ПРОЕКТ «СКАЗКИ ПУШКИНА»
Автор:
Воспитатель
МДОБУ ДСКВ № 10
г. Всеволожска
Львова Е. В.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОЕКТА
AКТУАЛЬНОСТЬ | Художественная |
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА | Развивать творческий потенциал |
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА | Образовательные: — познакомить с жизнью — сформировать высокий — обогащать и расширять — формировать — познакомить с новыми Развивающие: — развивать память — развивать Воспитательные — воспитывать умение — воспитывать чувство |
ТИП ПРОЕКТА | Творческий. Информационно-исследовательский. Краткосрочный (2 |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (с детьми) | 1. Развитие 2. Создание 3. Развитие 4. Повышение интереса к 5. Активизация 6. Получение детьми 7. Обогащение развивающей среды по |
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ (с родителями) | 1. Расширять 2. Помочь 3. Помочь увидеть 4. Помочь 5. Активизировать 6. Принимать |
ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный
·
Обсуждение целей и задач
проекта.
·
Составление плана работы.
·
Работа с родителями по теме
проекта.
·
Создание информационной базы
(книги, иллюстрации, мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина).
2 этап. Основной
·
Планирование работы с детьми,
проблемная ситуация, мотивация на деятельность.
·
Пропаганда знаний родителей
воспитанников о влиянии художественной литературы на развитие ребенка.
·
Создание базы данных о сказках
А. С. Пушкина.
·
Создание развивающей среды по
теме проекта.
·
Оформление в книжном уголке
выставки произведений А. С. Пушкина.
·
Создание коллективной работы
«Волшебный пластилин» — лепка по мотивам стихотворения «У Лукоморья дуб
зеленый».
3 этап. Заключительный
·
Проведение итоговой викторины
по сказкам А. С. Пушкина.
·
Подведение итогов проделанной
работы.
·
Определение перспективы на
будущее.
·
Подготовка отчетных материалов.
1-й этап
Сроки реализации:
1.02.2021-12.02.2021 г.
Планируемые мероприятия:
1. Беседа «Какие сказки Пушкина мы знаем?»
2. Рассказ о великом поэте Пушкине.
3. Привлечение родителей к созданию выставки «Моя домашняя библиотека
сказок А.С. Пушкина».
2-й этап
Мероприятия:
1.
Беседа «Биография А.С. Пушкина».
Задачи: продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина;
воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта; обогащать и развивать
словарный запас детей, обращать внимание на выразительность и поэтичность
пушкинских строк.
2.
Рассматривание иллюстраций
изображений А. С. Пушкина (портреты, картины, фотографии памятников
поэту). Задачи: продолжать знакомить детей с фактами биографии поэта, привить
интерес к личности сказочника, пробуждать в детях интерес к книге, расширить их
литературный кругозор.
3.
Организация выставки книг со сказками
А. С. Пушкина разных изданий. Задачи: знакомство с многообразием
изданийсказок Пушкина.
4.
Художественное творчество: лепка
на тему «У Лукоморья дуб зеленый». Задачи: продолжать учить приемамлепки
различных предметов и героев, продолжать учить передавать отличительные
особенности сказочных героев, предметов, передавая форму и пропорции, закрепить
интерес к лепке из пластилина.
5.
Чтение художественной
литературы:
— «Сказка о
рыбаке и рыбке»;
— «Сказка о
Царе Салтане»;
— отрывок
из сказки «Руслан и Людмила» — «У Лукоморья дуб зеленый».
Задачи: способствовать развитию художественного восприятия текста;
учить понимать поэтический язык А. С. Пушкина; прививать любовь к
Родине, к её истокам; развивать память.
6.
Заучивание наизусть отрывков
из сказок А. С. Пушкина. Задачи: развивать память детей, прививать
навык публичного выступления, прививать любовь к творчеству поэта.
7.
Рассматривание иллюстраций к
сказкам А.С. Пушкина:
— «Воротился
старик ко старухе» Т. А. Маврина;
— «Избушка
там на курьих ножках» Т. А. Маврина;
— «Царевна
– Лебедь» М. Врубель;
— «Бочка по
морю плывет» И.Билибин;
— «Тридцать
три богатыря» И.Билибин;
— «Царевна
– Лебедь» И.Билибин;
— Иллюстрации
детских книжек «Сказки Пушкина».
Задачи: обсудить разнообразие сказок в творчестве А. С. Пушкина,
привить любовь к литературе, сформировать умение анализировать сказку, обогащать
и развивать устную речь детей.
8.
Выставка. Коллективная работа «Волшебный
пластилин» по стихотворению «У Лукоморья дуб зеленый». Задачи: развитие
творческого потенциала, всестороннее эстетическое развитие, доставить радость
от результатов собственного труда, воспитывать навыки взаимодействия и
сотрудничества.
9. Просмотр
мультфильмов:
— «Сказка
о рыбаке и рыбке»;
— «Сказка о царе
Салтане»;
— «Сказка
о золотом петушке».
Задачи: закрепить знания о сказках Пушкина. Обобщить знания,
полученные в ходе работы над проектом.
10. Заучивание отрывков из сказок А. С. Пушкин «У
Лукоморья дуб зеленый», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе
Салтане». Задачи: развивать умение внимательно слушать произведение,
интерес к художественной литературе, чсовершенствовать звукопроизношение,
выразительность речи.
11. Дидактические
игры:
— «Скажи
наоборот»;
— «Вспомнить
сказку»;
— Пазлы «Сказки
Пушкина».
Задачи: расширять знания об А. С. Пушкине, развивать интерес
к его творчеству. Развивать внимание, память, мышление.
3-й этап
Подведение итогов проведенной работы.
Проведение викторины по сказкам А. С. Пушкина
Организация выставки «У Лукоморья дуб зеленый» (фото работы на
титульной странице).
Вывод:
Все дети группы познакомились
с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе
Султане, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке». Все
дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители
большинства детей принимали активное участие в реализациипроекта: приносили
книги для книжного уголка, читали дома произведения поэта, заучивали отрывки
из сказок А. С. Пушкина.
Список
использованной литературы:
1.
А. С. Пушкин. «Стихи
и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.
2.
А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд.
Белый город. М., 2003г.
3.
И.Токмакова. Поговорим с тобой
о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
4.
Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там
русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
5.
К.Степанов. Пушкин: истоки
творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
6.
Н.И.Попова. Музей-квартира
А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.
7.
Журналы «Дошкольное
воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
8.
Л.М. Жукова. История о великом
поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
9.
Л.Жукова. Я памятник воздвиг
себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М.,
2001г.
10.
И.А. Лыкова «Изобразительная
деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
11.
О.А. Воронкевич «Добро
пожаловать в экологию!»; Санкт-Петербург, ДЕТСТВО ПРЕСС 2010.
Приложение №
1
Дидактические
игры
«Скажи наоборот»
Цель: пополнение активного словаря прилагательными с
противоположным значением.
Игра с мячом.
— Старик добрый, а старуха…(злая).
— Сначала море спокойное, а потом…(бурное).
— Землянка была старая, а терем…(новый).
— Землянка была низкой, а терем…(высокий).
— одежде старика была бедной, а у боярыни..(богатой).
«Вспомнить сказку»
Цель: развитие памяти, ловкости.
Игра с мячом.
-Я буду бросать мяч и задавать вопросы. Вы будете ловить мячи
отвечать на мой вопрос, при этом бросив мне мяч обратно.
— Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в
огороде»?
— У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой
блестит»?
— В какой сказке на берег выходят 33 богатыря и как зовут
их дядьку?
— В какой сказке главный герой превращался в насекомых, и в
каких?
Про овощи для детей
Интересная познавательная информация про овощи для старших дошкольников и младших школьников
Загадки про овощи
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар, сладкая.
(Морковь.)
Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»
(Картошка.)
Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры.)
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
(Земляника.)
Алексей Кольцов — Урожай
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;
Разгорелся день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;
Нагустил его
В тучу черную;
Туча черная
Понахмурилась,
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
Понесут ее
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.
Ополчается
Громом-бурею,
Огнем-молнией,
Дугой-радугой;
Ополчилася,
И расширилась,
И ударила,
И пролилася
Слезой крупною —
Проливным дождем
На земную грудь,
На широкую.
И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;
На поля, сады,
На зеленые,
Люди сельские
Не насмотрятся.
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;
Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.
Дума первая:
Хлеб из закрома
Насыпать в мешки,
Убирать воза;
А вторая их
Была думушка:
Из села гужом
В пору выехать.
Третью думушку
Как задумали,-
Богу-господу
Помолилися.
Чем свет по полю
Все разъехались —
И пошли гулять
Друг за дружкою,
Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,
Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьем
Порасчесывать.
Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал господь
За труды людям:
Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до земи,
Словно божий гость,
На все стороны,
Дню веселому
Улыбается.
Ветерок по ней
Плывет, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
Видит солнышко —
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей матери.
Анализ стихотворения «Урожай» Кольцова
Творчество А. Кольцова произрастает из русской народной поэзии. Хорошо знавший крестьянский мир, поэт сумел соединить фольклорные традиции и темы с авторской палитрой средств художественной выразительности. Среди лучших образцов его поэзии — произведение в духе реализма «Урожай».
Стихотворение написано в 1835 году. Поэту 26 лет, вышла первая книга его стихов, о которой одобрительно отозвался А. Пушкин. Спустя год «Урожай» появился на страницах пушкинского журнала «Современник». Впрочем, жить поэту оставалось всего 7 лет.
«Урожай» состоит из 27 строф, его размер — пятисложник (пентон) с ударением на 3 слоге. Он написан белым стихом, без рифм, что типично для народной песни, отсюда и жанр — лирическая песня, в которой ощущается былинность.
А. Кольцов видит в крестьянине не просто угнетенного бедняка, смотрит на него не как барин, напротив, знаком и самому ему нелегкий труд перегонщика и торговца скотом, которым он и занимался всю жизнь, помогая отцу, любима и воронежская природа.
Лирический герой, в котором угадывается сам поэт, смотрит на все глазами земледельца. Стихотворение состоит из 2 частей. Начинается оно со сменяющихся картин природы (заря, туман, день, гроза), заканчивается картиной мирного труда землепашцев и сбором урожая.
Эпитеты фольклорны: туча черная, ветры буйные, света белого, заветные думы. Широко используется олицетворение: земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася), скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде).
Слова и выражения разговорной речи передают эмоции автора, тому же способствует глагольность его стихов (именно она придает динамизм строфе с описанием грозы). Он также прибегает к повторам и тавтологии: пролилась проливным, пахать, перепахивать. Повторяются и предлоги: на земную, на широкую, на поля. И союзы: и расширилась, и ударила, и пролилася. Интересны народные формы слов: громом-бурею, огнем-молнией, дугой-радугой. Смена ударений ради сохранения ритмичности строк: «лоснится», «закрома», «людям».
Есть и уменьшительные суффиксы: солнышко, думушка, дружкою. Числительные — как в сказках: три думы. И третья — прошение к Богу о благословении трудов. Пахарь молится, затепляет свечу пред иконою Божией Матери, знаменуя неразрывную таинственную связь Бога и человека.
Последователями литературной традиции А. Кольцова можно назвать А. Фета, Н. Некрасова и даже А. Твардовского. Больше ста композиторов трудились над переложением его стихов на музыку. При жизни он заслужил признание В. Жуковского и В. Белинского, опубликовал свое хрестоматийное произведение «Урожай» в журнале, издаваемом А. Пушкиным.
Стихи про урожай для детей
Яблоко спелое,
красное,
сладкое,
Яблоко хрусткое,
с кожицей
гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим
разделю.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышно гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Летний дождик мягкой лапкой
Гладит овощи на грядке.
Лишь к капусте прикоснется,
Как капуста встрепенется:
Листья белы и сочны
Завивает в кочаны.
Просят лук и сельдерей:
— Напои нас поскорей!
К струйкам тянется горох:
— Без воды я весь засох!
Благодатный дождик теплый
Жадно пьют морковь и свекла,
И румяные томаты,
И упругий лист салата.
Струйки весело журчат,
И сверкает мокрый сад,
Оживает огород —
Все в нем бурно в рост идет!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Вот вам морковка,
Красная головка,
Хвостик зеленый,
Вот вам и репка,
И огурчик крепкий,
Солнцем позлащенный.
На рядах капусты
Кочны жмутся густо
В листьях лохматых.
Вот горошек сладкий:
Зернышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народец
Населил наш огородец.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Высокая ваза стоит на столе.
Играют лучи в голубом хрустале.
Положим мы в вазу душистый банан
Подарок далеких тропических стран.
Добавим лимон, апельсин, мандарин.
И после обеда мы фрукты съедим!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Редька крепка, и бела, и вкусна.
Бодрость и силу нам дарит она.
Осенью с поля ее привезем,
В подпол глубокий ее уберем.
Пусть она в подполе зиму хранится,
Нам для салатов она пригодится!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
На горе за рощей
Зреет хлеб хороший:
Зерна наливаются
В ласковом тепле,
Колоски тяжелые
Наклонили головы,
Благодарно кланяются
Матери — Земле.
С. Жупанин
Мелькает желтый лист
На зелени дерев.
Работу кончил серп на нивах
золотистых.
И покраснел уже вдали
Ковер лугов,
И зрелые плоды висят
В садах тенистых.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
В каждом зернышке пшеницы*
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Вся овощь огородная
Поспела: дети носятся
Кто с репой, кто с морковкою,
Подсолнечник лущат,
А бабы свеклу дергают,
Такая свекла добрая!
Точь-в-точь сапожки красные
Лежат на полосе.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Зашепчется дождь
Тихим голосом
С цветами да травами
Зелеными.
И поднимется рожь
Спелым колосом
Над полями,
Влагой напоенными.
Уродится в поле
Ржаной хлебушек,
Рожь накормит вволю
Наших детушек!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…».
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы — люди!
Научитесь хлеб беречь».
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Положит в землю
Человек зерно,
Прольется
Дождь — зерно орошено.
Крутая
Борозда и мягкий
Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною
Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки
Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Я вас сегодня поздравляю!
Отличный праздник наступил –
Зовётся он Днём урожая!
Чтоб ярким, радостным он был –
Пускай подарит вам природа
Особый, щедрый урожай,
И подходящую погоду,
Пусть солнце светит и пускай
На землю небо проливает
Свои чудесные дожди!
Пусть ждут большие урожаи,
Удачи! Радости! Любви!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
На столе сегодня рядом
Фрукты, овощи стоят!
Свежий хлеб ласкает взгляды!
Каждый в этот праздник рад!
Ведь пришел День урожая,
Ждёт удача пусть всегда!
Пусть природа награждает,
Чтобы вы в своих трудах
Лишь награды получали!
Будет щедрым урожай!
Чтобы вы забот не знали –
Счастье льётся через край!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
В поле и на дачах
Трудится народ.
Весной он озадачен —
Сажает огород.
Поливать, кормить, сапать
Нужно каждый день.
В осень — все перекопать,
Но им это не в лень.
Пусть старанья наградятся
Сочными плодами.
В поле зерна колосятся,
Полны сады цветами.
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Лукошко полно овощей,
В саду яблоки созрели.
Нет плодов таких сочней,
Летом тщательно смотрели.
Картофель, буряк и капусту
Нарежем, бросим в суп.
Получится он очень вкусным –
Ты угощайся, друг!
Урожай пусть радует,
Тех, кто так трудился.
Осенины отмечаем,
Весь день мы веселимся!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
Идет уборка на полях,
Дозревают фрукты.
Зацвели розы в садах,
Мед собрали вкусный.
Заслужил народ на отдых,
Потрудился он на славу.
И в жару на ярком солнцем
Занимался урожаем.
Уродила нам земля
Много вкусных овощей.
Будет так пускай всегда!
Сил вам и счастливых дней!
∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞∞
На веселой ярмарке
Продавало солнышко
На весёлой ярмарке
Платья разноцветные,
Яркие-преяркие.
Приходил на ярмарку
Весёлый народ.
Побывал на ярмарке
Весь огород.
Прибегали раньше всех
Огурцы-братишки,
Выбирали себе
Майки да трусишки.
Примерял помидор
Красную рубашку.
А подсолнух купил
Жёлтую фуражку.
Модницы-морковки
Взяли по обновке.
И в полоску блузы
Выбрали арбузы.
А капуста, просто смех,
Накупила больше всех.
И повёз покупки ей
На тележке муравей.
(Н. Подлесова)
Популярные стихи про урожай осенью
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка —
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай —
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
* * *
Огурец растет на грядке,
Значит будет все в порядке,
Скоро новый урожай,
Если хочешь, собирай.
Ты задай ему вопрос:
«Для чего, огурчик, рос?»
И получишь ты ответ:
«На салат и в винегрет!»
* * *
Как чудесно в огороде
Поработать ясным днем!
Теплый луч по грядкам бродит,
Мятой пахнет чернозем.
Пахнет сладкой спелой сливой
И картофельной ботвой,
Медом белого налива
У меня над головой.
Все поспело, все созрело —
Добрый будет урожай.
Здесь для всех найдется дело,
Не ленись да собирай!
* * *
Петрушку посадил Петро,
Ему чуть-чуть не повезло.
Урожай его неплох,
Жаль, что вырос-то горох!
* * *
Дыни, яблоки, салат.
Фрукты – прямо нарасхват.
Угощайся, не зевай –
Добрый нынче урожай!
* * *
Наступило «бабье» лето.
— Что же значит слово это?
— Это значит — не зевай,
Убирай свой урожай.
Мы с подружкою на грядке
Поиграть решили в прятки:
— Ты — морковка, а я — свёкла.
Подошла соседка Фёкла,
Видит: овощи на славу —
Хоть в салаты, хоть в приправу,
Говорит: «Я — кабачок,
У меня тугой бочок,
Я хорош в икре, в оладьях,
Патиссоны — мои братья,
Тоже славные ребята,
Переспели — толстоваты.
Тыква — родственница наша,
Всех накормит сладкой кашей…»
…Помидоры с огурцами
Принесем в корзине маме,
К ним добавим перец сладкий,
Он уже поспел на грядке.
Баклажаны, лук, чеснок
Заготовим с мамой впрок,
А с картошкой и капустой
Борщ наварим очень вкусный.
Хороша в борще фасоль,
А в конце добавим соль.
Молодцы, ребята,
Урожай богатый.
* * *
Золотые, тихие
Рощи и сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды.
И не видно радуги,
И не слышно гром.
Спать ложится солнышко
Раньше с каждым днем.
* * *
Помидоры вкусные мы однажды ели,
Вырастить такие же сами захотели.
Семена весною в горшочек посадили,
Тёплою водичкою их слегка полили.
Показались вскоре из земли росточки,
А на них раскрылись нежные листочки.
Так рассада наша стала подрастать,
К солнышку тянуться, силу набирать.
Летом посадили мы рассаду в огород,
Зацвели растения, завязался плод:
Помидорчик крошечный, кругленький, смешной.
Неужели вырастет он красный и большой?
Много выросло у нас помидоров красных,
И больших, и маленьких, и на вкус прекрасных.
Мы не зря работали: растения поливали,
Сорняки пололи, землю удобряли.
Урожая славного, богатого добились,
Потому, что все мы дружно потрудились.
* * *
— Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Яблоки румяные, сладкий мед,
Яблоки румяные, сладкий мед!
— Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!
— Что нам осень принесет?
Что нам осень принесет?
— Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!
* * *
Огород у нас большой
огород у нас хороший
так пойдём туда с тобой,
прихватив с собой галоши.
там у нас давно поспели
фрукты вкусные свои:
груши наши пожелтели —
аккуратно их сорви.
сливы уж висеть устали,
так и просятся к тебе,
мы их летом поливали,
чтоб росли они скорей.
ну а красных яблок сколько —
раз, два, три-не сосчитать,
ты в корзинку потихоньку
начинай их собирать.
вкусных яблок, груш и слив
понабрали мы с тобой.
урожай у нас красив,
только рано нам домой.
кроме фруктов есть ещё
в огороде нашем грядки —
овощам теперь мы счёт
открываем по порядку.
огурец зелёный — раз,
два морковка, три капуста.
на четыре лук для нас,
помидоры пять. Как шустро!
мы считаем, собираем,
пополняем урожай.
все корзинки наполняем,
ничего не забывай.
дома мама будет рада
нашим фруктам, овощам.
ей всё это очень надо
для салата и борща.
груши, яблоки и сливы
для компота подойдут,
и в варенье и в повидле
тоже вкусен каждый фрукт.
а огурчик и морковку
мы покрошим нп салат,
и лучка в него немножко
и, конечно же, томат.
много фруктов мы набрали,
овощей насобирали,
можно зиму зимовать,
и запасы поедать.
* * *
Землёю щедр родимый край!
Гляжу на поле, не моргая.
Вновь уродился урожай
Такой, что мама дорогая.
Такой, что мама не горюй.
По полю, в колее двоякой,
Плыву, как плыл по Волге буй,
Весною, потерявши якорь.
Звенит души моей струна.
Встал в русском поле не дыша я.
Какая всё ж у нас страна,
Зерном богатая, большая.
Стою средь поля, как маяк,
Вокруг пшеница колосится.
Жить будут суслик и хомяк,
Перезимует зиму птица.
Подсчет веду, разинув рот:
Под 20 центнеров с гектара.
Здоровым, сытым будет крот –
Звенит, поёт душа гитарой!
Не даст зимою дуба мышь,
А значит будет жить лисица –
Поёт душа! Шумит камыш,
Пшеница в поле колосится.
И ускоряет сердце бег,
И с каждым шагом дом всё ближе…
Мороз. Хрустит, как чипсы, снег.
И как по маслу катят лыжи.
* * *
Кабачок мой кабачок!
Золотистый твой бочок.
Слишком быстро ты растешь,
Очень жадно воду пьешь.
А морковка – чудеса!
Распустила волоса.
Ловко прячется в земле,
А коса видна в траве.
Помидоры – солнца дети,
Рано утром на рассвете
Все головки поднимают,
Солнцу весело кивают
Огуречки на парад
Дружно выстроились в ряд.
Вкусно так они хрустят,
Их в салатах видеть рад.
Летом быстро все растет,
Если дождик теплый льет.
Урожай я соберу,
И в корзинку положу.
Очень много витаминов
В овощах моих любимых!
* * *
Муха сказала: — Сегодня с утра
Осень явилась, и спать всем пора.
Но пока солнце в небе сияет,
Муха жужжит и спать не желает.
Белка грибы в лесу собирает.
Осень пришла — к зиме запасает.
А хомячок в свою норку привёз
С поля побольше зерна — целый воз.
Заяц по лесу гуляет — ему
Эти запасы совсем ни к чему.
И забежал он в село, в огород,
Там, где морковка на грядке растёт.
Репа созрела, капуста, свекла —
Всё, что нам надо, осень дала.
Яблоки спеют в осеннем саду,
Ярко краснеют у всех на виду.
Свой урожай принесла нам она,
Осени нашей грибная пора.
И червячок в огород приглашал
Всех на осенний торжественный бал.
* * *
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;
Разгорелся день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;
Нагустил его
В тучу черную;
Туча черная
Понахмурилась,
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
Понесут ее
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.
Ополчается
Громом-бурею,
Огнем-молнией,
Дугой-радугой;
Ополчилася,
И расширилась,
И ударила,
И пролилася
Слезой крупною —
Проливным дождем
На земную грудь,
На широкую.
И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;
На поля, сады,
На зеленые,
Люди сельские
Не насмотрятся.
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;
Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.
Дума первая:
Хлеб из закрома
Насыпать в мешки,
Убирать воза;
А вторая их
Была думушка:
Из села гужом
В пору выехать.
Третью думушку
Как задумали,-
Богу-господу
Помолилися.
Чем свет по полю
Все разъехались —
И пошли гулять
Друг за дружкою,
Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,
Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьем
Порасчесывать.
Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал господь
За труды людям:
Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до земи,
Словно божий гость,
На все стороны,
Дню веселому
Улыбается.
Ветерок по ней
Плывет, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
Видит солнышко —
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей матери.
* * *
Продавало солнышко
На весёлой ярмарке
Платья разноцветные,
Яркие-преяркие.
Приходил на ярмарку
Весёлый народ.
Побывал на ярмарке
Весь огород.
Прибегали раньше всех
Огурцы-братишки,
Выбирали себе
Майки да трусишки.
Примерял помидор
Красную рубашку.
А подсолнух купил
Жёлтую фуражку.
Модницы-морковки
Взяли по обновке.
И в полоску блузы
Выбрали арбузы.
А капуста, просто смех,
Накупила больше всех.
И повёз покупки ей
На тележке муравей.
* * *
Праздник урожая
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идет уборка –
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зерна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
Запасают пчелы мед.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладет.
Уродился урожай –
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай!
* * *
Наступило «бабье» лето.
-Что же значит слово это?
-Это значит – не зевай,
Убирай свой урожай.
Мы с подружкою на грядке
Поиграть решили в прятки:
-Ты – морковка, а я – свёкла.
Подошла соседка Фёкла,
Видит: овощи на славу –
Хоть в салаты, хоть в приправу,
Говорит: “Я – кабачок,
У меня тугой бочок,
Я хорош в икре, в оладьях,
Патиссоны – мои братья,
Тоже славные ребята,
Переспели – толстоваты.
Тыква – родственница наша,
Всех накормит сладкой кашей…”
…Помидоры с огурцами
Принесем в корзине маме,
К ним добавим перец сладкий,
Он уже поспел на грядке.
Баклажаны, лук, чеснок
Заготовим с мамой впрок,
А с картошкой и капустой
Борщ наварим очень вкусный.
Хороша в борще фасоль,
А в конце добавим соль.
Молодцы, ребята,
Урожай богатый.
Источники
- https://ped-kopilka.ru/shkolnikam/interesnye-fakty-pro-ovoschi-dlja-detei.html
- https://nauka.club/literatura/stikhi/pro-urozhay.html
- https://rustih.ru/aleksej-kolcov-urozhaj/
- https://gamejulia.ru/stihi-pro-urozhay.html
- https://prazdniki.club/stihi/cop619_stih-stihi-pro-urozhaj.html