Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
Цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина
Задачи урока:
1. Познакомить детей с рассказом Чарушина. Раскрыть его идейное содержание.
2. Формировать навыки правильного и выразительного чтения.
3. Закреплять умение прогнозировать и анализировать .
4. Развивать креативность мышления, обогащать словарный запас учащихся.
5. Воспитывать бережное отношение к животным.
Планируемые результаты: учащиеся научатся прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное, анализировать делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.
Ход урока
1. Организационный момент.
— Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.
— Для чего нам нужны уроки чтения? (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому, что говорит автор произведения.)
Недаром говорят: «Кто много читает, тот много знает». С человеком, который много читает интересно общаться.
2. Постановка темы и цели урока
— Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)
— А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)
— А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?
-Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя). Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Слайд 3
— Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.
На экране запись: (Слайд 3)
Тема… (Евгений Иванович Чарушин).
Познакомиться… (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).
Учиться правильно… (и выразительно читать его произведение ).
Проанализировать… (новое произведение).
— А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)(Слайд 4)
Евгений Иванович Чарушин родился много лет назад в старинном городе Вятке. Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки. И знаете почему? Он говорил об этом так:
«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
— И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – конечно, художником-анималистом.
— Кто такой художник — анималист? (Он рисует животных)
Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке.
Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №5-6 -7с рисунками Е. И. Чарушина)
3.Изучение нового материала.
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью. (Слайд
— Откройте учебники на стр.136. Прочитайте название произведения.
— Было ли вам когда-нибудь страшно?
Скажите, когда и почему бывает страшно?
Изобразите мимикой и жестами страх и испуг.
— Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.
(Предположения детей)
— Проверим, верны ли ваши предположения — прочитаем текст произведения.
Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.
Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд 9-10)
Объясните лексическое значение слов.
(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)
Отработка техники чтения
– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами)
ма-лень-кий
стем-не-ло
по-стель-ки
лю-до-е-дов
кро-ко-ди-лов
бро-сит-ся
за-кры-лись
при-жа-лись
рас-ска-за-ли
дёр-га-ет-ся
блюд-це
Первичное чтение.
Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)
— Как звали мальчиков?
— Где они жили?
— Почему мальчики остались одни?
— Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)
— Что может случиться дальше?
б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)
— Почему мальчикам было страшно?
— Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?
— Что может произойти дальше?
в) Чтение до конца рассказа.
— Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?
( удивление, радость, восторг)
Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.
Определите жанр произведения?
СЛАЙД 14
РАССКАЗ:
1) повествовательное произведение небольшого размера;
2) словесное изложение каких-нибудь событий.
(по С. И. Ожегову)
Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.
Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.
— Понравился вам рассказ?
Вопросы после прочтения:
— Соответствует ли название рассказа его содержанию?
— Кто испугал ребят? Сравним, оправдался наш прогноз?
— Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?
— Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)
-Что вы знаете о еже?
Слово учителя о еже.
СЛАЙД 15
Ёж – маленький зверёк с вытянутой заострённой мордочкой и короткими лапками. Спинка и бока у него покрыты твёрдыми иглами. У ежа очень хороший слух и нюх. Спит он в гнезде под корнями деревьев или в норе. Примерно с октября по апрель ёж находится в зимней спячке.
Вопреки широко бытующему мнению ёж не делает запасов на зиму и яблоки на колючках не носит.
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной –
Ёжик добрый, а не злой.
Физкультминутка. (Слайд 16)
Хитрый ёжик-чудачок
Сшил колючий пиджачок: (делают вид, что шьют)
Сто булавок на груди, (повороты туловища)
Сто иголок позади. (наклоны влево — вправо)
Ходит ёж в саду по травке,
Натыкает на булавки (шаг)
Грушу, сливу — всякий плод,
Что под деревом найдёт, (приседания)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам. (прыжки)
Повторное чтение рассказа
1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением
— Найдите ответ на вопрос — где произошла история, о которой говорится в рассказе ?
— Что узнали о мальчиках?
2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( Прочитайте этот отрывок по ролям)
– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)
— Что больше всего испугало ребят? ( шаги)
— Как они чувствовали себя под одеялом?
3) Чтение последней части цепочкой.
— Кто испугал ребят?
— Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком)
— Почему ёж свернулся шариком? (Почувствовал опасность)
— Где настоящий дом ежа?
— Почему ёжик не ушел потом в лес?
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
— Что вы здесь видите?
— Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
— А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)
— Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
— Всегда ли фантазии, которые возникают в темноте, совпадают с реальностью? Случилась бы такая история с ребятами, если был бы день?
А что случилось с тем, кого напугались ребята? На самом деле кому было так страшно?
Так чего же на самом деле напугались ребята? (Своих фантазий)
Что нужно сделать, чтобы не бояться? (сначала выяснить причину страха)
Какой мы сделаем вывод? (со своими страхами нужно бороться)
— Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх. Это были маленькие дети. У русского народа даже есть много пословиц о страхе.
Подберите пословицы к прочитанному рассказу.
Работа с пословицами. Работа в группах. (3 минуты)
Задание для каждой группы одинаковое.
-Повторим правила работы в группе (Слайд 17)
— Чья группа быстрее соберёт пословицы? (Слайд 18)
Трус и куста боится.
Трусливому зайцу и пень волк.
У страха глаза велики.
— Какая пословица больше всего подходит к нашему рассказу?
— Итак, ребята, мы сегодня с вами сделали важное открытие. Мы научились бороться с некоторыми страхами.
— А как вы думаете, нужно ли человеку чувство страха? (Страх помогает воспитать осторожность, способность находить быстрые решения, даёт возможность человеку выжить в трудных условиях)
— Скажите в форме одного предложения, о чём это произведение, используя следующую запись.
Запись на экране: “Это произведение о том, как Ш… и П… и… е…” (Слайд 19)
Работа в рабочей тетради стр.45 зад.1 — самостоятельно
Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?
(Не нужно бояться неизвестного. )
Выполнение теста самостоятельно. (слайд 20)
— Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест. Вспомните события рассказа. Если событие из рассказа верное -нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие — МИНУС.
(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)
Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» | ||
1 | Мальчиков звали Шура и Петя. | |
2 | Без мамы и папы дети не ложились спать. | |
3 | В темноте шуршала мышка. | |
4 | От страха Петя бросился к Шуре на кровать. | |
5 | В углу свернулся шариком ёжик. | |
6 | Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока. | |
7 | Ёжик остался жить с ребятами летом на даче. |
Самопроверка с доски. (!, +, -)
VIII. Домашнее задание. ( Слайд 21) (2 минуты)
Одно из заданий по желанию:
- Прочитайте рассказ стр.136-138
- Подготовьте чтение по ролям.
- Нарисуйте рисунок к рассказу.
Рефлексия (3 минуты)
Составление синквейна в парах
А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне, над которым будете работать в парах.
— Что такое синквейн? (Пятистрочный стих)
— По какому правилу он составляется? (Слайд 23)
Ёжик.
Маленький, колючий.
Пыхтит, шуршит, топает.
Ёж испугал мальчиков топотом.
Зверёк
Проверка с экрана
Итог урока (слайд 24)
– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.
Автор На чтение 24 мин. Просмотров 109 Опубликовано
Андерсен — Снежная королева
Андерсен — Соловей
Астафьев — Стрижонок Скрип
Бажов — Малахитовая шкатулка
Баум — Волшебник из Страны Оз
Булычёв — Миллион приключений
Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли
Буссенар — Капитан Сорви-голова
Велтистов — Приключения Электроника
Гайдар — Судьба барабанщика
Гарин-Михайловский — Детство Тёмы
Гофман — Щелкунчик и мышиный король
Зощенко — Елка
Коваль — Приключения Васи Куролесова
Куприн — Барбос и Жулька
Куприн — Скворцы
Кэрролл — Алиса в стране чудес
Лагерлёф — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Линдгрен — Расмус-бродяга
Миф Дедал и Икар
Носов — Витя Малеев в школе и дома
Носов — Огородники
Носов — Ступеньки
Осеева — Динка
Пантелеев — Республика Шкид
Паустовский — Кот-ворюга
Паустовский — Корзина с еловыми шишками
Пушкин — Песнь о вещем Олеге
Рыбаков — Кортик
Свифт — Путешествие Гулливера
Сетон-Томпсон — Виннипегский волк
Сладков — Лесные тайнички
Сказка Марья Моревна
Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно
Толстой — Детство Никиты
Трэверс — Мэри Поппинс
Чехов — Беглец
Шварц — Сказка о потерянном времени
Янссон — Шляпа волшебника
Читательский дневник «Солдат и царица»
В 4 классе ученик может вести читательский дневник самостоятельно. На первой странице помещается список рекомендованной для чтения литературы. Необязательно соблюдать предложенную последовательность. Лучше начинать с текста, который заинтересовал по названию, затем переходить к тем, которые пугали объемом. Образец оформления «Читательского дневника» 4 класс: автор, название книги, жанр, основная мысль. В дневник выписывают главных и второстепенных героев, их поступки. Не всегда ученик 4 класса может сам разделить персонажей на группы, поэтому ему нужно разрешать описывать в дневнике всех, кто запомнился. Читательский дневник нужен для развития памяти, формирования навыков анализа и формулирования собственного мнения. Характеристика героев в 4 классе – это пересказ сюжета, поступков персонажа и его внешности. Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» поможет написать отзыв, чем понравилось произведение. Рассказы передают запомнившиеся события. Ученик делает первые шаги в написании сочинений, изложений. В «Читательском дневнике» можно найти новые слова и их значения. Готовый образец предлагает завершать работу по тексту рисунком. Картинка сконцентрирует ребенка на деталях. С 4 класса можно начинать создавать по тексту кроссворды. Создание вопросов и ответы на них – первый шаг к работе по тестам, самостоятельная подготовка к ВПР.
4 класс окончен, а значит пройден первый учебный этап под названием «Начальная школа».
Впереди не менее важный и ответственный период.
Начало средней школы – самое сложное.
Школьникам приходится быстро адаптироваться к кардинально новому учебному процессу, новым предметам и новым учителям.
Чтобы этот период не стал стрессовым, к нему нужно тщательно подготовиться, выполняя все рекомендации учителей на время летних каникул.
Одним из требований школ России является наличие и заполнение читательского дневника 4 класс.
По сложности он несколько отличается от дневников предыдущих годов – книги для читательского дневника 4 класс гораздо объемнее, а соответственно на их чтение и анализ уходит намного больше времени.
К тому же, требования к тому, как вести читательский дневник 4 класс – строже, а сами произведения – сложнее.
На помощь приходят ГДЗ Читательский дневник 4 класс – ответы на все вопросы по произведениям для читательского дневника 4 класс.
То есть, это готовый читательский дневник 4 класс, в котором можно посмотреть правильное оформление читательского дневника в 4 классе и то, как заполнить читательский дневник 4 класс.
В разных школах требования к оформлению и ведению читательского дневника могут различаться.
К тому же, кроме стандартного варианта, есть специальные печатные издания таких тетрадей.
Для того, чтоб охватить все возможные вопросы, мы предоставляем два максимально расширенных ГДЗ по читательскому дневнику 4 класс (ответы по произведениям для читательского дневника 4 класс):
1. Стандартный пример читательского дневника 4 класс.
Такой готовый читательский дневник содержит основную информацию по рассказам и сказкам для читательского дневника 4 класс (название, автор, жанр, количество страниц, главные герои), краткое содержание произведений для читательского дневника 4 класс, синквейн, отзыв для дневника чтения, пословицы к произведениям, чему они учат, главную мысль, план для дневника чтения.
Помимо этого, все произведения мы иллюстрируем яркими детскими рисунками. Так, дети задействуют еще и зрительную память.
2. Дневник Читателя Клюхина ответы 4 класс
Это печатное издание 2017 года.
Список литературы для 4 класса в данном примере дневника чтения по большей части отличается от предыдущего варианта.
Здесь акцентируется внимание на знание лексики, орфографии и словообразования.
В Дневнике Читателя Клюхиной И.В. также присутствуют творческие задания, в которых детям нужно сделать иллюстрации.
ГДЗ Читательский дневник 4 класс (готовый читательский дневник от «ГДЗ Грамота») полностью соответствует требованиям школьной программы 4 класса.
Он не содержит смысловых и пунктуационных ошибок. Школьник с легкостью может переписать готовый читательский дневник 4 класс (краткое содержание произведений, главную мысль, план и т.д.) и быть уверенным в правильности ответов.
Ведение дневника чтения в 4 классе – необходимость.
Ведь в 5 классе придется уделять много внимания точным наукам.
При этом не всегда будет оставаться время на чтение объемных произведений по литературе.
Здесь поможет готовый читательский дневник 4 класс.
Достаточно перечитать в нем записи, чтоб восстановить в памяти весь сюжет сказки или рассказа для читательского дневника 4 класс.
Готовый читательский дневник 4 класс – верный друг и помощник школьников!
Содержание
Аксаков Сергей сказка «Аленький цветочек»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Новое платье короля»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Пятеро из одного стручка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Чайник»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Штопальная игла»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Русалочка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Снежная Королева»</li>Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»</li>Арабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников»</li>Арабская народная сказка «Волшебная лампа Аладдина»</li>Астафьев Виктор рассказ «Стрижонок Скрип»</li>Бажов Павел «Голубая змейка»</li>Бажов Павел «Горный мастер»</li>Бажов Павел «Две ящерки»</li>Бажов Павел «Каменный цветок»</li>Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел «Медной горы хозяйка»</li>Бажов Павел «Синюшкин колодец»</li>Бажов Павел «Хрупкая веточка»</li>Бажов Павел сборник Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел сказка «Серебряное копытце»</li>Бажов Павел “Огневушка-Поскакушка”</li>Бажов Павел “Таюткино зеркальце”</li>Барри Джеймс Мэттью сказка «Питер Пен»</li>Баум Лайнел Фрэнк сказка «Волшебник из страны Оз»</li>Братья Гримм сказка «Золотой гусь»</li>Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»</li>Братья Гримм сказка «Бременские музыканты»</li>Булычев Кир повесть «Путешествие Алисы»</li>Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»</li>Былина «Вольга Всеславьевич»</li>Былина «Садко»</li>Былина «Святогор-богатырь»</li>Былина «Ильины три поездочки»</li>Былина «Три поездки Ильи Муромца»</li>Былина “Микула Селянинович”</li>Былина “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”</li>Былина “Про прекрасную Василису Микулишну”</li>Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»</li>Велтистов Евгений повесть «Приключение Электроника»</li>Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»</li>Волков Александр сказка «Волшебник Изумрудного города»</li>Гайдар Аркадий повесть «Тимур и его команда»</li>Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Темы»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Тема и жучка»</li>Гаршин Всеволод «Сказка о жабе и розе»</li>Гауф Вильгельм «Карлик Нос»</li>Гауф Вильгельм «Маленький Мук»</li>Гауф Вильгельм «Холодное сердце»</li>Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»</li>Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»</li>Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»</li>Гюго Виктор рассказ «Гаврош»</li>Дефо Даниэль роман «Робинзон Крузо»</li>Драгунский Виктор «Англичанин Павля»</li>Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»</li>Драгунский Виктор рассказ «Что любит Мишка»</li>Драгунский Виктор сказка «Бы»</li>Ершов Петр сказка «Конек — Горбунок»</li>Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»</li>Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»</li>Зальтен Феликс сказка «Бэмби»</li>Зощенко Михаил рассказ «Глупая история»</li>Зощенко Михаил рассказ «Елка»</li>Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»</li>Коллоди Карло сказка «Приключение Пиноккио»</li>Кончаловская Наталья стихотворение «Слово о побоище Ледовом»</li>Крылов Иван басня «Волк на псарне»</li>Крылов Иван басня «Ларчик»</li>Крылов Иван басня «Листы и Корни»</li>Крылов Иван басня «Осел и Соловей»</li>Крылов иван басня «Свинья под дубом»</li>Куприн Александр рассказ «Барбос и Жулька»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «В Назарете»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «Святая ночь»</li>Лагерлеф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»</li>Лагин Лазарь сказка «Старик Хоттабыч»</li>Лермонтов Михаил баллада «Бородино»</li>Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»</li>Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»</li>Летопись «Житие Сергия Радонежского»</li>Летопись «И вспомнил Олег коня своего»</li>Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»</li>Лондон Джек рассказ «Белый клык»</li>Лондон Джек рассказ «Сказание о Кише»</li>Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»</li>Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»</li>Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»</li>Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»</li>Некрасов Николай поэма «Мороз Красный нос»</li>Немецкая народная сказка «Три бабочки»</li>Носов Евгений рассказ «Кукла»</li>Носов Николай повесть «Витя Малеев в школе и дома»</li>Носов Николай повесть «Дневник Коли Синицына»</li>Носов Николай рассказ «Метро»</li>О.Генри рассказ «Вождь краснокожих»</li>Одоевский Владимир сказка «Городок в табакерке»</li>Олеша Юрий сказка «Три толстяка»</li>Паустовский Константин рассказ «Заячьи лапы»</li>Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»</li>Перро Шарль сказка «Мальчик-с-пальчик»</li>Перро Шарль сказка «Ослиная шкура»</li>Перро Шарль сказка «Синяя борода»</li>Перро Шарль сказка «Спящая красавица»</li>Перро Шарль сказка «Красавица и Чудовище»</li>Пивоварова Ирина рассказ «Смеялись мы — хи-хи»</li>Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»</li>Пришвин Михаил рассказ «Выскочка»</li>Пушкин Александр «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»</li>Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»</li>Пушкин Александр поэма «Руслан и Людмила»</li>Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»</li>Русская народная сказка «Солдатская шинель»</li>Русская народная сказка «Царевна-лягушка»</li>Свифт Джонатан роман «Путешествие Гулливера»</li>Семяновский Феликс повесть «Фронтовое детство»</li>Сотник Юрий рассказ «Как я был самостоятельным»</li>Сотник Юрий рассказ «Маска»</li>Сочинение по картине «Наводнение» А. Комаров</li>Сочинение по картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского</li>Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г. Нисский</li>Стивенсон Роберт Льюис баллада «Вересковый мед»</li>Стивенсон Роберт Льюис роман «Остров сокровищ»</li>Тайская народная сказка «Болтливая птичка»</li>Твен Марк повесть «Приключения Тома Сойера»</li>Токмакова Ирина «Сказочка о счастье»</li>Толстой Алексей былина «Илья Муромец»</li>Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»</li>Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»</li>Толстой Лев повесть «Детство»</li>Троепольский Гавриил «Белый Бим Черное Ухо»</li>Хогарт Энн сказка «Мафин печет пирог»</li>Чарушин Евгений рассказ «Кабан»</li>Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»</li>Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»</li>Чехов Антон рассказ «Каштанка»</li>Чехов Антон рассказ «Мальчики»</li>Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»</li>Шварц Евгений сказка «Два брата»</li></ul>
Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.
Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.
Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.
Зачем вести читательский дневник?
Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.
Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.
Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:
- Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
- При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
- У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
- Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
- Он развивает читательские навыки и культуру читателя.
Образец оформления
Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.
В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.
Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:
Раздел | Описание |
Титульный лист | |
Содержание | В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок |
Разворот дневника | В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки |
Дополнительные разделы | Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!» |
Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.
Ниже имеются образцы оформления:
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
- Название произведения.
- Ф.И.О. автора.
- Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
- Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
- Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
- Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Готовый читательский дневник
Просьба книги — научись меня читать:
- Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
- Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
- Предположи, о чём я тебе расскажу.
- Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
- Подумай, почему у меня такое название.
- Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения |
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный» |
Л.Толстой «Два товарища», «Булька» |
Б.Заходер «Птичья школа» |
А.Барто «Катя» |
Братья Гримм «Три брата» |
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж» |
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа» |
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?» |
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце» |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» |
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро» |
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» |
Пример оформления колонок читательского дневника:
Дата | ФИО автора | Название произведения | Главные герои | Основная мысль произведения |
Краткое содержание произведений
При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.
Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:
Рассказы, сказки и авторы | Краткое содержание произведений |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен |
«Алые паруса», Александр Грин | |
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк | |
«Белый пудель», А. И. Куприн | |
«Уроки французского», В.Распутин | |
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин | |
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов | |
«Чудесный доктор», А. И. Куприн | |
«Дети подземелья», В. Короленко | |
«Робинзон Крузо», Д.Дефо | |
«Хамелеон», А. П. Чехов | Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему |
«Три толстяка», Ю. Олеша | |
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков | Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища |
Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.
Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.
«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.
Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.
Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.
В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.
Полезное видео
Списки кратких содержаний по другим классам.
5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы
Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.
Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.
Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.
Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.
Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.
Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.
Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе
Используемые источники:
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/4
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass
- https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass
- https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
- https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik
Обновлено: 10.01.2022
Виды читательских дневников.
- Дневник-отчет
- Дневник с мини-анализом произведения
Дневник-отчет
Расчертить ее можно так:
Заполнение дневника-отчета как правило не вызывает сложностей, поэтому поговорим более подробно о втором виде дневника, который включает анализ произведения.
Дневник с мини-анализом произведения
Здесь могут быть различные вариации, но чаще всего план анализа включает следующие пункты:
- ФИО автора
- Название произведения
- Жанр произведения
- Количество страниц
- Главные герои и их характеристика
- Краткое содержание
- Отзыв о произведении
Также дополнительно бывают следующие пункты:
- новые слова и выражения
- пословицы к произведению
- план произведения для пересказа
- иллюстрация к произведению
- понравившийся эпизод
- альтернативный конец, собственное продолжение произведения
Подробный анализ произведений по описанным выше пунктам представлен в наших готовых читательских дневниках
Также для вашего удобства мы собрали все рассмотренные произведения по алфавиту
Теперь остановимся более подробно на оформлении.
- Можно использовать обычную тетрадку в линейку. Выделять цветом заголовки и заполнять по предложенному плану читательский дневник. Но такой способ не очень удобен.
Не очень красиво и удобно рисовать иллюстрации в тетрадке поверх линейки. Оформить все красиво потребует дополнительных сил, многим младшеклассникам тяжело будет все структурировать.
2. Можно использовать нелинованную тетрадь. В такой тетради удобно рисовать иллюстрации, но огромный минус в том, что вам потребуется уйма времени, чтобы расчертить листы для записей.
У описанных способов выше есть конечно и несомненные плюсы:
- это может быть более бюджетным вариантом
- большая свобода при заполнении. Для маленького произведения вам и одной странички хватит, а для большого произведения может потребоваться две-три странички.
- также вы сами вписываете нужные вам пункты читательского дневника (именно те, которые учитель задал), также вы можете дополнительно добавить свои пункты по желанию
- нет ничего лишнего, выделены основные пункты для анализа произведения
- на каждое произведение выделено по одному развороту, заполнять удобно и легко, дневник содержит 50 страниц для заполнения
- есть вступление о правилах заполнения дневника, много полезных подсказок (как анализировать произведение, как составлять рецензию, как писать характеристики героев и др), словарь с терминами
- как и в предыдущем дневнике нет ничего лишнего, выделены основные пункты для заполнения
- есть окошко для иллюстраций
- есть подсказки и примеры заполнения
- дневник невероятно красочно оформлен, снабжен наклейками, ребенок такой дневник будет заполнять с большой охотой
- приведен список литературы для чтения
- одного дневника хватит всего на 10 произведений, дороговато
- один из самых бюджетных вариантов
- все необходимые пункты для заполнения есть, все по существу, ничего лишнего
- есть окошко для иллюстраций
Анализ произведения здесь проводится совсем краткий, иллюстраций нет. Отдельный пункт выделен под незнакомые слова и их значение. Если в школе задали именно такой дневник вести, то берите, если нет, то не самый удобный формат на мой взгляд. Нет линовки, в начальной школе ребенку трудно писать без линовки, значит придется расчерчивать самостоятельно.
Читательский дневник для 2 класса, образец
Читательский дневник в 1 классе
Чтобы первоклашки научились правильно заполнять читательский дневник, необходима помощь родителей. На первом этапе они должны помочь и проконтролировать его заполнение. Для читательского дневника можно использовать школьную тетрадку, предварительно ее разлиновав. Школьник пишет название литературных произведений, которые он прочитал.
Какие графы необходимо добавить:
- ФИО автора.
- Жанр и название.
- Сколько страниц.
- Краткое содержание.
- Главные герои (имена).
- Впечатление от прочтения.
- Не знакомые слова.
- Рисунок.
Читательский дневник фото 1 класс
Конечно, сегодня можно купить читательский дневник в магазине.
Читательский дневник краткие ответы 2 класс
Обратите внимание, что в готовом дневнике ребенку предлагается кротко ответить на вопросы.
Золотой ключик или приключения Буратино Алексея Николаевича Толстого.
Как оформить читательский дневник в 5-6 классе
После начальной школы дети уже владеют навыками ведения читательского дневника. В зависимости от того, с какой целью дается задание по его ведению, можно выделить несколько вариантов.
Дневник в виде отчета, который ведется каждый день и содержит следующую информацию:
- автор и название книги;
- сколько страниц прочитано;
- чтение про себя или вслух;
- подпись одного из родителей.
Это может быть отчет с минимальной информацией:
- название;
- автор;
- дата прочтения;
- мнение о прочитанном.
Пример№1
Пример №2
Дневник в виде шпаргалки с анализом прочитанного, где указывается:
- кто написал;
- название произведения;
- количество страниц;
- жанр (рассказ, роман, поэма и др.);
- год написания;
- чем знаменит год написания;
- что происходило в то время в стране;
- герои – имена, краткая характеристика героев;
- сюжет;
- отзыв;
- афоризмы;
- новые слова.
Если вы делаете такой дневник своими руками:
- Подготовьте тетрадь и пронумеруйте страницы.
- Укажите разделы, например – Литература 19 века.
- В каждом разделе, подразделы, например, Творчество Пушкина, Гоголь и др.
Если особых требований со стороны учителя нет, можно писать сплошным текстом, но, выделяя, при этом, путем подчеркивания или использования другого цвета ручки название, автора, главную мысль, Ведение дневника таким образом позволит лучше запомнить прочитанное.
Как оформить читательский дневник в 5,6,7 классах.
Ведение читательского дневника способствует лучшему запоминанию произведения, пониманию главной мысли и помогает сделать вывод о прочитанном. Сегодня мы расскажем, как его оформить ученикам 5, 6 и 7 классов.
Читательский дневник главная мысль 2 класс
Детские психологи утверждают, что читательский дневник, это для ребенка вещь необходимая. Записывая прочитанные книги, он будет с гордостью вспоминать, когда вырастит. Ведение такого дневника способствует анализированию прочитанного и правильному пониманию мысли.
Примеры
Мойдодыр. Очень стыдно быть грязным, никто с грязнулями не хочет дружить.
Красная шапочка. Нельзя доверять незнакомцам и рассказывать чужим о себе и о своих близких.
Золушка. Человек добрый и отзывчивый обязательно станет счастливым.
Карлсон. Каждому человеку нужен настоящий друг.
Стрекоза и муравей . Ленивый никогда ничего не добьется.
Филиппок. Учиться нужно всегда, сколько бы лет тебе не было.
Читательский дневник класс 1-2. Образец читательского дневника, как заполнить.
Сегодня каждый школьник ведет читательский дневник, таково современное требование учебной программы. Маленький ученик, уже в 1 классе учится анализировать и давать оценку прочитанному. Давайте рассмотрим, каким должен быть читательский дневник, как его заполнять и каким образом можно оформить.
Читательский дневник как оформить, 2 класс
Какие разделы рекомендуется включить в читательский дневник:
- Обязательно название и автора.
- Сколько страниц.
- Жанр произведения (рассказ, поэма, сказка и т.д.).
- Год написания и чем этот год знаменит.
- Главные герои, их имена, возраст, характер, внешность.
- Описание сюжета (кратко).
- Отзыв – впечатление.
Лист формата А4
Титульный лист. Здесь можно предложить ребенку проявить фантазию и нарисовать на обложке любимого героя какого-либо произведения.
Разлинуйте страницы, заполните графы. Заполнить дневник ребенок должен сам.
Школьная тетрадь
Школьную тетрадку можно оформить так же, как написано выше.
Так же можно уделить главное внимание содержанию, чтобы ребенок учился излагать мысли.
Как оформить готовый дневник
Если вы посетите книжный магазин, вы найдете много разных вариантов. В печатных дневниках ребенку предлагают выполнить различные интересные задания, тем они и интересны.
- составить план произведения;
- разгадать кроссворд на заданную тему;
- разукрасить рисунок;
- подобрать пословицу.
Ученики с удовольствием заполняют такой дневник. У них есть возможность проявить свою фантазию и узнать что-то новое.
Читательский дневник 2 класс
Читательский дневник «Волшебное кольцо»
Читательский дневник «Филиппок»
Читательский дневник «Царевна Несмеяна»
Читательский дневник «Кот и лодыри»
Читательский дневник «Ребята и утята»
Читательский дневник «Старый дед и внучек»
Читательский дневник «Стрекоза и муравей»
Читательский дневник «Мишкина каша»
Читательский дневник «Заплатка»
Читательский дневник «Золушка»
Читательский дневник «Мальчик-с-пальчик»
Читательский дневник «Приключения Чиполлино»
Читательский дневник «Карлсон, который живёт на крыше»
Читательский дневник «Цветик-семицветик»
Читательский дневник «Принцесса на горошине»
Читательский дневник «Затейники»
Читательский дневник «Приключения Незнайки и его друзей»
Читательский дневник «Саша»
Читательский дневник «Осень»
Читательский дневник «Три поездки Ильи Муромца»
Читательский дневник «Царевна-Лягушка»
Читательский дневник «Чук и Гек»
Читательский дневник «Крокодил Гена»
Читательский дневник «Лягушка-путешественница»
Читательский дневник «Сказка о рыбаке и рыбке»
Читательский дневник Читательский дневник «Огниво»
Читательский дневник «Горячий камень»
Читательский дневник «Гуси-лебеди»
Читательский дневник «Двенадцать месяцев»
Читательский дневник «Денискины рассказы»
Читательский дневник «Волшебник Изумрудного города»
Читательский дневник «Василиса Прекрасная»
Читательский дневник «Великие путешественники»
Читательский дневник «Баранкин, будь человеком!»
Читательский дневник «Белоснежка и семь гномов»
Читательский дневник «Бременские музыканты»
Читательский дневник «Гадкий утёнок»
Читательский дневник «В стране невыученных уроков»
Читательский дневник «Анна, не грусти»
Ученик 2 класса получает задание на лето с рекомендованным списком книг для самостоятельного чтения. Образец оформления «Читательского дневника» 2 класс предлагает работу с книгой по определенному плану. Сначала записывается заглавие, далее идут краткие записи основного содержания произведения. Второклассник не все тексты сможет прочитать сразу полностью, поэтому лучше записывать то, что ребенок считает самым главным. Это может быть ответ на вопрос? О чем художественный текст? Если между работой в читательском дневнике проходит несколько дней, то текст может забыться, тогда сначала обращаются к дневнику, прочитывают записи, затем возвращаются к книге.
Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» окажет неоценимую помощь родителям. Второкласснику сложно выделить главную мысль текста, чаще это будет пересказ. Готовый вариант пересказ будет сжат до необходимого объема. Готовый «Читательский дневник» поможет научиться делать выводы, анализировать рассказы. Сначала можно просто знакомиться с тем, кто герои, какие из них положительные, какие отрицательные. Затем второклассник начнет выражать свои мысли, записывать собственные суждения, ответы. Письменную работу в дневнике можно закончить рисунком по тексту. Возможна карандашная зарисовка или создание обложки для книги.
“Живая шляпа” читательский дневник, образец заполнения
Главные герои
План пересказа
Пересказ
Вадик с Вовкой раскрашивали картинки сидя за столом. И вдруг, они услышали шум. Обернувшись, мальчики увидели шляпу, лежащую на полу. Она упала с комода. И Вовка захотел шляпу поднять, но вдруг закричал и вернулся на свое место. Вадику он сказал, что шляпа “живая”, но Вадик не поверил. Тогда Вовка предложил ему самому убедиться в этом. Вадик подошел к шляпе и стал рассматривать ее. И вдруг, шляпа стала ползти в его сторону. Вадик испугался, метнулся к дивану и прыгнул на него, Вовка следом за ним, а шляпа же поползла к дивану. Друзья испугались не на шутку, из комнаты выбежали и закрыли дверь за собой.
Вовка не сдержался, заплакал в весь голос и сказал, что идет домой. Вадик предложил взять клюшку и проверить, а вдруг кто-то шляпу дергает за веревочку. Вовка взял лыжную палку.
Зашли ребята в комнату и посмотрели на шляпу. Она не двигалась. Вадик стал стучать палкой по полу, шляпа не реагировала. Затем друзья стали кидать в шляпу картошку. Когда Вадик попал картофелиной в шляпу, она вдруг подскочила и замяукала. И ребята увидели котенка Ваську, который выскочил из под нее.
Друзья обрадовались, стало понятно, что на котенка упала шляпа, а он под ней двигался. Вовка и Вадик стали целовать и обнимать Ваську, а котенок был доволен.
Рисунок
Отзыв
Мальчики не предполагали, что шляпа может передвигаться, потому что они раньше никогда не сталкивались с таким необычным явлением. Становится понятно, что всегда можно найти объяснения даже странным происшествиям. Необходимо успокоиться и поразмыслить как следует.
Чему учит
Рассказ “Живая шляпа” учит смелости, храбрости, решительности, в сложных ситуациях не теряться, решать многие проблемы самостоятельно.
Что понравилось
Понравилось, что шляпа преследовала друзей, а они сначала не догадались, что под ней может находится котенок.
Образец читательского дневника для 5-6 класса
Оформить обложку можно своими руками, написать на ней фамилию и имя, школу и класс. Чтобы обложка смотрелась красиво, на ней рисуют персонажей любимых произведений, пишут известные цитаты, наклеивают иллюстрации. Так как, дневник ученики ведут целый год и количество произведений для чтения достаточно большое, удобно пользоваться закладкой.
Читайте также:
- Как сделать баг с эмоциями геншин
- Tibetan silver что это
- Ведьмак 2 как использовать рог тролля
- Как сделать батарейку крафт
- Бладрейн как переводится
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Студенокская средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол № ______ от________________ | «Принято» на заседании педагогического совета Протокол № ______ от_________________ | «Утверждено» Приказ № ____ от ________ Директор МБОУ «Студенокская средняя общеобразовательная школа» __________/ Е.Н. Кобзарева/ |
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
2 класс
(2021-2022 учебный год)
Программу составила:
учитель начальных классов
Фалеева Марина Викторовна,
первая квалификационная
категория
с. Студенок, 2021 год
Содержание
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса ……………4
2. Содержание учебного предмета, курса ……………………………………….5
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы …………………………………………………………..9
Приложение ……………………………………………………………………..11
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для начальных классов общеобразовательной школы составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной.
Курс призван продолжить обучение чтению в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.
Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.
Цели обучения
Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения
направлено на достижение следующих целей :
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
— развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
— учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
— развивать поэтический слух,
— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
— обогащать чувственный опыт ребёнка,
— формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
— обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Актуализация обучения младших школьников:
Углублять читательский опыт детей.
Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».
1. Планируемые результаты учебного предмета, курса
Предметные результаты:
• осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
• понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
• применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя, создание различных форм интерпретации текста;
• составлять план к прочитанному (краткий, картинный);
• выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
• работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической (литература как вид искусства, сравнение литературы с другими видами искусств) и нравственной сущности (ценностные ориентации, нравственный выбор);
• уметь слушать, осознанно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
• осуществлять поиск необходимой информации в художественных, научно-познавательных и учебных произведениях, работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
• давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания;
• формировать потребность в самостоятельном чтении художественных произведений, «читательскую самостоятельность».
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
• использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях;
• овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связейя. построения рассуждений;
• готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Личностные результаты:
• понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
• осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
• овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных и учебных текстов;
• использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
• умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
• умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
• развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
2. Содержание учебного предмета, курса.
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений), осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения, высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендованного списка, алфавитного и тематического каталога, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, поэте, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).
Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Характеристика героев произведений с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов, причин. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные поступки и речь. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, имен героев, авторских пометок.
Формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, по-зволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с учебными и научно-популярными текстами
Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по вос-произведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Говорение (умение говорить) (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: умение понимать вопроса собеседника, отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Работа со словом: умение распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме отета на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, от-дельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема (раздел программы) | Количество часов | В том числе контрольных работ |
1 | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | |
2 | Самое великое чудо на свете | 4 | |
2 | Устное народное творчество | 15 | |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 8 | |
4 | Русские писатели | 14 | |
5 | О братьях наших меньших | 12 | |
6 | Из детских журналов | 9 | |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 9 | |
8 | Писатели – детям | 17 | |
9 | Я и мои друзья | 10 | |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 10 | |
11 | И в шутку и всерьез | 14 | |
12 | Литература зарубежных стран | 12 | |
13 | Резервные уроки | 2 | |
Итого: | 136 |
Период обучения | Количество часов | Диагностический материал |
1 четверть | 36 часов | Тест – 1; п. р. – 1; к. р. – 1; проверка техники чтения — 2 |
2 четверть | 28 часов | Тест -1; к. р. — 2; проверка техники чтения |
3 четверть | 40 часов | П. р. – 1; к. р. – 1; проверка техники чтения |
4 четверть | 32 часа | П. р. – 2; к. р. – 1; проверка техники чтения |
Итого: | 136 часов (4 часа в неделю) Из них 2 часа – резервные. | Тестов – 2; п. р. — 4; к. р. – 5; проверка техники чтения — 5 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Дата проведения | |
План | Факт | ||
1 | Введение. Знакомство с учебником (1 ч) | ||
Самое великое чудо на свете (4 ч) | |||
2 | Игра «Крестики-нолики» | ||
3 | Самое великое чудо на свете | ||
4 | Библиотеки | ||
5 | Книги | ||
Устное народное творчество (15 ч.) | |||
6 | Устное народное творчество | ||
7 | Русские народные песни | ||
8 | Русские народные потешки и прибаутки | ||
9 | Скороговорки, считалки, небылицы | ||
10 | Загадки, пословицы, поговорки | ||
11 | Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…» | ||
12 | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | ||
13 | Сказка «У страха глаза велики» | ||
14 | Сказка «Лиса и тетерев» | ||
15 | Сказка «Лиса и журавль» | ||
16 | Сказка «Каша из топора» | ||
17 | Сказка «Гуси-лебеди» | ||
18 | Сказка «Гуси-лебеди» | ||
19 | Викторина по сказкам | ||
20 | КВН «Обожаемые сказки» | ||
Люблю природу русскую. Осень. (8 ч.) | |||
21 | Люблю природу русскую. Осень. | ||
22 | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | ||
23 | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | ||
24 | А.Фет «Ласточки пропали…» | ||
25 | «Осенние листья» – тема для поэтов | ||
26 | В.Берестов «Хитрые грибы» | ||
27 | М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | ||
28 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | ||
Русские писатели (14 ч.) | |||
29 | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | ||
30 | Стихи А Пушкина | ||
31 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | ||
32 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | ||
33 | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | ||
34 | Обобщение по теме «Сказки Пушкина» | ||
35 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | ||
36 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | ||
37 | Л. Толстой «Старый дед и внучек» | ||
38 | Л. Толстой «Филипок» | ||
39 | Л. Толстой «Филиппок» | ||
40 | Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» | ||
41 | Весёлые стихи | ||
42 | Обобщение по разделу «Русские писатели» | ||
О братьях наших меньших (12 ч) | |||
43 | О братьях наших меньших | ||
44 | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» | ||
45 | В.Берестов «Кошкин щенок» | ||
46 | Домашние животные | ||
47 | М.Пришвин «Ребята и утята» | ||
48 | М.Пришвин «Ребята и утята» | ||
49 | Е Чарушин «Страшный рассказ» | ||
50 | Е Чарушин «Страшный рассказ» | ||
51 | Б.Житков «Храбрый утёнок» | ||
52 | В.Бианки «Музыкант» | ||
53 | В.Бианки «Сова» | ||
54 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | ||
Из детских журналов (9 ч.) | |||
55 | Из детских журналов | ||
56 | Д.Хармс «Игра» | ||
57 | Д.Хармс «Вы знаете?..» | ||
58 | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | ||
59 | Д.Хармс «Что это было?» | ||
60 | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | ||
61 | Ю.Владимиров «Чудаки» | ||
62 | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | ||
63 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | ||
Люблю природу русскую. Зима (9 ч.) | |||
64 | Люблю природу русскую. Зима | ||
65 | Стихи о первом снеге | ||
66 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | ||
67 | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | ||
68 | Сказка «Два Мороза» | ||
69 | С.Михалков «Новогодняя быль» | ||
70 | А.Барто «Дело было в январе» | ||
71 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | ||
72 | Игра «Поле чудес» | ||
Писатели – детям (17 ч.) | |||
73 | Писатели – детям | ||
74 | К.Чуковский «Путаница» | ||
75 | К.Чуковский «Радость» | ||
76 | К.Чуковский «Федорино горе» | ||
77 | К. Чуковский «Федорино горе» | ||
78 | С.Маршак «Кот и лодыри» | ||
79 | С.Маошак «Мой секрет», «Сила воли» | ||
80 | С.Михалков «Мой щенок» | ||
81 | А.Барто «Верёвочка» | ||
82 | А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | ||
83 | А.Барто «Вовка добрая душа» | ||
84 | Н.Носов «Затейники» | ||
85 | Н.Носов «Живая шляпа» | ||
86 | Н.Носов «Живая шляпа» | ||
87 | Н.Носов «На горке» | ||
88 | Н.Носов «На горке» | ||
89 | Обобщение по разделу «Писатели- детям» | ||
Я и мои друзья (10 ч.) | |||
90 | Я и мои друзья | ||
91 | Стихи о дружбе и обидах | ||
92 | Н.Булгаков «Анна, не грусти» | ||
93 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | ||
94 | В.Осеева «Волшебное слово» | ||
95 | В.Осеева «Волшебное слово» | ||
96 | В.Осеева «Хорошее» | ||
97 | В.Осеева «Почему?» | ||
98 | В.Осеева «Почему?» | ||
99 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | ||
Люблю природу русскую. Весна (10 ч.) | |||
100 | Люблю природу русскую. Весна | ||
101 | Стихи Ф.Тютчева о весне | ||
102 | Стихи А.Плещеева о весне | ||
103 | А.Блок «На лугу» | ||
104 | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» | ||
105 | И.Бунин «Матери» | ||
106 | А.Плещеев «В бурю» | ||
107 | Е. Благинина «Посидим в тишине» | ||
108 | Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | ||
109 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | ||
И в шутку и всерьёз (14 ч.) | |||
110 | И в шутку и всерьёз | ||
111 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | ||
112 | Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха | ||
113 | Б.Заходер Песенка Винни-Пуха | ||
114 | Э.Успенский «Чебурашка» | ||
115 | Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…» | ||
116 | Стихи Э.Успенского | ||
117 | Стихи В.Берестова | ||
118 | Стихи И.Токмаковой | ||
119 | Г.Остер «Будем знакомы» | ||
120 | Г.Остер «Будем знакомы» | ||
121 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | ||
122 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | ||
123 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» | ||
Литература зарубежных стран (17 ч.) | |||
124 | Литература зарубежных стран | ||
125 | Американская и английские народные песенки | ||
126 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети» | ||
127 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | ||
128 | Ш.Перро «Кот в сапогах» | ||
129 | Ш.Перро «Красная Шапочка» | ||
130 | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | ||
131 | Э.Хогарт «Мафин и паук» | ||
132 | Э.Хогарт «Мафин и паук» | ||
133 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» | ||
134 | КВН «Цветик-семицветик» | ||
135 | Повторение пройденного | ||
136 | Повторение пройденного |
21