Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Суджанская средняя общеобразовательная школа № 2»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО Протокол №1 от «25»августа2021г. Руководитель МО ________________ М. А. Короленко | Согласована на заседании МС Протокол № 1 от «26»августа2021г. Руководитель МС _______________ М.Н. Радченко | Принята на заседании Протокол №1 от «27»августа2021г | Утверждена. Приказ №115 от «27»августа2021г. Директор _______________ О.С. Заседова |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Почемучка»
для 1 класса
уровень начального общего образования
срок реализации:2021-2022 учебный год
Разработана
Неженцевой Натальей Михайловной,
учителем
начальных классов
г. Суджа 2021 год
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Почемучкв»
составлена на основе:
Григорьев
Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор.
Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2010 г.;
Сборник
программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. -М.:
Вентана Граф, 2011 г.
Целью реализации основной
образовательной программы начального общего образования является обеспечение
выполнения требований ФГОС НОО.
Цель программы – ознакомление младших
школьников с загадочным окружающим миром, формирование устойчивого
познавательного интереса и умения применять полученные сведения в процессе
обучения.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
Достижение
поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
Формирование
образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в
предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному
окружению и к планете в целом.
- Расширение экологических представлений младших школьников,
формируемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование
значительным числом ярких, доступных примеров. - Обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в
рамках основного курса, практической деятельности учащихся по изучению
окружающей среды. - Расширение кругозора учащихся.
- Развитие их воображения и эмоциональной сферы.
- Укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным
предметам естественно-научного цикла. - Последовательное приобщение учащихся к детской
научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие
навыков самостоятельной работы с ней.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные:
- Формирование общей культуры, духовно нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие, развитие
творческих способностей, сохранение и укрепление
здоровья; - обеспечение
планируемых результатов по освоению целевых
установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными,
семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; - становление
и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и
неповторимости; - обеспечение преемственности начального общего и
основного
общего образования; - использование
в образовательной деятельности современных образовательных технологий
деятельностного типа; - предоставление обучающимся возможности для эффективной
самостоятельной работы; - включение обучающихся в процессы познания и
преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта,
района, города).
·
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
·
— реализация творческого потенциала в процессе работы;
·
— проявлять положительное отношение к предмету, осознавать его
значение.
Познавательные:
·
— осуществлять поиск информации
с использованием литературы и средств массовой информации;
·
— развивать фантазию, воображение,
художественную интуицию, память.
·
— наблюдать и делать самостоятельные
простые выводы.
Коммуникативные:
·
— приобщение к сотрудничеству
при работе в парах, в группах;
·
— донести свою позицию до других:
оформлять свою мысль в рисунках;
·
— слушать и понимать речь других;
·
— Включаться в диалог с учителем и
сверстниками, в коллективное обсуждение.
Регулятивные:
·
— организовать своё рабочее место под руководством учителя;
·
— определять цель учебной
деятельности с помощью учителя и самостоятельно;.
·
— фиксировать (устно) в конце занятия
удовлетворённость своей работой на уроке.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности
1 год обучения (33 ч.)
1.Введение (1 ч)
Раскрытые
и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Романтика научного
поиска, радость путешествий и открытий.
Тайны
за горизонтом (4 ч)
Какой
остров самый большой в мире? Существует ли остров похожий на блюдце?
Какая
страна самая маленькая в мире? Как древние находили путь?
Практические
работы с картой.
2.
Жили-были динозавры… и не только они (5 ч).
Существовали
ли драконы на самом деле? Персонажи сказок?
Почему
люди не летают?
Крокодилы.
Какое
животное первым появилось на суше?
Как
черепахи дышат под водой?
Практическая
работа: рассматривание окаменелостей.
Рекомендуемые
внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение
для поиска окаменелостей, в палеонтологический, геологический или
краеведческий музей.
3.
Тайны камней (4 ч).
Когда
были открыты драгоценные камни?
Что такое песок?
Малахитовая
шкатулка. Чем знаменит малахит?
Как образуется золото?
4.
Загадки растений (5 ч).
История
открытия удивительных растений: поиск съедобных растений.
Хлебное
дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.
Где
растут орехи? (практическая работа через сравнение)
Почему
крапива жжется?
Как
растет банановое дерево?
Рекомендуемые
внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический
сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5.
Эти удивительные животные (3 ч).
Потомки
волка.
Чутье
обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.
Кошки
во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
Рекомендуемые
внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический
музей для ознакомления с экзотическими животными.
6.
Планета насекомых (4 ч).
Разнообразие
и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается
бабочка? Бабочки-путешественники.
Как
пауки плетут свою паутину?
Что
происходит с пчелами зимой?
Правда
ли что у многоножки сто ног?
Охрана
насекомых.
Практические
работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые
внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления
с энтомологическими коллекциями.
7.
Загадки под водой и под землей (6 ч).
Как
изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно найти на морском
берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица?
Каково
происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический
музей для знакомства с морской фауной.
8.
Растения-рекордсмены (1 ч).
Заключение
(1 ч)
Что
мы узнали и чему научились за год.
Учебно –
тематическое планирование
1 класс
№п/п. | Кол-во | Содержание | Тема | УУД | ||
1 | 4 ч | Тайны за горизонтом | *Какой остров самый большой в мире? *Какая страна самая маленькая в мире? *Как древние находили путь? *Практические работы с картой | Формирование | ||
2 | (5 ч). | Жили-были динозавры и | *Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи *Почему люди не летают? *Крокодилы. *Какое животное первым появилось на *Как черепахи дышат под водой. | Формирование | ||
3 | 4 ч | Тайны камней | *Когда были открыты драгоценные камни? *Что такое песок? *Малахитовая шкатулка. Чем знаменит *Как образуется золото? | Формирование умения | ||
4 | 5 ч | Загадки растений | *История *Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? *Где растут орехи? *Почему крапива жжется? *Как растет банановое дерево? | Формирование | ||
5 | 3 ч | Эти удивительные | *Потомки волка. *Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на *Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают. | Развитие умения | ||
6 | 4 ч | Планета насекомых | *Разнообразие и многочисленность *Как пауки плетут свою паутину? *Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? *Охрана насекомых | Формирование умения | ||
7 | 6 ч | Загадки под водой и под землей | *Как изучают подводный *Есть ли глаза у морской звезды? Что *Каково происхождение золотой рыбки? *Почему майские жуки | Развитие умения | ||
8 | 1 ч | Растения-рекордсмены | Заключение *Что мы узнали и чему научились за год. | . Умение договариваться и приходить к общему решению в |
Тематическое планирование
1 класс
№п/п. | Кол-во | Содержание | | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | |
1 | 5 ч | Тайны за горизонтом | *Какой остров самый большой в мире? *Какая страна самая маленькая в мире? *Как древние находили путь? *Практические работы с картой | . | ||
2 | 5 ч. | Жили-были | *Существовали ли драконы на самом деле? *Почему люди не летают? *Крокодилы. *Какое животное первым появилось на *Как черепахи дышат под водой. | . | ||
3 | 4 ч | Тайны камней | *Когда были открыты драгоценные камни? *Что такое песок? *Малахитовая шкатулка. Чем знаменит *Как образуется золото? | |||
4 | 5 ч | Загадки растений | *История *Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? *Где растут орехи? *Почему крапива жжется? *Как растет банановое дерево? | . | ||
5 | 3 ч | Эти | *Потомки волка. *Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на *Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают. | . | ||
6 | 4 ч | Планета насекомых | *Разнообразие и многочисленность *Как пауки плетут свою паутину? *Что происходит с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? *Охрана насекомых | |||
7 | 6 ч | Загадки под водой и под землей | *Как изучают *Есть ли глаза у морской звезды? Что *Каково происхождение золотой рыбки? *Почему майские жуки | |||
8 | 1 ч | Растения-рекордсмены | Заключение *Что мы узнали и чему научились за год. |
Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
Дубковская
СОШ «Дружба»
Рассмотрено МО Протокол «___»__________2020 | СОГЛАСОВАНО Зам. ____________________ О.Н. | УТВЕРЖДАЮ Директор «Дружба» ___________М.Н. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности:
«Почемучка»
(общеинтеллектуальное направление)
на 2020-2021 учебный год.
2
класс
г. Одинцово, 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Почемучки»» для учащихся 2
классов на 2020 – 2021 учебный год составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно
– нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, в соответствии с программой по
окружающему миру.
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на
начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её
анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Цели курса:
Образовательные
} Формирование
устойчивого познавательного интереса.
} Формирование
умения анализировать полученную информацию, применять полученные сведения в
процессе учения.
Развивающие
} Создание
условий для развития у учащихся потребности в не насыщаемости познавательных
процессов в учебной деятельности.
} Развитие
интереса к познанию неизвестного в окружающем мире, осуществление подготовки к
самостоятельному изучению научно-популярной литературы.
Воспитательные
} Воспитание
коммуникативно-активной коммуникативно-грамотной личности.
} Воспитание
ищущего, информационно всесторонне развитого, творческого, человека,
уважительно относящегося к разным точкам зрения, человека умеющего не
догматично принимать информацию, а уметь её анализировать и опровергать.
Задачи
программы:
} Формирование
образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в
предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному
окружению и к планете в целом.
} Расширение
экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе,
их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных
примеров.
} Обеспечение
более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса,
практической деятельности учащихся по изучению окружающей среды.
} Расширение
кругозора учащихся.
} Развитие
их воображения и эмоциональной сферы.
} Укрепление
интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного
цикла.
} Последовательное
приобщение учащихся к детской научно-художественной, справочной, энциклопедической
литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.
Общая характеристика учебного предмета
Любознательность
младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет
расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет
в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное,
загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется
возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой,
литературой энциклопедического характера.
При
введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не
менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых
обозначен в программе.
Социальный
заказ на выпускника I образовательной ступени диктует
формирование ребенка как субъекта учебного процесса, в связи с чем, его
самостоятельность регулируется выбором варианта получения знаний на уровне его
инициативы (через проблематизацию, через получение индивидуальных заданий).
Наличие
в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд,
наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD,
видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс
обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Общий
низкий уровень подготовки детей к 1 классу и по показаниям результатов тестирования
и стабильно устойчивого процесса усвоения теоретического материала позволяет
акцентировать внимание на развитие познавательной активности, исследовательской
и поисковой деятельности.
Основные виды
деятельности учащихся:
Ø
решение занимательных задач, ребусов, кроссвордов;
Ø
оформление газет;
Ø
участие в олимпиадах, играх, конкурсах
Ø
знакомство с научно-популярной литературой;
Ø
проектная деятельность, творческие работы
Ø
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Форма занятий:
} групповая
работа;
} экскурсии;
} беседы, викторины;
} коллективные
творческие дела;
} смотры-конкурсы,
выставки;
} экскурсии,
поездки, походы;
} трудовые дела;
} тренинги;
} наблюдение
учащихся за событиями в селе, стране;
} обсуждение,
обыгрывание проблемных ситуаций;
} ролевые
игры;
} просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов.
Место учебного предмета в учебном плане
Занятия
внеурочной деятельности «Почемучки»» для учащихся 2
классов в 2020 – 2021 учебном году проводятся 1 час в неделю. Итого 34 часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса должны
быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
·
эмоционально-ценностное
отношение к природе, человеку, обществу;
·
различать
и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
·
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
·
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
·
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
·
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
·
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении
с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему
миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
·
овладение навыками коллективной деятельности в процессе
совместной творческой работы в команде одноклассников
под руководством учителя;
·
умение
сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою
часть работы с общим замыслом;
·
умение
обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу
одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют
уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:
·
умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в
окружающей жизни;
·
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в
процессе выполнения коллективной творческой работы;
·
использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений
по живописи, графике, моделированию и т.д.;
·
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
·
умение рационально строить самостоятельную творческую
деятельность, умение организовать место занятий;
·
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к
достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Занятия
должны помочь учащимся:
Ø
усвоить основные базовые знания; её ключевые
понятия;
Ø
помочь учащимся овладеть способами
исследовательской деятельности;
Ø
формировать творческое мышление;
Ø
способствовать улучшению качества решения задач
различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах,
играх, конкурсах.
Содержание учебного предмета
1.
Введение (1 ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных
тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий.
Тайны за
горизонтом (4 ч) Какой остров самый большой в мире?
Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире?
Как древние находили путь? Практические работы с картой.
2.
Жили-были динозавры… и не только они (5
ч). Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи
сказок? Почему люди не летают? Крокодилы. Какое животное первым появилось на
суше? Как черепахи дышат под водой?
Практическая работа: рассматривание
окаменелостей.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: на геологическое обнажение для поиска окаменелостей, в
палеонтологический, геологический или краеведческий музей.
3. Тайны камней (4 ч). Когда
были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем
знаменит малахит? Как образуется золото?
4. Загадки растений (5 ч). История
открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем
деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? (практическая работа через
сравнение) Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Рекомендуемые
внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой, в ботанический
сад для ознакомления с экзотическими растениями.
5. Эти удивительные животные (3 ч). Потомки волка. Чутье обычное… и чутье особое. «Нюх» на землетрясения. Кошки
во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в зоопарк, зоологический музей для ознакомления с экзотическими
животными.
6. Планета насекомых (5 ч). Разнообразие
и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается
бабочка? Бабочки-путешественники. Как пауки плетут свою паутину? Что происходит
с пчелами зимой? Правда ли что у многоножки сто ног? Охрана насекомых.
Практические работы:
рассматривание насекомых в коллекции
7. Загадки под водой и под землей (6 ч). Как изучают подводный мир. Что находится на морском дне? Что можно
найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Каково
происхождение золотой рыбки? Почему майские жуки забираются в землю?
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий,
зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Растения-рекордсмены (1 ч).
Заключение (1 ч) Что мы узнали и чему
научились за год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемые результаты являются одним из важнейших
механизмов реализации Требований к результатам освоения основных
образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые
результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Ожидаемый результат: учащиеся познакомятся с
основами экологической культуры, с некоторыми особенностями природы своего
края, формирование культуры поведения детей в природе, научит их отвечать за
свои поступки.
Курс «Почемучки» обеспечивает
формирование у учащихся 1 класса следующих умений: называть окружающие
предметы и их взаимосвязи; объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года; оценивать правильность
поведения людей в природе; оценивать правила поведения в быту. Учащиеся должны
знать: что такое семья, школа, пришкольный участок и их назначение; сад, огород
в жизни семьи; имена, отчества членов своей семьи, преподавателей, директора
школы; сущность взаимопомощи, взаимозаботливости в семье, классе, школе;
домашний адрес, адрес школы, назначение адреса; посёлок как первичная
необходимая социальная структура; необходимость бережного отношения к личному и
общественному имуществу; что является природой и что не относится к природе
(примеры); отдельные яркие признаки осени, зимы, весны в природе; необходимость
бережного отношения к объекту природы.
К концу второго класса школьники должны знать:
1. Секреты живой и неживой природы.
2. Условия, необходимые для жизни растений и животных
города.
3. Нравственные правила обращения с объектами природы.
4. Проводить индивидуальные наблюдения и опытные
исследования на выявление признаков предметов.
5. Оказывать помощь птицам в зимнее время.
6. Эстетически, эмоционально — нравственно относиться
к природе.
В
результате прохождения программного материала учащиеся должны уметь:
наблюдать за погодой и описывать её; оценивать правильность поведения людей в
природе; давать общую положительную и отрицательную оценку отдельных своих
поступков и поступков других людей по отношению к себе, другим людям,
имуществу, природе, различать объекты живой и неживой природы; узнавать в
окружающей природе изученные растения и животных. Должны научиться соблюдать
правила охраны
природы, выполнять некоторые природоохранные меры (например, подкармливать
птиц); ухаживать за комнатными растениями.
Знать: семья и школа, их место в жизни ребёнка
в семье, классе, школе; необходимость организации жизни в семье и школе по
правилам; свой посёлок; отличие и сходство посёлка от города; что такое
природа, природа живая и неживая (на уровне примеров); что такое погода, её
составляющие, разнообразие погоды осенью, зимой, весной; значение природы в
жизни человека; правила охраны природы.
© Предоставлено: MAXIM
Лукоморье, остров Буян, Авалон… Представь себе, они существовали не только в сказках и летописях, но и в реальности.
Лукоморье
© Предоставлено: MAXIM
Сказочное Лукоморье позаимствовано Пушкиным из фольклора восточных славян. Это заповедное северное царство на краю мира, где люди впадают в зимнюю спячку и просыпаются с первыми лучами весеннего солнца. Там находится Мировое древо («У Лукоморья дуб зеленый»), по которому, если идти вверх, можно попасть на небо, если вниз — в подземное царство.
Реальное же Лукоморье, вопреки детской песне со словами «Лукоморья нет на карте, значит, в сказку нет пути», изображено на многих старинных западноевропейских картах: это территория, прилегающая к восточному берегу Обской губы, в районе современной Томской области.
Вообще же «лукоморье» в старославянском языке означает «изгиб морского берега», и в древнерусских летописях этот топоним упоминается не на Крайнем Севере, а в районе Азовского и Черного морей и низовьев Днепра. Летописное Лукоморье — одно из мест обитания половцев, которые иногда так и назывались — «лукоморцы». Например, в связке с этими областями Лукоморье упоминается в «Слове о полку Игореве». В «Задонщине» в Лукоморье отступают остатки армии Мамая после поражения в Куликовской битве.
Остров Буян
© Предоставлено: MAXIM
Сказочный Буян также стал широко известен благодаря Пушкину: на острове Буяне хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям, и растет волшебный дуб (Мировое древо). Многие народные заговоры и заклинания начинались со слов: «На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь». Священный камень алатырь в славянской мифологии обозначал центр мира.
Реальный Буян — немецкий остров Рюген на Балтике. В древности на острове жило западнославянское племя руянов, и в их честь остров назывался Руян. На острове находилась Аркона — главное языческое святилище балтийских славян. В последующие века в славянском фольклоре название трансформировалось в Буян.
А сказочный «бел-горюч камень Алатырь» — меловая скала «Королевский трон», возвышающаяся над морем. По традиции претендент на руянский престол должен был один ночью взобраться по отрогам скалы на самую вершину (что, видимо, было сложно и страшно).
Тмутаракань
© Предоставлено: MAXIM
Часто, когда хотят сказать о каком-то далеком, труднодоступном месте, говорят, что это «тмутаракань какая-то».
Тем не менее это вполне реальный город — столица одноименного древнерусского княжества, существовавшего в X–XI веках. Город и правда находился вдалеке от остальных княжеств Древней Руси — в районе Керченского пролива, на месте современной Тамани.
После разгрома Хазарского каганата киевским князем Святославом город Тмутаракань перешел под власть Киевской Руси, постепенно став самостоятельным русским княжеством. Но удаленное от Руси положение сыграло свою роль: после 1094 года упоминания о Тмутаракани исчезают из русских летописей. Территория переходит к Византии, а позже к Генуе.
Бразилия
© Предоставлено: MAXIM
Легендарный Хай-Бразил — остров блаженных в ирландской мифологии, кельтский аналог библейскому раю. Его населяли герои и просто хорошие люди. С приходом в Ирландию христианства Хай-Бразил стали населять монахи и праведники.
Остров окружен туманом, который расступается раз в семь лет, тогда только его и можно увидеть. По другой версии, остров раз в семь лет всплывает на поверхность океана. По легенде, остров останется на поверхности океана навсегда, если его коснется огонь.
Этот мифический остров в Атлантике был нанесен на многие старинные карты и располагался западнее Ирландии. Поэтому, когда в 1500 году португальцы достигли неизвестных берегов в Западном полушарии, они решили, что это и есть легендарная земля Хай-Бразил. Страна так до сих пор и называется: Бразилия.
Авалон
© Предоставлено: MAXIM
На этом волшебном острове из кельтских легенд жила фея Моргана и был похоронен король Артур. Авалон, известный также как Яблоневый остров, был еще одним кельтским аналогом рая и располагался в легендах то ли где-то на западе, среди бескрайних вод Атлантики, то ли у берегов Британии.
Остров приобрел реальные очертания в конце XII века, когда на Холме святого Михаила (бывшем, кстати, в доисторические времена вулканом) в графстве Сомерсет была обнаружена могила. Надпись на могиле гласила, что здесь, на острове Авалон, покоится король Артур со своей женой Гвиневрой. В захоронении обнаружили останки крупного мужчины и невысокой женщины.
В древности возвышавшийся над болотистой местностью холм напоминал остров, а во время частых наводнений превращался уже в настоящий остров. Останки позже были перезахоронены в построенной тут же часовне. В Гражданскую войну в XVII веке могила была вскрыта, а кости разбросаны.
Остров Туле
© Предоставлено: MAXIM
Загадочный остров впервые описал древнегреческий путешественник Пифей из Массилии (современный Марсель) в IV веке до нашей эры. Он совершил путешествие в Северную Европу, и, помимо острова Туле, рассказал про северное сияние, море, скованное льдом, и полярную ночь.
Рассказы эти показались согражданам Пифея выдумками, и его объявили лжецом. Так что остров Туле вместе с другими описанными Пифеем «небылицами» был забыт на века.
И только когда викинги в IX веке открыли Исландию и сравнили природно-географические характеристики острова и описание мифического острова Туле, стало очевидно, что когда-то Пифей открыл именно Исландию.
Terra Australis Incognita
© Предоставлено: MAXIM
Земля вокруг Южного полюса фиксировалась на картах со времен античности. Считалось, что на этих землях жили плешивые люди, люди с песьими головами, великаны, драконы и прочие любопытные личности.
Сначала Неведомая Южная земля занимала весь юг, превращая Индийский океан в озеро. Но по мере географических открытий она становилась все меньше, сдвигаясь к югу. Северными оконечностями Terra Incognita объявлялись Огненная Земля, Австралия и Новая Зеландия. Даже маленькие одинокие острова, затерянные в океане, иногда принимали за берег Неведомой Южной земли.
После своего неудачного плавания в 1772 году Джеймс Кук, так и не нашедший таинственную южную землю, заявил, что, если южный континент и существует, то лишь вблизи полюса, поэтому не представляет никакой ценности. После чего южный континент вообще перестали изображать на картах.
Наконец в 1820 году русской экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева была открыта Антарктида. И существовавшая до этого только гипотетически Terra Australis перестала быть Incognita. На карте появился шестой материк.
Материалы по теме:
- Зачем сивке бурка: что означают слова, которые ты знаешь с детства из сказок
- Художник недели: фэнтезийные животные Жульена Табе
- Тест: На героя какой женской литературы ты больше всего похож
- 19 умных слов, которые на самом деле означают сущую чепуху
- Хитроумная головоломка: сможешь сказать, где тут сердце?
23.08.2021
Учитель начальных классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире интересного» для 4 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной Программы начального общего образования по внеурочной деятельности, основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №1 г. Талдома и авторской программы по внеурочной деятельности Лагутенко О. И., Алексашиной И. Ю. «Что мы знаем про то, что нас окружает?», (М.: Просвещение, 2017). Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) согласно учебному плану МОУ СОШ №1 г. Талдома.
Оценить
324
Содержимое разработки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Талдома
«Утверждаю»
Директор
МОУ СОШ №1 г. Талдома
__________С.В. Ворыханов
«___» __________ 2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО»
(базовый уровень)
4 класс
Составитель:
Рыбкина Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире интересного» для 4 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе примерной Программы начального общего образования по внеурочной деятельности, основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №1 г. Талдома и авторской программы по внеурочной деятельности Лагутенко О. И., Алексашиной И. Ю. «Что мы знаем про то, что нас окружает?», (М.: Просвещение, 2017). Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю) согласно учебному плану МОУ СОШ №1 г. Талдома.
Планируемые результаты освоения учебного предмета по внеурочной деятельности «В мире интересного» в 4 классе
Личностные результаты:
-
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
-
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
-
формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
-
Адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
-
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
-
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
-
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Познавательные УУД
-
Ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов»
-
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
-
установление причинно-следственных связей;
-
самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
-
умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учѐта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
-
способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
-
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Коммуникативные УУД
-
Ставить вопросы;
-
обращаться за помощью;
-
формулировать затруднения;
-
предлагать помощь и сотрудничество;
-
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
-
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности формулировать собственное мнение и позицию;
-
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Предметные результаты
-
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Обучающиеся научатся:
-
Умениям познания способов изучения природы и общества;
-
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты;
-
видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
-
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
-
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
-
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
-
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
-
использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
-
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
-
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-
Расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира№
-
овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе; приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
-
опыту эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомлению с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении.
Содержание рабочей программы по внеурочной деятельности
«В мире интересного» для 4 класса
Тайны за горизонтом (12ч)
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты. Какой остров самый большой в мире. Существует ли остров похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая и большая в мире? Как древние находили путь? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовалось Чѐрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? Атлантида – сказка или реальность? Что такое звезды? У каждого месяца свои порядки. Приметы. Айсберг Что такое коралловый остров?
Жили-были динозавры… и не только они (6ч)
Существовали ли драконы на самом деле? Кто они — персонажи сказок? Какое животное первым появилось на суше? Какими были первые рыбы? Что такое ледниковый период? Где и как нашли ископаемого мамонта? Голубые киты — миф или реальность?
Тайны камней (6ч)
Когда были открыты драгоценные камни? Что такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Что такое коралловый остров? Где находится самая большая и самая глубокая пещера?
Загадки растений (16ч)
История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Растения–путешественники. Кактусы. Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Почему оливу называют деревом мира? Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики Почему арбуз — ягода? Почему осенью листья желтеют? Викторина «Знатоки растений».Какие растения нашего края занесены в Красную книгу?
Утконос и компания (11ч)
Потомки волка. Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Разумные дельфины. Тайна озера Лох-Несс Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой) Чем лягушка отличается от жабы? Зачем слону хобот? Интересные факты о животных Зачем животным хвост? Кто такие санитары леса?
Загадки под водой и под землей (10ч)
Как изучают подводный мир? Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое каракатица? Как передвигается осьминог? Почему некоторые животные выглядят как растения? Киты, дельфины, акулы. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана. Удивительные рыбы планеты
Планета насекомых (10ч)
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка Как пауки плетут свою паутину? Удивительные пауки Жизнь пчелиной семьи. Что происходит с пчелами зимой? Обладают ли кузнечики слухом? Муравьи и их квартиранты. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.
Будь природе другом (3ч)
Большие и малые природные катастрофы. Правила друзей природы. Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир!»
Тематическое планирование учебного предмета по внеурочной деятельности
«В мире интересного» в 4 классе
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Тайны за горизонтом | 12 |
2 | Жили-были динозавры… и не только они | 6 |
3 | Тайны камней | 6 |
4 | Загадки растений | 16 |
5 | Утконос и компания | 11 |
6 | Загадки под водой и под землей | 10 |
7 | Планета насекомых | 10 |
8 | Будь природе другом | 3 |
Итого: | 70 ч. |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета по внеурочной деятельности
«В мире интересного» в 4 классе
№ урока | Наименование раздела и темы | Дата проведения по плану | Дата проведения по плану |
Тайны за горизонтом (12ч) | |||
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты | ||
2 | Какой остров самый большой в мире | ||
3 | Существует ли остров похожий на блюдце? | ||
4 | Какая страна самая маленькая и большая в мире? | ||
5 | Как древние находили путь? | ||
6 | Существует ли жизнь в Антарктиде? | ||
7 | Как образовалось Чѐрное и Каспийское моря? | ||
8 | Что такое семь чудес света? | ||
9 | Атлантида – сказка или реальность? | ||
10 | Что такое звезды? | ||
11 | У каждого месяца свои порядки. Приметы. | ||
12 | Айсберг.Что такое коралловый остров? | ||
Жили-были динозавры… и не только они (6ч) |
13 | Существовали ли драконы на самом деле? Кто они — персонажи сказок? | ||
14 | Какое животное первым появилось на суше? | ||
15 | Какими были первые рыбы? | ||
16 | Что такое ледниковый период? | ||
17 | Где и как нашли ископаемого мамонта? | ||
15 | Голубые киты — миф или реальность? | ||
Тайны камней (6ч) | |||
16 | Когда были открыты драгоценные камни? | ||
17 | Что такое песок? | ||
18 | Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? | ||
19 | Айсберг. Что такое коралловый остров? | ||
20 | Где находится самая большая и самая глубокая пещера? | ||
Загадки растений (16ч) | |||
21 | История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. | ||
22 | Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево. | ||
23 | Где растут орехи? | ||
24 | Почему крапива жжется? | ||
25 | Как растет банановое дерево? | ||
26 | Растения–путешественники. | ||
27 | Кактусы. | ||
28 | Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. | ||
29 | Охрана лекарственных растений. | ||
30 | Почему оливу называют деревом мира? | ||
31 | Родина комнатных растений. | ||
32 | Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики | ||
33 | Почему арбуз — ягода? | ||
34 | Почему осенью листья желтеют? | ||
35 | Викторина «Знатоки растений». | ||
36 | Какие растения нашего края занесены в Красную книгу? | ||
Утконос и компания (11ч) | |||
37 | Потомки волка. | ||
38 | Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают | ||
39 | «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) | ||
40 | Разумные дельфины. | ||
41 | Тайна озера Лох-Несс | ||
42 | Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой) | ||
43 | Чем лягушка отличается от жабы? | ||
44 | Зачем слону хобот? | ||
45 | Интересные факты о животных | ||
46 | Зачем животным хвост? | ||
47 | Кто такие санитары леса? | ||
Загадки под водой и под землей (10ч) | |||
48 | Как изучают подводный мир? | ||
49 | Что находится на морском дне? Что можно найти на морском берегу? | ||
50 | Есть ли глаза у морской звезды? | ||
51 | Что такое каракатица? | ||
52 | Как передвигается осьминог? | ||
53 | Почему некоторые животные выглядят как растения? | ||
54 | Киты, дельфины, акулы. | ||
55 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | ||
56 | Жизнь в темных глубинах океана. | ||
57 | Удивительные рыбы планеты | ||
Планета насекомых (10ч) | |||
58 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. | ||
59 | Чем питается бабочка? Бабочки-путешественники. | ||
60 | Бабочки. Совка-агриппа — самая крупная бабочка | ||
61 | Как пауки плетут свою паутину? | ||
62 | Удивительные пауки | ||
63 | Жизнь пчелиной семьи. Что происходит с пчелами зимой? | ||
64 | Обладают ли кузнечики слухом? | ||
65 | Муравьи и их квартиранты. | ||
66 | Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук. | ||
67 | Скарабей — священный жук древних египтян. | ||
Будь природе другом (3ч) | |||
68 | Большие и малые природные катастрофы |
69 | Правила друзей природы | ||
70 | Конкурс рисунков «Как прекрасен этот мир!» |
РАССМОТРЕНА На заседании методической секции учителей начальной школы Протокол № от _________2020 г. Руководитель МС Жучкова Л.М. | «СОГЛАСОВАНО» Руководитель методического совета ______________ С.В. Мозжухина « __» ____________ 2020 г. |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Предмет: «В мире интересного»
Класс:4 «С»
Учитель: Рыбкина О.В.
2020-2021 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
ИТОГО: |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/459588-rabochaja-programma-po-vneurochnoj-dejatelnos
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки