Автор na5club На чтение 6 мин. Опубликовано
«Песнь о вещем Олеге» — стихотворное произведение русского поэта А. С. Пушкина, оно относится к жанру «историческая баллада». Конкретные исторические события — основа произведения «Песнь о вещем Олеге», повествующего о смерти древнерусского князя Олега. Во времена Пушкина была известна версия событий, изложенная Н. Карамзиным в книге «История государства Российского», откуда поэт и мог взять сюжет. Дата написания баллады — 1822 год.
История создания «Песни»
Пушкин, автор баллады, переделал сюжет летописи в стихотворной форме. Согласно первоисточнику, на который опирался поэт, князь Олег прославился своими успешными походами на Византию, именно за свой талант полководца князь и получил прозвище «Вещий» — способный предвидеть будущее.
В «Песни» Пушкин не описывает походы князя и его прославленные победы, сосредоточившись на единственной сюжетной линии — беседе Олега с кудесником и последовавшей за этим событием гибели князя.
Очень важным мотивом, присутствующим в «Песни», является тема взаимоотношений поэта с властью. Кудесник не склонился перед князем, облечённым властью, отказался от даров Олега, но предсказал ему судьбу.
Подобно древнему волхву, поэт не должен испытывать страха, его обязанность — смело говорить правду, даже неугодную, в лицо правителям. «Песнь» была написана, когда Пушкин находился в ссылке. Поэт считал себя непонятым и несправедливо наказанным. Это состояние автора проявилось в сюжете из древней легенды, помогая создать образ кудесника, наполненного гордым достоинством. Каков изображённый Пушкиным кудесник, такова и авторская позиция по отношению к правителям не только древним, но и современным ему.
Специфика жанра баллады
Можно провести простой анализ, чтобы определить, почему жанр «Песни о вещем Олеге» — баллада. Для этого нужно перечислить основные особенности этого жанра:
- В основу сюжета стихотворного произведения положены сказания о героях или мистических событиях, упомянутые в легендах или фольклоре. В тексте баллады, по правилам жанра, описываются не только переживания персонажей, но и эмоции автора. В таких произведениях часто присутствует мотив мистики, тайны, судьбы. Основные персонажи баллад — всегда мужественные, героические, сильные личности. Иными словами, текст совмещает в себе песню о вещем Олеге в жанре баллады и рассказ об историческом событии, в котором проявляется яркий образ мужественного героя. Словом «Песнь» в названии автор подчёркивает специфику жанра, близость к фольклору.
- Другая особенность жанра — текст произведения написан балладной строфой. Эта особенность проявляется в использовании различного числа стоп в чётных и нечётных стихах. В «Песни» строки с тремя и четырьмя стопами чередуются, это и есть «балладная строфа».
Таким образом, «Песнь о вещем Олеге» может называться балладой благодаря характерным особенностям этого сочинения, в том числе композиции.
Исторические сведения о «вещем Олеге»
Пушкин решил, что в основу его произведения должны лечь исторические реалии — и позволил себе ввести в повествование описание исторического деятеля, правившего в эпоху Киевской Руси. Учёные утверждают, что реальный, исторический князь Олег правил Новгородом с 879 года и Киевом с 882 г. Согласно летописям, он состоял в родстве с легендарным Рюриком. После кончины Рюрика Олег становится опекуном его малолетнего сына Игоря и по праву занимает княжеский престол в Новгороде.
В 882 году князь Олег отправился в поход на Киев, где правили его родичи Аскольд и Дир. В этот поход он собрал армию из воинов разных племён — варягов, чуди и других. Сначала завоеватель подчинил себе города Смоленск и Любеч, посадил там на княжение преданных ему людей.
В Киеве, обманом выманив князей Аскольда и Дира из города, Олег объявил им, что только он является истинным князем по роду — и убил их. Таким образом, он захватил город и объединил под своей властью два центра Руси того времени — Новгород и Киев. Князь решил сделать Киев центром своего государства. Если верить летописи, именно Олег впервые произнёс знаменитую фразу «Киев — мать городов русских».
В течение 25 лет правитель расширял подвластные ему территории, захватывая земли других племён — древлян, северян, радимичей.
В «Повести временных лет» изображён набег на Византию под предводительством князя в 907 году. Поход был успешным, Олег захватил столицу Византии, город Константинополь, называемый в славянских летописях Царьградом. Широко известна фраза «Вещий Олег прибил свой щит на вратах Царьграда».
Однако успешный поход дружины правителя Руси 907 года не описан ни в одном источнике, кроме русской летописи. Византийские хроники ни о чём подобном не упоминают, вот поход считается легендой.
В 911 году было отправлено посольство в Византию, подписавшее мирный договор, упомянутый как в «Повести временных лет», так и во множестве зарубежных источников. В тексте этого договора Олега называют «великим князем русским».
Многие историки сходятся во мнении, что поход князя в Византию действительно имел место, но летописец значительно приукрасил его такими подробностями, как взятие Константинополя с использованием кораблей на колёсах.
Учёные указывают на факт, который киевская и новгородская летописи описывают одинаково — князь Олег умер от укуса змеи. По легенде, князь прислушался к словам волхвов о том, что причиной его смерти станет любимый конь. Правитель, желая изменить будущее, избавился от коня — и благополучно забыл о предсказании волхвов. Лишь через четыре года, вспомнив этот эпизод и, будучи уверенным, что предсказание не сбылось, князь решил взглянуть на кости любимого коня — и умер после яда змеи, прятавшейся в конском черепе.
Согласно одной из точек зрения, прозвище правителя, слово «вещий», является не указанием на его способность предсказывать будущее, а насмешкой над князем, поверившим в предсказание волхвов-язычников, которое принесло ему гибель.
Сведения о князе Олеге сохранились не только в древнерусских летописях, но и в скандинавских сказаниях тоже:
- В исландской «Саге об Одде Орваре» сюжет очень похож на историю русского правителя, погибшего от укуса ядовитой змеи, спрятавшейся в черепе его коня.
- Сходные обстоятельства смерти героя — в средневековой легенде о сэре Роберте де Шурланде. Там старый рыцарь точно так же умирает после, будучи укушенным змеёй возле костей коня.
Баллада Пушкина известна и популярна и сегодня, спустя почти 200 лет после написания. Произведение заставляет читателя задуматься, в чём поучительный смысл истории князя Олега — предопределена ли судьба каждого человека? Есть ли какой-то способ предсказать своё будущее, или изменить его? Этими вопросами люди задавались во все времена и эпохи, поэтому баллада Пушкина не утратила своей актуальности за два века и до сих пор изучается в средних классах школы.
Тема урока:
Исторические баллады А.К.Толстого. «Василий Шибанов». Правда и вымысел
Ход урока
-Сегодня нам
предстоит поговорить о человеке, которого вы уже знаете. Угадайте, о ком я
говорю.
– Его знаменитый
дядя, псевдоним которого Антоний Погорельский, познакомил нас с ним еще в 6
классе. Этот мальчик был прототипом героя самого известного произведения
Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Звали его Алеша.
-Так кто же герой
нашего урока? ( А.К.Толстой)
5. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Знакомство с биографией Толстого (видео + тест)
.
2)
Работа с литературоведческими терминами
— В прошлом году мы уже познакомились с
жанром баллады. Давайте вспомним ее особенности.
— Вспомните определение
баллады ( Баллада- стихотворный рассказ, в основу которого
положена легенда или какое-нибудь историческое событие.)
— Кто из русских поэтов
обращался в своём творчестве к жанру баллады?
(Многие русские поэты
XIX века обращалась к такому жанру, как баллада. В их числе А.С.Пушкин,
А.К.Толстой, А.Н.Майков и другие.)
— Почему, по-вашему,
так популярен был этот жанр?
— С какой балладой
А.К.Толстого мы знакомились в прошлом году? («Канут»)
— Сегодня мы расширим знания
о балладах, познакомимся с балладой «Василий Шибанов», проанализируем её.
3 .Анализ произведения
а). Глоссарий.
-В балладе, с которой
мы познакомимся сейчас, есть слова, которые связаны с текстом. Вот их список
(на доске):
Стремянный | Зазнобы | Воевода | Опричник |
Опрична | Окольные | | Заплечные мастера |
Выясним, каково их значение.
Стремянный —
конюх-слуга, ухаживавший
за верховой лошадью своего господина
Воевода –
начальник войска в древней Руси
Окольные
Расположенный в стороне от кратчайшего направления.
Зазноба
— Любимая, возлюбленная.
Ересь
—
утверждение, противоречащее вероучению
Заплечные
мастера-, устар. Палач
Опрична-
личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом.
Опричник-
телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска.
б). Исторический
комментарий
В декабре 1564 г. князь
Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание.
Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая
переписка. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и
советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему
разумению и управлять страной единовластно.
-Напомню об эпохе Ивана
Грозного.
Царь
Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г.
он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его
именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление
русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ
столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным
террором.
В 1558 г. царь
начал войну за прибалтийские земли. Со своими опричниками Иван IV провёл
множество казней своих противников. Он стал полным самодержцем в своём
государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление.
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив
собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная
страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних
символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого
правителя.
Имя царя Ивана IV в народной памяти
сохранилось как имя Ивана Грозного. Он разделил страну на две половины: земщину
и опричнину. Опричь по-древнерусски означает кроме.
Введение опричнины связано с неудачами в
Ливонской войне, когда Россия пыталась выйти к Балтийскому морю.
Он стал подозревать в измене своих военачальников.
Никаких свидетельств реальных заговоров против Ивана в истории нет, но
преследования и казни стали приводить к бегству из Московии. В декабре 1564 г.
бежал бывший любимец царя, герой взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне –
Тарту) князь Андрей Курбский.
В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и
перебрался в Александрову слободу, он объявил, что вернется только на особых
условиях: он оставит часть земель боярам и князьям, кроме (опричь) той, которая
ему станет принадлежать лично.
Из дворянских и боярских детей царь отобрал
специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники
стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии.
Признаком службы опричника были собачья голова и метла,
символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались
от своих семей и приносили царю клятву в верности.
По сословному составу опричники были разнородной массой,
в которой числились князья, бояре и дворяне. Наиболее известными опричниками
были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий
Вяземский
в). Выразительное чтение
баллады «Василий Шибанов»
-Что мы узнаем о князе
Курбском? (Он бежал в Литву от царского гнева и оттуда пишет царю
гневное письмо, полное правды).
-Что произошло в
пути? (у князя пала лошадь, Шибанов отдал свою лошадь князю).
-Как это характеризует
стремянного? Докажите словами из текста («Но рабскую верность Шибанов
храня …»).
-Как литовцы встретили
князя?
-Можно ли его поведение
в Литве назвать достойным восхищения? Почему? (Князь исполнен желчи и
злобы к царю).
-Как автор относится к
Курбскому? (Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, так
как он посылает гонца на верную гибель).
– В чем это
проявляется? (Василий Шибанов спас ему жизнь, а он отправляет его на
верную гибель.)
-Что задумал Курбский в
Литве? (Он пишет письмо Ивану Грозному).
-Кто должен везти его
послание Грозному в Москву?
-Что ждёт этого
человека? Почему вы так думаете?
г). Беседа по
вопросам (после чтения)
— Когда была написана
баллада? (Действие «Песни…» относится к русскому средневековью, эпохе
правления Ивана Грозного, 16 веку).
-Почему автор в своём
творчестве обратился к теме Средневековья? Что его привлекло?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).
— Какие исторические
персонажи в ней описаны? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в
царствование Ивана Грозного).
-Какие черты баллады вы
находите в этом произведении?
— Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского
и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий
Шибанов казнён по приказу царя).
-Каким показал царя А.
К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, злым, кровожадным: «Был
мрачен владыки загадочный взгляд»
— Обратите внимание на
поведение жителей Москвы. Чего они боятся? («И молится, полный боязни,
чтоб день миновался без казни»).
-Найдите в тексте слова
и выражения, характеризующие Ивана Грозного.
-Обратимся к образу
третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из
текста. (Ученики называют такие качества характера Шибанова, как: преданность,
верность своему господину:
1).«Но
рабскую верность Шибанов храня,
Свого отдает воеводе
коня …»;
2). «Князь, служба моя
не нужна ли?»;
«А я передам и за муки
Письмо твое в царские
руки!».
стойкость:
1). «И молвит ему, не
бледнея:
«От Курбского, князя
Андрея!»;
2). «Пытают и мучат
гонца палачи,
Друг к другу приходят
на смену …».
«И царь вопрошает: «Ну
что же гонец?
Назвал ли он вора
друзей наконец?»
— «Царь, слово его всё
едино:
Он славит свого
господина!».
Шибанов упрекает
Курбского в измене, но не перечит слову господина и покорно идёт на смерть («А
я передам и за муки// Письмо твоё в добрые руки»).
Герой не страшится царя, сносит все муки, а последние его слова о Грозном, о
Руси.
-Как царь относится к
Шибанову? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже оценил это
качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В
то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным
слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).
-Ещё один персонаж —
рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
7.
Первичная проверка понимания
1)
А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это
произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не
эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение
к событиям).
2)
Какие художественные приемы использует автор при характеристике героев и при
описании событий?
-Баллада
«Василий Шибанов» близка по стилистике устному народному творчеству и
использует многие приемы фольклора.
—
В ней много простонародных слов и оборотов:
слово
своего заменяется просторечным свого,
в
речь героя включены слова зазноба, напрямик, напролет, пешой.
В
письмо Курбского включены обороты, свойственные письменной речи той поры: ответствуй;
внимай; побил еси добрых и сильных; и аз, иже кровь в непрестанных боях за тя,
аки воду, лиях и лиях.
-Автор насыщает балладу эпитетами. Найдите
их
(
святая великая Русь, измученный конь, ночь туманная, верность рабская, стан
вражий, опальный воевода, душа оскорбленная, злые слова, дерзновенные слова,
медный звон, змеиная душа).
-Большую роль играют повторы. Найдите и
зачитайте
(«Он
славит свого господина!» и слова повторяют палачи. Сам же он повторяет слова о
своей верности: Язык
мой немеет, и взор мой угас, Но слово
мое все едино…)
— Какие метафоры передают эмоциональное
состояние героев? Обучающиеся называют.
(Князь
Курбский исполнен… желчи и злобы, перо его местию дышит; злыми словами язвит он
царя; послание, полное яду; кромешная тьма опрични; очи царя загорелися вдруг и
др. Метафоры помогают передать накал страстей, которые владеют героями).
— Сравните первую и последнюю строфы баллады.
-Как
вы охарактеризуете их роль в развитии сюжета?
(Первая
строфа- пролог к событиям баллады. Князь Курбский бежит от гнева царя Иоанна
Грозного в сопровождении стремянного Васьки Шибанова.
В
последней строфе- развязка трагического сюжета баллады).
— Что хотел нам рассказать Толстой своей
балладой?
(Толстой
рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая не должна
быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании.
Отстаивание
гражданской позиции и чувство собственного достоинства — вот качества, которые
должны быть присущи каждому русскому человеку).
Так будет выглядеть таблица после
знакомства с другой балладой Толстого А.К.
Сравнительный анализ баллад
А. К. Толстого
Вопрос | «Василий | «Князь |
Историческая | Отрывок | Рассказ |
Необходимо отметить, что, пользуясь
историческими данными, поэт привносит в сюжет долю художественного
вымысла. Толстой считал, что писатель и поэт имеют на это полное право.
Вопрос | «Василий | «Князь |
Конфликт, | Верный | На |
Таким образом, в обеих балладах
автор создает образ жестокого правителя, беспощадно расправляющегося с
каждым, кто пытается отстоять свою точку зрения.
Вопрос | «Василий | «Князь |
Какие | Эпитеты: Метафоры: «перо | Эпитеты: разгульные Метафоры: «С |
Стилизация | Устаревшая Опричня Смирная Окольные Аз, Лиях Заплечный Фольклорная Повторы «Царь, Он | Устаревшая Кравчий Тиуны Машкара, Рек Фольклорная Повторы «Поют И |
Вывод. Баллады
объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя
Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой
политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным
принципам.
Скачано с
www.znanio.ru