Использован учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть, Климанова, Горецкий, страница 157-158.
1. Понравились ли тебе произведения данного раздела? Расскажи, какие особенности фантастических рассказов ты знаешь.
Мне очень понравились произведения этого раздела. Они необычные и интересные.
Главной особенностью фантастических рассказов является то, что в них описываются открытия, которые ещё не совершены.
Действие рассказов может развиваться в будущем, но также в прошлом или настоящем, если людьми будущего изобретена машина времени.
События происходят в космосе или на Земле.
Всё необычное в рассказе является результатом научных открытий и достижений.
2. Что общего между фантастическим рассказом и сказкой? А чем они различаются?
В фантастическом рассказе и в сказке описаны события, невозможные в обычной жизни. В них могут действовать необычные существа. Использоваться предметы с необычными свойствами.
Различаются эти жанры тем, что в сказках всё объясняется волшебством, а в фантастике — достижениями науки.
3. Что из того, о чём писали Велтистов и Булычёв уже воплотилось в жизнь? Благодаря чему это произошло?
Велтистов описал человекоподобного робота. Сейчас такие роботы уже есть, пусть и не такие совершенные, как Электроник.
Булычёв описал путешествие к другим планетам. Сейчас люди добрались до Луны и планируют посетить Марс. Освоение других планет и звёздных систем дело далёкого будущего.
Всё, что было описано писателями-фантастами в прошлом воплотилось в жизнь благодаря развитию науки и технического прогресса.
4. Отличаются ли главные герои прочитанных произведений от сказочных персонажей? Что у них общего?
На мой взгляд не важно, кто герой — дурачок, царевич, робот или девочка из будущего. Главное, что все они стоят на стороне добра. Все борются со злом.
Перед ними стоят разные задачи, но они добиваются их решения, пусть каждый и своим путём.
5. Найди книги Велтистова и Булычёва и прочитай о других приключениях Электроника и Алисы Селезнёвой. Напиши отзыв на понравившееся произведение.
Евгений Велтистов написал несколько книг про Электроника. Первая из них называлась «Электроник — мальчик из чемодана», вторая «Рэсси — неуловимый друг», третья «Победитель невозможного».
Кир Булычёв написал несколько десятков произведений про Алису. Самыми известными являются «Сто лет тому вперёд», «Миллион приключений», «Путешествие Алисы», «Заповедник сказок».
Моей любимой книгой про Алису является роман «Сто лет тому вперёд».
Отзыв на роман «Сто лет тому вперёд» для 4 класса
Действие этого романа разворачивается одновременно в будущем и в настоящем. Обычный мальчик из настоящего находит в пустой квартире машину времени и переносится на сто лет вперед.
Он видит, как изменилась жизнь людей, и оказывается свидетелем нападения пиратов на Алису. Пытаясь спасти ценный прибор, Коля Наумов забирает его в прошлое. Следом за ним в прошлом оказываются пираты и Алиса.
Увлекательные, полные опасностей приключения ожидают героев этого романа. Но дружба помогает им победить пиратов.
Мне понравилось, что мальчика из настоящего и девочку из будущего связывают общие ценности. Они борются со злом, творят добро и помогают друг другу.
События этого романа были положены в основу художественного фильма «Гостья из будущего».
6. Нравятся ли тебе фантастические рассказы? Произведения каких писателей-фантастов ты читал? Расскажи о самом любимом своём произведении. Чем оно тебя заинтересовало?
Мне очень нравятся фантастические рассказы. Я читала много рассказов Кира Булычёва, Роберта Шекли, Василия Головачёва, Пола Андерсона и других.
Рассказ о любимом фантастическом произведении для 4 класса
Моё самое любимое фантастическое произведение — повесть Энн Маккефри «Полёт дракона».
На первый взгляд кажется, что это сказка, но на самом деле это не так. Действие произведения разворачивается на далёкой планете, когда-то давно освоенной землянами.
Но после катастрофы планета оказалась отрезана от Родины и люди там жили своей жизнью. Они боролись с нитями, спорами чужеродной жизни. И в этом им помогали драконы, генно-модифицированые существа.
Мне нравится, что герои этого романа добрые и отзывчивые люди, что они очень мужественные и любят музыку. Перед ними стоит трудная задача, спасти свою планету, но они с ней обязательно справятся.
7. Сделайте с друзьями выставку рисунков на космическую тему.
Действие рисунка на космическую тему должно происходить в космосе. Это может быть ближний космос, откуда видно планету Земля. Это могут быть далёкие галактики, странные планеты, внеземная жизнь, с которой человеку предстоит столкнуться в будущем.
Пример рисунка на космическую тему смотри внизу страницы.
8. Придумай небольшую историю о путешествии на любую планету Солнечной системы. Как ты будешь рассказывать: как учёный или как писатель? Запиши план.
Пример рассказа о путешествии на планету Солнечной системы можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Интересуетесь, какие юбилеи книг будем отмечать в 2022 году – мы собрали для вас полный список книг-юбиляров с указанием автора и даты издания. Для удобства все литературные произведения разделены на четыре категории:
- молодые юбиляры – книги, которым исполняется менее 100 лет;
- произведения, которым более 100, но менее 200 лет;
- литературные шедевры, которым исполняется более 200 лет;
- великие книги-юбиляры, которым уже более 300 лет.
Менее 100 лет
В данном блоке собраны самые молодые книги-юбиляры, которым в 2022 году исполнится менее 100 лет:
- 35 лет – Курт Воннегут «Синяя борода» (1987 год);
- 35 лет – «Норвежский лес» Харуки Мураками (1987 год);
- 35 лет – Лариса Миронова «Детский дом (Записки воспитателя)» (1987 год);
- 35 лет – Анатолий Рыбаков «Дети Арбата» (1987 год);
- 45 лет – Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» (1977 год);
- 45 лет – Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977 год);
- 50 лет – Р. Адамс «Корабельный холм» (1972 год);
- 50 лет – Братья Стругацкие «Пикник на обочине» (1972 год);
- 55 лет – Братья Стругацкие «Гадкие лебеди» и «Сказка о Тройке»;
- 55 лет – Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»;
- 60 лет – Марк Твен «Письма с Земли» (1962 год);
- 60 лет – К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» (1962 год);
- 65 лет – Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» (1957 год);
- 65 лет – Джек Керуак «В дороге» (1957 год);
- 70 лет – Э. Хемингуэй «Старик и море» (1952 год);
- 70 лет – Е. Замятин «Мы» (1952 год);
- 70 лет – Эдвин Брукс Уайт «Паутина Шарлотты» (1952 год);
- 75 лет – Агата Кристи «Подвиги Геракла» (1947 год);
- 75 лет – Альбер Камю «Чума» (1947 год);
- 80 лет – в Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1942 год);
- 80 лет – Роберт Музиль «Человек без свойств» (1942 год);
- 80 лет – А. Камю «Посторонний» (1942 год);
- 80 лет – Хорхе Луис Борхес «Фунес памятливый» (1942 год);
- 80 лет – Ивлин Во «Не жалейте флагов» (1942 год);
- 85 лет – Дж. Р. Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно» (1937 год);
- 90 лет – М. Шолохов «Поднятая целина» (1932 год);
- 90 лет – Эрнест Хемингуэй «Смерть после полудня» (1932 год);
- 90 лет – Николай Островский «Как закалялась сталь» (1932 год);
- 90 лет – Максим Горький «Егор Булычов и другие» (1932 год);
- 95 лет – Франц Кафка «Америка (Пропавший без вести)» (1927 год);
- 95 лет – «Морфий» Михаила Булгакова (1927 год);
- 95 лет – «Сказки для вундеркиндов» Сигизмунда Кржижановского (1927 год).
От 100 до 200 лет
В данную категорию попали самые популярные книги юбиляры 2022 года, написанные в период с 1832 по 1922 годы:
- 100 лет – Александр Грин «Алые паруса» (1922 год);
- 100 лет – Франц Кафка «Замок» (1922 год);
- 100 лет – Корней Чуковский «Мойдодыр» и «Тараканище» (1922 год);
- 100 лет – Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада» (1922 год);
- 105 лет – Корней Чуковский «Крокодил» (1917 год);
- 105 лет – Синклер Льюис «Простаки» (1917 год);
- 105 лет – Люси Мод Монтгомери «Анин Дом Мечты» (1917 год);
- 110 лет – Джек Лондон «Алая чума» (1912 год);
- 110 лет – Артур Конан Дойл «Затерянный мир» (1912 год);
- 115 лет – Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса» (1907 год);
- 115 лет – «Морщинка» Алексея Ремизова (1907 год);
- 120 лет – Артур Конан Дойл «Собака Баскервиллей» (1902 год);
- 120 лет – Антон Павлович Чехов «Архиерей» (1902 год);
- 120 лет – Максим Горький «На дне» (1902 год);
- 125 лет – А. П. Чехов «На подводе», «Мужики» и «Печенег» (1897 год);
- 125 лет – М. Горький «Коновалов», «Бывшие люди», «Супруги Орловы» и «Мальва» (1897 год);
- 125 лет – Этель Войнич «Овод» (1897 год);
- 125 лет – Герберта Уэллса «Человек-невидимка» (1897 год);
- 130 лет – А. П. Чехов «Палата № 6» (1892 год);
- 130 лет – Николай Шелонский «В мире будущего» (1892 год);
- 135 лет – А. П. Чехов «Каштанка» (1887 год);
- 140 лет – Поль Верлен «Поэтическое искусство» (1882 год);
- 140 лет – Николай Вагнер «Гризли» (1882 год);
- 140 лет – Л. Н. Толстой «Исповедь» (1882 год);
- 145 лет – Тергенев «Сон» (1877 год);
- 145 лет – Ф. Достоевский «Сон смешного человека» (1877 год);
- 150 лет – Жюль Верн «Вокруг света за 80 дней» (1872 год);
- 150 лет – Ф. М. Достоевский «Бесы» (1872 год);
- 150 лет – Л. Н. Толстой «Кавказский пленник» (1872 год);
- 150 лет – Николай Вагнер «Сказки Кота-Мурлыки» (1872 год);
- 155 лет – Жюль Верн «Дети капитана Гранта» (1867 год);
- 155 лет – Марк Твен «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1867 год);
- 155 лет – И. Тургенев «Дым» (1867 год);
- 160 лет – И. Тургенев «Отцы и дети» (1862 год);
- 165 лет – Л. Толстой «Юность» (1857 год);
- 170 лет – Лев Толстой «Детство» (1852 год);
- 170 лет – Иван Тургенев «Муму» (1852 год);
- 170 лет – Натаниель Готорн «Книга чудес» (1852 год);
- 170 лет – Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» (1852 год);
- 175 лет – Шарлотта Бронте «Джейн Эйр» (1847 год);
- 175 лет – Иван Гончаров «Обыкновенная история» (1847 год);
- 180 лет – 1-й том поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (1842 год);
- 180 лет – «Биографические рассказы для детей» Натаниеля Готорна (1842 год);
- 185 лет – М. Лермонтов «Смерть Поэта» (1837 год);
- 185 лет – А. Пушкин «Арап Петра Великого» (1837 год);
- 190 лет – великая трагедия «Фауст» И. В. Гёте (1832 год);
- 190 лет – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» и другие произведения (1832 год);
- 190 лет – Николай Гоголь повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832 год).
От 200 до 300 лет
Будут в 2022 году среди книг и юбиляры, которым уже за 200 лет:
- 200 лет – Э. Т. Гофман «Житейские воззрения кота Мурра» (1822 год);
- 205 лет – Джейн Остин «Нортенгерское аббатство» (1817 год);
- 210 лет – Братья Гримм сказки «Рапунцель», «Белоснежка» и «Король-лягушонок» (1812 год);
- 225 лет – Джейн Остин «Гордость и предубеждение» (1797 год);
- 230 лет – Николая Карамзин «Бедная Лиза» (1792 год);
- 230 лет – Карло Гоцции «Король-олень» (1792 год).
Более 300 лет
Самыми почетными юбилярами 2022 года станут книги, написанные до 1712 года:
- 305 лет – «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717 год);
- 325 лет – Шарль Перо «Сказки моей матушки Гусыни…» (1697 год);
- 715 лет – Данте Алигьерти «Божественная комедия» (1307 год).
Также смотрите в видео материале, о каких книгах юбилярах стоит особенно вспомнить в 2022 году:
Читайте также:
- Писатели-юбиляры 2022 года
- Юбилеи композиторов в 2022 году
- Юбилейные даты и знаменательные события в 2022 году
Загрузка…
Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете
Ctrl + Enter
Новости 2022 года
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 мая 2020; проверки требуют 11 правок.
Крыс (Крысс) и Весельчак У — главные злодеи фантастических книг Кира Булычёва об Алисе Селезнёвой. Космические пираты, грабители и авантюристы. Обоим был поставлен уникальный врачебный диагноз: полная атрофия совести.
Одни из самых популярных персонажей Булычёва, они встречаются во многих его книгах и двух экранизациях. Крыса и Весельчака У часто называют среди известных космических пиратов[1] или даже известных пиратов вообще[2]. Пираты вооружены бластерами в форме пистолетов[3].
Крыс[править | править код]
Крыс — инопланетянин с планеты Крокрыс. В прошлом агент спецслужб своей планеты. Главарь пиратской шайки. Способен менять внешний облик по своему усмотрению. Часто принимает обличье своих врагов, чтобы обмануть их друзей. Крыс почти неуловим — он постоянно сбегает из заключения благодаря своим способностям.
Настоящий облик Крыса и его способности описаны в разных книгах по-разному[1]. В книге «Путешествие Алисы» он меняет телесные оболочки, а под оболочками скрывается обитатель с планеты Крокрыс, чье население истребило друг друга в междоусобных войнах. Биологически Крыс схож со скорпионом, с мохнатыми ногами, круглым тельцем и острыми клешнями. На спине у него небольшие крылья, но летает он плохо — крылья нужны крокрысам для того, чтобы жужжать и оглушать противников. Кроме того, у Крыса есть хвост с ядовитым жалом на конце, однако действует этот яд только на других крокрысов. В книге «Сто лет тому вперёд» он может создавать иллюзии, благодаря чему мог работать кинодублёром. Утверждал, что может создавать фальшивые деньги, но Весельчак У сомневался в стабильности иллюзии на расстоянии. В повести «Миллион приключений» Крыс — метаморф, полностью меняющий свой облик по желанию, обычно принимая облик маленького худого человека. Некоторая попытка установить «канон» предпринята Булычёвым в книге «Война с лилипутами»: Крыс — настоящий метаморф, его истинный облик всё-таки «насекомое», но другим он предпочитает являться в виде маленького, худенького, печального человека (вес Крыса значительно меньше веса не только его напарника, но и среднего взрослого землянина — менее 44 кг вместе с одеждой и оружием[4]). В «Детях Динозавров» облик умеет менять не только Крыс, но и Весельчак У, и, теоретически, кто угодно — достаточно принять специальную таблетку.
У Крыса есть мать — предыдущая атаманша шайки, которая тоже скрывает лицо за маской. Другим она предстаёт в облике прекрасной молодой женщины. Она появляется только в «Миллионе приключений», хотя упоминается много раз в других книгах.
Весельчак У[править | править код]
Весельчак У — прозвище второго пирата, данное за чувство юмора либо любовь к жестоким шуткам[5]. Он «правая рука» Крыса. Очень толстый (на время действия повести (путешествие алисы)— 234-157 кг. Лысый гуманоидовидный человек. О происхождении Весельчака У известно мало. но в той же повести сказано: «Он в молодости продал в рабство собственную мать на одну отсталую планету. Через какое-то время, когда он разбогател, то вспомнил о матери, полетел на ту планету и попытался её выкупить, но выяснилось, что она к тому времени сама выкупила себя из рабства, стала королевой княжества Муравьиного Холма и встретила любимого сына так, что он и его корабль еле ноги унесли». Вторично он (уже вместе с Крысом) обращался к ней за помощью после одной из своих неудач. Какое-то время они с Крысом были врагами, но после действий Трёх Капитанов и антипиратских спецопераций ряда правительств Галактики были вынуждены объединиться.труслив склонный к предательству и заискиванию перед сильными. Легко предаёт Крыса, оказавшись в руках правосудия. Своим статусом пирата он гордится («Мы не бандиты, мы благородные пираты»)— заявляет Весельчак У в ответ на заявление (Капитана кима)и презирает работорговцев, таких как семейство Панченга. Заявляет, будто любит пытать и убивать,а в книгах это непосредственно показано.
Отмечают, что, несмотря на заявления Весельчака У и Крыса о собственной подлости и злобности, их действия по отношению к героям вполне вписываются в образ «благородных пиратов»: они почти никогда не пытаются убить Алису или её друзей, но только захватывают в плен и . А в поздних произведениях они даже несколько раз вступают с Алисой в союз(хоть и неохотно).
Появления в книгах[править | править код]
- Первое появление Крыса и Весельчака У — в 1974 году в повести «Путешествие Алисы». Пираты захватили в плен Второго и Третьего капитанов, чтобы выпытать у них секрет абсолютного топлива под названием «галактий». Крыс большую часть книги выдает себя за доктора Верховцева, друга капитанов. Тайное укрытие пиратов раскрывают Алиса и её папа, благодаря птице говоруну.Но и сами попадают в плен.Благодаря Алисе и первому капитану они смогли спастись от Весельчака У(онпытал третьего капитана)
- В повести «Сто лет тому вперёд» Крыс и Весельчак У пытаются завладеть миелофоном, прибором для чтения мыслей. Ради этого они преследуют Колю, перемещаясь за ним в XX век, а преследуя их, в XX век прибывает и Алиса. В конце концов Крыс и Весельчак У схвачены и этапированы обратно в конец XXI века.
- В повести «Миллион приключений» (1976) пираты под командой Крыса и его Мамаши захватывают планету Брастак. Пашка и Алиса, которые были туристами на Брастаке, срывают планы негодяев. В этой повести нет Весельчака У.
- В повести «Война с Лилипутами», пожилые Крыс и Весельчак У уже отошли от дел и стали владельцами Пиратской планеты — надёжного укрытия для всех негодяев Галактики (они приобрели её у банды Трёхглавого Кавра). Они занимаются скупкой и перепродажей награбленного другими пиратами. Прежняя вражда к Алисе уже в прошлом, они встречают девочку почти с радостью и помогают героям.
- Еще одно появление парочки пиратов — в повести «Дети динозавров» — Крыс и Весельчак У пытаются похитить золотые яйца динозавров с планеты Стеговия.
- Кроме того, Весельчак У и Крыс участвуют в книгах «Планета для тиранов», «Привидений не бывает», «Алиса и заколдованный король».
В экранизациях[править | править код]
- В мультфильме Романа Качанова «Тайна третьей планеты» Крыс переименован в «Глота с планеты Катрук». Вместо скорпионоподобного существа он выглядит в мультфильме как гибкий гуманоид, похожий на червя с пастью акулы. Таким образом, после замены и имени, и характера, и облика, получился просто другой персонаж. В финале имитирует самоотравление какой-то красной таблеткой, но Весельчак У разоблачает этот приём, поэтому Глот вывозится с Третьей планеты и этапируется на Землю на борту «Пегаса» для предания суду. Весельчак У изображён в виде очень жирного, шарообразного человека с лысой головой. При попытке сбежать из-под ареста в финале событий на Медузе-III — Третьей планете — Весельчака У похищает птица крок ,и ему удаётся выжить ,но Улиан (настоящее имя Весельчака У)умирает от болезни.
- В телесериале «Гостья из будущего» роль Крыса исполнил актёр Михаил Кононов, а роль Весельчака У — Вячеслав Невинный. В сериале оба пирата наделены способностью свободно менять свою внешность, представая в облике любого из встреченных ими ранее персонажей, а также высоко прыгать и левитировать. Большую часть фильма, даже без присутствия других персонажей, фигурируют почти исключительно в человеческом облике, перенятом у двух сотрудников московского космопорта, а свою истинную внешность (гуманоидов с «оплавленно-каменными» лицами) демонстрируют лишь трижды — при появлении, просыпаясь в заброшенном доме и при разоблачении их Полиной в кульминации последней серии. Кроме того, в этом фильме именно Крыс, судя по его поведению по отношению к партнёру, является главарём, а Весельчак У — его помощником.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 Александр Гагинский. Весёлый Роджер в небе. Космические пираты // Мир фантастики. — 2011. — № 9. — С. 106—110.
- ↑ Fanbio.ru. Самые известные пираты в кино и литературе
- ↑ Сто лет тому вперед
- ↑ Кир Булычёв. Глава 11: «Зайцы» в вазе // Сто лет тому вперёд. —
Цитата: «Один голос сказал: „Вес- моего- человека- сорок- три- килограмма- шестьсот- восемьдесят- два- грамма.“ Второй голос сказал: „Вес- моего- человека- сто- пятьдесят- килограммов- ровно.“». - ↑ Кир Булычёв. Глава 20: В плену // Путешествие Алисы. —
Цитата: «Ты знаешь, Второй капитан, — сказал он, оборачиваясь к кораблю, — я умею шутить, недаром меня прозвали Весельчаком. Но некоторые мои шутки кончаются слезами…».
На первой очной встрече с мая этого года главы МИД России Сергей Лавров и госсекретарь США Энтони Блинкен обменялись жесткими заявлениями о ситуации вокруг Украины. На Западе считают, что Москва собирает войска около украинских границ и может готовить вторжение, российские же власти обвиняют Киев в намерении решить конфликт на Донбассе силой и говорят, что не допустят нового расширения НАТО на восток. По словам источника Reuters, на этой же встрече Блинкен сказал, что в случае обострения Россию ждут серьезные санкции.
Российский политолог Андрей Колесников и американист Александра Филиппенко рассказали в эфире Настоящего Времени, к каким шагам готовы Россия и США и как этот обмен мнениями подведет к готовящимся переговорам Джо Байдена и Владимира Путина.
— Вчера в нашем эфире был украинский политолог Игорь Тышкевич. Он уверен, что все это стягивание российских войск к границам с Украиной нужно было Путину ровно для того, чтобы на этой неделе озвучить это требование о юридических гарантиях нерасширения НАТО. Вы согласны с этим?
Андрей Колесников: Я думаю, что это слишком сложное объяснение простых импульсивных шагов. Я не уверен в том, что наверху так четко выстраивается логика, так четко выстраиваются некоторые такие конструкции. Многие говорили, что все это готовилось к саммиту министров иностранных дел НАТО. Я думаю, что российская политика гораздо более интенсивна.
Это скопление войск на границе, естественно, абсолютно не имеет отношения к реальной горячей войне, к которой Россия, безусловно, не готова. Это всего лишь провокация, даже, может быть, без серьезного плана и какой-то конечной цели. Но зато пощекотали нервы, вот Блинкен приехал и поговорил. Кстати, хорошо, что приехал, хорошо, что поговорил, потому что избежать горячей фазы войны – это важно.
Так что я бы сказал, что на эти действия России нужно, конечно, обращать внимание, но это не столь серьезно. Все равно из этого абсолютно ничего не выйдет – ни сотрудничества, ни долгосрочной взаимной стратегии. Главное – избежать серьезного противостояния, возобновления войны в том же самом Донбассе.
— Кремль хочет его избежать?
Андрей Колесников: Я думаю, что да, потому что сейчас в этом нет никакого серьезного смысла. Если Кремль считает, что можно мобилизовать на этой основе население, то это не так. Социология показывает, что с 2018 года военные и внешнеполитические победы население не мобилизовывают. Население можно убедить в необходимости боевых действий, необходимости расширения дипломатических провокаций и спекуляций, но мобилизовать уже нельзя на ралли вокруг флага.
— Александра, как вы думаете, может ли американская сторона предоставить Путину гарантии, которые он требует? Он просит о неких юридических гарантиях. Но вообще верит ли кто-то тому, что сам Путин сможет эти договоренности, написанные на бумаге, соблюдать? Например, Будапештский меморандум ему не помешал аннексировать Крым.
Александра Филиппенко: Да, безусловно, я предполагаю, что здесь была не только подготовка к саммиту министров иностранных дел НАТО, но также и к возможной будущей встрече двух президентов. Это такая довольно-таки типичная ситуация, когда Россия идет на какие-то такие шаги для того, чтобы в дальнейшем показать, как она отступает и как идет на какие-то компромиссы.
Да, я предполагаю, что, конечно же, никаких юридических гарантий быть не может, но об этом уже было сказано, что, поскольку Россия не является страной – членом НАТО, никаких юридических гарантий требовать она не может для себя. И в целом все, что происходило на министерском совете ОБСЕ, – это очередная попытка и в том числе обратить внимание, и это такое – это не моя формулировка – бесконечное «принуждение к любви» Кремля всего, что касается Европы: отношения с Европой, отношения с США, необходимость каких-то очень тесных и близких отношений.
Хотя мы понимаем, что для США и Европы сейчас Россия уже не является такой важной стороной, как это было в период холодной войны, а Кремль все еще пытается находиться в рамках этой холодной войны. И поэтому все эти беспокойства и эта надоевшая фраза о расширении НАТО на восток, которая уже сейчас довольно-таки смешно звучит, учитывая, что расширение НАТО на восток – это опасения, что могут быть размещены ракеты в непосредственной близости от границ с Россией. Сейчас возможно размещение ракет в странах Балтии, например. И разница там – в 100 километров. Разница очень незначительная. И если мы говорим о ракетах средней и меньшей дальности, подлетное время там 120 секунд или 107 секунд. Поэтому, конечно, все эти аргументы хороши для пропаганды, однако для специалистов, которые занимаются стратегической стабильностью, они вполне ничтожны. И все эти опасения относительно расширения НАТО на восток, конечно, ушли в далекое прошлое и, безусловно, я вторю своему коллеге, Россия абсолютно не готова к горячей войне, безусловно. Это такие попытки просто напугать и привлечь внимание.
— Андрей, если Путин не получает этих гарантий, Йенс Столтенберг говорит, что НАТО само решит, когда взять Украину и Грузию в альянс, как вы думаете, как он на это отреагирует и что он будет делать?
Андрей Колесников: Гарантий он, конечно, не получит. Это невозможно, это противоречит уставу НАТО. НАТО все-таки организация нормативно регулируемая. При чем здесь какие-то ультиматумы со стороны России? Это абсолютно их внутреннее дело. К тому же, чтобы быть принятой в НАТО, страна должна соответствовать каким-то критериям, как в любых ситуациях с разным международным альянсом и международными организациями. Здесь идет своя внутренняя жизнь, и несколько удивительно, что страна, которая отказалась от сотрудничества, диктует свою волю.
Здесь интересно еще и другое – то, что это абсолютно, я бы сказал, сталинская позиция: «Мы с вами, большие боссы, договариваемся по поводу малозначащих государств, которые являются сферами нашего влияния». Это подход совсем не современный. Сферы влияния, подлетное время – этими категориями мыслит, к сожалению, Владимир Путин. И это само по себе несколько взрывоопасно, хотя по-прежнему за границы риторики не выходит. Очень трудно сказать, как он будет действовать в этой ситуации, если Украина вдруг вступит в НАТО. Я думаю, что никто об этом ничего не знает, даже сам Путин, может быть, еще не определился.
— По-вашему, нынешняя точка напряжения – это самая высокая точка напряжения за последние несколько лет или нет?
Андрей Колесников: Я думаю, что да, достигли высочайших степеней в этой, не знаю, можно ли назвать «холодной войной» – в холодной войне были правила, а здесь правил нет. Но, безусловно, эта ситуация чрезвычайно тяжела, и очень трудно двигаться куда-то вперед – нет какой-то политической воли, прежде всего со стороны России. И эти встречи того же Блинкена с Лавровым очень важны – они способны немножечко разрядить обстановку, но совершенно не способны построить какой-то позитивный план, вот в чем проблема. В этом смысле ситуация очень плоха.
— Александра, сейчас Америка говорит о санкциях, которые будут введены в отношении России в случае вторжения в Украину. Вы понимаете, о каких новых санкциях может идти речь?
Александра Филиппенко: Если мы говорим о санкциях, то, конечно, это может быть то, о чем уже давно говорили, – секторальные санкции, от которых бесконечно отказывались.
— Аналогичные тем, которые сейчас вводятся в отношении Беларуси?
Александра Филиппенко: Да, совершенно верно. Как было сказано, что Беларусь уже собрала флеш-рояль санкций, а России еще до этого пока далеко. Но тем не менее, конечно, могут к этому прийти. Но все-таки предполагаю, что все эти передвижения, вся риторика, такая уже действительно надоевшая, из учебника 70-х годов, все же это подготовка к саммиту, к общению Владимира Путина и президента Байдена. Поэтому я предполагаю, что все-таки не дойдет до санкций, поскольку уже сейчас действительно отношения на таком низком уровне, когда мы уже говорим о том, какое количество дипломатов находятся на территории США и России, – это уже мы переходим к самым базовым каким-то вещам в установлении дипломатических отношений.
А в нынешней ситуации, когда вчера Энтони Блинкен на выступлении после встречи с министром Лавровым сказал, что сейчас в целом демократии находятся в кризисе, и мы действительно видим, что во многих частях света развиваются различные кризисы, и сейчас необходимо сплочение, необходим диалог и так далее. Конечно, сейчас отношения между США и Россией на низком уровне, но диктуются в том числе отношениями США с Китаем. И, к сожалению, приходится бесконечно об этой стратегической стабильности говорить, об этих ракетах и размещении в АТР (Азиатско-Тихоокеанском регионе), как раз в чем нужно сотрудничество России, если мы говорим об отношениях США, Китая и России. Поэтому я не думаю, что здесь будут введены какие-то секторальные санкции подобные тем, что были введены в Беларуси.
— То есть они не будут введены, по-вашему, даже несмотря на возможный военный конфликт?
Александра Филиппенко: Нет, если действительно будет пересечена какая-то черта Кремлем, то, честно говоря, предполагаю, что это все-таки подготовка к встрече двух президентов. Опять же, это такие шаги Кремля, которые мы уже видели неоднократно: увеличение напряженности для того, чтобы потом ее снять и показать, как Россия умеет договариваться. Это немного напоминает, конечно, президента Трампа и его переговорные стратегии. Но сейчас, наверное, это подготовка к встрече. Если во время встречи или после будет продолжаться такое стягивание войск, это напряжение не будет снято, то мы уже будем говорить о секторальных санкциях и о санкциях подобных тем, что были приняты в отношении Беларуси.
— Если эта встреча произойдет – встреча по видеосвязи Путина и Байдена, – ее намечают на 7 декабря, можно ли, по-вашему, говорить о том, что это напряжение все-таки спадет?
Александра Филиппенко: Я все-таки за осторожный оптимизм. Конечно, мне хочется в это верить. Поскольку действительно отношения уже сейчас настолько плохие, что кажется, что любой диалог, даже встреча Блинкена и Лаврова, – это уже большая победа. И встреча также будет большой победой.
— Андрей, как думаете вы?
Андрей Колесников: Я совершенно согласен. Думаю, что это будет способствовать снижению напряжения, как и любая встреча лидеров. «Лучше встреча, чем невстреча», – если перефразировать одного нашего бывшего президента.
— Даже если не договорятся?
Андрей Колесников: Даже если не договорятся. В нынешних обстоятельствах это уже большой плюс.
Краткая биография Кира Булычева для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Быстрый переход:
Очень краткая биография (в двух словах)
Родился 18 октября 1934 года в Москве. Отец — Всеволод Николаевич Можейко (1908—1977), профессор. Мать — Мария Михайловна Булычёва (1905—1986). В 1957 году окончил Московский государственный институт иностранных языков. В 1961 году опубликовал первый рассказ «Маунг Джо будет жить». В 1963 году устроился на работу в Институт востоковедения. Был женат на Кире Алексеевне Сошинской. Имеют дочь Алису. В 1982 году был удостоен Государственной премии СССР. Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет. Похоронен на Миусском кладбище в Москве. Основные произведения: «Девочка с Земли», «Путешествие Алисы», «Тайна третьей планеты», «Гостья из будущего», «Миллион приключений», «Великий Гусляр», «Сто лет тому вперёд», «Посёлок», «Можно попросить Нину» и другие.
Краткая биография (подробно)
Кир Булычев — это творческий псевдоним одного из известнейших писателей-фантастов советского времени Игоря Всеволодовича Можейко. Родился Можейко (далее Булычев) 18 октября 1934 года в Москве.
С детства Булычев очень интересовался иностранной культурой и потому поступил в Московский институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Окончив это заведение, будущий писатель два года работал корреспондентом, а затем переводчиком в азиатской стране Бирме.
Затем Булычев учился в Институте востоковедения. В это время он создавал очерки для различных научно-познавательных журналов. Тогда же был опубликован и его дебютный рассказ «Маунг Джо будет жить» (1961).
Окончив аспирантуру (в 1962 году), Булычев работал в Институте востоковедения. В последующие годы он много занимался научным трудом: защитил кандидатскую и докторскую диссертации, написал несколько работ, посвященных истории Юго-Восточной Азии.
Фантастику Булычев начал писать лишь с 1965 года. Сначала это был рассказ «Долг гостеприимства», а затем уже множество других произведений, выходивших целыми циклами.
Наиболее известным из этих циклов стала серия книг «Приключения Алисы». Работу над ней Булычев начал еще в 1965 году с повести «Девочка, с которой ничего не случится», а закончил лишь в 2003 повестью «Алиса и Алисия».
Интересно то, что вплоть до 1982 года писателю удавалось скрывать ото всех свое настоящее имя, поскольку написанные им произведения выходили под псевдонимом Кирилл (а потом просто Кир) Булычев. Писатель не хотел, чтобы о его «несерьезном» литературном деле узнали коллеги из Института востоковедения.
Скончался Кир Булычев в Москве 5 сентября 2003 года после длительной тяжелой болезни. Многие произведения фантаста были опубликованы посмертно.
Источник
Кир Булычев. Биография
Кир Булычев (настоящее имя — Игорь Всеволодович Можейко) родился 18 октября 1934 года в Москве.
В 1957 году окончил Московский Государственный педагогический институт иностранных языков им. Мориса Тореза (ныне Московский государственный лингвистический университет).
Работал переводчиком в Бирме, корреспондентом в журнале «Вокруг света».
В 1962 году окончил аспирантуру Института востоковедения АН СССР.
С 1963 года работал в Институте востоковедения АН СССР.
В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)». В 1981 году защитил докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме».
В научном мире известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.
Первые научно-фантастические публикации писателя — рассказ-мистификация «Долг гостеприимства» (1965; напечатан как переводной, автором указан «бирманский прозаик Маун Сейн Джи») и подборка рассказов «Девочка, с которой ничего не случится» (1965). Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки XXI века Алисы Селезнёвой, с которыми дебютировал в научной фантастике Булычев, положили начало долгой серии, принёсшей автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков. Повести об Алисе, впервые изданные в различных антологиях (и неоднократно переиздававшиеся), составили сборники «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперед» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Девочка из будущего» (1984), «Непоседа» (1985), «Пленники астероида» (1988), «Новые приключения Алисы» (1990).
Для Кира Булычева характерна тяга к созданию циклов произведений, объединенных героями, сюжетной основой, общей идеей и стилистикой. Еще один цикл произведений писателя — это городок Великий Гусляр. Он имеет свой географический прототип — Великий Устюг. Булычев придумал около 70 рассказов и повестей о Великом Гусляре и его жителях, которые частично были объединены в сборник «Чудеса в Гусляре» (1972).
К циклу об Алисе органично примыкает цикл романов о комическом докторе Павлыше, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза «Сегежа» Владислав Павлыш. Цикл включает в себя один из лучших ранних рассказов Булычёва «Снегурочка» (1973), повести «Великий Дух и беглецы» (1972), «Закон для дракона» (1975) и роман «Последняя война» (1970) — одно из немногих в советской литературе произведений, описывающих последствия ядерной войны, правда, на другой планете.
Произведения короткой формы составили сборники «Люди как люди» (1975), «Летнее утро» (1979), «Перевал» (1983), «Похищение чародея» (1989), «Коралловый замок» (1990).
Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева — повести «Меч генерала Бандулы» (1968) и романе «На днях землетрясение в Лигоне» (1980).
В 1990-е годы писатель попытался значительно расширить тематику своих произведений. Сборник Булычёва «Апология» (1990) включает различные по уровню и тематике рассказы. Он писал детективы (мини-цикл «Лидия Берестова»), стихи, пьесы.
Начиная с 1989 года Булычев работал над большим романом «Река Хронос», первые части которого были опубликованы в 1993-1994 годах. Роман перерос в цикл «Хронос», состоящий из нескольких романов.
Булычев активно выступал и с литературно-критическими публикациями — эссе, послесловиями, публицистическими статьями, посвященными истории и проблематике фантастической литературы или творчеству отдельных писателей. В ряду критических работ выделяется историко-критическое эссе «Падчерица эпохи» (1989), представляющее собой наброски к книге, рассказывающей о драматичной судьбе советской научной фантастики в период ее становления (1917-1940 годы); также эссе о жизни и творчестве выдающегося американского писателя Роберта Хайнлайна, ряд послесловий к сборникам зарубежных писателей.
Переводил на русский язык фантастические произведения английских и американских писателей.
Все сказки и фантастика Игоря Можейко написаны под псевдонимами Кир (Кирилл) Булычев и некоторыми другими (Николай Ложкин, Лев Христофорович Минц, Юрий Митин), под своей фамилией он писал только научно-популярные произведения и выступал как научный сотрудник. В 1982 году псевдоним был раскрыт в связи с тем, что писатель получил Государственную премию за сценарий к фильмам «Тайна третьей планеты» и «Через тернии к звездам».
Экранизировано более 20 произведений Булычева, в частности по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм «Гостья из будущего» — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х годов.
Писатель скончался 5 сентября 2003 года.
Кир Булычев был лауреатом премии фантастики «Аэлита-97», в 2004 году посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика» за серию очерков «Падчерица эпохи».
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Источник
Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко)
Фото Все
Видео Все
Кир Булычёв / Острова / Телеканал Культура
Этот фантастический мир. Выпуск 14. Кир Булычев «Умение кидать мяч» (1988)
Кир Булычев — биография
Кир Булычев – писатель-фантаст, сценарист, режиссер, литературовед. Прославился после серии рассказов о девочке по имени Алиса Селезнева. Настоящая популярность пришла к писателю после выхода на экраны картины «Гостья из будущего».
Долгие годы он скрывал свое настоящее имя под псевдонимом Кира Булычева, так как мог лишиться работы в Институте востоковедения. Он стал автором множества фантастических произведений для детей и взрослых, его произведения воплощались на экране свыше двадцати раз – таким успехом не может похвастаться ни один российский фантаст. Булычев обладал редкой прозорливостью, сюжеты его произведений зачастую сбываются в наши дни.
Детство
Настоящее имя писателя – Игорь Можейко, он родился 18 октября 1934 года в Москве. Отец – Всеволод Можейко, его предками были белорусско-литовские шляхтичи Можейко герба Трубы. Оставил родной дом в 15 лет, никому не признался, что он дворянин, устроился работать на завод учеником. В 17 лет оказался в Петрограде, учился на рабфаке, потом получил диплом юридического факультета ЛГУ. Позже стал профессором, в 1966-м защитил докторскую диссертацию по юриспруденции.
Мама будущего писателя – Мария Булычева. Ее отец — полковник Михаил Булычев, преподавал фехтование в Первом Кадетском корпусе. До 1917-го посещала Смольный институт благородных девиц. После революции работала на карандашной фабрике Хаммера, где и познакомилась со своим будущим мужем. Училась в автодорожном институте, в 30-х занимала должность коменданта Шлиссельбургской крепости, в войну возглавляла авиадесантную школу в Чистополе.
Кир Булычев в детстве
Всеволод и Мария поженились в 1925-м, а в 1939 году супруги развелись. На тот момент Игорь был пятилетним мальчишкой. Мама вышла замуж второй раз за ученого-химика Якова Бокинина, и в этом браке родилась дочь Наталья. Отчима призвали на фронт, домой он больше не вернулся, погиб в Курляндии 7 мая 1945 года, не дожив до победы всего два дня.
После выпуска из школы Игорь попал под комсомольскую разнарядку и поступил в Московский государственный институт иностранных языков. Диплом о его окончании молодому человеку вручили в 1957-м, и отправили его в качестве переводчика в Бирму. Там и началась его трудовая биография. Через 2 года он возвращается в родной город, поступает в Академию наук, где продолжает изучать культуру восточных стран. После окончания учебы остается в этом учебном заведении в качестве преподавателя истории Бирмы.
В 1965 году Можайко защитил кандидатскую диссертацию, в 1981-м докторскую. В научном мире известен, как автор трудов по истории Юго-Восточной Азии.
Литература
Параллельно с основной деятельностью, ученый публикует свои статьи в журналах «Азия и Африка сегодня» и «Вокруг света». В 1961-м он написал рассказ под названием «Маунг Джо будет жить», ставший его дебютом в художественной литературе. В 1965-м вышел новый рассказ талантливого автора – «Долг гостеприимства», на этот раз в жанре фантастики. Это произведение он подписал псевдонимом Маун Сейн Джи.
Все последующие его произведения уже подписаны псевдонимом Кир Булычев, который получился от соединения имени его жены Киры и фамилии мамы – Булычева. Ему пришлось подписываться псевдонимом, потому что его запросто могли уволить с основной работы. Писательство расценивалось как что-то несерьезное. Книги Булычева быстро нашли своего читателя, у него появились первые поклонники.
Все произведения писателя были успешными, но особой любовью поклонников пользовалась девочка Алиса Селезнева, обычная землянка, попадающая в разные ситуации, из которых всегда находила выход. В книгах ее спутниками становились разные герои, но чаще всего она отправлялась в путешествие с папой Игорем Селезневым и их общим другом со смешным именем Громозека.
В 1985-м Кир Булычев написал очередную повесть об Алисе – «Заповедник сказок». На этот раз девочка отправилась не в далекую Галактику, а попала в мир сказки. Впоследствии об Алисе снимут множество фильмов, среди которых самую большую популярность получит «Гостья из будущего». Лента вышла на экран в 1984-м, и мгновенно стала популярной. Роль Алисы в разное время исполняли Наталья Гусева и Екатерина Прижбиляк. Окончательную точку в истории об отважной путешественнице Булычев поставил в 2003-м. Всего Алисе посвящено более пяти десятков рассказов и повестей писателя.
В 1982-м писателя наградили Государственной премией СССР за создание сценариев к картине «Через тернии к звездам» и мультипликационной ленте «Тайна третьей планеты». Именно тогда и раскрылось настоящее имя писателя, но с работы его никто не осмелился уволить.
Булычев стал автором еще одного популярного цикла трудов – «Великий Гусляр», состоящего из юмористических рассказов и повестей о жителях одноименного города. Естественно, город был вымышленным, его персонажи появлялись в самых разных произведениях писателя. Главная особенность этой серии – отсутствие главного героя. Вступительную повесть автор назвал «Связи личного характера». В начале нового века Кир сказал, что работа над серией полностью завершена, к существующему сюжету больше добавить нечего, он полностью исчерпан.
Пользовались популярностью и книги Булычева об Андрее Брюсе, агенте Космофлота, которого автор описал в двух произведениях – «Агент КФ» т «Подземелье ведьм». В1989-м вторая книга была экранизирована, образ Брюса достался Сергею Жигунову.
Еще один достаточно узнаваемый персонаж создал Кир Булычев – Кору Орват. Она агент Интергалактической полиции, и как бы стала продолжением образа Алисы, только уже повзрослевшей. В некоторых книгах фантаста эти две героини пересекаются.
Интересным получился и один из мужских персонажей – доктор Павлыш, главный герой романа под названием «Поселок». Он ключевой персонаж восьми трудов автора, занимался секретными расследованиями, и полюбился читателям.
После этого Булычев издает трилогию под названием «Театр теней», в которую вошли книги «Вид на битву с высоты», «Старый год», «Операция «Гадюка». Персонажи трилогии живут в параллельном измерении.
В другой серии – «Река Хронос», Булычев обращается к исторической тематике. Центральные персонажи произведения легко перемещаются во времени. Они побывали в разных эпохах, чтобы понять, что повлияло на развитие России и можно ли повернуть ее в другом направлении. Нашлось в этом произведении место и Бирме, где автор работал продолжительное время. Два рассказа из этой серии посвящены стране Лигон, которая и есть прообраз Бирмы.
Писатель создавал свои произведения не только в фантастическом жанре, есть у него и драмы. Режиссер Андрей Россинский попросил Булычева написать пьесы для театра «Лаборатория».
В 1997-м писателю вручили награду «Аэлита». В 2002-м он стал кавалером «Ордена рыцарей фантастики». Булычев состоял в Творческом Совете изданий фантастики под названием «Полдень. XXI век» и «Если».
Личная жизнь
Успехи в творческой биографии Кира Булычева перенеслись и на личную жизнь фантаста. Он был счастливо женат на Кире Сошинской. Она талантливый художник, оформляла труды Булычева своими рисунками.
В 1960-м у них родилась дочь Алиса. Потом это имя писатель даст одному из самых популярных своих персонажей – Алисе Селезневой. Дочь Булычева продолжила дело матери, училась в архитектурном институте. Ее сын Тимофей избрал ту же профессию и стал студентом Московского архитектурного института. Вся семья увлекается дайвингом.
Кир Булычев с семьей
В кризисные 90-е читатели продолжали покупать книги Кира Булычева, иногда даже на последние средства. Издание «Если» было на грани разорения, и если бы не усилия Булычева, то его пришлось бы закрывать.
Смерть
В следующем году он был награжден (посмертно) премией братьев Стругацких за очерки из серии «Падчерица эпохи».
Могила Кира Булычева
В том же 2004-м учредили писательскую премию его имени. Она представляет собой пишущую машинку, как символ писательского труда. Главный критерий в выборе лауреата на эту награду – человечность произведения, представленного на номинацию.
Ссылки
Источник
Краткая биография Кира Булычева для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное
Детство и юность
Кир Булычев – выдуманный писательский псевдоним. Настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко. Будущий литератор появился на свет 18 октября 1934 года в городе Москва. Папа мальчика – Всеволод Николаевич Можейко — выходец из дворянского рода, в юности покинул дом и стал жить самостоятельно.
Кир Булычев
Мария Михайловна Булычева – мать автора– работница завода по производству карандашей. Она воспитывалась в семье офицера и до событий 1917 училась в Смольном институте благородных девиц. После переворота подала документы в институт автотранспорта.
Родители Булычева поженились в 1925 году. Как только мальчику исполнилось пять лет, семейство распалось. Мама вскоре сочеталась браком с ученым-химиком Яковом Исааковичем Бокининым. Вскоре мальчику подарили сестренку Наталью. Яков Исаакович в период страшной войны ушел на фронт и погиб в 1945 году.
Кир Булычев в детстве
В 1957 году молодой человек получил диплом Московского государственного института иностранных языков и отправился работать переводчиком в Бирму. Спустя пару лет вернулся в Москву и занялся изучением культуры стран Востока в Академии наук. После окончания остался в Академии преподавать историю Бирмы.
Биография Игоря Всеволодовича славится успехами в науке. Он получил степень кандидата наук в 1965 году, а в 1981 – степень доктора исторических наук. Среди ученых прославился трудами по истории Юго-Восточной Азии.
Краткая биография Булычев
Кир Булычев
Кир Булычев (наст. имя Игорь Всеволодович Можейко; 18 октября 1934 — 5 сентября 2003) — один из известнейших советских писателей-фантастов. Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве. После окончания школы поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН, в 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году окончил аспирантуру, с 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы. В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии. Первый рассказ — «Маунг Джо будет жить» — опубликован в 1961 году. Фантастику начал писать в 1965 году, первое фантастическое произведение — рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Остальные фантастические произведения публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычев» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращенно — «Кир.», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычев». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычев. Свое настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института Востоковедения не посчитает фантастику серьезным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен. Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений — сотни. Помимо написания своих произведений, занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей. Сценарист. Экранизировано более двадцати произведений. В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звездам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». После вручения Государственной премии и был раскрыт псевдоним, ожидаемое увольнение не состоялось. Лауреат премии фантастики «Аэлита-97». Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет после тяжелой и продолжительной болезни. Похоронен в Москве на Миусском кладбище. В 2004 году Кир Булычев посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи»
Вариант 2
Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко)- известный советский писатель, сценарист, востоковед. Псевдоним взял с девичьей фамилии матери, Булычевой Марии Михайловны и имени жены Киры. Свое настоящее имя Игорь Всеволодович сохранял скрытым до 1982 года.
Является автором статьей для познавательных журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1962 году Можейко завершил обучение в аспирантуре, и с 1963 года начал работать в Институте востоковедения, с уклоном на историю Бирмы. Написал кандидатскую диссертацию на тему «Паганское государство (XI-XIII века)» которая была защищена в 1965 году. А в 1981 году защитил уже докторскую диссертацию на тему «Буддийская сангха и государство в Бирме».
Игорь Всеволодович был достаточно известен в научном сообществе, особенно работами по истории Юго-Восточной Азии, так как уделил этому много своего времени. В 1961 году вышел в свет его первый рассказ — «Маунг Джо будет жить». Уже с 1965 года начал писать фантастику, первый фантастический труд — рассказ «Долг гостеприимства», издан как «перевод рассказа бирманского писателя Маун СейнДжи». Издано несколько десятков книг, и опубликовано сотни произведений. Занимался переводом на русский фантастических трудов американских писателей.
Можейко был также и сценаристом, более двадцати произведений было экранизировано. Является автором сценария к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна третьей планеты», за это был награжден Государственной премией СССР в 1982 году, после чего и был раскрыт его псевдоним. 31 мая 1997 г. в городе Екатеринбург получил награду в области фантастики «Аэлита-97».
На протяжении долгих лет тяжело болел, умер 5 сентября 2003 года, ему было 68 лет. Похоронен писатель на Миусском кладбище в Москве.
В 2004 году был награжден посмертно премией в области фантастической литературы им. Аркадия и Бориса Стругацких. Она присуждается за лучшее фантастическое произведение года, под фантастическим стоит понимать произведение, в котором писатель использует элементы невероятного, невозможного, сказочного. Кир Булычев награжден в номинации «Критика и публицистика», за рассказ «Падчерица эпохи».
Литература
Плюсом к работе в Академии писал заметки и другие публикации для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня». В 1961 году Булычев издал небольшой рассказ «Маунг Джо будет жить». Это стало дебютной работой автора по художественной литературе. Спустя четыре года он создал новый рассказ «Долг гостеприимства», но уже в фантастическом жанре. Творческий труд выпустили под вымышленным именем Маун Сейн Джи.
Писатель Кир Булычев
Однако в последующих трудах автор упоминался как Кирилл Булычев. В рабочем обращении он соединил имя супруги с девичьей фамилией матери. Булычев использовал псевдонимы, потому что писательство могло негативно повлиять на основную работу. Тогда подобный род деятельности считали несерьезным занятием. Творения автора полюбились читателям. Вскоре рассказы и повести превратились в отдельные книги.
Кир Булычев на встрече с читателями
Издания приносили успех Киру Булычеву, но бессменной любовью читатели прониклись к приключениям Алисы Селеневой. Девочка с Земли постоянно попадала в передряги, но справлялась с трудностями при помощи смекалки и друзей. В книгах о юной исследовательнице фигурировали и другие герои, но чаще девочка путешествовала с отцом Игорем Селезневым и другом папы Громозекой.
В 1985 году выпустил повесть из серии про Алису «Заповедник сказок». В работе литератор отошел от привычных канонов и отправил героиню не на чужую планету, а в сказочный мир. По сюжетам книг о юной девочке сняты киноленты.
Кир Булычев и Наташа Гусева
В 1977 году на советские экраны вышел фильм «Гостья из будущего». Картина, разработанная по сюжету повести «Сто лет тому вперед», пользовалась успехом. На экране девочку воплотили Наталья Гусева и Екатерина Прижбиляк. Заключительную историю об авантюрах юной покорительницы космоса Игорь Всеволодович написал в 2003 году. По итогу дочке археолога посвящено 52 писательских труда.
В 1982 году фантаст удостоился Государственной премии СССР за сценарии к фильму «Через тернии к звездам» и мультфильму «Тайна третьей планеты». В результате выяснилось подлинное имя Кира Булычева, но из института литературоведа не уволили.
Кир Булычев на радио
Ряд трудов о «Великом Гусляре» стал вторым по узнаваемости. Цикл вобрал юмористические повести и рассказы о жителях вымышленного города Великий Гусляр. Персонажи городка фигурировали в большом количестве писательских произведений. Особенностью серии было то, что в книгах не предусматривался главный герой. Вступительная повесть называлась «Связи личного характера». В начале XXI века Кир Булычев сделал заявление, что завершил серию, потому что сюжет исчерпал себя.
Популярны книги об агенте Космофлота Андрее Брюсе. Он стал центральным персонажем двух произведений «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». Второй роман экранизировали в 1989 году. Сергей Жигунов исполнил роль Брюса.
Сергей Жигунов в роли Андрея Брюса
Женский персонаж, который остается одним из самых узнаваемых, – Кора Орват, работающая агентом Интергалактической полиции. В некотором смысле Кора – это Алиса во взрослой жизни. В последующих произведениях случалось пересечение героинь.
Мужской персонаж — доктор Павлыш – герой отдельного романа «Поселок». Он является центральным персонажем восьми книг. Рассказы о секретных исследованиях и фантастических героях также были на пике популярности.
Кир Булычев
«Театр теней» является трилогией — «Вид на битву с высоты», «Старый год», «Операция „Гадюка“». Это истории о людях из параллельного измерения.
В серии «Река Хронос» автор обратился к теме истории. Главные герои умели перемещаться во времени. Они отправлялись в альтернативные эпохи, чтобы выяснить, как иначе развивалась бы история России. Бирма стала прообразом вымышленной страны «Лигон», о которой написано две истории.
Писатель Кир Булычев
У писателя есть ряд творений вне серий. Он не обошел стороной драматический жанр. По просьбе режиссера Андрея Россинского написал пьесы, поставленные в театре «Лаборатория». В 1997 году Кир Булычев получил престижную награду «Аэлита». С 2002 года посвящен в кавалеры «Ордена рыцарей фантастики». Входил в Творческий Совет журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если».
Многогранный талант
Что такое цензура популярный фантаст хорошо знает и сложности с ней возникали неоднократно. Однако, по мнению, Игоря Всеволодовича все зависит от самого писателя. Чтобы не идти на сделку со своей совестью, то для «жизни и покушать» он писал вещи, которые напечатают.
Если же хотелось написать материал, который цензура не пропустит, Булычев его писал, но показывал лишь близким родственникам и друзьям. Когда советские времена завершились, все статьи, что были «в стол» теперь уже напечатаны.
В систему он не был встроен, на расстоянии держался с коллегами. В той ситуации самому оказалось легче, никто не подставит. Писатель никогда не подличал. Себя не считал ни революционером, ни борцом. Прочитав книгу «Как стать фантастом.
Записки семидесятника» закрадывается мысль, что писать Булычев стал потому, что так распорядилась жизнь. Нельзя было по другому. Ощущение того, что ни один персонаж не «сросся» со своим автором. Какой-то осадок на душе у литератора, чувствуется некое разочарование.
Наследие писателя действительно не маленькое. Сюда входят разные произведения, разделенные на тематические группы, которые объединены одним сюжетом и общими героями. Здесь и девочка-подросток, и агент, и доктор, город веселый, потом город грустный, другие персонажи и фантастические линии.
Отдельной строкой идут романы и повести не собранные в определенный общий цикл. Среди них значительные произведения Булычева, каждое из которых заслуживают отдельной статьи. Роман «Убежище» увидел свет уже после смерти замечательного писателя и был этаким российским ответом юному английскому волшебнику Гарри Поттеру.
Учебные издания и документальные произведения. Среди них «Тайны античного мира», «Исторические тайны Российской империи». Энциклопедии и справочники, антологии, несколько пьес, рассказы («Когда вымерли динозавры» и т.д.), сказки. А еще переводы фантастических произведений иностранных авторов – Артура Кларка, Мака Рейнолдса и др. А еще 600 стихотворений автора и десятки маленьких рассказов.
Были и экранизация художественных фильмов. Особенно это касается пятисерийной картины «Гостья из будущего», приблизившего к славе автора повести «Сто лет тому вперед». В то же время в Голландии запретили эту киноленту из-за сексуальной дискриминации.
Невероятная глупость даже при всей заангажированности их законодательства. А в фильме «Через тернии к звездам» партийное начальство не разрешило к показу многие эпизоды, хотя зритель попадает в полностью вымышленный мир с инопланетянами, причем события происходят в 23 веке.
Замечательный мультфильм, где птица Говорун отличается умом и сообразительностью.
Жена и дети Кира Булычева
Человеком Булычев был оптимистичным, любил шутить. Он из того поколения, которое было «понимающим», поэтому в произведениях его юмор печальный. В историю входить он не хотел, утверждая, что в нее, как правило, входят убийцы: правители, короли, полководцы.
А фантаст старался жить спокойно и не портить жизнь другим людям, хотя ему завидовали и пытались разными способами опорочить имя писателя. Его успешность и яркость не давала покоя тем, кто его окружал в повседневной жизни. Он старался относиться к этому как к мелкой неприятности.
Женат был Булычев на Кире Сошинской, писательнице и профессиональной художнице, которая делала иллюстрации к его книгам. Когда родилась дочка, отец искал для нее нестандартное имя. Назвал Алисой, а затем уже и героиня книг была так названа (напоминает свою тезку из сказок Кэррола). Внук Тимофей – архитектор. Вместе с мамой имеют общее увлечение – любят погружаться в воду с аквалангом.
Булычев и Кира Сошинская
Имея за спиной институт переводчиков, литературовед говорил, что первый у него язык английский, а второй чешский. Считалось теоретически, что Булычев знал бирманский язык, но практически он его не знал.
Писатель коллекционировал головные уборы и служебные знаки, а до этого пистолеты с ударно-кремнёвым замком и сабли. Считал себя большим знатоком фалеристики (награды). Приходилось покупать и выменивать полулегально разные старинные вещи на неафишируемых барахолках где-то на Ленинских горах. Теперь это Воробьёвы горы. Иногда милиция разгоняла всех этих любителей марок, монет и потертых раритетов.
Свои произведения автор писал по ночам, когда никто не отвлекает. Печатную машинку ставил на подушку, чтобы соседей меньше беспокоить. Кстати, на электрическую так и не перешел. Консервативен был в этом вопросе.
Когда появились компьютеры, он на них не работал. Есть фото, где писатель сидит перед выключенным компьютером. Машину всегда водила жена, Игорь Всеволодович – нет. В романах и повестях отсутствуют детальные технические описания. Так свидетельствует его дочь. Удивительно даже, ведь в межпланетных полетах, природа как таковая отсутствует полностью, одна лишь техника да электроника.
От домашнего быта Булычев был очень далек. Разве что продукты покупал. Будучи человеком непрактичным, влил как-то кипяток в бутылку, отчего та взорвалась.
Всегда носил пиджак, так как там много карманов. В них нужно было помещать блокноты, различные записи и прочие бумажки. Спина болела из-за тяжелой сумки, набитой под завязку книгами, которую Игорь Всеволодович носил через плечо.
Как-то раз из Индии Булычев контрабандно привез в карманах пальто двух маленьких обезьян. Они несколько лет прожили в его квартире. Дочка их кормила, вспоминает какими они были кусачими эти лемуры, хотя и невероятно красивыми.
Особых пристрастий к еде у фантаста не было. Из любимых блюд – отварная говядина, посыпанная солью и молоко. В Подмосковье имелась дача, но потом она сгорела. Вообще огородником он был никаким.
Какая там лопата, лежал на траве и читал книги – вот основное занятие. В отпуске за всю жизнь фактически не был и спортом не занимался. Футбольные матчи по телевизору смотрел, это ему нравилось.
Умер писатель в возрасте 68 лет, причиной стала онкология, с которой он долго боролся. У него была некая отрицательная установка, которую Игорь Всеволодович не раз озвучивал, говоря, что его отец прожил 69 лет, и что ему якобы тоже больше не светит. Нельзя себя программировать на негатив.
О Булычеве в его доме напоминает множество подарков, которые он привозил издалека. Например, необыкновенной красоты коралловые бусы с Филиппин, а еще висящие на стенах написанные им акварели.
Личная жизнь
Семейная жизнь литературоведа сложилась не менее удачно, чем творческая. Сочетался браком с коллегой по перу Кирой Алексеевной Сошинской. Супруга была хорошим художником и рисовала изображения к трудам писателя.
Кир Булычев и его жена
В 1960 году в семье случилось пополнение — родилась дочь, которую назвали Алисой. Межпланетная натуралистка получила имя в честь дочери литератора. Молодая девушка пошла по стопам матери и закончила архитектурный. Сын Алисы — Тимофей — также проявил интерес к архитектуре и поступил в Московский архитектурный институт. Хобби семьи – дайвинг.
В девяностые годы творчество автора не теряло интерес читателей. Тяжелые годы сказались на издании журнала «Если». Кир Булычев спас журнал от финансового краха.
Кир Булычев
Спасибо, Алиса, ты настоящий друг.
Наверное, правильно будет сказать, что эта история сделала мое детство, ну с еще большим количеством мультфильмов и фильмов советского периода, направленных на мир, дружбу и объединение. И конечно книги, как без них? Только вот этой книги я в детстве не читала, но Алису Селезневу, конечно, же знала. Это она принесла очень драгоценные слова в мою жизнь: «Слышу голос, голос спрашивает строго — А сегодня что для завтра сделал я.». Слова из другой истории, но все же от той самой Алисы, Алисы, которая хотела и умела дружить. Алисы, которая была как все дети, просто она жила в далеком будущем, до которого мы так и не добрались. А ведь где-то, где-то она живет и летает со своим отцом в экспедиции, встречает замечательных людей и бежит к ним с раскрытым сердцем. Если в это не верить, то свихнуться можно.
Очень люблю истории про Алису. Они трогательные, светлые, веселые, бесшабашные и всегда про дружбу, всегда про детство и не только Алисы, но и целой Земли, той Земли, где люди живут и работают ради мира и объединения. Где они именно живут и тебе кажется, что планета от этого юная, молодая и цветущая, и светится как натертый пятак)))) Дивное зрелище.
В этой истории прекрасны все герои, они удивительны. Цели их благородны. Дружба их крепка, и даже зануда Зеленый прекрасен. (Начинаю подозревать, что я от него была в таком восторге в детстве, что переняла способ излагать мысли:
«Он думает, что «это» добром не кончится. Что «это»? Да все.»
Но в каком-то чертовом позитивном русле, вроде как все плохо, но с этим можно справиться, если сильно постараться) Единственные уроды, которые пятнают Вселенную — это пираты. В мультике, ты их не можешь проассоциировать с пиратами из фильма, но это именно они Крыс и Весельчак У. Им как-то всего мало, там, где ты можешь себе многое позволить, они хотят повелевать. Жалкое, никчемное желаньице, но такое реальное в нашем мире. Ткни, ну зачем, зачем тебе все это, будут только мыльные пузыри, потому что никто из жаждущих власти понятия не имеет, что с ней делать.
Очень люблю читать про то, каким будущее видел советский человек. Иногда подмечаешь удивительные детали, например свойственный снобизм (смотри ps) человека из СССР, очень понятный и потому не искорененный даже в конце двадцать первого века в книге и двадцать второго века в мультике)
«– Но мне не нужны ваши деньги, – сказал я. – У нас на Земле вообще уже нет денег. Мы берем их с собой, только когда летим в космос, в те места, где еще есть деньги.»
Очень красиво и главное именно, то что собирался Ленин сделать сразу, но не успел, не продумал систему, учитывая к тому же, что нужно было иметь отношения с другими странами, где деньги были. И так прекрасно, что Булычев учел в мире Алисы отсутствие денег. Мало того, он интересно описал и то, как профессор Селезнев стал профессором, это имеет отношение к деньгам в том плане, что Булычев описывает исторический срез развития мира. А мы все помним, что нельзя строить корабли бороздящие просторы вселенной, если вы не объеденны, это слишком большая стройка, масштабная, тут нужны не деньги, тут нужны ресурсы) А ресурсы — это страна и люди. Потому что Человек — это главный ресурс. И в истории Селезнева как раз и считываешь эту деталь, объединение людей, огромные затраты человечества, чтобы выпустить в космос несколько небольших кораблей.
«С тех пор прошло двадцать лет, и космических зоологов стало очень много. Но я оказался одним из первых. Я облетел множество планет и звезд и незаметно для себя самого стал профессором.»
И находить артефакты из прошлого, те что были, делали людей, если это начинают восстанавливать, то хорошо, правда, сделают ли эти кружки Людей, все же они уже не про это.
«Когда мне было десять лет, я пришел в кружок юннатов в зоопарке…»
От некоторых подмеченных деталей тоска берет.
«В нашу честь в тесной кают-компании базы разведчиков был приготовлен торжественный ужин. Нас угощали консервированным компотом, консервированной уткой и консервированными бутербродами. Механик Зеленый, который был на «Пегасе» шеф-поваром, тоже не ударил в грязь лицом – он поставил на праздничный стол настоящие яблоки, настоящие взбитые сливки с настоящей смородиной и, главное, самый настоящий черный хлеб.»
Знаете, мое детство проходило удивительным образом, у меня всегда мир был светлым и мне всего хватало, кроме как в девяностых, когда хватать перестало разом всем и вот тогда ты мог час в очереди за хлебом простоять и тебе больше двух булок в руки могли не дать, если ты не припрешь с собой брата или еще кого-то чтобы показать наличие большой семьи. но даже в эти годы ты умудрялся радоваться остатками Союза. И вот черный хлеб Оттуда я любила. Больше такого хлеба не делают. Мороженного знаете ли вот тоже больше нет, того самого. Много людей выло, что колбаса из бумаги, фу и бе, а сейчас она конечно из чего-то другого, видать из мяса, ага и поэтому вкус у нее, словно она сделана из потной бумаги, за то сортов двести штук. Выбирай какой вид потной бумаги тебя больше устраивает) Поэтому мы покупаем колбасу у бабок, которые делают ее из своей коровы или свиньи, что там у них на убой пошло и радуемся вкусу. Молоко в пачках уже давно не молоко, опять же только у бабушек можно купить то молоко, которое выпил и день сыт) Вот в том мире я жила и в этом живу сейчас. Поэтому, когда я читаю о том само черном хлебе, я тоскую.
Для меня книги про Алису это одновременно счастье, когда ты оказываешься в кругу прекрасных людей, делаешь вместе с ними полезные дела. Летаешь среди звезд, с удовольствием читаешь придуманные, объемно и любовно описанные миры Булычева. Смеешься над страхами взрослых и сообразительностью ребенка. Узнаешь немножко науки, когда читаешь про зеркальные цветы. Улыбаешься непосредственности Алисы:
«- Но ведь я — царь природы, — сказала Алиса»
Восхищаешься отцом этой девочки емко и необидно доносящего факты:
«- Звери об этом не знают, — сказал я. — Они необразованные.»
Переживаешь за каждого, даже зная, что с ними ничего не случится страшного, описания такие, что хочется броситься и помогать им. И одновременно, это тоска по тому, что не сбудется. И только мысль, что где-то есть ветка мира, где это произошло, как-то успокаивает. Где-то Земля юная, светлая и счастливая.
ps. 1. В какой-то момент в словарях все пошло по п***де и снобизм стал не манерами, а подражанием манерам, так вот, я имею ввиду именно манеры, в данном контексте оправданные)))
2. Громозека написал странную дату подписывая блокнотик: «3 марта 2074» Странная она тем, что перед этим были происшествия в мае и взять с собой Алису ее отец собирался летом. Так что, либо Громозека ошибся везде, либо какое-то интересное лето-сезоноисчесление на Луне)
«– Тортик? – Тортик. – Бабушка уже оправилась от испуга. – Такой большой? – Простите, капитан, – сказала бабушка строго. – Вы что, хотите, чтобы мой сын в одиночестве ел присланный мной тортик, не поделившись со своими ста тридцатью товарищами по работе? Вы этого хотите?»
Смерть
Кир Булычев ушел из жизни 5 сентября 2003 года в столице России. Он долго и безрезультатно боролся с тяжелой онкологической болезнью.
В 2004 году Кир Булычев посмертно стал лауреатом премии имени Аркадия и Бориса Стругацких за серию очерков «Падчерица эпохи» в номинации «Критика и публицистика».
Могила Кира Булычева
С 2004 года учреждена писательская премия, носящая имя Кира Булычева. Важным критерием для получения награды служит высокая планка человечности в книге. Награда выполнена в форме пишущей машинки, символизирующей писательский труд.
Источник