Страницы любви в романе гончарова обломов сочинение кратко

Рассмотрим одно из самых неоднозначных и актуальных по сей день произведений ивана гончарова роман обломов. оно было написано в

Рассмотрим одно из самых неоднозначных и актуальных по сей день произведений Ивана Гончарова – роман «Обломов». Оно было написано в сложное время, когда за любую критику властей в произведениях авторов бросали в ссылки. Та пора стала переломной в стране, изменилось все – и социальные отношения, и экономические. Эти изменения нашли свое отражение в произведении Гончарова особо ярко. В нем заострено внимание на извечных проблемах человеческой жизни – любви, дружбе, смысле самой жизни каждого человека.

По сути, все проблемы этого произведения можно сформулировать всего одним словом – «обломовщиной», что значит безвольность и леность, тунеядство. Писатель это явление описывает как социальное бедствие, от него страдают все слои общества в разных формах. Однако, по мнению самого автора, это бедствие присуще сословию помещиков, именно в их среде это явление наиболее распространенно. Они привыкли вести феодальный – праздный образ жизни, который должен был давно уже выродиться. Обломовщина символизирует порочность высших сословий империи, которые живут по правилам, основанных на эксплуатации и угнетении других, более низких рангов. Кроме того, обломовщина – является олицетворением праздной жизни без забот.

Главный герой произведения является ярким примером общества, которое погрязло в обломовщине. Он родился и вырос в тихой деревне, а его сон показывает нам причины проблемы. Его родители вели несколько ленивый и беспечный образ жизни – их поместье пребывало частично в развалинах, мебель в помещениях застарелая и побитая, они жили в долгах, но всегда в полном довольствии. Жили они, ничего не делая, плывя по течению жизни. За них трудились крестьяне. К облененному образу жизни они приучили своего отпрыска с рождения.

Обломовщина противопоставляется активному образу жизни, который процветал в то время в Европе. Автор показал, что за границей труд более стоящий и более ценен, а еще там ценится образование и его развитие. К этим ценностям охотно стремится другой главный герой – Штольц, который выступает в роли антипода главного героя. Андрей сам выстраивает свою жизненную стезю, продвигаясь осознанно и целенаправленно, добивается исполнения своих целей, рассчитывая только на собственные силы.

Но и Штольца автор не особенно идеализирует, этому персонажу при его постоянном движении к цели не хватает внутренних качеств, таких как душевность, романтичность, мягкость, обходительность. Но зато эти черты есть у Ильи Обломова. Непрерывная суета нравится далеко не всем, не каждый человек может выдержать такой жизненный ритм. Но свою жизнь Андрей сделал гармоничной, деятельной, одухотворенной и осмысленной. С ним Ольга счастлива в браке, потому что их взгляды на жизнь и подходы к ней в основном похожи и жизненные цели тоже. Лишь на такой основе может сложиться крепкий семейный союз.

Большинство исследователей литературы считают, что роман Гончарова имеет социально-психологическую направленность, на это указывают поднимаемые в произведении проблемы и национальные вопросы. Писатель затрагивает национальные интересы, например особенности воспитания и формирования личностных качеств у героев – Обломова и Штольца, выросших на русских национальных ценностях дворянского общества и немецких. Андрею отец-немец привил основы своей культуры, а мать обогатила образ героя духовностью, русской культурой, знанием искусства.

Гончаров в своем романе также поднимает тему «лишнего в обществе человека». К этой категории людей относится Илья Обломов. Для него общество становится чуждым. Обломову сложно подстраиваться к быстро изменяющимся событиям в окружающем мире. Главный герой любит неторопливую, размеренную жизнь, ничегонеделание, предпочитает труду или посещению светских мероприятий лежание на диване. Обломову комфортнее находиться в прошлом.

В мечтах о будущем персонаж видит его таким же, каким было прошлое: безмятежным, неторопливым, спокойным. И в конечном итоге мечты Обломова сбываются: он женится на хозяйке съемного жилья Агафье Пшеницыной, которая принимает его таким, какой он есть, не пытаясь переделывать. Обстановка в их доме очень похожая на атмосферу прошлой жизни героя, его детства. У Агафьи и Обломова даже рос сын, но от переедания и праздной жизни здоровье героя сильно ухудшилось, и он умирает, едва дожив до сорока лет. Его сына воспитывает семья Штольц. Обломов является характерным отголоском изжившей себя прошлой эпохи.

Важной проблемой произведения является любовь. На примерах образов героев и особенностей их отношений автор демонстрирует различные типы любви. Первый тип – Ольга Ильинская и Илья Обломов – отношения романтичные и нежные, но непродолжительные. Для Обломова любовь – это лишь отражение какого-то далекого недосягаемого идеала. Для Ильинской же — это новый путь. В любви женщина активна, а Обломов так же, как и во всем остальном, ленив и пассивен. В данном типе отношений сошлись две противоположности, быть вместе они не смогли. Обломов сначала потянулся к Ольге, он был счастлив, романтичен, тактичен, трепетно ухаживал за нею. Но такая жизнь ему быстро надоела, опять же из-за его лени, и дальше ему все меньше хотелось ухаживать за девушкой, он все тянул со свадьбой, а она долгое время ждала этого его ответственного шага, но так и не дождалась.

Другой тип любовных отношений – это Обломов и Агафья Пшеницына. Их семейный союз был похож на отношения родственников, например, матери и сына. В нем была гармония, но семейные обязательства распределялись в нем неравномерно. Жертвенность Агафьи и ее чрезмерная опека привела Обломова к серьезным проблемам со здоровьем и к еще большей душевной деградации.

Третий тип отношений – это любовь Ильинской и Штольца. Она строится на доверии и понимании друг друга. Их взгляды на жизнь и окружающий мир совпадали, у них не было духовных разногласий, и вместе им было хорошо. Партнеры проводили много времени вдвоем и душевно сблизились. Для писателя их союз – идеальная форма полноценной семьи. Они воспитывают вместе со своими детьми и ребенка Обломова, которого им отдает Агафья после смерти мужа.

Одной из важных проблем в книге является проблема поиска смысла жизни и человеческого предназначения. Гончаров считает, что у каждого человека должна быть своя жизненная цель, смысл его существования. А если ее нет, и человек живет бесцельно, то он деградирует. Этот процесс деградации и самоуничтожения И.А. Гончаров и показал читателям на примере беззаботного существования своего главного персонажа Ильи Обломова.

Также на примере житейского подхода другого центрального героя Андрея Штольца писатель учит нас жить целенаправленно, планировать свое время, стремиться к достижению поставленных целей, добиваться успехов, исполнения мечты.

В заключение можно сказать, что И.А. Гончаров в своем творении поднимает извечные злободневные проблемы, существующие во все времена в любом обществе. Произведение актуально и в наши дни, потому что есть среди нас и «обломовы», и «штольцы». Роман «Обломов» помогает читателю увидеть эти проблемы и на основе примеров литературных героев сделать свой правильный жизненный выбор.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Обломов и Штольц – это полные противоположности. Они дружили с самого детства, вместе читали книги, но у них была огромная разница в образовании, что сказалась на обоих. Штольц получил серьёзное образование, от отца, который был немцем, он унаследовал упорность и трудолюбие, а также расчётливость и бережливость. Он постоянно трудился, и ему многого удалось добиться своим трудом.
    Обломов же воспитывался в крепостной среде, мать оберегала его буквально от всего. Так маленький Обломов совсем не гулял с детьми и вообще практически ничего не делал. Поэтому Обломов изначально совсем не был приспособлен к труду. По характеру он мягкий и добрый, внешне отличается полнотой, у него розовые щёки и он довольно эмоционален. Штольц же, наоборот, не отличается эмоциональностью, он худой и высокий, старается постоянно пополнять знания. Обломов же совсем не обременён наукой.
    В отношениях с Ольгой Ильинской Обломов начинает ощущать новую жизнь, проникается ею, ему кажется, что теперь ему есть чем заняться, кроме того как лежать на диване. Но из-за уже сложившегося характера, выраженной апатичности, он оказывается слабее своей любви. Штольц же не желает расширять круг своих интересов не на трудовую тему, из-за практического склада ума он не может сделать Ольгу по-настоящему счастливой. Явная ограниченность Штольца просто не может совпадать с активностью и разносторонностью Ольги.
    Автор добродушно относится к Обломову и выражает своё безразличие по отношению к Штольцу. Я думаю, что Обломов совсем неидеален, но очень ценно то, что он умеет любить сердцем, а не разумом, это говорит о его человечности и наличии души. И если говорить о том, кто из героев мне ближе – Обломов или Штольц, то я, наверное, выберу именно Обломова. Он кажется мне более живым и настоящим человеком, нежели Штольц.

  • В произведении И.А. Гончарова «Обломов» главными фигурами являются Андрей Штольц и Илья Обломов. В течении всего произведения знакомство со Штольцом и Обломовым происходит через сравнение и противопоставление героев. Невзирая на разницу мировоззрения Андрея и Ильи, дружба их крепчала на протяжении многих лет и берет начало еще с школьных времен. Тогда Штольц и Обломов имели общие интересы и похожий характер.
    В детстве Обломов изображается любознательным мальчиком, с множеством интересов. Он нуждался в познании окружающего мира и желал совершать как можно больше открытий. И будучи юношей Илья готовился к большому будущему, был переполнен планами и мыслями. Однако, из-за влияния ограничивающего, бездеятельного воспитания Обломов не двигался с места. Вся активность Обломова реализуется в мире мечтаний и грез, который он сам придумал и которым живет. Обломова все называли мечтателем и полной противоположностью Штольца.
    Будучи ребенком Штольц не сильно отличался от Обломова по своей заинтересованности к миру и амбициям, но родители его ему ничего не запрещали и ни в чем не ограничивали. И если в Обломове родительское воспитание притупило активность и деятельность, то на формирование характера Штольца оказала влияние гибель его матушки, нежно любившая своего сына. Жесткий, бесчувственный отец считал не обязательным окружить Андрея нежностью, поддержкой и заботой. По всей видимости, именно это происшествие, совмещенное с надобностью, по велению отца, поехать в другой город и независимо создавать свою карьеру, оказало на молодого Штольца сильное впечатление.
    С возрастом Штольц становится индивидуальностью, которой очень проблематично понять свои чувства и разобраться в любви, потому что не способен объяснить ее своим рассудительным мышлением. Поэтому, не углубляясь, Андрея Ивановича можно сравнить с безразличным роботом, что в корне является неправдой. В действительности же Андрей Иванович, не менее чем Илья Ильич, чуткий и добросердечный человек. Однако, для Андрея Ивановича превыше всего работа и движение. Для Штольца труд – удовольствие и нет такой работы, которой бы он стыдился.

  • Изучая личность одного из главных героев – Штольца, мы видим целеустремленного человека, с детства приученного к труду, который не гнушается даже самой грязной работы и точно знает, чего он хочет добиться в жизни. Его трезвый взгляд на жизнь указывает на то, что этот человек «прочно стоит на ногах».
    Полный антипод Штольца, второй герой романа — Обломов. Изнеженный и избалованный вниманием родителей, с детства привыкший к размеренному образу жизни, где сон чередуется с приемом пищи, а главной заботой семьи является обсуждение – «какие блюда будут в обед или ужин», где обучение ребенка приводит предков в замешательство и заставляет их любыми способами вырвать любимое чадо из «храма науки» – вызывает, по меньшей мере, недоумение.
    Совершенно разные люди, разные характеры и взгляды на жизнь! Так почему автор не делает Обломова отрицательным персонажем и не превозносит Штольца? Все дело в том, что наше первое мнение ошибочно! По мере развития событий в романе мы видим, что Обломов не такой уж плохой человек. Он не лишен романтизма и глубокой вдумчивости, его интересуют многие вопросы и он благороден, честен. Оглядывая свое жилище он поражается – «Кто сюда натащил и наставил все это?»
    Штольц, наш «любимчик», на деле оказывается обычным «дельцом», основной задачей которого является накопительство. Он готов работать день и ночь, лишь бы приумножить свое богатство. По его мнению, это необходимо для того, чтобы обеспечить безбедное будущее своих потомков. Похвальное качество. Только автор произведения показывает нам, что помыслы Штольца не настолько чисты.
    Так кто же из них отрицательный герой, а кто положительный? Вопрос в корне неверен! У каждого из героев есть чему поучиться, но и трагедия присутствует в жизни каждого. Сочетание труда, упорства и богатого внутреннего мира, доброты – вот ключ к счастливой и полноценной жизни!

  • Они — люди одного времени. Казалось бы, что, живя в одной среде, они должны быть схожи по характеру. Но, читая роман, мы с удивлением находим в Обломове и Штольце различные компоненты, составляющие их личность. Что же делает их столь разными? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим физическое и духовное развитие героев с самого детства, когда закладываются основы характеров.
    Штольц. Он воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец. Мать — русская дворянка. Все дни семьи проходили в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время и обучал его наукам, учил немецкому языку. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, “и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах”. Мать учила его литературе и сумела дать прекрасное духовное воспитание сыну. Итак, Штольц сформировался сильным, умным, самостоятельным юношей.
    Обломов. Родители его были дворянами. Жизнь их в Обломовке проходила по своим особым законам. Самое главное в их жизни была еда. Ей посвящали много времени. Они всей семьей решали, “какие блюда будут в обед или ужин”. После обеда следовал продолжительный сон. Весь дом засыпал. Так проходили все дни: сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Родителей не интересовали знания Илюши. Они мечтали получить справку, доказывающую то, что “Илья прошел все науки и искусства”. Что касается физического воспитания, то его даже почти не выпускали на улицу. Боялись, как бы он не убился, не заболел. Итак, Обломов вырос “домашним” мальчиком, без образования, но добрым в душе.
    Теперь проанализируем их взгляды на жизнь. Труд для Штольца был частью его жизни, удовольствием. Он не гнушался даже самой черной работы. Для Обломова же это было бремя. Я не говорю даже о физическом труде. Ему было лень и встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрались. О характере героев говорит и их образ жизни. Обломов проводит свою жизнь в существовании на диване. Он ничего не делает, ничем не интересуется. Он до сих пор не может заставить себя дочитать книгу “Путешествие в Африку”, даже страницы этой книги пожелтели. Штольц ведет деятельную жизнь. С того момента, как он ушел из дома, он живет трудом. Благодаря труду, силе воли, терпению он стал богатым и известным широкому кругу людей. Идеал счастья Обломова — полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг этого: он спокойно спал на диване и хорошо питался. За ним убирали слуги, и дома у него больших проблем с хозяйством не было. Идеал счастья Штольца — жизнь в труде. Это у него есть. Он много трудится, жизнь его кипит.
    Противоположности притягиваются — эта расхожая фраза здесь как нельзя более уместна. Герои дополняют друг друга, каждый подсознательно видит в товарище то, чего не хватает ему самому. Очевидно, Гончаров обрисовал в этих двух типах человеческого характера те черты, которые, с его точки зрения, могут составить идеальную, гармоничную личность.

  • Замечательный русский писатель И. А. Гончаров вошел в историю литературы как человек, сумевший в своем уникальном произведении идеально запечатлеть процесс духовной гибели человека. Образ Обломова – это величайшее достижение Гончарова. Этот тип, в общем-то, не нов для русской литературы. С ним мы встречаемся и в комедии «Лентяй» Фонвизина, и в «Женитьбе» Гоголя. Но наиболее полно и многогранно он воплощен в образе Обломова из одноименного романа Гончарова.
    С Обломовым мы знакомимся с первых страниц романа, где взору читателя предстает лентяй, лишенный всякого внешнего движения, рисуется его незаурядная судьба, без малейших приключений и интриг. Невольно читатель задается вопросом о том, почему автор создает героя, который своей жизнью сперва не привлекает его. Немного позже Гончаров дает ответ, описывая сон Обломова, который переносит нас в его детство. Именно детство является предысторией всей несложившейся жизни главного героя. Детство его прошло в тихом безмятежном раю – Обломовке. Там в ребенке воспитали отношение к труду как к наказанию, которого нужно избегать при малейшей возможности. Так, например, на инициативу Илюшеньки пойти за чем-то мы встречаем недоумение его матери: «Как?! Зачем? А слуги для чего?» Отсюда и неумение Обломова позаботиться о самом себе. Сказки, которые рассказывали ему любимые родители, о молочных реках, сладкой жизни, о том, что нужно жить в свое удовольствие, ничего не делая, внушили Илюшеньке мысль о том, что не надо ни к чему стремиться, тратить на что-то силы и время, всегда есть тот, кто сделает это за тебя.
    В отличие от Обломова, у его друга Штольца детство проходило совершенно иначе. Андрей воспитывался в другой обстановке: он знал, что всего нужно добиваться самому, не рассчитывая на кого-то. Уже тогда у Штольца формируется определенное отношение к жизни, он знает чего хочет добиться. Одним словом, это целеустремленный человек, который добивается цели, которую он перед собой поставил.
    Внешне Обломов- полный,-обрюзгший, малоподвижный человек. Его белые и пухлые руки говорят о том, что он и понятия не имеет, что такое труд.
    Штольц- подтянутый, энергичный человек, по глазам которого видно, что он радуется жизни. Он готов трудиться даже тогда, «когда утроит свой капитал». Для него жизнь без движения – это медленное старение и духовная смерть.
    Как видно, даже это маленькое сравнение бросается в глаза противоположностью результатов. Чтобы полностью убедиться в том что Обломов и Штольц – герои-антиподы, обратимся к такой немаловажной теме, как их отношение к любви.
    Штольц, возвращаясь из командировки, видит, что стало с его лучшим другом, и решает внести в его скучную жизнь разнообразие, сделать ее такой, о которой они оба мечтали в юности.
    Со знакомством с Ольгой Ильинской у Обломова появляется смысл в жизни. Он становится неузнаваемым для окружающих его людей. Это уже не тот ленивый Обломов, который предстал перед нами на первых страницах романа. Это энергичный человек, который читает, гуляет и даже (что удивительно для него самого) реже обедает дома. У него нет потребности поспать часок-другой после обеда. Все свободное время он стремиться уделить Ольге. Но вот в его душу стали закрадываться сомнения: «Любит ли она меня?»; опасения, что Ольга скоро его разлюбит, потому что его не за что любить, что это слишком большое счастье, выпавшее на его долю, и скоро оно закончится. И мы замечаем, как за сравнительно короткое время Обломов возвращается к своим прежним привычкам, перестает выходить из дома – в общем, превращается в того же апатичного и замкнутого Обломова, каким он был до знакомства с Ольгой.
    Штольц любит самоотверженно, не задаваясь вопросами: «зачем», «а вдруг», «а если». Он торопится наслаждаться тем мгновением, которым живет сейчас, не задумываясь о завтрашнем дне.
    Из этих сопоставлений вытекает логический вывод: Штольц и Обломов – две разные, абсолютно противоположные личности. У них разные привычки, разные взгляды на жизнь, на отношения между людьми. Но между тем это не мешает им быть лучшими друзьями. Да, Штольц более энергичен, целеустремлен, самостоятелен в отличие от наивного Обломова. Но у него нет того драгоценного качества, каким обладает Обломов: верного и доброго сердца, за которое можно простить ему и его медлительность, и флегматичное восприятие жизни

  • ШТОЛЬЦ — центральный персонаж романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848-1859). Литературные источники образа Ш.— гоголевские Констанжонгло и купец Муразов (второй том «Мертвых душ»), Петр Адуев («Обыкновенная история»). Позднее тип Ш. Гончаров разрабатывал в образе Тушина («Обрыв»). Ш.— антипод Обломова, положительный тип практического деятеля. В образе Ш., по замыслу Гончарова, должны были гармонично соединиться такие противоположные качества, как, с одной стороны, трезвость, расчетливость, деловитость, знание людей материалиста-практика; с другой — душевная тонкость, эстетическая восприимчивость, высокие духовные устремления, поэтичность. Образ Ш. создают, таким образом, две эти взаимоисключающие стихии: первая происходит от отца, педантичного, сурового, грубоватого немца («отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места»); вторая — от матери, русской, поэтичной и сентиментальной натуры («она бросалась стричь Андрюше ногти, завивать кудри, шить изящные воротнички и манишки , пела ему о цветах, о поэзии жизни мечтала с ним о высокой роли…»). Мать боялась, что Ш., под влиянием отца, станет грубым бюргером, однако помешало русское окружение Ш. («Вблизи была Обломовка: там вечный праздник!»), а также княжеский замок в Верхлеве с портретами изнеженных и гордых дворян «в парче, бархате и кружевах». «С одной стороны Обломовка, с другой -княжеский замок, с широким раздольем барской жизни, встретились с немецким элементом, и не вышло из Андрея ни доброго бурша, ни даже филистера». Ш., в противоположность Обломову, пробивает дорогу в жизни сам. Недаром Ш.— выходец из мещанского сословия (его отец покинул Германию, странствовал по Швейцарии и осел в России, сделавшись управляющим имения). Ш. блестяще кончает университет, с успехом служит, выходит в отставку, чтобы заниматься собственным делом; наживает дом и деньги. Он член торговой компании, отправляющей товары за границу; как агент компании, Ш. ездит в Бельгию, Англию, по всей России. Образ Ш. строится на основе идеи равновесия, гармонического соответствия физического и духовного, разума и чувства, страдания и наслаждения. Идеал Ш.— мера и гармония в труде, жизни, отдыхе, любви. Портрет Ш. контрастен портрету Обломова: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…» Идеал жизни Ш.— непрестанный и осмысленный труд, это — «образ, содержание, стихия и цель жизни». Этот идеал Ш. отстаивает в споре с Обло-мовым, называя утопический идеал последнего «обломовщиной» и считая его вредным во всех сферах жизни. В отличие от Обломова, Ш. выдерживает испытание любовью. Он отвечает идеалу Ольги Ильинской: в Ш. сочетается мужественность, верность, нравственная чистота, универсальные знания и практическая хватка, позволяющие ему выходить победителем во всех жизненных испытаниях. Ш. женится на Ольге Ильинской, и Гончаров пытается в их деятельном, полном труда и красоты альянсе предста вить идеальную семью, подлинный идеал, который не удается в жизни Обломова: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой как мечтал и Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок». В дружбе с Обломовым Ш. тоже оказался на высоте: заменил управляющего-жулика, разрушил козни Тарантьева и Мухоярова, обманом вынудивших Обломова подписать фальшивое заемное письмо. Образ Ш., по мысли Гончарова, должен был воплотить новый положительный тип русского прогрессивного деятеля («Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»), совмещающего в себе как самые лучшие западнические тенденции, так и русскую широту, размах, духовную глубину. Тип Ш. должен был обратить Россию на путь европейской цивилизации, придать ей подобающее достоинство и вес в ряду европейских держав. Наконец, деловитость Ш. не входит в конфликт с нравственностью, последняя, напротив, дополняет деловитость, дает ей внутреннюю мощь и силу. Вопреки замыслу Гончарова, в образе Ш. ощутимы утопические черты. Рассудочность и рационализм, заложенный в образе Ш., наносит ущерб художественности. Сам Гончаров не вполне был доволен образом, считая, что Ш. «слаб, бледен», что «из него слишком голо выглядывает идея». Чехов выражался резче: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это
    великолепный малый, а я не верю. Это продувная бестия, думающая о себе очень хорошо и собой довольная. Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен» (письмо 1889 г.). Неудача образа Ш., возможно, объясняется тем, что Ш. художественно не показан в той масштабной деятельности, которой он с успехом занимается.

  • Главным героем романа Гончарова является Илья Ильич Обломов, весьма своеобразный человек по своей натуре. Из первой части произведения мы узнаем о быте и порядках в его доме. Большую часть времени Обломов проводит в постели, постоянно мечтает, «парит в облаках», не желая возвращаться на грешную землю, строит планы на будущее, не задумываясь о настоящем. Из всех этих проектов ничто не воплощается в жизнь. Илья Ильич — человек, который любит уравновешенное существование, не принимает новшеств и изменений. Он пускает свою жизнь на самотек. Иногда это мирное спокойствие нарушается появлением его знакомых. Каждый из них рассказывает о Петербурге, соблазняет его прелестями жизни. Но все это не прельщает Обломова, потому что во всем таком существовании, как он выражается, он не видит самого человека, его предназначения. Илья Ильич правильно рассуждает о том, что любой из нас, если он суетится в этом мире только ради карьеры и собственной наживы, теряет свою человечность, понимание и доброту. Что же тогда вызвало такую апатию в душе Обломова, почему он не может жить, как другие? Прежде всего, на характер и мышление Ильи Ильича повлияла та среда, в которой он воспитывался и прожил детство. Там Обломов изо дня в день мог видеть образ жизни своих родителей, родственников. Так называемые родственники были просто-напросто приживалами в их доме, то есть в имении они получали все необходимое для жизни, жили за чужой счет. Очень большое влияние оказала на Илью его мать, которая окружала безграничной любовью и лаской сына. Как каждый ребенок, мальчик хотел погулять без няни, найти друзей, но, к сожалению, это удавалось редко. В семье он вырос баловнем, совершенно неприспособленным к самостоятельной жизни. Родители находили множество причин, чтобы сын не отправлялся в школу. А в школе, если это удавалось, в классе он сидел, слушал по необходимости. Обломов не понимал, для чего столько учиться, по его мнению, пропадает много времени зря, потому что можно жить и веселиться, «когда еще не все кончено». Чтение книг и изучение наук утомляет его. Он задавался вопросом: «… когда же, наконец, пускать в оборот этот капитал знаний, из которых большая часть еще ни на что не понадобится в жизни?» Уже в эти годы Обломов разочаровывается во всем, что окружает его, «зато поэты задели его за живое», но это увлечение длится недолго. Почти так получается и с работой: «… служил он — и не мог понять, зачем это бумаги пишутся». «Выезжал он в общество — и не умел себе объяснить, зачем люди в гости ходят… Все ему наскучило и опостылело, и он лежал на боку с полным сознательным презрением к «муравьиной» работе людей». «Обломов… не мог осмыслить свою жизнь и поэтому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать». Он не имел воли, поэтому страдал. Обломов забывает на некоторое время свою жизнь, когда встречается с Ольгой Ильинской, но даже она своей любовью к нему не может исправить его. Илья Ильич Обломов — конченый человек, «ходячий труп».В романе Гончарова главному герою противопоставлен Андрей Штольц. Он сын немецкого бюргера и русской дворянки. С самого детства Андрей был приучен к работе. Когда он вырос, отец отправил его учиться. Мать всегда боялась, что из него получится такой же расчетливый немецкий работяга. Но ее страхи не оправдались. Андрей Штольц стал деятельным человеком, не был скуп, как его отец, но жил хорошо, имел связи, ездил в другие страны, отлично разбирался в делах. Но все же у Штольца ум преобладал над сердцем, всякие решения подчиняются, прежде всего, логическому контролю. Он очень терпелив, так как пытается всеми силами вытащить О6ломова из болота, не раз помогает ему в делах, связанных с имением. Штольц — настоящий друг для Обломова. Андрей живет сегодняшним днем, никогда не предается пустым мечтаниям, от жизни берет все, а у Ильи Ильича — жизнь выдуманная. Штольц ведет активный образ жизни, в людях ценит настойчивость. Но почему же он приходит к Обломову? Это два совершенно разных человека. Встревоженная душа Штольца находит успок

  • Роман “Обломов” И. А. Гончарова не утратил своей актуальности и своего объективного значения и в наше время, ведь в нем заложен общечеловеческий философский смысл. Главный конфликт романа — между патриархальным и буржуазным укладами русской жизни — писатель раскрывает на противопоставлении людей, чувств и рассудка, покоя и действия, жизни и смерти. С помощью приема антитезы Гончаров дает возможность со всей глубиной понять замысел романа, проникнуть в души персонажей.
    Илья Обломов и Андрей Штольц — главные герои произведения. Это люди одного класса, общества, времени. Казалось бы, у людей одной среды характеры, мировоззрение должны быть похожи. Но они полностью противоположны друг другу. Штольц, в отличие от Обломова, показан писателем деятельным человеком, у которого разум преобладает над чувством. Гончаров делает попытки разобраться в том, почему эти люди столь различны, и истоки этого он ищет в происхождении, воспитании и образовании, так как это закладывает основы характеров.
    Автор показывает родителей героев.
    Штольц воспитывался в небогатой семье. Отец его по происхождению был немец, а мать — русская дворянка. Мы видим, что все дни напролет семья проводила в работе. Когда Штольц подрос, отец стал брать его в поле, на базар, заставлял работать. В то же время он обучал его наукам, учил немецкому языку, то есть воспитывал в сыне уважение к знаниям, привычку думать, заниматься делом. Дальше Штольц стал отправлять сына в город с поручениями, “и никогда не случалось, чтобы он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах”. Писатель показывает нам, как рьяно, настойчиво этот человек развивает в Андрее хозяйственную цепкость, потребность в постоянной деятельности. Мать учила сына литературе и сумела дать ему прекрасное духовное воспитание. Итак, Штольц сформировался сильным, умным юношей.
    А что же Обломов? Родители его были дворянами. Жизнь их в селе Обломовке проходила по своим особым законам. В семье Обломовых был культ еды. Вся семья решала, “какие блюда будут в обед или ужин”. А после обеда весь дом засыпал, погружался в продолжительный сон. И так проходил каждый день в этой семье: лишь сон и еда. Когда Обломов подрос, его отдали учиться в гимназию. Но мы видим, что родителей Илюши не интересовали знания сына. Они сами придумывали предлоги, чтобы только освободить обожаемое чадо от учебы, мечтали получить справку, доказывающую, что “Илья прошел все науки и искусства”. Его даже не выпускали лишний раз на улицу, потому что боялись, как бы он не покалечился, не заболел. Поэтому Обломов вырос ленивым, апатичным, не получил должного образования.
    Но давайте заглянем глубже в характеры главных героев. Переосмыслив по-новому прочитанные мною страницы, я поняла, что и у Андрея, и у Ильи есть своя трагедия в жизни.
    Штольц на первый взгляд новый, прогрессивный, почти идеальный человек. Труд для него — часть жизни, удовольствие. Он не гнушается даже самой черной работы, ведет деятельную жизнь. С того момента, как он ушел из дома, он живет трудом, благодаря чему стал богатым и известным широкому кругу людей. Идеал счастья Штольца — материальный достаток, комфорт, личное благополучие. И он добивается своего упорным трудом. Его жизнь кипит действием. Но несмотря на внешнее благополучие, она скучна и однообразна.
    В отличие от Обломова, человека тонкой души, Штольц предстает перед читателем как некая машина: “Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул …цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца”. Штольц живет строго по плану, его жизнь расписана по минутам, и в ней нет никаких неожиданностей, интересных моментов, он почти никогда не волнуется, не переживает какое-либо событие особенно сильно. И мы видим, что трагедия этого человека заключается именно в однообразии его жизни, в однобокости его мировосприятия.
    А теперь давайте обратимся к Обломову. Труд для него — это бремя. Он был барин, а это значит, что труду он не должен был уделять ни капли времени. И я не говорю уже о физическом труде, ведь ему было даже лень встать с дивана, выйти из комнаты, чтобы там убрали. Он проводит всю свою жизнь на диване, ничего не делает, ничем не интересуется (никак не может заставить себя дочитать книгу “Путешествие по Африке”, даже страницы этой книги пожелтели). Идеал счастья Обломова — полное спокойствие и хорошая еда. И он достиг своего идеала. За ним убирали слуги, и дома у него больших проблем с хозяйством не было. И перед нами раскрывается еще одна трагедия — нравственная смерть героя. На наших глазах внутренний мир этого человека беднеет, из доброго, чистого человека Обломов превращается в нравственного калеку.
    Но несмотря на все имеющиеся между Штольцем и Обломовым различия, они друзья, друзья с детства. Их сближают самые прекрасные черты характера: честность, доброта, порядочность.
    Суть романа в том, что бездействие может погубить все лучшие чувства человека, разъесть его душу, погубить его личность, а труд, стремление к образованию принесет счастье, при условии богатого внутреннего мира человека.

  • Отношения Штольца и Обломова в зрелые годы остаются такими же доверительными и нужными героям, как и в детстве либо юности. Сбегающий от реальной жизни в прекрасный мир иллюзий Илья Ильич и рациональный, все контролирующий, деятельный Андрей Иванович находят в друге те черты и качества, которые они не могут раскрыть в себе. Их дружба строится не только на взаимном понимании и сопереживании, но и на взаимной помощи героев друг другу. Только со Штольцем Обломов мог поделиться своими надеждами, планами, мечтами и только Штольц мог быстро и выгодно для Ильи Ильича решить проблемы с его поместьем. С другой же стороны, лишь в обществе друга Андрей Иванович обретал душевное равновесие и мог с ним поделиться своими проблемами.
    Штольц при любом удобном случае пытается «расшевелить», активизировать Обломова, заставить его действовать «сейчас или никогда», тогда как Илья Ильич постепенно, неосознанно для обоих героев прививает другу те самые «обломовские» ценности, которых так боялся Андрей Иванович и к которым в итоге пришел – к спокойной, размеренной, однообразной семейной жизни.

    Заключение

    Тема дружбы в романе «Обломов» раскрывается на примере взаимоотношений двух противопоставляемых героев. Однако различия между Обломовым и Штольцем носят только внешний характер, так как оба они являются личностями, находящимися в постоянном поиске собственного счастья, но так и не сумевшими раскрыться полностью и реализовать весь свой потенциал. Образы героев трагичны, так как ни постоянно стремящийся вперед, деятельный Штольц, ни пассивный, живущий в иллюзиях Обломов не находят гармонии между двумя основными началами – рациональным и чувственным, что приводит к смерти Ильи Ильича и внутреннему смятению и еще большей запутанности Штольца.

  • Отражение в романе «Обломов» убеждений автора. (В своем лучшем произведении, над которым он работал десять лет, Гончаров отобразил те проблемы современной ему жизни, которые глубоко волновали его, вскрыл причины этих проблем. В образах Ильи Обломова и Андрея Штольца отражены типичные черты дворян-крепостников и нарождающегося класса предпринимателей. Автор романа осуждает бездеятельность, барскую лень, бессилие ума и воли первых и приветствует деловитость, целеустремленность, трудолюбие вторых.)
    Штольц — антипод Обломова.
    Общие черты. (Штольц и Обломов одного возраста, вместе учились в пансионе отца Штольца в Верхлёве. Они оба служили, но быстро вышли в отставку. Штольца и Обломова объединяет любовь к Ольге. Обломов считает Штольца своим единственным другом, пытается прислушаться к его советам. Штольц любит Обломова, высоко ценит его «верное, доброе сердце»).
    Различные черты. (Представляет контраст даже портрет: у Обломова в лице «господствовала мягкость», он «обрюзг не по летам», а Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов». В отличие от Обломова, Штольц полунемец. Если Обломова воспитывала Обломовка, с ее «первобытной ленью», то Штольц получил суровое трудовое воспитание. Обломов — романтик, мечтающий о тихом семейном счастье. Штольц — враг «всякой мечты», всего «загадочного и таинственного». Обломов до двадцати лет провел в Обломовке, Штольц учился в университете. У Ильи Ильича обычным состоянием было лежание в халате на диване. Штольц был «беспрестанно в движении». Различны жизненные стремления героев, их взгляды на общество. Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, затем исключил для себя всякую общественную деятельность, он не сторонник реформ в деревне. Штольц погружен в жизнь общества, он сторонник профессиональной деятельности, это представитель зарождающегося класса буржуазии — «новый человек». Для Штольца труд — «образ, содержание и цель жизни». Оба они влюблены в Ольгу, но если Обломов ждет от нее безмятежного семейного счастья, то Штольц побуждает Ольгу к деятельности, развивает ее ум.)
    Значение образов Обломова и Штольца. (В образе Обломова автор показал вырождение русского поместного дворянства, его неспособность преобразовать Россию. Штольцу отводилась роль «нового человека», который должен был сломить «обломовщину». Но этот образ получился у Гончарова менее убедительным, чем образ Обломова.)

  • В романе И. А. Гончарова “Обломов” одним из основных приемов для раскрытия образов является прием антитезы. При помощи противопоставления сравниваются образ русского барина Ильи Ильича Обломова и образ практичного немца Андрея Штольца. Таким образом, Гончаров показывает, в чем сходство и в чем различие данных героев романа.
    Илья Ильич Обломов — типичный представитель русского барства XIX века. Его социальное положение можно кратко охарактеризовать так: “Обломов, дворянин родом, коллежский секретарь чином, безвыездно живет двенадцатый год в Петербурге”. По своей натуре Обломов — человек мягкий и спокойный, старающийся ничем не нарушить привычный образ жизни. “Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенной своего рода грации ленью”. Целые дни проводит Обломов дома, лежа на своем диване и размышляя о необходимых преобразованиях в своем имении Обломовка. При этом на лице его часто отсутствовала всякая определенная идея. “Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности”. Даже у себя дома “он терялся в приливе житейских забот и все лежал, ворочаясь с боку на бок”. Обломов чуждается свеуского общества и вообще старается не выходить на улицу. Его безмятежное состояние нарушают лишь визитеры, приходящие к Обломову только с корыстными целями. Тарантьев, например, просто обворовывает Обломова, постоянно занимая у него деньги и не возвращая их. Обломов же оказывается жертвой своих посетителей, не понимая настоящей цели их визитов. Обломов так отдален от реальной жизни, что свет для него представляет вечную суету без всякой цели. “Ни искреннего смеха, ни проблеска симпатии… что ж это за жизнь?” — восклицает Обломов, считая общение со светским обществом пустым времяпрепровождением. Но вдруг спокойное и размеренное житье Ильи Ильича прерывается. Что же произошло? Приезжает его друг юности Штольц, с которым Обломов связывает надежды на улучшение своего положения.
    “Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги”. Сына бюргера, Штольца можно считать антиподом праздному русскому барину XIX века Обломову. С самого раннего детства он воспитывался в суровых условиях, постепенно привыкая к трудностям и невзгодам жизни. Его отец — немец, мать — русская, однако Штольц практически ничего не унаследовал от нее. Его воспитанием полностью занимался отец, поэтому и сын вырос таким же практичным и целеустремленным. “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. В отличие от Обломова, Штольц “боялся всякой мечты”, “загадочному, таинственному не было места в его душе”. Если у Обломова нормальным состоянием можно назвать лежание, то у Штольца — движение. Главной задачей Штольца был “простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь”. Но что же тогда связывает Обломова и Штольца? Детство и школа — вот что на всю жизнь связало таких разных по характеру и по взглядам людей. Однако в юности и Обломов был так же деятелен и увлечен знаниями, как и Штольц. Долгие часы проводили они вместе за чтением книг и изучением различных наук. Но воспитание и мягкий характер все-таки сыграли свою роль, и Обломов вскоре отходит от Штольца. Впоследствии Штольц пытается вернуть к жизни своего друга, но его попытки безрезультатны: “обломовщина” поглотила Обломова.
    Таким образом, прием антитезы является одним из основных приемов в романе И. А. Гончарова “Обломов”. При помощи антитезы Гончаров сравнивает не только образы Обломова и Штольца, он сравнивает также окружающие их предметы и действительность. Используя прием антитезы, Гончаров продолжает традицию многих русских писателей. Например, Н. А. Островский в своем произведении “Гроза” противопоставляет Кабаниху и Катерину. Если для Кабанихи идеалом жизни служит “Домострой”, то для Катерины превыше всего любовь, честность и взаимопонимание. А, С. Грибоедов в бессмертном произведении “Горе от ума”, используя прием антитезы, сопоставляет Чацкого и Фамусова.

  • Произведение Обломов заняло свое место среди других шедевров русской литературы. Это работа, где Гончаров затронул философские и социальные темы, которые раскрываются через жизнь героев произведения. Так, в произведении Гончарова мы знакомимся с такими типичными мужскими персонажами, как Обломов и Штольц. Это два друга, что знакомы с детства. Два человека, которых свела судьба, несмотря на то, что это совершенно разные люди, с разными взглядами на жизнь и чтобы понять это, давайте сделаем сравнение героев Обломова и Штольца.

    Обломов и Штольц сравнение двух героев

    Наше знакомство хотелось бы начать с главного героя, в честь которого и названо произведение. Это Илья Обломов. Помещик и дворянин, проживающий в Петербурге. Это хоть и был любознательный в детстве мальчик, но всю его любознательность, весь его интерес к новому, убила атмосфера, в которой он жил. Его всегда оберегали, за него все делали, ему оставалось только отдыхать и вкусно есть. В отрочестве Илья получил образование, но учился нехотя, без интереса. Единственная неудача на службе становится для Обломова концом карьеры. В основном он ведет ленивую жизнь и отдает предпочтение лежанию на диване, нежели активным действиям. Хотя он мечтатель, для своего круга вполне образованный, у него есть умные мысли, идеи, но вот не хватает стимула к движению. Обломова полностью засосала трясина обломовщины.

  • Уважаемые читатели нашего интернет-журнала, предлагаем вам сочинение на тему «Детство Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов», в котором расскажем о детских годах главного героя и определим их роль в формировании и развитии его характера.

    Детство – самая прекрасная, яркая, незабываемая пора жизни любого человека. Это время наполнено радостью первых открытий, знакомства с окружающим миром, раскрашено нежными красками всеобщей любви. Детство играет огромную роль в жизни, так как именно в детстве закладывается фундамент личности, прививаются и формируются основные нравственные ценности. Чтобы объяснить характер и поступки героев, многие рассказывают об их детских годах.

    В романе «Обломов» главным героем является Илья Ильич Обломов – молодой тридцатитрехлетний барин. Несколько лет назад он переехал в Петербург, чтобы устроиться на службу и сделать блестящую карьеру, однако в департаменте продержался он всего три года, а потом вышел в отставку. С тех пор любимым времяпрепровождением Ильи Ильича стало лежание на широком диване и ничегонеделание. Молодого человека не привлекали ни светские мероприятия, ни встречи с друзьями, ни общение с девушками. Чем больше читатель узнает о главном герое, тем больше задается вопросом, почему Илья Ильич стал таким апатичным, ленивым человеком. Как так получилось, что он сросся со своим диваном, а халат превратился в его вторую кожу?

    Ответ на эти вопросы дает сон Обломова, в котором мы видим его сначала семилетним мальчиком, розовощеким, радостным, изнеженным и излюбленным всеми, кто его окружал: родителями, няньками, мамками, крепостными крестьянами. Мальчик жил в имении родителей – Обломовке, тихом, уютном, райском местечке, расположенном вдали от шумного города и больших дорог. Он был единственным сыном в семье, поэтому его все любили, баловали, опекали. С утра няня натягивала на ноги барчонку чулочки, мать целовала сыночка, смотрела, не мутны ли у него глаза, спрашивала у няни, как спал ее Илюша, а за матушкой уже вся свита дома осыпала его ласками и похвалами. 

    Мальчик был очень резвым, любознательным ребенком. Ему было интересно наблюдать за всем происходящим вокруг. Каждое утро, как в первый раз, он обегал вокруг родительского дома, осматривал запущенный сад; ворота, над которыми деревянная кровля с росшим на ней зеленым мхом, давно уже села; шатающееся крыльцо, различные пристройки. Маленькому Обломову хотелось и побывать на висячей галерее, и взобраться по крутым ступеням на сеновал, на голубятню, однако все его намерения тотчас пресекались няней. Часто он задавал вопросы о различных явлениях природы, а взрослые отвечали ему согласно своим представлениям о них. Он слушал перед сном сказки о молочных реках и кисельных берегах, о Милитрисе  Кирбитьевне и добрых молодцах, о той стороне, где целыми днями ничего не делают, а только веселятся и гуляют. Живое, богатое воображение рисовало удивительные картины, населялось странными сказочными призраками. Мир вокруг имения рисовался страшным и пугающим, и только в Обломовке жилось спокойно и счастливо, поэтому и мечтает уже взрослый Илья Ильич вернуться туда, где он был беззаботен и любим.

    Целыми днями любознательный  Илюша наблюдает за тем, что происходит вокруг него. Он видит, что жизнь в Обломовке течет по своим правилам, здесь царит атмосфера спокойствия и размеренности. Никто никуда не спешит, ни о чем, кроме трапезы, не заботится, не смущает свой ум туманными нравственными вопросами, поэтому все имеют здоровый и цветущий вид и сорокалетние мужчины выглядят юношами. К труду относились, как к тяжкому наказанию, и если была возможность, то избавлялись от этого «наказания», считая, что так и должно быть. Ни одна даже самая мелкая деталь не ускользает от пытливого взора Илюши, зорко наблюдает мальчик за тем, чем заняты взрослые, все запоминает и уже «бессознательно чертит программу своей жизни». Он видит, что отец его, Илья Иванович, в большей степени только обдумывает планы, а не воплощает их в жизнь, поэтому и галерея десятилетиями не ремонтируется, крыльцо шатается, а двери скрипят. День-деньской старший Обломов ходил из угла в угол, курил трубку и сморкался, а матушка переходила от чая к кофе, от кофе к чаю. Взрослые в Обломовке подчиняются культу еды и сна. После обеда все погружается в сон и тишину, только один Илюша бодрствует, но может, тогда уже его детский ум решил, что так, а не иначе следует жить на свете, и постепенно мальчик перенимает семейные ценности.

    Потом Илья Ильич видит себя во сне уже тринадцати или четырнадцатилетним подростком, и он уже учится в частном пансионате немца Ивана Богдановича Штольца. Родители Обломова понимали, что сын должен учиться, ибо звания и чины в современном для них мире достаются только благодаря знаниям, а старым дельцам, которые привыкли добиваться различных привилегий другими путями, приходилось очень туго. Обломовы понимали внешнюю выгоду знаний, мечтали о блестящем будущем для своего чада, а о внутренней потребности учения они не имели даже смутных представлений. Илья Иванович изредка брал в руки какую-либо книгу, совершенно неважно какую, чтобы почитать, однако в чтении не видел большой потребности, считал это дело роскошью, а на книги смотрел как на вещи для развлечения. Илья Ильич ездил в пансионат с неохотой, и уже в понедельник, когда наступало время уезжать, на него нападала страшная тоска. Однако он  часто пропускал учебу по целым неделям, чему был несказанно рад. Родители выискивали причины, чтобы удержать любимого сына дома: то это были праздники, то холод, то жара, а то и нездоровый вид Илюши. Мальчик рос,  и уже стал подростком, однако чулки надевал ему уже Захар, потом натягивал куртку, расчесывал волосы, напоминал о необходимости умываться. Все, что нужно было мальчику, тотчас все исполнялось крепостными. Иногда появлялось у Обломова желание все переделать самому, однако со временем понял, что гораздо лучше, если твои желания исполняет кто-то другой, поэтому и сам выучился раздавать указания.

    В романе описание детства Обломова является тем ключом, который позволяет лучше понять и характер героя, и его психологию. На примере главного героя писатель показал, что излишняя опека и всяческое потакание могут погубить живой ум, яркий талант и превратить любознательного ребенка в совершенно аморфное существо. Поэтому тысячи раз прав Андрей Штольц, который сказал о своем друге  Обломове: «Началось с неумения надевать чулки, кончилось неумением жить».

  • Страна тысячи сказок ведьмак 3 как попасть
  • Страница на английском языке как пишется сокращенно
  • Страна сказок столкновение миров крис колфер книга
  • Страна изготовитель как пишется
  • Страна где живут сказки песня