Структура сочинения описания внешности человека

Урок описание внешности человека по картине. 7 класс цель: расширить знания учащихся об описании внешности человека; дать представление о лексических

Урок «Описание внешности человека по картине». 7 класс

Цель: расширить знания учащихся об описании внешности человека;

           дать представление о лексических особенностях текста, содержащего описание внешности человека;

           углубить представление о структуре сочинения-описания по картине;

           развивать речевые умения и навыки учащихся;

           развивать наблюдательность и образное мышление учащихся;

           способствовать формированию уважительного отношения к людям, интереса к личности;

           воспитывать культуру речи; вырабатывать эстетическое чутьё.

Оборудование: репродукции картин В.М.Васнецова;

                           учебник: памятка по написанию сочинения-    описания по картине;

                           на доске: структура сочинений-описаний по картине, кроссворд для словарной работы.

Тип урока: комбинированный урок

Подготовительная работа: задание всему классу: из изученных произведений художественной литературы выписать портрет литературного героя;

        подготовить выразительное чтение стихотворений, содержащих портрет человека, Я.Смелякова « Хорошая девочка Лида» и Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»;

        индивидуальные задания: составить диалог для двух лиц на тему «В картинной галерее».

Ход урока:

Мотивация учебной деятельности.

— На сегодняшнем уроке мы будем учиться описывать внешность человека по картине: обратим внимание на особенности построения и лексики текстов, содержащих описание внешности человека, повторим основные элементы структуры сочинений-описаний по картине и будем учиться составлять устные высказывания.

     Над описанием внешности человека мы с вами уже много работали: знакомились с различными типами описаний внешности, работали с портретной лексикой, писали подробное и сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания внешности человека.

     Описывать внешность человека-это интересная, но непростая работа. Основное в ней — это найти характерные особенности во внешности объекта вашего описания и передать их словами. Работа над описанием внешности помогает развивать наблюдательность и внимание к окружающим людям. Через описание внешности можно передать внутренний мир человека, выразить своё отношение к нему.

     С описанием внешности мы часто встречаемся в произведениях художественной литературы. И это позволяет нам живо представить героев этих произведений, иначе они бы были безлики.

     Начнём нашу работу с наблюдения над художественными текстами, содержащими описание внешности человека.

Проверка  д/з.

-чтение стихотворения Я.Смелякова «Хорошая девочка Лида»

-вопросы для анализа стихотворения:

Какие характерные особенности внешности девочки отмечает автор?
Каково его отношение к Лиде? Как мы это определили?

-чтение стихотворения Н.Заболоцкого «Некрасивая девочка»

-вопросы для анализа:

Как выглядит девочка, которую описывает автор?
Каково авторское отношение к героине?
Как мы можем определить идею стихотворения?
Что, по мнению автора, главное в человеке?
Как вы понимаете заключительные строки стихотворения?

     -А теперь от поэзии перейдём к прозе.

/заслушивание нескольких описаний внешности человека из художественных произведений разных авторов/

Какие особенности во внешности героев привлекли внимание автора?
Как называется описание внешности литературного героя?

— Каждый портрет литературного героя оригинален, так как отражает мнение писателя. Но, к сожалению, не каждый человек становится писателем. И чаще всего нам приходится описывать внешность в разговорном стиле.

/Двое учащихся разыгрывают диалог «В картинной галерее»/

А теперь давайте внесём в наш урок немного игры и разгадаем кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

1.Что называют «зеркалом души» человека?

2. Как называют человека с карими глазами?

3. Как называют человека с белокурыми волосами?

4.Как называют женщину с очень тёмными волосами?

5. Какое образное определение используют для описания выразительного взгляда человека, который излучает теплоту и добрые чувства?

6.С плодами какого дерева сравнивают волосы коричневого цвета?

7. Какое многозначное прилагательное  является синонимом к словам светлый, прозрачный, понятный и также используется как художественное определение к слову «взгляд»?

— Итак, мы обратили внимание на особенности текстов, содержащих описание внешности человека, и поработали с некоторыми словами, которые используются в подобных текстах. Посмотрите ещё раз на слова, значения которых мы с вами отгадывали, и скажите, какие из них являются эпитетами? Подберите к ним синонимы.

/Лучистый — светлый, лучезарный, светоносный.

Ясный – прозрачный, отчётливый, неомрачённый./

Обратите внимание на правописание некоторых слов:

Кареглазый (соединительная гласная е), ясный (отсутствие непроизносимых согласных), блондин, брюнетка ( словарные слова иноязычного происхождения).

Формирование умений и навыков учащихся

-Вы, наверное, обратили внимание, что на доске вам представлены картины одного автора – известного русского живописца Виктора Васнецова. Здесь представлен портрет самого автора и некоторые из его замечательных картин.

Выступление учащихся:

— Виктор Михайлович Васнецов – один из наиболее выдающихся художников Х!Х – начала ХХ века. Родился он в 1848 году в Вятской губернии в семье священника. Всё село Рябово уважало и любило Васнецовых, потому что отец, несмотря на свою учёность, держался с крестьянами просто, в свободное время учил деревенских ребятишек грамоте. Жена также всегда старалась хоть чем-нибудь помочь бедным.

 -Бабушка Виктора увлекалась живописью. Мальчик часто наблюдал за её работой. А ещё часто она рассказывала детям сказки, былины. В детском воображении возникли определённые

     образы героев, которые впоследствии стали его великолепными

     картинами.

    Страстно с детства любил Витя рисовать. Заметив талант сына, отец всячески способствовал его развитию.

— В 22 года Виктор поступает в Санкт-Петербургскую академию художеств. Здесь знакомится с известными уже в то время художниками: Крамским, Репиным. Кроме удовольствия от учёбы в Академии было удовольствие от творчества.

Учитель: Мы обратимся только к одной стороне творчества Васнецова. Это картины, связанные с фольклором.

— Ещё юношей, до поступления в Академию художеств, Васнецов проиллюстрировал 75 сюжетов народных пословиц и поговорок: «Маленькое дело лучше большого безделья»,

« В согласном стаде и волк не страшен» и другие.

-Русские сказки Васнецов любил всегда. Ещё в молодые годы проиллюстрировал он ряд сказок – о Жар-птице, о Коньке-горбунке, о Снегурочке , а также былины.

   Примерами иллюстраций могут стать картины «Алёнушка»,

«Три богатыря», «Ковёр-самолёт», «Иван Царевич на сером волке» и другие.

Работа над составлением устных высказываний.

    — Обратим внимание на одну из самых известных картин Васнецова « Три богатыря».

В каком жанре фольклора мы встречаемся с этими героями? Как их зовут?
Где находятся герои?
Что, по-вашему, происходило незадолго до изображённого на картине?
Какими изображены герои? По каким деталям мы можем судить об их состоянии?
Внимательно всмотритесь в лица. Каково выражение лица у каждого героя?
 Какое значение имеет пейзаж?
Опишите природу на картине с учётом навыков, приобретённых в прошлом году.

Работа над сочинением.

     — А теперь поговорим о том, каким должно быть сочинение. Обратимся к учебнику: упр.431 /прочитать памятку/.

     План к данному сочинению должен быть сложным, подробным. Состоит он из трёх частей.

І. Вступление.                              І. Художник и его картина

ІІ. Основная часть.                      ІІ. Описание картины

    1.                                                     1.Что изображено на картине?

    2.                                                     2. Передний план картины

    3.                                                     3. Задний план картины

    4.                                                     4. Цветовая гамма картины

ІІІ. Заключение.                          ІІІ. Моё впечатление о картине

     — Что необходимо добавить к плану описания картины, если нужно описать внешность человека?

     — Вступительная часть может быть разных типов:

          1.Историческое вступление: даётся характеристика эпохи, когда создавалась картина.

          2. Биографическое вступление: краткие сведенья об авторе произведения.

          3. Вступление-характеристика произведения: даётся общая характеристика произведения.

          4. Проблемное вступление: содержит рассуждения по теме.

          5. Лирическое вступление: сходство с явлениями вашего личного опыта.

Самостоятельное составление плана.
Подведение итогов подготовительной работы.
Написание сочинения.

Домашнее задание: закончить и проверить сочинение.

На чтение 22 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Как правильно написать сочинение-описание

Главной задачей сочинения-описания является воссоздание в воображении читающего некого образа. Сочинение-описание должно создать яркую картину в уме читателя.

Обычно, в школе дают задание написать следующие типы сочинения-описания:

  • описание картины
  • описание внешности человека (портрет)
  • описание характера человека (характеристика)
  • описание обстановки (интерьер)
  • описание местности

Написание сочинения-описания является отличным творческим упражнением. При написании сочинения-описания у вас есть конкретная причина этого описания. Связь с этой причиной может помочь вам сфокусировать ваше описание и наполнить ваше сочинение определенной точкой зрения или эмоциями.

Пример: представьте, что вы хотите написать сочинение-описание о вашем дедушке. Вы решили написать о внешности вашего деда и о том, как он взаимодействует с людьми. Однако вместо того, чтобы давать общее описание этих аспектов, вы хотите выразить свое восхищение силой его характера и добротой. Это является причиной для написания сочинения-описания. Чтобы достичь этого, вы можете сфокусировать внимание читателей на описании шероховатости, грубости его рук, вызванной трудом на протяжении всей его жизни, но вы также можете описать, как он нежно держит ваши руки своими грубыми руками, когда разговаривает с вами или во время прогулки. То есть, то, что он очень мудрый, умный. Он по-мужски может противостоять жизненным невзгодам, но и в то же время умеет быть добрым, внимательным и нежным.

Как описывать правильно?

Есть один важный нюанс, о котором вы должны всегда помнить при написании сочинения-описания. Вы не должны рассказывать об объекте описания, вы должны показать его характерные черты, особенности и детали его сущности. Но какая разница между показом и рассказом?

сочинение_описание.png

Рассмотрим два простых примера:

  1. Я устал после обеда.
  2. Когда я откинулся назад и прислонил голову к спинке стула, мои веки стали тяжелыми, а края пустой тарелки передо мной размылись белой скатертью.

Первое предложение говорит читателям, что вы устали после обеда. Второе предложение показывает читателям, что вы устали. Правильно написанные сочинения-описания  в меру наполнены такими иллюстрациями, потому что они позволяют читателям вообразить или испытать что-то для себя.

Когда вы пишете сочинение-описание, лучший способ создать яркие впечатления для ваших читателей – это сосредоточиться на пяти чувствах:

  1. зрение
  2. слух
  3. запах (обоняние)
  4. осязание
  5. вкус

Когда вы сосредотачиваете, свои описания на чувствах, вы предоставляете яркие и конкретные детали, которые показывают вашим читателям, а не рассказывают то, что вы описываете.

Советы по написанию сочинения-описания

На первых этапах написание сочинения-описания может показаться сложным. Без должной практики это действительно так. Мы составили несколько полезных советов, которые следует учитывать при написании плана, структуры сочинения-описания.

План сочинения-описания:

Перед тем как написать план надо ответить на следующие вопросы:

  • Что или кого вы хотите описать?
  • Какова причина написания вашего описания?
  • На каких качествах вы хотите сосредоточиться?

Во введении  необходимо обозначить объект описания: кто это или что это, почему о нём пойдет речь

В заключении , опишите объект краткой, ёмкой фразой обозначьте, какой результат создают названные вами признаки и какое это имеет значение.

После, такого как вы, завершили написание сочинения необходимо на какое-то время его отложить. По истечении этого времени следует перечитать сочинение и ответить на следующие вопросы:

  • Получили ли ваши читатели полное и яркое представление об объекте описания?
  • Не пропустили ли вы какие-то мелкие, но важные детали?
  • Использовали ли вы слова, которые точно передают ваши эмоции?
  • Есть ли в вашем описании ненужные детали?

Добрый день, уважаемые гости и постоянные читатели блога «Русское слово».

Обнаружилась ужасная вещь: статья о том, как писать сочинение-описание самым непостижимым образом… исчезла! У меня в статьях встречаются ссылки на страницу статьи о сочинении-описании, а самой статьи нет! Как же так?! И почему вы молчите?! Прошу вас, не спешите уходить с сайта, если что-либо не нашли или есть вопросы! Оставьте свой отзыв, пожалуйста! Не стесняйтесь критиковать меня, мои статьи, ссылки! Задавать любые вопросы и высказывать замечания! Я буду очень благодарна вам за любой комментарий на сайте!

Пришло время, наконец, исправить досадное недоразумение с пропажей статьи и написать новую.

Итак, с чего начать работу над сочинением-описанием? Прежде всего, как и при написании любой работы, надо обдумать цель, тему и основную мысль будущего текста. Как это сделать, можно прочитать здесь.

Перед вами стоит задача: написать сочинение-описание.

Значит, вам надо что-либо ОПИСАТЬ. Описать можно что угодно: предмет, природу, человека, животное, явление, процесс, состояние и т.д.

Описать – значит ответить на вопрос: КАКОЙ? Какой предмет? Какая природа? Какой человек? И т. д…

Таким образом, описать – значит перечислить признаки предмета, природы, человека, животного, явления или процесса, т.е. дать характеристику. Поэтому в сочинениях типа описания должно быть много слов, обозначающих качество: ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ и ПРИЧАСТИЙ, существительных и наречий!!!

Удивительно, но в текстах-описаниях может совсем НЕ БЫТЬ глаголов или их очень мало. В этом — отличие описаний от текстов-повествований ! Почему? В описаниях нет движения. Нет развития действия, нет событий. Тексты описание и повествование различаются, как фотография и видео.

Описание — это словесная фотография, оно дает представление о предмете, человеке, явлении и т.д. Описание создается для того, чтобы читатель «увидел» то же, что увидел автор.

Если глаголы в описаниях и употребляются, то только в одной форме. Например, только в форме прошедшего времени, или только в настоящем, или только в будущем времени.

Мой совет: используйте в описании глаголы несовершенного вида прошедшего времени.

Пример типичного текста-описания

Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца.

(А. И. Куприн)

Каких слов в этом отрывке больше?

Ясное, чистое, нежно-голубого, легкие, белые, розовым, прозрачной, гигантские, растопыренные, золотыеприлагательные.

Освещенные, еще не взошедшегопричастия.

Цвет, блеск, перламутр, серебро – эти существительные обозначают качество предмета, изображают признаки неба.

Было, плыли, алел, пламенел, тянулись – все глаголы в этом тексте несовершенного вида прошедшего времени. Глаголы «алел» и «пламенел» к тому же передают цвет неба в этот утренний час.

Автор предоставил нам возможность полюбоваться утренним небом. Еще мгновение, и картина изменится, взойдет солнце, и будет уже другое небо…

Какие бывают описания?

В зависимости от цели текста, для кого и для чего предназначен текст, описание может быть написано в различных стилях.(О стилях речи читайте здесь.) К примеру, представленный выше текст – яркий пример художественного описания.

Автор поставил перед собой цель — воздействовать на наше воображение, побудить «увидеть» и почувствовать красоту утреннего неба. Для этого писатель использовал не просто ряд прилагательных, а эпитеты (ясное, чистое небо, легкие облака, прозрачная тишина, золотые полосы) и метафоры (лениво плыли, восток алел и пламенел, отливая перламутром и серебром, тянулись полосы). Автор подобрал такие существительные и глаголы, которые обозначают признаки неба. Еще одно средство художественной выразительности, которое применил Куприн, называется сравнение (полосы от лучей точно растопыренные пальцы).

Таким образом, этот пример текста является текстом–описанием в художественном стиле речи, и встретить его мы можем, конечно же, в художественном произведении. Это рассказ А. Куприна «Ночлег».

Описание может быть и в научном, и официально-деловом стиле, а также описание можно встретить в публицистических текстах.

Научные описания – это обычно техническая характеристика предмета, процесса или явления. В текстах такого типа обязательно должны присутствовать специальные термины и конкретная информация. И в научном, и в официально-деловом стилях описаний неуместно употребление изобразительно-выразительных средств языка, как в художественных текстах.

Сами по себе, отдельно, тексты-описания почти не встречаются. Обычно описания применяются в повествовательном тексте или в текстах-рассуждениях различных стилей для того, чтобы читатель или слушатель мог хорошо представить героя, место действия, явление, процесс и т. д.

Обратите внимание, любое описание всегда имеет какую-либо цель. Например, нужно описать человека. Задайте вопрос: с какой целью? Если для того, чтобы рассказать, какой он симпатичный, вы будете описывать его внешность. Как писать сочинение-описание внешности, читайте здесь. Если цель другая – написать, что он очень хороший друг, значит, вы будете описывать не только внешние черты, но и его характер.

Как писать сочинение-описание (план)

  1. Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д.
  2. Отдельные признаки и детали.
  3. Отношение автора текста к описываемому.

Вот и все на сегодня.

У вас остались вопросы? Задавайте, не стесняйтесь!

В следующих статьях планирую рассказать о том, как писать сочинение-описание литературного героя. Может быть, и вы подскажете тему нашей следующей встречи?

Удачи!

Сочинение-описание — один из стандартных видов сочинений, которые задают в основном в начальной или средней школе. В старшей школе задают более сложные виды сочинений – к примеру, сочинение-рассуждение.

Давайте разберемся, что такое сочинение-описание и как его написать, чтобы получить ОТЛИЧНО.

Что такое сочинение-описание?

Сочинение-описание всегда отвечает на вопрос: какой предмет / объект? Как он выглядит? На что он похож? Какие эмоции он вызывает?

Кажется, нет ничего проще, чем описать предмет, однако, поверьте, это не так, особенно если объем заданного сочинения не одна страница, а в несколько раз больше. Тут-то и начинаются страдания, которые обычно связаны с нехваткой прилагательных или с неумением увидеть в предмете детали, которые можно описать.

С другой стороны, использование большого количества прилагательных еще не значит, что ваше сочинение получится превосходным.  У описания своя стилистика. Вам необходимо подробно и образно рассказать о предмете. Помните: описание – это не перечисление признаков, а их художественное осмысление. Ваша задача – вдохновиться объектом описания и постараться передать свои эмоции читателю, так, чтобы он тоже увидел описываемый объект вашими глазами.

Структура сочинения описания.

Любое сочинение-описание строится по следующему плану.

  1. Описание предмета / объекта в целом,
  2. Описание деталей или отдельных черт,
  3. Описание эмоций, которые вызывает в вас данный предмет или объект.

Во-первых, напишите ВВЕДЕНИЕ, в котором назовите предмет, его роль и функцию. Обозначьте, чем данный предмет привлек ваше внимание. Определите, что делает предмет узнаваемым, что отличает его от других.

В ОСНОВНОЙ ЧАСТИ опишите предмет, используя художественные средства. Идите от описания более существенных признаков к менее существенным. Старайтесь использовать авторские описания, а не речевые штампы. Будьте оригинальными.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ  обозначьте ваше личностное отношение к предмету, опишите эмоции, которые он вызывает.

Нужно помнить, что практически ни одно описание не обходится без элементов повествования, однако, помните, ваша задача все-таки ответить на вопрос: какой данный предмет, а не что с ним произошло.

Описывая что-либо, не останавливайтесь исключительно на внешних признаках, подумайте о внутренней составляющей.

Описания бывают разными.

Действительно, сочинения-описания могут быть разными. К примеру,

  • художественными,
  • научными деловыми,
  • техническими.

Научно-деловые и технические описания обычно детальны и изобилуют специальными терминами. В таких сочинениях отсутствуют эмоции, тогда как художественные описания должны быть эмоциональными.

СтатьиНачальное общее образованиеРусский языкСтарший преподаватель кафедры начального образования СПб АППО, соавтор учебников по литературному чтению УМК «Школа России» и «Перспектива», автор учебных и методических пособий в области дошкольного и начального образования Марина Владимировна Бойкина рассказала, с чего начать изучение текста-описания и по каким алгоритмам научить детей создавать сочинения с элементами описания.30 июня 2020

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Серия «Школа России». Литературное чтение. Начальное общее образование Купить

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме. 

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека. 

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли. 

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.

В разделе «Люблю природу русскую. Осень» нам предстоит «наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, представлять картины осенней природы, которые создает автор».

При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Во 2-м классе в соответствии с темой «Люблю природу русскую. Осень» будет урок, посвященный составлению текста-описания. Но помните, что здесь главная задача педагога — научить это делать. Дети не будут сразу выдавать объемные тексты, мы постепенно будем приучать их к новому виду деятельности. Как мы будем это делать?

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.

Осеннее утроМ. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня? 

2. Что значит «день открывает глаза»? 

3. Найди в тексте фразы, которые помогают тебе представить, как падают листья с деревьев. Подчеркни. Объясни, как ты себе это представляешь? Если трудно, воспользуйся Словариком. «летит парашютиком» «летит мотыльком» «летит винтиком» Словарик: плавно; медленно спускается; тихо опускается; крутится; вертится; вращается вокруг себя; словно закручивается; порхает на ветру; летит то вверх, то вниз; дрожит. 

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте. 

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни. 

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление. 

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________ 

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик 

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

Сочинения — описания: 

  1. Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени? 

  2. Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре 

Листопад прошел быстро — зима будет суровой, а если листья остаются зелеными и долго держатся на деревьях — зима будет короткая, с небольшими морозами. Посмотрите на березу в начале октября — если листья еще не опали, то снег ляжет поздно. Если в октябре лист с березы и клена опадает не чисто, то жди суровой зимы. Деревья расцветают во второй раз — к теплой и долгой осени. Много еловых шишек — к урожаю яровых. В октябре птицы летят ниже к земле — быть ранней и холодной зиме. Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места, стужа наступит нескоро и зима будет мягкой и короткой, а летят высоко, не спеша и «разговаривают» — значит, будет стоять хорошая осень.

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный…. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая…

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова. 

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах. 

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!

Содержание:

Как писать сочинение

Мини-сочинение «Описание действий» в 7 классе подразумевает рассказ о любых совершаемых действиях. Можно описать спортивную тренировку или состязание, приготовление блюда, например блинов, какую-либо работу по дому, творчество (столярные работы, живопись, вышивание), создание презентации и многое-многое другое.

Написать работу будет легче, если придерживаться четкого плана. Сочинение на тему «Описание действий» должно включать следующие пункты:

  • Подготовка к действию.
  • Описание процесса.
  • Результат.

Сочинение подразумевает активное использование наречий и глаголов. Однако не стоит ограничиваться сухим и формальным изложением действий.

Сочинение — это не просто конспект, поэтому в тексте будут уместны пословицы и поговорки, сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительности, изученные на уроках русского языка и литературы.

Как я пекла пиццу

Пицца — одно из моих любимых блюд, поэтому я часть делаю его дома.

Готовить ее совсем несложно и при этом очень интересно. У меня есть несколько проверенных рецептов: один из моих любимых — пицца «Пепперони».

Для начала я готовлю необходимые продукты. Часть в рецептах можно увидеть готовое тесто из магазина, но я предпочитаю делать его сама. Тем более, что это очень легко. Для пиццы нужны:

  • 2 ст. муки,
  • 2 ст. л. оливкового масла,
  • ½ ст. воды,
  • 100 г томатной пасты,
  • 200 г колбасы,
  • ½ чашки маслин,
  • 3 помидора,
  • пучок свежего базилика,
  • ½ ст. тертого сыра — подойдут моцарелла, чеддер, Российский и любой другой.

Сначала я делаю тесто. В большой миске делаю горку из муки, куда выливаю воду и оливковое масло. Вилкой замешивают однородную массу, после чего продолжаю вымешивать тесто руками. Если оно слишком липкое, добавляю еще муки. Когда тесто становится упругим, я заворачиваю его в полиэтиленовую пленку и убираю в холодильник на полчаса.

Пока тесто охлаждается, я готовлю начинку. Мою помидоры и базилик. Потом нарезаю продукты: колбасу — кружочками, помидоры — кубиком, маслины — на половинки. Шпинат можно просто порвать руками.

Разогреваю духовку до 200 °C и готовлю большой противень. Готовое тесто вынимаю из холодильника и раскатываю на посыпанной мукой доске в тонкий круг. Укладываю его на противень, слегка посыпанный мукой — она нужна, чтобы пицца потом легко отделилась от поверхности.

Теперь наступает очередь самого интересного! Тесто я смазываю томатной пастой — ее должно быть довольно много, чтобы пицца получилась сочной. Сверху равномерно выкладываю кубики помидоров, кружочки колбасы, маслины и шпинат. В довершение посыпаю все щедрой порцией сыра — я люблю, когда сыра много и он аппетитно тянется.

Вот и все — пора отправлять пиццу в духовку и с нетерпением ожидать, пока лакомство приготовится. Достаточно 20−25 минут — лучше не держать ее в печи слишком долго, иначе корочка и сыр пересохнут. Достаем готовую пиццу, немного остужаем и нарезаем на ломтики. Вся семья уже учуяла аппетитный запах и собралась за столом в ожидании угощения. Я люблю полить пиццу маслом и есть горячей вприкуску с чаем или холодным лимонадом.

Вот так просто и легко можно приготовить роскошное итальянское блюдо!

Утренняя пробежка

Вот уже в течение двух лет каждое утро я совершаю пробежку. Она помогает мне стряхнуть с себя сонливость, освежиться, взбодриться и прийти в хорошее расположение духа.

Первым делом я надеваю спортивную форму — специальные спортивные леггинсы, футболку, ветровку, носки и профессинальные кроссовки на толстой подошве с хорошей амортизацией. Именно такая обувь и нужна для бега, чтобы не травмировать стопы и суставы.

Выхожу на улицу и улыбаюсь теплому утреннему солнышку. Еще рано, вокруг тихо и лишь птички радостно чирикают на ветках. Свежий ветерок шевелит волосы и обдувает лицо.

Для начала я делаю разминку — без нее начинать пробежку нельзя, так как неразогретые мышцы и суставы во время активного движения могут травмироваться. Я делаю наклоны, махи руками и ногами, разминаю стопы, массирую колени и голени. Когда я чувствую, что тело уже достаточно разогрелось, начинаю потихоньку бежать.

У нас во дворе специальное резиновое покрытие, как на стадионах, поэтому бежать по нему легко и приятно. Мне нравится чувствовать, как кровь начинает бежать по венам все быстрее, дыхание учащается. Поначалу в груди немного жжет от свежего воздуха, но через некоторое время становится комфортно и приятно.

Пробегаю первые два круга и перехожу на спортивный шаг — делать передышки просто необходимо, чтобы не создавать чрезмерную нагрузку на организм. Пройдя два круга, снова перехожу на бег. Потом снова иду — и так еще несколько раз. В общем сложности на пробежку уходит 30−40 минут. Последний круг у меня особенный — я постепенно ускоряюсь, представляя себя олимпийским чемпионом, и пересекаю воображаемую финишную черту под крики и овации зрителей. После этого я прохожу еще два круга, восстанавливая дыхание.

Завершив пробежку, я не тороплюсь домой. Сажусь на лавочку, которые стоят во дворе на каждом углу, и любуюсь проснувшимся миром. По небу плывут пушистые облака, люди спешат по своим делам. Я закрываю глаза, откидываюсь назад и подставляю лицо солнечным лучам.

Так я сижу несколько минут, а потом, бодрая и веселая, иду собираться в школу. Утренние пробежки — здоровая и полезная привычка, поэтому я всем советую бегать по утрам.

Домашняя уборка

Каждую субботу я провожу генеральную уборку своей комнаты. Родители приучили меня к этому с детства — самой отвечать за личное пространство и поддерживать в нем чистоту. Для начала я вооружаюсь всем необходимым: тряпками и ведром с водой. Надеваю удобную одежду и начинаю наводить порядок.

В моей комнате стоит большой книжный шкаф со стеклянными дверцами. Я открываю его и вытираю пыль. Дверцы шкафа протираю специальным спреем для стекол. Потом вытираю пыль с других поверхностей: рабочего стола, полок, подоконника. Чтобы достать до люстры, встаю на маленькую лесенку-стремянку. Если на улице не слишком холодно, открываю окно: пусть во время уборки комната проветривается.

После того как с пылью покончено, начинаю разбирать вещи, которые лежат не на своих местах: аккуратно составляю учебники и тетради, провожу ревизию в ящиках тумбочки и стола, одежду вешаю на плечики в шкаф.

Наконец все лежит на своих местах, и настает очередь пылесоса. У меня в комнате лежит пушистый бирюзовый ковер — он очень мягкий и теплый, но требует ухода. Как говорится: «Любишь кататься — люби и саночки возить». Я включаю пылесос в розетку и тщательно очищаю ковер от пыли и разного мелкого мусора.

Наконец, приходит черед мытья полов. Я люблю мыть пол руками, а не шваброй — конечно, так дольше, зато намного чище и качественнее, потому что шваброй не получится очистить все уголки. Сначала я убираю с пола все лишнее: стулья, игрушки, портфель. Ковер сворачиваю в рулон и ставлю к стене.

Затем окунаю тряпку в ведро, хорошо отжимаю и начинаю протирать пол. Я мою пол дважды: сначала просто мокрой тряпкой, а потом вытираю его насухо. Даю линолеуму просохнуть и ставлю все предметы на место.

К тому времени, как я заканчиваю уборку, комната успевает хорошо проветриться. Я уношу в ванную все моющие принадлежности, возвращаюсь и с восторгом оглядываю пространство. Все сияет чистотой и порядком — любо-дорого смотреть. После уборки и на душе становится чище и радостнее. Недаром говорят: «Порядок дома — порядок в душе».

С чувство выполненного долга иду умываться, а потом спешу на кухню, где меня уже ждут свежеиспеченные мамины плюшки и горячий чай с вареньем.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Используемые источники:

  • https://sochineniena5.ru/2019/02/17/kak_pravilno_pisat_sochinenie_opisanie/
  • https://wordru.ru/kak-pisat-sochinenie-opisanie/
  • https://sochinenie-rus.ru/kak-pisat-sochinenie-opisanie/
  • https://rosuchebnik.ru/material/sochinenie-v-nachalnoy-shkole-uchimsya-sostavlyat-tekst-opisanie/
  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/opisanie-deystviy.html



Ключевым словам отводится особая роль в структурировании текста, и они так же составляют основу тематических групп. Их выбор связан с творческим замыслом автора.

Организующими элементами лексической структуры текста являются парадигматические, синтагматические и деривационные связи лексических единиц, в частности ключевых слов разных тематических групп текста [4, с.5].

В ходе работы была произведена сплошная выборка текстовых фрагментов, содержащих ключевые слова тематической группы «Внешность персонажей» (женские и мужские образы) [1, с.5]. Всего было выделено 75 текстовых фрагментов. Лексические поля формировались на основе текстового анализа всей совокупности текстовых фрагментов из текста повести, содержащих ключевые слова, были проанализированы их ассоциативно-вербальные связи. Текстовый анализ показал, что тематическая группа «Внешность персонажей» представлена в рассказе довольно широко. Наиболее частотными оказались следующие ключевые слова: глаза (18), лицо (11), губы (5), волосы (5). Безусловными лидерами являются слова глаза и лицо. А. И. Куприн уделил достаточно большое внимание в повести описанию глаз и лиц героев. Глаза и лицо являются важной частью внешней характеристики человека. Менее частотными являются слова: руки (4), голос (4), рот (3), улыбка (3), плечи (3), голова (2), зубы (2), пальцы (2), грудь (2), кожа (2), скулы (2), ресницы (1), усы (1), лоб (1), нос (1), подбородок (1), спина (1), ноги (1). Таким образом, всего 21 ключевое слово. Отсутствуют в тексте члены тематической группы «Внешность человека», такие как: брови, уши, запястье, затылок, зрачки, морщины, ногти, колени, живот и т. д.

В лексическом окружении ключевых слов отмечены все виды системно-семантических связей: парадигматические, синтагматические, деривационные, однако доминирующими являются синтагматические связи ключевых слов. Парадигматические связи были обнаружены у шести ключевых слов (привативные оппозиции по родовидовому признаку): глаза — веки, ресницы; лицо — щеки, нос, подбородок, скулы, усы; рот — губы, улыбка, зубы; руки — пальцы, локти; голова — лоб, виски, череп; тело — шея, спина, грудь, плечи, ноги. Наличие таких связей свидетельствует о попытке автора более детально охарактеризовать внешность человека.

Семантические оппозиции были отмечены только у трех ключевых слов: лицо — рожа (синонимы); глаза — взгляд (синонимы); губы — рот (часть — целое). Интересно, что слово рожа, содержащее пренебрежительную и негативную оценку, встретилось в тексте один раз — при описании жены одного полкового командира, отличившейся непристойным поведением. А слово взгляд появляется несколько раз при описании Веры, Аносова и князя Василия Львовича.

Деривационные связи по внешнему признаку выявлены у 5 ключевых слов: рот — ротастая, лицо — желтолицый, волосы — волосенки, глаза — сероглазая, нога — ножка. Данные оценочные номинации отражают отношение автора к тому или иному персонажу. Слова волосенки и ножка с суффиксами субъективной оценки употребляются при негативном описании жены генерала Аносова. Словом, сероглазая характеризовалась только одна героиня — пожилая женщина, жившая рядом с Желтковым. А словом, желтолицый подчеркивались внешние качества повара Луки.

Внутренние деривационные связи представлены следующими лексическими единицами: глаза (взгляд) — змей, глаза — полукруги. В первом случаем данная связь основана на метафорическом переносе с одного предмета на другой. Словом «змей» муж Веры описывал чувства Желткова к ней, говоря об ее глазах, цитируя его из прошлых писем. Слово «полукруги» используется в описании внешности генерала Аносова.

Текстовый анализ показал, что главным видом системных связей ключевых слов тематической группы «Внешность героев» являются синтагматические связи ключевых существительных — в основном с глаголами и прилагательными. Наблюдается широкая и богатая сочетаемость КС с изобразительно-выразительными средствами, например: «Твой взгляд, как ядовитый змей, впился в мою истерзанную душу».

В творчестве А. И. Куприна внешность человека представлена как через общие описания наружности, так и через описания отдельных деталей внешности, особенно глаз персонажей. Глаза, безусловно, являются значимым элементом в русской культуре и сознании [6, с.5]. В русском сознании существует сформированное представление о традиционном облике русского человека, некий стереотип славянской внешности, с большими голубыми или синими глазами, обязательно красивыми — символ доброй и открытой души [1, с.5]. У А. И. Куприна голубыми глазами обладает герой Желтков, единственный кто способен к истинной любви и состраданию, прощению.

Для А. И. Куприна в некоторых случаях отдельный элемент внешности может играть большую роль, чем общее описание человека. Для примера приведем текстовый фрагмент с ключевым словом плечи в характеристике внешности Веры: «очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Данная деталь внешности является своеобразной индивидуальной чертой, отличающей её как красавицу с высокой гибкой фигурой. Доминируют определения, характеризующие цвет глаз. «Согласно списку, литературный герой XX века чаще всего голубоглаз или черноок». И действительно, в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» чаще встречаются цветовые характеристики глаз (голубые — глаза Желткова, сероглазая — о его старушке-соседке).

Описание внешности героев через данные ключевые слова отражает индивидуально-авторское видение персонажей, служит ориентиром для читателя в восприятии героев и формировании к ним своего отношения.

Качественные прилагательные обладают наибольшей коммуникативной значимостью для выражения различных характеристик человека. «Значение «качественный признак предмета» является категориальной основой существования данного лексико-грамматического разряда слов» [2, с.5]. Так, в описании внешности персонажей (Желткова и юной жены генерала Аносова) используется эпитет белый (2 употребления).

Прилагательные можно разделить на две группы: системно-языковые, не зависящие от контекста, и системно-речевые, контекстно-зависимые. Текстовый анализ показал, что системно-языковые лексические единицы менее многочисленны и составляют основу группы прилагательных, характеризующих именно внешний вид человека. В эту группу входят такие прилагательные, как огромные, широкие, длинные и т. д.

Системно-речевые единицы не так многочисленны. Такие прилагательные используются не в прямом значении, а вторичном, переносном. Часто они основаны на метафорическом переносе качества неодушевленного предмета на одушевлённый предмет, животного мира и т. п. К данной группе прилагательных можно отнести такие номинации, как добродушно-величавый, преестественная, омертвевший, прескверный и т. п.

В процессе анализа текстовых фрагментов, содержащих описание внешности человека, было выделено большое количество изобразительно-выразительных средств в синтагматических связях ключевых слов, характеризующих внешность героев (всего 179 единиц).

Анализ ЛСТ повети А. И. Куприна «Гранатовый браслет» показал, что в ассоциативно-вербальных связях ключевых слов тематической группы «Внешность персонажей» в тексте повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» представлены все виды системных связей, но доминирующими связями являются синтагматические. Анализ синтагматических связей ключевых слов позволил выявить в их составе разные изобразительно-выразительные средства: метафоры, в том числе авторские, эпитеты, сравнения [5, с.5]. Они отличаются яркой образностью и оригинальностью, что свидетельствует об особом мировидении автора. Наиболее широкие ассоциативно-вербальные связи наблюдаются в лексическом окружении ключевых слов глаза и лицо, что свидетельствует о желании автора подчеркнуть индивидуальность каждого героя романа.

Литература:

  1. Богуславский В. М. Внешность человека как объект комплексного исследования // Богуславский В. М. Словарь оценок внешности человека. — М.: Изд-во Космополис, 1994. — С. 7–45.
  2. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. — М.: Флинта; М.: Наука, 2009. — C. 382.
  3. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. — М.: Гослитиздат, 1959. — C. 656
  4. Котцова Е. Е., Кожевникова Т. Ф. Изобразительно-выразительные средства в лексической структуре текстов А. И. Куприна // Экология культурного пространства Европейского Севера: история и современность: сб. науч. трудов / под ред. Т. В. Винниченко и др. — Архангельск: КИРА, 2008. — С. 55–58.
  5. Москвин В. П. Тропы и фигуры: параметры общей и частных классификаций // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. — 2002. — № 4. — C. 75–85.
  6. Михайлов М. Н., Михайлова Н. В. Глаза в литературе ХХ века // Рус. речь. — 2002 — № 1. — С. 17–26.

Основные термины (генерируются автоматически): слово, связь, тематическая группа, глаз, текстовый анализ, внешность человека, единица, лексическое окружение, лицо, текст повести.

Описание внешности человека — описание лица человека, его фигуры, жестов, манеры, характерной позы, одежды. Главная задача такого описания — поиск характерных особенностей, главного во внешности человека и умение передать их словами. Именно они могут быть связаны с особенностью манер, походки, его занятий и профессии, особенностями характера.

Источником сочинения-описания внешности может быть все что угодно. Как и для других описаний, это может быть жизненный опыт, когда словесный портрет воссоздаётся по памяти (например, «Внешность человека, которого я увидел впервые…»). Или воображение («Мой портрет через 15 лет»).

Примерный план сочинения:

1. Вступление.
2. Общее впечатление (фигура, рост).
3. Черты лица (овал лица, брови, глаза, нос, лоб, губы, подбородок, щёки). Волосы (цвет, длина и форма причёски). Уши.
4. Одежда.
5. Манеры поведения (походка, манера говорить, поза…).
6. Заключение.

Возможные определения:

Глаза – зелёные, серые, карие, синие, чёрные, голубые, небесные, серовато-голубые, лучистые, темные, выразительные, задумчивые, светлые, большие, маленькие, хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые, добрые, со смешинкой, дикие, приветливые, недоверчивые, коварные…

Брови – красивые, прямые, густые, тонкие, соболиные, широкие, лохматые, вразлёт, сросшиеся, несимметричные…

Лоб – высокий, низкий, открытый, прямой, сократовский, широкий, морщинистый, покатый, плоский…

Взгляд – растерянный, внимательный, выразительный, умный, любопытный, иронический, кокетливый, любящий, смущённый, равнодушный, завистливый, удивленный, весёлый недоверчивый, открытый, грустный, восторженный, хитрый, доверчивый…

Нос – прямой, с горбинкой, вздёрнутый, широкий, узкий, курносый, длинный, короткий, некрасивый, красивый, маленький, картошкой, уточкой…

Волосы – короткие, длинные, каштановые, светлые, русые, соломенные, седые, с проседью, густые, пышные, кудрявые, блестящие, прямые, волнистые, торчащие как пакля, заплетенные в косы, убранные в хвост, зачесанные назад, всклокоченные, уложенные в прическу…

Фигура – хорошая, стройная, высокая, крупная, полная, худощавая, приземистая, мужская, женская, детская…

Походка – быстрая, неторопливая, лёгкая, бесшумная, тяжёлая, собранная, вразвалку, странная, подпрыгивающая, смешная, запоминающаяся…

Поза – величественная, напряжённая, изящная, красивая, живописная, странная, непринуждённая, удобная, неудобная, узнаваемая…

Пример описания внешности у М.Ю. Лермонтова (из романа «Герой нашего времени»):

«Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными; пыльный бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека; его  запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой  аристократической  руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера. Впрочем, это мои собственные замечания, основанные на моих же наблюдениях, и я вовсе не хочу вас заставить веровать в них слепо.

Когда он опустился на скамью, то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость: он сидел, как сидит бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала. С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные —  признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.

     Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! — Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском, если можно так выразиться. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный; взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

Сочинение — описание «Мой друг»

В своем сочинении я расскажу о моем  однокласснике и хорошем друге, Илье. Я дружу с ним с четвертого класса. Мы часто гуляем, ходим на спортивные секции и играем в видеоигры.

Илья высокого роста, немного выше среднего. По его рассказам, это передалось ему от отца. Также он ходит очень прямо и по походке его можно узнать издалека.

Когда Илья идет, он всегда держит спину прямой, когда сидит, то сильно сутулится и сдвигает плечи к груди.

У Ильи треугольное лицо, небольшой нос и высокий лоб.  Его карие глаза всегда полусомкнуты веками, на которых располагаются короткие ресницы. Выше ресниц располагаются густые брови. Волосы Ильи светло-коричневые и завиваются на кончиках, когда они достаточно длинные, однако когда он подстрижен, волосы стоят прямо.

Илья носит мешковатую одежду и вместо разных кофт с молниями предпочитает худи и свитшоты.

Илья в разговоре любит  жестикулировать и его любимый жест — подергивание руки  то вверх, то вниз, немного согнув руку в запястье в свою сторону.

Если говорить в целом, то Илья хороший друг! Он веселый и щедрый, а также тактичный, в меру эмоциональный. Илья спокойный человек с мягким характером. Если его вывести из себя, то он быстро успокаивается. Ему можно доверить какую-нибудь тайну. Я считаю его хорошим другом, ведь такие люди, как Илья, встречаются в нашем обществе очень мало.

Угай Максим, 8 класс.

Цели:
Развивать у учащихся наблюдательность,
внимание их к окружающим людям, к самим себе.
Подготавливать школьников к пониманию
внутреннего мира человека, индивидуальности
каждого, воспитывать эстетический вкус.
Готовить учащихся к сочинениям на литературную
тему (сочинениям-характеристикам).
Расширять общее развитие, обогащая речь
учащихся “портретной лексикой”

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Учитель: Сегодня, ребята, у нас будет
не совсем обычный урок русского языка. Мы будем
учиться описывать внешность человека по личным
наблюдениям. Записываем в тетрадь тему урока (тема
на доске).

2. Знакомство с темой

Вопрос: Какие слова в названии темы
главные? (Описание внешности – личные
наблюдения.)
Вопрос: Как вы понимаете “личные
наблюдения”? (Это то, что я видел сам.)
Вопрос: А что значит описать внешность
человека? (Это описать (рассказать) про: далее
запись в тетрадь.)
лицо, рост, одежду, руки, фигуру, которые служат
для описания внешней портретной
характеристики;
глаза, манеры, осанку, походку, речь, жесты,
которые служат для описания внутренней
характеристики
Подвожу учащихся к этим выводам.
Вопрос: Как вы думаете, что ещё обязательно
необходимо отразить в описании внешности
человека? (Надо постараться найти характерные
особенности его индивидуальности, что может быть
связано с его профессией, с его душевным
состоянием.)
Вопрос: Описание внешности может
открывать нам внутреннее состояние человека? (Конечно).
А характер? (В какой-то степени ДА).
Вопрос: Чтобы показать при описании
внешности индивидуальность человека, каким
должен быть сам описывающий его? (Наблюдательным,
внимательным к окружающим тебя людям.)
Вы, наверное, знаете, что описание внешности
может быть:
деловое (…при розыске пропавшего, т.к.
надо указать особые приметы..) Например:
Потерялся мальчик 4-х лет…Зовут…Одет…На правой
щеке ближе к шее – родимое пятно…;
научное (описание археологами
найденных экспонатов, описание представителя
определённой расы);
художественное (описание
литературного героя).

3. Подведие небольшого итога

Учитель: Мы узнали, что значит описать
внешность человека (это…), каким человеком надо
быть (наблюдательным, внимательным к окружающим
тебя людям). Надо обязательно суметь передать
индивидуальность человека, его характер,
настроение, душевное состояние в этот момент.
И вы приступаете к описанию внешности. Давайте
запишем несколько пожеланий, которые помогут вам
правильно это сделать.
(Учитель записывает заранее на закрытой
части доски или делает памятку-распечатку для
каждого. Учащиеся записывают в тетрадь.)
Определи свой замысел. Зачем ты описываешь
именно этого человека?
Почувствуй индивидуальность неповторимость,
что поможет понять его характер, настроение,
внутреннее “Я”.
Продумайте последовательность изложения.
Не заменяйте описание повествованием (т.е.
вместо описания друга, вы рассказываете о том,
как вы познакомились и подружились).
Использовать можно “портретную лексику”.
Давайте вместе сделаем примерные записи (В
сильном классе можно предложить выполнить эту
работу по группам с последующей проверкой и
дополнением).
Запись в тетрадь.
ГЛАЗА – серые, карие, синие, чёрные,
зелёные, голубые, небесные, серовато-голубые,
лучистые, темные, светлые, маленькие, большие,
хитрые, бегающие, узкие, косые, раскосые, злые,
добрые, со смешинкой, дикие, приветливые,
недоверчивые, коварные…
НОС – прямой, с горбинкой, курносый,
вздёрнутый, широкий, узкий.
ВОЛОСЫ – каштановые, светлые, русые,
соломенные, седые, с проседью, густые, пышные,
блестящие, короткие, длинные, прямые, волнистые,
кудрявые, торчащие как палки…
ПОХОДКА – собранная, вразвалку,
быстрая, странная, подпрыгивающая, смешная.
ВЗГЛЯД – растерянный, весёлый
недоверчивый, открытый, грустный, восторженный,
хитрый, доверчивый…

4. Закрепление материала

(На парте у каждого карточки.)
Карточка 1. Портрет подруги
Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо
круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые,
заплетённые в косу с голубым бантом. Глаза синие
и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой
с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.
Вопрос: Как Вы думаете, определил ли автор
этого описания свой замысел? Показал ли он в
описании индивидуальность этого человека? Да ещё
подруги!
(НЕТ! Потому что описываются отдельные детали
внешности девочки, их перечисление. А
индивидуальное, существенное не выделено.
Получился набор фраз!)
Давайте попробуем справить. Я думаю, у нас
получится.
Давайте подумаем, какой мы хотим себе
представить эту девочку? Определи замысел!
(Девочка приятная, открытая, доброжелательная….)
Простым карандашом делаем вставки. Читаем
целиком исправленный текст. Теперь появилась
индивидуальность.
Карточка 2
У нас в классе есть девочка. У неё высокий лоб,
на лоб падает чёлка. В открытом взгляде можно
угадать непоседу. Чёрные густые волосы собраны в
хвостик. Глаза светлые озорные.
Вопрос: В этом описании перечисление,
набор фраз или чувствуется индивидуальность? (НЕТ!
Это не набор фраз, не перечисление!)
Вопрос: А что же сделано не так? Нарушена
последовательность изложения.
Лучше вначале всё сказать о волосах.
“У неё высокий лоб, на который падает чёлка.
Чёрные густые волосы собраны в хвостик.”
(учащиеся работают карандашом, проводят стрелки)
А затем описать глаза и взгляд.
“Глаза светлые озорные. В открытом взгляде можно
угадать непоседу.”
Читаем целиком исправленный текст.

5. Заключение

Учитель: А теперь мы подошли с Вами к
заключительному этапу работы. Перед вами
карточка № 3. В ней два текста А и Б. Оба
текста-описания внешности по личным наблюдениям.
Наша задача – работать с двумя текстами сразу, а
потом определить, в каком из них, на ваш взгляд,
есть недостатки, а какой уже дан в исправленном
виде.
Карточка 3
А. У моей подруги обыкновенная,
по-моему, привлекательная внешность. Чёрные
волосы, коротко постриженные, аккуратно лежат на
её круглой голове. Длинный нос некрасиво
прилеплен к лицу. Губы большие и алые, как
помидор. Но самое интересное в ней – это её глаза.
Когда она смотрит на меня, то они у неё чёрные.
Когда радуется – какие-то блестящие и не чёрные,
а непонятно какие. Один раз я чем-то, не помню,
обидела её. Она не сказала ни слова, но так
посмотрела на меня, как бы сказав мне: “Ты не
права. Слышишь?” После этого мы не виделись с ней
три дня. Я поняла свой поступок, но не
осмеливалась к ней подойти. Мне было стыдно. А она
уже понимала это. Когда мы нечаянно вместе
встретились в подъезде, я взглянула в её глаза.
Она опять как бы сказала мне: “Ну. Я всё поняла”.
При этом они были такие радостные и весёлые.Б.
У моей подруги обыкновенная, но, по-моему,
привлекательная внешность. У неё , как у многих,
коротко постриженные волосы (чёрные цвета).
Большие яркие губы и длинный нос. Пожалуй, он даже
немного портит её лицо. Но самое главное в её лице
для меня – чёрные большие глаза под большими
чёрными бровями. Это глаза очень внимательного,
умного, живого человека. В них выражается и
настроение моей подруги, и её отношение к
человеку. Когда она радуется, глаза у неё
становятся блестящими и даже как будто светлеют.
Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не
сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как
будто сказала: “Ты не права, слышишь?” А когда мы
через несколько дней встретились и я почему-то не
смогла признаться, что поняла свою ошибку, я
просто взглянула в её глаза. И они как бы сказала
мне: “Я всё поняла”. При этом они были такие
радостные и весёлые!
Учащиеся высказывают свои замечания. Кто-то
считает, что автор сочинения очень увлёкся, можно
было изложить более кратко. Другой считает, что
сравнение алых губ с помидором неприлично, что
можно ярче описать сами глаза, их выражение. К
сожалению, пришлось подсказать, что если
внешность привлекательная, то не надо так резко
говорить о носе и т. д. Большинство учащихся
приходит к выводу, что текст Б – исправленный.

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок

7. Домашнее задание

Описать внешность знакомого нам человека.
Озаглавить работу.

Материал для учащихся

Карточка 1. Портрет подруги
Ей четырнадцать лет. Черты лица мелкие. Лицо
круглое. Лоб небольшой, открытый. Волосы русые,
заплетённые в косу с голубым бантом. Глаза синие
и живые. Ресницы маленькие и белые. Нос небольшой
с горбинкой. Рот маленький. Губы красные.
Карточка 2
У нас в классе есть девочка. У неё высокий лоб,
на лоб падает чёлка. В открытом взгляде можно
угадать непоседу. Чёрные густые волосы собраны в
хвостик. Глаза светлые озорные.
Карточка 3
А. У моей подруги обыкновенная,
по-моему, привлекательная внешность. Чёрные
волосы, коротко постриженные, аккуратно лежат на
её круглой голове. Длинный нос некрасиво
прилеплен к лицу. Губы большие и алые, как
помидор. Но самое интересное в ней – это её глаза.
Когда она смотрит на меня, то они у неё чёрные.
Когда радуется – какие-то блестящие и не чёрные,
а непонятно какие. Один раз я чем-то, не помню,
обидела её. Она не сказала ни слова, но так
посмотрела на меня, как бы сказав мне: “Ты не
права. Слышишь?” После этого мы не виделись с ней
три дня. Я поняла свой поступок, но не
осмеливалась к ней подойти. Мне было стыдно. А она
уже понимала это. Когда мы нечаянно вместе
встретились в подъезде, я взглянула в её глаза.
Она опять как бы сказала мне: “Ну. Я всё поняла”.
При этом они были такие радостные и весёлые.Б.
У моей подруги обыкновенная, но, по-моему,
привлекательная внешность. У неё , как у многих,
коротко постриженные волосы (чёрные цвета).
Большие яркие губы и длинный нос. Пожалуй, он даже
немного портит её лицо. Но самое главное в её лице
для меня – чёрные большие глаза под большими
чёрными бровями. Это глаза очень внимательного,
умного, живого человека. В них выражается и
настроение моей подруги, и её отношение к
человеку. Когда она радуется, глаза у неё
становятся блестящими и даже как будто светлеют.
Один раз я чем-то, не помню, обидела её. Она не
сказала ни слова, но так посмотрела на меня, как
будто сказала: “Ты не права, слышишь?” А когда мы
через несколько дней встретились и я почему-то не
смогла признаться, что поняла свою ошибку, я
просто взглянула в её глаза. И они как бы сказала
мне: “Я всё поняла”. При этом они были такие
радостные и весёлые!

  • Структура итогового сочинения примеры сочинений
  • Строящийся объект как пишется
  • Строящийся стадион как пишется
  • Структура волшебной сказки царевна лягушка
  • Структура зимнего сочинения 2022