Сочинение про сказку Конек-Горбунок
Мне нравится эта сказка потому, что она в стихах написана! Вообще, пора все сказки на стихотворный язык перевезти. Например, почему не написать в стихах «Аленький цветочек»? Или «Три мушкетера»… Только без песен, а то мюзикл получится.
И ещё потому нравится, что тут есть волшебное животное – друг, который помогает герою выполнить всё. Почти кот в сапогах! Только у того был немного вредный характер, а конёк просто умный и добрый. Кот в наследство достался, оказался прямо джекпотом, а конек просто похож на Ивана – такой же бестолковый. То есть там старшие братья были умными и красивыми, сильные и деловые, а Иван – дураком. Так и кобылица волшебная подарила этой семье за вытоптанные поля жеребят: двоих нормальных, даже очень хороших (их в царскую конюшню взяли), а одного – горбатого. Но она так просто своих детей подарила, что знала, наверное, — они к ней вернуться. И сами за себя постоят!
А Иван-то с этими жеребятами и карьеру сделал в конюшне царской, и омолодился, хотя ему особо не надо было, и на принцессе женился, устранив конкурента в кипятке!.. И вроде Ваня не виноват!
Никто от Ивана такого успеха не ожидал, но дуракам, как говорится, везёт. Главное, что у Вани этого сердце доброе, он даже кобылу ту не обидел! А его братья думали, что такие крутые, поэтому плохо относились к братьям нашим меньшим, к собственному брату и женщинам. Кстати, вот тот же «Аленький цветочек» или «Царевна лягушка», в сказке про царевну-лебедь в «Шреке», хотя вот это совсем и не отвратительно, везде опять про то, что внешность – не главное. Но сказки, наверное, забываются… И кажется, что главней внешность, бренд, диплом. Хотя и в этой сказке принцесса не захотела выходить за старика – заставила его омолаживаться радикально, в котле с кипятком. Тут мне всегда казалось слишком уж это радикально, жестоко, хотя царь и был вредным, но уж варить его заживо не очень гуманно!
В сказке много всяких моментов забавных. Наверное, каждый своё находит. Но сказка-урок, это известно. Нужно стараться что-то важное из неё вынести. Тут больше про внешность… И не просто вынести, а применить к себе. Для меня, к слову, эта сказка о хорошем, хоть и горбатом, друге.
Популярные сочинения
- Сочинение Ермил Гирин в поэме Кому на Руси жить хорошо (Образ и характеристика)
Образ Ермила Гирина особо выделяется на фоне простых русских крестьян в произведении Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Казалось бы, простой мужик, как говорится - Сочинение на тему Весна в лесу
Долгожданная весна приходит в каждый уголок нашего города. Она заглянет и под мостик, где начинает звенеть ручей, и пройдется по дорогам, оставив за собой следы в виде грязи. Но особые чувства от наступления весенней поры - Футуризм в творчестве Маяковского
Владимир Маяковский один из величайших поэтов 20 века. Споры о значении его творчества начались с момента появления его произведений и не закончились сейчас. Особенно обсуждалась связь Маяковского с футуризмом.
Вариант 4
Сказка «Конек-горбунок», принадлежащая перу русского писателя П.П. Ершова, написана в стихотворной форме. И именно это замечательное произведение, которое по праву относят к числу выдающихся шедевров отечественной литературы, навсегда обессмертило имя своего автора.
Сюжет «Конька-горбунка» создан на основе мотивов русских народных сказок. Примеров сочинений подобного жанра в отечественной литературе насчитывается немного. Можно даже утверждать, что «Конек-горбунок» — сочинение совершенно уникальное, единственное в своем роде. Есть, конечно, сказки А.С. Пушкина, которые также основываются на фольклорных мотивах. И, с какой-то стороны, сказка «Конек-горбунок» во многом близка сказкам А.С. Пушкина. Но все же в «Коньке-горбунке» и пушкинских сказках гораздо больше различий, чем сходства. Пушкин внес в свои сказки слишком много личного, индивидуального, авторского, а стиль сказки Ершова максимально приближен к фольклорному. Пушкин явно стремился олитературить язык своих сказок, в то время как Ершов, наоборот, стремился ввести в текст как можно больше просторечных выражений.
Главный герой «Конька-горбунка»– Иван-дурак – излюбленный главный герой множества русских народных сказок. Вот и выводит Ершов образ своего Иванушки с огромной любовью и с большим юмором. Иванушку окружающие считают дураком вовсе не потому, что он глуп на самом деле, а потому что он очень добрый, совершенно беззлобный, потому что он не хочет ни с кем ссориться. И не просто не хочет, а совсем наоборот, — он старается со всеми жить в мире. У него полно завистников и недоброжелателей, а он этого, словно в упор, не видит.
Своим поведением, которое окружающим кажется абсолютно нелепым, Иванушка постоянно вызывает смех. Даже братья Ивана, которые Ивана недолюбливают и которые ему завидуют, без конца смеются над ним. Посмеявшись над младшим братом, они как бы немного отходят, становятся добрее.
Кстати, надо бы заметить, что Ивану-дураку ничего не стоит нарочно всех посмешить. Он рад притворяться глупым, лишь бы всем было хорошо и весело. А еще – пусть себе смеются, лишь бы не догадались, что там у Ивана на уме, да и оставили его в покое. Такой вот он, Иван, и такого Иванушку нельзя не любить и невозможно ему не сочувствовать.
И потому и достается Ивану Конек-горбунок. Можно сказать, что Конек-горбунок – это награда, доставшаяся Ивану за эту его бесконечную доброту, а также и защита и спасение от злых сил. Конек-горбунок, как и Иван-дурак, является воплощением добра и сострадания. Его внешний вид, хрупкий, беззащитный, обманчив: Конек очень силен. Без такой защиты Ивану было бы несдобровать, но Конек с честью выполняет свою миссию, помогает Ивану, и все заканчивается, как и должно быть в настоящей сказке, торжеством и победой добра и справедливости.
Сочинение на тему «Конек-Горбунок»
Сказка П.П. Ершова «Конек–Горбунок» пользуется заслуженной популярностью вот уже почти 200 лет, будучи впервые опубликованной еще в 1834 году, не без помощи самого А. С. Пушкина. Он одним из первых прочитал это произведение, и настолько высоко его оценил, что лично помог еще неизвестному тогда Ершову с издательством книги, тем самым введя автора в поэтические круги того времени. И ведь не ошибся – эта сказка не зря вызывает большой интерес как среди детей, так и взрослых. Сюжет настолько увлекательный, что начав читать книгу, уже невозможно будет оторваться, пока не дочитаешь ее до победного конца, ведь главный герой – Иван, как будто и дня не может прожить, чтоб не попасть в очередную историю.
Очень часто Ивана называют дураком, начиная с его собственной родни -отца и двух старших братьев, заканчивая царем и придворными. Что с одной стороны и понятно, ведь в начале книги показано, что больше всего ему нравится валяться на печи и есть, не особо заботясь о других вещах. Да и найдя перо Жар- птицы, он был предупрежден Горбунком, что лучше бы его не брать, ведь оно принесет больше бед и забот, чем счастья. Но, опять же из-за своей беспечности он не обратил на это никакого внимания, за что действительно потом не раз поплатился. Но, если подумать глубже, этот персонаж не так уж и глуп. Например, когда он сторожил поле, ему не составило большого труда подкараулить и поймать волшебную кобылицу, и даже суметь с ней договориться о том, что поле она больше топтать не будет, а в награду за то, что он ее отпустит, ей пришлось пообещать родить ему двух златогривых красавцев- коней, и еще одного, неприметного с первого взгляда конька , который потом станет его лучшим другом, что она и предвидела, попросив ни в коем случае его не продавать ни за какие деньги. Мало того, он даже не рассказал об этом случае своей семье, придумав рассказ, будто изловил самого черта, чтобы те не узнали о его приобретении. Позже он, правда не без помощи конька, смог провести и царя, сумел поймать для него Жар-птицу, и заморскую красавицу Царь- девицу, ставшую в будущем его женой.
В целом же наш Иван-дурак как человек очень положительный, он не раз приходил на помощь другим, никогда не помышлял ничего лихого, и даже прощал козни против него другим, тех же братьев, которые не постеснялись украсть у него жеребцов ради собственной наживы.
Стоит отметить и Конька–Горбунка, который ради любимого хозяина не раз рисковал собственной шкурой. Он является замечательным образцом друга, бескорыстного и верного, и доказывает, что не стоит обращать слишком много внимания на внешний вид. Хоть он совсем не был похож на своих красивых братьев, а казался даже смешным из-за своего маленького роста, двух горбов и длинных, будто ослиных ушей, — именно он оказался самым ценным другом Ивану, будучи готовым в любой момент оказать ему помощь.
В общем, сказка действительно не только очень интересная, но и поучительная, ведь показывает читателям что хорошие люди, не смотря ни на какие козни, все равно рано или поздно выйдут победителями, а нечестные и плохие – сполна заплатят за все свои прогрешения, как тот же царь, сварившийся из-за своего коварства в кипящем молоке.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
«Сочинение на примере сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»»
Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в литературной сказке. П.П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях, жизни русского народа». В 1834 году сказка Ершова предстала на суд взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки народной сказки. В чем же ее особенность? На мой взгляд в отношении писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку.
Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов, которые появляются в народных сказках. Например: Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с социальными силами – предательство старших братьев или тема несправедливого раздела имущества).
Чудесный конь помогает положительному герою. Перо чудесной птицы приносит горе и т.п.
Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка – золотая щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна». Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно. Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:
За горами, за лесами, За широкими полями, Против неба – на земле, Жил старик в одном селе.
Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную жизнь крестьянского народа:
Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села.
В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского труда
Чистить коней начинает, Умывает, убирает, Гривы длинные плетет, Разны песенки поет …
А убрав их в оба чана Нацедить сыты медвяной И насыпал дополна Белоярого пшена
Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами. Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы (когда над хлебным полем вспыхивают огоньки). Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога – Ярилы .
Подъезжают; у ворот Из столбов хрустальный свод; Все столбы те завитые Хитро в змейки золотые, На верхушках три звезды, Вокруг терема сады, На серебряных там ветках В раззолоченных во клетках Птицы райские живут.
Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги, почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:
Чудно дело! Так и быть, Стану царь тебе служить. Только чур со мной не драться И давай мне высыпаться, А не то я был таков.
Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка. Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник (как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ. Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени. Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними христианскими представлениями.
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Тема урока: Отличительные особенности сказки П.П. Ершова, её сходство с народными сказками
Цель: повторить отличительные черты сказки как жанра литературы. Выявить сходства и различия литературной и авторской сказок
Образовательные: систематизировать и расширить знания обучающихся по жанровым особенностям сказки.
Развивающие: развивать у учащихся коммуникативные и творческие способности, речь, внимание, память, самостоятельное мышление.
Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение; воспитывать бережное отношение к слову.
Содержание учебного материала
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Организационный момент
Эмоциональный настрой (1 минута)
Подготовка учащихся к познавательной деятельности
Приветственное слово: Добрый день, уважаемые учащиеся! Мы с вами начинаем работу. Прошу убедиться, что у вас на столах есть тетради и ручки
Подготовка к работе на уроке
- Актуализация знаний
Повторение теории (5 минут)
Ребята, прошу вас перейти по ссылке и прослушать стихотворение С.А. Есенина «Бабушкины сказки» https://drive.google.com/file/d/1BCMBozc95obCVLBRMF1PlIPLWpBVVgwB/view?usp=sharing
Как вы думаете, почему мы начали работу именно с прослушивания этого стихотворения?
Как зовут главного героя сказки «Конёк-горбунок»?
В каких еще сказках мы можем встретить Иванушку-дурачка?
Примечание: в зависимости от системы, используемой учителем, ответы учащихся могут прозвучать в трансляции или могут быть написаны в чате урока
Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, заполняют таблицу
- Постановка проблемы
Работа с таблицей (7-10 минут)
Ребята, мы убедились, что Иванушка-дурачок – один из любимых героев русских сказок. Этого героя мы встречаем и в народных сказках, и с сказке П.П. Ершова
Как вы думаете, а есть ли что-то общее у сказки Ершова и у народной сказки или они совершенно отличаются друг от друга? Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо будет поработать с таблицей (см. Приложение 1) Таблицу нужно оформить письменно, в тетради
Запишите тему урока (тема прописана в технологической карте учащегося) и выполните первое задание (таблица)
Заполняют таблицу. Проводят сопоставительный анализ литературной и народной сказки
- Обсуждение результатов работы Сопоставительный анализ
Самопроверка работы (5 минут)
Учитель просит нескольких учеников загрузить фотографию работы в чат урока или выкладывает готовую (заполненную таблицу). Обсуждает с учениками выполнение работы, просит их оценить собственную работу
Участвуют в обсуждении, сравнивают собственную работу с образцом, выставляют оценку
- Работа с новым материалом
Видеоурок (10-15 минут)
Ребята, мы с вами убедились в том, что, несмотря на различия, авторская и литературная сказки имеют черты сходства. Ведь сказки учат нас добру, милосердию, состраданию и осуждают зло, глупость и лень.
Сейчас вы будете работать с видеоуроком, который для вас подготовили ученики 10 класса. https://drive.google.com/file/d/18SHVp_qdGYWhvcROtZxo7F3lpFfP_8s3/view?usp=sharing
Во время урока нужно будет делать паузы для выполнения заданий:
1)01:35 пауза. См Приложение 2 (Кроссворд) Можно распечатать (если есть возможность), можно скачать и работать прямо в документе
2) 01:40 пауза (самопроверка кроссворда)
3) 04:28 задание. Соотнесите устаревшие слова в левой колонке со словами современного русского языка из правой колонки (письменно в тетради)
4)04:34 самопроверка задания
- Подведение итогов урока
Рефлексия (3 минуты)
Ребята, я думаю, вы выполнили все задания. А теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.
Запишите в тетради и продолжите фразы:
Сегодня на уроке я узнал…
Самый интересный момент урока для меня – это…
Я хочу узнать больше о..
После этого, пожалуйста, сфотографируйте свою работу в тетради (все записи, которые вы сделали в течение урока) и отправьте работы на проверку
Анализируют свою деятельность на уроке. Отправляют работы на проверку
- Домашнее задание
Формулировка и запись задания в журнал (2 мин)
Ребята, в качестве домашнего задания вам предстоит письменно ответить на вопрос : «А в чём же для вас заключается главная мораль сказки П.П. Ершова?»
На дополнительную оценку: нарисовать иллюстрацию к сказке
Задают вопросы по домашнему заданию (если такие есть)
Петр Павлович Ершов – русский поэт, прозаик, драматург. Для миллионов читателей он был, есть и останется автором, написавшим незабвенную волшебную сказку «Конек-Горбунок», персонажи которой будут жить своей бесконечной сказочной жизнью. Сказка «Конек-Горбунок» издавалась не менее 130 раз, огромными тиражами на 27 языках народов мира.
Заказать книги в ЧОУНБ
Читать книги он-лайн
Родился Петр Павлович Ершов 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1815 г. в деревне Безруково под Ишимом Тобольской губернии. Отец поэта служил капитаном-исправником, под административным надзором которого находилось несколько волостей, и все детство Ершова прошло в разъездах по Сибири. С ранних лет ему довелось общаться с крестьянами и с казаками, с ямщиками и охотниками. От них мальчик много узнавал о жизни простого русского народа, слышал живую разговорную речь. Да и в сказках и песнях, которые ему в эту пору пришлось в достатке услышать, воспевался и прославлялся простой человек – крестьянин, солдат, мастеровой. Многие из них он запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.
После окончания детьми Тобольской гимназии отец добился перевода в Санкт-Петербург, куда и переехал с семьей в 1830 г.
В 1831–1835 гг. будущий писатель учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета. В студенческие годы он сближается с профессором русской словесности Петром Плетневым, знакомится с Василием Жуковским, Александром Пушкиным. На их суд девятнадцатилетний студент отдает свое первое крупное произведение – сказку «Конек-Горбунок», прочитав которую Пушкин с похвалою сказал начинающему поэту: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Плетнев во время одной из лекций с университетской кафедры прочитал отрывок из «Конька-Горбунка» и представил изумленным слушателям автора чудесной сказки – их сокурсника Петра Ершова, сидевшего в аудитории.
«Конек-Горбунок» был напечатан в «Библиотеке для чтения» за 1834 г., вслед за этим сказка вышла отдельным изданием, при жизни автора она выдержала 7 изданий. Царская цензура исказила сказку – она вышла в свет с большими изменениями. Но и в таком виде она была замечательна. Жанр сказки, новый стиль в литературе сразу же выдвинул Ершова в первые ряды лучших русских писателей. Сам автор говорил, что его сказка есть произведение народное, взятое им почти слово в слово у сибирских рассказчиков. Яркие образы наполняют сказку, делая ее живой и интересной для многих и многих поколений детей и взрослых.
После выхода сказки молодой поэт продолжал успешно печататься. Из-под его пера вышли пьеса «Суворов и станционный смотритель» и драма «Фома кузнец. В 1834–1836 гг. Ершов довольно активно участвует в литературной жизни столицы, входит в кружок В. Г. Бенедиктова, публикует лирические стихотворения, отмеченные влиянием последнего: «Молодой орел», «Желание» и др. Всего за этот период в печати, в основном в «Библиотеке для чтения», появилось 10 стихотворений Ершова.
В 1836 г., покинув университет, Ершов был вынужден подать прошение о назначении его на учительскую должность в город Тобольск. Он прошел все ступени педагогической карьеры – от простого гимназического учителя до начальника дирекции училищ губернии.
В 1838 г. в журнале «Современник» Ершов опубликовал поэму «Сузге» – драматическое произведение, написанное на основе сибирских сказаний. Поэма неоднократно ставилась на сцене, по ее мотивам была написана одноименная опера. Он пробует свои силы в рассказах о Сибири, о ее прошлом, о казаках. Рассказы были объединены под названием «Осенние вечера».
И это название было символичным. Ни блеска солнечного, ни живой игры красок, ни радостного юмора, чем так отличались «Конек-Горбунок» и «Суворов и станционный смотритель», нет в этих рассказах. В них – мягкая задумчивая грусть, добрая усмешка, плавная медлительность изложения. Это осень таланта.
В Сибирь Ершов отправлялся воодушевленный многими просветительскими идеями, он был переполнен творческими планами. Уже были составлены планы-карты этнографических экспедиций. Однако ни одному из этих великих замыслов так и не суждено было сбыться.
30 августа 1869 г. Петр Павлович Ершов скончался в Тобольске. Похоронен он был там же, на Завальном кладбище. На могильном камне написано: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».
В 2008 г. в Тобольске, в сквере имени Ершова была установлена замечательная скульптурная композиция, посвященная поэту и его сказочным героям.
Читайте в Публичке!
Ершов П. П. Конек-горбунок: рус. сказка в 3 ч.: [в стихах: для мл. шк. возраста] / П. П. Ершов. – [Переизд.]. – Москва: Дет. лит., 1986. – 141 с. Место хр. Ч-6; Шифр 84Р1; Авт.знак Е 804; Инв. Д-258939
Почти двести лет назад Петр Павлович Ершов написал историю про Конька-Горбунка. Ему удалось создать по-настоящему русскую сказку с обаятельными героями, полную народного юмора, шуток-прибауток и увлекательных приключений. Она получила признание еще при жизни автора, а крестьянский сын Иван и забавный волшебный Конек сразу полюбились читателям. Книга Ершова до сих пор пользуется неизменной любовью детей и взрослых. По ее мотивам создано несколько театральных постановок и мультфильмов.
Ершов П. П. Стихотворения / П. П. Ершов. – Москва: Сов. Россия, 1989. – 23 с.
Место хр. КХ; Инв. М-449039
Цитаты из сказки «Конек-горбунок»:
— За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак…
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее….»
— Двух коней, коль хошь, продай, но конька не отдавай ни за пояс, ни за шапку, ни за чурную, слышь, бабку. На земле и под землей он товарищ будет твой: он зимой тебя согреет, летом холодом обвеет; в голод хлебом угостит, в жажду медом напоит. Я же снова выйду в поле силы пробовать на воле.
— Как на море-окияне и на острове Буяне новый гроб в лесу стоит, в гробе девица лежит; соловей над гробом свищет; черный зверь в дубраве рыщет. Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет.
— Бесподобная девица!
Согласися быть царица!
Я тебя едва узрел –
Сильной страстью воскипел.
Соколины твои очи
Не дадут мне спать средь ночи
И во время бела дня,
Ох, измучают меня.
Заказать книги в ЧОУНБ Читать книги он-лайн
* Для чтения книги он-лайн в библиотеке ЛитРес необходима удаленная регистрация на портале ЧОУНБ
Материал подготовлен Е. В. Черепановой, библиографом ИБО
За горами, за лесами… — вступительное четверостишие в сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок», включавшееся с 1915 года до второй половины 1930-х годов в собрание сочинений А. С. Пушкина.
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба, на земле,
Жил старик в одном селе.
Впервые вхождение в пушкинский текст части ершовской сказки осуществил Н. О. Лернер в издании С. А. Венгерова (Библиотека великих писателей под редакцией Семёна Венгерова «Пушкин», т. VI, Пг. 1915, стр. 219). Затем последовали другие издания. В «Полном собрании сочинений» Пушкина под редакцией М. А. Цявловского четверостишие помещено в отдел «Неоконченное и неотделанное» как самостоятельная пьеса.[1]
Считается, что первым об авторстве Пушкина написал Николай Лернер,[2] опираясь на воспоминания Смирдина, записанные первым биографом Пушкина Павлом Анненковым.
В апогее своей славы Пушкин с живым одобрением встретил известную русскую сказку г-на Ершова „Конек-горбунок“, теперь забытую. Первые четыре стиха этой сказки, по свидетельству г-на Смирдина, принадлежат Пушкину, удостоившему её тщательного пересмотра[3].
Лернер аргументировал своё мнение такими словами:
Эти четыре стиха, которыми начинается знаменитая сказка П. П. Ершова «Конекъ-Горбунокъ», — «по свидѣтельству г-на Смирдина, принадлежатъ Пушкину, удостоившему её тщательнаго пересмотра», говоритъ П. В. Анненковъ[4]. Свидѣтельству Смирдина нельзя не вѣрить. Этотъ честный и благородный издатель не только довольно близко зналъ Пушкина и вообще вращался въ томъ литературномъ кругу, центромъ котораго былъ Пушкинъ, но и издавалъ «Библіотеку для чтенія», гдѣ въ 1834 г. (т. III) былъ помѣщенъ отрывокъ изъ сказки, и тогда же выпустилъ всю сказку отдѣльнымъ изданіемъ. Эти четыре стиха, которыми начинается знаменитая сказка П. П. Ершова «Конек-Горбунок», — «по свидетельству г-на Смирдина, принадлежат Пушкину».
<…>
Это было, вѣроятно, въ 1834 году. Дѣйствительно, въ сентябрѣ 1834 года Пушкинъ написалъ свою послѣднюю сказку, — «Сказку о золотомъ пѣтушкѣ», и больше къ «этому роду сочиненій» не вернулся. Самые стихи, которыми начинается сказка, набросаны, надо думать, немного ранѣе этого времени, въ томъ же году[5].
Воспоминаниям Смирдина в изложении Анненкова доверял и Николай Чернышевский, процитировав их в своей первой статье о сочинениях Пушкина, появившейся в «Современнике»:
Многие также знают, с <…> какими похвалами встретил сказку г. Ершова „Конек-горбунок“, которую внимательно пересмотрел и первые четыре стиха которой (по словам г. Смирдина) принадлежат Пушкину[6].
Однако в 1912 году в «Словаре литературных типов» в томе «Типы Пушкина»[7] появилось такое сообщение:
Ершовъ, Петръ Павловичъ (1815—1869). — Авторъ «Конька-Горбунька»; отрывки изъ него появились въ 1834 г., въ слѣдующемъ вышло отд. изд. Пушкину принадлежатъ первые четыре стиха сказки.
Критика атрибуции Пушкину[править | править код]
Третья строчка «Против неба — на земле» впервые появилась в пятом издании «Конька-горбунка» 1861 года (третья редакция, до этого, в 1840 и 1843 издавалась без изменений, в 1856, во второй редакции без изменений). Ершов ввел новый образ, улучшив первоначальную редакцию в «Библиотеке для чтения» (1834, т. III) и первых трех изданиях: «Не на небе, — на земле».
Исследовательница Ершова Д. М. Климова (член Союза журналистов РФ, редактор научной литературы, сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук) в интервью Геннадию Крамору сказала[8]:
Последнее прижизненное, издание 1861 года, с которого теперь обычно и переиздают сказку. В него Ершов добавил сибирских фольклоризмов и сделал в том числе одну замечательную поправку, которой может гордиться любой знаменитый писатель. Это третья строка начала сказки: «За горами, за лесами, за широкими морями, против неба — на земле, жил старик в одном селе». Ведь в первых изданиях было: «Не на небе — на земле». Видимо, автор сам чувствовал бессмысленность этой строки. А какой образ возникает теперь? Человек стоит под куполом неба, как бы перед Богом. И это выражение Ершов нашел, вероятно, в фольклоре. Кстати, эта поправка свидетельствует о том, что первые четыре строки не были написаны Пушкиным. Ершов при таком высоком пиетете по отношению к Александру Сергеевичу вряд ли стал бы исправлять его строки.
На это временное несоответствие первым указал М. К. Азадовский в статье 1936 года[9]. В качестве дополнительной аргументации известный пушкинист назвал психологические причины: «едва ли Ершов при том пиэтете, который он питал к Пушкину, решился бы на какую-либо его правку. Очевидно, Ершову не приходило в голову, что, выправляя эти стихи, он правил Пушкина»[10].
Прекращение пушкинской атрибуции[править | править код]
Одной из главных причин пересмотра авторства Пушкина стала статья влиятельного пушкиноведа Азадовского, его контраргументы против версии Лернера, и вывод:
Вероятнее всего, что Пушкин произвел только какую-то редакционную работу над стихами Ершова. Но от этого они не стали пушкинскими, как не стал, например, пушкинским «Водопад» Вяземского, хотя ряд стихов в последнем выправлен Вяземским по указанию Пушкина, и мне думается, что было бы более правильно не вводить этого отрывка ни в отдел подлинных стихотворений, ни в отдел коллективных, ни даже в отдел сомнительных.
О влиянии работы Азадовского на решении вопроса о авторстве Пушкина начального четырёхстишия «Конька-Горбунка» пишет другой исследователь темы «Пушкин и Ершов» А. П. Толстяков:
Мнение показалось веским и было принято: в собрания сочинений Пушкина строки из «Конька-горбунка» больше не включались. При этом М. К. Азадовский вовсе не отрицал самого факта редакторской работы Пушкина над «Коньком-горбунком», что, пожалуй, было наиболее важным сведением в сообщении Смирдина (Пушкин «удостоил» сказку Ершова «тщательного пересмотра»)[11].
Д. М. Климова придерживается крайней точки зрения, что
… скорее всего Пушкин прочитал «Конька» уже после публикации: ни в одном из мемуарных источников нет сведений о его знакомстве с рукописью сказки (см.: Ярославцов, с. 2; М. С. Знаменский. Дневник. — Сибирские огни, 1940, № 4—5, с. 239; ПД, ЦГАЛИ), а переработку текста Ершов начал значительно позднее, уже после смерти Пушкина»[12].
Уточнение роли Пушкина в правке «Конька-Горбунка»[править | править код]
А. П. Толстяков в архиве Смирдина обнаружил документ[13], дополняющий запись Анненкова:
Пушкин Александр Сергеевич. <…> Заглавие и посвящение «Конька-горбунка»[11].
Уточнение о высшем авторитете Пушкина у Ершова[править | править код]
Азадовский считал, что «пиэтет» Ершова перед Пушкиным помешал бы правке пушкинских строк на свои. Однако, как указывает А. П. Толстяков, Ершов в своё время сжег бумаги, написанные Пушкиным. Об этом Ершов признавался М. С. Знаменскому:
Да, я, когда приехал сюда, в страшной хандре был и много сжег. <…> Были y меня и заметки, писанные Пушкиным и другими[14].
Вывод А. П. Толстякова рассматривает разные возможности объяснения правки третьей строки:
… главный аргумент М. К. Азадовского против утверждения Смирдина о пушкинских строках в сказке — недопустимость исправления пушкинского текста Ершовым — не кажется нам основательным. К тому же строка «Против неба — на земле» несомненно лучше, образнее прежней: «Не на небе — на земле». Наконец, может быть, Ершов восстановил именно пушкинскую строку, исправленную цензором в публикации 1834 г.[11]
Возражения против Азадовского[править | править код]
В научной литературе разрабатывается версия об авторстве Пушкина всей сказки. Например, исследования о присутствии псковского диалекта в 1-м издании «Конька-Горбунка» 1834 года [15]
Примечания[править | править код]
- ↑ А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в шести томах, т. 2. Стихотворения 1826—1836 гг. Редакция М. А. Цявловского, М. — Л. 1930, стр. 259. Ср. то же, изд. 3-е, 1935, стр. 222
- ↑ Н. О. Лернер, Заметки о Пушкине // «Пушкин и его современники», вып. XVI, 1913. Отд. оттиск., стр. 26 — 27
- ↑ Анненков П. В. [Материалы для биографии А. С. Пушкина]. — В кн.: Сочинения Пушкина… Изд. П. В. Анненкова. СПб., 1855, т. I, с. 166
- ↑ «Материалы для биографии Пушкина», изд. 1855, стр. 166, примечание.
- ↑ Н. О. Лернер, Заметки о Пушкине//Пушкин и его современники, вып. XVI, 1913. Отд. оттиск., стр. 26 — 27.
- ↑ Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч. В 15-ти т. М., 1949, т. 2, с. 444.
- ↑ Под ред. Н. Д. Носкова при сотрудничестве С. И. Поварнина. — СПб.: Изд-во «Слов. лит. типов», 1912. — С. 191 [= 223]
- ↑ Петр Ершов еще ждет полного издания // «Тюменские известия»
- ↑ Азадовский М. К. Пушкинские строки в «Коньке-Горбунке» // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. Вып. 2. 1936. С. 315—316
- ↑ М. К. Азадовский. Пушкинские строки в «Коньке-Горбунке»//Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. Вып. 2, 1936, стр. 315—316.
- ↑ 1 2 3 Толстяков А. П. Пушкин и «Конек-горбунок» Ершова // Временник Пушкинской комиссии, 1979 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. — С. 28—36.
- ↑ Ершов П. П. Конек-горбунок. Стихотворения. Л., 1976, с. 302.
- ↑ Список с «Описи бумаг А. Ф. Смирдина». — ГПБ, ф. 696. Симони П. К., ед. хр. 66. Копия 1857 г.
- ↑ Сибирские огни, 1940, № 4—5, с. 239.
- ↑ Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Псковские диалектизмы в сказке «Конёк-горбунок» как свидетельство авторства А. С. Пушкина..
Литература[править | править код]
- Азадовский М. К. Пушкинские строки в «Коньке-Горбунке»//Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. Вып. 2. 1936. С. 315—316.
- Толстяков А. П. Пушкин и «Конек-горбунок» Ершова // Временник Пушкинской комиссии, 1979 / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. — С. 28—36. (недоступная ссылка)
- Анненков П. В. [Материалы для биографии А. С. Пушкина]. — В кн.: Сочинения Пушкина… Изд. П. В. Анненкова. СПб., 1855, т. I, с. 166
- Лернер Н. О. Начало сказки «Конек-Горбунок» // Пушкин и его современники: Материалы и исследования / Комис. для изд. соч. Пушкина при Отд-нии рус. яз. и словесности Имп. акад. наук. — Спб., 1913. — Вып. 16. — С. 44—45. (недоступная ссылка)
КОНЕК — ГОРБУНОК .
За моpями , за гоpами , за огpомными долами
Солнце важно всходит , тучи хоpоводы водят ,
Звеpи всякие живут , самогон и водку жpут .
Есть там цаpь и есть цаpица , величавая жаp-птица .
Во двоpце она живет и цаpицу стеpежет .
По-утpу их всех pазбудит : «Пpосыпайтесь добpы люди» .
Всех наpядит и умоет , самобpанка стол накpоет .
Цаpь с цаpицей помолятся и за цаpский стол садятся .
Целый день они пиpуют , пьют , едят и в хуй не дуют ,
Нам бы тоже выпить всласть , чтобы сказка началась …
Жил стаpик в одной деpевне , бил свою стаpуху Ксенью ,
И осталось у него поле , хуй да ничего .
Пpавда , он имел тpи сына . Стаpший — умный был детина :
Мог считать до десяти , баб ебать , коней пасти .
Только был геpмофpодит : сам ебет и сам pодит .
Сpедний умный , но не столько — жpал водяpу как скотина
И , напившись часто в стельку , ссал на чистую постельку .
Вобщем , был он так и сяк . Младший ж вовсе был дуpак .
Целый день спечи не сходит , всякую хуйню гоpодит ;
Вот уж двадцать пятый год всю pаботу в pот ебет .
Вобщем так : у той семейки жизнь вилась как в поле змейка .
Но на пятую заpницу кто-то ебнул всю пшеницу .
Стал стаpик совет деpжать , волоса на жопе pвать .
Наточил топоp до звону , ебнул литp самогону
И всю ночь ходил с дозоpом у соседки под забоpом .
Тpудно было стаpику быть все вpемя начеку .
Только утpо — на кpылечке : «Спите , бляди , там на печке ,
Я ж , как ебаный шакал , ночь по полю пpоскакал .
И к тому же был моpоз , даже хуй к лаптям пpимеpз » .
Дети двеpи отвоpили и отца в избу впустили .
«Что pазлаялся на нас этот стаpый педеpаст ,
Что мозгу ебет наpоду ? Коль pассказывать — так сходу .
Не встpечался ль подлый блядь , в pот его козла ебать ? «
Дед пупок пеpекpестил , жопу на печ опустил
И пpомолвил , что покуда не видал его , паскуды ,
Чтоб ему , ебена мать , жопу вилами надpать ,
Да свинцом его залить и гоpохом накоpмить .
Снова вечеp наступает . Стаpший стоpож заступает ,
Пpиосанясь , помолясь , пеpвачком залившись в гpязь ,
Он отпpавился во двоp к будке , где хpапел Тpезоp ,
И до зоpьки во двоpе спал в собачьей конуpе .
Только утpо — он с поpога загибает матеpь бога :
«Откpывай , ебать вас в pот , стpаж стучится у воpот !
До того , скоты , набздели , что все стекла запотели !
Я же весь опизденел , пока во поле сидел .»
Поднялся стаpик с кpовати : «Не пизди , ебена матеpь ,
А скажи-ка мне , шакал : воpа в поле не видал ?»
«Не видать его , скотину , хуй ему паскуде в спину ,
Побоялся , видно , он , что следы его найдем «.
Солнце скpылось за гоpою . Сpедний сын , хуями кpоя ,
Взявши вилы и топоp , отпpавляется в дозоp .
Только вышел на кpылечко — сpазу ебнуло сеpдечко :
Темень — как у негpа в жопе — а в лесу , у стаpой топи ,
Жутким голосом оpут , будто лешего ебут .
«Свет , — сказал он , — мать цаpица , хуй с ним с полем и пшеницей !»
Почесал свое яйцо и забpался под кpыльцо .
Там до зоpьки пpохpапев , в двеpь молотит он как лев :
«Ах вы , подлые собаки , я замеpз , а вам до сpаки ,
Откpывай , ебать вас в pот , стpаж стучится у воpот » .
Бpатья двеpи отвоpили , каpаульщика впустили ,
Стали спpашивать его , не видал ли он чего .
«Не видал , клянусь башкою , повстpечался б он со мною —
Я бы с ним поговоpил , если б сpазу не убил » .
Эй , послушай , люд честной , эта сказка — не гавно .
Сказка сказывалась лихо , да пpоходит вpемя тихо .
Ну , зальем же водкой pожи и pассказывать пpодолжим .
День пpоходит , ночь пpиходит , вся семья кpугами ходит .
Поpа в поле заступать , а Ивану — поебать .
Бpатья молвили Ивану : «Ну-ка , ебни полстакана
И пиздуй на сенокос , чтобы воp нас не обнес » .
«Ну-ка на хуй , — молвил Ваня , — стоpожите поле сами » .
Тут отец пpомолвил сыну : «Ночевать кончай , скотина ,
Ты , заметила семья , жpеш уж боле до хуя .
Мы пахали , мы косили , хлеб к обеду пpиносили ,
Ты же , ебаный шакал , хуем гpуши обивал ! «
«Ах ты , ебаный болван , — осеpчав вскpичал Иван , —
Ты же знаешь : к самогону полагается лимону ,
Лучше закусь не найти , на хуй же туда идти ?
Тихо , стаpое гавно , спать поpа уже давно ! «
«Вот мудак , — пpомолвил папа , — у меня ж в столице лапа ,
Я куплю тебе , Иван , новый шелковый кафтан ,
До того кафтан пpигожий , что с твоей дуpацкой pожей
Можно хоть в калашный pяд : заебательский наpяд ! «
Делать нечего , дуpак взял с собою двух собак ,
Самогонку и топоp и отпpавился в дозоp .
Тишина кpугом , аж слышно , как в тpаве ебутся мыши ,
Ветеp песенки поет , холод косточки ебет .
Встал Иван , взглянул кpугом : «Что за чудо — никого !
Напиздели бpатья , значит , ну-ка в pот его ебати ,
Вот в соломе отосплюся и пойду ебать Маpусю ,
А пшеницу те вpали , видно , бабам пpоебли » .
Пpосыпается Иван : «Это что за балаган ?»
Шум такой , как будто тут в жопу дьявола ебут .
Огляделся — охуел — значит дед не напиздел :
Лошадь по полю идет и пшеницу , куpва , жpет ,
Так , что хpуст на все село , чтобы падлу пpонесло .
К ней Иван подкpался pаком и оpлом взлетел на сpаку ,
Повеpнувшись налету , ебнул хуем по хpебту .
«Ах ты , кляча , хуй те в дышло , ты пшеницу пиздить вышла !
Я те дам сейчас пожpать , будешь соколом летать » .
Лошадь вскачь по целине понеслась , опизденев .
А дуpак , вцепившись в холку , пиздит суку , балаболку .
«Будешь помнить , потаскуха !» И , поняв что дело глухо ,
Лошадь молвит : «Бpось пиздеть ! Коль сумел ты усидеть ,
То в течении тpех дней я pожу тебе коней ,
Сpазу двойню . Блядью буду , кони выйдут — пpосто чудо ,
Все в покойного отца , племенного жеpебца ,
Окочуpился , тщедушный » . «Попизди , пpиятно слушать ,
Наеби-ка ты вола , жопа у него гола !»
«Не пизжю , кpестная сила , — говоpит ему кобыла , —
А в пpидачу обещаю небольшого pазьебая ,
Златогpивого конька , скоpостного гоpбунка .
За таких коней , мой милый , — говоpит ему кобыла , —
За тобой пойдет налево и кpасотка коpолева ,
Раком встанет даже цаpь , пpавославный госудаpь .
Но конька оставь , ты , дpуже «. «Да кому он на хуй нужен ?»
«Не смотpи , что он гоpбат , собутыльник — пpосто клад :
Пьет и водку , и коньяк , куpит , нюхает табак ,
Баб ебет и матом кpоет , от дождя тебя укpоет ,
На похмелье стопку даст , не обманет , не пpодаст ,
С ним хоть к чеpту на pога , коли жизнь не доpога !»
Снова утpо наступает . Ваня лошадь запиpает
В стаpый дpовяной саpай : «Стой , паскуда и pожай !»
И с улыбкою хмельной отпpавляется домой ,
Напевая песнь со смаком : «На-а-аклонитесь , девки , pаком ! «
Ебнул двеpь и молвил сонно : «Пpосыпайтесь , мудазвоны ,
А не то как пиздану — pазлетится по бpевну
И накpоется пиздой этот стаpый блядский дом !»
Пнул ногою pаза два так , что ебнулась тpуба ,
И , от стpаха , пpосыпаясь , бpатья чуть не обоссались .
«Кто стучится сильно так ? » «Это я , Иван-дуpак .
Голова тpещит от пьяни . Есть там что-нибудь в стакане ?»
Бpатья двеpи отвоpили , дуpака в избу впустили ,
Стали спpашивать его , не видал ли он чего .
Тут Иван хлебнул вина и затpавляет пиздуна :
«Пpитаился я в стогу и пшеницу стеpегу .
Вдpуг , гляжу : огpомный бес , взявши хуй напеpевес ,
Начал по полю скакать и пшеницу обивать .
Я , конечно , обозлясь , топоpом по хуй хpясь
И отpубленым тpофеем надавал ему по шее ,
Гнал пинками до воpот , будет знать , ебись он в pот » .
Услыхав такой pассказ , дед заpжал , как педеpаст ,
А бpатья по тpи часа на кpыльцо ходили ссать .
«Вот так дуpень насмешил , чуть нас жизни не лишил ,
Не могу , помpу со смеху » . А Ивану делать не хуй ,
Лучше , поговоpка есть , пеpеспать , чем недоесть .
Так , навеpно , скажем , дpуже , что давно нам выпить нужно ,
Покpеститься , помолясь , чтобы сказка началась .
Снова утpо наступает , снова ночь в тумане тает ,
И Иван , pаспpавив плечи , выход силой сделал с печи
И поплелся спозаpанку на зеленую полянку ,
Где в забpошенном саpае собpалась pожать гнедая .
Откpывает Ваня двеpь и охуел : вот это звеpь !
Рыжий , маленький , гоpбатый , хуй как pжавая лопата ,
А кобыла , сучья мать , умудpилася сьебать .
Два конька — сплошные кости . Побелел Иван от злости
И пpомолвил : «Тьфу ты , чеpт , лучше б сделала абоpт ! «
Говоpит ему конек : «Вот пpойдет недельный сpок ,
И из этих pаз/ебаев выйдет двойка воpоная ,
Ты ж на них глаза pазуй ! » «Помолчи , гоpбатый хуй !
Ты то сам какой поpоды , жеpтва севеpной пpиpоды ? «
«Хуй-ли с дуpнем говоpить , дал бы лучше закуpить !»
Дал ему Иван пинка и не стало гоpбунка .
Метpов тpидцать пpолетел , хуем деpево задел ,
Обосpавшись налету , pаспизделся на веpсту :
«Ах ты , блядь , мудила pыжий , что ж ты , ебаная гpыжа ,
Коpешей так сильно бьешь , аль своих не узнаешь ?
Я же маленький конек , собутыльник-гоpбунок !»
«Так бы сpазу и сказал , я же , бpатец , не узнал ,
Наливай , кончай валяться , нам поpа опохмеляться » .
Как-то вечеpом , в избушке , пеpвача вьебав по кpужке ,
Не налив ни капли деду , бpатья завели беседу .
«Что-то дуpня , в самом деле , не видать уже неделю ,
Пьет , как сука , каждый день : это что за хуетень ? «
«А еще вчеpа слыхал я , — стаpший бpат сказал икая , —
Что у Ваньки денег — тьма , а гоpбатый сатана ,
Чтоб не к ночи будь помянут , с песней с гоpя водку тянут .
Вpоде , пpодал чеpту душу , от того так сильно глушит ,
Значит , надо последить , где он денежки хpанит » .
В полночь , пьяный , как собака , не поймешь : где нос , где сpака ,
Утвеpждая , будто он чуть не сам Наполеон ,
Засадившись в гpязь по уши , пpивалил домой Ванюша .
Отпиздачил ползабоpа , ебнул в ухо пса Тpезоpа
И , забpавшись на кpыльцо , деpнул деда за яйцо ,
Двеpь откpыл , pазбил окно , бpатьев обозвал гавном
И загнал их под кpовать с кpиком : «В pот вас всех ебать !»
Обосpал в углу икону , звал Хpистоса мудазвоном
И гpозился божью мать pаком в сpаку отодpать .