Суть алые паруса рассказа

алые паруса самое знаменитое произведение русского писателя александра грина настоящая фамилия гриневский. идея его написания созревала у писателя целых

«Алые паруса» — самое знаменитое произведение русского писателя Александра Грина (настоящая фамилия Гриневский). Идея его написания созревала у писателя целых пять лет с 1916 по 1922 год, хотя опубликована повесть была только в 1923 году.

С раннего детства у маленького шестилетнего мальчика Саши появилась непреодолимая тяга к морю и морским приключениям. Свою жизнь он представлял не иначе, как на борту корабля и в детстве даже предпринимал неоднократные попытки убежать из дома навстречу своей морской мечте. Он видел себя матросом, а в более поздние годы этот образ начал приобретать краски капитана морского судна.

Характеристика главных героев рассказа «Алые паруса»

Образ и характеристика Ассоль

В центре произведения «Алые паруса» Александра Грина юная очаровательная Ассоль. У романтичной искренней героини есть мечта. Она открыта и полна уверенности. Автору удалось создать образы героев, которые сразу приглянулись читателям.

«Любимым развлечением Ассоль было по вечерам или в праздник, когда отец, отставив банки с клейстером, инструменты и неоконченную работу, садился, сняв передник, отдохнуть, с трубкой в зубах, — забраться к нему на колени и, вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игрушек, расспрашивая об их назначении». Девочка с ранних лет росла без мамы, которая погибла во время шторма. Отец постарался окружить свою дочь любовью и заботой. Ради ребенка он оставил службу.

«Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки». Жили отец с дочерью не богато. Однако в их небольшой семье царило взаимопонимание и уважение. Местные жители недолюбливали Ассоль и ее отца. Но герои старались этого не замечать.

Девушка была невероятно хороша собой. «Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи». Героиня излучала внутренний свет, который невозможно было не заметить. Однажды старик Эгль сделал странное предсказание. С тех пор Ассоль ждала эту встречу, которая подарила бы ей необыкновенную любовь. Это стало ее заветной мечтой.

Юная Ассоль — это воплощение женственности, красоты, искренности. Героиню окружали безнравственные люди, которые считали ее ненормальной. Но Ассоль не озлобилась. Она смогла сохранить душевную гармонию. Даже под влиянием окружающих она не предала свою мечту. Люди не смогли оценить ее тонкую душевную организацию. Они лишь оскорбляли ее и обижали.

Образ и характеристика Артура Грэйа

«Артур Грэй родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного начертания». Герой появился на свет в обеспеченной семье. Но с годами он понял, что деньги его совершенно не интересуют. Все из окружения его семьи свято чтили аристократические порядки. Родители были уверены, что их сын пойдет по их стопам и будет продолжать фамильное дело. Грэй же был к этому равнодушен. Он увлекался приключениями, следил за персонажами авантюрных произведений. Так у него появилась мечта стать моряком.

Однажды Грэй увидел в библиотеке картину, которая навсегда врезалась в его память. «Грэй несколько раз приходил смотреть эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море». Но родители не понимали и не поддерживали мальчика. Герой пошел против воли родственников. Он сбежал из родного дома и чудом попал на корабль. Поначалу ему было очень сложно, но он не сдавался. «Грэй шел к цели с стиснутыми зубами с побледневшим лицом. Он выносил беспокойный труд с решительным напряжением воли, чувствуя, что ему становится все легче и легче по мере того, как суровый корабль вламывался в его организм, а неумение заменялось привычкой». Капитан корабля удивлялся небывалому рвению молодого моряка.

Грэй приехал в город, где жила Ассоль, и узнал ее историю. Героиня сразу приглянулась отважному моряку, и он решил сделать все возможное, чтобы завоевать ее сердце. Грэй был очень организован, что и помогло ему воплотить задуманное в жизнь. Персонаж — яркий пример самоотверженного молодого человека, готового совершить подвиг ради возлюбленной. Он не только храбрый и смелый моряк, но и романтик в душе. В нем не было занудства и аристократической гордости. Грэй поступил так, как велело ему его сердце.

Лонгрен

Отец Ассоль — Лонгрен — был человеком уверенным и бесстрашным. Он смог в одиночку воспитать дочь, когда его жена умерла. Местные жители отвернулись от него после того, как он не помог трактирщику, однажды совершившему подлый поступок. Лонгрен был вынужден оставить свою работу. Он стал заниматься изготовлением игрушек.

Эгль

«Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок». Именно он предсказал Ассоль важную встречу в ее жизни. «Серые кудри складками выпали из-под его соломенной шляпы; серая блузка, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавала ему вид охотника». Добрый персонаж помог Ассоль поверить в сказку и вселил надежду на лучшее в ее сердце. Эгль поведал юной героине чудесную историю о корабле с алыми парусами.

Летика

Матрос с корабля Грея, плутоватый, но надежный товарищ, которому Артур доверяет узнать подробности об Ассоль. Летика хорошо знает и знает своего капитана, уважительно относится к нему, ответственно выполняет порученное ему поручение. Не задает лишних вопросов, умеет держать язык за зубами.

Меннерс

Трактирщик в деревне, который стал невольным виновником смерти матери Ассоль. Жадный и сладострастный человек, наживающийся на бедняках, которые от отчаяния идут к нему с помощью. Он обвинил Лонгрена в своей смерти, умалчивая о реальной причине такого поведения моряка. Меннерса унесли в открытое море, он попросил помощи у Лонгрена, но моряк ему не помог.

Угольщик

Единственный человек в деревне, который имеет человеческое родство с семьей Лонгрен, опровергает распространенные слухи о недальновидности Ассоль, он утверждает, что вся семья Меннерсов — лжецы.

НУЖНЫ ЛИ ЛЮДЯМ ЧУДЕСА?

СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ ФЕЕРИИ А.ГРИНА «АЛЫЕ
ПАРУСА» И РАССКАЗА С.МАЛИЦКОГО «ТАНЬКА-ДУРОЧКА»

VI—IX КЛАССЫ

Аннотация. В материале представлен урок
сопоставления героев феерии А.Грина «Алые паруса» и рассказа С.Малицкого
«Танька-дурочка», показы- вается, какую роль играет мечта о чуде в жизни
человека, какого большого духовного труда требует её осуществление. В уроке
заложен большой вос- питательный потенциал.

Ключевые слова: чудо, мечта, духовный мир,
красота, вера, труд, феерия, ирония, прагматизм.

Abstract. The article compares the heroes of A.Grin’s
fantasy “Scarlet Sails” and S.Malitsky’s story “Tanya The Fool”, shows the role
of the dream about a mi- racle in human life and shows that it takes a lot of
work to make the dream come true. The lesson has a great educational potential.

Keywords: miracle, dream, spiritual world, beauty,
faith, work, extravaganza, irony, pragmatism.

Мечта о чуде живёт в каждом человеке, даже
в том, который всё в своей жизни праг- матически рассчитывает и уверен, что
чудес не бывает, а все чудеса — это хорошо про- думанные и организованные
действия чело- века. Но вспомним, как мы удивляемся про- бившемуся через
асфальт цветку или сосне, приютившейся на голой вершине скалы; как замираем,
глядя на падающую звезду, как склоняем голову перед человеком, преодо- левшим
непреодолимые, казалось бы, пре- пятствия… И разве не чудеса творили почи-
таемые всем православным миром святые, возвращая людям здоровье, помогая по-
беждать врага или осуществлять какие-то невозможные на первый взгляд проекты?..

Вера в чудо, в возможность невозмож-

ного, в сказку, которая может стать былью,
помогает людям осуществлять заветные мечты. Поэтому с таким волнением и инте-
ресом слушают и читают они о чудесах… Особенно — дети. Да это и понятно: в
боль- шинстве случаев их воспитание и образова- ние начинается с чудесного — со
сказок. Но и взрослея, дети не перестают мечтать о чуде: ведь чудо раздвигает
горизонты по- вседневности и поднимает нас к Небу, за- ставляет работать над собой,
трудиться, чтобы добиться цели.

Правда, в наше время многое делается

для того, чтобы заменить мечту прагматиче-
ским целеполаганием и расчётом. Может быть, в чём-то это и хорошо, но мечта о
чуде одухотворяет человека, чего не скажешь о расчёте… Вот почему мне кажется
важным проникновение в суть таких художественных произведений, где мечта
становится двига- телем человеческой жизни, где она торже- ствует над
прагматизмом… Безусловно, здесь первое место занимает феерия Алек- сандра Грина
«Алые паруса». Но есть и другие

Ю.Масютин. Ассоль.

произведения, в чём-то созвучные, а в чём-

то диссонансные «Алым парусам» и этим тоже
воспитывающие. Я имею в виду рассказ современного писателя Сергея Малицкого

«Танька-дурочка», в котором как раз и
стал- киваются прагматизм и мечтательность — так же как у Грина, но ещё более
жёстко и драматично.

Рассказ интересно прочесть после из-

учения феерии, но можно и в другое время
(небольшой объём его позволяет сделать это прямо на уроке). Сопоставление
возможно на самых разных возрастных уровнях от 6 до 9 класса. К уроку готовится
специальная пре- зентация, фонограмма песни «Ребята, надо верить в чудеса…».

Открываем урок коротким музыкальным

эпиграфом — словами песни В.Ланцберга

«Ребята, надо верить в чудеса…».

Так поётся в популярной бардовской песне,
которую мы услышим немного позднее. А нужно ли верить в чудеса? На этот вопрос
мы и попыта- емся найти ответ в течение урока, перечитывая знакомое
произведение и открывая новое.

—            Что даёт человеку вера в
чудо?

Она наполняет его жизнь смыслом, он
старается приблизить это чудо, ждёт его, мечтает о нём и верит, что когда-то
оно обя- зательно случится — и жизнь его изменится.

—            Но, может быть, эта вера и
отнимает что-то у человека?

Погружённость в мечту о чуде может уве-
сти человека от реальной жизни, оторвать от неё, и, если чуда не произойдёт, он
может впасть в отчаяние, затосковать, потерять смысл жизни.

—            Что нужно для того, чтобы
вера в чудо помогала жить и достигать своей мечты, а не уводила от реальности?

Человек не должен уходить в себя — он
должен вести обычную жизнь, в которой есть место и труду, и общению, и мечте.
Реальная жизнь закаляет его, воспитывает в нём терпе- ние, стойкость, волю, как
это было у гринов- ской героини Ассоль. Заметим, мечта не ме- шала ей вести
домашнее хозяйство, заботить- ся об отце, мастерить игрушки, читать книги.

— Может ли сотворить чудо обычный че-
ловек?

Смотря что понимать под чудом… Если мы
говорим о чудесах из сказок, то нам по- требуются или волшебники, или волшебные
предметы. Хотя и в сказках чудеса совершают зачастую обычные герои:
крестьянские сы- новья или царевичи, дочери купцов или бед- ные падчерицы,
которые свои трудом, доб- ротой и старанием добиваются счастья.

А если говорить о реальной жизни, то для
кого-то чудом будет обретение семьи (на- пример, для детдомовского или
беспризор- ного ребёнка), неожиданное возвращение давно потерянной вещи,
достижение желан- ного результата, встреча с дорогим челове- ком, исцеление от
неизлечимой болезни и т. п. И вот эти чудеса зависят прежде всего от самих
людей.

—            Вспомните, в каких
художественных произведениях мы уже встречались с такими чудесами. (В рассказе
А.И.Куприна «Чудес- ный доктор», в феерии А.С.Грина «Алые па- руса».)

—            Вспомните, кому принадлежат
эти сло-

Е.Козлова. Илл. к рассказу С.Малицкого
«Танька-дурочка». 2014

ва: «…благодаря ей я понял одну нехитрую
ис- тину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда
для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но,
когда душа таит зерно пла- менного растения — чуда, сделай ему это чудо, если
ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». Как вы их понимаете?

Это слова Артура Грэя. В них он выразил
своё понимание чуда и его значения для че- ловека. Он назвал чудо «пламенным
расте- нием». Эта метафора помогает нам понять, что мечта о чуде, желание его
осуществления

—            это зерно, которое помогает
человеку рас- ти, развиваться, совершенствоваться. И свершение долгожданного
чуда дарит чело- веку обновление — новую душу. И не только тому, кто мечтал об
этом чуде и ждал его, но и тому, кто помог чуду произойти, осуще- ствиться.
Чудеса, оказывается, можно делать

«своими руками».

24 Литература в школе. 2017. № 7.

— У кого из литературных героев душа имеет
такое «зерно»? Обоснуйте.

Конечно, это Ассоль. Она с огромным
вниманием слушала фантастические исто- рии, которые рассказывал ей отец, и
потом засыпала «с головой, полной чудесных снов». Она придумывала истории про
самодельные игрушки, разговаривала с ними, вглядыва- лась в растения и морские
волны.

И «Артур Грэй родился с живой душой»: он
неутомимо изучал старинный замок, рас- сматривал диковинные предметы, слушал
истории старого Польдишока, читал приклю- ченческие книги, мечтал о море. И
потому пути этих двух удивительных героев обяза- тельно должны были пересечься.

— Почему родители не понимали Грэя?

«Отец и мать Грэя были надменные не-
вольники своего положения, богатства и за- конов того общества, по отношению к
кото- рому могли говорить “мы”. Часть их души, за-

нятая галереей предков, мало достойна
изоб- ражения, другая часть — воображаемое про- должение галереи — начиналась
маленьким Грэем, обречённым по известному, заранее составленному плану прожить
жизнь и уме- реть так, чтобы его портрет мог быть повешен на стене без ущерба
фамильной чести».

— Почему жители Каперны не видели

«зерна пламенного растения — чуда» в Ас-
соль?

Они слишком приземлены, примитивны и
поглощены только повседневными делами и заботой о хлебе насущном. Их души не
спо- собны видеть красоту, они не откликаются на сказки и песни. Эгль говорит о
них: «Я был в той деревне — откуда ты, должно быть, идёшь, словом, в Каперне. Я
люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стара- ясь
услышать что-нибудь никем не слышан- ное. Но у вас не рассказывают сказок. У
вас не поют песен. А если рассказывают и поют,

то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и
солдатах, с вечным восхвалением жульниче- ства, эти грязные, как немытые ноги,
грубые, как урчание в животе, коротенькие четверо- стишия с ужасным мотивом…»

—            Кто первым заметил «зерно
пламен- ного растения» в девочке?

Это как раз и был Эгль.

—            Перечитаем описание портрета
Ас- соль.

«Стиранное много раз ситцевое платье едва
прикрывало до колен худенькие, заго- релые ноги девочки. Её темные густые воло-
сы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль
была вы- разительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком
грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его непра- вильный
мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой
белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой. <…>
Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его
впечатлением. “Не- вольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, — решил
он”».

— Чьими глазами мы видим Ассоль? (Гла-
зами Эгля.)

—            А теперь познакомимся с
портретом другой героини из рассказа современного писателя Сергея Малицкого
«Танька-дуроч- ка»: «Танька была дурочка-фигурочка, косые окна, мокрый нос,
ноги-спички, красная вя- заная шапка, штопаные колготки, пальцы в чернилах,
острые коленки».

—            Есть ли в портретах Ассоль и
Таньки какие-то детали, сближающие их?

Да, есть. Обе девочки одеты достаточно
непритязательно и даже бедно, обе худень- кие. В обеих чувствуется какая-то
обособ- ленность от внешнего мира.

—            В каком портрете мы чувствуем
любо- вание героиней, а в каком — иронию? Чем это объяснить?

Портрет Ассоль дан глазами собирателя
сказок Эгля, он любуется девочкой, замечая в ней «невольное ожидание
прекрасного, блаженной судьбы». А вот портрет другой де- вочки дан явно в
сниженных тонах, ребята за- мечают его грубоватость и даже иронию. Кто же видит
её такой? Это мы попытаемся по- нять, читая рассказ.

Теперь рассказ читается вслух учителем.

—            Так чьими же глазами мы видим
Таньку? Глазами дворовых мальчишек. Это они прозвали её «дурочкой-фигурочкой»,
приме- тили и обсмеяли её острые коленки и штопа- ные колготки, глаза сравнили
с косыми окнами.

Во всём чувствуются насмешка и презрение.

—            Почему автор называет Таньку
«козой отпущения»? С какой интонацией звучит это определение?

Прежде чем ребята выскажутся, позна- комим
их с происхождением выражения «ко- зёл отпущения».

Козёл отпущения — в иудаизме (рели- гии
иудеев) особое животное, которое после символического возложения на него грехов
всего народа отпускали в пустыню, после

чего уводившие козла в пустыню мылись и
мыли свою одежду.

Танька верила всему, что ей говорили,
выполняла все дурацкие поручения: «она по- слушно ходила от одного парня к
другому или от одной девчонки к другой и передавала самые глупые и насмешливые
поручения. Танька была козой отпущения во дворе. Её бы совсем сжили со свету…»
«Коза отпуще- ния» звучит, конечно, иронически.

—            Как вы думаете, как
чувствовала себя Танька среди дворовых ребят и по чему мож- но догадаться об
этом?

Ей одиноко, сиротливо. Её постоянно
обижают, дразнят, смеются и даже изде- ваются над ней. То, что Таньке плохо, мы
по- нимаем из её просьбы к лесному принцу: сделать так, чтобы её не обижали во
дворе.

—            Похожи ли современные дети на
детей Каперны? Чем?

Ещё как похожи! Они так же жестоки и
агрессивны: избрали себе жертву, над кото- рой можно безнаказанно издеваться и
полу- чать удовольствие от простодушия и довер- чивости Таньки-дурочки, которая
верит каж- дому их слову и выполняет все их приказы и поручения. Здорово, когда
кто-то смешнее и глупее тебя!.. Так, наверно, думают дворовые ребята.

—            Попробуем себе представить,
как мог- ла появиться мечта о лесном принце у Таньки. Демонстрируем яркий
осенний пейзаж.

Он подсказывает ребятам ответ.

Вероятно, Танька очень любила природу,
особенно лес, который был неподалёку от дома на окраине. Туда Танька любила
ходить

—            может быть, ей нравилось
разглядывать цветы, листья и травы, чувствовать тишину и гармонию, которых не
было в городском дво- ре, отдыхать душой и глазами на красоте. И вот однажды
она увидела чудесную полянку.

«За крапивой обнаружилась полянка. Папо-
ротник густо застилал землю, не давая ходу столпившейся по краям пустырной
поросли. Посередине стояла рябинка. Какой-то чело- вечина в прошлом рубанул её
шутки ради но- жом, срезал верхушку. Три верхних ветви по- тянулись к обрубку,
соединились, перепле- лись и теперь тремя оголовками поддерживали тёмно-красные
рябиновые грозди». Рябиновые кисти будто обозначили корону, и Таньке
представилось, что где-то здесь живёт лесной принц…

Сказку и мечту об алых парусах подарил

Ассоль Эгль. Почему он это сделал?

Он увидел в девочке «зерно пламенного
растения — чуда», увидел на её лице ожида- ние прекрасного. Кроме того, в
глазах Ассоль был «грустный вопрос», подсказывающий со- бирателю сказок, что
девочке живётся нелег- ко. И он подарил ей сказку…

А сказку о лесном принце придумала сама
Танька.

—            О чём это говорит, что
рассказывает о её характере?

Она мечтательная, обладает живым во-
ображением, ей хочется, чтобы у неё появил- ся друг-покровитель. Она умеет
замечать не- ожиданное и прекрасное.

—            Как изменилась Танька, когда
получи- ла ответ от «принца»? Почему?

«По двору девчонка теперь передвига- лась
с высоко поднятой головой, на насмешки и выкрики не реагировала, отвечая таин-
ственной улыбкой. Борьке даже казалось, что глаза у неё меньше косить стали,
раздви- гаться начали в стороны от чуть вздёрнутого носа». Она почувствовала
себя уверенной, принц, которого она придумала и в которого поверила, оказался
реальностью (он отве- тил!) и обещал исполнить её желание. Тань- кина жизнь
наполнилась чудесным тайным содержанием. Поэтому она даже внешне из- менилась:
исчезло чувство ущербности, она стала чаще улыбаться…

—            Что стали замечать ребята в
её внеш- ности?

У Таньки «светлые кудряшки», «зелёные
глаза», «стройная фигура» и «тонкие длинные ноги».

—            Вспомните, как они называли
все эти достоинства прежде.

«Косые окна», «ноги-спички», «фигуроч- ка»
и т. п.

—            А изменилось ли отношение
ребят к девочке? Обоснуйте.

Нет, отношение к Таньке осталось преж- ним
и даже стало ещё более презрительным.

—            Как её называют в начале
рассказа и как потом?

В начале она просто «Танька-дурочка»,
потом «круглая дура» и, наконец, «идиотка».

—            Кто даёт эти
характеристики-оценки? Кто оказывается самым жёстким? А вы со- гласны с таким
взглядом на героиню?

Характеристики дают Борька и Серёга.

Наиболее жёстким оказывается Борька.

Ребята категорически возражают героям
рассказа, называя Таньку простодушной, на- ивной, доверчивой, не похожей на
других, но это отнюдь не признак глупости.

—            Что пришлось преодолевать,
претер- певать обеим героиням? (Насмешки, изде- вательства, унижения.)

—            Почему ни та ни другая не
отказыва- лись от своей мечты?

В их душах жило «зерно пламенного ра-
стения-чуда», они берегли свою мечту и ве- рили, что чудо обязательно
произойдёт, они очень хотели этого и готовы были ради осу- ществления своей
мечты претерпеть что угодно.

И Ассоль дождалась своего чуда… Как
реагировала Каперна на свершившееся на её глазах чудо?

Осуществлённая на глазах жителей Ка- перны
мечта потрясла их: «…у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как
издевательство, теперь они ясно и неопро- вержимо пылали с невинностью факта,
опро- вергающего все законы бытия и здравого смысла. Мужчины, женщины, дети
впопыхах мчались к берегу, кто в чём был; жители пе- рекликались со двора в
двор, наскакивали друг на друга, вопили и падали; скоро у воды образовалась
толпа, и в эту толпу стреми- тельно вбежала Ассоль. Пока её не было, её имя
перелетало среди людей с нервной уг-

рюмой тревогой, с злобным испугом. Больше
говорили мужчины; сдавленно, её имя пере- летало среди людей, змеиным шипением
всхлипывали остолбеневшие женщины, но если уж которая начинала трещать — яд за-
бирался в голову». Жители Каперны посрам- лены: сказка, которую они осмеивали
много лет, на их глазах стала явью. И это вызывает у них злобу и зависть…

—            Почему Танька даже не
поверила Борь-

ке, когда он сказал ей про обман?

Раз он отвечал ей от лица лесного прин-
ца, значит, она ему небезразлична: ведь нель- зя играть с чувствами! Так по
крайней мере думает Танька.

—            Почему мечта Ассоль
исполнилась, а Танькина — нет? Почему Борька оказался не- способным подарить
девочке чудо?

В жизни Ассоль случился рыцарь Грэй —
человек, созвучный девушке, способный по- нять и оценить её внутренний мир, её
духов- ную красоту, способный подарить чудо душе, жаждущей этого чуда.

А у Таньки не рыцарь, хотя он и хочет
слыть защитником слабых (во дворе он счи- тался «покровителем слабых и
беззащит-

ных»), но, выходит, это только на словах,
а на самом деле всё иначе. Он — не рыцарь. Ры- цари не обижают слабых — они
берут их под защиту, чего, собственно, и потребовал от Борьки в конце рассказа
его друг Серёга. Но для этого надо поступиться своим я, а на это Борька не
способен…

—            А кто оказывается способен?

Серёга — «убеждённый троечник, люби- тель
поспать и сладкого, сначала делаю, по- том думаю, и то не всегда…». Его сестра
и отец, по-видимому, сумели объяснить маль- чишке суть поступка, совершённого
ребята- ми, возможные его последствия, помогли понять состояние и чувства
девочки, и вот Серёга пытается сотворить чудо…

—            Принесёт ли Таньке радость
то, что на месте рябины появился клён? Расстанется ли она со своей мечтой?
Сохранит ли в себе

«зерно пламенного растения — чуда»?

Таньке предстоит пережить потрясение и
разочарование в лесном принце, но у неё может появиться верный друг, который не
даст её в обиду.

Ребята считают, что вряд ли девочка пе-
рестанет мечтать и утратит «зерно пламен-

ного растения». Просто она поймёт, что для
осуществления мечты нужно идти навстречу друг другу, как шли навстречу друг
другу Ас- соль и Грэй, и работать не только над собой, но и над тем, кого
хочешь видеть рядом…

На самом деле в рассказе Малицкого тоже
произошло чудо: только не с Танькой, а с Се- рёгой, который после этой истории,
наверняка, поймёт «нехитрую истину», открытую Грэем, и почувствует радость
обновления своей души, которая благодаря Таньке станет другой, по- настоящему
«очеловеченной», рыцарской…

Познакомившись с этой поучительной
историей, рассказанной Сергеем Малицким, зададимся ещё раз вопросом,
прозвучавшим в начале урока: нужны ли людям чудеса?

—            Да! — хором отвечает класс.

Будем же верить в них и стремиться к их
осуществлению — так, как стремились наши мудрые и терпеливые герои.

И в заключение я предлагаю спеть всем
песню, строчкой которой начинался наш урок:

«Ребята, надо верить в чудеса…»

Учащимся раздаются слова песни, вклю-
чается видеоролик к ней, и песня с удоволь- ствием исполняется всем классом.

Зарождение легенды

Суть алые паруса рассказа

Впервые идея претворения рассказа Грина в жизнь появилась в кругу учеников Ленинграда в 1968 году. Их задумку с радостью поддержали во Дворце пионеров имени Жданова (ныне Дворец творчества юных) — праздник провели с невиданным для советского народа размахом.

К 11 часам вечера на набережной Невы собралось 25 000 выпускников ленинградских школ и техникумов.

Кульминацией праздника в ту ночь стал парад кораблей в лучших советских традициях. На борту трёх кораблей показали постановки о настоящих героях советской действительности: корабль «Молот» представлял сцены с молодыми рабочими, «Серп» — с молодыми тружениками села, «Атом» — с молодыми учёными.

Каждому выпускнику предстояло выбрать своё место на борту одного из кораблей.

Суть алые паруса рассказа

Первый праздник «Алые паруса» давал надёжный ориентир для молодых людей, вступающих во взрослую жизнь. Торжественности моменту добавляли величественная музыка Рейнгольда Глиэра «Гимн Великому городу», композиции на морские темы Дунаевского, увертюра к фильму «Дети капитана Гранта» и оратория Шостаковича «Песнь о лесах».

С каждым годом событие приобретало всё больший масштаб, пока в 1979 году глава Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не отменил праздник.

Он руководствовался большими рисками несчастных случаев, которые могли случиться в местах огромного скопления молодёжи.

Суть алые паруса рассказа

К моменту принятия этого решения корабль «Надежда», впервые выходивший в акваторию с алыми парусами, успели заменить на шхуну «Кодор». Её знал каждый советский школьник, ведь на ней снимались легендарные фильмы «Остров сокровищ» (1982), «В поисках капитана Гранта» (1985) и «Капитан „Пилигрима“» (1986).

Возрождение мечты

Хотя в Петербурге празднование мечты выпускников оказалось под запретом, школьники сдаваться не хотели: до 1991 года «Алые паруса» проводились в Сестрорецке.

Корабль под алыми парусами выходил в акватории то парка «Дубки», то озера Разлив. В мероприятии принимали участие и уже знаменитые корабли «Надежда» и «Корсар», и другие не менее красивые судна: «Викинг», «Мираж», «Скиф». В шоу использовались все возможные средства, от факелов до фальшфайеров.

Несмотря ни на что, выпускники не хотели отказываться от зрелищной традиции, и правительству Петербурга по рекомендации президента пришлось пойти им на встречу.

В 2005 году шхуна под алыми парусами снова вышла в акваторию Невы. Там её встречала восторженная молодёжь.

Суть алые паруса рассказа

Традиции праздника

Мероприятие проходит на двух площадках: на Дворцовой площади и на набережных Невы. На территорию Дворцовой площади могут попасть только сами выпускники и гости по приглашениям — для них каждый год выступают известные артисты. Организаторы концерта стараются совмещать и старый добрый русский рок, который не теряет популярности среди петербургской молодёжи, и самые громкие поп-новинки сезона.

Суть алые паруса рассказа

После полуночи выпускники перемещаются на набережные Невы, где проходит водно-пиротехническое шоу, в разгар которого в акваторию выходит шхуна под алыми парусами. Каждый год выбирается новое музыкальное сопровождение шоу, однако есть две композиции, которые звучат в этот день из года в год. Это музыка из балета «Медный всадник» Рейнгольда Глиэра и увертюра Исаака Дунаевского к советскому фильму «Дети капитана Гранта».

Эти мелодии, как и знаменитый бриг, стали символом праздника.

Шоу начинается в самое тёмное время белой ночи. Увидеть представление могут не только выпускники, но и жители и гости города. В 2010 году «Алые паруса» посетили 3 500 000 человек. Кроме того, каждый год праздник транслируется по телевидению и на радио. В 2019 году прямую трансляцию «Пятого канала» посмотрели больше 8 000 000 человек. Среди зрителей «Алых парусов» есть жители как России, так и зарубежных стран.

В 2015 году мероприятие вошло в список самых посещаемых туристических событий мира, заняв третье место после Октоберфеста и Бразильского карнавала.

Суть алые паруса рассказа

«Алые паруса» в 2021 году

В этом году под залпы фейерверков акваторию Невы вновь украсят алые паруса брига «Россия», который приобрели специально для праздника в 2019 году.

Корабль может идти как под парусами, так и на двигателе, а площадь его парусов намного больше предыдущих.

Суть алые паруса рассказа

До полуночи на Дворцовой площади состоится шоу о значимых событиях в истории нашей страны: выпускники увидят полёт Юрия Гагарина и победы Александра Невского, станут свидетелям написания шедевров Александра Пушкина и открытий Михаила Ломоносова.

Вслед за зрелищными историческими событиями на сцене появятся популярные артисты, среди которых Ваня Дмитриенко, Алина Астровская, Антон Лаврентьев, Cream Soda, Niletto, Ирина Дубцова и Светлана Лобода. Каждое выступление по традиции объявят известные ведущие, Иван Ургант и Даша Александровна.

Суть алые паруса рассказа

В этом году по указанию губернатора города на Дворцовую площадь и на набережные в центре Петербурга смогут попасть только виновники торжества. Однако остальные смогут посмотреть концерт и шоу в прямом эфире. Несмотря на ограничения, праздник по-прежнему объединяет людей по всему миру и дарит каждому надежду на исполнение желаний. Присоединиться к торжеству можно будет 25 июня в 22:00 по ссылке.

Автор текста Ирина Бережнюк

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+

Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».

История создания

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Смысл названия

Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.

Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.

Суть

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим —  только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

Жанр, направление, композиция

Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Главные герои и их характеристика

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

 …Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Темы

Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.

Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.

Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.

Проблемы

В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.

Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.

Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит?

Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.

Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.

Автор: Юлия Четверикова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Самая дорогая пора в жизни человека – его детство, когда заново для каждого открывается мир. Когда хочется войти в волшебную сказку под названием «Чудеса». Именно в эту счастливую пору закладывается та основа, которая является предшественницей дальнейшей судьбы. Милосердие, сострадание, чуткость души, верность, доброта – все они объединяются у А. П. Чехова в едином и всеобъемлющем чувстве любви: любовь к «ближнему своему», к животным, к природе, к своей Родине. Этим порывом автор делится с нами в «Каштанке».

История создания

Впервые в 1887 году в газете «Новое время» был напечатан рассказ под заглавием «В учёном обществе». Перерабатывая его в 1892 году для отдельного иллюстрированного издания, автор меняет название произведения, по-новому разделив на главы и дополнив главой «Беспокойная ночь».

Сохранились разноречивые сведения о сюжетных источниках произведения: с одной стороны – издатель Лейкин свидетельствует, что именно он дал Чехову тему о собаке Каштанке; с другой стороны – В. Дуров в книге «Мои звери», вспоминая любимую собаку, утверждает, что это он рассказал писателю о своём верном друге.

Жанр, направление

А. П. Чехов очень трепетно относился к детям, считая, что с ними нужно разговаривать по-взрослому, но используя доступный язык и интересные литературные формы. Жанром, который впитал в себя элементы фантастики, романтики, является сказка. Именно для детей он пишет произведение, которое характеризует как «сказку из собачьей жизни».

Традиционное чеховского направление – реализм.

Суть

Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.

В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.

Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству. Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.

Всё возвращается на круги своя.

Главные герои и их характеристика

Основные персонажи – люди и животные.

  1. Характеристика Каштанки. Каштановый цвет по своему оттенку приближается к «солнечному» цвету, то есть светлому, доброму, позитивному. Автор «очеловечивает» её, наделяя умением рассуждать, сравнивать. Глазами собаки даются отдельные «сценки» в повествовании. Ею овладевают в зависимости от ситуации настроения радости, умиления или отчаяния и ужаса. Чего не выносит дворняга, так это музыку, которая расстраивает ей нервы. Именно резкий звук становится первопричиной того, что Каштанка оказывается одна в незнакомом месте. Главная черта характера – верность своему хозяину, стремление при первой же возможности «отблагодарить» за заботу о ней, за любовь. Не менее важная черта — умение дружить, сопереживать таким же «братьям меньшим».
  2. Лука Александрыч – хозяин «помеси таксы с дворняжкой». На первый взгляд, может показаться, что это человек грубый, неотёсанный. Но, прежде всего, он труженик, который нелёгким трудом содержит семью. Заказчики ценят его умение выполнять столярные работы. Основное время проводит за верстаком. Выполнив заказ, сам его доставляет по адресу. Поглощённый своей работой, не всегда помнит, поело ли его «насекомое существо», которое является практически единственным собеседником, помимо сына Федюшки. Столяр по-своему любит её. Когда после исчезновения Каштанки он вновь видит её на арене цирка, радости его нет предела.
  3. Незнакомец – короткий, толстый человек с бритым лицом. Работает клоуном в цирке. Дрессирует домашних животных, для которых в квартире выделена специальная комната. Встретив бедную собаку у подъездной двери, забирает её домой («может, ты сгодишься на что-нибудь»). Обращается с «бедным пёсиком» сочувственно. Душевная нотка звучит в его голосе. Серый гусь и белый кот встретили пса шипеньем, чем несказанно напугали его. Кот в придачу ударил собаку по голове, а гусь ещё «долбанул» клювом в спину. Появившийся хозяин усмирил всех, сказав, что «жить надо мирно и дружно».
  4. Белый кот – Фёдор Тимофеич. Старый, мудрый. Вяло, лениво исполняет приказания. Пренебрежительно относится к своему «цирковому искусству». Весь его вид показывает, что ему в этой жизни уже ничего не интересно, он предпочитает дремать и спать.
  5. Гусь – Иван Иваныч. Говорит быстро, горячо, но непонятно. Гостья первоначально считала его умным, но со временем даже стала третировать иногда за его длинные речи.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.

  1. Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
  2. Проблема доброты, душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
  3. Тема сочувствия. Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
  4. Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.

Главная мысль

Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.

Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.

Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.

Чему учит?

Автор учит бережному отношению к природе, к «милым хвостатым созданиям», которые никогда не предадут и являются «образчиком» настоящей верности.

Чтобы бережно относиться к природе, надо понимать, что человек – часть мироздания, в котором, помимо его, обитают другие живые существа, нуждающиеся в сострадании, помощи и заботе.

Неспособность проявить их может привести к трагедии.

Автор: Вероника Пакшина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сутеев сказки читательский дневник
  • Сутеев сказки список сказок
  • Сутеев сказки для 1 класса
  • Сутеев сказки аудиосказка слушать
  • Сутеев сказки и картинки читать