Супер творческий как пишется

Всего найдено: 69 подчиняются ли слова с элементом супер- общему правилу слитного написания, если второй элемент начинается с буквы р?

Всего найдено: 69

Подчиняются ли слова с элементом супер- общему правилу слитного написания, если второй элемент начинается с буквы Р?

Ответ справочной службы русского языка

Да, подчиняются. В словарях можно найти подтверждающие это примеры.

добрый день. подскажите, пожалуйста, как пишется суперянварь? супер-январь? суперъянварь?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: суперъянварь.

Добрый день! Скажите пожалуйста, почему в слове супер-гран-при после супер идет дефис? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Приставка супер… пишется слитно (например: суперсобытие). Но если вторая часть слова содержит дефис (Гран-при), то слитное написание заменяется дефисным и возникает написание с двумя дефисами: Супер-гран-при.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно написать: суперсалют или супер-салют. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Приставка супер… пишется слитно: суперсалют.

Уважаемая Грамота! Прошу разрешить вопрос, связанный с написанием иноязычной приставки СУПЕР-. Пишется она слитно, за исключением случаев написания с именами собственными типа супер-Лиза (это ваш же пример) и случаев сложных типа «супер-мини-компьютер» или «супер-пупер-книга» (ваши же примеры). Словари не фиксируют написание слова СУПЕРРАСКРАСКА, но, судя по правилам и другим похожим словам типа суперрадостный, я права. Разъясните раз и навсегда, пожалуйста. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно слитное написание: суперраскраска.

Здравствуйте! Мне попалась вот такая фраза. Это чудо решило устроить нас близко друг к другу и вдали от всех, супер люкс. И я задумалась… Как правильно писать — «супер люкс» или «супер-люкс»? В интернете встречаются оба варианта. Буду очень благодарна за ответ )) С уважением, Галина.

Ответ справочной службы русского языка

См. словарную фиксацию.

Как писать «суперминикомпьютер»?

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически верно: супер-мини-компьютер.

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как пишется «супер онлайн событие»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Приставка супер… пишется слитно (например: суперсобытие). Но если вторая часть слова содержит дефис (онлайн-событие), то слитное написание заменяется дефисным и возникает написание с двумя дефисами: супер-онлайн-событие.

Как написать такое сочетание «СуперЛиза»? Речь идет о девушке Лизе, которую автор возвел в ранг «супер».

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически правильно: супер-Лиза. Недопустимы слитные написания с прописной буквой в середине слова.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать слово «ящик» с приставкой «супер»? Слитно или через дефис?

Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Слова с приставкой супер- пишутся слитно, перед я требуется твердый знак: суперъящик.

Здравствуйте! Как пишется «субинститут государственной службы»? Словарной фиксации нет. У автора — «субЪИнститут», но ведь -ъ- — только перед -е-, -ё-, -ю-, -я-. Напрашивается аналогия с «подынститут» (опять-таки нет словарной фиксации, но «Справка» рекомендует -ы- после приставки). Неужели «субынститут»?..

Ответ справочной службы русского языка

При образовании слов, начинающихся с и, при помощи приставок иноязычного происхождения гипер-, дез-, интер-, контр-, пост-, суб-, супер-, транс- буква и на ы не заменяется, напр.: гиперинфляция, дезинформация, дезинтеграция, контригра, постимпрессионизм, постинфарктный, субинспектор. Поэтому правильно: субинститут.

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, каков и почему у нас супер истребитель: суперистребитель или супер-истребитель? Или всё же супер истребитель?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Приставка супер… пишется слитно: суперистребитель.

Добрый день!
Супер-премиум-класс — верно?

Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Да, написание с двумя дефисами правильно.

Добрый день! Помогите экстренно, очень прошу. Слитно или раздельно корректно писать приставку супер- в этом случае: Неужто для этой простой операции нужны космические технологии и супер-пупер(оборудование)?
Благодарю за внимание.

Ответ справочной службы русского языка

Словарной фиксации нет. Корректным нам представляется дефисное написание: супер-пупер-оборудование.

Здравствуйте!
Очень хотелось бы получить ответ на вопрос (задаю его второй раз).
Как правильно писать психологический термин «супер-Ид»? По аналогии со словом «супер-эго» вроде бы нужен дефис. Хотя приставка «супер» пишется слитно: «суперблок», например.
И ещё одна загадка для меня: в психологии принято писать термины «Эго», «Оно», «Я», «Ид» с заглавной буквы. Корректно ли это с точки зрения языка? И если да, то не следует ли писать «супер-Эго» вместо «супер-эго», «Эго-блок» вместо «эго-блок»?
Заранее спасибо за ответ! Очень надеюсь, что скорый, т.к. около месяца уже его жду, а время поджимает, нужно срочно.
С уважением,

Ответ справочной службы русского языка

Словарной фиксации нет, но, по аналогии с супер-эго, корректно писать супер-ид. Использование прописной буквы возможно.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Определение и значение приставок в русском языке

Приставка или префикс — это морфема, которая стоит в самом начале слова, сразу перед корнем, и помогает образовывать новые однокоренные слова с самыми разными оттенками смысла.

Несмотря на то, что формально эта морфема называется префиксом, все знают ее под именем приставка. Вероятно, потому что она словно приставляется к слову, чтобы создать до десятка других — похожих по смыслу, но со своими оттенками:

  • бабушка — прабабушка,
  • морской — заморский,
  • бежать — добежать,
  • ярко — поярче.

Как видите, приставки могут быть у разных частей речи, и новые слова они образовывают с совершенно разными значениями. Общий признак один — расположение перед корнем. По нему легко определить приставку и выделить ее в ходе разбора слова по составу.

Проиллюстрируем этот простой процесс, о котором все знают с 3–4 класса, таблицей: как приставки в русском языке образуют новые слова.

Корень Приставка Новое слово
-ход- у- уход
вы- выход
при- приход
ис- исход

Важно!

В одном слове может быть две и даже три приставки — разумеется, все они будут находится перед корнем.

Стоит различать приставки и предлоги, даже если они звучат совершенно одинаково. Однако в русском языка приставка — это часть слова, и она пишется исключительно слитно, в то время как предлог — часть речи и пишется раздельно со значимым словом. Кроме того, с глаголами предлоги не употребляются. Все, что стоит перед глаголом, может быть только приставкой.

Например:

Он добежал до финиша. Птица слетела с ветки.

Как выделить приставку в слове

С опытом морфемных разборов приставку легко научиться замечать с первого взгляда, но если их две или три — могут быть трудности. Как определить, когда заканчиваются приставки и начинается корень? Все просто: нужно подобрать однокоренные слова, а в сложных случаях попросту отбрасывать по одной букве и проверять — слово все еще имеет смысл или уже нет.

Например, возьмем слово подраздел — здесь все просто, на ум сразу приходит раздел, а значит, под- будет приставкой.

Попробуем вариант сложнее:

соприкосновение,

со-при-косновение.

В этом случае стоит вспомнить слово коснуться, и сразу станет понятно, что здесь две приставки: со- и при-.

И еще раз усложним:

недооценивать,

не-до-оценивать.

Если отбросить не- и до-, останется оценивать. Казалось бы, это конец. Но нет! Ведь данный глагол произошел от слова цена, а значит, наш корень будет -цен-. В итоге получается сразу три приставки: не-, до-, о-.

Есть в русском языке и другие слова с тремя приставками: недовыработка, переосмысление, несоразмерный, понапридумывать и т. д.

Образовывая новые однокоренные слова, приставки всегда что-то меняют в их смысле. К примеру, у глаголов они чаще всего помогают изменить несовершенный вид на совершенный: летел — прилетел, долетел, улетел, взлетел.

Но с другими частями речи все намного сложнее. У прилагательных приставка может обозначить близость к чему-либо: дорожный — придорожный, речной — заречный. А может придать оттенок отрицания: умышленный — неумышленный. У существительных она тоже играет совершенно разные роли. Иногда приставка указывает на расположение предмета (береза — подберезовик, рукав — нарукавник, граница — заграница), а иногда придает слову противоположный смысл (симметрия — асимметрия). Как видите, это очень разносторонняя дама!

Какие бывают приставки в русском языке

Все распространенные языки непрерывно развиваются и обогащают друг друга, русский — не исключение. В нашей речи постоянно появляются новые слова, и часть из них возникает путем добавления иностранных приставок. Итак, первый критерий для классификации — происхождение.

Для простоты запоминания составим таблицу приставок в русском языке с отдельными списками для традиционно русских и для иностранных префиксов.

Происхождение Значение Существующие приставки
Традиционно русские префиксы словообразование, формообразование без-/бес-, в-/во-, воз-/вос-/возо-, вз-/вс-, вы-, до-, за-, из-/ис-, изо-, на-, наи-, недо-, над-/надо-, не-, низ-/нис-/низо-, о-, об-/обо-, обез-/обес-, от-/ото-, па-, пра-, по-, под-/подо-, пере-, пре-, пред-/предо-, при-, про-, раз-/рас-/разо-, с-/сщ-, су-, через-/черес-/чрез-
Иностранные префиксы словообразование, неологизмы а-, ана-, анти-, архи-, гипер-, гипо-, де-, дез-, дис-, ин-, интер-, инфра-, квази-, кило-, контр-, макро-, микро-, мега-, мата-, мульти-, орто-, пан-, пара-, пост-, прото-, ре-, суб-, супер-, транс-, ультра-, экстра-, экс-

С иностранными приставками все просто: каждая из них имеет свое строго определенное значение. Например:

  • приставки а- и анти- всегда превращают слово в антоним (логичный — алогичный, материя — антиматерия);
  • пан- говорит о масштабности явления (славизм — панславизм);
  • ультра- подчеркивает крайнее выражение какого-либо свойства (правый — ультраправый);
  • гипо- отражает ослабление того или иного качества (тонус — гипотонус).

Правда, в некоторых словах (в основном греческого происхождения) приставка настолько слилась с корнем, что отдельно не выделяется. Например, слово пантеон можно разделить на две части: пан и теос (в переводе — «божество»). Но приставка пан- в данном случае считается частью корня. Причина в том, что это полностью иностранное слово, а не конструкция из иностранного префикса и корня, который уже давно существует в русском языке.

Виды приставок и правописание

Зная происхождение приставки, мы можем кое-что понять и о ее правописании. Проще всего разобраться с морфемами, которые имеют иностранное происхождение.

Важно!

Иностранные приставки всегда пишутся одинаково, независимо от того, с какой буквы начинается корень, поэтому их надо просто запомнить.

Правописание традиционно русских приставок намного интереснее. Они делятся на три группы, и в каждой есть свои правила. Для начала давайте перечислим все виды приставок, какие есть в русском языке.

Виды Примеры Характеристика
Одновариантные (неизменяемые) об-/обо-, от-/ото-, над-/надо-, под-/подо-, пред-/предо-, в-/во-, пра-, про-, за-, на-, вы-, у-, о-, су-, по- Не меняются в зависимости от корня и пишутся всегда одинаково, поэтому их нужно запомнить.
Двухвариантные роз-/рос-, раз-/рас- Правописание зависит от ударения: если данный слог является ударным, пишем о, а если безударным — а.
без-/бес-, вз-/вс-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, роз-/рос-, чрез-/через-, чрес-/черес- Выбор между з и с зависит от первой буквы корня: если это глухая согласная — нужна с, а если звонкая — з.
Смысловые при-, пре- Употребление и или е зависит от смысловой нагрузки: если слово обозначает превосходную степень чего-то или же приставка может быть заменена на пере-, нужна буква е, в остальных случая пишем букву и.
Иностранные а-, анти-, архи-, контр-, де-, экс- и т. д. Всегда пишутся одинаково и имеют вполне конкретный однозначный смысл.

Важно!

В русском языке нет приставки з-, поэтому слова сбежать, сморгнуть, сдаться, сладить и т. д. пишутся только с буквой с, как бы мы их ни произносили.

Правописание приставок раз-/рас-, роз-/рос-

Сейчас мы подробнее разберем правила, коротко указанные в таблице. Начнем с приставок роз-/рос-, раз-/рас-, правописание которых проверяется постановкой ударения. Это несложная тема:

Если на приставку падает ударение в слове — пишем роз-/рос-. Если ударение падает на другой слог, пишем раз-/рас-.

Обратите внимание на ударный слог:

  • рóзданный,
  • рóзжиг,
  • рóссыпь.

А вот здесь ударение падает не на приставку:

  • разда́ть,
  • расплеска́ться,
  • рассмотре́ть.

Но из любого правила можно найти исключения, и здесь они тоже есть. Слово розыскной нужно просто запомнить, поскольку оно пишется с о в безударной приставке.

Курсы по русскому языку онлайн в школе Skysmart помогут улучшить оценки в школе, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.

Правописание приставок, оканчивающихся на з и с

В приставках роз-/рос- и раз-/рас-, которые мы рассматривали выше, выбор стоит не только между а и о, есть вопросы к буквам з и с. Поэтому вспоминаем правило из таблицы:

Все внимание на корень слова: если он начинается со звонкой согласной — в приставке пишем з, а если с глухой — пишем с.

Это правило касается всех приставок в русском языке, которые заканчиваются на з или с.

Приставки перед звонкими согласными:

  • развалить,
  • безвозмездно,
  • изнеженность,
  • низвести,
  • возгорание,
  • чрезмерно,
  • взлететь.

Приставки перед глухими согласными:

  • распутица,
  • беспечный,
  • испугаться,
  • нисхождение,
  • воссоздать,
  • чересполосица,
  • вскинуться.

Напомним, что приставки з- в русском языке нет, поэтому в таких словах всегда нужно писать с-, независимо от того, какая буква слышится при произношении.

Есть немало слов, в которых отчетливо слышится з-, но пишется с-, например:

  • сбежать,
  • сбить,
  • сбросить.

Будьте внимательны, в некоторых словах, начинающихся с буквы з, это начало очень похоже на приставку, однако все же является частью корня. Например, такие сомнения могут появиться относительно слов здешний, здравствовать и т. д.

Правописание приставок пре- и при-

Эти префиксы недаром называют смысловыми — их написание зависит от значения слова.

Приставка пре- в русском языке используется только в двух случаях:

  1. Если нужно обозначить чрезмерную, превосходную степень чего-либо:

    • премило — очень мило,
    • преумножить — очень сильно увеличить,
    • преуспеть — приобрести очень большой успех.
  2. Если можно заменить приставку на пере- и смысл не изменится:

    • преобразить — «переобразить», изменить образ,
    • преступить — переступить,
    • преломить — переломить.

Приставка при- помогает передать намного больше разных смыслов:

  1. Близость к чему-либо или принадлежность:

    • приморский,
    • пригород,
    • Придонье.
  2. Присоединение к чему-либо:

    • привязать,
    • приделать,
    • причалить.
  3. Неполное действие, выполненное в полсилы:

    • пританцовывать,
    • приговаривать,
    • приодеться.
  4. Завершенное действие:

    • прибежать,
    • придумать,
    • признать.

Существуют слова, в которых с равным успехом можно написать и пре- и при-, но смысл при этом будет полностью меняться. Все об огромном значении этих приставок в русском языке расскажет таблица.

Различаем по смыслу При- Пре-
Притворить дверь (неполное действие) Претворить в дело (сделать)
Приумножить (прибавить) Преумножить (= очень)
Придавать значение Предавать друзей
Приклониться к земле (приблизиться) Преклоняться перед талантом (уважать)
Приёмник (радио) Преемник (последователь)
Привратник (консьерж, сторож) Превратный (искаженный)
Придел (часть храма) Предел (крайняя точка)
Приставить (к чему-либо) Преставиться (умереть)
Призреть (дать приют) Презреть (пренебречь)
Приступить (начать) Преступить закон
Прибывать (к какому-то месту) Пребывать (в городе)

Правописание приставок пра- и про-

Это, пожалуй, самая простая и однозначная пара префиксов. Дело в том, что в русском языке приставка пра- встречается очень редко. Она бывает только в словах, которые обозначают нечто старинное, изначальное, имеющее отношение к предкам. Если же слово никак не может иметь такой смысл, можно смело писать про-.

Выбор между приставками про- и пра-

Сложно сказать, сколько всего приставок в русском языке, но мы постаралась затронуть основные и самые популярные. Хотя в этой теме есть еще много интересного — например, правописание мягкого и твердого знака в приставках, заимствование слов из старославянского языка и т. д.

Вопросы для самопроверки

  1. В каком слове нужно вставить букву и: пр_вратить в золото, пр_образование вещества, пр_ходящий успех, пр_широкий проспект?

  2. Определите, в каких словах есть приставка, а в каких она отсутствует: сладить, склеить, здешний, слеток, здравствовать.

  3. Найдите слово с неизменяемой приставкой: надломить, распоясаться, бесстрашие, превратный.

  4. В каких словах следует вставить букву о: пр_бабушка, пр_образ, пр_бежаться, пр_родина, пр_дедовский?

  5. Определите, какие слова пишутся слитно, а какие — через дефис: (контр)атака, по(дружески), (анти)дот, (архи)епископ, (инфра)красный.

  6. Впишите недостающие буквы: Саша пр_был в город Архангельск и решил остаться в месте пр_бывания на год.

  7. В каком ряду все слова — с приставкой без-?

    • бе_радостно, бе_покойный, бе_приютный;
    • бе_сердечный, бе_сильный, бе_путный;
    • бе_дорожье, бе_полезный, бе_жалостный.

Борьба в России с различными проявлениями нелояльности к курсу власти активно развивается и в сфере искусства. Под угрозу испытать суровую кару закона попадают не только политически активные граждане, но даже те, кто создает неприемлемые с точки зрения госорганов художественные образы, а также распространяет их.

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил провести проверку творчества известных рэперов NoizeMC (Ивана Алексеева) и Oxxxymiron (Мирона Федорова) на предмет пропаганды экстремизма и реабилитации нацизма. Поводом для проверки послужило опубликованное в интернете письмо, в котором попросили «пресечь преступную деятельность рэперов», которая «стала национальной угрозой, опаснее расширения НАТО».

Уже стало известно, что блогер Дмитрий Якушев в своем ЖЖ опубликовал заведомо выдуманное письмо от некоей «группы патриотов», а сам пост, как признался автор, носил сатирический характер. «Не было никакого „Обращения группы патриотов“. Это же была шутка. Вымышленное обращение, специально написанное в идиотской форме, сатира на наше время», — заявил Якушев.

Однако в СК, по всей видимости, шутку не оценили. Найденное на задворках всемирной сети обращение стало руководством к действию. И надо сказать, что интерес к рэперам Следком проявляет не впервые. Ранее ведомство инициировало проверку по поводу высказывания Алишер Моргенштерна о «бессмысленности» пышного празднования Дня Победы. Музыкант быстро извинился. Однако вскоре Бастрыкин обвинил рэпера, что он торгует наркотиками через соцсети. В итоге Моргенштерн принял решение покинуть Россию.

Сейчас в интернете активно обсуждается, а может ли вообще потенциально попасть под запрет сам рэп как музыкальный стиль. Однако если смотреть на проблему шире, то можно увидеть, что власти давно с подозрением относятся к искусству и любому популярному творчеству.

Практически незамеченным в СМИ остался недавний скандал с закрытием популярной площадки Etsy, на котором российские художники выставляли свои картины, скульптуры и прочий арт. Формальным поводом блокировки сайта стала продажа на одной из страниц контрафактной продукции под видом известного бренда. Хотя сам автор и указывал, что продает подделку. Роскомнадзор заявил, что не может заблокировать отдельную страницу и закрыл доступ ко всему сайту. Так или иначе, художники лишились известной и раскрученной платформы. И можно ли быть уверенным, что это лишь защита интеллектуальной собственности?

Беда в том, что в России некоторые искусство трактуют очень вольно, выискивая там крамолу. И наоборот, госорганы активно реагируют на такие обращения. За последние годы известны случаи, когда правоохранители начинали проверки из-за цитирования в соцсетях «Незнайки на Луне» Николая Носова. Или из-за жалоб в театрах перестраховывались и снимали спектакли «Тараканище» по произведению Корнея Чуковского, или «Сказку о попе и работнике его Балде» Александра Пушкина.

Директор Центра правовых исследований Института инновационного развития, художник Евгений Тетерев говорит, что в современной России любой человек, занимающийся искусством, должен быть максимально аккуратен:

— В нынешнем случае с рэперами можно говорить о появлении «дела рэперов». А что касается сатирического обращения в СК, то наверное разберутся со всеми. И с опубликовавшим пост «шутником», проверят и рэперов, возможно найдут в их творчестве признаки экстремизма.

Не стоит забывать, что никто не отменял 306 статью УК РФ о заведомо ложном доносе. Это заведомо ложное сообщение о преступлении, или человеке, его совершившем. Блогер сам признался, что сделал ложное заявление. А для чего? Чтобы будоражить общество? Из хулиганских побуждений? Это вопросы, которые могут задать.

«СП»: — Удивляет, с какой активностью в СК решили проверять это заявление.

— В России есть темы для творчества, которые если не под запретом, то под строгим надзором государства. К таким темам относятся, например, отношение к власти, победа в Великой Отечественной войне. Сюда же относятся образы, связанные как-то с нацистской Германией, с этим надо быть очень аккуратным. Если будут создаваться образы, которые не вписываются в общую канву, можно попасть под уголовное преследование.

Если художник просто пишет пейзажи, городские виды, горы, поля, то это не вызывает большого внимания. Но есть темы под особым контролем. В частности, это религия, и у нас есть в УК статья об оскорблении чувств верующих. Нельзя говорить про потребление запрещенных веществ, можно получить ответственность за пропаганду. Под контролем гендерный вопрос, так как можно попасть под статью о пропаганде нетрадиционных отношений.

«СП»: — Где находятся рамки опасного для творчества?

— Рамки постоянно меняются, и пределов тут нет, как нет пределов человеческой глупости. Действует простой принцип: лучше перебдеть, чем недобдеть. Возьмем в качестве свежего примера картину петербургского художника Кирилла Миллера «Живые и мертвые». На ней изображены люди, которые держат в руках портреты мертвецов. Какой-то деятель посчитал, что это уничижительное изображение «Бессмертного полка» и таким образом оскорбляют ветеранов, уничижают победу. На самом деле картина была написана до начала движения «Бессмертный полк» и вообще она не о том, образ никак не связан с победой и Великой Отечественной войной. Однако проводят проверки, экспертизы. То есть нельзя увидеть «флажки», чтобы за них не зайти.

«СП»: — Недавно заблокировали сайт художников Etsy. Причиной стало нарушение интеллектуальных прав, с политикой формально это никак не связано.

— Власть исходит из того, что лучше перебдеть. Всё, что власти не понимают, воспринимается как опасность. Что касается этой закрытой площадки, то разговоры о прекращении этой деятельности ходили больше года. Поводом действительно стала продажа реплики, причем художник открыто написал, что это подделка. Но заблокировали весь сайт. Якобы потому, что нельзя заблокировать одну взятую страницу.

Но эта площадка пользовалась большой популярностью у художников, которые выставляли там свои картины и продавали их за рубеж, в том числе в Европу и США. Есть и внутренние площадки, которые работают. Etsy была рассчитана на заграницу.

«СП»: — Закрадывается мысль, что продающие за рубеж картины художники могут попасть и под закон об иностранных агентах.

— Если художник продаст американцу картину, то получит доллары из-за рубежа. Получается, что он получает иностранное финансирование и потенциально может быть объявлен иностранным агентом. И должен будет везде на картинах писать, что он — иностранный агент. Вот до чего можно дойти, следуя по пути чрезмерной бдительности.

«СП»: — А зачем такая бдительность? Не проще ли просто не обращать внимание на разное творчество?

— Потому что художественные образы могут быть опасны, могут подорвать авторитет сложившейся системы. Именно поэтому им и уделяется такое внимание. Любой художественный образ, выраженный в песне, картине, книге, может оказать сильное влияние на людей. Образ заставляет задумываться о том, о чем раньше человек и не подумал бы.

И не стоит забывать, что любое хорошее искусство в любом государстве всегда оппозиционно. Потому что рамки для художника сдерживают его творчество. И настоящее творчество — выход за эти рамки. А это и воспринимается как оппозиционная деятельность.

«СП»: — Что в таких условиях делать творческому человеку?

— Есть такой выход, как эмиграция. Вот рэпер Моргенштерн, как только под него начали «копать», сразу уехал за границу. Я не призываю всех творческих людей следовать его примеру. Но надо внимательно относиться к тем темам, которые поднимаются в творчестве. Если есть какой-то намек на затрагивание нежелательных тем, то лучше отказаться от образа.

Тем более, когда человек чувствует, что у него нет сил влезать в юридическую казуистику и сражаться на правовом поле.

Да, это будет беззубое творчество. Можно просто писать картины с пейзажами. Деревья, дома, кошечки — всё прекрасно. Если художник это будет делать хорошо, то и такое дело пойдет.

«СП»: — А если под названием «Весна» художник нарисует бездорожье, слякоть на улицах?

— Нет предела глупости. Что угодно можно найти потенциально в любой картине. Это как искать черную кошку в темной комнате, когда кошки нет.

Первая история: Jaskell

Мне рассказывали когда-то о компании, которая писала бекенд на Java и хотела нанимать талантливых разработчиков. Чтобы привлечь их, эта компания размещала вакансии на Haskell, и потом уговаривала этих кандидатов все-таки писать на Java. По-моему, это не очень красиво (вешать ложное объявление — нехорошо), но нас сегодня интересует сама идея, лежащая в основе этой тактики: толковый разработчик важнее, чем стек, которым он пользовался в последнее время.

Вот небольшое видео, иллюстрирующее эту идею:

Вторая история: Kotlin

Когда мы нанимали разработчиков в проект Kotlin, мы не могли ограничиться только теми, кто уже разбирался в разработке компиляторов. На рынке было просто слишком мало таких людей, а наш проект еще не имел мировой известности. Тогда я и начал учиться распознавать на собеседованиях тех, кто сможет разобраться на месте и будет двигать проект вперед, хотя раньше работал в другой сфере.

Это оказалось не так-то сложно: все-таки любой программист пользуется каким-то языком программирования каждый день, и на собеседовании можно поговорить про то, как все это работает внутри. Любознательные инженеры знают, как устроены их любимые игрушки, так что с темами для разговора проблем не было.

По сути, мы брали в Kotlin тех, кто хорошо понимал не как работает компилятор, а что такое виртуальная машина, как устроены блокировки потоков в ОС, как устроены структуры данных, которые любой из нас использует каждый день и т.д.

Со временем Kotlin стал известным и успешным, и нам стало проще нанимать людей с профильным опытом. Они принесли в команду очень ценные знания, и мы все вместе сделали крутой востребованный продукт. Но по сей день, насколько я знаю, опыт именно в компиляторах не является обязательным условием для найма в Kotlin.

Из этой истории у меня два вывода:

  • Бывают условия, при которых выгоднее брать просто толковых разработчиков, а не специалистов в узкой области.

  • Специалисты в узкой области дают большой буст, и их обязательно надо тоже нанимать.

Третья история: Alter

Сейчас мы нанимаем разработчиков в Alter. Тут мы не компиляторы пишем, а платформу для психотерапии. Ничего особо экзотического: Python, Django, MySQL, вот это все. Каждый день помогаем сотням людей.

А принципы найма остались те же: мы упоминаем стек в описании вакансий только в разделе «Будет плюсом, но необязательно» потому, что кандидатам хочется знать, на чем написан проект. Не было ни одного кандидата, которого мы не стали бы рассматривать из-за стека.

Но почему-то мы время от времени слышим от знакомых и знакомых знакомых: «а вот я хотел(а) к вам в команду, но я на Java пишу, а у вас Python». Так я и решил написать этот пост.

Важные оговорки:

  • Мы нанимаем опытных разработчиков (Senior и Middle), учить с нуля нам не выгодно. Когда берем Middle, следим, чтобы был потенциал роста до квалификации Senior. Если кандидат застрянет на уровне Middle навсегда, в небольшой команде такой разработчик не очень нужен.

  • На собеседовании мы обсуждаем вопросы, общие для всех бекендовых стеков: как работает HTTP, что делать, чтобы сервис держал нагрузку, как проектировать схемы БД, как искать и устранять ошибки и т.д.

А зачем вообще так делать? Вам что, питонистов не хватает?

Если вам хватает, мы за вас рады :)

Делать так стоит, только если затраты на поиск разработчиков на нужном стеке превышают затраты по онбордингу в этот стек. Ясное дело, если у вас очередь отличных специалистов, которые вдоль и поперек знают какую-нибудь Django (или на чем там у вас бек), то вы не будете смотреть кандидатов с опытом на FastAPI, PHP, Java и т.д. А если вы из десяти кандидатов скрепя сердце готовы взять одного, а он вам говорит, что неделю подумает, потому что у него тут еще три оффера намечается, то, наверное, вам имеет смысл подумать, как расширить воронку.

И, судя по общению с коллегами из других компаний, ситуация большинства работодателей в последнее время больше похожа на второй вариант.

То есть фундаментальная идея проста: человек, хорошо освоивший один инструмент, быстро переучится на другой, достаточно похожий. Если опытному человеку сложно освоить новый стек, то он, вероятно, достиг своего потолка, а это не очень хороший знак. Это дает нам возможность нанимать толковых программистов со всего рынка, а не только с некоторой его части.

Еще один момент, хоть и не такой важный: если кандидат выбирает компанию, а не стек, можно предположить, что он будет больше мотивирован в этой компании и оставаться, а не перейдет через полгода в другое место. Мелочь, а приятно.

Это как у Джоэла: Smart and gets things done?

Еще в 2006 года Joel Spolsky писал в своем The Guerrilla Guide to Interviewing (version 3.0), что достаточно знать о кандидате две вещи: толковый и доводит дело до конца (smart and gets things done). Зачем же тогда этот пост?

Во-первых, многие, и особенно кандидаты, до сих пор верят, что стек — это первый фильтр, по которому отсеиваются вакансии и резюме. Мне бы хотелось, чтобы больше людей понимало, что это далеко не всегда так.

Во-вторых, если ограничиться «smart and gets things done», онбординг может оказаться существенно дороже, чем если брать человека, который решал похожие задачи, просто другими инструментами. Так что мы для себя считаем, что бекендер-джавист превращается в бекендера-питониста как на том видео выше, а вот что там насчет других специализаций — это уже сложный вопрос, который в каждом конкретном случае надо решать индивидуально. Массовому читателю я готов рекомендовать только быстрый онбординг в другой стек, не в другую специализацию.

А всегда ли это так хорошо работает?

Как уже было сказано выше, главное, о чем нужно подумать: окупятся ли затраты на онбординг. При этом надо учитывать несколько существенных моментов.

Не любой разработчик захочет поменять стек

  • Кто-то привязан душой к своему любимому фреймворку и ни за что не «предаст» его. Ну, это не наш клиент, что делать.

  • Кто-то боится, что не справится быстро освоить новый стек. Даже если вокруг будут отзывчивые коллеги, готовые подсказать. Ну, имеет право, тоже не наш клиент.

Некоторые стеки отличаются сильнее, и между ними переход значительно тяжелее

  • Как правило, это связано с тем, что и задачи надо другие решать: если вчера писал обычный бек на PHP, а завтра надо делать highload на Java, онбордиться будет сложновато.

  • Некоторые платформы/проекты до сих пор используют более низкоуровневые абстракции. PHP, Node.js и Python более-менее избавляют от необходимости думать о тредах, а в Java при желании можно этого счастья хлебнуть ого-го сколько. Это зависит от того, как написан ваш Java-проект. Не надо ожидать, что онбординг питониста в мультитрединг будет таким же легким, как онбординг джависта в Django.

Чтобы быстро поменять стек, надо хорошо понимать основы

  • Если кандидат не очень уверенно пользуется своим основным языком программирования, то и новый ему осваивать будет не просто

  • Если HTTP-заголовки или SQL для кандидата — темный лес, тут не до смены стека

  • Если кандидат совсем не понимает, что его любимый фреймворк делает под капотом, ему будет сложно освоить новый фреймворк, который делает под капотом что-то другое

Команда должна помогать осваивать новый стек. Одно дело учиться самому, другое — когда вокруг сидят люди, которые знают новый стек вдоль и поперек. Только нужно, чтобы знания передавались, а для этого важно:

  • Поощрять вопросы и запросы на ревью

  • Быстро отвечать на вопросы, чтобы разблокировать товарища (если вопросы выглядят моментально гуглящимися, дружелюбно спросить в личке, в чем дело)

  • Вежливо и аргументированно подсказывать идиомы и разные фишечки на code review

  • Не ругать стек, с которого человек пришел, за недостаточно православное мировоззрение

Получается, для джунов этот подход не работает?

Тут как посмотреть. С одной стороны, для быстрого освоения нового стека надо хорошо знать старый, а Junior еще не успел в нем толком разобраться. С другой стороны, если ты и старый стек не очень знал, много ли ты потерял, пересев на новый?

На самом деле с Junior разработчиками вопрос вообще лежит в другой плоскости. Далеко не всем командам в принципе имеет смысл брать неопытных людей. То есть, если честно, скорее всего на предложение «нам трудно искать синьоров, давайте наберем джунов и доучим на месте», ответ: «отличная идея, но нам это не выгодно».

Не буду тут углубляться в анализ, но в целом понятно, что за обучение джунов вы платите не только их зарплатой, но и большим количеством внимания, которое их обучению уделяют более опытные разработчики. А они в это время могли бы двигать проект вперед. Ясно дело, что бывают очень бодрые джуны, которые учатся супер-супер быстро, и тогда их учить мега-выгодно, но если вы уже умеете нанимать таких джунов, то вы, наверное, или в хорошем ВУЗе преподаете для души, или у вас такие бюджеты на хайринг, что вам этот пост не очень интересен.

А разве смена стека — это не шаг назад в карьере?

Рекрутеры, а иногда и кандидаты, говорят: если я перейду на новый язык/стек, я в нем не буду таким профи, как в своем привычном языке/стеке — это ведь я стану менее ценным специалистом!

Честно говоря, мне немного грустно от такого подхода к жизни, но я стараюсь отнестись с пониманием и ласково объяснить, что

  • синтаксис языка выучить — это только в первый раз сложно, а третий-пятый язык уже учится гораздо легче,

  • твоя ценность как специалиста состоит не в том, что ты знаешь синтаксис языка и название стандартных функций фреймворка, а в том, что ты понимаешь, как система должна работать и в деталях, и в целом,

  • изучение нового иногда дает свежий взгляд на знакомые вещи, а это приносит многим людям удовольствие.

Вопрос в зал

А вот как вы думаете: для фронтэндеров это тоже работает? Мы пока пишем в своих вакансиях, что нужен опыт на React.js, но, может, зря мы так делаем?

  • Супер игровой как пишется
  • Супер акция как пишется
  • Супер изысканный как пишется слово
  • Супер бабушка как пишется
  • Сундучок историй сказки на ночь смотреть