Сущность и причины обломовщины сочинение

Прочитав роман и. а. гончарова обломов, я задумалась над вопросом: что сделал обломов в своей бездельной жизни? существует несколько мнений

Прочитав роман И. А. Гончарова “обломов”, я задумалась над вопросом: что сделал Обломов в своей бездельной жизни? Существует несколько мнений относительно сути образа Обломова — одни считают его человеком с устоявшимися жизненными принципами, другие бездельником. Однако только ли лентяем он был? Что на самом деле значила эта лень?

В одной из глав описывается сон Обломова, который позволяет в полной мере раскрыть характер героя.

С самого детства он был окружен опекой и заботой родителей. Все решения принимались не им, его стремления что-то делать зачастую были подавлены. воспитание Ильи прошло в тёплой семейной атмосфере. Родители Обломова были ленивыми людьми, что объясняет и лень Обломова.

Из этого следуют главная проблема воспитания: родители не приучили Обломова к труду, терпению и усердию, они даже не научили его быть самостоятельным, что является очень важным для любого человека.

Воспитательным принципом родителей героя было то, что они не разрешали ему исследовать окружающий мир, стараясь оградить сына от проблем, это объясняет причину нежелания Обломова, будучи уже взрослым, покидать свою квартиру, и поднимает другую проблему: обломов не был социальным человеком, так как привык жить в своём мире. Помимо этого в сне говорится, что он очень любил слушать сказки, которые читала его няня, так она развивала его воображение, что сделало Илью очень мечтательным человеком.

Сон помогает составить единую картину о герое, помимо описания автора. Илье Ильичу на вид 32-33 года. Он среднего роста, у него довольно приятная внешность, Илья кажется нежным и хрупким. Молочный цвет его лица и мягкие пухлые руки создают впечатление изнеженной особы.

Обломов по своему виду и характеру очень добрый, искренний и доверчивый человек. Илья ведёт “лежачий образ жизни”, лежание на диване и раздумья стали его основными занятиями. Его жизнь не насыщена красками, поскольку каждый его новый день похож на предыдущий, так проходит его скучная, однообразная жизнь.

Родители обломова считали обучение бессмысленным занятием и тратой времени, это не могло не повлиять на отношение Ильи к учебе. В школе он вовсе не учился, поскольку его друг Штольц выполнял за него всю домашнюю работу.

Затем он поступил в университет , но и там его отношение к науке не поменялось, из-за чего он не задержался долго на работе. К обществу Обломов относился достаточно холодно, так как ему не было интересно находиться в окружении людей, да и не было необходимости, поэтому он выходил в свет крайне редко.

Знакомство Обломова с Ольгой Ильинской совершает переворот в его жизни, на время он становится другим человеком — живым и активным. Однако любовь так и не смогла изменить Илью.

Немаловажное значение имеет вторая глава, в которой через общение с визитерами мы узнаем о взглядах героя на жизнь и о причинах его безделья.

Все гости Обломова ведут активный образ жизни, они всегда его приглашают на разные мероприятия.

Описание разговоров Ильи и гостей раскрывают его противоречивый характер: с одной стороны этот герой ленив и не активен, а с другой — духовно развит у умён.

Так всё же, “бездельный” образ жизни героя это обыкновенная лень или жизненная позиция? Я считаю, что это всё же была лень, и такую бездеятельную жизнь обломов выбрал себе сам.

Изначально у героя было стремление к развитию, но из-за безволия и страха перед жизнью, которые воспитала в нём Обломовка, он так и не сумел побороть свою лень.

Прочитав данный роман, у меня осталось чувство сожаления к главному герою, ведь он потратил свою жизнь впустую.

Сущность и причины «обломовщины». Сочинения о книге

Роман «Обломов» является вершиной творчества И.А. Гончарова. В нем писатель создал незабываемый образ лишнего человека. Приступая к написанию романа, автор ставил цель рассказать читателю о жизни «честной и доброй симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и впадающего в апатию и бессилие».

Но вниманию читателя представляется более широкая картина, чем просто жизнь главного героя – Ильи Ильича Обломова. Роман Гончарова воспроизводит эпоху 40–50-х годов XIX века и дает яркое полотно помещичьей Обломовки и чиновничьего Петербурга с его калейдоскопом социальных типов – от крепостных слуг до представителей столичного барства.

Главный герой романа, Обломов Илья Ильич, человек «лет тридцати двух – трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки». Таким читатель застает героя в начале романа, в Петербурге, на Гороховой улице, где он живет со своим слугой Захаром. Из главы «Сон Обломова», а также из отдельных, разбросанных по всему тексту штрихов, читатель узнает о детстве и юности героя. Он рос и воспитывался среди людей, которые понимали жизнь как «идеал покоя и бездействия», а труд считали наказанием.

Жизнь в Обломовке и привычка делать все с помощью других людей развили в герое апатическую неподвижность. Весь роман – это история человека, который медленно, но верно погружается в трясину апатии. Иной тип характера раскрыт в образе Андрея Штольца – немца по отцу, русского по матери. В Андрее с детства развивались такие черты, как инициативность и трудолюбие.

Он не может понять Обломова и не теряет надежды возродить его к жизни. Уезжая в очередной раз за границу, Андрей поручает заботу о своем друге Ольге Ильинской – молодой девушке, лишенной светской фальши и кокетства. Она пыталась изменить Обломова, заставить его жить другой, активной и мыслящей жизнью. Но они по-разному понимали идеал жизни.

Прощаясь с Ильей, Ольга говорит: «Я узнала недавно только, что любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе то, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним.

Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло – и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего – не знаю!»

Обломов и сам понимает, что не достоин Ольги, хотя любит ее искренне и бескорыстно. Их история любви красива и романтична, но у нее не может быть продолжения, потому что Илья и Ольга – разные люди.

Если он представляет себе будущее в тихих, спокойных прогулках по саду, приятных беседах, встречах гостей, то для нее – это непрерывное движение вперед. Но именно Ольга сумела разглядеть иные, присущие цельной натуре, черты характера Обломова: честность, открытость, способность на глубокие чувства.

Все эти качества чужды дельцам и карьеристам, которые периодически появляются у дивана Ильи Ильича. Каждый из них, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной и деятельной жизни, которую действительность предлагает герою вместо лежания на диване.

После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог разговору с ним и выносит отрицательную оценку. Обломова совершенно не привлекает ни карьера, ни светские успехи, потому что он видит в них только бесполезную суету. Его же душа требует чего-то возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана.

Выросший на лоне русской природы, среди покоя и тишины, окруженный заботой и лаской, он не мог найти себя в расчетливом и суетливом мире большого города, в обществе, в котором, по его мнению, нет «интересов ума, сердца, нет всеобщей симпатии».

  Стихотворение “Крещенская ночь” Бунин Иван Алексеевич

Обладающий огромной силой обобщения, образ Обломова относится к «вечным» образам не только русской, но и мировой литературы. Фигура главного героя неоднозначна и вызывает у читателей различные мнения. Одни видят в нем мудреца и созерцателя, человека с добрым, «голубиным», сердцем.

Другие отмечают, главным образом, его лень и апатию, бесполезность и никчемность. Но автор, работая над романом, стремился к тому, чтобы читатель соединил все образы произведения в одно целое и смог составить представление о русской жизни и актуальных для этого времени проблемах.

Рассказывая о жизни главного героя, Гончаров показал такое широкое понятие, как обломовщина. С одной стороны, оно включает в себя весь патриархальный уклад русской жизни с ее праздной сонливостью, культом еды, стремлением к тишине и покою, а с другой стороны – поэтичность, доброту и любовь. Слово «обломовщина» впервые произносит Штольц – друг Ильи Ильича и его антипод.

Когда Андрей понимает, что надежды на возрождение Обломова к жизни нет, он восклицает: «Погиб… Навсегда погиб!», а позднее говорит Ольге, что в доме Ильи царит «обломовщина». Это понятие становится одновременно и ключевым, и роковым для главного героя.

Все попытки Андрея Штольца и Ольги Ильинской возродить Илью Ильича оказываются безуспешными: трясина апатии берет вверх и поглощает живое и чистое начало героя, приводит его личность к гибели – вначале нравственной, а затем и физической. Таков итог жизни доброго и думающего человека, способного в иных условиях принести большую пользу обществу.

Истоки его трагедии коренятся в общественном укладе патриархальной России. Лень и апатия героя – результат воспитания и окружающих обстоятельств. Именно «обломовщина», справедливо названная Н.А. Добролюбовым чертой русского национального характера, искалечила судьбу главного героя и погубила его.

И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее…» Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не могут оставить безразличными и читателя.

Слово «обломовщина» стало нарицательным благодаря критику Н.А. Добролюбову. В своей статье он подробно рассмотрел проблему, затронутую Гончаровым и не потерявшую своей актуальности и в наши дни. Илья Ильич, делясь своими мыслями со Штольцем, говорит: «Наше имя легион», и он совершенно прав.

Явление обломовщины, заглушающее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия, способно погубить многих людей.

Поэтому каждый из нас должен задуматься, вовремя увидеть и искоренить признаки этой душевной болезни, способной «повергнуть человека в жалкое состояние нравственного рабства».

Материалы о творчестве писателя и романе «Обломов»:

  • Биография писателя
  • История создания романа
  • Художественные особенности романа
  • Критики о романе «Обломов» и творчестве И.А. Гончарова

Сочинения

  • Сон Обломова
  • Обломов и Ольга

Перейти к оглавлению книги «Обломов» И.А. Гончарова. Краткое содержание. Особенности романа. Сочинения

Обломов и обломовщина (по роману И. А. Гончарова «Обломов») (Второй вариант)

Началось с неуменья надевать чулки,

а кон­чилось неуменьем жить.

И. Гончаров. Обломов

«Обломов» — лучший роман И. Гончарова, над которым автор работал на протяжении десяти лет.

В этом романе Гончаров не только ярко отобразил проблемы со­временной ему жизни, но и сделал вывод о причинах этих проблем, выразил свои убеждения и надежды.

Благодаря глубине этого произведения имя главного героя со време­нем стало нарицательным, а само слово «обломовщина» стало выражать вполне определенное, почти философское понятие.

Сам Обломов в романе — не кукла, не механизм, а живой человек со своими достоинствами и недостатками.

Молодой, умный, образованный, глубоко порядочный, доб­рый, мягкий человек стал жертвой «обломовщины» — воспитания, общественной среды, — и именно из-за этого его судьбу можно назвать трагичной.

Обломов задает себе вопрос: «Отчего я… такой», — и ответ можно найти в детстве героя, в его прошлом, поскольку в настоящей его жизни не случается практически ничего неожиданно­го, кроме напряженной внутренней борьбы Обломова с самим собой, в которой он в конце концов терпит поражение.

Попадая в сон героя, мы имеем возможность перенес­тись в его детство, познакомиться с его родителями, с обра­зом жизни в благодатной Обломовке прошлого.

Мы видим Илюшу Обломова не таким, каким стал Илья Ильич, целые дни проводящий на диване. Любопытный и внимательный мальчик наблюдает за всем, что делается в доме, «напитывает мягкий ум живыми примерами и бес­сознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

И то, что он видел вокруг, «был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подо­бие смерти». Никто никуда никогда не спешил и не торо­пился в Обломовке, не прилагал усилий даже к выполне­нию самых насущных и необходимых дел: «жизнь, как покойная река, текла мимо них».

Бесконечное стремление Илюши к познанию окружаю­щего мира всегда пресекалось нянькой, которая была обя­зана следить, чтобы с ребенком ничего не случилось, и которая не спускала с него глаз.

Лишь во время послеобе­денного сна Илюша освобождался из-под чужого контро­ля, поскольку все вокруг спали, но никто не мог и не желал объяснять ему что-либо, заинтересовавшее его пытливый ум, так как важными в доме считались лишь хорошая еда да крепкий сон.

Илюшино стремление к самостоятельности не только не поощрялось, но и гневно пресекалось родителями, ведь многочисленные васьки, ваньки и захарки всегда были к его услугам.

Мысль о труде, о самостоятельном действии, об инициативе всегда претила обломовцам, потому что труд был их главным врагом, наказанием, наложенным «еще на праотцев наших».

Используя любую малейшую возможность, в Обломовке избавлялись от работы, «находя это возможным и должным».

Так любопытный, энергичный, ловкий ребенок рос в ат­мосфере гиперопеки, как оранжерейный цветок, научаясь у окружающих спокойной и ленивой, апатичной и бездея­тельной жизни.

Так он сам начал неприязненно отно­ситься к новому, а основание для собственной непрактич­ности и бездеятельности окружающих находил не в ре­альной жизни, которая была закрыта от него, а в нянюш­киных сказках о Емеле-дураке, ничего самостоятельно не делающем, а получающем от волшебной щуки исполнение различных желаний.

Сказки, предания, суеверия так глу­боко укоренились в сердце Обломова, что он, повзрослев, часто грустил о том, «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Чрезмерная забота родителей, беспокоящихся о том, что­бы Илюша хорошо и вовремя поел, не перетрудился во время обучения, не перенапрягся от самостоятельных усилий, отсутствие необходимости хоть что-то делать самому, а не командовать и покрикивать на слуг сформировали трудную на подъем, апатичную, ленивую и нерешительную натуру Ильи Обломова. Его бедой стало то, что он сам не знал, что он делать умеет, а что — нет, и это незнание делало его беспомощным при решении даже бытовых не­замысловатых вопросов.

Обломовщина искалечила судьбу главного героя, она же и погубила его, поскольку не дала проявить себя ни в дружбе, ни в любви. И это было очень мучительно для самого Обломова, который «болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое нача­ло, может быть, теперь уже умершее…» Материал с сайта //iEssay.ru

И все же мне кажется, что Обломов сумел подняться над обломовщиной хотя бы тем, что, оставаясь ее жертвой, он был думающей жертвой, оценивающей и самокритич­ной, с развитыми чувствами и богатой душой.

Чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, привлекавшие к главному герою и Ольгу, и Штольца, не оставляют безразличными и нас. И все же беда Обломова в силе привычки, в том, что в его жизни «никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного, огня».

А может, он просто не заметил этого пламени, погасив божью искру, дарованную ему свыше?

Заслуга Гончарова, а после и Добролюбова с его статьей «Что такое обломовщина» в том, что они пока­зали типичность обломовщины, которая жива по сегод­няшний день.

Поэтому прав будет и Илья Ильич, де­лясь своими мыслями со Штольцем: «Наше имя легион».

Я думаю, что каждый человек должен сам победить в себе это ядовитое явление обломовщины, заглушаю­щее волю и силу духа ради спокойствия и безмятежного благополучия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • сочинение что погубило и.обломова
  • в чем причина бездеятельности обломова
  • сочинение обломов и обломовщина
  • это ядовитое слово обломовщина сочинение
  • обломовщина это беда или благо

Каковы причины и последствия обломовщины?

«Обломовщина – безволие, состояние бездеятельности и лени». Так трактует С.И. Ожегов в своем словаре значение слова из романа И.А. Гончарова «Обломов». Именно И.А. Гончаров приносит обломовщину в русскую речь.

Но каковы причины и последствия обломовщины – лени Обломова? Еще в раннем возрасте в ребенке закладываются основные качества его характера, и родители, которые находятся рядом, способствуют развитию будущей личности.

Наш главный герой с рождения находился в атмосфере полной любви, беспечности и чрезмерной опеки родителей, что сложило характер Ильи Ильича. Мы можем вспомнить, как ему легко давалась учеба, ведь именно Штольц в детстве помогал делать ему уроки. Как мать оставляла мальчика Обломова дома, позволяя помыкать собой.

Именно стойкость и упорство, отсутствовавшие у родителей Ильи, смогли бы исправить его поведение. Служба, на которой состоял Обломов, приводила его в ужас, ведь там требовалось работать и отдаваться делу, чему совсем не приучили его родители. «Он жестоко разочаровался в первый же день своей службы.

С приездом начальника начиналась беготня, суета, все смущались, все сбивали друг друга с ног…” Илья Ильич не заводит новых друзей, потому что ему лень уделить им внимание, что приводит его к одиночеству и бесцельности существования.

Единственный друг – Штольц, который всеми силами старается спасти Илью Ильича из лап обломовщины, знакомит его с прекрасной Ольгой Ильинской. Отношения с Ольгой делают чувства Обломова возвышенными, они побуждают его забыть ежедневные привычки, уклад его обычной жизни.

Именно Ольга Ильинская привила интерес Ильи Ильича к книгам, прогулкам и увлекательным беседам, даже некогда любимый халат сменился на чистый костюм. Но все в какой-то момент перевернулось из-за произнесенного Штольцем слова.

Обломовщина так глубоко пустила корни в характер Обломова, что даже искренняя любовь не смогла вытащить его из привычного образа жизни. Слабохарактерность, отсутствие борьбы за лучшее, лень – вот, что пожирает человека изнутри, делает его уязвимым при столкновении с какой-либо трудностью.

Обломовщина приводит человека к разочарованию, как она привела Илью Ильича. Человек, живущий такой жизнью, возможно, думает иначе, склоняясь к тому, что его образ жизни приятен и непринужден, но к старости, он осознает свою главную ошибку, которая не позволила ему жить ярко и красочно.

Ведь когда мы не сидим на месте, мы испытываем огромный спектр эмоций и встречаемся с людьми, которые обогащают нас изнутри.

В романе «Обломов» нам рассказывают о жизни Ильи Ильича Обломова, показывая реальную жизнь многих людей. И.А. Гончаров хотел уделить внимание такой проблеме как лень, которая порабощает разум человека, лишает его желания творить и менять мир в лучшую сторону. Не стоит забывать о том, что каждый можем изменить свою жизнь, если этого захочет.

  Мария Губанова  

Когда был написан роман обломов. Причины стремления Обломова уйти от действительности

Жизнь и смерть Обломова. Эпилог романа. В третий и последний раз Штольц навещает своего друга.

Под заботливым оком Пшеницыной Обломов почти осуществил свой идеал: «Грезится ему, что он достиг той обетованной земли, где текут реки меду и молока, где едят незаработаннный хлеб, ходят в золоте и серебре…», и Агафья Матвеевна оборачивается сказочной Миликтрисой Кирбитьевной. Домик на Выборгской стороне напоминает сельское приволье.

Однако герой так и не доехал до родной деревни. Тема «Обломов и мужики» проходит через весь роман. Еще в первых главах мы узнали, что в отсутствие барина крестьянам живется туго. Староста докладывает, что мужики «убегают», «просятся на оброк». Вряд ли им лучше стало под властью Затертого.

Пока Обломов утопал в своих проблемах, он упустил возможность проложить дорогу, построить мост, как сделал его сосед, деревенский помещик. Нельзя сказать, что Илья Ильич вовсе не думает о своих крестьянах. Но его планы сводятся к тому, чтобы все осталось как есть.

И на совет открыть для мужика школу Обломов с ужасом отвечает, что «он, пожалуй, и пахать не станет. » Но время не остановить.

В финале мы узнаем, что «Обломовка не в глуши больше , на нее пали лучи солнца!» Крестьяне, как ни было трудно, обошлись без барина: «…Года через четыре она будет станцией дороги , мужики пойдут работать на насыпь, а потом по чугунке покатится хлеб к пристани. А там …школы, грамота…» А вот обошелся ли Илья Ильич без Обломовки? Логикой повествования Гончаров доказывает излюбленные свои мысли. И то, что на совести каждого помещика лежит забота о судьбах сотен людей («Счастливая ошибка»). И то, что деревенская жизнь есть самая естественная и потому самая гармоническая для русского человека; она сама направит, научит и подскажет, что делать лучше всяких «планов» («Фрегат “Паллада”»).

В домике на Выборгской Обломов опустился. То, что было свободным сном, сделалось галлюцинацией – «настоящее и прошлое слились и перемешались». В первый приезд Штольцу удалось поднять Обломова с дивана. Во второй он помог другу в решении практических дел.

И вот теперь с ужасом понимает, что бессилен что-либо изменить: ». И Обломов волей-неволей отсчитал еще восемь раз, потом уже пришел в комнату. »; «Хорошо бы к этому пирог!» – «Забыла, право забыла! А хотела еще с вечера, да память у меня словно отшибло!» – схитрила Агафья Матвеевна». В этом нет смысла.

Ибо иной цели в жизни, кроме еды и сна, она предложить ему не может.

Описанию болезни и смерти своего героя Гончаров уделяет сравнительно немного места. И. Анненский обобщает читательские впечатления, говоря, что «мы прочли о нем 600 страниц, мы не знаем человека в русской литературе так полно, так живо изображенного.

А между тем его смерть действует на нас меньше, чем смерть дерева у Толстого…» Почему? Критики «серебряного века» единодушны, потому что самое страшное с Обломовым уже произошло. Духовная смерть опередила физическую. «Он умер потому, что кончился…» (И. Анненский).

«“Пошлость” окончательно “восторжествовала над чистотой сердца, любовью, идеалами”». (Д. Мережковский).

Прощается Гончаров со своим героем взволнованным лирическим реквиемом: «Что же стало с Обломовым? Где он? Где? – На ближайшем кладбище под скромной урной покоится тело его . Ветви сирени, посаженные дружеской рукой, дремлют над могилой, да безмятежно пахнет полынь. Кажется, сам ангел тишины охраняет сон его».

Казалось бы, здесь неоспоримое противоречие. Высокая надгробная речь опустившемуся герою! Но жизнь не может считаться бесполезной, когда кто-то вспоминает о тебе.

Светлая печаль наполнила высшим смыслом жизнь Агафьи Матвеевны: «Она поняла, что Бог вложил в ее жизнь душу и вынул опять; что засветилось в ней солнце и померкло навсегда… Навсегда, правда; но зато навсегда осмыслилась и жизнь ее: теперь уж она знала, зачем жила и что жила не напрасно».

В финале мы встречаем Захара в обличии нищего на церковной паперти. Осиротевший камердинер предпочитает просить Христа ради, нежели служить «неугодливой» барыне. Между Штольцем и его знакомым литератором происходит следующий диалог о покойном Обломове:

– А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и – пропал!

– Отчего же? Какая причина?

– Причина… какая причина! Обломовщина! – сказал Штольц.

– Обломовщина! – с недоумением повторил литератор. – Что это такое?

– Сейчас расскажу тебе… А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится. «И он рассказал ему, что здесь написано.»

Таким образом, композиция романа строго кольцевая, в ней невозможно вычленить начало и конец. Все, что мы читаем с первых страниц, оказывается, можно истолковать как рассказ про Обломова, его друга. В то же время Штольц мог поведать историю недавно завершившейся жизни. Таким образом, круг человеческой жизни пройден дважды: в реальности и воспоминаниях друзей.

Гончаров, певец гармонии, не смог завершить свою книгу одной минорной нотой. В эпилоге появляется новый маленький герой, который, быть может, сумеет гармонично соединить лучшие черты отца и воспитателя.

«Не забудь моего Андрея! – были последние слова Обломова, сказанные угасшим голосом…» «Нет, не забуду я твоего Андрея , – обещает Штольц.

– Но поведу твоего Андрея, куда ты не мог идти и с ним будем проводить в дело наши юношеские мечты».

Проведем маленький эксперимент. Откройте последнюю страницу издания «Обломова» – любого, которое Вы держите в руках.

Перевернув ее, вы обнаружите почти наверняка статью Николая Александровича Добролюбова «Что такое обломовщина?» Работу эту необходимо знать хотя бы потому, что она является одним из образцов русской критической мысли девятнадцатого столетия. Однако первый признак свободного человека и свободной страны – это возможность выбора.

Статью Добролюбова интереснее рассматривать рядом со статьей, с которой она появилась практически одновременно и с которой во многом полемична. Это рецензия Александра Васильевича Дружинина «“Обломов”. Роман И.А. Гончарова».

Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А.Гончарова «Обломов») И.А. Гончаров работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России.

Это роман о том, как в условиях крепостнической действительности гибнет, теряет жизненную перспективу человек, как он превращается в лентяя, в лежебоку, в никому ненужное существо. Главный герой романа – Обломов – сложный и противоречивый образ. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он родился и воспитывался.

Илюша не был приспособлен к самостоятельной жизни, за него всегда все делали взрослые, а он жил «в праздности, в покое». Любые попытки деятельности в маленьком Илюше сразу же подавлялись. Стоит ему что-нибудь пожелать, как сразу же его желания исполняли трое слуг. Но не только барство формирует характер Илюши.

Жизнь в Обломовке по-своему полезна и гармонична: русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство. Именно такая жизнь для Обломова является идеальной, поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь», для него она холодна и лишена души. Все здесь направлено на карьеру и деньги. У героя же совершенно другие идеалы.

Поэтому он решает для себя, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным. Обломов постоянно лежит на диване не только потому, что может ничего не делать как барин, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству.

Ничегонеделание Обломова – это своеобразный протест и отрицательное отношение к жизни и интересам современных герою людей. Штольц пытается вывести Обломова из апатичного состояния – знакомит его с Ольгой Ильинской. Илья Ильич влюбляется в Ольгу. Постепенно чувства к ней углублялись, развивались, но всякий раз Обломов контролировал себя.

Илья Ильич любил Ольгу, но и знал свои возможности, свои силы. Он понимал, что вряд ли может ли дать ей счастье. Мне кажется, что бегство Обломова от Ильинской можно расценивать и как слабость, и как чувство ответственности за человека, которого он любит. Год спустя после разрыва с Ольгой Обломов живет в домике Агафьи Пшеницыной.

Эта женщина ничего от него не требует, потакает всем его прихотям героя. Такая жизнь была для Обломова идеальной, она напоминала ему жизнь в Обломовке. Здесь герой и остался до конца своих дней. Гончаров показывает, как неплохой от рождения человек, человек «с золотым сердцем» отходит назад, теряет все.

Возможности прекрасного человека не реализованы в жизни6 «Что сгубило тебя, Илья?» — «Обломовщина!» Но это правда лишь наполовину. Есть и другая часть правды – это страшное, тяжелое противоречие между практической деятельностью человека и духовными принципами его существования. Это противоречие и погубило Обломова. Он не нашел в себе сил войти в действительность и изменить ее к лучшему.

— Посмотреть другие материалы »

— Биология — География — Геометрия — Информатика — История — Литература — ОБЖ — Обществознание — Русский язык — Физкультура — Физика — Химия

Жанр и литературное направление

Роман «Обломов» написан в традициях литературного направления реализм, о чем свидетельствуют следующие признаки: центральный конфликт произведения, развивающийся между главным героем и обществом, которое не разделяет его образа жизни; реалистичное изображение действительности, отражающее многие бытовые исторические факты; наличие типичных для той эпохи персонажей – чиновников, предпринимателей, мещан, слуг и др., которые взаимодействуют между собой, а в процессе повествования явственно прослеживается развитие (либо деградация) личности главных героев.

Композиция

Анализ романа «Обломов» был бы не полным без рассмотрения композиционных особенностей произведения. Книга состоит из четырех частей. Первая часть и 1-4 главы второй представляют собой описание одного дня жизни Обломова, включающее события в квартире героя, его характеристику автором, а также важную для всего сюжета главу – «Сон Обломова».

5-11 главы и третья часть представляют собой основное действие романа, описывающее отношения Обломова и Ольги. Кульминацией произведения становится расставание возлюбленных, приводящие к тому, что Илья Ильич снова впадает в старое состояние «обломовщины».

Четвертая часть представляет собой эпилог романа, повествующий о дальнейшей жизни героев. Развязкой книги становится смерть Обломова в неком подобии «Обломовки», созданной им и Пшеницыной.

Роман делится на три условные части – 1) герой стремится к иллюзорному идеалу, далекой «Обломовке»; 2) Штольц и Ольга выводят Обломова из состояния лени и апатии, заставляя жить и действовать; 3) Илья Ильич снова возвращается в прежнее состояние деградации, найдя «Обломовку» у Пшеницыной.

Несмотря на то, что основным сюжетным узлом стала любовная история Ольги и Обломова, с психологической точки зрения лейтмотивом романа является изображение деградации личности Ильи Ильича, ее постепенного распада вплоть до фактической смерти.

Илья Ильич Обломов в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Урок
7. Роман «Обломов» в зеркале русской критики.

Цель: показать
противоречивость оценок литературных критиков романа «Обломов»,

сопоставить оценки критиков со своим восприятием
романа, строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на
теоретико-литературные знания; совершенствовать умение делать выводы и
обобщения на основе работы с одним или с несколькими источниками информации;

эстетически и нравственно воспитывать, формировать
активную жиз­ненную позицию учащихся.

Оборудование: раздаточный
материал, тексты критических статей, ил­люстративный материал.

Тип
урока:

усвоение новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые
результаты: учащиеся анализируют противоречивые оценки литера­турных критиков
романа «Обломов»; сопоставляют оценки критиков со своим восприятием романа;
строят ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоре­тико-литературные
знания; делают выводы и обобщения на основе работы с одним или с несколькими
источниками информации; принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

1.Организационный этап

2.Актуализация опорных знаний

 (Проверка
домашнего задания предыдущего урока)

3.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и
цели урока

В русской журнальной критике роман И. А. Гончарова
«Обломов» был  осмыслен по-разному. В первую очередь эта оценка касалась образа
главного героя. В мае 1859 г., вслед за романом И. А. Гончарова «Обломов» в
«Современнике» появляется статья Н. А. Добролюбова «Что такое
обломовщина?», а в декабре увидела свет статья А. В. Дружинина
«“Обломов”. Роман И. А. Гончарова». Характерны названия статей. Название
дружининской статьи просто повторяет название книги. Это вообще свойственно
Дружинину-критику. Он никогда и нигде не даёт статьям своих названий, все они
лишь подчёркнуто объективно следуют за названием предмета анализа: «“Письма об
Испании” В. П. Боткин
a», «“Сочинения”
В. Г. Белинского» и т. д. Добролюбов же   в названиях своих статей выявляет их
главное содержание, даёт идейный импульс, направляет читательскую мысль:
«Тёмное царство», «Что такое обломовщина?».

     Однако если Дружинин как бы следует за романом
Гончарова уже в названии, то и Добролюбов, по сути, делает то же, выявляет
нечто, заложенное в самом романе, а не навязанное ему извне: как известно,
слово, «обломовщина» создаёт Гончаров и использует его шестнадцать раз! Более
того, сам Гончаров колебался в выборе названия: «Обломов» или «Обломовщина».
Дружинин в сущности, пишет статью «Что такое Обломов?», Добролюбов — «Что такое
обломовщина?». И оба они опираются на роман.

4.Работа
над темой урока

1.1.Объяснение
учителя

-Интересно, что оба критика поначалу берутся
определить художествен­ную манеру писателя, и оба видят её в предельно
объективном изображении, по сути, повторяя Белинского, который более чем за
двадцать лет до этого усмот­рел в художественности как таковой отличительную
особенность Гончарова — писателя.

«Автор “Обломова”,- писал Дружинин,- есть художник
чистый и незави­симый, художник по призванию и по целости того, что им
сделано». Подобно этому и Добролюбов увидел тайну успеха романа
«непосредственно в силе ху­дожественного таланта автора», который не даёт и,
по-видимому, не хочет дать никаких выводов. «Гончаров является перед нами,
прежде всего, художником…   объективное творчество его не смуща­ется никакими
предубеждениями и заданными идеями, не поддаётся никаким исключительным
симпатиям. Оно спокойно, трезво, бесстрастно», — пишет Добролюбов.

Оба критика, проявив большое художественное чутьё,
точно определили художественную суть и дарования Гончарова вообще, и его романа
в частно­сти. Но, начав с одинаковой вроде бы оценки, оба во многом разошлись.
И здесь вступала в действие общественная позиция критиков, которая и заставила
их
 
писать
не столько по-разному, сколько о разном.

Добролюбов рассмотрел социальные корни обломовщины, то
есть, прежде всего, крепостное право, и указал на тип Обломова и обломовщины
как на новое слово общественного развития, «знамение времени». Естественно, что
и сам барин Обломов получил у него достаточно жёсткую оценку. Хотя не нужно ду­мать,
что к уяснению барства Обломова и сводится смысл добролюбовской ста­тьи.
Недаром он пишет: «Это коренной, народный наш тип». И в другом месте: «Обломов
не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств».

Дружинин же рассмотрел обломовщину как явление, «корни
которого романист крепко сцепил с почвой народной жизни и поэзии». «Обломов и
обло­мовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсе­гда
укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений;
современного нам общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и
подробностей, ещё недавно нами не вполне сознанных, являвшихся нам как будто в
тумане»,— пишет Дружинин. Критик пишет о великом мастерстве Гон­чарова, который
так полно и так глубоко рассмотрел «обломовщину» не только в её негативных
чертах, но и грустных, смешных и милых. «Теперь над обломовщиной можно
смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слёз; о её жертвах можно
жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не
унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением».

Ольга.  В критике
обнаружились противоположные суждения об Ольге. Добролюбов увидел в Ольге «высший
идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской
жизни»,
писал о её готовности к общественной деятельности, тоске по ней. «Гончаровская
Ольга ни одним намёком не обнаруживает своей близости к кругу идей и настроений
революционной борьбы, –
отвечает первому критику «Обломова» исследователь
наших дней. Её неудовлетворённость беспредметна, безымянна и носит не
политический, не социальный, но моральный, психологический характер. В Штольце
её не удовлетворяет рассудочность, эгоцентризм, сухой расчёт, отсутствие
мягкости, душевности, какие она наблюдала у Обломова». (Пиксанов Н. К.,
«Обломов» Гончарова. – «Учёные записки МГУ», вып. 127, 1948. стр. 152.)

В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов
и Дружи
нин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным.
Правда, объяснили они это по-разному.

·                  
Добролюбов отметил,
что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей,
и потому писателю не удалось ярко показать такой тип.  

·                  
Дружинин
 же
считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «…это …
персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам
должной полноты впечатления».

Задумаемся: что значит «должной полноты»? Может
быть, Андрей Иванович и не очень запоминается как личность (по крайней мере, он
кажется тусклым на фоне Обломова), зато он в полной мере воплощает в себе
идеалы, принципы, стиль новой жизни. Во 2-й половине 19 столетия Россия
запоздало вступала в новый век. Большие города, промышленность, торговля – всё
это вытесняло былой покой помещичьих гнёзд. На смену мечтателям приходили
деловые люди. Таким деловым был и Штольц. И действительно  неважно, чем
именно и с кем конкретно он торговал.

Сопоставительный анализ критических оценок романа
«Обломов»

И.
А. Гончарова «Критики о романе «Обломов» и творчестве И. А. Гончарова»
(работа в
парах с раздаточным материалом)

Задание

Как определяют литературные критики специфику
проблематики романа?

Как трактуется в статьях образ Обломова?

В чём суть разногласий Н. А. Добролюбова, Д. И.
Писарева и А. В. Дружи­нина в оценке романа «Обломов»?

Согласны ли вы с Добролюбовым в оценке романа?

Карточка № 1

Илья Ильич Обломов, герой романа, олицетворяет в себе
ту умственную апатию, которой г. Гончаров придал имя
обломовщины. Слово обломовщина не умрёт
в нашей литературе: оно составлено так удачно, оно так осязательно
характеризует один из существенных пороков нашей русской жизни, что, по всей
  вероятности,
из литературы оно проникнет в язык и войдёт во всеобщее употребление.
Посмотрим, в чём же состоит эта обломовщина.

Илья Ильич стоит на рубеже двух взаимно
противоположных направлений:
он воспитан под влиянием обстановки старорусской жизни, привык к барству, к
бездействию и к полному угождению своим физическим потребностям и даже прихотям;
он провёл детство под любящим, но неосмысленным надзором совершенно неразвитых
родителей, наслаждавшихся в течение нескольких десятков лет полною умственной
дремотою… Он изнежен и избалован, ослаблен физически и нравственно… (Б.
И.
Писарев «Илья Ильич Обломов. Обломовщина»)

Сонная, рутинная обстановка деревенской, захолустной
жизни дополнила то, чего не успели сделать труды родителей и нянек…

…Гнусная привычка получать удовлетворение своих
желаний не от собственных привычек, а от других — развила в нём апатическую
неподвижность и повергла в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство это
так переплетается с барством Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и
одно другим обуславливается, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести
между ними какую-нибудь границу
(Н. А. Добролюбов
«Что такое обломовщина
?»).

Карточка № 2

…Обломов — единственный человек в романе,
единственный, чьё существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей
свадьбе его больше всего пугает то, что он, Обломов, превратится в «жениха»,
приобретёт конкретный, определённый статус… Гладкому, «мраморному» Обломову
нечем зацепиться за других. Он не способен расщепить свою личность на роль
мужа, помещика, чиновника. Он — просто человек
(П. Вайль,
А. Генис «Обломов и“Другие” »).

Карточка 3

…Нежная, любящая натура Обломова вся озаряется через
любовь — и мо-
жет ли быть иначе, с чистою, детски ласковой русской душою, от которой даже её
леность отгоняла растление с искушающими помыслами. Илья Ильич высказался
вполне через любовь свою, и Ольга, зоркая девушка, не осталась слепа перед теми
сокровищами, что перед ней открылись…
(А. В.
Дружинин «“Обломов”.Роман И. А. Гончарова
»)

«Обломов» — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не
было… Но что
приятнее… это что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а
здоровый, капитальный и невременный в настоящей публике
(Л. Н.
Толстой. Из письма А. В. Дружинину 16 апреля 1859 г.).

Карточка 4

В этом романе разрешается обширная общечеловеческая
психологическая задача; эта задача разрешается в явлениях чисто русских,
национальных, возможных только при нашем образе жизни, при тех исторических
обстоятельствах, которые сформировали народный характер, при тех условиях, под влиянием
которых развивалось и отчасти развивается до сих пор наше молодое поколение. В
этом романе затронуты и жизненные, современные вопросы настолько, насколько эти
вопросы имеют общечеловеческий интерес; в нём выставлены и недостатки общества,
но выставлены не с полемической целью, а для верности и полноты картины, для
художественного изображения жизни, как она есть, и человека с его чувствами,
мыслями и страстями

(Д.И. Писарев. «Роман
 И. А.  Гончарова  “Обломов”»).

Коллективная работа по составлению обобщающей
таблицы

«Обломовщина как ведущая тема романа» (запись на доске
и в тетрадях)

Обломовщина как ведущая тема романа

Что такое обломовщина?

·                  
Драма
умственного и нравственного развития героя,

·                  
Изображение
того, как «никнут и увядают» его лучшие задатки;

·                  
Через
какие внутренние компромиссы герой постепенно приходит к оправданию
апатичности и бесхарактерности, к своей капитуляции перед ними

Истоки обломовщины

·                  
Автор
ищет причины обломовщины главного героя, начиная с детства

Обломовщина как способ типизации

·                  
Автор
создаёт типичные конкретно-исторические характеры,
воплощающие черты определённой социальной среды, раздвигает узко временные
рамки романа, обнаруживая черты Обломова не только в эпохе, среде, но и в
недрах русского национального характера.

Обломовщина как знамение времени, её основные
признаки

«Обломовщина» — проблема не одного человека, а
знамение
времени, порождённое патриархально-дворянским бытом:

апатия и лень;

малодушие и эгоизм, как результат
гиперболизированной
опеки старших, ограниченности стремлений, отрешённости;

закрытость от реальной жизни;

желание оградить, уберечь от возможных проблем

Вывод. Вина Ильи Ильича
состоит в том, что он погасил Божью искру, дарованную ему свыше. Не смог Илья
Ильич реализовать то хорошее, светлое начало, лежащее, «как золото», в недрах
его чуткой и доброй души. Обломов не понял себя, не дал выхо­да свету, который,
как он считал, был заперт в нём. Герой Гончарова так и остался об­ломком того
несовершенного мира, который пытался подчинить его себе. Но разве это вина
одного Обломова? «Наше имя легион»,— скажет герой Штольцу и будет прав. Сколько
людей не смогли сбросить с себя халат обломовщины, заглушили в себе волю, силу
духа ради успокоенности, собственного благополучия?

«Умники и умницы»: постановка и решение
«литературоведческих головоломок»

а)      Д. И. Писарев говорил, что содержание и сюжет
романа «Обломов» можно рассказать в двух-трёх строчках. Передайте и вы сюжет
романа в нескольких предложениях.

б)      Некоторые критики считают, что в романе два
сюжета: Обломов — Ольга, Штольц — Ольга. Другие говорили о едином сюжете —
превращении Обломова в «живой труп». Какова ваша точка зрения?

в)      Что общего у Обломова с «лишними людьми»
(Онегиным, Печориным)?

г)       М. Е. Салтыков-Щедрин писал: «Прочёл Обломова
и, по правде сказать, обломал об него все умственные способности. Сколько маку
он туда напустил! Даже вспомнить страшно, что это только один день и что таким
образом можно проспать 365 дней…».

Каковы ваши впечатления от чтения первого дня жизни
Обломова.

Чем можно объяснить такое растянутое повествование о
первом дне героя?

Рефлексия.
Подведение итогов урока

1.Обобщающая беседа

·                  
В
чём вы видите историко-философский смысл романа?

·                  
Как
проблемы, поставленные в «Обломове», решаются в «Обрыве»?

·                  
Чем
близки нам раздумья и тревоги Гончарова-писателя?

Заключительное слово учителя

— Итак, роман «Обломов» явился вершиной творчества И.
А. Гончарова.
С большой художественной силой заклеймил писатель крепостничество, которое, по
мнению его, шло к своему крушению. Обличал косность и консерватизм
  поместного
дворянства и показал «обломовщину» как зло и бич русской жизни!
Материалом для романа послужила русская жизнь, которую писатель наблюдал с
самого детства.

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из
тем: «Мечтательность и деятельность в понимании И. А. Гончарова (по роману
«Обломов»)»;

«В чём трагедия жизни Ильи Обломова? ».

  • Существует ли абсолютное зло сочинение рассуждение
  • Существует ли настоящая дружба сочинение
  • Сушеная рыба как пишется и почему
  • Сушеные в духовке сухарики как пишется правильно
  • Сушеные в духовке сухари как пишется правильно