Доброта – это, прежде всего, одно из лучших качеств и характеристик человека. Добро делает его обладателя счастливым и заставляет улыбаться других людей вокруг. Суть у данного понятия одна – положительная черта, которая выполняет функцию счастья и других хороших чувств. А вот понимание доброты у каждого человека своё, индивидуальное. Кто-то действительно и серьезно воспринимает добро, а другие люди действует особо не размышляя о том, хорошие или плохие последствия будут впереди.
Добро, как и любое другое положительное качество, необходимо закладывать в характер ребёнка с детства. Именно адекватное воспитание и обучение способствует своевременному развитию и учит ребенка (впоследствии взрослого) принимать верные решения в своей жизни. Хоть все и понимают добро по-разному, главное – понимают. Одному трудно догадаться помочь старушке с переходом дороги, а другой даже на верхушку дерева не побрезгует залезть, чтобы снять котёнка.
Проблема воспитания в том, что люди имеют привычку ждать за добро что-то хорошее в обмен, например, равноценное вознаграждение. И, когда за очередное хорошее дело человек не получил «приз», то он мысленно делает для себя отметку, что впредь и навеки такого больше не повторять, так как это бессмысленная трата времени и сил. А разве добро должно вознаграждаться в обязательном порядке? Нет, ни в коем случае, ведь любой добрый поступок, совершённый в сторону ближнего, – это, прежде всего, поступок для самого человека.
Доброта способствует тому, что человек становится счастливым, приобретает отличный авторитет в обществе, чувствует себя лучше, нравится своему окружению, подаёт пример другим людям, в том числе и детям. Если ждать чего-либо в жизни стоя на одном месте, то толку не прибавится. Именно по этой причине следует творить добро, притом от чистого сердца, помогая людям, и неважно – родному человеку или незнакомцу. Каждый, кто получил частичку доброты, запомнит этот поступок и тоже станет немного счастливее.
Добро всегда по определению вызывает высокие чувства, отчего плохое дело легко отличить от хорошего. Не зря существуют такие устойчивые и много раз доказанные и проверенные на деле пословицы как «твори добро – и оно обязательно тебе вернётся» и «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Простые предложения с сильным смыслом.
Таким образом, добро – одна из важных составляющих жизни каждого человека. Без добра не прожить счастливой жизни, а поскольку жизнь дана одна, то без добра она не будет иметь смысла. И совсем неважно, как относятся другие люди – плохо или хорошо. Самое важное для человека – это его отношение к окружающим. Только излучая добро в окружающий мир, будешь счастлив сам.
Сочинение на тему Значение слова доброта
Доброта – одно из самых важных качеств человека. Это отзывчивость, стремление помочь другим, не ожидая получить ничего взамен. Одним добрым делом можно облегчить жизнь или даже спасти человека. Добрые люди считают своим долгом помочь всем, кто оказался в трудной ситуации: людям, животным, попавшим в беду. Чтобы совершать добрые поступки, требуется немало благородства, бескорыстия, а подчас и самоотверженности, храбрости. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с такими примерами доброты, когда люди жертвуют собой, своим комфортом ради других.
Один из таких случаев описывает Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского». Учительница главного героя, Лидия Михайловна, видя, как тяжело живется мальчику, решает помочь ему. Она занимается с ним французским языком, отправляет ему посылку с продуктами, но тот отказывается от подарка. Несмотря на то, что рассказчик не хотел принимать прямую помощь, Лидия Михайловна не отступилась. Она стала играть с ним в «замеряшки» на деньги, поддавалась ему и позволяла выиграть. Такой поступок был рискованным для учительницы, но стремление сделать добро, помочь, оказалось для нее сильнее боязни потерять работу. Следует думать, что благодарность, благополучие рассказчика были для нее лучшим вознаграждением за добрый поступок, нежели любые материальные блага. Поступок Лидии Михайловны – пример самопожертвования во имя доброты.
Доброта – это не просто слово, это сила, способная помочь миллионам людей. Такой силой доброты обладала врач, общественный деятель Елизавета Глинка, или Доктор Лиза. Пять лет она проработала в хосписах США, а после занялась благотворительностью. Доктор Лиза осуществляла сбор средств для пострадавших от стихийных бедствий, войн, тяжело больным людям. Более того она лично посещала и работала в странах, где ведутся военные действия, оказывала помощь пострадавшим. Свою жизнь она посвятила тому, чтобы спасать человеческие жизни, нести добро. Доктор Лиза создала благотворительный фонд, который и сейчас продолжает ее дело – помогать людям.
Таким образом, доброта – это не просто качество человека, но, прежде всего, его дела. Доброта способна помочь нам преодолеть, как мелкие невзгоды, так и проблемы всего человечества. Люди, которые бескорыстно и самоотверженно творят добро, всегда окружают нас. Иногда мы можем не сразу заметить и оценить их благородные поступки, но без таких людей жизнь стала бы по-настоящему трудной. Они – настоящие герои, которые на деле доказывают, что доброта способна изменить мир к лучшему.
Образец 5
Что такое доброта? Это желание помочь от всего сердца, не ожидая ничего взамен.
Часто бывает так, идешь по улице и замечаешь кого-то с тяжелой сумкой, проходишь мимо, потому что либо тебе все равно, либо у тебя даже не хватает смелости предложить свою помощь. Мы боимся творить добро. А ведь это так просто – предложить свою помощь. Ведь, возможно, человек с большой дороги, не знает местности. В подобных ситуациях может оказаться каждый, помощь и поддержка здесь бы не помешали. Так вот, доброта – это простая человеческая поддержка в простых обыденных ситуациях.
Что такое доброта? Это не оставлять в беде ближнего один на один, это вовремя найти слова поддержки и проявить заботу. Доброта – это неравнодушие.
У соседей сгорел дом. Вся их семья осталась ни с чем. Это так страшно – за считанные минуты потерять все, что ты наживал всю жизнь. Соседи по всей округе, недолго думая, обеспечили их всем, чем нужно. Одни впустили жить в свой собственный дом, кто-то помог вещами первой необходимости, кто-то финансово, а кто-то – теплым словом. Такая поддержка окрылила наших соседей, и через год у них был построен новый дом. Доброта – делает людей счастливыми, наполняет жизнь новыми красками.
Что такое доброта? Это любовь к жизни, это стремление к лучшему, это вера в большое человеческое сердце.
Знаю одну пожилую пару, которая каждую весну сажают деревья. Этим делом они уже занимаются многие годы. Посаженных деревьев уже несколько сотен. Их доброта спасает нашу планету, пусть это капля в море, но эта капля есть. Если последовать их примеру, наша экология будет на другом уровне.
Есть группа молодежи, которая еженедельно посещают детский дом. Они не просто приносят игрушки, сладости. Они душевно беседуют с детьми, обучают их чему-то новому, учат верить в лучшее будущее. После их прихода лица детей озаряются новым смыслом, желанием творить что-то полезное во благо себя и своей Родины.
У моего отца друг работает тренером. Так вот, он каждое воскресенье собирает детей со двора и учит их играть в футбол на профессиональном уровне. Ему не жалко своего времени, ему не жалко, что он делает это бесплатно. Но он очень горд, когда его ребята добиваются больших успехов, когда у ребят закаляется здоровый характер. Их счастье – это его счастье.
Доброта – это всегда просто. Здесь нет ничего сложного. Доброта тебя делает человеком. Доброта приносит теплоту в твое сердце.
9 класс
Чернобыльская молитва (отрывки)
Короткие рассказы и темы ИС от Соточки
Подготовка к ИС с Соточкой
Примерные темы ИС 2021-22
Дары волхвов О.Генри:
Как обрести счастье?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Что значит «идти по жизни своим путём»?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
Можно ли обойтись без науки в современном мире?
Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях
технического прогресса?
Что значит быть совестливым человеком?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Какие книги вдохновляют современную молодежь?
Может ли книга помочь разобраться в себе?
Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Какие произведения искусства делают вас счастливым?
Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей
актуальности с течением времени? Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых
времён?
Каким образом можно улучшить общество?
Какими качествами должен обладать счастливый человек?
Что делает человека подлинно счастливым?
Последний лист О.Генри
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
Каковы цель и смысл жизни человека?
Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
Что значит «идти по жизни своим путём»?
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?
Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством
нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не
катиться, как камень»?
Что значит быть совестливым человеком?
Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет
боль?
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и
злом?
Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
Что помогает человеку искоренять зло в себе?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Можно ли искупить свою вину?
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут
помнить в XXII веке и почему?
Какие книги вдохновляют современную молодежь?
Может ли книга помочь разобраться в себе?
Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
Какие произведения искусства делают вас счастливым?
Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
Всегда ли общество ценит достойных людей?
Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Что такое репутация человека в обществе?
Что значит «быть в ладу с самим собой»?
Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Всегда ли общество ценит достойных людей?
Скрипка Ротшильда Чехов
Каким путём человек идёт к самому себе?
Что может исказить жизненный путь человека?
Какие цели важно ставить на жизненном пути?
Каковы цель и смысл жизни человека?
Как характер, образ жизни человека влияют на его
путешествия?
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?
Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет
боль?
Что можно считать преступлением?
В чём различие между ошибкой и преступлением?
Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
Что помогает человеку искоренять зло в себе?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Что значит быть совестливым человеком?
Какую роль играет совесть в жизни человека?
Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
Можно ли искупить свою вину?
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и
злом?
Может ли преступление быть оправдано?
Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
Может ли книга помочь разобраться в себе?
Как искусство влияет на личность?
Как музыка влияет на людей?
Зачем человек слушает музыку?
«Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан
Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
Каким образом можно улучшить общество?
Что значит «быть в ладу с самим собой»?
Полёт Лёвшин
Вельд Брэдбери
Улыбка Брэдбери
Каникулы Брэдбери
Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный
путь?
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Как развитие технологий повлияло на общество?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как на современное поколение влияют технические открытия
нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
Чем опасен технический прогресс?
Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее
ярко отразить достижения и риски цивилизации?
Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
Как повлияло развитие техники и технологии на молодое
поколение?
Какие опасности таит в себе технический прогресс?
Что можно считать преступлением?
В чём различие между ошибкой и преступлением?
Может ли преступление быть оправдано?
Какие преступления нельзя простить?
Можно ли оправдать преступление?
Достоин ли преступник сочувствия?
Может ли преступник раскаяться в содеянном?
Бывает ли так, что в преступлении личности виновато
общество?
Как бороться с преступностью?
Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
Каковы могут быть причины преступлений?
Сила или слабость человека проявляется в признании им своих
ошибок?
Свобода и ответственность в жизни человека.
Может ли преступление быть оправдано?
Какую роль играет совесть в жизни человека?
Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
Можно ли искупить свою вину?
Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
Чернобыльская молитва (отрывки)
Короткие рассказы и темы ИС от Соточки
Подготовка к ИС с Соточкой
Примерные темы ИС 2021-22
Фото: depositphotos.com
Любые важные встречи лучше назначать на первую половину дня. Это время благоприятно для общения; даже очень разным людям удается поладить, без споров договориться о важном, достичь компромиссов. Мирятся те, кто был в ссоре. И следа не остается от старых обид, омрачавших отношения.
Вторая половина дня тоже складывается хорошо. Она подходит для работы, учебы, любых полезных дел. Легко сосредоточиться, ничто не отвлекает от серьезных задач. Интуиция подсказывает, на чем нужно сосредоточиться сейчас, а что может подождать.
Не откладывайте сложные и важные дела. Вы отлично с ними справитесь в первой половине дня. Благодаря поддержке звезд удастся преодолеть любые преграды, добиться успеха там, где в него никто не верил. Меняются к лучшему деловые отношения. Люди, которые вас прежде недооценивали, поймут, как ошибались.
Вторая половина дня будет менее плодотворной, но тоже по-своему удачной. Старые знакомые порадуют приятными известиями, может неожиданно написать или позвонить человек, по которому вы очень соскучились.
Общайтесь. Обсуждайте дела, делитесь идеями, ищите единомышленников; для всего этого день подходит просто отлично. Вероятны интересные знакомства, встречи, которые произведут на вас сильное впечатление. Важные разговоры заканчиваются именно так, как вам нужно. Если возникают разногласия, вам быстро удается убедить оппонентов в своей правоте.
Вы внимательны к близким, часто без слов догадываетесь о каких-то серьезных вещах. Удается помочь людям, оказавшимся в сложной ситуации, поддержать тех, кто пал духом.
Проявляйте инициативу. Сейчас это может привести к большим и важным переменам во многих сферах жизни, дать шанс осуществить то, о чем вы давно мечтали. Свойственные вам уверенность, настойчивость и оптимизм производят сильное впечатление на окружающих. Многие хотят познакомиться с вами поближе; будет шанс обзавестись полезными деловыми связями.
Могут появиться какие-то новые задачи. Не сразу станет ясно, как лучше с ними справиться, но спешить некуда: можно спокойно все обдумать, с кем-то посоветоваться, сравнить разные варианты.
Отличный день для обсуждения новых идей, касающихся работы или бизнеса. Ваши предложения кажутся окружающим смелыми, необычными, но интересными. Наверняка найдутся желающие помочь вам в осуществлении задуманного, причем кто-то с удовольствием возьмет на себя самую сложную и утомительную часть работы.
Подходит день и для того, чтобы решать вопросы, требующие обращения в государственные организации. Удастся застать нужных людей на месте, вовремя получить подписи и печати, быстро оформить документы.
Не горячитесь. Утром может быть довольно сложно сохранять самообладание: мелкие недоразумения, незначительные задержки, чужие ошибки портят настроение. Но если вы справитесь с эмоциями, то быстро поймете, как изменить ситуацию к лучшему. К тому же с каждым часом влияние позитивных тенденций усиливается, открывается все больше возможностей, и ни одну не хочется упустить.
Вторая половина дня – отличное время для важных и сложных дел. Вы справляетесь с ними быстро: удается сразу сосредоточиться на главном, а мелким деталям уделить ровно столько внимания, сколько нужно.
Дева
В первой половине дня лучше не вести важных разговоров, ни с кем всерьез не спорить, сохранять миролюбивый настрой. Этого окажется достаточно, чтобы избежать многих проблем и просто неприятных моментов. С решением сложных задач вы справитесь отлично, ответы на сложные вопросы наверняка найдете.
Вторая половина дня – прекрасное время для встреч с людьми, на которых вы хотели бы произвести хорошее впечатление. Нетрудно будет понравиться даже тем, кто обычно замечает только чужие недостатки. Будет шанс восстановить какие-то полезные старые связи.
Весы
Старайтесь не рисковать в начале дня. Это определенно не лучшее время для смелых экспериментов, да и от необдуманных поступков лучше воздержаться. Будет гораздо проще добиться успеха, придерживаясь плана, составленного раньше.
Вторая половина дня, напротив, подходит для импровизаций и даже требует их. События развиваются совсем не так, как можно было ожидать; будет много сюрпризов. Интуиция наверняка подскажет вам, как лучше действовать, да и кто-то из знакомых может дать отличный совет. Вероятны небольшие денежные поступления.
Скорпион
День складывается неплохо, но вам не всегда удается сохранить хорошее настроение. Вы быстро начинаете переживать, если хоть что-то идет не так, сердитесь на тех, кто почему-то не может сдержать обещания, данные раньше, или просто не поддерживает ваши идеи. Преграды, которые возникают сейчас на пути, на самом деле не так уж серьезны, и вы наверняка найдете способ преодолеть их, если сохраните спокойствие.
Осторожнее с деньгами: сегодня вы склонны относиться к ним крайне легкомысленно, можете потратить значительную сумму на пустяки. Прежде чем делать покупки, посоветуйтесь с людьми, знаниям и вкусу которых доверяете.
Стрелец
Постарайтесь разобраться в собственных мыслях и чувствах. Осознав, что на самом деле вас волнует, что вызывает беспокойство и что может порадовать, вы сразу почувствуете себя гораздо увереннее, поймете, куда двигаться дальше. Окружающие, правда, не сразу поймут, почему вы решили действовать так, а не иначе. Потому возможны какие-то споры, бурные обсуждения. Но все удастся объяснить.
Если в первой половине дня лучше сосредоточиться на собственных делах, то вторая отлично подходит для того, чтобы помогать другим. У вас получается поддержать тех, кто оказался в сложном положении.
Козерог
Сегодня вам очень пригодится умение разбираться в людях, понимать, что у них на душе. Достаточно будет короткого разговора, чтобы составить верное впечатление о человеке, понять, чем можно его заинтересовать, стоит ли рассчитывать на его поддержку. Вы ни с кем особенно не откровенничаете, а вот окружающие охотно раскрывают все свои секреты.
Вторая половина дня – время, когда вы будете особенно часто оказываться в центре внимания. Будьте готовы отвечать на непростые вопросы: наверняка кто-то попытается смутить вас ими, поставить в неловкое положение. Попытается, но, конечно, потерпит неудачу.
Водолей
Благоприятный день: удачный, интересный и плодотворный. Сейчас звезды на вашей стороне. Стоит этим воспользоваться, чтобы сделать то, что было давно задумано, но никак не получалось. Не исключено, что помогут в этом новые знакомые. Они охотно откликнутся на просьбы, быстро поймут, что нужно делать.
Вторая половина дня приносит необычные события, известия, помогающие по-новому взглянуть на то, что казалось вам привычным. Не исключено, что захочется отложить запланированные дела, чтобы сосредоточиться на чем-то более интересном. Сейчас обстоятельства это позволяют.
Рыбы
Старайтесь не строить иллюзий и реально смотреть на вещи. Этого будет достаточно, чтобы хорошо справиться с непростым и важным делом, успешно завершить то, что было начато раньше. Не исключены необычные встречи, знакомства, которые окажутся полезными с профессиональной точки зрения.
Общение с близкими людьми может требовать больше терпения и самообладания, чем обычно. Не всегда вас сразу понимают правильно, это порой огорчает. Но серьезных поводов для разногласий не возникает, удается обо всем договориться.
Автор:
Самый Зелёный
·
«Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хозарам», так и выпускник набирается сил и знаний для схватки, где на кону стоит допуск к ЕГЭ. Для наиболее эффективной подготовки ученик, как и князь Олег (а чем мы хуже?), должен обратиться к кудеснику — Многомудрому Литрекону. Он уже примерно знает, какие темы готовит год грядущий, поэтому написал аргументы по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров поможет набраться творческой энергии для покорения писательского поприща, пусть и в масштабах экзамена. Кстати, если каких-то аргументов не хватает, обратитесь к Литрекону в комментариях, и он все добавит. Приятного просвещения! И посмотрите темы, направления (с комментариями) и пример сочинения этого года.
- Верно ли утверждение, что Родину не выбирают? Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» доказал, что человек не может выбрать Родину, ведь он родился и сформировался в определенной среде, которая уже оказала на него определенное влияние. Так, Андрий был казаком и впитал традиции и нравы казачества. Несмотря на то, что его сходство с отцом прослеживается далеко не во всех аспектах, он также проникается культурой Сечи и перенимает ее кодекс поведения. Андрий пьет, гуляет, дерется и получает от этой жизни удовольствие. Лишь любовь к панночке убеждает его переменить сторону в сражении и предать веру отцов. Герой видит польские нравы в розовых очках своей симпатии к девушке. Поэтому он надевает другие доспехи, но своим в среде поляков не становится. Никто не последовал за ним, когда казаки заманили его в ловушку. А в финале, уже после смерти Андрия, Гоголь выхватывает из толпы на площади красивую панночку, которая смеется. Герой не смог выбрать Родину, Польша ею для него не стала. Зато он предал ту, что была для него единственной.
- Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха? В.М. Шукшин в рассказе «Срезал» демонстрирует разницу между тем, кто покинул малую родину для достижения успеха, и тем, кто остался. Константин Журавлев стал кандидатом наук, нашел жену себе под стать, завел семью. Он стал успешным человеком и достиг высокого уровня благосостояния. Дочь посещала школу и имела все перспективы пойти по стопам родителей. А что нашел в деревне эрудит Глеб Капустин? Он питал свой ум вырезками из газет и случайными источниками знаний, поэтому его образование напоминает не систему, а сборную солянку из неприменимых премудростей. Он остался один, в деревне он не может найти компанию своего уровня, и все смотрят на него, как будто он шут и показывает представление. Он не сделал карьеру, не женился, не завел детей. Самоутверждение, мелкое и подлое, он находит только в унижении тех, кто чего-то добился в жизни. Глебу обидно, что он сам никуда не поехал и ничего не смог сделать. Поэтому его пример убеждает нас в том, что человек должен искать средства для реализации себя в том месте, где для этого созданы все условия. Кандидатом наук в деревне не стать — это очевидно.
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси? Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» показал, что люди на Руси зачастую становятся жертвами друг друга и своих слабостей. Социальное неравенство во многом определяется их нежеланием работать над собой. «Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения, во рвы, в канавы валятся — Обидно поглядеть!» — вот так Павел Веретенников, знаток русской жизни, говорит о тех, за кем наблюдает. Конечно, пьяницы тут же находят оправдание: тяжелая работа заставляет их злоупотреблять спиртным. Но неужели бить жен и детей их тоже принуждает труд? Неужели пропивать последние гроши в кабаке и оставлять семью без еды требует лично царь или барин? Все эти проблемы исходят из глубин их душ, порочных и слабых. Можно было бы не выпивать, как сам Некрасов, оказавшийся в столице без материальной помощи отца и вынужденный голодать, чтобы заниматься тем, что ему нравилось. Можно было бы откладывать деньги и начать свое дело, ведь многие купцы были выходцами из крестьянства. Возможности жить хорошо были у всех, но порочные желания и вечные оправдания мешают героям взяться за ум и перестать во всем винить богачей.
- Кто счастлив на Руси? Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» показывает человека, который был счастлив, несмотря на бедность и униженность положения. В отличие от Раскольникова, который жил на средства матери и сестры, да еще и жаловался на судьбу, Разумихин не получал помощи. Зато он много работал, чтобы оплатить учебу самостоятельно: давал уроки, делал переводы, старался заработать честно. Дмитрий много веселится, общается со всеми, умеет дружить и сопереживать людям, поэтому его окружают позитивные и доброжелательные товарищи, которые выручают и Раскольникова. Все эти юноши не думают о своем высоком статусе и сравнении с Наполеоном. Они трудятся и добиваются успеха, а не замыкаются в своем несчастье. Живет Дмитрий не богаче Родиона, но он счастлив и делится этим состоянием с другими. Значит, внутреннее состояние зависит не от дохода или происхождения, а от того, насколько человек открыт миру и готов к созидательному взаимодействию с ним.
- Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»? А.П. Чехов в рассказе «Невеста» призывает людей выйти из зоны комфорта и отправиться туда, где их таланты можно раскрыть и усовершенствовать. Его героиня живет в маленьком городе и довольствуется малым — тем, что ей дает обеспеченная бабушка. Для Нади нашли подходящего жениха и сняли дом. И все идет к свадьбе, только вот невесело невесте. Она родилась там, где ее способности пригодиться не могут. В этом городе юной девушке только и остается, что выйти замуж и вести праздную жизнь с скуке и довольстве. Но Надя поняла, что хочет иной судьбы. Благодаря студенту Саше она смогла сбежать из дома и поступить в учебное заведение. Родные простили Надю и приняли ее выбор. А она обрела счастье в саморазвитии, возможном только в большом городе. Увы, в глубинке люди не могут получить достойное образование и найти работу по специальности.
- Кому на Руси жить плохо и почему? И.С. Тургенев в рассказе «Му-му» описал судьбу крепостного человека, который был зависим от своей сумасбродной барыни. В условиях рабства люди не могут быть счастливы, в чем мы убеждаемся, читая данную историю. Герасима насильно перевезли из деревни в город, принудили отказаться от брака с любимой женщиной, а потом и лишили единственного близкого ему существа — собаки. Помещица приказала крепостному топить Му-му просто из-за того, что таков был ее каприз. А человек не имел права ослушаться. С горечью Герасим осознал: будучи собакой на крепостной привязи, он сам не может заводить ни семью, ни животных. Он не мог сберечь то, что ему дорого, ведь вся его жизнь была сравнима лишь с участью самой Му-му. Поэтому до конца своей жизни он прожил один. Ему жилось плохо на Руси, потому что он был зависимым человеком и не мог управлять своей жизнью. На таких условиях ему было бы плохо везде.
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» предложил публике свой план по усовершенствованию России. И он отчасти воплотился в жизнь, ведь был правильным: чтобы женщины жили свободно и счастливо, а мужчины не тащили в одиночку бремя содержания семьи, необходимо создать условия для полноценного вовлечения всех людей в экономические, социальные и политические процессы. Девушки должны иметь право на образование, работу и равные возможности в обществе. Находясь в финансовой зависимости, они становятся предметами торговли и бесправными существами, судьба которых — это узаконенная форма проституции, брак без любви и выбора. Вера могла быть насильно выдана замуж за Михаила, и лишь вмешательство Дмитрия помогло ей встать на ноги и начать себя обеспечивать. Поэтому в финале героиня стала образованной, успешной и счастливой женщиной, а ее семья была построена на любви и взаимоуважении. Сейчас все девушки в нашей стране имеют такие возможности, что изменило нашу жизнь к лучшему.
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал разные точки зрения на долг гражданина перед Родиной. В эпилоге Пьер Безухов настаивает на необходимости перемен и пересмотре прав монарха. Он входит в тайные общества и хочет активно участвовать в формировании политического курса страны и ее законов. Пьер не исключает и возможности открытого выступления против существующего строя. А Николай Ростов, напротив, видит обязанность гражданина в защите государства от таких инициатив. Он открыто признает, что может применить оружие против бунтовщиков, какими бы ни были их намерения. По его мнению, подданые должны подчиняться, а решать глобальные вопросы должен лишь царь. Оба героя осознают свой долг перед Родиной, но его видение у каждого свое.
- Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси? Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» поднимает важные проблемы России, которые пока имеют статус «вечных». Чиновники воруют, халатно относятся к своим обязанностям и всячески унижают своих сограждан, которым повезло меньше. Для героев нет ничего святого: внешне набожные и степенные господа расхищают даже те деньги, которые выделены на строительство церкви. Городничий закрывает глаза на лень и бестолковость подчиненных, их связывает круговая порука. Поэтому они стремятся вовлечь в нее приезжего проверяющего. Подкупы не имеют границ, городничий даже готов отдать свою дочь замуж за Хлестакова, которого едва знает. К сожалению, воз и ныне там, чиновники все еще злоупотребляют своим положением. Видимо, без кардинального ужесточения контроля и наказания за коррупцию невозможно решить эти проблемы раз и навсегда.
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси? М. Горький в пьесе «На дне» продемонстрировал пороки, которые присущи многим русским людям, считающим себя несправедливо обделенными судьбой. Ночлежку населяют далеко не ангелы: шулеры, бывшие каторжники, воры, пьяницы. Даже честный работник Клещ, который так гордится своим положением, сживает со свету жену, бьет ее и оскорбляет. А Василиса, едва вырвавшись из грязи в князи благодаря браку по расчету, тиранит людей без жалости. Увы, нравы этой среды полностью соответствуют уровню ее достатка. Актер, Барон, Сатин, Бубнов вовсе не стремятся трудиться и выходить из нищеты. Им и так нормально, ведь делать ничего не нужно и ответственности никакой. Сатин открыто пропагандирует лень и противопоставляет себя тем, кто трудится. Что мешает им жить хорошо? Они сами и менталитет социального дна.
- Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам? М. Горький в повести «Детство» показал социальные проблемы, которые, к сожалению, не решены до сих пор. Речь идет о насилии в семье. В доме Кашириных постоянные драки и скандалы. Дети становятся жертвами агрессивного и злого дедушки, которому никто не может помешать учинять унизительные расправы. Василий Васильевич бьет и жену, и детей, хоть они уже и взрослые. Поэтому нас не удивляет тот факт, что сыновья Каширина выросли такими же жестокими, пьющими и неблагополучными родителями. Они готовы убить отца за наследство, а детей не жалеют, как и жен. Один из них даже довел супругу до гроба своими побоями. Сегодня детей из таких семей изымают, но не всегда. Довольно долго они могут терпеть насилие и издевательства. Видимо, в этой сфере закон требуется ужесточить, а контролирующие органы заменить на более эффективные.
- Как научиться ценить свою Родину? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал парадоксальную вещь: люди учатся патриотизму за рубежом! Александр Чацкий получил заграничное образование и несколько лет путешествовал. Глядя на благополучие и прогрессивность других стран, он понял, чего не хватает его Родине. У Александра появилась четкая гражданская позиция. Он сформулировал взгляды и почувствовал желание помочь своей России. Герой думал, что и дома найдет единомышленников. Однако соотечественники оказались более равнодушными и эгоистичными, чем он. Дворяне имели узкий кругозор, из своих хором не выезжали, поэтому им казалось, что все нормально. Реформаторов они считали якобинцами и осуждали. Для них патриотизм ограничивался орденом на шее и безграничной лояльностью правящей элите. Им не хватало опыта Александра и его кругозора, чтобы понять, что России нужно развитие, что у нее есть огромный потенциал, что французики из Бордо — не предел мечтаний.
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины? М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека» доказал, что благополучие каждого из нас неразрывно связано с Родиной и ее состоянием. Андрей Соколов мог бы отсидеться в погребе и понаблюдать за битвами издалека, а не рисковать собой… Или не мог? Нет, конечно! Враги приходили в каждый дом, разоряли все земли. Альтернативы не было. Андрей не мог наслаждаться счастьем наедине с семьей, когда вражеский снаряд разнес его дом и убил жену и дочерей. Война не щадила никого и показывала каждым своим патроном, что личного счастья на оккупированной земле быть не может. Человек неразрывно связан со своей страной и ее судьбой, поэтому выбирать ему не приходится.
- В чем польза и опасность патриотизма? Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» показал изнанку патриотизма, когда людей загоняли на сербскую войну, прикрывая очевидное безумие этой затеи возвышенными речами о благе Родины. Какой? Чьей? Но эти вопросы пропаганда обходит стороной. Общественное мнение обмануто ею. Светские дамы с улыбками и цветами провожают на бойню тех, кто воспринимает геополитику буквально и погибнет, в отличие от хитрых агитаторов. Разговоры о патриотизме прикрывают амбиции властолюбцев и направляют людей на смерть. А по факту судьба «славянских народов» не должна затрагивать интересы солдат из других стран, ведь такая война, как это позже и случится, перерастает в мировую и заканчивается поражением всех участников. Человек должен быть готов защищать только свой дом, а другие спекуляции на патриотизме нужно пресекать, так как они ведут к войне.
- Какими качествами обладает русский человек? Н.С. Лесков в сказе «Левша» описал менталитет русского народа в образе главного героя. Он талантлив, патриотичен, религиозен. Левша без образования, микроскопа и большого финансирования смог подковать иностранную танцующую блоху и проявить феноменальное мастерство. Но он же проявляет и отрицательные качества русского человека: много пьет, терпит унижения вышестоящих особ и не понимает свою значимость в стране. Будучи честным, работящим и преданным Родине мастером, он не соглашается переехать в Англию, несмотря на заманчивые условия. Но он же напивается и не выполняет свою миссию: его оружейный секрет теряется, ведь никто не будет прислушиваться к пьянице. Русский менталитет невероятно сложен и парадоксален. У нас талантливый и смекалистый народ, но не знает себе цену и не может постоять за свои права.
Чего-то не хватило? Напишите — добавим.
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписок
Читайте также:
При слове «гений» кому-то представляется пожилой Эйнштейн с высунутым языком. Кому-то — пятилетний Моцарт, выдающий виртуозные пассажи на клавесине. А кому-то — Григорий Перельман в поношенном пиджаке и трениках, решивший математическую «задачу тысячелетия». Есть ли у одаренных людей что-то общее? Считается, например, что они сложны в общении, имеют странные интересы и часто бывают не в ладах с собой. Многие стереотипы об одаренности не подтверждаются научными данными. Мы решили разобрать некоторые из них.
Одаренность — врожденное свойство
XIX век. Сельская глушь. Отец, сбиваясь, пересчитывает мелкие монеты вслух, чтобы не запутаться в цифрах. И вдруг его поправляет сидящий рядом трехлетка-сынок — будущий обладатель титула «король математиков», великий Иоганн Карл Фридрих Гаусс. Позже он вычислит собственную дату рождения, попутно разработав метод определения даты Пасхи на любой год. И таких историй немало. Часто феноменальные способности настолько отличаются от заурядных, что кажется — они проявятся в любой ситуации. Но это не совсем так.
Исследования не дают однозначного ответа на вопрос, что важнее в каждом конкретном случае — генетика или благоприятные условия жизни. У выдающихся спортсменов могут быть удачные генетические варианты, управляющие, например, окислением глюкозы в мышечных клетках или ростом кровеносных сосудов. Это, безусловно, даст им преимущество в определенном виде спорта. А вот с умственными способностями сложнее. Ученые считают, что в 50–80% случаев высокий интеллект наследуется (похожая ситуация и с музыкальными способностями). Но генов, которые связаны с интеллектом, известно больше 500. Соотнести конкретную комбинацию с успехами, скажем, в программировании пока не удается.
Помимо генетики, есть еще и эпигенетика — факторы, которые определяют активность того или иного гена. И здесь, по-видимому, ограничения среды скорее играют против человека. Если потенциал есть, его чаще удается реализовать тем, кто растет в условиях изобилия и широты возможностей. Психолог Эрик Туркхаймер, много лет изучавший различия между близнецами из разных социальных страт, обнаружил, что в самых бедных семьях генетическая предрасположенность почти не влияла на уровень способностей. А вот в обеспеченных семьях влияние генов оказалось около 60%.
Психолог, специалист по детской одаренности Александр Савенков обращает внимание, что почти все нобелевские лауреаты в области науки происходили из семей интеллектуалов или бизнесменов. Среди их родителей почти не было выходцев из низших слоев общества. Большинство из них родились в крупных городах. Они характеризовали свое детство как «счастливое». А вот в семьях лауреатов-литераторов чаще наблюдалась противоположная картина: их ранний жизненный опыт был более драматичным. В их биографиях было больше трагических событий, около 30% из них жили в семье с одним родителем или в разорившейся семье.
Одаренные люди — это вундеркинды
Есть много примеров людей, чьи выдающиеся способности открывались очень рано. Это фиксируют их биографии, воспоминания и письма родственников и друзей. Так, сэр Фрэнсис Гальтон, один из создателей теории интеллекта, научился читать в два года, свободно говорил на латыни и греческом к пяти годам и решал квадратные уравнения в восемь лет. Блестящий математик и один из создателей первого программируемого компьютера Джон фон Нейман умел делить в уме два восьмизначных числа в шесть лет. Джон Стюарт Милль, Моцарт, Блез Паскаль — все это примеры гениев, чьи способности обнаружились очень рано.
Однако есть и примеры позднего расцвета. Маленький Эйнштейн казался учителям и родным интеллектуально ограниченным ребенком. Его сестра Майя рассказывала: «У него были такие трудности с языком, что окружающие боялись, что он никогда не научится говорить». Один из преподавателей предсказывал, что он никогда не достигнет многого. Томаса Эдисона, страдавшего дислексией, разочарованный учитель назвал «заблудшим». Чарльз Дарвин в ранней юности не выделялся особенным интеллектом, хотя спустя два десятилетия стал одним из выдающихся мыслителей своего времени.
Канадский психолог Франсуа Ганье предложил идею катализаторов — факторов, которые способствуют раскрытию заложенных в человеке способностей. Первый — личностные качества, такие как открытость новому опыту, усердие и высокая мотивированность. Второй связан с возможностями удовлетворить свой интерес, поощрением со стороны семьи, друзей и учителей. Третий — со случайными жизненными событиями, которые могут дать толчок самораскрытию. Это может быть переезд, встреча с выдающимся учителем, влюбленность или путешествие.
Можно проследить, как действуют эти катализаторы, на примере Эйнштейна. Из его воспоминаний, писем и интервью мы знаем, что еще в детстве ему было присуще огромное интеллектуальное любопытство. Он также оставался верным своему способу мышления. Обучение в мюнхенской гимназии почти не затронуло его уникального взгляда на мир: будущий физик мыслил образами, а не словами. При этом были и другие катализаторы. Сам Эйнштейн вспоминал, как в возрасте четырех-пяти лет отец дал ему компас. Позже он получил от дяди книгу по геометрии, за которой мальчик проводил многие часы.
Одаренных детей ждет успех в будущем
Мы знаем имена Моцарта, Бетховена, Паскаля, Менделеева — и все это подтверждение того, что детская одаренность может расцвести во взрослом возрасте, а ее обладатель станет великим человеком. Но есть и обратные примеры. Например, советский вундеркинд Паша Коноплев, уже в шесть лет демонстрировавший результаты теста IQ в 142 пункта (выше, чем у большинства взрослых), скончался в 29 лет, не оставив после себя ничего существенного.
Несмотря на распространенную поговорку «талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами», именно талантливые люди чаще всего испытывают недостаток поддержки. Об этом, например, говорят результаты многолетнего исследования математически одаренной молодежи, проводившегося в США с 1971 года. Его авторы отслеживали судьбу 5 тыс. умнейших детей Америки на протяжении 45 лет. Их выводы говорят о том, что детям с исключительными дарованиями учителя часто уделяют меньше внимания.
По мнению авторов, система образования больше заточена на поддержку «проблемных» учеников, а не на раскрытие успешных. Если ребенок не может усвоить материал, из раза в раз получает плохие оценки, учителя обращают на него больше внимания. Напротив, те дети, которые легко решали самые сложные задачи, часто оказывались предоставлены сами себе. В результате их ум не получал должной тренировки и не развивался в полную силу.
Исследователи обнаружили, что у тех, кто форсировал обучение (например, заканчивал класс экстерном), было на 60% больше шансов получить патенты на изобретения и докторские степени и более чем в два раза больше шансов получить докторскую степень по сравнению с теми, кто учился линейно. Это касалось областей, связанных с наукой, технологией, инженерией или математикой.
Талант, если он есть в человеке, нуждается в бережной распаковке. «Если учителя замечают, что ребенок одарен, они должны позаботиться о том, чтобы должным образом стимулировать его, — размышляет один из авторов исследования, психолог Джонатан Вай. — Дети должны видеть свои пределы и как можно чаще удостовериться в том, что им по силам».
Одаренные люди психически неустойчивы
«Мысли о сверхъестественных существах пришли ко мне так же, как и мои математические открытия. Поэтому я принял их всерьез». Это слова Джона Нэша — выдающегося математика и нобелевского лауреата по экономике. В возрасте примерно 30 лет у него начали проявляться признаки параноидальной шизофрении. История его борьбы с недугом легла в основу фильма «Игры разума» с Расселом Кроу.
Можно вспомнить немало случаев, когда психические расстройства шли рука об руку с одаренностью и даже гениальностью. Эрнест Хемингуэй, Роберт Шуман, Эмили Дикинсон, Винсент Ван Гог, Фридрих Ницше — список можно продолжать. Не считая тех творческих людей, которые поддались алкоголизму и другим зависимостям. С другой стороны, вполне возможно, что это просто иллюзия. Выдающихся людей мало, и нам может казаться, что расстройства встречаются у них чаще, просто потому, что выборка маленькая.
Например, в 1998 году группа ученых проанализировала данные сразу 29 исследований на эту тему. В 15 из них авторы не нашли никакой связи, в девяти — нашли, в пяти результат оказался неясным. В то же время эти работы искали только признаки статистической связи — например, диагноза и результатов теста на интеллект. Они не копали глубже — не пытались понять, есть ли причинно-следственная связь в случаях, где связь все же была выявлена.
Если пойти от обратного — взять людей с определенными расстройствами, — можно заметить, что в этих группах действительно много незаурядных людей. Например, люди с расстройствами аутического спектра часто демонстрируют большие таланты к математике, музыке и изобразительному искусству.
Нейробиологи полагают, что особенности определенных патологий могут делать человека более склонным к интеллектуальным и творческим порывам. Например, мозг человека, страдающего шизофренией, может порождать парадоксальные идеи. Хотя ему труднее структурировать эти идеи, направить их в нужное русло. При биполярном расстройстве человек может ощущать периоды невероятной энергии и продуктивности — но они сменяются периодами затяжной депрессии. При легких формах аутизма характерны устойчивые интересы, зацикленность на одной теме — что тоже может быть важно для прорывных результатов.
Но связь может проявляться и в другой форме: некоторым одаренным детям из-за своего стиля мышления труднее вписаться в коллектив. Психологи Даубер и Бенбоу сравнили одаренных подростков с обладателями средних способностей по показателям социальных отношений и обнаружили существенные различия. Чрезвычайно одаренные школьники считали себя более замкнутыми, заторможенными и непопулярными. В большей степени это касалось детей с математической одаренностью.
По мнению авторов, психическая нестабильность может быть связана с тем, что сама среда с ее требованиями и ожиданиями нередко игнорирует, отторгает и обесценивает одаренных детей. Это может вызвать у них ощущение, что мир слишком жесткий и даже жестокий, а их особенности — не подарок, а скорее препятствие, из-за которого они не могут вписаться в коллектив, обрести друзей и любовь.
Одаренность можно взрастить с помощью правильного воспитания
В некоторых случаях одаренность четко связана с особенностями мышления, которые проявляются очень рано. Например, в одном исследовании, посвященном детям, которые отлично умеют быстро и точно производить сложные умственные вычисления, было обнаружено, что во время расчетов их мозг работал иначе, чем у большинства людей. В другой работе 2014 года психологи изучили 18 одаренных детей (пять из них были прирожденными художниками, восемь — музыкантами, пять — математиками). Все участники показали чрезвычайно высокие результаты в тестах на рабочую память.
Но особенности мыслительных процессов не всегда играют решающую роль. В недавней работе авторы проанализировали почти 8 тыс. участников разных исследований одаренности. Их интересовали черты личности, которые доминируют у этих людей, — если вообще может быть что-то общее. Для этого специально отбирали те исследования, в которых участники проходили тест «Большая пятерка» — на выраженность таких черт, как невротизм, экстраверсия, добросовестность, доброжелательность и открытость новому опыту.
Оказалось, что чертой, которая встречалась в тестах чаще, была открытость опыту. В отличие от объема рабочей памяти или музыкального слуха, это качество можно развить упражнениями. «Исследования показывают, что можно изменить личность в желаемом направлении», — пишет психиатр Грант Бреннер в журнале Psychology Today. Многие образовательные подходы включают развитие воображения, творческих способностей и нестандартного мышления.
А вот стремление родителей создать из ребенка гения с помощью специальных методик может дать обратный эффект. Одаренные дети часто развиваются быстрее сверстников за счет собственной активности. Родители могут только поддержать их успехи. А вот внешние усилия, которые идут вразрез с интересами ребенка и его готовностью воспринимать информацию, могут навредить.
Пример трудной судьбы гениев «домашнего изготовления» — Уильям Сайдис. Родители Уильяма посвятили почти все свое время воспитанию сына. У него явно были незаурядные способности — например, в 18 месяцев он мог читать газеты. Однако с первых лет жизни у Уильяма не было почти ни одной свободной минуты — его постоянно пичкали знаниями. Отец даже пытался подвергать его гипнозу, чтобы знания лучше откладывались у мальчика в голове.
В 12 лет Уильям пережил первый — но не последний — нервный срыв. Истерики, психозы и панические атаки будут мучить его многие годы. Благодаря настойчивости родителей Уильям с отличием окончил Гарвард в 16 лет. Ему прочили блестящую математическую карьеру. Но Сайдис забросил науку — работал простым бухгалтером, давал уроки математики и избегал повышенного внимания к себе. В 46 лет он умер от инсульта.
«Если ребенку нравится то, что он делает, а родитель предлагает способы развития в этой сфере, то это отличный тандем, — отмечает психолог Павел Жевнеров в интервью для ТАСС. — Другое дело, если ребенок имеет способности, но пользуется ими, потому что его заставляют, потому что родителю обидно их не использовать, — тогда это будет для ребенка стрессом, который даст свои отсроченные последствия в будущем».
Антон Солдатов