Судьба россии в творчестве блока сочинение

россия одно из самых нетипичных стихотворений в творчестве александра александровича блока. произведение посвящено родине эта тема занимает значительное

«Россия» — одно из самых нетипичных стихотворений в творчестве Александра Александровича Блока. Произведение посвящено Родине – эта тема занимает значительное место в творчестве многих русских поэтов.

История создания.

Уже в раннем творчестве Блока можно увидеть его особую, нежную и стойкую любовь к Родине. Он понимает, что стране требуются реформы, что многое в России устроено пока не так, как должно быть. Но, не смотря на все недостатки, он искренне любит свою страну и болеет за её будущее. Большие надежды Блок возлагает на приближающуюся революцию – поэт верит, что она изменит жизнь в стране к лучшему.

Однако этого не происходит. Первый этап революции 1905-1907 года не оправдывает ожиданий молодого поэта. В отличии от многих других представителей русской интеллигенции, Александр Александрович, однако, не покидает любимую страну.

Осенью 1908 года, вдохновлённый разочарованием от прошедшей революции, он пишет стихотворение «Россия». Позднее оно станет частью поэтического цикла «Родина» — сборника работ, созданных в период с 1907 по 1916 года.

Темы и проблемы произведения.

Будучи поэтом-символистом, Блок старается завуалировать тему произведения, подать основную мысль не «в лоб», а через символы и описания.

Воспринимая произведение буквально, мы видим описание бедной, нищей, некрасивой страны. Однако нельзя не почувствовать, как сильно лирический герой любит свою Родину, не смотря на все её недостатки.

Мы видим, как его не устраивает то, что происходит с государством теперь, как волнует его будущее России. Мы видим всё то, что ранит душу молодого поэта в сложившейся ситуации. Но вместе с тем мы понимаем, насколько сильно его чувство к этому месту. Ведь Россия – его Родина, а значит, он просто не способен перестать любить её.

Так поэт показывает читателю, что нужно любить свою родную страну любой – даже если сейчас не всё идёт гладко.

Композиция.

В стихотворении «Россия» шесть строф. Интересно, что в каждой строфе мы видим полную, законченную мысль. При этом произведение по смыслу можно разделить на две темы – тогда первая часть будет включать в себя пять первых строф, а вторая будет состоять лишь из последних шести строчек.

Первая строфа начинается отсылкой к Гоголевским строкам. Русь мчится, движется, будто тройка, но не знает, куда именно. Так же, здесь присутствует явное противопоставление. Поэт обращает внимание на тусклый и бедный российский быт, а так же – на людей, которые, не смотря ни на что, стремятся к прекрасному.

Вторая строфа вновь показывает нам состояние России во времена Блока – перед нами рисуется картина страны, находящейся в явном упадке. Однако лирический герой всё равно продолжает любить свою Родину той любовью, которой любит девушку романтичный юноша.

В третьей строфе автор показывает отсутствие жалости к своей стране. Ведь как бы плохи сейчас не были дела, он продолжает верить в Россию и в то, что она всё переживёт, со всем справится. Он продолжает любить её такой, какая она есть.

Четвёртая строфа развивает эту мысль. Лирический герой как бы пытается поделиться этой верой с самой Россией, вселить в саму страну уверенность в том, что она выстоит и всё будет хорошо.

Пятая строфа – обращение к читателю произведения. Блок призывает и нас демонстрировать ту же преданную любовь к собственной стране, не оставлять её даже в тяжёлых ситуациях и верить в её силу. Поэт пишет о жизни в России, как о кресте, который каждый родившийся здесь должен нести. Иными словами, Александр Александрович указывает читателю на то, что будущее России – это и его ответственность тоже.

Все эти пять строф формируют в голове читателя картинку – определённое представление о том, что происходит с государством в этот исторический период. Россия предстаёт перед нами не в самом лучшем свете, мы понимаем, что дела действительно плохи, а дальнейшее развитие событий пока не ясно – страна сама пока не понимает, куда движется и к чему хочет прийти.

Заключительная строфа несколько меняет тон всего произведения. В ней автор выражает уверенность в том, что Россию ждёт только лучшее будущее, в том, что такая сильная и прекрасная страна обязательно выстоит. А нам, людям, родившимся здесь, важно не терять веру и работать на благо своей Родины. И, конечно, любить её той любовью, которой любит автор стихотворения.

Жанр, направление, размер

Стихотворение, несомненно, лирическое. Конкретизируя жанр, «Россию» можно отнести к гражданской лирики. Ведь здесь автор не просто повествует о своей любви к стране, но ещё и выражает гражданскую позицию, несогласие с некоторыми аспектами жизни и политики государства.

Для того, чтобы подчеркнуть эту тему, поэт использует пятистопный ямб и перекрёстную рифму. За счёт таких средств, стихотворение звучит ритмично и вместе с тем ясно – это идеально соответствует тематике и смыслу произведения.

Средства выразительности.

Для того, чтобы создать описание России, которую видит Блок, поэт прибегает к использованию большого количества эпитетов. Они создают перед глазами читателя яркую, насыщенную картинку.

Так же в произведении использована масса сравнений и метафор. Одно из главных сравнений, проходящих через всё стихотворение – представление России как женщины, нежно любимой поэтом. В стихотворении так же не раз используется нестандартный порядок слов в предложении, инверсия.

Изюминку первой строфе добавляет звукопись, достигнутая за счёт аллитерации.

Синтаксис тоже немаловажен и используется Блоком для создания уникальной стилистики. Автор часто повторяет одни и те же слова, а в предложениях использует много однородных членов.

Просторечная лексика настраивает читателя на нужный лад – помогает проникнуться русской атмосферой, почувствовать быт страны.

Образы и символы.

Центральный образ в произведении Блока, это, безусловно, сама Россия. Автор представляет её в своём стихотворении, как молодую девушку, в которую сам влюблён – это позволяет ему более наглядно продемонстрировать свои чувства к стране.

Безусловно, сейчас Россия вся в заботах, делах и упадке, но Александр Александрович всё равно продолжает верить, что для неё ещё наступит лучшее будущее.

Дорога, перепутье — один из главных символов, используемый Блоком в стихотворении. Страна, словно путник, стоит на развилке и от того, куда решено будет повернуть, зависит весь её дальнейший путь то, к чему она в итоге придёт.

Проблематика и основная идея произведения.

Главный мотив произведения — чувства лирического героя к своей Родине. Автор передаёт через персонажа чувство верной и нежной привязанности к своей стране. Всё, что происходит со страной в этот тяжёлый момент очень его волнует.

Но, не смотря на все невзгоды, автор не теряет веры в то, что его страну ещё ждёт впереди великое будущее и даже не задумывается о том, чтобы покинуть её и искать счастья ещё где-то.

К этому Александр Блок призывает и читателей – оставаться верными своей Родине, любить её и делать всё возможное ради её светлого будущего. Ведь только так страна может пережить все невзгоды и прийти к процветанию.

По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн …вещает и поет, Не в силах крыл поднять смятенных… Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых… Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней (“Прекрасный лик горит любовью”), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была: …Но вещей правдою звучат Уста, запекшиеся кровью! Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России: В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь… И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены: И нет конца! Мелькают версты, кручи… Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным. Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые — Как слезы первые любви! Россия представлена в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены: Теперь им выпал скудный жребий: Их дом стоит неосвещен, И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Пусть доживут свой век привычно — Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать. В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской “Россией” некрасовские строки об “убогом и темном родном уголке” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить — У ней особенная стать, В Россию можно только верить. Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской “России”: И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика. Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”: Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь, Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь. России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши… В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Здесь возникают параллели со стихотворением “Русь”. Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих “революционных предчувствиях” накануне первой мировой войны. Ожиданием перемен пронизано и стихотворение “Рожденные в года глухие…”, посвященные 3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей “страшных лет России”, и призывает к обновлению: И пусть над нашим смертным ложем Взовьется с криком воронье, — Те, кто достойней, боже, боже, Да узрят царствие твое! Налицо перекличка с лермонтовской “Думой”. Очевидно, предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция. Блок был первым поэтом, написавшим о ней большое произведение. Поэма “Двенадцать” подчеркнуто полифонична. В ней звучит, например, голос “писателя-Ви…”, не принявшего революцию: — Предатели! — Погибла Россия! Звучит и голос красногвардейца. В нем слышен пафос уничтожения старого мира, старой России: Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую! Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах: Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию. Название поэмы символично: у читателя возникают аллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос. Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции. Неизменной в творчестве Блока всегда оставалась вера в Россию. В своей статье “Интеллигенция и революция” он писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой”. Эта вера делает поэзию Блока особенно актуальной сегодня.

Название: Блок а. а. — Тема россии в творчестве а. а. блока
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 12:08:21 12 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 17
Комментариев: 12
Оценило: 1 человек
Средний балл: 2
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Блок а. а. — Тема россии в творчестве а. а. блока
История Возникновения Планирования Эксперимента Реферат
Реферат Баскетбол История Развития
Так Просто Контрольные Работы Инглиш
Реферат по теме Статистика в металлургии
Энеолит. Общая характеристика
Курсовая работа по теме Организация ведения бухгалтерского учета в ООО «Зеленый остров Р»
Курсовая работа по теме Двигатель мощностью Ne=100 кВт для привода генератора
Реферат по теме Гесиод
Реферат На Тему Проблема Развития В Психологии И Философии
Сущность, значение и место контроля в управлении экономикой
Особенности Назначение Принудительных Мер Медицинского Характера Диссертация
Курсовая работа: Техніко-економічне обґрунтування випуску продукції
Курсовая работа по теме Особенности архитектуры древней Греции. Ансамбль Афинского Акрополя
Курсовая работа по теме Взаимосвязь физического воспитания с другими сторонами воспитания
Капитанская Дочка Сочинение Рассуждение
Контрольная Работа 1 Электрическая Диссоциация
Дневник Практики Студента Связиста
Сочинение Про Погоду Осенью
Неуважение Предков Первый Признак Безнравственности Сочинение
Курсовая работа: Специфические законы социальной организации. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: Лібералізація цін та фінансова політика
Реферат: Ю-ю 2
Реферат: FilmVideo Testimony Of The Holocaust Essay Research

На чтение 16 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Творчество А.А. Блока связано с серебряным веком русской литературы. В это период создавали свои произведения такие замечательные поэты, как Гумилев, Ахматова, Северянин, Маяковский, Есенин и многие другие.

В литературу А. Блок входит с любовной лирикой. Первый сборник стихотворений – «Стихи о Прекрасной Даме». Источник вдохновения этого цикла сам поэт определяет как «острые мистические и романтические переживания». Мистические переживания – это увлечение философией В. Соловьева, в основе которой представление женского начала мира, а романтические – любовь к Л.Д. Менделеевой. Возлюбленная в его стихотворениях предстает в образе Величественной Вечной Жены. Лирический сюжет этого цикла стихов строится на мотиве ожидания встречи с Прекрасной Дамой («…предчувствую тебя…»). Душа лирического героя страстно томится в преддверии этой встречи. Мир воспринимается с позиции идеала. Лирический герой – рыцарь, давший обет вечного служения идеалу. Ему страшно, что Прекрасная Дама обернется земной женщиной («И страшно мне: изменишь облик ты…»). В стихотворении «Незнакомка» появляется женщина-тайна, женщина-мечта. Образ Незнакомки нарисован воображением поэта, его творческой фантазией.

Постепенно в поэзии Блока появляется тема города («Фабрика», «Сытые»). Поэт показывает мир социального неравенства: мир сытых, с одной стороны, и мир нищих – с другой. Блок использует при описании «страшного мира» мертвые цвета – желтый и черный. По Блоку, быть богатым и сытым неприлично, потому что это делает тебя глухим к нуждам бедных. В стихотворении «Ангел-хранитель» звучит отношение поэта к миру нищих: «…О нищих и бедных скорблю». Новое узнавание мира заявляет Блок в стихотворении «На железной дороге». Это мир унижений и душевных страданий. Поругание женщины, женской судьбы им воспринимается как трагедия. Отношение лирического героя к происходящему выражено словом «больно».

В цикле стихов о России помогают нам осмыслить отношение к ней уже знакомые художественные образы: образ-идеал Вечной Женственности и образ пути, движения к идеалу как осознание своей миссии, своего назначения. В стихотворении «Русь» поэт изображает Русь как нечто святое, заколдованное. В цикле «На поле Куликовом» звучит тревога поэта за будущее страны. Но он верит, что Россию ожидает великое будущее. В стихотворении «Россия» поэт говорит о единстве своего пути и своей судьбы с единством пути и судьбы России.

Блок приветствовал Октябрьскую революцию, хотя не все в ней понимал. В статье «Интеллигенция и революция» он призывает слушать музыку революции. В поэме «Двенадцать» Блок сопоставляет два мира, и старый мир показан жестоким. Образ Христа рожден в сознании поэта, это символ нового мира. В своей поэме Блок утверждал высокий смысл шествия двенадцати и благословил этот путь.

Творчество Блока

Писатель по фамилии Блок довольно интересная личность. Этот человек был не просто обычным обывателем, который хотел заработать на литературе и на продаже своих произведений. Блок преследовал цель гораздо большую, чем просто материальные блага общества и человека. Современники называли его человеком чести, и говорили о том, что для Блока не было ничего важнее, чем, правда, в истинном её проявлении.  Он был человеком, который не терпел лжи, и старался добиться правды в любом деле, при любых обстоятельствах, что также очень заметно по его произведениям. Всё его мировоззрение вылилось через его многочисленные произведения, которые были тепло, восприняты публикой.

В своих произведениях автор затрагивал темы, которые были близки каждому человеку его времени. Он старался достучаться до души своего читателя, выявить те проблемы, которые царят в обществе, и вместе с читателем найти их решение. Он говорил о том, что хоть и очень сложно создать связь с читателем через произведение, но ему всё равно удаётся это на ура, и потому он продолжает заниматься тем, чем занимается. Творчество для Блока было некоторым способом высказаться, сказать, что он думает, раскритиковать то, что он не мог раскритиковать в обычном разговоре. И таким образом, он также доносил свою точку зрения до читателя, заставляя его тем самым размышлять на данную тему, и попытаться найти решение или логический вывод оной.

Автор также очень часто говорил о темах связанных с политикой, и потому также отражал это в своих произведениях. Он отнюдь не всегда был доволен правящей властью, и потому ему приходилось высказывать своё недовольство в произведениях, так как сказать об этом напрямую, не через большое количество человек он не мог, так как просто опасался за свою жизнь. В начале своего творческого пути Блок хоть особо и не презирал правительство, однако он довольно критично относился ко всем видам власти, говоря о том, что на данный момент она имеет множество недочётов и недостатков. Подобным образом автор выражал своё неприятие установленных порядков, и готовность пойти на борьбу с ними же.

Таким образом, мы видим, что на творчество Блока очень сильно повлияло его мировоззрение, которое впоследствии и изменило мировоззрение множества его читателей. С помощью своих уникальных произведений он мотивировал людей на протест, мотивировал на несогласие с тем, что уже есть.

Язык иносказаний в лирике А. БлокаЭволюция темы Родины в лирикеШкольные сочинения по творчеству Александра Блока: «На поле Куликовом» и Тема любви в творчестве Блока.Художественное своеобразие и вечные образы поэмы «Двенадцать»Тема святости и греховности в поэме «Двенадцать»Тема революцииТема дороги и пути в поэме «Двенадцать» А. Блок.Тема греха и покаяния в поэме «Двенадцать»Тема «страшного мира» поэзии Александра Александровича БлокаСтихи детям о природеСовременен ли Александр Блок?Смысл названияСимволика цветаСимволика поэмы «Двенадцать»Символизм в творчестве и поэзииСвоеобразие финала поэмы «Двенадцать», появление ХристаСвоеобразие поэзииСвоеобразие конфликта в поэме «Двенадцать». Образ революции в поэме «Двенадцать».Роль цветовой детали в поэме «Двенадцать». Какие цвета представлены в поэме «Двенадцать»?Роль символовРодина Россия в поэзии и творчествеРеволюция в творчестве и поэзииРеволюцияпоэма «Двенадцать»: образы и символыПоэзия А.А. Блока как отражение его душиПонимание и анализ финалаПодробный анализ стихотворения Незнакомка по плануПодробный анализ произведенияПатриотическая лирика На поле Куликовом анализ стихотворенияОтветы на вопросы стихи о Прекрасной Даме поэма Двенадцать799127991179910799097990879907799067990579904799037990279901799007989979898798977989679895798947989379892798917989079889798887988779886798857988479883

<legend>Tags</legend>

Автор: · Опубликовано 09.08.2020 · Обновлено 09.08.2020

(476 слов) Александр Блок был ярким представителем поэзии серебряного века, совмещая в своих произведениях ставшую классической лирику и обилие образов-символов.

Любовь ко всему новому была привита Блоку с раннего детства огромным количеством творческих гостей в доме матери будущего поэта. Он родился в семье, где литература и образование стояли на первом месте, поэтому будущий поэт поступил в тот университет, где является ректором его дедушка. Хотя поблажек молодому представителю династии не было, он был грамотен и образован в достаточной мере, чтобы закончить обучение без поддержки семьи. Вся жизнь Блока — путь его становления, как поэта. Он начинал писать с раннего детства, и с тех пор каждый его жизненный этап становится текстом, о каждом периоде жизни можно найти строки в его творчестве. Смотря на все пережитое поэтом, нельзя сказать, что его жизнь была полна трудностей, хотя последние годы жизни Блока были действительно нелегкими. Однако, несмотря на довольно свободную жизнь без претензий со стороны властей, у поэта все же есть произведения, в которых действующая власть осуждается, пусть и не напрямую. Например, в стихотворении «Фабрика» он осуждает представителей буржуазии за те условия, в которых приходится работать людям. Он был яркой личностью, люди тянулись к нему за помощью, поддержкой и пониманием. Именно поэтому каждый раз, когда в конце жизни у него возникали проблемы с властями, находились друзья, старавшиеся поддержать его не только морально, но и практически.

Быть поэтом серебряного века означало быть голосом новой эры в искусстве. И не просто тем, кто идет против системы или действующих норм и правил, а говорить с людьми обо всем: в его лирике мы найдем серьезные политические поэмы («Двенадцать», «Скифы»), любовную лирику («В ресторане», «Стихи о прекрасной даме»), философскую лирику («Окна во двор», «Русский бред»), стихи о родине («Русь», «Сны») и множество других образчиков творчества поэта-символиста. У Блока это получалось, он был любим и читателями, и критиками. Ему, как и многим современникам, в поэзии свойственны яркость образов и обилие символов, а в жизни у него преобладали обилие эмоций и вспыльчивость характера. Так же, как и многим поэтам, Блоку доставалось огромное количество внимания и, несмотря на единственный брак, многие романы были двигателями его творчества.

Вспоминая жизненный путь поэта и его творчество, мы понимаем, как он был восприимчив к влиянию людей, которые ему нравились и вызывали восхищение. Можно буквально физически ощутить влияние некоторых поэтов, знакомых с автором (таких как Ахматова и Луначарский). И дело здесь не в заимствованиях приемов или идей — Блок вдохновлялся образами, которые дарили ему разные люди.

Именно в образах — сильных, ярких, запоминающихся — присутствует Блок и по сей день в своих стихотворениях. Именно они — сам автор.

Он умер в 40 лет, но, в отличии от Цветаевой или Есенина, не закончил жизнь самоубийством. Блок любил жизнь, ему нравилось жить, узнавать что-то новое, искать это новое в путешествиях, книгах, людях. Он родился во время правления императора, а умер с Советском Союзе, пережил революцию и даже поддержал ее. С его смертью многие исследователи связывают конец эпохи серебряного века, ведь Блок был его символом.

Автор: Елена Ковальчук

Символизм – одно из художественных течений серебряного века, которого придерживались многие поэты. Говоря о символизме, необходимо отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека. Из всех поэтов-символистов ближе всего мне творчество Александра Блока. Я считаю его одним из ярчайших представителей Серебряного века.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Блок — выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов-символистов. От символизма он не отступал никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Литературное наследие Александра Блока обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий, понять прошлое.

Как утверждал сам поэт, его лирика во всем ее многообразии представляет собой единое произведение. Это произведение, создававшееся всю жизнь, является отражением его творческого пути. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось Блоком многие годы. По этому сборнику нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности. Переход, конечно, весьма условный, но заметный.

Стихи юного Блока поражают своей чистотой и нежностью. Безусловно, он не свободен от влияния предшественников и современников, но это не мешает ему создавать свое, неповторимое. Поэт вошел в мир людей с любовью и верой в светлый и чистый мир. Влюбленность — один из главных мотивов его лирики. Путь в мир, по Блоку, должен осуществляться при помощи любви. И именно это прослеживается в “Стихах о Прекрасной Даме”. Блок находится в поисках идеала, Вечной Женственности.

Предчувствую Тебя.

Года проходят мимо —

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя.

Он в своих посвящениях Прекрасной Даме уходит от окружающей действительности, запирается в свои думы.

Из более позднего творчества Блока мне нравится стихотворение «Незнакомка». При первом прочтении просто поражаешься красоте и магнетизму созданного поэтом образа таинственной незнакомки:

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Но мечты о Прекрасной Даме не могут оградить Блока от реальной жизни.

Действительность все же проникает в его мир. Появляются стихи “Фабрика”, “Сытые”, “На железной дороге” и эти строки:

Как тяжело ходить среди людей

И притворяться непогибшим,

И об игре трагических страстей

Повествовать еще не жившим.

Решающее влияние на пересмотр им жизненных ценностей оказали события начала двадцатого века.

Мы — дети страшных лет России —

Забыть не в силах ничего.

Блок отходит от мечтаний и все чаще смотрит в глаза реальности. На смену юношеской мечтательности приходит сознание своего гражданского долга, понимание ответственности перед своей страной. Александр Блок испытывает к Родине, с одной стороны, чувство любви, тоски по ней, сострадания, а с другой — веру в прекрасное ее будущее и желание изменить к лучшему жизнь своего народа. Именно это волнение за будущее Родины переполняет лирического героя в поэме “Двенадцать”. Поэма наполнена символами. Она начинается сразу с резкого контраста: “Черный вечер. Белый снег”. Черный цвет — зло, буря, стихийность, непредсказуемость, белый — чистота, духовность, свет. В поэме встречается и красный цвет. Это не только цвет флагов и лозунгов, это — цвет крови.

У Блока существует цикл стихотворений “На поле Куликовом”, где в каждом слове чувствуется огромная любовь к Родине. “О, Русь моя! Жена моя!” — так обращается к ней поэт, то есть не только как к живому, но как к самому близкому существу на свете. Образ России все время незаметно переплетается с женским образом. Для Блока Родина — женщина; она подобна “прекрасной незнакомке”, к которой поэт обращается в своих ранних стихах. Любовь к Родине и любовь к женщине для Блока — понятия неразделимые и одинаково значимые.

Несмотря на то, что творчество Александра Блока пришлось на довольно трудный период в жизни России, его искания и заблуждения в поисках светлой, прекрасной жизни, жизни во имя человека, человечества и любви остаются актуальными и по сей день. Его ранние мечтания о Прекрасной Даме, о поисках Вечной Женственности дают повод для размышления нынешнему молодому поколению. Истинная любовь является и по сей день одной из движущих сил в жизни человечества. Блок рано ушел из жизни но стихи его волнуют людей, они помогают нам жить.

</span> (3)

Короткая жизнь Александра Александровича Блока (1880-1921) отделена от нас уже десятилетиями. И каждое из этих десятилетий наполнена событиями большого исторического значения.

Но, чем дальше уходим мы во времени от Блока, тем ближе к нам основное, главное в его творчестве, которое освобождено от всего временного, внезапного, наносного, тем яснее чувствуешь его живую связь с духовной жизнью человека нашего времени.

Настоящее искусство живет вечно. Его сила и значение в том, что создавая образы людей и картины действительности, оно включает нас в бесконечно разный и сложный процесс жизни, превращает нас в его участников, помогая выйти за пределы своего непосредственного опыта.

Это правда жизни, эта человечность, которая заключается в произведениях искусства, сохраняют силу действия далеко за пределами тех эпох, в которые они создаются, перерастая воззрения самих художников, которые связаны и ограничены во взглядах на мир предрассудками своего класса и своего времени.

Поэтому и живет для нас творчество Александра Блока.

У него есть стихотворение, которое могло быть эпиграфом ко всему  его творчеству:

О, я хочу безумно жить!

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне;

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простым угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

5 февраля 1914 г.

Но мечта о счастливом и свободном человеке столкнулась с неизжитой и безжалостной реальностью, и это нерешенное противоречие определяло трагическую контрастность творчества Блока; образ веселого парня вытеснялся в его поэзии образом мертвеца, который ходит среди людей.

Через всю лирику проходит образ одинокого, умирающего человека, и за этим трагическим характером читатель видит склад жизни, который привел человека к падению и гибели в старом мире.

Я пригвожден к трактирной стойке.

Я пьян давно. Мне все — равно.

Вон счастие мое — на тройке

В серебристый дым внесены …

26 октября 1908 г.

Но Блок не был бы великим поэтом, если бы он остался в стороне от мощного подъема освободительной борьбы в России. Тема Родины все большей полнотой входит в его творчество, его стихи о России звучат с некрасовской силой и простотой.

В голодной и больной неволе

И день не в день, и год не в год.

Когда же всколосится поле,

Вздохнет Униженные народ?

15 февраля 1915 г.

Какие бы не были прочные связи с его старым миром (семья, среда, воспитание, литературные связи), он рвался вперед, к другому, новому миру человеческих отношений.

«Прошлое смотрит в будущее», — так говорил он о смысле поэтического творчества, и это вернее всего определяет его поэзию.

Вот почему Блок сразу стал на сторону Октябрьской революции и создал поэму «Двенадцать», которая стоит в начале советской поэзии.

Конфликт Блока с жизнью, с окружающим его общественным укладом, со всей его средой был глубоко трагическим. Издалека, ошибаясь, шел к народу, к родине, к революции. Но человеческая трагедия, но смерть человека может быть гарантией будущей победы, если смерть эта свидетельствует о повышении других величин человеческого духа.

Это величие и сближает Блока, его творчество с нашим временем. Лирический герой его поэзии — это человек в полном смысле этого слова. Константин Федин сохранил слова М.Горького о Блоке: «Особенно советую познакомиться с Александром Блоком. Обязательно познакомьтесь. Это … Это …

Горький молчит, ища правильное слово. Но слово не находится. Он с нетерпением, но почти безмолвно барабанит пальцами по столу. Вдруг поднимается и выпрямляется — очень высокий, худой — медленно проводит рукой сверху вниз, от головы до ног.

— Человек, — произнес он тихо и на мгновение стоит не двигаясь «.

Величие Блока как художника состоит в том, что он сумел почувствовать основные противоречия своей эпохи и с большой художественной силой перевести их на язык лирики, то есть показать, как отображались они в самых глубинах человеческого сознания.

В эпоху бурь и тревог, — говорил он, — нежнешие и интимнишие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой «.

Вот почему история души поэта, росказана в его стихах, с откровенностью выступает перед нами как история его эпохи.

Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/blok
  • https://my-soch.ru/category/blok-aleksandr
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/blok-poet-serebryanogo-veka/
  • https://nauchniestati.ru/bank/primery/sochinenie-na-temu-moj-lyubimyj-pisatel-aleksandr-aleksandrovich-blok/
  • https://info-shkola.ru/tvorchestvo-bloka-sochinenie/

Образ Родины в творчестве Александра Блока.
Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались писатели и поэты во все времена. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы — дети страшных лет России».
Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» делало любовь А.Блока к России противоречивой и обостренной.
Раннюю поэзию Блока пронизывают образы русской культуры, нередко в романтическом облике. Мир ранней поэзии А.Блока — это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России.
К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира в цикле стихов «Пляски смерти». Наиболее известное стихотворение этого цикла — «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в котором подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.
Однако страшный мир — это не только мир вокруг поэта, а еще, на мой взгляд, это и мир в нем самом. Так, в стихотворении «Незнакомка» — лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт — хранитель этой тайны. Но мы так же видим, что он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира «испытанных остряков», бездушной и мертвой природы, где и луна на небе превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности.
Страшный мир, созданный А. Блоком, — это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье.
В 1906 году А. Блок пишет стихотворение «Русь», где страна предстает перед нами как заповедная, сказочная:
Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах.
Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов «Родина», который создавался с 1907 по 1916 год. Здесь мы видим и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка — сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы — статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии.
Одно из наиболее известных стихотворений цикла — «Россия» — «Опять, как в годы золотые…». Все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России.
Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях написанных в 1908 году и объединенных темой «На поле Куликовом». Я считаю, что этому стихотворению принадлежит особая роль в творчестве поэта. В 1912 году Блок писал: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». На мой взгляд, Этот цикл наиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. Первое стихотворение этого цикла «Река раскинулась…»:
Река раскинулась. Течет, грустит лениво,
Оно посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет («Закат в крови!»). В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России «О, Русь моя! Жена моя!», и, на мой взгляд, именно оно показывает высшую степень единения лирического героя с Россией.
Стихотворения А.Блока, прозвучавшие в те годы, когда судьба России неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и дают нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы.
В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный поэтический образ России.Ее необъятные просторы,песни ветровые,дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел после революции 1917 года, так не похожей на его мечту,он задохнулся.

Название: Образ Родины в творчестве Александра Блока
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 07:47:41 12 октября 2005 Похожие работы
Просмотров: 654
Комментариев: 15
Оценило: 6 человек
Средний балл: 4.5
Оценка: 5   Скачать

Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Образ Родины в творчестве Александра Блока
Реферат по теме Методологические проблемы историографии социальной работы
Республиканский Календарь Якобинский Реферат
Курсовая работа: Психологические особенности больных с панкреатитом
Перестройка Политической Системы В Годы Перестройки Реферат
Реферат по теме Эффект и влияние парной бани в процессе сгонки веса и восстановления работоспособности дзюдоистов
Реферат: УГОЛОВНОЕ ПРАВО И РЕЛИГИЯ
Реферат по теме Основные методы психологии труда
Задачи оперативного штаба пожаротушения
Налоги Налоговая Система Реферат
Реферат по теме Перестройка Горбачева
Эссе На Тему Эффективные Формы Логопедической Работы
Гигиена Менструационного Цикла Реферат
Реферат по теме Коллоквиум
Драматические Образы Сочинений М Глинки
Сайт Курсовых Работ По Медицине
Реферат по теме Ветеринарно-санитарный надзор
Дипломная работа по теме Коррупция
Хорошие Дипломные Темы Для Автомехаников
Оценка Имущества Должника Курсовая
Курсовая работа по теме Моталка стана 1700
Статья: Геополитические отношения
Реферат: Основы монетарной политики
Реферат: О положении в банковском секторе ФРГ

Россия занимает значительное место в лирике А. Блока. По словам самого поэта, теме Родины он посвятил всю свою жизнь. Он писал Константину Станиславскому: «…Стоит передо мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь». Блок утверждал, что практически все его стихотворения, посвящены этой теме. И цикл «Родина», который принадлежит к позднему этапу его творчества, подтверждает эти слова.  Этот цикл разделён на пять глав и входит в сборник «Стихи о России», опубликованный в 1915 году. Стихотворения в цикле следуют в определённом порядке, отражая логическую последовательность событий. Автор выражает своё понимание единства собственной судьбы с судьбой России.

Как и многие поэты Серебряного века, Александр Александрович был озабочен будущим своего государства. Его творческий путь – это путь между двумя революциями. Он сумел понять и прочувствовать борьбу старого с новым, поэтому во многих стихотворениях прослеживаются сомнения и тревога. Однако большую часть в них всё же занимает выражение поэтом безграничной сыновьей любви к своей Родине. Он верит в силу и стойкость народа, верит, что Россия пройдёт через все испытания и станет намного лучше, чем была.

В лирике А. Блока Родина изображается с разных сторон. Она может принимать образ волшебного края, наполненного тайнами и загадками, а может быть нежной и трепетной возлюбленной пылкого юноши. Любимый приём Александра Александровича – олицетворение. Родина – это живое существо, принимающее разные облики, и у неё есть своё прошлое, с которым нельзя не считаться. По мнению поэта, будущее России предопределено её прошлым, которому суждено повторяться снова и снова.

Главное место в цикле «Родина» занимает мотив дороги. Поэт описывает путь, пройденный Россией от древних времён до его современности. В стихотворении «Русь» Блок воссоздаёт атмосферу язычества. Он описывает здесь дохристианскую Русь с её древними преданиями и верованиями. Для поэта имеет особое значение история России, уходящая своими корнями в глубокую древность. Описывая былую мощь родной земли, Блок хочет показать, что в русской душе таится великая сила, которая ждёт своего пробуждения.

Лирический герой находится в состоянии дремоты, и он видит реки и лесные дебри Руси, восхищается многообразием населяющих её народов. Затем в его видении появляется колдун, ворожее, ведьмы, черти. А после предстаёт образ нищей Родины, в лохмотьях которой хочется спрятать свою душу. Тем не менее, Россия сможет выдержать выпавшие на её долю тяготы и останется чистой и незапятнанной. Она не только сохранит себя, но и спасёт душу героя, который так сильно нуждается в её заботе.  

В других стихотворениях А. Блок даёт реальные характеристики своей Родины, представляя её с разных сторон, изображая величественной и могущественной. У такой огромной страны не может быть лёгкого пути, долго и упорно она расширяла свои границы, объединяя в единое целое разные народы. Именно в этом сосуществовании множества разных народностей с общей русской душой на одной территории и заключается уникальность России.

В данном цикле есть отдельная часть, где А. Блок вспоминает о трудных временах, которые пришлось пережить его государству. Здесь он размышляет о прошлом и будущем своей Родины. Стихотворение «На поле Куликовом» посвящено осмыслению исторической судьбы России. Оно отображает многолетнее противостояние Руси монголо-татарскому нашествию. За его основу взяты реальные события из истории нашей страны. Безымянные русские солдаты готовы, не раздумывая, умереть, ради спасения и свободы своей Родины.

Блок верит в неоспоримую победу своего народа, поэтому его стихи проникнуты гордостью и уверенностью. Здесь он выступает не в качестве наблюдателя, а непосредственным участником описываемых событий. Через всё стихотворение красной нитью проходит тема вечной борьбы России за её свободу. Поднимается проблема противостояния Руси и Орды. И Блок пророчит новую «Куликовскую битву», которая освободит великую державу от гнёта монархии.

Самое значимое стихотворение в цикле «Родина» – «Россия», написанное в 1908 году. В его основе лежит патриотизм поэта, который не мыслит себя вдалеке от родной страны. Он разделяет с ней её тяжёлую судьбу, видит трудную участь народа. Блок любит Россию не за её достоинства, а вопреки её недостаткам. Во время написания стихотворения «Россия» он окончательно разочаровался в существующем государственном устройстве и с нетерпением ждал революционных перемен. Именно революцию он описывает как невозможное, которое всё же возможно.

Основная тема этого стихотворения – любовь к Родине, которая не должна быть совершенной. Лирический герой видит, что его страна нищая и мрачная, тем не менее, любит её, не задумываясь о причинах этой любви. Что бы ни происходило в России, она выдерживает все испытания, только грустит немного больше. Ничто не способно сломить её волевой характер. И нам, жителям этой страны, необходимо, несмотря ни на что нести свой крест. Раз мы здесь родились, то должны быть преданными своей Родине. Она всегда будет оставаться неизменно прекрасной в глазах любящего сына.

В своих стихотворениях поэт описывает реальные черты Родины, изображает её величие. Он восхищается ею, несмотря на осознание всех пороков. Описывая красоты и могущество, он не забывает о грязи и нищете. Блок видит тяжёлую судьбу народа и тревожится о его будущем. Стихотворения о России созданы в нелёгкие для всех времена, поэтому тема любви к родной стране нашла отклик во многих сердцах.

Трагическая история России и её народа – это дорога, по которой она движется к своему величию. А. Блок воспринимал свою Родину как живое существо, подобное человеку, но она была даже лучше отдельных личностей, ведь объединяла их всех воедино. В прошлом России заключается огромная сила, которая позволила этой державе стать столь могущественной и неповторимой.  

В каждом произведении, посвящённом Родине, Блок говорит о неразрывной душевной связи с родной землёй. В стихотворении «Осенняя воля» он поднимает тему русских эмигрантов, которые вынуждены были покинуть свой дом, и не могут вернуться обратно. Это лирическое произведение напрямую связано с революционными событиями в России. Герой здесь представлен странником, бредущим по родной земле. Неспокойный осенний пейзаж заставляет его задуматься о смысле жизни, о собственном предназначении в этом мире. Душа странника наслаждается своей свободой – «осенней волей», «путь открытый взорам» покорил его сердце навеки.

В 1918 году поэт пишет статью под названием «Интеллигенция и революция», состоящую из большого количества лозунгов и сравнений. Россия предстаёт перед читателем то страдающей женщиной, то грозной бурей, то новой музыкой. В этой статье Блок призывает предъявлять к жизни безмерные требования, верить только в то, что должно произойти, рисковать и ждать нежданного. По его мнению, необходимо всё переделать, изменить жизнь таким образом, чтобы она стала справедливой, чистой и прекрасной. А. Блок с нетерпением ждал революцию, но он даже представить себе не мог, к каким кровавым последствиям она приведёт. Он искренне верил в светлое будущее своей Родины, принимая её такой, какая она есть. Любовь Блока к России – чистосердечная, бескорыстная и самоотверженная. А её наивысшим проявлением стала его поэзия, воспевающая родную страну, несмотря на её несправедливость и несправедливость и пороки.

  • Судьба человека в итоговом сочинении как аргумент
  • Суди о человеке по его вопросам а не по его ответам сочинение
  • Сувениры великобритании рассказ на английском языке
  • Суворовские традиции как пишется с большой буквы или с маленькой
  • Суд о коровах сказка