Существуют ли герои сказок салтыкова щедрина в наше время

Сатира салтыкова-щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. яркие образы и смелые решения позволяли писателю

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Существуют ли герои сказок салтыкова щедрина в наше время

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Существуют ли герои сказок салтыкова щедрина в наше время

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

 Преподаватель:русского
языка,                                                                                 
литературы

                                                                                                    
Вафина Г.Ш.

Ульяновск

2021 г.

Содержание

Введение

1.    
Об авторе.

2.    
Художественное произведение.

3.    
События и происшествия.

4.    
Список литературы.

         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (15 (27) января 1826 — 28
апреля (10 мая) 1889) (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин)

Жанр
сказки издавна привлекал Щедрина. Более чем кто-либо из современников, он
понимал все преимущества сказочной манеры повествования, и его обращение к
сказке было вызвано не только условиями общественно-политической жизни России
тех лет.

Как
самостоятельный жанр сказка впервые появляется в его творчестве в 1869 году.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своё произведение он
назвал именно «Повесть…» а не « Сказка…», потому что это произведение своего
рода сказка для взрослых, в котором изображены герои того времени: два генерала
воплощающие собой самодержавный строй и мужика который воплощает собой русский
угнетенный народ.

Сказка
без сказочных героев, в которой не отражены реалии русского народного
фольклора, не похожа на народную сказку, ни в композиции, ни в сюжете не
повторяет традиционных фольклорных схем, поэтому и названа «Повестью…», в
которой автор лаконично, четко и ясно раскрывает аспект русской самодержавной
действительности.

«То
что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, с
возмущением сообщал один из цензоров цензурному комитету,- его сказки — та же
сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более ли менее направленная против
общественного и политического нашего устройства».

Блестящие
миниатюры Щедрина представляли собой беспощадную сатиру на самодержавный строй,
на реакционную правительственную политику 80-х гг.

Принцип
изображения жизни народа «без всяких прикрас» Щедрин положил в основу всей
творческой деятельности, правдиво отражая в ней глубокие противоречия
крестьянской жизни.

Карающий
смех Щедрина не оставлял в покое представителей массового хищничества —
дворянство и буржуазию, действовавших под покровительством правящей
политической верхушки и в союзе с ней.

В
сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Щедрин по
«щучьему велению, по моему хотению» переносит генералов на необитаемый остров,
чтобы с особой наглядностью показать их никчемность, паразитизм, полную
зависимость от тех, кого они эксплуатируют. Наивность генералов фантастична.
«Кто бы мог подумать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в
первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один
генерал».Очутившись на необитаемом острове, в ночных рубашках и с орденами на
шее генералы впервые в жизни сталкиваются с действительностью. «- Кто бы мог
думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде,
летает, плавает и на деревьях растет? — сказал один генерал. — Да, — отвечал
другой генерал, — признаться, и я до сих пор думал, что булки в том самом виде
родятся, как их утром к кофею подают!»

Приемами
остроумной сказочной фантастики Щедрин показывает, что источником не только
материального благополучия, но и так называемой дворянской культуры является
труд мужика.

Генералы
— паразиты, привыкшие жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без
прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей. «Вдруг оба генерала
взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из
груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно
мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал,
который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно
проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их».

Орден,
который один из генералов откусил у другого, – деталь гротескная. Откусить
можно часть тела (палец, ухо…). Нарушение смысловой сочетаемости слов рождает
ассоциации между наградой и частью тела: орден как бы стал принадлежностью
плоти генерала. Находящаяся сразу вслед за известием об откушенном ордене фраза,
о потекшей крови эти ассоциации словно бы подкрепляет: можно понять так, что
кровь потекла из раны, оставшейся именно на месте откушенного ордена.

Но
в естественном мире необитаемого острова знаки отличия, указания на место в
иерархии власти теряют всякий смысл, а откушенным орденом сыт не будешь…

Участь
заброшенных на необитаемый остров генералов была бы печальной, если бы они
вовремя не вспомнили о том, что где то поблизости непременно должен быть мужик
« мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь
спрятался, от работы отлынивает! Мысль эта до того ободрила генералов, что они
вскочили как встрепанные и пустились отыскивать мужика».

«Долго
они бродили по острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного
хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом кверху и подложив
под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом
уклонялся от работы. Негодованию генералов предела не было.


Спишь, лежебок! — накинулись они на него, — небось и ухом не ведешь, что тут
два генерала вторые сутки с голода умирают! Сейчас марш работать!

Встал
мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они
так и закоченели, вцепившись в него».

С
большой симпатией рисует Щедрин этого полного сил, ума и изобретательности
мужика.

«.Полез
сперва- наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок, а
себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю;
потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из
собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек,
столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и
тунеядцу частичку?»»

Он
способен к любому делу, но не одно восхищение автора и читателей вызывает этот
персонаж. В то же время Щедрин заставляет задуматься над тем, почему же мужик
беспрекословно не жалеючи сил, работает на тунеядцев-генералов? Вместе с
Салтыковым-Щедриным мы печалимся о горькой судьбе народа, вынужденного
взваливать на свои плечи заботу о дармоедах-помещиках, лодырях и бездельниках,
способных лишь помыкать другими, заставлять работать на себя.

В
« Сказках» Салтыков воплотил свои многолетние наблюдения над жизнью
закабаленного русского крестьянства, свои горькие раздумья над судьбами
угнетенных масс, свои глубокие симпатии к трудовому человечеству и свои светлые
надежды на силу народную.

Источником
постоянных и мучительных раздумий писателя служил поразительный контраст между
сильными и слабыми сторонами русского крестьянства. Проявляя беспримерный
героизм в труде и способность превозмочь любые трудности жизни, крестьянство
вместе с тем безропотно, покорно терпело своих притеснителей, пассивно
переносило гнет, фаталистически надеясь на какую-то внешнюю помощь, питая
наивную веру в пришествие добрых начальников.

С
горькой иронией изобразил Салтыков рабскую покорность мужика, представив здесь
картину кричащего противоречия между огромной потенциальной силой и классовой
пассивностью крестьянина. Громаднейший мужичина, мастер на все руки, перед
протестом которого, не устояли бы генералы, если бы он был на это способен,
безропотно им подчиняется. Генералы всецело зависят от мужика, а он никак не
зависит от них. Но мужик подчиняется, а господа господствуют. Генералы – они и
на необитаемом острове генералы.

«-
Довольны ли вы, господа генералы?»

«-
Не позволите ли теперь отдохнуть?»

Сам
же веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи, чтобы он не
сбежал. Да ещё благодарен был генералам: «как бы ему своих генералов порадовать
за то, что они его, тунеядца,  жаловали и мужицким его трудом не гнушалися!»
Трудно себе представить более рельефное изображение силы и слабости русского
народа в эпоху самодержавия.

Сказочный
колорит необитаемого острова свободно сочетается с «пенсиями», «мундирами», «вавилонскими
столпотворениями».

«Прошел
день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп
варить. Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить,
что вот они здесь на всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние
все накапливаются да накапливаются.


А как вы думаете, ваше превосходительство, в самом ли деле было вавилонское
столпотворение или это только так, одно иносказание? — говорит, бывало, один
генерал другому, позавтракавши.


Думаю, ваше превосходительство, что было, в самом деле, потому что иначе как же
объяснить, что на свете существуют разные языки!


Стало быть, и потоп был?


И потоп был, потому что, в противном случае, как же было бы объяснить
существование допотопных зверей? Тем более, что в «Московских
ведомостях» повествуют…»

Сочетание
бытового и комичного достигается присутствием в тексте таких деталей.
«Культурная» же беседа насытившихся генералов о происхождении языков (было ли
причиной разделения языков вавилонское столпотворение) и о реальности
всемирного потопа представлена как бестолковая болтовня, как пустопорожнее
«философствование».

Таким
образом, в сказке сначала звучат два голоса — это ироничный голос автора и
пафосные голоса генералов, а затем присоединяется третий голос, голос мужика,
символизирующий собой голос народа.

Наряду
с сатирическим обличением дворянства с чувством скорби и грустной иронией
изобразил Салтыков-Щедрин рабское поведение мужика.

Приемы
сатиры, используемые в произведении автором:


Аллегория – иносказательное выражение чего-нибудь отвлеченного в конкретном
образе

(Генерал
не может сорвать яблока с дерева).


Гипербола – преувеличение.

(Пища
в том самом виде родится, в каком ее к столу подают).


Фантастика – заснули – попали на необитаемый остров.


Гротеск – сочетание в фантастической форме ужасного и смешного, безобразного и
возвышенного.

(сцена
остервенения генералов).

Заканчивается
сказка словами: «Веселись, мужичина». Эта фраза может быть сказана тремя
персонажами: непосредственно автором, и в ней звучит глубокое сочувствие к
русскому крестьянину и боль, оттого что крестьянин по прежнему беден, а за все
его труды — «выслали ему рюмку водки да пятак серебра».

Фраза
может принадлежать генералам и тогда это горькая ирония. Издевка над народом.
«Поехали они в казначейство, и сколько тут денег загребли — того ни в сказке
сказать, ни пером описать! Однако и о мужике не забыли».

Фраза
может принадлежать самому мужику и изображает пассивность народных масс, их
покорность и политическую темноту, «бессознательность» крестьянства.

Вывод:
Салтыков-Щедрин был великим мастером иронии — тонкой, скрытой насмешки,
облеченной в форму похвалы, лести, притворной солидарности с противником
(вместе с генералами возмущался поведением тунеядца- мужика). Специфическая
сила иронии, которая, по выражению Щедрина, «распространяется в виде тончайшего
эфира», заключается в том, что, уязвляя противника, она сама остается
неуязвимой и формально неуловимой. Недаром сатирик говорил: «…страшное
орудие-ирония».

Издевательски
высмеивая носителей социального зла, изображая их в смешном виде, сатирик возбуждал
к ним в обществе чувство активной ненависти, воодушевлял народ на борьбу с
ними, поднимал ему настроение и веру в свои силы, учил пониманию своей роли в
жизни.

Список использованной литературы

1.Базанова В.И.
«Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Л.,-1966г.

2.Бушмин А.С.
«Салтыков-Щедрин.Исскуство сатиры». М.,1976г.

3.Горячкина М.С.
«Сатира Салтыкова-Щедрина» М.,1965г.

4.Бушмин А.С. «Сатира
Салтыкова-Щедрина» М., 1959г.

Сочинение.
«Сказка — ложь, да в ней намек…» по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина

Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе. Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного. Слишком много страданий пришлось пережить людям. Пошатнулась их вера в “сбывшиеся сказки”. Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть им надежду на справедливость и счастье. Такая позиция, как мне кажется, близка великому русскому сатирику М. Салтыкову-Щедрину. Его трудно назвать сказочником: слишком горькие выводы делал он, размышляя над жизнью России второй половины XIX века. Но чем пристальнее вглядывался писатель в окружавшую его действительность, тем яснее различал опутавшие ее сети “небывальщины”. Неслыханная жестокость политического режима, чудовищное бесправие народа действительно граничили с фантастикой. Все это способствовало обращению Салтыкова-Щедрина к жанру сказки. Возможно, в маленьких шедеврах писателя нет правдоподобия, зато есть правда. Каждая из сказок — законченное и совершенное произведение. Но целостное представление о замысле и идейной позиции автора возникает только после знакомства со многими из них. Цикл фантастических миниатюр Салтыкова-Щедрина — один из ярчайших образцов жанра русской литературной сказки, о котором мне хотелось бы поразмышлять в своей работе, обратившись к важнейшим вопросам философии, политики и нравственности, так просто и доступно представленным писателем пение мужиков не кончилось и они не расправились с “воеводой”. Писатель настаивал на необходимости наказания “хозяев жизни”, но в большинстве случаев люди, наделенные властью, процветали. Два генерала, всю жизнь прослужившие в какой-то регистратуре, которую затем устранили “за ненадобностью”, внезапно оказались на необитаемом острове и обнаружили свою полную беспомощность, неспособность к какому-либо делу. Они чуть не съели друг друга, хотя кругом было много плодов, дичи, рыбы. Генералы, наверное, умерли бы с голоду, если бы в конце концов не нашли сообразительного и предприимчивого мужика, который обеспечил их всем необходимым. Не забыли спасенные “отблагодарить своего спасителя, выслали рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!” Попытки нравственного воздействия на таких “небокоптителей”, с точки зрения писателя, бесполезны. В сказке “Карась-идеалист” надежды карася на то, что он правдой щуку “до седьмого пота прошибет”, опровергаются печальным концом мечтателя: при слове “добродетель” щука до того изумилась, что проглотила несчастного спорщика. В отличие от карася, “премудрый пескарь” твердо знал, что хищников нужно опасаться. От страха, что может быть съеден щукой, он безвылазно сидел в своей норе. Пескарь “жил — дрожал и умирал — дрожал”. Перед смертью он вдруг задумался: ради чего жил, кого утешил, кто вспомнит о нем? Показывая жалкое существование пескаря, писатель поднимается до философского обобщения и судит тех, кто прячется в “футляр”, кто боится ответственности за зло, которое царит в мире. Салтыков-Щедрин убежден, что “обезумевшие от страха” пескари “живут даром, место занимают”. Трагедию всего русского народа автор видел в добровольном рабстве и неумении протестовать против неестественно жестоких форм жизни. Вера в благодушество орла-мецената и мощь гнилого богатыря опутывала Россию паутиной лжи, насилия, смирения. Образ Коняги из одноименной сказки становится символом всего порабощенного народа. Плоды его труда присваивают генералы и помещики. Коняга же привык к своей участи и нуждается только в кнуте. Писателю горько, что мужик своими руками вьет себе веревку. Щедрин стремится пробудить чувство достоинства в людях. Он не хочет, чтобы талантливый народ, сочинивший столько прекрасных, добрых, светлых сказок, сам стал героем безысходных и мрачных, “фантастически” жестоких историй. Свою надежду на счастливое преображение жизни, на неизбежность справедливого возмездия писатель воплощает в сказке “Христова ночь”. Вначале мы видим тоскливый серый пейзаж. На всем лежит печать сиротливости, все сковано молчанием, задавлено какой-то грозной кабалой. Но раздается звон колоколов, и мир оживает. Совершается великое чудо: воскресает поруганный и распятый Христос, воскресает, чтобы совершить суд над грешной землей. Он обращается со словами “Мир вам!” к народу, не утратившему веры в торжество правды, клеймит “мироедов”, но все же открывает им путь к спасению — суд их совести беспощадный, но справедливый. Только предателей не прощает Христос, обрекая их на вечное странствие. На наших глазах свершается Страшный суд, но не в загробном мире, а на земле, где много оступившихся, забывших христианские идеалы. Это, конечно, всего лишь утопия, но писатель верил в нее, потому что без такой веры жить невозможно. Литературная сказка Салтыкова-Щедрина “густо населена” и комическими и символическими персонажами. Героев-людей автор ставит в необычное положение и тем самым “развязывает им руки и язык”. Животным писатель придает человеческие черты, для того чтобы разоблачить опасные социальные пороки. Автор использует традиционные народные образы-символы (глупый и злой медведь, трусливый заяц, свирепый волк, хищная щука), но создает и новые аллегории (карась-идеалист, орел-меценат, премудрый пескарь). Излюбленные художественные приемы Щедрина — гипербола и гротеск, которые усиливают горестные впечатления от столкновения с “чудесами” русской жизни.
Фольклорный жанр был необходим автору, чтобы достучаться до каждого сердца, заставить каждого человека поверить в свои силы, отказаться от добровольного рабства. Салтыков-Щедрин страдал оттого, что лучшие и достойные люди находились в зависимости от невежественных, жадных, бесполезных “хозяев”, что невостребованными оставались недюжинные способности простого народа, что несправедливые общественные отношения противоречили незыблемым нравственным законам, забвение которых могло обернуться катастрофой. Философские уроки писателя важны не только для прошлого, но и для будущего. Они современны сейчас не столько своей политической заостренностью, сколько тревогой за наши души. Творчество Салтыкова-Щедрина — это доказательство того, что литературной сказке обеспечена долгая жизнь в искусстве. Ведь она учит нас быть верными добру и предупреждает об опасности тех, кто забыл о законах нравственности и покорился злу.

(0 голосов, в среднем: 0 из 5) novstudent.ru | 22.10.2012

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Тип урока:урок
закрепления  знаний.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение,
элементы анализа текста, просмотр презентации к уроку.

Цели урока

образовательные: 
рассмотреть образы главных героев,п
овторить  сведения по
теории литературы

развивающие:развивать
умение учащихся давать характеристику героя на основе текста произведения,
совершен­ствовать
навыки анализа текста
, развивать логическое мышление,
устную монологическую речь; формировать  вдумчивого читателя, развивать
образное мышление.

воспитательные:совершенствовать 
работу в группах ( воспитывать коммуникативность, культуру общения : умение
слушать, участвовать  в обсуждении заданий, целей и способов решения задач,
способность к совместной деятельности;способствовать воспитанию организованности,
привычки к систематическому труду, культуре здорового образа жизни,
формировать  нравственные ценности.

Методы исследования:  исключение, опрос, анализ, сравнение,
обобщение.

Формы организации деятельности
учащихся:
индивидуальная, групповая.

Оборудование:компьютер, карточки-задания,  материалы
стенда «Сегодня на уроке», выставка книг, портрет писателя, учебник-хрестоматия
по литературе,
разные издания произведений
Салтыкова-Щедрина, иллюстрации Кукрыниксов, Н. Муратова, М. Черемных;  проектор
для демонстрации презентации, экран, компьютерная презентация в
MicrosoftPowerPoint, листки самоконтроля

План урока.

Ход урока

1.     
Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня к
нам на урок пришли гости, поприветствуем их, пожелаем всем удачного дня.
Садитесь.

2.     
Сообщение темы и цели урока.

 Учитель:  Посмотрите
на иллюстрации (показ презентации) и скажите, какое произведение мы будем
рассматривать? ( Слайд № 2)

— «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил» Салтыкова — Щедрина.

Учитель: Тема
нашего урока «Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Как вы думаете, над чем нам сегодня придется  задуматься? 

— Над образами главных героев, какие они,
как автор к ним относится.

3.     
Запись домашнего задания.

Учитель: Кому из литературных
героев этой повести вы хотели бы написать письмо?
Откройте дневники, запишите задание на дом: Творческая работа «Письмо литературному герою».

4.     Проверка домашнего
задания.

Учитель: А
 внимательно ли  вы прочитали сказку? Давайте проверим.  (Слайд № 3 )Из
предложенных высказываний  исключите ненужное. Запишите то, что нужно
исключить.

1. «Служили генералы всю жизнь в
регистратуре»

2. «Стали искать, где север и где юг».

3 «Стали искать ,где восток и где запад»

4. «Попробовал полезть – ничего не вышло,
только штаны (рубашку)изорвал».

5. «Выслали ему рюмку водки да пятак
золота( Серебра)».

6. «И выстроил он корабль».

7. «Генералы соскучились по прежней
жизни».

8. «Перед ними с одной стороны
расстилалось море…»

9. «Проснулись и видят: оба на одной
подушке (Одеалом ) лежат»

10. «До того изловчился, что стал даже в
пригоршне кашу  (суп )варить».

Выполнение задания, самопроверка.

Ответы: 2,4,5,9,10.  (слайд № 4)        за
все правильные ответы – 5, за  1неправильный – 4, за 2 неправильных – 3,  за 3
и более  неправильных -2.

6.Беседа.  Ребята,
вам было весело читать текст? А от чего весело, какие смешные эпизоды вы можете
привести в пример?

(В ночных рубашках оказались на
необитаемом острове; не знали, где восток, где запад; не могут яблоко сорвать,
рыбу ловить; с голоду орден откусил один у другого; что бы они не читали- все
было о еде; мужик свил веревку, с которой генералы привязали его к дереву,
чтобы он не убежал)

— А какой это был смех добрый, дружеский
или злой, иронический?

— Как называется вид смешного, когда
высмеиваются какие – то пороки человека или общества? (Сатира)

А наш текст относится к сатире или юмору?
(К сатире.)

Кого высмеивает автор?  Кто Герои
произведения?( 2 Генерала) Будем работать в группах . Первая группа –это
генералы,  а вторая группа- мужик

Как
автор изображает генералов?
(Подтвердите текстом.)

(Генералы
ни на что не способны, ничего не умеют делать, считают, что «булки в том самом
виде родятся, как … их утром к кофею подают». Они чуть не съедают друг друга,
хотя кругом много плодов, рыбы, дичи. Они умерли бы с голоду, если бы рядом не
оказалось мужика. Генералы сыты, к ним возвращаются прежняя самоуверенность и
самодовольство…)

Каким
изображён мужик в сказке? Похож ли он на героев – мужиков из бытовых народных
сказок?
(Подтвердите текстом 297 стр.)

(Мужик
сообразителен, у него золотые руки: он и силок смастерил « из собственных
волос», и «чудо – корабль» построил…)

Какие черты присущи генералам? Мужику?

(Глупость, лень, трусливость, жадность,
неприспособленность к жизни, беспомощность, жизнь за счёт других…

Мужику?
Доброта, честность, терпение, трудолюбие, талант, покорность, послушание,
безропотность.…  Смеясь над генералами, автор «плачет» по мужику.)

Кто такой мужик?

Чем отличается мужик от генералов?

Какие чувства вызывает мужик у вас?
(
Мужика за то что он свел веревку себе, взял кислое
яблоко себе, то есть он не любит себя, он так привык всегда угождать хозяевам,
а себе ничего. Это плохо, что он себя не ценит, нет в нем человеческого
достоинства)

Что мы узнаём из петербургской жизни
генералов?
  В Петербурге они жили своим трудом?

Что можно сказать об умственных
способностях генералов?

Каков круг интересов генералов?

Почему при виде мужика они очень
обрадовались?

Почему генералам без особого труда удалось
заставить мужика на них    работать?

Что сделали генералы, когда вернулись в
Петербург (зачитывается отрывок) 300 страница

Какие чувства вызывают генералы  у вас?

 Почему нет имен генералов и
мужика? 
(Нет имен, так как типичные представители общества.)

 Перед вами  на слайде  слова,
характеризующие героев.  Выберите черты характера,  которые 
 присущи генералам и  которые принадлежат мужику

Художник изображает картину при помощи 
краски, ракурса, света.

У композитора это ритм,  мелодия,
а  при помощи чего писатель создает картину? (Слово, изобразительные средства).

Салтыков-Щедрин
прибегает к сатире, чтобы ярко показать пороки общества. Давайте обратимся к словарику нашего
урока, чтобы определить при помощи каких изобразительно-выразительных средств,
приемов сатиры  автор характеризует героев.

Гипербола
– преувеличение (росли, воспитались, состарились в регистратуре; уверены, что
булки в готовом виде растут; «видит: рыба там, словно в садке на Фонтанке, так
и кишит»).

Гротеск – чрезмерное преувеличение, придающее уродливо-комический
характер (остервенение генералов).

Ирония – скрытая насмешка (во внешности, речах, поступках генералов;
«Однако и об мужике не забыли – выслали ему рюмку водки да пятак серебра:
веселись, мужичина!»).

Сатира – резкое осмеяние отрицательных явлений, пороков, недостатков
(никаких слов не знали, кроме…).

7Составить
таблицу «Сказочное в «Повести…»
 

    
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, то в скором
времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на
необитаемом острове.

       
Сказано – сделано. Пошел один генерал направо и видит- растут деревья, а
на деревьях всякие плоды…

       
Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились.

       
Оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил,
по усам текло, а в рот не попало!

       
Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь да от ветров разных,
сколько они ругали мужичину за его тунеядство– этого ни пером описать, ни в
сказке сказать.

       
Поехали они в казначейство, а сколько тут денег загребли – того ни в сказке
сказать, ни пером описать!

Учитель: В народных сказках эти выражения
(сказочные формулы) служат своеобразными поговорками, часто сопровождают
волшебство, имеют определенное место: в зачине, в концовке, при соединении
эпизодов. Для чего автор использует сказочные формулы в «Повести…»?

 ( У Салтыкова-Щедрина эти формулы несут
иронический смысл).

 Учитель: Верно, а
теперь поговорим о каждой из них. С какой целью автор использует
сказочный зачин?

 (Сказочные зачин условен,
писатель использует его для того, чтобы поместить героев в условное сказочное
пространство: «жили да были», «по щучьему велению, по моему хотению»).

 Учитель: В чем заключается иронический
смысл выражения «Сказано-сделано»?

(На самом деле генералы могут только
говорить, а делать ничего не способны).

Учитель: Дважды Щедрин применяет одну
сказочную формулу, лишь немного видоизменяя ее: «этого ни пером описать, ни в
сказке сказать»,  «того ни в сказке сказать, ни пером описать». Причем эти
выражения стоят в тексте совсем рядом, в конце «Повести…».

 Как вы думаете, почему?

(Данные формулы  употреблены для выделения
двух действий генералов: «сколько они ругали мужичину за его тунеядство» и
«сколько…денег загребли».Поставленные рядом и гиперболизированные,  эти
действия особенно противоречат здравому смыслу).

           
Учитель: Каков смысл традиционной сказочной концовки «он там был, мед-пиво пил,
по усам текло, а в рот не попало», которая  находится у Щедрина не в конце
сказки?

(имеет
почти прямой смысл:  мужику действительно  ничего не досталось).

8
Работа в группах.

        (Ребята
делятся на 2 группы)

1-я группа готовит
ответ на вопрос: В чём сходство сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками?

2-я группа: Что не вписывается в сказочный
сюжет? Реальное в повести

Ответ:

Сказочное
в «Повести…»

1.Сказочные
формулы: жили-были; по щучьему велению, по моему хотению; сказано-сделано;
ухом не ведешь; долго ли , коротко ли; он там был, мед-пиво пил, по усам
текло, в рот не попало; ни в сказке сказать, ни пером описать.

2.Действия:
необитаемый остров, суп в прИгоршне, выстроил корабль.

3. Три
раза плакали – сказочная цифра 3

3. Составить таблицу «Реальное в
«Повести…»

Реальное
в «Повести…»

Регистратура,
Петербург, Нева, Фонтанка, Подьяческая улица, Московские ведомости.

Учитель:   Подведем итоги групповой
работы.

— Выступления учащихся.

Учитель:   Все ли образные черты
представлены в таблицах? Дополните. Перенесите таблицу в тетради.

Генералы

Мужик

Легкомысленные,
беспомощные, необразованные, ничего не умеют делать, лентяи, плачут, глупые,
интересует только еда, жадные, не могут жить без мужика, а общаются с ним
грубо: тунеядец, каналья, лежебок.

Работящий,
трудолюбивый, рабски послушный, смекалистый, без чувства собственного
достоинства, верующий, ловкий, мастер на все руки, рад и малому.

Учитель:   Где завязка
в произведении?

— Генералы попадают на необитаемый
остров.

Учитель:   А смогли бы вы выжить на
острове, подобном тому, на котором оказались генералы? Почему?

Учитель:   Где кульминация
произведения?

— Генералы нашли мужика.

Учитель:    Где развязка?

— Возвращение героев в Петербург.

Учитель:    Какова композиция
произведения?

— Композиция кольцевая, так как
действие начинается и заканчивается в Петербурге.

Учитель:   Кто из героев и
почему заслуживает вашего уважения?

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:   А теперь вернёмся к теме 
нашего урока «Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Достигли их? Что узнали?

10. Организованное окончание
урока.

Учитель:   Ребята, вы сегодня хорошо
поработали. Спасибо за урок.

  • Существует ли обломовщина в современном мире сочинение
  • Существуют ли преступники которых не мучает совесть сочинение
  • Существует такой правдивый рассказ у одного дикаря сочинение
  • Существует ли ложь во благо сочинение
  • Существует ли идеальная любовь сочинение рассуждение