-
продолжать знакомить учащихся с творчеством С. А Есенина;
-
развивать внимание к авторскому слову; к точности употребления слов в произведении;
-
раскрывать творческий и эмоциональный потенциал.
Оборудование:
-
портрет С. Есенина;
-
материалы об авторе;
-
раздаточные карто$чки
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Каждый хочет получа$ть
Только лишь оценку «5»
II.Эмоциональный настрой
-
Кто хочет поделиться своим настроением?
-
У кого оно такое же? Я очень рада за вас!
III. Проверка домашнего задания
-
Сегодня мы продолжим путешествие по «Поэтической тетради».
-
Кто хочет поделиться своими находками?
2 –3 ученика читают стихи.
В моём классе дети имеют свои «Поэтические тетради», куда записывают или вклеивают полюбившиеся стихи. На уроке они делятся своими н$аходками, кто читает, а кто и наизусть рассказывает. Это им очень нравится.
– Кто, по вашему мнению, оказался лучшим чтецом? (Дети знакомы со схемой анализа прочитанного.)
– Давайте вспомним, какое название у «Поэтической тетради» из раздела: «Страна далёкого детства»?
«Мне вспомнились детства далёкие годы…» (Учитель $делает запись на доске.)
– Почему она так называется? ( Авторы вспоминают своё ушедшее детство.)
– Значит, о каком стихотворном жанре пойдёт речь? (Жанр воспоминаний.)
– Чьи воспоминания мы уже прочили? (Дети $перечисляют, а учитель записывает.)
– Что же объединяет все эти произведения? (Настроение.)
Выразительное чтение стихотворения В. Я. Брюсова «Опять сон». (Задавалось на дом.)
– Я предлагаю вам игру: «Ритмическое чтение». (Это вырабатывает сознательность, правильность, беглость, выразительн$ость чтения.)
Для учителя:
Завести велели мне
Новые привычки:
Никогда девчонок НЕ
Дёргать за косички!
Никогда с братишкой НЕ
Драться за обедом!
На уроках больше НЕ
Говорить с соседом! (Ю. ВРОНСКИЙ НЕ)
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона. (С. А. Есенин С добрым утром)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
$
сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные лес$а
Как будто пухом зеленеют. (А. С. Пушкин Гонимы вешними лучами)
Вверх, по недоступным
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит
Из долин цветущих;
Он как дым, уходит
В небеса родные,
В облака свиваясь
Ярко-золотые. (Я. Полонский Утро)
Для учеников:
$Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Пчела за далью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Я согласен даже НЕ
Рисовать на карте!
И согласен даже НЕ
Танцевать на парте!
Луч зари с лазурью
На волнах трепещет;
На востоке солнце,
Разго$раясь, блещет.
И сияет утро,
Утро молодое…
Ты ли это, небо
Хмурое, ночное? (Ритм и рифма помогают ученикам найти нужный отрывок.)
– Какое стихотворение вам показалось знакомым? (Совсем недавно мы знакомились с творчеством С. Есенина и работали над стихотворением «С добрым утром».)
– Если вы вспомните автора этого произведения, то узнаете, кто будет делиться своими воспоминаниями из детства сегодня.
Физкультминутка:
Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым.
$
Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу.
Очень долго мы шагали, наши ноженьки устали.
Сейчас сядем, отдохнём, а потом гулять пойдём.
Подготовка к художественному восприятию.
На доске портрет С. Есенина (1895 – 1925)
Под $портретом запись:
Стихи свежие, чистые, голосистые…
А. Блок
-
Кто из вас любит сказки? Поднимите руки!
-
Какие сказки вам нравятся больше всего? (народные, авторские; волшебные, бытовые или о животных)
-
Вам нравится самим читать сказки или вы любите их слушать?
-
Кто из вас в семье лучший рассказчик сказок?
Поэт С. Есенин в детстве тоже $очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности еёне было границ», – вспоминает Есенин.
К сожалению, у Есенина почти нет стихов, обращённых к детям. Но с одним из них мы всё же познакомимся.
-
Откройте учебники на странице 71. Прочитайте заголовок!
-
Можно ли по не$му определить, каким воспоминанием будет делиться с нами поэт?
Художественное восприятие.
Х$очу вам напомнить, что воспоминание – это своего рода дневниковые записи, мы заглядываем человеку в душу.
– Прочитайте это стихотворение «про себя»! Попробуйте почувствовать настроение этого произведения.
Художественный анализ.
-
Понравилось ли вам это стихотворение?
-
Какое настроение оно у вас оставило? (уютное, сказочное, шаловливое, лёгкой грусти и т. д.)
-
Какие строчки вам бы хотелось перечитать? (Дети зачитывают понравившиеся им отрывки.)
-
Кто главный герой этого произведения? (Дети.)
-
Какими они вам $показались? (смешными, задорными, хитрыми, весёлыми, уставшими и т. д.)
-
Найдите в тексте слова, которые это подтверждают.
-
Чем занимались дети в свободное время$?
-
Как вы понимаете выражение «разухабистой гурьбой»?
-
Что означает слово «опостылеют»?
-
Знакомо ли вам это состояние?
-
Найдите слова, которые помогают нам понять, с какой любовью и вниманием слушали дети сказки, рассказанные им бабушкой! (Еле дышим…)
-
На к$акие хитрости шли дети, чтобы подольше послушать бабушкины сказки? (Притворимся, что не слышим, если мама нас зовёт…)
-
Случалось ли с вами подобное?
-
Посмотрите на иллюстрацию. Расскажите, что вы видите? Как вы думаете, изображён ли здесь С. Есенин?
$
Художественное исполнение.
– В парах отработайте интонацию, логические ударения, обратите на тип рифмы (перекрёстная). Прочтите друг другу!
– Кто желает прочитать стихотворение всему классу?
Повторение.
Работа в группах.
– Что вы знаете о поэте – С. Есенине?
Каждой группе даются карточки. Первая группа: Дети читают записи и отбирают только те, в которых содержится информация о С.Есенине. Вторая группа, зачитывает оставшиеся карточки.
– Кого из поэтов вы узнали? (В. Я. Брюсова)
Карточки:
-
Детство прошло среди полей и степей. Рос под призором бабки и деда… Стихи начал слагать рано, с 9 $лет.
-
Многие стихи стали поистине н$ародными песнями и романсами. Поэта называли «певцом русской природы».
-
Родился в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье.
-
Поэт, безгранично любивший Русь.
-
Талантливый поэт. Родился в московской купеческой интеллигентной семье. Дед по матери писал стихи, повести, драмы; отец печатал стихи в мелких изданиях.
-
Поэт, любящий город. Упоение его грандиозностью современного города, темпом его жизни, к городскому пейзажу.
-
Велика заслуга поэта, как переводчика. Принимал горячее участие в подготовке Большой Советской Энциклопедии.
-
Осуществил свою давнюю мечту о создании литературного высшего учебного заведения, создав Высший литературно-художественный институт.
$
Итог урока. Рефлексия.
– Какое $маленькое открытие для себя вы сделали на этом уроке?
В заключении учитель читает отрывок из стихотворения Н. Брауна.
Сергей Есенин.
В этом имени – слово «осень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут «Сергей Есенин»,
Все$й России встают черты…
Домашнее задание
Стр. 71.Подготовить выразительное чтение стихотворения.
Конспект по чтению.
Тема: С.А.Есенин «Бабушкины ск$азки».
Цели:
1) ознакомить учащихся со стихотворением С.Есенина «Бабушкины сказки»;
2) пополнить биографические знания о поэте;
3) обогащать словарный запас учащихся.
Ход урока:
-
Организационный момент:
( звучит песня «Кабы не было зимы…»)
$а) Психологическая гимнастика
-О каком времени года вы слушали песню?
-Покажите, как вы замерзли, съежились, отогрелись и расслабились.
-Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
-Покажите, как дети лепят снежки, ставят снежные комки друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли домой веселые и довольные. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.
б) Загадки о зиме
$-Какие загадки о зиме вы знаете? Я знаю, что есть в классе ребята, которые сами сочинили загадки, прочитайте их. Мы попробуем отгадать. (Ответы детей)
-Я тоже для вас подготовила загадки:
Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)
На дворе горой,
А в избе водой.
(Снег)
Хоть сама — и снег и л$ед,
А уходит – слезы льет…
(Зима)
Кого раз в году наряжают?
(Елка)$
Без рук рисует,
Без зубов кусается.
(Мороз)
-Молодцы!
2. Проверка домашнего задания:
-Домашним заданием было для вас подготовить рисунки с изображением зимы и выпустить свою книжку, где опубликованы рассказ или стихотворения, или сказка о зиме. (Презентация детских книг, выставка рисунков)
-Молодцы, ребята! Какие замечательные работы и рисунки вы подготови$ли!
Лексико-орфоэпическая подготовка.
Цитаты из стихотворений.
-Вы прочитали стихи о зиме, а теперь я вам буду читать цитаты из стихотворений. Вы будете называть, из какого стихотворения взяты эти строки, кто автор и зачитаете наизусть.
Зимним холодом пахнуло
$На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса. (И.А.Бунин)
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (К.Д.Бальмонт)
Утром кот
Принес на лапках
$Первый снег!
Первый снег! (Я.Л.Аким)
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф.И.Тютчев)
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка. (С.А.Есенин)
Белая береза
$Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С.А.Есенин)
Дело было в январе,
Стояла елка на горе,
$А возле этой елки
Бродили злые волки. (А.Л.Барто)
-Молодцы, ребята, стихотворения вы знаете хорошо!
-Все ребята, которые изготовили свои книги, получают «5» и подарок.
-Выставку книг можно рассмотреть более подробно на перемене.
Физ. минутка для глаз.
3.Основная часть:
-Какие стихи С.А.Есенина вы з$наете?
-Что вы знаете о поэте? (Ответы детей)
-А теперь послушайте меня. С.А.Есенин родился 3 октября 1895г. в селе Константинове Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Учился в закрытой церковно-приходской школе в городе Спас-Клепики.
В автобиографических набросках С.Есенин писал, что отец его крестьянин. Детство такое же, как у всех сельских ребятишек. Очень хорошо был выучен лазать по деревьям. Детство прошло среди полей и степей. До 12-13 лет жил с дедом и бабкой. Читать начал с 5 лет под руководством дяди. Стихи писать начал лет с 9. Толчки к творчеству давала бабка, рассказывала сказки. Не$которые сказки с плохими концами ему не нравились, и он их переделывал на свой лад. Нянька, которая ухаживала за ним, тоже рассказывала сказки. Отец сам слагал песни, дед пел старые, тягучие, заунывные песни. Часто в доме собирались слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае. Также влияние на творчество в самом начале имели деревенские час$тушки. Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет.
В 1912г. Есенин приезжает в Москву. Здесь он деятельно занимается самообразованием, ходит на лекции в народный университет им. А.Л.Шанявского, много читает.
В 1914г. его имя появляется на страницах журналов. Желая быть в гуще литературной жизни, поэт в 1915г. уезжает в Петербург.
В 1916г. выходит в свет его первая книга – «Радуница». В своих стихах поэт использовал народные устно-поэтические традиции.
З$а свою короткую бурную жизнь Есенин успел выпустить более 20 книг стихов, в которых было отражено – впечатление озорного детства, образы близких людей, деревенских друзей, картины русской природы, тех мест, где он вырос.
Умер С.Есенин 28 декабря 1925г. в Ленинграде.
-Ребята, перед вами портрет С.Есенина, рассмотрите его внимательно, запомните, как он выглядит, чтобы в дальнейшем не путали с другими поэтами.
-Также перед вами выставка книг С.Есенина, вы можете на перемене с другими произведениями поэта, и рассмотреть книги.
$Физ. минутка.
-А сегодня на уроке мы познакомимся со следующим стихотворением С.Есенина, которое называется «Бабушкины сказки».
4. Работа над стихотворением:
-Откройте учебники на странице 71, прочитайте еще раз название стихотворения.
-Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
-Что вы видите? (Ответы детей.)
-Как вы думаете, о чем это стихотворение?
Первичное прочтение стихотворения учителем.
-Какие чувства вырази$л поэт в стихотворении?
-О чем это стихотворение, правильно ли вы предположили?
-О чем вспоминает поэт?
-Из к$аких слов это видно?
Словарно-лексическая работа:
-Объясните значение слова опостылеть (надоесть)
-Какие трудные, непонятные слова вам встретились? (По задворкам, гурьбой, салазки)
-Подберите синоним к слову притворяться (изображать, $разыгрывать, делать вид, прикидываться).
-Подберите антоним к слову загалдеть (замолчать).
Выразительное чтение стихотворения детьми.
Прочтение стихотворения детьми про себя.
Чтение по цепочке выразительно, вслух.
5.Итог урока:
-Как вы думаете, почему дети любили слушать бабушкины сказки?
-С каким произведением С.Есенина мы сегодня познакомились?
$-Что вам больше всего понравилось на уроке?
-Что запомнили?
Поэтическая минутка.
-Попробуйте составить четверостишие о снежинки. (Ответы детей)
-Молодцы, вы очень хорошо сегодня поработали на уроке и все кто отвечали, получают «5».
6. Домашнее задание:
-Выучить стихотворен$ие «Бабушкины сказки» наизусть.
Кто такие гларусы
Чайка идет по своим разбойничьим деламГларусы – это такие чайки: крупные птицы, которые обитают везде на побережье. Часто можно встретить утверждение, что это серебристая чайка (Larus argentatus), но у этого вида ноги должны быть серовато-розового цвета, в то время как у гларусов они обычно ярко-желтые. А это уже признак средиземноморской чайки (Larus cachinnans). Как дела обстоят на самом деле, знают только орнитологи. Народ же зовет ненавистных птичек серебристыми чайками, и дело с концом.
Гларусы (которые Larus cachinnans) довольно красивы – белые шелковистые перья на грудке и голове, дымчатые крылья, темно-серый хвост, желтые лапы. Птенцы, кстати, выглядят совсем иначе, их легко принять за другой вид: они имеют рябую серо-бурую окраску, хотя ростом не уступают родителям. Довольно Питаются чайки не столько рыбой, сколько всяким мусором из помоекзабавно выглядят едва научившиеся летать гларусы, требующие у родителей пищу: они скачут за серебристыми чайками, отчаянно разевая клюв и вопя «ИИИ!»
Кстати, голоса у гларусов довольно противные. Ну, это если мягко сказать. Птички разговорчивые, и орут они примерно как мартовские котики – только громче и со всех сторон. Плачут, хохочут, издают массу других звуков – разных, но одинаково противных. Жители приморских городов очень из-за этого страдают.
Кроме того, они ведут себя исключительно нахально. Говорят, нельзя пройти по одной из центральных площадей Варны со свежекупленным дюнером или баницей – крылатые разбойники вырвут еду прямо из рук. А еще ходят упорные слухи, что гларусы воруют всякие блестящие предметы, залетая в открытые окна – как сороки.Чайки вредные, но до чего же хороши в полетеОсобым изяществом пташки с размахом крыльев до 148 см не отличаются. Оно им и не к чему – это настоящие бандиты и повадки у них гопнические. Жители верхних этажей в крупных приморских городах жалуются, что основная проблема для них – это именно соседство с такими птицами. Они мало того, что орут постоянно, так еще и довольно громко приземляются, топают во время прогулок по крышам, ну и гуано вырабатывают в промышленных количествах.
Питаются гларусы, по идее, рыбой и прочими дарами моря. Но на самом деле они предпочитают грабить беззащитных туристов или находить пропитание на помойках. Не брезгуют падалью, с радостью разоряют чужие гнезда (в том числе и чаячьи) и вообще не слишком озабочены хорошими манерами.
И все-таки чайки стали своеобразным символом болгарского побережья. Памятники им не ставят, но зато называют в честь гларусов пиво, отели и рестораны.
Где посмотреть на птиц?
Удоды очень живописныВ любом заповеднике. Особенно в одном из тех, где птицы традиционно селятся. Обычно в таких резерватах имеются сильно заболоченные по краям озера, а где-то в середине – птицы. Как их увидеть? В принципе, вдоль берегов есть смотровые площадки. Но без бинокля что-либо увидеть сложно. Поэтому собираться в резерват надо обдуманно. С собой обязательно надо взять:
- • Бинокль;
- • Одежду с рукавами и удобную обувь;
- • Репелленты (болотца же!);
- • Фотоаппарат с подходящим для фотоохоты объективом.
В «Сребърна» есть музей, где за жизнью пеликанов в режиме реального времени можно наблюдать на экранах. Кажется, есть аналогичные устройства и в музее в Дуранкулак, и в музее в Поморие.
Есенинский диктант ответы на часто задаваемые вопросы
Есенинский диктант проводится в двух формах: очная и заочная.
В 2021 году акция будет длиться с 2 по 6 октября.
Участником акции может стать любой желающий, знакомый с творчеством С.А. Есенина, участие в акции бесплатное и добровольное.
На выполнение заданий «Есенинского диктанта» отводится не более 45 минут, для заочного участия время ограничено не позже 6 октября.
Задания поделены на три группы:
«Есенинский диктант». Задания для учащихся 3–5 классов
«Есенинский диктант». Задания для учащихся 6–9 классов
«Есенинский диктант». Задания для учащихся 10–11 классов и взрослых
Организаторами акции являются Рязанское РООО «АССУЛ», ШМО учителей русского языка
и литературы ОГБОУ «ЦОДТ» г.Рязани.
Официальные сайты Есенинского диктанта — uchitel-slovesnik.ru и cdo-rzn.ru
Информация взята с официального канала Рязанского регионального отделения ООО «АССУЛ» в социальной сети ВКонтакте, профиль vk.com/assul62rus
Скачать задания можно на сайте: cdo-rzn.ru находятся в открытом доступе.
Ниже мы разберёмся как решить правильно вопросы Есенинского диктанта, мы не гарантируем, что ответы будут правильными, поэтому приглашаем всех поучавствовать в обсуждении, срок до вечера 6 октября 2021 года.
Есенинский Диктант задания для учащихся 3–5 классов
Всего для этой группы пользователей составлено шесть заданий, шестое состоит из двух частей. Ответы к вопросам достточно лёгкие для старшой группы, но вот как на них ответят ученики 9-11 лет.
Прочитайте текст. Восстановите его, заполнив пропуски подходящими по смыслу словами.
Вставьте пропущенные буквы.
На высоком б..регу широкой полнов..дной реки________ в с..ле___________________________ установлен п..ртрет великого русского поэта Сергея Есенина. На протяжении многих д..сятилетий тысячи людей разных в..зрастов и профе..ий приезжают сюда, чтобы насл..диться кр..сотой «страны березового ситца».
Поэзия Сергея Есенина дыш..т запахом р..дных полей, наполнена огромной любовью к той земле, на которой он р..дился.
Дом р..дителей Есенина – одно из самых посещаемых мест на родин.. поэта. Его мама и папа, наблюдая за умным, люб..знательным р..бенком, мечтали о хорош..й профе..ии для сына.
В автоби..графии Сергей ______(отчество)______ писал:
«Р..дные хотели, чтобы из меня вышёл сельский______________ ».
ОТВЕТ:
На высоком бЕрегу широкой полновОдной реки Ока в сЕле Константиново установлен пОртрет великого русского поэта Сергея Есенина. На протяжении многих дЕсятилетий тысячи людей разных вОзрастов и профеССий приезжают сюда, чтобы наслАдиться крАсотой «страны березового ситца».
Поэзия Сергея Есенина дышИт запахом рОдных полей, наполнена огромной любовью к той земле, на которой он рОдился.
Дом рОдителей Есенина – одно из самых посещаемых мест на родинЕ поэта. Его мама и папа, наблюдая за умным, любОзнательным рЕбенком, мечтали о хорошЕй профеССии для сына.
В автобиОграфии Сергей Александрович писал:
«РОдные хотели, чтобы из меня вышёл сельский учитель».
ОТВЕТ: Татьяна Фёдоровна
ОТВЕТ: Александр Никитич
Прочитайте четверостишия. Определите, какие из них написал Сергей Есенин.
В поле для ответа запишите номера этих четверостиший.
6-ое четверостишие
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди
ОТВЕТ: 1 — Барто; 2 — Тютчев; 3 — Есенин; 4 — Есенин; 5 — Александрова; 6 — Токмакова
Какие птицы пропущены в стихотворениях?
Сергей Александрович Есенин очень любил природу, все живое. Во многих произведениях поэта упоминаются птицы. Определите, названия каких птиц пропущены в приведенных ниже отрывках из стихотворений.
Запишите в таблицу для ответа название каждой птицы в форме именительного падежа единственного числа.
4-ый отрывок из стихотворения
Тенькает _________
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
ОТВЕТ:
1 — Ворона; 2 — Лебедь; 3 — Соловей; 4 — Синица.
В стихотворении Сергея Есенина «Бабушкины сказки» есть такие строчки:
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
А вы в детстве любили сказки? В поле для ответа запишите название вашей любимой сказки, фамилию её автора (если он есть) и объясните, почему она вам нравится (2-3 предложения).
ОТВЕТ: Колобок — русская народная сказка, потому что мультфильм интересный, Гора самоцветов выпустила.
Вспомните стихотворение С.А. Есенина “Берёза” и выполните предложенные ниже задания.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Найдите и выделите (вычеркните) существительные, которые встречаются в стихотворении.
Слова могут быть расположены как по горизонтали, так и по вертикали.
Б Е Р Ё З А Р З
Ф Ъ В О У Й Е А
А Т Е П Л О К Р
Т К И С Т И А Я
А К Т Ё Р М И Р
С Н Е Ж И Н К И
Е М Е Т Е Л Ь Ю
Н Е В Е Т К И А
Б Е Р Ё З А Р З
Ф Ъ В О У Й Е А
А Т Е П Л О К Р
Т К И С Т И А Я
А К Т Ё Р М И РС Н Е Ж И Н К И
Е М Е Т Е Л Ь Ю
Н Е В Е Т К И А
Рай для орнитологов
Зимородки на солнце сверкают, словно у них металлические перышки. Это невероятно красиво. Фото из сетиЧерез Болгарию пролегает Виа Понтика – маршрут перелетных птиц с севера на юг и обратно. По пути пташки задерживаются в Болгарии, чтобы подкрепиться и отдохнуть. А многие так вообще остаются здесь, чтобы вывести птенцов. В результате птиц в стране оказывается очень много – более 426 видов. Наравне с Испанией Болгария занимает первое место в Европе по разнообразию биологических видов, в том числе и птиц. Учитывая скромные размеры страны, это впечатляет. Как правило, обитают они в заповедных зонах, где их никто не потревожит.
Заповедников в Болгарии не просто много – их очень много. Как правило, они доступны для посещений, разве что в некоторых местах зоны гнездования отгораживают от любопытных зрителей. А на расстоянии от птичек можно и барбекю на специальных площадках устраивать, и отдыхать, и комаров кормить – без проблем.Пчелояды тоже выглядят очень интересно (фото из сети)Каждый природный резерват имеет свою «изюминку». В заповеднике «Сребърна» близ Силистры гнездятся кудрявоголовые пеликаны, и о появлении малышей даже пишут в новостях. Еще бы: на территории Европы есть только три места, где эти очаровательные птицы устраивают гнезда, и одно из них – в Болгарии. В заболоченных озерах Шабла и Дуранкулак обитают интересные водоплавающие виды, например, краснозобая казарка. Близ города Поморие тоже представлено обилие водоплавающих птиц. В заливе Болата можно встретить зимородков и выпь.
Многие виды птиц занесены в Красную книгу. Но полно и куда более распространенных видов. Ласточки, которые вьют гнезда под каждой крышей. Чайки и гларусы, будящие по утрам жителей приморских городов. Неисчислимые представители рода воробьиных. Хищные птицы, которые любят сидеть на деревьях вдоль дорог, высматривая в полях острым глазом добычу. Лебеди, спокойно плавающие у морских берегов.
Какие-то птицы появляются реже. Разнообразные дятлы (однажды к нам на участок прилетело одновременно три разных дятла – средний в красной шапочке, большой такой же, зеленый). Потрясающе обаятельные удоды пасутся на травке. Пчелояды неожиданно вылетают из-под кустов. Фантастически красивые зимородки (земеродно рибарче) проносятся мимо ошалевших зрителей. И так далее.