Структура итогового сочинения по литературе 11 класс презентация

Презентация на тему: итоговое сочинение по литературе в 11 классе скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание


Презентация на тему: Итоговое сочинение по литературе в 11 классе

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Итоговое сочинение по литературе в 11 классе Презентация разработана Коптяевой Т

Описание слайда:

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе Презентация разработана Коптяевой Т.Е., доработана с учетом вариантов 2016-2017 Ветровой О.А.

№ слайда 2
С 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах верне

Описание слайда:

С 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах вернется сочинение. Соответствующее поручение президент РФ В. Путин дал правительству в декабре 2013 года. 

№ слайда 3
…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выво

Описание слайда:

…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки… Цели и задачи введения сочинения по литературе в 11 классе

№ слайда 4
Дата написания и пересдачи, место проведения Писать итоговое сочинение выпускник

Описание слайда:

Дата написания и пересдачи, место проведения Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. 7 декабря 2016 В первую среду февраля и мая  выпускникам предоставляется возможность пересдачи  (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).

№ слайда 5
Объем работы и время для написания При выставлении оценки учитывается объем сочи

Описание слайда:

Объем работы и время для написания При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. ВРЕМЯ — 3 часа 55 минут.

№ слайда 6
Границы свободы в сочинении Для обоснования своей позиции выпускнику следует при

Описание слайда:

Границы свободы в сочинении Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.

№ слайда 7
Проверка сочинения . Результатом итогового сочинения может быть зачет или незаче

Описание слайда:

Проверка сочинения . Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

№ слайда 8
Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соотве

Описание слайда:

Критерии оценивания Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерий №1 «Соответствие теме» Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Критерий №3 «Композиция» Критерий №4 «Качество речи» Критерий №5 «Грамотность» Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

№ слайда 9
Критерии оценивания Критерий №1 «Соответствие теме» Выпускник рассуждает на пред

Описание слайда:

Критерии оценивания Критерий №1 «Соответствие теме» Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

№ слайда 10
Критерии оценивания Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материа

Описание слайда:

Критерии оценивания Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

№ слайда 11
Критерии оценивания Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на прове

Описание слайда:

Критерии оценивания Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

№ слайда 12
Критерии оценивания Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на пр

Описание слайда:

Критерии оценивания Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

№ слайда 13
Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускни

Описание слайда:

Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов). Критерии оценивания

№ слайда 14
Сохранность работ Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональн

Описание слайда:

Сохранность работ Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.

№ слайда 15
При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуаль

Описание слайда:

При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и  может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям. Учет результатов сочинения по литературе при поступлении в вузы

№ слайда 16
Тематические направления итогового сочинения на 2016/2017 уч.г. 1)Разум и чувств

Описание слайда:

Тематические направления итогового сочинения на 2016/2017 уч.г. 1)Разум и чувства 2) Честь и бесчестие 3) Победа и поражение 4) Опыт и ошибки 5) Дружба и вражда

№ слайда 17
На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочи

Описание слайда:

На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их на экзамене. Темы сочинений

№ слайда 18
Шекспир «Гамлет» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» А.Н. Островский «Гроза

Описание слайда:

Шекспир «Гамлет» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» А.Н. Островский «Гроза» Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре» М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Варианты темы: А) Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства? Б) «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин). В) «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь). Выбор произведений по направлениям 1. Разум и чувства

№ слайда 19
Л.Н. Толстой «Война и мир» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бу

Описание слайда:

Л.Н. Толстой «Война и мир» А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» А.С. Грибоедов «Горе от ума» В.Быков «Сотников» Варианты темы: А)«Береги честь смолоду» Б) «Истинная честь не может терпеть неправду» (Генри Филдинг). В) «Нельзя обесчестить того, кто не страшится смерти» (Жан Жак Руссо) Выбор произведений по направлениям 2.Честь и бесчестие

№ слайда 20
«Слово о полку Игореве« А.С. Грибоедов «Горе от ума» М.Ю. Лермонтов «Бородино» Л

Описание слайда:

«Слово о полку Игореве« А.С. Грибоедов «Горе от ума» М.Ю. Лермонтов «Бородино» Л.Н. Толстой «Война и мир» М.А. Шолохов «Судьба человека» Варианты темы: А) Может ли поражение стать победой? Б) «Величайшая победа — победа над самим собой» (Цицерон). В)«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий). Г) «Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди). Выбор произведений по направлениям 3.Победа и поражение

№ слайда 21
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» И.С. Тургенев «Отцы и дети

Описание слайда:

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» И.С. Тургенев «Отцы и дети» А.П. Чехов «Ионыч» Варианты темы: А) Может ли опытный человек ошибаться? Б) «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль). В) «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается». Выбор произведений по направлениям 4. Опыт и ошибки

№ слайда 22
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Прест

Описание слайда:

А.С. Пушкин «Евгений Онегин» И.С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Варианты темы: А) Может ли дружба перерасти во вражду? Б) Что такое настоящая дружба. В) «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь). Г) Друг познается в беде. Выбор произведений по направлениям 5. Дружба и вражда

Слайд 1

Итоговое сочинение

Слайд 2

Требование № 1. «Объем итогового сочинения» Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника . Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Слайд 3

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям: «Соответствие теме»; «Аргументация. Привлечение литературного материала»; «Композиция и логика рассуждения»; «Качество письменной речи»; «Грамотность».

Слайд 4

Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.

Слайд 5

Критерий № 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.). «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Слайд 6

Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала » Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции. Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Слайд 7

Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения » Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно -доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Слайд 8

Критерий № 4 «Качество письменной речи » Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины . « Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Слайд 9

Критерий № 5 «Грамотность » Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника . « Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных

Слайд 10

Универсальная литература » Война и мир» Л.Н. Толстой. » Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Евгений Онегин» А.С. Пушкин «Шинель» Н.В. Гоголь «Мертвые души» Н.В. Гоголь «Вишневый сад» А.П. Чехов «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков «Горе от ума» А.С. Грибоедов «Мцыри» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов «Судьба человека» М.А. Шолохов » На дне» М. Горький «Отцы и дети» И.С. Тургенев «Гроза» А.Н. Островский «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыков-Щедрин «Обломов» И.А. Гончаров «Матренин двор» А.И. Солженицын «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин «И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов «Уроки французского» В.Г. Распутин «Обелиск» В.В. Быков «Недоросль» Д.И. Фонвизин

Слайд 11

Общий план сочинения имеет вид : Вступление. II. Основная часть. Тезис . 2. Первый аргумент. 3. Второй аргумент . III. Заключение.

Слайд 12

Классическое вступление состоит из нескольких элементов : О бъяснение ключевых слов темы или цитаты; Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; О твет-тезис на главный вопрос темы

Слайд 13

Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос , тема-утверждение, тема — назывное предложение . Вступление

Слайд 14

Тема в виде вопроса Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание?» Ключевые слова темы Любовь, радость, страдание…

Слайд 15

Общие рассуждения на тему Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой . Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил : «Любовь сильнее смерти и страха смерти . Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

Слайд 16

Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части ) Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование , страдание?

Слайд 17

Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами: « можно ли утверждать, что…», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», « действительно ли…» и т. д.

Слайд 18

Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его (идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?». Е сли тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату

Слайд 19

Тема — назывное предложение (ключевые слова ) Например: «Преходящее и вечное». В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос. Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?

Слайд 20

Формулировка тезиса Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать . Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Слайд 21

Тема-вопрос Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ . Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Слайд 22

«Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию?» Т е з и с ы Когда человек трудится с удовольствием , тогда этот труд приносит ему только радость, а значит, и сам человек становится счастливым. Не зря М. Горький говорил: « Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!..»

Слайд 23

Тема-утверждение (в том числе цитата ) В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение . Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский) . (Во вступительной части задаём вопросы : «Почему любовь заставляет человека перерождаться ?» Или «Можно ли говорить о том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих?») Когда человек влюблён, ему хо- чется быть лучше и, соответственно , делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека. Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.

Слайд 24

Тема в виде назывного предложения или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы. «Ваш выбор: книга или компьютер ?» (Во вступительной части задаём вопросы : «А что в нашем современном мире можно считать наиболее важным: книгу или компьютер ?», «Можно ли говорить , что компьютер вытеснил из нашей жизни книгу?») Время и технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и компьютер? И то и другое является источником знаний для человека. И всё же книга, с её приятным шелестом страниц, с её иногда пожелтевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что книга — это живая свидетельница истории человечества!

Слайд 25

Способы формулировки тезиса · Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос . Тема : «Что важнее: любить или быть любимым?» Тезис : «Важнее любить, чем быть любимым , на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»

Слайд 26

Образ-аналогия Тема : «Должен ли человек следовать за своей мечтой ?» Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»

Слайд 27

Вопросно-ответная форма ( пожалуй, самый удобный и лёгкий способ : мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы). В чём проявляется любовь к Родине? Наверное , у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях , в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними.

Слайд 28

Основная часть Аргументация Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод . Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше , чтобы аргументов было два. Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Слайд 29

Структура аргумента Аргумент состоит из нескольких элементов и включает : 1. Обращение к литературному произведению : называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

Слайд 30

2 . Его интерпретацию : здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает », «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Слайд 31

3. Микровывод ( он завершает только одну из микротем , а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста ): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу …» и т.п .

Слайд 32

Заключение Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения . Существует несколько способов закончить сочинение : Вывод . Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного . Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы , которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Слайд 33

Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату

Слайд 34

Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок . Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 1

Готовимся к итоговому сочинению
Алгоритм написания итогового сочинения

Слайд 2

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 2

Ключевые слова:
алгоритм — последовательность выполнения заданий для написания сочинения;
проблема — сложный вопрос, нуждающийся в специальном исследовании; задача, не имеющая пока решения;
тезис — утверждение, истинность которого должна быть доказана;
аргумент — основание, довод, приводимый в подтверждение или опровержение тезиса.

Иванова А.В.

Слайд 3

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 3

алгоритм написания итогового сочинения
1. Внимательно прочитайте выбранную тему сочинения. При выборе темы прежде всего следует определить, какая из них кажется Вам наиболее конкретной, близкой и понятной.
2. Постарайтесь понять эту тему. Выделите в теме ключевые слова, в которых заключен главный смысл.
3. Поставьте вопрос к теме или сформулируйте тему в виде вопроса и постарайтесь конкретно и четко ответить на этот вопрос. Ответ на этот вопрос и составит тезис или идею сочинения. Это точка зрения пишущего по данному вопросу, которую нужно доказать.
4. Подберите аргументы для доказательства вашего тезиса (или идеи) сочинения. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные аргументы.
5. Продумайте композицию (построение) работы. Композиция сочинения включает в себя вступление, основную часть и заключение.
6. Напишите черновой и окончательный вариант работы. Внесите необходимую правку в построение и оформление текста сочинения.
Иванова А.В.

Слайд 4

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 4

Вступление
Во вступлении обычно даются общие сведения по проблеме, обозначенной в теме сочинения. К ним относятся объяснение значения ключевых слов темы, собственное размышление или мнение, связанное с темой или ключевыми словами.
Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, с которой связана тема.
Вступление может быть аналитическим, состоящим из 4—5 предложений.
Вступление может быть определением. Для этого надо выбрать одно емкое слово, которым можно было бы охарактеризовать суть сочинения. Например, если речь идет о взаимоотношениях между людьми, то дать определение понятиям любовь, дружба, милосердие, патриотизм и т. д.
Иванова А.В.

Слайд 5

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 5

Основная часть
Основная часть — это тезис и аргументы из произведения.
Идея сочинения формулируется в виде тезиса — четко и ясно. Тезис представляет собой прямой ответ на вопрос темы.
В основной части анализируется литературное произведение в аспекте темы. Это должны быть размышления, рассуждения по поводу произведения с элементами его анализа. Наиболее важные цитаты из стихотворных произведений для подтверждения высказанных тезисов необходимо выучить наизусть. Отрывки из произведений художественной прозы можно передать своими словами.
В качестве аргументов можно привести одно или два художественных произведений.

Иванова А.В.

Слайд 6

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 6

заключение
В заключении подводится итог, обобщается сказанное. Можно повторить важные мысли из основной части, но только другими словами.
В этой части сочинения может быть выражено личное отношение пишущего к теме или проблеме сочинения.
Желательно в заключении сказать и об актуальности поднятых проблем.
Заключение должно быть органично связано со вступлением.
Иванова А.В.

Слайд 7

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 7

Пример сочинения
Тематическое направление «Чем люди живы?»
Тема пробного сочинения 20 ноября 2014 года
«Почему важно уметь сострадать другому?»
Вопрос к теме — сама формулировка темы. Ключевые слова — «важно сострадать».
Примерное вступление (аналитическое или определение понятия, 4—5 предложений).
Сострадание — это особое качество души человека. Это готовность прочувствовать и принять на себя боль другого человека, физическую или душевную. Нам всегда хотелось бы, чтобы люди сострадали нам. Мы всегда ищем в людях сострадания. Почему это так важно?
Иванова А.В.

Слайд 8

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 8

Пример сочинения
Основная часть. Отвечаем на вопрос темы. Ответ на вопрос темы — это тезис или идея сочинения.
Уметь сострадать другому важно потому, что своим участием ты помогаешь человеку пережить какое-то горе или несчастье. Ты берешь на себя половину его проблем, и от этого ему становится легче. Кроме того, сопереживая ему, жалея его, ты начинаешь лучше его понимать. Часто такое сочувствие и понимание способствует возникновению искренней и деятельной любви к человеку.
Иванова А.В.

Слайд 9

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 9

Пример сочинения
Аргументы для доказательства данного тезиса (1—2 произведения).
Герои многих произведений русских писателей являют нам пример настоящего сострадания, исцеляющего душу человека. Это, например, Наташа Ростова из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». (1-й аргумент)
Наташа сострадает своей матери, потерявшей сына Петю на войне. Она берет на себя большую часть горя матери, ухаживает за ней, помогает ей выстоять в трудной ситуации. Наташа обладает настоящим талантом деятельной и сострадательной любви. Графиня знает, что только Наташа своим вниманием и любовью способна облегчить ее неимоверную боль. Точно так же Наташа своим состраданием и любовью врачует физическую и душевную рану князя Андрея Болконского, ухаживая за ним после смертельного ранения на Бородинском поле. Участие Наташи, ее самоотверженное, почти круглосуточное сидение у постели умирающего князя Андрея способствовало духовному перерождению героя, его смирению и пониманию сущности настоящей христианской любви. (Иллюстрация)
Иванова А.В.

Слайд 10

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 10

Пример сочинения
Другим примером подлинного сострадания к ближнему является Соня Мармеладова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
(2-й аргумент)
Соня искренне сострадает Родиону Раскольникову, совершившему преступление и погубившему свою душу. Она, жалея его, прямо указывает верный путь к исцелению — принять страдание и очистить этим свою душу. Признавшись Соне в преступлении, увидев в ее глазах не только сочувствие и жалость, но и любовь к нему, Раскольников почувствовал невольное облегчение и одновременно боль от того, что кто-то еще так страдает из-за него. Значит, он не один. Именно тогда Раскольников впервые усомнился в своей правоте.(Иллюстрация)
Иванова А.В.

Слайд 11

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 11

Пример сочинения
Заключение, связанное со вступлением (3—4 предложения).
Таким образом, человеку действительно очень важно уметь сострадать другому. Именно сострадание помогает человеку выжить в трудных жизненных ситуациях, не потерять себя, не оступиться. Если кто-то жалеет и понимает тебя, страдает вместе с тобой, облегчая твое состояние, значит, есть и надежда на лучшее, и ты сможешь все преодолеть. Сострадание как внешнее выражение внутренней любви к другому есть поистине исцеляющая и преображающая сила.
Иванова А.В.

Слайд 12

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 12

композиционное построение сочинения
Итак, сочинение четко структурировано (введение, основная часть, заключение). Оно написано по четкому алгоритму:
1. Анализ темы. Выделение ключевых слов.
2. Аналитическое вступление (или определение главного понятия темы, 3—5 предложений).
3. Вопрос к теме.
4. Формулирование тезиса или идеи сочинения (ответ на вопрос темы).
5. Основная часть — аргументация:
а) название первого произведения + иллюстрация (анализ эпизода);
б) название второго произведения + иллюстрация (анализ эпизода).
6. Заключение (3—4 предложения).
Иванова А.В.

Слайд 13

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 13

К проверке по пяти критериям оценивания, утверждённым Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения (изложения)»
Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются экспертами в соответствии с пяти критериями оценивания).

Иванова А.В.

Слайд 14

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 14

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)»
Итоговое сочинение (изложение) выполняется самостоятельно.
Итоговое сочинение — не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника (работа другого участника, чужой текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать собственный текст участника.

Иванова А.В.

Слайд 15

Алгоритм написания итогового сочинения, слайд 15

Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по пяти критериям.
Сочинение
1. Соответствие теме
2. Аргументация. Привлечение литературного материала
3. Композиция и логика рассуждения
4. Качество письменной речи
5. Грамотность
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев (№ 3 — № 5).

Иванова А.В.

В конце календарного года самое время подвести итоги: сделать выводы из прожитого, подсчитать нажитое и запланировать то, что будет прожито и нажито в следующем году. Выпускник же — сверхчеловек, это всем известно. Он подводит учителя и все будущие поколения людей, подводит мысль к аргументу или заключению, вспоминает про подводы Наташи Ростовой, а уж от итогов камня на камне не оставляет. Ненавидя елки у «Пятерочек», первый снег и морозное утро, выпускник готовится к итоговому сочинению в попытках взять допуск к ЕГЭ силой… ума и эрудиции. Но мы-то знаем, что итоговое сочинение — азартная игра в экзамен, где достаточно просто знать правила. Как перевернуть эту игру так, чтобы быть сверху? Прочитай. Напиши. Выиграй!

Как и когда проходит?

Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2021-2022 году даты итогового сочинения таковы:

  1. 1 декабря — основная дата;
  2. 2 февраля — запасная дата;
  3. 4 мая — запасная дата (могут перенести из-за праздников);

итоговое сочинение

Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…

  1. Не явился по уважительной причине;
  2. Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
  3. Не получил зачет.

warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.

В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.

За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.

Кстати, посмотрите новые способы, как добавить баллы к ЕГЭ.

Порядок написания

Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:

  1. Участников сажают в порядке шахматных клеток;
  2. Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
  3. Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
  4. Вам выдают пять тем: по одной из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из пяти тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
  5. Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
  6. Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
  7. За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
  8. Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.

Правила

Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…

  1. Форсить инфу в интернете;
  2. Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
  3. Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
  4. Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
  5. Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.

Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, разговоре с собой и времени перемен…

Новые направления 2021-2022

Ох уж эти новые направления итогового сочинения 2021-2022 года! В стародавние времена, когда землю топтали представители древних цивилизаций, направления были простыми и понятными. Каждое из них представляло собой два антонима из этики, морали, философии или психологии. Поэтому всем Вангам было легко предугадать темы и готовиться по ним. Но в этом году нас здорово прижали: формулировки стали донельзя абстрактными и обтекаемыми. В их рамках можно поднять какую-угодно тему. Однако Многомудрый Литрекон все же выявил основные закономерности и основы новых направлений и уже снабдил их аргументами из русской и зарубежной литературы, на которые ведут ссылки:

  1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  3. «Преступление и Наказание — вечная тема»
  4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Комментарии от ФИПИ и советы по раскрытию и подбору тем Вы найдете в данной статье.

Темы итогового сочинения 2020-2021

Согласно предначертанию мудрецов, темы для каждого региона появляются в сети за 15 минут до экзамена по местному времени. Все, что Вам обещают раньше и за деньги, относится к мифологии современного человека. Не стоит приобретать сомнительные ответы и ждать чуда, его не произойдет. Все многочисленные и неистребимые подделки предыдущих лет это доказали.

Однако многие темы, как и в предыдущие годы, Многомудрый Литрекон сможет угадать. Вот подборка таких тем на этот год. Чтобы быть готовым ко всем проявлениям фантазии экзаменаторов, нужно обратить свой взор на наши итоговые сочинения, которые выходят ежедневно. Более того, как только реальные темы выходят, наши авторы пишут их одновременно с выпускниками и выкладывают в свободном доступе, чтобы ученики, которым предстоит вернуться в феврале за своим допуском, могли спокойно готовиться по ним, как и их молодая смена. Все сочинения появляются и в нашем паблике. Многомудрый Литрекон не рекомендует нарушать правила ИС. Все материалы он предоставляет исключительно для подготовки к экзамену. В наше время репетиторы по карману не всем, и любая безвозмездная помощь будет кстати.

Примерные

Примерные темы можно предугадать, используя комментарии к направлениям и собственный интеллектуальный потенциал. Подборка наиболее вероятных тем итогового сочинения уже в открытом доступе. На нашем параде тезисов Вы увидите тех, кому, возможно, посчастливится занять место в списке реальных тем ИС. Эти тезисы помогут Вам успешно приготовиться к решающей схватке с финальным боссом.

Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.

Реальные

Пока реальные темы итогового сочинения таковыми не стали: они еще не покинули сознания того, кто их обычно формулирует. Возможно, именно сейчас мысли спариваются в его голове и рождают новое семя — список реальных тем. Все, что мы можем сделать, собраться вместе в нашем паблике и ждать, пока до нас снизойдет истина. Уже несколько лет мы публикуем ее одними из первых и первыми среди равных.

warning! Не приобретайте темы и ответы! Многолетняя практика работы в этой сфере убеждает нас, что настоящих нет, зато каждый год появляются мошенники, которым удается обмануть сотни доверчивых выпускников. Не дайте шулерам переиграть себя в попытке смухлевать самостоятельно! Честная подготовка к итоговому сочинению дает отличный результат даже тем, кто не прочитал до корки ни одной книги. Это как с ЕГЭ: Вы можете быть очень умным, но получить меньше баллов, чем сосед по парте, который просто вызубрил клише, шаблоны и определения, чтобы забыть их на следующий день.  

Подготовка к ИС

Как подготовиться к итоговому сочинению? Многие ребята машут руками, головами, свитшотами и спешат заверить, что эссе — это «изи». Написать его можно с одного маху, не готовясь и не заморачиваясь. Однако такой подход сгубил уже не одну и не две умных головы. Надеясь на свой феноменальный талант и мощный интеллект, выпускники пишут не по критериям и не по плану. В результате Вы вязнете в болоте собственных мыслей и не раскрываете тему. Потерять баллы в погоне за допуском очень легко: микровывод забыл – минус балл, Федора Михайловича Ивановичем назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вступайте в наше сообщество и готовьтесь постепенно. У нас Вы найдете банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Одной этой статьи, конечно, не хватит для достижения нирваны сданного экзамена, но если Вы будете ежедневно читать хотя бы одно-два сочинения или же подборку аргументов, Вас точно ждет атараксия — высший идеал мудреца.

Итак, вот план подготовки от Многомудрого Литрекона:

  1. Выберите для себя три наиболее понятных и близких направления и сконцентрируетесь на подготовке по ним. Это позволит сэкономить время и сделать подготовку более глубокой.
  2. Найдите три (или пять, если Вы можете похвастаться хорошей памятью) больших произведения, где будут аргументы по всем выбранным направлениям. Лучше всего прочитать или прослушать их целиком, чтобы знать все детали, имена, явки и пароли. Но в случае нехватки времени или интереса возьмите наши максимально достоверные краткие пересказы, на которые ведут ссылки. Например, в этом году на высоте будут: «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита». В этих книгах в любом случае будет нужный аргумент. Чтобы сократить время на подбор примеров, используйте наши подборки аргументов из конкретных произведений. Лучше всего тренироваться писать эссе, используя выбранные книги в качестве материалов для аргументов.
  3. Заранее сделайте заготовки шаблонов вступления и заключения. Это поможет Вам не тратить время и силы на изобретение колеса. Запомните вводные конструкции и слова, образцы логических мостиков и других частей эссе. Применяйте их в каждой своей работе.
  4. При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишете только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют Ваши аргументы. Если тема «Как найти смысл жизни», не надо писать о том, что это такое лично для Вас. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
  5. Выпишите топ-10 (20, 30 или 100) своих ошибок и проверяйте каждое новое эссе сами, высматривая врагов и уничтожая их. Самоанализ гораздо эффективнее зубрежки.
  6. Каждый день просматривайте новые работы Многомудрого Литрекона. Их готовят для Вас обладатели высшего образования. Их опыт поможет Вам открыть в себе литератора.

Как написать

Правила оформления итогового сочинения просты:

  • Сочинение проверяется только в том случае, если оно больше 250 слов. Рекомендованный объем текста — от 350. Больше 600 слов писать не стоит, есть риск допусти больше ошибок и запутаться. Да и проверяющий будет настроен к Вам негативно: он проверяет эти эссе почти бесплатно и в свое свободное время.
  • Структура итогового сочинения вполне ясна: 4 абзаца (вступление, два примера, заключение).
  • Распределение текста по объему: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Минимум для допуска к проверке представляет собой 250 слов и худо-бедно подходящий по смыслу аргумент (хотя бы один). 

warning! Работа без литературных аргументов проверке не подлежит, как и подвиги — забвению. Если на месте примера из книги будет всякая околесица вроде «Пьера Болконского» и «Дунечки Мармеладовой», его в расчет не возьмут, и проверять сочинение дальше никто не станет. Так что не стоит писать то, в чем Вы совсем уж не уверены. Из этого всего следует вывод: не берите тему, пока не убедитесь, что можете привести два полновесных аргумента.

Вот примеры итогового сочинения по каждому направлению:

  1. «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  2. «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
  3. «Преступление и Наказание — вечная тема»
  4. «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
  5. «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Алгоритм написания итогового сочинения:

  1. Выбираем простую и доступную для понимания тему. Например, «Почему люди любят путешествовать?». Каждый из нас может назвать с десяток причин;
  2. Находим в формулировке вопрос, на который отвечаем, используя аргументы. В нашем примере это «По каким причинам герои литературных произведений, которые я хорошо знаю, любили путешествовать?». Ответив на него, Вы раскроете всю тему;
  3. Даем развернутый и последовательный ответ на поставленный вопрос. «Люди любят путешествовать, потому что им нравится получать новые впечатления, знакомиться с интересными людьми и расширять свой кругозор»;
  4. Подбираем аргументы из литературы, которые являются продолжением нашей мысли и ее иллюстрацией. Важно, чтобы они полностью подтверждали наше вступление, поэтому сначала продумайте примеры, а потом беритесь за вступление, чтобы не переписывать потом, подгоняя примеры под свои же расшалившиеся мысли. «Григорий Печорин из романа «Герой нашего времени» любил путешествовать, потому что новые впечатления отвлекали его от хандры и придавали скучной жизни хоть какое-то разнообразие».
  5. Следим за тем, чтобы в сочинении создавалась логика изложения. Необходимо беспрестанно сравнивать полученные строки с тезисом, и если Ваши словопрения вышли из берегов формулировки, то Вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов доводит проверяющих до приступов неконтролируемого жестокосердия. Представьте себе: они хотят домой, им еще готовить ужин, а тут еще 600 слов ни о чем и обо всем. Тут даже праведник «незачет» поставит! Поэтому мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не совпадает с поставленным вопросом, вычеркивайте и переписывайте до полного совпадения.
  6. Проверяем черновик и правим сочинение. Речевые ошибки можно распознать, представляя в воображении то, о чем идет речь. Например, «дорогая» у нас не цена, а товар. Цену мы называем «высокой», и проверить это позволяет мысленный график: низкая точка — это то, что мы готовы заплатить, а высокая — то, что хочет от нас получить продавец. Посчитайте повторы (это тавтология) и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  7. Читаем написанный текст про себя. Так проще выявить ошибки и неточности, они обычно режут именно слух, а не глаз.
  8. Переписываем на чистовик и читаем еще раз — вдруг опечатка?

warning! Не увлекайтесь своим исключительным знанием сюжета книги. Незначительные детали можно опустить, чтобы не раздувать текст. В попытке пересказать все произведение Вы теряете главную мысль и попадаете в ловушку. Помните: проверяют экзекуторы не память, а Ваши аналитические способности.

А вот и свежий план итогового сочинения в картинке:

план итогового сочинения 2021-2022

О том, как научиться писать итоговое сочинение за неделю, мы написали здесь.

Список литературы

Многомудрый Литрекон подобрал для Вас универсальные книги, знание сюжета которых поможет Вам раскрыть любую тему. Анализ этих произведений поможет Вам подтянуть аналитические способности:

  • Война и мир
  • Евгений Онегин
  • Тихий Дон
  • Анна Каренина
  • Отцы и дети
  • Герой нашего времени
  • Капитанская дочка
  • Преступление и наказание

Подборки книг по направлениям итогового сочинения помогут Вам более детально подойти к подготовке литературного багажа. Вот они.

Критерии оценивания

Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.

Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:

  1. Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
  2. Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
  3. Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
  4. Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
  5. Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
  6. Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов. 

Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:

Оригинальный подход 0-1 балл Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл.
Фактологическая точность  1 балл Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси.
Ошибки речи 0-2 балла Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены.
Нормы орфографии  0-3 балла У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте».
Самостоятельность Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается.
Нормы пунктуации 0-3 балла Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла).
Нормы грамматики  0-2 балла Та же ситуация, что в предыдущем пункте.

Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать… 

Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;

  • от 5 до 6 – 1 балл;
  • от 7 до 8 – 2 балла;
  • от 9 до 10 – 3 балла;
  • от 13 до 14 – 5 баллов;
  • от 15 до 16 – 6 баллов;
  • 17 – равны 7 баллам;
  • 18 – 8 баллам;
  • 19 – 9 баллам;
  • 20 – 10 баллам.

Результаты и апелляция

Результаты итогового сочинения всегда выдают в школе или том пункте, где Вы его писали. Если Вы есть на «Госуслугах», то уточнить их можно онлайн. Обычно проверка занимает одну рабочую неделю (иногда больше, иногда меньше). Если Вы поступаете на гуманитарное направление, будьте готовы на все 20 баллов: иногда именно жалких крох не хватает абитуриенту до заветного бесплатного места. Так что 10 баллов за чтение книжек и владение родной речью можно считать подарком судьбы, ведь, как бы мы ни были строги, нельзя отрицать, что итоговое сочинение написать гораздо проще, чем сдать ЕГЭ.

Но есть и более весомые доводы для мотивации: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если Вас не устроили баллы, полученные в основную дату, попробуйте добиться пересдачи в феврале. Кстати, Ваши результаты, в отличие от баллов ЕГЭ, не сгорят и не обновятся: они навсегда с Вами.

Многомудрый Литрекон желает Вам благоволения фортуны и успешного подведения итогов! Он готов помочь не столько словом, сколько делом, так что если у Вас остались вопросы, пожелания или требования к данной статье, изложите их в комментариях.

  • Скачать презентацию (0.07 Мб)


  • 2 загрузки

  • 0.0 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Структура итогового сочинения» по литературе, включающую в себя 9 слайдов. Скачать файл презентации 0.07 Мб. Для учеников 11 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    9

  • Аудитория

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Структура итогового сочинения

    Слайд 1

    Требования к итоговому сочинению

  • Slide2

    Слайд 2

    Критерии оценивания итогового сочинения

    К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.
    Требование № 1.«Объем итогового сочинения»
    Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
    Рекомендуемое количество слов – от 350.
    Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

    Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
    Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
    Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

  • Slide3

    Слайд 3

    Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
    Критерий 1. «Соответствие теме»
    Критерий 2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»
    Критерий 3. «Композиция и логика рассуждения»
    Критерий 4. «Качество письменной речи»
    Критерий 5. «Грамотность»

  • Slide4

    Слайд 4

    Система оценивания итогового сочинения

    Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить дополнительно «зачет» по одному из других критериев (№ 3 — № 5)

  • Slide5

    Слайд 5

    Тематические направления итогового сочиненияпредыдущих лет

  • Slide6

    Слайд 6

    Структура итогового сочинения

    1. Определите ключевое слово в Вашей теме, оно должно иметь общий понятийный смысл с концептом, внутри которого предложена данная тема. Употребите это слово в форме назывного предложения. Ответьте на вопрос, что означает это понятие. Можете дать определение из толкового словаря.
    Концепт (от лат. conceptus), содержание понятия.
    Назывные предложения — это односоставные предложения, состоящие только из подлежащего или из подлежащего с пояснительными словами (определениями): Весна.
    Пример. Морально-этическое понятие «верность» оказывается в центре сюжета многих литературных произведений и характеризует поступки героев в ситуации нравственного выбора. Согласно определению, данному в толковом словаре, верность – «преданность кому-либо или чему-либо; неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга». Это понятие довольно широкое и характеризует не только любовные отношения, но и отношение человека к Родине. В чем же проявляется преданность Отчизне?
    Критерий грамотного вступления таков: во вступлении любой прочитавший его должен определить тему сочинения. Ведь во вступлении вы заявляете то, о чем будете писать.
    Если тема сочинения сформулирована достаточно широко, то во вступлении необходимо объяснить выбор материала, на котором будете ее раскрывать.
    I. Вступление

  • Slide7

    Слайд 7

    1. Заявите Ваш тезис. Выскажите собственное мнение, определив свое отношение к данному понятию;
    Цитируя текст, помните, что назначение цитаты – подтвердить сказанное вами, но не повторять его. Следовательно, недопустимо приведение цитаты, которая просто дублирует мысль, приведенную выше, не уточняя, не развивая и не продолжая ее.
    Помните!Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема.
    Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст.
    В основной части сочинения следует избегать:
    — пересказа литературного произведения;
    — изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
    II. Основная часть
    2. Развернуто и убедительно докажите Вашу точку зрения, обратившись к 1-2 литературным произведениям. Больше привлекать не надо, так как можете не успеть раскрыть тему. Помните, что обращение ко второму произведению предполагает новый абзац.

  • Slide8

    Слайд 8

    В начале основной части можно использовать следующие клише:
    «В том, что это именно так, я убедился, прочитав произведение… (не забудьте указать автора)»
    «Подтверждение своей точки зрения я нашел в…»
    «За доказательством своего мнения я хотела бы обратиться к…(название произведения и автор)»
    «Хочется обратиться к страницам романа (рассказа и т.д.)…(название произведения и автор)»
    «Именно этой теме посвящен текст романа (рассказа и т.д.)»
    «Обратимся к страницам повести…»
    «Эта же тема рассматривается и в произведении…»
    II. Основная часть

  • Slide9

    Слайд 9

    Подведите итог своим размышлениям, обобщив сказанное.
    Помните о том, что афоризмы — это граненые алмазы мудрости. Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному Вами выводу более весомый характер.
    Заключительная часть сочинения должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно.
    III. Заключение
    «В заключение мне хотелось бы сказать, что…»
    «К какому же можно прийти выводу, размышляя над данной темой?»

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

  • Структура тезиса итоговое сочинение
  • Структура итого сочинения 11 класс
  • Структура написания сочинения по литературе по произведению клише
  • Структура сочинения описания внешности человека
  • Структура итогового сочинения примеры сочинений