Струнно ударный как пишется

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

  • проверяемые;

  • непроверяемые.

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

  • приставка;

  • корень;

  • суффикс;

  • окончание.

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

  • Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

    дождливый — дождь, лесной — лес.

  • Измененная форма этого же слова.

    грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

  • молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

  • соло́ма;

  • украше́ние;

  • при́городный.

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

  1. Приставки:

    • на́дпись

    • о́тсвет

    • вы́линять

  2. Суффикса:

    • отпили́ть

    • свежо́

    • удивле́ние

  3. Окончания:

    • золото́й

    • трава́

    • морско́й

Все эти слова объединяет то, что без ударения остались гласные корня, которые слышатся плохо. По этой причине могут возникать сомнения в выборе букв «о» или «а», «е» или «и».

Способы проверки безударных гласных в корне

Самый простой способ для проверки безударных гласных в корне — найти однокоренное слово, где сомнительный звук будет под ударением.

Алгоритм проверки безударного гласного звука в корне выглядит так:

  1. Поставить в слове ударение.

  2. Выделить корень.

  3. Найди гласную, которая нуждается в проверке.

  4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:

    • Найти однокоренное слово.

    • Пешком — пеший.

    • Изменить грамматическую форму.

    • Написать — напишет.

  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная. В этом случае поможет словарь.

Методы проверки безударных гласных в корне слова:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного — обратное, множественное и в обратную сторону.

    Трава — травы.

  2. Найти родственное слово по принципу «большой — маленький».

    Трава — травка.

  3. Подобрать уменьшительно-ласкательную форму.

    Трава — травушка.

  4. Найти другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие.

    Трава — травяной.

Эти правила можно применять не всегда. Бывают случаи, когда ими нельзя воспользоваться — тогда можно обратиться к орфографическому словарю или выучить правила написания чередующихся гласных.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Рассмотрим оба варианта.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью подобранных родственных слов:

  • входи́ть — вход;

  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;

  • раздели́ть — разде́л;

  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью изменения грамматической формы слов:

  • накорми́ть — нако́рмит;

  • хвали́ть — хва́лит;

  • нога́ — но́ги;

  • зализа́ть рану — ли́жет.

Теперь мы знаем, как определить безударную гласную в корне слова.

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.

Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:

  • ударение,

  • конечные согласные корня,

  • наличие суффикса -а-,

  • смыслового значения.

Корень

Правило

Примеры

-гар-

-гор-

Под ударением пишется А,

без ударения — О.

уга́рный, зага́р

загоре́лый, погоре́лец

Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь.

-клан-

-клон-

Без ударения пишется буква О,

под ударением то, что слышится

кла́няться

склоне́ние, укло́н,

наклони́ться

-твар-

-твор-

Без ударения пишется буква О,

под ударением в соответствии с произношением

тварь, сотвори́ть,

затво́р, притво́р

Исключение: у́тварь.

-зар-

-зор-

Без ударения пишется А,

под ударением то, что слышится

зарни́ца, за́рево

зо́ри, зо́ренька

Исключение: зорева́ть.

-плав-

-плав-

Всегда пишется буква А,

кроме двух слов: пловец, пловчиха

сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь

-кас-

-кос-

Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях

касание, касательная

коснись, прикосновение

-мак-

-мок-

Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость»

макать

вымокнуть, намокнуть

-равн-

-ровн-

А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой»

равноправие, сравнять,

подровнять

Исключение: равнина,

уровень, поравняться,

поровну.

-раст-

-ращ-

-рос-

Буква А пишется перед ст, щ,

О — перед остальными буквами

отрасти, наращенный, поросль

Исключение: отрасль,

росток, ростовщик,

Ростов, Ростислав.

-скак-

-скоч-

Буква А пишется перед к, О — перед ч

скакалка, выскочка

Исключение: скачок.

-лаг-

-лож-

Буква А пишется перед г, О — перед ж

полагать, облагать

отложить, обложение

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-жег-/-жиг-

-блест-/-блист-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях

набирать — наберу

отдирать — отдерешь

отмирать — отмереть

отпирать — отпереть

стирать — стереть

прижигать — прижег

блистать — блестящий

застилать — застелить

вычитать — вычеты

-им-/-а(я)

-ин-/-а(я)-

Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а-

пережимать — пережать

занимать — занять

начинать — начать

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне

Приведем примеры слов с безударными проверяемыми гласными А, О, И, Е, Я.

Буква «А» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;

  • частота́ — ча́стый;

  • накали́ть — накал;

  • испаре́ние — пар;

  • сократи́ть — кра́ткий;

  • плати́ть — опла́та, пла́тный;

  • окати́лась водой из ведра — ка́тит;

  • шаловли́вый — ша́лость;

  • начала́ — на́чал.

Букву «О» в корне слов проверим ударением:

  • наколи́ бабочку — ко́лет;

  • поглоща́ть — гло́тка;

  • угрожа́ть — угро́за;

  • умолять — мо́лит;

  • вышколи́ть — шко́ла;

  • топта́ть — то́пчет;

  • опоздать — по́здно

  • угомони́ть — го́мон.

Проверим букву «Е»:

  • учени́к — уче́ба;

  • обежа́ть дом — бег;

  • вперёд — спе́реди;

  • прореди́ть посевы — ре́дкий;

  • потеря́ть — поте́ря;

  • серьга́ — се́рьги;

  • освеще́ние — свет.

Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении поставим букву «е»:

  • пестрота́ — пёстрый;

  • весна́ — вёсны;

  • по́черк — зачёркнутый;

  • подвести́ — подвёл.

Буква «И» пишется в корне слов:

  • обижа́ть малыша — оби́да;

  • прожива́ть в доме — жить;

  • чистота́ в кухне — чи́стый;

  • списа́ть слова — пи́шет;

  • едине́ние — еди́нство.

Проверим букву «Я»:

  • разряди́ть ружьё — разря́д;

  • пристяжна́я лошадь — пристя́жка;

  • иссяка́ть — исся́кнуть;

  • посвятить поэму — свя́тость;

  • мячи́ — мяч;

  • увяда́ть от жары — вя́лый.

Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне

Непроверяемую гласную в корне проверить нельзя — такие слова нужно просто запомнить. Нет правил, которые контролируют их написание. Часто это могут быть слова иностранного происхождения.

Слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне:

  • собака;

  • молоко;

  • карандаш;

  • картина;

  • диван;

  • бегемот;

  • человек;

  • горшок;

  • помидор;

  • огурец;

  • стакан;

  • крокодил;

  • потолок;

  • колодец;

  • кенгуру.

Примеры слов с безударной в суффиксе

Чтобы проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом:

  • умник (ученик);

  • говядина (осетрина);

  • платьишко (домишка);

  • бездельник (ученик);

  • смелость (злость);

  • храбрость (злость);

  • воспитанность (злость);

  • громко (хорошо);

  • радость (злость);

  • апельсиновый (дубовый);

  • резиновый (дубовый);

  • медведица (сестрица);

  • совесть (злость);

  • царапина (морщина);

  • сверстник (ученик).

Примеры слов с безударной гласной в окончании

Безударную гласную в окончании прилагательных можно проверить через вопрос: какая гласная стоит в вопросе — такую и пишем в окончании прилагательного.

Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, нужно подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание пишется в проверяемом слове.

Примеры слов с безударной гласной в окончании:

  • высокого (какого?);

  • озеро (село);

  • кони (пони);

  • колено (окно);

  • синим (каким?);

  • поле (ружье).

Безударные гласные со смыслом

При изучении безударных гласных можно заметить слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу. Вот примеры таких слов:

  • отварить (варить) — отворить (открыть).

  • полоскать (полощет) — поласкать (ласка).

  • посидела (сидеть) — поседела (седина).

  • примирять (мирить людей) — примерять (мерять одежду).

  • обежать (беш) — обижать (обида).

  • слезать (слезь) — слизать (облизывать).

  • запивать (пить) — запевать (петь).

  • посветить (свет) — посвятить (святость).

  • разредить (редкость) — разрядить (разряд).

  • спешите (спешить) — спишите (списать).

  • развевается (развеять) — развивается (развитие).

Тип урока: Изучение и первичное закрепление
знаний и способов деятельности.

Цели урока:

  • Образовательные: Сформировать в памяти ясный, четкий
    образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться
    списыванию с рукописного и печатного текста, формировать
    навык грамотного письма.
  • Развивающие: развивать мыслительные операции, устную
    и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух,
    мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся,
    учить чётко и правильно выражать свои мысли.
  • Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях,
    воспитывать умение работать в коллективе, в парах,
    воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Оборудование: таблица «Звуки речи»,
мультимедиа, карточки для индивидуальной работы,таблица «Буквы
Ээ», сигнальные карточки, карточки со словами (в, два, доме,
этажа, этом).

Ход урока

I. Организационный момент

1. Организационный момент. (слайд 1)

Выступление детей.

Над лугами в синеве

Пролетает буква Э.

Это ласточка весной

Возвращается домой.

2. Психологический настрой.

— Ребята, сегодня к нам за помощью обратилась новая буква.

— Для этого придётся выполнить несколько заданий.

II. Сообщение темы и задач урока

— С какой буквой мы познакомились на уроке чтения? Какой звук
она обозначает?

Это звук гласный или согласный? Почему гласный?

— Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке
письма?

— Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с дру­гими
буквами строчную букву «э», которая обозначает гласный звук
[э]. Повторим изученное о звуках и буквах русского языка, о
предложении, будем учиться делать выводы, учиться видеть в
словах орфограммы, чтобы писать без ошибок.

III. Актуализация опорных знаний

Запомните:

Звук не можем мы увидеть

И не можем в руки взять.

Озорного невидимку

Можем ухом различать.

А ещё — произносить,

Но не трогать и носить.

IV. Упражнения в написании букв, слогов, предложений

— Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную
э и заглавную Э. Одинаковые
ли они по написанию? (да)

— Когда мы используем заглавные буквы на письме?

1. Знакомство с буквой. Анализ письменной
буквы.

— Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква э (Слайд).

Поэлементный анализ буквы.

— Из каких элементов состоит буква э? (из двух
— левого полуовала и маленькой горизонтальной линии
посередине).

— В написании каких букв есть такой же элемент — полуовал?

— Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж,
с. Значит, научиться писать строчную букву э,
я думаю, нам не составит труда.

Конструирование буквы из элементов.

«Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть
наверняка, только нету языка!» (А.Шибаев.)

Комментированный показ учителем на доске.

— Начинаем писать букву э немного ниже линии
верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки,
округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево.
Пишем второй элемент буквы — короткую горизонтальную линию
посередине полуовала.

Физминутка. Упражнения для рук и пальцев.

2. Отработка написания новой буквы в прописи.

— Давайте научимся писать эту букву.

— Откройте прописи (Я тетрадь свою открою и ….), положите их
наклонно, сядьте ровно.

— Смотрите, нас на страничке кто-то встречает. Кто это? Это
представитель народности эскимосов. Эскимосы — это жители
Крайнего Севера нашей страны, как и ханты, ненцы, якуты. Это их
жилище (слайд)

— Что у него в руках? (мороженое)

— Как оно называется — эскимо — это сливочное или молочное
мороженое в шоколадной глазури на палочке).

— Где стоит изучаемый звук в этом слове? (в начале слова)

Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой
строке.

— Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали?
(черная стрелочка).

Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте
еще 2 элемента.

— Наблюдение за письмом буквы по презентации
(пишется с одним отрывом).

Письмо буквы э в рабочей строке.

— Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте.
Взаимопроверка.

Дети проводят самоанализ.

— Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх!)

— Письмо слова эх. Сколько в нем слогов? Почему один?

— Отгадайте загадку, о чем идет речь?

Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а
всякий слышит.

Звуковой анализ слова эхо,
(2 слога, закрашиваем согл.тверд.звук [х], какой слог
ударный?). Сколько букв и звуков в этом слове? Запись слова.

Вывод. Из каких же частей состоят слова? (Из
слогов)

Физминутка активная

3. Работа над предложением.

— Прочитайте. Что можете сказать о записи? поиграем в
Эхо
. (Записано с ошибками)

— Какое задание могли бы вы предложить?

— Исправить ошибки. Записать письменными буквами. Как назовем
эту запись?

— Это предложение, значит надо писать с большой буквы и в конце
поставить точку и слова писать отдельно. Исправьте
ошибки.

Сколько слов в этом предложении? Проверьте
себя по прописи. Запишем это предложение письменными буквами.
Но вначале подготовим пальчики.

Дети записывают предложение с комментированием.

  • 1 уровень — подчеркнуть гласные.
  • 2 уровень — подчеркнуть согласные.
  • 3 уровень — подчеркнуть гласные и согласные.
    Взаимопроверка.

Вывод. Из чего состоит предложение? (Из слов)

ИГРА: «МНЕ ЭХО РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ»

1.

«Кто забрался под диван?»

Эхо мне в ответ: «…»

2.

«Не боится кто мороза?»

Эхо отвечает: «…»

3.

«Кто съел плитку шоколада?»

Эхо (с укоризной): «…»

4.

«Кто гуляет до рассвета?»

Эхо мне ответит: «…»

5.

«Кто глядит из-за сарая?»

Знает эхо: это …

6.

«Кто потерял сандалик?»

Промолвит эхо: «…»

7.

«Назови мне кавалера!»

Эхо прокричит: «…!»

4. Работа с деформированным предложением.

Даны слова: В, два, доме, этажа, этом.

— Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?

Работа в парах. Подумайте вместе и обсудите, как надо
поменять местами слова, чтобы получилось предложение.

Проверка.

— Какие надо знать правила записи предложения?

Запись предложения с комментированием.

В этом доме два этажа.

— Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук (доме).
Назовите этот звук [м’]. Почему он мягкий? Какой буквой он
обозначен? («эм»)

Вывод.

Что можно составить из слов? (Предложение)

— Как называется все, что мы сейчас произносили? (Речь)

— Какая бывает речь? (устная и письменная речь)

Учитель показывает картинки, а дети соотносят её с устной или
письменной речью.

— Если речь письменная — топаем ножками, устная — хлопаем в
ладоши.

— Определите, к какой речи отнесем картинку?

Показ картинки, на которой изображена мама, читающая сказку.

V. Рефлексия

Цель: формирование самооценки и самоанализа.

  • если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то
    закрасьте его в желтый цвет,
  • если есть ещё над чем поработать, остановится на немного,
    то в зелёный цвет,
  • если вам многое не понятно, то в красный цвет.

Тема: Гласные, ударные и безударные. (2 класс)

Цель: Формирование умения определять место ударения в словах.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать умения находить в словах ударный и безударный гласный.Закреплять умения делить слова на слоги,правильно оформлять предложения на письме.

Коррекционно-развивающие:

Развивать умение распознавать ударный и безударный слоги в слове.

Развивать навыки мелкой и общей моторики, каллиграфические навыки. Развивать основные навыки внимания, слуховое и зрительное восприятие, памяти, развивать мышление, как анализ синтез, обобщение, классификация. Развитие зрительно – моторной координации, формирование навыков учебной деятельности: усидчивости, умение понимать и принимать инструкцию.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, дисциплинированность, интерес к предмету.

Тип урока: Закрепление материала.

Место урока в структуре по теме: данная тема изучается в разделе «Звуки и буквы»

Основные понятия: слог, ударение, предложение.

Оборудование: схемы слов; индивидуальные карточки для

мин. чистописания, самостоятельной работы;

карточки со словами с неправильным ударением;

образцы прописных букв (п, т, г), карточки со словами;

цифры (1, 2, 3); картинки диких животных для работы

в паре, текст.

Ход урока

I. Орг. момент

Добрый день и добрый час,

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонько дружно сели.

— Какой у нас урок?

— Для того чтобы писать красиво подготовим наши руки и пальчики

II. Физ. Минутка для мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика.

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка, Этот пальчик – мамочка

Это пальчик я, Вместе дружная семья!

Запись числа и классной работы.

— Откройте тетради, запишите число и классная работа.

III. Мин. чистописания.

Игра «Найти букву»

Индивидуальное задание по вариантам.

— Обратите внимание, у каждого ученика карточка с буквами.

Задание.

— Определите, какая буква встречается чаще других. Подчеркните её.

2 в.

Зачеркнуть букву, которая повторяется чаще других.

П С А К П О Л П Ы Т П Ь

М Ф П П Д Э Х П Н Г Й П

1 в.

Зачеркнуть букву, которая повторяется чаще других.

Т С А К Т О Л Т Ы Т Т Ь

М Ф Т Т Д Э Х Т Н Г Й Т

3 в.

Зачеркнуть букву, которая повторяется чаще других.

Г Л Д Г Ш И А Г З Б Ч Г

О Б Г Ю С Г Г Ц Я Г Т В

— Я показываю прописную букву, ученики поднимают руку, у кого такая буква.

На доску выставляются карточки с прописными буквами, которые будут прописывать ученики.

— Назвать звуки этих букв.

— К какой группе относятся эти звуки?

Каждый ученик прописывает свою букву. (I в – (Т, т)II в – (П, п)III в –(Г, г))

IV. Закрепление знаний о слоге.

— Из чего состоят слова?

— Как узнать, сколько в слове слогов?

— Сколько слогов бывает в слове? 1.Упражнение в классификации слов.

Коллективная работа.

На доске три схемы слов.

— Обратите внимание на доску.

— Что обозначает каждая схема слова? (В слове один слог, два слога, три слога).

На доске картинки домашних животных.

Задание.

— К каждой схеме подобрать названия домашних животных и записать. (Работа в тетрадях).

Например: кот, конь, баран,

кролик, собака, корова

Учащиеся доказывают, почему картинку отнесли к той или иной схеме.

— Как определить количество слогов в слове?

-Сейчас поиграем в игру «Молчанка»

2. Игра «Молчанка»

Задание.

— Вам надо определить количество слогов в словах и показать соответствующую цифру.

У каждого ученика карточка с цифрами 1, 2, 3. Учитель читает слово, ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

утка енот

дятел носорог

аист индюк

рысь ежи

V. Постановка темы урока.

3.Составление из букв слова.

Слова взяты из игры «Молчанка».

-Из первых букв каждого слова собрать новое слово.

-Какое слово получилось?

— Как вы думаете, что на уроке будем закреплять?

VI. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим учиться находить ударный слог и выделять безударные гласные.

VII. Закрепление знаний об ударных и безударных гласных.

-Как называется слог, на который падает ударение?

— Как называется гласная, на которую падает ударение?

— Как произносится ударный слог?

Слог произносится и слышится чётко, громко, протяжно, с большей силой голоса.

— Как называется слог, на который не падает ударение?

VIII. Физ. Минутка.

Я буду произносить имена людей. Если ударение падает на первый слог, вы хлопаете в ладоши и топаете, если на второй слог, вы приседаете.

Маша, Рустам, Надя, Олеся, Наташа,

Саша, Тима, Андрей, Диана.

Продолжение работы по теме.

Игра «Кто быстрее?» Работа в парах.

— На парте у вас конверт с картинками. Сейчас поиграем в игру «Кто быстрее».

Мальчики выбирают картинки с ударением на первый слог, девочки – на второй слог.

Картинки: заяц, лиса, белка, медведь

— В названиях, каких животных ударение падает на первый слог? Записать.

— В названиях, каких животных ударение падает на второй слог? Записать.

— В следующем задании вам необходимо определить верно или неверно поставлено ударение. Игра так и называется

Игра «Верно – неверно».

Ход игры. Учитель показывает напечатанное слово с правильной или неправильной постановкой ударения, учащиеся произносят это слово, выделяя голосом указанный ударный слог, и говорит, верно или неверно отмечено ударение. Если ударение поставлено неправильно, слово произносится ещё раз с нужным ударением и исправляется ошибка.

скворцы, сова, ласточка, грачи, дятел

— Записать слова, в которых допущены ошибки в постановке ударения.

В написанных словах поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

IX. Самостоятельная работа.

— А теперь я проверю, как вы умеете самостоятельно определять ударение и безударную гласную в словах.

Игра «Найти спрятанное слова».

Выполняют по вариантам.

— У каждого ученика карточка.

Задание.

— А теперь я проверю, как вы умеете самостоятельно определять ударение и безударную гласную в словах.

1 в — даны слова без пробелов

голубьспетухоуткаэиндюк

3 в – даны слова

голубь, петух, утка, гуси

Задание. Подчеркнуть гласные.

X. Физ. минутка для глаз.

— Глазки ваши устали, сделаем зарядку.

Стихотворение.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где шкаф, а где окно

Обведу я ими круг.

Погляжу на мир вокруг.

— Глаза ваши отдохнули, можем работать дальше.

XI. Работа с предложения.

Работа с текстом.

— На доске текст.

В лесу осень. Птицы ищут корм. Звери спрятались от холода. Берегите лес!

— Я читаю текст, а вы определите количество предложений.

— Сколько предложений в тексте?

-Как пишется начало предложения?

— Какой знак необходимо поставить в конце предложения?

Задание.

— Мальчики списывают предложение о птицах, девочки о зверях.

— В первых словах предложения поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную.

XII. Итог урока.

— На какой звук падает ударение?

-Как называется слог, на который падает ударение?

Как называется слог, на который не падает ударение?

Сколько в слоге гласных,

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдём,

Громче всех произнесём.

— Какие задания вам понравились?

— Мы сегодня плодотворно поработали, давайте, определим, кто активно работал на уроке?

2 в.

Зачеркнуть букву, которая повторяется чаще других.

П С А К П О Л П Ы Т П Ь

М Ф П П Д Э Х П Н Г Й П

1 в.

Зачеркнуть букву, которая повторяется чаще других.

Т С А К Т О Л Т Ы Т Т Ь

М Ф Т Т Д Э Х Т Н Г Й Т

3 в.

Зачеркнуть букву, которая повторяется чаще других.

Г Л Д Г Ш И А Г З Б Ч Г

О Б Г Ю С Г Г Ц Я Г Т В

кот, конь, баран,

кролик, собака, корова

В лесу осень. Птицы ищут корм. Звери спрятались от холода. Берегите лес!

Следуйте моей инструкции и пользуйтесь лайфхаками.

5 035

Как правильно сделать фонетический разбор – инструкция

Струнно ударный как пишется

Автор: Алексей Морозов

Дата: 15.02.2021

Сегодня мы с вами будем говорить про фонетический разбор. Он сложный потому, что в нем куча всяких нюансов. В этой статье я постараюсь дать вам пошаговый план разбора и рассказать о лайфхаках, которые помогут всегда получать за этот разбор только пятерки.

Ставим ударение

Его надо поставить правильно. То есть, не катАлог, а каталОг, не звОнит, а звонИт. Если затрудняетесь – гуглите или смотрите в орфоэпический словарь. Если вы у доски – ну… пусть небо поможет вам.

Ударение ставится просто черточкой над ударной буквой. Никаких дополнительных комментариев и пояснений давать не надо.

Делим на слоги

Запомните, фонетический слог – это НЕ слог для переноса. В нем легко может быть одна буква. Сколько в слове гласных, столько должно быть отмечено слогов. Например, в слове «аэроплан» слоги будут такие: а-э-ро-план.

Видите, в двух слогах всего по одной букве. При переносе, конечно, вы так делить не будете, но вам этот перенос сейчас вообще без разницы. Вам надо слоги правильно выделить и всё.

Выписываем в столбик все буквы

Каждую букву надо писать с новой строки. Потому что рядом со всеми этими буквами вы будете писать потом характеристику их звуков.

Если буква обозначает два звука, надо сразу оставить место для характеристики этих двух звуков. Например:

Разбираю слово ёлка

Вот видите, тут ё обозначает два звука, это прямо слышится: «йолка», поэтому я букву «ё» напишу как бы между двух строк, а на этих строках у меня будут её звуки – согласный «й» и гласный «о».

Определяем, сколько звуков обозначает каждая буква

Тут вам надо запомнить, что е, ё, ю, я всегда включают в себя два звука в трех случаях:

  1. Когда с них начинается слово: яблоко, ягода.
  2. Когда перед ними находится какой-нибудь гласный: сияние, терпение.
  3. Если перед ними есть мягкий или твердый знак: вьюн, въезд.

Давайте подробнее разберем каждую букву.

Я – «й» + «а». Не «аблоко», «агода», а «йаблоко», «йагода».

Ё – «й» + «о». Мы не говорим «вёт», «пёт», мы говорим «вьйот», «пьйот».

Е – «й» + «э». Не «эхать» и не «вьэхать», а «йэхать», «вьйэхать».

Ю – «й» + «у». Не «ула» и не «вьуга», а «йула», «вьйуга».

Не забывайте еще про букву «и». Она тоже может обозначать два звука, но только тогда, когда находится после Ь или Ъ. Мы никогда не говорим «вороби», мы говорим «воробьйи».

Если анализируемая вами буковка обозначает два звука – надо от нее провести две линии и написать на отдельных строках каждый звук.

Бывает и другая ситуация. Когда несколько букв «сливаются» в один звук. В этом случае от них ставятся две черточки к одному звуку. Например, «тьс» всегда сливается в «ц», а удвоенные согласные – в один долгий согласный звук.

Две буквы сливаются в один звук

Характеризуем звуки

Теперь надо каждому звуку дать характеристику. Сначала надо понять, гласный он у вас или согласный. Тут, по идее, легко. Если вы произносите этот звук и он ни на что не натыкается – он гласный. Все гласные можно произнести «на одном дыхании», просто меняя положение губ. Смотрите: «аоуыиэ». Вот я за один раз их все произнес. И преград для воздуха никаких не было.

Когда вы поняли, какой перед вами звук, надо написать через черточку, гласный он или согласный.

Как дать правильную характеристику гласным

У них только один признак – наличие или отсутствие ударения. Если на звук падает ударение – значит, он ударный. Если нет – безударный.

С гласными вообще все просто, главное – не напутать с ударением и поставить его в слове правильно.

Обратите внимание, когда звук ударный, вы значок ударения тоже должны в нем поставить. Выглядеть это всё будет примерно так.

Отмечаю ударные гласные в словах

Все, переходим к согласным.

Как дать правильную характеристику согласным

У них признаков побольше, давайте разбирать каждый по отдельности.

По твердости/мягкости

Надо указать, твердые они или мягкие. Анализируемые вами звуки будут мягкими только в двух случаях:

  1. Перед и, я, ю, ё, е. Возьмем для примера слово «пилюля» (тут все три согласных мягкие), небо (мягкий «н»).
  2. Перед Ь: зять (мягкий «т»), моль (мягкий «л»).

Обратите внимание, есть согласные звуки в нашем прекрасном русском языке, которые абсолютно всегда твердые. Это «ж», «ш» и «ц». И есть такие, которые всегда мягкие: «ч», «щ», «й». Этих три, и этих три. Так и запоминайте.

Еще вот хорошая картинка, сохраните ее прямо сейчас себе на телефон, чтобы не потерять.

Шпаргалка по твердым и мягким согласным

Парные по твердости/мягкости

Подумайте, есть ли у вашего согласного пара по твердости мягкости. Если она есть – произнесите все слово еще раз и вдумайтесь, какой звук он в нем обозначает. Если взять «сено», то там «н» будет твердым, а если «в сене» – мягким.

То есть парные могут легко быть как твердыми, так и мягкими.

Лайфхак. Если у звука нет пары по твердости/мягкости – он всегда либо твердый, либо мягкий.

Характеризую все твердые и мягкие звуки

Вот прямо вглядитесь в эти два списка и запомните их. Пусть они у вас в мозгу отпечатаются, чтобы вы их никогда больше не путали.

По звонкости/глухости

Если вы произносите согласный с голосом, то он звонкий. Если просто делаете шум, без голоса – он глухой. Например: «Здорово!» – тут все согласные звонкие. А вот в слове «шастать» все согласные глухие.

Вот вам хорошая картинка для запоминания:

Глухие и звонкие согласные

Среди звонких согласных выделяется отдельная группа – сонорные. Произнесите их все несколько раз вот в таком порядке и прямо вот запомните этот порядок: «рлмнй», «рлмнй», «рлмнй».

Про каждый из этих звуков надо говорить: «звонкий, сонорный».

Парные по звонкости/глухости

Пары по звонкости и глухости нет у сонорных звуков. Они всегда произносятся с голосом. Еще есть четыре звука, которые произносятся без голоса (они глухие) и пары у них тоже нет. Это «х», «ц», «ч», «ш».

Посмотрите еще раз на картинку выше, там все парные по звонкости/глухости написаны друг под другом.

Считаем буквы и звуки

Когда вы проанализировали каждый звук, надо «отчеркнуть» весь разбор и написать, сколько у вас букв и сколько звуков.

В учебниках русского чаще всего даются для разбора такие слова, в которых это количество разное. Так что будьте настороже, внимательно смотрите, какие у вас буквы и какие от них протянуты стрелочки к звукам.

Важные правила, о которых дети всегда забывают

Разберем несколько самых важных моментов, о которых дети очень часто забывают.

Безударные гласные

В безударном положении гласный «о» обозначает (абсолютно всегда) звук «а». Мы не говорим «мОлОко», как бабушка в деревне. Мы говорим «малако».

Гласный «е» («э») в безударном положении обозначает звук «и». Мы говорим не «хлебать», а «хлИбать», не «деревянный», а «диривянный».

Оглушение

Вот разбираете вы слово «раб». У него на конце звук «б», который произносится вроде бы звонко. Но. Если у этого согласного есть пара по звонкости/глухости, то он обязательно будет глухим. Мы не говорим «раб», мы говорим «рап». Не «плод», а «плот», не «раз», а «рас».

Если пары нет – тогда будет то, что есть. Например, сонорный «р» так и будет «р»: «пар», «жар», «угар».

Ассимиляция по звонкости и глухости

Это когда глухой согласный перед любым звонким становится звонким, а звонкий перед глухим – глухим. В школе эти процессы иногда называют оглушением (это в корне неверно) и озвончением.

Например:

  1. Кадка – [катка].
  2. Просьба – [проз’ба].

Смягчение

Если у согласного есть пара по твердости и мягкости, то перед «е», «ё», «ю», «я», «и» он всегда будет мягким. И мягкость вам надо будет показать апострофом.

Смотрите: «мерили» – [м’ер’ил’и].

Но если у согласного пары по мягкости нет, то он будет твердым. Тут сразу важный момент, гласный после него тоже будет другой. Смотрите:

  1. Парашют – [парашут].
  2. Жили – [жыли].
  3. Шире – [шыр’и].
  4. Вожжи – [вожы]. Над «ж» тут надо еще нарисовать черточку сверху, чтобы показать, что он долгий.

Перед мягким знаком происходит то же самое. Согласные, которые могут быть мягкими, будут мягкими, а всегда твердые так и будут всегда твердыми. Сравните:

  1. Тишь – [т’иш].
  2. Молчишь – [малч’иш].
  3. Тень – [т’эн’] – «н» может быть мягким, поэтому он перед мягким знаком и будет мягким.
  4. Встань – [фстан’].

Как разбирать и не ошибаться

Первая рекомендация. Надо очень внимательно произносить каждое слово. Прямо вот произносить и наблюдать за каждым звуком.

Вторая. Надо разбирать как можно больше. Когда я пришел в вуз, там весь первый семестр шла фонетика и мы занимались только тем, что транскрибировали слова. Ошибались, конечно, путались, но потом освоились и начали транскрибировать правильно.

Третья. Гуглите. Гуглите все слова, которые вы разбираете. Лучше так: разобрать самому, а потом погуглить и проверить себя. Школьникам лень это делать, конечно, но надо заставить себя это делать.

Полезные материалы по теме

Направляю вас на статьи, связанные с фонетикой. Я старался их писать понятным языком, давать максимум примеров.

  1. Согласные звуки
  2. Гласные звуки.
  3. Фонетика – что это за наука.
  4. Как делать перенос слова.

Еще советую посмотреть три моих подборки с курсами подготовки к ЕГЭ, ОГЭ и ВПР. Там очень хорошие программы, которые часто стоят дешевле, чем репетиторство. Я надеюсь, они будут вам полезны.

Кроме платных материалов в этих статьях я даю ссылки на бесплатные электронные пособия по подготовке к экзаменам. Их составляли учителя из обычных школ, пособия очень хорошие, скачивайте их и используйте.

По поводу учебников – рекомендую вам вот эту книгу: «Русский язык. Теория. 5-9 класс». Отличная вещь. В ней собрана вся теория по русскому языку, которую вы должны знать.

У меня есть курс по копирайтингу, я там даже взрослым дядям и тетям рекомендую эту книгу. Если им надо подтянуть русский.

Заключение

В этой статье я попытался объяснить вам, как делать фонетический разбор слова. Чтобы закрепить знания, посмотрите два вот этих ролика. Они от разных авторов, там объясняются правила разбора и приводятся примеры.

Первый ролик:

Второй:

Уважаемые читатели, была ли эта статья для вас полезна? Стало ли вам теперь более понятно, как надо делать фонетический, или звуко-буквенный разбор слова? Напишите, пожалуйста, в комментариях, чем мне нужно дополнить статью, какие недостатки в ней надо исправить.

Спасибо.

( 3 оценки, среднее 3.67 из 5 )

Оцените статью

Струнно ударный как пишется

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Филармонический октябрь – месяц, чрезвычайно насыщенный самыми разными проектами, концертами и премьерами.

1 октября, в Международный день музыки, пермяков с прекрасным праздником поздравит своей программой «Мелодии странствий» квартет «Каравай». В программе – мелодии Италии, Франции, Ирландии, Дании, Англии, России в оригинальных переложениях музыкантов ансамбля.
 
Череду юбилейных торжеств, посвященных своему 30-летию, открывает Оркестр русских народных инструментов (ОРНИ) Пермской филармонии.
 
В дважды юбилейном сезоне (Пермской филармонии – 80) оркестр подарит слушателям 7 (!) премьер. При этом он будет звучать в ансамбле с инструментами, которые ранее не были замечены «в любви» к народной музыке – гобоем, фортепиано, цимбалами.
 
Главные юбилейные торжества состоятся в октябре. Уже 4 октября в первом юбилейном «Концерте для цимбал с оркестром» примет участие один из лучших цимбалистов мира Михаил Леончик (Германия). Посетители Органного зала впервые смогут услышать, как звучат эти необычные струнно-ударные инструменты, история которых насчитывает около 6 тысяч лет!

Второй юбилейный концерт «Суждено России возродиться» пройдет 31 октября в Большом зале филармонии под эгидой содружества ОРНИ и ансамбля русской песни «Воронежские девчата».

Большую серию симфонических концертов, открытую 24 сентября симфоническим оркестром РТ, 6 октября в Большом зале филармонии продолжит один из престижнейших ансамблей Италии — Национальный симфонический оркестр Итальянского радио (RAI). За дирижерским пультом — художественный координатор Академического оркестра Миланского театра La Scala Марко Ангиус. Солистка – одна из ведущих скрипачек мира, лауреат международных конкурсов Анна Тифу. В программе: Россини, Паганини, Рота, Рахманинов.
 
А 14 октября эстафета вновь перейдет к симфоническому оркестру Республики Татарстан. На сцене Большого зала будет представлена премьера симфонической поэмы для альта, смешанного хора и оркестра «Стикс» современного грузинского композитора Гии Канчели. Исполнители: Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный артист РФ Александр Сладковский),  Уральский Государственный камерный хор (УГКХ) Пермской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер – народный артист РФ Владислав Новик), Пермский академический хор «Млада» (художественный руководитель и главный дирижер – заслуженный деятель искусств РФ Ольга Выгузова). Соло на альте – народный артист СССР Юрий Башмет, которому Канчели посвятил свое сочинение.

9 октября в рамках культурного проекта «Россия – Аргентина-2015» на сцену Органного зала выйдет композитор, гитарист и певец Мартин Альварадо.

11 октября в рамках абонемента «Юность гениев» о детстве Петра Чайковского и его непростом пути к музыкальным вершинам (к 175-летию со дня рождения) юным слушателям в своей программе «Самое дорогое» расскажет теле- и радио-ведущий, музыковед Артем Варгафтик (Москва).
 
На концерт «От барокко до современности» филармония приглашает 13 октября в Органный зал. Сочинения И.-С. Баха, Г.-Ф. Генделя, А. Вивальди, Х. Паркера, Ш. М. Видора, Ф. Пуленка, Ж. Бонне, абхазские народные песни исполнят солисты Абхазской государственной филармонии Лука Гаделия (орган) и Кристина Эшба (сопрано). Это будет их первый визит в Пермь.
 
К 110-летию со дня рождения Дмитрия  Шостаковича приурочено выступление Квартета им. Давида Ойстраха в рамках абонемента «Юбилейный» 17 октября в Органном зале. В программе – квартеты Шостаковича № 5,6 и 7.
 
«Модные клавиши» — так называется программа солистки Пермской филармонии Евгении Камянской (орган), ее ученицы, студентки ПГАИиК Виктории Гольцман (орган) и Людмилы Дробышевой-Разумовской (фортепиано), которая состоится 21 октября в Органном зале. В программе – дуэты для органа и фортепиано, орган в 4-е руки.

Свинговать в рамках абонемента «В стиле джаз и не только» предлагает знаменитый ансамбль Давида Голощекина (Санкт-Петербург). 23 октября в Органном зале маэстро представит восходящую звезду джазового вокала России – выпускницу Института театра, музыки и танца Юлию Касьян. В программе прозвучат джазовая классика и авторские композиции Давида Голощекина, такие, как «На солнечной стороне Невского», «Сиреневый час». Из вокальной джазовой классики: «Караван», «В сентиментальном настроении», «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс», а также хитовые джазовые пьесы зарубежных композиторов.
 
Новый проект «Звезды XXI века» Пермская филармония представляет при поддержке министерства культуры РФ. В составе камерного ансамбля на сцену Органного зала 27 октября выйдут лауреаты международных конкурсов Юрий Фаворин (фортепиано) и Иван Почекин (скрипка).

Прикоснуться к «Торжеству русской музыки во Франции» приглашает Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии. Именно так звучит название их программы, запланированной на 29 октября в Органном зале. В программе – духовная музыка Рахманинова, Чайковского, Дилецкого, Бортнянского и Свиридова.

  • Ступа бабы яги из какой сказки
  • Стс сказки шрекова болота шрек
  • Структура сказки по проппу сивка бурка
  • Структура сочинения английский язык
  • Структура итогового сочинения по литературе 11 класс презентация