Судьба человека шолохов сколько страниц в рассказе

Неизгладимый отпечаток в памяти народов советского союза оставила великая отечественная война. конечно же, это событие нашло отражение и в литературе.

Неизгладимый отпечаток в памяти народов Советского Союза оставила Великая Отечественная война. Конечно же, это событие нашло отражение и в литературе. Сегодня этому историческому периоду посвящено множество литературных памятников. Не остался в стороне известный в СССР писатель Михаил Шолохов. Самым пронзительным шедевром автора стало произведение «Судьба человека». Анализ рассказа поможет ученикам 11-го класса подготовиться к сочинению для сдачи ЕГЭ.

История написания

Произведение «Судьба человека» Михаила Шолохова создано на основе реальных событий: однажды автор познакомился с мужчиной, который поведал ему о своей трагической жизни. Эта история стала почти готовым сюжетом, но не сразу превратилась в рассказ.

Идею создания писатель продумывал более 10 лет, однако изложение на бумаге заняло всего несколько дней. Свое творенье Михаил Александрович посвятил Елене Левицкой. Последняя помогла ему издать роман «Тихий Дон».

Произведение было напечатано в издании «Правда» в конце 1956 года. Спустя время рассказ на всю страну был зачитан на всесоюзном радио. Слушателей и читателей потрясла правдивость этой работы, она получила заслуженную популярность.

В отношении литературы книга открыла для авторов новый метод раскрытия военной тематики — через судьбу одного человека.

Михаил Шолохов «Судьба человека»

На мой взгляд, эта вещь — лучшее доказательство творческой беспомощности Шолохова. Как известно, с началом ВОВы, Сталин заказал ему роман о войне, но писатель с большим скрипом и промедлением сумел выдавить из себя только этот рассказик. И после этого на протяжении почти 30 лет ничего толкового уже не написал, что очень сильно укрепило позицию литературоведческой школы, считающей М.А. банальным плагиатором.

«Судьба человека» вроде как должна иллюстрировать «военный опыт гражданского человека» — но поверить в это не получается. Слишком уж казенно-пафосным языком написано это произведение. Как в прямой речи героя, так и в авторском повествовании звучат суровые комиссарские нотки, отдающие передовицами «Правды». Не говорили так люди того времени, и уж тем более, не думали. Это уж Шолохов свою замполитовскую профдеформацию экстраполирует на русский народ. Фабула рассказа конъюнктурна и нереалистична.

Соблюдены все коммунистические религиозные каноны: идет активная демонизация немцев, которые все как один палачи, маньяки, алкаши и физические уроды. Впрочем, иногда в мозгу совписа щелкает тумблер: «Нужна же энта, как ее… диалектика!» Ведь даже у самого глупого читателя может возникнуть вопрос: если нацисты были такими придурками, как же это они дошли до Москвы, Петербурга, Кавказа и Волги, в пух и прах разбив армию в которой танков было больше, чем у остальных держав вместе взятых? Тут из ниоткуда появляется образ рыцаря-коменданта, «умеющего ценить отважного противника», одаривающего Соколова жратвой вместо того, чтобы пустить пулю между ушей. На этом «сложный сюжет» заканчивается и автор снова срывается в пронзительный бабий визг.

Да, литературные приемы тут используются самые примитивные, в духе женских слезовыжимательных романов. «Враги сожгли родную хату, убили всю его семью». В советской литературе «русским великодержавным держимордам» можно было только страдать, платить и каяться, что с успехом и демонстрирует терпила-герой. Русский солдат, по мысли сталиниста-автора, не имеет морального права вернуться домой гордым победителем, осененным славой, с честно добытыми трофеями. Опущенный и сломленный Соколов в качестве нищего бомжа отправляется гробить остатки здоровья за жалкие копейки куда? — правильно, в Урюпинск, ставший символом провинциальной безнадеги и отсталости. Здесь Шолохову впервые удается выполнить литературную задачу: совсем не старый герой предстает перед нами ветхим дедом в двух шагах от могилы. Автор прямым текстом пишет, что Соколову осталось совсем недолго. Это перекликается с советской политикой в отношении фронтовиков: никаких привилегий, никаких воинских братств и торжеств, убирайтесь-ка с глаз долой из сердца вон, а то слишком много понимать о себе стали. Только через 20 лет, когда наиболее опасная часть русских ветеранов уйдет в мир иной и угроза бонапартизма перестанет страшить хохпартайгеноссе начнутся ритуальные пляски на костях и закидывание выживших подачками и побрякушками — впрочем, и здесь, основные бонусы достанутся социально близким «ветеранам Ташкентского фронта».

Про исторический контекст данного произведения я даже писать не буду. Еще при Советах отмечалось, что Шолохов напортачил, что герой его, вернувшись из плена никак не мог избегнуть фильтрационных лагерей и дотошной чекистской проверки, в ходе которой любая случайность могла привести к гибели…

В общем, данная книжка являет собой эталон советской литературной традиции: ее якорями являются азиатские жестокость, обезличенность, депрессивность и общий посыл: «если реальность не согласуется с нашими религиозными постулатами — тем хуже для реальности». Хорошо, что запечатление этой ментальности сохранится для потомков: наши дети уже не будут верить, что несколько поколений русских людей прожили настолько бедную, бесправную и полную лишений жизнь.

Тематика произведения

Изучая анализ «Судьбы человека» Шолохова, невозможно обойти стороной темы, которых касается работа. В первую очередь, это тематика войны и людей, принимавших в ней участие. Эта трагедия большой страны затрагивает тончайшие душевные струны, формируя понимание того, что являет собой человек на самом деле.

До начала ВОВ главный герой был простым человеком: работал, воспитывал детей, содержал семью. Соколов спокойно жил и трудился, скорее всего, думал о будущем, о чем-то мечтал. По крайней мере война точно не входила планы мужчины. Андрей выучился на водителя, дети ходили в школу, жена вела домашнее хозяйство.

Как настоящий патриот Отчизны, герой встал на ее защиту с первых дней войны. Михаил Александрович был одним из авторов, уверенных в силе духа простого русского человека, который может даже на поле боя сохранить истинные человеческие качества. Главная мысль — судьба мужчины, прошедшего все ужасы войны и плен, но в то же время сумевшего остаться человеком.

Автор утверждает: важно проявлять человеческие качества в любой ситуации. В худшем случае настоящий человек предпочтет смерть, ведь чувство собственного достоинства не позволит ему стать предателем.

Выбрав существование ценою жизни других, такая личность не имеет права называться человеком. Именно так и поступил герой: услышав о предстоящем предательстве, он задушил мерзавца.

Судьба персонажа сложилась довольно трагически: тяжело ему было и на поле боя, а после войны — и того хуже. Семью убили фашисты, старший сын Соколова погиб в День Победы, мужчина остался на этом свете совершенно один. Однако герой смог выстоять в этой ситуации: он подобрал беспризорника, назвался его папой, дав надежду на будущее себе и мальчику.

В процессе изучения анализа произведения напрашивается вывод: человечность, как непреклонность и мужество, непобедимы. Каждый читатель должен понимать, чему именно учит литературный шедевр. Это повествование о мужестве и героизме народа, который победил коварного противника, сохранив веру в светлое будущее страны.

Война сломала много человеческих судеб, отобрав прошлое и лишив будущего. Герой произведения на себе испытал все тяжести военного времени. Мужчина остался в этом мире совершенно один, потерял семью. В аналогичной ситуации оказался и маленький мальчик. В итоге два человека нашли друг друга, возродив веру в будущее.

Краткое содержание рассказа «Судьба человека»

Первой послевоенной весной встретился рассказчику возле хутора Моховского у переправы через разлившуюся почти на километр речки Еланки высокий сутуловатый мужчина с мальчиком. Мужчина, решив, что рассказчик тоже шофер, как и он, подошел поговорить и предложил покурить. Разговорившись, незнакомец поведал свою историю.

Андрей Соколов был из Воронежской области, во время гражданской войны служил красноармейцем. После батрачил на Кубани, а дома погибли от голода родители и сестра. Трудился плотником, потому строился на завод. Женился на девушке, которая тоже была сиротой. С грустью вспоминал он о своей жене Иринке, какая она была веселая, ласковая, угодливая, как жалела его, терпела попойки с друзьями и ничем не попрекала. Родился сын, потом еще две дочки. После выучился он автоделу и стал работать шофером. На выделенном участке построили домик, стали неплохо жить.

В начале войны призвали Андрея Соколова на фронт, где служил водителем. Во время наступления немцев вызвался подвезти снаряды на передовую для артиллеристов. Но боеприпасы не удалось довезти, от взрыва бомбы его грузовик опрокинуло. Его контузило, а когда очнулся, увидел, что мимо проезжали немецкие танки, а на него шли фашистские автоматчики. Сначала его хотели расстрелять, но передумали, заставили снять сапоги и направили к колонне военнопленных. Ночью их закрыли в церкви, там ему пленный военврач вправил поврежденную при взрыве руку. Один из пленных оказался верующим, стал проситься выпустить его в туалет. Но немцы автоматной очередью через дверь его расстреляли, убив еще троих. Ночью случайно услышал, как какой-то солдат грозится выдать своего командира немцам.Этого предателя Соколов задушил. Утром перед строем немцы требовали выдать командиров, комиссаров, коммунистов и евреев. Но предателей не нашлось. Немцы выбрали из строя четырех человек и расстреляли.

Однажды, уже в лагере, когда его и других пленных отправили на рытье могил, Андрей решился бежать. Через четыре дня догнали охранники, затравили его овчарками, которые едва не загрызли насмерть. Посадили в карцер на месяц, чудом остался жив. После мотался в германском плену два года на тяжелых работах в угольной шахте, на силикатном заводе, на земляных работах по осушке болот.

В концлагере под Дрезденом работал на каменоломне, где комендантом был хорошо знавший русский язык немец Мюллер. Ежедневно, сопровождаемый сворой эсэсовцев, он проходил вдоль строя пленных, разбивая каждому второму лицо до крови. Это свое развлечение назвал «профилактика от гриппа».

В лагере для заключенных немцы установили нечеловеческую норму добычи камня в день, каждому вручную нужно было наколоть не меньше четырех кубометров. Как-то после работы в бараке Соколов высказался об этом. На следующий день вызвали к начальнику лагеря, и он понял, что на него донесли. В комендатуре немцы пили и закусывали, празднуя прорыв своих войск к Сталинграду. От увиденной еды истощенному от голода Соколову стало плохо. Подвыпивший комендант Мюллер спросил, говорил ли Соколов то, о чем ему донесли. Андрей не стал оправдываться и увиливать от ответа. Тогда призадумавшийся Мюллер предложил выпить за славу германского оружия. Соколов от такого предложения отказался, но выпил за свою погибель, не притронувшись к закуске. Удивленный комендант налил еще дважды, лишь после третьего стакана Андрей отломил кусочек хлеба. Пораженный тем, с каким достоинством вел себя заключенный, Мюллер сказал, что уважает настоящих солдат, и поэтому дарит ему жизнь, дав еще немного хлеба и сала, которые Соколов в бараке отдал товарищам, чтобы разделили бесценную еду на всех.

В 1944 г. его сделали шофером майора, военного инженера, руководящего постройкой укреплений в прифронтовой зоне. Этот немец иногда делился объедками со своего стола, бросая куски как собаке. Однажды за городом, Соколов, оглушив майора, прихватив его портфель с картами оборонительных сооружений и пистолет, на машине смог пересечь линию фронта. Так ему удалось доставить «языка», т.е. пленного, от которого можно было получить важные сведения, в расположение нашей дивизии.

Его направляют в госпиталь, там он получает письмо с известием о смерти жены и дочек, о сыне, ушедшем на фронт. Выйдя из госпиталя, приехал в родной город, вместо своего дома увидел огромную воронку, которая стала могилой для Иринки и девочек. Возвращается на фронт служить. Спустя три месяца получил письмо от сына, который окончил училище и стал артиллеристом, уже был в звании капитана и имел награды. Только начал мечтать о том, как женится сын, а он станет жить ради его семьи, узнает, что Анатолий убит снайпером в последний день войны.

После войны уезжает в Урюпинск к приятелю, устраивается шофером. Возле придорожной чайной замечает беспризорного мальчишку Ванюшку. Предложив ему прокатиться до элеватора, узнает, что отец мальчонки погиб на фронте, а мать убило при авианалете, больше родных никого нет. Тогда он «признается» Ване в том, что он его отец. Так и стали они жить вместе.

Но однажды у Андрея занесло машину, и он наехал на корову. За это лишили его водительской книжки, и вот теперь он с сынишкой перебирается в городок Кашары, где ему пообещали работу. На этом и завершился рассказ Соколова.

Приплыла лодка, рассказчик попрощался со своим новым знакомым и его сынишкой, еще долго вспоминая услышанное, думая о том, как судьба соединила двух осиротевших людей.

Проблематика работы

Важное место в произведении Шолохова отводится проблеме выбора. Люди ежедневно сталкиваются с этим. Однако не каждому приходится принимать решение под страхом смерти, понимая, что от этого зависит дальнейшая судьба. Так и Соколову пришлось выбирать: совершить предательство или остаться верным своей стране, бороться или прогнуться под врага. Андрей смог остаться человеком, ведь он определял собственные приоритеты, опираясь на честь, а не на подлость и инстинкт самосохранения.

В судьбе персонажа и его испытаниях отражается проблематика беззащитности личности перед лицом страшной войны. От обычного человека ничего не зависит, на него давят обстоятельства, он старается выйти из них хотя бы живым. В результате Соколов смог спастись сам, однако помочь семье у него просто не было возможности. Мужчина чувствует себя виноватым, хотя на самом деле это не так.

Посредством второплановых персонажей в рассказе реализуется проблема трусости. Образ предателя, готового ради минутной выгоды пожертвовать жизнью товарища, противопоставляется сильному и отважному Андрею. По мнению автора, подлых людей на войне было меньшинство, именно поэтому СССР смог победить.

Еще одна проблема — трагедия войны. Множественные потери были не только среди солдат, но и мирных жителей. Последние не имели возможности защитить себя.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

После войны некуда идти герою, он работает в чужих местах. И встречает мальчика Ванюшку, потерявшего всю семью. Соколов представляется отцом ребенка, теперь в его жизни снова есть надежда. Подробнее основные события из книги описаны в кратком содержании для читательского дневника.

Композиция и жанр

«Судьба человека» относится к категории рассказов — так утверждал сам автор. Кроме того, произведение полностью соответствует указанному жанру. Однако по трагичности и глубине содержания, которая охватывает целое человечество, творение Шолохова можно назвать эпохальной эпопеей. Михаил Александрович изображает жизнь советского народа в военное время.

Творение писателя относится к реалистическому направлению, ведь оно основано на реальных событиях, все персонажи имеют прототипов. Композиционно произведение представляет собой «рассказ в рассказе», изложение событий идет от нескольких человек. Повествование начинается от имени автора.

Критики очень точно подметили, насколько язык писателя отличается от манеры повествования героя.

Шолохов умело использует выразительные средства, поэтому его работа характеризуется яркостью и глубоким содержанием, что придает трагизм истории Андрея.

Персонажи рассказа

В произведении Михаила Шолохова «Судьба человека» было не так много действующих лиц. Краткая характеристика поможет читателю ближе познакомиться с каждым:

  1. Андрей — главный герой произведения. В его характере есть все черты русского человека. Только мужчина знает, сколько невзгод выпало на его долю. О натуре и духовной силе Соколова говорит его манера повествования о жизни. В рассказе нет суетности и торопливости. Даже поиск слушателя, представленного в виде случайного попутчика, свидетельствует о внутреннем надрыве персонажа.
  2. Ванюшка — основной герой произведения в лице шестилетнего мальчика-сироты. Писатель описывает его с использованием черт, лучше всего характеризующих послевоенную картину. Персонаж — любознательный и добродушный ребенок с большим сердцем. Жизнь Вани уже наполнена сложными испытаниями: маму во время эвакуации убило бомбой, отец нашел смерть на фронте. В лице Андрея мальчишка обретает папу.

В произведении «Судьба человека», кроме главных действующих лиц, были и второстепенные герои. Некоторые из них:

  1. Ирина — веселая и умная женщина, которая выросла в детдоме. Трудное детство оставило след в ее характере. Героиня — пример настоящей русской женщины — любящая супруга и мать, прекрасная хозяйка. За все время жизни с Соколовым никогда не перечила и не упрекала его. Когда муж решил отправиться на войну, жена предчувствовала, что они больше не увидятся.
  2. Комендант Мюллер — жестокий и безжалостный мужчина. Он неплохо знает русский язык, часто использует в разговоре мат. Ему очень нравится избивать пленных, бить их по лицу с применением свинцовой вкладки в рукавицу. Такие пытки над узниками герой проводит каждый день. Испытывая Андрея, персонаж чувствует страх от храбрости и силы духа Соколова.

Тема Великой Отечественной войны в литературе. Смысл названия произведения

Великая Отечественная война, как одно из самых трагических потрясений XX в, нашла многогранное и глубокое отражение в литературном творчестве. По данным Союза писателей, 1215 литераторов ушли на фронт, более 400 погибло. Произведения писателей-фронтовиков, таких, как Василь Быков, Борис Васильев, Виктор Некрасов, Константин Симонов и многих других, являются бесценными свидетельствами очевидцев событий того времени.

Во время войны Шолохов служил военным корреспондентом, писал очерки для газет, участвовал в сражениях под Ростовоми Смоленском. Первый рассказ о войне «Наука ненависти» написан в 1942 г., тогда же начал создавать роман «Они сражались за Родину», главы которого публиковались в газетах. Война нанесла непоправимый удар самому Шолохову: в 1942 г. в станице Вешенская во время бомбежки немецкой авиацией на его глазах убило мать, бомба упала во двор его родного дома.

Рассказ «Судьба человека» был написан в послевоенное время. В названии не упоминается имя главного героя, тем самым Шолохов подчеркнул, что этот образ является обобщенным и символическим, выражающим типические черты человека в солдатской шинели, на чью долю выпали «все лишения и невзгоды» военного времени. Но, несмотря на нечеловеческие испытания судьбы, герой сумел сохранить в себе самое главное – человека, не утратив веры в справедливость, добро и гуманизм. То, что пережил Андрей Соколов, довелось пережить почти каждому во время войны: ужасы фронта и плена, утрату близких, потерю дома. Искренняя исповедь одного человека о своей судьбе, изложенная как народный сказ, воспринимается как частица общей судьбы всего народа.

На чтение 19 мин. Просмотров 112 Опубликовано

Содержание:

История создания

Произведение основано на реальных событиях, поэтому и вызывает такой интерес и даже включено в школьную программу по литературе для изучения. Известно, что у героев Шолохова «Судьба человека» есть прототипы.

Считается, что сам Михаил Александрович впервые встретился с прототипом Андрея Соколова на охоте. Это произошло в первый послевоенный год. Писатель ранней весной отправился на образовавшийся от талых вод степной лиман, который находился недалеко от хутора Моховского. На лимане было много диких гусей и казарок, которые не боялись человека.

Присев отдохнуть, Михаил Шолохов заметил, как к речной переправе идёт мужчина, ведя за руку мальчика. Они подошли к писателю и сели рядом с ним отдохнуть. Вот тогда-то Андрей и рассказал Михаилу Александровичу историю своей тяжёлой жизни. Но только сам Шолохов не стал признаваться, кто он на самом деле, и усталые путники подумали, что он тоже шофер.

В этот момент приехала жена писателя, и мужчина узнал, кто перед ним. От неожиданности мужчина постарался попрощаться и уйти, поэтому Шолохов так и не успел узнать, как его звать.

Вернулся с охоты писатель взволнованным и, находясь под впечатлением, решил, что обязательно напишет рассказ, где будет описание жизни неизвестного шофера и мальчика. Замысел нового романа его заинтересовал.

Но к замыслу своей повести он вернулся лишь только через 10 лет. Михаил приступил к работе и в течение 7 дней не отрывался от письменного стола. Работа была напряжённая, ничто не могло оторвать писателя от написания. И вот на восьмой день появилось замечательное произведение «Судьба человека», вопросы по которому часто можно даже встретить в кроссвордах.

После публикации произведения «Судьба человека» Шолохова главные герои стали популярны. Но рассказ получил много и критических откликов от читателя. Было прочитано это произведение и по радио, поэтому огромный поток писем приходил не только к самому автору, но и на радиостанцию. Чаще всего писали люди, которые сами побывали в плену, а также те, кто потерял в этой войне своих родственников.

Приходили письма и от рабочих, учёных, педагогов и даже от других писателей. Писали ему Борис Полевой, Николай Задорнов, Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк. Поток писем был настолько огромен, что ни автор рассказа, ни его окружение не могли ответить на все.

Краткое содержание

Рассказчик случайно возле речной переправы знакомится с мужчиной, который рассказывает о своей жизни. Он перенёс много горя и страданий. Андрей Соколов родился в крестьянской семье, но уже в 22 года остался круглым сиротой. Участвовал шолоховский персонаж и в Гражданской войне. А потом он женился, родилось у него двое детей. Очень Андрей любил свою семью. Работал он водителем. Семья счастливо прожила 10 лет, а потом неожиданно началась война.

Андрей сразу же ушёл на фронт. В боях и сражениях он проявил себя как мужественный и смелый солдат и несколько раз был ранен. А затем попал ещё и в немецкий плен. Но ему удалось сбежать и оттуда. После побега Соколов оказывается в госпитале, куда и приходит к нему страшное известие о гибели всей семьи. В дом, где находились дочь и жена, в 1942 году попала бомба, и они погибли. Но сын остался жив, так как вслед за отцом ушёл на фронт.

После госпиталя Андрей снова возвращается на фронт, и живёт лишь только одной надеждой на встречу с сыном. Но в День Победы его сын погибает. Так остаётся он совсем один. Он уезжает из родного Воронежа, где всё напоминает о гибели семьи, в Урюпинск и работает шофером. Вот тогда-то он и встречает маленького сироту Ванюшу. Узнав, что родители его погибли, Андрей говорит мальчику, что он его отец.

Мальчик поверил фронтовику, и с тех пор они стали жить вместе. Андрей воспитывает Ваню как своего родного сына и ничем не обижает его. В рассказе «Судьба человека» главные герои, Андрей и Ваня, переживают горе от потери близких людей, оно сплачивает их.

Трагическая судьба Андрея Соколова

Главным героем, от лица которого и ведётся повествование, является Андрей Соколов. Это человек с настоящим русским характером, которого невозможно сломить или покорить. Но сколько же бед и мук пришлось ему пережить! Сам герой говорит, как тяжело и трагично складывается его жизнь уже с самого начала своего рассказа, где, обращаясь к жизни, спрашивает, за что же она его так покалечила.

Случайному встречному Андрей рассказывает историю своей жизни, что ему пришлось пережить много горя:

  1. Голод.
  2. Плен.
  3. Потерю семьи.
  4. Смерть сына.

Но всё он смог выдержать, вытерпеть и пережить, так как у него огромнейшая сила воли и сильный характер. Но как раз этот русский характер и не дал ему возможности сдаться врагу, подчиниться им или просто равнодушно ждать своей смерти. Андрей Соколов боролся за свою жизнь, так как должен был вернуться к семье, в родной город, который нуждался в его защите.

Несмотря на всю жестокость, которую он увидел на войне, на те лишения, что он пережил, его сердце не очерствело, не были в нём убиты человеческие чувства. И когда он встретил сироту, то, увидев одиночество маленького человека, решил стать его отцом.

Донской писатель очень точно смог показать характер русского человека, который готов отдать жизнь не за какую-то выгоду, а за Родину. Андрей Соколов — это образ стойкого и сильного русского солдата. Его характеристика прекрасно раскрывается через его речь, мысли, поступки. Пройдя сложный путь, главный герой остался добрым и сочувствующим человеком, поэтому он и помогает Ванюше. Самое главное, что, несмотря на войну, плен и испытания, этот шолоховский персонаж смог остаться человеком.

Сирота Ванюша

Два одиночества встречаются в рассказе «Судьба человека»: Андрей Соколов, у которого война забрала семью, и маленький Ванюша, оставшийся без родителей. Сам мальчик не знает, где его дом. Родители его погибли:

  • Маму убило бомбой, когда она с Ваней ехала в поезде.
  • Отец мальчика погиб на фронте.

Когда Андрей встречает сироту, мальчику было не более шести лет. Ходил он в грязной и оборванной одежде, а ел то, что ему подавали люди. К фронтовику Ванюша сразу же потянулся, почувствовал родную душу. Мальчик сильно обрадовался, когда узнал, что шофер-фронтовик его отец и долго не мог оторваться от него, боясь снова потерять. Об отце мальчик помнил лишь его кожаный плащ. И Андрею приходится обмануть мальчика, сказав, что его потерял на войне.

Эти два героя невозможно рассматривать отдельно, так как их судьбы переплелись. Они теперь одна семья, которая живёт по совести и чести. И автор уверен, что все они могут пережить и выстоять. И с этим сложно не согласиться читателю.

Второстепенные герои произведения

Помимо Андрея и Ванюши, автор для раскрытия своего сюжета используют и второстепенных персонажей. К ним можно отнести следующих героев:

  1. Жена Ирина.
  2. Дочери Оля и Настя.
  3. Сын Анатолий.
  4. Предатель Крыжнев.
  5. Командир автороты.
  6. Чернявый немец.
  7. Лагерфюрер Мюллер.
  8. Военврач.

Они в шолоховском рассказе ничего не говорят, но это неважно, так как даже незримые они помогают раскрыть характер русского человека, увидеть, как он проявляет себя на войне. У многих эпизодических лиц нет ни фамилии, ни имени, но они появляются в жизни главного героя. Реальным в произведении оказывается сам автор, который слушает историю жизни Андрея. Вот он и вступает с ним в беседу, а затем рассказывает судьбу русского героя.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Литературное произведение М. Шолохова «Судьба человека» – рассказ о Великой Отечественной войне. Эта трагическая веха в истории человечества стала причиной потери жизней для миллионов людей. Центральный персонаж произведения Андрей Соколов до войны трудился шофером, имел безропотную и нежную жену, а также троих детей. Массу лишений испытал главный герой за тяжкий период плена, но сохранил человеческий облик и звание русского воина, который даже будучи на волосок от смерти не утратил верности к Родине и не стал пить с вражеским офицером за превосходство «оружия Германии».

Характеристика героев «Судьба человека»

Главные герои

Андрей Соколов

В рассказе “Судьба человека” герой Андрей Соколов – основной персонаж. Его натура вбирает в себя все те черты, которые свойственны русскому человеку. Сколько невзгод вынес этот несгибаемый человек, знает только он. О натуре и внутренней силе героя говорит то, как он рассказывает о своей жизни. В повествовании нет ни торопливости, ни сбивчивости, ни суетности. Даже выбор слушателя в лице случайного попутчика говорит о внутреннем надрыве героя.

Ванюшка

Ванюшка – ключевой герой рассказа в лице мальчика-сироты лет около шести. Автор описывает его с применением черт, которые как нельзя лучше характеризуют картину тех послевоенных лет. Ванюшка – доверчивый и любознательный ребенок с добрым сердцем. Жизнь его уже наполнена нелегкими для ребенка испытаниями. Мама Вани погибла во время эвакуации – была убита бомбой, попавшей в поезд. Отец мальчика нашел свою погибель на фронте. В лице Соколова мальчишка обретает «отца».

</tr></table>

Второстепенные персонажи

Ирина

Женщина воспитывалась в детском доме. Она была веселой и умной. Трудное детство наложило отпечаток на ее характер. Ирина – пример русской женщины: хорошей хозяйки и любящей матери и жены. Она за время жизни с Андреем никогда не упрекала мужа и не перечила ему. Когда муж уходил на войну, она будто предчувствовала то, что они никогда больше не встретятся.

Комендант лагеря Мюллер

Мюллер был жестоким и безжалостным человеком. Он владел русским языком и любил русский мат. Ему нравилось избивать пленных. Свои садистские наклонности он называл «профилактикой от гриппа» – бил узников по лицу используя для этого свинцовую вкладку в перчатке. Подобное он повторял ежедневно. Комендант чувствует страх, когда испытывает Андрея. Он удивлен его храбростью и стойкостью духа.

</tr></table>

Список главных героев «Судьбы человека» – образец соответствующих духу времени личностей. Шолохов сам в некоторой степени является косвенным героем своего же рассказа. Общая беда сплотила народ и сделала его мощнее. И Андрей Соколов, и Ванюша, не смотря на свой возраст, предстают перед читателем как люди волевые и стойкие. Список героев символичен еще и тем, что он отражает социальную разноплановость людей. Формируется картина того, что перед войной все равны. А момент, где комендант лагеря отказывается расстреливать Соколова, демонстрирует воинскую солидарность и уважение к противнику. Эта часть рассказа содержит наиболее точное и емкое описание стойкости советского и русского солдата даже перед лицом опасности и неминуемой гибели. Проявляется истинная суть образа моральная коменданта Мюллера, его слабость, ничтожность и беспомощность.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    К какому литературному жанру относится произведение «Судьба человека»?</h3>

    • <label>Новелла;</label>
    • <label>Рассказ;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Роман.</label>

(новая вкладка)

Введение

В русской литературе много произведений, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Ярким примером является рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», где автор дает нам не столько описание войны, сколько описание жизни простого человека в тяжелые военные годы. В рассказе «Судьба человека» главные герои не исторические личности, не титулованные чиновники, ни прославленные офицеры. Они обычные люди, но с очень непростой судьбой.

Главные герои

Рассказ Шолохова небольшой по объему, он занимает всего десять страниц текста. И героев в нем не так уж и много. Главным героем рассказа является советский солдат – Андрей Соколов. Все, что происходит с ним в жизни, мы слышим из его уст. Соколов является рассказчиком всего повествования. Его названый сын – мальчик Ванюша – играет в рассказе важную роль. Он завершает печальную историю Соколова и открывает новую страницу его жизни. Они становятся неотделимы друг от друга, поэтому отнесем Ванюшу к группе главных героев.

Андрей Соколов

Шолохов очень точно раскрыл характер русского человека, простого солдата, воевавшего не за звания и ордена, а за Родину. Соколов – один из тех многих, которые сражались за страну, не жалея своей жизни. В нем воплотился весь дух русского народа – стойкого, сильного, непобедимого. Характеристика героя рассказа “Судьба человека” дана Шолоховым через речь самого персонажа, через его мысли, чувства, поступки. Мы идем вместе с ним по страницам его жизни. Соколов проходит сложный путь, но остается человеком. Человеком добрым, сочувствующим и протягивающим руку помощи маленькому Ванюше.

Ванюша

Мальчик лет пяти-шести. Он остался без родителей, без дома. Отец его погиб на фронте, а мать убило бомбой, когда ехали в поезде. Ходил Ванюша в оборванной грязной одежде, а ел то, что подадут люди. Когда он встретил Андрея Соколова, то потянулся к нему всей душой. “Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!” – со слезами на глазах кричал обрадованный Ванюша. Он долго не мог оторваться от отца, видимо, боялся, что потеряет его снова. Но в памяти Ванюши сохранился образ настоящего отца, он помнил кожаный плащ, который тот носил. И Соколов говорил Ванюше, что, наверное, потерял его на войне.

Два одиночества, две судьбы переплелись теперь так крепко, что не разлучить их уже никогда. Герои «Судьбы человека» Андрей Соколов и Ванюша теперь вместе, они одна семья. И мы понимаем, что жить они будут по совести, по правде. Они все выстоят, все переживут, все смогут.

Второстепенные герои

В произведении существует и ряд второстепенных героев. Это жена Соколова Ирина, его дети – дочери Настенька и Олюшка, сын Анатолий. Они в рассказе не говорят, они незримы для нас, о них вспоминает Андрей. Командир автороты, чернявый немец, военврач, предатель Крыжнев, лагерфюрер Мюллер, русский полковник, урюпинский друг Андрея – все это герои рассказа самого Соколова. У некоторых нет ни имени, ни фамилии, потому как они являются эпизодическими героями в жизни Соколова.

Реальным, слышимым героем здесь является автор. Он встречается с Андреем Соколовым на переправе и является слушателем истории его жизни. Именно с ним ведет разговор наш герой, ему он рассказывает свою судьбу.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    К какому литературному жанру относится произведение «Судьба человека»?</h3>

    • <label>Новелла;</label>
    • <label>Рассказ;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Роман.</label>

(новая вкладка)

Михаил Александрович Шолохов  Рассказ «Судьба человека» Краткое содержание

Нет ничего страшнее войны. Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» — это трагическая история жизни солдата, прошедшего все ужасы Великой Отечественной Войны. Произведение впервые было опубликовано в газете «Правда» в 1956 году. Рукопись Шолохов написал молниеносно, всего за несколько дней, но сам замысел рассказа созревал в течение десяти лет.

Очень краткий пересказ рассказа Шолохова «Судьба человека»

Автор рассказывает о своей встрече с сорокапятилетним Андреем Соколовым в послевоенные годы. Случайный знакомый оказывается одним из многих солдат, что сражался за свою страну не жалея жизни. Он рассказывает автору свою жизнь.

  1. Сначала — это прекрасная история жизни простого человека. Рассказ о его молодой семье, где царит согласие, и родились долгожданные дети.
  2. Затем — жестокая война. Прощание с близкими. Соколову довелось пережить и голод, и плен, и потерю самых дорогих людей — жены и дочерей. В живых остался только сын главного героя, но и он трагически погиб за свою родину.
  3. В завершении — это победа сильного характера главного героя над всеми ужасами, что случились с ним в военные годы. Не очерствел душой истерзанный физически и морально солдат и, встретив мальчика, который остался, как и он, сиротой, назвал его приёмным сыном и взялся его воспитывать и оберегать.

Краткое содержание Шолохова «Судьба человека» подробно по частям

Сюжет истории, рассказанной автору и читателям Андреем Соколовым, можно условно разбить на 4 части. Важно упомянуть и о небольшом введении от автора, в котором он описывает момент встречи со своим героем и его приёмным сыном Ванюшкой.

Введение: встреча на переправе

Рассказчик, вынужденный дожидаться попутчика на берегу разлившейся по весне реки, сел прикурить на бревно, но тут выяснил, что сигареты промокли. Так и скучал бы он без табака в одиночестве, если бы не встретил мужчину — Андрея Соколова и ребёнка. Пока мальчик Ванюша играл, между взрослыми завязалась беседа, и случайный знакомый рассказал автору всю свою жизнь.

1. Мирная жизнь Андрея Соколова

Молодым мужчиной Андрей женился на девушке Ирине, такой же, как и он сам, сироте. Жена ему попалась очень хорошая. И стали они друг другу поддержкой. Вскоре родились в семье и дети — сын Анатолий и две дочери Настя и Оля. Жизнь с каждым днём становилась только лучше, пока не грянула Великая Отечественная Война.

2. Война и плен

На фронт Андрея провожали дети и жена. Хуже всех пришлось Ирине, она решила, что видит мужа в последний раз. Долго герой ждал, когда супруга успокоится, но она не унималась. Тогда он легонько её оттолкнул от себя, обижаясь, что та хоронит его раньше времени, о чём жалел после страшно. Ведь новой встречи для него с семьёй так и не случилось.

На войне Соколов служил по профессии — шофёром. Дважды был ранен. В мае 1942 года попал в плен. В одну из ночей, когда колонна с пленными ночевала в церкви, Соколов убил предателя Крыжнёва, который хотел выдать немцам незнакомого герою взводного за его коммунистические взгляды. Пока его и других пленных перегоняли, попытался бежать. Фашисты пустили по следу беглеца собак и вернули в лагерь.

3. Освобождение из плена

После двух лет в плену Соколова определили возить фашистского майора, который сносно обращался с ним и даже подкидывал еду. При первой же возможности, оглушив своего начальника, герой сбежал на линию фронта и вернулся к своим.

Находясь на лечении в госпитале, Соколов написал домой письмо. Ответ ему прислал сосед, в нём говорилось, что нет у Андрея больше ни дома, ни жены, ни дочерей — только воронка от снаряда, где когда-то был очаг его семьи. К счастью, сына Анатолия в момент бомбёжки не было. Он закончил артиллерийское училище и ушёл на фронт.

4. Война закончилась

В день Великой Победы снайпер убил Анатолия и на родину Соколов вернулся один. Опечаленный смертью сына, в родной город герой не захотел возвращаться, уехал к товарищу. Там устроился работать шофёром и познакомился с мальчиком-сиротой Ваней. Пожалев беспризорного пацана, Соколов усыновил его, и они зажили вместе как одна семья. Забота о маленьком Ванюше помогла пережить Соколову потерю семьи.

Заключение и выводы по произведению Шолохова «Судьба человека»

Тяжёлым испытанием стала Великая отечественная война для русского народа. В своём рассказе Шолохов соединил трагизм судьбы и веру в силу характера, волю и отзывчивость свойственные простому русскому человеку. Автор наделил непобедимостью истинную человечность, показав её в образе главного героя, которому пришлось испытать тяжесть расставания, бои, плен и потерю семьи. Но судьба Соколова отражает в первую очередь не зло войны, а возможность одолеть это зло, благодаря надежде на лучшее и вере в добро.

Прототипами главных героев рассказа «Судьба человека» стали мужчина и мальчик, которых автор встретил близ хутора Моховского и степной реки Еланки, куда приехал на охоту. Взрослый путник поведал Шолохову свою историю жизни, чем до глубины души задел писателя, который сразу для себя решил — будет написан рассказ.

Осенью 1957 года в «Литературной газете» был опубликован киносценарий на «Судьбу человека», который написали Фёдор Шахмагонов и Юрий Лукин. В 1959 году на российские экраны вышел одноимённый фильм Фёдора Бондарчука.

Список действующих лиц рассказа «Судьба человека» и их краткая характеристика

Главные герои рассказа «Судьба человека»:

Читая рассказ «Судьба человека» в сокращении, важно познакомиться с его основными персонажами. Характеристика героя поможет разобраться в сюжетной линии произведения.

  •  Андрей Соколов — тот самый солдат, о судьбе которого идёт речь в рассказе. Во время войны он работал шофёром и был из тех солдат, что воюют не за звания. Андрей Соколов окажется в плену на долгие два года, потеряет близких, но не очерствеет сердцем.
  •  Анатолий — сын Андрея Соколова, воевавший честно и доблестно, как и отец. Анатолий падёт от пули снайпера в День Великой победы.
  •  Ванюшка — приёмный сын Андрея Соколова.

Второстепенные герои рассказа «Судьба человека»:

В рассказе присутствует ряд второстепенных персонажей, которые остаются для читателя как бы «за кадром». Они эпизодичны в жизни Андрея Соколова.

  • Жена Ирина, дочери Настеньки и Олюшка — погибшая семья Андрея Соколова, которая живёт лишь в воспоминаниях главного героя.
  • Крыжнев — предатель.
  • Мюллер— лагерфюрер.
  • Автор— второстепенный, но слышимый герой повествования, которому встретились Соколов и его Ванюша на переправе.

Тест по рассказу «Судьба человека»

История создания

Произведение основано на реальных событиях, поэтому и вызывает такой интерес и даже включено в школьную программу по литературе для изучения. Известно, что у героев Шолохова «Судьба человека» есть прототипы.

Считается, что сам Михаил Александрович впервые встретился с прототипом Андрея Соколова на охоте. Это произошло в первый послевоенный год. Писатель ранней весной отправился на образовавшийся от талых вод степной лиман, который находился недалеко от хутора Моховского. На лимане было много диких гусей и казарок, которые не боялись человека.

glavnyj-geroj-sudba-cheloveka.jpg

  1. Жена Ирина.
  2. Дочери Оля и Настя.
  3. Сын Анатолий.
  4. Предатель Крыжнев.
  5. Командир автороты.
  6. Чернявый немец.
  7. Лагерфюрер Мюллер.
  8. Военврач.

Они в шолоховском рассказе ничего не говорят, но это неважно, так как даже незримые они помогают раскрыть характер русского человека, увидеть, как он проявляет себя на войне. У многих эпизодических лиц нет ни фамилии, ни имени, но они появляются в жизни главного героя. Реальным в произведении оказывается сам автор, который слушает историю жизни Андрея. Вот он и вступает с ним в беседу, а затем рассказывает судьбу русского героя.

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/glavnyе-geroi-sudba-cheloveka.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/sudba-cheloveka/glavnye-geroi-harakteristika.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/sudba-cheloveka/glavnye-geroi-rasskaza-harakteristika.html
  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/sholohov/sudba-cheloveka
  • https://podg-kursy.ru/literatura/sudba-cheloveka-sholohov-glavnye-geroi-harakteristika.html

План
урока

Тема: 
Русский
характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека».

Цель: раскрыть
через восприятие содержания рассказа  истинное назначение человека и смысл
человеческого бытия; показать значение образа героя рассказа «Судьба человека»,
развивать навыки анализа текста.

Оборудование:
доска, текст М.Шолохова «Судьба человека», мультимедийный проектор,
презентация, экран, иллюстрации О. Верейского и Б. Алимова к рассказу,
фотокадры из фильма С. Бондарчука «Судьба человека».

Ход урока

I.                  
Организационный момент
(приветствие класса) Слайд № 1

II.               
Слово учителя.

Наш
урок я хотела бы начать с притчи: Слайд № 2
Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как
молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке
целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище!
Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не
выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело
сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок
вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы
его только что назвали.»  «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла
прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил:
«Дедушка, а я человек?» «Да» «Настоящий?» «Настоящий» «А что значит быть
настоящим человеком?» «Надо родиться» «Собака тоже родилась. Она – человек?»
«Нет».

 «Надо
родиться человеком» «То есть – родился с внешностью, похожей на человека,
значит человек?»…
—   А как бы вы ответили на это вопрос? (Мнение учащихся).
А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную
душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо другим». Многие
писатели обращались к этому вопросу в разное время и каждый по-своему изображал
настоящего человека. Толстой, Горький, Полевой… А каким изобразил его М.
Шолохов, мы узнаем,  открыв страницы его рассказа «Судьба человека»  
Откройте тетради и запишите число, тему урока.  Эпиграфом являются слова
В.Гёте. Слайд № 3

Невозможно всегда быть героем, но можно всегда

оставаться человеком
Гёте

— 
Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме?
На эти вопросы мы ответим в конце урока.

III. Актуализация знаний, умений и
навыков.
Слайд
№ 4

В рассказе А. Толстого «Русский характер» мы найдём
такие строки:  «Русский характер. Поди-ка опиши его. Рассказывать ли о
героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, — который предпочесть.
Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни».

И у Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о
своей жизни, о тех испытаниях, которые выпали на его долю.

     —  Как
вы понимаете слово «характер»?
(индивидуальное задание: работа с толковым
словарём) Слайд № 5.

Характер
совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его
поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь
русского языка).

 —
  Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть
нравственные испытания, посланные судьбой. Такие вопросы задает своим читателям
Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека».

— Какие положительные черты характера вы
можете назвать?
Слайд № 6

(На экране и в тетради слова: стойкость,
великодушие, уверенность в себе, честность, мужество, верность, умение любить,
патриотизм, сострадание, трудолюбие, доброта, самоотверженность.
)

— Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов,
главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем
рассуждать, доказывать,  опираясь на текст рассказа.

 —
Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в портрете собеседника?
(«Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие писатели, создавая
образ своего героя, непременно обращали внимание на его глаза.  Итак, «высокий,
сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки,
сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные
такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание
глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.)

Почему
Андрей Соколов говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»? Каково
представление героя о счастье
? Слайд № 7

(Мы
замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется
малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье,
здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ
словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится
ясно).


Что же так изменяет установившийся порядок в семье? (
В мир, построенный
бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических
событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.) Слайд № 8

— Как
сложилась военная судьба Андрея Соколова?

(Недолго
пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками.
Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И
здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня
задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка»). Слайд № 9

Индивидуальное
задание
:
сведения о пленных во время ВОв.

К концу 1941 года в немецкий плен попало 3,9 миллиона
красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь 1,1 миллиона
человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и
без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под
открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

8 сентября 1941 года германское верховное командование
издало распоряжение об обращении с пленными красноармейцами, беспримерное по
своей жестокости: “…Большевистский солдат потерял всякое право претендовать
на обращение, достойное честного солдата…”

Положение пленных усугублялось тем, что СССР не
подписал Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными, хотя и объявил в начале
войны, что будет соблюдать её основные положения. Однако двум важным пунктам
Советский Союз отказался следовать: о предоставлении пленным права на получение
посылок и об обмене списками пленных. Это дало Германии повод не соблюдать
нормы конвенции по отношению к советским военнопленным.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им
16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и
предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали
аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на
голод.

Из 6,3 миллиона советских военнопленных погибли около
4 миллионов. Из выживших почти половина служила в вермахте, СС, вспомогательной
полиции, в большинстве своём — чтобы не умереть с голоду, а не из идейных
соображений. Многие из 1,8 миллиона бывших пленных, вернувшихся в СССР,
оказались в ГУЛАГе (Энциклопедия для детей. Т. 5: История России и её
ближайших соседей. Ч. 3: XX век. М.: Аванта+, 2001. С. 494).

 — 
 Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской
литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену
русские люди, сколько преодолели. Докажите текстом.

(“Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё
тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь
нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех
друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в
груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…”)

— Какие черты характера Андрея Соколова
помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее
ярко?

В рассказе Шолохова «Судьба человека» есть много
эпизодов, которые позволяют нам лучше понять особенности характера главного
героя. Один из таких моментов, заслуживающих нашего, читательского,
пристального внимания — сцена допроса Андрея Соколова Мюллером.

Чтение по ролям:  эпизода с
условным названием «Вызов к Мюллеру».

Слайд № 10

ВЫВОД:
Несмотря на то, что Соколов полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим
достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея
Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный
русский солдат.

(Я думаю, что сцена допроса Андрея Соколова Мюллером
показала немцам всю выносливость, национальную гордость, достоинство и
самоуважение русского человека. Для гитлеровцев это был хороший урок.
Несгибаемая воля к жизни, которая отличает русский народ, позволила выиграть
войну, несмотря на техническое превосходство противника.
Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве
«языка».)

— Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни?
Слайд № 11

(Герой рассказа стал думать об оставленной в
Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.)

— И что же впереди? Ученики читают: (“В июне
сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в
мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома…” “Дальше получил я от
полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до
моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом
бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне,
браток!”)

— Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель
семейного счастья, уют. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни,
счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он
остался один на один со всеми превратностями судьбы.

— Как может измениться человек, попавший в такую
трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех,
особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек
может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл
.)

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Нет, не сломили героя рассказа
обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни
своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)
Слайд № 12

—    Кто кого нашёл?
Как раскрывается характер Андрея Соколова во взаимоотношениях с
Ванюшкой?
Мнение учащихся.

 — Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог
найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь
продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер
человека.

IV.    Анализ
финала рассказа.

 —  Какова
концовка рассказа?
 Слайд № 13

(Лирическая
концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки
настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот
русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча
вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на
своем пути, если к этому позовет его Родина».)

V.
Подведение итогов.

 —
Шолохов верит в русский характер, восхищается им и еще многого ждет от него, а
потому рассказ завершается оптимистично: по весенней земле, освобожденной от
фашизма, навстречу будущему шагает русский Человек и мальчик с символическим
именем Иван. 

— В чём смысл названия рассказа «Судьба
человека»? Слайд № 14

Судьба — 1. Стечение
обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2.
Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что
случится (Словарь С.И. Ожегова).

В названии рассказа слово судьба употреблено в
нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея
Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека,
способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель
показал поистине великую силу характера, духа.

—  Назовите те черты характера, которые мы
записали и отметили у Андрея Соколова?

Это и есть лучшие черты русского характера, наличие
которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как
личность. Обращение к эпиграфу. Слайд № 15

Урок хочу закончить словами из нобелевской лекции
Михаила Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше,
стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за
идеалы гуманизма человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я
счастлив”.

Слайд № 16

Д/З: 1. Подготовиться к тесту по рассказу М. Шолохова
«Судьба человека». Слайд № 17

2.           
Прочитать
отрывок из рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба» (отметить по тексту
взаимоотношение человек и природа)

  • Судьбу поколения не случайно сравнивают с белым листом проблема сочинение
  • Суздаль в гостях у сказки официальный сайт
  • Суженные глаза как пишется
  • Суздаль отель в гостях у сказки
  • Судьба человека рассказы слушать