Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад № 2»
Тема проекта:
«ХЛЕБ –
ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» –
В поле, в доме, в державе!
р.п.Ардатов 2021 год
Введение
Наименование проекта: «Хлеб – всему голова»
Вид проекта: познавательно-исследовательский
По количеству участников: групповой
Участники: дети подготовительной
группы, воспитатели ,родители. В работе над проектом осуществлялось
взаимодействие с музыкальным руководителем
Сроки и этапы реализации
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: одна неделя — 5.10.2021 — 16.10.2021
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как
источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и
каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека;
считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это
символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно,
у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным
отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили,
проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект
позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания
детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: сформировать
целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей,
задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым
хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта:
Ø
Уточнить знания детей о том, кто
делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
Ø
Обогатить активный словарь детей
специфическими терминами и названиями;
Ø
Закрепить словообразование
родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
Ø
Развивать связную коммуникативные
навыки: монологическую и диалогическую речь;
Ø
Развивать умения делать элементарные
умозаключения и выводы;
Ø
Продолжить знакомить с картинами
известных художников;
Ø
Познакомить с произведениями разных
авторов, посвященных хлебу;
Ø
Развивать умения и навыки работы с
пластичным материалом;
Ø
Познакомить со старинными русскими
обычаями, связанными с хлебом;
Ø
Привлечь родителей к
образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с
родителями
Ø
Оформить кулинарную книгу детскими
рецептами приготовления хлебобулочных изделий.
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых
результатов:
ü
Рисунок «Колосья»;
ü
Аппликация «На мельницу»;
ü
Лепка из соленого теста;
ü
Конструирование из конструктора
«Мельница»;
ü
Заучивание пословиц, поговорок,
стихов о хлебе;
ü
Разыгрывание сценки «Колосок»,
составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;
ü
Выставка хлебобулочных изделий «Вот
он хлебушек душистый» и чаепитие.
Для создания данного проекта использовалось: Программное
обеспечение Microsoft Windows Vista, офисный пакет Microsoft Office 2010. Была
подготовлена презентация, в результате которой дети узнали, что процесс
выращивания хлеба очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием
хлебобулочных изделий.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.
Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к
нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно — эстетическое развитие,
социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь 2021)
2 этап. Внедренческий. Реализация проекта (октябрь 2021 года)
3 этап. Обобщающий
(октябрь 2021 года)
На подготовительном этапе мы подобрали
художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили детей и
их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед, создали
презентацию на тему «Как хлеб на стол попал».
I этап
Разработка проекта и реализация проекта
Вопросы к детям по проекту «Хлеб — всему голова»:
§
Почему человек может обойтись без
многого, а без хлеба нет?
§
Как люди выращивают хлеб?
§
Почему люди с большим уважением
относятся к хлебу?
§
Как солнце, вода и тепло помогают
зернышку превратиться в сильный колосок?
Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Хлеб делают из муки. Муку делают из зерен. Хлеб покупают в магазине. Хлеб бывает белый, черный. Мама дома печет хлеб в |
Что мы хотим | Когда появился хлеб? Как раньше выращивали хлеб? Как выращивают хлеб в наше Какие машины помогают Какие профессии у людей, Как сделать тесто? Что можно сделать из муки Почему говорят: Хлеб всему Что можно приготовить из Смогли бы вы прожить без Какие пословицы, стихи, |
Как нам найти | Сходить на экскурсию Спросить у родителей Спросить у воспитателя Провести опыт, получить Посмотреть в книгах, |
II этап
Реализация проекта
Образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | С родителями |
Познавательное развитие, речевое развитие | Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, | Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, |
Художественно — эстетическое развитие | Аппликация «На мельницу» Лепка из соленого | Раскрашивание раскрасок Просмотр мультфильма | Подбор иллюстраций о хлебе |
Социально – личностное развитие | Беседа о культуре поведения за столом, | Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», | Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», |
Физическое развитие | Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить — | Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?» | Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и |
III этап
Подведение итогов
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали:
v
Как вырастить хлеб, изготовить муку,
выпечь хлеб.
v
Узнали об истории возникновения
хлеба, хлебных профессиях.
v
Узнали, что в хлебе содержат
необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
v
Разгадывали загадки, разучивали
стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как хлеб на
стол пришёл».
v
Создали кулинарную книгу «Рецепты
бабушек и мам. Колобок» Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб
по сказке Г.Х. Андерсена.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей,
богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями,
познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к
образовательному процессу в детском саду.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу,
ведь это труд многих людей!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Произведения о хлебе
Любим мы блины с вареньем,
С яблоками пирожки,
Вкусный торт на день рожденья
Из рассыпчатой муки.
Но хочу открыть вам тайну:
Пирожков вам не видать,
Если в поле вдруг комбайны
Хлеб не будут убирать.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Дождик, дождик поливай-
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
И течёт, течёт пшеница
Золотистою рекой…
И машины вереницей
Хлеб везут для нас с тобой.
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он — смех детей,
Он — радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта.
Он — пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни за него отдал.
В.Воронько «Вот и лето
пролетело…»
«Вот и лето пролетело, тянет холодом с
реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края
в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не
бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.»
Вешний день, пахать пора…
«Вешний день, пахать пора. Вышли в поле
трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут
горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же
поведешь!»
С.Погореловский «Вот он –
хлебушек душистый…»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное
тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»
П. Каганова «Хлеб – наше
богатство»
Сею в поле зёрна, И зерно в амбары
Раннею весною, Потечёт рекою,
А над ними светит, И его машины
Солнышко родное. Сделают мукою.
На ветру весёлом, На заводе пекарь
Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,
Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!
Золотая осень. Ешьте на здоровье!»
Н.Самкова «О хлебе»
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем — спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла. .
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» — только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив
Сухомлинский В. Моя мама
пахнет хлебом.
(В книге: Сухомлинский,
В. Яблоко и рассвет. – М., 1984. – С. 17.)
В один день в детский сад пришли двое новеньких
– Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:
– Где работает твоя мама?
– А ты не догадался? – удивился Коля.
– От неё пахнет лекарствами. Моя мама – врач.
Если заболеет человек – мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А
твоя мама где работает?
– А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя
мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.
– И врач? – удивлённо спросил Коля.
– И врач не сможет, – с гордостью сказал Толя.
Задание для внимательных слушателей:
– Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы
детей: пекарем, кондитером, хлеборобом.)
Я. Тайц «Все здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем
видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а тут что растет?
— Хлеб, внученька!
— Хлеб? А булки где?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать:
где тут хлеб, где булки, а где пряники.
Пальчиковая
гимнастика
1. Божья коровушка
Божья коровушка,
Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей
коровки)
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают
другой рукой)
В огород – бобы,
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы)
2. Тесто
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем
пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения
ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем
«крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай
В гости друг- друга приглашай.
3. Колосок.
Золотистый колосок, кто тебе расти помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки, что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким Сильным, рослым и
большим!
Н. Красильников
4. Испечем пирожки и плюшки
Мама пироги печет, заинька не отстает
Пальчики стараются – плюшки получаются.
На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает
пальцы)
Мама снова месит тесто («месим»)
Отдохни,- сказала мама.
Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)
У слоненка день рожденья, очень любит он
печенье,
Рыбку любит кошка, бублики матрешка.
Все я это испеку, только не жалей муку.
5. Пироги
Мы печем пшеничные пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора.
6. Хороводная игра «Каравай»
Как на наш весёлый праздник,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!
ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ:
1. Михаил Пришвин «Лисичкин
хлеб».
2. Белорусская сказка «Лёгкий
хлеб».
3. Константин Ушинский «Два
плуга».
4. Шведская песенка «Отличные
пшеничные».
5. Русская народная сказка
«Колосок».
6. Э.Шим «Хлеб растёт».
7. Д.Кугультинов «Кусок
хлеба».
8. Т.Аргези «Хлеб».
9. Д.Родари «Чем пахнут
ремёсла», «Какого цвета ремёсла».
10.Ф.Шкулева «Молотьба».
11.Ю.Ждановская «Нива».
12.К.Паустовский «Тёплый
хлеб».
13.М.Глинская «Хлеб».
14.Я.Дагутите «Руки человека»,
«Лето».
15.А.Ремизов «Хлебный голос».
16.Русская народная сказка
«Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И.В.Карнауховой).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Князева
О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. –
СПб.,1997.
2. Придумай
слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова,
Е.М.Струнина и др. – М., 1996.
3. Программа
воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М.А.Васильевой,
В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.
4. Наглядно-дидактическое
пособие «Расскажите детям о хлебе». Автор: Емельянова Э. Л.
5. Наглядно-дидактическое
пособие «Откуда что берется. Хлеб». Автор: Емельянова Э. Л.
6. Наглядно-дидактическое
пособие «Как наши предки выращивали хлеб». Автор: Емельянова Э. Л.
Список литературы для чтения в подготовительной группе по лексическим темам:
Осень
А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад»
А. Майков Осенние листья по ветру кружат
А. Плещеев «Осенью»
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
В Бианки «Прячутся»
Г. Скребицкий «Осень»
Е. Трутнева «Осень»
З. Федоровская «Осень»
И. Бунин «Листопад»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
М. Волошин «Осенью»
М. Пришвин «Лисичкин хлеб»
М. Рапов «Ёжинька и белочка»
М. Садовский «Осень»
Н. Сладков «Почему ноябрь пегий»
Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»
Украинская народная сказка «Колосок»
Овощи
Н. Носов «Огурцы»
Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок»
Ю. Тувим «Овощи»
Я. Тайц «Послушный дождик»
Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь»
Фрукты, ягоды
Б. Житков «Баштан», Сад» (из книги «Что я видел»)
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко»
Л. Толстой «Косточка», «Сажал старик яблони»
Я. Тайц «По ягоды»
Грибы
В. Даль «Война грибов с ягодами»
В. Катаев «Грибы»
В. Сутеев «Под грибом»
С. Аксаков «Грибы»
Я. Тайц «По грибы»
Деревья
В. Сухомлинский «Внучка старой вишни»
Г. Скребицкий «Мать и кормилица»
З. Александрова «Белая черёмуха»
И. Токмакова «Дуб»
Л. Толстой «Дуб и орешник»
М. Исаковский «Вишня»
С. Маршак «Откуда стол пришёл»
Игрушки
А. Барто «Игрушки»
В. Катаев «Цветик — семицветик»
Е. Серова «Нехорошая история»
Л. Воронкова «Новая кукла»
С. Маршак «Мяч», «Ванька — встанька»
С. Михалков «Андрюша»
Мебель
С. Маршак «Откуда стол пришёл»
Дикие животные
В. Берестов «Заячий след»
В. Бианки «Купание медвежат», «Лис и мышонок»
В. Сутеев «Яблоко»
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
Е. Чарушин «Медвежата», «Про зайчат»
И. Бутман «Прогулка по лесу»
И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Белки», «Медвежья семья»
К. Коровин «Белка»
М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить»
М. Пришвин «Ёж», «Лисичкин хлеб»
Н. Сладков «Сушёные камни»
П. Бажов «Серебряное копытце»
П. Воронько «Испугались зайку»
С. Козлов «Большое спасибо»
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
С. Михалков «Как друзья познаются»
Русские народные сказки о животных
Рассказы о животных И. Соколова-Микитова, Л. Толстого, Е. Чарушина, В. Бианки
«Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова)
«Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова)
«Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм)
«Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы)
Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»
Животные жарких стран
А. Куприн «Слон»
Б. Житков «Про слона», «Обезьянка», «Как слон спас хозяина от тигра»
Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню»
Д. Самойлов «У слонёнка день рождения»
К. Чуковский «Айболит»
Р. Киплинг «Слонёнок» (пер. с англ. К. Чуковского), «Рикки – Тикки – Тави», рассказы из «Книги джунглей»
С. Баруздин «Рави и Шаши»
Посуда
А. Гайдар «Голубая чашка»
Братья Гримм «Горшок каши»
К. Чуковский «Федорино горе»
Н. Носов «Мишкина каша»
Русские народные сказки «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин»
Почта
С. Маршак «Почта»
Одежда
В. Зайцев «Я одеться сам могу»
Г. Снегирёв «Верблюжья варежка»
Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля»
Л. Воронкова «Маша-растеряша»
Л. Пеньская «Как Миша варежку потерял»
Н. Носов «Заплатка»
Н. Саконская «Где мой пальчик?»
Ш. Перро ««Кот в сапогах» (пер. с франц. Т. Габбе)
Стройка
В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»
Г.-Х. Андерсен «Старый дом»
М. Пожарова «Маляры»
С. Баруздин «Кто построил этот дом»
Русские народные сказки «Три поросёнка», «Теремок», «Зимовье зверей»
Семья
А. Барто «Вовка – добрая душа»
А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)
А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»
В. Бианки «Аришка – трусишка»
В. Вересаев «Братишка»
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»
В. Маяковский «Что такое хорошо»
В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово»
Д. Габе «Моя семья»
Е. Благинина «Посидим в тишине»
З. Воскресенская «Секрет»
Л. Квитко «Бабушкины руки»
Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни
М. Зощенко «Показательный ребёнок»
Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки»
П. Воронько «Мальчик Помогай»
Я. Аким «Неумейка»
Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого)
«Как братья отцовский клад нашли» (молд. обр. М. Булатова)
«Красная Шапочка», «Фея» (из сказок Ш. Перро)
Транспорт
А. Дорохов «Зелёный…Жёлтый…Красный!»
А. Дугилов «Моя улица»
А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»
А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»
Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»)
Е. Лопатин «Отважная путешественница»
И. Туричин «Человек заболел»
М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»
М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»
М. Кривич «Школа пешехода»
М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи»
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»
Н. Носов «Метро», «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»), «Незнайка на луне»
Н. Саконская «Песенка о метро»
О. Тарутин «Для чего нам светофор»
С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист»
С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход»
Древнегреческий миф «Дедал и Икар»
Новый год
Е. Трутнева «Ёлка», «С новым годом!»
З. Александрова «Дед Мороз», «Ёлочка»
Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку»
Н. Некрасов «Мороз-воевода»
С. Георгиев «Я спас Деда Мороза»
С. Дрожжин «Дедушка Мороз»
С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке»
Русские народные сказки «В гостях у дедушки Мороза», «Снегурочка», «Морозко»
Зимние забавы
А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Зимний вечер»
А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
И. Суриков «Детство»
Н. Носов «На горке», «Наш каток»
Зима
А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
Г. Скребицкий «4 художника. Зима»
Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»
Е. Трутнева «Первый снег»
И. Никитин «Встреча зимы»
И. Суриков «Зима»
К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
Л. Квитко «Медведь в лесу»
Л. Чарская «Зима»
Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»
Н. Сладков «Суд над декабрём»
Р. Кудашева «Зимняя песенка»
С. Дрожжин «Улицей гуляет…»
С. Есенин «Поёт зима, аукает», «Берёза»
С. Иванов «Каким бывает снег»
Ф. Тютчев «Чародейкою зимой…»
Я. Аким «Первый снег»
Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка» (по народным сюжетам),
Зимующие птицы
А. Блок «Ворона»
В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»
В. Бианки «Сова»
Г. Скребицкий «На лесной полянке»
Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»
Е. Чарушин «Воробей»
И. Соколов – Микитов «Глухари»
М. Горький «Воробьишко»
М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички»
С. Алексеев «Снегирь»
8 марта
А. Милн «Непослушная мама»
Г. Виеру «Мамин день»
Г. Фаллада «История про день, когда всё шиворот – навыворот» (из книги «Истории из Бедокурии)
Д. Габе «Моя семья»
Е. Благинина «Посидим в тишине»
Нанайская сказка «Айога»
Ненецкая сказка «Кукушка»
Космос
А. Леонов «Шаги над планетой»
А. Митяев «12 апреля – день космонавтики»
В. Бороздин «Первый в космосе»
В. Кащенко «Найди созвездие»
В. Медведев «Звездолёт Брунька»
К. Булычёв «Тайна третьей планеты»
Н. Носов «Незнайка на луне»
П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»
Армия
А. Барто «На заставе»
А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка»
Е. Благинина «Шинель»
Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники»
С. Алексеев «Первый ночной таран»
Весна
А. Плещеев «Уж тает снег»
В. Бианки «Голубые лягушки»
Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», «Счастливый жучок»
Е. Баратынский «Весна, весна»
Е. Серова «Подснежник»
И. Токмакова «Весна»
К. Паустовский «Стальное колечко»
Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Зелёный шум»
Н. Павлова «Под кустом»
Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей»
Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится»
Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Я. Колас «Песня о весне»
Перелётные птицы
А. Майков «Ласточка»
А. Плещеев «Сельская песенка»
В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи»
В. Гаршин «Лягушка – путешественница»
В. Снегирёв «Ласточка», «Скворец»
В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук»
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка»
Е. Чарушин «Журавль»
К. Ушинский «Ласточка»
Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди»
Н. Сладков «Новый голосок»
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Домашние животные
А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)
В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы)
В. Осеева «Почему»
В. Сутеев «Кто сказал мяу?»
Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»
Д. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе»
Е. Чарушин «Кролик», «Кошка»
К. Паустовский «Кот – ворюга»
К. Ушинский «Бодливая корова», «Слепая лошадь»
Л. Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка»
Н. Носов «Живая шляпа»
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый»
С. Михалков «Щенок», «Котята»
Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Сивка – бурка», «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы)
«Три поросёнка» (пер. С. Михалкова)
Домашние птицы
Б. Житков «Храбрый утёнок»
Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
М. Пришвин «Ребята и утята»
Н. Емельянова «Окся – труженица»
О. Донченко «Петрусь и золотое яичко»
Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» (главы) в пер. с англ. Э. Паперной
Русская народная сказка «Петушок»
Украинская народная сказка «Колосок»
Животные холодного климата
Г. Снегирёв «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок», «Гага»
Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет», «В тундре», «Молодой волк», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории», «Разноцветная земля»
Профессии
А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»
Б. Заходер Стихи о профессиях
В. Маяковский «Кем быть»
В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
Д. Родари «Какого цвета ремёсла», «Чем пахнут ремёсла»
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»
С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа»
С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан»
Я. Аким «Неумейка»
Насекомые
В. Бианки «Приключения муравьишки», «Как муравьишка домой спешил»
В. Драгунский «Он живой и светится»
В. Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук»
Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»
И. Крылов «Стрекоза и муравей»
К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище»
Л. Квитко «Жучок»
М. Михайлов «Лесные хоромы»
Н. Романова «Что узнал дождевой червяк»
Э. Шим «Сказки, найденные в траве»
Рыбы
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Г.-Х. Андерсен «Русалочка»
Е. Пермяк «Первая рыбка»
Н. Носов «Карасик»
Русские народные сказки «По щучьему веленью», «Лисичка – сестричка и серый волк»
Цветы
А. Платонов «Неизвестный цветок»
В. Катаев «Цветик – семицветик»
Е. Благинина «Черёмуха», «Одуванчик»
Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка», «Подснежник»
Л. Воронкова «Золотые ключики»
М. Пришвин «Золотой луг»
Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом»
Н. Сладков «Весенние радости»
С. Аксаков «Аленький цветочек»
Э. Шим «Солнечная капля»
Лето
А. Толстой «Иван да Марья»
В. Александров «Август, август»
В. Бахревский «Сокровенный цветок»
В. Бианки «Купание медвежат», «Лесные домишки»
М. Пришвин «Роса»
Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка»
Школа
А. Алексин «Первый день»
А. Барто «В школу»
Л. Воронкова «Подружки идут в школу»
Дополнительная литература
Русские народные сказки и сказки народов мира
«Айога» (нанайск. в обр. Д. Нагишкина)
«Белая уточка» (из сборника сказок А. Афанасьева)
«Беляночка и Розочка» (пер. с нем. Л. Кон)
«Василиса Прекрасная»
«Голубая птица» (туркм., в обр. А. Александровой и М. Туберовского)
«Добрыня и Змей» пересказ Н. Колпаковой
«Жёлтый аист» (кит. пер. Ф. Ярлина)
«Златовласка» (пер. с чешс. К. Паустовского)
«Илья Муромец и Соловей – разбойник»
«Каждый своё получил» (эстон. в обр. М. Булатова)
«Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой)
«Кукушка» (ненец. в обр. К. Шаврова)
«Мальчик – с – пальчик» из сказок Ш. Перро
«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского
«Никита Кожемяка»
«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы)
«Садко» (отрывки)
«Самый красивый наряд на свете» (пер. с япон. В. Марковой)
«Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой)
«Сивка – Бурка»
«Сынко – Филипко» пересказ Е. Поленовой
«Три золотых волоска деда Всеведа» (пер. с чешс. Н. Аросьевой)
«Финист Ясный Сокол» (обр. А. Платонова)
«Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого)
«Царевна – Лягушка»
«Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки нар. Западной Африки, пер. О. Кустовой)
«Шляпа волшебника» (пер. В. Смирнова)
А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы)
А. Волков «Волшебник Изумрудного города»
А. Гайдар «Чук и Гек» (главы)
А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.)
А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» (пер. со швед. Е. Соловьёвой)
А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» (пер. с англ.)
А. Милн «Винни Пух и все – все — все» (главы) в пер. с англ. Б. Заходера
А. Митяев «Сказка про трёх пиратов»
А. Ремизов «Хлебный голос»
А. Усачёв «Про умную собачку Соню»
Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»
Б. Заходер «Серая звёздочка», «Приятная встреча»
Б. Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И. Токмаковой)
Братья Гримм «Бременские музыканты»
В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота»
В. Даль «Старик – годовик»
В. Левин «Сундук», «Лошадь»
В. Осеева «Волшебная иголочка»
В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ.)
Г. – Х. Андерсен «Дюймовочка», «Оле – Лукойе»
Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»
Г. Скребицкий «Всяк по – своему»
Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» в пер. с англ. Н. Шерешевской
Д. Мамин – Сибиряк «Медведко»
Д. Ривз «Шумный Ба – бах» (пер. с англ.)
Д. Хармс «Очень страшная история»
Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»
Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (пер. с англ.)
Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»)
Е. Воробьёв «Обрывок провода»
Е. Носов «Как корова на крыше заблудилась»
И. Соколов – Микитов «Соль земли»
К. Драгунская «Лекарство от послушности»
К. Паустовский «Тёплый хлеб»
К. Чуковский «Телефон»
Л. Пантелеев «Буква «Ы»
Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»
М. Зощенко «Великие путешественники»
М. Москвина «Кроха»
М. Пришвин «Курица на столбах»
М. Эме «Краски» (пер. с франц. И. Кузнецовой)
Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»
Н. Сладков «Неслух»
Н. Телешов «Крупеничка», «Уха»
О. Пройслер «Маленькая Баба – яга» (пер. с нем. Ю. Коринец)
П. Бажов «Серебряное копытце»
П. Ершов «Конёк – Горбунок»
Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»
С. Воронин «Воинственный Жако»
С. Маршак «Багаж», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Кошкин дом»
С. Михалков «Дядя Стёпа»
С. Романовский «На танцах»
С. Топелиус «Три ржаных колоска» (пер. со швед. А. Любарской)
Т. Александрова «Домовёнок Кузька» (главы)
Т. Эгнер «Приключения в лесу Ёлки – на — горке» (главы) в пер. с норв. Л. Брауде
Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе» (пер. с швед. Л. Брауде)
Ф. Зальтен «Бемби» (пер. с нем. Ю. Нагибина)
Х. Мякеля «Господин Ау» (главы) пер. в финс. Э. Успенского
Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» (главы) в пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько
Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок – травник», «Стожок»
Сказки А. С. Пушкина
Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова
Рассказы В. Драгунского
Рассказы Н. Носова
Стихи о природе
Читаем с интересом — Рассказ Человек без имени читать онлайн полностью, Сухомлинский В. А.
Это было в начале войны. Кровавый смерч горячим дыханием опалил Украину, с Запада наползла фашистская орда, наши войска отступали за Днепр. В тихое августовское утро на главную улицу села, где жил этот человек, приехала колонна вражеских мотоциклистов. Люди попрятались в хаты. Притихшие дети боязливо выглядывали из окон.
И вдруг люди увидели невероятное: из хаты вышел этот человек — в вышитой сорочке, в начищенных до блеска сапогах, с хлебом-солью на вышитом рушнике. Заискивающе улыбаясь фашистам, поднес им хлеб-соль, поклонился. Маленький рыжий ефрейтор милостиво принял хлеб-соль, похлопал изменника по плечу, угостил сигаретой, а потом вынул из кармана пачку сигарет, подержал её в руке, подумал, раскрыл, отсчитал половину сигарет и подал…
Всё это видели в окна дети, обо всём этом они сказали матерям. Через несколько минут о позорном гостеприимстве своего земляка узнало всё село. Закипела в сердцах лютая ненависть, сжались кулаки. Потом стали думать люди: кто он, этот человек, что привело его на страшный путь предательства? Вспоминали родословную от деда-прадеда, мысленно оглядывали детство. Как же так, ведь он — двадцатилетний юноша, кажется, и в комсомоле состоит. Но постойте, как же его зовут? Фамилию знали, фамилию-то человек имеет родительскую, а имени никто не знал. Хорошо знали его мать — колхозницу Ярину. И человека этого с детства так и называли: Яринин сын. Стали думать: что же привело парня к предательству? Но о Яринином сыне никто ничего определённого сказать не мог. Соседи называли его маменькиным сынком. Один сын у отца и матери, он спал до обеда, а возле кровати на столе стояла уже заботливо приготовленная матерью крынка с молоком, белый калач, сметана… Люди с малых лет приучали детей к труду, будили их на рассвете, посылали в поле на работу, а Ярина оберегала своё золотко (так она называла его: моё золотко, мой единственный-ненаглядный) от труда и забот.
Вспоминали и такое. Когда сыну Ярины было лет двенадцать, в селе произошло несчастье: сгорело десять хат, десять семей остались без крова. Соседи приютили погорельцев, поделили с ними своё жильё. Приютила одну семью и Ярина, пришлось потесниться и ей и сыну. Но вдруг закапризничал сын: “Не хочу, чтобы вместе с нами соседи жили”. Ушёл однажды вечером под скирду соломы, матери сказал: “Буду спать здесь, домой не пойду. Пусть соседи выберутся сарай, тогда вернусь”. Уступила мать капризу. Переселились соседи в сарай.
В школе проучился сынок до шестого класса, потом учение стало в тягость ему, и мать решила: пусть дытына не томится за книгой, самое главное — здоровье. До восемнадцати лет болтался сынок без дела, уже стал и на вечорницы ходить, и к девушкам потянуло… Вспомнили, как за два до войны пришла к Ярине мать одной девушки-красавицы, пришла со слезами: какой разговор у них был, никто в точности не знал, известно стало в селе только то, что черноглазая красавица перестала выходить на улицу, потом долго лежала в больнице, пропала девичья краса, потухли огоньки в чёрных глазах. Узнали соседи, что отправила Ярина “золотко” куда-то на дальний хутор, к дяде-пасечнику, ходили слухи: живёт Яринин сын среди степного раздолья, ест белые калачи с мёдом… Заболела однажды Ярина, попросила, чтобы сын приехал, помог по хозяйству. Приехал сын, побыл дома три дня, тяжёлой показалась ему работа: воду носи, дрова руби, сено коси — и снова ушёл на хутор.
Как и когда появился в селе Яринин сын в ту тяжелую годину — никто не мог сказать. Сидели в сумерках старики и женщины под ветвистыми вишнями, говорили обо всём этом, и не давала покоя мысль: в кого он уродился? Прошло три дня после того, как село заняли фашисты, а Яринин сын уже ходил по улице с полицейской повязкой на рукаве.
Думаем-гадаем, а легче от этого не станет, — сказал 70-летний дед Юхим. — Откуда падлюка такая взялась? От пустой души. Нет у этого человека ничего святого за душой. Не истекла душа болью ни за мать, ни за землю родную. Не содрогнулось сердце от тревоги за землю дедов и прадедов своих. Не оставили руки корня в родной земле, ничего не создали для людей, не оросил пот ниву, нет мозолей от труда нелегкого и сладкого, и вырос чертополох.
Страшные дни наступили для матери. Видела она, что люди презирают её выродка, презирают и её. Пыталась увещевать сына, напоминала о возвращении Советской власти и о расплате, но сын стал угрожать: ты знаешь, что бывает с теми, кто не согласен с новым порядком. “Не сын ты мне больше”, — сказала мать, оставила хату, ушла к сестре.
Окончились страшные дни оккупации, на рассвете ноябрьского дня принесли на острых штыках зарю свободы советские солдаты. Жаркие бои обошли село строной, не успел Яринин сын убежать со своими хозяевами. А народная месть в радостные дни освобождения почему-то не коснулась фашистского холуя и преступника — не успели расправиться с ним односельчане, а дотошные юристы стали проверять каждый факт, не доверяя слухам. Кто видел, как Яринин сын участвовал в казни партизана? Кто видел, как он расстреливал советских людей? Кто может доказать, что именно он отправлял на каторгу в Германию черноглазую красавицу? Всё это нелегко было доказать, хотя все знали, все были убеждены, что эти преступления совершил он. Долго шло следствие, взвесили, наконец, что было доказанным, судили Ярининого сына, приговорили к семи годам тюрьмы.
Прошло семь лет. Возвратился сын из тюрьмы, застал мать умирающей. Попросила Ярина прийти к своему смертному одру всех родственников и самых уважаемых в селе стариков. Не разрешила сыну приблизиться к постели, сказала перед смертью: “Проклинаю тебя, не сын ты мне. Многое передумала я за эти годы. Тяжело мне будет в могиле: стопудовым камнем ляжет на грудь твоё преступление. Люди, дорогие мои земляки, слушайте меня, запомните мои слова, передайте детям и внукам своим. Не кладите на мою грудь этого тяжёлого камня. Не считайте этого человека моим сыном. Не мать я ему. Пусть будет проклят тот день, когда глаза его увидели солнце”.
Сын стоял среди хаты угрюмый и невозмутимый, казалось, ему всё равно, что говорит мать. Люди затаили дыхание, ожидали: может быть, скажет он хоть слово, попросит у матери прощения. Но сын молчал. И тогда дед Юхим сказал за всех: “Будет так, как ты просишь, Ярино. Не положим на твою грудь тяжёлого камня. Безродным псом будет ходить по земле этот человек до конца дней своих. Не только никто не назовёт его твоим сыном, но и имя его забудем”.
Слова деда Юхима оказались пророческими: и раньше редко кто знал имя предателя, все звали его Яринин сын, а теперь и вовсе забыли его имя. Стали называть этого тридцатилетнего человека по-разному: тот, подлец; другие — человек без души, третьи — человек, у которого за душой нет ничего святого. Он жил в родительской хате, никто к нему никогда не ходил, соседи запрещали своим детям подходить близко к хате “человека без имени” — такое имя, наконец, дали ему все крестьяне.
Он ходил на работу в колхоз. Люди избегали работать вместе с ним. Одно время было трудно с кадрами механизаторов, он попросился учиться на тракториста, но не нашлось человека, который бы захотел остаться с ним наедине, передать ему свои знания. Пришлось отказаться от этого намерения. Бригадир посылал его туда, где можно было работать одному, без общения с другими людьми. Как-то поручили ему возить воду женщинам, работавшим в поле. Привёз воду — женщины прогнали его и заявили бригадиру: “Не пойдём работать, если этот подлец хоть раз покажется на глаза наши”.
Есть преступления, за которые никогда не прощают, есть одиночество, которое ни у кого не вызывает ни жалости, ни сочувствия.
Яринин сын стал отверженным. Суд народа оказался неизмеримо страшнее тюрьмы. Он пытался было жениться, но не нашлось женщины или девушки, которая решилась бы соединить с ним свою судьбу.
Однажды мне пришлось побывать в том селе. Я сидел в кабинете председателя сельсовета. Зашёл старый, дряхлый человек, казалось, ему лет семьдесят. “Это он, человек без имени, — тихо сказал председатель сельсовета. — Ему сейчас тридцать девять… Послушаем, что он скажет”.
“Отправьте меня куда-нибудь, — глухо, с затаённой болью стал просить человек без имени. — Не могу я больше жить здесь. Отправьте в дом престарелых или в приют какой-нибудь. Не отправите, повешусь. Знаю, что заслужил людское презрение и проклятье. Хочется хоть перед смертью услышать доброе слово. Здесь меня знают, и слышу я только одни проклятия. А если принесёт кто во двор кусок хлеба, то это как жалость к издыхающей собаке. Зароют в землю и плюнут на могилу… Отправьте туда, где никто меня не знает. Буду работать из последних сил, зарабатывать кусок хлеба. Пусть хоть кто-нибудь подумает обо мне как о честном человеке”.
Когда он, заросший, грязный, шёл сельской улицей, возвращаясь домой, люди останавливались, провожали его долгим взглядом, в задумчивости качали головами. И в этот вечер возле порога родительской хаты нашёл человек без имени кусок сала и хлеба — сердце у людей не каменное…
Над ним сжалились, отправили в дом престарелых. Никто не знал там о его прошлом. Относились к нему как к старому человеку, заслужившему право на уважение. Говорят, он радовался, как ребёнок, когда его просили что-нибудь сделать для коллектива: вскопать клумбу или перебрать картофель. Но каким-то образом слух о его прошлом дошёл и до дома престарелых. Отношение людей к нему сразу изменилось. Никто не говорил ни слова о прошлом этого человека, но все стали избегать его. Два старика, жившие в одной комнате с ним, попросились в другую, и он остался один. В холодную декабрьскую ночь ушёл он неизвестно куда, и с тех пор его никто не видел. Был слух, что в весеннее половодье выбросила река посиневший труп, до того изуродованный, что нельзя было определить, кто он, этот человек.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | Картотека художественной литературы для подготовительной группы
|
Реализация проекта в подготовительной группе
ДОУ к Международному дню хлеба
«Хлеб — всему голова!»
«Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
«Хлеб всему голова!» –
В поле, в доме, в державе!»
Вид проекта: познавательный, трудовой.
По количеству участников: групповой.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели Садовская
Т.В. и Панасенко Г.Г.
Вид проекта: краткосрочный.
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб
рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много
обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка
воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его
сила, здоровье и удача. Хлеб — это символ благополучия, достатка. С хлебом дети
встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного
продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами
подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до
нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного
процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде
людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе
выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей
старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду
тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта:
⮚
Уточнить знания детей о
том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
⮚
Обогатить активный словарь
детей специфическими терминами и названиями;
⮚
Закрепить словообразование
родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
⮚
Развивать связную
коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
⮚
Развивать умения делать
элементарные умозаключения и выводы;
⮚
Продолжить знакомить с
картинами известных художников;
⮚
Познакомить с
произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
⮚
Развивать умения и навыки
работы с пластичным материалом;
⮚
Познакомить со старинными
русскими обычаями, связанными с хлебом;
⮚
Привлечь родителей к
образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с
родителями
⮚
Оформить кулинарную книгу
детскими рецептами приготовления хлебобулочных изделий.
Прогнозирование процесса деятельности
воспитанников и ожидаемых результатов:
✔
Рисунок «Колосья»;
✔
Конструирование из
конструктора «Мельница»;
✔
Заучивание пословиц,
поговорок, стихов о хлебе;
✔
Выпекание хлебобулочных изделий
и чаепитие.
Для создания данного проекта был подготовлен фильм, в
результате просмотра, которого дети узнали, что процесс выращивания хлеба очень
длительный и трудный, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение хлеба – это результат труда людей разных
профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы
пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно — эстетическое
развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое
развитие.
Этапы проекта
I этап Разработка проекта и реализация проекта
Вопросы к детям по проекту «Хлеб — всему
голова»:
▪
Почему человек может
обойтись без многого, а без хлеба нет?
▪
Как люди выращивают хлеб?
▪
Почему люди с большим
уважением относятся к хлебу?
▪
Как солнце, вода и тепло
помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
Типы вопросов на данную тему:
Что мы знаем? | Хлеб делают из Муку делают из Хлеб покупают в Хлеб бывает Мама дома печет |
Что мы хотим | Когда появился Как раньше Как выращивают Какие машины Какие профессии у Как сделать Что можно сделать Почему говорят: Что можно Смогли бы вы Какие пословицы, |
Как нам найти | Спросить у Спросить у Провести опыт, Посмотреть в |
Реализация проекта
Образовательная | Совместная | Самостоятельная | С |
Познавательное развитие, речевое развитие | Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, | Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, |
Художественно — эстетическое развитие | Конструирование из конструктора «Мельница», | Раскрашивание раскрасок. | Составление (оформление |
Социально – личностное развитие | Беседа о культуре поведения за столом, | Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», | Замешивание теста, выпечка хлебобулочных |
Физическое развитие | Пальчиковые игры, физминутки | Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?» |
Подведение итогов
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали:
❖
Как вырастить хлеб,
изготовить муку, выпечь хлеб.
❖
Узнали об истории
возникновения хлеба, хлебных профессиях.
❖
Узнали, что в хлебе
содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
❖
Разгадывали загадки,
разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как
хлеб на стол пришёл».
Работа над проектом помогла развить нравственные
качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и
названиями, познакомить со старинными русскими обычаями. А главное: мы
будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Произведения о хлебе
Любим мы блины с вареньем,
С яблоками пирожки,
Вкусный торт на день рожденья
Из рассыпчатой муки.
Но хочу открыть вам тайну:
Пирожков вам не видать,
Если в поле вдруг комбайны
Хлеб не будут убирать.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Дождик, дождик поливай-
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
И течёт, течёт пшеница
Золотистою рекой…
И машины вереницей
Хлеб везут для нас с тобой.
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он — смех детей,
Он — радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта.
Он — пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни за него отдал.
В.Воронько «Вот и лето пролетело…»
«Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.»
Вешний день, пахать пора…
«Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: — Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!»
С.Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!»
П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
Сею в поле зёрна, И зерно в амбары
Раннею весною, Потечёт рекою,
А над ними светит, И его машины
Солнышко родное. Сделают мукою.
На ветру весёлом, На заводе пекарь
Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,
Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!
Золотая осень. Ешьте на здоровье!»
Н.Самкова «О хлебе»
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем — спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла. .
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» — только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив
Сухомлинский В. Моя мама пахнет хлебом.
(В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. –
М., 1984. – С. 17.)
В один день в детский сад пришли двое новеньких – Толя и Коля. Их
привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:
– Где работает твоя мама?
– А ты не догадался? – удивился Коля.
– От неё пахнет лекарствами. Моя мама – врач. Если заболеет человек –
мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?
– А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она
кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.
– И врач? – удивлённо спросил Коля.
– И врач не сможет, – с гордостью сказал Толя. Задание для внимательных
слушателей:
– Кем же работала мама Толи? (Возможные ответы детей: пекарем,
кондитером, хлеборобом.)
Я. Тайц «Все здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все
немножко усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а тут что растет?
— Хлеб, внученька!
— Хлеб? А булки где?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки,
а где пряники.
Пальчиковая гимнастика
1. Божья коровушка
Божья коровушка,
Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)
В огород – бобы,
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы)
2. Тесто
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости
стола)
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих
рук)
А потом заварим чай
В гости друг- друга приглашай.
3. Колосок.
Золотистый колосок, кто тебе расти помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки, что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким Сильным, рослым и большим!
Н. Красильников
4. Испечем пирожки и плюшки
Мама пироги печет, заинька не отстает
Пальчики стараются – плюшки получаются.
На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)
Мама снова месит тесто («месим»)
Отдохни,- сказала мама.
Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)
У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,
Рыбку любит кошка, бублики матрешка.
Все я это испеку, только не жалей муку.
5. Пироги
Мы печем пшеничные пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора.
6. Хороводная игра «Каравай»
Как на наш весёлый праздник,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!
ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ:
1. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
2. Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».
3. Константин Ушинский «Два плуга».
4. Шведская песенка «Отличные пшеничные».
5. Русская народная сказка «Колосок».
6. Э.Шим «Хлеб растёт».
7. Д.Кугультинов «Кусок хлеба».
8. Т.Аргези «Хлеб».
9. Д.Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета
ремёсла».
10.Ф.Шкулева «Молотьба».
11.Ю.Ждановская «Нива».
12.К.Паустовский «Тёплый хлеб».
13.М.Глинская «Хлеб».
14.Я.Дагутите «Руки человека», «Лето».
15.А.Ремизов «Хлебный голос».
16.Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да
масляный». (В обработке И.В.Карнауховой).