Строящаяся школа как пишется правильно

Всего найдено: 29 здравствуйте! скажите, пожалуйста, как правильно. нужен висячий дефис? записывайтесь к врачу на очный- или онлайн-прим записывайтесь к

Всего найдено: 29

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как правильно. Нужен висячий дефис? Записывайтесь к врачу на очный- или онлайн-приём… Записывайтесь к врачу на очный или онлайн-приём… Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Записывайтесь к врачу на очный или онлайн-приём…

Даже оставаясь дома (?) можно веселиться с друзьями онлайн и делиться живыми эмоциями. Нужна запятая? Почему? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна, поскольку оставаясь дома — деепричастный оборот.

Онлайн-работа или онлайн работа?

Ответ справочной службы русского языка

Онлайн-работа.

Как правильно он-лайн или онлайн?

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, воспользуйтесь словарями.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как правильно писать: онлайн школа или онлайн-школа? И какое это правило? Не могу сообразить, где искать

Ответ справочной службы русского языка

Слова с первой частью онлайн пишутся через дефис (см. словари): онлайн-школа.

Как правильно пишется онлайн мастер-класс или онлайн-мастер-класс?

Ответ справочной службы русского языка

Используются два дефиса: онлайн-мастер-класс.

Здравствуйте! Как правильно писать: онлайн сервис/ы или онлайн-сервис/ы. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

См. словарную фиксацию. 

Добрый день! Как пишется: онлайн-курс или онлайн курс? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Пишется через дефис: онлайн-конкурс.

Подскажите, пожалуйста, как правильно пиcать — онлайн газета или онлайн-газета?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: онлайн-газета.

Подскажите, пожалуйста, нужен ли в этом предложении дефис между «online» и «покупками»? Интернет стирает для пользователей границы между offline и online покупками.

Ответ справочной службы русского языка

Слова офлайн и онлайн уже давно пишутся кириллицей. Корректно: между офлайн- и онлайн-покупками.

Как правильно пишется, онлайн трансляция или онлайн-трансляция?

Ответ справочной службы русского языка

Воспользуйтесь, пожалуйста, ресурсом «Проверка слова».

Как я понимаю, местоимение «вы» следует писать с большой буквы в закрытых разделах сайта, подразумевающих личное использование (например, кабинет или онлайн-заказ для авторизованных пользователей). А с маленькой буквы следует писать «вы» на всех открытых и публичных разделах сайта, которые читают пользователи с неизвестными ФИО. А как быть в случае, если один и тот же раздел могут открыть как авторизованные, так и неавторизованные пользователи? По-хорошему, их нужно различать, но на разработку такой проверки нет времени. Как правильно поступить в таком случае, следует писать «вы» с маленькой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

В спорных ситуациях (когда непонятно, обращаемся мы к одному человеку или нескольким лицам), лучше писать вы с маленькой буквы. Вы с маленькой буквы в любом случае не будет ошибкой, здесь не надо бояться показаться невежливым: ведь обращение на вы (вместо ты) к человеку – само по себе признак уважительного к нему отношения. А вот злоупотребление большой буквой может отпугнуть грамотного человека.

Как корректно писать: он-лайн или онлайн?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: онлайн.

Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая перед «или» в таком сообщении (выводится пользователю при недоступности онлайн-трансляции):
«Помещение не участвует в проведении мероприятия,
или запись производится в оффлайн режиме.»
И какое правило действует в этом случае?

Ответ справочной службы русского языка

Союз или соединяет части сложного предложения, поэтому запятая перед ним нужна. Обратите внимание на орфографию: в офлайн-режиме.

Здравствуйте, уважаемые сотрудники Грамоты!
Подскажите, пожалуйста, как верно написать онлайн-видеочат или онлайн-видео-чат?
Мы используем в наших текстах вариант «онлайн-видеочат», однако один из сотрудников ссылается на ваш ответ на вопрос № 277036 (онлайн-бизнес-модель) и использует вариант с двумя дефисами: онлайн-видео-чат.
Однако мне кажется, что это не совсем верно, поскольку бизнес-модель изначально пишется с дефисом, а видеочат — нет, и присоединение еще одного слова — не причина ставить дефис в слове, которое пишется слитно. Но допускаю, что я могу ошибаться и здесь действуют какие-то правила, о которых я не знаю.
Спасибо за помощь!

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы. Пишется онлайн-видеочат (первая часть сложных слов онлайн- по общему правилу присоединяется дефисом к слову видеочат).

Что такое эссе?

Многие предполагают, что эссе – это обычное сочинение. Однако это не так.

Эссе – это прозаический литературный жанр. В переводе с французского означает «очерк» или «набросок». Эссе отражает индивидуальные переживания автора, его взгляд на тот или иной вопрос. Оно не дает исчерпывающий ответ на определенный вопрос, а отражает собственное мнение или впечатление.

При написании эссе прекрасно развивается логика, способность аргументировать свое мнение, грамотно преподносить информацию. Стиль изложения больше ориентирован на разговорный.

Нужна помощь в написании эссе?

logo krug min e1580758340706

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена эссе

Характерные черты эссе

Чтобы правильно написать эссе следует учитывать специфические черты, которые отличают его от других жанров.

Основные признаки эссе:

  1. Наличие определенной узкой темы, которая содержит проблему и побуждает читателя к размышлению.
  2. Субъективная авторская позиция. Эссе отличает именно наличие авторского взгляда на существующую проблему, его отношение к миру, речь и мышление.
  3. Разговорный стиль написания. Следует избегать сложных формулировок, слишком длинных предложений. Важно придерживаться непринужденного стиля для установления контакта с читателем. При этом важно не перестараться, превратив эссе в некачественный текст, полный сленга. Правильный эмоциональный окрас тексту придадут короткие, простые и понятные предложения, использование разной интонации в предложениях.
  4. Подробный анализ проблемы. Собственную точку зрения необходимо аргументировать, опираясь на фактический материал.
  5. Относительная краткость изложения. Ограничений по количеству страниц не существует, однако эссе отличается небольшим объемом.
  6. Свободное построение. Эссе носит характер изложения, который не вписывается в какие-то определенные рамки. Построение подчиняется своей логике, которой придерживается автор, стремясь рассмотреть проблему с разных сторон.
  7. Логика изложения. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.

Таким образом, эссе отличается особым стилем повествования, его цель – побудить читателя к размышлениям. Автор не настаивает на своей точке зрения, а как бы приглашает читателя обдумать и обсудить ее.

Как же написать эссе?

Правильное написание эссе заключается в понимании особенностей жанра. Соблюдение основных принципов и рекомендаций по написанию позволит создать интересное эссе.

Как выбрать тему

Если отсутствует список тем, среди которых можно выбрать одну, а задано лишь общее направление, то нужно учитывать на какую аудиторию рассчитано эссе. Варианты могут быть разные: преподаватель в ВУЗе, комиссия, литературное сообщество, работодатель. Если эссе пишется для сдачи преподавателю, то необходимо обдумать какие качества будут оцениваться. Исходя из этого, тему следует выбирать так, чтобы была возможность проявить те способности, которые ждет проверяющий от автора: оригинальность, умение логически выстраивать предложения, грамотность, профессиональные качества и пр.

При выборе темы написания эссе из предложенного списка, следует выбирать ту, в которой есть определенные знания, соображения или просто сильный интерес.

Если эссе ориентировано на работодателя, то желательно, чтобы как тема, так и содержание эссе отражало характер автора, его искренность, неповторимость, человечность и индивидуальность.

Как начать эссе

Часто случается, что человек, обладающий достаточным красноречием и умением выражать свои мысли на бумаге, испытывает трудности с тем, чтобы начать сочинение, в том числе и эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь нашими советами о том, как начать эссе.

Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.

Совет 2. Используйте технику фрирайтинга (свободное писание). Суть ее заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя его и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр. Отличный способ, помогающий справиться с творческим кризисом и найти неординарную идею.

Совет 3. Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть. В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.

Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается в последствии.

Как составить план эссе

Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. Если автору проще придерживаться строгого плана, тогда стоит уделить время на его составление.

Все основные мысли следует отразить в виде пунктов плана. Затем как можно более подробно детализировать его, разбив каждый пункт на подпункты.

Затем следует перечитать план, убедиться в том, что каждый пункт находится на своем месте и достаточно детализирован.

Из чего состоит структура эссе

Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.

  1. Вступительная часть

Как и любая письменная работа, эссе содержит вступительную часть или введение.

Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д. важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме.

  1. Основная часть

В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.

Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).

Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.

Аргументация может быть построена в следующей последовательности:

  1. Утверждение.
  2. Пояснение.
  3. Пример.
  4. Итоговое суждение.
  5. Заключение

В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части. Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.

Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.

Отличие эссе от сочинения

Правильное написание эссе отличается от написания обычного сочинения. Поэтому, если стоит задача написать именно эссе, то нужно учитывать характерные черты жанра, отличающие его от остальных.

В отличие от сочинения, в котором анализируется художественное произведение, эссе содержит авторскую точку зрения и его позицию относительно рассматриваемой проблемы.

Также одной из отличающих эссе от сочинения черт является его парадоксальность, то есть цель – удивить читателя, произвести на него впечатление, используя яркие образы, афоризмы, парадоксальные утверждения.

Рекомендации по написанию

Все правила составления эссе носят рекомендательный характер. Воспользуйтесь нашими советами о том, как нужно писать эссе, учитывая также информацию, представленную выше, и создайте эссе, которое не оставит читателя равнодушным.

Советы по написанию:

  1. При написании эссе следует чередовать короткие фразы с длинными. В таком случае текст будет достаточно динамичным, чтобы легко читаться.
  2. Не стоит использовать сложные и непонятные слова, особенно, если значение слова малознакомо.
  3. Следует использовать как можно меньше общих фраз. Эссе должно быть уникальным, индивидуализированным, отражающим личность автора.
  4. Юмор нужно использовать крайне аккуратно. Сарказм и дерзость может раздражать читателя.
  5. Отражение личного опыта, воспоминаний и впечатлений – отличный способ подтверждения своей точки зрения и убеждения читателя.
  6. Необходимо придерживаться темы и основной идеи, не отклоняясь от нее и не описывая ненужные детали.
  7. Закончив эссе, следует перечитать его, убеждаясь в сохранении логики изложения на протяжении всего повествования.
  8. Использование в эссе фактов, результатов исследований – отличный вариант для придания убедительности.

Распространенные ошибки при написании эссе

Знание наиболее часто встречающихся ошибок, поможет не допускать их при написании собственного эссе.

Ошибка 1. Страх оказаться непонятым или не произвести нужного впечатления способствует тому, что автор убирает из эссе все лишнее, выдающееся. За счет этого эссе может потерять свою индивидуальность и неповторимость.

Ошибка 2. Недостаточная проработанность деталей. Часто встречающаяся ошибка – наличие утверждения, которое не подкреплено достаточным количеством аргументов в виде примеров и доказательств.

Ошибка 3. Непонимание сути проблемы, заявленной в эссе или неправильная трактовка темы.

Ошибка 4. Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.

Вся прелесть жанра эссе состоит в отсутствии жестких ограничений. Полная свобода творчества, возможность высказать свой взгляд и поделиться своими размышлениями, нестандартным решением проблемы – это черты, присущие эссе, делающие этот жанр привлекательным для человека творческого, генерирующего оригинальные идеи.

Для более полного понимания изложенного материала, ознакомьтесь с примером эссе.

Образец написания эссе

Пример эссе

Образец эссе

Строящаяся школа как пишется правильно Скачать образец эссе

Всего найдено: 19

Скажите, пожалуйста, как правильно написать в грамоте слово «Государственного» с заглавной или строчной буквы? обучающиеся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 55 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно:  Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 55» Петроградского района Санкт-Петербурга. Однако в уставе название школы может быть написано по-другому. В других документах название воспроизводят в юридически закрепленной форме.

Полагаем, что в грамоте можно опустить первую часть наименования: обучающиеся в средней общеобразовательной школе № 55 Петроградского района Санкт-Петербурга

Наименование одной из школ г. Москвы в уставных документах и на официальном сайте написано следующим образом: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2129″ имени Героя Советского Союза П.И. Романова. На мое замечание, что кавычки должны стоять после слова «Романова» из Департамента образования г. Москвы получен ответ, что «требований об употреблении кавычек в наименовании образовательной организации действующим законодательством не установлено» и никаких изменений в написание наименования этой школы до сих пор не внесено. Правильно ли написано наименование школы 2129?

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы в том, что кавычки употреблены неудачно. Если их и ставить, то закрыть нужно после фамилии. Однако при употреблении названия не в юридических документах в форме школа № 2129 имени Героя Советского Союза П.И. Романова кавычки не нужны вообще. 

Ответ департамента образования тоже верен: нормы употребления кавычек не устанавливаются законодательно. Как записали название в уставе, так и будет оно воспроизводиться во всех документах. Чтобы изменить название, нужно произвести сложные юридические действия, на это нужна добрая воля руководителя организации и его руководства. Изменение даже только кавычек в названии влечет за собой множество юридических проблем, поэтому обычно названия сохраняют в том виде, в котором они уже закреплены.

Уважаемая «Грамота»! С прописной или строчной буквы следует писать слово «городская» в названии Г(г)ородская клиническая больница №2?

Ответ справочной службы русского языка

В таких названиях должна употребляться строчная буква (ср.: школа № 415, детский сад № 25).

Здравствуйте, уважаемая «Грамота.ру» писала на выходных, но ответа нет, очень прошу помогите поалуйста. Дело серьезное могут пострадать ребятишки. Вопросами про написание названия школ уже завалили вас, я понимаю, но у меня сложный случай. Для аттестата надо возвести в винительный падеж следующее название — муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея. В названии присутствует родовое наименование «учреждение» обозначающее организационно-правовой вид деятельности, если бы средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея была бы в кавычках вопросов бы не было, но по уставу без кавычек и по правилам русского языка есть такие методические рекомендации, что если в наименовании учреждения есть слово «имени» то кавычки не ставятся,т.е.случай трудный и нестандартный и все наши школы предпочитают в таком случае склонять обе части названия но ведь это неправильно, не по русски, если есть родовое слово нельзя склонять вторую часть не смотря на отсутствие кавычек, я права? Подскажите, как правильно в этом случае звучит винительный падеж: 1)закончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Сарабея 2)закончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск, среднюю общеобразовательную школу № 4 имени Героя Сарабея источник который гласит что нельзя ставить кавычки если есть в названии слово «имени» я нашла, прдскажите пожалуйста, если правильный ответ № 1, источник на который можно сослаться, что в моем случае винительный падеж применяется только к родовому слову «учреждение»

Ответ справочной службы русского языка

Плохо звучат и создают труднопреодолимые грамматические и орфографические трудности все подобные официальные названия. Чтобы остаться в рамках норм русского языка, предлагаем такой вариант: окончил муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Омск – среднюю общеобразовательную школу № 4 имени Героя Сарабея. И проверьте, как пишется в соответствии с уставом последняя часть названия. 

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Подскажите, пожалуйста, как будет правильнее: директор ГБОУ Школы №11111 «Знайка» или директор ГБОУ Школа №11111 «Знайка»? Мне объясняли, что если делать расшифровку ГБОУ и после все остальное брать в кавычки, то слово «школа» не склоняется, но если оставить ГБОУ как есть, то дальше слово «школа» склоняется.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, и в этом случае нужны кавычки, название не склоняется. Правильно так: директор ГБОУ «Школа № 11111 «Знайка»».

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста. Как будет правильнее оформить свидетельство участника мероприятия? 1) Свидетельство участника мультимедийного Урока к Году экологии в Президентской библиотеке выдано ГБОУ школе № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга; 2) Свидетельство участника мультимедийного Урока к Году экологии в Президентской библиотеке выдано ГБОУ «Школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга» Заранее благодарю Вас.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: Свидетельство участника мультимедийного урока к Году экологии в Президентской библиотеке выдано ГБОУ «Школа № 522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга».

Доброго времени суток, уважаемые сотрудники грамоты.ру. Ответьте, пожалуйста, как пишется название школы: в кавычках или без? ГБОУ «Школа № 399″ или ГБОУ школа № 399. А также, подскажите, пожалуйста, как пишется название школы, если школа носит имя какого-либо человека. Например школа № 356 им. Н.З. Коляды. Заранее благодарна.

Ответ справочной службы русского языка

Как правило, название пишется без кавычек, но уставом образовательной организации может быть предусмотрено и написание в кавычках. Т. е. нужно читать устав.

Здравствуйте! Я являюсь сотрудником научного издательства, специализирующегося на выпуске энциклопедий. При работе над очередным изданием у нас возник вопрос: правомерно ли оформлять, к примеру, Среднюю школу № 7 с прописной буквы, ссылаясь на правило: «С прописной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, а также первое слово включаемых в них названий других учреждений и организаций, в официальных названиях органов власти, учреждений, организаций, обществ, научных, учебных и зрелищных заведений, политических партий и т.п.» (Д. Э. Розенталь «Справочник по правописанию и литературной правке»)? Дело в том, что мы ограничены в знаках, вследствие чего не можем давать полные названия учреждений.

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание средняя школа № 7 собственным именем не является и пишется со строчной буквы.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, верно ли написано данное предложение (в предложении указано юридическое наименование нашего учреждения)?!
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № ХХХ г. N, именуемое (или -ая) в дальнейшем «Работодатель» <…>

Ответ справочной службы русского языка

Верно: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № ХХХ г. N», именуемое в дальнейшем…

1) С какой буквы, маленькой или большой, правильно писать шапку документа в школе?

Пример:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45
или
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45

2) В уставе школы, полное наименование учреждения написано с маленькой. Правильно ли это?

Ответ справочной службы русского языка

В заголовке или начале предложения первое слово следует писать с большой буквы. Верно: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 45″.

В разделе «Письмовник: культура речи» в подразделе «Деловой стиль» в статье «Как составить справку» указано: «В правом верхнем углу указывается место представления справки в именительном падеже, например: 128-е отделение милиции, школа № 12″. В образце оформления справки, в правом верхнем углу указано: «В Налоговую инспекцию
г. Москвы». Согласно тексту статьи должно быть «Налоговая инспекция г. Москвы», верно?

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, есть противоречие. Спасибо!

Какое окончание должно быть у существительного «школа»: Награждается ученица 3 класса МОУ школа №29 или школы №29

Ответ справочной службы русского языка

Здесь верно: Награждается ученица 3 класса МОУ «Школа № 29″.

Подскажите, правильна ли запись: Аттестат выдан муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школЫ (почему не школОЙ) № 1?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Грамматически верно: аттестат выдан муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 1. Или так (как принято в канцелярской речи): аттестат выдан муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 1″.

ОТВЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НУЖНЫ ЛИ КАВЫЧКИ: Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6″, Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, «Краевой центр психолого-социального сопровождения».

Ответ справочной службы русского языка

Да, кавычки в таких случаях ставятся: Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6», Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи «Краевой центр психолого-социального сопровождения».

Администрация городского округа город Салават Республики Башкортостан, именуемая в дальнейшем «Орган местного самоуправления», в лице главы администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан Рахимова Халила Халяфовича, действующего на основании Закона «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», с одной стороны, и
__Исхаков Минигазим Мазитович, именуемый в дальнейшем «Руководитель», который назначается на должность директора Муниципального общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» городского округа город Салават Республики Башкортостан, именуемого в дальнейшем «Учреждение», с другой стороны, заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем.
ВОПРОС: Склоняется ли «Исхаков Минигазим Мазитович?».

Ответ справочной службы русского языка

В приведенном примере склонять не нужно. На наш взгляд, лучше использовать кавычки: администрация городского округа «Город Салават»…

×òî òàêîå «ÑÐÅÄÍßß ÎÁÙÅÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÀß ØÊÎËÀ»? Êàê ïðàâèëüíî ïèøåòñÿ äàííîå ñëîâî. Ïîíÿòèå è òðàêòîâêà.

ÑÐÅÄÍßß ÎÁÙÅÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÀß ØÊÎËÀ
êàê îñîáûé òèï ó÷. çàâåäåíèé íà÷àëà ôîðìèðîâàòüñÿ â Åêàò. ëèøü ñ 1860-õ. Ñîñòîÿëà èç ðàçë. âèäîâ ó÷. çàâåäåíèé, îòëè÷àâøèõñÿ ïî ñðîêàì îáó÷åíèÿ è ïðîãðàììàì. Íàèá. âûñîêèé óðîâåíü îáðàçîâàíèÿ äàâàëè ãèìí. Åäèíñòâåííàÿ äî ðåâ-öèè ìóæ. ãèìí. äåéñòâîâàëà â Åêàò. ñ 1861, åå âûïóñêíèêè èìåëè ïðàâî ïîñòóïàòü â óí-òû.  1873 îòêðûëîñü Åêàò. ðåàëüíîå ó÷-ùå, â íåì áîëüøåå âíèìàíèå óäåëÿëîñü ïðåäìåòàì åñòåñòâåííîãî öèêëà, íå èçó÷àëèñü äðåâíèå ÿç., â ñâÿçè ñ ýòèì âûïóñêíèêè ñåäüìûõ êë. ìîãëè ïîñòóïàòü ëèøü â òåõí. è ñ/õ èí-òû. Ïåðâàÿ æåí. ÑÎØ îòêðûëàñü â ñåíò. 1862 êàê 6-ãîäè÷íîå æåí. ó÷-ùå I-ãî ðàçðÿäà íà áàçå äåéñòâîâàâøåãî ñ 1860 3-ãîäè÷íîãî æåí. ó÷-ùà, â 1870 ïåðåèìåíîâàíà â ãèìí. Åå ïðîãðàììà áûëà óæå, ÷åì ïðîãðàììà ìóæ. — ôð., íåì., ëàòèíñêèé ÿç. èçó÷àëèñü çà äîï. ïëàòó.  1907 îòêðûëàñü 2-ÿ æåí. ãèìí. Íåñìîòðÿ íà ñâîáîäíûé äîñòóï äëÿ äåòåé âñåõ ñîñëîâèé, èç-çà âûñîêîé ïëàòû çà îáó÷åíèå, îñîáåííî çà ïðîæèâàíèå è ïèòàíèå èíîãîðîäíèõ, â ãèìí. è ðåàëüíîì ó÷-ùå îáó÷àëèñü â îñí. äåòè ñîñòîÿòåëüíûõ ðîäèòåëåé — äâîðÿí, ÷èíîâíèêîâ, êóïöîâ, ìåùàí, çàæèòî÷íûõ êðåñòüÿí. Äî 10 % äåòåé èç ìàëîîáåñïå÷åííûõ ñåìåé îáó÷àëèñü áåñïëàòíî. Âñå ýòè ó÷. çàâåäåíèÿ íàõîäèëèñü â âåäåíèè ìèí-âà íàð. ïðîñâåùåíèÿ, íî îñí. èñòî÷íèêàìè èõ ñóùåñòâîâàíèÿ ÿâëÿëàñü ïëàòà çà îáó÷åíèå è ñðåäñòâà, âûäåëÿâøèåñÿ ãóá. è óåçä. çåìñòâàìè è ãîð. îá-âîì.  1880 îòêðûòî 6-ãîäè÷íîå Åêàò åïàðõèàëüíîå ó÷-ùå â âåäåíèè Ñèíîäà, ïðåäíàçíà÷åííîå â îñí. äëÿ äî÷åðåé äóõîâåíñòâà, ê-ðûå ïîëó÷àëè ñð. îáðàçîâàíèå áåñïëàòíî, à äåâóøêè èç äð. ñîñëîâèé — çà ïëàòó. Íàðÿäó ñ ãîñ. è âåäîìñòâåííûìè â íà÷. ÕÕ â. â Åêàò. ïîÿâèëèñü ÷àñòíûå ÑÎØ (æåí. ãèìí. À.Å. Ðóìÿíöåâîé, Å.Í. Ñìèðåíñêîé, â ê-ðûõ ïëàòà çà îáó÷åíèå áûëà çíà÷èòåëüíî âûøå) è îáùåñòâ. (ãèìí., îòêðûòàÿ ãîð. ïîïå÷èòåëüñòâîì î áåäíûõ â 1917, â ê-ðîé âïåðâûå áûëî ââåäåíî ñîâì. îáó÷åíèå ìàëü÷èêîâ è äåâî÷åê). Âñåãî äî Îêò. ðåâ-öèè â Åêàò. äåéñòâîâàëî âîñåìü ÑÎØ, ñðåäè ê-ðûõ ïðåîáëàäàëè æåí., ëèøü íåçíà÷èòåëüíàÿ ÷. äåòåé èìåëà âîçìîæíîñòü ïðîäîëæàòü îáðàçîâàíèå â íèõ è íå âñå ïîñòóïèâøèå èõ çàêàí÷èâàëè.
Ïîñëå Îêò. ðåâ-öèè âñå øê. ïåðåäàíû â âåäåíèå Íàðêîìïðîñà è åãî ìåñòíûõ îðãàíîâ, â ìàå 1918 ââåäåíî ñîâì. îáó÷åíèå äåòåé îáîåãî ïîëà, ïî äåêðåòó ÂÖÈÊ (îêò. 1918) âñå äåéñòâóþùèå øê. ïîäëåæàëè ïðåîáðàçîâàíèþ â Åäèíóþ òðóäîâóþ øê. 1-é ñòóïåíè äëÿ äåòåé 8-13 ëåò ñ 5-ëåòíèì ñðîêîì îáó÷åíèÿ (ñ 1923/24 ó÷. ã.). Ïîñåùåíèå øê. îáúÿâëÿëîñü îáÿçàòåëüíûì, îáó÷åíèå áåñïëàòíûì, çàòåì ìîæíî áûëî ïðîäîëæèòü îáðàçîâàíèå â øê. 2-é ñòóïåíè äëÿ äåòåé 13-17 ëåò (ñ 4-ëåòíèì, ñ 1923 — 5-ëåòíèì îáó÷åíèåì). Ïðåîáðàçîâàíèÿ íà÷àëèñü â óñëîâèÿõ ðàçðóõè, ãîëîäà. Ïð-òèÿ ã. âçÿëè íà ñâîå ñîäåðæàíèå ÷. øê. Ê îñåíè 1923 â Åêàò. äåéñòâîâàëî âñåãî øåñòü øê. 2-é ñòóïåíè, â ê-ðûõ îáó÷àëîñü 1263 ó÷-ñÿ.  1930-å îáùåîáðàçîâàòåëüíàÿ øê. ðàçâèâàëàñü ïî ïóòè çàêðåïëåíèÿ íà÷. âñåîáó÷à è ïåðåõîäà ê âñåîáùåìó îáÿçàòåëüíîìó 7-ëåòíåìó îáó÷åíèþ (ââåäåíî â Åêàò. â îêò. 1932). Äëÿ ñòð-âà íîâûõ êàïèò. çäàíèé ñîçä. ñïåöòðåñò øê. ñòð-âà. Ê êîí. âòîðîé ïÿòèëåòêè â Åêàò. äåéñòâîâàëî 32 ñåìèëåòíèõ è 30 ñð. øê., â ê-ðûõ îáó÷àëîñü ñâ. 61 òûñ. ó÷-ñÿ. Ê 1940/41 ó÷. ã. â 100 øê. ã. îáó÷àëîñü 62,5 òûñ. ÷åë., â ò.÷. â 1-4 êë. — 32,7 òûñ.; â 5-7 êë. — 23,4; â 8-10 êë. — 6,4 òûñ.  óñëîâèÿõ Âåë. Îòå÷. âîéíû ìí. øê. çäàíèÿ áûëè çàíÿòû ïîä ãîñïèòàëè, èíòåðíàòû äëÿ ýâàêóèðîâàííûõ äåòåé. Çàíÿòèÿ ïðîâîäèëèñü â òðè-÷åòûðå ñìåíû. Ìí. ñòàðøåêëàññíèêè óøëè íà ïðîèçâîäñòâî, â ñâÿçè ñ ïðèçûâîì â àðì. çíà÷èòåëüíî ñîêðàòèëîñü ÷èñëî ó÷èòåëåé. Ñ 1942/43 ó÷. ã. íà÷àëîñü îñâîáîæäåíèå íåê-ðûõ øê. çäàíèé. Çà ãã. âîéíû âûñòðîåíû òðè íîâûõ çäàíèÿ íà 1400 ó÷. ìåñò, øê. â ã. çàêîí÷èëî 140 òûñ. ó÷-ñÿ.  1943 íà Óðàëìàøå îòêðûòà øê. ðàá. ìîëîäåæè (ØÐÌ), îäíà èç ïåðâûõ â ñòðàíå, êîòîðàÿ äàâàëà âîçìîæíîñòü ìîëîäåæè ïîëó÷èòü ñð. îáðàçîâàíèå áåç îòðûâà îò ïðîèçâîäñòâà. Ê 1943/44 ó÷. ã. â Ñâåðäë. äåéñòâîâàëî 22 ØÐÌ ñ 3315 ó÷-ñÿ. Ñ 1947 ïî 1950 âûñòðîåíî 13 øê. íà 6400 ìåñò, îòêðûòû 16 ØÐÌ.  øê. âîçâðàùàëèñü ó÷èòåëÿ-ôðîíòîâèêè, ïðèøëî ìí. ìîëîäûõ ñïåöèàëèñòîâ.  ñò. êë. ÑÎØ îòìåíåíà ïëàòà çà îáó÷åíèå. Âñå ýòî ïîçâîëèëî ê 1951 â îñí. îñóùåñòâèòü â ã. âñåîáù. 7-ëåòíåå îáó÷åíèå. Íà îñíîâå Çàêîíà î øê. 1958 ïðîèñõîäèë ïðîöåññ ðåîðã-öèè 7-ëåòíèõ øê. â 8-ëåòíèå è ñð. 10-ëåòíèõ â 11-ëåòíèå ñ ïðîèçâîäñòâåííûì îáó÷åíèåì.  1962/63 ó÷. ã. îí çàâåðøåí. ×èñëî øê. â ã. âîçðîñëî ñî 125 â 1955/56 ó÷. ã. äî 156 â 1961/62, êîë-âî ó÷-ñÿ â íèõ — ñ 83,4 òûñ. äî 120,6 òûñ.  1966/67 ó÷. ã. íà÷àëñÿ ïðîöåññ ïåðåõîäà îò âñåîáùåãî 8-ëåòíåãî ê âñåîáùåìó îáÿçàòåëüíîìó ñð. îáðàçîâàíèþ, ê-ðûé ïðîäîëæàëñÿ äî 1970. Ê 1975 øê. îêîí÷àòåëüíî îòêàçàëàñü îò îáÿçàòåëüíîé ïðîô. ïîäãîòîâêè ó÷-ñÿ è âåðíóëàñü ê 10-ëåòíåìó ñðîêó îáó÷åíèÿ.  1966-1970-å â ã. ïîñòðîåíî 17 øê. íà 16 584 ìåñòà è îáîðóäîâàíî 1209 ó÷. êàáèíåòîâ. Óñïåøíîìó çàâåðøåíèþ 8-ëåòíåãî âñåîáó÷à è ïåðåõîäà ê âñåîáùåìó ñð. îáðàçîâàíèþ ñïîñîáñòâîâàëî íàëè÷èå êâàëèôèöèðîâàííûõ ó÷èòåëåé: èç 7170 ïðåïîäàâàòåëåé 52 íîñèëè çâàíèå «Çàñë. ó÷èòåëü ÐÑÔÑл, 62,2 % èìåëè âûñø. îáðàçîâàíèå. Äàëüíåéøåå ðåôîðìèðîâàíèå ÑÎØ. áûëî íàïðàâëåíî íà ïîñòåïåííûé ïåðåõîä îò 10-ëåòíåãî ê 11-ëåòíåìó îáó÷åíèþ äåòåé ñ 6 ëåò. Ê êîí. 1970-õ â ã. ðàáîòàëî 143 øê., ÷èñëî ìåñò âîçðîñëî ñ 99,7 òûñ. (1971) äî 112,8 òûñ. (1976).  êîí. 1980-õ — íà÷. 1990-õ íà÷àëñÿ ïðîöåññ äåìîêðàòèçàöèè øê., îíà ïîëó÷èëà ïðàâî íà âàðèàòèâíîå ñîäåðæàíèå îáðàçîâàíèÿ. Ê 1990-ì â ã. ñîçä. 91 øê. ñ óãëóáëåííûì èçó÷åíèåì îòä. ïðåäìåòîâ.  íèõ îáó÷àëàñü 21 òûñ. ó÷-ñÿ.  Åêàò. ïîÿâèëèñü ãèìí., ëèöåè, êîëëåäæè, ïðîôèëüíûå øê., íåãîñ. è ÷àñòí. ó÷. çàâåäåíèÿ. ×èñëî ãèìí. âîçðîñëî ñ òðåõ â 1994/95 ó÷. ã. äî 15 â 1998, à ÷èñëî ó÷-ñÿ â íèõ — ñ 1272 äî 12913. Çà ýòîò æå ïåðèîä ÷èñëî ëèöååâ âûðîñëî ñ 2 äî 9, à ÷èñëî ó÷-ñÿ â íèõ ñ 226 äî 7282. 300 äåòåé Åêàò. îáó÷àþòñÿ â øê. ñåìåéíîãî îáðàçîâàíèÿ è èíäèâèäóàëüíîãî îáó÷åíèÿ íà äîìó ïî ñïåöïðîãðàììå, 210 äåòåé æèâóò è ó÷àòñÿ â øê.-èíòåðíàòàõ. Äëÿ 30 òûñ. ó÷-ñÿ ñîçä. øê. è ãð. ïðîäëåííîãî äíÿ. Áîëüøîå çíà÷åíèå â øê. ã. ïðèäàåòñÿ ó÷. íàãëÿäíûì ïîñîáèÿì, òåõí. ñðåäñòâàì îáó÷åíèÿ è âû÷èñëèòåëüíîé òåõíèêå. Ê 2000 â ã. íàñ÷èòûâàëîñü 218 ÑÎØ, â ê-ðûõ îáó÷àëîñü 173383 ó÷-ñÿ.  ñëåä. ã. øê. áûëî 213 ñ êîë-âîì ó÷-ñÿ — 165175 ÷åë.  ã. ðàçâèâàþòñÿ íîâûå òèïû ó÷. çàâåäåíèé — ëèöåè è ãèìí. Åñëè â 2000 â 13 ãèìí. íàñ÷èòûâàëîñü 15650 ó÷-ñÿ, òî â 2001 â 20 ãèìí. áûëî 18013 ÷åë.  12 ëèöåÿõ â 2000 îáó÷àëîñü 10138 ÷åë., ÷åðåç ãîä â 9 ëèöåÿõ ÷èñëî îáó÷àþùèõñÿ äîñòèãëî 11290 ÷åë. Ïðîäîëæàþò ðàáîòàòü ØÐÌ, õîòÿ íåóêëîííî èäåò ïðîöåññ èõ ñîêðàùåíèÿ.  2000 â 11 ØÐÌ îáó÷àëîñü 4500 ÷åë., â 2001 — â 8 øê. — 3477 ÷åë.
Óêðåïëÿåòñÿ ìàò. áàçà øê. Ê 2000 123 øê. èìåëè êàáèíåòû èíôîðìàòèêè, 206 — ôèçêóëüò. çàëû, 14 — áàññ., 18 — ñòðåëê. òèðû.
Ïðåòåðïåëè èçìåíåíèÿ ó÷èòåëüñêèå êàäðû. Ìàò.-áûò. óñëîâèÿ ïðèâîäÿò ê óòå÷êå êâàëèôèöèðîâàííûõ ó÷èòåëåé è ê íåæåëàíèþ âûïóñêíèêîâ ïåä. ó÷. çàâåäåíèè ðàáîòàòü ïî ñïåöèàëüíîñòè.  ðåçóëüòàòå â 2000 â øê. ã. íàñ÷èòûâàëîñü 10416, â 2001 ã. — 9347 ó÷èòåëåé.
Ò.È. Çèìèíà, À.Ì. Ñàôðîíîâà

ÑÐÅÄÍßß ÎÁÙÅÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÀß ØÊÎËÀ
        ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå, èìåþùåå öåëüþ äàòü ó÷àùèìñÿ ñèñòåìàòèçèðîâàííûå çíàíèÿ îñ… Áîëüøàÿ Ñîâåòñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ

ÑÐÅÄÍßß ÎÁÙÅÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÀß ØÊÎËÀ —    — òèï øêîëû, îáåñïå÷èâàþùèé ñòàíîâëåíèå ëè÷íîñòè è — íà áàçå íà÷àëüíîãî îáó÷åíèÿ — áàçîâîå è ïîëí… Ïåäàãîãè÷åñêèé òåðìèíîëîãè÷åñêèé ñëîâàðü

ÑÐÅÄÍßß ÎÁÙÅÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÀß ØÊÎËÀ —    êàê òèï ó÷. çàâåäåíèé íà÷. ôîðìèðîâàòüñÿ íà Ó. â XIX â. è äî 1919 ñîñòîÿëà èç ðàçë. âèäîâ øêîë, î… Óðàëüñêàÿ èñòîðè÷åñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ

ÑÐÅÄÍßß ÎÁÙÅÎÁÐÀÇÎÂÀÒÅËÜÍÀß ØÊÎËÀ
«…Ñðåäíÿÿ îáùåîáðàçîâàòåëüíàÿ øêîëà — îáùåîáðàçîâàòåëüíîå ó÷åáíîå ó÷ðåæäåíèå I — III ñòóïåíåé (I … Îôèöèàëüíàÿ òåðìèíîëîãèÿ

Всего найдено: 28

Как правильно писать Каким бы ни было утро или Каким бы не было утро?

Ответ справочной службы русского языка

Выбор частицы зависит от смысла и строят предложения. Например, верно: Каким бы ни было утро, кофе всегда настроит меня на рабочий лад.

Здравствуйте! Какой глагол лучше выбрать? В скором будущем между Эстонией и Финляндией построится (построят)тоннель.

Ответ справочной службы русского языка

Правилен второй вариант. 

Можно ли употребить в поэтической речи такую фразу: «…Под клекот воронова грая, Несообразного уму…»? (непременно единственное число) собственно вопросы в следующем: 1. можно ли говорить «вОронова грая» или правильно только «грая ворона» — возможна ли такая форма слова в ответе на вопрос «чьего грая?» 2. возможно ли употребление словосочетания «клекот грая» в том смысле что клекот — это частные звуки общего шума — грая? еще вариация «Под грохот воронова грая» 3. возможно ли употребления слова «несообразный» в том смысле, что птичий язык непонятен уму человека?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание воронов грай возможно.

Мы не рекомендуем употреблять выражение клекот грая, поскольку подобные сочетания с двумя отглагольными существительными, как правило, не строятся по схеме «часть + целое». Правда, поэтическая речь допускает нарушения нормы.

У прилагательного несообразный нет значения «непостижимый, непонятный», поэтому сочетание некорректно.

Какие знаки препинания нужны, если используется слово ‘да’ в подобных предложениях: Вам нужно да заполнить анкету. Чем является слово ‘да’ в данном предложении?

Ответ справочной службы русского языка

Если Вы уверены, что предложение выглядит именно так, то да – это частица, она выделяется запятыми: Вам нужно, да, заполнить анкету. Но дело в том, что таким образом предложения строятся довольно редко. Частица да обычно стоит в начале предложения.

Или (если фразу записывали на слух), может быть, имеется в виду дозаполнить анкету?

Здравствуйте! Задумался, как правильно. Попалась фраза: Старые (здания) разрушены, а новыХ не строят. Правильно ли употреблено слово «новых»? Разве не «новыЕ»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верно: ...а новых не строят.

Здравствуйте!  Как правильно оформить следующее предложение? Или есть варианты? «Строятся новые объекты — например детские сады, школы, спортивные центры». Или: «Строятся новые объекты, например детские сады, школы, спортивные центры». Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Верен второй вариант.

Добрый день! У нас в Петербурге строят скоростную дорогу — ЗСД (Западный скоростной диаметр). Вопрос — как правильно произносить эту аббревиатуру — ЗЭ ЭС ДЭ или ЗЭ СЭ ДЭ? Заранее благодарю за ответ, а то вопрос буквально сводит с ума =)

Ответ справочной службы русского языка

Словарной рекомендации пока нет. Корректно: [зээсдэ].

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в каком числе нужно ставить глагол при неодушевленнызх существительных с числительным? Типа: девять фабрик работало (или работали), семь школ было построено (построены)? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Вот что говорится об этом в справочнике Д. Э. Розенталя, Е. В. Джанджаковой, Н. П. Кабановой.

В рассматриваемой конструкции сказуемое может иметь как форму единственного, так и форму множественного числа. Ср.: Вошло семь человек погони… (Лесков). – Наутро пятьдесят семь выходцев подали заявления с просьбой принять в колхоз (Шолохов).

На выбор формы числа, помимо указанных выше условий согласования сказуемого с подлежащим – собирательным существительным, влияет также ряд других условий.

1. Форма единственного числа сказуемого указывает на совместное действие, форма множественного числа – на раздельное совершение действия. Ср.: Пять солдат отправилось в разведку (группой). – Пять солдат отправились в разведку (каждый с самостоятельным заданием); К началу экзамена явилось десять студентов. – Десять студентов окончили институт с отличием. Ср. также различное согласование однородных сказуемых в одном и том же предложении: Человек полтораста солдат высыпало из лесу и с криком устремились на вал (Пушкин) (в первом случае характеризуется совместность действия, во втором – раздельность).

2. Форма единственного числа сказуемого указывает на совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы. Ср.: В городе строится пять объектов соцкультбыта (единое нерасчлененное представление о действии). – В крупнейших городах страны строятся еще пять объектов соцкультбыта (расчлененное представление о действии). Ср. также: В крендельной работало двадцать шесть человек… (Горький). – Восемь самолетов полка взлетали попарно, соблюдая очередь (Н. Чуковский). Поэтому при подлежащем, обозначающем большое число предметов и воспринимаемом как одно целое, сказуемое обычно ставится в единственном числе, например: В столовой в одну смену сидело сто человек (Макаренко); Прибыло шестьсот студентов-путейцев (Н. Островский).

3. Форма единственного числа сказуемого употребляется при обозначении меры веса, пространства, времени и т. д., так как в этом случае имеется в виду единое целое, например: На покраску крыши ушло двадцать килограммов олифы; До конца пути оставалось пятнадцать километров; На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев.

4. Сказуемые-глаголы (обычно со значением протекания времени) ставятся в единственном числе, если в составе количественно-именного сочетания (обычно оборота) имеются слова лет, месяцев, дней, часов и т. д., например: Прошло сто лет (Пушкин); Однако уже, кажется, одиннадцать часов пробило (Тургенев); Вот два года моей жизни вычеркнуто (Горький). Но при другом лексическом значении глагола возможна форма множественного числа сказуемого, например: Десять секунд показались мне за целый час (Л. Толстой).

Здравствуйте. Ответьте, пожалуйста на вопрос: Изменится ли во фразе «строятся 11 зданий» число глагола на единственное, если добавить слово «суммарно», то есть «суммарно строИтся 11 зданий». Спасибо. Екатерина

Ответ справочной службы русского языка

Форма единственного числа сказуемого указывает на совокупность предметов, форма множественного числа – на отдельные предметы. Поэтому в предложении со словом суммарно следует использовать форму единственного числа.

У А. Н. Крылова всюду используется прилагательное «опытовый». Опытовые бассейны и сейчас строятся в составе Крыловского научного центра. Сообщите, пожалуйста, нормативно ли это слово (в словаре его не нашел)? Или все-таки надо бассейны опытными называть?

Ответ справочной службы русского языка

Видимо, это связано с желанием разграничить многозначность (опытный — обладающий опытом и опытный — предназначенный для ведения опытов). Все же прилагательное опытовый словарями не фиксируется.

Правильное ли окончание: Метро встроЯТ в магазин ????????????????

Ответ справочной службы русского языка

Да. Строить — глагол второго спряжения.

Вопрос № 265886

Какой знак препинания нужен во фразе: «Внимание, курсы в ИПКРО!» — запятая или двоеточие?
NatItaly

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно двоеточие, но допустима и запятая.

Объясните, пожалуйста, на основании чего вы дали такой неверный ответ? В данном случае возможен только один вариант — двоеточие!
Мила2323

Ответ справочной службы русского языка

А почему, на Ваш взгляд, невозможна запятая?

Двоеточие употребляется в тех синтаксических условиях, где может наиболее проявиться его разъяснительно-пояснительная функция, например в двучленных конструкциях с именительным падежом в обеих частях, которые строятся по схеме: название общей проблемы и конкретизирующие ее частные детали; место
и событие и т. п. Такие конструкции распространены в заголовках, особенно в названиях рубрик газет: Критика: обратная связь; Мировые проблемы: пути решения; Александр Блок: неизданное наследие; Коммунальная служба: ключи и резервы; Телевидение: программа на неделю; Высшая школа: еще один взгляд на студенческое самоуправление.

Сравните:

Внимание, дети! (Обращение взрослого к детям: «Дети, внимание!» Дети — это обращение)
Внимание: дети! (Надпись на дорожном знаке. Обращение к водителям: «Будьте внимательны! На дороге могут быть дети.») Аналогичный смысл здесь: Внимание! Дети!

Мила2323

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за комментарий. Но, как нам кажется, он только подтверждает исходный ответ: двоеточие действительно предпочтительно в таком контексте, хотя запрета на постановку запятой нет.

Ваш ответ кажется мне очень странным и вызывает сомнения. Если не запрещено, то делай что угодно… Может, еще и тире здесь можно поставить? Между тем, подобные конструкции учат различать в школе.
Вы пытаетесь сделать вариативными знаки, которые таковыми быть не могут.
Если же вы утверждаете, что запятая здесь возможна, объясните, пожалуйста, как вы будете различать две одинаково написанные фразы? (см. примеры выше). Представим, что у школы повесили баннер «Осторожно, дети!» (именно с запятой). Кому он адресован? Детям, которых призывают быть осторожными, или водителям?

Ответ справочной службы русского языка

И все же это неравнозначные примеры. Вряд ли фразу «Внимание, курсы» можно счесть содержащей обращение, не так ли?

Вопрос № 265886

Какой знак препинания нужен во фразе: «Внимание, курсы в ИПКРО!» — запятая или двоеточие?
NatItaly

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно двоеточие, но допустима и запятая.

Объясните, пожалуйста, на основании чего вы дали такой неверный ответ? В данном случае возможен только один вариант — двоеточие!
Мила2323

Ответ справочной службы русского языка

А почему, на Ваш взгляд, невозможна запятая?

Двоеточие употребляется в тех синтаксических условиях, где может наиболее проявиться его разъяснительно-пояснительная функция, например в двучленных конструкциях с именительным падежом в обеих частях, которые строятся по схеме: название общей проблемы и конкретизирующие ее частные детали; место
и событие и т. п. Такие конструкции распространены в заголовках, особенно в названиях рубрик газет: Критика: обратная связь; Мировые проблемы: пути решения; Александр Блок: неизданное наследие; Коммунальная служба: ключи и резервы; Телевидение: программа на неделю; Высшая школа: еще один взгляд на студенческое самоуправление.

Сравните:

Внимание, дети! (Обращение взрослого к детям: «Дети, внимание!» Дети — это обращение)
Внимание: дети! (Надпись на дорожном знаке. Обращение к водителям: «Будьте внимательны! На дороге могут быть дети.») Аналогичный смысл здесь: Внимание! Дети!

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за комментарий. Но, как нам кажется, он только подтверждает исходный ответ: двоеточие действительно предпочтительно в таком контексте, хотя запрета на постановку запятой нет.

Здравствуйте! Предприниматели построят иил построют? И почему?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: построят. Это глагол второго спряжения.

нужна ли запятая в следующей фразе? они построят гнезда, выведут птенцов

Ответ справочной службы русского языка

Запятая поставлена верно.

  • Строящиеся на окраине как пишется
  • Строить работу по новому как пишется
  • Строков насекомые осенью рассказ текст
  • Стрижонок скрип астафьев рассказ
  • Стрекоза и муравей краткий рассказ