Стихи про волшебные предметы из сказок

Вариант 1. фамилия, имя 1 вспомни, что такое фольклор. подчеркни жанры, которые относятся к фольклору: скороговорка, рассказ, сказка, небылица,

Вариант 1.  Фамилия, имя __________________________________________ 

1)    Вспомни, что такое фольклор. Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору:  Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

2)   Какие сказки начинаются какими словами? Соедини стрелочками.

«Жили-были старик да старуха. У них                                   1«Морозко»

было три сына.»___

«Жил-был царь Берендей, у него было                                   2«Белая уточка»

три сына…»____

«Живало-бывало — жил дед да с другою                              3 «Летучий корабль»

женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»  ____                                                                               4«Иван царевич и

«Жил-был старик. У него было три сына:                              Серый волк»                  

двое умных, третий дурачок…»  ____                                    

«Один князь женился на прекрасной                                            5 «По щучьему

княжне». ____                                                                                    веленью»

3)                Из какой сказки отрывки?

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

______________________________________________________________ 

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

 «Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» _____________________________________ 

4)                 Произведение «Белая уточка» — это ____________ .

Выбери нужный жанр и допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

5)                Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю.

«Морозко», «Летучий корабль», «Колобок», «Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

6)                Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

1.Любишь кататься, люби и саночки возить.       2. Что посеешь, то и пожнешь.

   3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

4. Без труда не выловишь рыбку из пруда.

7)                Допиши предложение.

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — ______________________________________________________________ 

8)                 Из каких сказок эти предметы и герои? Запиши соответствующее число.

топор ____                                                     1. «Иван царевич и серый волк»

собачка   ____                                                

златогривый конь ____                                  2. «Морозко»

заморышек____       

Стреляло  ____                                               3. «Летучий корабль»

щука____       

печка      ____                                                    4.  «Белая уточка»

царь Далмат____       

живая и говорящая вода    ____                         5. «По щучьему веленью»

9)        Напиши по плану отзыв (аннотацию)  по любой прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор ______________________________________________________ 

2. Название  ___________________________________________________ 

3. О чем эта сказка? _____________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

4. Кто из героев понравился и почему? _____________________________  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

5. Какой рисунок ты бы нарисовал(а) к сказке? ______________________  __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.  Фамилия, имя __________________________________________ 

Фамилия, имя ________________________________________________ 

1)                Каким словом можно дополнить предложение? Выбери и напиши правильный ответ.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения ___________________________________________________________ .

русских писателей;   зарубежных писателей;   фольклора.

2)                Какие сказки заканчиваются какими словами? Запиши число рядом.

«А Иван-царевич женился на Елене                  1. «Белая уточка»

Прекрасной. И стали они жить-поживать

да горя не знать».  ___                                             2. «По щучьему веленью»

«Заголосила старуха, да поздно».                   

«И стал он в том царстве жить, всякие            3. «Иван-царевич и Серый

 дела вершить» ____                                                      волк»

«Тут и сказке конец, а кто слушал —                4.  «Летучий корабль»                       

молодец»______

«А ведьму привязали к лошадиному                

хвосту, мыкали по полю…и не осталось              5.«Морозко»

от ней ни следа, ни памяти»________

3)                Из какой сказки отрывки?

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

_____________________________________________________________ 

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

_____________________________________________________________ 

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

 4)                 Произведение «Летучий корабль» — это __________________________ . Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

5)                Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю:

«По щучьему веленью», «Зимовье зверей», «Аленький цветочек», «Морозко»

«Репка» 

6)                Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

1.Любишь кататься, люби и саночки возить.       2. Что посеешь, то и пожнешь.

   3. Дерево держится корнями, а человек друзьями.

4. Без труда не выловишь рыбку из пруда.

7)                Допиши предложение.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» — _____________________________________________________________ .

8)                 Из каких сказок эти герои и предметы? Припиши цифру.

Скороход___                                1.  «Иван-царевич и Серый волк»                             

царь Афон____

бочка в море___                                    2. «Летучий корабль»

Марья-царевна___

падчерица ___                                        3.«По щучьему веленью»

ведьма___

Холодило___                                           4.«Морозко»

вода живая и говорящая ___

блины___                                                   5. «Белая уточка»

9)                Напиши по плану отзыв (аннотацию)  по любой прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор __________________________________________________

2. Название _______________________________________________

3. О чем это произведение  (тема) ____________________________  ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кого из героев ты хотел (а) бы нарисовать и почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем тебе понравилось произведение?

Таблица правильных ответов.

задания

Вариант 1

Вариант 2

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения фольклора.

2

«Жили-были старик да старуха. У них                      было три сына…» («Летучий корабль»)

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына…» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Живало-бывало — жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»  («Морозко»)                                                                         

«Жил-был старик. У него было три сына:                            

двое умных, третий дурачок…»  («По щучьему веленью»)                                    

«Один князь женился на прекрасной  княжне» («Белая  уточка»)                                                                  

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван-царевич и Серый волк»)                                              

«Заголосила старуха, да поздно».  («Морозко»)                 

«И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий корабль»)                                                      

«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью»)                               

«А ведьму привязали к лошадиному  хвосту, мыкали по полю…и не осталось  от ней ни следа, ни памяти» («Белая уточка»)

3

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

(«Иван-царевич и Серый волк»)

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»

(«Белая уточка») 

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…»

(«Летучий корабль»)

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

(«Летучий корабль»)

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

(«По щучьему веленью») 

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

(«Белая уточка»)

4

Произведение «Белая уточка» — это сказка.

Произведение «Летучий корабль» — это сказка.

5

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

6

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

7

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — русский народ.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ.

8

«Иван царевич и Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь Афрон,.

«Морозко»: собачка, блины, падчерица.

«Белая уточка»: заморышек, ведьма, вода живая и говорящая.

«Летучий корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило.

«По щучьему веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна.

9

Отзыв о прочитанном дополнительно произведении можно оценивать отдельно от контрольной работы.

Квест -игра по сказкам А. С. Пушкина

 « По дорогам сказок…».

« Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей

       Избушка там на курьих ножках,

 Стоит без окон, без дверей…»

Цель: популиризация 
творчества А.С. Пушкина.

Задачи: развитие
познавательного интереса к творчеству А. С. Пушкина;

формирование навыков
выразительного чтения;

воспитание бережного
отношения к книге.

Оборудование: портрет
А.С. Пушкина, выставка книг, иллюстрации к сказкам, сказочные персонажи (
дворянка столбовая, белка, кот ученый, золотой  петушок, заяц ) предметы из
сказок( веретено, цепь, деревянная ложка, лапти, спица, бочка ),  проектор,
презентация о жизни и творчестве А. С. Пушкина, видеозапись сказки.

Ход мероприятия.

Как бы мне хотелось жить в уютном доме,

Где хранятся сказки, как стихи в альбоме

Где  старушка — няня ведает о том, что

В сказках видется воочию,

Где на книжной полке чудеса живут.

Где в старинном кресле, чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки Пушкин сам…

 Наше мероприятие
посвящено Пушкинскому дню в России.(6 июня —  222 года со Дня рождения великого
писателя А. С Пушкина). Имя Александра Сергеевича Пушкина знакомо каждому
русскому человеку.

Его знают и любят все
— и взрослые, и дети, потому что Пушкин — наша гордость, наше национальное
достояние. Пушкин — поэт, писатель, а ещё сказочник.

Мы с детских лет его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!.

— Ребята, а вы любите
сказки? (Да!). Тогда я вас приглашаю в сказочное путешествие  « По дорогам
сказок».

 Перед нами волшебный
сундук, выполняя задание, вы получаете соответствующие сказочные предметы (
гусиное перо, лапти, зеркальце цепь, петух, зеркальце, веретено, бочка,
орешки.).

Шёл добрый витязь
путем — дорогою, покуда не оказался на распутье перед придорожным камнем. В
незапамятные времена добрые люди высекали на камне надписи, указывающие путь и
предсказывающие судьбу.  Придорожный камень в сказке даст и нам в пути
подсказку. «Налево пойдёшь- коня потеряешь, направо- себя не найдешь, прямо
пойдешь — в сказку попадёшь.(  Дети вспоминают слова из сказок).

Итак, двери в сказку
открываются.

Предлагаю вам
посмотреть презентацию о жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Первое задание.
Ответьте на вопросы:

— Где родился А. С.
Пушкин? ( в Москве, в дворянской семье).

— В какое учебное
заведение отправили его учиться родители? ( В Царскосельский лицей).

— Чему обучали в
учебном заведении кроме школьных предметов? ( ездить на лошади, вехтованию, танцам).

— Кем должны были
стать выпустники лицея? ( дипломатами, министрами, учеными).

— Кого называли
учителем словестности? ( учителя литературы).

— Какие предметы любил
Пушкин? ( литературу, историю, французский).

— За что Пушкина 
называли французом? ( Он лучше всех знал французский).

— Какой  предмет ему
никак не давался? (Арифметика).

— Куда был сослан А.
С. Пушкин за свои смелые стихи о царе? ( в имение его родителей, в село 
Михайловское ).

— Какие сказки написал
А.С. Пушкин? ( называют сказки).

— « Что за прелесть
эти сказки!» — Кому говорил так А. С. Пушкин?

( своей няне Арине
Радионовне).

Все нянины сказки поэт
записал и пересказал в стихах. В нянюшкиных рассказах берут начало волшебные
пушкинские сказки, которые все так любят. Они не похожи одна на другую, но
каждая говорит, что в мире есть и зло, и ложь, и красота, а добро и любовь
всегда побеждают. Из волшебного сундука достается гусиное перо. Кому
принадлежит?( Писателю).

 Следующее задание.
Расскажи сказку. ( Дети смотрят видеоролик « Сказка о рыбаке и рыбке»,
вспоминают сюжет и продолжают рассказывать по памяти).

— За что была наказана
старуха? ( за жадность, грубость, неблагодарность).

После выполнения
задания из сундука достают лапти. Кому принадлежат? ( старику).

Релаксация.
Физкультминутка.

Ветер по морю гуляет (
дети показывают волны правой рукой).

И кораблик подгоняет (
движение левой рукой).

Он бежит себе в волнах
( вытянуть руки вперед).

На раздутых парусах (
поднять вверх).

Мимо острова большого
( присесть на корточки).

Мимо города большого (
встают).

Пушки с пристани палят
( хлопки в ладоши).

Кораблю пристать велят
( топают ногами).

 Узнай по описанию
героя сказки  и назови её.

1. Высока, стройна,
бела,

Умом и всем взяла;

Но зато горда,
ломлива,

Своенравна и ленива.

 (Злая царица. «
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).

2. Белолица,
черноброва,

Нраву кроткого такого.

( Царевна. «Сказка о
мертвой царевне и о семи богатырях»).

3. В дорогой собольей
душегрейке,

Парчовая на маковке
кичка.

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые
персни…

( Старуха. « Сказка о
рыбаке и рыбке»).

4. Нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

( Злая царица. «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях»).

5. Топот по двору
раздался:

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

( Братья. «Сказка о 
мертвой царевне и о семи богатырях»).

6. Вот , море, кругом
обежавши,

Высунув язык, мордку
поднявши,

Прибежал…, задыхаясь,

Весь мокрёшенек,
лапкой утираясь.

( Бесенок. « Сказка о
попе и о работнике его Балде»).

7. Ест за четверых.

Работает за семерых.

До светла всё у него
пляшет…

( Балда. «Сказка о
попе  и о работнике его Балде»).

Из волшебного сундука
достают  деревянную ложку.( Кому принадлежит?)

Наша  игра 
продолжается.

В сказках Пушкина
встречается много народных выражений: «бог с тобой», « синее море», «  вольная
царица» и т. д. Много таких выражений и в «Сказке о царе Салтане»: для батюшки
— царя, голубушки — сестрицы, гости — господа, грусть — тоска, молвит русским
языком.

Также в сказках есть
числительные:  30 лет и 3 года, 7 богатырей, 7 торговых городов, 140 теремов, 
3 девицы , 3 чуда, 33 богатыря. 30 витязей.

Вам предстоит собрать
волшебную цепь из персонажей « У лукоморья дуб зеленый». Назовите по порядку:
кот учёный, леший, русалка, невиданные звери, 30 витязей, дядька Черномор,
королевич,  Грозный царь, колдун, богатырь, царевна, волк, баба Яга, кощей. 

Волшебная цепь
извлекается из сундука.

А вот и ещё персонаж
из сказки А.С. Пушкина:

Он красивый, золотой!

Он Дадону как родной:

Шпоры, перья,
гребешок!

Кто он? — Петушок.

Задание. Помогите
петушку собрать картинку из мозаики.

Из сундука достают
спицу.

Герои сказок отправили
нам свои телеграммы. Прочитайте и скажите,  от кого телеграмма:

1. За такое одолженье

Волю первую твою

Я исполню, как мою. (
Царь Дадон).

2. Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.
(Поп).

3. Вы не платите
оброка,

не помните положенного
срока. (Балда).

4. Ты, царевич, мой
спаситель,

Мой могучий
избавитель. (Царевна Лебедь).

5. Подари ж ты мне
девицу,

Шамаханскую царицу. (
Звездочет).

6. Кабы я была царица.

То на весь бы мир
одна.

Наткала бы полотна.
(Ткачиха).

Из волшебного сундука
достают  веретено.

Читая сказки А. С.
Пушкина, мы встречаем старинные русские слова, которые сейчас вышли из
повседневного обихода. Вам  предстоит объяснить их значение:

Бояре — богатые и
знатные люди, приближенные царя;

витязь — храбрый воин;

душегрейка —
безрукавка;

оброк — дань;

супостат — враг;

столбовая дворянка —
дворянка старинного знатного ода;

терем-  -высокий дом;

 рать — войско;

 престол — кресло
царя;

 палата — большой зал
во дворце;

пенять -упрекать;
светлица — светлая, чистая комната .

 За выполнение задания
дети вытаскивают следующий предмет — бочку.

И последнее задание «
Заморочки из бочки. Дети по очереди достают листочки с заданиями.

( тест по сказкам ,
вопросы).

Какой лоб был у попа?
( толоконный).

Кому принадлежат
слова: хитрость, смекалка, ловкость ( Балде).

Во что собирали черти
оброк? ( в мешок).

Что случилось с попом
после первого щелчка? Второго? Третьего?

Первый выкуп старухи у
золотой рыбки? ( корыто).

Что делала белочка  в
сказке о царе Салтане? ( песенки поёт да орешки все грызет).

 Закончите знаменитую
фразу из сказок А. С. Пушкина « Сказка ложь…( да в ней намёк, добрым молодцам
урок). Как вы её понимаете? (ответы детей)

Чему нас учат сказки
А. С. Пушкина?

Молодцы! Сказки 
Пушкина читаете и много знаете.

Желаю Вам идти по
жизни только одной дорогою — дорогою добра.

Побольше читать книг и
верить в чудеса.

Это Пушкин. Это чудо.

Это прелесть без конца.

В нашей жизни вечно будут

Этих сказок голоса.

В конце квест — игры
участники получают раскраски по сказкам А. С. Пушкина.

Используемая
литература.

А. С. Пушкин. Сказки.
Детская литература. Москва, 2016.

Сайт. Инфоурок.

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» Вариант 1

  1. Вспомни, что такое фольклор. Подчеркни жанры, которые относятся к фольклору.

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

  1. Какие сказки начинаются какими словами? Соедини стрелочками.

«Жили-были старик да старуха. У них                           «Морозко»

было три сына.»

«Жил-был царь Берендей, у него было                           «Белая уточка»

три сына…»

«Живало-бывало — жил дед да с другою                       «Летучий корабль»

женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»                                                                              «Иван царевич и

«Жил-был старик. У него было три сына:                      Серый волк»                  

двое умных, третий дурачок…»                                      

«Один князь женился на прекрасной                               «По щучьему

княжне».                                                                             веленью»

  1. Из какой сказки отрывки?

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

______________________________________________________________  

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди» ______________________________________________________________  

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…» _____________________________________

  1. Произведение «Белая уточка» — это ____________ .

Выбери нужный жанр и допиши на строчке: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.

  1. Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю.

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

  1. Подчеркни пословицу, которая по твоему мнению, подходит к сказке «Летучий корабль»

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

  1. Допиши предложение.

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — ______________________________________________________________  

  1. Из каких сказок эти предметы и герои? Соедини стрелочками.

топор                                                       «Иван царевич и серый волк»

собачка                                            

златогривый конь                                   «Морозко»

заморышек

Стреляло                                                 «Летучий корабль»

щука

печка                                                        «Белая уточка»

царь Далмат

живая и мертвая вода                             «По щучьему веленью»

  1. Напиши по плану отзыв (аннотацию) на прочитанную дополнительно сказку.

Отзыв

1. Автор _____________________________________________________________  

2. Название  __________________________________________________________  

3. О чем эта сказка? ____________________________________________________  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

4. Кто из героев понравился и почему? ___________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

5. Какой рисунок ты бы нарисовал(а) к сказке? _____________________________  _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Контрольная работа по разделу «Волшебная сказка» Вариант 2

  1. Каким словом можно дополнить предложение? Выбери и напиши правильный ответ.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения ___________________________________________________________ .

русских писателей;   зарубежных писателей;   фольклора.

  1. Какие сказки заканчиваются какими словами? Соедини стрелкой.

«А Иван-царевич женился на Елене                   «Белая уточка»

Прекрасной. И стали они жить-поживать

да горя не знать».                                                «По щучьему веленью»

«Заголосила старуха, да поздно».                    

«И стал он в том царстве жить, всякие            «Иван-царевич и Серый

 дела вершить»                                                       волк»

«Тут и сказке конец, а кто слушал —                  «Летучий корабль»                        

молодец»

«А ведьму привязали к лошадиному                

хвосту, мыкали по полю…и не осталось              «Морозко»

от ней ни следа, ни памяти»

  1. Из какой сказки отрывки?

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

_____________________________________________________________  

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

_____________________________________________________________  

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

______________________________________________________________

  1. Произведение «Летучий корабль» — это __________________________ . Выбери нужный жанр и допиши предложение: рассказ, басня, сказка, потешка, скороговорка.
  1. Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю:

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

  1. Подчеркни пословицу, которая подходит к сказке «По щучьему веленью»

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

  1. Допиши предложение.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» — _____________________________________________________________ .

  1. Из каких сказок эти герои и предметы? Соедини стрелкой.

Скороход                                            «Иван-царевич и Серый волк»                            

царь Афон

бочка в море                                       «Летучий корабль»

Марья-царевна

падчерица                                            «По щучьему веленью»

ведьма

Холодило                                             «Морозко»

вода живая и говорящая

блины                                                   «Белая уточка»

  1. Напиши по плану отзыв (аннотацию) по дополнительно прочитанной сказке.

Отзыв

1. Автор _____________________________________________________________

2. Название __________________________________________________________

3. О чем это произведение  (тема) ________________________________________  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кого из героев ты хотел (а) бы нарисовать и почему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Чем тебе понравилось произведение? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица правильных ответов.

задания

Вариант 1

Вариант 2

Скороговорка, рассказ, сказка, небылица, загадка, стихотворение, басня, считалка, пословица, потешка.

Загадка, прибаутка, сказка, потешка, закличка — это произведения фольклора.

2

«Жили-были старик да старуха. У них                      было три сына…» («Летучий корабль»)

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына…» («Иван-царевич и Серый волк»)

«Живало-бывало — жил дед да с другою женой. У деда была дочка, и у бабы была

дочка…»  («Морозко»)                                                                          

«Жил-был старик. У него было три сына:                            

двое умных, третий дурачок…»  («По щучьему веленью»)                                    

«Один князь женился на прекрасной  княжне» («Белая  уточка»)                                                                  

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной И стали они жить-поживать да горя не знать». («Иван-царевич и Серый волк»)                                              

«Заголосила старуха, да поздно».  («Морозко»)                  

«И стал он в том царстве жить, всякие дела вершить» («Летучий корабль»)                                                      

«Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец» («По щучьему веленью»)                                

«А ведьму привязали к лошадиному  хвосту, мыкали по полю…и не осталось  от ней ни следа, ни памяти» («Белая уточка»)

3

«…синие леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает. Долго ли, коротко ли, добегают они до высокой крепости».

(«Иван-царевич и Серый волк»)

«Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди»

(«Белая уточка»)  

«Взял дурень с собой топор и отправился в лес. Ходил-ходил по лесу и высмотрел высокую сосну…»

(«Летучий корабль»)

«Объедало давай быков поедать — одного за другим. А хлебы так в рот и мечет каравай за караваем. Все возы опустели»

(«Летучий корабль»)

«Дубинка выскочила — и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь»

(«По щучьему веленью»)  

«Тотчас поймали сороку, подали ей два пузырька, велели в один набрать воды живой, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды»

(«Белая уточка»)

4

Произведение «Белая уточка» — это сказка.

Произведение «Летучий корабль» — это сказка.

5

«Морозко»

«Летучий корабль»

«Колобок»

«Сказка о царе Салтане…»

«Иван царевич и Серый волк»

«По щучьему веленью»

«Зимовье зверей»

«Аленький цветочек»

«Морозко»

«Репка»

6

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Что посеешь, то и пожнешь.

Дерево держится корнями, а человек друзьями.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Порядок — душа всякого дела.

Как аукнется, так и откликнется.

Добра желаешь — добро и делай.

Ума палата, а ключ от нее потерян.

7

Сказку «Мойдодыр» написал К. И. Чуковский, а «По щучьему веленью» — русский народ.

«Сказку о золотой рыбке» написал А.С. Пушкин, а сказку «Морозко» -русский народ.

8

«Иван царевич и Серый волк»: златогривый конь, царь Далмат, живая и мертвая вода, царь Афрон,.

«Морозко»: собачка, блины, падчерица.

«Белая уточка»: заморышек, ведьма, вода живая и говорящая.

«Летучий корабль»: топор, Стреляло, дуб с желудями,Скороход, Холодило.

«По щучьему веленью»:щука, печка, бочка в море, Марья-царевна.

9

Отзыв о прочитанном дополнительно произведении можно оценивать отдельно от контрольной работы.

Урок литературы в 5 классе по теме «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях»: поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Обучение
написанию домашнего сочинения.
Цели урока:
— создать условия для развития у
школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих
способностей;
— воспитать духовно развитую личность; формировать гуманистическое
мировоззрение, любовь и уважение к литературе;
— на материале сказки донести мысль писателя, что « в человеке главное – его
душа».

Оборудование урока: презентация к уроку; компьютер, проектор;
раздаточный материал (карточки № 1, 2); портрет А. С. Пушкина.

Ход работы:

Организационный момент.

1)Опрос по домашнему заданию.
— Какое настроение вызвала у вас сказка А. С. Пушкина?
— Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
— Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях?
— Почему королевичу Елисею помогают силы природы?
2) Актуализация опорных знаний и пробного учебного действия.
Игра «Кто это? Что это?» с комментариями по тексту сказки.
Учитель показывает картинки с изображением зеркала, яблока, собаки; цепи;
солнца, месяца, а учащиеся зачитывают по тексту сказки (или наизусть) отрывки,
содержащие данные предметы.

Сообщение темы и целей урока.
Работа над темой урока.
1)Беседа о поэтике пушкинской сказки.
Какие элементы фольклора вы заметили в сказке? (В путь-дорогу, ждёт-пождёт,
спрос не грех).
Образы каких героев пришли из народного творчества? (Ветер, Солнце, Месяц).
Что нового в этих образах вы заметили? Как описывается сила Ветра? красота
Месяца?
Объясните выражение «молва трезвонить стала».
Какие постоянные эпитеты вы заметили в сказке?

2)Путешествие по «картинной галерее».
На экране проектора представлена презентация известных картин В. М. Васнецова
по мотивам народных сказок. Обращается внимание учащихся на картину художника
«Сказка о спящей царевне».

Беседа.
Какой сказке посвящена репродукция картины?
Что общего между этой сказкой и сказкой А.С.Пушкина?
Какой эпизод изображён на картине? (Царевна укололась веретеном).
В чём проявляются черты русского фольклора в картине? (Одежда – сарафаны,
косоворотки, кафтан; музыкальные инструменты – гусли; животные – медведь,
лисичка).
Какое настроение создаёт картина?

3)Теория литературы.
Учащиеся слушают сообщение учителя о законе «Трёх Р»: размер, ритм, рифма.
Работа с учебником (стр. 114 — 117). Запись в тетрадь:
— Ритм – повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки.
В русском языке ритм образуется с помощью ударения, потому что чередуются
ударные и безударные слоги.
— Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк. Строчки могут рифмоваться
парами, а могут – через одну. Бывают и более сложные «рисунки» рифмовки.
— Наблюдалась ли рифма в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С.Пушкина? Докажите.
— Как рифмуются строчки в этой сказке: через одну или парами?

4)«Творческая лаборатория».
Работа с карточками.

Задания.
Ответьте на вопрос: что перед вами – стихи или проза? Почему?
Найдите в тексте, если есть, рифму.
Как рифмуются строчки: через одну или парами?
Если нет рифмы, что есть в стихах данного автора? Как вы это узнали?
Если это стихотворение, восстановите стихотворные строчки, опираясь на рифмы.
Спишите текст стихотворными строчками.

Карточка № 1.

Жил маленький мальчик: был ростом он с пальчик, лицом был красавчик, как искры
– глазёнки, как пух – волосёнки. Он жил меж цветочков; в тени их листочков. В
жары отдыхал он и ночью там спал. (В.А. Жуковский. «Мальчик-с-пальчик»).

Карточка № 2.

Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
(А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»).

5)Обучение написанию сочинения.

Беседа.
— Представьте, что перед вами тема сочинения «Какие известные тебе элементы
волшебной сказки использует в своём произведении «Сказка о мёртвой царевне и о
семи богатырях» А.С. Пушкин? Что бы вы написали в своём сочинении? О каких
элементах идёт речь?
— Какие слова, понятия вам неясны?
— С какими литературоведческими терминами по сказкам вы уже знакомы? (Сказка,
волшебная сказка, сюжет). Что они значат?
— Какое вопросительное слово использовано в теме? Чтобы ответить на вопрос,
«потяните за ниточку, спрятанную в вопросе».

 Устное сочинение с опорой на образец.

Образец сочинения.

А.С.Пушкин в своём произведении «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
использует такие элементы сюжета волшебной сказки, как: __________ .
В волшебной сказке обязательно есть волшебные предметы. Так, в сказке
А.С.Пушкин упоминает __________ и __________ . Часто в волшебных сказках
используют магические числа. Так, в сказке А.С.Пушкина мы видим _________
богатырей, городов в приданом, _________ раз обращается царица к зеркальцу. Сам
же сюжет построен на типичных для волшебных сказок отношениях ________ и
_______ .

Рефлексия.
— Легко ли написать сочинение?
— Прозой или стихами мы будем писать?
— Чем стихи отличаются от прозы?

-Понравился ли вам урок?

-Что показалось трудным, а с чем справиться было легко?

Домашнее задание.
1)Написать сочинение «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» —
литературная сказка с «бродячим сюжетом».
2) Прочитать сказку А.Погорельского «Чёрная курица, или подземные жители»
(с.120 — 148).

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Мир сказок, стихов и рассказов»

Анна Смбатян
Конспект занятия по художественной литературе в средней группе «Мир сказок, стихов и рассказов»

Тема: «Мир сказок, стихов и рассказов»

Воспитатель: Смбатян Анна сергеевна

С помощью различных приемов помочь детям вспомнить названия и содержание знакомых литературных произведений.

Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

Развивать чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе.

Оборудование: книги, иллюстрации, цветные карандаши, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по увлекательному миру литературы. Нас ждет много приключений, мы побываем – в королевстве сказок, в мире рассказов и в краю стихов. Усаживайтесь удобно, отправляемся. (Звучит музыка).

«Королевство сказок»

Чем отличается сказка от рассказа? (Ответы детей)

В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Какие вы знаете волшебные предметы? (Ответы детей) Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)

Прямо с полки, за порог.

Убежал румяный бок.

Укатился наш дружок,

Кто же это?. (Колобок)

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

У Золушки с ножки

Была не простою она,

а хрустальной (туфелька)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка из русской народной сказки «Репка «)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек — копытца.

Трое их — и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

Берегись болезнь любая:

Грипп, ангина и бронхит.

Всех на бой вас вызывает

Дидактическая игра «Кто сказал слово

Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки.

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» (Колобок из сказки «Колобок»)

«У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы, а збищи — я никого не боюсь!» (Заяц из сказки «Заяц-хваста»)

«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша из сказки «Маша и медведь»)

«Печка, матушка, спрячь нас!» (Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)

«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)

«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!» (Лиса из сказки «Заюшкина избушка)

Динамическая пауза «Сказка даст нам отдохнуть»

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем — и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

– Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево-вправо десять раз.

Вот Дюймовочки слова:

– Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам.

Раз, два, три, четыре, пять.

Красной шапочки совет:

– Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Дала нам сказка отдохнуть!

(Дети повторяют описываемые движения)

«Мир рассказов»

Чем отличается сказки от рассказов? (Ответы детей)

В рассказах речь идет о том, что было на самом деле.

Дидактическая игра «Найди к какому рассказу иллюстрации»

«Косточка» Л. Толстой

«Под грибом»? В. Сутеев

«Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский

«Чей нос лучше» В. Бианки

«Лягушонок» М. Пришвин

«В краю стихов»

Чем отличаются рассказы от стихов?

Стихи записывают в столбик. Вот так. (Показ стихов в книге) А рассказы записывают в строчку. Вот так. (Показ прозы в книге). А еще в стихах некоторые последние слова созвучны.

А потом позвонили зайчатки:

— Нельзя ли прислать перчатки?

В этих стихах созвучны последние слова – зайчатки и перчатки. А какие слова созвучны в следующих стихах?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки! (Ответы детей) Мартышки и книжки. Вы узнали, из какого произведения эти строчки? (Ответы детей) Из стихотворения «Телефон». А кто автор этого стихотворения? (Ответы детей) Корней Иванович Чуковский.

Дидактическая игра «Продолжи слово»

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко топал. («Мяч» С. Маршак)

Стала девочка котенка спать укладывать.

— Вот тебе под спинку

Сверху на перинку

Вот тебе под ушки

Белые подушки. («Усатый-полосатый» С. Маршак)

Если бы у елочки были ножки,

Побежала бы она по дорожке.

Заплясала бы она

Застучала бы она каблучками. («Елка» Е. Трутнева)

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел,

Утром брату помогала –

Он с утра конфеты ел. («Помощница» А. Барто)

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал. реветь. («Телефон» К. И. Чуковский)

Пальчиковая гимнастика по стихотворению

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

Указательный с порога Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)

Средний палец самый меткий, Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы) Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик)

Разница между стихотворением и рассказом

Отличить стихотворение от рассказа несложно даже неискушенному читателю. Гораздо сложнее установить, в чем именно заключается это отличие.

Стихотворение является особой, поэтической формой, которую относят к лиро-эпическим жанрам художественной литературы. Ее основной признак – в ритмической организации текста, основанной на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Такое чередование называется стихотворным размером. В силлабо-тонической системе стихосложения выделяют пять основных размеров: ямб, хорей, анапест, амфибрахий и дактиль.

Стихотворный текст чаще всего делится на относительно самостоятельные фрагменты – строфы с рифмующимися концовками строк. Однако стихотворение может быть написано и без деления на строфы, если, по замыслу автора, оно представляет собой единое концептуальное целое. Рифма также не является обязательной характерной чертой поэтического произведения: в белых стихах она отсутствует.

Стихотворение всегда отражает глубокие переживания лирического героя, даже если оно создано в повествовательной манере на историческую тему или относится к гражданской лирике. Личный мотив – один из способов передачи эмоционального состояния автора, благодаря которому стихотворение приобретает внутренний накал и способность воздействовать на читательское восприятие.

Пересказ стихотворения в прозаической форме искажает его содержание. Стихотворный текст четко упорядочен, и, к тому же, в нем используются стилистически оправданные средства художественной выразительности: метафоры, эпитеты, образные сравнения, имеющие дополнительную смысловую нагрузку. Эмоции, которые вызывает стихотворение, возникают именно потому, что автор находит наиболее точную форму словоупотребления, создает нужный ритм, использует различные приемы особой организации речи, включая инверсию и аллитерацию.

При пересказе все это утрачивает значение.

Рассказ обладает совсем другими жанровыми признаками. Он относится к эпическим произведениям, написанным в прозе: для них обязателен сюжет с точно определенной завязкой, кульминацией и развязкой. Авторская идея в рассказе реализуется через событийно-оценочную связь фрагментов повествования. Они выстраиваются вокруг важного для раскрытия этой идеи эпизода из жизни героя по принципу причины и следствия.

chem otlichaetsya stixotvorenie ot rasskaza

Текст рассказа должен обладать динамичностью, точностью каждой детали, напряженностью ритма, который, в отличие от стихотворного, проявляется не на слоговом уровне, а в общей стилистике повествования. Ярким примером может служить известный «телеграфный» стиль рассказов Хемингуэя.

Содержание рассказа легко передать своими словами, если следовать логике авторского повествования.

  • Стихи про добрые сказки
  • Стихи и сказки в рисунках зотова
  • Стихи и сказки для самых маленьких михалков
  • Стихи о любви собственного сочинения девушке
  • Стихи и рассказы о солнце и земле