Страдалец за человечество или неудавшийся наполеон сочинение

Тема: явка с повинной. от преступления к наказанию. символическое значение образа сони мармеладовой. анализ эпилога романа. их воскресила любовь. рр.8.

Тема: «Явка с
повинной». От преступления к наказанию.    Символическое значение образа Сони
Мармеладовой. Анализ эпилога романа. «Их воскресила любовь». РР.8.
Подготовка к написанию контрольного классного  сочинения.

Цель:
показать, в чём писатель видит источник обновления жизни, как решает вопрос:
«Что делать, чтобы изменить существующий миропорядок?»; рассмотреть сцены, в
которых звучит протест писателя против бесчеловечности общества; осмыслить
последние страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие
христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне?».

Ход урока

1.
Организационный момент.

2.
Актуализация знаний учащихся

Дайте
словесную характеристику Порфирию Паетровичу. Какой он?человек? профессионал?

Почему
Порфирий Петрович не арестовал сразу Раскольникова? Он ведь знал, кто убийца
старухи-процентщицы?

Кто из
персонажей играет наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?

3.
Мотивация. Определение темы и целей урока.

Порфирий Петрович
во время беседы с Раскольниковым советует ему: “Станьте солнцем, вас все и
увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем, то есть не только светить, но и
греть.”

Кто же в романе
несет этот свет? (Сонечка Мармеладова)

4.
Работа над темой урока.

Роман
«Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения
писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого
устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в
характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убеждённый, что
ни в каком устройстве общества невозможно избежать зла, что зло исходит из души
человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества.
Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель
обратился к религии.

Аналитическая беседа
• Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых; сделайте вывод о причине
бедственного положения Мармеладовых (ч. 1, гл. II).
• О жизни Сони Мармеладовой мы узнаём вместе с Раскольниковым. Опишите сцену
первого визита Раскольникова к Соне (ч. 4, гл. IV).
• Какую роль в этой сцене играет Библия? Обратите внимание на цифры: Соня
отдаёт Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье — последние 30 копеек, а
какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у
Достоевского?
• Какие аргументы «необыкновенного человека» опровергает «слабенькая» Соня?

• По
каким принципам живёт Соня? Во имя чего она «переступила»?
• С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? (ч. 5, гл. IV) Почему
именно ей признаётся в убийстве? Может ли его понять Соня? Как отнеслась
Соня к его признанию? Как расценить ее слова :»Нет тебя несчастнее никого
теперь в этом свете».

Что
странным и непонятным кажеттся Соне в преступлении Раскольникова. Почему?

Как
Раскольников Объясняет Соне причину убийства?
• Можно ли считать, что Соня тоже «переступила» черту общественной морали?
Раскольников говорит ей: «Ты тоже переступила, загубила жизнь свою».
• В чём качественное отличие Сони от Раскольникова?

Что
Раскольников требует от Сони?

Какую
позицию зханимает автор?

Прочитайте
сцену с кретиком (ч.5; конец 4 главы). Что значит для автора эта последняя
сцена в споре героев?

– В чем же “правда” Сони? Каково ее
отношение к жизни, людям? Каков итог ее преступления? А Раскольникова?

• Какими примерами из текста
можно подтвердить, что Соня — олицетворение доброты, самопожертвования,
кротости, всепрощения? (ч. I, гл. II; ч. III, гл. 4; ч. IV, гл. IV; ч. V, гл.
IV; ч. VI, гл. V, VIII; эпилог, гл. II)

http://festival.1september.ru/articles/629682/img1.jpg

Работа
с эпилогом
.
• Почему каторжане любят Соню?
• По убеждению Достоевского, Соня выражает народные идеалы добра и
справедливости.
Как относятся к Раскольникову?

 Как
Соня помогла Раскольникову «не дать погаснуть едва тлеющему и не видимому
никому , кроме нее, огоньку добра в его душе..»?

Как
подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?

Чтение
эпизода (конец эпилога «Как это случилось..»)

Верите ли вы, что убеждения Сони станут убеждениями Раскольникова?
 В эпилоге романа Достоевский говорит, что страдания, перенесённые героями,
открыли им дорогу к счастью, что «их воскресила любовь».

Постановка и решение проблемной
ситуации
 (работа в группах)
1-я группа.
Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони.
• Как отвечает Достоевский на вопрос: как уничтожить на земле зло?
2-я группа.
В чём прав и в чём неправ Достоевский, противопоставляя «правде» Раскольникова
«правду» Сонечки Мармеладовой?
3-я группа.
Обратившись к эпилогу, проследите, как происходит воскрешение человека в
Раскольникове через любовь к Соне.
4-я группа.
Какое значение придавал своим словам Раскольников, говоря: «Вечная Сонечка!
пока мир стоит!»? Меняется ли смысл этих слов на протяжении всего романа?

Две правды
в романе «Преступление и наказание»

Соня

Раскольников

Кроткая,
добрая

Гордый
нрав, оскорблённое, униженное самолюбие

Спасая
других, берёт на себя тяжести греха

Пытаясь
доказать свою теорию, совершает преступление

В
духовном плане — мученица

В
духовном плане — преступник, хотя берёт на себя грех всего человечества.
Спаситель? Наполеон?

Рассказ
о её поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке

Знамение
для Раскольникова. Жить, жертвуя собой,— это оправдание его предчувствий

Живёт,
исходя из требований жизни, вне теорий

Теория
рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь,
спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все превратности жизни

Полуграмотна,
плохо говорит, читает только Евангелие

Образован,
хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик

Божественная
правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека человеком, а
душа

В нём
правда ложна. Попасть в рай ценой чужой крови нельзя

У неё есть
смысл жизни: любовь, вера

У него
нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт

Вывод. Героев спасёт вера, сострадание; им помогает
сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности
человеческой жизни

Обобщающее слово учителя
— Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах.
Они как два противоположных полюса, не могущие существовать друг без друга. В
образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони — идея смирения.
Но каково содержание и бунта, и смирения — тема многочисленных споров, не
прекращающихся и в настоящее время. Герои романа остаются верны своим
убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба понимают, что Бог един
для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость.
Автор романа, путём нравственных исканий и размышлений, пришёл к мысли о том,
что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на
мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное
воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая
история, история постепенного обновления человека, история постепенного
перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с
новою, доселе совершенно неведомою действительностью».
Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за
сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду:
лучше страдание, чем насилие — страдание очищает. Соня исповедует нравственные
идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным
массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности.
В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в
наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и
будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный
смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

5. Рефлексия. Подведение итогов
урока

Раскольников
– страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?

6.
Домашнее задание:
Подготовиться к контрольному  сочинению

«Страдалец
за человечество или неудавшийся Наполеон»? («Противоречивость характера
Раскольникова»);
«Мои любимые страницы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»;
«Роль образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии характера Раскольникова»;
«Женские характеры в романе “Преступление и наказание”».

Над
какими проблемами современности заставляет нас задуматься роман Достоевского?

«Восстановление
погибшего человека»

Тема
человека в романе.

Используемая
литература:

1.
Фефилова Г.Е. Литература . 10 класс: полугодие: планы-конспекты уроков/
Г.Е.Фефилова . – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 226с.

 Интернет
ресурсы

На чтение 5 мин. Просмотров 2
Обновлено

Самобытность его писательской манеры была по достоинству оценена писателями пушкинского круга, способствовавшими успеху его произведений у современников.

О чем сказка Черная курица

Эта сказка о мальчике, который жил и учился в пансионе для мальчиков. Его звали Алёша. Он был добрый, мечтательный и романтический ребенок. В свободное время он читал книжки про рыцарей, мечтал о встрече с родителями. Его, иногда, выпускали гулять во двор, где жили курицы, и одну из них — Чернушку, он очень любил. Он приносил птичкам крошки, наблюдал за ними. Однажды, кухарка решила зарезать Чернушку и приготовить из нее обед, но Алёша выкупил птичку за единственную свою золотую монету. Курица оказалась министром подземных жителей, и тайком ночью провела Алёшу к царю. В награду за спасение министра, царь выполнил желание ребенка — всегда знать урок на отлично, не прилагая усилий. Взамен с него взяли обещание, ни при каких обстоятельствах, не рассказывать про подземных жителей. Алёша стал лучшим учеником, загордился и обленился, а раньше он был старательным и ответственным. Однажды он потерял зёрнышко и не сдал урок, но Чернушка принесла ему его на следующий день и Алеша справился с заданием. Учитель посчитал, что Алёша специально не сдал урок в предыдущий раз, а ученики подтвердили, что он не занимался. Алёшу наказали и он рассказал про подземных жителей. После этого его стали считать обманщиком, а Чернушку наказал подземный царь и весь их народ переехал.

Список похожих конспектов

А. Погорельский Черная курица или Подземные жители Муниципальное автономное образовательное учреждение. . «Средняя общеобразовательная школа №1». Урок литературного чтения. А. Погорельский. … А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители Тема: А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители». Цель:.  анализ сказки Погорельского через погружение в текст. Задачи:.  1. Формирование … Чёрная курица, или Подземные жители Урок 21. А. Погорельский. . «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Цели урока:. познакомить учащихся с личностью А. … Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон Технология проблемного обучения. . . Метод группового взаимодействия. Тема: «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон». Цель:. … Убийца или спаситель План-конспект урока литературы по теме «Убийца или спаситель». . (Урок-диспут по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Урок … Сказка мудростью богата или как стать сказочником? Защита проектов «Как стать сказочником?». Цели:. . раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных … Сборник притч или философские сказки . Сборник притч. или философские сказки. С О Д Е Р Ж А Н И Е. Введение……………………………………………………………………………..9. … Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? Утверждаю: директор школы № 28. Набалова «Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?». … Парадокс, или Человек создан для счастья, как птица для полета ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук. Урок литературы в 8 классе. . на тему:. «Парадокс,. или Человек создан для счастья, как птица для полета». … Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир в романе «Пре-ступление и наказание 1001 идея интересного занятия с детьми. . «Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир в романе «Преступление и … Майская ночь, или Утопленница Тема:. Заключительный урок по повести «Майская ночь, или Утопленница». Цель:. обобщение и систематизация изученного материала по творчеству … Кто прав:Настя или Митраша? Камилова Разина Вильсуровна. . МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа». . Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, … История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской… История жизни Матрёны Васильевны,. или Слово о спасении души русской…. . /урок по рассказу А. И. Солженицына. «Матрёнин двор»/. Цели и задачи:. … Домашние птицы: курица 8. . Урок развития речи в 3 классе. Тема:. Домашние птицы: курица. Цель. : Уточнение и расширение представлений о домашней птице-курице. Задачи:. … Дикая собака динго или Повесть о первой любви МОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа». Верхнеуслонского района Республики Татарстан. Книга о первой юношеской … Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или Суд над Раскольниковым Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или. Суд над Раскольниковым. Внеклассное мероприятие по литературе и обществознанию с …

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.


Список литературы для итогового сочинения 2021-2022 года

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

1.    А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор в поездке узнал много нового о положении крестьян в России.
2.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Стародум уехал в Сибирь и нашел честный способ заработать капитал, а также развил хорошие качества.
3.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Странствия за границей развили ум Чацкого и расширили его кругозор.
4.    А.С. Пушкин, «Бахчисарайский фонтан». Автор восхищается красотой Крыма и описывает легенду фонтана слез.
5.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Главный герой поехал в большое турне по России, побывал во многих городах и обрел знание себя, ведь после возвращения сразу же понял, что Татьяна — его судьба.
6.    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Гринев уехал из родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и нашел свою судьбу.
7.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Владимир смог получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
8.    А.С. Пушкин, «Цыганы». Автор романтизирует кочевой образ жизни и вдохновенно его описывает, чтобы показать: в путешествиях личность обретает свободу.
9.    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Григорий Печорин разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом — путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.
10.    И.С. Тургенев, «Ася». Зарубежное путешествие подарило герою шанс найти любовь, но он его потерял из-за нерешительности.
11.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». В путешествии по губернии Базаров и Кирсанов находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
12.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои ищут правду в дороге, ведь только так можно узнать настоящую Россию и постичь национальный характер ее жителей.
13.    М. Горький, «Макар Чудра». Сам Макар убеждает читателя, что независимость и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг. Иную жизнь он считает рабством.
14.    М. Горький, «Старуха Изергиль». Рассказчик в путешествии знает новых людей и их истории, то есть расширяет свой кругозор.
15.    М. Горький, «На дне». Лука обрел мудрость и понимание людей в странствиях.
16.    И.А. Бунин, «Кукушка». Жизнь в постоянных скитаниях нельзя назвать счастливой, ведь человек лишен возможности наладить быт и встретить старость в покое.
17.    А.С. Пушкин, «Руслан и Людмила». Дорога к цели знакомит Руслана с магом, ведьмой, братом Черномора и дарит новые возможности для спасения Людмилы.
18.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Болконский выехал из имения по делам и встретил старый дуб, олицетворяющий его душевное состояние. Именно в этой поездке он встретил Наташу, а на обратном пути вновь увидел дуб, но уже цветущий. Дорога расшевелила его, встряхнула и дала новые возможности. Аналогично и у Ростова: он нашел свою любовь далеко от дома, в ходе странствий.
19.    Л.Н. Толстой, «Анна Каренина». После скандала Анна уехала в путешествие и нашла там душевный покой и новые силы для возвращения к нормальной жизни. Там она расширила эрудицию и стала гораздо умнее, что не мог не отметить Левин в разговоре с ней (уже на родине).
20.    Л.Н. Толстой, «Кавказский пленнник». Жилин уехал из части и оказался в плену, ведь в дороге офицеров поджидала засада. Так что дорога не всегда ведет человека в правильном направлении. Зато этот путь закалил характер героя и многому его научил.
21.    А.П. Чехов, «Невеста». Надя покинула родной город и уехала в неизвестность, чтобы раскрыть свой потенциал и добиться исполнения мечты. И ей это удалось.
22.    А.П. Чехов, «Вишневый сад». Раневская бежит от себя и своих проблем за границу, но находит там счастья и покоя. Путешествие лишь усугубляет ее безнадежное материальное положение.
23.    Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго». Бесконечные переезды, побег из города в город лишь измотали главного героя. Юрию очень тяжело приспособиться к нестабильной реальности и найти в скитаниях хоть что-то хорошее. Он очень быстро постарел и опустился из-за моральной усталости.
24.    А.П. Чехов, «Попрыгунья». В жизни Ольги увеселительные поездки и развлечения сыграли отрицательную роль: в погоне за новыми ощущениями она потеряла семейное счастье и единственного любящего ее человека.
25.    А.П. Чехов, «Степь». Тема дороги прослеживается на протяжении всей повести. Егор начинает свою большую дорогу в жизни с маленькой, но насыщенной поездки в город.
26.    Н.С. Лесков, «Левша». Главный герой узнал за рубежом секрет чистки ружей и попытался применить его на Родине.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

1.    Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Развитие прогресса позволяет решить важные социальные проблемы: женский вопрос, насилие в семье, нищета и др.
2.    А. Платонов, «Песчаная учительница». Новые технологии и знания позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
3.    А. Платонов, «В прекрасном и яростном мире». Новые технологии — это вызов для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.
4.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Условия жизни и быта казаков улучшаются из-за внедрения сельскохозяйственной техники в их рабочие процессы.
5.    М.А. Булгаков, «Собачье сердце». Порой развитие технологий может привести к отрицательным и неконтролируемым последствиям: профессор сделал из собаки человека, лишенного нравственных, этических, интеллектуальных способностей к развитию.
6.    М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Воланд утверждает, что люди никак не изменились в ходе истории. Лишь квартирный вопрос испортил их. Это значит, что техника меняет условия жизни, но не нравы и способности людей.
7.    М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Разработка профессора Персикова попала в руки невежественного и безответственного партийного функционера Рокка и привела к катастрофе: вместо здоровых и больших куриц на свет появились огромные рептилии. Увы, технический прогресс может обернуться против людей.
8.    В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Строительство электростанции вынуждает людей покидать свои дома и оставлять жизнь нескольких поколений под водой. Прогресс бывает болезненным и имеет негативные проявления.
9.    В.П. Астафьев, «Людочка». Развитие промышленности в упомянутом городке привело к экологической катастрофе: деревья рости кривыми и болезненными, вместо реки текла жидкость из химических выбросов с непередаваемым запахом и соответствующим влиянием на окружающую среду.
10.    Н.С. Лесков, «Левша». В России прогресс не ценится: Левша пытается донести до министров секрет англичан о чистке ружей, но к нему никто не прислуживается, и Россия проигрывает в Крымской войне.
11.    А.П. Чехов, «Лошадиная фамилия». Герой мучается от зубной боли, но боится врача и ищет целителя. В итоге помог ему все же стоматолог, ведь наука призвана решать такие проблемы, в этом и состоит смысл прогресса.
12.    А.П. Чехов, «Хирургия». Фельдшер халатно относится к своим обязанностям, а потому тормозит развитие своей сферы деятельности — медицины.
13.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Обучение и жизнь по старинке приводят к регрессу общества и его неспособности к созиданию. Митрофан не хочет развиваться и трудиться. Такие, как он, заставляют человечество топтаться на месте и терять шансы в гонке за выживание.
14.    А.П. Чехов, «Дядя Ваня». Доктор Астров возмущен бездумной вырубкой леса, которая оправдывается необходимостью: прогресс должен учитывать нужды будущих поколений людей и быть более экологичным.
15.    А.П. Чехов, «Крыжовник». Отрицательные последствия прогресса мы видим в рассказе «Крыжовник»: от работы заводов река стала цвета кофе.
16.    А.П. Чехов, «Человек в футляре». Цивилизованность выражается в отказе от предрассудков и стереотипов, которые мешают людям быть счастливыми и развиваться. А такие, как Беликов, запрещают женщине кататься на велосипеде, потому что это «неприлично». 
17.    А.Н. Островский, «Гроза». Кулигин пытается убедить обывателей в необходимости громоотвода, но люди погрязли в суевериях и не верят здравому смыслу. Поэтому пожары в городе — обычное дело после грозы.
18.    А.П. Чехов, «Вишневый сад». Люди отстают от прогресса, потому что ничего не делают и ничем не интересуются. Раневская и Гаев навсегда остались в прошлом, ведь будущее требует от них труда и обучения, а к этому они не приспособлены.
19.    М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Политический прогресс выражается в демократических тенденциях: многие казаки, уставшие от угнетения и притеснения, восстают против вековых правил и запретов, чтобы добиться равенства и справедливости.
20.    Е.И. Замятин, «Мы». Автор показал, что технические новшества могут быть направлены против прав и свобод человека: его герои оказались заложниками технократии.
21.    И.А. Гончаров, «Обломов». Настоящий общественный прогресс мы видим в истории успеха Штольца: герой смог занять высокое положение в обществе ценой честного труда и без аристократического происхождения. 
22.    Аркадий и Борис Стругацкие, «Гадкие лебеди». Авторы показали, что прогресс может приобретать совсем не те формы, которых ожидают люди. Чтобы совершить решительный рывок, нужно полностью отбросить прошлое, а к этому готовы далеко не все.
23.    Олдос Хаксли, «О дивный новый мир». В Эре Форда нет места человеку: цивилизация давно идет искусственным путем, люди выращиваются в пробирках и распределяются на касты. У них нет личности и индивидуальности, есть лишь функции. Стремление к прогрессу вытеснило все то, ради чего он делался.
24.    Джордж Оруэлл, «1984». Все достижения человека были направлены против него. Технические новшества породили вечную войну и контролируемую железной рукой нищету.
25.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Практическое применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

1.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»: тут все понятно.
2.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Наполеон пошел против человечности и спровоцировал войны, но в итоге сам потерпел поражение от своих же амбиций.
3.    Л.Н. Толстой, «Крейцерова соната». Главный герой убил жену и ее любовника, получил срок на каторге и осознал, в чем на самом деле заключалась его вина.
4.    Л.Н. Толстой, «Воскресение». Нехлюдов соблазнил простую девушку, из-за него она стала проституткой и попала в суд. Тогда Дмитрий осознал свою вину и попытался помочь девушке вернуться к нормальной жизни.
5.    Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Даже человек, совративший Вареньку, решил загладить свою вину и жениться на ней.
6.    И.А. Бунин, «Темные аллеи». Николай соблазнил Надежду, а затем разбил ей сердце и бросил ее. Но на чужом несчастье счастья не построил: судьба наказала его неудачным браком и разочарованием в семье.
7.    Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза». Эраст довел девушку до самоубийства, но совесть не дала ему забыть об этом: преступление напоминало о себе всю жизнь.
8.    Д.И. Фонвизин, «Недоросль». Все тайное становится явным: попытка Простаковой похитить Софью и завладеть ее наследством не удалась, и сама госпожа потеряла все имущество по приговору Правдина.
9.    М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин хладнокровно убил Грушницкого на дуэли, не пощадил его, хотя мог бы. С точки зрения закона он был чист, но люди отвернулись от него за это. Вернер, который знал всю историю до конца, больше не стал общаться с убийцей.
10.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Убийство Ленского было настоящим преступлением, и Онегин не мог спокойно примириться с совестью. Он долго скитался, чтобы заглушить боль сердца.
11.    М.Ю. Лермонтов, «Песня про купца Калашникова». Главный герой убил обидчика своей жены и отомстил за поруганную честь. Его поступок не был преступным, ведь это был единственный способ восстановить справедливость.
12.    Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». На войне преступления становятся нормой, и каждый ее участник невольно или же сознательно преступает закон и преумножает несправедливость.
13.    М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Насилие отца над Аксиньей — это  то преступление, которое нельзя ни простить, ни оправдать.
14.    И.А. Гончаров, «Обломов». Тарантьев оказался мошенником, который ловко вошел в доверие к Обломову и чуть было не лишил его имения. 
15.    Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Чичиков пошел на авантюру с мертвыми душами (скупил их по дешевке, чтобы заложить в опекунский совет и исчезнуть с деньгами) ради денег и высокого статуса, но получил лишь недоверие и презрение жителей города и сбежал. Его поведение — следствие воспитания.
16.    М. Горький, «Детство». Преступность идет из семьи и закладывается в воспитании, что показали читателю Каширины: Василий так воспитал сыновей розгами и бранью, что они попытались убить его за наследство.
17.    М. Горький, «Челкаш». Порой преступник намного честнее того, кто мнит себя приличным человеком. Вор учит крестьянина гуманности и честности.
18.    А.И. Куприн, «Яма». Преступления происходят с молчаливого одобрения общества: та же проституция была разрешена при царе, и многие маленькие девочки были проданы самими родителями в публичные дома.
19.    М. Горький, «Старуха Изергиль». Ларра совершил преступление — убил девушку. За это он был наказан изгнанием, и эта мера показала свою эффективность.
20.    А.С. Пушкин, «Полтава». Мазепа предал своего царя и отечество, повернув войска против Петра Первого. Его преступление было наказано поражением и дурной истерической славой.
21.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Преступление может быть справедливым в обществе, где закон продается. Владимир мстил тем, кто когда-то поучаствовал в мошенничестве Троекурова и других дурных делах.
22.    А.И. Куприн, «Олеся». Люди охотно идут на преступление, когда чувствуют безнаказанность и находят мнимое основание. Поэтому толпа прихожан накинулась на беззащитную Олесю.
23.    М. Горький, «На дне». Преступный путь ведет людей на социальное дно, а не к успеху. Ведь компания бродяг состоит из уголовников — бывших, нынешних или будущих.
24.    В.Г. Короленко, «Дети подземелья». Иногда люди преступают закон не по своей вине, им просто нечего есть. Так произошло и в жизни сиротки Валька.
25.    Н.В. Гоголь, «Ревизор». Преступления на государственной службе порождают многие социальные проблемы.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

1.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Николай воодушевился и вышел из состояния отчаяния, послушав прекрасное пение Наташи.
2.    А.И. Куприн, «Тапер». Блестящая игра пианиста поразила слушателей, а музыка Листа заставила их заглянуть в глубины своей души.
3.    А.П. Чехов, «Чайка». Спектакль, даже в домашней обстановке, создает уникальный эффект сопричастности к действию и погружает зрителей в атмосферу, заданную автором.
4.    В.К. Железников, «Чучело». Дедушка Лены был так погружен в живопись, что не заметил проблем внучки и не помог ей в нужный момент.
5.    А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Татьяна много читала, и это помогло ей стать разносторонней и самобытной людностью, не выезжая из деревни.
6.    А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Музыка помогла Вере выйти из напряженного эмоционального состояния и понять Желткова.
7.    А.И. Куприн, «Яма». Музыка открыла душу Жени и заставила ее задуматься о своей жизни и правомерности той мести, которую она адресовала мужчинам, приходящим в притон.
8.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». Появление избы-читальни в Гремячем Логе ознаменовало новый виток развития казаков: люди начали расширять кругозор и интересоваться событиями из внешнего мира, что мотивировало их получать образования и рабочие специальности.
9.    И.А. Гончаров, «Обломов». Литература помогает Андрею Штольцу и Ольге Ильинской в работе над собой: они заряжаются энергией и знаниями, чтобы ставить новые цели.
10.    А. Грин, «Алые паруса». История Эгля помогла Ассоль найти утешение в мечтах и развить свой внутренний мир, который в итоге и привлек к ней воплощение ее грезы.
11.    Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея». Главный герой влюбился в талант актрисы, и для него роли в ее исполнении преображали любую пьесу. Театр обладает своей собственной магией, которая делает литературу живой.
12.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Чрезмерное увлечение литературой сделало Софью очень наивной и близорукой в реальной жизни. В поисках идеала со страниц французских романов она попадает в паутину карьериста Молчалина.
13.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Герои черпают силы тянуть лямку крестьянской жизни в задорных или печальных песнях. Все действие сопровождает музыка.
14.    И.А. Тургенев, «Певцы». Рассказчик описывает редкий талант Яшки-Турка и отмечает, что его песня может возвысить души слушателей.
15.    А.Н. Толстой, «Князь Серебряный». С давних пор на Руси в спектаклях поднимались злободневные темы. Только в шутовском облачении Морозов смог во всеуслышание обвинить царя в терроре и заставить слушателей задуматься о том, в каком положении оказалась Россия.
16.    Н.С. Лесков, «Тупейный художник». Настоящий талант в театре не ценился у наших предков, и актрис часто использовали по другому назначению. Любовь Онисимовна, талантливая актриса, тоже едва не стала «одалиской» графа.
17.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Литература развивает чуткость людей и помогает им налаживать отношения в семье: Николай Петрович смог понять и поддержать сына, ведь читал классику и впитал традиции русского гуманизма.
18.    Ф.М. Достоевский, «Бедные люди». Увлечение чтением утешает Варю в трудные минуты и помогает ей облагородить свой внутренний мир. Она пишет гораздо грамотнее и красивее, чем Макар, который вдвое старше ее, однако почти ничего не читает, кроме низкопробных книг.
19.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Библия помогает Раскольнику понять себя и отринуть человеконенавистническую теорию навсегда.
20.    И.А. Бунин, «Легкое дыхание». Книги могут негативно влиять на неокрепший ум: Оля Мещерская прочитала отцовскую книгу о качествах настоящей женщины и слишком рано начала следовать описанному примеру, в результате чего стала жертвой насилия.
21.    И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Героиня много читала и смогла вовремя определить свое духовное призвание. Найти счастье и свой путь в жизни нам помогает литература, расширяющая границы нашего опыта.
22.    М. Горький, «На дне». Литература позволяет Насте забыться и помечтать об истинных чувствах. В ее положении это единственное утешение.
23.    А.Т. Твардовский, «Василий Теркин». Музыка на войне поддерживает героев и дает им силы биться за родную землю.
24.    А.П. Чехов, «Ионыч». Талант — это большая редкость, он дается не всем. А Катерина и представители ее семьи увлекаются музыкой и литературой, но в их исполнении это не искусство, а дилетантизм и позерство.
25.    К.Г. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками». Музыка дарит героине положительные эмоции и помогает ей забыть обо всех печалях и погрузиться в прекрасное.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

1.    Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо» — это очевидно.
2.    Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». О том, кому и почему живется плохо, автор написал подробно, как и о тех, кто преуспевает и двигает страну вперед (например, Разумихин).
3.    Н.А. Некрасов, «Русские женщины». Здесь о том, как страдают на Руси представительницы прекрасного пола и почему.
4.    Н.А. Некрасов, «Железная дорога». Автор повествует историю создания железной дороги руками обманутых рабочих.
5.    А.С. Пушкин, «Медный всадник». По воле монарха воздвигается прекрасный, но опасный для жителей город, который разрушает мечту маленького человека.
6.    Н.В. Гоголь, «Шинель». История о бесправии мелкого чиновника Башмачкина и его тщетных попытках найти справедливость.
7.    Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Обличение правящего класса, который духовно умирает и губит Россию, попросту расходуя ее трудовые и земельные ресурсы.
8.    М.Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Тут наглядно показывается, кому на Руси живется лучше всех и за счет чего.
9.    М.Е. Салтыков-Щедрин, «История одного города». Автор сатирически изображает русскую историю, чтобы высмеять вечные проблемы Руси: казнокрадство, невежество, жестокость и др.
10.    Н.В. Гоголь, «Ревизор». Перечисление актуальных социальных и политических проблем, которые не дают России развиваться.
11.    А.С. Пушкин, «Станционный смотритель». Автор рассказывает о том, что при социальном неравенстве человек не может добиться справедливости и терпит издевательства только в силу приниженности происхождения.
12.    И.А. Тургенев, «Хорь и Калиныч». На примере успешности Хоря можно доказать, что и на Руси есть социальные лифты, открытые для трудолюбивых людей.
13.    М. Горький, «На дне». Все герои живут плохо, потому что сами не хотят работать над собой и исправлять свое положение. Их устраивает маргинальная среда.
14.    А.А. Блок, «12». Радикальные средства для исправления социальных проблем не работают: один террор вытесняет другой, но более анархический и бессистемный.
15.    А.С. Пушкин, «Дубровский». Наглядная демонстрация того, что богатые на Руси тоже не счастливы, ведь у них свои заботы.
16.    А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Все станут чуточку счастливее, если мы научимся почаще проявлять милосердие, как доктор Пирогов.
17.    А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Пока в России стремления к переменам будут считаться происками якобинцев и признаками сумасшествия, ничего не изменится, и люди не будут счастливы. Ум не должен приносить горе в прогрессивной стране.
18.    А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Автор доказывает, что социальный взрыв не решает проблемы, а преумножает их. Реформы могут проводиться только на законном уровне, а не на террористическом.
19.    Л.Н. Толстой, «Война и мир». Пьер Безухов видит решение социальных проблем в политической деятельности на правовом поле и демократических тенденциях.
20.    Н.Г. Чернышевский, «Что делать?». Герои открывают на Руси бизнес на социалистических началах, дают женщинам возможность зарабатывать честно и быть независимыми. Также автор высоко ставит образование, раскрывающее потенциал каждого человека. Вот что надо сделать для полного счастья.
21.    М.А. Шолохов, «Поднятая целина». В книге описывается процесс коллективизации и становления советского государства — вот еще один вариант для ответа на вопрос, что нужно сделать в России для создания более хороших условий.
22.    И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Базаров предлагает все разрушить, чтобы на пустом месте построить новый мир, где будет больше рационализма во всех сферах жизни.
23.    И.А. Гончаров, «Обломов». О качествах русского человека, которые мешают ему на пути к счастью.
24.    Н.С. Лесков, «Левша». Об отношении чиновников к талантливому русскому народу и причинах отсталости России от более успешных стран.
25.    И.А. Тургенев, «Му-му». История о том, кому и почему на Руси живется хуже всех.

главное отличие кутузова и наполеона

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

В знаменитом романе Л.Н. Толстого читатели встречаются с двумя великими полководцами того времени — Михаилом Кутузовым и Наполеоном Бонапартом. Читая произведение, можно увидеть, насколько разные эти военачальники по своим взглядам, убеждениям и отношением к войне и людям.

Михаила Кутузова автор изобразил мудрецом, который прожил жизнь, прошёл через многое и знает, что будет дальше. Он спокойно говорит о том, что битва при Аустерлице будет проиграна, засыпает на совещании, потому что понимает, что будет в итоге. Кутузов скромный, честный, простой человек. Для солдат он как отец. Кутузов воспринимает войну как нечто жестокое, ужасное, он не любит это дело, но вынужден воевать, чтобы спасти Россию.

Он готов на всё, чтобы спасти страну, для этого он принимает тяжёлое, но мудрое решение — оставить Москву и отступать. Да, это был кошмарный и непонятный многим поступок, но в итоге всё привело к тому, что французская армия надолго застряла в столице, а русские смогли сохранить свои силы. К побеждённым противникам Кутузов справедлив и гуманен. Кутузов — олицетворение мудрости и простоты в романе. Он даже разговаривает обычной понятной речью, без пафоса. Через образ этого полководца Толстой хотел показать, каким должен быть настоящий военачальник.

Полная противоположность Кутузову — его соперник Наполеон Бонапарт. На страницах романа он показан тщеславным самовлюблённым эгоистом. Автор изображает его как низкого, толстого человека с «жирными ляхами». Он любит только себя и своё собственное Я. Он жесток и равнодушен ко всем. После битвы при Аустерлице Наполеон обходил поле боя и безучастно глядел на тела убитых и раненых. Ему никого не было жаль. Именно в этот момент Андрей Болконский понял, кем восхищался и кому подражал, и Наполеон стал ему противен. Наполеон любит войну, он считает, что война — способ прославиться, заработать уважение людей. У Кутузова была единственная цель в войне — спасти Родину, а у Наполеона — обрести славу. Такая цель низкая, а пути её достижения подлые.

Л.Н. Толстой использует приём противопоставления (антитезу) чтобы сравнить двух героев. Кутузов — положительный персонаж, и у читателей создаётся хорошее отношение к нему, ведь он защищает интересы страны и людей. А Кутузов — отрицательный персонаж, для которого важны только слава, богатства и число убитых им и его армией людей. У них разные нравственные ценности и взгляды на жизнь, поэтому неудивительно, что в конце концов русская армия, которой командовал Кутузову, победила армию Наполеона, ведь добро всегда побеждает зло.

Сочинение 3

В великом романе Л.Н.Толстова «Война и Мир» сюжетные линии ведают нам историю огромного числа персонажей, каждый из которых имеет свое мировоззрение и глубокий внутренний мир. Особого внимания заслуживают две исторические личности — Император Наполеон Бонапарт и Михаил Илларионович Кутузов. Это два абсолютно разных человека, но с общей целью — победа в войне. Каждый из героев имеет свой характер, привычки и своеобразный образ жизни. На основе романа попробуем сделать сравнительную характеристику двух великих полководцев.

Михаил Илларионович Кутузов.

Кутузов предстает перед нами в образе спасителя Российского государства. Грузный, медлительный, зачастую сонный. Именно таким кажется Михаил Илларионович на первый взгляд, но Толстой славится своим раскрытием героя в мелочах. Так наш полководец искренне улыбается при смотре войск и берет под контроль снабжение армии хорошими сапогами. Он за людей. В нем нет высокомерия или тщеславия, Кутузов идёт в бой бок о бок со своими солдатами. Для него нет различия в званиях, он одинаков в общении как с офицером так и с рядовым. Он дремлет на военных собраниях и выглядит равнодушным, но действует по своему усмотрению. Планомерно и технично. Самое главное, что в него и ему верят. С ним вера в Бога и вера в русский дух. Солдаты называют Кутузова отцом, и это очень точно определяет отношение людей к нему.

Наполеон Бонапарт.

Наполеон. Любимец всей Европы. Любимец российской знати и аристократии. О нем с трепетом говорят во всех модных салонах и ресторанах. На протяжении всего романа Бонапарт является нам холодным и расчётливым стратегом, молодым гением. Он циничен и бескомпромиссен. Жизнь солдат для него не имеет ценности. Битва при Аустерлице началась с равнодушного взмаха его перчатки. Он так и не понял, что победил его армию не военный расчет, а русский дух. Наполеон непримирим, он не принимает поражения и в момент переломного момента битвы отправляет короткое письмо, где приказывает уничтожить русскую армию. У него одна цель — захватить всю Европу. Он максималист и фаталист, но именно это и делает его великим полководцем и императором. К нему не относятся равнодушно, его боготворят или ненавидят.

Наполеон и Кутузов.

Именно сравнение этих двух исторических личностей наиболее важно в романе Толстова. Эти два полководца, которые представляются нам абсолютно разными и непримиримыми. Абсолютно непохожими, но очень многогранными личностями. Лев Николаевич с теплотой и любовью говорит о Кутузове, а о Наполеоне с уважением и правдивостью. Толстой через этих героев показывает свое отношение как к России так и всей Европе. Через них мы можем четко понять, какой была русская и европейская культура того времени. Каким был народ и, самое главное, какой была русская душа.

Сравнение внешности двух героев

Главной чертой лица Кутузова

является улыбка и одинокая слеза на фоне одноглазого выражения лица (русский фельдмаршал потерял глаз вследствие ранения, полученного в бою с турецким десантом в 1774 году). Отечественную войну 1812 года герой встретил глубоким стариком на седьмом десятке лет, прошел ее тяжелым шагом. Пухлое светлое лицо Михаила Илларионовича украшало мудрое выражение одинокой глазницы, он был тучным и сутулым в силу почтенного возраста, но это не мешало князю умело руководить армией.

Наполеону

было сорок лет, когда он напал на Россию, его выдающийся живот выглядел смешно при маленьком росте. Бонапарт тщательно следил за своим внешним видом. Руки императора выделялись аристократической белизной, а тело окутывал аромат изысканного одеколона. Чрезмерную полноту ног выдавали обтягивающие лосины белого цвета, а жирную шею подчеркивал синий воротник военного пиджака.

Образ Кутузова

Толстой изобразил Кутузова в романе своеобразным старцем, прекрасно знающим жизнь и понимающим, что ждет впереди. Он знает, что сражение при Аустерлице будет проиграно, и спокойно говорит об этом. Он засыпает на совете, прекрасно понимая, к чему в итоге приведут все разговоры. Кутузов чувствует биение жизни, понимает ее законы. Его бездействие оборачивается народной мудростью, поступками его руководит интуиция.

Кутузов — полководец, но все его действия подчинены великой воле самой истории, он ее «раб». Но только так, заняв выжидательную позицию, можно было победить. Именно эта мысль Толстого воплотилась в характере Кутузова.

Жизнь и творчество Л. Н. Толстого

Жизнь Льва Николаевича богата событиями. Юность его прошла в Петербурге, где он был одним из главных заводил и известным повесой. Затем судьба забросила его на Крымскую войну, после которой писатель снова вернулся в столицу. Здесь, уже повзрослевший и немало повидавший, он начинает сотрудничать с журналом «Современник», тесно общаясь с редакционным составом (Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев). Толстой публикует «Севастопольские рассказы», где рисует картины, пройденной им войны. Затем путешествует по Европе и остается ей весьма недоволен.

В 1856 году уходит в отставку и начинает жизнь помещика в Ясной Поляне. Женится, занимается хозяйством и пишет свои самые известные романы и повести: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Крейцерова соната».

Умер Толстой в 1910 году на железнодорожной станции.

Роман «Война и мир»

Роман-эпопея описывает события времен наполеоновской войны (1805-1812 гг.). Произведение имело огромный успех как в России, так и в Европе. «Война и мир» — художественное полотно, не имеющее аналогов в литературе. Толстому удалось изобразить все общественные классы, начиная императорами и заканчивая солдатами. Небывалая эволюция характеров и целостность образов, каждый герой предстает живым полнокровным человеком. Писателю удалось прочувствовать и передать все грани психологии русского народа: от возвышенных порывов до безжалостных, почти звериных настроений толпы.

Удивительным получился образ Кутузова, тесно связанный с Россией и ее людьми. Противоположностью ему во всем выступает самовлюбленный и эгоистичный Наполеон. Именно эти персонажи будут рассмотрены подробно.

Обобщение таблицы

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (таблица представлена выше) построена на противопоставлении индивидуализма и народности. Только человек, возомнивший себя выше и лучше других, мог начать кровопролитную войну ради достижения своих эгоистических целей. Такой персонаж не может стать героем, поэтому Толстой, с его гуманизмом и верой в народную мудрость, рисует его негативно и отталкивающе. Внешность, походка, манеры, даже характер Наполеона — все это следствие его стремления показать себя сверхчеловеком.

Кутузов, мудрый, спокойный, казалось бы, бездеятельный, несет в себе всю мощь русского народа. Он не принимает решений — он следует за ходом событий. Он не пытается создавать историю — он подчиняется ей. В этом смирении заключена его духовно-нравственная сила, которая и помогла выиграть войну.

Черты характера Кутузова и Наполеона

Михаил Илларионович Кутузов

прославился среди солдат добротой, часто проявлял заботу о рядовых, о простых людях. Князь отличался внимательностью, замечал отдельные детали происходящего вокруг. Его сиятельство не смущала сложность любой ситуации, он оставался спокойным и невозмутимым при любых обстоятельствах. Двигался фельдмаршал медленно, сонно переваливаясь с ноги на ногу.

Кутузов выражал свои мысли четко, лаконично, с особым шармом и отеческой интонацией. Лев Толстой подчеркивает простоту военачальника, близость с народом. Ни осанкой, ни манерой поведения герой не играет никакой определенной роли, а остается обыкновенным человеком. Старику свойственно интересоваться красивыми женщинами, шутить в своем кругу с подчиненными.

Современники отмечали привычку Кутузова обращаться ласково к офицерам и солдатам. Болконский знает, что начальник слаб на слезы, способный искренне выразить сочувствие, верующий до глубины души человек. Герои романа отзываются о фельдмаршале, как о мудром полководце, признающем, что в некоторые моменты войны лучше не вмешиваться, предоставив истории возможность развиваться произвольно.

Наполеон

, наоборот, высокого мнения о своих поступках. Эгоцентризм императора Франции заставляет его думать, что собственные решения являются единственно правильными. Толстой рисует портрет самовлюбленного маленького человечка. Спровоцировать убийство миллионов солдат — это низменность, ничтожность и интеллектуальная ограниченность, продиктованная капризом безграничной власти.

Антитеза в произведении

На шахматной доске великого сражения много реальных исторических фигур — император Александр, генерал Багратион, маршал Даву. Но ключевыми фигурами выступают именно Наполеон и Кутузов. Во время войны с Францией их противостояние описано настолько тонко и грамотно, что данные образы встают перед нами как живые. Автор не стремится к подробному описанию характеров или ключевых моментов, он лишь грамотно выстраивает цепь событий и поступков, а читатель вникая в тему уже сам строит догадки и выводы.

Писателю в своём сочинении удаётся заставить читателя уважать Кутузова и презирать Наполеона благодаря своей тонкой игре слов и построений образов. Приём, который он использует, антитеза — противопоставление двух персонажей в одинаковых ситуациях, но с разным качеством. Здесь важны все детали — от манеры речи и приказов солдатам, до походных мундиров и распорядка дня каждого из них.

Других ключевых персонажей, например, Наташу Ростову, Толстой описывает подробно. Но в случае с великими полководцами всё сложнее — их характер раскрывается по ходу всего повествования и эмоциональная окраска их поступков читателем тоже крепнет на протяжении всего повествования. В итоге становится понятно, что один из них явный антагонист, а второй — протагонист.

Нельзя забывать, что это художественное произведение и, усиливая некоторые черты, а другие, наоборот, пряча, Лев Николаевич даёт представление об авторской оценке этих личностей. С историческими прототипами они, разумеется, имеют различия, но общая картинка сохранена.

Антитеза — литературный приём, построенный на бинарности двух сторон, описывающий два нравственных полюса и позволяющий влиять на мнение читателя. В конце концов, писатель добивается поставленного результата.

Вывод

Невероятную народную мощь заключил Л. Н. Толстой в свой роман «Война и мир». Краткое описание этой силы дано на примере образа Кутузова, который противопоставлен духовно бедному, не понимающему свой народ, Наполеону. Великий русский полководец и французский император воплотили в себе два начала: созидательное и разрушительное. И, разумеется, гуманист Толстой не мог наделить Наполеона ни одной положительной чертой. Как и не мог он очернить образ Кутузова. Герои романа имеют мало общего с реальными историческими личностями. Но Лев Николаевич и создавал их с целью проиллюстрировать свою историческую концепцию.

Таблица сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона

Кутузов:

  1. Фельдмаршал искренне улыбался уголками губ, украшая тем самым изуродованное лицо.
  2. Неприхотливость к условиям полевого быта, мог разместиться в любой избе.
  3. Считает своей миссией спасти Россию от порабощения неприятельской армией.
  4. Отеческое отношение к солдатам, напутствия перед боем короткие и дельные. Например: «Выспаться!»
  5. Лично принимает участие в главных сражениях военной кампании 1812 года.
  6. Понимает, что исход войны зависит от многих факторов, в том числе от боевого духа рядовых солдат.
  7. Как религиозный человек признает свою малую значимость в историческом процессе.

Наполеон:

  1. Императорская улыбка была лживой, глаза при этом оставались безучастными.
  2. Тяготение к роскоши, двор поражает пышностью.
  3. Хочет завоевать весь мир, чтобы навязать свои культурные ценности и обогатиться за счет других государств.
  4. Считает, что армия побеждает только благодаря его ремеслу вести войну, известный пафосными длинными речами перед сражениями.
  5. Старается держаться на удаленном расстоянии от линии огня.
  6. Думает, что все в жизни зависит единственно от его воли.
  7. Верит, что мир кружится вокруг него, его роль во всем происходящем ключевая, ему суждено изменить картину Европы.

Лев Толстой многократно напоминает: Кутузов

удерживал своих солдат от кровопролитных сражений, всячески старался избежать гибели армии, даже ценой сдачи Москвы. Для главнокомандующего война есть бедствием всенародным, его участь — помочь народу выжить, освободиться от участи терпеть на своей земле иностранного завоевателя.

Наполеон

одержим войной, видит себя ключевой фигурой истории, изменившей карту мира в прямом значении этих слов. Осматривая Бородинское поле, усеянное трупами солдат обеих армий, император восхищается смертельным видом раненного Болконского.

Причина победы России в Отечественной войне 1812 года кроется в единении государства и народа. Каждого человека, будь то крестьянин или дворянин, Лев Толстой показывает малозначительной песчинкой общества. Как только люди объединяются в едином историческом процессе, их сила увеличивается многократно, превращается в победоносную волну, сметающую на своем пути любую кампанию, начатую злым гением. Кутузов любил свой народ и ценил его патриотическую мощь, естественную волю к свободе.

Образ Наполеона

Император Наполеон Бонапарт — полная противоположность Кутузову. В отличие от цельной личности русского генерала, Толстой изображает французского императора в двух ипостасях: человек и полководец. Как полководец Наполеон талантлив, обладает богатым опытом и знанием военного дела.

Но для Льва Николаевича главным является именно человеческая составляющая, душевные качества, психологические особенности. Именно в этом отношении писатель развенчивает романтический образ вражеского полководца. Уже в описании внешность Наполеона видно отношение автора: «маленький», «жирный», ничем не примечательный, позер и эгоист.

Наполеон — император Франции, но ему мало власти над своей страной, он видит себя властителем мира, считает себя выше других. Стремление к обладанию поглотило его, он нравственно беден и неспособен чувствовать, любить, радоваться. Наполеон идет по трупам к своей цели, ведь она оправдывает любые средства. «Победителей не судят», — вот его девиз.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона

В знаменитом романе Л.Н. Толстого читатели встречаются с двумя великими полководцами того времени — Михаилом Кутузовым и Наполеоном Бонапартом. Читая произведение, можно увидеть, насколько разные эти военачальники по своим взглядам, убеждениям и отношением к войне и людям.

Михаила Кутузова автор изобразил мудрецом, который прожил жизнь, прошёл через многое и знает, что будет дальше. Он спокойно говорит о том, что битва при Аустерлице будет проиграна, засыпает на совещании, потому что понимает, что будет в итоге. Кутузов скромный, честный, простой человек. Для солдат он как отец. Кутузов воспринимает войну как нечто жестокое, ужасное, он не любит это дело, но вынужден воевать, чтобы спасти Россию.

Он готов на всё, чтобы спасти страну, для этого он принимает тяжёлое, но мудрое решение — оставить Москву и отступать. Да, это был кошмарный и непонятный многим поступок, но в итоге всё привело к тому, что французская армия надолго застряла в столице, а русские смогли сохранить свои силы. К побеждённым противникам Кутузов справедлив и гуманен. Кутузов — олицетворение мудрости и простоты в романе. Он даже разговаривает обычной понятной речью, без пафоса. Через образ этого полководца Толстой хотел показать, каким должен быть настоящий военачальник.

Полная противоположность Кутузову — его соперник Наполеон Бонапарт. На страницах романа он показан тщеславным самовлюблённым эгоистом. Автор изображает его как низкого, толстого человека с «жирными ляхами». Он любит только себя и своё собственное Я. Он жесток и равнодушен ко всем. После битвы при Аустерлице Наполеон обходил поле боя и безучастно глядел на тела убитых и раненых. Ему никого не было жаль. Именно в этот момент Андрей Болконский понял, кем восхищался и кому подражал, и Наполеон стал ему противен. Наполеон любит войну, он считает, что война — способ прославиться, заработать уважение людей. У Кутузова была единственная цель в войне — спасти Родину, а у Наполеона — обрести славу. Такая цель низкая, а пути её достижения подлые.

Л.Н. Толстой использует приём противопоставления (антитезу) чтобы сравнить двух героев. Кутузов — положительный персонаж, и у читателей создаётся хорошее отношение к нему, ведь он защищает интересы страны и людей. А Кутузов — отрицательный персонаж, для которого важны только слава, богатства и число убитых им и его армией людей. У них разные нравственные ценности и взгляды на жизнь, поэтому неудивительно, что в конце концов русская армия, которой командовал Кутузову, победила армию Наполеона, ведь добро всегда побеждает зло.

Сочинение 3

В великом романе Л.Н.Толстова «Война и Мир» сюжетные линии ведают нам историю огромного числа персонажей, каждый из которых имеет свое мировоззрение и глубокий внутренний мир. Особого внимания заслуживают две исторические личности — Император Наполеон Бонапарт и Михаил Илларионович Кутузов. Это два абсолютно разных человека, но с общей целью — победа в войне. Каждый из героев имеет свой характер, привычки и своеобразный образ жизни. На основе романа попробуем сделать сравнительную характеристику двух великих полководцев.

Михаил Илларионович Кутузов.

Кутузов предстает перед нами в образе спасителя Российского государства. Грузный, медлительный, зачастую сонный. Именно таким кажется Михаил Илларионович на первый взгляд, но Толстой славится своим раскрытием героя в мелочах. Так наш полководец искренне улыбается при смотре войск и берет под контроль снабжение армии хорошими сапогами. Он за людей. В нем нет высокомерия или тщеславия, Кутузов идёт в бой бок о бок со своими солдатами. Для него нет различия в званиях, он одинаков в общении как с офицером так и с рядовым. Он дремлет на военных собраниях и выглядит равнодушным, но действует по своему усмотрению. Планомерно и технично. Самое главное, что в него и ему верят. С ним вера в Бога и вера в русский дух. Солдаты называют Кутузова отцом, и это очень точно определяет отношение людей к нему.

Наполеон Бонапарт.

Наполеон. Любимец всей Европы. Любимец российской знати и аристократии. О нем с трепетом говорят во всех модных салонах и ресторанах. На протяжении всего романа Бонапарт является нам холодным и расчётливым стратегом, молодым гением. Он циничен и бескомпромиссен. Жизнь солдат для него не имеет ценности. Битва при Аустерлице началась с равнодушного взмаха его перчатки. Он так и не понял, что победил его армию не военный расчет, а русский дух. Наполеон непримирим, он не принимает поражения и в момент переломного момента битвы отправляет короткое письмо, где приказывает уничтожить русскую армию. У него одна цель — захватить всю Европу. Он максималист и фаталист, но именно это и делает его великим полководцем и императором. К нему не относятся равнодушно, его боготворят или ненавидят.

Наполеон и Кутузов.

Именно сравнение этих двух исторических личностей наиболее важно в романе Толстова. Эти два полководца, которые представляются нам абсолютно разными и непримиримыми. Абсолютно непохожими, но очень многогранными личностями. Лев Николаевич с теплотой и любовью говорит о Кутузове, а о Наполеоне с уважением и правдивостью. Толстой через этих героев показывает свое отношение как к России так и всей Европе. Через них мы можем четко понять, какой была русская и европейская культура того времени. Каким был народ и, самое главное, какой была русская душа.

Сравнение внешности двух героев

Главной чертой лица Кутузова

является улыбка и одинокая слеза на фоне одноглазого выражения лица (русский фельдмаршал потерял глаз вследствие ранения, полученного в бою с турецким десантом в 1774 году). Отечественную войну 1812 года герой встретил глубоким стариком на седьмом десятке лет, прошел ее тяжелым шагом. Пухлое светлое лицо Михаила Илларионовича украшало мудрое выражение одинокой глазницы, он был тучным и сутулым в силу почтенного возраста, но это не мешало князю умело руководить армией.

Наполеону

было сорок лет, когда он напал на Россию, его выдающийся живот выглядел смешно при маленьком росте. Бонапарт тщательно следил за своим внешним видом. Руки императора выделялись аристократической белизной, а тело окутывал аромат изысканного одеколона. Чрезмерную полноту ног выдавали обтягивающие лосины белого цвета, а жирную шею подчеркивал синий воротник военного пиджака.

Образ Кутузова

Толстой изобразил Кутузова в романе своеобразным старцем, прекрасно знающим жизнь и понимающим, что ждет впереди. Он знает, что сражение при Аустерлице будет проиграно, и спокойно говорит об этом. Он засыпает на совете, прекрасно понимая, к чему в итоге приведут все разговоры. Кутузов чувствует биение жизни, понимает ее законы. Его бездействие оборачивается народной мудростью, поступками его руководит интуиция.

Кутузов — полководец, но все его действия подчинены великой воле самой истории, он ее «раб». Но только так, заняв выжидательную позицию, можно было победить. Именно эта мысль Толстого воплотилась в характере Кутузова.

Жизнь и творчество Л. Н. Толстого

Жизнь Льва Николаевича богата событиями. Юность его прошла в Петербурге, где он был одним из главных заводил и известным повесой. Затем судьба забросила его на Крымскую войну, после которой писатель снова вернулся в столицу. Здесь, уже повзрослевший и немало повидавший, он начинает сотрудничать с журналом «Современник», тесно общаясь с редакционным составом (Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев). Толстой публикует «Севастопольские рассказы», где рисует картины, пройденной им войны. Затем путешествует по Европе и остается ей весьма недоволен.

В 1856 году уходит в отставку и начинает жизнь помещика в Ясной Поляне. Женится, занимается хозяйством и пишет свои самые известные романы и повести: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье», «Крейцерова соната».

Умер Толстой в 1910 году на железнодорожной станции.

Роман «Война и мир»

Роман-эпопея описывает события времен наполеоновской войны (1805-1812 гг.). Произведение имело огромный успех как в России, так и в Европе. «Война и мир» — художественное полотно, не имеющее аналогов в литературе. Толстому удалось изобразить все общественные классы, начиная императорами и заканчивая солдатами. Небывалая эволюция характеров и целостность образов, каждый герой предстает живым полнокровным человеком. Писателю удалось прочувствовать и передать все грани психологии русского народа: от возвышенных порывов до безжалостных, почти звериных настроений толпы.

Удивительным получился образ Кутузова, тесно связанный с Россией и ее людьми. Противоположностью ему во всем выступает самовлюбленный и эгоистичный Наполеон. Именно эти персонажи будут рассмотрены подробно.

Обобщение таблицы

Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона (таблица представлена выше) построена на противопоставлении индивидуализма и народности. Только человек, возомнивший себя выше и лучше других, мог начать кровопролитную войну ради достижения своих эгоистических целей. Такой персонаж не может стать героем, поэтому Толстой, с его гуманизмом и верой в народную мудрость, рисует его негативно и отталкивающе. Внешность, походка, манеры, даже характер Наполеона — все это следствие его стремления показать себя сверхчеловеком.

Кутузов, мудрый, спокойный, казалось бы, бездеятельный, несет в себе всю мощь русского народа. Он не принимает решений — он следует за ходом событий. Он не пытается создавать историю — он подчиняется ей. В этом смирении заключена его духовно-нравственная сила, которая и помогла выиграть войну.

Черты характера Кутузова и Наполеона

Михаил Илларионович Кутузов

прославился среди солдат добротой, часто проявлял заботу о рядовых, о простых людях. Князь отличался внимательностью, замечал отдельные детали происходящего вокруг. Его сиятельство не смущала сложность любой ситуации, он оставался спокойным и невозмутимым при любых обстоятельствах. Двигался фельдмаршал медленно, сонно переваливаясь с ноги на ногу.

Кутузов выражал свои мысли четко, лаконично, с особым шармом и отеческой интонацией. Лев Толстой подчеркивает простоту военачальника, близость с народом. Ни осанкой, ни манерой поведения герой не играет никакой определенной роли, а остается обыкновенным человеком. Старику свойственно интересоваться красивыми женщинами, шутить в своем кругу с подчиненными.

Современники отмечали привычку Кутузова обращаться ласково к офицерам и солдатам. Болконский знает, что начальник слаб на слезы, способный искренне выразить сочувствие, верующий до глубины души человек. Герои романа отзываются о фельдмаршале, как о мудром полководце, признающем, что в некоторые моменты войны лучше не вмешиваться, предоставив истории возможность развиваться произвольно.

Наполеон

, наоборот, высокого мнения о своих поступках. Эгоцентризм императора Франции заставляет его думать, что собственные решения являются единственно правильными. Толстой рисует портрет самовлюбленного маленького человечка. Спровоцировать убийство миллионов солдат — это низменность, ничтожность и интеллектуальная ограниченность, продиктованная капризом безграничной власти.

Антитеза в произведении

На шахматной доске великого сражения много реальных исторических фигур — император Александр, генерал Багратион, маршал Даву. Но ключевыми фигурами выступают именно Наполеон и Кутузов. Во время войны с Францией их противостояние описано настолько тонко и грамотно, что данные образы встают перед нами как живые. Автор не стремится к подробному описанию характеров или ключевых моментов, он лишь грамотно выстраивает цепь событий и поступков, а читатель вникая в тему уже сам строит догадки и выводы.

Писателю в своём сочинении удаётся заставить читателя уважать Кутузова и презирать Наполеона благодаря своей тонкой игре слов и построений образов. Приём, который он использует, антитеза — противопоставление двух персонажей в одинаковых ситуациях, но с разным качеством. Здесь важны все детали — от манеры речи и приказов солдатам, до походных мундиров и распорядка дня каждого из них.

Других ключевых персонажей, например, Наташу Ростову, Толстой описывает подробно. Но в случае с великими полководцами всё сложнее — их характер раскрывается по ходу всего повествования и эмоциональная окраска их поступков читателем тоже крепнет на протяжении всего повествования. В итоге становится понятно, что один из них явный антагонист, а второй — протагонист.

Нельзя забывать, что это художественное произведение и, усиливая некоторые черты, а другие, наоборот, пряча, Лев Николаевич даёт представление об авторской оценке этих личностей. С историческими прототипами они, разумеется, имеют различия, но общая картинка сохранена.

Антитеза — литературный приём, построенный на бинарности двух сторон, описывающий два нравственных полюса и позволяющий влиять на мнение читателя. В конце концов, писатель добивается поставленного результата.

Вывод

Невероятную народную мощь заключил Л. Н. Толстой в свой роман «Война и мир». Краткое описание этой силы дано на примере образа Кутузова, который противопоставлен духовно бедному, не понимающему свой народ, Наполеону. Великий русский полководец и французский император воплотили в себе два начала: созидательное и разрушительное. И, разумеется, гуманист Толстой не мог наделить Наполеона ни одной положительной чертой. Как и не мог он очернить образ Кутузова. Герои романа имеют мало общего с реальными историческими личностями. Но Лев Николаевич и создавал их с целью проиллюстрировать свою историческую концепцию.

Таблица сравнительной характеристики Кутузова и Наполеона

Кутузов:

  1. Фельдмаршал искренне улыбался уголками губ, украшая тем самым изуродованное лицо.
  2. Неприхотливость к условиям полевого быта, мог разместиться в любой избе.
  3. Считает своей миссией спасти Россию от порабощения неприятельской армией.
  4. Отеческое отношение к солдатам, напутствия перед боем короткие и дельные. Например: «Выспаться!»
  5. Лично принимает участие в главных сражениях военной кампании 1812 года.
  6. Понимает, что исход войны зависит от многих факторов, в том числе от боевого духа рядовых солдат.
  7. Как религиозный человек признает свою малую значимость в историческом процессе.

Наполеон:

  1. Императорская улыбка была лживой, глаза при этом оставались безучастными.
  2. Тяготение к роскоши, двор поражает пышностью.
  3. Хочет завоевать весь мир, чтобы навязать свои культурные ценности и обогатиться за счет других государств.
  4. Считает, что армия побеждает только благодаря его ремеслу вести войну, известный пафосными длинными речами перед сражениями.
  5. Старается держаться на удаленном расстоянии от линии огня.
  6. Думает, что все в жизни зависит единственно от его воли.
  7. Верит, что мир кружится вокруг него, его роль во всем происходящем ключевая, ему суждено изменить картину Европы.

Лев Толстой многократно напоминает: Кутузов

удерживал своих солдат от кровопролитных сражений, всячески старался избежать гибели армии, даже ценой сдачи Москвы. Для главнокомандующего война есть бедствием всенародным, его участь — помочь народу выжить, освободиться от участи терпеть на своей земле иностранного завоевателя.

Наполеон

одержим войной, видит себя ключевой фигурой истории, изменившей карту мира в прямом значении этих слов. Осматривая Бородинское поле, усеянное трупами солдат обеих армий, император восхищается смертельным видом раненного Болконского.

Причина победы России в Отечественной войне 1812 года кроется в единении государства и народа. Каждого человека, будь то крестьянин или дворянин, Лев Толстой показывает малозначительной песчинкой общества. Как только люди объединяются в едином историческом процессе, их сила увеличивается многократно, превращается в победоносную волну, сметающую на своем пути любую кампанию, начатую злым гением. Кутузов любил свой народ и ценил его патриотическую мощь, естественную волю к свободе.

Образ Наполеона

Император Наполеон Бонапарт — полная противоположность Кутузову. В отличие от цельной личности русского генерала, Толстой изображает французского императора в двух ипостасях: человек и полководец. Как полководец Наполеон талантлив, обладает богатым опытом и знанием военного дела.

Но для Льва Николаевича главным является именно человеческая составляющая, душевные качества, психологические особенности. Именно в этом отношении писатель развенчивает романтический образ вражеского полководца. Уже в описании внешность Наполеона видно отношение автора: «маленький», «жирный», ничем не примечательный, позер и эгоист.

Наполеон — император Франции, но ему мало власти над своей страной, он видит себя властителем мира, считает себя выше других. Стремление к обладанию поглотило его, он нравственно беден и неспособен чувствовать, любить, радоваться. Наполеон идет по трупам к своей цели, ведь она оправдывает любые средства. «Победителей не судят», — вот его девиз.

  • Страдания безвременны как пишется
  • Стоунхендж рассказ 6 класс
  • Сторожить или старожить как пишется
  • Стоять в пол оборота как пишется
  • Стотысячный как пишется и почему