Сушь или суш как правильно пишется

Тема: буквы о-е- после шипящих в различных частях речи цели: научить грамотно писать слова с о-е- после шипящих в морфемах

Тема:
БУКВЫ
О-Е-Ё ПОСЛЕ
ШИПЯЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

Цели: научить грамотно писать слова с о-е-ё
после шипя­щих в морфемах различных частей речи; способствовать фор­мированию
переключения с одного вида деятельности на дру­гой; воспитывать уважение и
интерес к предмету.

Тип урока:
комбинированный.

Вид урока:
урок-игра «Восхождение».

Знать: содержание блока «Правописание о-е-е
после ши­пящих в различных частях речи».

Уметь: грамотно решать орфографические задачи,
связан­ные с употреблением о-е-ё после шипящих.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы; блок
«Правописание о-е-ё
после шипящих в различных частях речи»; карта путешествия-восхождения
(нарисована огромная гора с 4 пунктами-уступами — орфографическими задачами).

Технология: элементы игровой технологии, а также тех­нологии
проблемного и дифференцированного обучения.

Ход
урока

I.
Организационный момент.

Звучит
песня Вл. Высоцкого «Если друг оказался вдруг».

II.          
Вступительное слово
учителя.

— Ребята,
нам предстоит побывать на необычном уроке — это урок-игра «Восхождение». Мы с
вами будем подниматься в гору по ледяным уступам, решая орфографические задачи,
связанные с правописанием о-е-ё после шипящих. Чем выше будет
подъ­ем, тем сложнее будут становиться задания. Сейчас мы все на­ходимся у
подножия горы, и, чтобы отправиться в путь и бла­гополучно его преодолеть, нам
необходимо «заточить наши ин­струменты».

Послушайте
легенду: «Однажды шел по лесу мудрец. И уви­дел он лесоруба, пилившего огромное
дерево старой тупой пи­лой. Было ясно, что работает тот уже давно, сильно
устал, а ре­зультат был очень невелик. «Что ты делаешь?», — спросил муд­рец.
«Не видишь — я работаю!», — сердито ответил лесоруб. «Если ты заточишь свой
инструмент, дело пойдет гораздо быст­рее», — посоветовал мудрец. «Не мешай
мне», — ответил упря­мый лесоруб, продолжая пилить дерево тупой пилой».

Не так ли
и мы, пытаясь сделать что-то, не думаем, как об­легчить самим себе труд.

Я советую
вам, ребята, не брать пример с этого лесоруба, а, наоборот, «заточить
инструменты», объединив в один малень­кий алгоритм все правила о правописании о-е-ё
после шипящих и повторить их, чтобы подъем был легким.

III.          
Актуализация опорных
знаний.

Работа
учащихся
с
запоминалками.

Цель: восстановить в памяти учащихся правила о
правопи­сании о-е-ё
после шипящих.

   В корне проблема – не унываю-

  -Ё- поскорее не –Е- заменяю:

  Жёрдочка – жЕрдь, щЁлочка- щЕль-

  Здесь чередуются в корне Ё//Е

  Жонглер и обжОра, шОв и шОссе-

В
корне здесь-О- нет пары на –Е-

Циркач кольцо свое поджЁг

Но это вовсе не поджОг.

Артист не получил ожОг,

Лишь в шортах дырочку прожЁг.

ИзжОга, жЁг, обжЁг, ожОг,

РазжЁг и льва кнутом ожЁг.

Теперь ответь – ка сам, дружок:

Когда –О- в –жОг- ? Когда –Ё- в –жЁг-?

Буква за корнем! Я не спешу,

Лишь в отГЛАГОЛЬНЫХ – Ё- напишу:

НочЁвка, тушЁнка, сгущЁнка, течЁт,

ВооружЁнный, копчЁный, печЁт.

А в ИМЕННЫХ, я запомню легко,

Под ударением пишется –О-.

БЕЗ УДАРЕНИЯ только лишь –Е-:

РучОнка, но дочЕнька – ясно вполне.

Учитель. Вооружившись знаниями, мы отправляемся в
путь. И вот первая трудность — орфографическая задача.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы
(листы распе­чатаны для каждого ученика).

1)              
Ч..порный щ..голь в
холщ..вой одеж..нке, но зато с ч..рным ш..лковым бантом сидел на ж..стком
диване и пил деш..вый ж..лудевый кофе, заедая ч..рствым калач..м.

2)          
Сегодня не наскребешь и
на ж..лудевый кофе, а завтра…

3)         
Завтра он берет в ж..ны
богатую старую вдовушку.

4)          
Можно помечтать теперь
о будущ..м!

5)           
Щ..голь ч..кнулся со
своим отражением в тяж.лом глян­цевитом самоваре.

6)           
Можно будет объедаться
туш..нкой, сгущ..нкой, жарены­ми цыплятами, спелым крыж…вником.

7)           
Щ..голь этот был
больш..й обж..ра, несмотря на постоян­ную изж..гу и больную печ..нку..

Учитель. Молодцы, ребята! Продолжаем путь к вершине,
совершенствуя свои знания по теме урока.

Задание
2
. Разберите слова по составу (слова
написаны на доске, два ученика работают у доски):

1)         
отомщенный 1)
защищенный

2)          
половичок          2)
жег (уголь)

3)         
отчетливый   3) мажор

4)          
книжонка        4)
ухажер

5)          
поджег (дом) 5)
вооруженный

6)         
ожог (руки)     6)
печет

7)         
жердочка        7)
сгущенка

8)          
отрежешь       8)
тушенка

9)          
крюшон            9)
бечевка

10)         
возмущенный  10)
затушевывать

11)        
трущоба      11)
раскорчевка.

Учитель. Итак, мы преодолели две высоты, двигаясь к вершине, и на
пути снова задача.

Задание 3. Выпишите
в первый столбик слова, в которых орфограмма после
шипящих попадает в корень, а во второй столбик — за корень, вставьте
пропущенные буквы.

(Листочки со
словами лежат на каждой парте.)

Биржевые новости, парчовое платье,
бумаж
онка, форс-мажор, дирижер, копченая, дьячок, истощенный, алычовые, перешептывается, прожег (дырку), ожог кнутом лошадь, изображенный, защелка, негашеная известь, зачет, шорох, жонглер, деньжонки, взбешенный, индюшоночек, камышовый.

Параллельно проводится
индивидуальная работа.

Карточка № 1.

Укажите слово,
в котором на месте пропуска пишется бук­ва… (нужное
подчеркните).

1

2

3

о

ё

ё

1) заверш..нный

2)  стаж..р

3)  девч..нка

4)  бесш…рстный

1) волч…нок

2)  зрач..к

3)  ш..в

4)  ж..луди

1)  холщ…вый

2)  ж..рдочка

3)  подж….г
сарая

4)  балыч..к

4

5

о

о

1)  обош..л

2)   борщ..м

3)   береж..ный

4)   ноч..вка

1)  розовощ..кий

2)  деш..вый

3)  крольч..нок

4)   реш..тка

Проверочное слово к слову «кроватка»

Написание бук­вы «т» в суще­стви­тель­ном «кро­ват­ка» про­ве­рят фор­ма роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла «(нет) кро­ва­ток» и одно­ко­рен­ное сло­во «кро­ват­ный».

О напи­са­нии бук­вы «о» в одно­ко­рен­ных сло­вах «кро­ват­ка», «кро­вать», «при­кро­ват­ный» и пр. справ­ля­ем­ся в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Проверка буквы «т» в слове «кроватка»

При напи­са­нии уменьшительного-ласкательного сло­ва «кро­ват­ка» воз­ни­ка­ет вопрос: что писать в корне, бук­ву «т» или «д», перед глу­хим соглас­ным «к»?

Чтобы пра­виль­но напи­сать суще­стви­тель­ное «кро­ват­ка», изме­ним его фор­му, что­бы после соглас­но­го, нуж­да­ю­ще­го­ся в про­вер­ке, ока­зал­ся глас­ный звук, кото­рый про­яс­нит зву­ча­ние согласного:

Форма суще­стви­тель­но­го роди­тель­но­го паде­жа мно­же­ствен­но­го чис­ла «кро­ва­ток» пока­за­ла, что в сло­ве «кро­ват­ка» сле­ду­ет писать бук­ву «т».

Кроватка проверочное слово

Написание сло­ва «кро­ват­ка» про­ве­рит так­же одно­ко­рен­ное при­ла­га­тель­ное «кро­ват­ный», в кото­ром после глу­хо­го соглас­но­го «т» в корне сло­ва сле­ду­ет сонор­ный звук «н», кото­рый не оглу­ша­ет и не озвон­ча­ет преды­ду­щий согласный.

Проверяем гласный «о» в слове «кроватка»

В ана­ли­зи­ру­е­мом сло­ве уда­ре­ние пада­ет на вто­рой слог корня:

В сла­бой пози­ции без уда­ре­ния ока­зал­ся глас­ный в пер­вом сло­ге. Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­во с без­удар­ным глас­ным в корне, под­бе­рём род­ствен­ные сло­ва с целью, что уда­ре­ние ока­за­лось на пер­вом сло­ге корня:

Ударение не сме­сти­лось на пер­вый слог, зна­чит, о напи­са­нии бук­вы «о» в суще­стви­тель­ном «кро­ват­ка» и всех род­ствен­ных сло­вах справ­ля­ем­ся в орфо­гра­фи­че­ском словаре.

Какое проверочное слово к слову КРОВАТЬ?

Слово КРОВАТЬ пишется с буквой О в корне слова. Правописание этого слова нельзя проверить путем подбора однокоренных слов. КрОвать, крОватка, прикрОватный — во всех однокоренных словах буква О находится в слабой позиции. Значит, это слово нужно запомнить и проверять его написание по орфографическому словарю.

Слово «кровать», является существительным, так как отвечает на вопрос » что? «, имеет женский род и находится в единственном числе.

По правилам русского языка, слово » кровать «, относится к словарным словам, а следовательно, нам данное слово остается хорошенько запомнить. Для быстрого запоминания, можно написать слово на листочке несколько раз подряд.

Слово кровать невозможно проверить при помощи подбора однокоренных слов. Как вы не будете стараться, подобрать их вам не удастся. Следовательно, можно сделать вывод, что правописание слова кровать необходимо запомнить.

Слово «кровать» является словарным словом и его нужно просто запомнить. Это слово нельзя никак проверить и подобрать к нему однокоренные или проверочные слова. Такие слова следуют проверять по словарю.

В слове КРОВАТЬ сомнение может вызвать только безударная гласная «О» в корне слова, вполне можно ошибиться и написать «крАвать», проверочного слова подобрать не получится, так как слово » кровать » относится к словарным словам.

КРОВАТЬ — словарное слово.

Кровать, пишем букву О, но слышим букву А. К сожалению это слово никак нельзя проверить, проверочных вариантов здесь нет. Данное слово следует запомнить, так как оно словарное и в последующем писать правильно.

Никак нельзя проверить данное слово, словарное оно, непроверяемое. Дело в том, что нет ни одного слова, в котором на первую О в корне слова падало бы ударением, чем мы вы проверили безударную гласную О, которая может слышаться как А.

Проверить правописание слова «кровать» невозможно подобрав однокоренных проверочных слов, так как это слово является словарным. Трудность возникает при написании буквы о, вместо которой слышится безударный звук [а].

Необходимо запомнить, что вместо а пишется о.

Подбор проверочных слов к этому слову невозможен, у слова «кровать» нет проверочных слов, поэтому «кровать» запоминаем, пишется только с «О». Слово словарное и однокоренных слов к нему подобрать не получается.

Слово кровать это предмет мебели мебель. Она предназначена для здорового сна человека.

Кровать пишется только с буквой О. КрАвать писать не правильно. Проверочных слов к слову кровать нет. Это одно из словарных слов, нужно просто запомнить что кровать пишется только с буквой О.

Пишем слво КРОВАТЬ через О в корне слова. Это слово просто нужно запомнить, никакого проверочного слова нет. Поэтому КРОВАТЬ и ни в коем случае ни Кравать.

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: КРОВАТЬ через О в корне слова

Если руководствоваться при произношении слова «начАть» словом «начало» как проверочным, то как же быть тогда с глаголами «началА», «нАчали»? Или правильно будет «начАли», «начАла».

В русском языке словесное ударение разноместное (свободное) и может приходиться на любую часть слова.

В современном русском языке стала заметна тенденция смещения ударения в глаголах в неопределённой форме к началу слова. Раньше, например, глагол «клеить» имел ударение на втором слоге. Процесс идет не последовательно и с разной интенсивностью.

В настоящее время единственным нормативным вариантом считается ударение на последний слог в глаголах начать, облегчить, занять, убыстрить . , но, как знать, если уж мужской род слова «кофе» переделали на средний, но может быть и «нАчать» говорить будем. Прецеденты известны.

К слову ДЕРЕВЦЕ проверочным будет слово ДЕРЕВЬЯ:

деревья — деревце — проверяем вторую безударную гласную в корне.

Первая гласная «Е» в слове деревце находится под ударением и в проверке не нуждается, проверять надо только вторую безударную «Е» в корне слова.

текст при наведении

Данное слово,если мне не изменяет память,является словарным словом,которое в свою очередь нужно запомнить,чтобы после правильно его писать.По другому,вроде никак его и не проверить,а верное написание именно такое «свИрЕпый».

Для того, чтобы из массы слов русского языка избрать проверочное для «лепить», нужно выявить буквы, которые требуют проверки. Этим и займёмся:

  1. «Л» — находится непосредственно перед гласной, поэтому обладает высокой отчётливостью. Не проверяем.
  2. «Е» — безударная в корне. Проверяем, чтобы не написать «липить» или «ляпить». Проверочные слова: «лепка», «слепок», «лепится». Трёх и достаточно. «Е» во всех случаях оказывается под ударением и исключает ошибочные написания.
  3. «П» — перед ударной гласной. Прекрасная, чёткая позиция.
  4. «И» — ударная гласная. Это наиболее выраженная позиция, которая только может быть в речи. Не проверяем.
  5. «Т» — не очень яркое положение. Можно ошибиться и написать «лепидь». Чтобы не смешить учителя и одноклассников, проверим подобием: «говорить», «сверлить», «дерзить». Убедимся, что «лепить» — это глагольный инфинитив, и никаких «дь» быть не может.
  6. «Ь» — мягкость «Т» ничем другим выразить невозможно. Поэтому, пишем «Ь».

В русском языке не всегда безударный гласный можно проверить ударением, как, например, вот в этих случаях:

гроза — грозы;

В ряде корней русских слов происходит чередование гласных о//а или е//и. Тогда следует воспользоваться орфографическим правилом.

В слове заря, зарница, озарённый в безударной позиции пишется буква а, а под ударением в корне зар-/зор- — тот гласный звук, который слышится: зорька, зарево, зоренька.

Исключением является слово зоревать, в котором без ударения пишется гласный о.

Однокоренные слова к слову слову Кровать

Все однокоренные слова на странице кликабельны! Нажмите на любое слово, чтобы подобрать к нему однокоренные слова или воспользуйтесь поиском.

Однокоренные, родственные, проверочные слова к слову Кровать:

Вы находитесь на странице слова «Кровать». Корень слова «Кровать» — кроватj. На этой странице вы найдете однокоренные (родственные) слова к слову «Кровать», а также сможете подобрать проверочные слова к слову «Кровать».

Помните, что среди предложенных на этой странице родственных слов (Кроватишка, Кроватища, Кроватка, Кроватный, Прикроватный) не всегда можно найти проверочные слова.

Какое значение, понятие у слова «Кровать»? Здесь тоже есть ответ на этот вопрос. Относительно слова «Кровать», такие слова, как «Кроватишка», «Кроватища», «Кроватка», «Кроватный», «Прикроватный», являются родственными к слову «Кровать» и имеют общий корень: «кроватj». Однокоренные слова «Кровать», «Кроватишка», «Кроватища», «Кроватка», «Кроватный», «Прикроватный» связаны друг с другом отношением словообразования. Эти слова имеют разные приставки, суффиксы и возможно относятся к разным частям речи.

Предложенные здесь однокоренные слова к слову «Кровать» (Кроватишка, Кроватища, Кроватка, Кроватный, Прикроватный) можно использовать в различных текстах, чтобы избежать однообразия и тавтологии в письменной речи, а также, чтобы проверить слово на ошибки (не все слова). Возможно получится более логично выразить вашу мысль в том или ином контексте, заменив слово «Кровать» на родственные ему слова: «Кроватишка», «Кроватища», «Кроватка», «Кроватный», «Прикроватный». Каждое из однокоренных слов к слову «Кровать» имеет свое собственное значение.

Чтобы не совершать банальных ошибок при употреблении родственных слов для слова «Кровать», таких как «Кроватишка», «Кроватища», «Кроватка», «Кроватный», «Прикроватный», нужно обратиться к толкованию этих слов и в итоге выбрать наиболее подходящее под ситуацию.

Вы можете посмотреть список однокоренных (родственных) слов к ним, перейдя на их страницу нажатием левой кнопкой мыши по ним.

Мы очень рады, что вы посетили наш словарь однокоренных слов, и надеемся, что полученная вами информация о родственных словах к слову «Кровать», оказалась для вас полезной. Будем с нетерпением ждать ваших новых посещений на наш сайт.

Язык главный помощник в общении
Девять правил орфографии

Image

Запиши имена в алфавитном порядке, подчеркни в них прописную букву. Раздели слова на слоги.

Из какого произведения эти герои? Кто его автор?

Напиши ответы на эти вопросы.

Бастинда. Гингема. Гудвин. Дровосек. Страшила. Тотошка. Элли. Герои книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».

2. Прочитай стихотворение А. Блока. 1 Вставь пр щенные буквы. Устно объясни их написание.

Л_са вд_ли в_днее,

Заметней и ч_рнее

На пашне п_л_са.

Леса вдали виднее,

Заметней и чернее

На пашне полоса.

3. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

На ветке с_сны (_) с_дела (_) белоч_ка. В дупле дер_ва (_) у неё было гн_здо (_). На суч_ках д_рев_ев (_) белка суш_ла гр_бы (_). Оре_ки (_) и яго_ки (_) умный зв_рёк (_) спрятал в укромных местах. 3_мой (_) белоч_ке не будет гол_дно (_).

На ветке сосны (сосны) сидела (сидя) белочка. В дупле дерева (деревья) у неё было гнездо (гнёзда). На сучках деревьев (дерево) белка сушила грибы (гриб). Орешки (орешек) и ягодки (ягода) умный зверёк (зверь) спрятал в укромных местах. 3имой (зимы) белочке не будет голодно (голодный).

4. Прочитай текст. Озаглавь. Определи его тему. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание. Подготовься к диктанту.

Мы идём по л_сной тр_пинке. По ст_р_нам растут м_л_дые ду_ки и берё_ки. Пахнет гр_бами и л_ствой. Ласково светит со_нце. Рядом прол_тела стайка др_здов. Над г_л_вой мы услышали крик. Это в д_лёкие страны л_тит б_льшой к_сяк жур_влей. Мы рады последним тёплым дням з_л_той ос_ни.

Прогулка по лесу.

Мы идём по лесной (лес) тропинке (тропы). По сторонам (стороны) растут молодые (молод, молоденький) дубки (дубы) и берёзки (береза). Пахнет грибами (гриб) и листвой (лист). Ласково светит солнце (солнышко). Рядом пролетела (полет) стайка дроздов (дрозд). Над головой (головы, головка) мы услышали крик. Это в далёкие (даль) страны летит (полёт) большой (больше) косяк (косо) журавлей (журавль). Мы рады последним тёплым дням золотой (золото, позолоченный) осени (осенний).

Ахримова Елена Васильевна  — учитель-логопед МБОУ «СОШ № 55 г. Челябинска»

Тема: Пиши грамотно – решая задачи.

Оборудование: компьютер,  проектор, листы ватмана формата А3, маркеры.

Педагогическая идея: используя технологии межпредметной интеграции и проблемного обучения  для повышения  уровня грамотности учащихся начальной школы.

Введение в тему.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Начав работать в общеобразовательной школе, я столкнулась с наличием огромного количества орфографических ошибок в письменных работах обучающихся. А еще часто учителя начальной школы отмечают, что по математике у большинства учеников проблем нет. Изучив методическую литературу и интернет-ресурсы, для решения данной проблемы я использую математическую технологию – аналитического решения задач, а так же технологии моделирования и алгоритмизации.

Для правильного написания слов с  орфограммой необходимо выполнить несколько последовательных действий в определенном порядке, для получения результата, то есть решить задачу. Орфографическая задача сама по себе уже предоставляет  данные, то есть, что известно, условия для ее решения и вопрос — что необходимо узнать. Условия — это сами слова для проверки в словосочетаниях и предложениях, состав которых подскажет,  как правильно выполнить  решение задачи. Данные — это те правилосообразные и другие языковые сведения, которые обучающийся может применять в поиске ответа. Решение — это возможность верного написания слов, словосочетаний и предложений.

Трудности при решении данной задачи (по сравнению с математической):

1.Ученик сам перед собою ставит эту задачу (при выполнения письменной работы, не отвлекаясь от того, что он пишет, от техники написания букв и соединений), обозначить в слове орфограмму и осознать ее как задачу.

2. В каждой строчке текста орфографических задач  не менее 3, а время на решение каждой задачи очень ограниченно.

Школьник совершает действия из  последовательных «шагов»:

  1. найти орфограмму в слове, в словосочетании;
  2. определить ее вид (проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится);
  3. вспомнить правило;
  4. определить способ решения задачи в зависимости от типа, вида орфограммы, от соответствующего правила: безударные гласные проверяются одним способом, слитные или раздельные написания — совсем другим способом;
  5. определить «шаги», ступени и их последовательности, то есть восстановить в памяти алгоритм решения орфографической задачи до начала ее решения, представить себе модель решения;
  6. решить задачу, выполнить ряд последовательных действий, не пропустив ни одного и не допустив ошибки ни на одной ступени, получить итог — выбрать правильное написание;
  7. написать слово, словосочетание в соответствии с решением задачи, осуществить самопроверку.

Такова в общих чертах структура действий учащегося, проверяющего орфограмму с помощью правил. На практике школьник далеко не всегда соблюдает все элементы этой модели, что и приводит к ошибкам.

Не только орфографические цели, но задачи умственного развития учащихся требуют систематического использования подобных моделей. Если обратиться к теории проблемного обучения (проблемное обучение – это модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность), то можно найти в решении орфографической задачи важнейшие признаки проблемности:

  1. учащийся, ориентируясь в создающихся при письме ситуациях, сам находит объект задачи (орфограмму), осознает его и задачу,
  2. сам находит способ решения этой задачи,
  3. сам решает и фиксирует результат, то есть пишет, претворяет мысленное действие в практику письма.

Трудно найти пример более полного применения принципа проблемного обучения, чем в решении орфографических задач в условиях свободного письма.

 На практике, в  помощь учащимся создаем с ними указания в виде плаката-инструкции, используя идеи моделирования и алгоритмизации, где даны 3-4 рекомендации в нужной последовательности:

 1. Какую букву или какие буквы ты проверяешь?

2. На какое правило? Укажи способ, проверки: применить правило; проверить по словарю;

3. Назови ступени проверки; сделай вывод: как следует написать?

 4. Напиши! Еще раз проверь!

Естественно, что эти указания для учащихся значительно сокращены по сравнению с той последовательностью, которая дана выше. Условием эффективности подобных инструкций для учащихся является глубокое понимание всей последовательности педагогом, понимание психологических механизмов решения задачи и способность оказывать направляющее воздействие на учащихся. Часто в своей работе, использую слово «алгоритм».  Алгоритм в обучении — точное и легкое для понимания описание (или предписание) выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи определенного типа; при точном соблюдении всех шагов решения задачи алгоритм приведет к правильному результату. В практике, лучше применять последовательность из 3 максимум 4 «шагов».

Пример практического применения метода.

Для примера, выполним следующую работу. На листе ватмана А 3, прилепленном на доске, пишем слово «на берегу».

Проверяем орфограмму — слитное или раздельное написание «на берегу». Грамматическая основа решения задачи: выяснение, является ли «на» предлогом — в этом случае писать раздельно, или это приставка, и ее надо писать слитно. Правило построено на лингвистическом эксперименте: учащийся должен, попытаться расширить предложение, ввести между предполагаемым предлогом «на» и существительным «берегу» какое-либо прилагательное. Как видим, решение опирается на чувство языка. Следующий «шаг» — подстановка имени прилагательного: «На высоком берегу». Лингвистический эксперимент дает положительный результат: прилагательное можно вставить, смысл предложения и связь между словами при этом не теряются. Значит, «на» — предлог, и писать следует раздельно. Задача решена: следует написать и осуществить самопроверку.

Для автоматизации навыка решения орфографических задач, применяю пособие О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой  C:UsersUserDocuments177220_671057.jpg

Эффективность данной методики подтверждается проведенной итоговой и промежуточной диагностикой. Количество ошибок в письменный работах у учащихся, получающих коррекционную помощь снизилось с 15-20 в 1 работе до 5-6.

Работа в группах.

Для работы предлагается разделиться на группы по 4-5 человек. Каждой группе будет предложено составить алгоритм решения 3 орфографических задач. Слова написаны на листах ватмана форматом А3. Под каждым словом необходимо написать алгоритм решения, но не более 3-4 пунктов.

1 группа – б.дноватый,  суш., раз.единение              

2 группа – обв.тшалый,  усач., вз.ерошенный

3 группа – гр.циозность, мятеж., с.ёжился

4 группа – зав.хрение, бреш., об.едки

Обсуждение алгоритмов, созданных рабочими группами.

Свои алгоритмы решения данных задач.

А я Вам предложу свои алгоритмы действий.

Алгоритм проверки орфограммы «Безударный гласный в корне слова».

1-й шаг: Найди в корне гласный звук.

да нет: безударный ли он?

2-й шаг:  Если безударный, то подбери проверочное слово.

да нет: этот гласный под ударением?

3-й шаг:  проговори отчетливо, как следует написать. Напиши.

Алгоритм проверки  написания «Ь» после шипящих на конце имен существительных.

1-й шаг: Это (проверяемое) слово- имя существительное?

да нет: проверь по словарю

2-й шаг: Оканчивается ли на шипящий «Ж», «Ч», «Ш», «Щ»?

да нет: проверь по словарю

3-й шаг: Определен род: мужской, женский

женский: «Ь» пишется мужской: «Ь» не пишется

Алгоритм проверки употребления «Ъ»:

1-й шаг: Есть ли в слове приставка?

да нет: «Ъ» не пишется

2-й шаг: Оканчивается ли она на согласный?

да нет: «Ъ» не пишется

3 -й шаг: Если ли после приставки «Е», «Ё», или «Я»?

да: «Ъ» пишется

нет: «Ъ» не пишется

Но, в заключение нашей работы, должна сказать,  что далеко не все правила орфографии поддаются алгоритмизации. По некоторым из них алгоритм оказывается слишком простым — всего один шаг, по иным — слишком сложным (например, правописание личных окончаний 1 го и 2-го спряжений) для младших школьников. В целом же алгоритмический подход обеспечивает эффективность обучения применению орфографических правил в начальной школе.

Спасибо за работу!

        Карточки по русскому языку для    

        самостоятельной работы 4 класс

                       карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточки охватывает все основные темы русского языка начальной школы и  очень удобны для использования в работе  учителям, а также родителям для индивидуальной работы дома с ребёнком.

Как быстро и легко выучить таблицу умноженияК концу 4-го класса ребенок должен знать и уметь:

  • изученные части речи и их признаки, однородные члены предложения;
  • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 75-80 слов с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов);
  • «I и II спряжение глаголов»;
  • мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа);
  • знаками препинания между однородными членами (при перечислении, при употреблении союзов а, но);
  • производить фонетический разбор слов;
  • производить разбор слова по составу: определять в слове корень, приставку, суффикс, окончание;
  • производить разбор слова как части речи: определять род, склонение, число, падеж имен существительных; род, число, падеж имен прилагательных; число (род), спряжение глаголов;
  • производить элементарный синтаксический разбор предложений, определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  • знать слова с непроверяемыми написаниями:

автомобиль, агроном, адрес,, аккуратно,  аллея,  багаж,  беседа, библиотека,  билет,  богатство,  вагон,  везде,  вокзал,  восемь, впереди вчера,  газеты,  гореть,  горизонт,  двенадцать,  директор, до свидания желать,  железо,  завтра,  здесь,  издалека,  инженер, интересный, календарь, килограмм,  километр,  комбайн,  корабль,  космонавт, костер медленно, металл, назад, налево, направо, одиннадцать, около, пассажир, победа,  портрет,  правительство,  председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолет, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу  права, телефон, теперь, хлебороб, хозяйство, шестнадцать, шоссе, шофер, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция. 

(список словарных слов может отличаться в зависимости от программы)

Карточка 1

1. Вставить безударные гласные:

л…сные цв…точки, п…св…тлело в л…су, з…л…тая ос…нь, курлыч…т жур…вли, м…я сл…за, в…рсистый к…вер, кр…чат гр…чи, в…сенние л…сточки, …сенняя кр…с…та, хр…нит до в…сны, с…дит с…ва

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

По берегам речки растут осины.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

лесной, березка, цветочки, весенний, прибежала, ельник

4. Подобрать синонимы к слову красный. _______________________________________

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 2

1. Вставить безударные гласные:

т…скает ч…рв…ков, по…вились пт…нцы, с…дит на сн…гу, п…с…лился под м…стом, гл…дит к…за, з…св…стели про в…сну, по л…сной прос…ке, прил…тели на с…сну, св…и сл…ва, н…сет д…мой

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Пушистые бобры ставят прочные плотины на лесных речках.

3. Выполнить фонетический разбор слова адрес.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

г…зета, в…гон, к…мбайн, тракт…р, м…даль, р…кета, авт…м…биль, тра…вай, с…молет, т…пор, м…л…ток, кр…вать

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 3

1. Вставить безударные гласные:

м…дв…жонок дог…дался, прив…ла с…стра, вым…зался в гр…зи, на дв…ре св…тлым-св…тло, см…трела на зв…рей, л…тит пч…ла, на хв…сте прин…сла, т…скает л…сточки, два м…лоденьких др…зда

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Осенью в лесу зеленеет маленькая елочка.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

елочка, звездочки, доносится, осенний, позеленел, подоконник

4. Подобрать эпитеты к слову осень. _____________________________________

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 4

1. Вставить безударные гласные:

приб…жал л…сник, в з…леном л…су, подн…лась зв…зда, пил из зав…ди, д…лекая г…ра, зв…рюшки разб…жались, б…льшие цв…ты, в…сит к…вер, прил…тели в…сной, выв…ли пт…нцов

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Осенний гриб раздвинул листья и травинки.

3. Подобрать однокоренные слова к слову береза. _________

4. Написать антонимы к словам приплыть, стоять, улететь, сесть.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 5

1. Вставить безударные гласные:

см…трел в …кно, с в…селым ш…луном, в…зет л…шадка, пох…дила по п…лянке, дот…нулся до цв…тка, п…д…рили скв…рца, б…льшой м…хнатый шмель, по б…кам б…леет, п…лзет по д…ске

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Мышонок высунулся из травы и осмотрелся.

3. Выполнить фонетический разбор слова мебель.

4. Подобрать синонимы к слову аккуратный.

НОВОСТИ

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 6

1. Вставить безударные гласные:

гр…бов не н…х…жу, из дв…ра л…сника, сн…жинка у ст…б…лька, т…ж…лое в…дро, б…гут руч…йки, н…сился по оз…ру, вл…тел в …кно, вст…ют на к…ньки, повстр…чался со щ…нком, др…жали от хол…да

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Деревья роняли свой осенний наряд.

3. Написать 10 слов с приставкой по

4. Выполнить фонетический разбор слова осень.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 7

1. Вставить безударные гласные:

выл…чил б…льных, м…лькает над цв…тком, хв…тает ч…рв…ков, з…леный буг…рок, л…тит к дер…ву, прит…щила м…дку, с…дят на п…ньке, зап…сать гр…бочки, к…паться в з…мле

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Ива осыпала елочку тонкими золотыми листочками.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

к…лендарь, к…р…ндаш, к…стрюля, м…дведь, с…бака, п…тух, ябл…к…, па…ажир, жен…ина, л…пата, п…беда, обл…ка

4. Подобрать эпитеты к слову друг.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 8

1. Вставить безударные гласные:

з…л…тые лучи, по р…систой п…ляне, вес…ло п…б…жал, л…вить в оз…ре, вып…лзли кр…ты, пч…линые кельи, м…док с цв…тов, б…льшой л…нтяй, нед…л…ко от р…ки, пл…щадка во дв…ре, цв…тет ч…ремуха

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

С клёна упали на землю красивые звездочки.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

подберезовик, ученик, переписка, позвонить, яблоко, игрушка

4. Подобрать антонимы к словам белый, яркий.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 9

1. Вставить безударные гласные:

т…ж…лый кам…нь, в…зились в с…ду, не ус…дишь на з…мле, м…лчит л…са, л…дяная г…ра, л…тает с…ва, гол…дно з…мой, над в…ршиной г…ры, кр…сивая д…ревня, п…лянка у руч…йка, х…лодной в…сной

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Елочка раскинула свои пушистые лапки.

3. Подобрать однокоренные слова к слову дар.

4. Подобрать синонимы к слову верный.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 10

1. Вставить безударные гласные:

сл…телись с б…р…гов, выл…з зв…рек, в…да зат…пила, по…вились х…лмы, гр…зила зв…рюшкам, хл…почет в с…ду, кр…чат скв…рцы, р…звится в…т…рок, ш…рокие п…ля, в…с…литься в г…стях

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

По хмурому небу плыли осенние облака.

3. Написать 10 слов с приставкой на.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

с…рень, ур…жай, а…ея, к…ртофель, л…герь, н…род, с…лома, п…м…дор, р…стение, п…года, кр…вать, кв…ртира

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 11

1. Вставить безударные гласные:

по…вились гр…чи, гл…дишь на скв…рца, б…ится х…л…дов, в цв…тах тр…ва, в…да осв…жила, к…чает г…л…вой, укр…шать с…дами, п…л…сатый шмель, с…ло Б…резовка, руч…ек б…жит, цв…ты в с…ду

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Выдался ясный осенний денек.

3. Выполнить фонетический разбор слова денек.

4. Подобрать эпитеты к слову ученик.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 12

1. Вставить безударные гласные:

т…пло не за г…рами, в…сенняя к…пель, веч…ром стр…кочут, х…лодная з…ма, ск…льзнул под к…ру, зат…пил п…чурку, приб…жал д…мой, н…л…вил кар…сей, ст…ят сн…говики, оп…дает л…ства

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

В зеленой траве пестрели ядовитые мухоморы.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

бабушка, белочка, соседушка, собака, сладкий, холодный

4. Подобрать антонимы к словам грубый, щедрый, умный, трудолюбивый.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 13

1. Вставить безударные гласные:

на ш…сте дв…рец, от в…сенних т…ней, л…тят во все стор…ны, з…вут г…стей, в н…ре л…сята, ш…рокая тр…пинка, х…лодная в…да, ст…ит ст…ной, в тр…ве у б…р…зды, ш…гал по ст…лу, т…мнеют сл…ды

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Я люблю бродить по лесу поздней осенью.

3. Подобрать синонимы к слову умный.

4. Написать 10 слов с суффиксом очк.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 14

1. Вставить безударные гласные:

поб…жал по д…ске, обр…нил в…л…синки, гн…здо под к…рнями, л…тят не сп…ша, з…л…тое к…льцо, б…жит б…гом, др…зды в гн…зде, на п…лянке около р…ки, к…рмил ч…рв…ками, ск…зала с…стра, прин…сла в…ды

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Из ельника доносится пронзительный свист рябчика.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

б…гаж, ж…лезо, д…рога, п…рог, б…седка, к…ртина, п…сок, р…бята, а…уратный, д…ревня, з…втр…к, се…одня

4. Подобрать однокоренные слова к слову учить.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 15

1. Вставить парные согласные:

за мы…кой доро…ка, у…кие гла…ки, на шу…ке пуго…ка, оши…ка в тетра…ке, на ла…ках цара…ки, оха…ка тра…ки, тя…кий гру…, морко…ка на гря…ке, ле…кий бе…, взгля… лоша…ки, ни…кий поро…

2. Выписать словосочетания из предложения:

Холод загнал мелких зверьков в норки.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

грустный, светлячок, цветник, синяк, задумчивый, дедушка

4. Подобрать эпитеты к слову книга.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 16

1. Вставить парные согласные:

ло…кий рыба…, мя…кий сне…, ре…кие сл…ва, пру… глубо…, барабанщик был ра…, медве…ь не замер…, ро…кая голу…ка, зале… в сугро…, ду…кам зя…ко, ле…кая похо…ка, гла…кий лё…, де…ский са…

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Алые гроздья рябины привлекают свиристелей.

3. Выполнить фонетический разбор слова рябина.

4. Подобрать антонимы к словам большой, низкий, широкий, глубокий.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 17

1. Вставить парные согласные:

оста…ки сла…ки, чу…кие у…ки, ни…кая ве…ка, у бере…ки сле…ки, де…ки в избу…ке, варе…ка подру…ки, пры…ки пичу…ки, ре…кая лоша…ка, ли…кий сне…, це…кие ко…ти, кре…кий каранда…, у Сере…ки сырое…ки

2. Выполнить синтаксический разбор предложения. Расставить знаки препинания:

На севере деревья растут медленно но вырастают крепкими и могучими.

3. Написать 10 слов с приставкой на-:

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

до св…дан…я, ж…лтый, м…рковь, п…года, …кскурсия, к…см…навт, пш…ница, п…тух, Ро…ия, адр…с, з…вод, в…рона

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 18

1. Вставить парные согласные:

ре…ька с морко…кой, по у…кой тро…ке, ни…кий оре…ник, на пово…ке, по доро…ке, поле… за ша…кой, ре…кий стук, жи…кая ка…ка, гла…кие сапо…-ки, бли…кий дру…, ро…кий звере…, ска…ка о ры…ке

2. Расставить знаки препинания:

Лев смотрел на собачку поворачивал голову из стороны в сторону и не трогал ее.

3. Подобрать однокоренные слова к слову сапоги.

4. Подобрать синонимы к слову водоем.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 19

1. Вставить парные согласные:

на ни…кой но…ке, у…кая тро…ка, моро… со сне…ком, сла…кая ре…ка, кре…кая вере…ка, перед поса…кой морко…ки, ле…кие крылы…ки, сла…-кий арбу…, на гря…ке ре…ка, ло…кий ле…

2. Расставить знаки препинания:

Собачка легла на спину подняла лапки и стала махать хвостиком.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

поездка, лисица, пограничник, перекличка, лошадка, находка

4. Подобрать эпитеты к слову мама.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 20

1. Вставить парные согласные:

ги…кий пру…, сере…ки у бере…ки, бабу…ка в око…ке, у…ки на маку…ке, пол…ти через овра…, у деду…ки на ночле…, зага…ка про арбу…, турис… в ло…ке, ребя…ки в пала…ке, испра…ь оши…ку

2. Расставить пропущенные знаки препинания:

В песне говорилось и про зеленый лужок и про весну и про коня на воле.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

м…роз, площ…дь, с…пог, т…традь, стор…ж, бер…г, леб…дь, в…р…бей, с…л…вей, за…ц, яг…да, гру…а

4. Выполнить фонетический разбор слова сосна.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 21

1. Вставить пропущенные буквы в приставках:

…тгадал, н…тянул, п…шел, з…летел, …ткрыл, н…дрезал, п…дходит, з…-гудел, п…красил, п…лет, р…сход, п…ездка, п…ход, з…писка, п…дарок, п…дберезовик, з…держал, з…мяукал

2. Расставить знаки препинания:

Течение подхватило льдину покружило на месте а потом понесло вперед и ударило в затор.

3. Написать 10 слов с суффиксом -ник

4. Подобрать антонимы к слову умный.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 22

1. Вставить пропущенные буквы в приставках:

п…ложил, з…работал, …тложил, п…дтолкнул, пр…бежал, …пустел, …твел, н…бирал, п…шел, н…падал, з…стучал, пр…валился, п…садил, н…ловил, …тбежал, …бледенел, з…рыл

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Булька стал чесать за ушами и греметь ошейником.

3. Подобрать однокоренные слова к слову лес.

4. Написать 10 слов с приставкой пере-:

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 23

1. Раскрыть скобки:

(по)является (из)леса, (по)гладил (у)собаки, (в)стороне (в)горах, (при)вез (в)субботу, (за)держал и (на)кормил, (за)шел (за)угол, (за)тормозил (за)поворотом, (за)снул (за)партой, (вы)ехал (из)двора, (вы)лез (из)машины, (в)лез (в)дупло

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

подарки, полевые, вечерний, узкая, низкий, ленивый

4. Подобрать синонимы к слову бежать.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 24

1. Раскрыть скобки:

(На)ехал (на)камень, (на)писал (на)полях, (вы)рос (из)земли, (за)плакала (от)горя, (у)везли (с)поля, (по)бежал (по)поляне, (пере)городил (перед)домом, (за)работал (на)заводе, (по)ехал (на)лыжах, (на)рвала (на)лугу.

2. Расставить знаки препинания:

Захар открыл банку консервов достал горшочек с медом бруснику яблоки грибы.

3. Подобрать эпитеты к слову лисица.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

во…зал, ж…лезо, ко…ектив, завтр…к, г…зета, …зык, р…сунок, к…стер, сах…р, меб…ль, тра…вай, ч…твер…

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 25

1. Вставить парные согласные:

Ле…кий, ро…кий, сла…кий, отга…ка, бере…ка, улы…ка, поло…ка, оши…ка, яго…ка, тра…ка, сколь…кий, сторо…ка, зага…ка, стару…ка, фля…ка, ни…кий, ги…кий, гла…кий.

2. Расставить знаки препинания:

Ребята гудели свистели издавали соловьиные трели.

3. Подобрать однокоренные слова к слову лень.

4. Выполнить фонетический разбор слова ель.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 26

1. Расставить парные согласные:

Ду…ка, була…ка, бума…ка, гу…ка, варе…ка, голу…ка, морко…ка, гря…ка, доро…ка, блу…ка, зу…ки, остро…ки, ду…ки, кни…ка, гла…ки, сугро… , коро…ка, заря…ка.

2. Расставить знаки препинания:

В Россию приглашаются талантливые архитекторы скульпторы живописцы.

3. Определить падеж существительных:

сделана из дуба, подошел к собаке, бежит по полю, тащит в дупло, приехал из Москвы, протер полы, пришел из школы, пролетел над городом

4. Выполнить фонетический разбор слова заяц.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 27

1. Вставить парные согласные:

Ястре… , клюю… , кру…ка, заморо…ки, ры…ка, ло…ка, оши…ка, шу…ка, лоша…ка, ло…ка, повя…ка, но…ка, ю…ка, площа…ка, ска…ка, нахо…ка, пиро…ки, ука…ка.

2. Расставить знаки препинания:

Артем подошел к няниной постели поднял лежавшую на полу коробочку с серными спичками взял горсть их к себе в карман.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

столяр, свинарка, грозовой, радостный, известный, пилка

4. Подобрать синонимы к слову лошадь.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 28

1. Вставить парные согласные:

Кно…ка, подру…ка, ка…ка, сапо…ки, ко…ка, сне…ки, кро…ки, лягу…ка, ла…ки, фла…ки, ре…ка, разве…ка, кры…ка, ша…ка, поло…ка, сосе…ка, матре…ка, ве…ка.

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Дача просторная и удобная но находится далеко.

3. Выполнить фонетический разбор слова книжка.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

пр…вительство, б…гаж, …зык, т…варищ, с…рень, се…лка, с…лют, се…одня, р…бята, г…зета, к…мандир, …борона

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 29

1. Вставить парные согласные:

Ми…ка, заме…ка, ги…кий, шлан… , тра…ка, ло…кий, сла…кий, ме…кий, ре…кий, ни…кий, кле…ка, око…ко, зимо…ка, петру…ка, стру…ка, крова…ка, у…ка, ча…ка, салфе…ка.

2. Расставить знаки препинания:

Потоки воды и размывают вершины оврага и роют ямы на его дне и образуют новые овражки.

3. Подобрать эпитеты к слову игрушка.

4. Подобрать антонимы к словам быстрыйострыйдлинныйдневной.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 30

1. Вставить где необходимо согласные:

Поз…ний, вес…ник, грус…ный, учас…ник, чес…ный, здра…ствуй, звез…ный, со…нце, капус…ный, сер…це, поз…ний, счас…ливый, лес…ница, радос…ный, облас…ной, вкус…ный, прекрас…ный.

2. Расставить знаки препинания:

Овражки ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги.

3. Определить падеж имен существительных:

вернулся с фабрики, ждет братика, сверкал в небе, сложили солому, окутывал землю, пошел за фонарем, нашел зерно, вышел из болота

4. Написать 10 слов с приставкой —про-.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

 Карточка 31

1. Вставить, где необходимо, согласные:

звез…ный, доблес…ный, ужас…ный, опас…ный, чес…ный, вкус…ный, ярос…ный, сер…це, трос…ник, пас…бище, праз…ник, чу…ствовать, извес…ный, прекрас…ный, прелес…ный, лес…ница

2. Вставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Ветер загудел затрещал сорвал крышу с сарая и помчался дальше.

3. Подобрать однокоренные слова к слову взгляд.

4. Выполнить морфемный разбор слов:

побелка, покраска, березка, въезд, моряк, капустное

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 32

1. Вставить, где необходимо, согласные:

чудес…ный, праз…ничный, поз…но, интерес…ный, вес…ник, грус…ный, прелес…ный, радос…ный, звез…ный, крепос…ной, чес…ный, жалос…ливый, ненас…ный, влас…ный, чу…ство, капус…ный

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Ветер несется ломает сучья крутит пыль подхватывает солому но вдруг резко затихает.

3. Подобрать синонимы к слову друг.

4. Написать 10 слов с безударными гласными в корне.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 33

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

мыш… , рубеж… , чертеж… , мираж… , блиндаж… , нож… , корж… , трубач… , помощ… , циркач… , брош… , молодеж… , багаж… , карандаш… , товарищ… , рож… , плач… , ноч… , камыш… , еж… , луч…

2. Вставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор:

Лес пожелтел поскучнел под дыханием осени.

3. Определить падеж имен существительных:

сидела на ветке, сражался за Родину, улетели на юг, работал в тетради, прыгал по дорожке, смотрел на сестру, увидел сокола, сорвал сирень

4. Выполнить фонетический разбор слова осина.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 34

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

трубач… , фальш… , ключ… , плащ… , роскош… , грач… , москвич… , мяч… , репортаж… , манеж… , матч… , приемыш… , ерш… , сторож… , смерч… , лещ… , стриж… , врач… , малыш… , суш… , дич…

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор:

Сухие листья трепетали на ветках опадали крутились в воздухе.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

б…блиотека, б…седа, д…ректор, д…рога, с…реневый, с…лома, с…юз, тра…вай, ко…екция, рев…люция, р…сунок, обл…ко

4. Написать 10 слов с непроизносимыми согласными.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 35

1. Вставить, где необходимо, ь на конце существительных:

ткач… , пляж… , мыш… , камыш… , туш… , суш… , этаж… , шалаш… , чиж… , уж… , стриж… , нож… , малыш… , ландыш… , дич… , карандаш… , ерш… , багаж… , вещ… , ноч… , доч… , роскош…

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Листья покрывали землю пестрым мягким шуршащим ковром.

3. Подобрать эпитеты к слову стена.

4. Написать 10 слов с приставкой обо-.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 36

1. Вставить безударные гласные:

б…льной, б…днота, пр…бег, н…в…днение, вр…дители, взгл…нуть, п…вязка, веч…ром, св…рить, в…лнушки, в…ренье, д…леко, зв…нок, к…ток, кл…новый, л…сточек, д…ждливый

2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:

Лес задумался и смотрел в бледное низкое хмурое небо.

3. Подобрать однокоренные слова к слову дерево.

4. Выполнить морфемный разбор слов:

морской, подорожник, поход, часовщик, больница, ученица

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 37

1. Вставить безударные гласные:

г…лубка, пл…щадка, см…льчак, в…здушный, др…жать, зар…дить, в…шневый, заскр…пел, д…лекий, п…лезный, ск…листый, т…желый, р…зьба, д…ржал, д…мой, т…нул

2. Расставить знаки препинания:

Тишину нарушал и треск сухой ветки и шумный полет птицы и сердитый крик вороны.

3. Подобрать синонимы к слову солдат.

4. Выполнить фонетический разбор слова резьба.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

 Карточка 38

1. Вставить безударные гласные:

п…стух, др…зды, сн…жинка, кр…чал, м…стечко, стр…ительная, к…менистая, ст…яла, л…сная, л…сица, цв…точек, тр…пинка, гр…бник, б…р…говая, р…чной, выст…вка, б…льной, п…ньки

2. Расставить знаки препинания:

У белки мягкая шерсть чуткие уши быстрые глазки и проворные лапки.

3. Определить падеж имен существительных:

веет ветер, махал руками, поймал воробья, рассказал о салюте, копал лопатой, пил из стакана, бегал в классе, подарил девочке

4. Написать 10 слов с парными согласными на конце слова.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 39

1. Вставить ь или ъ:

в…юнок, учен…е, об…ем, счаст…е, раздол…е, бур…ян, бел…е, в…езд, сынов…я, об…явление, жил…е, от…езд, ател…е, уст…е, зел…е, от…ехал, об…яснил, с…едобный

2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:

И у зайца и у белки и у лисы весной появляются детеныши.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

бер…г, б…реза, в…р…бей, в…рона, вмест… , в…сток, гор…д, два…цать, дев…чка, д…журный, д…кабрь, д…ревня, д…рога, ж…лтый, жен…ина, ж…лище

4. Подобрать эпитеты к слову зима.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 40

1. Вставить пропущенные согласные:

зага…ка, ло…ка, алма… , моро… , фля…ка, бере… , морко…ь, гара… , ло…ь, молоде…ь, расска… , доро…ка, игру…ка, стру…ка, подру…ка, ватру…ка, голу…ка

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Белка быстро скачет с ветки на ветку с вершины дерева на землю но не разбивается.

3. Подобрать антонимы к словам высокодалекохорошобыстро.

4. Написать 10 слов с приставкой над.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 41

1. Вставить ь или ъ:

л…ет дожд… , сил…ная в…юга, отдохнут… у руч…я, лист…я на дерев…ях, хорошен…кое плат…е, вышиват… глад…ю, сер…езное пис…мо, сверкат… медал…ю, б…ет в цел… , шит… пал…то

2. Расставить знаки препинания:

Белка питается древесными почками зернами орехами семечками сосновых и еловых шишек ягодами и грибами.

3. Определить падеж имен существительных:

ходил за коровой, купил посуду, катался на коньках, погнался за зайцем, увидел петуха, написал о медведе, спросил у учителя, упал с лестницы

4. Подобрать однокоренные слова к слову цветок.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 42

1. Вставить ь или ъ:

павлин…и пер…я, кружилис… у пчел…ника, у Дар…и тюл…паны, вязат… плат…е, шалун…я Мар…я, друз…я Ил…и, вороб…иное чирикан…е, нел…зя гулят… , вз…ерошенные вороб…и, под…ехал к уст…ю

2. Расставить знаки препинания:

Никитка принес из колодца ведро холодной воды и долго лил из ковша на руки на обгорелые плечи и спину брата.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

работник, приносит, космический, холодный, зашел, подосиновик, поезд, поездка, ученик, покупатель

4. Подобрать синонимы к слову красивый.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 43

1. Вставить ь или ъ:

раз…яренные мурав…и, с…ел с жадност…ю, в об…ятия к сынов…ям, об…едки лист…ев, об…явление о с…емках, нес…едобное печен…е, об…яснил с радост…ю, об…ел суч…я, сил…ные об…ятия

2. Расставить знаки препинания:

Вова на цыпочках подошел к стеклянной двери повернул ключ нажал на ручку и вышел на террасу.

3. Выполнить фонетический разбор слова поселок.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

з…вод, завтр…к, за…ц, з…мл…делие, з…мл…ника, к…пуста, к…р…ндаш, к…ртина, к…ртофель, кв…ртира, ко…ектив, комн…та, к…рова, лаг…рь, ле…ко

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 44

1. Вставить ь или ъ:

от…езд брат…ев, необ…ятные крыл…я, с…едобные хлоп…я, из…ян сиден…я, в…ется в…юга, с…ел мурав…ев, в…ехал в дерев…я, пред…явить Вороб…еву, раз…единить пер…я

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Резкий порыв ветра пригнул траву к земле покрыл реку частой рябью взвихрил сено на верхушке стога.

3. Определить падеж имен существительных:

подошел к ученику, бежал по тропинке, пил молоко, родился в январе, питается почками, сидели на дереве, уткнула мордочку, летел над лесом

4. Подобрать эпитеты к слову воздух.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

 Карточка 45

1. Вставить ь или ъ:

с…язвить Солов…еву, с…емка в воскресен…е, об…явление в под…езде, об…яснил Соф…е, об…езжал руч…и, сил…но с…ежился, раз…едает сол…ю, об…едают лист…я, стул…я раз…ехались

2. Расставить знаки препинания. Определить падеж существительных:

Подула зима холодом сорвала листья с лесов и разметала их по дорогам.

3. Подобрать антонимы к словам спрашиватьподнятьсяпокупатьстроить.

4. Написать по памяти 15 словарных слов.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 46

1. Вставить безударные гласные:

р…зной, покр…снели, зап…здалый, зап…х, уп…дет, к…сяки, неб…са, м…лькание, огл…нись, прол…вной, пор…дел, пот…желел, пож…лел, з…л…той, к…л…сок, б…р…да, ст…р…на, к…р…шок

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

На опушке леса стоял охотник и высматривал зайца.

3. Написать 10 слов с суффиксом -н-.

4. Подобрать однокоренные слова к слову бежать.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 47

1. Вставить безударные гласные:

г…в…рит, тр…п…тать, г…л…сок, б…р…жок, ст…р…жить, г…л…ва, п…л…са, гр…б…шок, л…п…тать, з…л…неть, ст…б…лек, др…в…сина, х…х…тать, д…р…гой

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Сарай был завален удочками лопатами пустыми корзинами и стеклянными банками.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

кормушка, подушка, подружка, приехали, подлетела, лесной, язычок, диванчик, корешок, ягодные

4. Написать 10 слов с безударными гласными в корне.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 48

1. Вставить безударные гласные:

пол…скать ребенка, пол…скать белье, пос…деть от старости, пос…деть на скамейке, зап…вать лекарство, зап…вать песню, прож…вать в доме, прож…вать мясо, отв…рить картофель, отв…рить дверь, сл…зать с крыши, сл…зать сметану

2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:

С моря дул свежий но холодный ветер.

3. Подобрать синонимы к слову водоем.

4. Написать 10 слов с непроизносимыми согласными.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 49

1. Вставить безударные гласные:

В з…л…тые …сенние дни г…товились к …тлету жур…вли. П…кружились …ни над р…кой, над р…дным б…лотом. Вот п…т…нулись птицы в д…лекие страны. На в…стоке п…к…залась ранняя зорька.

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Писк шум пение наполнили зеленый островок.

3. Определить склонение имен существительных:

аромат леса, перепрыгнул через камень, пригоняют на заре, били по ногам, пели на деревьях, смотрит по сторонам, писал в тетради, зябли в зарослях

4. Выполнить фонетический разбор слова аромат.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 50

1. Вставить безударные гласные:

Мелкие …сенние дождики совсем не п…хожи на летние гр…зовые д…жди. …ни идут беспр…рывно. З…мля не пр…сыхает быстр… , как летом. Вет…р д…л…ко р…зносит с…зревшие с…м…на.

2. Расставить знаки препинания:

Ленька взял шелковую леску привязал к ней за хвост плотвицу и закинул ее через лаз в подполье.

3. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

лес…ница, л…пата, м…г…зин, м…лина, м…шина, м…дведь, мес…ц, м…тро, м…л…ко, м…л…ток, м…роз, М…сква, н…род, …бед, …вес

4. Подобрать эпитеты к слову кошка.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

 Карточка 51

1. Вставить безударные гласные:

сп…дает жара, мечтаешь о п…дарке, р…дная ст…р…на, об аленьком цв…точке, с хрупким ст…клом, ездит на л…шадке, п…с…дить дер…во, т…жело дышит, птичьи г…л…са, слышишь зв…нок, сп…шишь в избушку

2. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Орел взмахнул крыльями и поднялся с дерева.

3. Написать слова в дательном падеже.

аллея, беседа, библиотека, газета, командир, сирень, корабль, оборона, победа, Россия

4. Подобрать антонимы к словам слевавверхусзади.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 52

1. Вставить пропущенные буквы:

cп…шишь в избу…ку, з…т…нул р…мень, ст…ял в б…се…ке, ранний п…вец, шир…ко р…зл…лась, горькое л…карство, сла…кая яг…дка, р…спр…вляет лепестки, т…ж…лые к…лосья

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Лисица уткнула мордочку в хвост и отдыхает а сама посматривает по сторонам.

3. Написать 10 слов с суффиксом -ушк-.

4. Написать слова в родительном падеже:

берег, береза, воробей, коллектив, капуста, мебель, моль, сеялка, сирень,

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 53

1. Вставить пропущенные буквы:

х…лмистая мес…ность, к…лючий ш…повник, у…кая д…ро…ка, на б…рхатистой коже, сл…маешь ве…ку, ш…рокий под…езд, тр…хнули дер…во, кр…чит в…жак, в…ет гн…здо

2. Расставить знаки препинания. Выписать словосочетания:

Внимательно упрямо неутомимо изучайте родной язык.

3. Подобрать однокоренные слова к слову окно.

4. Написать 10 слов с парными согласными в корне слова.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 54

1. Вставить пропущенные буквы:

в в…черней т…шине, об…ед…нился с друз…ями, з…см…трелся на м…дв…жат, з…висит от тебя, радос…ное чу…ство, ле…кая д…рога, ч…ткий т…варищ… , приц…пил т…ле…ку

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

На деревьях пели кричали шумели птицы.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

мордочка, плодовые, зернышко, подула, удочка, охотник, листики, лошадка, серебряный

4. Написать слова в винительном падеже:

аромат, белка, шерсть, глазки, лапа, ветка, вершина, земля, лес, молодежь

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 55

1. Вставить пропущенные буквы:

пр…лес…ная вещ…, с…жаем р…ссаду, др…внейшая история, х…р…шо выгл…дит, сильно г…л…дает, с…ехать с горки, сильная в…юга, вкус…ная з…мл…ника, за в…здушным змеем, кр…сивая мес…ность

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Дама сдавала в багаж диван чемодан саквояж картину корзину картонку и маленькую собачонку.

3. Подобрать синонимы к слову собачонка.

4. Выполнить фонетический разбор слова мягкая.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 56

1. Вставить пропущенные буквы:

кр…сиво т…нцует, схв…тил д…бычу, с…ежился от хол…да, между в…селыми праз…никами, …п…дают листья, выт…нуть из тр…сины, к з…леной п…ляне, к…рмить пт…нца

2. Расставить знаки препинания. Определить падеж существительных:

Табун лошадей выгоняют вечером а пригоняют на утренней заре.

3. Написать 10 слов с удвоенными согласными.

4. Словарная работа. Вставить пропущенные буквы:

ов…щи, …вца, ог…род, …дежда, …днажды, п…льто, п…нал, п…сок, п…года, п…м…дор, п…н…дельник, п…суда, пш…ница, пятн…ца, р…бота

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Карточка 57

1. Вставить пропущенные буквы:

на м…кушке ябл…ни, вкус…ный мед, гла…кие ко…ти, проч…тать об…явление, выс…ко л…тает, радос…ная улы…ка, сколь…кий лё… , п…д…шел к под…езду, с…дел на г…ре, п…йти на с…емку

2. Расставить знаки препинания. Выполнить синтаксический разбор предложения:

В садах растут и плодовые деревья и ягодные деревья и ягодные кустарники.

3. Определить падеж имен существительных:

растет по берегам, сидит у речки, показалась в лесу, ставят плотины, раздвинул листья, вылез из травы, раскинула лапки, плывут по небу

4. Подобрать эпитеты к слову лес.

карточки по русскому языку для самостоятельной работы 4 класс

Хорошим подспорьем для развития речи и грамотности будет рабочая тетрадь «Я умею сочинять».

Это тренажер для тех, кто задумывается о будущем своего ребенка, кто понимает, как развитая речь и творческое мышление способны помочь ребенку в жизни.

• Методика проста, но в то же время уникальна.
• Подходит для занятий и дома, и в школе.
• Вызывает интерес у детей.
• В рабочей тетради 70 учебных страниц.

Дети с интересом погружаются в творческий процесс (проверено на практике!). С удовольствием сочиняют сами и читают рассказы друзей или одноклассников. Делятся придуманными историями с мамами и папами, бабушками и дедушками, получая драгоценные, и очень важные для них, минуты внимания и одобрения. А главное, незаметно для себя дети учатся творчески мыслить, грамотно формулировать свои мысли устно и письменно!

Результат у ребенка:
• Более развитая и грамотная речь;
• Развитие наглядно-образного мышления;
• Увереннее будет писать изложения и сочинения;
• Повышение уровня грамотности;
• Развитие творческого воображения;
• Ребёнку легче формулировать свои мысли;
• Улучшение показателей в учёбе;
• Собственная написанная книга.

Подходит для индивидуальных занятий дома или же как дополнительный материал для учителей, репетиторов.

  • Суть сказки три медведя
  • Суть сказки летучий корабль
  • Сушеная малина главная мысль рассказа
  • Суть сказки серебряное копытце
  • Сутки напролет как пишется