям тянуть тебя вниз, но в то же время нужно проявлять милосердие и доброту по отношению к окружающим. Только такого человека можно оценить по достоинству, ведь оно у него есть, и не одно.
Вывод из рассказа следует простой: богатства и чины не являются мерилами человеческого благородства. Реальным его преимуществом может быть признана лишь добродетель. А деньги и связи только портят личность, ведь внушают ей ложную уверенность в ее превосходстве.
Автор: Камилла Шарапова
Анализ произведений
Анализ рассказа «Кавказский пленник» (Л. Н. Толстой)
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 258-259
Толстой Лев Николаевич «Кавказский пленник»
Читайте также:
Размышляем о прочитанном
1. Какие события подсказали Толстому идею создания рассказа «Кавказский пленник»? Почему он назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»? Какова идея рассказа «Кавказский пленник»?
Идею этого рассказа писателю подсказали события войны с горцами, воспоминания Ф. Торнау и личные впечатления Толстого, который служил на Кавказе.
Несмотря на то, что в плен попали два русских офицера, автор назвал рассказ «Кавказский пленник». Ведь только один из офицеров, Жилин, повёл себя как герой, сохранил человеческие качества, и именно о его судьбе этот рассказ.
Идея, главная мысль этого рассказа в том, что нельзя сдаваться и опускать руки даже в самых безнадёжных ситуациях. Надо бороться до конца, ведь только к смелому приходит удача.
2. Как оказались Жилин и Костылин на опасной дороге?
Жилин выпросил отпуск и поехал домой вместе с обозом. Но обоз двигался медленно, а было жарко. Костылин предложил ехать вперед и Жилин согласился. Так они оказались одни на опасной дороге.
3. Какой представилась герою татарская деревня? Что увидел Жилин в доме? Какие обычаи татар он наблюдал? Расскажите об этом близко к тексту.
К татарскому аулу Жилина привезли к ночи. На него надели колодки и бросили в сарай. Сквозь щель Жилин наблюдал за жизнью аула.
Он видел саклю, дом в котором жили татары, видел коз и собак, наблюдал, как дети утром гнали лошадей на водопой, а женщина с ребёнком несла на голове кувшин с водой.
Сами татары ничего не делали, они ходили в богатой одежде и с оружием. Всю работу для них делали работники-ногайцы, женщины и дети. Пленных татары держали ради выкупа.
В татарском доме лежали дорогие ковры, на стенах висело оружие. Татары сидели на коврах и на коврах кушали. Ели они руками, а после еды мыли руки в лоханке и читали молитвы.
4. Как встретились Жилин и Костылин? Как они вели себя в плену? Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказывая об этой дружбе? Почему не удался первый побег? Как относились к Жилину татары? В чём смысл рассказа? Что осуждает писатель (бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны или что-то другое)?
Костылин и Жилин встретились в татарском доме. Жилин упрямо не хотел платить большой выкуп, а Костылин согласился заплатить пять тысяч рублей.
Жилин вёл себя смело, не боялся перечить татарам. Он сразу решил убежать и высматривал пути для побега. Костылин смирился с пленом, надеясь только на выкуп.
Жилин слепил для Дины куклу и девочка стала носить ему тайком молоко и лепёшки. Они подружились. Жилин по-доброму относился к девочке и этим завоевал её сердце. Она никогда не видела ласки от родителей, ей воспитывали в строгости.
Описанием этой дружбы писатель говорит нам о том, что дети оценивают человека по его поступкам, а не по национальному признаку. К добрым людям дети тянутся, злых сторонятся.
Первый побег не удался из-за Костылина. Он стёр ноги в кровь, устал и сдался. Жилин не бросил Костылина и попытался нести его на себе, но их догнали и вернули в аул.
Татары относились к Жилину с уважением. Он показал свою храбрость и мужество, волю, любовь к свободе. Эти качества ценят все народы. К тому же он был мастер на все руки и много чего делал для татар.
Писатель осуждает бессмысленность вражды между народами, которая ведёт к войнам и жестокости.
5. Проследите по статье Эйхенбаума о рассказе Толстого «Кавказский пленник», по воспоминаниям, на основе которых писателем и был создан рассказ: что взял писатель из этих воспоминаний, что является писательским вымыслом? Какие идеи, мысли и чувства хочет передать читателю автор рассказа? Что такое сюжет, рассказ?
Писатель взял для своего рассказа реальные события войны с горцами, реальный случай с Ф. Торнау, когда тот оказался в плену. Торнау тоже делал поделки и подружился с девочкой.
Писатель придумал историю побега Жилина из плена, историю Костылина.
Автор хочет донести до нас мысль о том, что только в борьбе человек может добиться счастья. Он рассказывает про ужасы войны и предостерегает человечество от этого. Он ратует за человечность и милосердие, за доброту и отзывчивость. Именно эти качества помогли Жилину обрести дружбу Дины и сбежать из плена.
Сюжет — это цепь событий, описанных в произведении.
Рассказ — это краткое повествование о каком-то случае, отдельном эпизоде жизни человека.
6. Назовите эпизоды из рассказа «Кавказский пленник», которые вызвали у вас страх, грусть, сочувствие.
Страх у меня вызвали описание схватки с татарами, после которой Жилин оказался в плену, и сцена после первого побега, когда пленников хотели убить.
Грусть у меня вызвали слабость Костылина и сломанная кукла.
Сочувствие вызвали пребывание Жилина в плену, его воля и стремление бежать.
7. Постарайтесь узнать у своих одноклассников их впечатления о поступках героев. Совпадают ли они с вашим мнением?
Мы с друзьями одинаково оцениваем поступки героев. Мы восторгаемся мужеством и добротой Жилина. Восхищаемся самоотверженностью Дины. Нам не нравится поведение Костылина, человека слабого и трусливого.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации художников Петрова, Иткина, Родионова. Чьи иллюстрации показались вам наиболее удачными? Почему? Объясните свой выбор.
Иллюстрация Петрова показывает татарских детей возле огромного сарая.
Иллюстрация Родионова показывает, как Дина помогает Жилину снять колодку. Это очень красивая иллюстрация, но в ней не хватает динамики.
Мне больше понравилась иллюстрация Иткина, на которой изображена сцена побега Жилина из ямы с помощью Дины. Она самая динамичная и более полно отражает характеры героев. Мы видим решительность Жилина, безволие Костылина и напряжённое ожидание Дины. Эта иллюстрация переполнена чувствами.