Стойкий оловянный солдатик отзыв о сказке

Автор j.g. на чтение 5 мин обновлено 9 сентября, 2021 стойкий оловянный солдатик читательский дневник поможет дать ответы на вопросы

На чтение 5 мин Обновлено

«Стойкий оловянный солдатик» читательский дневник поможет дать ответы на вопросы к сказке и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и то о чём сказка и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть краткий отзыв для читательского дневника и пословицы к произведению .

Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» читательский дневник (Анализ)

Автор: Ханс Кристиан Андерсен

Сколько страниц: 32
Жанр: Сказка
Год написания: 1838 год

Главная мысль сказки — жизнь бессмысленна без любви.

«Стойкий оловянный солдатик» главные герои

  • Оловянный солдатик – одноногая игрушка, мужественный и бесстрашный, немногословный, с большим любящим сердцем. Он мужественно стоял в кораблике, во время того как тот мчал в пропасть, он спокойно смотрел на крысу и на рыбу, которая проглотила его. Даже пламя не испугало солдатика. Он мужественно принял смерть. Лучшие человеческие качества воплощены в образе оловянного солдатика —
    мужество и терпение.
  • Танцовщица – нежная и красивая бумажная девушка.
  • Тролль – злобное существо, снедаемое ревностью. Он живет в табакерке
  • Мальчик – веселый и озорной хозяин солдатика.

Добро воплощает оловянный солдатик и балерина, а зло — троль, который убеждает мальчика бросить солдатика в огонь, и крыса, которая хочет догнать и проверить паспорт.

«Стойкий оловянный солдатик» план

  1. Подарок на день рождения.
  2. Одноногий солдатик
  3. Дворец и танцовщица.
  4. Игры игрушек
  5. Месть злого тролля.
  6. Солдатик на мостовой.
  7. Плаванье по канаве.
  8. Встреча с крысой.
  9. В животе у рыбы.
  10. Чудесное возвращение домой.
  11. Смерть солдатика и танцовщицы.

Чему учит сказка «Стойкий оловянный солдатик»?

Сказка учит нас никогда не сдаваться, никогда не опускать руки перед лицом опасности и стойко переносить все тяготы и сложности жизни. Учит верить в лучшее и идти к своей цели. Также автор показывает, что внешний вид — это не главное, намного важнее внутренние качества.

«Стойкий оловянный солдатик» отзыв для читательского дневника

стойкий оловянный солдатик главные героиМне очень понравилась сказка «Стойкий оловянный солдатик» даже не смотря на ее печальный конец. У нее захватывающий сюжет и произведение очень интересно читать. Солдатик в сказке является настоящим образцом мужества и стойкости. За небольшое время он сумел преодолеть многие трудности, но судьба была к нему не благосклонной. Произведение заставляет нас сочувствовать главным героям.

Пословицы

  • Лучше умереть стоя, чем жить на коленях.
  • Одному не страшно, а двоим веселее.
  • Любовь в огне не горит, и в воде не тонет.
  • Два сапога пара.
  • Любовь кольцо, а у кольца нет конца.

Что понравилось?

В этой сказке мне понравилась стойкость и мужественность солдатика, верность и преданность друг другу до конца, даже до смерти. Но мне хотелось бы, чтобы в сказке был счастливый финал, и после всех испытаний солдатик был счастлив с танцовщицей.

«Стойкий оловянный солдатик» краткое содержание для читательского дневника

Мальчику на день рождения подарили 25 одинаковых оловянных солдатиков. Но у одного из них была только одна нога, поскольку на него не хватило олова. Мальчик играл с солдатиками и одноногий солдатик увидел красивый замок и в нем танцовщицу на одной ножке, он сразу влюбился в неё и мечтал о том, чтобы она стала его женой.

Ночью игрушки начали играть сами по себе, а солдатик все смотрел на танцовщицу. В это время из табакерки, стоявшей на столе, вылез тролль и угрожающе предупредил солдатика.

Утром дети поставили солдатика на окно и он упал на мостовую, где его нашли мальчишки и посадили в бумажную лодку. Дети отправили солдатика в плавание по сточным водам. Солдатик стойко переносил это плавание и мечтал о танцовщице. Злая крыса под мостом потребовала показать паспорт, потому что он проплывал по её территории, затем он попал в пасть рыбе, которую поймали рыбаки.

Стойкий оловянный солдатик краткое содержание Позже кухарка, разделывая рыбу находит оловянного солдатика и приносит его в ту самую комнату, откуда он выпал. Один из мальчиков хватает солдатика и бросает его в печку, где он начинает плавится. Поднимается ветер и кидает бумажную танцовщицу туда же — в печку, где она сразу же вспыхивает.

Утром кухарка, выметая золу, нашла маленький кусочек олова в виде сердца и блестку, которой когда-то скреплялась лента танцовщицы.

«Стойкий оловянный солдатик» вопросы к сказке

  1. Сколько всего было оловянных солдатиков? (25)
  2. Какими качествами обладал стойкий оловянный солдатик? (Мужеством и смелостью)
  3. Из какого металла был выплавлен стойкий солдатик? (Олово)
  4. Из какого предмета отлили оловянного солдатика? (Старая оловянная ложка)
  5. Почему солдатик был одноногим? (его отливали последним,не хватило олова).
  6. Чем было зеркальце на столе? (озером).
  7. Кем была красавица из домика? (танцовщицей).
  8. Кого полюбил стойкий оловянный солдатик? (Бумажную танцовщицу)
  9. О чём подумал стойкий солдатик, когда увидел танцовщицу? (Вот бы мне такую жену!)
  10. Во что играли игрушки по ночам? (в гости,в войну,устроили бал).
  11. Кто был в табакерке с фокусом? (Маленький чёрный тролль)
  12. Как стойкий солдатик оказался на улице? (Упал в окно)
  13. Что сделали с солдатиком уличные мальчишки? (Отправили его в плаванье)
  14. На чем мальчишки отправили солдатика в плавание? (на кораблике из газеты).
  15. Кто потребовал паспорт у стойкого оловянного солдатика? (Крыса)
  16. Кто проглотил солдатика? (Рыба)
  17. Как он выбрался из брюха рыбы? (рыбу поймали и вспороли брюхо).
  18. Кто швырнул солдатика в печку? (Один из мальчиков)
  19. Что осталось от солдатика и танцовщицы? (комочек олова и обгоревшая брошка).
  20. Чему учит сказка «Стойкий оловянный солдатик»? (Мужеству, смелости и любви)
  21. Почему солдатик стойкий? (Потому, что, кроме того, что он стоит на одной ноге, солдатик мужественно проходит через все злоключения).

«Стойкий оловянный солдатик» почему такое название? Потому, что главным героем сказки является оловянный солдатик, крепко стоящий на единственной ноге и стойко переносящий выпавшие на его долю злоключения.

«Девочка со спичками»

AiRon88, 15 ноября 2021 г. в 16:07

Классика рождественского/святочного рассказа. Грустная сказка становится очень печально на сердце. Не очень понимаю, тех ставит низкие баллы из-за того, что тут «боль и страх».

Сказки, увы, бывают не только светлые. Среди печальных сказок эта — одна из лучших.


«Ель»

12МарЛео, 04 ноября 2021 г. в 09:12

Грустная сказка. У Андерсена в общем-то нет сказок веселых, пряничных, праздничных. Только вот «Ель» одна из самых грустных. Трагическая аллегория на тех, кто живет не сегодня, а когда-нибудь потом, завтра или через неделю, с понедельника или с Нового года. О тех, кто ждет лучшего; не ясно, правда, чего лучшего, но явно не такого, как сейчас. Сейчас все плохо, все скучно, все надоело, а вот наступит счастливый миг, озарит светом и уж тогда-то заживем. А понедельники мелькают, один год сменяется другим, а счастливый миг все не наступает. А потом — прощальный костер и тяжелый вздох о том, что вот не пожил, не удалось, не получилось.


«Дорожный товарищ»

Gourmand, 29 августа 2021 г. в 17:03

Тёмное фэнтези. Мертвецы против Зла. Сад костей. Принцесса-колдунья. Наивный герой.

Заснув у постели умершего отца, Йоханнес видит сон про прекрасную принцессу. После похорон он отправляется в путь…

Мне сложно понять, сколько в рассказе перверзий, если они вообще есть, но история понравилась. Много деталей, которые не столько работают на сюжет, сколько создают атмосферу. От домового до владельца театра марионеток.

Основной посыл, как я понял, в том, что в мире добрых людей значительно больше, чем злых, вот только у злых иногда случайно оказываются возможности творить зло. Но это поправимо. :)


«Скверный мальчишка»

Gourmand, 29 августа 2021 г. в 00:42

Мифологическое существо стучится в дверь к поэту. Логично? Вполне. В обычном доме это существо и не заметили бы.

Поэт существо согревает и кормит, возвращая к жизни.

В ответ божество заносит в сердце поэта неразделённую любовь — чувство довольно мрачное и тоскливое. Такой вот проказник.

Поэт, испытав на себе это горькое чувство, предупреждает читателя: остерегайся пакостника с луком, иначе жизнь тебе покажется не жизнью.

Где в этом сюжете педерастия?..

Конечно, есть нюансы, есть акценты, описания и так далее. Но в том переводе, в котором читал я, ничего сексуального нет, разве что «посадил на колени», но, видимо, больше сажать было некуда. Халупа поэта — не королевский дворец. Стул, печка и грязные носки в углу.

Как по мне, так обычный печальный рассказ про старика, который из-за стрелы бессильно вспомнил молодость.


«Огниво»

Gourmand, 28 августа 2021 г. в 23:23

Дания — родина викингов. Они же грабители и убийцы. А чуть ранее именно с датского полуострова в Британию отправились переселяться англы и саксы, вырезав аборигенов-бриттов примерно так, что остров вместо Британии стал именоваться Англией. Так что классическая сказка датского писателя вполне укладывается в датский менталитет.

Жизнь воина проста: подобрать то, что плохо лежит, и отобрать то, что лежит взаперти. А кто против — башку долой. Хочет принцесса замуж, не хочет — кого это волнует?

Интересен другой вопрос: зачем вообще три собаки? Достаточно было бы одной — золотой. Принцессу возила тоже одна собака. Ради последней сцены с массовой резнёй? Что-то мне подсказывает, что собака с глазами как Круглые башни справилась бы и одна.


«Дюймовочка»

Яна_Даниэль, 10 марта 2021 г. в 19:53

Замечательная сказка, насыщенная приключениями, героями и характерами. Только вот одна единственная Дюймовочка оказалась самым неинициативным персонажем: ее крадут, уносят, забирают, переносят, содержат и т.д. Единственный момент, где Дюймовочка проявила свою жизненную позицию — это в помощи Ласточке. Даже в теплых краях Дюймовочку можно сказать принесли прямо в руки эльфийскому принцу.

В этой сказке представлена галерея персонажей и их интересно разбирать и обсуждать с ребенком, но обсуждать и разбирать характер Дюймовочки… — его по сути и нет, она просто плыла по течению и приплыла в хорошие руки.


«Цветы маленькой Иды»

Яна_Даниэль, 10 марта 2021 г. в 19:49

Мне было немного скучно читать эту сказку, в ней очень много деталей, описаний цветов, и она действительно детская — когда ребенок может подумать, что цветы — это не просто цветы, а прекрасные создания, которые обязаны вести свою тайную жизнь, так же как и игрушки. Они рождаются, живут, умирают и достойны тех же почестей, что и люди. Что нужно отметить, так это искренний детский взгляд на ситуацию — Андерсен смог передать детское восприятие мира.


«Принцесса на горошине»

Яна_Даниэль, 10 марта 2021 г. в 19:41

Прелестная сказка, на одной странице Андерсен описал настоящую «принцессность». Нравится нам героиня или нет, она НАСТОЯЩАЯ.


«Маленький Клаус и Большой Клаус»

Яна_Даниэль, 10 марта 2021 г. в 19:39

В этой сказке хочется отметить инициативность, смекалистость и хитрость главного героя. Он действительно добился всего сам своим умом. Только вот окружающие его люди оказались на редкость безмозглыми, и какой бы жесткой не была эта сказка, где второй герой поубивал всех, кого только мог, люди сами поплатились за свою глупость и недалекость.


«Огниво»

Яна_Даниэль, 10 марта 2021 г. в 19:34

Сказка написана в бодром темпе, мы чувствуем солдатский оптимизм, бравость и приключенческий дух. Однако сказка трешовая, как и многие другие сказки Андерсена. Последняя сцена просто выносит мозг:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

сначала собаки разорвали всех, включая родителей принцессы, и потом на костях организуют пир в честь свадьбы солдата и принцессы

Весело жили в общем.
«Картинки-невидимки»

ааа иии, 02 марта 2021 г. в 07:50

Андерсен родился в 1805-м, а года через два Копенгаген сожгли англичане. В дальнейшем государство обанкротилось, рассталось относительно безболезненно с южными колониями и Норвегией, пытаясь сохранить Шлезвиг-Гольштейн, повоевало раза два.

  То есть, дела шли всё лучше и лучше, датчане даже смогли позволить себе Андерсена.

  Автобиографии (три) изображают утенка, из которого неминуемо ожидался лебедь. ЖЗЛ описала, каким трудом Андерсен делал себя сам. Но, ради справедивости, его сомнительная наследственность, слабые способности к иноязыкам, анормальная наивность встретили внимание и непустую заботу людей из правящего класса, как-то уловивших: этот небезнадежен. И с поддержкой жизнь несла Андерсену много слез, но стипендия, учеба, тур за казенный счет, корректор из профессуры, пенсия… Путь сказочника (несказочного, включая либретто, оставил на томов 30) свидетельствует: в королевстве были официальная и неофициальная системы поддержки талантов. Любых отечественных, даже с дислексией.

Проза Г.-Х., при всем при том, пропитана тотальным, почти японским пониманием ничтожной цены жизни и искусства в этом мире. См. «Девочку со спичками», но фон, на котором развилась пресловутая жестокость Андерсена (лишь «Тётушка зубная боль» жестче притч Толстого), лучше объяснят менее знаменитые «Картинки-невидимки», они же ‘Книжка с картинками без картин’.

  Эта вещь, открывшая Андерсена российской аудитории, по сути 33 фрагмента в духе «заглянем в чужую жизнь». Рассказчик — месяц, манера — трезвые сантименты и свобода в выборе предмета. Есть Китай, смерть эскимоса и жизнь караванного торговца, но основное про Европу.

  Истощенные поля шведов. Зимой замерзает море, горе потерять тракт. Музыкантам снится водка, актеры бесправны, Париж помнит лужи крови, на могилы суицидников валят сор. Малыш трубочист так мил! Почти как девочка-водоноска римских развалин. Дети везде, по пять мордашек в детской и рожают еще, послушницы провожают взглядом почтальонов, подпись к празднику Ротшильдов: «Мать». В городах курятники, зато в Помпеях туристов мало, пой себе арии. Ликует скульптор Торвальдсен, а больную проститутку (был у Андерсена эпизод в теткином борделе… Но сейчас не об этом) гонят работать за час до смерти. Можно жить, не отходя на шесть миль от каморки, а крестьяне бегут, от германских налогов и бесхлебья, к лихорадке и прочему яду Америк. 1840-е, однако.

  Но в самом финале знак грядущих перемен: ребеночек молит боженьку о маслице на хлеб. Видимо, том самом фермерском, экспорт которого дал Дании больше, чем Сибири золото ее приисков.

  «Я гляжу сквозь безграничное воздушное пространство на бегущие подо мною облака, гляжу и на пробегающие от них по земле длинные тени».


«Девочка со спичками»

Cancertid, 19 декабря 2020 г. в 21:00

Из всех сказок, прочитанных в детстве, эта быль более всего запала в душу из-за жизненности. Помнится, даже фантазировал, что, если встретить на улицу героиню и замерзнуть вместе… Образ голодного и холодного детства.


«Самое невероятное»

Эльнурдара, 26 августа 2020 г. в 18:57

Какая хорошая, славная и чудесная сказка! Пусть никогда вандализм и разрушение не превозносится над талантом и созиданием. Справедливый и чудесный финал поучительной сказки. Хотя справедливее было бы, не будь там разрушителя вообще. Прочитала из-за балета Pet Shop Boys «The most incredible thing», созданного по мотивам этой сказки.


«Снежная королева»

lubar, 16 мая 2020 г. в 16:49

Хорошая сказка. Достаточно цельная. Написана с юмором.

У дочки в пятом классе сказка оказалась в программе. При этом в учебнике сказка дана с незначительными купюрами. Убрали слишком подробные сказки, которые рассказывали цветы в саду колдуньи (и мне тоже кажется, что к повествованию они не очень относятся).

Поняли, что ни я ни дочка полностью сказку не читали. Мы слушали музыкальную сказку. Она мне показалась очень религиозной. Настолько, что я думал, что её специально модифицировали. Сам я скорее всего несколько раз читал и смотрел в театре постановку Шварца. Совпадений достаточно много, но части про лапландку и финку кажется нет совсем.

Религиозные мотивы в сказке есть, но нельзя сказать, что они очень сильны и не очень последовательны. Христианство сильно переплетено с мифологией. Тролль из мифов, что создал зеркало, якобы сам дьявол. И зеркало разбилось, потому что приспешники тролля потеряли чувство меры. Старушка колдунья не осуждается, ходя колдовство в христианстве вроде не приветствуется. Отче наш противопоставляется бессмысленным, в борьбе со злом, знаниям арифметики. С другой стороны самым сильным моментом мне показалось именно вмешательство ангелов на стороне Герды. Может именно поэтому аудиосказка мне показалась излишне религиозной.

Долго казалось, что не вписывается в сказку вторая глава, где Герду пленила колдунья. Но в шестой главе финка объясняет, что сила Герды настолько велика , что ей подчиняются и растения (розы из волшебного сада).

Снежная королева герой очень эпизодический. Настоящая героиня книги именно Герда, которая через всю книгу идёт не боясь никаких трудностей ради спасения Кая. Остальные герои тоже обозначены небольшими штрихами. И почти все они положительные. Все готовы помогать. Ещё раз отмечу, что Андерсон не осуждает старушку колдунью, хотя её поступок не сильно отличатся от поступка Снежной Королевы. Обе скучая в одиночестве, захотели себе ребёночка.

Самой колоритной фигурой после Герды мне кажется маленькая разбойница. Хотя у Шварца получилась ещё интереснее. Девочка которой всё можно, всё-таки оказывается очень человечной и помогает и Герде и Северному Оленю. Всё-таки разбойнице пришлось рано повзрослеть, чтобы не только выжить, но сохранить рассудок в окружении разбойников-дикарей.

Мне осталась непонятна сущность Снежной Королевы. Но скорее всего она просто стихия. Её не надо убивать или уничтожать. И даже не надо нарушать ей же созданные правила. Ангелы и Герда только помогли Каю выполнить условия сделки.

Ещё я совсем не понял, почему Кай и Герда так быстро выросли. Осталось ощущение, что годы они провели в дворце снежной королевы. Тогда понятно, что у оленя уже жена с оленятами и ей есть чем накормить детей. Понятно почему умер старый ворон.

Мне показалось, что одной из важных идей, которые донёс автор, стала идея что не бывает плохих людей. Бывают люди, которым в глаз или сердце попал осколок зеркало и тогда их не надо ругать и бить, а надо обнять и поплакать вместе с ними, и может тогда сердце растает, а из глаза выскочит осколок.

UPD: Попалось издание https://fantlab.ru/edition62848 — 1979 год перевод А. Ганзена. Никакого Отче Наш нет и в помине. Просто опущены предложения с ним и ангелами.


«Снежная королева»

drugndrug, 04 апреля 2020 г. в 20:02

На мой взгляд, авторы, которые написали хорошие сказки, внесли значительный вклад в мировую литературу. На самом деле, писать сказки – это очень серьёзно. Тут мало быть начитанным, иметь образование и писательский опыт. Большое значение имеет внутренний дар, предрасположенность к этому «ремеслу». В истории литературы достаточно примеров, когда авторы, которым казалось, что они принесут больше пользы искусству, подвизаясь на ниве создания «серьёзных» произведений, не могли занять своё истинное «литературное место». Но искусство оказывалось дальновиднее таких авторов – которые мечтали волновать души человеческие драмами и трагедиями глобального масштаба. Неожиданно оказывалось, что некоторые подобные авторы получали признание и занимали свою литературную нишу, создавая сказки, рассказывая о чудесах, доброте и детстве…


«Ганс Чурбан»

Groucho Marx, 15 ноября 2019 г. в 15:11

Ганс-Чурбан, при всей очевидной отвратности, Гансу Христиану Андерсену нравится — он как бы нарочито игнорирует негативные аспекты его модус вивенди.

Вполне вероятно, что под Гансом-Чурбаном Ганс Х. Андерсен подразумевал самого себя — он въехал в королевский дворец Дании (буквально, ибо был вхож в узкий круг королевского общения, занимался чтением вслух с наследником престола) верхом на вонючем козле, сиречь, на пересказах народных сказок и на плагиате из сборников сказок братьев Гримм, он затыкал рот грязью всем своим критикам и вел себя в высшей степени непринуждённо… Ну да, принцессы его не интересовали, ибо Ганс Х.А. предпочитал влюбляться в матросов торгового флота, но в определённом смысле он стал королём — самым высокооплачиваемым (гонорары были выше чем у самого Чарльза Диккенса!) европейским литератором своего времени.


«Дикие лебеди»

mputnik, 04 июля 2019 г. в 19:58

Семейные ценности. Кровные узы. Ближний круг. Клан. Мафия. Ну, в смысле — семья. На сицилийском диалекте — «моё дело» (в смысле — семейное, «узкоклановое»). Но лично мне больше нравятся арабские корни трактовки «семьи» (мафии): арабское слово «mu’afar» означает защиту, безопасность, предосторожность, а слово — опять же арабское — «marfa» означает «убежище, укрытие, тайник».

Семейные ценности. Кровные узы. Ближний круг. Ради этого можно вытерпеть любые муки, преодолеть любые препоны, разрушить любые преграды. Потому как ничего выше этого на свете нет. Правда, есть ещё верность делу, долгу, Родине. Но — это, фактически, просто расширение пределов понятия «Ближний круг», включение в понятие «родня» не только знакомых друзей и друзей знакомых, но и всех их родственников, близких и дальних, земляков, единоверцев — и т.д. Суть — одна и та же.

Жертвенность как продукт единения Клана. Мастодонтальная основа бытия.

Некоторые называют это Любовью. Ну да, ну да, ну да. В принципе. Вот только Христос сказал «…Возлюби ближнего твоего, как самого себя…». Чтобы тебя возлюбили, должны быть некие основания для БЛИЗОСТИ. Нищим подают милостыню, и — забывают об их существовании, как только те уходят с глаз долой. А вот ради братьев — …

Да. Мера близости — ЕСТЬ. А вот меры жертвенности — НЕТ


«Домовой у лавочника»

Vindermur, 29 июня 2019 г. в 13:50

Домовому нечего было мелочиться, если он мог два помещения обхаживать, но домовой бы больше уяснил, если место у лавочника пропало бы, хотя мне кажется он другого лавочника нашел, а за душевным наслаждением бегал бы дальше к студенту бедному…..


«Гадкий утёнок»

mputnik, 18 июня 2019 г. в 20:12

Странная сказка. Формально — никаких претензий: и — доброта, и — смирение, и масса иных поводов для бесконечного морализаторства. Это — как говорится «…с одной стороны…»

С другой… — ну, «ряженый» же чистой воды. Не соответствует форма содержанию. Что-то там гнилое внутри, зашифрованное от чужих глаз, и специально «на погляд» под чужой личиной выставленное. Как хитрый тест «свой — чужой». Типа «…умный свой — поймет, глупому — и не надо…». Не знаю, не понимаю — что конкретно «дергает глаз», то ли — евгенические мотивы («…барская кровь, порода, быдлу не дано…»), то ли сектантские («…пусть убьют, но — вот эти, другим — не чёта…»). Согласись, уважаемый внимательный читатель, какое-то «второе дно» вполне явственно проглядывает. Разве нет?

Подчеркну: я — не про ориентацию Автора, хорошие книжки пишет — Бог ему Судья. Я про «изощрённость эзопового языка». То, что сказать хочет — в антураже прячет. На переднем плане — не то, что внутри.

Я не прав?


«Новое платье короля»

mputnik, 18 июня 2019 г. в 19:19

Н-да. Сказка-то — вовсе даже и НЕ детская. И даже — вовсе и не сказка. Некая притча философская, но — без претензий, хвала Создателю. УмнО, демократично, почти доброжелательно.

В итоге у нас как бы банальность некая — «…Истина глаголет устами младенцев…». НО. Возглас «…а король-то — ГОЛЫЙ!..» — вполне компенсирует неприкрытую эксплуатацию оной банальности, ибо — обладает и оригинальностью безусловной и ценностью вполне самостоятельной. Что-то из оперы «интеллектуального ценза», некоего минимума образованного человека. Мало что там кому в колыбельке на ночь рассказывают, главное — что в итоге в памяти остаётся. Как — достойное оной памяти.

Но… формально… — сказка


«Стойкий оловянный солдатик»

mputnik, 16 июня 2019 г. в 23:06

Не могу отделаться от мысли, что с этой сказкой что-то не так. Чужая она какая-то, ненормальная, вредная даже. Причём к Автору претензии не адресуются: там море прекрасных текстов, умных, глубоких, добрых и бесконечно правильных — Гадкий утёнок, Дюймовочка и т.д. и т. и. Но, вот, конкретно этот — заноза какая-то ментальная.

Гнилое нутро у текста. Тамошнее. Самый, что ни на есть — суггестивный тезис. Негативная установка.

Чур, короче, меня. Спаси и сохрани


«Снежная королева»

Podebrad, 20 апреля 2019 г. в 14:46

  Восприятие сказок Андерсена сильно меняется с возрастом. В восемь лет Кая с Гердой воспринимаешь восьмилетними, в двенадцать — двенадцатилетними. Станешь старше и видишь — они тоже стали старше. А в раннем детстве вообще был уверен, что это брат с сестрой. Снежная королева в детстве кажется каким-то чудовищем. Потом начинаешь понимать, что она просто несчастна. Скорее, её холод от одиночества, чем одиночество от холода. А Кай когда-то казался почти таким же героем, как Герда. А теперь смотришь — ну что за ничтожество. Разве он заслуживает такой девушки, как Герда? Осколки зеркала попали во многих из нас, почти во всех. Мы же держимся. Но при том, что восприятие изменилось, детский взгляд, может быть, всё-таки более правильный. А скорее, оба правильны.


«Дочь болотного царя»

Zlata.24, 17 декабря 2018 г. в 14:51

Заинтересовалась этой сказкой потому, что в одноименном романе Карен Дионне по кусочкам выкладывается сюжет сказки.

Красавица днем, чудовище ночью — таковы были колдовские чары над дочерью болотного царя. Но глубока мораль: Любви подвластно всё — и излечение больного, и разрушение злых чар.


«День переезда»

mr_logika, 19 октября 2018 г. в 18:25

И опять неожиданная история от Великого Сказочника, рассказанная им от имени колокольного сторожа (в Копенгагене воровали даже колокола?) Оле. В день переезда жители меняют квартиры и выбрасывают всякое старьё на улицу. От предположений о том, что думают некоторые представители этого никому не нужного хлама, Оле переходит к обсуждению переезда людей с этого света на тот, называя смерть «директором великой сберегательной кассы человечества». Все деяния человека Смерть бережёт в своей кассе, а символ какого-то одного из них даёт ему в последний путь. Никто не может избежать «этого переезда в дилижансе Смерти». Исключением был только некий иерусалимский башмачник, ставший впоследствии известным всему миру под именем Вечный Жид*. Дальше идёт самое интересное. Колокольный сторож «с высоты своего положения» высказывает удивительную гипотезу о том, что получил от Смерти, садясь в её дилижанс, французский король Людовик XI. А получил он два детских зуба. Их вырывал раз в неделю палач у детей (мальчиков 7-и и 8-и лет), посаженных в Бастилию. Посаженных только за то, что их отцом был казнённый королём коннетабль Франции Людовик, граф де Сен-Поль, тоже не названный Андерсеном. Таким образом читатель, прочитавший этот душераздирающий (подробности я не привожу) финальный аккорд остаётся в полной уверенности, что основоположник французского абсолютизма был доставлен дилижансом Смерти прямиком в Ад**. Но для тех, кто знает, что, во первых, все дети коннетабля мужского пола*** к моменту его казни были уже взрослыми людьми, во вторых, что мужем племянницы коннетабля был не кто-нибудь, а король Англии Эдуард IV, в третьих, что коннетабль был женат на сестре королевы Франции Шарлотты Савойской (жены, естественно, Людовика XI); короче говоря, для тех, кто не поленился просмотреть хотя бы бегло мемуары Филиппа де Коммина, исторический экскурс Андерсена выглядит не только неправдоподобно, он даже может показаться клеветой, напраслиной, возведённой на короля Франции кем-то из его врагов. Сообщённые Коммином и приведённые мной факты из биографии коннетабля де Сен-Поля ничего, конечно, не доказывают, кроме одного — верить Андерсену можно только тогда, когда он рассказывает сказки. И ни слова нельзя принимать на веру, когда он пытается выступать в несвойственном ему амплуа историка.

Вот несколько цитат из труда настоящего историка, которого трудно обвинять в необъективности. Это «История Франции с древнейших времён до Версальского договора», написанная Уильямом С. Дэвисом, профессором университета штата Миннесота. Автор беспристрастно оценивает Людовика XI. Он «… назначал на многие высшие должности представителей буржуазии («горожан») и даже низкородных крестьян, немало сделал и для облегчения судьбы низших слоёв общества в целом…»; «… улучшал дороги, … основывал новые ярмарки и рынки и привлекал во Францию итальянских ремесленников, которые могли изготавливать стекло»; «… основывал новые университеты и школы, где готовили юристов и медиков, и покровительствовал недавно изобретённому искусству книгопечатания.» Но, «когда ему нужно было сражаться, он побеждал достойными презрения средствами. Он не просто заключал родовитых заговорщиков и мятежников под стражу, что было необходимо, — он держал их в мерзких зловонных «клетках»… и обращался с ними с самой утончённой средневековой жестокостью»; «… его палач постоянно находился рядом с ним и никогда не оставался без работы.» О каких-либо детях, сидящих в клетках, у Дэвиса ничего нет (и у де Коммина тоже). Ясно только, что легенда о детских зубах возникла не на пустом месте****, но достойно сожаления то, что «истории» Андерсена читают десятки миллионов, а Коммина и Дэвиса просто десятки.

*) Читатель должен сам догадаться, о ком здесь кратко упоминает Оле.

**) Этот король без сомнения там и находится, но не из-за бессмысленных издевательств над этими двумя мальчиками, а за патологическую жестокость в обращении со всеми узниками своих тюрем, да ещё за полное отсутствие у него таких черт, как честь и совесть.

***) Антуан, граф де Русси; Людовик, граф де Линьи; Пьер, граф де Сен-Поль; два внебрачных сына коннетабля были высокопоставленными священнослужителями (во всяком случае один из них точно был кардиналом).

****) В книге С. Цветкова «Узники Бастилии», где всё, что касается Людовика XI, взято Автором из мемуаров де Коммина, сообщается, что зубы в Бастилии вырывали раз в три месяца у сыновей графа д`Арманьяка (герцога Немурского), казнённого немного позже коннетабля де Сен-Поля. Но откуда Цветков взял эти сведения, он не сообщает. Очевидно, существует какой-то источник, которому можно верить или не верить в зависимости от того, как читатель относится к монархии вообще. Андерсен этот строй не любил (см. сказку «Короли, дамы и валеты») и, желая вылить побольше грязи на Людовика XI, перепутал двух казнённых им дворян.


«Короли, дамы и валеты»

mr_logika, 11 октября 2018 г. в 09:17

У маленького Вильяма есть чудесная игрушка — вырезанный из бумаги большой зАмок, рыцарский зал которого увешан портретами королей, королев и их придворных-валетов. Валеты рассказывают мальчику о своих повелителях и перед ним разворачивается краткая, но весьма содержательная история монархического государственного устройства. Первые монархи начали править с рождения. Это было время, когда короли только развлекались — «строили и сносили замки, ломали оловянных солдатиков и играли в куклы; бутерброд им приносили намазанный маслом с двух сторон и посыпанный сахарной пудрой.» Это был «золотой век», когда даже самый главный закон социума — закон Бутерброда — не действовал. Но и такое счастливое время не могло растянуться на целую вечность, кому-то это надоело и характер правления изменился, а на смену королям червонной масти (династии?) пришла масть бубновая. Теперь подданные могли убедиться, что король и королева «сделаны из того же самого теста, что и другие люди». Это было так приятно, что королям стали воздвигать памятники на века и один из них простоял целых семь лет. Но закон Бутерброда по прежнему не работал (для королей) и это снова кого-то не удовлетворяло. В результате непрекращающейся борьбы за власть появились короли и королевы со стеклянным окошком на груди и часовым механизмом внутри. Контроль за работой механизма был регулярным и, если механизм портился (а портился он регулярно, как всякий механизм), то короли получали регулярную порцию брани. Это уже была ограниченная монархия, за делами которой через «окошечко» (конституция?) присматривал парламент. Эти слова (конституция и парламент) у Андерсена отсутствуют, но любому взрослому читателю ясно, что именно в королевствах является источником брани в адрес монарха. Лиха беда начало, и вот придворный валет пикового короля и пиковой дамы-королевы по прозвищу «Выгребатель нечистот» говорит, что времена настали лихие, «хорошего ждать нечего, кончится тем, что все мы взовьёмся на красных конях выше туч.» Это мрачное предсказание сбывается немедленно — замок со всеми королями и королевами сгорает из-за огромного количества зажжённых свечей, понатыканных Вильямом по всему залу. Но виноват ли в пожаре играющий несмышлёный мальчик? Автор утверждает, что нет. Но о том, что перед судом истории предстанут те, по чьей вине мир окажется по уши в нечистотах, он не пишет. К этому выводу читатель придёт и без подсказки.

Ко времени написания этой истории произошло уже два таких пожара с известным финалом. До третьего, самого страшного, оставалось около полувека.

Такое вот исследование написал Великий Сказочник. Предназначено оно для читателей любого возраста — для одних это будет сказка, для других политологическое эссе.


«Блоха и профессор»

mr_logika, 04 октября 2018 г. в 01:18

Жил был один профессор,

При нём блоха жила.

Милей родного брата

Она ему была.

По мотивам Гёте (из «Фауста») в переводе Струговщикова.

Неожиданная история даже для такого выдумщика небылиц, как Андерсен. Здесь присутствуют такие сюжетные ходы, что буквально глаза на лоб… Ну, вот почему профессор (не настоящий, но это мелочь) так трепетно относится к блохе? Так ведь блоха — это память о бросившей профессора жене! Как-то это даже и неприличным кажется поначалу, но если подумать — постоянные гастроли, откладывание денег на воздушный шар (идефикс профессора), всё это могло быть причиной некоторого дискомфорта, доходящего иногда до антисанитарных условий. Несчастная женщина предпочла убежать от жизни с таким неудачником да ещё и в компании с блохами. Такова правда жизни, могло быть и хуже. Дальше ещё интереснее. Блоха и профессор договорились никогда не жениться, чтобы не разлучаться. Понятно, что профессор, ближайшей подругой которого была блоха, на внимание женщин рассчитывать не мог, но что мешало блохе устроить свою личную жизнь? У профессора стало бы два помощника, две дрессированные блохи, только и всего. Кстати о подруге. В рассказанной Андерсеном истории (перевод А. Ганзен) блоха пожелала «остаться холостяком» (так в тексте), но маленькая правительница страны дикарей заявляет: «Она или никто! Я выйду за неё замуж!». Наверно, среди придворных учёных не было ни одного энтомолога, дикари всё-таки. Профессор неплохо жил среди дикарей, питался деликатесами, в число которых входило и такое экзотическое блюдо, как слоновьи глаза, но это не могло продолжаться долго и профессор нашёл способ побега. Пообещав отцу принцессы отлить большую пушку, профессор сделал себе большой воздушный шар и поднялся в небо (не забыв блоху), причём никто даже не спросил его — а где же обещанная пушка?! Так, благодаря невероятной наивности дикарей, и особенно бывшего короля этой страны, профессор осуществил свою мечту.

То, что я здесь рассказал почти всю историю (с минимумом комментариев), разумеется не есть хорошо, но уж очень она мне понравилась. Это, по определению самого Андерсена, типичный «суп из колбасной палочки», но при этом блюдо высочайшего уровня в данной категории.


«Ганс Чурбан»

mr_logika, 06 сентября 2018 г. в 23:18

В коротком списке похожих произведений есть сказка «Иванушка-дурачок» из сборника Афанасьева, очевидно попавшая туда (в список) по ошибке. Этот Иванушка обыкновенный сумасшедший, принимающий собственную тень за другого человека, лишающий глаз целое стадо овец, чтобы не разбегались и делающий другие подобные глупости.* Андерсеновский Ганс человек выдающейся наглости, а ума хотя и не выдающегося, но всё же далеко не дурак. Легче всего принять эту сказку за аллегорию революции, где въезд на козле в королевские аппартаменты это что-то вроде штурма Зимнего, а метание грязи в лицо советнику это гуманное отстранение оппозиции от власти. Но слишком уж примитивно это бы выглядело. Мне кажется, что Автор сочинил не политический памфлет, а обыкновенную историю, в которой заигрывание власти с чернью приводит к государственной катастрофе. Козёл во дворце не представляет никому угрозы и это вовсе не символ революции, а ошибка принцессы, принявшей наглость за оригинальность и допустившей вопиющее нарушение этикета. Принцесса и дальше действует неправильно, позволяя испытуемому начать разговор первым. Инициатива должна быть на её стороне, её фигуры в этой партии должны быть белыми. Уступка эта приводит в итоге к тому, на что содержится неосознаваемый ею намёк в её реплике, очевидно являющейся домашней заготовкой. Намёк на то, что если и дальше так пойдёт, то жареный петух клюнет многих и будет очень больно. Так оно и выходит. Допустив в свой «огород» козла, принцесса не может возразить и против дохлой вороны и против набитых грязью карманов кандидата. Она явно не брезглива и вообще натура широкая. Но вот что здесь, по моему, главное. Находчивость в беседе должна базироваться на достаточно заметном интеллектуальном фундаменте, ведь не лезть за словом в карман можно и на уровне плинтуса и ниже. И стоящий перед принцессой будущий король весьма успешно демонстрирует именно такой прискорбно низкий уровень мышления. Ганс, будь он поумнее, мог бы напроситься к принцессе на обед, сообщив, что цыплёнок табака это и его любимое блюдо. Или мог бы сказать, что предпочитает передвигаться на собственном меню и предложить принцессе приготовить на ужин жаркое из козлятины. Мог бы, наконец, уличить принцессу в плохом знании кухонного ремесла, сообщив ей, что для жарки используются сковородки (или вертела), но ни в коем случае не кастрюли. В общем мог бы обойтись без падали (дохлой вороны) и рваного старья (башмак с оторванным верхом). И это двуногое без перьев становится королём! Ужас!

Так что история, рассказанная Андерсеном, хотя и поучительна и ясно показывает, что знания никогда не заменят ума, но всё таки не представляет из себя чего-то большего, чем суп из колбасной палочки. А великий маэстро был большим мастером приготовления этого блюда.

*) Только угроза смерти пробуждает в нём проблеск фантазии, и, чудом спасшись, он немедленно убивает братьев, оказавшихся вовсе не намного умнее его самого.


«Девочка со спичками»

domenges, 30 мая 2018 г. в 15:15

Ужасно пугающе. В хорошем смысле. Мурашки по коже, несмотря на тридцатиградусную жару. Прочитал за несколько минут, а впечатления… вряд ли скоро получится забыть эту историю. Историю о девочке, которая хотела только согреться. Вроде грустная сказка, но в то же время предельно вдохновляющая, дающая надежду. Не первое мое знакомство с Андерсоном, но давно я его не читал, поэтому сейчас под приятным и сильным впечатлением. Жуть, с одной стороны, но в то же время прекрасная подача, простая, но с тяжелым послевкусием: прочтешь и не сразу поймешь, что произошло.

Уже минут пять не могу отойти. Я не очень много читал таких коротких историй, особенно таких запоминающихся, но если когда-нибудь составлю ТОП, то это будет однозначно в первой тройке. Рекомендую к прочтению.


«Свинопас»

Liz, 01 мая 2018 г. в 00:35

Вот странно — в чем такая уж обида для принца, что его поцеловали не за титул, ради которого он палец о палец не ударил, и не за честную бедность, а за личные качества — как например хорошее знание механики и креативность.


«Огниво»

Dentyst, 24 апреля 2018 г. в 18:16

Как-то смешно читать снисходительно-снобистские мнения наших современников об этой сказке. По-моему, ничего сравнимого, в «этом кластере» в наше время не написано.

Не для любителей«экшена», а для ценителей литературы и умного чтения. Любого возраста.


«Снежная королева»

glupec, 22 апреля 2018 г. в 22:25

    Изысканная, ненавязчивая притча. Почти религиозная (хотя… а почему «почти»?) — но без нудных проповедей. Злые тролли, сделавшие зеркало-коверкало (оч. реалистичная деталь: скажи про книгу и или фильм, что они хорошие — придет команда троллей ;)) и представит их вареным шпинатом!.. Кстати: я до сих пор помню старую книжку из своего детства, в мягкой обложке, истрепанную, но какие чудесные — теплые, воистину задушевные — там были иллюстрации! Добрый тролль-рассказчик, попыхивающий своей трубочкой, улыбается читателю с первой же страницы (да, да, я знаю, что в сказке никакого доброго тролля нет. Но разве нельзя представить, на секунду? Если есть тролли-негодяи, то почему б и не быть хоть одному хорошему?.. Думаю, Андерсен бы только порадовался такой придумке иллюстратора).

    И Герда в книжке была такая по-домашнему милая, уютно и весьма домовито одетая, в своих полосатых чулках (по тексту, она не жалея себя решилась босиком обойти полсвета — но Герда, которую изобразила художница Ращектаева, куда более практичная натура! За р-романтическим «квестом» не забывающая и о собственной безопасности… Как видите, тему отмороженных ног можно и не раскрывать вообще; нужны только подходящие иллюстрации)))

   Что касается ангелочков… а почему бы нет? «Это были передовые отряды войска Снежной королевы. Вид у них был диковинный: одни напоминали больших безобразных ежей, другие — клубки змей, третьи — толстых медвежат с взъерошенной шерстью; но все они сверкали белизной, все были живыми снежными хлопьями. Герда принялась читать «Отче наш», а холод был такой, что ее дыхание тотчас превращалось в густой туман. Туман этот все сгущался и сгущался, и вдруг из него начали выделяться маленькие светлые ангелочки, которые, коснувшись земли, вырастали в больших грозных ангелов с шлемами на головах; все они были вооружены щитами и копьями. Ангелов становилось все больше и больше, а когда Герда дочитала молитву, ее окружал целый легион».

    Без ангелочков Герде просто не выстоять. Она такая добрая, что — само собой понятно — набожна (я имею в виду набожность в хорошем смысле, а не…) Кстати, босиком по снегу — это сюда же: не «тема смерти» (и уж тем более не «фетишЫзм» — что это за страшное слово такое, млин?!) Тут скорее упор на то, что она — страстотерпица, жертвует собой, чем и возвращает любовь Кая. Трактовка Вадима Коростылева (мол, Каю нужна «ледяная Герда», а на обычную плевать) — тоже интересна, но Андерсен-то писал о другом.

    Что до самой Снежной Королевы — она у старины Ганса получилась, наверно, еще более впечатляющей, чем Герда. Несмотря на всю храбрость и стойкость ггероини, ГлавЗло (по кр. мере, в детстве) запоминается больше. Королева и прекрасна, и ужасна. В ней сошлось все — образ красивой, строгой, но эгоистичной Матери (которая больше любит себя, чем ребенка — и, собс-но, в ребенке тоже любит себя). Образ властной и жутковатой Жены, временами все же прикидывающейся, что способна на ласку. Образ идеальной (давайте уж скажем это прямо) Возлюбленной — как там у Пушкина было по схожему поводу: «нежна без упоенья, стыдливо холодна… Восторгу моему едва ответствуешь, не внемля ничему…» Да, — это лучшая из женщин, каких только знала романтическая литература!.. (Впрочем, боюсь, и литература вообще. Ну кого, скажите на милость, писатели-реалисты могут противопоставить такому величавому, прекрасному и грозному образу? Ласочку из Кламси? А может, Сонечку из мансарды?.. Смешно-с).

      Так что теперь, надеюсь, вы понимаете, почему я так люблю эту сказку. Половина прекрасных воспоминаний из детства у меня связана именно с ней. Думаю, что не у меня одного…

       Нота-бене: Интересная деталь. В польском переводе Кай пытается сложить из льдин слово

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Люблю»,

однако терпит неудачу. Наверное, переводчик наврал — но получилось, прямо скажем, и серьезнее, и глубже, и убедительнее, чем у Анны Ганзен. 8-)
«Скверный мальчишка»

glupec, 21 апреля 2018 г. в 16:10

«Перепев» известного стихотворения Анакреона. Скверный мальчишка — Купидон, ну а старик, в которого он стрелял, влюбляется… то ли в него самого, то ли в кого-то еще (неназванного). Читатель может додумать сам. (Да, и кстати: Ломоносов с Байроном тоже на этот сюжет слагали оды. Вы же не подозреваете ИХ в содомском грехе?.. ;-)) Верней, Байрона как раз подозревать можно, но… НЕ по этому одному стихотворению ;-)) Так что с автором предыдущего отзыва, увы, не соглашусь).

Кр. того, у Андерсена акцент на другое — мол, гляньте, каковы-то современные дети! Впустишь его, обогреешь, а он… Спасибо, что среди комнаты не нагадил.

Ну а в целом — проходная вещь. Великий сказочник мог и лучше. 8-)


«Картошка»

mr_logika, 13 апреля 2018 г. в 00:03

   Антошка, Антошка! Пойдём копать картошку!

   Тили-тили! Трали-вали! Это мы не проходили, это нам не задавали…

                                  Ю. Энтин

Содержание этой истории, не имеющей ничего общего со сказкой, очень меня удивило. Ведь история картошки несравнимо интереснее, чем то, что рассказано Андерсеном. Не могу поверить, что в середине 19-го века ему не было известно имя Антуана-Огюстена Пармантье, не было известно, что картофель завезли в Европу конкистадоры, что в Англии инициатором употребления картофеля был Фрэнсис Дрейк. Почему-то Андерсен ничего не написал о быстрой популяризации картофеля в Нидерландах и в Англии и, поэтому ничего не сказал о причинах того, что в одних странах это произошло быстро и не насильственно, а в других — с большим и кровавым скрипом. Автор этой истории почему-то ограничился упоминанием только одного активного «пропагандиста» картофельной идеи — прусского короля Фридриха-Вильгельма I, и ничего не сообщил своим читателям о роли в этой истории французского короля Людовика XVI и его жены Марии-Антуанетты. К 1853 году в Европе не могли не знать (газеты читали) о картофельных бунтах в России и, следовательно, о роли царя Николая I в продвижении картофеля на российские поля. Почему Андерсен ограничился в своей истории картошки только сведениями, рассказанными бабушкой, которая, вероятно, многого не знала? А, может быть, он и бабушку присочинил, чтобы читатель подумал — это бабушка виновата, надвое сказала, а писатель взял да и поверил? Но всё равно ведь некоторые думали — на бабушку надейся, а сам не плошай. И начинали проверять, а это было тогда трудной задачей. Это сейчас всё (ну, почти всё), связанное с историей распространения картофеля в Европе можно узнать за 10 минут, не выходя из дома. А 160 лет назад человек, прочитавший рассказ Андерсена о картошке, так и оставался полузнайкой на уровне Антошки или чуть выше. Или удивлялся написанному по той же причине, что и Ваш покорный слуга и ставил Автору за этот не совсем добросовестный труд оценку на местном датском фантлабе (не помню, как там это называлось) не более высокую, чем только что поставил вышеупомянутый слуга.


«Соседи»

mr_logika, 05 марта 2018 г. в 16:22

Эта история даёт очень хорошее представление о методе работы Андерсена. Очень похоже на то, что, начиная повествование, он понятия не имеет, о том, чем оно закончится. Герои начинают жить собственной жизнью и вытворяют иногда такие вещи, которых сам Автор едва ли мог от них ожидать. Но это естественно, поскольку вполне соответствует авторской манере мышления — он (Автор) сам пишет частенько нечто, идущее вразрез со здравым смыслом, нечто такое, чего и в сказке-то не может происходить. Примеров много даже в этой короткой истории. Розовый куст растёт над прудом и розы любуются своим отражением в воде. Куст растёт у «самой стены домика», и при этом розы видят в воде не только себя, но и гнездо под крышей, где живёт воробьиное семейство. Хитрый сказочник здесь нарушает законы физики, в частности оптические законы отражения света в зеркале, но как будто не замечает этого. Действительно ли не замечает? Об этом невозможно догадаться. Как и о том, почему розовый куст, находясь под самой стеной, остался цел при пожаре, полностью уничтожившем домик. Розы ведь не защищала от огня какая-нибудь фея, а только это и могло его спасти. Что это значит? Что красота не горит или, что Автор забыл, в каком месте он посадил свои розы? И опять правильный ответ дать невозможно.

Вот ещё интересные и трудно объяснимые моменты из этой истории. Старая голубка, которая не знает, что маленькие серенькие птички, прыгающие под ногами голубей, это воробьи. Не знать этого может только птенец, впервые вылетевший из гнезда. Значит ли это, что и среди голубей встречаются выжившие из ума старики? Я склоняюсь к мысли, что Андерсен здесь имел в виду именно это. Основанием для такого предположения послужил весёлый бродяга-старичок-мыловар, не пожалевший не то, что труда и собственной куртки, но даже сусального золота на издевательскую проделку, приведшую к тому, что собственные птенцы приняли участие в убийстве матери-воробьихи. Чисто человеческая, между прочим, акция — заклевать как можно быстрее того, кто не скрывает своего блеска среди серой толпы. Это ли было главной целью Андерсена, а старый маразматик был только средством? Снова вопрос, на который нет ответа. Каков бы ни был метод работы Андерсена, задуматься о серьёзных вещах его истории заставляют не редко.

Кончается история хэппи-эндом совершенно не имеющим отношения к предшествующим событиям, как будто Автора вдруг осенило и, воскликнув «Эврика!», он пересадил чудом выживший куст, количество роз на котором, как легко заметить из текста, было чуть ли не бесконечным, на могилу Торвальдсена у стен его музея. Теперь бессмертная красота цветущих роз объединена с не менее бессмертной красотой творений великого скульптора. И, хотя воробьи не понимают, «что хорошего [такой перевод — mr_logika] в таких красных кляксах?», но всё равно говорят: «Как хороша жизнь!».

Может быть имеет смысл при чтении некоторых (не всех, разумеется) историй этого самого необычного из сказочников 19 века превращаться в беззаботно чирикающего воробья, чтобы не казались сложными, возникающие при этом вопросы? Дело не простое, но сам Андерсен, очевидно, такой способностью обладал.


«Девочка со спичками»

kovalenko910, 27 февраля 2018 г. в 04:26

Когда я вспомнил о том, как читал Ганса Христиана Андерсена в детстве, первым делом мне пришел на ум этот рассказ. Настолько сильно он врезался в память. Одно из первых в жизни сильных переживаний, связанных с осознанием смертности человека и ужасающей социальной несправедливости. Автор использует практически гротескный контраст, который прошибает насквозь. Вероятно, такие рассказы, прочитанные в раннем возрасте, вполне способны формировать этические убеждения человека.


«Скверный мальчишка»

Groucho Marx, 02 декабря 2017 г. в 22:48

Ну что? К немолодому мужчине постучался однажды вечером хорошенький голенький мальчуган. Остаток вечера мужчина провёл в расстройстве чувств.

В общем, Андерсен в «сказке» про «золотоволосого озорника» высказался настолько откровенно, что это граничит буквально с эксгибиционизмом. Ганс Христиан любил намекать, что он, будучи человеком возвышенным, «любит не так, как другие», но тут он всё объяснил прямо, без уклончивости и двусмысленности: никаких женщин, никаких девушек — хорошенький мальчик и стрела в сердце.

Тем не менее, малоприличную историю переиздают многократно (даже после принятия в РФ закона о запрещении пропаганды гомосексуализма детям), уповая на то, что, наверно, появление голого мальчугана в комнате одинокого холостяка можно понять как метафору. Ну, или, на худой конец, как перепев известного античного стихотворения, из тех времён, когда педерастия была институализирована и никто не видел ничего дурного в любви мужчин к мальчикам.


«Дикие лебеди»

Groucho Marx, 02 декабря 2017 г. в 13:49

В этом случае Андерсен не сам придумал сюжет, а взял народную сказку, известную в пересказе братьем Гримм, и обработал, дополнив и чуть иначе аранжировав известную историю.

Получилось очень хорошо. То, что сюжет чужой, не дало разгуляться извращённой фантазии Андерсена, и это, пожалуй, к лучшему. В результате в «Диких лебедях» намного меньше психопатологии, чем в других текстах этого славного сказочника. Впрочем, свой сексуальный фетиш — босые ноги — Андерсен всё же впихнул в сказку, не удержался. В его оправдание могу сказать, что босая Элиза выглядит всё же адекватнее, чем босая Герда из «Снежной Королевы».


«Дюймовочка»

Groucho Marx, 02 декабря 2017 г. в 13:37

«Дюймовочка», образцовая сказка Андерсена, предствляет собой характернейшее для этого автора совмещение гадости со слащавой сентиментальностью. Но при этом есть юмор, есть динамика, есть ход сюжета — чем Андерсен не так уж часто баловал своего дорогого читателя.

Конечно, эту сказку надо прочитывать быстро, чтобы не успеть зацепиться за то, что Дюймовочка ни раз не вспомнила про свою мать и что вообще история осиротевшей матери, которая страдала без детей и будет страдать впредь, Андерсена не интересует ничуть. И всякие другие мелкие гадости, которые для самого Андерсена, человека, любившего самого себя страстно и нежно, и ненавидевшего всех окружающих, никакого значения не имеют.

И всё равно, посреди сказки вдруг возникает слом — происходит то, чего никогда не бывает в сказках Андерсена — Дюймовочка вдруг начинает помогать умирающей ласточке! В самом деле, ведь у Андерсена никто и никогда никому «за просто так» не помогает, это полностью вне представлений Ханса Кристиана. И вот, как будто этой сюжетной неожиданности мало, именно ласточка, бескорыстно спасённая Дюймовочкой, в свою очередь спасает маленькую девочку! Это замечательно!


«Большой морской змей»

Groucho Marx, 02 декабря 2017 г. в 02:46

Несколько неискреннее прославление технического прогресса в привычной для Андерсена форме разговора обывателей о том, о чём они, по ограниченности своего кругозора, понятия не имеют — и, тем не менее, высказывают мнения.

Написано явно под случай, для заполнения места в книжке или в журнале. Мне кажется, что подобные «сказки» Андерсен мог гнать километрами, без напряга.


«Ребячья болтовня»

Groucho Marx, 02 декабря 2017 г. в 02:42

В принципе, это выплеснутый на бумагу комплекс парвеню, которым страдал Андерсен. Хотя он был вхож в высшее общество, вплоть до королевской семьи, был одним из самых богатых литераторов Европы, да и в детстве не страдал от бедности, но ему всё время хотелось предстать в глазах читателя бедным, обиженным, одиноким, униженным и оскорблённым.

В этом эссе он смог достичь своей цели, не используя свои обычные слёзовыжималки, за что ему большое человеческое спасибо. Рассказик и впрямь забавный, без пошлости и сентиментального надрыва.


«Гадкий утёнок»

Groucho Marx, 02 декабря 2017 г. в 01:50

Мне эта сказка никогда не была интересна, потому что она выстроена по чёткой схеме без отклонений в сторону, без нюансов. Вот, есть одиночка, отвергнутый большинством. Он страдает от одиночества, ищет место в жизни, но большинство по прежнему его отвергает, потому что он «не такой». Наконец он находит себе подобных — и счастлив. При этом ничего хорошего и доброго отвергнутый большинством одиночка не совершает, никаких добрых поступков. Он страдает — и всё.

Написано, как всегда у Андерсена, очень сентиментально, с отчётливым желанием разжалобить читателя. Вот эта вот установка на «разжалобить любой ценой» меня лично раздражает. Мне не нравится, когда автор на меня давит, не давая мне самому подумать. И при этом Андерсен всё время играет на одной и той же эмоции, очень однообразно.

Потом-то, узнав о личности Андерсена, я понял, о чём эта сказка. Андерсен в форме метафоры рассказал, как искал подобных себе, таких же, как он, гомосексуалистов, как мучился оттого, что общество отвергало молодого мужчину, который любит мужчин. Но, хотя сказка стала понятней, симпатии к ней у меня не прибавилось.

Впрочем, я вижу, что массовому читателю она нравится чрезвычайно. Вероятно, каждый был когда-то одинок и непонят и мечтал о единомышленниках. Я о единомышленниках не мечтал и, вероятно, именно поэтому мне терзания «гадкого утёнка» кажутся схематичными — я бывал, конечно, одиночкой, противостоящим большинству, но никогда не мечтал о «банде, к которой можно примкнуть», я не могу наполнить текст собственным опытом. Ну и ладно. Главное — сказка нравится людям. Значит, она хорошая. Ставлю ей очень высокий балл.


«Ель»

Аптекарь, 31 января 2017 г. в 18:29

Безмерно печальное произведение, одно из самых трогательных произведений Андерсена. Собственно, проблема «живую или искусственную елку покупать» актуальна как никогда. Андерсен — мастер грустных сказок, но они отнюдь не депрессивные, а наоборот, они поучительные.


«Стойкий оловянный солдатик»

Аптекарь, 31 января 2017 г. в 18:26

Блистательное произведение, конечно, и сразу вспомнился советский мультфильм, до слез пробирающий. Одно из лучших произведений мастера!


«Снежная королева»

Svetlana Roy, 25 декабря 2016 г. в 03:42

Сказка «Снежная королева» казалась мне в детстве борьбой зимы и лета. Я не задумывалась, что от пропажи Кая до его встречи с Гердой прошел минимум год. В детстве это просто ускользало. И для меня забранный зимой Снежной королевой Кай весной попадал домой.

А потом надо было в школе перечитать и проанализировать… Первое, что пришло в голову : «сказка рассказывает о борьбе добра и зла». И я развёрнуто описала мир Снежной королевы – холодное безжизненное пространство, вечные льды и снега, и тролля, злющего-презлющего. О добре одно предложение в два слова: «Герда добрая». Оценка была невысока, и я сидела, залившись краской.

Что я могу теперь сказать об этой сказке? То же самое: «Борьба противоположностей». Видимо, ни капли не выросла. В «Снежной королеве» есть дьявол (в начале при описании тролля) и Христос (старый псалом, плюс ангелы), холодный разум (сердце и глаз с осколками дьявольского зеркала) и доброе сердце (плюс описание пламени сердца, которое не может загасить пламя костра). У добра есть свои помощники, у зла — свои. И как в любой хорошей сказке, есть длинный путь, препятствия и счастливый конец…

И это был бы не Андерсен, если бы не включил в сказку смерть:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Лесной ворон умер, ручная ворона осталась вдовой»

(для чего автору нужно было это?!).
«Калоши счастья»

Svetlana Roy, 25 декабря 2016 г. в 00:52

В «Калошах счастья» фея, желающая блага людям, в очередной раз оказала медвежью услугу, как и в сказке Гофмана «Крошка Цахес».

«Лучшее, что сделали калоши» —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«привели богослова к конечной и счастливейшей цели земного бытия» — к смерти

Автор, конечно, объясняет свою точку зрения:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Когда душа действует самостоятельно, всё идёт прекрасно, и лишь тело мешает ей и заставляет её делать глупости»

Но я надеюсь, что никогда не пойму подобных размышлений…

Есть вещи, о которых вообще нужно говорить очень осторожно, особенно если на ногах у тебя калоши счастья!


«Аисты»

Svetlana Roy, 24 декабря 2016 г. в 21:47

Моё знакомство с аистами Андерсена состоялось в сказке «Дочь болотного царя». Это были аисты-сказочники. Я и представить не могла, что эти белые птицы способны на месть. В аннотации мягко написано «Осенью птицы нашли способ сделать доброе дело Петеру». Каково же матери неразумного малолетнего малыша, который первым запел дразнилку,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

получить мёртвого ребёнка?

Спасибо, что аистиха не разрешила выклевать мальчишкам глаза. Ей было не легко видеть, как страшно аистятам день изо дня слышать угрозы: повесим, утопим, заколем, сожжем. И ей пришлось обещать отомстить… Сказка с ранами в материнских сердцах.
«Стойкий оловянный солдатик»

Svetlana Roy, 24 декабря 2016 г. в 20:54

Ах… Не утешайте, что сказка о стойкости… Маленький черный тролль — злой рок — ни с того ни с сего швыряет в печку. Каким бы ни был путь. Насколько бы ни был стоек. Вспыхнешь разом и — конец… Сердце сказочника, переполненное эмоциями, выплёскивает переживания в произведение. Сравните судьбы этой игрушечной пары и героев «Пастушка и трубочист».


«Цветы маленькой Иды»

Svetlana Roy, 24 декабря 2016 г. в 20:04

Добрая сказка. Как много значат выдумки, услышанные ребёнком перед сном.

Отчего завял букетик? Это вопрос о смерти. Ответ принёс спокойствие, а не грусть.

И больные цветы веселятся вместе со всеми

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

не смотря на то, что утром совсем умрут.


«Маленький Клаус и Большой Клаус»

Svetlana Roy, 24 декабря 2016 г. в 19:13

У Андерсена смерть частая гостья.

В сказке «Маленький Клаус и Большой Клаус» она в избытке:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

«хватил по лбу и убил наповал», «убил всех своих четырёх лошадей», «топором ударил по голове», «взял топор и убил свою старую бабушку», «дошел до реки и бросил туда мешок с пастухом», «крепко завязал мешок и столкнул его в воду».

Для чего детям такие сказки? Увидеть разнообразие человеческих поступков? Узнать жизнь со всех сторон? Пережить запретные в реальности ощущения? Подготовиться к переживанию страха в реальности? Преодолеть страх смерти?

У меня нет ответа на эти вопросы.

Говорят, что 4-5 лет — это возраст, когда ребёнок осознаёт, что смерть есть. Появление страха смерти… После смерти хомячка девятилетняя дочь подруги звонит ей по дюжине раз за день: «мам, ты где? у тебя всё хорошо?». А восьмилетняя даже не вспоминает, что он у них был. А трёхлетний, увидев в мультике похожего пушистика, говорит «умер»…

Почему-то мне не кажется, что эта сказка поможет старшей меньше бояться…


«Принцесса на горошине»

Svetlana Roy, 22 декабря 2016 г. в 05:32

«Чем набиты у вас тюфяки? Чем наполнены пуховики?» — эта песенка крутится в голове, как только слышу «Принцесса на горошине». Ещё не свекровь, а уже какая изобретательность! А деликатная принцесса? Легко и честно… из-за горошины выносит «гостеприимным» хозяевам мозг… Весёлая у них будет совместная жизнь…


  • Стойкий оловянный солдатик сколько страниц в сказке
  • Сток аут как пишется
  • Столбищенский детский сад сказка
  • Стол то новый как пишется
  • Стократно как пишется правильно