Жизнь
и творчество А.С. Пушкина (слайд 1)
1.
Слайд 2
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 января 1799 года в Москве в дворянской
семье. Родители Саши происходили из знатных семей.
Слайд 3
Отец поэта, Сергей Львович, майор в отставке, принадлежал к старинному, но
обедневшему, дворянскому роду.
Мать, Надежда Осиповна, была внучкой Абрама Петровича Ганнибала – «арапа Петра
Великого».
Слайд 4
Брат отца, дядя Василий Львович, был известным поэтом своего времени, знал
несколько языков. Он оказал большое влияние на маленького Сашу.
Слайд 5
В семье Пушкиных было трое детей: у Александра была старшая сестра Ольга и младший
брат Лев.
Слайд 6
С раннего возраста Александр воспитывался в литературной среде. Отец его был
ценителем литературы, имел большую библиотеку. В доме Пушкиных часто
устраивались литературные и музыкальные вечера, в которых маленький Саша с
восторгом принимал участие. Дом Пушкиных посещали историк и литератор Николай
Карамзин, поэт Василий Жуковский, баснописец Иван Дмитриев.
Ребёнком
до 7-8 лет Саша почти ничем не выделялся; был молчалив, не любил шумных игр;
был сосредоточен, наблюдателен.
Первоначальное образование Александр Пушкин получил в семье. В раннем детстве
поэт почти не говорил по-русски. Воспитывали и обучали его французы-гувернёры.
Саша быстро научился читать и просиживал часто целыми днями, читая с жадностью
всё, что ни попадалось ему под руку в библиотеке его отца, где по большей части
были книги почти одних французских писателей. Юный Александр так увлёкся
произведениями этих авторов, что на девятом году, подражая им, начал писать сам
довольно звучные французские стихи. У Александра была отличная память, и, по
словам его брата Льва, на одиннадцатом году Саша уже знал наизусть почти все
французские книги из библиотеки отца.
Слайд 7
Летние месяцы Александр Пушкин проводил под Москвой в селе Захарово у бабушки
по материнской линии Марии Алексеевны Ганнибал. Именно она и наняла Саше няню
Арину Родионовну Яковлеву. Маленький Саша очень любил слушать в безмолвной
тиши рассказы бабушки и сказки няни. Бабушка и няня баловали Сашу и были по
душе ближе отца и матери, так как родители не особенно ласкали его. Из близких
Александра Пушкина только бабушка, няня и учитель закона Божьего говорили по-русски.
Именно от них будущий поэт и слышал родную русскую речь, пословицы, поговорки,
русские песни и сказки.
2.
Слайд 8
В 1811 году родители Пушкина устроили сына в элитное учебное заведение для
дворянских детей – только что открытый 19 октября Царскосельский Лицей в
Санкт-Петербурге. Здесь готовили молодых людей к службе в высших гражданских
чинах. В Лицее Пушкин нашёл много друзей. Слайд 9 Трое из них: Иван
Пущин, Антон Дельвиг и Вильгельм Кюхельбекер – остались друзьями Пушкина на всю
жизнь.
Слайд 10
Учился Александр не очень хорошо, особенно тяжело юному поэту давались логика и
математика. При блестящей памяти ему не доставало усидчивости и внимания.
Однако преподаватели отмечали эрудицию воспитанника.
В Лицее Александр Пушкин продолжает много читать и писать тексты на французском
языке. На русском языку Пушкин составлял небольшие эпиграммы и послания. Писал
Пушкин и стихотворения. В 1814 году он впервые опубликовал в журнале «Вестник
Европы» одно из них «К другу-стихотворцу» под псевдонимом Александр Н.к.ш.п.
Слайд 11
Первый крупный успех ждал Пушкина в 1815 году во время зимнего переводного
экзамена – 15-летний лицеист прочитал своё стихотворение «Воспоминания в
Царском селе». На экзамене присутствовал поэт Гавриил Державин, он был потрясён
творением юного поэта.
3.
Слайд 12
В 1817 году Александр Пушкин окончил Лицей. По успеваемости он был 24 из 29
выпускников. Пушкина направили на службу в Коллегию иностранных дел –
чиновником Х класса. Но там он только числился: государственная служба мало
привлекала юношу.
После
шести лет учёбы Пушкин с головой окунулся в светскую жизнь столицы и попал в
общество петербургских писателей. Ещё в Лицее он стал членом литературного
кружка «Арзамас», а в 1819 году Пушкин вступил в литературно-театральное
общество «Зелёная лампа». Его участники пропагандировали свободолюбивые идеи,
здесь велись не только светские споры, но и политические беседы. Всё это
отразилось на творчестве Пушкина: он написал несколько эпиграмм на
государственных деятелей того времени, оду «Вольность», стихотворения «К
Чаадаеву», «Деревня».
Острые политические произведения навлекли гнев Александра I,
и император решил сослать Пушкина в Сибирь или на Соловки. Однако за поэта
заступился Николай Карамзин. И по службе Пушкина отправляют в командировку на
юг.
Перед отъездом в 1820 году Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», которую
очень высоко оценил Василий Жуковский. Он подарил Пушкину свой портрет с
надписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя».
В период южной «ссылки» (1820-1824г.г.) из-под пера поэта появились поэмы
«Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Песнь о Вещем Олеге», а также
Пушкин начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».
4.
Слайд 13
В 1824 году в Москве полиция вскрыла письмо Пушкина Кюхельбекеру. За
запрещённые высказывания Пушкина отправляют в настоящую ссылку в семейное
имение в селе Михайловское Псковской губернии. Писателя лишили скромного
жалованья, установили надзор. В Михайловском (1824-1826г.г.) Пушкин вёл
уединённый образ жизни. Единственным развлечением для Пушкина стали беседы с
няней Ариной Родионовной. Её сказки, как говорил сам поэт, исправляли
недостатки французского воспитания. Он записывал сюжеты волшебных историй, а
позднее использовал их в своих произведениях. В Михайловском Пушкин начинает
писать драму «Борис Годунов», продолжает работу над «Евгением Онегиным».
Слайд 14
После ссылки Пушкин возвращается в Москву. В 1829 году на одном из балов он
познакомился с Натальей Гончаровой. Девушке на тот момент было 16 лет, а поэту
– почти 30. Первая красавица Москвы покорила Пушкина, и через несколько месяцев
он сделала Гончаровой предложение. Однако её мать не дала согласия, сославшись
на юный возраст дочери.
Разочарованный, Пушкин уезжает из Москвы к брату на Кавказ, где шла в то время
война. На Кавказе он продолжает сочинять.
5.
Слайд 15
В 1830 году Пушкин возвращается в Москву и снова делает предложение Наталье
Гончаровой. На этот раз родители благословили пару. Но свадьбе помешал тот
факт, что у Александра не было никакого имущества. Тогда отец поэта выделил
сыну часть родового имения Болдино Нижегородской губернии, деревню Кистенёво,
вместе с двумя сотнями крестьян. И летом 1830 года Александр Пушкин
отправляется туда, чтобы уладить юридические вопросы.
Рассчитывая пробыть в Болдино не более месяца, пришлось пробыть там целых три.
Эпидемия холеры изменила его планы.
Болдинская осень – период небывалого творческого взлёта. Здесь поэт заканчивает
работу над «Евгением Онегиным», пишет «Повести Белкина», «Маленькие трагедии» и
множество стихотворений.
Слайд 16
В Москву Пушкин вернётся в декабре 1830 года и через несколько месяцев
обвенчается с Натальей Гончаровой. Слайд 17В браке с Натальей Гончаровой
у Александра Сергеевича Пушкина было четверо детей: дочери Мария и Наталья и
сыновья Александр и Григорий.
6.
Слайд 18
У
Пушкина были не только друзья, но и враги. Зимой 1836 года завистники и враги
поэта из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету на его
жену, связывая её имя с именем барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей
Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая
состоялась 8 февраля 1837 года в предместье Петербурга на Чёрной речке. Во
время поединка поэт был тяжело ранен и через два дня умер. Слайд 19Похоронен
Александр Сергеевич Пушкин на территории Святогорского монастыря Псковской
губернии.
Слайд 20
Гибель поэта стала началом его бессмертной славы на земле. Он оставил нам имя,
которое олицетворяет всё лучшее, что создала Россия. Мы гордимся тем, что
принадлежим к народу, что и Пушкин.
Творческим завещанием великого поэта осталось стихотворение «Я памятник воздвиг
себе нерукотворный…»
Я
памятник себе воздвиг нерукотворный,
К
нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся
он главою непокорной
Александрийского
столпа…
Именно
эти строки выбиты на пьедестале одного из памятников А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге.
Слайд 21, 22, 23
В нашем родном городе Саратове память о великом русском поэте Александре
Сергеевиче Пушкине тоже живёт. Его именем названы одна из улиц города,
областная библиотека для детей и юношества, Лицей № 3 города Саратова. В парке
«Липки» стоит памятник поэту, на улице Пушкина установлен бюст поэта.
Слайд 24
6 июня ежегодно в день рождения Александра Сергеевича Пушкина в России
отмечается Пушкинский день, День русского языка.
Краткий анализ стихотворения «Зимнее утро» по плану
Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение «Зимнее утро» всего за один день 3 ноября 1829 года.
В это время он находился в очень живописном месте в имении Вульфов в Павловском селе Тверской губернии. Считается, что именно красота этих мест вдохновила поэта на создание этого произведения.
Кому посвящено
В произведении автор обращается к «красавице». Кто она — остается загадкой по сей день.
Литературоведы сходятся во мнении, что речь идет о Наталье Гончаровой, с которой поэт познакомился за год до написания стихотворения, и даже успел сделать ей предложение.
Главной темой стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» является красота русской зимней природы. Именно ей уделено наибольшее внимание.
Тематика
Тематикой произведения является тема жизни, а в данном случае жизни радостной и счастливой.
Жанр произведения — пейзажная лирика.
Большую часть произведения Пушкин посвятил описанию природы и своих чувств.
Композиция
В стихотворении используется линейная композиция (художественное построение), то есть события разворачиваются перед нами друг за другом.
Композиция состоит из следующих последовательных частей:
- в начале стихотворения автор восхищается красотой зимы и спешит разбудить свою возлюбленную, чтобы она присоединилась к созерцанию;
- далее поэт противопоставляет жестокую зимнюю природу, которая бушевала прошлым вечером, и солнечное зимнее утро;
- в третьей строфе поэт углубляется в описание прекрасной зимней природы;
- далее он описывает теплый уютный дом, в котором очень здорово проводить время в такие морозные дни;
- и в завершении автор предлагает покинуть теплый дом и совершить прогулку в этот прекрасный зимний день.
Лирический герой
Лирическим героем является сам автор.
Его настроение можно охарактеризовать как радостное и восторженное. На протяжении всего стихотворения он восхищается красотой зимнего пейзажа.
В конце произведения в его настроении появляется легкая грусть, которая связана с посещением родных для него мест.
Настроение произведения
В стихотворении преобладают настроения радости и восторга.
Только дважды они меняются:
- во второй строфе, когда автор вспоминает о вчерашней суровой буре, настроение становится более мрачным,
- и в последней строфе, когда поэт предлагает прокатиться по знакомым местам, в строчках появляется легкая грусть.
Лексика
Лексику произведения можно охарактеризовать как богатую и разнообразную.
Ключевыми словами являются: солнце, снег, блестит, веселый — чтобы передать яркую картину дня и радостное настроение.
Большинство слов в этом произведении просты для понимания. Исключение составляют устаревшие и редко употребляемые слова:
- нега — нежиться, наслаждаться;
- нынче — сегодня, сейчас.
Средства художественной выразительности
В стихотворении «Зимнее утро» для усиления визуального образа используется множество средств выразительности.
Метафоры
В произведении используются сложные метафоры: навстречу северной Авроры — навстречу зимнему утру, звездою севера — так автор называет свою подругу самой прекрасной девушкой.
Олицетворения
Текст богат олицетворениями. Вьюга может «злиться», а мгла «носиться» — так автор описывает снежную бурю, которая была прошлым вечером.
Эпитеты
Для более глубокого образа автор активно использует различные эпитеты:
- чудесный день
- прелестный друг
- на мутном небе
- тучи мрачные
- голубыми небесами
Сравнения
В произведении приводятся сравнения:
- звездою севера — автор сравнивает свою возлюбленную со звездой, то есть самой яркой и красивой из всех.
- луна, как бледное пятно.
Звуковые приемы
В стихотворении очень активно используются звуковые приемы.
Аллитерация, повторение согласной буквы «т»:
«… Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь…»
Это помогает передать треск горящих в печи дров.
Ассонанс, повторение буквы «о«:
«…Открой сомкнуты негой взоры…»
Рифма
В стихотворении рифма приходится на четные слоги.
« Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»
Используются мужская рифма (ударение на последний слог) и женская рифмы (ударение на предпоследний слог).
Стихотворный размер
Стихотворение выполнено четырехстопным ямбом.
Рифмовка
В стихотворении используется смешанная рифмовка по схеме: ААВССВ.
Место в творчестве
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» — это одно из самых значимых произведений его жизни, написанных в жанре пейзажной лирики.
Гениальность стихотворения заключена в простоте лексики, с помощью которой автор создает яркие и убедительные образы.
Оно отображает трепетное отношение поэта к русской зимней природе. Кроме того, оно передает его настроение на тот момент. Пушкин молод, свободен от ссылок, ведет яркую и насыщенную жизнь. Неудивительно, что стихотворение пронизано настроениями радости и свободы.
Поэт написал это произведение всего за 1 день. Вероятно, он и не подозревал, что оно станет одним из самых известных и любимых его стихотворений.
Личное мнение
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» произвело на меня сильное впечатление.
Читая его, я сразу погружаюсь в события, описываемые автором. Будто вокруг меня прекрасные снежные равнины, которые блестят на солнце, темнеющий вдалеке лес, покрытые инеем ели и замерзшая река.
Я не просто представляю эту красоту, а ощущаю ее. Кажется, что щеки начинает щипать от мороза, а глаза щурятся от снежного блеска.
В стихотворении присутствует описание суровой зимы. Я думаю, так автор хочет показать, что после ненастья всегда бывает ясный день.
В произведении преобладают радостные настроения, которые невольно передаются каждому, кто прочтет эти строки.
Прогулка в санях, которую описывает Пушкин в самом конце стихотворения, является символом свободы, радости и раздолья. Эти ощущения очень заразительны, и они передаются каждому читателю.
Может быть, именно поэтому стихотворение «Зимнее утро» так нравится читателям.
Полный анализ стихотворения «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)
Полный анализ стихотворения «Зимнее утро», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, позволяет насладиться жизнерадостной и простой манерой написания. Благодаря легкому слогу автора, стихотворение читается на одном дыхании. Но при всей своей легкости и невесомости, оно способно растопить лед даже самых холодных сердец. Лирика Пушкина – это возможность насладиться прекрасными строками, которые способны покорить любого. Команда Литеровед.ру подготовила полный анализ данного стихотворения.
История создания
Это прекраснейшее стихотворение вышло из-под пера поэта 3 ноября 1829 года. Находясь в данный период времени в гостях, гений пишет стихотворение «Зимнее утро». Кому оно посвящено – так и остается загадкой, предлагая лишь догадываться об истинной музе автора, вдохновившей его на написание этого шедевра.
По утверждению одних – его вдохновила на написание текста юная дочь помещика, встреча с которой произошла в Павловском. Мария Васильевна Борисова сумела зацепить поэта, чем и могла натолкнуть его на создание произведения.
По мнению же других людей – то стихотворение «Зимнее утро» Александр Сергеевич Пушкин посвятил своей супруге Наталье Гончаровой, а так же своей няне Ирине Родионовне. Он никогда не скрывал того, что они являются его главными и любимыми женщинами в жизни.
Жанр, размер
Стихотворение «Зимнее утро» — лирическое произведение. Это пейзажная лирика. Автор использует четырехстопный ямб, рифма смешанная, что создает радостное настроение при прочтении. Читается текст очень легко и приятно.
Благодаря манере Александра Сергеевича излагать свои мысли, стихотворение сумело покорить большое количество читателей и навсегда остаться в их сердцах.
Композиция
Автор использует линейную композицию. Данное произведение делится на пять шестистиший.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
В первом шестистишие Александр Сергеевич знакомит нас с лирической героиней, предлагая ей проснуться. А так же описывает морозное зимнее утро. Уже в первых словах видно его восхищение природой и прекрасное настроение от увиденного.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Во втором шестистишие он вспоминает прошедший вечер, когда погода явно не располагала к прогулкам. Именно благодаря этому контрасту ещё лучше видна прелесть зимнего утра.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
В третьем шестистишие поэт с любовью описывает все прелести русской зимы, которые ему повезло увидеть. Каждым своим словом автор подчеркивает уникальность и красоту окружающего его пейзажа.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Здесь мы видим описание семейного очага, тепла и уюта. Все слова излучают комфорт и мягкость. Но так же в последних строчках автор добавляет каплю задора, предлагая промчаться на санках по заснеженным дорожкам.
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
В заключительном шестистишии Александр Сергеевич отправляет нас в путешествие по заснеженным полям, рассматривая окружающие пейзажи.
Образы и символы стихотворения
В произведении автор использует на первый взгляд достаточно простые, но очень емкие образы, которые помогают читателю как можно лучше представить картину происходящего. В образе луны поэт показывает одиночество. Образом растопленной печи символизируется домашний уют и тепло. Бег коня показывает желание жить, яркость впечатлений и ожидание исполнения желаний.
Показывая природу, автор переплетает её с обликом девушки, тем самым передает нам зеркальное настроение. Даже просыпаются они вместе. Утро, когда природа только отходит ото сна, вместе с ней готовится открыть глаза и лирическая героиня произведения.
Лирический герой одинаково восхищается и красотой природы и девушки. Он находится под большим впечатлением от их облика, восторгаясь им.
В образе же лирического героя мы видим влюбленного молодого человека. Причем влюблен он не только в прекрасные черты молодой избранницы. С одинаковым упоением он восхищается и красотой окружающего его пейзажа. Он не может разделить их. Для него они одинаково прекрасны. Он преклоняется перед всем прекрасным, что включает в себя окружающий мир. Будь то природа или же прекрасная дама сердца.
Темы и проблемы произведения
В самом названии заключается основная мысль и тема произведения. Описание прекрасного утреннего пейзажа одновременно встречается с описанием красавицы. Он восхищается прекрасным утренним пейзажем, заснеженными и сияющими просторами, от которых невозможно отвести глаз.
Основной темой произведения «Зимнее утро» является неописуемая красота природы. Одновременно с описанием красоты природного явления, автор рассказывает о пробудившихся чувствах лирического героя к прекрасной красавице. Он призывает девушку, так же как и он, обратить внимание на то, в каком чудесном мире они живут. Ведь ничего не может быть прекраснее того, что сумела сотворить сама матушка-природа.
Любовная тема тесно переплетается с темой природы в стихотворении «Зимнее утро». Они сплетаются как единое целое. Они одинаково благотворно влияют на душу лирического героя, тем самым давая ему надежду на скорое счастье. В его душе чувствуется волнение и предвкушение перемен в лучшую сторону.
Используя антитезу, автор ещё больше подчеркивает красоту зимнего утра, вспоминая мрачность вчерашнего вечера.
Средства выразительности
Как и характерно для лирики Пушкина, данное стихотворение очень богато эпитетами, метафорами и олицетворениями. Благодаря им, поэту удается передать всю волшебность и хрупкость зимнего утра, тем самым создав сказочную атмосферу.
Смысл произведения
Прочитав стихотворение «Зимнее утро», у читателя может сложиться впечатление того, что он сам только что побывал в заснеженном лесу и прокатился на санях. Весь текст читается очень легко и свободно. Поэт рассказывает нам историю о том, что еще вчера лирической героине было грустно. Но, с наступлением морозного и солнечного утра её настроение так же меняется в лучшую сторону. Ничто плохое не может длиться вечно, и следом обязательно придёт счастье.
Именно эту мысль и попытался донести до нас творец. Никогда не стоит отчаиваться, если сегодня что-то не ладится. Завтра будет новый день, который обязательно будет намного лучше вчерашнего.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Анализ стихотворения «Зимнее утро» (А.С. Пушкин)
Лирика Александра Сергеевича Пушкина отличается своей жизнерадостностью и гениальной простотой. Легкий, почти невесомый слог поэта способен покорить любого читателя своей очаровывающей красотой и образностью. Неповторимый поэтический гений Пушкина проявился в множестве форм и жанров: поэмы, любовная лирика, военные стихотворения, произведения о Родине и многое другое. Один из самых знаменитых лирических шедевров Пушкина – это стихотворение «Зимнее утро», знакомое каждому русскому человеку. Многомудрый Литрекон представляет его разбор.
История создания
Стихотворение было создано 3 ноября 1829 года. В это время А. С. Пушкин находился в гостях в Тверской губернии в Павловском. Доподлинно неизвестно, кому посвящено это стихотворение. Однако некоторые биографы предполагают, что музой стала юная Мария Васильевна Борисова, дочь небогатого помещика, которую писатель встретил в Павловском.
По мнению других исследователей творчества поэта, оно может быть посвящено жене писателя Наталье Гончаровой и его няне Ирине Родионовне – двум любимым женщинам в жизни Пушкина.
Жанр, направление, размер
Лирическое стихотворение является великолепным образцом пейзажной лирики. Написанное четырехстопным ямбом со смешанной рифмой, оно создает «мажорное», радостное настроение у читателя, звучит легко и динамично.
Произведение покоряет читателей фирменным пушкинским слогом, который навсегда изменил представление людей о русской поэзии.
Образы и символы
В стихотворении можно найти множество простых, но необыкновенно удачных образов и символов, которые помогают читателю полностью погрузиться в атмосферу текста. Например, луна символизирует одиночество и меланхолию. Затопленная печь – тепло домашнего очага и уют. «Бег нетерпеливого коня» — жажду жизни, впечатлений, радость от предвкушения скорого счастья.
Образ девушки, к которой обращается поэт, и образ природы, как одного из действующих, оживленных героев стихотворения, связаны между собой, прежде всего, зеркальностью настроения. Утром природа только пробуждается. Так же вот-вот откроет «сомкнуты негой взоры» героиня стихотворения. Кроме того, красота природы и образ прекрасной девушки соединены героем воедино чувством упоительного восхищения, которое невозможно было бы разделить между ними.
Образ лирического героя — это описание влюбленного человека, который радуется не только вблизи любимой женщины, но и на лоне природы. Его взгляд притягивает весь мир, наполненный красками и чувствами, а не только одна дама сердца.
Темы, настроение и проблемы
Название стихотворения соответствует его теме и содержанию. Именно прекрасное зимнее утро описывает поэт, обращаясь к некой «красавице». Его восхищает свежее, сияющее пробуждение природы среди блистательных снежных ковров.
- Основная тема стихотворения «Зимнее утро» — природа и восхищение ею. Стихотворение по композиции представляет собой обращение лирического героя к «прелестному другу» с призывом пробудиться ото сна и взглянуть на «мороз и солнце» чудесного дня.
- Вместе с природой в душе лирического героя пробуждается и чувство любви, радости, восхищения красотой «прелестного друга», наполнившего его сердце солнечным воодушевлением.
В стихотворении переплетаются две основные темы – тема любви и тема природы. И любовь, и природа, воздействуя на лирического героя, рождают прекрасные образы в его душе и предвкушение счастья, волнительное и вдохновляющее. Для того чтобы подчеркнуть особенную прелесть зимнего утра, лирический герой противопоставляет его вчерашнему дню с его «бледной луной» , желтеющей сквозь «мрачные тучи» и «злящейся вьюгой».
Смысл
Возлюбленная лирического героя еще вчера была печальна, но сегодня, он уверен, печаль ее развеется под прекрасными голубыми небесами, перед красотой и свежестью природы, как развеялись на небе вчерашние мрачные тучи. Это и есть основная идея стихотворения «Зимнее утро».
Автор приводит читателя к главной мысли, что ничто плохое не может длиться вечно, и за пасмурным днем обязательно последует радостная солнечная пора.
Средства художественной выразительности
«Зимнее утро» наполнено множеством прекрасных тропов:
- эпитетов («янтарный блеск», «веселый треск», «прозрачный лес»);
- олицетворений («речка злится», «лес чернеет»);
- метафор («великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит», «озарена янтарным блеском»).
Поэту удалось создать чарующую атмосферу морозной свежести, прозрачной, хрупкой красоты и торжества великолепного утра.
Анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимнее утро.
История создания – это стихотворение Пушкина было написано в 1829 году, причём известна даже точная дата – 3 ноября. Поэт гостил в Тверской губернии у своих друзей, в имении которых и были написаны знаменитые строки.
Тема стихотворения – красота русской природы в зимний период года.
Композиция – на протяжении всех пяти шестистиший наблюдается линейная композиция.
Жанр – лирическое стихотворение, вид лирики – пейзажная.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с парной и кольцевой рифмовкой.
Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”.
Сравнение – “как бледное пятно”.
Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”.
“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе: с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.
История создания
1829 год выдался для Пушкина очень тяжелым. Он находился в опале и под постоянным полицейским надзором. Друзья поэта, стремясь подарить ему немного спокойной жизни, звали его к себе погостить. И вот, будучи в гостях у Петра Вульфа, Пушкин пишет чудесный стих, воспевающий красоту окружающего его мира. История создания этого произведения тесно связана с тем, кому посвящено стихотворение. Литературные критики считают, что оно посвящено двум любимым женщинам поэта: его жене Наталье Гончаровой и его Няне Арине Родионовне.
Находясь среди близких людей, в дружелюбном окружении Александр Сергеевич не просто отдыхает душой, но и ощущает потребность творить. Созданное им “Зимнее утро” пронизано радостью от общения с природой, от того, что можно просто насладиться её красотами и не думать больше ни о чём.
Опубликовано стихотворение год спустя в альманахе “Царское село”.
Посвящёно это произведение русской природе. Поэт всегда особенно любил зиму: его завораживали заснеженные пейзажи, волшебство русской природы вызывало трепет в его сердце. Неудивительно, что темой одного из лучших его произведений стал именно зимний пейзаж. Очевидно, что оно написано под впечатлением от реальной картины, которую он увидел, пока гостил в имении, поэт стремился не просто описать картину зимы, но и передать своё настроение, навеянное этой картиной.
Главная мысль этого произведения достаточно проста: человека в любое время года окружает красота. Важно не пропустить её, не упустить возможность полюбоваться миром вокруг и насладиться его чудесами.
Композиция
Классическая линейная композиция, тем не менее заслуживает подробного разбора.
В первом шестистишии главный герой этого лирического произведения восхищается красотой зимы. Он приходит, чтобы разбудить возлюбленную и показать ей, как прекрасен зимний мир за окном.
Вторая строфа построена на антитезе между вчерашним вечером, когда за окном была буря, а возлюбленная сидела в печали, и нынешним состоянием природы. Именно антитеза делает произведение особенным, придаёт ему колорит.
В третьей строфе показано прекрасное зимнее утро, которое поэт описывает с восхищением, а в четвёртой лирический герой возвращается в комнату, где очень тепло, и можно наслаждаться тем, как весело трещат поленья в камине.
Но последняя строфа вновь отправляет читателя на улицу: Пушкин приглашает его на зимнюю прогулку в санях, чтобы вволю налюбоваться окружающей красотой.
Стройная композиция развивается очень динамично, яркие и точные детали создают прекрасную картину.
Вид лирики легко определить уже по названию, которое обещает прекрасные описания русской природы и зимние пейзажи. Поэтому данное произведение относится к пейзажной лирике, а его жанр – лирическое стихотворение, поскольку в нём отражены мысли и чувства лирического героя. Пушкин использует достаточно простой и традиционный для себя стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Он придает стихотворению особенную мелодичность. Интересен и способ рифмовки – парная и кольцевая. также поэт использует как женскую рифму, так и мужскую, и это тоже работает на передачу настроения.
Средства выразительности
Пушкин использует в своем произведении самые разные выразительные средства, например:
- Эпитеты – “день чудесный”, “друг прелестный”, “голубые небеса”, “великолепные ковры”, “янтарный блеск”, “веселый треск”
- Сравнение – “как бледное пятно”
- Олицетворения – “мгла носилась”, “вьюга злилась”
Кроме того, широко используются разнообразные обращения, такие как “друг прелестный”, “красавица” .
В произведении яркие эпитеты сочетаются с мрачными, создающими контраст, чтобы ещё больше подчеркнуть красоту зимнего утра. Есть в нём и метафоры (например, на мутном небе мгла носилась ), аллитерации и анафоры. Всё это работает на художественную идею и помогает создать лирическое настроение.