Стивен кинг аргументы к итоговому сочинению

Автор: самый зелный 27.10.2021 с каждым днем рассуждения и споры на тему роли технического прогресса в жизни человека набирают

Автор:
Самый Зелёный
·

С каждым днем рассуждения и споры на тему роли технического прогресса в жизни человека набирают обороты: одни доказывают, что прогресс и тяга людей к изучению нового точно приведут наш мир к исчезновению; другие же уверены, что развитие новых направлений науки поможет в спасении человеческих жизней и создании комфортных условий. И как тут разобраться, кто прав и что именно принесет нам технический прогресс? На эту противоречивую тему еще и итоговое сочинение нужно написать! Какой позиции придерживаться и как ее аргументировать? Многомудрый Литрекон уже здесь для того, чтобы помочь Вам подобрать примеры из литературы и успешно написать итоговое сочинение!

Польза

Аргументы о пользе технического прогресса представлены в списке.

  1. Я. Вишневский «Одиночество в сети». Герои, гонимые одиночеством и отсутствием светлых чувств в своей жизни, пересекаются в программе ICQ, которая позволяет общаться со своим собеседником в режиме реального времени. Печальное сообщение от незнакомки с предложением пообщаться оказывается связующим звеном и непредвиденным толчком в сторону обоих героев. Они быстро находят общий язык и становятся тут же близки и откровенны, от чего между ними выстраивается искренний диалог. Мужчина и женщина начинают общаться каждый день и оказываются очарованы друг другом, что только подогревает их стремление в общении. Оба находят своё спасение в друг друге, и общение плавно перетекает во влюбленность. Они становятся настолько поглощены друг другом, что всерьез задумываются о встрече и совместном досуге, откладывая в дальний угол тот факт, что женщина находится в браке. Их тайная связь и откровенные сообщения заставляют обоих окунуться в те чувства, в которых они так долго нуждались. А ведь всего этого могло и не случиться, не окажись они в этой программе ICQ. Таким образом, развитие технологий и создание новых способов взаимосвязи людей, находящихся на дальних расстояниях, позволило пользователям не только сокращать это самое расстояние, но и находить близких по духу людей.
  2. Дэниел Киз «Удивительная история Билли Миллигана». Изучение и развитие средств массовой информации, а также способов связи между людьми благоприятно влияют на осведомлённость общества и его возможность в нужный момент попросить о помощи. Так, в указанном произведении никто не верил в межличностное расстройство Билли Миллигана: все хотели усадить его за решетку и уличить во лжи и притворстве. Однако его государственные защитники Гари Швейкарт и Джуди Стивенсон смогли связаться с Дороти Тернер — психологом общественного центра психического здоровья. Женщина уже имела опыт в изучении и лечении подобного рода заболеваний, что было известно практически всем. Поэтому именно с ней связались отчаявшиеся защитники и попросили помощи. Приезд Дороти Тернер в клинику спасли Миллигана от тюрьмы и поспособствовали его дальнейшему переводу в психиатрическую больницу для лечения и оказания нужной помощи. Таким образом, связь между людьми как никогда играет роль в экстренных и стрессовых ситуациях, когда необходим сиюминутный отклик на появившуюся проблему. В этом людям и помогает технологический прогресс.
  3. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой». Изучая образ капитана Немо и его подводной лодки, можно сделать определенные выводы, которые мы можем транслировать и на Верна. Во-первых, проживание на подводном чуде без возможности оказаться в хаотичном обществе является идеальной перспективой для тех, кто сторонится всякого рода агрессии и тирании, вне зависимости от того, откуда она исходит. Подводная лодка и способ существования на ней стали пристанищем и отдушиной для тех, кто стремится к саморазвитию, самосовершенствованию, то есть само средство передвижения стало родным домом и самым комфортным местом для всей команды “Наутилуса”. Это необычное изобретение продемонстрировало людям незабываемый морской мир, который они не смогли бы увидеть, находись в шумном городе в окружении людей. Таким образом, технологический прогресс дает возможность узнать что-то новое, оказаться там, где нам комфортнее всего или где мы хотели бы побывать. Любой желающий может свободно путешествовать, изучать науки, общаться с людьми из различных точек мира только благодаря развитию технологий.
  4. А. Беляев «Человек-амфибия». Часто технический прогресс ассоциируют с благоприятными изменениями в медицине, а также с появлением новых способов лечения и спасения людских жизней. Эта ситуация и описывается в произведении Беляева. Однажды Сальватору принесли младенца с неизлечимой болезнью легких. Доктор всерьез задумался о спасении жизни мальчика и после долгих раздумий решился на сложную операцию по пересадке жабр молодой акулы. Эта операция спасла жизнь ребенку, хоть и имела ряд своих недостатков: мальчику было необходимо поочередно дышать на воздухе и под водой, чтобы легкие не испортились окончательно. Однако достоинством операции было то, что жабры не были видны под одеждой, так как находились на спине и спокойно функционировали, не смущая окружающих. Таким образом, технический прогресс несет свою пользу определенным сферам жизни людей. Не исключено, что требуется проведение огромного количества испытаний, однако хороший результат в будущем закроет собой все недостатки долгого изучения и нескончаемых попыток.

Другие аргументы по теме Вы найдете в итоговом сочинении «Влияние цивилизации на человека».

Вред

Аргументы о вреде технического прогресса (как и о пользе) могут быть дополнены. Если чего-то не хватило, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях:

  1. Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Проблемой технического прогресса является то, что он затрагивает не только необходимые и важные для жизни сферы, но и сферу развлечения, которая, в буквальном смысле, зомбирует многих людей, утягивая их из реального мира в цифровой. Это случилось и с Милдред, женой Гая Монтэга. Женщина всё время проводила в наушниках, от чего даже научилась читать по губам. Её день состоял из просмотра телешоу, чему способствовали три телевизионные стены в гостиной. Однако женщина была уверена, что им не хватает ещё и четвёртой, чтобы в комнате, помимо них, жили разные необычные, занятые люди. Таким образом, прогресс в сфере телевещания негативно влияет на сознание человека, превращая его в зависимого от обычных, созданных им же гаджетов, которые заменяют ему и живое общение, и сон, и еду, что, безусловно, вредит его здоровью.
  2. Е. И. Замятин «Мы». В произведении все люди, проживающие в Едином Государстве, обезличены: у них нет имен и точного описания внешности, у них отсутствует чувство прекрасного, они не видят красоты вокруг себя, заменяя это запрограммированным поведением, лишенном волевого сознания личности. В Государстве отсутствуют особенности и отличительные черты людей. Например, любой человек может создать музыку простым взмахом руки, так как для этого не требуется таланта, слуха и умений. Все равны и имеют ряд правил-законов, которые нельзя нарушать. Так, Д-503 называется нарушением закона обычную бессонницу, ведь, как постановлено, ночью нужно спать, чтобы днем работать на благо Единого Государства. Все действия и планы должны быть точно регламентированы, от чего возникает ощущение, что в произведении речь идет не о людях, а роботах. Таким образом, технологический прогресс обезличивает людей: всем нам преподносится одна и та же информация, которая отучает читать книги, открывать мир, создавать нечто новое во всех сферах и проявлять свою индивидуальность. Люди в этом бесконечном беге за прогрессом теряют своё собственное «Я».
  3. Х. Селби «Реквием по мечте». Жертвой технологического прогресса в данном произведении стала Сара Голдфарб. Героиня утонула в различных телевизионных шоу. Цифровой мир настолько сильно захватил ее жизнь, что единственным желанием женщины стало посещение одного из шоу, которое она обожала смотреть. И вскоре произошло то, чего она так сильно жаждала, — пришло приглашение на съемки. В предвкушении Голдфард придумывает себе будущий образ для съемок, однако с разочарованием осознает, что ее любимое красное платье ей уже мало. Тогда и начинается черная полоса в жизни Сары: он садится на тяжелую диету, с которой не может справиться. Невозможность побороть свой голод и саму себя приводит женщину к врачу-диетологу, который прописывает ей таблетки, избавляющие от голода. Но в итоге эти таблетки оказываются наркотиками и доводят до панического страха холодильника, превращая некогда здоровую женщину в живой труп. Таким образом, навязанные телевизионным шоу идеалы привели Сару Голдфарб к заболеванию и зависимости, из-за чего она попала в психиатрическую больницу. Данный факт показывает нам негативное влияние технологического прогресса.
  4. М. А. Булгаков «Собачье сердце». В данном произведении технический прогресс показан с самой ужасающей стороны: профессор Преображенский решился на сложную операцию по пересадке человеческих органов собаке Шарику, которого подобрал на улице. Операция прошла успешно — Шарик остался жив. Однако то, что происходило дальше, заставило профессора пожалеть о своем решении. Шарик превратился в ужасного человека, злоупотребляющего алкоголем и нецензурными выражениями, плюющего на пол и не уважающего никого. Другими словами, он превратился в бандита, органы которого ему пересадили. Крайней точкой терпения профессора стало то, что Шариков устроился на работу, где душил котов, а после приставал к Дарье Петровне и Зине и привел в дом барышню, которую заставил жить с собой под угрозой увольнения. Эти выходки вынудили Борменталя усыпить Шарикова, после чего они с профессором вновь превратили его в собаку. Таким образом, технический прогресс — это то, что невозможно проконтролировать и предугадать: никто не знает, чем именно обернется то или иное открытие. Каждый эксперимент необходимо анализировать и проверять, что тоже не всегда бывает легко и возможно, поэтому вероятность того, что открытие будет полезным, равна тому, что оно может принести огромные беды.
  5. В.Распутин «Прощание с Матерой». В произведении очень ясно и точно представлена картина уходящего старого мира, который слишком быстро и безжалостно был заменен на новый, технологически развитый. Ниже по Ангаре начали строить плотину для дальнейшей установки электростанции, из-за чего береговая линия реки должна была подняться. Данный факт ставил крест на существовании острова и деревни, где все еще проживали люди, не желающие покидать свои дома. Помимо этого рядом с деревней находилось кладбище, которое никто не собирался переносить: бригада, напротив, убирала кресты и изгороди, чтобы территория напоминала обычное поле, что не пришлось по душе старухам, прогнавшим работников. Дарья Васильевна, главная героиня произведения, попросила сына Павла и внука Андрея перенести могилы родственников, но этого так и не произошло, так как оба уехали из деревни по делам, оставив старуху одну. Со временем опустевшие избы начали сжигать, что не оставило выбора оставшимся жителям — необходимо было как можно скорее покинуть родные дома во избежание катастрофы. Таким образом, технологический прогресс, неустанно развивающийся и не стоящий на месте, очень безжалостно обходится со старой жизнью, которую никто не хочет спасти: забываются обычаи, история, традиции, предки — всё сметается на пути к лучшей и технологически развитой жизни.
  6. М. А. Шолохов «Судьба человека». Чаще всего результаты технического прогресса напрямую связывают с развитием оружия и других средств нападения и защиты. Непонятно, откуда именно взялась эта параллель, однако не раз прогресс в области разработки оружия приводил и приводит по сей день к ужасающим последствиям — к смерти людей. В представленном произведении есть сцена, когда Соколов ехал через минное поле, чтобы доставить солдатам оружие, так как они сражались с пустыми руками. Герой наткнулся на неприятности по пути через поле: повсюду были заложены мины, от чего солдаты “рвались по порядкам”. Похожая ситуация произошла с семьей Соколова. Их дом находился рядом с авиазаводом, который забросали бомбами во время войны. Одна из них прилетела прямо в “хибарку”, от чего все члены семьи погибли. Таким образом, люди массово умирали и продолжают умирать от, казалось бы, обычных открытий в области физики или химии, которые используют в создании ужасающего средства уничтожения.

Другие аргументы о вреде технического прогресса Вы найдете в итоговом сочинении «Какие опасности таит технический прогресс».

Автор: Виктория Семенова

Метки: 11 классаргумент из литературыитоговое сочинениепример из литературыЦивилизация и технологии

Читайте также:

Автор:
Самый Зелёный
·

Многомудрый Литрекон наконец-то дождался чудного мгновения, и к нему явились направления итогового сочинения 2021-2022 года. Темы, которые будут на экзамене, пока не знает никто, но Литрекон опытен в таких делах: каждый год он угадывает минимум 35% реальных тем. По другим меняются формулировки, но аргументы попадают в цель. Поэтому давайте готовиться дружно и сообща, чтобы наши усилия увенчались всеобщим триумфом и допуском к ЕГЭ. Перед Вами список тем для наиболее эффективной подготовки к экзамену. Все эти формулировки повторяют закономерности прошлых лет, которые не меняются год от года. По ним и сочиняются темы. Приятного просвещения!

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Какие темы будут по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»? Скорее всего, Вы увидите именно эти:

  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Какие качества необходимы для первооткрывателя?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествовать, не выходя из дома?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

А теперь подумаем, какие темы будут по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»? Вот наиболее вероятные варианты:

  • Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы»?
  • Что такое технический прогресс?
  • Как развитие технологий влияет на общество?
  • Как развитие технологий влияет на человека?
  • Как развитие технологий влияет на экологию?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Кого можно назвать «цивилизованным человеком»?
  • Почему люди отстают от цивилизации?
  • Почему старшее поколение не принимает новые технологии?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Могут ли новые технологии решить вечные проблемы?
  • Как Вы понимаете выражение «держать руку на пульсе времени»?
  • В чем заключается опасность технократии?
  • Как Вы понимаете фразу Н. Чернышевского «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан»?
  • Для чего необходим прогресс?
  • В чем заключается личностное развитие?
  • Может ли прогресс спасти Землю от экологической катастрофы?
  • Как саморазвитие личности способствует прогрессу общества?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Как Вы понимаете фразу Томаса Эдисона «Неудовлетворенность — первейшее условие прогресса?
  • Согласны ли Вы с утверждением Вольтера «Прогресс – закон природы»?
  • Почему обществу необходим прогресс?
  • Может ли человечество обойтись без научного прогресса?
  • Какие люди способны стать двигателями прогресса?

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Напоследок подумаем о том, какие темы итогового сочинения 2021-2022 года ждут нас по направлению «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»?

  • Согласны ли Вы с утверждением Монтескье «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов»?
  • Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?
  • Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Согласны ли Вы с утверждение В. Белинского «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
  • Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?
  • Кому на Руси жить плохо и почему?
  • Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
  • В чем заключается «народное счастье» по Некрасову?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Как Вы понимаете фразу Лермонтова «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?
  • Возможно ли решить проблему социального неравенства на Руси?
  • Куда несется «птица тройка», олицетворение гоголевской России?
  • Согласны ли Вы с утверждением Ломоносова, что «величие, могущество и богатство всего государства состоит в сохранении и размножении русского народа»?
  • Верите ли Вы в то, что сказал когда Петр Первый: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы»?
  • Великие потрясения и Великая Россия — возможен ли компромисс?
  • Как научиться ценить свою Родину?
  • Как сделать Россию лучше?
  • Чего не хватает на Руси для полного счастья?
  • Кто виноват в бедах русского человека?
  • Почему люди на Руси страдают?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает нам найти счастье на Руси?
  • Какого человека можно назвать патриотом?
  • Что объединяет нас в одну страну?
  • Как нужно относиться к своей Родине?
  • В чем польза и опасность патриотизма? 
  • В чем польза и опасность критики России?
  • Какими качествами обладает русский человек?

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеитоговое сочинениенаправлениятемы ИС

Читайте также:

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Многомудрый Литрекон не раз подавился, пока съедал собаку на написании итоговых сочинений. Да, дело это непростое. Далеко не всем нравится читать классику и рефлексировать, рассуждая о нравственных терминах и их значении. Выпускникам и так нужно к ЕГЭ готовиться, а тут еще и десять допусков подогнали, и один другого краше. Поэтому некогда особо вникать и хочется поскорее перейти к сути — поступлению в вуз и обретению профессии, которая, наконец, окупит все эти старания. Чтобы научиться быстро писать итоговое сочинение, нужно ознакомиться с лайфхаками на эту тему. А еще нужно взять на вооружение клише и шаблоны для итогового сочинения. Здесь Вы найдете готовые универсальные фразы для вступлений, заключений, аргументации, а также специальные пасхалочки для этого года и его направлений. Приятного просвещения!

Для вступления

Готовые примеры словосочетаний помогают быстро начать работу и не сбиться с курса, раскрывая тему. Во вступлении важно правильно сформулировать тезис (то, что мы доказываем). Также нужно подвести мысль к аргументации нашей точки зрения. С этим позволяют справиться такие фразы-клише для итогового сочинения по литературе, как

  • Разумеется, каждый из нас по-своему ответит на этот вопрос. Попытаюсь выразить свое видение этой проблемы/темы/этого понятия.
  • Отвечая на этот вопрос, попытаюсь дать свое определение этим понятиям.
  • На мой взгляд, эта проблема особенно актуальна в наши дни.
  • Тема… всегда волновала людей, ведь нравственные вопросы относятся к категории вечных.
  • Очевидно, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я считаю, что…
  • Видимо, этот вопрос особенно волновал наших предков, ведь многие классические произведения посвящены его раскрытию.
  • Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит …
  • Я думаю, каждый из нас задавал себе вопрос:…
  • Я считаю, я полагаю, я думаю, мое мнение сводится к тому, что, моя позиция может быть выражена следующим образом:…
  • Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к выводу: …
  • Тема… волнует человечество с давних пор, ведь она всегда играла важную роль в межличностных отношениях людей.
  • Проблема … очень злободневна в наши дни, когда многие люди сталкиваются с…
  • На этот вопрос большинство из нас отвечает однозначно:…
  • Такие вопросы всегда волновали молодежь, ведь от них зависит наше будущее.
  • Нельзя не отметить, что тема… очень важна для развития человеческой цивилизации.

Логический переход к основной части тоже нужен для полного счастья проверяющего. Его легко соорудить с помощью этих клише:

  • В справедливости этой точки зрения меня убеждают многочисленные примеры из художественной литературы.
  • Многие авторы затрагивали проблему…, в том числе и русские классики, к произведениям которых можно обратиться за примерами.
  • Правильность данного утверждения можно обосновать с помощью примеров из литературы.
  • Вспомним произведения художественной литературы, где раскрывается тема…
  • Обратимся к примерами из литературы, чтобы убедиться в этом и доказать, что…
  • Эту закономерность можно доказать, обратившись к …
  • Это доказывают многочисленные литературные примеры.
  • Многие авторы могли бы согласиться с этим, и вот доказательства:
  • Русская классика богата примерами, подтверждающими эту закономерность.
  • За примерами обратимся к произведениям русской художественной литературы…
  • Думая о …, нельзя не вспомнить о произведении ФИО, где эта проблема рассматривается со всех сторон.
  • Размышляя о …, я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором…
  • Нельзя не прийти к ответу: …(ответ на вопрос, заданный во вступлении), и подтверждение этого можно найти в классической литературе.
  • Рассмотрим примеры, которые позволяют глубже изучить поставленный вопрос.
  • Проанализируем литературные примеры, проливающие свет на затронутую тему.
  • Чтобы точнее сформулировать свое мнение, приведу литературные примеры.
  • Данное явление встречается не только в жизни, но и в литературе.

Для основной части

Аргументацию тоже важно правильно подать. Какие бы убедительные доводы в свою пользу Вы ни подобрали, проверяющий будет оценивать логику их изложения. Каша в голове и на бумаге подведет даже гения. Так что «учитесь властвовать собою» и загоняйте непокорную мысль в строго очерченные границы.

Чтобы сформулировать тезис (то, что мы доказываем с помощью аргумента), нужно употребить эти клише для итогового сочинения:

  • Сегодня мы понимаем, что…(основная мысль сочинения)
  • В наше время людям уже известно, что…
  • Не подлежит сомнению тот факт, что…
  • Роль… нельзя недооценивать, ведь именно это сплачивает людей.
  • Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, …(основная мысль сочинения).
  • Нельзя не признать, что в наши дни…
  • Моя позиция по этому вопросу однозначна:
  • По ему мнению, по моему суждению, согласно моему мировоззрению…
  • По всей видимости, смысл (роль, суть, идея, предназначение)… заключается в том что,
  • Конечно, без … жизнь человека невозможна, так как
  • Конечно, сегодня мы понимаем, что…
  • Разумеется, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что… (основная мысль сочинения)

Дорога к самим аргументам пролегает через эти клише и шаблоны: 

  • Например, в романе (повести, рассказе, новелле) ФИО … повествуется о том, что (как)
  • Проблема… раскрывается в широко известном произведении ФИО …
  • Тема… затрагивается ФИО в рассказе (романе, повести и т.д.).
  • Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) обращается к теме…
  • К примеру, вопрос о … поднимал ФИО в книге …
  • Конечно же, о закономерности … размышлял такой философ, как ФИО. В его романе (повести, рассказе и т.д.)
  • Кому, как не ФИО, рассуждать о проблеме… В его книге… она занимает важное место.
  • Тема (…) раскрывается в произведении… (автор, название).
  • Многие авторы думали о …, в том числе и ФИО. В произведении … автор рассмотрел этот вопрос подробно и пришел к выводу, что…
  • Проблема … волновала многих писателей. Обращается к ней и …(имя писателя) в книге…
  • Например, ФИО часто рассуждал о соотношении понятий… (о проблеме, о теме, о философском вопросе и т.д.). В его книге … этому уделяется много внимания.
  • Нельзя не заметить, что проблема … является одной из главных в творчестве ФИО. Например, в произведении…
  • Идея … выражена в стихотворении…(автор, название).
  • Этот вопрос очень волновал писателей 19 (20) века. К примеру, ФИО часто затрагивал его в своих произведениях.
  • Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).
  • Вспомним роман (повесть, рассказ) ФИО. Именно там вопрос о … рассматривается наиболее подробно.
  • Вспомним героя повести… (автор, название). Его пример обосновывает необходимость «того и сего».
  • Обратимся к русской классике, а именно к роману… (автор, название).
  • В поисках ответа на вопрос мы обратимся к русской литературе 19 (20) столетия, а именно к…
  • Лирический герой стихотворения … (автор, название) тоже размышляет об этом.
  • Герой произведения… мог бы подтвердить эту мысль, ведь в его судьбе … (нравственное понятие) сыграло решающую роль.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, используйте выражения, которые помогут лаконично и логично изложить мысль:

  • Авторская позиция ясна:
  • Автор повествует о…
  • Писатель изображает картину, где…
  • В книге изображаются герои, которые…
  • Автор описывает…
  • Писатель демонстрирует общие закономерности формирования…
  • Автор показывает…
  • Поэт показывает…
  • Размышления автора позволяют понять, что
  • Лирический герой осознал, что
  • Писатель размышляет о…
  • Автор обращает свое внимание на проблему…
  • Внимание писателя сконцентрировано на вопросах…
  • Писатель обращает наше внимание…
  • Автор хочет этим сказать, что
  • Писатель заостряет наше внимание на …
  • Позиция автора проявляется в…
  • Он акцентирует внимание читателя на…
  • Автор не комментрирует действия героев, но демонстрирует свою позицию через символы и описание пейзажа:
  • Автор учит нас тому, что…
  • Этот поступок героя говорит о …
  • Поведение героя говорит о том, что
  • Мы видим, что герой поступил так потому…
  • Судьба героя позволяет сделать вывод, что
  • Автор подводит нас к мысли о том, что
  • Автор показывает, к каким последствиям привело…
  • Произведение заставляет задуматься о роли … в жизни человека.
  • Автор осуждает героя и выражает свое несогласие с …
  • Этому герою/поступку автор противопоставляет…
  • Писатель не может согласиться с выводами своего героя и опровергает их, изображая…
  • Писатель осуждает…
  • Автор выражает категорический протест против…
  • Герой является носителем авторской позиции и выражает его точку зрения, а именно…
  • Он ставит нам в пример…
  • Писатель призывает нас помнить о том, как важно (что не нужно, что не стоит)
  • Автор не раз прерывает описание лирическими отступлениями, в которых прослеживается его позиция: 
  • Автор подчеркивает…
  • Писатель дает понять, что герой прав, ведь…
  • Автор утверждает…

Завершить свой аргумент лучше всего этими клише для итогового сочинения по русскому языку:

  • Этот пример позволяет сделать вывод о том, что
  • Писатель считает, что…
  • Позиция автора созвучна с моей, она выражается в том, что
  • Данный пример помогает найти ответ на вопрос. Он заключается в том, что…
  • Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
  • Автор убеждает нас в том, что
  • Писатель дает нам возможность убедиться в том, что…
  • Мы можем прийти к выводу…

Для заключения

Уйти надо красиво, даже если речь идет о последнем абзаце сочинения. От завершающего аккорда нередко зависит последнее и решающее впечатление от работы. Проверяющий может высоко оценить ее, если выводы не подкачают, а призывы заденут за живое. Вот к этому мы и стремимся. Вот для этого и нужны клише к итоговому сочинению.

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что
  • Без сомнения, значимость проблемы … трудно переоценить.
  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…
  • Итак, мы разобрали примеры и пришли к убеждению, что…
  • Таким образом, литературный материал позволил нам убедиться в том, что
  • Невольно напрашивается вывод…
  • Разумеется, тема… очень важна для людей, поэтому так важно иметь свою точку зрения по данному вопросу. На мой взгляд,
  • Итак, можно сделать вывод, что…
  • Литературный материал дал возможность прийти к заключению, что
  • Исходя из всего выше написанного, можно сделать обобщение и сказать, что…
  • В заключение хочется призвать людей к… Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!
  • Подводя итоги, хочется вспомнить изречение поэта (философа, писателя):
  • Подводя итоги, хочется призвать всех моих сверстников к…
  • В заключение хочется выразить надежду на то, что…
  • Таким образом, нельзя не согласиться с тем, что…
  • Таким образом, современные люди должны возлагать надежды на то, что
  • Хочется верить, что…
  • Стоит подробнее изучать такие важные темы, как… Это необходимо для развития людей.
  • Подводя итоги сказанному, хочется сделать оптимистичные выводы:
  • Обобщая сказанное, хочу сказать, что…
  • Читательский и жизненный опыт позволяет сделать вывод, что…
  • Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…
  • Аргументация подтверждает то, что
  • Нельзя не согласиться с тем, что
  • Нельзя проигнорировать тот факт, что
  • Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • У человечества (нашего народа) есть нравственный долг: … В этом нас убеждают все приведенные аргументы.
  • (Цитата)«…,» — писал …. В этих словах выражена мысль о …. Автор текста тоже считает, что .…
  • К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»? Думаю, надо…

Определения терминов и цитаты

Нравственные определения — это очень сложный материал, над которым бились философы в течение столетий. Мыслить абстрактно дано не каждому. Это каждому и не нужно. Если демагогия — не Ваш конек, но это и не Ваш конец, ведь Многомудрый Литрекон оставляет здесь полезные ссылки на подборки нравственных понятий с несколькими вариантами трактовок. Они будут особенно актуальны в этом году:

  1. Определения нравсвенных и философских понятий: список 1
  2. Определения абстрактных понятий: список 2

Ни пуха, ни пера!

Метки: 11 классдекабрьское сочинениеклишешаблоны

Читайте также:

На чтение 14 мин Просмотров 21.1к.
Обновлено

Для качественного написания сочинения 9.3 ОГЭ по русскому языку «Что значит прийти на помощь» необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Данная работа относится к морально-этической тематике, поэтому основу сочинения должны составлять рассуждения учащихся, подтверждённые опытом других людей. Команда сайта Литеровед подготовила подборку по данному направлению и рада представить её вашему вниманию. Желаем успехов!

Проблема

Что значит прийти на помощь?

Отношение автора к проблеме

Находясь в постоянных заботах, ежедневной суете и своих проблемах, мы редко замечаем, что окружающим людям нужна помощь. Помочь можно только от чистого сердца, это те поступки, которые помогают другим справиться с их трудностями, преодолеть какое-то несчастье. Однако далеко не у каждого есть желание и умение помогать. Зачастую люди думают только о себе самих и своих судьбах, поэтому не способны помочь другому бескорыстно, ничего не требуя взамен. Важно помнить, что сочувствие, отзывчивость и взаимопомощь – это те качества, которые делают человека человеком.

Аргументы

  1. Прийти на помощь – значит проявить неравнодушие к человеку, взять на себя ответственность за его судьбу.
  2. Прийти на помощь – значит проявить своё благородство.
  3. Способность прийти на помощь – это бесценное человеческое качество.
  4. Неравнодушных и ответственных людей очень мало, гораздо больше эгоистов.
  5. Далеко не всегда людям нужна материальная помощь, чаще они нуждаются в простой поддержке и участии в их судьбе.
  6. Помощь заключается в заботе о своих родных и близких.
  7. Помощь может потребоваться абсолютно постороннему человеку в любом месте.
  8. Необходимость помогать другим должна воспитываться в человеке с детства.
  9. У каждого человека бывает сложный период, когда он нуждается в помощи.
  10.  Помогая другим, мы становимся лучше и счастливее.

Эпитеты к слову «помощь»

Своевременная, надлежащая, безотлагательная, временная, запоздалая, квалифицированная, кратковременная, незамедлительная, немедленная, неожиданная, нежданная, неотложная, непрошенная, периодическая, повседневная, постоянная, посторонняя, регулярная, своевременная, скорая, традиционная, экстренная, активная, безвозмездная, бескорыстная, бесплатная, бесценная,  благодетельная, благородная, благотворительная, большая, братская, великодушная, верная, всемерная, всенародная, всесторонняя, всеобщая, горячая, громадная, действенная, действительная, деловая, деятельная, добровольная, долгожданная, дружеская, дружественная, дружная, значимая, значительная, изрядная, искренняя, колоссальная, конкретная, международная, минимальная, моральная, любезная, неоценимая, непосредственная, неумелая, огромная, основательная, полезная, посильная, разумная, результативная, самоотверженная, скромная, солидная, товарищеская, чистосердечная, щедрая, умелая, успешная, филантропическая, экстренная, энергичная, эффективная, неуклюжая, скучная, сомнительная, тяжелая, холодная, взаимная, военная, вооруженная, врачебная, государственная, гуманитарная, денежная, коллективная, материальная, медицинская, научная, общественная, посторонняя, практическая, скорая, терапевтическая, техническая, финансовая.

Синонимы к слову «помощь»

Участие, услуга, поддержка, опора, содействие, выручка, взаимопомощь, благодеяние, пособничество, подмога, милосердие, вмешательство, подспорье, сотрудничество.

Примеры из художественной литературы

  1. В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья» не может кого-нибудь оставить равнодушным. Милосердие и сострадание, на которые оказался способен главный герой, поражают до глубины души. По воле случая он познакомился с нищими детьми, живущими под развалинами старого замка. Вася был сыном городского судьи и жил сытой обеспеченной жизнью, но после смерти своей мамы чувствовал себя одиноким и ненужным. Его отец закрылся в себе, а сестрёнка Соня была ещё слишком мала, поэтому мальчик основную часть времени проводил вне дома, подолгу развлекаясь с соседскими мальчишками или исследуя новые местности. В один из таких дней он и встретил в заброшенной часовне своих новых друзей.

Так уж получилось, что Вася быстро сблизился с Валеком и Марусей. Он стал часто бывать у них дома, хотел хоть чем-то помочь обездоленным детям. Мальчик впервые столкнулся с голодом, он никогда не задумывался о том, откуда дома берётся еда. Это был само собой разумеющийся факт, а Валеку приходилось воровать, лишь бы прокормить свою младшую больную сестрёнку. Вася никогда не приходил с пустыми руками, он приносил яблоки, хлеб, сладости. Он всей душой хотел помочь своим друзьям и делал всё, что было в его силах. Маруся была ровесницей его родной сестры, поэтому главный герой остро чувствовал разницу между больной худенькой девчушкой и полнощекой, пышущей жизнью Сонечкой.

К осени сестрёнка Валека стала чувствовать себя совсем плохо и Вася, не зная как помочь девочке, попросил у своей сестры куклу, подаренную ей её матерью перед смертью. Красивая игрушка принесла радость Марусе, сделала её счастливой, хоть и ненадолго. К сожалению, малышка вскоре умерла, а Васе этот искренний поступок принёс сплошные неприятности. Отец узнал о пропаже куклы и наказал своего сына, запретив ему выходить из дома. Его мнение изменилось только после прихода Тыбурция, который поведал всю правду о взаимоотношениях своих детей и Васи, а также о благородном поступке мальчика. Судье стало совестно за своё поведение, он жалел, что усомнился в родном сыне и с этих пор их отношения наладились. Смерть маленькой девочки и реалии другого жестокого мира помогли Васе и его отцу пересмотреть свои жизненные ценности, понять, что взаимопомощь и милосердие имеют очень большую силу. Материальная составляющая жизни – совсем не главное, существуют вещи гораздо важнее.

  1. В.Г. Распутин «Уроки французского».

Сюжет рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» основан на реальных событиях. Писатель родился в очень бедной семье, и часто денег не хватало даже на еду. Прототипом Лидии Михайловны была его собственная учительница, которой он искренне восхищался, а образ главного героя взят с него самого.

Семья мальчика жила в нищете, поэтому не могла обеспечить ему безбедное существование. Постоянная нехватка денег вынудила его искать способ самостоятельного заработка. Ввиду своего малого возраста он не мог пойти на нормальную работу, а о бесчестных занятиях вроде воровства он даже не задумывался. Единственным возможным вариантом стала игра с другими школьниками в «чику» на деньги, и даже здесь главный герой проявил своё благородство. Он прекращал играть сразу же, как получал деньги, необходимые на лечебный стакан молока.

Вскоре о трудностях мальчика узнала его учительница французского языка. Лидия Михайловна не смогла пройти мимо несчастья своего ученика, которому гордость не позволяла брать у неё еду или деньги. Она придумала план, согласно которому снабжала его деньгами при помощи игры, где всё время поддавалась. Получая необходимое, мальчик отстранился от дурной компании, способной его испортить, а Лидии Михайловне пришлось уйти из школы, так как директору стало известно об её участии в азартных играх с учащимися. На протяжении всей жизни главный герой вспоминал бескорыстный поступок своей учительницы, которая благодаря своей отзывчивости и хитрости смогла помочь ему. Возможно, именно этот урок доброты не позволил ему вырасти злым и равнодушным человеком.

  1. А.И. Куприн «Чудесный доктор».

Основной темой рассказа И.А. Куприна «Чудесный доктор» является человеческая отзывчивость и бескорыстная помощь тем, кто в ней нуждается. Трудно найти человека, который готов помочь другим людям без личной выгоды. Гораздо проще пройти мимо чужой беды, отмахнуться и закрыть глаза на несчастья окружающих. Мерцалову посчастливилось встретить именно такого небезразличного и добросердечного человека в лице профессора Пирогова. Все его поступки относительно этой семьи были искренними и бескорыстными. Он просто захотел помочь людям, попавшим в безвыходное положение. Кроме того, он не считал себя благодетелем и совершенно не гордился своим поступком, поэтому не стал говорить свою фамилию.

Профессор Пирогов повстречался Мерцалову в самый трудный момент его жизни. Отец семейства  собирался повеситься от безысходности, но ему помешал это сделать случайный прохожий, прогуливающийся в парке. Подсев на скамейку, профессор заговорил с Мерцаловым и узнав о его проблемах, захотел принять участие в их решении. Он не просто спас от неминуемой гибели больную дочку своего нового знакомого, он дал денег на дрова, лекарства и еду, которые были так необходимы семье Мерцаловых. Именно в этом желании помочь незнакомому человеку и заключается истинная доброта, исходящая от самого сердца. Автор хотел показать, что один хороший поступок способен спасти чью-то жизнь и изменить будущее другого человека в лучшую сторону.

Примеры из жизни

  1. Елизавета Петровна Глинка, известная как доктор Лиза, была очень доброй, отзывчивой и милосердной. Вся её жизнь была подчинена одной цели – помогать людям. Она жила этим, воспринимала чужую беду как свою собственную. По специальности доктор Лиза была детским реаниматологом-анестезиологом. В 1986 году она переехала вместе с мужем в США. Там она приступила к работе в хосписах и окончила Дартмутскую медицинскую школу по специальности «Помощь неизлечимым больным». Вернувшись на родину, участвовала в работе Первого Московского хосписа, а затем переехала в Киев и занялась организацией патронажной службы помощи для неизлечимо больных людей в киевском Онкологическом центре. Позже в Киеве был открыт первый в Украине бесплатный хоспис. В Москву Елизавета Петровна вернулась из-за тяжёлой болезни матери в 2007 году и спустя недолгое время стала учредителем благотворительного фонда «Справедливая помощь», который был создан для оказания помощи неонкологическим больным, однако впоследствии сфера его деятельности расширилась. В настоящее время его основной задачей является помощь бездомным, неизлечимо больным людям, малообеспеченным семьям, а также одиноким пенсионерам и инвалидам, которые оказались в трудной ситуации. Известность Елизавете Глинке принесла акция, проведенная в 2010 году для сбора гуманитарной помощи пострадавшим от лесных пожаров. С 2012 года она стала заниматься общественно-политической деятельностью. С началом вооружённого конфликта на юго-востоке Украины доктор Лиза занялась организацией и лечением тяжелобольных и раненых в зоне боевых действий детей. За свою благотворительную деятельность она награждена орденом Дружбы и медалью «Спешите делать добро», также стала лауреатом Государственной премии за выдающиеся действия в области правозащитной деятельности. 25 декабря 2016 года самолёт на котором доктор Лиза летела в Сирию с гуманитарной миссией, потерпел крушение. Никто не выжил. О жизни Елизаветы Петровны Глинки снят фильм «Доктор Лиза», вышедший осенью 2020 года.  
  2. Монахиня мать Тереза стала легендарной женщиной. Она посвятила всю свою жизнь служению бедным и обездоленным. Её пример демонстрирует, как можно бескорыстно получить всеобщую любовь и признание. Настоящее имя матери Терезы, данное ей при крещении – Агнес Гондже. Стремление к милосердию образовалось у неё ещё в раннем детстве. Родители девочки были отзывчивыми людьми, которые всегда были готовы помочь даже незнакомцам. Они стали примером самоотверженной помощи для своей дочери, воспитав в ней любовь к ближним. Когда Агнес было четыре года – началась Первая Мировая война, во время которой погиб её отец. Мать девочки трудилась не покладая рук и смогла прокормить свою семью. После окончания войны осталось много сирот, и заботливая женщина взяла под свою опеку ещё шестерых детей. Агнес проводила много времени в молитвах и служении Богу. Прочитав в газетах о миссионерах в Индии, всем сердцем захотела стать одной из них. Она мечтала стать монахиней и 1928 году отправилась в Париж, где вступила в орден сестёр Лоретто. Оставаясь верной своему желанию попасть в Индию, Агнес занялась активным изучением английского языка и спустя год попала в Калькутту, которая надолго заменила ей родной дом. В 1931 году она стала послушницей под именем Мария Тереза и начала преподавать в монастырской школе. Монахиня переживала о том, что находится далеко от людских бед, ведь именно желание помогать нуждающимся руководило ею в жизни. На протяжении всей Второй Мировой войны мать Тереза помогала голодающим и раненым. После её окончания она получила возможность самостоятельно заниматься благотворительностью. Самоотверженная женщина решила, что сможет помогать тем, кто действительно нуждается в её помощи, только находясь рядом с ними. Поэтому она оставила стены монастыря и посвятила себя больным, нищим и умирающим, деля с ними кров и пищу. В течение нескольких лет к ней присоединились другие монахини, и вокруг матери Терезы создалась целая община, которая стала называться Орденом миссионерок любви. Сёстры давали обет нестяжания и трудились на бескорыстной основе. Им было непозволительно принимать любую благодарность за свою помощь. Это движение стремительно разворачивалось по всему миру и в скором времени под руководством матери Терезы стали строиться приюты, больницы и школы. Деятельность монахини получила широкое признание и в возрасте 69 лет она получила Нобелевскую премию за дела милосердия и помощь страдающим людям.

Народная мудрость

  1. «Кто скоро помог, тот дважды помог». В данной пословице идёт речь о ценности своевременной помощи. Оказанная вовремя помощь избавляет человека от лишних страданий.
  2. «И комар лошадь свалит, если волк пособит». В этой пословице говорится о том, что любой человек способен на великие дела, если рядом есть помощники.
  3. «Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью». В этой пословице говорится о том, что человек способен преодолеть все невзгоды, если рядом есть тот, кто поможет ему подняться в трудную минуту.
  4. «Дорога помощь вовремя». Смысл данной пословицы заключается в том, что любая помощь должна быть своевременной. От неё не будет толка, если человек уже не нуждается в поддержке.
  5. «Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги». В этой пословице говорится о том, что нет смысла хвалиться своей силой, если не применять ей во благо окружающих.
  6. «Кто друг другу помогает, тот врага одолевает». Наши предки считали, что людям, которые готовы друг другу помочь, не страшен никакой враг. Только сплочённый народ способен победить.
  7. «Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной». В данной пословице идёт речь о взаимопомощи. Если человек отзывчивый и неравнодушный, то и другие люди помогут ему в трудную минуту.
  8. «Птица держится крыльями, а человек – помощью». В этой пословице говорится о том, что помощь помогает человеку удержаться на ногах в трудную минуту.
  9. «Дорого при пожаре и ведро воды». Смысл данной пословицы заключается в том, что любая помощь имеет ценность. Даже если не получается помочь человеку, попавшему в беду, полностью, нужно сделать хотя бы то, что в твоих силах.
  10.  «Свинья в помощниках не ходит». В данной пословице равнодушные люди сравниваются с грязным животным. Человек с чистой душой всегда придёт на помощь.

Афоризмы

  1. «Людям, не слушающим советов, нельзя помочь». Американский политический деятель Бенджамин Франклин говорил о том, что помочь можно только тому человеку, который прислушивается к чужому мнению.
  2. «Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку». Персидский поэт и мыслитель Саади писал о том, что человек, который не помогает другим, не должен рассчитывать о помощи в трудную минуту.
  3. «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим». Древнегреческий философ Демокрит считал, что человеку для полного спокойствия достаточно лишь уверенности в том, что он получит помощь от друзей в трудную минуту.
  4. «Лучше стать жертвой неблагодарности, чем отказать в помощи несчастному». Французский моралист Жан де Лабрюйер говорил, что лучше получить в ответ на свою помощь неблагодарность, чем отказать в ней. Помогать нужно бескорыстно, только тогда в этом есть смысл.
  5. «Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами». Шестнадцатый президент США Авраам Линкольн считал, что нельзя помогать людям в том, что они способны сделать сами. Так человек лишается способности проявить себя, по его мнению.
  6. «Для чего мы живем, если не стараемся облегчить жизнь друг другу?». Английская писательница Джордж Элиот считала, что в бескорыстной взаимопомощи и заключается смысл человеческой жизни. Не помогая окружающим, человек не выполняет своего предназначения.
  7. «Нельзя помочь всем!», — говорит бессердечный, — и не помогает никому». Австрийская писательница баронесса Мария Эбнер фон Эшенбах говорила, что люди, которые не помогают окружающим – всегда находят себе оправдание. Например, считают, что нельзя помочь всем нуждающимся.
  8. «Если человек без конца получает помощь, то в конечном итоге он остаётся беспомощным». Один из самых уважаемых греческих старцев монахов Паисий Святогорец считал, что помогать человеку нужно только в действительно трудных ситуациях. Постоянная помощь лишает людей способности самостоятельно решать даже малейшие проблемы.
  9. «Пытаться помочь другим никогда не бывает глупо». Американский писатель Стивен Кинг говорил, что не нужно стыдиться пробовать помогать другим людям. Любая помощь – это хороший поступок, достойный уважения.
  10.  «Одно из прекраснейших утешений, которые предлагает нам жизнь, то, что человек не может искренне пытаться помочь другому, не помогая самому себе». Великий английский поэт Уильям Шекспир писал о том, что человек, который искренне хочет помочь другому, помогает самому себе.

Для всех 11-классников России уже стартовала подготовка к ЕГЭ 2022 года и в этом материале мы предлагаем детально разобраться, как изменится структура КИМа по русскому языку, какими будут критерии оценивания 27-го задания от ФИПИ и как правильно составить план сочинения с учетом новых требований.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Хорошая новость – изменения в ЕГЭ 2022 года по русскому языку будут не столь радикальными, как было изначально предложено в перспективной модели. Новость не очень хорошая – нововведения все-таки будут и по мнению экспертов экзамен в 2022 году станет несколько сложнее, чем был ранее.

ЕГЭ по русскому языку в 2022 году - план сочинения, критерии оценивания

В спецификациях, размещенных на сайте ФИПИ, указаны такие основные изменения в КИМах 2022 года по русскому языку:

  • Изменено составное задание №1-3. Теперь вместо сжатой передачи прочитанного экзаменуемому необходимо будет выполнить стилистический анализ текста.
  • Изменено задание №16. Новыми будут не только языковой материал и формулировка, но и критерии оценивания.
  • В задании №19 расширены материалы, предоставляемые для анализа.
  • Нормы оценивания сочинений (задание №27) объемом 70-150 слов уточнены.

Ввиду внесенных в систему оценивания изменений уменьшился с 59 до 58 максимальный балл, который может получить на ЕГЭ по русскому языку в 2022 году экзаменуемый за выполнение всех 27 заданий КИМа.

Неизменным останется время, отведенное на выполнение 27 заданий ЕГЭ по русскому языку в 2022 году – всего 210 минут, из которых эксперты рекомендуют выделить на написание сочинения не менее 70 минут.

Задание №27 – сочинение

В демонстрационной версии ЕГЭ 2022 года по русскому языку предложен такой формат задания:

Задание 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку (сочинение)

Текст, который необходимо проанализировать, приведен в КИМе чуть раньше (перед заданием №22), так как его необходимо использовать при выполнении целого ряда заданий от 22 до 27 включительно.

Текст к заданию 27 ЕГЭ 2022 по русскому языку

К данному тексту предложены такие варианты проблем, затрагиваемых автором:

Проблемы к сочинению из демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку

Рекомендуем внимательно изучить демоверсию, спецификации и кодификатор к ЕГЭ 2022 года по русскому языку, размещенные на сайте ФИПИ, ведь в этих документах содержится много полезной информации, которая поможет правильно написать сочинение и организовать подготовку к заданию №27.

План сочинения

Проанализировав уже само задание, можно получить детальный план написания сочинения по русскому, который поможет справиться с поставленной на ЕГЭ 2022 задачей, независимо от темы и затронутых проблем.

Исходя из требований, указанных в тексте задания, ваше сочинение должно состоять из таких структурных блоков:

  • Формулировка проблемы.
  • Комментарий с привлечением примеров-иллюстраций и смысловых связей между нами.
  • Позиция автора.
  • Ваша позиция и отношение к позиции автора (согласие либо несогласие с аргументацией).
  • Вывод (коротко).

Важно! При написании сочинения стоит ориентироваться на объем от 150 слов, а также избегать чрезмерного цитирования.

В помощь 11-классникам педагоги предлагают такие мини-шпаргалки с заготовками вводных фраз, которые можно применять в разных структурных частях сочинения.

Клише для сочинения по русскому языку на ЕГЭ 2022

Также в сети можно найти хороший пример сочинения по теме демоверсии ЕГЭ 2022 по русскому языку, который наглядно проиллюстрирует, как нужно писать текст и на каких моментах акцентировать внимание.

Предлагаем вашему вниманию короткий видео-урок по составлению плана и компоновке сочинения для ЕГЭ 2022 года::

Оценивание сочинения

За сочинение на ЕГЭ 2022 года по русскому языку можно получить 25 первичных баллов, что составляет 43% от максимально возможных 58 баллов (ранее за сочинение давали 24 балла).

Обратите внимание, что сочинение не оценивается (оценивается в 0 баллов), если:

  • Объем текста менее 70 слов.
  • Сочинение написано не по заданному тексту (не по заданной проблеме).

Для достижения максимально возможного результата объем текста должен быть в пределах 150-300 слов. Такие работы будут оценивать по 12 критериям:

Критерий Максимальный балл
К-1 Формулировка проблемы 1
К-2 Комментарий к проблеме 6
К-3 Отражение позиции автора 1
К-4 Отношение к позиции автора 1
К-5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения 2
К-6 Точность и выразительность речи 2
К-7 Орфографические нормы 3
К-8 Пунктуационные нормы 3
К-9 Грамматические нормы 2
К-10 Речевые нормы 2
К-11 Этические нормы 1
К-12 Точность фактов в фоновом материале 1

При этом, в 2022 году установлены новые нормы оценивания сочинения на ЕГЭ по русскому, если его объем находится в пределах 70-150 слов. Обратите внимание, что проверяющие могут не учесть при подсчете слов в сочинении полностью переписанные фрагменты исходного текста или биографии автора.

Важно! Тексты 70-150 слов не могут быть оценены на максимальный балл по критериям К7-К10.

Критерий Максимальный балл
К-7 Орфографические нормы 2
К-8 Пунктуационные нормы 2
К-9 Грамматические нормы 1
К-10 Речевые нормы 1

Советы педагогов

Секрет высокого балла на ЕГЭ по русскому языку не в том, чтобы найти и запомнить готовые сочинения, а в том, чтобы научиться легко и быстро составлять рассуждения на любую из актуальных тем.

Среди основных проблем, поднимаемых в текстах ФИПИ 2022 года, представлены такие направления:

  • Взаимоотношения поколений (отцы и дети).
  • Историческая память поколений.
  • Роль детства в становлении личности и нравственных ориентиров человека.
  • Жертвенность материнской любви.
  • Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
  • Сложность и противоречивость поступков людей.
  • Смысл жизни и ценности человека.
  • Человеческое благородство.
  • Честь и достоинство.
  • Патриотизм.
  • Очищающая сила искусства.
  • Отношения человека с окружающими.
  • Восприятие человека окружающими.
  • Сострадание к окружающим.
  • Одиночество.
  • Человек и искусство.
  • Отношение людей к войне.
  • Человек и мир природы.
  • Бережное отношение к языку.
  • Человек и власть, которой он наделен.

Конечно, при желании в сети можно без труда найти готовые сочинения по русскому языку для разных тематик, ожидаемых на ЕГЭ 2022, но не стоит идти по такому на первый взгляд простому и легкому пути. Во-первых, никто не знает, какая именно проблема будет предложена вам на экзамене и всегда есть вероятность не угадать, что может в итоге лишить вас 43% итогового результата. Во-вторых, проверяющие тоже отлично знакомы с популярными интернет-сочинениями и без труда определят в вашем «шедевре» банальный плагиат, что также может очень негативно отразиться на результате.

Вместо поиска готовых вариантов, продумайте, какой должна быть структура сочинения ЕГЭ по русскому в 2022 году, а после уже как бусины на ниточку нанизывайте в нужном порядке клише, информацию из текста, иллюстрации и собственные мысли.

Естественно, для написания сочинения потребуется определенная база из прочитанных и детально разобранных произведений. Что делать, если вы не готовы или физически не успеваете прочитать все тексты из списка рекомендованной ФИПИ литературы? Ответ прост – сосредоточиться на универсальных произведениях, в которых можно найти множество примеров для разных проблем, которые могут встретится в сочинении на ЕГЭ 2022 года по русскому языку.

Читайте также:

  • ЕГЭ по биологии в 2022 году
  • ЕГЭ по истории в 2022 году
  • Минимальные баллы ЕГЭ 2022 по всем предметам

  • Стесняюсь или стисняюсь как пишется правильно
  • Стеснение или стиснение как пишется правильно
  • Стерлитамак на английском языке как пишется
  • Стерилизация как правильно пишется
  • Стереть написанное как пишется