Стихотворение а с пушкина вновь я посетил восприятие истолкование оценка сочинение

вновь я посетил стихотворение, которое было написано в 1835 году уже зрелым поэтом и гражданином а. с. пушкиным. остановить

«…Вновь я посетил…» — стихотворение, которое было написано в 1835 году уже зрелым поэтом и гражданином

А. С. Пушкиным

. Остановить поток времени и жизни, повернуть его вспять не под силу никому. Глубокое понимание той быстротечности и неумолимости движения времени легло в основу произведения.

Общее настроение стихотворения можно охарактеризовать как светлую грусть. «…Вновь я посетил» представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское.

По жанру стихотворение представляет собой элегию. Пушкин использует здесь разностопный ямб. Отличительной особенностью этого стихотворения является то, что в нем рифмы как таковой нет, как нет и разделения на строфы, а есть только разделение частей, укороченные и прерванные строки.

Кроме того, рифма преимущественно женская. Самое важное слово выносится в конец строчки. Подобная строфика и ритмика помогает, с одной стороны, создать эффект разговорной речи-размышления, а с другой стороны, возникает ощущение, что каждую минуту монолог может прерваться. То есть, таким образом выражается тема непредсказуемости жизни, а многоточия графически помогают созданию этого ощущения.

Композиционно произведение можно разбить на три части. В первой описывается «уголок земли», под которым подразумевается Михайловское. Во второй части — слияние героя и природы. В третьей части поэт устремляет свой взгляд в будущее. Стержень стихотворения — это эволюция мысли героя. Посмотрим на ее развитие.

В первой части произведения преобладает мрачное, тоскливое настроение. Возникает мотив потери и смерти. Во второй части для героя становится очевидным, что все меняется вокруг. И, как бы в подтверждение этой мысли, поэт видит три сосны, которые одни не изменились, «они всё те же…». Но тут лирический герой замечает, что есть перемены и здесь:

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети.

Эта тема перемен начинает звучать буквально в самом начале стихотворения: «и много переменилось в жизни для меня», «переменился я». Поднимается тема неумолимости времени, его безудержного стремления вперед.

Если говорить о символике стихотворения, то одним из самых ярких символов здесь является озеро. Озеро и его «неведомые волны» символизирует собой реку времени. Вокруг него все меняется: уже «По брегам отлогим / Рассеяны деревни…», «Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре…», да и у самого озера «иные берега, иные волны». И вот по этому озеру «плывет рыбак и тянет за собою / Убогий невод». Этот рыбак подобен перевозчику Харону: он вылавливает в озере души и помогает им переправиться в иной мир. Другой символический образ — это образ старого пня:

А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

В стихотворении не сказано, что речь идет о пне, но мы понимаем, что дерево это мертво, потому что оно уже не способно цвести и расти, давать новые побеги. При помощи образа мертвого дерева поэт раскрывает мудрую истину: все что живо, меняется, и только то, что мертво, остается неизменным.

Такая оптимистическая мысль прокладывает «мостик» между второй и третьей частью стихотворения. Третья часть — самая светлая. В ней лирический герой приходит к внутреннему успокоению, к гармонии с собой. Он согласен, что время неумолимо движется вперед, и когда-нибудь его уже не будет на этой земле, но его потомки, его внук услышит «приветный шум» молодой рощи.

Вторая часть «…Вновь я посетил» написана собственно в пушкинских традициях. В середине начальных строчек присутствуют созвучные слова: «младое» — «незнакомое», «могучий» — «поздний», «старую» — «главу». Эти созвучия и создают образ гармонии лирического героя с самим собой, с прошлым и будущим.

В ранний период творчества молодой поэт находился под влиянием Жуковского. Несмотря на то, что к 1835 году Пушкин был уже зрелым поэтом, влияние Жуковского все равно чувствуется. Оно видно в мотивах, используемых поэтом: мотиве дороги («вновь я посетил»), мотиве изгнанничества («изгнанником провел»), воспоминаний («минувшее меня объемлет живо»), утраты («уже старушки нет»).

Из художественных средств в стихотворении использованы олицетворения — «шорох их вершин / Меня приветствовал», «…мельница, насилу крылья / Ворочая на ветре…», перифраз — «А вдали / Стоит один угрюмый их товарищ», «племя младое», сравнение — «как дети», «как старый холостяк», метафора — «уголок земли», «стелется широко», «рассеяны деревни», «скривилась мельница», эпитеты — «опальный домик», «кропотливый дозор», «златые нивы», «убогий невод», «неведомы воды», «могучий возраст».

Стихотворение построено на антитезе ассоциативной и смысловой. В первой и второй части преобладает отнесенность в прошлое, поэтому используются в основном глаголы прошедшего времени. В третьей части главное — устремление в будущее, чем обусловлено употребление глаголов будущего времени.

Инверсия в произведении создает образ разнообразия жизни. Здесь она встречается очень часто («переменился я», «жил я», «не слышу я»). Чередуясь с обычным порядком слов («я сиживал», «я проезжал») она рисует жизнь, полную непредсказуемости, ставящую человека в самые различные ситуации.

Таким образом, Пушкин в стихотворении «…Вновь я поселил» дает читателю понять, что все в жизни, в том числе, и человек, постоянно изменяется и двигается вперед. Порой судьба непредсказуема, несправедлива, но это разве не это делает нашу жизнь интересной и насыщенной? Главное — не бояться перемен, ловить каждый радостный момент и луч солнца во мгле обыденности и посредственности.

На чтение 5 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»)

Скачать материал (0.02 Мб)

Скачать материал

Стихотворение В.А. Жуковского «Песня» («Минувших дней очарованье…»).

Восприятие, истолкование, оценка

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

А.С. Пушкин.

В статье «Сочинения Александра Пушкина» Белинский назвал В.А. Жуковского первым русским романтиком. Жуковский открыл романтизм для русской литературы. В этом Белинский видел историческую заслугу поэта.

Тематика и интонация творчества В.А. Жуковского специфична. Он считал поэзию могучим средством духовного воспитания человека. В письме 1816 г. к своему ближайшему другу А.И. Тургеневу поэт писал о поэзии: «…она должна иметь влияние на душу всего народа, и она будет иметь это благотворное влияние, если поэт обратит свой дар к этой цели».

К произведениям, имеющим влияние на душу человека, можно отнести стихотворение «Песня» («Минувших дней очарованье…»). Оно написано в июле-ноябре 1818 г. Это был период, когда в творчестве Жуковского усили-лось немецкое влияние. Усилились мистические мотивы. Мечтательное во-ображение перерастает в концепцию двух миров – таинственного мира сущ-ностей и видимого мира явлений. Стихотворение посвящено Е.Ф. Вадков-ской, племяннице родственницы Жуковского А.И. Плещеевой, которая горя-чо поддерживала намерение Жуковского жениться на М.А. Протасовой, лю-бовь к которой так и осталась в возвышенно-мечтательном варианте.

Тема стихотворения – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе, по мысли Жуковского, присуще стремление к счастью и блаженству. В этом смысл жизни человека. Но прекрасный идеал несовместим с грубой, жестокой и обыденной жизнью. И поэт находит его в глубинах человеческой души. Отсюда в «Песне» глубокая грусть и тихое «томление». Здесь четко прослеживается мысль о том, что человек не может достичь счастья и блаженства в реальной жизни. Религиозные мотивы, воз-никающие в стихотворении, питаются христианскими представлениями о бессмертии души. Поэтому Жуковский так часто обращается к этому образу: «шепнул душе привет…», «душе блеснул знакомый взор…», «зачем душа в том край стремится…»

«Песня» («Минувших дней очарованье…») – лирический монолог, об-ращенный в прошлое. Глубоко интимные чувства, пронизывающие стихо-творение, подобно какому-то тончайшему инструменту, воздействуют на чи-тателя, заставляют покориться этому прекрасному, немного со слезой, миру света и добра, миру надежд и сомнений.

Мы имеем возможность наблюдать тонкий духовный мир автора. Ему не дают покоя воспоминания об «очарованье» минувших дней, когда были живы мечты, когда мир был освещен блеском «знакомого взора». Душа поэта наполняется чудесной музыкой, вызванной незабываемыми воспоминания-ми, она озарена светом надежды… Автор в сомненье: имеет ли он право на нее? Не погас ли этот робкий огонек от малейшего дуновения? Жуковский проводит тонкий психологический анализ своего состояния. Читаешь строки и попадаешь в мир прекрасных чувств, переживаний, сомнений. И душе хо-чется надеяться и верить в красоту мечты, которая увяла, но не надолго. Язык «Песни» очень звучный, живой. Считается, что таким языком до Жуковского никто не писал.

Минувших дней очарованье,

Зачем опять воскресло ты?

Кто разбудил воспоминанье

И замолчавшие мечты?

В этих строках явно прослушивается исповедальная интонация. Имея воображение, можно представить «Песню» в виде художественного полотна. Какие тона выбрал автор? Они разнообразны. Меланхолия – тона приглу-шенные, мрачные: «минувших дней», «замолчавшие мечты…», «мечты увядшей красоту…». Но откуда это: «дней очарованье», «воскресло», «блес-нул… взор». Будто солнечный лучик проник в мрачное подземелье, и на на-шем полотне появились живые тона, краски радости и надежды. Известно. Что стихотворение «Минувших дней очарованье» положено на музыку не-сколькими композиторами: Н. Норовиным, Ю. Капри и П. Булаховым. Это и неудивительно. Строки «Песни» необыкновенно лиричны, проникновенны, музыкальны.

Этому способствует стихотворный размер, избранный Жуковским. Это ямб с частично встречающимся пиррихием, перекрестная рифма органично вплетается в ритм «Песни». Лексический состав стихотворения также не-обыкновенно продуман. Возьмем, к примеру, 1-ю строфу и проведем ее лек-сический анализ. «Минувших» – «воскресла», «разбудил» – «замолчавшие», «блеснул… взор» – «незримое». Явно прослеживается тенденция к антитезе. Этот прием позволяет проследить то контрастирующее состояние, которое переживает автор. Что касается глаголов, то они в основном употреблены в прошедшем времени: «воскресло», «разбудил», «шепнул», «блеснул» и т.д. Да, вновь и вновь обращается автор к прошлому, которое так тревожит и волнует его.

Что касается синтаксиса, то бросается в глаза обилие вопросительных предложений. Причем, вопросы, заключенные в них, носят риторический ха-рактер: «Зачем опять воскресла ты?». «Зачем в мою теснишься грудь?». Этот синтаксический прием Жуковского направлен на то, чтобы придать произве-дению философскую окраску.

Автор находит и другие изобразительные средства, позволяющие пере-дать мир сложных человеческих переживаний. Это олицетворение: «…дней очарованье, зачем опять воскресло ты?». Или: «Могу… одеть покровом зна-комой жизни наготу?».

А вот еще один интересный прием. Во второй строфе часто употребля-ется частица ль: «могу ль сказать», «могу ль узреть», «скажу ль…». Какой мир сомнений и исканий перед нами! И этого автор достигает благодаря по-втору всего лишь одного маленького слова.

В литературных кругах известен афоризм Горация: «Не желай удивле-нья толпы, но пиши для немногих». Эти слова я полностью отношу к творче-ству В.А. Жуковского. Не будем кривить душой, утверждая, что поэзия этого поэта-романтика до сих пор привлекает большую массу читателей. Меняются времена, люди. Но пока существует в мире природа, любовь, красота, будут живы стихи Жуковского, исполненные необыкновенным чувством воспри-ятия окружающего мира, стихи, давшие русской поэзии «душу и сердце».

basic.png

Листать вверхЛистать внизПолучить кодСкачивание материала начнется через 51 сек. Скачать материал (0.02 Мб)Скачать материал (0.02 Мб)

Нравится материал? Поддержи автора!

Готовясь к выпускному сочинению и обдумывая темы вариантов, я взяла на заметку стихотворение А. С. Пушкина “…Вновь я посетил…” по многим причинам. Пушкин давно и прочно занял важное место в моей жизни и в моем круге чтения, в котором “Сказка о мертвой царевне” сменилась поэмой “Руслан и Людмила”, а повесть “Капитанская дочка” — романом “Евгений Онегин”. “Чувства добрые”, пробуждение которых в людях А. С. Пушкин поставил себе в заслугу в стихотворении “Памятник”, повлияли на мое нравственное становление, сформулировали мое представление о чести, порядочности, о “любви к отеческим гробам” и многом другом. Есть у меня и личное воспоминание, относящееся к избранной теме: слова “Здравствуй, племя младое, незнакомое!” я впервые услышала много лет назад, стоя с огромным букетом цветов в ряду первоклассников, впервые переступающих порог школы.
Перечитывая недавно стихотворение “…Вновь я посетил…”, я вдруг испытала тревожно-грустное чувство, вызванное пушкинскими строками. Я поняла, что близится срок подведения итогов первого этапа моей жизни, что, уходя во взрослый мир, я оглянусь назад, переберу в памяти все, что было в детстве и юности, и с надеждой загляну в будущее, манящее к себе грядущими переменами, исполненными надеждами, верой в профессиональную удачу и житейское счастье. Благоговея перед Пушкиным, с трепетом приступаю к анализу его поэтического шедевра.
Стихотворение “.. .Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал после восьмилетнего перерыва. Вспомним: последние годы жизни тяжело давались поэту. Растущая семья и заботы о жене и детях, материальные трудности, заставившие Пушкина надеть “презренный” мундир камер-юнкера, утрата друзей и единомышленников (“иных уж нет, а те далече”), светские сплетни о Наталье Николаевне никак не способствовали творческому вдохновению. Как будто предчувствуя грядущую дуэль и смерть, Александр Сергеевич начинает подводить творческие и жизненные итоги. И в этом смысле стихотворение “…Вновь я посетил…” можно считать предтечей знаменитого “Памятника”, первой частью дилогии, посвященной важным жизненным вехам, в то время как во второй части поэт скажет все о своем творчестве, о том, почему, с его точки зрения, он долго будет “любезен… народу”.
В жанровом отношении я определила бы стихотворение Пушкина как элегию, но такое определение будет явно односторонним. “… Вновь я посетил…” — это одновременно и воспоминание, и пейзажная зарисовка, и пророческий прогноз. Определяющая общий настрой стихотворения элегическая грусть в ключевых местах сменяется оптимистической, жизнерадостной интонацией. А излюбленный поэтом пятистопный ямб позволяет плавно, неторопливо (как в эпическом произведении) поделиться с “племенем младым” думами о прошлом и будущем.
Композиционно в стихотворении можно выделить несколько частей, ключевые слова и словосочетаниякоторых позволяют определить его идейно-тематическое содержание.
Экспозиция констатирует тот факт, что поэт вернулся на родину и что это возвращение вызвало в нем поток воспоминаний. Пушкин доверчиво поверяет нам:

Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…

Ключевыми мне представляются две последние строчки: перемены объясняются возрастом, все же остальное — взгляды, убеждения, отношение к друзьям и к власти — осталось неизменным, таким же, каким было в юности мятежной. Упоминая возраст, поэт как бы отсылает нас к стихотворению, написанному им восемь лет назад и связанному с трагическим исходом движения декабристов: “…Я гимны прежние пою…”. В этой неизменности нравственных и идейных позиций Пушкина убеждают и последние строчки экспозиции:

…И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

Следующее пятистишие вводит в содержание тему памяти, органично связанную с проанализированным выше мотивом. Упоминания “опального домика” и “бедной няни моей” возвращают нас к важнейшим вехам в жизни поэта. Сюда, в Михайловское, к ссыльному стихотворцу приезжал Иван Иванович Пущин, которому посвящены удивительные по искренности и глубине дружеского чувства строки: и житейское счастье. Благоговея перед Пушкиным, с трепетом приступаю к анализу его поэтического шедевра.
Стихотворение “.. .Вновь я посетил…” написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал после восьмилетнего перерыва. Вспомним: последние годы жизни тяжело давались поэту. Растущая семья и заботы о жене и детях, материальные трудности, заставившие Пушкина надеть “презренный” мундир камер-юнкера, утрата друзей и единомышленников (“иных уж нет, а те далече”), светские сплетни о Наталье Николаевне никак не способствовали творческому вдохновению. Как будто предчувствуя грядущую дуэль и смерть, Александр Сергеевич начинает подводить творческие и жизненные итоги. И в этом смысле стихотворение “…Вновь я посетил…” можно считать предтечей знаменитого “Памятника”, первой частью дилогии, посвященной важным жизненным вехам, в то время как во второй части поэт скажет все о своем творчестве, о том, почему, с его точки зрения, он долго будет “любезен… народу”.
В жанровом отношении я определила бы стихотворение Пушкина как элегию, но такое определение будет явно односторонним. “… Вновь я посетил…” — это одновременно и воспоминание, и пейзажная зарисовка, и пророческий прогноз. Определяющая общий настрой стихотворения элегическая грусть в ключевых местах сменяется оптимистической, жизнерадостной интонацией. А излюбленный поэтом пятистопный ямб позволяет плавно, неторопливо (как в эпическом произведении) поделиться с “племенем младым” думами о прошлом и будущем.
Композиционно в стихотворении можно выделить несколько частей, ключевые слова и словосочетания которых позволяют определить его идейно-тематическое содержание.
Экспозиция констатирует тот факт, что поэт вернулся на родину и что это возвращение вызвало в нем поток воспоминаний. Пушкин доверчиво поверяет нам:
Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…
Ключевыми мне представляются две последние строчки: перемены объясняются возрастом, все же остальное — взгляды, убеждения, отношение к друзьям и к власти — осталось неизменным, таким же, каким было в юности мятежной. Упоминая возраст, поэт как бы отсылает нас к стихотворению, написанному им восемь лет назад и связанному с трагическим исходом движения декабристов: “…Я гимны прежние пою…”. В этой неизменности нравственных и идейных позиций Пушкина убеждают и последние строчки экспозиции:

…И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

Следующее пятистишие вводит в содержание тему памяти, органично связанную с проанализированным выше мотивом. Упоминания “опального домика” и “бедной няни моей” возвращают нас к важнейшим вехам в жизни поэта. Сюда, в Михайловское, к ссыльному стихотворцу приезжал Иван Иванович Пущин, которому посвящены удивительные по искренности и глубине дружеского чувства строки:
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Отсюда, из Михайловского, в 1825 году Пушкин решил тайно отправиться в Петербург, предчувствуя назревавшие великие потрясения, и лишь типично русское суеверие (встречи с зайцем и попом) спасло поэта от неминуемой гибели.
Упоминание Арины Родионовны также не случайно. Няня, приобщившая маленького Александра к русскому народному поэтическому творчеству, оказавшему на него огромное влияние (вспомним хотя бы сказку о Вороне и Орле из “Капитанской дочки”), к моменту написания “…Вновь я посетил…” пополнила пушкинский мартиролог, нашла свое место рядом с Дельвигом, казненными декабристами и другими друзьями и соратниками.
Далее в стихотворении предстает среднерусский пейзаж, живо напоминающий нам пейзаж “Деревни”. Пушкин и через 16 лет после создания антикрепостнического стихотворения убежден, что природа, сколь бы скудной она ни была, прекрасна и гармонична, поскольку естественна в своем свободном проявлении. Вот строчки об озере:

Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко.

Постоянность, неизменность природы (знакомые три сосны, снова увиденные поэтом) подчеркнуты Пушкиным для того, чтобы напомнить нам, что это частичка родины, свидетель прошлого (“На границевладений дедовских…”), достойного любви и уважения. Пейзаж стихотворения напомнил нам и о том, что поэт всегда наделял природу способностью чувствовать, вести диалог, сопереживать людям. Отсюда и прямое обращение к ней:

Здравствуй, племя Младое, незнакомое!

Одухотворяя природное, Пушкин делится с молодыми сосенками своими мыслями о будущем, последней теме анализируемого стихотворения. Предвидение поэта оптимистично: его внук окружен приятелями, и мысли его веселы и приятны. Может быть, потому, что сбылось пушкинское пророчество:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена.

Не может не вспомнить, проходя мимо сосен, внук своего деда, как не может любой русский человек забыть того, кто “восславил свободу и милость к падшим призывал”. Упоминанием внука Пушкин как бы намечает мостик между уже написанным “…Вновь я посетил…” и грядущим “Памятником”, откуда я взяла эти строки.
Анализируя текст, нельзя пройти мимо языка этого чудесного стихотворения. Он прост и одновременно изыскан, причем простота и изысканность удивительно органично сочетаются друг с другом. Высокопоэтичное, книжное “меж нив златых и пажитей.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Стихотворение А. С. Пушкина «…Вновь я посетил…» (Восприятие, истолкование, оценка)

    Стихотворение «…Вновь я посетил…» написано в 1835 году и относится к зрелому периоду творчества А. С. Пушкина. Основная тема стихотворения – быстротечность и неумолимость течения времени. Уже взрослым и реализованным человеком писал поэт «…Вновь я посетил». Глубокое понимание того, что жизнь движется вперед и остановить этот процесс никому не под силу стало идейным фундаментом произведения. Поэтому общее настроение всего стихотворение – это светлая грусть.

    «…Вновь я посетил…» представляет собой воспоминания лирического героя, поэта, вернувшегося через десять лет в Михайловское. По жанру стихотворение представляет собой элегию. Пушкин использует в нем разностопный ямб.

    Отличительной особенностью этого стихотворения является то, что в нем рифмы как таковой нет, как нет и разделения на строфы, а есть только разделение частей, укороченные и прерванные строки. Кроме того, рифма преимущественно женская. Самое важное слово выносится в конец строчки. Подобная строфика и ритмика помогает с одной стороны создать эффект разговорной речи-размышления, а с другой стороны возникает ощущение, что каждую минуту монолог может прерваться. То есть, таким образом, вводится тема непредсказуемости жизни, а многоточия графически помогают созданию такого ощущения.

    В ранний период творчества молодой поэт находился под влиянием Жуковского. Особенно в отношении пейзажных описаний. Несмотря на то, что к 1835 году Пушкин был уже зрелым поэтом, влияние Жуковского все равно чувствуется. Оно видно в мотивах, используемых поэтом: мотиве дороги («вновь я посетил»), мотиве изгнанничества («изгнанником провел..»), воспоминаний («минувшее меня объемлет живо»), утраты («уже старушки нет»).

    В этом стихотворении лирический герой остается наедине с природой, и природа помогает ему погрузиться в свой внутренний мир. Неслучайно так часто используется в стихотворении местоимение «я» – одиннадцать раз.

    Композиционно произведение можно разбить на три части. В первой части описывается «уголок земли», под которым подразумевается Михайловское. Во второй части – слияние героя и природы. В третьей части поэт устремляет свой взгляд в будущее. Стержень стихотворения – это эволюция мысли героя. Посмотрим на ее развитие. В первой части произведения преобладает мрачное, тоскливое настроение. Возникает мотив потери и смерти. Во второй части для героя становится очевидным, что все меняется вокруг. И, как бы в подтверждение этой мысли, поэт видит три сосны, которые одни не изменились, «они всё те же…». Но тут лирический герой замечает, что есть перемены и здесь:

    Но около корней их устарелых

    (Где некогда все было пусто, голо)

    Теперь младая роща разрослась,

    Зеленая семья, кусты теснятся

    Под сенью их как дети.

    Эта тема перемен начинает звучать буквально в самом начале стихотворения: «и много переменилось в жизни для меня», «переменился я». И вместе с нею возникает тема неумолимости времени, его безудержного стремления вперед.

    Если говорить о символике стихотворения, то одним из самых ярких символов здесь является озеро. Озеро и его «неведомые волны» – символизирует собой реку времени. Вокруг него все меняется: уже «По брегам отлогим / Рассеяны деревни…», «Скривилась мельница, насилу крылья / Ворочая при ветре…», да и у самого озера «иные берега, иные волны». И вот по этому озеру «плывет рыбак и тянет за собою / Убогий невод». Этот рыбак подобен перевозчику Харону: он вылавливает в озере души и помогает им переправиться в иной мир. Другой символический образ – это образ старого пня:

    А вдали

    Стоит один угрюмый их товарищ,

    Как старый холостяк, и вкруг него

    По-прежнему все пусто.

    В стихотворении не сказано, что речь идет о пне, но мы понимаем, что дерево это мертво, потому что оно уже не способно цвести и расти, давать новые побеги. При помощи образа мертвого дерева поэт раскрывает мудрую истину: все, что живо, меняется, и только то, что мертво, остается неизменным.

    Такая оптимистическая мысль прокладывает «мостик» между второй и третьей частью стихотворения. Третья часть – самая светлая. В ней лирический герой приходит к внутреннему успокоению, к гармонии с собой. Он согласен, что время неумолимо движется вперед, и когда-нибудь его уже не будет на этой земле, но его потомки, его внук услышит «приветный шум» молодой рощи. Вторая часть «…Вновь я посетил» написана собственно в пушкинских традициях. В середине начальных строчек присутствуют созвучные слова: «младое» – «незнакомое»; «могучий» – «поздний», «старую» – «главу». Эти созвучия и создают образ гармонии лирического героя с самим собой, с прошлым и будущим.

    Из художественных средств в стихотворении использованы олицетворение – «шорох их вершин / Меня приветствовал», «…мельница, насилу крылья / Ворочая на ветре…», перифраз – «А вдали / Стоит один угрюмый их товарищ», «племя младое», сравнение – «как дети», «как старый холостяк», метафора – «уголок земли», «стелется широко», «рассеяны деревни», «скривилась мельница», эпитеты – «опальный домик», «кропотливый дозор», «златые нивы», «убогий невод», «неведомы воды», «могучий возраст».

    Стихотворение построено на антитезе ассоциативной и смысловой. В первой и второй части преобладает отнесенность в прошлое, поэтому используются в основном глаголы прошедшего времени. В третьей части главное – устремление в будущее, чем обусловлено употребление глаголов будущего времени.

    Фигура инверсии в произведении создает образ разнообразия жизни. Инверсия во «…Вновь я посетил…» встречается очень часто («переменился я», «жил я», «не слышу я»). Чередуясь с обычным порядком слов («я сиживал», «я проезжал») она рисует жизнь, полную непредсказуемости, ставящую человека в самые различные ситуации.

    Таким образом, стихотворение «…Вновь я посетил…» показывает нам развитие мысли лирического героя, переход от тяжелых воспоминаний и грусти к признанию естественности быстротечности времени, к принятию этого факта и достижению внутренней гармонии.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Стихотворение А. С. Пушкина «…Вновь я посетил…» (Восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по
разным произведениям Пушкина:

  • Критические статьи

в XI классах общеобразовательных учреждений, 2001 – 2002 учебный год

Как уже сообщал «Северный край», в департамент образования Ярославской области поступили темы экзаменационных сочинений по литературе

в 11-х классах общеобразовательных школ.

Они объединены в 35 комплектов по 8 тем. В день экзамена, 3 июня с. г., на одном из местных телеканалов в прямом эфире рано утром с помощью лототрона будет определен номер экзаменационного комплекта. Сегодня мы начинаем публиковать полный список комплектов.

Комплект № 1. 1. Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы. 2. «Есть – люди, а есть – иные – и человеки…» (По пьесе М.Горького «На дне».) 3. Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А.Гончарова «Обломов».) 4. Стихотворение Н.А.Некрасова «В дороге». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века.

6. Широта эпического изображения жизни в одном из произведений русской литературы ХХ века. 7. Автор и его герой в одном из произведений А.И.Солженицына. 8. Тема чести и человеческого достоинства в одном из произведений русской литературы.

№ 2. 1. Старая Русь в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Оболт-Оболдуев и князь Утятин. 2. «О Русь, взмахни крылами!..» (По лирике С.Есенина.)

3. а) Приезд Раневской и Гаева в имение. (Анализ сцены действия пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад».) б) Финал пьесы А.П.Чехова «Три сестры». (Анализ IV действия.) 4. Стихотворение А.С.Пушкина «…Вновь я посетил…» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы ХХ века. 7. Сюжет, герои и проблематика одной из баллад В.А. Жуковского. 8. Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы.

№ 3. 1. «Мы сделались приятелями…» (Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».) 2. «Мелодией одной звучат печаль и радость…» (Тема любви в лирике А.Блока.)

3. Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. II, ч. 3, гл.II.) 4. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Роль художественной детали в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Приемы создания портрета героя в одном из произведений русской литературы ХХ века. 7. Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна. 8. Тема красоты мира и человека в одном из произведений русской литературы.

№ 4. 1. Изображение поместного дворянства в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина и в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя. 2. а) «Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?..» (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».) б) «Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй». (По роману М.А.Булгакова «Белая гвардия».) 3. а) Последняя встреча Свидригайлова и Дуни. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч. 6, гл. V.) б) Посещение князем Мышкиным матери Рогожина. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского «Идиот», ч. 2, гл. IV.) 4. Стихотворение

С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века. 6. Особенности жанра одного из произведений русской литературы ХХ века. 7. Своеобразие одной из романтических поэм М.Ю. Лермонтова. 8. Тема совести в одном из произведений русской литературы.

№ 5. 1. Образы чиновников в пьесах А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Н.В.Гоголя «Ревизор».

2. «Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор».) 3. а) Визит к Евдоксии Кукшиной. (Анализ главы XIII из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».) б) Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. (Анализ главы XXXIX из романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)

4. Стихотворение А.Ахматовой «Родная земля». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Роль эпиграфа в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Характер героя и средства его создания в одном из произведений русской литературы ХХ века. 7. Сюжет и герои одного из рассказов В.Шукшина. 8. Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы.

№ 6. 1. Два женских характера в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: Наташа и Соня. 2. «Жизнь и бессмертие – одно». («Веч-

ные» темы в лирике Б.Пастернака.) 3. а) Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Гроза».

б) Анализ финальной сцены драмы А.Н.Островского «Бесприданница». 4. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Интерьер как средство характеристики героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.)

6. Смысл названия одного из произведений русской литературы XX века. 7. Проблематика и герои одного из рассказов И.А.Бунина.

8. Тема человеческой судьбы в одном из произведений русской литературы.

№ 7. 1. Тихон Щербатый и Платон Каратаев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». 2. «И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…» (По одному из произведений И.А.Бунина.) 3. Чичиков на балу у губернатора. (Анализ эпизода из первой главы поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души».) 4. Стихотворение А.Т. Твардовского «Вся суть в одном-единственном завете…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

5. Роль внутреннего монолога в создании характера героя. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) 6. Смысл финала драматического произведения. (На примере одной из пьес русской литературы ХХ века.)

7. Особенности жанра поэмы в творчестве М.Ю.Лермонтова. (На примере одного произведения.)

8. Тема семьи в одном из произведений русской литературы.

№ 8. 1. Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». 2. «Я голос ваш, жар вашего дыханья…» (По лирике А. Ахматовой.) 3. Сцена захвата казака-убийцы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». (Анализ эпизода из главы «Фаталист».) 4. Стихотворение А.С.Пушкина «Погасло дневное светило…» (Восприятие, истолкование, оценка.)

5. Мастерство сатирического изображения действительности в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Сюжетно-композиционное своеобразие одного из произведений русской литературы ХХ века. 7. Особенности проблематики одного из произведений В.Распутина. 8. Тема греха и покаяния в одном из произведений русской литературы.

№ 9. 1. Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) 2. «Я сразу смазал карту будня…» (По лирике В.Маяковского.) 3. На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. I, ч. 2, гл. XX.) 4. Стихотворение В.А.Жуковского «Море». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Система персонажей одного из произведений русской литературы XIX века. 6. Образ времени в одном из произведений литературы ХХ века. 7. Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.) 8. Тема подвига в одном из произведений русской литературы.

№ 10. 1. Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

2. «Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.Блока.) 3. Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. II, ч.1, гл. IV, V.) 4. Стихотворение А.С.Пушкина «Поэт». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) 6. Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века.) 7. Проблема нравственного выбора в одном из произведений А.И.Солженицына. 8. «Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен…» И.А.Бунин. (По одному из произведений русской литературы.)

№ 11. 1. Образ поэта-пророка в лирике А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. 2. «Не всегда правдой душу вылечишь…» (По пьесе М. Горького «На дне».) 3. а) Сцена объяснения Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», гл. XXV.)

б) Сцена объяснения Лизы Калитиной и Лаврецкого. (Анализ эпизода из романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо», гл. XXXIV.) 4. Стихотворение Н.Заболоцкого «Гроза идет». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы ХХ века.) 7. Тема судьбы в одной из баллад В.А.Жуковского. 8. «В мире есть одно явление, равное чуду… – это искусство». К.Паустовский. (По одному из произведений русской литературы.)

№ 12. 1. Тема города в комедии «Ревизор» и поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя. 2. «Раздается мерный шаг…» (По поэме А.Блока «Двенадцать».) 3. а) Знакомство Раскольникова со Свидригайловым. (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч. IV, гл. 1.) б) Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной. (Анализ эпизода романа Ф.М.Достоевского «Идиот»,

ч. I, гл. 9.) 4. Стихотворение А.С. Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) 6. Мастерство в построении диалога. (По одному из произведений русской литературы XX века.) 7. Художественное своеобразие одного из произведений А.Платонова. 8. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине». М.Пришвин. (По одному из произведений русской литературы.)

№ 13. 1. Тип «делового» человека в произведениях А.С.Грибоедова и Н.В.Гоголя. 2. «Я хочу быть понят моей страной…» (По лирике В.Маяковского.) 3. «Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».) 4. Стихотворение А.С.Пушкина «Мадонна». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Мастерство в построении сюжета. (По одному из произведений русской литературы XIX века.) 6. Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова. 8. Тема свободы и ее отражение в одном из произведений русской литературы.

№ 14. 1. а) «Темное царство» в драме А.Н. Островского «Гроза»: Дикой и Кабаниха. б) Карандышев и Паратов в драме А.Н.Остров-ского «Бесприданница». 2. «Революцией мобилизованный и призванный…» (По творчеству В.Маяковского.) 3. Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», т. III, ч. 3, гл. IV.) 4. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Листок». (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Многообразие тематики одного из произведений русской литературы XIX века. 6. Роль антитезы в одном из произведений русской литературы ХХ века. 7. Особенности народного характера в прозе В.Шукшина. (На примере одного из рассказов.) 8. Вера в человека и ее воплощение в одном из произведений русской литературы.

№ 15. 1. а) Базаров и его мнимые единомышленники. (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».) б) Лиза Калитина и Варвара Коробьина в романе И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». 2. «Без имени – нет человека». (По пьесе М.Горького «На дне».) 3. Диалог Чацкого с Репетиловым. (Анализ

5-го явления из четвертого действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».) 4. Стихотворение А.Ахматовой «Заплаканная осень, как вдова…» (Восприятие, истолкование, оценка.) 5. Прием гротеска в одном из произведений русской литературы XIX века. 6. Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. 7. Лиризм прозы И.А.Бунина. (На примере одного из рассказов.) 8. «Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается…» Д.И.Писарев. (По одному из произведений русской литературы).

(Окончание следует).

  • Стихотворение мне осень сказку рисовала
  • Стихотворение маршака рассказ о неизвестном герое
  • Стихотворение маяковского хорошее отношение к лошадям и рассказ абрамова о чем плачут лошади
  • Стихотворение воробей тургенев сочинение
  • Стихийно бунтарский как пишется