Стихотворение маяковского хорошее отношение к лошадям и рассказ абрамова о чем плачут лошади

Работы маяковского затрагивают разные проблемы. в его раннем творчестве можно увидеть тему противостояния толпы и человека. не стало исключением стихотворение

Работы Маяковского затрагивают разные проблемы. В его раннем творчестве можно увидеть тему противостояния толпы и человека. Не стало исключением стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Анализ текста позволяет не только определить средства выразительности, но и лучше понять смысл произведения — сложную судьбу рабочих людей.

История создания

Стихотворение было написано в 1918 году, и в это время многие поэты были потрясены революцией. Маяковский делился своими мыслями в письмах к Лиле Брик. В разгар революции люди словно озлобились, испугались, забыли, что такое милосердие и внимание друг к другу. Все это смущало поэта, и он решил выразить свои мысли в стихах.

«Хорошее отношение к лошадям»: анализ стихотворения

Автор не зря сделал коня главным героем стихотворения. Обычной ломовой лошади было нелегко. Ее толком не кормили, заставляли много работать. Именно она стала символом простых людей. Скорее всего, Маяковский написал текст в мае, после письма Брик.

В 1918 году поэт переживал сложное время. Он уже получил признание в поэтических кругах, но это не приносило удовлетворения. Маяковский все равно оставался непонятым и одиноким.

В тексте он словно выразил свой крик души, который остался без ответа. Простые люди все равно остались безучастными, но поэт продолжал надеяться: когда-нибудь хоть один человек примет его.

Краткое содержание

Анализ «Хорошего отношения к лошадям» Маяковского нужно начать с детального разбора текста. Поэт начинает работу с описания мелодии, которую выбивают копыта по мостовой. В ней слышатся слова — гриб, грабь, груб, гроб. Улица была покрыта льдом, и дорога стала скользкой. Поэтому лошадь поскользнулась и упала.

На это собрались посмотреть все окрестные зеваки. Они шли клешить штаны (делать широкими брючины), но происшествие заставило их остановиться. Толпа принялась смеяться над бедной лошадью. Только лирический герой понял, что произошло.

«Хорошее отношение к лошадям»: анализ стихотворения

Он внимательно посмотрел на несчастное животное. По морде лошади катились слезы. Герой настолько прочувствовал ее боль, что решил с ней поговорить. Он сказал, что она не хуже гогочущей толпы, а каждый является по-своему лошадью. После этого животное встало на ноги.

У лошади изменилось настроение. Она весело махала хвостом и ржала, на миг став обычным рыжим жеребенком.

Доброе отношение главного героя позволило ей почувствовать себя нужной, востребованной. Ее работа не была напрасной, и все усилия были не зря.

Художественные приемы

Стихотворение нельзя разделить на части, оно словно представляет собой репортаж с места событий:

  • лошадь падает;
  • над ней смеются;
  • приходит лирический герой, который ее подбадривает.

Через эти образы Маяковский рассказывает личную историю. В 1918 году он много работал, но не чувствовал пользы от своей деятельности. Он представлял себя уставшей рабочей клячей, но все равно продолжал трудиться.

Жанр работы — лирическое стихотворение, но оно нетипичное. Из-за разговорного стиля оно не походит на традиционную лирику. Маяковский применяет свою любимую «лесенку», которая позволяет создать особое настроение.

«Хорошее отношение к лошадям»: анализ стихотворения

В стихотворении можно найти следующие средства выразительности:

  • эпитеты — поэт представляет тоску звериной, глаза становятся лошадиными, жеребенок рыжим;
  • метафоры — у Маяковского улица опрокинулась, смех зазвякал, тоска вылилась;
  • неологизмы — поэт смело придумывает новые слова, такие как «клешить» или «ржанула».

Для того чтобы понимать основную идею работы, недостаточно только прочитать текст. Нужно кратко разобрать каждое предложение.

Например, с третьей по шестую строчку поэт передает тяжелую поступь лошади. Для этого он использует созвучные слова.

Закончил поэт работу важной мыслью: люди должны быть добрее друг к другу, это очень важно. Хорошее отношение позволяет сделать жизнь менее тяжелой. Нельзя высмеивать кого-то в тяжелой ситуации — это не красит человека. Поддержка со стороны других всегда помогает.

Маяковского изучают на уроках литературы в школе. Дети должны уметь высказывать свое отношение к стихотворению в сочинении и устно. Им также важно научиться выделить средства выразительности, замечать, какие художественные приемы использовал поэт. Информацию можно представить в виде презентации.

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

«Хорошее отношение к лошадям»: анализ стихотворения

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 179.

Обновлено 26 Февраля, 2021

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 179.

Обновлено 26 Февраля, 2021

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

  • Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.
  • История создания – произведение написано в 1918 году, когда другие поэты, также захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.
  • Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.
  • Композиция – последовательно развивающийся рассказ от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – тонический – акцентный стих.
  • Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребёнок”.
  • Метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.
  • Неологизмы – “клешить”, “ржанула”.

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу.

Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”.

Стихотворение, очевидно, было написано после мая: тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского: он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает.

Он перенёс своё эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям.

При этом поэт подчёркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль: надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла.

Нет, она повеселела, почувствовала себя ребёнком и поняла, что все её усилия были не напрасны.

Так же нужно поступать всём и во всеми: люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжёлой.

Это облечённый в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает её – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю: в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся советскому обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но всё же продолжил работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворение, но, как и многие произведения Маяковского, оно имеет сюжет, поэтому воспринимается часто как рассказ. Знаменитая “лесенка” и тоническая система стихосложения также влияют на такое восприятие данного стихотворения. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогает ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребёнок” – и метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”, они всё же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб“.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. В этих звуковых образах чувствуется и поступь времени: грабь, гроб, груб. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 179.

А какую оценку поставите вы?

Гость завершил

Тест Пушкин (8 класс)с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Бежин луг»с результатом 9/12

Гость завершил

Тест Углы (2 класс)с результатом 8/10

Гость завершил

Тест «Ревизор»с результатом 15/17

Гость завершил

Тест «Отцы и дети»с результатом 7/15

Гость завершил

Тест «Маленький принц»с результатом 11/14

Гость завершил

Тест «Биография Никитина»с результатом 7/10

Не подошло? Напиши в х, чего не хватает!

Анализ стихотворения Хорошее отношение к лошадям Маяковский 7,8 класс

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

  • Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.
  • Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – лесенка.
  • Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.
  • Метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.
  • Неологизмы – “клешить”, “ржанула”.
  • https://youtu.be/gGmqa1tiAfw

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский — Сочинение

Хорошее отношение к лошадям (1918)

Стихотворение написано в период Гражданской войны. Это было время разрухи и голода, революци­онного террора и насилия. Произведение Владимира Маяковского — призыв к милосердию и восстанов­лению человеческих отношений. Упавшая лошадь заставляет вспомнить забитую клячу из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», сим­волизирующую положение «униженных и оскорб­лённых ».

Начало стихотворения можно назвать камертоном, который настраивает восприятие читателя: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Подчёркнутая аллитерация этих строчек вызывает ассоциации со смертью, гра­бежами, жестокостью и грубостью. В то же время это звукопись, изображающая цокот лошадиных подков.

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу.

Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”.

Стихотворение, очевидно, было написано после мая – тогда Лиля Брик получила от поэта письмо, в котором он и излагал свою идею.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает.

Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям.

При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Основная идея

Монолог лирического героя о схожести человека и лошади вызывает чувство грусти. Но, благодаря дружеской поддержке, кобыла пересиливает себя и все же поднимается. Не стоит сдаваться, считает автор, даже если тучи сгущаются и кажется, что никому не нужен и ты, и твой труд.

Хоть стихотворение и имеет яркий революционный подтекст, в нем автор, прежде всего, проявляет гуманизм и открывает свою добрую, сострадательную натуру. Основная мысль стихотворения заключается в том, что нельзя проходить мимо того, кто нуждается в помощи.

Нужно хотя бы поддержать его в трудную минуту, ведь мы все похожи, никто не застрахован от жизненных неудач и роковых случайностей. Речь главного героя затрагивает сердца людей и помогает понять, что в жизни необходимы отзывчивость и чуткость к другим.

Виктория Клипинина Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

  Образ и характеристика Левинсона в романе Разгром Фадеева

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении.

Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла.

Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны.

Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Основная тема произведения

Основная тема произведения на первый взгляд проста и понятна. Обессилевшая лошадь не выдержала и упала посреди улицы. Происшествие моментально собрало толпу зевак, которые не прочь посмеяться над животным. Именно над этим и заставляет задуматься автор. Послереволюционная Россия представляла собой разгул диких и темных масс.

Маяковский был убежденный сторонник революции, но он ждал от нее совершенно другого. Поэт стремился к очищению общества от всей грязи и пошлости. В результате же наружу вырвались все самые темные инстинкты толпы. Посмеяться над бедной лошадью – огромное удовольствие. Вместе с толпой смеется даже Кузнецкий мост.

Никто не чувствует сострадания и не пытается помочь.

Маяковский же видит в глазах лошади слезы и понимает, что она — такое же живое существо, способное думать и страдать. Он единственный, кто смог разглядеть в лошади человеческие черты. Животное, покорно занимающееся своим тяжелым трудом, стало для поэта выше окружающей невежественной толпы.

Лирический герой обращается к лошади с ободряющими словами. Он призывает ее стойко переносить позор и неудачи. Обращение Маяковского дает результат: лошадь встает и, как ни в чем не бывало, идет дальше.

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

В чем смысл стихотворения?

Поэт был завален работой, пытался помочь новой власти, но что бы он ни делал, все равно чувствовал себя изгоем общества, поэтому выразил свои переживания в образе ломовой клячи, над которой потешается толпа.

Смысл произведения «Хорошее отношение к лошадям» в том, что ей тоже не хватало участия и поддержки, как и одинокому Маяковскому. Однако и автор, и лирическая героиня бескорыстно и самоотверженно трудятся ради людей, а те отвечают им грубым и несправедливым обращением.

Но он, тем не менее, призывает лошадь не отчаиваться и идти дальше, чтобы помогать человечеству, хоть оно и не осознает величия этой жертвы.

Автор сравнивает себя с загнанной упавшей кобылой, ставшей предметом насмешек. Лирический герой говорит, что все люди похожи на это животное, оступаются и больно падают, но упав, не следует расстраиваться и все бросать. Надо продолжать бороться и жить, и даже лошадь в конце стихотворения собирает все свои силы встает и продолжает идти.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”, они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб“.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

«Хорошее отношение к лошадям» (В. Маяковский)

Образ лошади очень значим для русской литературы — стоит вспомнить только лошадь-собеседника из рассказа Чехова «Тоска» или замученную побоями лошадь из сна Раскольникова в «Преступлении и наказании» Достоевского. Маяковский тоже ввёл в свою поэзию образ лошади — очень по-своему, дерзко и необычно.

Литературное направление: модернизм (футуризм). Литературный жанр: стихотворение.

Вид лирики: философская.

Тема

Лошадь идёт по ледяной поверхности. Её копыта стучат, будто звучат какие-то мрачные слова: «Гриб. / Грабь. / Гроб. / Груб». Лошадь поскользнулась и упала на спину. И все начали смеяться. Не смеялся только лирический герой. Он подошёл к лошади и посмотрел ей в глаза. А в глазах лошади стояли слёзы.

И на героя навалилась «звериная тоска»: он стал утешать лошадь и говорить ей, что она вовсе не хуже всех этих людей, что все эти люди — «немножко лошади». Лошадь сделала усилие и поднялась. (Далее, по всей видимости, изложена мечта автора.) Она пошла в стойло, где ей было хорошо. Лошадь чувствовала себя молодой, даже маленькой.

И всё в её жизни имело смысл.

Метрика

Размер: акцентный стих.

Рифма: смешанная.

Тропы и фигуры речи

Эпитеты: «звериная тоска», «рыжий ребёнок».

Метафоры: «Улица опрокинулась, / течёт по-своему». Олицетворения: «смех зазвенел и зазвякал», «Смеялся Кузнецкий. / Лишь один я / голос свой не вмешивал в вой ему».

Архаические слова: «сих» (этих, подчёркивается, что лирический герой отмежёвывается от толпы).

Повторы: «Лошадь упала! — / Упала лошадь», «Лошадь, не надо! / Послушайте, лошадь».

Риторический вопрос: «чего вы думаете, что вы сих плоше?». Риторическое восклицание: «Лошадь, не надо!».

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что произошло с лошадью в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям»?

Ответ. Лошадь упала.

Охарактеризуйте приведённый троп из этого стихотворения: «Улица опрокинулась, / течёт по-своему».

Ответ. Метонимия. Движение людей по улице переносится на саму улицу. Соответственно, улица движется (течёт).

Приведите примеры нескольких других произведений русской литературы, в которых лошадь фигурировала в качестве персонажа.

Ответ. «Холстомер» (Л. Н. Толстой), «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский), «Тоска» (А. П. Чехов).

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquohoroshee_otnoshenie_k_loshadyamraquo_v_mayakovskij.html

Краткое содержание Хорошее отношение к лошадям Маяковский

  1. В суровые дни советской республики у Маяковского рождается стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”, написано в стиле аллитерации, потрясшее любителей такого стиля.
  2. За основу писатель взял момент, когда упала старая лошадь, вызвавшая таким образом большое любопытство окружающих людей, а так же смех окружающих зевак.
  3. Вот поэтому использованная аллитерация помогла передать звуки цокота подбитых копыт клячи.

Нужно отметить, что имитирующие звуки тяжелой ходьбы животного, в тот же момент и несут смысловую окраску.

Таким же образом передается и звонкий смех зевак, “штаны Кузнецким клешить”, вливаясь в совместный вой, напоминающий волчий, когда они в стае.

  • В этот момент и подходит наш герой, не “вмешивающий в вой свой голос”, сочувствующий лошади, которая не просто оступилась и упала, а сильно “грохнулась”, и потому, что увидал “лошадиные глаза”.
  • В них герой увидел тоску о участии людей и плачь, который окружающим не дано было увидеть: “Капли катятся по морде и прячутся в шерсти”.
  • Герой так сильно сочувствовал

животному, что и сам ощутил некую тоску. Вот это и дало ему толчок для объявления: “Деточка, все мы лошади, но каждый из нас по-своему”. И правда, ведь каждый сталкивался с таким днем, когда в каждом начинании дела терпели фиаско. Разве не было желание все бросить?

А у кого-то, из-за неудач, даже было желание о самоубийстве. В такой ситуации только утешительные слова могут помочь проблеме.

  1. Произнося свои подбодренные слова, он догадывается, что “может быть она и не нуждается в няньке”, ведь не приятный тот фат, что кто-то видел твой провал, а его хотелось бы утаить от глаз других.
  2. Но тут герой своими словами чудотворно подействовал на животное, наблюдая как она “встала на ноги и пошла”.
  3. И, ощущая себя полной сил, “рыжий ребенок” начала махать хвостом.
  4. Свой стих Маяковский окончил выводом: “И стоило жить, и работать стоило”, который заставил понимать название стиха совсем в другой форме: нужно проявлять хорошее отношение ко всем людям.
  5. (1 votes, average: 5.00
  6. Источник: https://englishtopik.ru/kratkoe-soderzhanie-xoroshee-otnoshenie-k-loshadyam-mayakovskij/

«Хорошее отношение к лошадям»: анализ стихотворения | Литерагуру

Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году – период, когда творца уже признали, но еще не поняли. Именно это эмоциональное состояние вдохновило его на создание этого лирического крика непонятой души, которая все равно не сдается и хочет творить во благо людей.

В чем смысл стихотворения?

Поэт был завален работой, пытался помочь новой власти, но что бы он ни делал, все равно чувствовал себя изгоем общества, поэтому выразил свои переживания в образе ломовой клячи, над которой потешается толпа.

Смысл произведения «Хорошее отношение к лошадям» в том, что ей тоже не хватало участия и поддержки, как и одинокому Маяковскому. Однако и автор, и лирическая героиня бескорыстно и самоотверженно трудятся ради людей, а те отвечают им грубым и несправедливым обращением.

Но он, тем не менее, призывает лошадь не отчаиваться и идти дальше, чтобы помогать человечеству, хоть оно и не осознает величия этой жертвы.

Автор сравнивает себя с загнанной упавшей кобылой, ставшей предметом насмешек. Лирический герой говорит, что все люди похожи на это животное, оступаются и больно падают, но упав, не следует расстраиваться и все бросать. Надо продолжать бороться и жить, и даже лошадь в конце стихотворения собирает все свои силы встает и продолжает идти.

Жанр, размер и неологизмы

Автор пишет свой стих в разговорном стиле, поэтому жанр лирического стихотворения приобретает новые оттенки и смотрится по-другому. Поэзия Маяковского не схожа с традиционной лирикой даже в выбранном стихотворном размере – лесенка, а не общепринятый ямб или хорей. Поэтому можно сказать, что это произведение принадлежит к тонической системе стихосложения.

В своих произведениях автор часто использует такой прием, как неологизм – это новообразованные или недавно появившиеся слова. Например, в «Хорошем отношении к лошадям» это слова: клёшить, ржанула и т.д.

Благодаря таким художественным приемам как аллитерация и звукопись мы понимаем, насколько тяжело было идти лошади, как ей было больно падать.

Тематика и проблематика

Хорошо известно, что Маяковский был гуманистом и с большим рвением принял Октябрьскую революцию. Он возлагал на нее большие надежды и верил, что она поможет изменить общество. Основной темой стиха является любовь к простому животному, которое символизирует рабочий класс. Поэт с уважением относился к простым трудящимся и их работе.

Проблемы равнодушия и жесткости людей к боли того, кто упал и не может подняться, тоже затронуты поэтом. Те, ради кого трудится лошадь, не захотели даже помочь ей встать. Они смеялись над ее горем, так же, как когда-то буржуазия не принимала всерьез беды рабочих и крестьян.

Тема доброты показывает, что любому живому существу достаточно слова сочувствия, и тогда оно поднимется на ноги и начнет работать с удвоенной силой. Необходимо не проходить мимо чужого несчастья, а проявить внимание к тому, кому плохо.

Основная идея

Монолог лирического героя о схожести человека и лошади вызывает чувство грусти. Но, благодаря дружеской поддержке, кобыла пересиливает себя и все же поднимается. Не стоит сдаваться, считает автор, даже если тучи сгущаются и кажется, что никому не нужен и ты, и твой труд.

Хоть стихотворение и имеет яркий революционный подтекст, в нем автор, прежде всего, проявляет гуманизм и открывает свою добрую, сострадательную натуру. Основная мысль стихотворения заключается в том, что нельзя проходить мимо того, кто нуждается в помощи.

Нужно хотя бы поддержать его в трудную минуту, ведь мы все похожи, никто не застрахован от жизненных неудач и роковых случайностей. Речь главного героя затрагивает сердца людей и помогает понять, что в жизни необходимы отзывчивость и чуткость к другим.

Виктория Клипинина

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Хорошее отношение к лошадям» – анализ стихотворения В.В. Маяковского

Краткий анализ

Перед тем как приступить к анализу «Хорошего отношения к лошадям» Маяковского, следует внимательно прочесть произведение и попытаться понять всю суть. После этого можно начинать анализировать прочитанное, придерживаясь плана, что позволит обратить внимание на важные авторские моменты и главную идею:

  1. История создания (противостояние тематике тех времен, посвященной революционным действиям).
  2. Тема стихотворения, краткое содержание — любовь к трудолюбивому животному, олицетворяющему простых работяг.
  3. Композиционные основы и жанр (последовательность развития, лирика автора).
  4. Стихотворный размер и художественные приемы.

В последнем пункте следует упомянуть об используемых писателем эпитетах, метафорах, неологизмах. Каждое сравнение не гиперболично и полностью отражает настроение главных «героев».

История создания

Написано произведение Владимиром Маяковским было в 1918 году. Большинство авторов того времени посвящало свои прозаические и стихотворные творения революции. Владимир Владимирович решил задеть не менее важные темы, о чем делился в преддверии создания с Лилией Брик. Поэт чувствовал, как военные действия озлобили и ожесточили людей. В них не оставалось места состраданию или вниманию.

Согласно предварительным данным, замысел написать что-то прочувствованное про лошадь возник у автора еще до мая.

Признанный в литературных кругах писатель решил создать стихотворную презентацию своих ощущений тоски и непонимания. Эмоциональные страдания вылились в известные строки, ставшие криком авторской души.

Несмотря на непонятость, писатель желает творить дальше, чтобы хотя бы один человек признал писательский талант Маяковского, услышал идеи.

Тема стихотворения, краткое содержание

Незадачливое, на первый взгляд, произведение затрагивает больные вопросы тогдашнего общества и многочисленные проблемы. В первую очередь писатель рассказывает о любви к ломовой кляче, олицетворяющей простой трудолюбивый народ, работающий на благо страны. Но общество не способно отблагодарить тех, кто трудится на благо родины, оно превозносит себя выше.

Помимо этого, производя анализ стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», можно выделить такие важные темы, как равнодушие и жестокость, волновавшая тогда юного Владимира.

Лирический герой невольно оказывается втянутым в ситуацию, когда старая кляча, уставшая от утомительной работы, валится с ног. Люди просто проходят мимо изможденного животного, тычут пальцами, смеются.

Никто не предлагает коню помощь.

Автор пытается донести до читателей главную идею — нужно быть добрее. Лирический герой сочувствует трудолюбивому животному, он говорит ему ободрительные слова. Они воодушевляют лошадь, которая снова встает на ноги и продолжает свой путь. В этот момент конь чувствует себя малым ребенком, веселеет, так как понимает, все усилия не напрасны, кто-то ценит их.

Писатель пытается сказать, что нужно ободрять друг друга, чтобы жизненная ноша не казалась столь тяжелой.

Композиционные основы и жанр

Произведение представляет собой рассказ, облеченный в стихотворение репортажного типа. Сюжет его последователен:

  • падение лошади от изнеможения;
  • насмешки людей над бедным животным;
  • пришествие лирического героя, который говорит ободряющие слова;
  • счастье лошади, которая находит в себе силы на подъем.

Используя столь необычные образы, Маяковский рассказывает читателям собственную историю. В 1918 году ему довелось немало потрудиться, чтобы привнести что-то новое в формирующееся революционное общество. Несмотря на это, его труды не признавали, из-за чего писатель чувствовал себя изгоем, хотя работал как конь.

Анализ стихотворения, позволяет сделать выводы о постоянных насмешках, которые привели к обессиливанию и желанию прекратить старания, но автор нашел в себе силы, чтобы работать дальше на благо общества.

Жанр произведения — нетипичное авторское лирическое стихотворение, воспринимающееся литераторами и читателями несколько по-другому из-за разговорного стиля.

Некоторую изюминку ему добавляет нетрадиционный стихотворный размер — лесенка. В качестве дополнения писатель добавил свойственную ему неточную рифмовку, помогающую создавать нестандартные ситуации, образы и идеи.

Поэтому отношение к стихотворению несколько иное, нежели к традиционной лирике.

Художественные приемы и средства выразительности

Делая анализ стихотворения, кратко можно упомянуть о новаторстве писателя.

Несмотря на то что им применялись привычные выразительные средства — эпитеты (лошадиные глаза, звериная тоска, рыжий ребенок) и метафоры (опрокинутая улица, звяканье смеха, выливание тоски), автором использовались более значимые приемы. Именно они сыграли важнейшую роль при создании концептуальной основы, выражающей чувства и эмоции Владимира Маяковского.

Поэтому применяются всевозможные неологизмы, аллитерации:

  • клешить;
  • ржанула;
  • грабь, гриб, гроб, груб.

С помощью индивидуальных авторских средств выразительности поэту удалось передать глубокий смысл, заложенный в стихотворение, и показать тяжесть лошадиной поступи, боль падения, радость от сострадания, дающего надежду и силу на дальнейший путь.

«Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения Маяковского

Как часто в жизни человек нуждается в поддержке, хотя бы просто в добром слове. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Однако порой очень сложно найти взаимопонимание с окружающим миром.

Именно этой теме – противостояния человека и толпы – были посвящены ранние стихи поэта-футуриста Владимира Маяковского.

В 1918 году, во время суровых испытаний для молодой советской республики, в дни, когда другие поэты, такие, как Александр Блок, призывали:

Революцьонный держите шаг!Неугомонный не дремлет враг!

– именно в такое время Маяковский пишет стихотворение с неожиданным названием  – «Хорошее отношение к лошадям», которому и посвящен анализ.

Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации.

В основе сюжета – падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак.

Поэтому аллитерация помогает услышать и цокот копыт старой клячи («Гриб. Грабь. Гроб. Груб.»), и звуки толпы, жаждущей зрелища («Смех зазвенел и зазвякал», «за зевакой зевака»).

Важно отметить, что звуки, имитирующие тяжелую поступь клячи, одновременно несут и смысловую окраску: особенно явственно воспринимается своеобразный призыв «Грабь» в сочетании со словами «гроб» и «груб».

Точно так же звякающий смех зевак, «штаны пришедших Кузнецким клёшить», сливается в единый вой, напоминающий стаю волоков.

Вот тут-то и появляется лирический герой, который «один голос свой не вмешивал в вой», герой, который посочувствовал лошади, не просто упавшей, а «грохнувшейся», потому что он увидел «глаза лошадиные».

Что увидел в этих глазах герой? Тоску о простом человеческом участии? В произведении М.

Горького «Старуха Изергиль» Ларра, отвергший людей, так как сам был сыном орла, не стал жить без них, а когда захотел умереть – не смог, и автор написал: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира». Возможно, именно столько же ее было и в глазах несчастной лошади, но окружающие этого не видели, хотя она плакала:

За каплищей каплища по морде катится,

прячется в шерсти…

Сочувствие в герое оказалось таким сильным, что он ощутил «какую-то общую звериную тоску». Вот эта всеобщность и позволяет ему заявить: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Действительно, разве не бывали у каждого дни, когда неудачи преследовали одна за другой? Разве не хотелось бросить все и опустить руки? А кому-то руки даже на себя хотелось наложить.

Как помочь в такой ситуации?  Поддержать, сказать слова утешения, сочувствия, что и делает герой.

Конечно, произнося свои слова ободрения, он осознает, что «может быть, старая и не нуждалась в няньке», ведь не каждому приятно, когда есть свидетели его минутной слабости или неудачи.

Однако слова героя подействовали чудесным образом: лошадь не просто «встала на ноги, ржанула и пошла». Она еще и хвостом помахивала («рыжий ребенок»!), потому что вновь ощутила себя жеребенком, полным сил и будто заново начинающим жить.

Поэтому и заканчивается стихотворение жизнеутверждающим выводом: «И стоило жить, и работать стоило».  Теперь ясно, что название стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» воспринимается совсем по-другому: Маяковский, конечно, имел в виду хорошее отношение ко всем людям.

В 1918 году, когда вокруг царили страх, ненависть, всеобщее озлобление, только поэт мог ощутить дефицит внимания друг к другу, недостаток любви, нехватку сочувствия и милосердия. Недаром  в письме к Лиле Брик в мае 1918 года он так определил замысел своего будущего произведения: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувственное про лошадь».

Стихотворение на самом деле получилось очень прочувствованным, во многом благодаря традиционным для Маяковского художественным средствам. Это и неологизмы: «опита», «клёшить», «каплища», «плоше». Это и метафоры: «улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась».

И, конечно же, это рифма, прежде всего, неточная, так как именно ее предпочитал Маяковский. По его мнению, неточная рифма всегда рождает неожиданный образ, ассоциацию, идею.

Вот и в этом стихотворении рифмы «клёшить – лошадь», «шерсти – шелесте», «плоше – лошадь» порождают бесконечное количество образов, вызывая у каждого читателя свое восприятие и настроение.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского

  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского

  • «Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского

  • «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского

  • «А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского

  • «Письмо Татьяне Яковлевой», анализ стихотворения Владимира Маяковского

  • «Ночь», анализ стихотворения Маяковского

  • «Нате!», анализ стихотворения Маяковского

  • «Вам!», анализ стихотворения Маяковского

  • «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», анализ

  • «О дряни», анализ стихотворения Маяковского

  • «Юбилейное», анализ стихотворения Маяковского

  • «Левый марш», анализ стихотворения Маяковского

  • «Люблю», анализ поэмы Маяковского

  • «Что такое хорошо и что такое плохо», анализ стихотворения Маяковского

  • По произведению: «Хорошее отношение к лошадям»
  • По писателю: Маяковский Владимир Владимирович

 Промежуточная
аттестация по литературе 7 класс.

Вариант 2.

Фамилия, имя учащегося______________________________________________________

Часть 1.

А1.
Укажи автора цитаты: «И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё
вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от
непривычной ласки, словно от удара»:

1)      И.Бунин;                               
2)   Л.Андреев;

2)      Е.
Носов;                               4) Ф.Абрамов.

А2  Какую фамилию носил глава семьи героя
повести  Максима Горького «Детство»?

1)      Горький;                               
3) Каширин;

2)      Пешков;                                 
4) Цыганок.

А3. Почему в истории о Данко люди решили
покинуть лес?

1)      Чужие
племена захватили лес;

2)     
Люди решили захватить новые земли у других
племён;

3)     
Люди болели и умирали из-за смрада болот и
отсутствия света;

4)      Людям
надоело сидеть на одном  месте без цели.

А4. Укажи строки из стихотворения
В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»:

1)      Болтали
так до темноты – до бывшей ночи то есть;

2)      Я
сел на уголок скамьи,/ боюсь – не вышло б хуже!

3)      В
сто сорок солнц закат пылал,/ в июль катилось лето;

4)      И
стоило жить,/ и работать стоило.

А5.Какое слово отсутствует в стихотворной
строке Б.Л.Пастернака «Ничего не будет в доме, кроме ……»?

1)      Сумерек;                
2) звёзд;             3) луны.

А6. Кем работал Юшка?

1)      Воспитателем
сирот;                   3) главным кузнецом;

2)      Помощником
кузнеца;                 4) сапожником.

А7. От чьего имени ведётся повествование в
произведении И.Бунина  «Цифры»?

1)      От имени
мамы Жени;

2)      От имени
Жениного дяди;

3)      От имени
мальчика Жени;

4)      От имени
Жениной бабушки.

А8.Как называется подчёркнутое
изобразительно-выразительное средство языка, использованное в приведённых ниже
строках из стихотворения Б.Л.Пастернака?

Тишину шагами
меря,

Ты, как
будущность
, войдёшь. («Никого не будет в доме..»)

1)      Эпитет;           
2) антитеза;         3) сравнение.

А9. К какому роду литературы относится
рассказ А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире»?

1)      К
эпосу;                    2) к лирике;               3) драме.

А10. Как называется подчёркнутое
изобразительно-выразительное средство языка, использованное М.Горьким в
предложении из повести «Детство»: «Когда она (бабушка) улыбалась, её тёмные,
как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом….»?

1)      Антитеза;             
2) эпитет;               3) метафора.

А11.Как заканчивается фраза из легенды о
Данко: «Красивые – всегда…..?

1)      Смелы;             
2) хвастливы;                   3) несчастны.

А12. Где работал Мальцев, главный герой
рассказа «В прекрасном и яростном мире»?

1)      В
Толубеевском депо;

2)      В
метрополитене;

3)      В
центральном депо Москвы;

4)      Место
героя не указано в произведении.

А13. Фамилия  какого выдающегося учёного –
физика упоминается в рассказе «В прекрасном и яростном мире»?

1)      Альберта
Энштейна;

2)      Николы
Теслы;

3)      Льва
Ландау;

4)      Майкла
Фарадея.

А14. Укажи жанр произведения Л.Андреева
«Кусака»:

1)      Роман;

2)      Повесть;

3)      Рассказ;

4)      Стихотворение.

А15.
Из какого произведения взят данный отрывок?
«Собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно.
И тому, кто
слышал этот вой, казалось, что
это стонет и рвётся к свету сама
беспросветно
тёмная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к
любящему женскому сердцу».

                      1) Леонид Андреев «Кусака».

                      2) Андрей Платонов «Юшка». 

                        3)Фёдор Абрамов «О чём плачут лошади».

Часть 2.

В1. Какие изобразительно-выразительные
средства использовал А.Платонов  при описании  чувств  героя рассказа «В
прекрасном и яростном мире» к машине?

«….я мог подолгу глядеть на неё, и особая
растроганная радость пробуждалась во мне – столь же прекрасная, как в детстве
при чтении стихов Пушкина».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В2. Какие изобразительно – выразительные
средства использовал В.Маяковский в приведённом фрагменте  («Необыкновенное
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»)?

                                     
 Ко мне, по доброй воле,

                                      
само,

                                      
раскинув луч-шаги,

                                      
шагает солнце в поле.

____________________________________________________________________________

В3.Отметь знаком
«+» произведения, в которых центральными являются образы животных.

«В
прекрасном и яростном мире» А.Платонова

«Кусака» 
Л.Андреева

«О чём
плачут лошади» Ф.Абрамова

«Данко»
Максима Горького

В4.Установи
соответствие между названием произведения и автором.

1)      «Юшка»                                                            
А) В.В.Маяковский                               

2)      «Детство»                                                          
Б )А.П.Платонов

3)      «Хорошее
отношение к лошадям»                   В)  М.Горький

4)      «Цифры»                                                           
Г) Ф.А.Абрамов

5)      «О
чём плачут лошади»                                   Д) И.А.Бунин

В5. Отметь знаком 
«+» произведения в жанре рассказа.

«Цифры»
И. Бунина.

«Детство»
Максима Горького

«Старуха
Изергиль» Максима Горького

«Кусака»
Л.Андреева

В6. Напиши, чей портрет
создаёт автор в приведённом отрывке:

Она нюхала табак
из чёрной табакерки, украшенной серебром. Вся она – тёмная, но светилась
изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти
горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, — она и
мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

_____________________________________________________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________________________

Часть 3.

С1. Запиши 2-3
основных качества деда Каширина, героя произведения Максима Горького 
«Детство».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

С2. В чём
заключается смысл заглавия рассказа А.Платонова «В прекрасном и яростном мире»?
Объясни двумя – тремя предложениями.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 
____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________                     

Ответы

Вариант 1.

А 1  —   2

А2  —   3

А3  —    3

А4  —   4

А5  —   1

А6 —   2
А7  —   2

А8 —   3

А9 —  1

А10 —  3

А11 —  1

А12 —   1

А13 —  2

А14 —  3

А15 –  1

Часть 2.

В1 – Растроганная
радость – эпитет;

         радость
пробуждалась во мне  — метафора;

         как в
детстве —    сравнение.

В2. –
олицетворение.

В3.

«В
прекрасном и яростном мире» А.Платонова

      +

«Кусака» 
Л.Андреева

      +

«О чём
плачут лошади» Ф.Абрамова

«Данко»
Максима Горького

В4.

1)      
Б

2)     
В

3)         
А

4)          
Д

5)         
Г

В5

   +

«Цифры»
И. Бунина.

«Детство»
Максима Горького

    +

«Старуха
Изергиль» Максима Горького

    +

«Кусака»
Л.Андреева

В6. – Бабушка
Акулина Ивановна Каширина (М.Горький «Детство»).

«Средняя  общеобразовательная  школа  д. Ваныш — Алпаутово»

 Рассмотрено на заседании                                                                              педагогического совета                                                                    «____» __________ 20___ г.                                                             Протокол №____                                        

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ

д. Ваныш — Алпаутово

________ Сафин И.Р

приказ №     от____________                                                                                                                                                

№  п/п

Раздел. Тема урока

Количество часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

ВВЕДЕНИЕ

1 час

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

4 ч

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Петр и плотник». Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.

1

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.  

1

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. «Песнь о Роланде» (фрагменты). Французский средневековый героический эпос. Историческая основа сюжета песни о Роланде. 

1

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Афористические жанры фольклора.

1

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 часа

О «Повести временных лет».  «Из похвалы князю Ярославу и книгам» (отрывок). Формирование традиции уважительного отношения к книге. Из «Поучения» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.

1

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

2 часа

М.В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Ода «К статуе Петра Великого»

1

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество писателя. Стихотворение «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

1

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

30 часов

Александр Сергеевич Пушкин

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество писателя. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в произведении.

1

А.С. Пушкин. Стихотворение  «Зимний вечер». Зимняя вьюга и теплое общение с близким сердцу человеком.

1

Пушкин- драматург. Драма «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена. Стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

1

Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» – повесть о «маленьком» человеке

1

А.С. Пушкина. «Станционный смотритель». Художественное совершенство и человечность повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

1

Классное сочинение по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»» 

1

А.С. Пушкин  «Медный всадник» (отрывок).  Историческая основа поэмы. Образ Петра I.

1

Михаил Юрьевич Лермонтов

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество писателя.  «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем. Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Защита Калашниковым человеческого достоинства

1

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива..», «Ангел», «Молитва»

1

Николай Васильевич Гоголь

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

1

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повестях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Противопоставление Остапа Андрию в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя

1

Классное сочинение  по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

1

Иван Сергеевич Тургенев

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя. Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным в рассказе И.С. Тургенева «Бирюк»

1

И.С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык». Родной язык как духовная опора человека, «Два богача»

1

Николай Алексеевич Некрасов

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы

1

Н.А. Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Несжатая полоса»

1

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда». Боль Н.А. Некрасова за судьбу народа

1

Афанасий Афанасьевич Фет

А.А. Фет. Жизнь и творчество писателя. Стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…», «Как беден наш язык»

1

Алексей Константинович Толстой

А.К. Толстой. Жизнь и творчество писателя. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

1

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

М.Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Лев Николаевич Толстой

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество писателя. Главы из повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Л.Н. Толстой. Главы из повести «Детство». Анализ собственных поступков героя в повести «Детство» Л.Н.Толстого

1

Контрольная работа по произведениям Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого

1

Антон Павлович Чехов

А. П. Чехов. Жизнь и творчество писателя. «Хамелеон». Живая картина нравов в рассказе А.П. Чехова. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

1

А.П. Чехов.  «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказе А.П. Чехова.

1

«Край ты мой, родимый край…»

В.А. Жуковский «Приход весны». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест», «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…»

1

И.А. Бунин «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания 

1

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

21 час

Максим Горький

М. Горький. Жизнь и творчество писателя. «Детство». Автобиографический характер повести

1

М. Горький «Детство». Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

1

Сочинение – характеристика литературного героя по произведению             М. Горького «Детство»

1

Романтические рассказы М.Горького. Гуманистический пафос «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1

Владимир Владимирович Маяковский

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество писателя. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

1

Два взгляда на мир в стихотворении В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»

1

Андрей Платонович Платонов

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Юшка». Незаметный герой с большим сердцем. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

1

А. П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.

1

Борис Леонидович Пастернак

Б. Л. Пастернак. Краткий рассказ о писателе. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

1

Час мужества

Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны.

1

Александр Трифонович Твардовский

А. Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие.,.», «Июль — макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

1

Евгений Александрович Евтушенко

Е. А. Евтушенко. Краткий рассказ о поэте. «Хотят ли русские войны?.»    – лирико-публицистическое стихотворение о сугубо мирных устремлениях России. Особенности композиции стихотворения 

1

Федор Александрович Абрамов

Ф.А. Абрамов. Жизнь и творчество писателя. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

1

Евгений Иванович Носов

Е.И. Носов.  Жизнь и творчество писателя. Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе Е.И. Носова «Кукла» («Акимыч»).

1

Протест против равнодушия. Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И. Носова «Живое пламя»

1

Юрий Павлович Казаков

Ю.П. Казаков. Жизнь и творчество писателя. Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка в рассказе      Ю.П. Казакова «Тихое утро»

1

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Д. С. Лихачев. Духовное напутствие молодежи в главах книги «Земля родная»

1

Писатели улыбаются

Г. И. Горин. Комически-курьёзный рассказ «Почему повязка на ноге?»

1

«Тихая моя родина…»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова

1

Песни на стихи русских поэтов XX века

И.А. Гофф «Русское поле». Лирические размышления о жизни. Б. Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

А.Н. Вердинский «Доченьки»

1

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Земля как будто стала шире…», «Опять за спиною родная земля». «Я вновь пришел сюда и сам не верю…»,  Возвращения к истокам, основам жизни

1

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5 часов

Роберт Бернс. Жизнь и творчество писателя. Представления народа о справедливости и честности. «Честная бедность» Роберта Бернса. «Уж не встаю я на заре»

1

Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество писателя. Ощущение трагического разлада героя с жизнью в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой!»

1

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года

1

О. Генри. Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

1

Р. Бредбери.  Жизнь и творчество писателя. Рассказ «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра

1

ДЕТЕКТИВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

2 ч

А. Конан Дойл. Краткие сведения об авторе.  «Голубой карбункул». Образ Шерлока Холмса.

1

А. Конан Дойл.  «Голубой карбункул». Основные грани характера Холмса: наблюдательность, остроумие, профессионализм.

1

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД

1 ч

Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование.

1

Календарно – тематическое планирование по литературе в 7 классе (70 ч)

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Домашнее задание

План

факт

1

2

3

4

5

Введение (1ч)

1

5.09

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Читать стр 3-5, вопросы стр.5

Устное народное творчество ( 7 ч)

2

6.09

Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник»

Прочитать стр.7-8, вопросы стр.8, пересказ предания (на выбор), стр. 8-10

3

12.09

Эпос народов мира. Былины. «Вольга и Микула Селянинович»

Ответ на вопрос 3, стр. 23(характеристика Вольги или Микулы)

4

13.09

Былина «Садко»

Подгот. к внеклассному чтению – прочитать былину «Илья Муромец и Соловей –разбойник»

5

19.09

Внеклассное чтение. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Написать отзыв на одно из произведений на былинный сюжет

6

20.09

«Калевала» -карело – финский мифологический эпос

Подготовить иллюстрацию одного из эпизодов эпоса; прочитать «Песнь о Роланде»

7

26.09

«Песнь о Роланде» — вершина французского эпоса.

Подобрать по 2 – 3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл

8

27.09

Пословицы и поговорки.

Ответ на вопрос 4, стр.68; сочинение — миниатюра

Древнерусская  литература ( 2ч)

9

3.10

Русские летописи. «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок).

Составить небольшое поучение, выполнить творческое задание 1, стр.73; прочитать «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

10

4.10

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Написать сочинение на одну из выбранных тем

Из русской литературы XVIII века (2ч)

11

10.10

М.В. Ломоносов.  «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок)

Выразительное чтение отрывка оды

12

11.10

Г. Р. Державин. Стихотворения «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку…», «Признание»

Выразительное чтение стихотворения (на выбор); прочитать поэму Пушкина А.С. «Полтава»

Из русской литературы XIX ( 27ч)

13

 17.10

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» (отрывок). Образ поэмы

Выучить наизусть отрывок из поэмы

«Полтава»

14

18.10

А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»)

Выполнить задание 2, стр.101

15

24.10

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Наизусть отрывок из «Песни о Вещем Олеге» 1-7 строфа

16

25.10

А.С. Пушкин.  «Борис Годунов»

Сочинение по теме «Герой Пушкина, о котором хочется рассказать»

17

7.11

А.С. Пушкин.   «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека»

Составление рассказа «Моё отношение к Самсону Вырину»

18

8.11

М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов

Прочитать «Песню…» и выделить в ней смысловые части, выразительное чтение любого отрывка

19

14.11

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: проблематика и поэтика

Выучить наизусть отрывок «Над Москвой великой, златоглавой»

20

15.11

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва»Проект

Выучить наизусть одно стихотворение; произвести анализ

21

21.11

Контрольная работа по произведениям А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

Подготовить сообщение о Н.В.Гоголе

22

22.11

Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства

Выучить наизусть одно из описаний степи; подготовить устный рассказ о Тарасе Бульбе

23

28.11

Героизм и самоотверженность Тараса и товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Подобрать цитатные материалы для характеристик героев; выучить речь Тараса о товариществе наизусть

24

29.11

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»: Остап и Андрий»

Устный сопоставительный анализ образов Остапа и Андрия

25

5.12

Р.Р  Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Подготовка к сочинению

Написать сочинение  по составленному плану; прочитать рассказ «Бирюк»

26

6.12

И.С. Тургенев «Бирюк» Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным

Приготовить рассказ «Один день из жизни лесника Бирюка»

27

12.12

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Наизусть стихотворение в прозе «Русский язык»

28

13.12

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая» Историческая основа поэмы

Выразительное чтение диалога княгини и генерала

29

19.12

Н.А. Некрасов. «Русские женщины»: художественные особенности поэмы

Написать небольшой рассказ о главной героине, опираясь на текст поэмы

30

20.12

Н.А. Некрасов.  «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения

31

26.12

А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады

Подготовить выразительное чтение баллад; работа по вопросам стр.288

32

27.12

М.Е. Салтыков -Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества  

Прочитать сказку «Дикий помещик»; проработать вопросы и задания на стр.. 300 — 304

33

16.01

М.Е. Салтыков -Щедрин. «Дикий помещик» (урок внеклассного чтения)

Попробовать сочинить сказку на сюжет из школьной жизни

34

17.01

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести

Прочитать главу «Классы»; поразмышлять, чем отличаются друг от друга матушка и отец

35

23.01

Л.Н. Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

Дочитать повесть; подготовиться к тестированию по произведениям

36

24.01

Контрольная работа. Тестирование по произведениям Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого

Подготовка устного рассказа об А.П. Чехове

37

30.01

А.П. Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа

Работа по вопросам на стр.332-333, выразительное чтение по ролям

38

31.01

А.П. Чехов.  «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» ( урок внеклассного чтения)

 Написать отзыв на рассказ Чехова (по выбору) по плану

39

6.02

«Край ты мой, родимый край…»В.А. Жуковский. «Приход весны». И.А. Бунин. «Родина». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…»Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения

Выучить стихотворение наизусть( по выбору)

Из русской литературы XX века (22ч)

40

7.02

И.А. Бунин «Цифры»

Прочитать рассказы Бунина «Лапти», «В деревне»

41

13.02

И.А. Бунин. «Лапти» и другие рассказы (урок внеклассного чтения)

Написать отзыв на прочитанный рассказ писателя

42

14.02

М. Горький. «Детство» (главы) Автобиографический характер повести Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

Прочитать главы повести, подробный пересказ эпизодов по выбору

43

20.02

М. Горький. «Детство»(главы) «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Ответить на вопрос: «Каким человеком представляется нам Алексей?»

44

21.02

М. Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»)

Художественный пересказ фрагмента легенды

45

27.02

Л.Н. Андреев «Кусака» Гуманистический пафос рассказа

Выборочный пересказ на тему «История Кусаки»

46

28.02

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Выразительное чтение стихотворения

47

6.03

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям»

Написать мини – сочинение «За что я люблю ( не люблю) стихи Маяковского»

48

7.03

А.П. Платонов. «Юшка»

Подготовить иллюстрацию к рассказу, пересказ эпизода по выбору; прочитать рассказ «В прекрасном и яростном мире»

49

13.03

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Автобиографичность рассказа

 Ответить на вопросы рубрики «Размышляем о прочитанном»(стр. 140-141)

50

14.03

Р.Р Классное контрольное сочинение на одну из тем:1) Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? 2) В чем проявляется гуманизм произведений М. Горького, И.А. Бунина, В.В. Маяковского, А.П. Платонова (на материале 1-2 произведений)?

Прочитать в учебнике статью о Б.Л. Пастернаке (стр.142-144)

51

20.03

Б.Л. Пастернак. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Б.Л. Пастернака

Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору)

52

21.03

А.Т. Твардовский. Стихотворения поэта «Снега потемнеют синие…», «Июль- макушка лета…», «На дне моей жизни…»

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений.

53

3.04

На дорогах войны. Стихотворения о войне  А. А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А. Суркова, А.Т. Твардовского, Н.С. Тихонова

Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о войне

54

4.04

Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы в рассказе

Составить план  рассказа, вопросы стр.172-173

55

10.04

Е.И. Носов «Кукла», «Живое пламя»

Пересказ эпизода, вопросы на стр.182, 185

56

11.04

Ю.П. Казаков «Тихое утро» Взаимоотношение детей, взаимопомощь и взаимовыручка

Письменная характеристика одного из героев рассказа

57

17.04

Д.С. Лихачев. «Земля родная» Духовное напутствие молодежи

Работа по вопросам стр.209-210, пересказ глав из книги по выбору

58

18.04

М. М. Зощенко. Рассказ «Беда»

Подготовить чтение по ролям одного из понравившихся эпизодов

59

24.04

«Тихая моя родина» Стихи В.Я. Брюсова, Ф. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого и др.

Выучить наизусть одно из стихотворений

60

25.04

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н. Вертинский «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле».  Б.Ш. Окуджава «По Смоленской дороге». Светлая грусть переживаний.

Выучить наизусть одну из песен, стр. 231-236; подготовить ответы на вопросы, стр 237

61

2.05

Письменная контрольная работа. Тестирование по произведениям русской литературы

Подготовка устного рассказа о Р. Гамзатове

Из литературы народов России ( 1ч_)

62

9.05

Расул Гамзатов. Стихотворения «Опять за спиною родная земля…»,«Я вновь пришел сюда и сам не верю…»(из цикла«Восьмистишия»)«О моей Родине».

Подготовить выразительное чтение стихотворений и ответы на вопросы 1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном», стр.240

Из зарубежной литературы (8ч)

63

15.05

Роберт Бёрнс «Честная бедность» и другие стихотворения (урок внеклассного чтения)

Выучить наизусть стихотворение; прочитать вступительную статью о Байроне, стр. 246

64

16.05

Дж.Г. Байрон  «Ты кончил жизни путь, герой!..»

Выразительное чтение стихотворения  

65

22.05

Японские трехстишия (хокку). Мацуо Басе, Кобаяси Исса

Прочитать рассказ О.Генри «Дары волхвов»

66

23.05

О. Генри «Дары волхвов»Сила любви и преданности

Сочинение — рассуждение «Во имя любви», вопросы стр.263

67

29.05

Р.Д. Брэдбери «Каникулы»

Вопросы стр.276-277, пересказ эпизода по выбору

68

30.05

Детективная литература (урок внеклассного чтения)

Подготовиться к итоговому контролю

69

Урок контроля. Итоговое тестирование

Представить любимого литературного героя, для «Парада литературных героев» Сформулировать советы одноклассникам о пользе чтения

70

Урок – путешествие  «По страницам изученных произведений»

  • Стихотворение воробей тургенев сочинение
  • Стихийно бунтарский как пишется
  • Стихи собственного сочинения в день рождения
  • Стихи рассказы повести о музыке и музыкантах подбери к ним музыкальный ряд и подготовь сообщение
  • Стихи собственного сочинения о любви к мужчине