Суть рассказа каштанка чехов

Толстой мастер психологизма, романов. чехов же мастер краткости. чехов не шел путями толстого. он предпочитал краткость и объективность.

Толстой – мастер
психологизма, романов. Чехов же – мастер краткости. Чехов не шел путями
Толстого. Он предпочитал краткость и объективность. Можно сказать, что он
перевернул стиль Толстого. Замечено, что если у Толстого любое явление и
человек — это сцепление характерных деталей и подробностей, то у Чехова —
деталь не является частью целого, а сама становится носителем целого.

Мировоззрение самого Чехова было сложным и
противоречивым единством, и оно определяло содержание и направление всех
компонентов творческого процесса писателя (наблюдение, отбор фактов жизни, их
осмысление и типизация, работа подсознательной сферы по заданию разума и
прочее). Сущность перелома в мировоззрении Толстого в 80-е годы
заключается в отказе от барской жизни и попытке перехода на позиции и образ
жизни патриархального русского крестьянства. Необходимыми атрибутами подобных
изменений писатель посчитал различного рода самоограничения вплоть до
вегетарианства, упрощение жизни, признание необходимости каждодневного
физического труда, в том числе земледельческого, помощь бедным и практически
полный отказ от собственности.

Субъективация
же это характерный для Чехова конца 80-х годов ХIX века прием насыщения слова
повествователя эмоциями и мотивациями персонажа с помощью «пульсирующих
изменений» дистанции между повествователем и персонажем. С ее использованием
повествование Чехова достигает особого эффекта: сам того не замечая, читатель
испытывает воздействие автора, который включает его мысли и воображение в самую
суть проблемной ситуации.

Существуют
различные версии о том, что послужило поводом к написанию рассказа «Каштанка».
По одной из них рассказ «Каштанка» является автобиографичным и основан на
истории дрессировщика Владимира Дурова, о чем свидетельствуют откровения в его
книге «Мои звери». Также, возможно, А.П. Чехов мог вдохновиться историями от
писателя Н.А. Лейкина или от школьного приятеля Е.Т Ефимьева. Произведение
«Каштанка» по праву относится к такому жанру как рассказ. Чехов по-настоящему
творец короткой прозы. Ведь не зря многие критики утверждают, что до А.П.
Чехова как таковых рассказов не существовало. «Каштанка» относится к
направлению «
реализм». А.П. Чехов использует психологизм в рассказе,
то есть показывает внутренний мир героя. Иначе говоря, мы прослеживаем все
чувства и переживания Каштанки, тем самым проникая в мир животного. Рассказ «Филипок» Л.Толстого предназначен для
чтения младшими школьниками, он несёт в себе обучающий и воспитательный посыл.
В произведении дети учащиеся могут узнать себя и свои стремления.

История создания
 –
рассказ был предназначен для изучения в сельских школах и входил в сборники
чтения.

Жанр – быль или рассказ, направление – реализм, назначение (для
чего) – учебная литература.
Основная идея – если человек поставил себе цель учиться, его ничто
не остановит.
Тема – учиться
можно начинать в любом возрасте.
Проблема –
важно заметить в ребенке познавательную активность и поддержать ее, а не
сдерживать, как это делала мама Филиппка.

Композиция – рассказ описывает один день из жизни
крестьянского мальчика, который стал поворотным в его судьбе.

Изобразительные- выразительные средства в
произведениях.

«Каштанка» А.П. Чехова:

Эпитеты: Озябшую лапу; рыжая собака; в резиновых
калошах; пушистый снег.

Метафоры: Лисье ухо; опьянела от еды; зеленело в
глазах; очень умный гусь.

Сравнения: Жизнь потекла как по маслу;
пошатывался, как пьяный; большого странного дома, похожего на опрокинутый
супник;  парик с пробором и с двумя вихрами, похожими на рога.

Олицетворения: Жизнь потекла;  сани
остановились.

«Филипок» Л.Н.Толстого:

Эпитеты:
сердитыми глазами, страшный сон, чистенький человечек, тайные мысли, дрожащим
голосом, задушевную мысль, пунктуальный Фока, по мрачной и свирепой наружности,
блестяще-желтое поле

Фразеологизмы:
изо всех сил (брыкал ногами), удержаться от смеха, не смыкая глаз, рука об
руку,

Метафоры: слезы
воображения, вопрос этот решен был в нашу пользу, Воображение мое ушло далеко
вперед действительности,

Олицетворения:
сколько ни ходили тучи, пальцы прыгали, одни тучки побледнели, подлиннели и
бежали на горизонт; зрачок этого глаза прыгал беспрестанно, паутины носились в
воздухе, легкий ветерок, пробегая по листве деревьев…

Гиперболы:
помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели; Он был такого
большого роста, что для того, чтобы пройти в дверь, ему не только нужно было
нагнуть голову, но и согнуться всем телом.; тысячи различных цветов и теней, которые
разливало палящее солнце…

Сравнения: Около
задних ног его лошади пестрым, волнующимся клубком бежали сомкнутые гончие. Две
борзые собаки, напряженно загнув хвост серпом…; пот катился с меня градом; Я
наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге.

Ведя повествование от третьего лица, автор может
комментировать как внутренние процессы, так и внешнее поведение: «Особенно мучителен был
следующий фокус: Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его
Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его
обратно из ее желудка. И чем ярче были воспоминания, тем громче и тоскливее
скулила Каштанка
». Как уже говорилось выше, данная форма повествования
дает писателю возможность наиболее свободно обращаться с течением
художественного времени. « не кончилась стрельбой. Целый час потом незнакомец
гонял его вокруг себя на корде и хлопал бичом, причем гусь должен был прыгать
через барьер и сквозь обруч, становиться на дыбы, то есть садиться на хвост и
махать лапками. Каштанка не отрывала глаз от Ивана Иваныча, завывала от
восторга и несколько раз принималась бегать за ним со звонким лаем».

«Нейтральность» повествования «от третьего лица»
в рассказе компенсируется активным включением в текст прямой речи, причем речи
не только «человеческой»: «Но вдруг недалеко от нее раздался странный крик, который заставил
ее вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. Это крикнул Иван Иваныч, и крик его
был не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий,
пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не
разглядев в потемках и не поняв, Тетка почувствовала еще больший страх и
проворчала:

— Ррррр… » А в I главе
мы находим возможные мысли «очеловеченной» Каштанки: «Когда стало совсем темно,
Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала
горько плакать. <…> Если бы она была человеком, то, наверное, подумала
бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» 
А в 6-й главе
собака, принявшая кличку Тетка, практически «заговорила»: «Она даже не понюхала лапки, а
пошла под диван, села там и начала скулить тихо, тонким голоском:

— Ску-ску-ску…»

Особой повествовательной формой является несобственно-прямая
речь. Ее тоже можно встретить в данном рассказе. Она слита с авторской в одно
целое: автор, по существу, не передаёт речи или мыслей своего персонажа, а
говорит или думает за него, при этом остается в позиции «вненаходимости», в
отличие от героя, который одновременно выступает субъектом, объектом и
предметом речи: «Когда
думаешь об еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как
она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку и спрятала ее в гостиной
между шкафом и стеной, где очень много паутины и пыли. Не мешало бы
теперь пойти и посмотреть: цела эта лапка или нет? Очень может быть, что хозяин
нашел ее и скушал. Но раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило».

Понаблюдав за изменением формы повествования в «Каштанке»,
можно увидеть, что в монологической речи собаки несобственно-прямая речь
появляется чаще остальных. Она помогает Чехову стереть границу разделения между
голосом автора и голосом героя.

Произведение Л. Н. Толстого «Филипок» написано в 1875 году. Жанр —
рассказ. В нем автор повествует о маленьком мальчишке, который очень сильно
хотел учиться.

Писатель затронул
темы настойчивости, ответственности, принятия решений. «Филипок» для
читательского дневника поможет выявить суть произведения, а также его главную
мысль.

Образная система рассказа
строится на том, что какие-то герои препятствуют Филипку, а какие-то помогают.

·        
Мама не пускает, бабушка
присматривает за мальчишкой, но обе слишком переживают за ребенка: «Ты еще мал, не ходи,— и мать оставила
его дома»
.

·        
Учитель кажется строгим и
сердитым поначалу, но потом показывает себя как добрый понимающий
наставник: «Он
посмотрел на учителя и заплакал. Тогда учителю жалко его стало. Он погладил его
по голове и спросил у ребят, кто этот мальчик»
.

·        
Также помощником можно считать
мужика, который помог малышу, отогнав собак.

В этом поучительном рассказе очень важны символы, которые
переносно показывают важность поступка Филипка.

Главные символы в
рассказе:

·        
Дорога в школу
Она олицетворяет то, что к цели всегда ведет некий путь, что цель именно
достигается, а не получается из ниоткуда. Трудная дорога придает ценность
занятиям в школе.

·        
Препятствия на пути
Филиппка много препятствий: отсутствие шапки, злобные собаки, расстояние,
запрет мамы, побег без спроса, пока бабушка спит, растерянность, неуверенность,
боязнь, что учитель прогонит.

Все они показывают, что путь к желаемому результату может быть не
таким уж простым.

Также в рассказе можно увидеть психологизм – выражение внутреннего
состояния героев.

Например, вот как автор описывает переживания мальчика:

На Филипка нашел страх:
что, как учитель меня прогонит? И стал он думать, что ему делать.

или

Филипок так напугался,
что говорить не мог. — Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. — А Филипок и
рад бы что сказать, да в горле у него от страха пересохло.

Главный конфликт – между запретом мамы и целью ребенка. Мальчик
нарушает правила (ему по возрасту пока учиться нельзя), но получает желаемое. В
итоге оказывается, что юный возраст – не помеха учебе.

Финал рассказа открытый, читатель знает только, что «с тех пор Филипок стал ходить
с ребятами в школу»
, но тем самым писатель подчеркивает, что с этого
момента у мальчика стало все хорошо. Впереди героя ждет хорошее будущее.

В сюжеты
произведений «Каштанка» А.П. Чехова и «Филипок» Л.Н. Толстого положены истории,
которые могли бы на самом деле произойти в реальной жизни. Авторы используют
одинаковые  художественные приёмы (сравнения, эпитеты, метафоры), чтобы донести
до читателя главную мысль.

На чтение 26 мин. Просмотров 11 Опубликовано

«Каштанка» – добрый, трогательный рассказ о потерявшейся собаке. Она обрела нового хозяина и могла стать цирковой артисткой, но судьба распорядилась иначе.

kashtanka-chitatelskiy-dnevnik-67270.jpg

Краткое содержание «Каштанка» для читательского дневника

ФИО автора: Чехов Антон Павлович

Название: Каштанка

Число страниц: 39. Чехов А. П. «Каштанка». Издательство «Малыш». 1985 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1887 год

План

  1. Главные герои
  2. Сюжет
  3. План пересказа
  4. Главная мысль
  5. Чему учит
  6. Отзыв
  7. Пословицы
  8. Что понравилось
  • Тест по рассказу

Главные герои

Каштанка (Тетка) – красивая рыжая собака, очень умная, дружелюбная, преданная.

Лука Александрыч – старый столяр, пьяница, первый хозяин Каштанки.

Федюшка – сын столяра, проказливый, но добрый мальчик.

Мьсе Жорж – артист, цирковой клоун, дрессировщик, добрый, печальный, задумчивый мужчина.

Сюжет

Каштанка была молодой рыжей собакой, помесью таксы и дворняжки. Так случилось, что она потеряла своего хозяина, старого столяра, и теперь блуждала по улицам в попытке отыскать его след.

Наступила ночь, и несчастная Каштанка заснула от усталости возле подъезда. Неожиданно какой-то человек открыл дверь и позвал собаку к себе в дом, где накормил ее и дал мягкую подстилку. Так у Каштанки появился новый хозяин и новое прозвище – Тетка.

Спустя месяц хозяин сказал, что настало время и Каштанке учиться трюкам. Будучи очень умной, сообразительной собакой, она с легкостью выполняла все, что от нее требовалось, и мужчина был очень доволен своей подопечной.

Однажды ночью раздался крик Ивана Иванович – днем на него наступила лошадь, и раненый гусь умер. Его смерть очень расстроила мужчину. К этому времени Каштанка уже знала, что его хозяину зовут Мсье Жорж, и он работает в цирке клоуном.

Потеряв своего опытного артиста, Мсье Жорж был вынужден в срочном порядке заменить его собакой. Он понимал, что номер не отрепетирован и заранее был готов к провалу. Надев клоунский костюм, он вышел на арену цирка со своими животными. Представление шло, как по нотам, пока неожиданно кто-то из зрителей принялся громко звать Каштанку – это был Федюшка, сын Луки Александровича. Собака радостно бросилась к своим первым хозяевам. Спустя полчаса они вместе шли по улице, и Каштанка не верила своему счастью. Жизнь в доме Мсье Жоржа теперь казалась ей длинным сном.

План пересказа

  1. Каштанка потерялась.
  2. Встреча с добрым незнакомцем.
  3. Новое жилье и новый хозяин.
  4. Знакомство с гусем и котом.
  5. Удивительные репетиции.
  6. Смерть Ивана Иваныча.
  7. Дебют в цирке.
  8. Радостная встреча со старым хозяином.

Главная мысль

Любовь и преданность собаки своему хозяину безграничны.

Чему учит

Рассказ учит любить животных и никогда не обижать их, заботиться о своих домашних питомцах, следить за ними. Учит ценить добро, заботу, ласку.

Отзыв

Верность Каштанки не знает границ. Несмотря на то, что Лука Александрыч был непутевым, пьющим мужчиной, именно его собака любила больше всех и считала своим единственным хозяином.

chitatelskiy-dnevnik-67270-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-kashtanka.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Каштанка.

Пословицы

  • Старый друг лучше новых двух.
  • Хорошая собака без хозяина не остается.
  • Человек собаке друг.

Что понравилось

Понравилось, какой умной и сообразительной оказалась Каштанка, как быстро она обучалась трюкам и не боялась выступать на сцене. Из нее вышла бы отличная цирковая артистка, если бы не случай.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году Чехов написал рассказ «Каштанка»?</h3>

    • <label>1886 г.</label>
    • <label>1887 г.</label>
    • <label>1888 г.</label>
    • <label>1889 г.</label>

(новая вкладка)Чехов А., «Каштанка» Жанр: рассказ о животныхГлавные герои рассказа «Каштанка» и их характеристика

  1. Каштанка, она же Тетка. Рыжая, молодая собака, преданная, ласковая, веселая, добродушная.
  2. Лука Александрыч. Старый столяр, пропойца
  3. Федюшка, сын столяра. Ротозей и проказник.
  4. Незнакомец мсье Жорж. Цирковой клоун, добрый, рассеянный, грустный.
  5. Иван Иванович. Гусь. Болтливый и надоедливый. Умирает.
  6. Федор Тимофеевич. Кот. Презрительный, брезгливый, вечно всем недовольный.
  7. Хавронья Ивановна. Добродушная свинья.

План пересказа рассказа «Каштанка»

  1. Потерялась
  2. Слезы и подъезда
  3. Добрый незнакомец
  4. Сытный ужин
  5. Гусь и кот
  6. Египетская пирамида
  7. Тетка скучает
  8. Тренировки Тетки
  9. Смерть гуся
  10. В цирке
  11. Старые хозяева

Кратчайшее содержание рассказа «Каштанка» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Каштанка потерялась, когда полк солдат проходил мимо, и плакала у какого-то подъезда.
  2. Ее подобрал незнакомец и привел домой, где сытно накормил.
  3. Каштанка познакомилась с гусем и котом, и смотрела как те репетируют цирковой номер.
  4. Незнакомец стал обучать Тетку фокусам, а гусь умер, когда на него наступила лошадь.
  5. Незнакомец взял Каштанку в цирк и она стала выполнять его команды и петь.
  6. Ее узнал столяр и его сын, и Каштанка бросилась к ним, а потом ушла с ними домой.

Главная мысль рассказа «Каштанка» Собачья верность самая сильная на свете.Чему учит рассказ «Каштанка» Рассказ учит любить животных, особенно собак. Учит ценить добро, ласку, заботу. Учит верности и преданности.Отзыв на рассказ «Каштанка» Мне понравился этот рассказ, и больше всего собака Каштанка. Она потеряла своего хозяина, непутевого, но все равно любимого. Но как оказалось не забыла его, и когда тот нашелся, не раздумывая бросилась к нему, оставив незнакомца, который тоже хорошо к ней относился, но не был тем самым, первым и самым любимым хозяином. Каштанка была очень преданным другом.Пословицы к рассказу «Каштанка» Старый друг лучше новых двух. Хорошая собака без хозяина не остается. Человек собаке друг. На чужбине и собака тоскует. Верно служу, ни о чем не тужу.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Каштанка» по главам:Глава 1. Дурное поведение Молодая рыжая собака, помесь таксы и дворняжки, беспокойно бегала по улице. Она потерялась, хотя и помнила как провела день. Ее хозяин, столяр Лука Александрыч позвал ее с собой. Он пошел к заказчику, а довольная Каштанка носилась по улице, переулкам и дворам, так что столяр иногда ругал ее. От заказчика столяр зашел к сестре, потом к знакомому, потом в кабак. В это время мимо проходил полк солдат и громко заиграла музыка. Каштанка испугалась, бросилась через дорогу, а когда полк прошел, столяра уже не было. Собака долго искала его, но запах столяра растворился и когда стемнело Каштанка прижалась к двери какого-то подъезда и горько заплакала.Глава 2.Таинственный незнакомец Вскоре из подъезда вышел низенький толстенький человек и дверью ударил Каштанку. Впрочем, он тут же извинился и, поняв, что собака потерялась, позвал Каштанку с собой. Вскоре Каштанка сидела на полу в большой комнате. А незнакомец бросал ей со стола еду — хлеб, сыр, куриные кости. Каштанка съела все и опьянела от еды. Когда незнакомец сел курить сигару, Каштанка стала сравнивать где лучше, у столяра или у незнакомца. У столяра все было заставлено, вкусно пахло клеем, у незнакомца была пустая комната и ничем не пахло. Но незнакомец давал много еды. Незнакомец положил для Каштанки матрас и собака легла, вспоминая столяра и его сына Федюшку. Федюшка много играл с ней, дергал за хвост, привязывал за ниточку кусок мяса, чтобы потом вытащить уже проглоченный кусок прямо из горла. И эти воспоминания собаке были приятны.Глава 3. Новое, очень приятное знакомство Проснулась Каштанка в пустой комнате, обнюхала ее и зарычала на дверь, из-за которой пахло чем-то неприятным. Она толкнула дверь и оказалась в грязной комнате. Прямо на нее шел большой серый гусь, а рядом гнул спину и шипел огромный белый кот. Каштанка испугалась, залаяла, бросилась на кота, но получила лапой. гусь клюнул ее в спину. Но вдруг появился незнакомец и пристыдил Федора Тимофеевича Кота и Ивана Ивановича Гуся. Те сразу присмирели и разошлись по углам. А незнакомец назвал собаку Теткой и наказал жить дружно. Кот молчал, а гусь что-то долго говорил Каштанке. Та увидела в углу кормушку с горохом и сухими корками, и стала есть корки. гусь подошел и клюнул несколько горошин.Глава 4. Чудеса в решете Незнакомец принес большую букву П, на которой висел колокол и пистолет. Гусь поклонился, потом стал бить в колокол и стрелять из пистолета. Потом незнакомец велел Марье позвать Хавронью Ивановну и какая-то старуха привела в комнату добродушную свинью. Незнакомец стал отрабатывать египетскую пирамиду. На свинью взлетал гусь, на спину которого влезал кот и вставал на задние лапы. Так прошел весь день. Ночевала Каштанка с гусем и котом.Глава 5. Талант! Талант! Так прошел месяц и Каштанка привыкла к тому, что ее зовут Теткой. Она ругалась с болтуном гусем, в то время как кот оказался брезгливым и презрительным к жизни. Незнакомец занимался с гусем и котом, часто увозил их куда-то вечерами и Каштанке становилось скучно, она загрустила. Ей даже расхотелось лаять. Но вот однажды новый хозяин решил заняться ее воспитанием. Он стал учить Каштанку вставать на задние лапы, прыгать, потом плясать, звонить в колокол и стрелять из пистолета. Все это Каштанке нравилось и она быстро научилась заменять гуся или кота. А хозяин все чаще восторженно кричал: «Талант».Глава 6. Беспокойная ночь Однажды ночью Каштанка проснулась. Она вспомнила про украденную у кота кость и хотела проведать ее, но вдруг странно вскрикнул гусь. Вскоре Каштанка заснула, но гусь снова закричал. Пришел хозяин погладил гуся и ласково пожурил, потом опять выключил свет и ушел. Каштанке было страшно. К ней впервые за все время пришел кот, которому тоже было не по себе и Каштанка завыла. Снова пришел хозяин и заботливо осмотрел неподвижного гуся. Он вспомнил, что в цирке на гуся наступила лошадь. А гусь умирал и не хотел даже пить. Каштанка и Федор Тимофеевич смотрели на него вне себя от ужаса, а хозяин плакал. Утром дворник унес куда-то мертвого гуся.Глава 7. Неудачный дебют. Однажды вечером хозяин объявил, что Каштанке придется заменить гуся на представлении. Он повез Каштанку и кота в санях к огромному, ярко освещенному дому. Вскоре они оказались в небольшой грязной комнате и хозяин повел себя странно. Он разделся, надел парик и стал ярко красить лицо. А потом одел странный, яркий и несуразный костюм. Каштанка волновалась. Вскоре где-то вдали объявили месье Жоржа и хозяин положил кота и Каштанку в чемодан и куда-то понес. Потом чемодан открылся и Каштанка оказалась посреди огромного зала, окруженная тысячами лиц. Хозяин весело смеялся и шутил и Каштанка вдруг успокоилась. Она села как было приказано, а потом стала петь, когда хозяин заиграл на дудке. Вдруг издалека чей-то голос назвал ее по старому имени. На галерее громко свистнули и стали звать ее по имени. Каштанка посмотрела туда и увидела два знакомых лица, пьяное и ухмыляющееся и краснощекое и пухлое. Каштнака бросилась туда, перескочила через ограждение и стала карабкаться вверх по чьим-то лицам, ее передавали с рук на руки. И вот Каштанка оказалась на галерке. вскоре она шла по улице за людьми, от которых пахло клеем и лаком и Лука Александрыч привычно сравнивал ее со столяром и плотником. И Каштанке казалось, что ее жизнь никогда не менялась, а жизнь у незнакомца с котом и гусем казалась ей просто сном.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Каштанка»

Автор: · 21.08.2019

Одним из самых известных произведений А.П. Чехова, повествующих о животных, является рассказ «Каштанка». Автор показывает нам целый мир глазами собачки, ее взаимодействие с людьми, и само отношение людей к животным. Многомудрый Литреконе предлагает Вам разбор рассказа.

История создания

А.П. Чехов написал рассказ «Каштанка» в 1887 году. Впоследствии он был опубликован в газете «Новое время».

Существуют различные версии о том, что послужило поводом к написанию данного рассказа. По одной из них рассказ «Каштанка» является автобиографичным и основан на истории дрессировщика Владимира Дурова, о чем свидетельствуют откровения в его книге «Мои звери». Также, возможно, А.П. Чехов мог вдохновиться историями от писателя Н.А. Лейкина или от школьного приятеля Е.Т Ефимьева.

«Случай с собакой, похожий на тот, что описан в рассказе, сообщал Чехову, известный цирковой артист В.Дуров. Чехов любил цирк, нередко бывал там не только на представлениях, но и за кулисами. В цирке он познакомился и с ученым гусем Иваном Ивановичем. В доме у Чехова всегда были голуби, кошки и собаки, а одно время жил даже ручной журавль. Двум своим таксам он дал смешные клички — Бром и Хина. Чехов любил животных и чудесно о них рассказывал.» (вступительная статья из книги «Рассказы. Чехов А.П.», изд-во «ДЕТГИЗ», Москва, 1950 г.)

Жанр, направление

Произведение «Каштанка» по праву относится к такому жанру как рассказ. Чехов по-настоящему творец короткой прозы. Ведь не зря многие критики утверждают, что до А.П. Чехова как таковых рассказов не существовало.

«Каштанка» относится к направлению «реализм». А.П. Чехов использует психологизм в рассказе, то есть показывает внутренний мир героя. Иначе говоря, мы прослеживаем все чувства и переживания Каштанки, тем самым проникая в мир животного.

Суть: о чем рассказ?

Каштанка жила с рабочим и его сыном, которые частенько били и не докармливали питомца. Но вот собака потерялась и ищет своего хозяина, на след которого никак не может напасть.

Заснув возле подъезда, Каштанка обретает нового хозяина. Он забоится о ней и тренирует ее, чтобы превратить в артистку цирка. Вскоре Каштанка обретает друзей и привыкает к новому дому. Однажды на выступлении Каштанка слышит знакомые голоса. Это был ее старый хозяин Лука Александрович с сыном. Каштанка бежит к ним. Она возвращается домой и забывает о другом хозяине, как о затянувшемся сне.

Главные герои и их характеристика

Герои рассказа «Каштанка» перечислены Многомудрым Литреконом в таблице:

герои рассказа «каштанка» характеристика
каштанка

она не просто молодая рыжая собачка, а живое существо со своими чувствами и переживаниями. а.п. чехов придает ей человеческие качества: разумность, рассудительность, доброту, преданность. каштанка является путеводителем в мир людей, ведь ее глазами передаетсясуть происходящего. она умеет любить, дружить, поддерживать и быть верной хозяину, несмотря на его грубость и халатность. в мире животных она испытывает симпатии и антипатии, но стремится жить со всеми в мире;

незнакомец он дрессирует животных и работает в цирке. он учит всех своих животных жить дружно и искренне заботится о них. он добр, ласков и внимателен. не жалеет для питомцев ни еды, ни времени;
белый кот федор тимофеич это персонаж, которого мало что интересует в жизни, кроме сна. он не любит учиться трюкам, поэтому и выполняет все лениво;
гусь иван иваныч он говорит слишком много и непонятно, из-за чего не всем под силу его слушать;
лука александрыч он усердно работает, чтобы содержать свою семью. он плохо заботится о каштанке, плохо ее кормит и даже пинает ногами. грубость уживается в его душе с привязчивостью. он любит собаку и не может скрывать своих эмоций, когда снова встречает ее.

Темы

Тематика рассказа «Каштанка» весьма актуальна в наши дни:

  1. Главной темой рассказа «Каштанка» является взаимодействие людей и животных. Также из этого вытекает другая важная тема – отношение людей к животным. А.П. Чехов специально смотрел на мир глазами собаки, чтобы показать читателю его портрет со стороны. Увы, картина безрадостная: питомцы дарят нам любовь и верность, а мы в ответ пинаем их ногами и мучаем. Чехов призывает быть внимательнее и добрее к своим любимцам. Они тоже живые и чувствуют боль, голод, тоску.
  2. Еще одна тема — преданность. Несмотря на плохое обращение, Каштанка вернулась к хозяину. Ни хорошая еда, ни слава, ни ласка нового обладателя не прельстили любящую собаку.
  3. Любовь — тоже тема для размышления Чехова. Она может быть разной: даже Лука, грубый и равнодушный работник, по-своему привязан к своему питомцу.

Проблемы

Проблематика рассказа «Каштанка» столь же интересна для размышления:

  1. Невнимательность и безответственность по отношению к братьям нашим меньшим. «Мы ответственны за тех, кого приручили». Важно помнить о тех, кого мы взяли под свое крыло, ценить их преданность. Это именно то, чего не делал Лука Александрыч;
  2. Взаимовыручка и равнодушие. Готовность протянуть руку в трудный момент — важная черта человеческого характера. Это выражается в незнакомце, который берет к себе Каштанку. Будучи по-настоящему добрым человеком, он не ждет ничего в ответ. А вот настоящие хозяева собаки потеряли ее, но не проявили инициативу, чтобы найти. Такое отношение к питомцу неприемлемо.;
  3. Сочувствие и черствость. Умение сопереживать другим является неотъемлемым качеством любого живого существа. Когда Тетка видит слезы дрессировщика из-за утраты гуся, она искренне сопереживает и не может скрывать эмоций. А вот черствость выставляется автором как очень серьезный порок. Сын хозяина делает собаке больно, но совершенно не понимает ее страданий.

Основная идея

Смысл рассказа Чехова «Каштанка» заключается в важности преданности и любви во взаимоотношениях человека и животного. Каштанка — это олицетворение всего этого. Она попадает к дрессировщику, где ее хорошо кормят и где за ней ухаживают, но по-настоящему верной она остается прежнему хозяину, хотя он был полной противоположностью и не особо проявлял свою любовь. Люди, по мнению автора, должны стремиться к тому, чтобы стать достойными такого обожания.

К тому же, автор нам показывает, что люди и животные способны жить вместе, любя друг друга. Дома у незнакомца царит гармония, там умеют и сопереживать, и поддерживать, и заботиться. Главная мысль рассказа «Каштанка» — страстный призыв автора к гуманизму и уважению в отношениях людей и животных.

Чему учит?

А.П. Чехов вкладывает в рассказ «Каштанка» определенную мораль, а именно важность понимания того, какими должны быть взаимоотношения между людьми и животными. В них нет места безразличию и угнетению, в них должны быть только верность, искренность и забота. Животным необходимо все это, как и людям. Однако людям нужно не забывать ценить преданность своих маленьких друзей, чтобы не лишиться их.

Вывод Чехова прост: дарите любовь тем, кто Вам близок, ведь они отвечают Вам тем же. Та же Каштанка достойна любви и заботы, а не пинков хозяина. Он не ценил ее преданность, а зря, ведь животное в своей верности превосходит многих человекообразных.

Критика

При жизни А.П. Чехова рассказ «Каштанка» имел успех. Положительные отзывы оставили писатели (В.А. Гольцев), профессора (Г.И. Россолимо). Рассказ даже был издан на венгерском, немецком и чешском языках.

«К Новому году Вы подарили нас двумя рассказами: „Каштанка» и „Восточная сказка» („Без заглавия»), и мне приятно сообщить Вам, что оба рассказа Ваши всем здесь понравились. У обоих рассказов конец не только неожиданный, но и знаменательный, а это главное. Колорит языка вполне соответствует месту, времени и Вашим действующим лицам. Только окончание „Каштанки», как мне показалось, носит на себе следы усталости или торопливости. Последней сцене чего-то недостает.» (Я. П. Полонский — А. П. Чехову, 8 января 1888 г.)

Однако финал несколько разочаровал критиков, многие отметили его скомканность:

«Ваша „Каштанка» действительно донельзя симпатична и (на ушко!), ежели бы не так скомкан конец и немного ретушевки в деталях,— это был бы один из Ваших шедевров. Поэтому или по чему другому, но он меня менее тронул, чем это надлежало бы по существу.» (И. Л. Леонтьев (Щеглов) — А. П. Чехову, 31 декабря 1887 г.)

Рецензенты особенно похвалили автора за то, что ему удалось написать прекрасный рассказ для детского чтения:

«…прелестный рассказ для детского возраста, рассказ, написанный со вкусом, тактом, хорошим образным языком, чуждым какой бы то ни было фальшивой подделки под детский говор… <…> …образец легкого и занимательного детского рассказа, который с интересом пробежит в свободную минуту и взрослый…» (В. Н. Сторожев, «Библиографические записки», 1892, № 8)

«…легкий юмор сообщает еще более привлекательный характер рассказу… <…> …книжечка может считаться одним из интересных явлений нашей детской литературы, весьма небогатой хорошими произведениями.» («Библиографические заметки» (отзыв неизвестного автора), «Русские ведомости, 1892 г., № 115, 28 апреля)

Автор: Ольга Макарова

Автор: · 23.07.2018

Самая дорогая пора в жизни человека – его детство, когда заново для каждого открывается мир. Когда хочется войти в волшебную сказку под названием «Чудеса». Именно в эту счастливую пору закладывается та основа, которая является предшественницей дальнейшей судьбы. Милосердие, сострадание, чуткость души, верность, доброта – все они объединяются у А. П. Чехова в едином и всеобъемлющем чувстве любви: любовь к «ближнему своему», к животным, к природе, к своей Родине. Этим порывом автор делится с нами в «Каштанке».

История создания

Впервые в 1887 году в газете «Новое время» был напечатан рассказ под заглавием «В учёном обществе». Перерабатывая его в 1892 году для отдельного иллюстрированного издания, автор меняет название произведения, по-новому разделив на главы и дополнив главой «Беспокойная ночь».

Сохранились разноречивые сведения о сюжетных источниках произведения: с одной стороны – издатель Лейкин свидетельствует, что именно он дал Чехову тему о собаке Каштанке; с другой стороны – В. Дуров в книге «Мои звери», вспоминая любимую собаку, утверждает, что это он рассказал писателю о своём верном друге.

Жанр, направление

А. П. Чехов очень трепетно относился к детям, считая, что с ними нужно разговаривать по-взрослому, но используя доступный язык и интересные литературные формы. Жанром, который впитал в себя элементы фантастики, романтики, является сказка. Именно для детей он пишет произведение, которое характеризует как «сказку из собачьей жизни».

Традиционное чеховского направление – реализм.

Суть

Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.

В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.

Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству. Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.

Всё возвращается на круги своя.

Главные герои и их характеристика

Основные персонажи – люди и животные.

  1. Характеристика Каштанки. Каштановый цвет по своему оттенку приближается к «солнечному» цвету, то есть светлому, доброму, позитивному. Автор «очеловечивает» её, наделяя умением рассуждать, сравнивать. Глазами собаки даются отдельные «сценки» в повествовании. Ею овладевают в зависимости от ситуации настроения радости, умиления или отчаяния и ужаса. Чего не выносит дворняга, так это музыку, которая расстраивает ей нервы. Именно резкий звук становится первопричиной того, что Каштанка оказывается одна в незнакомом месте. Главная черта характера – верность своему хозяину, стремление при первой же возможности «отблагодарить» за заботу о ней, за любовь. Не менее важная черта — умение дружить, сопереживать таким же «братьям меньшим».
  2. Лука Александрыч – хозяин «помеси таксы с дворняжкой». На первый взгляд, может показаться, что это человек грубый, неотёсанный. Но, прежде всего, он труженик, который нелёгким трудом содержит семью. Заказчики ценят его умение выполнять столярные работы. Основное время проводит за верстаком. Выполнив заказ, сам его доставляет по адресу. Поглощённый своей работой, не всегда помнит, поело ли его «насекомое существо», которое является практически единственным собеседником, помимо сына Федюшки. Столяр по-своему любит её. Когда после исчезновения Каштанки он вновь видит её на арене цирка, радости его нет предела.
  3. Незнакомец – короткий, толстый человек с бритым лицом. Работает клоуном в цирке. Дрессирует домашних животных, для которых в квартире выделена специальная комната. Встретив бедную собаку у подъездной двери, забирает её домой («может, ты сгодишься на что-нибудь»). Обращается с «бедным пёсиком» сочувственно. Душевная нотка звучит в его голосе. Серый гусь и белый кот встретили пса шипеньем, чем несказанно напугали его. Кот в придачу ударил собаку по голове, а гусь ещё «долбанул» клювом в спину. Появившийся хозяин усмирил всех, сказав, что «жить надо мирно и дружно».
  4. Белый кот – Фёдор Тимофеич. Старый, мудрый. Вяло, лениво исполняет приказания. Пренебрежительно относится к своему «цирковому искусству». Весь его вид показывает, что ему в этой жизни уже ничего не интересно, он предпочитает дремать и спать.
  5. Гусь – Иван Иваныч. Говорит быстро, горячо, но непонятно. Гостья первоначально считала его умным, но со временем даже стала третировать иногда за его длинные речи.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.

  1. Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
  2. Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
  3. Тема сочувствия. Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
  4. Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.

Главная мысль

Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.

Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.

Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.

Чему учит?

Автор учит бережному отношению к природе, к «милым хвостатым созданиям», которые никогда не предадут и являются «образчиком» настоящей верности.

Чтобы бережно относиться к природе, надо понимать, что человек – часть мироздания, в котором, помимо его, обитают другие живые существа, нуждающиеся в сострадании, помощи и заботе.

Неспособность проявить их может привести к трагедии.

Автор: Вероника Пакшина

Год: 1887   Жанр: рассказ

Главные герои: собачка Каштанка, клоун Мистер Жорж, дрессировщик и владелец собачки Лука Александрыч

Рассказ «Каштанка» повествует читателям о преданной собаке. Каштанка живет не в очень хороших условиях, иногда и вовсе остается без еды. Однажды она заблудилась в городе и была подобрана  местным клоуном, который совсем иначе стал относиться к собаке – кормил ее, ухаживал и готовил к новому выступлению. Во время дебюта Каштанка увидела старых хозяев и без раздумий вернулась к ним, променяв хорошую жизнь, но в неволе, на верность своим хозяевам. Есть предположение, что Чехов рассказал реальную историю потерявшейся собаки.

Вывод. Рассказ Чехова «Каштанка» станет поучительным не только для детей, но и для взрослых. С точки зрения ребенка — это история о преданности животного, любви и верности, несмотря на плохое отношение к ней со стороны хозяев. Взрослые же могут сопоставить поведение Каштанки с поведением некоторых людей, которые настолько привязываются к обстоятельствам, что не могут поменять свою жизнь, изменить ее к лучшему, даже тогда, когда такой шанс им предоставляется судьбой.

Читать краткое содержаниерассказа Чехова Каштанка

История начинается с описания жизни собаки по кличке Каштанка у столяра Луки и его сына Федора. Собаку часто обижали, иногда не кормили, ругали, били. Тем не менее, Каштанка была очень привязана к семье. Однажды, сопровождая хозяина, Каштанка потерялась в городе.

Каштанка оказалась очень способной ученицей. Клоун подготовил с ее участием новый номер. И вот настал день, когда Каштанка выбежала на манеж, но дебют не состоялся. Среди зрителей в этот день в цирке на представлении оказались старые хозяева Каштанки — Лука с сыном. Они узнали потерявшуюся свою собаку и стали громко звать ее.

Каштанка тотчас бросилась к ним с радостным лаем и вернулась к прежним хозяевам, к своей  не очень счастливой, но такой привычной жизни. Выбор,  казалось бы, совсем не логичный. Но, для собаки, по крайней мере, этот выбор объясняется преданностью и верностью. Кроме того, в цирке, конечно, ухаживают за животными, кормят, но их поведение неестественно, что является результатом дрессировки, они не свободны. У прежних хозяев свободу Каштанки никто не ограничивал, она привыкла к такой жизни.

Оцените произведение: Голосов: 512

Читать краткое содержание Каштанка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Чехов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Каштанка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бернетт Таинственный сад

    События в романе англо-американки Бернетт «Таинственный сад» связаны с началом XX века. Главная героиня, девочка-подросток Мери считает себя никому не нужной, она обижена на весь мир.

  • Краткое содержание Защита Чика Искандер

    Школьник по имени Чик попал в неприятность в школе. Преподаватель по русскому языку Акакий Македонович потребовал, чтобы мальчик пришел в школу с родителем.

  • Краткое содержание Выбираю деревню на жительство Шукшина

    Бывший деревенский житель, Николай Григорьевич Кузовников, прожил внешне успешную и состоятельную жизнь. Переехав в город (судя по всему, он попал под волну индустриализации и урбанизации 30-х годов)

  • Краткое содержание Зощенко Бедный Федя

    В рассказе Зощенко «Бедный Федя» речь идет о девятилетнем воспитаннике детского дома, который никогда не играл с ребятами, а тихо и грустно сидел на скамеечке.

  • Краткое содержание Серебряные коньки Доджа

    Возле канала, покрытого льдом, находились дети, в старой одежде. По нему люди на коньках спешили в город. Оглядываясь на дрожащих от холода детей. Они стали одевать самодельные коньки

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/kashtanka.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/03/blog-post29.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/kashtanka-chehov/
  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-chehova-kashtanka/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/kashtanka

«Тоска» — рассказ писателя-классициста А.П. Чехова, опубликованный в январе 1886 года в «Петербургской газете, в разделе «Летучие заметки». Многомудрый Литрекон подготовил вариант в сокращении, в котором обозначил сюжет, основные события и суть произведения. Краткий пересказ будет полезен тем, кто интересуется творчеством писателя, занимается поиском информации для подготовки к урокам и экзаменам.


Кратчайшее содержание (388 слов): Вечернее время суток. Снег сыпется белыми хлопьями на Иону и его лошаденку. Они неподвижны уже длительное время, так как с утра не было желающих воспользоваться услугами извозчика. 

Наступает вечерняя мгла и появляется уличная суматоха. Вдруг Иону окликает военный с приказом отвезти его на Выборгскую. На дороге происходит неразбериха: кто-то кричит Ионе, что он не туда едет, прохожий задевает морду лошади… 

По пути к месту назначения Иона рассказывает барину, что у него умер сын на этой неделе, пролежав в больнице всего три дня. Собеседник спрашивает о причине смерти, на что извозчик отвечает, что точно не знает, но могла повлиять горячка. Иона оглядывается на седока еще несколько раз и вскоре понимает, что тот не расположен его слушать.

Высадив военного, Иона опять сидит несколько часов в одном положении. К нему подходят трое молодых людей (двое высоких и один горбач) и просят отвезти их к Полицейскому мосту за двугривенный. Несмотря на то, что «двугривенный цена не сходная», извозчик соглашается, так как ему необходимы седоки. Сначала они спорят о том, кто будет сидеть, потом говорят о случае у Дукмасовых, затем переходят к разговору о Надежде Петровне. Чувство одиночества начинает отлегать от сердца Ионы, он оглядывается и бормочет, что у него помер сын. Горбач отвечает, что все помрут, а длинный спрашивает у извозчика, женат ли он. Иона говорит, что теперь у него одна жена— сырая земля, и что скоро его ждет могила и смерть, которая ошиблась дверью, забрав с собой сына раньше отца. Мужчина хотел рассказать им более подробно о смерти сына, но горбач заявил, что они уже добрались. 

Тоска снова наполняет грудь Ионы, он начинает искать глазами в толпе хоть одного человека, который выслушал бы его.

Заметив дворника с кульком, Иона решает заговорить с ним. Он спрашивает у него, сколько времени, на что тот отвечает, что идет десятый и час, и затем велит Ионе проехать дальше. 

Извозчик отъезжает на несколько шагов и осознает, что обращаться к прохожим просто бессмысленно. Он выпрямляется и едет домой. Вернувшись, Иона видит спящих на печах и скамьях людей, среди которых замечает молодого человека. Он пытается начать с ним разговор и снова говорит о смерти своего сына. Однако эти слова не оказали никакого влияния на собеседника (он вновь укрылся и заснул). 

Иона Потапов размышляет о том, сколько всего ему необходимо было обсудить, после чего решает пойти проведать лошадь. Он молчит некоторое время, потом «увлекается и рассказывает ей все…».


Отзыв (344 слова): Я считаю, что в произведении «Тоска» А.П. Чехов в полной мере смог раскрыть проблему отсутствия отзывчивости у людей по отношению к окружающим. 

Действительно, данная тема рассказа актуальна во все времена, так как в независимости от того, кем мы являемся и какой имеем социальный статус, в трудную минуту практически каждый из нас хочет поддержки или хотя бы внимания. Многие люди ощущают всепоглощающее чувство одиночества именно от того, что им не хватает собеседника, который сможет их выслушать, сказать несколько теплых слов, утешить, если в этом будет необходимость. Именно этим качествам автор учит своих читателей.

Лично мне при прочтении рассказа было очень печально осознавать, что в таком огромном мире не нашлось ни одного небезразличного человека, искренне желающего понять и облегчить душевную боль Ионы Потапова.

Именно он является моим любимым героем, потому что искренне любит своего недавно скончавшегося сына. Извозчик желал высказаться очень многим, так как не мог выдержать испытания, взвалившегося на него столь неожиданно. Несмотря на то, что никому до него не оказалось дела, мужчина все-таки нашел, кому излить свою душу. При разговоре с лошаденкой Иона с теплотой и тоской на сердце говорит о своем ребенке, который должен был пережить его, но ушел из жизни так рано. 

Главная мысль рассказа «Тоска» проста. А.П. Чехов хотел показать читателю, что людей, которые готовы сопереживать тем, кому необходимо сочувствие, практически не осталось. Автор намеренно делает акцент на том, что никто не желал помочь Ионе в преодолении его горя, чтобы показать, насколько погрязло общество в собственных пороках. Писатель намекает, что людям необходимо быть добрее по отношению друг к другу. Не стоит проходить мимо и отворачиваться от чужих проблем только потому, что они нас не касаются. Даже если мы не можем решить их, то должны хотя бы выслушать человека, потому что от этого может зависеть чья-то жизнь. 

Подводя итог, хочется отметить, что данное произведение является поучительным. Оно заставляет задуматься о том, что в первую очередь необходимо быть хорошим человеком, способным на сострадание, сопереживание и взаимовыручку. Впечатление от чтения этого рассказа очень грустное, но в то же время оно весьма поучительно: чувствуя боль, мы не способны причинить ее другому. 

Автор: Анастасия Кутковецкая

Особое место в творчестве Чехова-юмориста занимают миниатюрный рассказ-шутка и бытовая сценка, целиком построенная на диалоге. Они популярны до сих пор потому, что за полными комизма диалогами раскрываются быт и нравы целой эпохи. В основу ряда юморесок положен принцип взаимного непонимания участников беседы, каждый из которых твердит своё. Именно так обстоит дело в рассказе «Злоумышленник».

История создания

7 августа 1885 года в «Петербургской газете» под псевдонимом «Антоша Чехонте» был опубликован «Злоумышленник», впоследствии включённый в первый сборник писателя «Пёстрые рассказы».

Владимир Гиляровский считал, что прототипом главного героя является крестьянин Никита Пантюхин из посёлка Красково Московской губернии. Хотя к вопросу о прототипах своих героев писатель относился отрицательно, так как в большинстве своём его персонажи – обобщённые образы.

Жанр, направление

Жизнь простых людей в России, их чувства и чаяния всегда интересовали Антона Павловича. Он является продолжателем лучших традиций реалистического направления в литературе. Стиль его прозы сатирический, где встречаются «забавные» ситуации и сценки, нелепые формы поведения и речи.

Произведение вышло с подзаголовком «Сценка». По жанру это юмористический рассказ, в котором деликатно, с иронией и состраданием автор смеётся над своими героями.

Юмор связан с яркой словарной неожиданностью, безграмотной, нелогичной речью персонажа, а также нелепой ситуацией, когда следователь считает, что перед ним злоумышленник, требующий наказания, а «подследственный» не понимает трагизма собственного положения.

«Смешное» и «грустное» в рассказе тесно переплетаются.

Сюжет

В центре внимания – диалог судебного следователя и туповатого «мужичонки», это и есть суть рассказа.

Тощий мужик утром отвинчивает гайку на железнодорожном пути. За этой «работой» его застаёт обходчик Иван Акинфов и препровождает к судебному следователю. Начинается допрос с целью выяснения обстоятельств кражи и доказательства виновности Григорьева.

Мужик признаётся, что произошедшее (похищение гайки) является делом обычным для Климовских мужиков, так как их основной промысел связан с ловлей рыбы. А из гаек делают грузила.

На обвинение в том, что отвинчивание гаек может привести к крушению поезда, Денис, усмехнувшись, возражает: «Если бы рельсу унёс … а то … гайка!».

Результатом следственного диалога является заключение «злоумышленника» под стражу и отправка в тюрьму.

Главные герои и их характеристика

  1. Денис Григорьев. Характеристика и описание злоумышленника: тощий мужичок, обросший волосами. Густые брови нависают над глазами, создавая впечатление постоянной угрюмости. Шапка нечёсаных волос чем-то напоминает паучью паутину. Внешность Дениса говорит, скорее всего, о его неопрятности, нежели о бедности. Портрет Григорьева — это свидетельство «запутанной» жизни персонажа, в которой он сам не может разобраться. Хорошо разбирается в «рыбном деле». Знает особенности лова разных видов рыб. Человек практичный, так как толково объясняет, почему нельзя использовать в качестве грузила свинец, пулю или гвоздик. С возмущением отвергает обвинение в том, что отвинчивание гаек могло привести к гибели людей («нечто мы злодеи какие»). Честность – важная черта его характера. Когда следователь прямо говорит ему, что Денис лжёт, он искренне удивляется этому, так как «отродясь не врал». Обстоятельно рассказывает о существовании у него и у других мужиков гаек. В частности, Митрофану Петрову необходимо много гаек, из которых он делает невода, а потом продаёт господам.
  2. Следователь – представитель закона. Автор не наделяет его ни портретной характеристикой, ни свойственными ему чертами характера. Отсутствие имени говорит о том, что это собирательный образ социального слоя чиновничества.

Темы и проблемы

  1. Проблема народа решается писателем по-своему. Он живёт в России переходной поры, среди приниженных и обделённых судьбой людей. Он не остаётся в стороне от «крестьянской» тематики. Правдиво показывает противоречия деревенской жизни. Не имея других доходов, деревенские мужики, чтобы прокормиться, ловят рыбу. А для этого нужны гайки, которые можно только открутить с железнодорожных путей. И человек оказывается на распутье: подневольное состояние заставляет его совершать «преступление» (хотя он сам так не считает), за которым потом неизбежно следует «наказание».
  2. В связи с этим возникает проблема справедливости, ответственности перед законом. Злоумышленник – это человек, преднамеренно задумавший зло и поэтому обязанный предстать перед законом. Но оказавшиеся в трудных социальных условиях мужики таковыми не являются. Они христиане. «Зло» и «преступление» для них — понятия чуждые.
  3. Проблема власти, насилия красной нитью проходит через всё повествование. За то, что делают все, каторгу получит один, причем только за то, что ленивый чиновник случайно его заметил. Увы, никакого надзора за путями не производится, поэтому народ даже не знает, что можно делать, а что нельзя. Им, безграмотным и необразованным, никто не объяснил смысл законов.
  4. Проблема взаимного непонимания. Так, следователь, вспоминая крушение поезда в прошлом году, говорит о своем «понимании» произошедшего, связывая трагедию с похищением гаек. Денис же эту ситуацию воспринимает по-своему, трактуя «понимание» следователя как особенность, свойственную только образованным людям. По его мнению, «мужицкий ум» воспринимает происходящее иначе и не способен к умозаключениям. Григорьеву говорят, что он может быть приговорён «к ссылке в каторжные работы», на что Денис отвечает: « Вы лучше знаете… Мы люди тёмные…». Когда же объявляют, что следствием его «деяний» теперь становится отправка в тюрьму, он с удивлением возражает, что сейчас некогда, так как необходимо ехать на ярмарку.
  5. Тема халатности, недобросовестного отношения к государственной собственности затрагивается неслучайно. Богатые господа приобретают неводы, чтобы удовлетворить свои личные потребности, и абсолютно не задумываются о том, откуда мужики берут гайки. Господ, покупающих снасти, абсолютно не волнует вопрос о состоянии железной дороги, о крушении поездов, о том, что в одном из них они могут оказаться сами. Это какая-то типично российская безответственность, которая веками накапливается в русском народе.

Проблематика рассказа богата и сложна, тем удивительнее воспринимается тот факт, что автор уложил ее в столь лаконичную форму.

Главная мысль

Скупые детали воссоздают картину деревенских будней, за которой раскрываются черты российской действительности. И в этой мозаике, состоящей из множества «эпизодов», торжествует скрытое зло, и смысл рассказа в том, чтобы показать и доказать это. Всё содержание проникнуто глубоким драматизмом. Перед читателем предстаёт до боли несчастный, загнанный обстоятельствами человек. Он — дикарь, но жалость к нему, к простым мужикам, к тому, что может пострадать по существу невиновный в происходящем зле человек, «захлёстывает» читателя.

В обличительной сценке представлена линия протеста против лжи, царящей в России, где непросвещённый народ влачит жалкое существование, а не видящая человека власть прикрывается законами, которые противоречат гуманному отношению к людям. Это и есть основная идея произведения. Рассказ вызывает чувство горечи и сожаления.

Чему учит?

Чехов воспитывает в своём читателе самостоятельность, волю и ум. Больше всего его беспокоит внутренняя слабость человеческого духа. Он говорит: «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу». Главным мерилом поступков должна стать совесть. Всё надо делать по совести: «Хоть и высеки, но чтоб за дело». Вот мораль произведения.

Писатель хотел, чтобы стилем жизни каждого стала весёлость, потому что именно она является условием и верным знаком духовного здоровья нации.

Истинными злоумышленниками являются те «хозяева жизни», которые не заботятся об общественном порядке, а удовлетворяют только свои прихоти и желания.

Что высмеивает автор?

Чехов был убеждён, что рабскому поведению перед «власть предержащими» может противостоять только смех. Писатель высмеивает темноту, невежество народа, который не свободен даже в собственных чувствах.

Комизм создают невозмутимость и своеобразная рассудительность ответов «злоумышленника», не способного взять в толк, что хотят от него и зачем он здесь. Комично положение следователя, доведённого до исступления непроходимой тупостью мужика.

Чеховский юмор всегда «идёт в ногу» с грустью, которая рождается оттого, что человек не может постоять за себя, сохранить чувство собственного достоинства.

Смех – это повод для того, чтобы обратить внимание, прежде всего, на свои недостатки и «по капле выдавливать из себя раба».

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Злоумышленник» (А.П. Чехов)

  • Суть рассказа вишневый сад
  • Суть рассказа выстрел пушкин
  • Суть рассказа кладовая солнца
  • Сутеев сказки издательство малыш
  • Сутеев сказка мышонок и карандаш