Существует ли базаровщина в наши дни сочинение рассуждение

Сочинение-рассуждение как вид грамматического разбора в 4 классе. из опыта. н.а.дурыманова, учитель начальных классов, краснодарский край. меняются цели и содержание

Сочинение-рассуждение как вид грамматического разбора в 4 классе.
Из опыта. Н.А.Дурыманова, учитель начальных классов, Краснодарский край.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся   главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!
Проблемы выбора эффективных приемов обучения грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая необходимость привлечения к процессу обучения современных технологий.
Фонетический, грамматический, орфографический и другие виды разбора в начальной школе практикуются широко, приемы их проведения разработаны достаточно полно, поэтому они здесь рассматриваться широко не будут.
Учащиеся начальной школы должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, осмыслить правила орфографии и пунктуации, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики. Хочется сделать лишь одно замечание: производя разбор, учащиеся должны не только констатировать соответствующие факты, а и объяснять их.
В статье будут приведены примеры с уроков повторения в конце учебного года по темам «Мягкий знак в глаголе в 4 классе» и «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста).
Некоторые методы и приемы развития мыслительных и речевых навыков:
1.Вопросы причинно-следственного характера.
2.Ответ-рассуждение.
3.Составление плана параграфа учебника.
4.Составление алгоритма к правилу.
5.Выборочный ответ.
6.Сочинение- рассуждение.
Кроме названных методов и приемов, формирование развития мыслительных речевых навыков, как известно, способствуют свободные и творческие диктанты, изложения, сочинения-рассуждения и др. Они описаны в методической литературе и широко используются в повседневной учительской практике.
Эффективным методом формирования мыслительных навыков является сочинение-рассуждение на материале изучаемой темы по языку. Рассуждение помогает автору сочинения сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. В качестве примера приведу сочинение на тему «Мягкий знак в глаголе в 4-ом классе».
Сочинение-рассуждение.
План.
1.        Разделительный мягкий знак.
2.        Мягкий знак после шипящих.
3.        Правописание  -тся и –ться.
Мягкий знак в русском языке употребляется для обозначения мягкости согласных и как разделительный мягкий знак. Например, в слове галька мягкий знак обозначает, что звук [л] здесь мягкий, а в слове колья еще и показывает раздельное произношение звука [л] и  [йа].
Мягкий знак может играть и другую роль. Например, в глаголах идешь, учишься, съешь мягкий знак служит для обозначения 2-го лица единственного числа. Глаголы на –тся  и  -ться пишутся с мягким знаком, когда стоят в неопределенной форме, например: Клуб будет строиться. Если же глагол стоит в 3-ем лице, то мягкий знак не пишется: Клуб строится.
Сочинение-рассуждение на тему: «Почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?» (на основе предлагаемого текста).
Вступление.
Чтобы определить границы предложения, употребляются такие знаки препинания, как точка, восклицательный знак, вопросительный знак, многоточие. Но почему в конце предложения употребляются разные знаки препинания?
Основная часть.
Раньше всех, как утверждают учёные, появилась точка. Это слово образовано от слова «точь», которое этимологически связано с глаголом «ткнуть». В древнерусских текстах точка иногда ставилась не только в конце предложения, но и между словами и даже внутри слов. В наши дни этот знак препинания ставится после повествовательных или побудительных предложений, если в них дополнительно не выражено чувство.  Таких предложений в прочитанном нами тексте большинство. Например: (указать номера предложений …).
Вопросительный и восклицательный знаки стали употребляться в XVI веке. Причём известно, что восклицательный знак появился несколько позже, чем вопросительный.
В конце предложения, выражающего вопрос, ставится вопросительный знак. Например: (указать номера предложений …).
В предложении могут выражаться сильные чувства. Согласно правилу, в конце таких предложений ставится восклицательный знак.  Найду в тексте такие предложения. Это (указать номер предложений).
Подобные примеры могу быть использованы при повторении нескольких тем одновременно.
Грамматический разбор относится к числу важнейших упражнений в начальной школе, он способствует сознательному усвоению знаний, их обобщению и систематизации. Во всех видах грамматического разбора должны соблюдаться методические условия его проведения: последовательность и доказательность.
Современный урок- это урок, дающий высокий учебно-воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии, урок, который способствует привитию интереса к предмету, урок, не оставляющий учащихся равнодушными.
__________________________________________________
1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. / Н.Ф Талызина.  – МГУ, (М,1975, с.41-42,147).
2. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М., 2000.
3. Виды анализа языкового материала на уроках русского языка. Начальная школа.-1983.-№4.-С.24.
4. Баранова М.Т. Русский язык. Справочные материалы. М. «Просвещение»,2005г.

Сочинение – рассуждение  «Зачем человеку речь?»
Цели: развивать речь учащихся путём расширения словарного запаса; учить составлять план и работать  с ним; рассуждать, сопоставлять, приводить примеры для доказательства темы. Воспитывать интерес к русскому языку, истории.
1. Слово учителя.
«Всякий знает, что превратить слово в дело гораздо труднее, чем дело в слово. Литератор, работая, одновременно превращает и дело в слово, и слово в дело. Основной материал, с которым он работает – слово.
Народная мудрость очень чутко и метко в форме загадки определяет  значение слова: «Что такое: не мед, а ко всему льнет?»
Что же такое слово? Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным – немота». Заглянем в толковый словарь: «Слово – единица речи, представляющая собой звуковое выражение  понятия о предмете». Когда мы произносим какое-нибудь слово,- пишет В.Г.Белинский,- то соединяем с ним в уме нашем понятие о каком-нибудь предмете, так например, произнося  слово огонь, мы представляем себе эту стихию, со всеми ее признаками, т.е. светом, жгучестью и горением.
2. Беседа о функции речи, о роли слова.
– Для чего нужна речь? (ответы)
М.В. Ломоносов говорил: «Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому».
– Объясните как вы это понимаете? (ответы)
Вывод учителя: т.е. речь является средством общения между людьми.
Великий Л.Н.Толстой  писал: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно  служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».
– Объясните, как слово может быть оружием мира и войны (ответы)
К.Д. Ушинский: «Язык народа – лучший, никогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…».
В.И.Ленин: «Это язык Тургенева, Толстого, Добролюбова,Чернышевского- велик и могуч».
– Приведите примеры, где через слово великие поэты передавали свою любовь к Родине, бескрайним лесам и рекам…(ответы)
А.И.Куприн писал: «Язык – история народа»
– Порассуждайте об этом (ответы)
Продолжим мысль Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
А.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
3. Работа над планом (дать готовый план).
1. Слово – единица речи
Дать определение речи, можно из словаря.
Из чего состоит речь?
2. Функция речи и слова:
а)  средство общения между людьми
Как люди общаются?
б)  средство выражения мыслей
Можно ли думать без языка?
в)  оружие мира и войны
Как может влиять слово на мир во всём мире? Может ли слово разжечь войну?
г)  история народа
Что мы знаем об истории, традиции народа
3. язык великих
Напишите  какое  высказывание вам понравилось и почему?
4. индивидуальная работа над сочинением
Из детских сочинений
«Русский язык велик и могуч»
В.И.Ленин
Речь – это выражение наших мыслей словами. Множество слов, взаимосвязанных между собой по смыслу, составляют речь человека.
В первую очередь речь помогает людям говорить друг с другом. При встрече двух друзей  завязывается разговор, который называется диалог. Речь бывает устная и письменная. Существует поговорка «что написано пером, то не вырубить топором». В древности люди общались с помощью жестов. Со временем народы разных стран придумали свой язык общения. Поэтому в мире очень много различных языков, которые являются достоянием каждой нации. Речь помогает странам и людям договариваться о мире. Но неосторожная грубая речь может разжечь войну между ними. Поэтому общаясь друг с другом нужно следить за своей речью, чтобы неосторожным словом не обидеть человека. Ведь «слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Мне очень понравились слова А.И Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».
Атауллина Эвелина

Обучение написанию сочинений в начальной школе
МЕНСКАЯ Марина Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №1
Известный публицист А. Н. Привалов писал: «Люди, которые не умеют и не учатся связно говорить и писать, как правило, не умеют и не научаются думать».
Методика обучения написанию сочинений актуальна не только в условиях введения итогового сочинения в качестве допуска выпускников 11-х классов к прохождению государственной итоговой аттестации, но и интересна с профессиональной точки зрения.
Не многие из нас, в том числе и я, могут похвастаться тем, что обучение написанию сочинений – «мой конёк». Кто-то из педагогов  утешают себя тем, что их дети умеют самостоятельно писать сочинения. При этом либо предварительную подготовку, либо переписывание на чистовик ученики выполняют дома. Не трудно догадаться, что без участия родителей здесь не обходится. Большинство же ведёт эпизодическую работу,  надеясь, что  в среднем и старшем звене специалисты научат.
Изучая эту проблему, я поняла, что без помощи моих коллег, а также учителей старших классов, непосредственно готовящих выпускников к ГИА, мне не обойтись. Я провела опрос педагогов своей кафедры, выслушала рекомендации учителей-филологов, чьё мнение для меня было наиболее интересным. Прочитала старые и новые методические пособия, статьи и публикации на различных сайтах.  Поверьте, это было не только интересно, но и очень полезно.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Речь появляется еще в раннем детстве и постепенно обогащается, усложняется. В толковых словарях сущность понятия «речь» раскрывается, как способность говорить, говорение. Психологи утверждают, что речь для младшего школьника является средством активной деятельности и успешного бучения.
Одной из главных задач деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешной ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.
Особо важное место в системе развития речи школьников занимает сочинение. Сочинение – высшая форма проявления творческих способностей ребенка, требующая от него высокого напряжения, особенно на начальной стадии обучения.
Известно, что сочинения в 1–4 классах должны быть обучающими, т. е. на уроках подготовки и проведения сочинений нужно учить, о чем писать и как писать.
Конечная цель речевого развития учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли
Овладение рассуждениями происходит в единстве с речевым развитием детей и создает предпосылки для успешного обучения в школе.
Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод: в развитии связной речи учащихся, а также формировании творческой, способной к самовыражению, личности, немаловажную роль играют сочинения-рассуждения.
Бесспорно, что для учителя именно сочинение позволяет в полной мере определить эффективность его методики по развитию речи. И если эту работу вести  в системе, то можно добиться неплохих результатов.

Сочинения о литературных героях – это всегда рассуждения от имени чтеца, в которых следует избегать как назидания, так и повторения сказанного уже много раз. Немного оригинальности, умение подметить не самый очевидный слой произведения, и такое эссе встанет в очередь за хорошей отметкой. Многомудрый Литрекон представляет свое краткое сочинение-рассуждение на эту тему. Для каждого класса оно свое.

Для 1 класса: Илья Муромец

(152 слова) В былинном эпосе этот герой один из ведущих, и его путь достоин не одной экранизации. История о том, как крестьянский сын возглавляет войско обороны Древней Руси — это настоящий современный бестселлер. А если учесть, что будущий богатырь до 33 лет был парализован, и вовсе хочется в подробностях узнать, а что там дальше?

Меня в произведениях об Илье Муромце впечатлила особенно его встреча с Соловьем-разбойником. Оба персонажа колоритны, и финал этого соперничества далеко не предсказуем с самого начала. Считаю, что Илья Муромец, образ которого имеет исторические прототипы, до сих пор считается одним из главных символов древней русской культуры. Он очень хорошо прописан, а легендарная картина Васнецова «Три богатыря» визуализирует образы защитников русской земли как нельзя лучше.

Отрадно, что и мы, современные дети, не оказались далеки от произведений, написанных очень давно, да еще по событиям, которым так много столетий. Мультфильмы о богатырях не испортили впечатление от эпоса, а сделали его более понятным и близким.

Для 2 класса: Гадкий утенок

(178 слов) Если бы во времена Ганса Христина Андерсона существовал сторителлинг, он явно бы преуспел в нем. Потому что датский писатель не только изящно владел словом, он умел создавать истории, понятные любому читателю. В «Гадком утенке» поднимается тема, которая не стала менее острой через десятилетия. Она помогает понять тех, к кому мир не особенно приветлив. Или помогает именно тем, кто чувствует себя таким же гадким утенком.

Каждый ребенок, который не может найти друзей или слышит насмешки в свой адрес, имеет надежду. Он верит, что в нем тоже может быть тот самый прекрасный лебедь, только время еще не пришло. А еще эта сказка помогает рассмотреть людей, которые берут на себя право решать за других. Птичий двор в «Гадком утенке» — это метафора человеческого общества. И если кажется, что невозможно противостоять порядкам, которые там сложились, финал сказки вселяет уверенность в лучшем будущем. Он же показывает, насколько могут заблуждаться окружающие.

Это произведение давно стало классикой, только на его основе (на созвучии сюжетов) написано много других историй. Надеюсь, люди не забудут той красивой, немного грустной и пугающей печальными подробностями, датской сказки, которую придумал великий Андерсен.

Для 3 класса: Кот в сапогах

(205 слов) Любую историю, написанную давным-давно, можно рассказать на новый лад. Например, многим очевидно, что история кота в сапогах совершенно современна. Она рассказывает о таких людях (хоть в книге героем стал кот), которые никогда не унывают, не отчаиваются, и благодаря этому становятся победителями даже в гиблом деле. А еще эта книга о том, что если у тебя хороший друг, помощник, советник — это большая удача.

Кот смог обхитрить даже знатных людей. Он умел вызвать доверие, умел и «заболтать». Но ведь намерения у него были благородные: он хотел помочь своему хозяину, и справился с этим. А ведь вначале мало кто верил в кота. И как же верить, если в наследство достается не дом, не мельница, и даже не осел, а всего лишь кот? Мне кажется, эта сказка еще и о том, что не нужно судить об окружающих с первого взгляда. Что мельница и дом еще не гарантируют счастья, а такой верный друг поможет человеку обрести еще больше.

Я думаю, что героем сделали именно кота, потому что в одном облике этих животных чувствуется какая-то природная хитрость. К тому же коты действительно умеют влюблять в себя людей, очаровывать. Никакое другое животное, пожалуй, не справляется с этим так ловко. Сказка Шарля Перро – мудрая и интересная, и она совсем не устарела.

Для 4 класса: Буратино

(222 слова) Этот персонаж появляется еще в дошкольном детстве каждого ребенка. Через книгу, через фильм или мультик. Но восприниматься он может по-разному. Так как это главный герой, читатель ему сочувствует, переживает за него. Кажется, что над героем нависает опасность, и хочется помочь ему хотя бы просто прочтением книги. И хоть понятно, что, скорее всего, все закончится хорошо, переживания остаются вплоть до последней страницы.

Буратино – необычный мальчик. Наверное, всем (или почти всем) необычным людям трудно приходится в этом мире. Они хотят, чтобы их воспринимали так же, как и всех, но мир словно выдвигает им условия, испытывает. Кто-то замыкается, а кто-то проявляет смелость, мужество, изворотливость и идет вперед к своей цели. Буратино из последних. Как бы не пытались его провести, он не теряет контроля над собой, выкручивается, находит правильное решение.

Такие люди, что очень важно, часто спасают не только себя, но и других. И история Буратино, освободившего героев театра, тому пример. Красивые, умные, благородные, воспитанные могут не найти возможности спасти себя, обрести счастье. Дело не в высоком интеллекте, не в образовании, а в отсутствии отчаяния, в желании попробовать, как бы страшно ни было. Для меня Буратино именно такой герой. Даже немного обидно, когда над ним смеются, несерьезно относятся. Ведь именно этот смешливый мальчишка (хоть и немного наглый, конечно) смог приструнить тех, кто был всемогущественен. На всякую силу найдется другая сила, Буратино это доказал.

Для 5 класса: Руслан

(215 слов) Руслан – смелый, отважный воин. Пушкин описывает его красавцем, статным и белокурым. Уже эти описания помогают читателю сопереживать герою, болеть за него. И многим кажется, что с такими точно ничего плохого случиться не может. Но в жизни бывает, что именно сильным и смелым предстоит пройти самые тяжелые испытания. Злой Черномор крадет Людмилу, дочь Владимира, чем бросает воину вызов. А ведь бороться со злом всегда тяжело – оно играет не по правилам.

Владимир обещает, что отдаст дочь за того, кто ее спасет. И не один Руслан отправляется на поиски Людмилы, но это его мало смущает. Он знает, что сила за ним, что прекрасную девушку спасти должен именно он. Хоть само наличие соперников мотивирует Руслана быть быстрее и осторожнее. Как показывает дальнейший сюжет, соперники сворачивают с пути. Наверное, так бывает и в жизни. Значит, не так дорога им была Людмила. А, возможно, не так сильна их верность правителю.

Черномор попытался физически уничтожить Руслана, вряд ли бы другие воины выдержали это. Он несколько дней носил его по воздуху, но сильный телом и духом богатырь смог выдержать это дикое испытание. Наверное, так случилось, потому что тогда на Руси сложно было жить спокойно. На русские земли всегда находились охотники: то половцы, то печенеги, то хазары. Живи бы герои книги в другое время, возможно, не хватило бы у них сил выдержать все испытания. 

Для 6 класса: Дубровский

(256 слов) Многие герои Пушкина отнюдь не идеальны. Вначале повествования они предстают людьми, легко относящимися к деньгам, не утруждающими себя душевными порывами, тягой к самосовершенствованию. Дубровский из таких персонажей. Он появляется в третьей главе, и вряд ли такой образ может понравиться читателю. Дубровский не знает цены деньгам, ведь его с лихвой обеспечивает отец. Он играет в карты, удовлетворяет все свои прихоти, мало думает о том, что делать и как жить дальше.

Но беда, случившаяся с его отцом, меняет настроения сына. Владимир все бросает, отправляется на помощь родителю. Стоит напомнить, что в отчем доме его, сына, не было уже больше 10 лет. И уже в этих новых обстоятельствах от прежнего повесы ничего не остается. Точнее, остаются решительность, кураж, способность на многое ради благой цели. Хоть многие его действия могут показаться чрезмерными, они очень ярко характеризуют героя. Чего стоит один поджог дома, своего отчего дома, лишь бы тот не достался Троекурову. Сложно говорить, правильно ли сделал Владимир, но душа его настаивала только на таком решении, и понять его точно можно.

Также можно понять и мотивы, согласно которым Дубровский становится «благородным разбойником». Я не оправдываю его пути, мне кажется, у него были и другие варианты. Но я могу понять захлестнувшую его обиду. И, опять же, выступая против дворянства, главный герой заслуживает одобрение крестьян. Он грабит не всех, а только тех, кто унижает, растаптывает простой люд, кто возомнил себя вершителями судеб. Это ставит читателя на сторону героя, по крайней мере, его принципы не шатаются в зависимости от ситуации. И это очень важная характеристика Дубровского. Поэтому мне больше всего понравился именно этот герой.

Для 7 класса: Кавказский пленник

(272 слова) Это произведение Льва Николаевича Толстого во многом автобиографично. Известно, что сам писатель во времена своей службы на Кавказе попал в плен к татарам. Офицер Жилин, один из главных героев произведения, бедный дворянин, отправляется навестить свою мать. Вот почему он покидает гарнизон. И по дороге он оказывается плененным татарами. Жилина увозят в аул, надевают на него колодки, закрывают в сарае, а утром и вовсе продают. Жилин неожиданно подружился с дочкой хозяина, Диной. Он лепит для нее глиняных куколок, развлекает девочку, а та, по доброте душевной, подкармливает пленника. 

И вот там, в плену, Жилин встречается с Костылиным, до этого предавшим его. Собственно, не оказался бы Жилин в плену, если бы не Костылин, бросивший его, да еще и прихвативший ружье. Но Костылина и самого через какое-то время настигает та же участь. Теперь они друзья по несчастью. И книга показывает, что простить можно и предательство, потому что жить без прощения – путь в никуда. Великодушие Жилина помогло ему в итоге обрести свободу.

Первый побег был неудачным, и все могло окончиться трагически. Но та самая Дина, рискуя многим, помогает Жилину сбежать. Бежать ему приходится в колодках, что почти невозможно, но смелому и упрямому герою удается побег. Костылин же отказывается бежать, остается ждать выкупа.

О чем для меня эта история? О том, что никогда не нужно сдаваться. А еще о том, что даже на территории врага могут быть люди, настоящие, человечные. Еще эта история о том, что нельзя переставать верить людям, но при этом рассчитывать лучше всегда только на себя. Жилин боролся не только за свою жизнь, но другого все же не спасешь против его воли. Мне очень понравился этот герой, потому что он смелый, находчивый и добрый.

Для 8 класса: Тарас Бульба

(295 слов) Повесть «Тарас Бульба» — большое произведение. Дело не в объеме, а в том, какую мысль хотел заложить Гоголь в основу книги. Одно из главных событий в истории Украины – борьба за независимость, за собственную государственность, является не простым фоном разворачивающихся в книге событий. Это и есть герой произведения, влияющий на судьбы всех остальных лиц, прописанных в повести.

Тарас Бульба – гетман, очень целеустремленный человек, упрямый даже слишком. Гоголь описывает его как личность, не готовую к компромиссам. В своем желании увидеть сына Тарас не только сам идет на риск, но еще и уговаривает куда более боязливого человека, Янкеля, провести его под кирпичами в Польшу. Это дело было очень рискованным для всех. Умение воздействовать на других, убеждать – признак также сильного человека.

Бульба ценит дружбу и товарищество, для него это неоспоримые идеалы. Он умеет переживать за тех, кто оказался в беде, он искренне опечален судьбой товарищей.

Но более этого ценит он и семейные узы. Можно только представить, что испытывает он, видя, как его сына Остапа ведут на казнь. И он же не боится взглянуть на это, хотя есть возможность просто не видеть. Тарас теряется в толпе, чтобы увидеть самое страшное, что только может быть для отца. Он переживает это горе, но острое чувство мести уже не может уйти из души Тараса.

За погубленного сына он готов мстить, и преуспевает в этом, хоть звучит это очень страшно. При всем этом мы должны трезво смотреть на личность Тараса. За независимость родного края, за погубленного сына он мстит, не видя границ. Он не жалеет ни женщин, ни детей. Он заходит очень далеко, но считает, что должен быть верен собственным принципам. А значит, эта история далеко не так однозначна. Мне понравился этот герой, потому что он верен своим убеждениям и силен. В наши просвещенные и гуманные времена он стал бы лидером без жестокости и насилия.

Для 9 класса: Герой нашего времени

(303 слова) Известно, что «Героя нашего времени» авторства Михаила Лермонтова, возможно, и не было бы, не прочитай Михаил Юрьевич «Евгения Онегина». Он вдохновился идеями старшего товарища, решил создать уже для своих современников нечто подобное. У людей творческих существует такая концепция: копируй у великих, и если ты талантлив, получишь нечто совершенно уникальное. Так и получилось в случае с «Героем нашего времени».

Тему произведения можно заключить в емкое «поиск смысла жизни». Так или иначе, но это в один момент становится актуальным для каждого. Произведение является психологически-социальным романом, в котором соединены и повесть, и очерки, и рассказ, и новелла. Это, безусловное, великое достижение Лермонтова как литератора.

Григорий Печорин, центральный персонаж книги, словно слепок своего эпохи, голос поколения. Он умен, дальновиден, вот только эти качества не приносят ему счастья. Потому что остальные, не ставя себя на нравственную высоту, умеют любить и чувствовать, сострадать и отдаваться печали. Печорин же холоден, циничен, расчетлив, он не поддается эмоциям.

Важен и контекст произведения – так называемое безвременье. Лермонтов жестко утверждает на страницах романа, что тому виной государство. Оно истребляет лучшие, не угодные властителям умы, которые могли бы изменить устаревший уклад. А те, кто остаются, ни на какие изменения, ни на какой прогресс не способны. И это все на контрасте с загубленными декабристами, которых сменило потерянное поколение. Ему, новому поколению, служение родине уже не кажется такой незыблемой святостью. А еще оно оказывается пресыщенным светской жизнью.

Книга Лермонтова отзывается и в сердце современного читателя, ведь она всегда – предупреждение. Можно быть умным, образованным, воспитанным, но совершенно потерянным. Вот почему Печорин рассматривается как «лишний человек». И это жесткое определение все же довольно точно. 

Удивительно, что со времени написания книги прошло так много десятилетий, а она не рассматривается как литературная летопись давно ушедшей эпохи. В ней каждый может усмотреть аналогии с сегодняшним днем. И каждый же может найти в Печорине часть себя. Если, конечно, будет с собой честен.

Для 10 класса: Война и мир

(370 слов) Андрей Болконский – мой любимый герой романа «Война и мир». Это один из самых важных образов в русской литературе. В ней есть много более героических, ярких и успешных персонажей, но он описан Толстым так ясно, четко, а еще и красиво, что уж точно сложно забыть. Наверное, потому так волнуешься, глядя в первый раз экранизацию «Войны и мира» именно по поводу роли Андрея: справится ли актер, удастся ли ему не разрушить тот образ, что сложился у читателя еще в школьные годы.

Князь Андрей проходит большой путь. Он меняется на протяжении всей книги. Он — человек рефлексирующий, задающий себе вопросы. Но в начале повествования он более категоричен. И совсем другого человека видим мы в самой пронзительной главе – смерть князя воспринимается читателем, который только знакомится с книгой, едва ли не как личное переживание. Трудно поверить, что писатель «убьет» героя, за которым так интересно наблюдать. Но так выходит, что смерть – тоже мощный инструмент передачи образа, характера. И Андрей, который прощает Наташу, и умирает с любовью в глазах и на устах, кажется еще более прекрасным, одухотворенным, достойным стать любимым литературным героем.

Вспоминая Андрея, мы воспроизводим в памяти его благородный образ: выправка, манеры, взгляд, отношение к людям. Он оказывается не просто хорошим другом: он — человек, который внимателен по-настоящему, который готов отдавать свои чувства тому, кто их достоин. Его дружба с Пьером – особая линия в романе. И то, как деликатно вел себя Пьер на протяжении всей этой истории, то, как он не переставал быть другом Андрею даже после его смерти, — эти факты многое говорят и о Болконском, и о Безухове.

Наверное, не стоит так сожалеть, что автор не дал князю шансов, что тот умер и даже не в конце книги. Толстой показал, каких людей уносит война. Он дал читателю возможность прочувствовать губительность любой «дележки интересов». В конечном итоге, люди на войне гибнут не за родину, а за тех, кто поставил свои идеи господства выше других. А точнее, из-за тех, кто взял на себя такое бесчеловечное право. Война не выбирает, кого оставить героем при жизни, а кому пополнить черные списки. Оружие не умеет понимать, кто достоин жить, а кому не повезет прямо сейчас. Можно только представить, какой была бы судьба страны, если бы таких людей, как князь Болконский, не уносили раньше времени в мир иной чужие кровавые амбиции.

Для 11 класса: Мастер и Маргарита

(332 слова) Мой любимый герой из романа «Мастер и Маргарита» — Воланд. Это необычное мистическое существо, которое взбаламутило жизнь советской столицы и показало истинный облик людей, обитающих в ней. Именно Воланд соединяет две сюжетные линии воедино и придает роману уникальности. Его цитаты считаются самыми известными, его образ — самым колоритным.

Меня в нем привлекают такие черты, как уверенность в себе, спокойствие и мудрость. Воланд никогда не суетится, никогда не делает лишних шагов. Все его действия продуманы и направлены на конкретные цели. Он видит других героев такими, какие они есть, его не обмануть внешним лоском. Каждая его реплика — афоризм. Кому, как не Сатане, здраво судить о людях?

Воланд оживляет сюжет книги, делает его интригующим и нетривиальным. Проделки его компании добавляют в роман много юмора. Каждое приключение героев обличает недостаток советской власти. Сам же Воланд открыто иронизирует над главным интересом пролетариата, равнодушного к материальным благам. Он говорит, что современных людей испортил квартирный вопрос. Одна эта реплика — уже издевательство над официальной идеологией, возвышающей бедность и пропагандирующей отсутствие частной собственности. И вот главным приоритетом советских граждан становится… нет, не мировая революция, а недвижимость. И так с каждым словом Воланда. 

Особенно покоряет читателя доброта абсолютного зла. Именно Воланд, а не его коллеги из райских кущ, спускается в самые недры жизни и помогает людям. Он вызволил Мастера, подарил ему и Маргарите вечный покой. Он восстановил справедливость, выселив Магарыча и обличив взяточника Никанора Ивановича. Воланд приносит с собой неудобную правду, которую тщится скрыть советская пропаганда. С его помощью мы узнаем о Москве и москвичах больше, чем от них самих. И в этом вся разница: инфернальная сила пользуется ложью для игр с людьми, зная об их зависимости от иллюзий. А вот сами жертвы игр становятся марионетками многослойного и каждодневного обмана. Этими нитками пользуется Воланд, чтобы развлечь себя и публику. Однако в его мотивах много бескорыстного желания помочь и улучшить. Обличая пороки, он дает людям возможность исправиться.

Таким образом, Воланд — это очень интересный и единственный в своем роде герой, который у каждого вызывает положительные эмоции. Его мудрые изречения помогают и нам в работе над собой.

Автор: Екатерина Иванова

(760 слов) Драма А. Н. Островского «Гроза» рассказывает об индивидуальном бунте героини против закостенелых и лицемерных нравов провинциального города. Герои пьесы очень интересны даже для современного читателя, и их характеристика позволит наиболее полно отразить замысел автора.

Главная героиня пьесы, Катерина, отличается внутренней свободой, в отличие от всех окружающих. Она хотела бы жить так, как ей подсказывает сердце, окружая себя природой, добром, верой. Однако ее отдали замуж за Тихона Кабанова, и героиня попала в дом к свекрови Кабанихи, в темное царство лжи и ханжества. Она убедилась в лживости всего происходящего. Даже верили в Бога в доме Кабанихи как-то фальшиво, исключительно потому, что так заведено. Сама Катерина, духовно развитая, честная и свободолюбивая девушка, верит искренне и желает жить по заповедям Божьим, но как это реализовать в среде, где жестокость и деспотизм заменяют подлинную мораль и доброту?

Отзывчивая и добродетельная Катерина не находит понимания ни в муже, ни в его сестре, ни в свекрови. Для них главное, чтоб внешне всё было благопристойно, а она жить во лжи не может. Она встречает Бориса, который так непохож на местных жителей, влюбляется в него. Борьба с чувствами не приводит ни к чему, и она ныряет в них как в омут. Однако даже в любви она оказывается одна, Борис не способен изменить свою жизнь, возлюбленный фактически отказывается от нее. Катерина сама признается мужу в измене, после чего ее жизнь превращается в ад: свекровь изводит, муж (по настоянию матери) бьёт. Героиня не видит другого пути, кроме смерти, и кончает жизнь самоубийством. Этот поступок – бунт против лживого общества, которое заботится лишь о том, чтобы внешне всё было «шито да крыто», а что внутри – совершенно неважно. Для них не существует доброты, семейного участия, высоких целей. Все это заменяет традиционный, «единственно верный» уклад.

Кабаниха — глава семьи Кабановых. Но ее власть строится не на мудрых решениях, а лишь на деспотизме. Она чтит традиции, для нее это единственная мера благополучия: жить так, как заведено. Согласно этим принципам, сыну обязательно надо бить жену и держать в страхе, к самой матери семейства надо относиться с почтительным страхом, а решения без нее принимать нельзя. Кабаниха создала в своем доме удушливую атмосферу, от которой все бегут: сын Тихон постоянно стремится уехать и где-нибудь напиться, чтоб хоть на секунду забыться, дочь Варвара в финале драмы убегает с Кудряшом, которого не очень и любит, но другого варианта нет. Катерину же Кабаниха считает главным противником и пытается сломать, подчинить себе. Однако героиня выбирает смерть, но остаётся внутренне свободной. А после ее гибели даже Тихон восстаёт против материнского террора.

Тихон Кабанов – бесхребетный и безынициативный человек. Он не может и не хочет принимать самостоятельные решения. Герой с детства привык, что за него решает мать. Возможно, его это и устраивает, хотя он и пытается постоянно куда-то скрыться. Несмотря на то, что ему невыносимо дома, никаких шагов для изменения ситуации он не предпринимает, ведь самостоятельность неизбежно приводит к ответственности, а брать её он не хочет.

Варвара Кабанова – дочь Кабановой, которая втайне гуляет и веселится, ходит на свидания по ночам, но внешне пытается обставить все благопристойно, потому что опасается матери. Варвара приспособилась к обстоятельствам, она не борется за свободу. В финале она сбегает из дома, ей так хочется вырваться, что она бежит со своим возлюбленным Кудряшом, который имеет схожие взгляды с горожанами (такой же невежественный и закостенелый), поэтому Варвару вполне может ждать судьба Катерины.

Кулигин – мещанин, механик-самоучка. Он поэт, любитель природы и мечтатель. Кулигин хочет быть полезен обществу – придумывает громоотвод, солнечные часы. Мечтает герой изобрести и вечный двигатель. Да вот только его проекты никому не нужны, а то, что он прочел в книгах, –  блажь и глупость для власть имущих. Герой честен, умён, даёт мудрые советы, не боится высказывать свое мнение. Но он один, остальные либо смирились с общей темнотой и узколобостью, либо приспособились к ситуации.

Борис – возлюбленный Катерины, он выглядит не так как горожане: хорошо одет, более образован, однако по сути он также труслив и бесхребетен, как Тихон. Катерине хотелось любви и ласки, именно этим он ее привлек, хотя ему самому хотелось лишь развлечься. Борис зависит от своего дяди Дикого, он не делает ничего, чтобы стать самостоятельным. Катерина выбрала не того человека, он не соответствует ее натуре.

Дикой – богатый купец, сварливый и скандальный. Он тиранит свою семью, ругает и бранит каждого встречного, он упивается своей несдержанностью. Герой – Кабаниха в мужском обличии. Для него важно сохранить старый уклад, потому что он помогает властвовать над всеми.

Критик Н. А. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном царстве». И действительно, эта героиня представляет собой борьбу за свободу, правду и честность. Остальные герои либо не могут, либо не хотят бороться против «темного царства» лицемерия и невежества. Тем не менее, смерть Катерины была не напрасной, она будто бы будит, встряхивает всех героев.

Автор: Мария Копусова

Рабочая тетрадь

для  подготовки  к  заданию
27

единого государственного
экзамена

по русскому языку

 https://proza.ru/pics/2019/09/11/580.jpg

ученика (цы) _____ класса_______

__________________________________________

__________________________________________

                                                                              
 Составитель:

                                       
                                    учитель русского языка и                   

                                                                           
литературы

      Тигиспаева
Светлана Айсовна  

с. Ащебутак

2021 г

      Рабочая
тетрадь (доработанная в формате 2021 года) предназначена для подготовки к
написанию сочинения-рассуждения (задание 27). Она содержит  систематизированный
теоретический  и практический материал.

      Рабочая тетрадь будет полезна, прежде всего, учащимся  
11 классов общеобразовательных  учреждений и может успешно подготовиться к
ЕГЭ.

I. Составьте план сочинения.

План
работы с исходным текстом

Рабочие материалы

Вступление

Проблема  

(вопрос, над
которым рассуждает автор)

Формулировка проблемы…

Над этим интересным (важным, сложным…)  вопросом  заставляет
задуматься своих читателей (ФИО автора текста), …( короткая информация об
авторе текста).

Комментарий

( оценка
прочитанного путём соотнесения содержания текста с личной точкой зрения
читателя, его знаниями, собственным жизненным опытом)

Первый пример (это
связанная с поставленной проблемой информация текста, которая сопровождается
пояснениями, интерпретациями учащегося) 

 + пояснения к
примеру

Второй пример +
пояснения к примеру

Связь между
примерами и анализ её.

Обращаясь к одной из сложных проблем
современности,….

Первый пример ( № предложений) +
пояснения к примеру

Действительно, …..

Второй пример +
пояснения к примеру

Далее автор
особо подчёркивает
, что…
далее цитата записана прямой или косвенной речью. Этот пример показывает….

Связь между
примерами и анализ её.

 Противопоставляя
эти примеры (этих героев) , автор показывает…

Сравнивая эти
примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Что стало
причиной этих событий ( поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Это рассуждение
приводит автора к выводу о том, что…

Приведённые
примеры подводят  к выводу:….

Оба приведённых
примера, дополняя друг друга, подтверждают, что…

  Позиция автора

 (это
вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)

Главная задача (ФИО автор текста) — убедить
читателя в том,

(ФИО автор текста) стремиться донести до читателя
мысль о том,
что

По мнению автора,..

Автор убежден:

Позиция автора по затронутым вопросам
очевидна:
  

Моё отношение к
позиции автора по проблеме исходного текста
и  обоснование отношения к позиции автора.

Обоснование– это
цель, а аргументы – средства, которые мы используем для обоснования.

Обоснование с
опорой на литературу.

 Нельзя не согласиться с точкой зрения писателя. Вряд ли кто будет отрицать тот  факт,
что…

Мне близка и понятна позиция автора. Я так же, как он, считаю, что…

Мне близка точка зрения  писателя.

Вывод (какой
вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме? )

 В заключение хочется отметить, что

В заключение важно отметить:

Таким образом,…

Следовательно,…

II. Сформулируйте проблему текста.

 !!! При формулировании проблемы можете воспользоваться
следую­щими  материалами.

 Что такое проблема?
Чем она отличается от темы?

 Сколько проблем
можно найти в предложенном тексте?

 Со всеми ли
найденными проблемами нужно работать? 

Алгоритм.

Проблема – это
сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.

image002

Тема – это то, о ком
или о чём говориться в тексте.

image003 

Если в тексте
несколько проблем, следует выбрать одну.

image004                

Проблема оценочна (да
— нет, важно — неважно, нужно — ненужно).

Какими способами
можно сформулировать проблему? Назвать эти способы, привести примеры.

а) проблема чего: этот способ подходит для случаев, когда
проблема может быть сформулирована одним словом или словосочетанием:

Автор затрагивает
проблему …;

 В тексте
поднимается проблема …;

Текст
В.С.Токаревой  заставил меня задуматься над  сложной проблемой …;

б) формулировка в виде вопроса (проблема и есть
вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей для случаев, когда кратко
сформулировать проблему текста  невозможно.

Как понять, что
данная проблема основная?

                      
Алгоритм действий.

Этот вопрос
(проблема) больше всего волнует автора.

image005

image006Этому
вопросу (проблеме) посвящена большая часть текста.

image007Только
основной вопрос (проблема) вызывает самые глубокие размышления автора.

Решения этого вопроса
( этой проблеме) ищет автор, вызывая читателя на разговор.

Слово «проблема»
может сочетаться с существительным в родительном падеже. Какие проблемы могут
волновать авторов предложенных текстов?
Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания,
образования.

С
какими словами сочетается слово «проблема»?

Постановка,
изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность,
сложность… какой-либо  проблемы.

Точка зрения на какую-либо проблему.

Поставить,
выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить
какую-либо проблему.

Коснуться какой-либо  проблемы.

Уделить внимание какой-либо  проблеме.

Над какой-либо
проблемой думать, работать.

Какая-либо  проблема
возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.

Виды  проблем

Философские
проблемы

затрагивают
самые общие особенности развития природы, общества, мышления. 

Социальные
проблемы

касаются 
устройства жизни общества.

Политические
проблемы

связаны с
деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

Экологические
проблемы

отражают
взаимодействие человека и окружающей среды.

Нравственные
(этические) проблемы

связаны с
внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с
определёнными правилами поведения.

Проблема, рассматриваемая автором, может быть

экологическая, злободневная, актуальная,
насущная, острая, важная, назревшая, серьёзная, сложная,
трудная, глубокая, основная, главная.

Какие проблемы Вы видите в исходном
тексте?

Формулировка
проблемы текста в виде вопроса.

Формулировка
проблемы текста с использованием типовых конструкций невопросительного
характера, включающих слова «проблема (чего?)», «вопрос (о чём?)».

При каких
обстоятельствах подростки чувствуют себя счастливыми?

Проблема
определения понятия счастья в подростковом возрасте.

Как поступить:
написать то, что понравится учительнице, или то, что хочется тебе, ответить
искренне или нет?

Проблема
нравственного выбора между лицемерием и искренностью.

Может ли ребенок быть
счастливым, если его никто не любит?

Проблема
потребности в любви у каждого ребенка.

Надо ли верить, что
самый счастливый день ещё впереди?

Проблема веры в
счастливое будущее.

     
При выявлении проблемы можно использовать следующие приемы:

 Сформулировать
основную мысль автора в виде законченного предложения.

image008

Подумать, на какие
вопросы отвечает это предложение.

image008

 Записать этот вопрос, который и является формулировкой
проблемы.

ВНИМАНИЕ!  Если вы справитесь с поставленной
задачей, вы удовлетворите критерию К1  оценивания сочинения. Это часть работы 
оценивается 1 баллом.

III.
Составьте комментарий к сформулированной проблеме текста.

Комментарий оценка прочитанного путём соотнесения содержания
текста с личной точкой зрения читателя, его знаниями, собственным жизненным
опытом.                  

Структура 
комментария
  

Первый
пример              Связь между                   Второй пример

                                            
примерами

                                             
и анализ её.

Пояснения к
примеру                                         Пояснения к примеру

                         
ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ

image014image015ПРОБЛЕМА                      Комментарий                           
Позиция автора

ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

                     
Типы   информации

Определения

Фактуальная
информация

Сообщение о фактах,
событиях, процессах, упомянутых в тексте.

Концептуальная
информация

Субъективное
авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка,
понимание причинно-следственных связей между событиями.

 Подтекстовая 
информация

Не обозначенная
словами, а только подразумевается.

СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

Способы

Примеры

Ссылка на номер
предложения

 Рассуждая о
поставленной проблеме
, автор рассказывает о том, как ученики на уроке
писали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей жизни».
Каждый учащийся размышлял о том, когда он чувствовал себя счастливым (предложения
1-2).

Прямое
цитирование

Далее автор особо подчёркивает:«Ленка строчила с невероятной скоростью и страстью. Её
самый счастливый день был тот, когда её принимали в пионеры
».

Косвенное
цитирование.

   Далее автор заостряет внимание читателя на
том, что «
самый счастливый день был тот, когда
у них взорвался испорченный синхрофазотрон и им дали новый».
   

Размышление над
фактами, событиями, описываемыми в тексте.

Это событие
имело для Ленки огромное

значение, поэтому девушка была очень увлечена и писала с невероятной
скоростью и страстью. Ее вдохновляло воспоминание о том моменте, когда она
была невероятно счастлива. Машка Гвоздева чувствовала себя счастливой, когда
у них взорвался испорченный синхрофазотрон и им дали новый.

ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ

Художественный
текст

В центре
внимания автора случай…

Писатель
изображает (кого, что)…

Герой
говорит: «Цитата».

Стоит
обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

Особого
внимания заслуживает такая художественная деталь, как…

Симпатии
автора на стороне героя, который…

ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

Художественный
текст

Автор не
случайно обращает наше внимание на…

Поступок
героя показывает, что…

Слова
(мысли) героя позволяют понять…

Я думаю,
описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…

Эти
события автор описывает, чтобы…

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ

Смысловые
отношения

Типовые конструкции

Противопоставление

Противопоставляя
эти примеры (этих героев) , автор показывает

Сравнение,
сопоставление

Сравнивая эти
примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

Причина

Что стало причиной
этих событий( поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Следствие, вывод

Это рассуждение
приводит автора к выводу о том, что…

Уступка

Несмотря на то, что
все убеждены в правильности…., герой (автор) думает иначе.

ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?

 
СВЯЗЬ

Речевые клише

Указание на
связь примеров как зачин в комментарии:

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, проследим за ходом авторской
мысли.
В.С.Токарева рассказывает о том, как ученики
на уроке писали классное сочинение на тему «Самый счастливый день в моей
жизни» (предложение№1). (Пояснение к первому
примеру)
Если
хорошенько задуматься то  каждый из трех сотен шестидесяти пяти
дней в году может быть  интересным, уникальным и неповторимым, полон разных
событий. Но среди них есть особенные даты, которые значимы для людей и
надолго запоминаются.
   

Указание  на
связь примеров при переходе от первого ко второму:

Развивая эту тему, автор  обращает внимание читателя на то, что каждый учащийся размышлял о
том, когда он чувствовал себя счастливым.

Указание на
связь примеров как итог комментирования:

Оба приведённых примера, дополняя друг друга, подтверждают, что   самый
счастливый день – это оказывается  день, который остаётся в памяти и дает
множество возможностей.Этот  день несет в себе что-то новое: опыт,
впечатления, ощущения, открытия. Порой они неожиданные, нередко
запланированные. 
Оба примера иллюстрируют одну мысль: неважно, какой сегодня день, месяц,
год,  выходной день или рабочий. Важно, что он был и оставил самое лучшее,
замечательное.  Оказывается  совсем
 неважно: нравится – не нравится
учительнице, а самое главное –
он был этот   счастливый день, и девочку
« все любили и откровенно … восхищались» ею.

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ (КЛИШЕ)

Указание на смысловую связь между
примерами-иллюстрациями может быть выражено различными способами. Перечислим
некоторые из них:

Детализация 
(Можно ли привести подробности? Какие?)

… так, например, …
 … укажем детали …

Указание на следствие
(Как это может сказаться на…? 

Из чего это следует?

Что  с этим связано?)

… вот почему …

Подтверждение
(Как это подтверждается автором?)

в подтверждение этих мыслей автора …

Объяснение
(Почему?

Чем это можно объяснить?)

… автор объясняет это тем, что
 … объясняется это тем, что …

Определение
(Что обозначает это слово?)

… это слово автор понимает по-своему
…значение этого слова определяет…

Аналогия
(На что это похоже?)

… как и
… здесь прослеживается
 (обнаруживается) …

Выделение
(Что здесь главное?

Что автор (рассказчик) отмечает в
первую очередь?)

автор текста фиксирует внимание…
автор текста обращает наше внимание на…

Сопоставление и противопоставление
(С чем это сравнивается?

Чему это противопоставлено?)

.. сравним …
… автор противопоставляет …
 … автор сравнивает …


ВНИМАНИЕ!  Комментарий – это вторая  часть Вашей
работы, и  в сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы. Если
вы справились с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2  оценивания
сочинения. Это самая дорогая часть работы, и оценивается

6 баллами.

!!!
Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!

IV.
Определите позицию автора по выбранной вами проблеме.

Что значит
сформулировать позицию автора? 

 Позиция автора — это итог размышлений, вывод,
к которому приходит автор текста.  Мы знаем, что проблема текста – это вопрос,
то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор
видит решение проблемы.

Таким образом,
проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора
должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит
логика изложения мысли в сочинении нарушена.

                                         
Проблема

image016                                           
(вопрос)

                                      Позиция
автора

                                            
(ответ)

Как  проявляется
позиция автора?

Позиция автора
проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям,
героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на
языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету
изображения.

Способы выражения
позиции автора

·       
автор
может заявлять о своём отношении к поднятой проблеме прямо, словесно полно
выразив его в тексте;

·       
позиция
автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по косвенным
признакам (чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам).

В случае если позиция
автора не заявлена прямо,  определить её вам может помочь отношение автора к
поднятой проблеме:

·       
позитивное
(положительное);

·       
негативное
(отрицательное);

·       
нейтральное;

·       
двойственное;

Учитывается также,
каково настроение автора.

Это может быть:

·       
ирония;

·       
сарказм;

·       
грустная,
печальная тональность;

·       
радостная
тональность;

·       
оптимистичный
настрой;

·       
пессимистический
настрой.

Средства выражения позиции автора

Слова-маркеры

Авторская позиция может быть выражена с
помощью различных слов-маркеров: главное,

самое важное, надо, нужно.

Оценочная
лексика

Оценочная лексика –
слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный,
прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный –
положительная
лексика; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный,
противный –
отрицательная оценка.

Средства
выразительности

Отношение автора
могут передаваться различными средствами выразительности: метафора,
эпитет, риторическое восклицание.

Вводные слова

Вводные слова могут
выражать чувство-отношение автора.

Побудительные
предложения

Побудительные
предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.

Как
может быть выражена авторская позиция в  художественном  тексте?

·       
К счастливым подросткам 
можно отнести разные дни своей жизни, но по-настоящему ребенок счастлив, когда
он в кругу семьи, его все любят и он любит всех.

·       
Сделать такой выбор в
подростковом возрасте нелегко. Но, сделав правильный выбор, ты воспитываешь в
себе с юных лет качества высоконравственного, честного человека. И от этого
чувствуешь себя счастливым.

·       
Только ребенок,
воспитанный в любви, может быть счастливым.

·       
Только с верой, что
впереди будет много счастливых дней, вырастет высоконравственный, жизнелюбивый
человек.

!!!Можете
использовать данные ниже обороты речи, которые вводят тезис, формулирующий
главную мысль:

Главная задача В.С.Токаревой  — убедить читателя в том, что …

В.С.Токарева  стремиться донести до читателя мысль о том, что

По мнению автора,..

Автор убежден:…

Позиция  В.С.Токаревой 
состоит в утверждении мысли, что…

Позиция автора по
затронутым вопросам очевидна: … 

Точка зрения автора
состоит в следующем: ….

Автор
убеждает нас в справедливости вывода о том,..
 

Автор высказывает
мысль о том, что  ….

Имейте в
виду!
Если вы справитесь с поставленной задачей, вы
удовлетворите критерию К3 оценивания сочинения.
Это часть работы  оценивается 1 баллом.

V.
Выражаем своё мнение по сформулированной проблеме и

обосновываем отношение к позиции автора.

Собственная позиция мнение
ученика  по проблеме исходного текста.

Обоснование это
подтверждение истинности высказывания (тезиса), приведение убедительных
аргументов или доводов, которые позволяют согласиться с высказыванием (тезисом)

Обосновать  какое-либо
суждение означает привести другие, логически связанные с ним и поддерживающие
его суждения.

 Два способа

·       
Подтвердить тезис
(привести аргументы «за»)

·       
Опровергнуть тезис
(контраргументация (аргументы «против»): доказать тезис, опровергая
противоположный).

АРГУМЕНТАЦИЯ

                                   
Аргументы к пафосу

 Пишущий строит свою речь таким образом,
чтобы вызвать у адресата определённые чувства, эмоции и сформировать
определённое отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.

  Подобная
аргументация уместна в том случае, если речь идёт о ситуации, в которой предполагается
эмоциональное отношение к чему-либо.

Аргументы к
обещанию

предполагают
указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например,
общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие,
справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.

Аргументы к угрозе

указывают на
что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки
(расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие,
жестокость, подлость, предательство).

Примеры обоснования

факты

реальное событие, явление, то, что
действительно произошло;

иллюстрации

наглядно-описательная
форма: можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в
литературе, в жизни ) и  предположительный пример – рассуждение о том, что
могло бы быть при определенных условиях;

опыт

личный,
конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент,
исследования;

обращение
к традициям,  авторитетным мнениям

мнения известных
ученых, философов, писателей, общественных деятелей, специалистов –
экспертов;

цитаты

из
авторитетных источников;

обращение
к теоретическим знаниям, терминологии

в науке,
искусстве, культуре

обращение
к логике

индукция,
дедукция

Виды обоснования

 Примеры
обоснования

аргументы «за»

аргументы «за» и
«против»

аргументы
«за»

Можете
использовать данные ниже обороты речи:

·       
Мне близка и понятна
точка зрения автора
. Я,  так 
же, как и он, считаю,  что

·       
Нельзя не согласиться с
точкой зрения писателя.
Вряд
ли кто будет отрицать тот  факт,  что …

·       
С мнением автора нельзя
не согласиться…

·       
С авторской позицией
нельзя не согласиться.
Ведь
все мы по-разному ответим на вопрос о том, какой он был твой счастливый день?
Кто-то счастлив был  тогда, когда совершал добрые дела , а кто-то в тот момент,
когда   находится рядом с родными людьми. Но каждый человек, который испытывал
счастье, невольно становится мягче, добрее, его сердце наполнялось радостью и
верой в лучшее.

·       
Мне близка и понятна
позиция автора.

·       
Позволю себе высказать
свою точку зрения на эту проблему.

·       
Моя позиция по данной
проблеме полностью совпадает с авторской.

·       
Я согласен (согласна)с
позицией автора и тоже считаю, что
  …

Материалы
для обоснования отношения к позиции автора с опорой на литературу.

               
Можно ли приводить литературный аргумент?

«Можно, если он
встраивается в ваше рассуждение, если он действительно подходит, если он
действительно будет подтверждать ту мысль, которую вы доказываете»,- утверждает
А.Г.Нарушевич.

«Никто не
запрещает обращаться к литературным аргументам… НО если будет приведён
аргумент, который не соответствует заявленному суждению, экзаменуемый получит
0 баллов за собственную позицию. получит 0 баллов, если это будет   нарушение
логики, поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше время, и если будет
допущена фактическая ошибка, мы снимем еще баллы за факты, поэтому будьте
очень осторожны с приведённой аргументацией»,- рекомендует И.П.Цыбулько.

!!!! Литературный аргумент приводить МОЖНО, но это
необязательное требование.

 Прочитайте следующие микротексты и в случае
необходимости используйте материал, содержащийся в них, для обоснования отношения
к позиции автора.

          Если вы
решили воспользоваться данными ниже текстами, вам необходимо их сжать и
выразить содержание текста кратко и вырази­тельно. При этом необходимо следить
за тем, чтобы приводимый вами материал действительно подтверждал высказанную
точку зрения.

1. Хорошим примером может послужить Акакий
Акакиевич из повести Гоголя «Шинель». Он становится счастливым, когда, наконец,
приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он
так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в
тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину
большое счастье.

2.Счастливого
персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир
Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем
более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла
взаимная любовь, в которой он видел идеал.

3. Хорошим
примером может послужить
  финал поэмы Пушкина «Руслана и Людмилы», читатель
понимает, что прошедшая через препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все
трудности и преграды, стоящие на пути у влюбленных, герои обретают друг друга.
Счастливы не только они, но и мы, когда получаем благополучный финал.

4. Хорошим примером может послужить роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

а) Мастер и
Маргарита возвращены в подвал, хотя Воланд и знает, что они не обретут на земле
покоя и счастья. Поэтому дух зла соглашается выполнить просьбу Иешуа,
ознакомившегося с произведением Мастера, — взять несчастного с собой и
«наградить его покоем… Он не заслужил света, он заслужил покой». 

Став
обитателем иного мира, Мастер вместе с Воландом и его свитой покидает землю.
«Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над
болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто
летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает
уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он
отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна успокоит
его». 

б) Героиня романа М.А. Булгакова
«Мастер и Маргарита», возлюбленная Мастера. Она умна и красива. Маргарита была
женой чрезвычайно видного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие
государственного значения. Муж ее был наделен всеми достоинствами и обожал свою
жену, и им принадлежал весь верх прекрасного особняка в одном из арбатских
переулков. Маргарита никогда не прикасалась к примусу и не знала счету деньгам,
но с тех самых пор, как в девятнадцать лет она вышла замуж и обосновалась в
особняке, она не была счастлива ни одной минуты. «Что нужно было этой женщине,
в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой
чуть косящей на один глаз ведьме?..» 

в) Для Маргариты счастье – это жизнь с
Мастером в их подвале. Маргарита просит Воланда вернуть их с мастером в подвал,
где они были счастливы. Мастер возражает ей: к прежнему нет возврата, в подвале
уже давно живет другой человек, и «вообще не бывает так, чтобы все стало, как
было». 

«Не бывает, вы
говорите? – сказал Воланд. – Это верно. Но мы попробуем». 

5. Хорошим примером может послужить роман М.А.Шолохова «Тихий Дон».

а) Аксинья была несчастлива в браке со
Степаном. Супружеские отношения складывались нелегко, скупа была судьба Аксиньи
на женское счастье. Степан был скуп на ласку скуп и редко бывал дома».  Когда
на Аксинью обращает внимание Григорий Мелехов, она откликается на его
ухаживания, решается на любовную связь. Несмотря на осуждение, взглядам и
пересудам она не придавала значения и «гордо и высоко несла свою счастливую, но
срамную голову». 

Аксинья никому не позволяет вторгаться в ее
жизнь и разрушать ее счастье, которого доселе она не ведала. 

Счастье быть рядом с Григорием для нее
безмерно. При встрече с ним она не стесняется людей, для нее существует только
один человек, ее Григорий. «Снова мир умирал для нее, когда Григорий
отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее». «Из-му-чи-лась!
Изболелась вся! Гришенька! Кровинушка моя!» – «невнятно шептала, всхлипывала»
Аксинья, «обвилась диким хмелем», «целуя щетинистые щеки любимого». 

Несмотря на стрельбу, на непрерывные бои, в
это тревожное время Аксинья с Григорием испытали счастье, полностью отдались
своему чувству. Жизнь, человеческая природа берут верх над всем остальным, и
«двое суток прожили они как во сне, перепутав дни и ночи, забыв об
окружающем». 

Аксинья радуется жизни, «снова призрачным
счастьем манила ее неизвестность…» Когда рядом с нею Григорий, все вокруг
преображается. «Только вчера она проклинала свою жизнь, и все окружающее
выглядело серо и безрадостно, как в ненастный день, а сегодня весь мир казался
ей ликующим и светлым, словно после благодатного летнего ливня. “Найдем и мы
свою долю”, – думала она». 

б) После возвращения сына Пантелей Прокофьевич
ощущает себя счастливым. Отец гордится Григорием, когда идет вместе с ним в
церковь или на плац. Старик вспоминает дорогие его сердцу случаи из далекого
прошлого, которые указывали на то, что из мальца выйдет добрый казак .
6.Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Павел Петрович учился в Пажеском корпусе,
потом поступил на военную службу, протекавшую в столице. «С детства отличался
замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то
забавно желчен — он не мог не нравиться». «Женщины от него с ума сходили,
мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. <…> Павел Петрович
ни одного вечера не проводил дома, славился смелостию и ловкостию (он ввел было
гимнастику в моду между светскою молодежью) и прочел всего пять- шесть
французских книг. На двадцать восьмом году от роду он был уже капитаном;
блестящая карьера ожидала его». Жизнь его изменилась чуть ли не в один
день после того, как Павел Петрович влюбился в замужнюю княгиню Р., женщину страстную
и странную, по светским понятиям. Роман этот не принес ему счастья. «Тяжело
было Павлу Петровичу даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она
охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел». Ничто
уже, кроме своей любви, не интересовало его. 

7. Хорошим примером может послужить повесть А.И. Куприна
«Гранатовый браслет».

а) Сама Вера Николаевна и окружающие считают ее брак
счастливым. Отношение к мужу за пять-шесть лет изменилось: «прежняя страстная
любовь… давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы». В
семье нет детей, хотя Вера Николаевна «жадно хотела детей и даже, ей казалось,
чем больше, тем лучше…» и она «болезненно и пылко обожала хорошеньких
малокровных детей младшей сестры».

б) Желтков сам признается, что его «не интересует в жизни
ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей».
«…Для меня вся жизнь заключается только в Вас», – пишет Желтков Вере
Николаевне. В этой жизни для него дорог каждый миг, когда он видит княгиню или
с волнением наблюдает за ней на балу или в театре. Уходя из жизни, он сжигает
«все самое дорогое, что было… в жизни»: ее платок, записку, программу
(«…Вашу записку — о, как я ее целовал, ею Вы запретили мне писать Вам.
Программу художественной выставки, которую Вы держали в руке и потом забыли на
стуле…).

Для Желткова в
Вере Николаевне «как будто воплотилась вся красота земли».

Имейте в виду! Хорошая речь – важная составляющая имиджа
делового человека.

!!! Если Вы справились с поставленной задачей, Вы удовлетворите критерию К
4 оценивания сочинения.
Это часть
работы  оценивается 1 баллом.

VI.Сделайте
вывод (напишите заключение к сочинению).

Вывод к
приведённым Вами аргументам часто становится в вашей работе и вашим заключением
к сочинению. Только обязательно выделите Ваши суждения в отдельный абзац!

Используйте
следующие конструкции:

Иными словами,…

В заключение отмечу,
что…

Обобщая сказанное,
хочется подчеркнуть, что..

Таким образом, ..

В заключение хочется
отметить(подчеркнуть, сказать), что …

Итак,…

VII. Отредактируйте черновик.

VIII. Перепишите текст сочинения набело.

IX. Ещё раз перечитайте текст сочинения и
аккуратно внесите последние правки.

Имейте в
виду!
Очень важно при этом правильно распределить
время, чтобы вы обязательно успели отредактировать и проверить сочинение.

221309 or


Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему
мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации и проанализируйте
её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора
(рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается в 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые
философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь
подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать
дней. Да успеешь ли за пятнадцать дней написать хотя бы два письма? Устоишь ли
от соблазна, сев за неудобный для писания гостиничный столик, не коситься
глазом на телефон, не потянуться к нему рукой, не набрать нужный номер?
Поговорив по телефону, отведя душу, смешно садиться за письма.

Кстати, о гостиничных столиках. Не приходилось ли вам
замечать, что в старых гостиницах (я не говорю, что они лучше новых во всех
других отношениях) едва ли не главным предметом в номере являлся письменный
стол? Даже и зеленое сукно, даже и чернильный прибор на столе. Так и видишь,
что человек оглядится с дороги, разложит вещи, умоется, сядет к столу, чтобы
написать письмо либо записать для себя кое-какие мыслишки. Устроители гостиниц
исходили из того, что каждому постояльцу нужно посидеть за письменным столом, что
ему свойственно за ним сидеть и что без хорошего стола человеку обойтись трудно.

Исчезновение чернильных приборов понятно и оправдано.
Предполагается, что у каждого человека теперь имеется автоматическое перо. Со
временем и сами письменные столы становились все меньше и неприметнее, они
превратились вот именно в столики, они отмирают, как у животного вида
атрофируется какой-нибудь орган, в котором животное перестало нуждаться.
Недавно в одном большом европейском городе, в гостинице, оборудованной по последнему
слову техники и моды нашего века, в совершенно модерной, многоэтажной
полустеклянной гостинице я огляделся в отведенном мне, кстати сказать,
недешевом номере и вовсе не обнаружил никакого стола. Откидывается от стенки
полочка с зеркалом и ящичком явно для дамских туалетных принадлежностей: пудры,
кремов, ресничной туши и прочих вещей. Стола же нет как нет. Так и видишь, что
люди оглядятся с дороги, разберут вещи и… устроители гостиницы исходили,
видимо, из того, что самой нужной, самой привлекательной принадлежностью номера
должна быть, увы, кровать.

Да и выберешь ли в современном городе время, чтобы сесть в
раздумчивости и некоторое время никуда не спешить, не суетиться душой и
посидеть не на краешке стула, а спокойно, основательно, отключившись от всеобщей,
все более завихряющейся, все более убыстряющейся суеты.

Принято считать, что телеграф, телефон, поезда, автомобили и
лайнеры призваны экономить человеку его драгоценное время, высвобождать досуг,
который можно употребить для развития своих духовных способностей. Но произошел
удивительный парадокс. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что времени
у каждого из нас, пользующегося услугами техники, больше, чем его было у людей
дотелефонной, дотелеграфной, доавиационной поры? Да боже мой! У каждого, кто
жил тогда в относительном достатке (а мы все живем теперь в относительном
достатке), времени было во много раз больше, хотя каждый тратил тогда на дорогу
из города в город неделю, а то и месяц, вместо наших двух-трех часов.

Говорят, не хватало времени Микеланджело или Бальзаку. Но
ведь им потому его и не хватало, что в сутках только двадцать четыре часа, а в
жизни всего лишь шестьдесят или семьдесят лет. Мы же, дай нам волю, просуетимся
и сорок восемь часов в одни сутки, будем порхать как заведенные из города в
город, с материка на материк, и все не выберем часу, чтобы успокоиться и
сделать что-нибудь неторопливое, основательное, в духе нормальной человеческой
натуры.

Техника сделала могущественными каждое государство в целом и
человечество в целом. Но вот вопрос, сделала ли техника более могучим просто
человека, одного человека, человека как такового? Могуч был библейский Моисей,
выведший свой народ из чужой земли, могуча была Жанна д’Арк из города Орлеана,
могучи были Гарибальди и Рафаэль, Спартак и Шекспир, Бетховен и Петефи,
Лермонтов и Толстой. Да мало ли… Открыватели новых земель, первые полярные
путешественники, великие ваятели, живописцы и поэты, гиганты мысли и духа,
подвижники идеи.

Можем ли мы сказать, что весь наш технический прогресс сделал
человека более могучим именно с этой единственно правильной точки зрения?
Конечно, мощные орудия и приспособления… Но ведь и духовное ничтожество,
трусишка может дернуть за нужный рычажок или нажать нужную кнопку. Пожалуй,
трусишка-то и дернет в первую очередь.
(По В.А.Солоухину)*

*Владимир Алексеевич Солоухин (1924—1997) — русский поэт и писатель. В
наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой
автор осмысляет историю России XX-го века.

Домашнее задание

Абажур,
абитуриент, абонемент, абонировать, абсолютный, авангард, авантюра,
авиадиспетчер, авиалайнер, авторалли, авторитарный, авторитетный, агентство,
агитация, агрессия, адаптация, адвокат, адекватный, адъютант, ажиотаж,
академия, акваланг, акварель,  аккомпанемент, аккомпаниатор, аккомпанировать,
аккорд, аккордеон, аккуратность, акробатический, аксессуар, аксиома,
акционерный, алгоритм, аллегория, аллергия, альтернатива, алюминиевый,
алюминий, амбиции, амбициозный, амбразура, амфитеатр, анатомия, анекдот,
аннотация, аннулировать, аномалия, анонимный, ансамбль, антагонизм, антенна,
антипатия, антология, антоним, аншлаг, апартаменты, апатичный, апатия,
апелляция, аплодисменты, апогей, аполитичный, апофеоз, аппарат, аппендицит,
аппетит, аппликация, аргумент, ареал, арендатор, арестант, арматура, аромат,
артиллерийский, артиллерия, архаизм, архитектор, арьергард, асимметрия,
ассамблея, ассигнация, ассортимент, ассоциация, асфальт, атеист, атлет,
атмосфера, аттестат, аттракцион, аудитория, афоризм, афористический, аффект,
бадминтон, байдарка, балаган, балкон, баллада, балласт, баллотироваться,
баловать, балюстрада, банальный, барельеф, баррикада, бархат, барьер,
баскетбол, бассейн, бастион, батарея, батискаф, бахрома, бацилла, бегемот,
безапелляционный, безвозмездный, безмолвствовать, безотлагательно, безыскусный,
Беларусь, беллетристика, Белоруссия, бередить, бескомпромиссный,
бескомпромиссный, бескорыстный, беспрекословный, беспрестанно, беспрецедентный,
беспросветный, бессребреник, бесстрастный, бестселлер, бетон, бечёвка,
библиография, бидон, бизнесмен, бинокль, биография, биосфера, биссектриса,
бичевать, благородный, благословение, благословить, благостный,
благотворительный, блеснуть, богатырь, богема, бойкот, бокал, большинство,
бомбардировать, бонапартизм, бордовый, бордюр, браконьер, брезент, брезжить,
бронированный, брошюра, будущее, буффонада, бюллетень

  • Существовали ли драконы на самом деле персонажи сказок
  • Существует ли абсолютная свобода сочинение
  • Существует ли конфликт отцов и детей сочинение
  • Сушу волосы как пишется правильно
  • Сушеные травы как пишется