Задание по литературе для 4 класса 6. Что сближает рассказы Толстого «Детство» и Чехова «Мальчики»? Чем они различаются?
2 ответа:
1
0
На мой взгляд рассказы Толстого и Чехова очень разные. особенно приведенный в учебнике отрывок из рассказа «Детство». Маленький Николенька очень хороший и добрый мальчик, моложе чеховского Володи. Он не думает о приключениях, он совершенно домашний и для него лучшим временем оказываются часы в комнате рядом с мамой.
Володя взрослее, ему хочется показать, что он мужчина, он готов совершать необдуманные поступки. Но конечно это тоже очень хороший и воспитанный мальчик.
Сближает эти рассказы то чувство любви к родителям, которое испытывают мальчики. Николенька просто молится о счастье родителей, Володя переживает, что оставляет родителей и даже хочет отказаться от побега. Сыновья любовь — вот что роднит эти два рассказа.
1
0
Рассказ «Детство» Толстого и рассказ «Мальчики» Чехова сближают чувства, которые испытывают к своим родителям герои рассказов — мальчик Николенька и мальчик Володя.
Оба мальчика очень сильно любят родителей, они для них и пример и самые родные люди. Им не хочется их расстраивать, хотя Володя и собирается бежать в Америку. Но перед побегом он думает о родителях и готов отказаться от дерзких планов.
А вот различают эти рассказы поступки. Володя все-таки бежит, огорчает родителей, а Николенька перед сном читает молитву, в которой просит счастья для своих родителей.
Поэтому мы можем сказать, что поступки у мальчиков прямо противоположные.
Читайте также
Мне кажется, лучший способ правильно прочитать это стихотворение Фета, представить себя бабочкой. В этом нет ничего сложного. Вообразите, что вы прекрасное и легкое существо, которое радуется жизни, которое любуется своими восхитительными крыльями, которое порхает от цветка к цветку, задерживаясь на каждом лишь на краткое мгновение, и вы сразу поймете как правильно читать это стихотворение.
Я бы выбрала слегка отрывистый тон, который бы напоминал порхание бабочки, немного отрешенную от реальности скучающую интонацию — ведь бабочка сама не знает что будет дальше и в то же время ее не очень заботит мнение окружающих о ее красоте, она в ней уверена и всеобщее восхищение ей наскучило.
Стихотворение «Как неожиданно и ярко» Федора Тютчева имеет довольно неожиданный финал. В нем автор, который только что любовался радугой вдруг с грустью напоминает нам, что наша жизнь в чем-то подобна этой радуге. Она может быть прекрасной, но такой короткой, что оглянуться не успеешь и вот уже:
Именно поэтому автор просит читателя научиться ценить каждое отпущенное нам мгновение, не тратить его попусту, а посвятить любованию красотой, в данном случае красотой мимолетной радуги. Он призывает читателя ловить это волшебное мгновение, после которого может быть останутся приятные воспоминания и небольшая грусть от того, что все так быстро закончилось.
Мы уже знаем, что в стихотворении «Листопад» Бунин не просто сравнил лес с теремом расписным, не только использовал для этого яркие эпитеты и сравнения, он описал тишину, которая сегодня наступила в этом лесу. Картина получается вызывающее благоговение и восхищение — застывший осенний лес, который напоминает сказочный дворец и вокруг мертвая неподвижность воздуха, мертвая тишина.
Как тут не задрожать от волнения голосу, читая эти прекрасные строки!
Поэтому задача чтеца передать то восхищение осенней природой, красотой поры листопада, когда деревья еще не облетели, а осень еще заслуживает право называться золотой.
Давайте попробуем определить, что в сказке Бажова «Серебряное копытце» мы можем отнести к сказочным событиям, а что вполне могло произойти на самом деле.
Мог Кокованя, старик, работавший на заводе, на приисках, остаться один и взять к себе сиротку? Конечно мог, это вполне реальное событие. Также реально описаны последующий быт, совместное житье Коковани, Даренки и Муренки. Описано как они работали, как старик рассказывал сказки, как наступила зима и он стал искать волшебного козла. Реальным кажется и жизнь Даренки со стариком в лесу — балагане.
Ну а что тогда в этой истории сказочного? Волшебный козел, потому что никакое реальное животное не может ударом копыта высекать драгоценные камни. Это сказочный персонаж. Да и камни его были сказочные, не зря ведь исчезли они утром, хотя россыпью повсюду лежали.
Стихотворение Некрасова «В зимние сумерки» очень доброе и светлое. Несмотря на то, что оно начинается со слов сумерки, все остальное стихотворение посвящено любимой зимней забаве каждого ребенка — катанию с горки. Автор с удовольствием описывает как Саша катается с горки и как она смеется, когда ей случается упасть. Некрасов любуется девочкой и полностью одобряет ее занятие, как одобряет его и няня, которая любит молодой смех Саши и не может сердиться на нее за растрепанную и заснеженную шубку.
В этом стихотворении мы слышим журчание детского смеха и оттого и нам становится легко на душе. Это веселое стихотворение, которое дарит и веселое настроение.
Задание по литературе для 4 класса Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
2 ответа:
2
0
Пушкинская сказка — совершенно особенное явление в русской литературе. Прежде всего потому что Пушкин писал свои сказки стихами, а потому оно необычайно напевны и даже мелодичны. Это главное отличие сказок Пушкина от волшебных народных сказок.
Сам Пушкин создавая свои сказки видимо старался максимально приблизить их по стилю к народной сказке, и потому соблюдал их многие отличительные особенности.
В сказках Пушкина действуют волшебные герои, с которыми происходят волшебные вещи, имеются волшебные предметы-помощники, есть обязательно трудное задание, которое выполняет герой. Можно в них отыскать троекратные повторы, постоянные эпитеты, и даже концовку.
Единственное, что отличает пушкинские сказки от народных, так это отсутствие у Пушкина зачина в некоторых сказках.
2
0
Думаю, что Пушкинскую сказку роднит с народными сказками только некоторые герои произведения, а также концовка сказки.
В остальном Пушкинская сказка имеет явные отличия от народных сказок. Важное отличие — это стихотворная форма сказок Пушкина.
Читайте также
Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.
Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.
Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.
Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.
Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:
- Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
- Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
- Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
- Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
- Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
- Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
- Миша просыпается. Это часть под названием Финал.
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи<wbr />ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
а потом пружинка лопнула и я проснулся.
Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.
Возьмем для примера стихотворения Тютчева.
Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».
В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:
Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи
Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:
Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.
В самом начале своей сказки «О жабе и розе» писатель Гаршин дает два последовательных описания — сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.
Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.
Делая это описание Гаршин использует олицетворение — роза живая, метафору — роса сравнивается со слезой.
Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.
Роза в этой сказке — идеал чистоты и красоты,жаба — идеал безобразия.
«Лото сказок» — Питер Пен. Наступила поздняя осень. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. Лягушка – путешественница. Кто сказал «Мяу». Два жадных медвежонка. Кот в сапогах. Крокодил. Крокодил Гена и его друзья. Каша из топора. Ты продолжаешь игру. Прикинулась сиротой. Петя–петушок. Щенок. Гуси – лебеди. Пьёт с Алёнушкой из одной чашки.
«Игры по сказкам для детей» — Сказка, в гости приходи! Сказки, в которых Ваш ребенок является главным героем. Сказочные пожелания. Правила игры. И умной мамы нежный взгляд. Нужна ли сказке присказка? Отзывчивость – готовность помочь другим людям. Принцесса сказочной страны. Честность – искренность и правдивость в поступках и мыслях.
«Конкурс Сказка» — Конкурс. Н.В.Гоголь. Старик из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» всего 6 раз ходил к морю. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «Какого фрагмента не хватает?». «Черный ящик». Собаку семи богатырей в сказке о мертвой царевне звали Соколко. Л.Н. Толстой. «Творческий». И.С.Тургенев. Четвертый конкурс. Седьмой конкурс.
«Игры со сказочными героями» — Викторина. Буду служить тебе славно. Петушок. Вещи. Сказки зарубежных писателей. Дерево. Разминка. Русские народные сказки. Золотое яичко. Книжкины именины. Приключения Незнайки. Дележ. Товарищ. В стране сказочных героев. Фантазер. Пушкиниана. Сказки русских писателей.
«Игра по сказкам» — Великий путешественник. «Руслан и Людмила»; «Евгении Онегин»; «Сказка о рыбаке и рыбке». С.Я.Маршак; К.И.Чуковский П.П.Ершов. Интеллектуальная игра. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Кто хочет стать знатоком литературы». Следопыты. Сказка «Колобок». «Ерш»; «Караси»; «Акула». К какому жанру относится художественное произведение, в котором есть мораль?
«Детские игры по сказкам» — Фея. Узнай героя сказки. Портрет. По щучьему велению. Птица. Сказка о рыбаке и рыбке. Разминка. Неопознанный объект. Гуси-лебеди. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Сивка-бурка. Маша и медведь. Сколько героев было в сказке «Репка». Волшебные помощники. Снежная Королева. Имена семи гномов. Аленький цветочек.
Всего в теме 12 презентаций
Сказка — один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Сказка — произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла».
Сказка — абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного.
Авторы почти всех трактовок определяют сказку как вид устного повествования с фантастическим вымыслом. Связь с мифом и легендами, на которую указывает М.-Л. Фон Франц, выводит сказку за пределы простого фантастического рассказа. Сказка — не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются культурные ценности ее создателя.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.
От других прозаических жанров сказка отличается более развитой эстетической стороной. Эстетическое начало проявляется в идеализации положительных героев, и в ярком изображении «сказочного мира», и романтической окраске событий.
Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:
1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.
Сказки о животных
В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).
Волшебные сказки
Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.
Бытовые сказки
Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).
Когда мы были совсем крохами, мама или бабушка рассказывали нам о курочке-рябе и колобке. Когда мы немного подрастали, нам читали из книжек с картинками. Потом мы смотрели мультики о Белоснежке и семи гномах, Золушке или Василисе Премудрой. Затем приходила пора, и мы запоем глотали «1001 ночь» или «Панчатантру», смотрели «Шрек», пока не дозревали до таких многоплановых произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки». И всё это был один и тот же литературный художественный вид повествования. Итак, что такое сказка?
Естественно, это повествование о событиях, которых на самом деле не было. Но от жанра фантастики данный жанр отличает то, что он и не претендует на достоверность. Он заранее определенными намеками дает нам понять, что дело здесь не в правдивых сведениях, а в самом повествовании и морали («В некотором царстве», «За царя Гороха»). Этим он отличается от мифа, который рассказывает о космогонии, теогонии и подвигах героев (наподобие Геракла). Эпосы, саги и сказания, несмотря на свой фантастический сюжет, говорящих животных и тому подобное, повествуют об истории народа, создавшего их. В самом деле, что такое сказка, как не порождение того же народа?
С XVII века появился новый жанр — литературная сказка. Ее новизна состояла в том, что, помимо яркого индивидуального стиля автора, такие повествования могли быть и поэтическими, рифмованными (к примеру, сказки А.С. Пушкина). Сокровищницу мировой литературы украсили рассказы Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа и других. Авторское произведение может быть прикреплено к конкретному месту и времени (Шварцвальд у Гримм, Диканька у Гоголя), но никому и в голову не приходит расценивать сказку как описание достоверных событий. Она увлекает, гипнотизирует своим немыслимо прекрасным сюжетом.
Ведь что такое сказка, и почему мы, вырастая, пересказываем эти немудреные истории своим детям? В них, несмотря на кажущуюся примитивность, заложены основные знания о мире, моральные императивы, основы этики. Так ребенок начинает познавать вселенную и общество, в котором ему предстоит жить. Ведь недаром говорится: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок». Кстати, до XIX века этот термин носил прямо противоположный современному смысл. Им обозначали точный перечень и достоверное описание чего-либо. А жанр, повествующий о царевне-лягушке или живущих в лесу кикиморах, назывался тогда баснь или кошуна.
Когда мы были совсем крохами, мама или бабушка рассказывали нам о курочке-рябе и колобке. Когда мы немного подрастали, нам читали из книжек с картинками. Потом мы смотрели мультики о Белоснежке и семи гномах, Золушке или Василисе Премудрой. Затем приходила пора, и мы запоем глотали «1001 ночь» или «Панчатантру», смотрели «Шрек», пока не дозревали до таких многоплановых произведений, как «Вечера на хуторе близ Диканьки». И всё это был один и тот же литературный художественный вид повествования. Итак, что такое сказка?
Видео: Серебряное копытце
Естественно, это повествование о событиях, которых на самом деле не было. Но от жанра фантастики данный жанр отличает то, что он и не претендует на достоверность. Он заранее определенными намеками дает нам понять, что дело здесь не в правдивых сведениях, а в самом повествовании и морали («В некотором царстве», «За царя Гороха»). Этим он отличается от мифа, который рассказывает о космогонии, теогонии и подвигах героев (наподобие Геракла). Эпосы, саги и сказания, несмотря на свой фантастический сюжет, говорящих животных и тому подобное, повествуют об истории народа, создавшего их. В самом деле, что такое сказка, как не порождение того же народа?
Видео: Осенний Вальс. Фильм. StarMedia. Мелодрама
Видео: Сюжеты программы «Неделя»
С XVII века появился новый жанр — литературная сказка. Ее новизна состояла в том, что, помимо яркого индивидуального стиля автора, такие повествования могли быть и поэтическими, рифмованными (к примеру, сказки А.С. Пушкина). Сокровищницу мировой литературы украсили рассказы Шарля Перро, братьев Гримм, Андерсена, Гауфа и других. Авторское произведение может быть прикреплено к конкретному месту и времени (Шварцвальд у Гримм, Диканька у Гоголя), но никому и в голову не приходит расценивать сказку как описание достоверных событий. Она увлекает, гипнотизирует своим немыслимо прекрасным сюжетом.
Ведь что такое сказка, и почему мы, вырастая, пересказываем эти немудреные истории своим детям? В них, несмотря на кажущуюся примитивность, заложены основные знания о мире, моральные императивы, основы этики. Так ребенок начинает познавать вселенную и общество, в котором ему предстоит жить. Ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок». Кстати, до XIX века этот термин носил прямо противоположный современному смысл. Им обозначали точный перечень и достоверное описание чего-либо. А жанр, повествующий о царевне-лягушке или живущих в лесу кикиморах, назывался тогда баснь или кошуна.
4 Ðàáîòàéòå ïàðàìè. Çàäàâàéòå è îòâå÷àéòå íà âîïðîñû.
1) Êàêèå çíàìåíèòûå ðóññêèå ðîìàíû âû çíàåòå? Êîãäà îíè áûëè íàïèñàíû? Êòî èõ àâòîðû? Âû ÷èòàëè èõ? Êàêèõ ïåðñîíàæåé ðîìàíîâ âû ëþáèòå è ïîìíèòå?
2) Çíàåòå ëè âû êàêèõ-ëèáî àíãëîÿçû÷íûõ ðîìàíèñòîâ? Âû ÷èòàëè êàêèå-ëèáî èõ ïðîèçâåäåíèÿ? Åñëè äà, òî, ÷òî âû äóìàåòå î íèõ è èõ ïåðñîíàæàõ?
3) ×èòàëè ëè âû êàêèå-ëèáî ïüåñû? Ëåãêî ëè èõ ÷èòàòü? ×òî áîëåå èíòåðåñíî: ïîñìîòðåòü ïüåñó â òåàòðå èëè ïðî÷èòàòü åå?
4) Ïîìíèòå ëè âû êàêèå-ëèáî èìåíà âñåìèðíî èçâåñòíûõ äðàìàòóðãîâ? Âû ñìîòðåëè êàêóþ-ëèáî èõ ïüåñó? Êàêóþ?
5) Âàì íðàâèòñÿ ïîýçèÿ? Âû ÷àñòî ÷èòàåòå ñòèõè? Ñ÷èòàåòå ëè âû, ÷òî ëþäåé íóæíî ó÷èòü ÷èòàòü è ïîíèìàòü ïîýçèþ? Êòî âàø ëþáèìûé ïîýò? Âû êîãäà-íèáóäü ïûòàëèñü ñàìè ïèñàòü ñòèõè? Áûëè ëè îíè óñïåøíûìè?
6) Ïî÷åìó, ïî-âàøåìó, êîðîòêèå ðàññêàçû ñòàëè íàñòîëüêî ïîïóëÿðíûìè â íàøè äíè? Êàêèå êîðîòêèå ðàññêàçû âû ïðåäïî÷èòàåòå? Îáû÷íî ìàëü÷èêè è äåâî÷êè ÷èòàþò îäíè è òå æå èñòîðèè?
7) Êàêèå èìåíà ïèñàòåëåé, êîòîðûå ïèñàëè áàñíè, âû çíàåòå? Êàêèì îáðàçîì áàñíè îòëè÷àþòñÿ îò äðóãèõ ñòèõîòâîðåíèé? Ïî÷åìó, íà âàø âçãëÿä, îíè ñòàëè ìåíåå ïîïóëÿðíûìè â íàøè äíè?
Ìèôû, ëåãåíäû è ñêàçêè îòíîñÿòñÿ ê ÷èñëó ñàìûõ ñòàðûõ ëèòåðàòóðíûõ ïðîèçâåäåíèé. Ïî÷åìó, íà âàø âçãëÿä, ëþäè âñå åùå íàñëàæäàþòñÿ èìè? Êàêèå èç íèõ âàì íðàâèëèñü â äåòñòâå?
Ðåøåíèå #1
1. Ive read quite a few Russian novels, say, A hero of our Time (1840) by Mikhail Lermontov, Dead Souls (1842) by Nikolay Gogol, Oblomov (1859) by Ivan Goncharov, Fathers and Sons (1862) by Ivan Turgenev, Crime and Punishment (1867) by Fyodor Dostoevsky, War and Peace (1863-1869) and Anna Karenina (1875-1877) by Leo Tolstoy, Quiet Flows the Don (1928-1940) by Mikhail Sholokhov, One Day in the Life of Ivan Denisovich (1962) by Aleksandr Solzhenitsyn and many others. As for my favourite characters, I like Lermontov’s Pechorin who is nevertheless a flawed and non-Romantic figure, Goncharov’s Oblomov who embodies laziness and inaction and his best friend Stoltz, his exact opposite, Turgenev’s Evgeny Bazarov, a medical student and nihilist, Tolstoy’s Anna Karenina, Vronsky’s lover and a very beautiful and intelligent woman, etc.
(ß ïðî÷èòàë äîâîëüíî ìíîãî ðóññêèõ ðîìàíîâ, íàïðèìåð, «Ãåðîé íàøåãî âðåìåíè» (1840) Ìèõàèëà Ëåðìîíòîâà, «Ìåðòâûå äóøè» (1842) Íèêîëàÿ Ãîãîëÿ, «Îáëîìîâ» (1859) Èâàíà Ãîí÷àðîâà, «Îòöû è äåòè» (1862) Èâàíà Òóðãåíåâà, «Ïðåñòóïëåíèå è íàêàçàíèå» (1867) Ôåäîðà Äîñòîåâñêîãî, «Âîéíà è ìèð» (1863-1869) è «Àííà Êàðåíèíà» (1875-1877) Ëüâà Òîëñòîãî, «Òèõèé Äîí» (1928-1940) Ìèõàèëà Øîëîõîâà, «Îäèí äåíü èç æèçíè» Èâàíà Äåíèñîâè÷à (1962) Àëåêñàíäðà Ñîëæåíèöûíà è ìíîãèå äðóãèå. ×òî êàñàåòñÿ ìîèõ ëþáèìûõ ïåðñîíàæåé, ìíå íðàâèòñÿ Ïå÷îðèí Ëåðìîíòîâà, êîòîðûé, òåì íå ìåíåå, — ïîðî÷íàÿ è íåðîìàíòè÷åñêàÿ ôèãóðà, Îáëîìîâ Ãîí÷àðîâà, âîïëîùàþùèé ëåíü è áåçäåéñòâèå, è åãî ëó÷øèé äðóã Øòîëüö, ïîëíàÿ åìó ïðîòèâîïîëîæíîñòü, Åâãåíèé Áàçàðîâ Òóðãåíåâà, ñòóäåíò-ìåäèê è íèãèëèñò, Àííà Êàðåíèíà Òîëñòîãî, ëþáîâíèöà Âðîíñêîãî è î÷åíü êðàñèâàÿ è óìíàÿ æåíùèíà è ò. ä.)
2. Yes, I’ve read a series of books about Harry Potter by J. K. Rowling, The Lord of the Rings by J. R. R. Tolkien, short stories and novels by Roald Dahl, detective stories by Agatha Christie and 1984 by George Orwell. It seems to me that the authors styles, storylines and characters in all these books are quite interesting and memorable, so I dream of reading them in the original in the near future.
(Äà, ÿ ïðî÷èòàë ñåðèþ êíèã î Ãàððè Ïîòòåðå Äæîàí Ðîóëèíã, «Âëàñòåëèí êîëåö» Äæ . Ð. Ð. Òîëêèíà, ðàññêàçû è ðîìàíû Ðîàëüäà Äàëÿ, äåòåêòèâû Àãàòû Êðèñòè è «1984» Äæîðäæà Îðóýëëà. Ìíå êàæåòñÿ, ÷òî àâòîðñêèå ñòèëè, ñþæåòíûå ëèíèè è ïåðñîíàæè âî âñåõ ýòèõ êíèãàõ äîâîëüíî èíòåðåñíå è çàïîìèíàþùèåñÿ, ïîýòîìó ÿ ìå÷òàþ ïðî÷èòàòü èõ â îðèãèíàëå â áëèæàéøåì áóäóùåì.)
3. I’ve read a few famous Russian plays such as The Government Inspector and Marriage by Nikolai Gogol, Masquerade by Mikhail Lermontov, The Storm by Alexander Ostrovsky, The Seagull, Uncle Vanya, Three Sisters, and The Cherry Orchard by Chekhov. I liked them a lot but, in my opinion, watching plays in the theater is a much more interesting experience because plays are just scripts with very few details that come to life when the actors embody the characters on a stage.
(ß ïðî÷èòàë íåñêîëüêî èçâåñòíûõ ðóññêèõ ïüåñ, òàêèõ êàê «Ðåâèçîð» è «Æåíèòüáà» Íèêîëàÿ Ãîãîëÿ, «Ìàñêàðàä» Ìèõàèëà Ëåðìîíòîâà, «Áóðÿ» Àëåêñàíäðà Îñòðîâñêîãî, «×àéêà», «Äÿäÿ Âàíÿ», «Òðè ñåñòðû» è «Âèøíåâûé ñàä» ×åõîâà. Îíè ìíå î÷åíü ïîíðàâèëèñü, íî, íà ìîé âçãëÿä, ñìîòðåòü ñïåêòàêëè â òåàòðå ãîðàçäî èíòåðåñíåå, ïîòîìó ÷òî ïüåñû — ýòî ïðîñòî ñöåíàðèè ñ î÷åíü íåáîëüøèì êîëè÷åñòâîì äåòàëåé, êîòîðûå îæèâàþò, êîãäà àêòåðû âîïëîùàþò ïåðñîíàæåé íà ñöåíå.)
4. I know such prominent dramatists as William Shakespeare, Langston Hughes, Arthur Miller, Samuel Beckett, Henrik Ibsen, Oscar Wilde and Anton Chekhov. I have been to several productions based on Chekhov’s works at the Chekhov Art Theater.
(ß çíàþ òàêèõ âûäàþùèõñÿ äðàìàòóðãîâ, êàê Óèëüÿì Øåêñïèð, Ëýíãñòîí Õüþç, Àðòóð Ìèëëåð, Ñýìþýë Áåêêåò, Õåíðèê Èáñåí, Îñêàð Óàéëüä è Àíòîí ×åõîâ. ß áûë íà íåñêîëüêèõ ñïåêòàêëÿõ ïî ïðîèçâåäåíèÿì ×åõîâà â Õóäîæåñòâåííîì òåàòðå èìåíè ×åõîâà.)
5. I’m more of a prose-reader but sometimes I read poetry. I do find it beneficial for students and other people since it improves one’s creativity, reading fluency, attention to details and problem-solving skills. My favourite Russian poets include Alexander Pushkin, Sergei Yesenin, Mikhail Lermontov and Fyodor Tyutchev. Moreover, I like the sonnets of William Shakespeare and the poems of Robert Burns. As a child, I tried to write poems about love and nature and I thought they turned out quite successful, but now, when I reread them at my present age, they seem to me stupid and naive and often with bad rhyming.
(ß áîëüøå ÷èòàþ ïðîçó, íî èíîãäà ÷èòàþ ïîýçèþ. ß äåéñòâèòåëüíî íàõîæó å¸ ïîëåçíîé äëÿ ñòóäåíòîâ è äðóãèõ ëþäåé, òàê êàê îíà óëó÷øàåò òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè, áåãëîñòü ÷òåíèÿ, âíèìàíèå ê äåòàëÿì è íàâûêè ðåøåíèÿ ïðîáëåì. Ñðåäè ìîèõ ëþáèìûõ ðóññêèõ ïîýòîâ — Àëåêñàíäð Ïóøêèí, Ñåðãåé Åñåíèí, Ìèõàèë Ëåðìîíòîâ è Ôåäîð Òþò÷åâ. Áîëåå òîãî, ìíå íðàâÿòñÿ ñîíåòû Óèëüÿìà Øåêñïèðà è ñòèõè Ðîáåðòà Áåðíñà.  äåòñòâå ÿ ïûòàëñÿ ïèñàòü ñòèõè î ëþáâè è ïðèðîäå, è ìíå êàçàëîñü, ÷òî îíè ïîëó÷àëèñü äîâîëüíî óäà÷íûìè, íî ñåé÷àñ, êîãäà ÿ ïåðå÷èòûâàþ èõ â ìîåì íûíåøíåì âîçðàñòå, îíè êàæóòñÿ ìíå ãëóïûìè è íàèâíûìè è ÷àñòî ñ ïëîõîé ðèôìîâêîé.)
6. In our digital age the genre of short stories is becoming more and more popular because of its concise form and single-minded plot. Personally, I prefer short stories by O. Henry and The Adventures of Sherlock Holmes by Arthur Conan Doyle. I think girls like touching love stories, and boys are keen on detective stories and science fiction, but tastes differ.
( íàø öèôðîâîé âåê æàíð ðàññêàçîâ ñòàíîâèòñÿ âñå áîëåå ïîïóëÿðíûì áëàãîäàðÿ ñâîåé ëàêîíè÷íîé ôîðìå è öåëåíàïðàâëåííîìó ñþæåòó. Ëè÷íî ÿ ïðåäïî÷èòàþ êîðîòêèå ðàññêàçû Î. Ãåíðè è Ïðèêëþ÷åíèÿ Øåðëîêà Õîëìñà Àðòóðà Êîíàí Äîéëà. ß äóìàþ, ÷òî äåâî÷êàì íðàâÿòñÿ òðîãàòåëüíûå ëþáîâíûå èñòîðèè, à ìàëü÷èêè ëþáÿò äåòåêòèâû è íàó÷íóþ ôàíòàñòèêó, íî âñå ëþäè ðàçíûå.)
7. I know such fable writers as Aesop, Ivan Krylov and Jean de La Fontaine. Unlike some other fictional stories, fables always feature anthropomorphized animals, magical creatures and nature forces and lead to a particular moral lesson in the end. I don’t think fables are unpopular now as they are still often read to kids as bedtime stories to teach them life lessons in a playful way.
(ß çíàþ òàêèõ áàñíîïèñöåâ, êàê Ýçîï, Èâàí Êðûëîâ è Æàí äå Ëàôîíòåí.  îòëè÷èå îò íåêîòîðûõ äðóãèõ âûìûøëåííûõ èñòîðèé, â áàñíÿõ âñåãäà ôèãóðèðóþò àíòðîïîìîðôíûå æèâîòíûå, âîëøåáíûå ñóùåñòâà è ñèëû ïðèðîäû, è â êîíöå îíè ïîäâîäÿò ê îïðåäåëåííîìó íðàâñòâåííîìó óðîêó. ß íå äóìàþ, ÷òî áàñíè ñåé÷àñ íåïîïóëÿðíû, òàê êàê èõ âñå åùå ÷àñòî ÷èòàþò äåòÿì â êà÷åñòâå ñêàçîê íà íî÷ü, ÷òîáû ïðåïîäàòü èì æèçíåííûå óðîêè â èãðîâîé ôîðìå.)
8. I guess myths, legends and fairy tales are still popular, because people always liked fictional stories attempting to explain supernatural events and mysteries and involving different magical creatures like dragons, elves, goblins, dwarves and gods. These stories are the best tools to understand a culture and learn different people’s beliefs and values as well as qualities they search in heroes, ways to explain the world, etc. When I was a child, I loved reading fabulous fairy tales by Hans Christian Andersen, Brothers Grimm and Charles Perrault.
(ß äóìàþ, ÷òî ìèôû, ëåãåíäû è ñêàçêè ïî-ïðåæíåìó ïîïóëÿðíû, ïîòîìó ÷òî ëþäÿì âñåãäà íðàâèëèñü âûìûøëåííûå èñòîðèè, ïûòàþùèåñÿ îáúÿñíèòü ñâåðõúåñòåñòâåííûå ñîáûòèÿ è òàéíû è ñâÿçàííûå ñ ðàçëè÷íûìè âîëøåáíûìè ñóùåñòâàìè, òàêèìè êàê äðàêîíû, ýëüôû, ãîáëèíû, ãíîìû è áîãè. Ýòè èñòîðèè — ëó÷øèå èíñòðóìåíòû äëÿ ïîíèìàíèÿ êóëüòóðû è èçó÷åíèÿ âçãëÿäîâ è öåííîñòåé ðàçíûõ ëþäåé, à òàêæå êà÷åñòâ, êîòîðûå îíè èùóò â ãåðîÿõ, ñïîñîáîâ îáúÿñíåíèÿ ìèðà è ò.ä.  äåòñòâå ÿ ëþáèë ÷èòàòü ÷óäåñíûå ñêàçêè Ãàíñà Õðèñòèàíà Àíäåðñåíà, áðàòüåâ Ãðèìì è Øàðëÿ Ïåððî.)
Ðåøåíèå #2
1) I know War And Peace, Anna Karenina, Oblomov, Dead souls, Master and Margarita. War And Peace was written in 1863, Anna Karenina was written in 1873, Oblomov was written in 1859, Dead souls was written in 1835, Master and Margarita was written in 1928. War And Peace and Anna Karenina were written by Lev Tolstoy, Oblomov was written by I. Goncharov, Dead souls was written by N. Gogol, Master and Margarita was written by M. Bulgakov. I`ve read Master and Margarita and War and Peace. My favourite characters in Bulgakov`s novel are cat Begemot and Voland. In the Tolstoy`s novel I like Levin most.
(ß çíàþ «Âîéíó è ìèð, Àííó Êàðåíèíó, Îáëîìîâà, Ìåðòâûå äóøè, «Ìàñòåðà è Ìàðãàðèòó». Âîéíà è Ìèð áûëà íàïèñàíà â 1863 ãîäó, Àííà Êàðåíèíà áûëà íàïèñàíà â 1873 ãîäó, Îáëîìîâ áûë íàïèñàí â 1859 ãîäó, Ìåðòâûå äóøè áûëè íàïèñàíû â 1835 ãîäó, ðîìàí Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà áûë íàïèñàí â 1928 ãîäó. Âîéíà è ìèð è Àííà Êàðåíèíà áûëè íàïèñàíû Ë. Í. Òîëñòûì, Îáëîìîâ áûë íàïèñàí È. À. Ãîí÷àðîâûì, Ìåðòâûå äóøè, íàïèñàííû Í. Â. Ãîãîëåì, ðîìàí Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà áûë íàïèñàí Ì. Áóëãàêîâûì. ß ÷èòàë ðîìàíû «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà è «Âîéíà è ìèð». Ìîè ëþáèìûå ãåðîè áóëãàêîâñêîãî ðîìàíà-êîò Áåãåìîò è Âîëàíä.  ðîìàíå Òîëñòîãî ìíå áîëüøå âñåãî íðàâèòñÿ Ëåâèí).
2) I know Jane Austen, Charles Dickens and Charlotte Bronte. I`ve read Jane Eyre by Charlotte Bronte. I’ve liked the book about an honest and plucky young girl.
(ß çíàþ Äæåéí Îñòèí, ×àðëüçà Äèêêåíñà è Øàðëîòòó Áðîíòå. ß ÷èòàëà Äæåéí Ýéð Øàðëîòòû Áðîíòå. Ìíå ïîíðàâèëàñü êíèãà î ÷åñòíîé è îòâàæíîé äåâóøêå).
3) I have read Hamlet by William Shakespeare. I found it a little bit difficult to read plays, because I could forget whose speech I was reading. And also I felt lack of descriptions. It `s much more interesting to watch a play in the theatre.
(ß ïðî÷èòàë «Ãàìëåòà» Óèëüÿìà Øåêñïèðà. Ìíå áûëî íåìíîãî òðóäíî ÷èòàòü ïüåñû, ïîòîìó ÷òî ÿ ìîã çàáûòü, ÷üþ ðå÷ü ÿ ÷èòàë. À òàêæå ÿ îùóùàë íåäîñòàòîê îïèñàíèé. Ãîðàçäî èíòåðåñíåå ñìîòðåòü ñïåêòàêëü â òåàòðå).
4) Well-known dramatists are William Shakespeare, George Bernard Show, Arthur Miller and Anton Chekhov.I have seen Hamlet by Shakespeare and The Cherry Orchard by Chekhov.
(Èçâåñòíûå äðàìàòóðãè-Óèëüÿì Øåêñïèð, Äæîðäæ Áåðíàðä Øîó, Àðòóð Ìèëëåð è Àíòîí ×åõîâ.ß âèäåë Ãàìëåòà Øåêñïèðà è Âèøíåâûé ñàä ×åõîâà).
5) I enjoy reading poetry, however I don`t read it very often. I believe people should be taught to read poetry on order to understand what the author wanted to tell the reader. My favourite poet is I. Brodsky. I tried to write poems in my childhood, but they were not very successful, as they were funny and clumsy.
(Ìíå íðàâèòñÿ ÷èòàòü ñòèõè, îäíàêî ÿ íå ÷èòàþ èõ î÷åíü ÷àñòî. ß ñ÷èòàþ, ÷òî ëþäåé íóæíî ó÷èòü ÷èòàòü ñòèõè, ÷òîáû ïîíÿòü, ÷òî àâòîð õîòåë ñêàçàòü ÷èòàòåëþ. Ìîé ëþáèìûé ïîýò È. Áðîäñêèé. ß ïûòàëñÿ ïèñàòü ñòèõè åùå â äåòñòâå, íî îíè áûëè íå î÷åíü óäà÷íûìè, òàê êàê áûëè ñìåøíûìè è íåóêëþæèìè).
6) Our life is getting more and more dynamic that`s why I think the genre of short stories is popular today. You can read a complete story in one sitting. Personally, I prefer science fiction and historical novels. In my opinion boys and girls read different books, but it depends on the age. Boys mostly prefer adventure or detective stories while girls can be interested in love stories and drama.
(Íàøà æèçíü ñòàíîâèòñÿ âñå áîëåå è áîëåå äèíàìè÷íîé, ïîýòîìó ÿ ñ÷èòàþ, ÷òî æàíð ðàññêàçîâ ïîïóëÿðåí ñåãîäíÿ. Âû ìîæåòå ïðî÷èòàòü ïîëíûé ðàññêàç çà îäèí ïðèñåñò. Ëè÷íî ÿ ïðåäïî÷èòàþ ôàíòàñòèêó è èñòîðè÷åñêèå ðîìàíû. Íà ìîé âçãëÿä ìàëü÷èêè è äåâî÷êè ÷èòàþò ðàçíûå êíèãè, íî ýòî çàâèñèò îò âîçðàñòà. Ìàëü÷èêè â îñíîâíîì ïðåäïî÷èòàþò ïðèêëþ÷åíèÿ èëè äåòåêòèâû, â òî âðåìÿ êàê äåâî÷êè ìîãóò áûòü çàèíòåðåñîâàíû â ëþáîâíûõ èñòîðèÿõ è äðàìå)
7) I know such fable writers as I. Krylov and M. Lomonosov. Fable poems have specific form and no rhyme. Besides, every fable story teaches a moral lesson. However, fable stories are not very popular today, because people are more concerned about money matters than morality.
(ß çíàþ òàêèõ áàñíîïèñöåâ, êàê È. Êðûëîâ è Ì. Ëîìîíîñîâ. Áàñíè èìåþò ñïåöèôè÷åñêóþ ôîðìó è íå ðèôìóþòñÿ. Êðîìå òîãî, êàæäàÿ áàñíÿ ïðåïîäàåò ìîðàëüíûé óðîê. Îäíàêî, áàñíè íå î÷åíü ïîïóëÿðíû ñåãîäíÿ, ïîòîìó ÷òî ëþäè áîëüøå îáåñïîêîåíû äåíüãàìè, ÷åì âîïðîñàìè ìîðàëè).
I think people still enjoy reading myths, legends and fairy tales, because belief in wonders and superpowers brings some hope into their hearts. Moreover, these kind of literature is a part of cultural heritage of any nation. Through reading myths and legends of other countries we learn to understand other people. As a child I liked to read Myths and Legends of Ancient Greece and fairy tales by H. C. Andersen.
(ß äóìàþ, ÷òî ëþäè äî ñèõ ïîð ëþáÿò ÷èòàòü ìèôû, ëåãåíäû è ñêàçêè, ïîòîìó ÷òî âåðà â ÷óäåñà è ñâåðõñïîñîáíîñòè ïðèâíîñèò íàäåæäó â èõ ñåðäöà. Áîëåå òîãî, òàêàÿ ëèòåðàòóðà ÿâëÿåòñÿ ÷àñòüþ êóëüòóðíîãî íàñëåäèÿ ëþáîãî íàðîäà. ×èòàÿ ìèôû è ëåãåíäû äðóãèõ ñòðàí, ìû ó÷èìñÿ ïîíèìàòü äðóãèõ ëþäåé.  äåòñòâå ìíå íðàâèëîñü ÷èòàòü «Ìèôû è ëåãåíäû Äðåâíåé Ãðåöèè» è ñêàçêè Õ. Ê. Àíäåðñåíà).
Урок
русского языка в 5 «В» классе.
Нормы произношения и ударения.
Предметная
цель: организовать деятельность учащихся по формированию
речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание акцентологических
норм
Развивающие цели: способствовать
развитию у учащихся
—
коммуникативной, лингвистической и языковой компетенций в процессе
выполнения практических упражнений;
—
умения анализировать, систематизировать, делать выводы.
Воспитательные цели:
—
способствовать развитию у учащихся эффективного общения с
одноклассниками через формирование у учащихся нравственных качеств:
общительность, способность к открытому взаимодействию, толерантность;
—
вызвать интерес к изучению норм литературного языка.
Средства
обучения: задания для каждой группы.
Оборудование:
компьютер, телевизор, чистые листы бумаги.
Ход урока
1.
Организационный этап.
-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
Сегодня на уроке нас ждёт много нового и интересного. Готовы ли вы уроку, с
каким настроением вы пришли сегодня в кабинет?
-Пожалуйста, первый ряд подойдите к доске
и приклейте стикер на «Барометр настроения». Теперь второй ряд, третий.
-Итак, я вижу что вы готовы к уроку. Тогда
начнём.
2.Мотивация.
-Прослушайте шутливое стихотворение и скажите,
как не нужно произносить слово творог?
Мой дядя выяснял
лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог…
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродана уже!».
В.Громов
Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой
вариант произношения слова творог. Но в соответствии со строгими
литературными нормами лучше говорить творог. А кассирша должна
была сказать распродана.
-А только ли нарушена норма постановки
ударения?
Может быть ещё вы
видите нарушение каких-либо норм? Хорошо тогда послушайте Рассказ школьного
портфеля
Знакомьтесь: Петя.
Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет…»
«Закрыт магазин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы…»
«Секёт свеклу…»
«Пекёт блины…»
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Ю.Тимянский
-Какие нормы
нарушены в этом шутливом стихотворении? (Произношения)
3. Актуализация субъектного опыта учащихся.
-А в вашей жизни бывали такие случаи, когда вы
неправильно ставили ударение или неправильно произносили слова? А легко ли было
окружающим понять о чём вы говорите? Приведите примеры своей неправильной речи.
-Нам эта тема важна? (Да)
-Тогда сформулируйте тему сегодняшнего урока
(Нормы ударения и произношения)
— И что мы во всех словах сразу научимся
ставить ударение? (Нет)
-А как вы думаете, что нам нужно будет сделать
для того, чтобы научиться правильно ставить ударение во всех словах? (Найти
что-то общее среди всех слов, закономерности)
-Какие цели вы поставите себе?
-А с помощью чего будем добиваться решения
поставленной цели?
4. Осмысление нового материала.
-Почему
воспитанный человек испытывает трудности в постановке ударения? (Потому, что он
культурный и воспитанный, боится допустить ошибки в речи).
— Мы
сегодня будем искать «подсказки», которые помогут нам правильно произносить
слова.
-У
каждой группы на столах лежит листочек с заданиями, прочитайте пожалуйста первое
задание. (Читают)
Прочитайте выразительно отрывки из стихотворений и определите ударение
в выделенных словах.
1 группа.
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала…
А.С. Пушкин.
2 группа.
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А.Барто.
3 группа.
Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
Будут целый день качать
И баюкать Лелю.
А.Барто.
4 группа.
И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался красивей.
М.Исаковский.
5 группа.
Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.
А.Пушкин.
-Запишите свои
наблюдения в тетрадь под цифрой один. (Что в стихотворениях ритм и рифма
подсказывают постановку ударения)
— Переходим ко
второму заданию.
1 группа задание:
расставить ударение в русских словах и выяснить особенности русского ударения,
записав их в тетрадь: город, природа, молоко, ворота.
2 группа. Расставить
ударение во французских словах и выяснить их особенности, записав в тетрадь: одеколон,
эскимо, салют, дебют.
3 группа.
Расставить ударение в польских словах и выяснить их особенности, записав в
тетрадь.
Варшава,
Освенцим, Краков, Познань.
4 группа.
Расставить ударение в венгерских словах, выяснить их особенности, записать в
тетрадь. Венгрия, Ференц Лист.
5 группа.
Расставить ударение в чешских словах, выявить их особенности, записать в
тетрадь. Прага, Карловы Вары, чехи.
Таким образом,
постановка ударения зависит от языка, из которого пришло слово.
Задание 3.
-Найдите омонимы. Чем они различаются в
значении? Сделайте вывод о роли ударения.
1 группа.
Скорей, сестра, на рыб взгляни.
Попались на крючок они!
В ведерко руку окуни,
Не бойся, это окуни.
Я. Козловский
2 группа.
Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на
работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему
любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю
Ольге Константиновне». Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в
школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному
руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили
они.
Что перепутал Артем?
3 группа.
Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас».
Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница
Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них
Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня
материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все
поняла…
Что поняла Аня?
4 группа.
Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город
Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в
городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим
великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная
артистка Российской Федерации Л.Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, –
спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у
каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то
странная заметка!» Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих,
но разных по смыслу слова».
Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?
5 группа.
Укажите слово, в котором допущена
произносительная ошибка. Произнесите его правильно.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Задание 4. Работа с таблицей
-Подведение итогов знакомства с новым
материалом и установлением закономерностей.
5. Первичное закрепление
изученного.
Учащиеся
получают карточки с ключевыми словами, используя которые необходимо
составить текст на заданную тему и поставить ударение в предложенных словах. На
задание отводится 3 минуты.
Группа
1. “А у нас сегодня гости!”
Предлагаются
слова: звонит, тефтели, салат из вареной свеклы, зажарить гуся, произносить
тосты, кета, щавель, арахис, камбала, баловать.
Группа
2. “Встреча двух подруг”.
Каталог,
красивее, пиццерия, занята, правы, позвонит, хлебцы, щавель, свекла, досуг.
6. Обобщение и систематизация. Игра ударение инфо.
7. Информирование
о домашнем задании.
8.
Подведение итогов урока.
—Что
нового вы сегодня узнали?
-Какие
из поставленных вами целей нам удалось реализовать?
-Оцените
свою работу на уроке ?
9.
Рефлексия.
-На
«барометре настроения» отметьте, пожалуйста, своё настроение в конце урока.
3. Изучение новых знаний и способов деятельности.
Часто,
услышав не совсем правильную и грамотную речь в обществе, мы задаемся вопросом:
Ну почему мы так говорим?
А ведь
важнейшим признаком литературного языка считается наличие норм.
— Что,
по-вашему, означает норма?
Норма
— это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка
(слов, словосочетаний, предложений).
К
основным источникам языковой нормы относятся:
—
произведения писателей-классиков;
—
произведения современных писателей, продолжающих классические традиции;
—
публикации средств массовой информации;
—
общепринятое современное употребление;
—
данные лингвистических исследований.
Постоянное
развитие языка ведет к изменению литературных норм. То, что было нормой в
прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от
нее.
В
истории литературного языка возможны:
—
сохранение старой нормы;
—
конкуренция двух вариантов, при которой словари рекомендуют традиционный
вариант;
—
конкуренция вариантов, при которой словари рекомендуют новый вариант;
—
утверждение нового варианта в качестве единственно нормативного.
Различают
следующие нормы:
—
Акцентологическую (ударение).
—
Орфоэпическую (произношение звуков и их сочетаний).
—
Лексическую (правильный выбор слов с учетом их значений).
-Фразеологическую(правильное
употребление устойчивых сочетаний).
—
Словообразовательную (образование слов и их строение).
—
Орфографическую.
—
Пунктуационную.
—
Грамматическую (правила использования морфологических форм разных частей речи).
—
Синтаксическую (правила связи слов в предложении и словосочетании).
—
Стилистическую (стилевая принадлежность языковых элементов).
-Скажите,
а чем мы с вами должны руководствоваться, чтобы верно определить норму языка?
4.
Первичная проверка понимания изученного.
Учащиеся
получают карточки с ключевыми словами, используя которые необходимо
составить текст на заданную тему и поставить ударение в предложенных словах. На
задание отводится 3 минуты.
Группа
1. “А у нас сегодня гости!”
Предлагаются
слова: звонит, тефтели, салат из вареной свеклы, зажарить гуся, произносить
тосты, кета, щавель, арахис, камбала, баловать.
Группа
2. “Встреча двух подруг”.
Каталог,
красивее, пиццерия, занята, правы, позвонит, хлебцы, щавель, свекла, досуг.
5.
Закрепление изученного. ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ЛИСТОК НА ЭКРАН.
Работа
в группах.
6. Обобщение
и систематизация. Игра ударение инфо. ПОТОМ СЛАЙДЫ О НОРМЕ, что ок-ся мы
всё время занимались нормами.
7. Информирование
о домашнем задании.
8.
Подведение итогов урока.
9.
Рефлексия.
САМОАНАЛИЗ
УРОКА.
1. Характеристика
класса.
В 6
«Б» классе обучаются 25 человек, из них 7 мальчиков и 18 девочек.
Стабильно на
оценку «5» занимаются две ученицы: Закарян Виктория и Парфило Елизавета,
семнадцать школьников по русскому языку являются хорошистами и пятеро учащихся
имеют оценку «3» это: Варанкин Сергей, Маковецкая Ольга, Курлаев Илья, Петров
Дмитрий и Юркин Александр.
Большинство
шестиклассников умеют адекватно оценивать свою работу, также ученики могут
самостоятельно определить тему урока и сформулировать его цель, обладают
навыками прогнозирования результатов своей деятельности, умеют самостоятельно
работать со словарями, строить развернутые высказывания на заданную тему.
В классе
безусловными лидерами являются Закарян В. и Парфило Е., остальные дети тянутся
за этими ученицами. В силу возраста и особенностей классного коллектива ребята
быстро увлекаются изучаемыми темами, включаются в деятельность, поэтому
сотрудничать с ними интересно. Программа выполняется полностью согласно
календарно-тематическому планированию.
2. Место
урока в изучаемой теме.
Урок
«Нормы произношения и ударения» является первым уроком в разделе повторение в
конце года.
3.
Характеристика общей цели урока,
конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и
воспитывающей.
Предметная
цель: организовать деятельность учащихся по формированию
речевого мастерства через восприятие, осмысление и первичное запоминание
акцентологических норм.
Развивающие цели: способствовать
развитию у учащихся
—
коммуникативной, лингвистической и языковой компетенций в процессе
выполнения практических упражнений;
—
умения анализировать, систематизировать, делать выводы.
Воспитательные цели:
—
способствовать развитию у учащихся эффективного общения с
одноклассниками через формирование у учащихся нравственных качеств: общительность,
способность к открытому взаимодействию, толерантность;
—
вызвать интерес к изучению норм литературного языка.
Содержание
учебного материала: задания для каждой группы,
компьютер, телевизор, чистые листы бумаги.
Методы
и приёмы обучения: на этапе объяснения нового
материала использую объяснительно-иллюстративный метод, проявляющийся в
приёмах: эвристическая беседа, составление тезисов, работа с таблицей.
На
этапе первичного закрепления использую частично-поисковый метод в таких его
приёмах, как работа по карточкам.
Формы
организации деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Этапы
урока
Урок
начался с оргмомента, который помог ребятам включиться в работу. Далее на
этапе МОТИВАЦИИ были предложены шутливые стихотворения, которые помогли
мотивировать учащихся на дальнейшую работу. На этапе АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТНОГО
ОПЫТА УЧАЩИХСЯ мы выяснили тему урока, необходимость изучения данной темы,
учащиеся сформулировали цели своей деятельности и предложили пути достижения
этих целей. На этапе ОСМЫСЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА работающим в группах было
предложено найти закономерности, позволяющие правильно расставлять ударение в
словах и произносить их. На этапе ПЕРВИЧНОЙ ПРОВЕРКИ ПОНИМАНИЯ
шестиклассникам предлагалось из слов составить небольшой текст на заданную
тематику, а так же расставить ударение в указанных словах. На этапе ОБОБЩЕНИЯ И
СИСТЕМАТИЗАЦИИ учащиеся играли в игру ударение инфо.
На
этапе ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ УЧАЩИМСЯ БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНЫ ГРУППЫ СЛОВ ДЛЯ ТОГО, чтобы
они дома попробовали себя в качестве редактора и расставили в указанных словах
ударение. На этапе ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА учащиеся подводили итоги работе на
уроке. На этапе РЕФЛЕКСИЯ шестиклассники оценивали свою работу по «барометру
настроения».
Структура
урока полностью соответствовала общей цели и возможностям класса. Таким
образом, цели и задачи урока достигнуты.