Стихотворный рассказ в основу которого положена легенда или какое нибудь историческое событие

Автор na5club на чтение 6 мин. опубликовано 16.03.2020 песнь о вещем олеге стихотворное произведение русского поэта а. с. пушкина,

На чтение 6 мин. Опубликовано

«Песнь о вещем Олеге» — стихотворное произведение русского поэта А. С. Пушкина, оно относится к жанру «историческая баллада». Конкретные исторические события — основа произведения «Песнь о вещем Олеге», повествующего о смерти древнерусского князя Олега. Во времена Пушкина была известна версия событий, изложенная Н. Карамзиным в книге «История государства Российского», откуда поэт и мог взять сюжет. Дата написания баллады — 1822 год.

История создания «Песни»

Пушкин, автор баллады, переделал сюжет летописи в стихотворной форме. Согласно первоисточнику, на который опирался поэт, князь Олег прославился своими успешными походами на Византию, именно за свой талант полководца князь и получил прозвище «Вещий» — способный предвидеть будущее.

Пушкин пишет стихи

В «Песни» Пушкин не описывает походы князя и его прославленные победы, сосредоточившись на единственной сюжетной линии — беседе Олега с кудесником и последовавшей за этим событием гибели князя.

Очень важным мотивом, присутствующим в «Песни», является тема взаимоотношений поэта с властью. Кудесник не склонился перед князем, облечённым властью, отказался от даров Олега, но предсказал ему судьбу.

Подобно древнему волхву, поэт не должен испытывать страха, его обязанность — смело говорить правду, даже неугодную, в лицо правителям. «Песнь» была написана, когда Пушкин находился в ссылке. Поэт считал себя непонятым и несправедливо наказанным. Это состояние автора проявилось в сюжете из древней легенды, помогая создать образ кудесника, наполненного гордым достоинством. Каков изображённый Пушкиным кудесник, такова и авторская позиция по отношению к правителям не только древним, но и современным ему.

Специфика жанра баллады

Можно провести простой анализ, чтобы определить, почему жанр «Песни о вещем Олеге» — баллада. Для этого нужно перечислить основные особенности этого жанра:

Жанр «Песни о вещем Олеге» - баллада

  1. ​В основу сюжета стихотворного произведения положены сказания о героях или мистических событиях, упомянутые в легендах или фольклоре. В тексте баллады, по правилам жанра, описываются не только переживания персонажей, но и эмоции автора. В таких произведениях часто присутствует мотив мистики, тайны, судьбы. Основные персонажи баллад — всегда мужественные, героические, сильные личности. Иными словами, текст совмещает в себе песню о вещем Олеге в жанре баллады и рассказ об историческом событии, в котором проявляется яркий образ мужественного героя. Словом «Песнь» в названии автор подчёркивает специфику жанра, близость к фольклору.
  2. Другая особенность жанра — текст произведения написан балладной строфой. Эта особенность проявляется в использовании различного числа стоп в чётных и нечётных стихах. В «Песни» строки с тремя и четырьмя стопами чередуются, это и есть «балладная строфа».

Таким образом, «Песнь о вещем Олеге» может называться балладой благодаря характерным особенностям этого сочинения, в том числе композиции.

Исторические сведения о «вещем Олеге»

Пушкин решил, что в основу его произведения должны лечь исторические реалии — и позволил себе ввести в повествование описание исторического деятеля, правившего в эпоху Киевской Руси. Учёные утверждают, что реальный, исторический князь Олег правил Новгородом с 879 года и Киевом с 882 г. Согласно летописям, он состоял в родстве с легендарным Рюриком. После кончины Рюрика Олег становится опекуном его малолетнего сына Игоря и по праву занимает княжеский престол в Новгороде.

Олег убивает Аскольда и Дира

В 882 году князь Олег отправился в поход на Киев, где правили его родичи Аскольд и Дир. В этот поход он собрал армию из воинов разных племён — варягов, чуди и других. Сначала завоеватель подчинил себе города Смоленск и Любеч, посадил там на княжение преданных ему людей.

В Киеве, обманом выманив князей Аскольда и Дира из города, Олег объявил им, что только он является истинным князем по роду — и убил их. Таким образом, он захватил город и объединил под своей властью два центра Руси того времени — Новгород и Киев. Князь решил сделать Киев центром своего государства. Если верить летописи, именно Олег впервые произнёс знаменитую фразу «Киев — мать городов русских».

В течение 25 лет правитель расширял подвластные ему территории, захватывая земли других племён — древлян, северян, радимичей.

В «Повести временных лет» изображён набег на Византию под предводительством князя в 907 году. Поход был успешным, Олег захватил столицу Византии, город Константинополь, называемый в славянских летописях Царьградом. Широко известна фраза «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда».

Однако успешный поход дружины правителя Руси 907 года не описан ни в одном источнике, кроме русской летописи. Византийские хроники ни о чём подобном не упоминают, вот поход считается легендой.

В 911 году было отправлено посольство в Византию, подписавшее мирный договор, упомянутый как в «Повести временных лет», так и во множестве зарубежных источников. В тексте этого договора Олега называют «великим князем русским».

Многие историки сходятся во мнении, что поход князя в Византию действительно имел место, но летописец значительно приукрасил его такими подробностями, как взятие Константинополя с использованием кораблей на колёсах.

Учёные указывают на факт, который киевская и новгородская летописи описывают одинаково — князь Олег умер от укуса змеи. По легенде, князь прислушался к словам волхвов о том, что причиной его смерти станет любимый конь. Правитель, желая изменить будущее, избавился от коня — и благополучно забыл о предсказании волхвов. Лишь через четыре года, вспомнив этот эпизод и, будучи уверенным, что предсказание не сбылось, князь решил взглянуть на кости любимого коня — и умер после яда змеи, прятавшейся в конском черепе.

Согласно одной из точек зрения, прозвище правителя, слово «вещий», является не указанием на его способность предсказывать будущее, а насмешкой над князем, поверившим в предсказание волхвов-язычников, которое принесло ему гибель.

Сведения о князе Олеге сохранились не только в древнерусских летописях, но и в скандинавских сказаниях тоже:

Исландская «Сага об Одде Орваре»

  1. В исландской «Саге об Одде Орваре» сюжет очень похож на историю русского правителя, погибшего от укуса ядовитой змеи, спрятавшейся в черепе его коня.
  2. Сходные обстоятельства смерти героя — в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде. Там старый рыцарь точно так же умирает после, будучи укушенным змеёй возле костей коня.

Баллада Пушкина известна и популярна и сегодня, спустя почти 200 лет после написания. Произведение заставляет читателя задуматься, в чём поучительный смысл истории князя Олега — предопределена ли судьба каждого человека? Есть ли какой-то способ предсказать своё будущее, или изменить его? Этими вопросами люди задавались во все времена и эпохи, поэтому баллада Пушкина не утратила своей актуальности за два века и до сих пор изучается в средних классах школы.

Тема урока:
Исторические баллады А.К.Толстого. «Василий Шибанов». Правда и вымысел

Ход урока

-Сегодня нам
предстоит поговорить о человеке, которого вы уже знаете. Угадайте, о ком я
говорю. 

– Его знаменитый
дядя,  псевдоним которого Антоний Погорельский, познакомил нас с ним еще в 6
классе. Этот мальчик был прототипом героя самого известного произведения
Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Звали его Алеша.

-Так кто же герой
нашего урока? ( А.К.Толстой)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

         1) Знакомство с биографией  Толстого (видео + тест)

.

            2)
Работа с литературоведческими терминами

— В прошлом году мы уже познакомились с
жанром баллады. Давайте вспомним ее особенности.

— Вспомните определение
баллады ( Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого
положена легенда или какое-нибудь историческое событие.)

— Кто из русских поэтов
обращался в своём творчестве к жанру баллады?

(Многие русские поэты
XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин,
А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.)

— Почему, по-вашему,
так популярен был этот жанр?

— С какой балладой
А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году? («Канут»)

— Сегодня мы расширим знания
о балладах, познакомимся с балладой «Василий Шибанов», проанализируем её.

               
3 .Анализ произведения

а). Глоссарий.

-В балладе, с которой
мы познакомимся сейчас, есть слова, которые связаны с текстом. Вот их список
(на доске):

Стремянный 

Зазнобы            

Воевода

Опричник

     Опрична       

Окольные 

    
Ересь              

Заплечные мастера

Выясним, каково их значение.

Стремянный 
конюх-слуга, ухаживавший
за верховой лошадью своего господина

Воевода –
начальник войска в древней Руси

Окольные 
 Расположенный в стороне от кратчайшего направления

 Зазноба
—        
Любимая, возлюбленная. 

 Ересь    
—        
утверждение, противоречащее вероучению 

 Заплечные
мастера-
устарПалач 

Опрична-
личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом.

Опричник-
 телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска.

б). Исторический
комментарий

В декабре 1564 г. князь
Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание.
Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая
переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и
советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему
разумению и управлять страной единовластно.

-Напомню об эпохе Ивана
Грозного.

Царь
Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г.
он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его
именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление
русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ
столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным
террором.

В 1558 г. царь
начал войну за прибалтийские земли. Со своими опричниками Иван IV провёл
множество казней своих противников. Он стал полным самодержцем в своём
государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление.

   
 Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив
собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная
страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних
символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого
правителя.

     Имя царя Ивана IV в народной памяти
сохранилось как имя Ивана Грозного. Он разделил страну на две половины: земщину
и опричнину. Опричь по-древнерусски означает кроме.

      Введение опричнины связано с неудачами в
Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю.

    Он стал подозревать в измене своих военачальников.
Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но
преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г.
бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне –
Тарту) князь Андрей Курбский.

      В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и
перебрался в Александрову слободу, он объявил, что вернется только на особых
условиях: он оставит часть земель боярам и князьям, кроме (опричь) той, которая
ему станет принадлежать лично.

       Из дворянских и боярских детей царь отобрал
специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники
стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии.

      Признаком службы опричника были собачья голова и метла,
символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались
от своих семей и приносили царю клятву в верности.

     По сословному составу опричники были разнородной массой,
в которой числились князья, бояре и дворяне. Наиболее известными опричниками
были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий
Вяземский

в). Выразительное чтение
баллады «Василий Шибанов»

-Что мы узнаем о князе
Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю
гневное письмо, полное правды).

-Что произошло в
пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).

-Как это характеризует
стремянного? Докажите словами из текста («Но рабскую верность Шибанов
храня …»).

-Как литовцы встретили
князя?

-Можно ли его поведение
в Литве назвать достойным восхищения? Почему? (Князь исполнен желчи и
злобы к царю).

-Как автор относится к
Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, так
как он посылает гонца на верную гибель).

– В чем   это
проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его на
верную гибель.)

-Что задумал Курбский в
Литве? (Он пишет письмо Ивану Грозному).

-Кто должен везти его
послание Грозному в Москву?

-Что ждёт этого
человека? Почему вы так думаете?

г). Беседа по
вопросам (после чтения)

— Когда была написана
баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе
правления Ивана Грозного, 16 веку).

-Почему автор в своём
творчестве обратился к теме Средневековья? Что его привлекло?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).

— Какие исторические
персонажи в ней описаны? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в
царствование Ивана Грозного).

-Какие черты баллады вы
находите в этом произведении?
— Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского
и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий
Шибанов казнён по приказу царя).

-Каким показал царя  А.
К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, злым, кровожадным: «Был
мрачен владыки загадочный взгляд»

— Обратите внимание на
поведение  жителей Москвы. Чего они боятся? («И молится, полный боязни,
чтоб день миновался без казни»).

-Найдите в тексте слова
и выражения, характеризующие  Ивана Грозного.

-Обратимся к образу
третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из
текста. (Ученики называют такие качества характера Шибанова, как: преданность,
верность своему господину:

1).«Но
рабскую верность Шибанов храня,

Свого отдает воеводе
коня …»;

2). «Князь, служба моя
не нужна ли?»;

«А я передам и за муки

Письмо твое в царские
руки!».

стойкость:

1). «И молвит ему, не
бледнея:

«От Курбского, князя
Андрея!»;

2). «Пытают и мучат
гонца палачи,

Друг к другу приходят
на смену …».

«И царь вопрошает: «Ну
что же гонец?

Назвал ли он вора
друзей наконец?»

— «Царь, слово его всё
едино:

Он славит свого
господина!».

Шибанов  упрекает
Курбского в измене, но не перечит слову господина и покорно идёт на смерть («А
я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Герой не страшится царя, сносит все муки, а последние его слова о Грозном, о
Руси.

-Как царь относится к
Шибанову? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже оценил  это
качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В
то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным
слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).

-Ещё один персонаж —
рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?

7.
Первичная проверка понимания

1)
 А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?

(Это
произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не
эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение
к событиям).

2)
 Какие художественные приемы  использует автор при характеристике героев и при
описании событий?

-Баллада
«Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творчеству и
использует многие приемы  фольклора.


В ней много простонародных слов и оборотов:

 слово
своего заменяется просторечным свого,

 в
речь героя включены слова зазноба, напрямик, напролет, пешой.

В
письмо Курбского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответствуй;
внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрестанных боях за тя,
аки воду, лиях и лиях.


-Автор насыщает балладу эпитетами. Найдите
их

(
святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность рабская, стан
вражий, опальный воевода, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова,
медный звон, змеиная душа).


-Большую роль играют повторы. Найдите и
зачитайте

(«Он
славит свого господина!» и слова повторяют палачи. Сам же он повторяет слова о
своей верности:
Язык
мой немеет, и взор мой угас,
   Но слово
мое все едино…)


— Какие метафоры передают эмоциональное
состояние героев? Обучающиеся называют.

(Князь
Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злыми словами язвит он
царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и
др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями).


— Сравните первую и последнюю строфы баллады.

-Как
вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?

 (Первая
строфа- пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна
Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова.

 В
последней строфе- развязка трагического сюжета баллады).


— Что хотел нам рассказать Толстой своей
балладой?

 (Толстой
рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая  не должна
быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании.

 Отстаивание
гражданской позиции и чувство собственного достоинства — вот качества, которые
должны быть присущи каждому русскому человеку).

Так будет выглядеть таблица после
знакомства с другой балладой Толстого А.К.

Сравнительный анализ баллад
А. К. Толстого

Вопрос

«Василий
Шибанов»

«Князь
Михайло Репнин»

Историческая
основа сюжета

Отрывок
из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина

Рассказ
о смерти  Репнина  в  «Истории  Иоанна 
Грозного»  кн.   А. М. Курбского

Необходимо отметить, что, пользуясь
историческими данными, поэт привносит  в сюжет долю художественного
вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.

Вопрос

«Василий 
Шибанов»

«Князь 
Михайло Репнин»

Конфликт,
положенный в основу сюжета.

Верный
слуга Курбского  Василий Шибанов  доставляет Ивану Грозному письмо,
за что по приказу царя подвергается пыткам и в финале казнен.

На
пиру у Ивана Грозного кн. Михайло Репнин открыто возмущается произволом царя,
его кровавым правлением. Иван Грозный на глазах у пирующих убивает Репнина.

Таким образом,  в обеих балладах
автор создает  образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с
каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.

Вопрос

«Василий
Шибанов»

«Князь
Михайло Репнин»

Какие
средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?

Эпитеты
рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец,  собачья измена.

Метафоры: «перо
его местию дышит»;  «послание, полное яду»;  «звонит всей опрични
кромешная тьма».

Эпитеты: разгульные
опричники, бесовские дети, державное слово, строптивый раб, правдивый князь.

Метафоры: «С
вечерни льются вины на царские ковры»,     «Рассыпь
державным словом детей бесовских рать»

Стилизация
под фольклор

Устаревшая
лексика:

Опричня
– опричнина . Так называлась часть государства, с особым управлением,
выделенная для содержания царского двора и опричников.

 Смирная
одежда — траурная. 

Окольные
— приближенные. 

Аз,
иже — я, который.

Лиях
— лил.

Заплечный
мастер — палач.

Фольклорная
композиция:зачин, основная часть, концовка.

Повторы
строф (рефрен):

«Царь,
слово его все едино:

Он
славит свого господина!»

Устаревшая
лексика:

Кравчий
— распоряжался подачей  блюд  и  напитков  к царскому
столу. 

Тиуны
—  верные слуги. 

Машкара, 
личина – маска.

Рек
– сказал.

Фольклорная
композиция:зачин, основная часть, концовка.

Повторы
строф (рефрен):

«Поют
потехи брани, дела былых времен,

И
взятие Казани, и Астрахани плен».

Вывод. Баллады
объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя
Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой
политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным
принципам.

Скачано с
www.znanio.ru

  • Стишенок и в сказка в тренинге коррекция развитие личностный рост
  • Сто восемьдесят пять тысяч рублей как пишется
  • Сто восемьдесят два как пишется
  • Стихотворение со словом сказка русских поэтов
  • Стихотворения рассказы повести бунин иван алексеевич