Стили рассказов в литературе

Литературных жанров существует достаточно большое количество. каждый из них отличается набором только ему присущих формальных и содержательных свойств. ещ аристотель,

Виды литературных жанров по форме

Литературных жанров существует достаточно большое количество. Каждый из них отличается набором только ему присущих формальных и содержательных свойств. Ещё Аристотель, живший в IV веке до н.э. представил первую их систематизацию. Согласно ей, литературные жанры представляли собой конкретную систему, закрепившуюся раз и навсегда. Задачей же автора был лишь поиск соответствия между своим произведением и свойствами выбранного им жанра. И на протяжении последующих двух тысячелетий какие-либо перемены в созданной Аристотелем классификации воспринимались как отклонения от стандартов. И только в конце XVIII века литературная эволюция и связанное с ней разложение укоренившейся жанровой системы, а также влияние совершенно новых культурных и социальных обстоятельств свели на нет влияние нормативной поэтики и позволили литературной мысли развиваться, двигаться вперёд и расширяться. Сложившиеся условия послужили причиной тому, что одни жанры просто канули в Лету, другие оказались в центре литературного процесса, а какие-то начали появляться. Результаты этого процесса (наверняка, не окончательные) мы можем видеть сегодня – множество литературных жанров, различающихся по родам (эпические, лирические, драматические), по содержанию (комедия, трагедия, драма) и другим критериям. В этой статье мы расскажем о том, какие бывают жанры по форме.

Литературные жанры по форме

По форме литературные жанры бывают следующими: эссе, эпос, эпопея, скетч, роман, рассказ (новелла), пьеса, повесть, очерк, опус, ода и видения. Далее — подробно о каждом из них.

1

Эссе

Эссе представляет собой прозаическое сочинение, характеризующееся небольшим объёмом и свободной композицией. Оно признано отразить личные впечатления или соображения автора по какому-либо поводу, но не обязано давать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос или полностью раскрывать тему. По стилю эссе свойственны ассоциативность, афористичность, образность и максимальная приближённость к читателю. Некоторые исследователи относят эссе к виду художественной литературы. В XVIII-XIX веках эссе как жанр доминировало во французской и английской журналистике. А в XX веке эссе было признано и активно использовалось крупнейшими мировыми философами, прозаиками и поэтами.

2

Эпос

Эпос является героическим повествованием о событиях прошлого, отражающим жизнь народа и представляющим эпическую реальность героев-богатырей. Обычно в эпосе рассказывается о каком-либо человеке, о событиях, в которых он принимал участие, о том, как он вёл себя и что чувствовал, а также говорится о его отношении к окружающему миру и явлениям в нём. Родоначальниками эпоса считаются древнегреческие народные поэмы-песни.

3

Эпопея

Эпопеей называют крупные произведения эпического характера и схожие с ними. Эпопея, как правило, выражается в двух формах: она может быть либо повествованием о знаменательных исторических событиях в прозе или стихах, либо продолжительной историей о чём-либо, в которую включены описания различных событий. Своим возникновением как литературного жанра эпопея обязана былевым песням, слагавшимся в честь подвигов различных героев. Стоит заметить, что выделяется и особый вид эпопеи – так называемая «нравоописательная эпопея», отличная своей прозаической направленностью и описанием комического состояния какого-либо национального социума.

4

Скетч

Скетч – это небольшая пьеса, главными героями которой являются два (иногда — три) персонажа. В наибольшей степени скетч распространён на эстраде в форме скетч-шоу, которые представляют собой несколько комедийных миниатюр («скетчей») продолжительностью до 10 минут каждая. Более всего скетч-шоу популярны на телевидении, особенно в США и Великобритании. Однако небольшое количество таких юмористических телепередач есть и в российском эфире («Наша Russia», «Даёшь молодёжь!» и другие).

5

Роман

Роман – это особый литературный жанр, отличающийся развёрнутым повествованием о жизни и становлении главных героев (или одного героя) в наиболее нестандартные и кризисные периоды их жизни. Многообразие романов настолько велико, что выделяют множество самостоятельных ответвлений это жанра. Романы бывают психологическими, нравственными, рыцарскими, китайскими классическими, французскими, испанскими, американскими, английскими, немецкими, русскими и другими.

6

Рассказ

Рассказ (он же — новелла) является основным жанром в малой повествовательной прозе и отличается меньшим объёмом, нежели роман или повесть. Корни романа восходят к фольклорным жанрам (устным пересказам, сказаниям и притчам). Для рассказа свойственно наличие небольшого количества героев и одной сюжетной линии. Нередко рассказы одного автора составляют цикл рассказов. Самих авторов часто называют новеллистами, а совокупности рассказов – новеллистикой.

7

Пьеса

Пьеса – это название драматургических произведений, которые предназначены для сценического исполнения, а также радио- и телеспектаклей. Обычно в структуру пьесы входят монологи и диалоги действующих лиц и различные авторские примечания, обозначающие места, где происходят события, а иногда описывающие интерьеры помещений, внешний вид персонажей, их характеры, манеры и т.д. В большинстве случаев пьесу предваряет список действующих лиц и их характеристика. Пьеса состоит из нескольких актов, включающих в себя более мелкие части – картины, эпизоды, действия.

8

Повесть

Повесть – литературный жанр прозаического характера. Он не имеет какого-то конкретного объёма, но находится между романом и рассказом (новеллой), коим он и считался вплоть до XIX века. Сюжет повести чаще всего хронологический – отображает естественный ход жизни, не имеет интриги, сосредоточен на главном герое и особенностях его натуры. Причём, сюжетная линия всего одна. В зарубежной литературе сам термин «повесть» синонимичен термину «короткий роман».

9

Очерк

Очерком принято считать небольшое художественное описание совокупности каких-либо явлений действительности, осмысленных автором. Основой очерка практически всегда служит прямое изучение автором объекта своего наблюдения. Поэтому и основным признаком является «писание с натуры». Важно сказать, что, если в других литературных жанрах ведущую роль может занимать именно вымысел, то в очерке он практически отсутствует. Очерки бываю нескольких видов: портретные (о личности героя и его внутреннем мире), проблемные (о конкретной проблеме), путевые (о путешествиях и странствиях) и исторические (об исторических событиях).

10

Опус

Опус в его широком понимании — это любая музыкальная пьеса (инструментальная, народная), характеризующаяся внутренней завершённостью, мотивированностью целого, индивидуализированностью формы и содержания, в которых чётко прослеживается личность автора. В литературном же понимании опус – это всякое литературное произведение или научный труд какого-либо автора.

11

Ода

Ода – лирический жанр, выражающийся в форме торжественного стихотворения, посвящённого определённому герою или событию, или же отдельное произведение такой же направленности. Изначально (в Древней Греции) одой называлось любая стихотворная лирика (даже хоровое пение), сопровождавшая музыку. Но с эпохи Возрождения одами стали называться высокопарные лирические произведения, в которых ориентиром служат образцы античности.

12

Видения

Видения относятся к жанру средневековой (древнееврейской, гностической, мусульманской, древнерусской и др.) литературы. В центре повествования обычно находится «ясновидец», а содержание пропитано потусторонними, загробными зрительными образами, которые являются ясновидцу. Сюжет излагается визионером – человеком, которому он открылся в галлюцинациях или сновидениях. Некоторыми авторами видения относятся к публицистике и повествовательной дидактике, т.к. в эпоху средневековья взаимодействие человека с миром непознанного было именно способом передать какое-либо дидактическое содержание.

Таковы основные виды литературных жанров, отличающихся по форме. Их многообразие говорит нам о том, что литературное творчество во все времена глубоко ценилось людьми, однако процесс становления этих жанров всегда был длительным и сложным. Каждый из жанров как таковой несёт на себе отпечаток определённой эпохи и индивидуального сознания, выражающегося каждый в своих представлениях о мире и его проявлениях, людях и особенностях их личности. Именно благодаря тому, что жанров так много и все они различны, любой творческий человек имел и имеет возможность выразить себя именно в той форме, которая более точно отражает его душевную организацию.

Кадр из сериала «Соколиный глаз»

Кадр из сериала «Соколиный глаз»

© kinopoisk

Автор

Елена Фомина

27 ноября 2021

В новом выпуске «ЧЗД» — документальный проект режиссера «Властелина колец» о The Beatles, новый альбом «Обе Две», фильм Романа Супера о брошенных детях и подкаст о карьере в digital

«Соколиный глаз»

Disney+

Мститель Клинт Бартон, известный как Соколиный глаз, проводит выходные перед Рождеством с детьми в Нью-Йорке. Параллельно студентка Кейт Бишоп во время благотворительного ужина проникает на подпольный аукцион, где продают экипировку еще одной личины Клинта — Ронина, и нарывается на неприятности. Пути Бишоп и Бартона пересекаются, и им приходится вместе участвовать в криминальных разборках с участием банды в спортивных костюмах, состоящей из братьев-славян (кличут друг друга «бро»). «Соколиный глаз» — очередной мини-сериал студии Marvel, который закрывает 12-летнюю историю «Мстителей» и готовит фундамент для новых супергероев.

«The Beatles: Get Back»

Disney+

Документальный проект, еще одна трилогия от режиссера «Властелина колец», начала выходить на Disney+ на этой неделе. Питер Джексон монтировал 60 часов пленки, отснятой в 1969 году, когда битлы снимали свой фильм про то, как записывают новые песни, репетируют и выступают на лондонской крыше. Это был их последний совместный концерт. Весь материал собрали в 80-минутный фильм «Let It Be», вышедший в 1970 году после распада группы. Но Джексон пересмотрел архивные съемки и понял, что между участниками легендарного коллектива не произошло трагической ссоры или серьезного разлада. Практически весь киноматериал, вошедший в фильм Джексона, раньше никогда не публиковался.

«Берегите хулиганов»

more.tv

Документальный фильм Романа Супера и Ивана Проскурякова об уникальном петербургском проекте для трудных подростков. Картина «Берегите хулиганов»‎ снята в рамках расширения мира «Трудных подростков» — молодежного хита more originals. Сериал на протяжении трех сезонов исследует проблемы буллинга, домашнего насилия, бодишейминга и борьбы с зависимостями среди подростков. В фильме же рассказана история организации «‎Упсала-Цирк», деятельность которой показывает, как при помощи творчества можно подарить детям возможность прожить более интересную и успешную жизнь.

«Силуэт» Риналя Мухаметова

Слушать

«Силуэт» — сольный музыкальный альбом актера Риналя Мухаметова («Притяжение»), который сам написал и тексты и музыкальное сопровождение к ним. На пластинке семь треков в электронном звучании, напоминающем раннее творчество дуэта «Агата Кристи». Заглавный сингл «Силуэт» вошел в саундтрек к сериалу Евгения Сангаджиева «Happy End», а на песню «Запах Эвкалипта» музыкант даже снял музыкальное видео, которое вышло на YouTube 25 ноября.

«Обе Две»

Слушать

Екатеринбурженка Катя Павлова в сотрудничестве с Дмитрием Емельяновым, который играет с Земфирой, представила первый за пять лет лонгплей «Мне это не подходит». В нем десять треков в стиле «мрачный литературный поп», а концепция строится на серии магнетических образов и историй тех, кто споткнулся о собственные иллюзии, но несмотря ни на что остался стоять на ногах.

«Я не знаю, как вы справляетесь со своими демонами. Как их сбываете? В церковь ходите? Невозможно же настоящих имен и историй озвучить адресатам, потому что им потом с этим как-то жить. Песня — идеальный способ. Я творческий человечек. Соль-вода соль-вода», — говорит Павлова.

В поддержку альбома группа сыграет концерты в крупнейших городах: в Москве 2 декабря, в Екатеринбурге 11 декабря и в Санкт-Петербурге 19 декабря.

Фото: music.yandex

«Однажды в… Голливуде»

Читать или слушать

В издательстве Individuum вышел русский перевод литературного дебюта Квентина Тарантино. В книге изложены те же события, что и в одноименном фильме, но перспектива несколько иная. Во-первых, роман насыщен деталями, которым будут рады синефилы и любители тарантиновского творчества, во-вторых, реальные факты из жизни Голливуда 1970-х в книге сочетаются с вымышленными (напоминаем, что Клифф Бутт и Рик Далтон родились в голове режиссера), что производит еще более острое впечатление, чем на экране. 

Фото: kinopoisk

«‎Треть жизни»‎

Успешные digital-специалисты, лидеры мнений, комики, креаторы раскладывают по полочкам детали своей деятельности и рассказывают, что о ней думают их семьи. «‎Новые»‎ профессии вроде диджитал-менеджера, креативного продюсера, продуктового редактора и других часто кажутся старшему поколению и самим работникам эфемерными. Если вы сталкивались с тем, что ваши родители или партнеры в отношениях скептически реагируют на то, как вы работаете за ноутбуком, подкаст точно для вас. Ведущими «‎Трети жизни»‎ стали автор подкаста «‎Соседний столик»‎, директор по маркетингу «‎Буду»‎ и «‎Эйч»‎ Федор Тормосов и Полина Победа, бывшая Head of SMM «‎Кухни на районе». Первый выпуск посвящен Татьяне Лазаревой и ее дочери Соне Шац. В следующем подкасте появятся сооснователь «‎Кухни на районе»‎ Кирилл Родин и его отец.

      
                Î ãðå÷åñêîé ëèòåðàòóðå ïåðèîäà 1960 — 1980 ãîäîâ

    Îäíî âðåìÿ  òÿíóëî  ìåíÿ ÷èòàòü  ñáîðíèêè ðàññêàçîâ  ïèñàòåëåé  ðàçíûõ ñòðàí.  ãîðîäñêèõ áèáëèîòåêàõ ïðîñòàèâàë ó ïîëîê ñ þãîñëàâñêîé, âåíãåðñêîé, áîëãàðñêîé ïðîçîé…×àùå ïîïàäàëèñü åâðîïåéöû, íî, ïîðîé, âñòðå÷àëàñü è ïðîçà èíäèéñêàÿ, àôðèêàíñêàÿ… Çà÷åì ÿ  ÷èòàë ýòè êíèãè, ÷òî èñêàë â íèõ?
        Ñåé÷àñ ïîíèìàþ, èíòåðåñ áûë íå ýòíîãðàôè÷åñêèé.  ß íå ñðàâíèâàë, ê ïðèìåðó, æèçíü àëáàíöåâ ñ áûòîì ñëîâàêîâ èëè  ñêàíäèíàâîâ.  Ñêîðåé,   ïûòàëñÿ  ïî÷óâñòâîâàòü òîò íåâèäèìûé, íî îùóùàåìûé äóõ íàðîäà â ñòèëåâûõ îñîáåííîñòÿõ  íàöèîíàëüíîé ëèòåðàòóðû. Ìíå êàçàëîñü, ñîñòàâèòåëè ñáîðíèêîâ, ôîðìèðóÿ êíèãó, ïåðå÷èòûâàþò ìàññó ðàññêàçîâ îïðåäåëåííîé ñòðàíû.  È îòáèðàþò èç íèõ ëó÷øèå.  À ðàññêàç, â ñèëó êðàòêîé ôîðìû, âáèðàåò â ñåáÿ çåðíà äóøè íàðîäíîé. Ýòî íå øèðîêàÿ, ðàçìûòàÿ ôèëîñîôèÿ ðîìàíà. À ìèñòè÷åñêèé  êîíöåíòðàò äóõà.  È ñáîðíèê ëó÷øèõ ðàññêàçîâ  ïîêàæåò, ÷åì  æèâåò è äûøèò íàðîä, ÷òî íàïîëíÿåò åãî ñåðäöå. Âûñâåòèò íàöèîíàëüíûå öåííîñòè, îñîáåííîñòè. Âïðî÷åì, òàêóþ ìåòàôèçè÷åñêóþ ïîçèöèþ ïîääåðæèâàþò íå âñå ëèòåðàòóðîâåäû.
         Îäíà èç òàêèõ êíèã — «Ðàññêàçû ãðå÷åñêèõ ïèñàòåëåé» — ïîíðàâèëàñü ìíå îñîáî. ß êóïèë åå â  ìàãàçèíå,  è   ìîã ÷åðêàòü, ïåðåãèáàòü ñòðàíèöû,  ÷èòàÿ   íà îáåäåííîì ïåðåðûâå çà ðàáî÷èì ñòàíêîì.  Ñ òåõ ïîð  êî÷óåò îíà  ñî ìíîé â êâàðòèðíûõ ïåðååçäàõ  ñ  óæå ñ çàòåðòîé îáëîæêîé…
       Ðàññêàçàòü î õîðîøåé êíèãå íåïðîñòî. Òðåáóåòñÿ âíóòðåííÿÿ óâåðåííîñòü. È, êîíå÷íî, — çðåëîñòü. Èíà÷å îñòàíåøüñÿ íà óðîâíå «îõè – àõîâ» ñ îáèäîé íà íåïîíèìàíèå ñëóøàòåëÿ.  Íî è ñóøèòü ñòàòüþ ëèòåðàòóðîâåä÷åñêèìè òåðìèíàìè  íå  ñòîèò. Ìóäðîñòü â ðàâíîâåñèè, â ãàðìîíèè äåëîâîãî ÿçûêà ñ ðîñòêàìè æèçíè.
       Îäèí íåáîëüøîé ðàññêàç èç òîé êíèãè ÿ äàæå ïåðåïèñàë âðó÷íóþ. Õîòåëîñü óçíàòü, ñêîëüêî ìåñòà çàéìåò êíèæíûé òåêñò íà áóìàãå â ðóêîïèñíîì âèäå.  Ðàññêàç íàçûâàëñÿ «È çà çäðàâèå». Àâòîð, Ýëëè Àëåêñèó, ïåäàãîã, ó÷àñòíèöà  äâèæåíèÿ  Ñîïðîòèâëåíèÿ, âûðàçèëà ñòîéêîñòü ãðåêîâ ïî — æåíñêè, — òåïëî è íåìíîãî ñåíòèìåíòàëüíî. Íî õóäîæåñòâåííî ñèëüíî,  áåç âñÿêèõ ëèòåðàòóðíûõ âûâåðòîâ.
      Ñþæåò ðàññêàçà ïðîñò – äåðåâåíñêèå äåòè áåãóò â ïîëå ñìîòðåòü, êàê áóäóò ðåçàòü òåëåíêà. Áåãóò íà ìåñòî êàçíè, ðàçìûøëÿÿ, ñìîãóò ëè âûäåðæàòü, ñòàòü  ñâèäåòåëÿìè óáèéñòâà  æèâîòíîãî.
      Çàòåì äåòè âûðàñòàþò, è îäíîãî èç íèõ  ïðèçûâàþò â àðìèþ. Ñëóæèòü  ÷óâñòâèòåëüíîìó þíîøå òÿæåëî. Æåñòîêîñòü, óíèæåíèÿ íà êàæäîì øàãó. Êàê  íå ðàñïëàêàòüñÿ, êîãäà ïðè òåáå èçáèâàþò ñîñëóæèâöà, à òû íå â ñèëàõ  ïîìî÷ü… Èëè ñòðàäàòü,  êàê áû íå çàñòàâèëè ðåçàòü æèâîãî áàðàøêà íà ñîëäàòñêîé êóõíå.
       Îäíàæäû, íîâîáðàíåö ïðîõîäèò ìèìî çäàíèÿ òþðüìû è âèäèò çà ðåøåòêîé àðåñòîâàííîãî ñîëäàòà.  Ñ òåõ ïîð, êàæäûé äåíü, ïðîõîäÿ ìèìî ýòîé ñåðîé êîðîáêè, îí âèäèò çà ìðà÷íîé ðåøåòêîé  áëåäíîå ëèöî. È êàæäûé ðàç ñìîòðèò â ãëàçà óçíèêó.
     «…Èõ âçãëÿäû âñòðå÷àëèñü. È îäíàæäû çàêëþ÷åííûé ïðîøåïòàë:
        — Äàé áîã òåáå çäîðîâüÿ…
      Îíè îáìåíèâàëèñü âçãëÿäàìè. È áûëî, äîëæíî áûòü, ÷òî-òî âî âçãëÿäå Òàíàñèñà,  îò ÷åãî çàêëþ÷åííîìó ñòàíîâèëîñü ëåã÷å êîðîòàòü äîëãèé äåíü. Åäâà ãîñïîäü ïîñûëàë íà íåáî ñîëíöå,  óçíèê ïðîíèêàë ê ðåøåòêå è ïðèíèìàëñÿ æäàòü…Ïÿòüäåñÿò ñåìü äíåé åùå îñòàëîñü, ìàìà, ïðîëåòÿò è îíè, ïóñòü áóäåò çäîðîâ ýòîò ñâÿòîé ÷åëîâåê. Óçíàòü áû åãî èìÿ.
    —  Òû ãîâîðèøü – Òàíàñèñ? Äà?  Ñïàñèáî òåáå, äðóㅻ
       Òàêîé ïðîñòåíüêèé ðàññêàç. Íè÷åãî îñîáåííîãî. Ïî÷åìó æå â íåì  ÷óâñòâóåòñÿ  êîñìè÷åñêîå?  «Ñïàñèáî, äðóㅻ — ñëîâíî âñåëåíñêàÿ ìàíòðà, çàêëèíàíèå, ïàðîëü çåìëÿí… Ìû – äåòè îäíîãî îòöà, îäíîé ïëàíåòû…  ýòîì äîáðîì ðàññêàçå ïðèñóòñòâóåò îäíà èç ãëàâíûõ áîæüèõ èñêð – ñî÷óâñòâèå, ñîïåðåæèâàíèå, âçàèìîïîìîùü.
       Ïîçæå, çàíèìàÿñü àñòðîëîãèåé, óçíàë, ÷òî çâåçäíîå èñêóññòâî îòíîñèò Ãðåöèþ (êàê è Ðîññèþ) ê çîäèàêàëüíîìó  Âîäîëåþ.  À îäíî èç âàæíûõ êëþ÷åâûõ ñëîâ ýòîãî çíàêà – «äðóæáà, äðóã». Ê òîìó æå,  è ñàì ÿ Âîäîëåé.   Íå ñòåñíÿþñü ýòî îòìåòèòü, òàê êàê ïèøó ýòó ðàáîòó äëÿ ñåáÿ. È ïðîäîëæàþ âåðèòü, ÷òî ÷åëîâåê èíòóèòèâíî ÷óâñòâóåò «ñâîþ» ëèòåðàòóðó, ÷òî îáóñëîâëåíî ïîêàçàòåëÿìè åãî ëè÷íîãî ãîðîñêîïà.
         ýòîì ðàññêàçå ëåãëè íà äóøó ïðîñòîòà ñòèëÿ è ÷åëîâå÷íîñòü ñîäåðæàíèÿ. Îùóùàåøü âûõîä íà îáùå÷åëîâå÷åñêîå.
       Òàê æå ñäåðæàííî è ÷åëîâå÷íî íàïèñàí ðàññêàç «Ïàïêà ñ âûðåçêàìè» Â. Âàñèëèêîñà. Ïîâåñòâîâàíèå âåäåòñÿ îò ëèöà æåíùèíû, óìåþùåé æäàòü  ìóæ÷èíó. Îí äàæå íå ìóæ åé. Íî îíè âñòðå÷àëèñü, ëþáèëè äðóã äðóãà äî   åãî àðåñòà. Îíà ñòàðøå  åãî.  À  îí — áîðåö çà äåìîêðàòè÷åñêèå ñâîáîäû Ãðåöèè ïðîòèâ äèêòàòîðñêîãî  ðåæèìà. Ñ ïûòêàìè, èçäåâàòåëüñòâàìè, ãîëîäîâêàìè åå èçáðàííèê  ïðîáûë â çàêëþ÷åíèè âîñåìü ëåò. È âñå ýòè ãîäû  æåíùèíà ñîáèðàëà  âûðåçêè èç ãàçåò, îñâåùàâøèõ è õîä ïðîöåññà, è ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ  ëþáèìîãî.  Îíà äîæäàëàñü, è òåïåðü îí ñèäèò â åå êîìíàòå, ìåäëåííî ïðèâûêàÿ  ê ñâîáîäå, óþòó, à îíà – ê íåìó èçìó÷åííîìó è ïîñòàðåâøåìó.
       Ìîìåíò, êîãäà ìåæäó íèìè ïðîèñõîäèò áëèçîñòü, íàïèñàí èíòèìíî – áåðåæíî, öåëîìóäðåííî.   ýòîì åùå îäíî äîñòîèíñòâî ðàññêàçà, êàê âñåãî ñáîðíèêà. Ïñèõîëîãèçì çäåñü  ïîäàí  äîñòîéíî, áåç  ïîäãëÿäûâàíèé  è  ñìàêîâàíèé. À èäåéíàÿ æèçíü óçíèêà â çàñòåíêàõ äàíà äîêóìåíòàëüíî, ìóæåñòâåííî,  áåç ãðîìêèõ ñëîâ.
      
      Âñïîìíèì Ðîññèþ 20 âåêà.  Ïåðâàÿ ìèðîâàÿ, Ãðàæäàíñêàÿ âîéíà, ñòàëèíñêèå ëàãåðÿ è ðàññòðåëû, âîéíà Îòå÷åñòâåííàÿ, ðûíî÷íîå âðåìÿ, ðàññ÷èòàííîå íà õâàòêèõ è êëûêàñòûõ… Ãðåöèÿ ìèíóâøåãî ñòîëåòèÿ, îïèñàííàÿ â ñáîðíèêå, òàê æå  ñîòêàíà èç ñòðàäàíèé è áîðüáû çà èäåàëû. Îòêëîíèâ óëüòèìàòóì ôàøèñòêîé Èòàëèè, ãðåêè óøëè â ãîðû, â ïàðòèçàíñêóþ áîðüáó. «…Âñå, ñêîëüêî-íèáóäü ñòîÿùèå ãðåêè,  òàê èëè èíà÷å, ïðèìûêàëè ê Ñîïðîòèâëåíèþ» —  êàê áû âñêîëüçü ãîâîðèòñÿ â ðàññêàçå «Ñîáàêè ñ Øåéõ – Øó». Èñòîðèÿ  ïîìíèò, ÷òî   íå âñå åâðîïåéñêèå ñòðàíû ïîäíÿëèñü ïðîòèâ ôàøèñòêîé òüìû. È ýòó ïðè÷àñòíîñòü ê Ñîïðîòèâëåíèþ ãðå÷åñêàÿ ëèòåðàòóðà âîçíåñëà êàê êðèòåðèé ãëàâíûõ ÷åëîâå÷åñêèõ äîñòîèíñòâ.  Ñîïðîòèâëåíèå âîçâûñèëî, óêðåïèëî ñàìîñîçíàíèå ãðåêîâ (ðàññêàçû «Â óùåëüå», «Íèöà è Ìàõè», «Ïîäïîëüùèê»).
      Íî âîîðóæåííîå âìåøàòåëüñòâî Àíãëèè ëèøèëî Ãðåöèþ ïðàâà íà ñâîáîäíîå âîëåèçúÿâëåíèå. Áîãàòûå êàïñòðàíû âîîðóæèëè ïðîòèâíèêîâ äåìîêðàòèè è ñîöèàëèçìà. Íà÷àëàñü Ãðàæäàíñêàÿ âîéíà 1946 – 1949 ãîäîâ ìåæäó ïðàâèòåëüñòâåííûìè âîéñêàìè è ïàðòèçàíñêîé Äåìîêðàòè÷åñêîé Àðìèåé. È  â÷åðàøíèå àíòèôàøèñòû òåïåðü ãèáëè çà èäåàëû ñïðàâåäëèâîãî îáùåñòâà.  Ïîáåäèëà ðåàêöèÿ. Ñîïðîòèâëåíèå  îáúÿâèëè âíå çàêîíà,  è áîðöîâ — èäåàëèñòîâ îòïðàâèëè â êîíöëàãåðÿ, ðàññòðåëèâàÿ ïî ïðèêàçó âîåííûõ òðèáóíàëîâ (ðàññêàçû «Ìàñëåíèöà», «Ìàòü»,  «Àäàæèî Àëüáèîíè»).      
       Òðàãåäèÿ ãðå÷åñêîãî íàðîäà ðàñêðûòà ïèñàòåëÿìè  â ðàññêàçàõ, ãäå ïîêàçàíû   ïûòêè è  ìó÷åíèÿ  èäåéíûõ, ïîëèòè÷åñêèõ áîðöîâ â çàñòåíêàõ.  Íî è çäåñü ãðå÷åñêàÿ ëèòåðàòóðà óäåðæèâàåòñÿ îò ïàôîñà, îò ñîáëàçíà ïðåäñòàâèòü ñâîèõ ãåðîåâ íåïîãðåøèìûìè.  Ïèøåò è î ïàëà÷àõ, òîæå ãðåêàõ, æàäíûõ è æåñòîêèõ. Ýòî äàåòñÿ  íåëåãêî, íî ÷åñòíîñòü, ïðàâäà  — ïðåâûøå.
      Àâòîð ðàññêàçà «Ãåðîé» À. Íåíåäàêèñ, àíòèôàøèñò, ïîäâåðãñÿ ðåïðåññèÿì è ïðîâåë äåñÿòü ëåò â òþðüìàõ è êîíöëàãåðÿõ.  åãî ðàññêàçå ïðîòèâîñòîÿò òîëñòûé  ïàëà÷ – íàäçèðàòåëü è èçìîæäåííûé «êîðîòûøêà», êàê çâàëè åãî ñîêàìåðíèêè. Íî èìåííî ýòîò, ïîõîæèé íà ïîäðîñòêà, ÷åëîâåê ïîêàçàë ïðèìåð ñòîéêîñòè è ñèëû äóõà îñòàëüíûì çàêëþ÷åííûì.
     Ãðå÷åñêàÿ ëèòåðàòóðà  ÷åñòíà. Îíà   ïîêàçûâàåò ñâîèõ ñîîòå÷åñòâåííèêîâ è â îáðàçàõ ñëàáûõ îáûâàòåëåé, îòêàçàâøèõñÿ îò áîðüáû â ïîëüçó ñïîêîéíîãî ñûòîãî ñóùåñòâîâàíèÿ.  ðàññêàçå «Áàøìàêè è òóôåëüêè» áûâøàÿ ñòóäåíòêà ïðèíèìàëà ó÷àñòèå â äâèæåíèè Ñîïðîòèâëåíèÿ, íî çàòåì îòîøëà îò èäåàëîâ ñïðàâåäëèâîãî áóäóùåãî. ×åðåç äâàäöàòü ëåò îñòàâøèåñÿ â æèâûõ ó÷àñòíèêè ñòóäåí÷åñêîé ãðóïïû ïðèãëàøàþò åå íà âñòðå÷ó ïàìÿòè.  Æåíùèíà, óäà÷íî óñòðîèâøàÿ ñâîþ ñóäüáó, âñïîìèíàåò þíîñòü:
     «… òîò âå÷åð äèâàí, ïðîñåâøèé ïîä èõ òåëàìè, ñòàë îïåðàòèâíûì øòàáîì, øêîëîé ïîäïîëüíîé áîðüáû, è âñå îíè âåðèëè, ÷òî â èõ ðóêàõ ñóäüáà Àôèí, ñóäüáà Ãðåöèè, ñóäüáà âñåãî ìèðà. Ãðèãîðèñ ãîâîðèë, à îíè âñå òåñíåå æàëèñü äðóã ê äðóãó, îùóùàÿ, êàê ìåæäó íèìè âîçíèêàåò ÷óâñòâî – íå âëþáëåííîñòè, íåò, è íå äðóæáû, áîëüøå, ÷åì äðóæáû, — ÷óâñòâî ëþáâè, áåñïðåäåëüíîé ëþáâè».
       Îíè ðàññòàëèñü, è âñå êàê áóäòî çàáûòî. Ëèÿ íå âûøëà çà Ãðèãîðèñà, à âûáðàëà áîãàòîãî àðõèòåêòîðà. Ó íåå  õîðîøèé äîì, ïðèÿòíûå ïóòåøåñòâèÿ. À ïðîøëîå…Ïî÷åìó òîñêóåò äóøà? Êàê çàñòàâèòü åå çàìîë÷àòü? Âåäü òà äåâóøêà èç ïðîøëîãî óæå  äàâíî  åé — ÷óæàÿ…
       «Íå ÿ îäíà, ïî÷òè âñå çàáûëè» — óñïîêàèâàåò ñåáÿ Ëèÿ. Íî ïîêîÿ íåò. «Áîëü çàñòàâëÿåò ìåíÿ ïîìíèòü» — ãîâîðèò îäèí èç âûæèâøèõ… «Â Àôèíàõ, êàê áû îíè íå ìåíÿëèñü, åñòü óãîëêè, êîòîðûå íå òðîíóëî âðåìÿ, êîòîðûå ìàíÿò òåáÿ, êîòîðûå âçûâàþò ê òåáå: «Âñïîìíè!»
      Â ðàññêàçå íåò ïðÿìîãî íàçèäàíèÿ, îñóæäåíèÿ. Êàæäûé âîëåí âûáèðàòü. Íî åñòü àâòîðñêàÿ áîëü, ñêðûòàÿ â îáðàçàõ, ïåðñîíàæàõ. Áîëü çà óòðàòó öåííîñòåé â äóøàõ ëó÷øèõ ïðåäñòàâèòåëåé íàðîäà.
      Òåìà ïîðàæåíèÿ  â áîðüáå çà èäåàëû çâó÷èò â èñêðåííåé ëèòåðàòóðå Ãðåöèè áîëåçíåííî. Ïîðîé, â äðàìàòè÷åñêîì ïîâåñòâîâàíèè ÷óâñòâóåòñÿ èðîíèÿ è ñàìîèðîíèÿ (ðàññêàç «Äåâî÷êà»). ×àùå – ñ íåïðèêðûòûì âíóòðåííèì ñòðàäàíèåì, ñ îãîëåííûì íåðâîì äóøè.
           ðàññêàçå «Ïðîêëÿòûå» (ñ óäàðåíèåì íà «î») ñëîâíî êðîâîòî÷àùèå ðàíû, ñî÷èòñÿ æèçíü òåõ, êòî èç-çà ïûòîê  íå âûäåðæàë è ïîäïèñàë äîêóìåíò îá îòðå÷åíèè. Ìàëî êòî èç ýòèõ ëþäåé ñìîã óñòðîèòüñÿ, óéòè ñ ãîëîâîé â ðàáîòó, çàáûâàÿ áûâøèå ñòðåìëåíèÿ. Èõ íå âûðâàòü èç ñåðäöà.  Òî÷íî íåïðèêàÿííûå, ïîòåðÿâøèå ñåáÿ, îíè çàïèðàþòñÿ â ñâîèõ êîìíàòàõ, ñúåäàåìûå äóøåâíîé áîëüþ.  «ÝÒÎ ÍÅ ß!» — ãîâîðÿò îíè ïðè âñòðå÷å ñ áûâøèìè ñîðàòíèêàìè è áåãóò ïðî÷ü. Íî  îò ñåáÿ íå óéòè. «Íå ñïðàøèâàé  íè î ÷åì, – ãîâîðèò æåíå áûâøèé óçíèê çà èäåþ. — «Ìåíÿ òÿíåò îáðàòíî â òþðüìó». È êîãäà îíà âõîäèò â åãî êîìíàòó, îí ëåæèò ñ áîðîçäàìè ñëåç íà ëèöå,  ñëîâíî ðàñïÿòûé…
       Íå ñòèõàåò  îãîíü äóøè Ïðîìåòåÿ… «Øåÿ ãðåêà íå òåðïèò ÿðìà» — ãîâîðèò îäèí èç íèõ, óìèðàÿ çà ñâîáîäó. Ñëîæèâøååñÿ îáùåñòâî èì ÷óæäî,  îíè îïóñòîøåíû, èçìó÷åíû ñîâåñòüþ è íå ìîãóò ïðèíÿòü ñîâðåìåííóþ æèçíü. Ëèøü âåðà, ÷òî «êîãäà-íèáóäü âñå ïåðåìåíèòñÿ»,  ñïàñàåò íåêîòîðûõ îò ñàìîóáèéñòâà èëè áîëåçíåé, â òîì ÷èñëå  è äóøåâíûõ.
      
       Íàðÿäó ñ îòêëèêàìè íà ñîáûòèÿ îáùåñòâåííîé æèçíè ñòðàíû, ãðå÷åñêèå ïèñàòåëè ïèøóò è î  ïðîñòîì íàðîäå, äàëåêîì îò ïîëèòèêè.   òàêèõ ðàññêàçàõ ïîêàçàíà æèçíü  ÷àñòíàÿ, ãäå îòðàæåíû íðàâû è îáû÷àè íàðîäà, ñïåöèôèêà íàöèîíàëüíîãî õàðàêòåðà, ïðîáëåìû è êîíôëèêòû ñîâðåìåííîé ãðå÷åñêîé äåéñòâèòåëüíîñòè. Ñòàðûé ñòðîèòåëü èç ðàññêàçà Þ. Ïåðñàêè «Íåâçãîäû» ïîêàçàí ñ äîáðûì ñî÷óâñòâèåì. È äàæå òåïëàÿ èðîíè÷íîñòü íå îáèæàåò, à äîïîëíÿåò îáðàç ñòàðèêà-ìàñòåðà, ñïåøàùåãî ïîñëå ðàáî÷åãî äíÿ ê ñâîåé âíó÷êå.
      Ãîñïîæà Êóëà  â îäíîèìåííîì ðàññêàçå  çàïîëíÿåò ïóñòîòó  äóøè æèâîé ëþáîâüþ ê þíîøå ìîëîæå ñåáÿ.  ýòîì âèäèòñÿ ñâîåîáðàçíûé ïðîòåñò ïðîòèâ ëæèâîé áóðæóàçíîé æèçíè áåç âûñîêèõ èäåàëîâ.  ðàññêàçå «Êðàñíîå ïàëüòî» ïîäðîñòîê äåëèòñÿ ñâîèìè âïå÷àòëåíèÿìè î áàáóøêå íà ôîíå ïåðåæèâàþùåé óïàäîê áóðæóàçíîé ñåìüè.
      À âîò ðàññêàç «Ïðåäåë» óæå çàòðàãèâàåò êîíôëèêò ïîêîëåíèé. Òóñêëóþ æèçíü áðþçæàùèõ ðîäèòåëåé íå ïðèåìëåò ïðîãðåññèâíàÿ ìîëîäåæü. Âûðîñøèå äåòè, òåïåðü ñòóäåíòû, ïîäíèìàþòñÿ íà áîðüáó ñ äèêòàòóðîé «÷åðíûõ ïîëêîâíèêîâ».
   
        Øåë 1967 ãîä.  Ãðåöèè øèðèëîñü, ðîñëî äåìîêðàòè÷åñêîå äâèæåíèå, íàáëþäàëèñü ïåðñïåêòèâû ïîáåäû ëåâûõ ïàðòèé â ïàðëàìåíòå.  òîò ãîä, ïðè  ïîääåðæêå ÑØÀ, ïðîèçîøåë âîåííûé ïåðåâîðîò,  è ãðåêè îêàçàëèñü ïîä âëàñòüþ õóíòû. Íà÷àëèñü àðåñòû êîììóíèñòîâ è àêòèâíûõ äåìîêðàòîâ, òàéíûå èñ÷åçíîâåíèÿ ëþäåé. Ê âëàñòè ïðèøëè àðìåéñêèå ÷èíû, óïðàâëÿþùèå Ãðåöèåé öåëûõ ñåìü ëåò. È õîòÿ, ôîðìàëüíî, äèêòàòîðû òðóáèëè î ñâîåé íàðîäíîñòè è ýôôåêòèâíîé ýêîíîìèêå, íà äåëå õâàòàëè èíàêîìûñëÿùèõ, çàïîëíÿÿ  òþðüìû è ëàãåðÿ íà îñòðîâàõ.
       Åñòåñòâåííî, ãðå÷åñêàÿ èíòåëëèãåíöèÿ  íå ïðèíÿëà ðåæèì ïàëêè è óäóøåíèÿ. Íî ïèñàòü îá ýòîì ñâîáîäíî íå ìîãëà.  ñáîðíèêå åñòü íåñêîëüêî ðàññêàçîâ, íàïèñàííûõ â òå ãîäû.  íèõ õàðàêòåðåí ñèìâîëè÷åñêèé ÿçûê àëëåãîðèé, íàìåêîâ, íî õóäîæåñòâåííàÿ ñèëà îò ýòîãî íå èñ÷åçëà.
      íîâåëëå «Ãèïñ» ïîêàçàíà ïóãàþùàÿ, «êàôêèàíñêàÿ» àòìîñôåðà «èçëå÷åíèÿ» áîëüíîãî, êîòîðîãî  îáåçäâèæèâàþò, çàêàòûâàÿ   â ãèïñ. À çàòåì çàëèâàþò ñìåñüþ ãëàçà è ðîò.  ðàññêàçå «Ýëü ïðîêóðàòîð» ïîêàçàíà ñóäüáà ïîýòà â íåêîé âûìûøëåííîé ñòðàíå, ðèñêíóâøåãî âîçâûñèòü ãîëîñ ïðîòèâ äèêòàòóðû. Åãî íàøëè óòîíóâøåãî  íà áåðåãó ìîðÿ ñî ñëåäàìè ïûòîê.  ðàññêàçå «Êàíäèäàò» ëîÿëüíûé ðåæèìó ïðåïîäàâàòåëü óíèâåðñèòåòà âûíóæäåí äåëàòü òðóäíûé âûáîð ïîñëå âûçîâà â «óïðàâëåíèå áåçîïàñíîñòè».
        À âîò â òðàãè÷åñêîì ðàññêàçå «Ïîñëåäíÿÿ ïðîäåëêà» À. Ñàìàðàêèñà  ÷èòàåì î ñåìèëåòíåé äåâî÷êå è åå êóêëå. Ðàññêàç ïîäíèìàåòñÿ â ñâîåì ñèìâîëèçìå ê îáùå÷åëîâå÷åñêîìó è âîçâûøåííîìó. Çäåñü, â áåçûìÿííîì ãîðîäêå, òàéíàÿ ñëóæáà «Çäîðîâîãî çàïðîãðàììèðîâàííîãî ïîòðåáèòåëüñêîãî îáùåñòâà» íàõîäèò è àðåñòîâûâàåò ó âñåõ æèòåëåé ëþáûå ãîâîðÿùèå êóêëû. Çà÷åì? À ÷òîáû ïåðåäåëàòü â èãðóøêàõ, ïåðåïðîãðàììèðîâàòü â íèõ ãîâîðÿùèå óñòðîéñòâà. ×òîáû êóêëû íå ïðîèçíîñèëè, êàê ïðåæäå, ôðàçû: — «Äàâàé ïîøàëèì! ß áóäó âñåãäà ìàëåíüêîé! Ìíå íðàâèòñÿ èãðàòü!». Òåïåðü, â ðåçóëüòàòå îïåðàöèè, âñå êóêëû äîëæíû ïðîèçíîñèòü âáèòûå â íèõ ñëîâà: «ß ðàäóþñü ðåêîðäó ïîòðåáëåíèÿ! ß áóäó ÷ëåíîì Çäîðîâîãî îáùåñòâà!».
      Òîëüêî îäíà (à ìîæåò, íå îäíà?) ñåìèëåòíÿÿ Ýëåíèöà ïðÿ÷åò ñâîþ êóêëó îò ÷åðíûõ «ÿñòðåáîâ». Íà óãîâîðû èñïóãàííûõ ðîäèòåëåé íå îòâå÷àåò. Îíà óáåðåãëà ñâîþ êóêëó îò îáëàâû è íå äàñò åå èçóâå÷èòü. Åå «íåçàêîííàÿ» êóêëà îñòàëàñü ÷åëîâåêîì, à íå ðîáîòîì. Ýëåíèöà ïðÿ÷åò ïåðåä ëèöîì îïàñíîñòè ãîâîðÿùåå óñòðîéñòâî ó ñåáÿ íà ãðóäè. Îíà îñòàëàñü âåðíà ñâîåé êóêëå è âåðèò, ÷òî êóêëà æèâàÿ è ãîâîðèò ñàìà ïî ñåáå, à íå òî, ÷òî  çàñòàâèëè.
       È êîãäà ïóëÿ  ïàëà÷åé ïîïàäàåò åé â ñåðäöå, «âûïîëíÿÿ ñâîå áåñïîùàäíîå ïðåäíàçíà÷åíèå, êàê âñÿ êîìíàòà,  âåñü ïîäâàë, âåñü ìíîãîýòàæíûé äîì, âåñü êâàðòàë, âåñü ãîðîä, âñÿ ñòðàíà, âåñü ìèð – âåñü ýòîò áåñ÷åëîâå÷íûé ìèð ëþäåé – íàïîëíÿåò ùåáå÷óùèé, íåïðåêëîííûé, èñïîëíåííûé íàäåæäû ãîëîñîê: — ß îáîæàþ øàëèòü! Äàâàé óñòðîèì ÷òî-íèáóäü òàêîå!».
    
     ×òî æå äàëüøå? Ïîñëåäíèì ðàññêàçîì â ñáîðíèêå (âîëåé ñîñòàâèòåëÿ) ïîñòàâëåíà èñòîðèÿ æèçíè äâóõ îáûâàòåëåé, êîòîðûõ âîâñå íå èíòåðåñóåò ãðàæäàíñêàÿ ïîçèöèÿ è îáùåñòâåííûå èäåàëû. «Îí è îíà, äðóçüÿ áåç ôàíòàçèé, íè÷åãî íå îæèäàþùèå, ïðåñûùåííûå è äîâîëüíûå. È ìåäëåííî ïðîãóëèâàÿñü ïî áåðåãó ìîðÿ, îíè ñìîòðÿò íà äîõëûõ ìåäóç, âÿçêèõ, æåëòûõ, è ñèíåâàòûõ, ïðèíåñåííûõ â ïîðò è ïðèáèòûõ ê ìîëó…»
      Âñåì ïîñòðîåíèåì ñáîðíèêà, åãî ñòðóêòóðîé,  ñîñòàâèòåëü Ñ. Èëüèíñêàÿ êàê áû ïîäñêàçûâàåò ÷èòàòåëþ, ÷åì íà ñàìîì äåëå æèâåò äóøà Ãðåöèè. Êîòîðàÿ, íà ìîé âçãëÿä, ïîõîæà íà ðóññêóþ, ñ åå ñòðåìëåíèåì ê áðàòñòâó è ñïðàâåäëèâîñòè. À ðóññêîé äóøå ñåé÷àñ ïëîõî. Áîëååò îíà. Íàâÿçàííàÿ íàì èäåîëîãèÿ («áàáëî  ðóëèò!»)  òîðãàøåé – êîâåðêàåò, êîðåæèò íóòðî. Íå ìîæåò ýòî ïðîäëèòüñÿ äîëãî…
         Ãðå÷åñêèé ñáîðíèê çàêàí÷èâàåòñÿ ðàññêàçîì î ñûòîé, áåçäóõîâíîé æèçíè äâóõ èíòåëëèãåíòîâ. Ìû íå çíàåì, î ÷åì ïèñàëè ãðå÷åñêèå ïèñàòåëè â ïîñëåäóþùèå ãîäû. Ñáîðíèê äàòèðîâàí 1979 ãîäîì. Íî ñóäÿ ïî äàííûì ðàññêàçàì, äóøà ãðå÷åñêîãî íàðîäà «âûñâå÷èâàåòñÿ» î÷åðòàíèÿìè.  íåé è òåïëîòà ê æèçíè ïðîñòîãî íàðîäà – êðåñòüÿí, ðàáî÷èõ, êîðìÿùèõ ñâîè ñåìüè. È âûñîêèå ïîìûñëû èíòåëëèãåíöèè, ãëóáîêèå ñìûñëû ñâîáîäû, ñïðàâåäëèâîñòè, èäåè æèçíè, ïðåîáëàäàþùèå íàä ìåðêàíòèëüíûì ìàòåðèàëèçìîì.  È ñòèëü ðàññêàçîâ, — æèâîé è ÷åñòíûé, â êîòîðîì ãàðìîíè÷íû  ñäåðæàííîñòü, ïðîñòîòà è âûðàçèòåëüíîñòü. Âñå ýòî äåëàåò îáëîæêó îäíîé èç  ìîèõ ëþáèìûõ êíè㠖 âíåøíå  çàòåðòîé, íî õðàíÿùåé  áëàãîäàðíûå ïðèêîñíîâåíèÿ  ÷èòàòåëüñêèõ ëàäîíåé.

МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Народный артист РФ Сергей Соловьев рассказывал зрителям о первой подростковой любви в фильме «Сто дней после детства», отразил уходящую эпоху в легендарной «Ассе» и побуждал аудиторию перечитывать классику благодаря экранизациям. Много лет он делился со студентами мастерской во ВГИКе тем, что считал действительно важным, и запомнился коллегам как светлый человек, который занимался чистым кино. Режиссера умер 13 декабря в возрасте 77 лет.

Решил стать режиссером

Сергей Соловьев родился в 1944 году в карельском городке Кемь. Его отец руководил отрядом контрразведки «Смерш» Карельского фронта, а после окончания Великой Отечественной войны был советником главы и основателя КНДР Ким Ир Сена, поэтому некоторое время семья жила в Пхеньяне, а в начале 1950-х переехала в Ленинград.

С детства Соловьев делал успехи в искусстве: он посещал занятия в Театре юношеского творчества при Ленинградском дворце пионеров, выступал на сцене Большого драматического театра, куда его пригласил начинающий режиссер Игорь Владимиров. При этом становиться актером, несмотря на уговоры руководителя БДТ Георгия Товстоногова, Соловьев не планировал — вдохновившись драмой «Летят журавли» (1957) Михаила Калатозова, он принял решение поступить на режиссерский факультет ВГИКа, где мастерами его курса были Михаил Ромм и Александр Столпер.

По воспоминаниям режиссера, Ромм оказал на него большое влияние в творческом плане. «Это был фантастический человек, всю мою судьбу слепил именно он. Он ко мне очень хорошо относился. Почему? До сих пор не знаю. Я ведь поступил во ВГИК, когда мне было 17-18 лет», — рассказывал Соловьев.

После окончания института с отличием молодой режиссер поступил на работу в «Мосфильм». Дебютом Соловьева в кино стали новеллы «От нечего делать» и «Предложение» по рассказам Антона Чехова, которые вошли в альманах «Семейное счастье» (1970), его первый полнометражный фильм «Егор Булычов и другие» по произведению Максима Горького вышел годом позже. В дальнейшем он не раз обращался к классике, сняв «Станционный смотритель» (1972) по повести Александра Пушкина и масштабную драму «Анна Каренина» (2008) по роману Льва Толстого. Особенно важным в экранизациях режиссер считал возможность, что зритель после просмотра захочет впервые прочесть или перечитать литературные первоисточники. «Классику, наверное, экранизировать нельзя, если вы решили просто стать переводчиком текста Толстого в изображение. Это варварство. Но тот переворот, который случается в голове у человека после соприкосновения с классикой — этот особый яркий свет, — вот то, ради чего существует искусство», — подчеркивал он.

Создатель чистого кино

За годы творчества Сергей Соловьев снял свыше 20 картин, в его работах появлялись такие актеры как Станислав Говорухин, Сергей Шакуров, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Никита Михалков, Олег Янковский, Александр Абдулов и многие другие. Особое место в фильмографии Соловьева занимают своеобразные кинотрилогии, которые снискали любовь как зрителей, так и профессионалов. О подростковой любви Соловьев говорил в драме «Сто дней после детства» (1975), удостоенной приза за режиссуру на Берлинском кинофестивале, «Спасателе» (1980), отмеченном специальным дипломом жюри Венецианского кинофестиваля, и «Наследнице по прямой» (1982). Все эти фильмы объединила также актриса Татьяна Друбич, которая впоследствии не раз появлялась в его работах. В 1983 году она стала женой режиссера.

Следующая трилогия отразила атмосферу последних лет существования СССР, а одной из самых ярких ее частей стала криминальная мелодрама «Асса» (1987). Режиссер рассказывал, что на создание фильма его «вдохновил» провал в прокате предыдущей картины «Чужая Белая и Рябой» (1986), при этом получившей особый приз жюри на фестивале в Венеции, — он решил снять такую ленту, чтобы у всех захватило дух, а герои бы пели и танцевали. Так в фильме появились песни группы «Кино», «Аквариум», «Браво», а также Виктор Цой в качестве исполнителя роли.

В эту трилогию также вошли «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1991). Режиссер считал, что по сути с годами времена не особо изменились, поэтому, если бы ему довелось сейчас снимать «Черную розу…», то он не изменил бы в ней ни слова. «Тотальных изменений в нашей жизни нет. К сожалению. Во многих вещах мы твердо и уверенно стоим на месте. Так что этот фильм остается очень современным. По крайней мере, я думаю именно так», — делился он в интервью с ТАСС в свой 75-летний юбилей.

Режиссер Андрей Эшпай в беседе с агентством назвал Соловьева совершенно уникальным и честным человеком, который занимался чистым кино. «Сергей Александрович — создатель своего стиля, который обладает глубиной и вместе с тем доступностью. Это очень сложное соединение, которое ему удавалось. Его человеческое обаяние, его смех, его истории — это отдельный мир, который обладал феерической увлекательностью. Он был таким человеком, и это отразилось в его фильмах», — сказал Эшпай.

Мудро объяснял жизнь

Более 30 лет Сергей Соловьев воспитывал будущих режиссеров и актеров в своей мастерской во ВГИКе. Он всегда с теплотой говорил о студентах и, по его собственному признанию, старался не учить их, а делиться соображениями о том, что действительно важно. По словам режиссера Алексея Германа-младшего, выпускника Соловьева, многое из того, что объяснял мастер, живет с ним до сих пор.

«Сергей Александрович как-то ненавязчиво, очень мудро нам объяснял, что такое жизнь, делал это обаятельно, без прикрас, без ненужных разглагольствований и драматических пауз. Все мы знаем, что он был замечательный, светлый, веселый, но мне кажется, что очень несчастный человек в последние — да и не только последние — годы, потому что очень глубокий. Мне кажется, он был скорее поэтом, а кино для него было способом рифмования себя с миром. Наверное, он точнее всего в своих фильмах отразил этот переход из одной страны в другую страну. <…> Он точно отразил смятенное время, смятенных людей, смятенные головы. Конечно, он был очень большой человек», — поделился Герман-младший на видео, опубликованном на его станице в Facebook.

Актриса театра и кино Анастасия Светлова в беседе с журналистами назвала уход Сергея Соловьева большой трагедией для мира искусства. «Этот человек сделал большое количество потрясающих фильмов, он и радовал, и удивлял, и восхищал», — сказала она.

Ректор ВГИК Владимир Малышев рассказал ТАСС, что Соловьев постоянно занимался со студентами, у него была собственная система обучения творчеству. Именно режиссер инициировал установку памятника студентам у входа во ВГИК к 90-летию института. Скульптурная композиция изображает выдающихся выпускников — Андрея Тарковского, Василия Шукшина и Геннадия Шпаликова. Малышев подчеркнул, что мастерская Сергея Соловьева во ВГИКе будет носить имя прославленного режиссера до выпуска студентов.

  • Стилизация изображений для оформления сервиза осенняя сказка
  • Стикеры однажды в сказке
  • Стивен хокинг рассказ о нем
  • Стивен хокинг рассказ обо всем вселенная
  • Стивен кинг рассказ нона