Стих твардовского рассказ танкиста

Инфоурок русский язык презентациианализ стихотворения а.т.твардовского рассказ танкиста описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда:анализ стихотворения а.т.твардовского

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииАнализ стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста»

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» Автор презентации: П...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» Автор презентации: П

Описание слайда:

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

2 слайд

проверить уровень знаний творчества А.Т.Твардовского, степень понимания стихо

Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества А.Т.Твардовского, степень понимания стихотворения «Рассказ танкиста», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд

Война смерть разруха страх горе голод слёзы плач Какие ассоциации возникают п

Описание слайда:

Война смерть разруха страх горе голод слёзы плач Какие ассоциации возникают при слове

4 слайд

Война жестокая бессердечная безжалостная Кровавая кровопролитная страшная зве

Описание слайда:

Война жестокая бессердечная безжалостная Кровавая кровопролитная страшная зверская Какие эпитеты ассоциируются со словом

5 слайд

Я счастлив жить, служить Отчизне, Я за неё ходил на бой… Как вы понимаете сло

Описание слайда:

Я счастлив жить, служить Отчизне, Я за неё ходил на бой… Как вы понимаете слова известного поэта А.Т.Твардовского:

6 слайд

русский поэт, журналист, участник финляндской войны 1939-1940 в качестве корр

Описание слайда:

русский поэт, журналист, участник финляндской войны 1939-1940 в качестве корреспондента, во время Великой Отечественной войны 1941-1945 работал во фронтовых газетах Александр Трифонович Твардовский (1910 – 1971):

7 слайд

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степе

Описание слайда:

Александр Твардовский с детства писал стихи, однако его жизнь в большей степени была связана не с поэзией, а с журналистикой. На фронт Твардовский ушёл военным корреспондентом газеты «На страже Родины» в 1939 году, когда шли тяжёлые бои за Финляндию, а вернулся к мирной жизни лишь весной 1946 года. За 7 лет фронтовой жизни автор успел исколесить не только всю Россию, но и Европу. Поэт и журналист А.Т.Твардовский За это время Твардовский опубликовал сотни очерков и военных сводок, но не забывал и о стихах, которые сегодня воспринимаются как иллюстрации к тем далёким и страшным событиям.

8 слайд

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в

Описание слайда:

Примечательно, что, оставаясь верным журналистским принципам, Твардовский и в стихах старался передавать всё увиденное либо услышанное с поразительной точностью. Это относится и к стихотворению «Рассказ танкиста», созданному в 1942 году. Оно было написано со слов очевидца – одного из участников танкового боевого сражения. Однако создаётся впечатление, что поэт лично видел всё то, что происходила на пыльной улочке небольшого провинциального городка, который советские войска пытались отбить у фашистов. «Рассказ танкиста» (1942)

9 слайд

«Рассказ танкиста» (1942) Стихотворение начинается с сожаления о том, что рас

Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) Стихотворение начинается с сожаления о том, что рассказчик не успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12, который подошёл к советским танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника.

10 слайд

«Рассказ танкиста» (1942) Такие мальчишки, как герой стихотворения, – заводил

Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) Такие мальчишки, как герой стихотворения, – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники русских солда: Стоит парнишка — мины, пули свищут, И только рубашонка пузырём.

11 слайд

«Рассказ танкиста» (1942) Танкистам не оставалось ничего иного, как взять с с

Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) Танкистам не оставалось ничего иного, как взять с собой юного смельчака на броню и под его указаниями зайти в тыл к противнику. В итоге, как вспоминает очевидец тех далёких событий, И эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

12 слайд

«Рассказ танкиста» (1942) Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно вз

Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) Солдаты поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали ему руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чем участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку», — отмечает танкист, которому, по сути, этот сорванец спас жизнь. Однако солдат понимает, что таких юных героев можно было встретить в каждом городе. И именно детям войны, которые защищали свою Родину наравне со взрослыми, Твардовский посвятил это волнующее стихотворение.

13 слайд

«Рассказ танкиста» (1942) «Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворен

Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) «Рассказ танкиста», как и многие другие стихотворения поэта, напоминает очерк, зарисовку эпизода танковой атаки, однако за всем этим описанием обычных на войне событий стоит резкое неприятие войны, её страшной сущности, когда даже дети становятся её невольными участниками.

14 слайд

Подъехали… И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём… Шёл бой за улицу. О

Описание слайда:

Подъехали… И с разворота Заходим в тыл и полный газ даём… Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперёд… Машину обступают на стоянках, Таскать им воду вёдрами – не труд… В каких строках баллады война показана как тяжёлая, страшная работа, где нужны смелость, сообразительность, упорство:

15 слайд

Всех обижает, плохой товарищ, всех подводит и огорчает Озорной, всё время при

Описание слайда:

Всех обижает, плохой товарищ, всех подводит и огорчает Озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный, весёлый Безответственный, приносящий неприятности, хулиганистый, непослушный Как вы понимаете выражение: «Бедовый, из тех, что главарями у детей…» :

16 слайд

Только что проснулся и с трудом вспомнил сон… Спустя много времени кажется, ч

Описание слайда:

Только что проснулся и с трудом вспомнил сон… Спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне… Не хочется просыпаться, вставать с постели… Как вы понимаете строки: «Всё нынче как спросонку…»:

17 слайд

И руку как товарищу пожал… Подъехали, заходим в тыл… Вмяли в чернозём… Каким

Описание слайда:

И руку как товарищу пожал… Подъехали, заходим в тыл… Вмяли в чернозём… Каким выражением поэт показал развитие действия: Разбрасывает гвозди Бьёт изо всех сил Забивает гвозди Что значит «гвоздит»:

18 слайд

Тыл, газ, гарь, копоть, товарищ… Мальчонка, гвоздит, домишко, парнишка… Стоян

Описание слайда:

Тыл, газ, гарь, копоть, товарищ… Мальчонка, гвоздит, домишко, парнишка… Стоянка, вёдра, площадь, разворот… Создаётся впечатление, что танкист, от имени которого ведется повествование, простой человек, потому что в своей речи он использует разговорный язык:

19 слайд

«Рассказ танкиста» (1942) Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Зачем в

Описание слайда:

«Рассказ танкиста» (1942) Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Зачем в начале произведения автор описывает мальчишек прифронтовых городов? Кто главный герой стихотворения? Опишите его. Как вы можете его охарактеризовать? Разделите стихотворение на 3 части, озаглавьте их. Работа с литературными приёмами: найдите повтор, сравнение, эпитеты, метафоры

20 слайд

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знани

Описание слайда:

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ! Было много ошибок: нужно быть внимательнее МОЛОДЦЫ! Знания прочные: ВЫХОД Как вы оцениваете свою работу на уроке:

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Стих твардовского рассказ танкиста

  • Сейчас обучается 964 человека из 79 регионов

Стих твардовского рассказ танкиста

  • Сейчас обучается 339 человек из 65 регионов

Стих твардовского рассказ танкиста

  • Сейчас обучается 1016 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация


Номер материала:

ДБ-467085

Вам будут интересны эти курсы:

Короткие стихи и четверостишья о ветеранах ВОв

*  *  *
Наши ветераны, вы полны отваги!
Наши ветераны, вы достойны славы!
Наши ветераны, мы гордимся вами!
Наши ветераны, будьте всегда с нами!

*  *  *
Вы знаете не понаслышке о войне —
Прошли пешком до самого Берлина.
Победу принесли родной стране!
Врагу сказали: «Мы непобедимы!»

*  *  *
Мы будем помнить ветеранов,
Мы не забудем никогда
Их жертвы, подвиги и раны,
Победу! Помни вся страна!       

          
*  *  *
Вы пришли с Победою домой,
Вас встречали городах с цветами.
Ветераны той Великой, мировой,
Вся страна теперь гордится вами!
*  *  *
Храните в памяти все имена бойцов,
Солдат полей невидимого фронта,
Которым смерти заглянуть в лицо
Пришлось, победы не дождавшись звонкой…

Имя

С. Погореловский
К разбитому доту
Приходят ребята,
Приносят цветы
На могилу солдата.
Он выполнил долг
Перед нашим народом.
Но как его имя?
Откуда он родом?
В атаке убит он?
Погиб в обороне?
Могила ни слова
О том не проронит.
Ведь надписи нет.
Безответна могила.
Знать, в грозный тот час
Не до надписей было.
К окрестным старушкам
Заходят ребята —
Узнать, расспросить их,
Что было когда-то.
— Что было?!
Ой, милые!..
Грохот, сраженье!
Солдатик остался
Один в окруженье.
Один —
А не сдался
Фашистскому войску.
Геройски сражался
И умер геройски.
Один —
А сдержал,
Поди, целую роту!..
Был молод, черняв,
Невысокого росту.
Попить перед боем
В село забегал он,
Так сказывал, вроде,
Что родом с Урала.
Мы сами сердечного
Тут схоронили —
У старой сосны,
В безымянной могиле.
На сельскую почту
Приходят ребята.
Письмо заказное
Найдёт адресата.
В столицу доставят
Его почтальоны.
Письмо прочитает
Министр обороны.
Вновь списки просмотрят,
За записью запись…
И вот они —
Имя, фамилия, адрес!
И станет в колонну
Героев несметных,
Ещё один станет —
Посмертно,
Бессмертно.
Старушку с Урала
Обнимут ребята.
Сведут её к сыну,
К могиле солдата,
Чьё светлое имя
Цветами увито…
Никто не забыт,
И ничто не забыто!
***

Нет войны

С. Михалков

Спать легли однажды дети –
Окна все затемнены.
А проснулись на рассвете –
В окнах свет – и нет войны!

Можно больше не прощаться
И на фронт не провожать –
Будут с фронта возвращаться,
Мы героев будем ждать.

Зарастут травой траншеи
На местах былых боёв.
С каждым годом хорошея,
Встанут сотни городов.

И в хорошие минуты
Вспомнишь ты и вспомню я,
Как от вражьих полчищ лютых
Очищали мы края.

Вспомним всё: как мы дружили,
Как пожары мы тушили,
Как у нашего крыльца
Молоком парным поили
Поседевшего от пыли,
Утомлённого бойца.

Не забудем тех героев,
Что лежат в земле сырой,
Жизнь отдав на поле боя
За народ, за нас с тобой…

Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым –
Пешим, плавающим, конным,
Утомлённым, закалённым!
Слава павшим и живым –
От души спасибо им!

***

Навсегда сестричка

Татьяна Гусарова

Она в тот сорок первый год,
Встав из-за парты школьной,
Ушла в шестнадцать лет на фронт,
В медсёстры, добровольно.

Как в ужасе тех страшных лет
В жизнь не утратить веры,
Нам не понять, не знавшим бед 
ТАКОГО вот размера.

Под градом пуль, забыв про страх,
Она, что было силы,
Солдат на худеньких плечах 
Из боя выносила.

Спаситель-ангел для бойцов:
— Водички… пить… водички…
— Не вижу … больно … жжёт лицо…
— Я не умру, сестричка?!

Давно закончилась война.
Та девочка с косичкой 
Кому-то мама, дочь, жена,
Но навсегда – сестричка!

Я — предков славянских кровинка

Юрий Соловьёв

Я — предков славянских кровинка.
Я — вдовой солдатки слеза,
Заросшей траншеи былинка,
Угасшего боя гроза.
Я — стон молодого солдата
Убитого в первом бою.
Я — чувство внезапной утраты,
Когда похоронку дают.
Я — звёздочки на обелисках,
Упорство советских солдат,
Погибших под Наро-Фоминском,
Не сделав и шагу назад.
Я — горькая радость Победы!
Я — гордость за Русский народ!
И что б я ни делал,
И где бы я ни был,
Всё Это со мною живёт!

Опытный ротный и безропотный рядовой

Юрий Соловьёв

— В бой!
— За Родину! 
..и безропотно
Побежал рядовой на врага…
И скосило его вместе с ротным
Беспощадным огнём пулеметным,
У оврага… 
Навсегда…
Не схоронены – слишком  хлопотно,
так бывало военной порой…
Прорастает ромашками ротный,
Спит, укрывшись землёй  рядовой.
………………………………….. 
По туманной низине, где были
Два мальчишки убиты  тогда,
С жеребятами бродят кобылы,
…прелым клевером дышат стога.

Могильный холмик

Юрий Соловьёв
Лежит неизвестный солдат, 
убитый на страшной войне, 
под яблонькой холмик без дат, 
никто не отпишет родне… 
Такая стоит тишина, 
в округе никто не живёт, 
лишь только старушка одна 
Девятого мая придёт. 
Она развернёт узелок 
усталой дрожащей рукой, 
ирисок положит кулёк, 
помолится за упокой. 
Пригладив рукою траву, 
старушка заплачет без слёз, 
ей вспомнится сын наяву 
и запах родимых волос. 
…………………………………. 
Заросший бурьяном погост, 
У речки разрушенный храм. 
Крапива растёт в полный рост 
По с детства знакомым местам.

Ост — Вест

Юрий Соловьёв
          
С боем Ганс прорывался на Ост,
До Москвы, по прямой, сорок вёрст,
На груди его рыцарский крест
За в руинах оставленный Брест.
Из Сибири, оставив там мать,
Ехал Ваня страну защищать,
Поезд мчал новобранца на Вест,
Православный у парня был крест.
И столкнулись они на мосту,
В рукопашном бою за Москву.
Ост на Вест,
     жизнь на жизнь,
              крест на крест.
…не увидеть им больше невест.
С похоронкой летит злая весть,
Русской маме на Ост,
А немецкой на Вест.
……………………………………..
Прорастают сквозь рёбра цветы у моста,
Спят солдаты в земле…
                под холмом…
                Без креста.

Иду с войны, иду домой…

Юрий Соловьёв

Стрелковой роты рядовой
Иду с войны, иду домой.
Смеюсь и плачу над собой,
— Живой?..живой.
— Домой?..домой.
И вторят эхом за спиной
Солдаты ставшие землёй,
— Живой…живой…домой…домой…
…в тумане нежась спит село,
На храме аист ждёт рассвета.
Мне несказанно повезло,
Что пересилив боль и зло
И уцелев чертям назло,
Я жив…и снова вижу это.
…………………………
Стрелковой роты рядовой
Пришел с войны, пришел домой…
               …домой.

Ветераны Великой Отечественной

Юрий Соловьёв

Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Но я не Бог…война им снова снится.
Пусть внукам не достанется война
И грязь её потомков не коснётся,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слушает, как правнучек смеётся.

Хрупкая бабочка тишины

Юрий Соловьёв

Среди смерти,
Кровавого крошева,
Люди, верьте,
Во что-то хорошее!
И быть может,
После войны,
На маленький холмик в песочнице
Сядет хрупкая бабочка тишины.
Очень этому верить, хочется!..

Стихотворение с юбилеем Победы

*  *  *
70 лет назад
Кончилась злая война.
Люди идут на парад —
Песня Победы слышна.
Вот ветераны стоят,
Строй их теперь невелик.
Дети им дарят цветы —
Тройку победных гвоздик.
Слезы на лицах блестят
Бывших когда-то солдат.
Память их все хранит
Лучше печатных книг.
В небе салюты гремят,
Солнца печален лик.
Вот ветераны стоят —
Строй их теперь невелик…

Слава ветеранам

Сколько несчастий нам принесла
Эта жестокая, злая война.
Подвиги помнить мы будем всегда.
Вам, ветераны, слава!
Честь сохранили, Отчизну спасли,
Справиться с грозным фашизмом смогли!
Что есть сильнее русской земли?
Вам, ветераны, слава!
Солнце сияет, и чист небосклон,
Скажем: «Спасибо!» за то, что живем!
Вам, ветераны, наш  низкий поклон!
Вам, ветераны, слава!

*  *  *Благодарим вас за победу!

За верность Родине своей!
Сегодня мы под мирным небом
Живем и радуем детей!
Спасибо, наши ветераны,
Что дали детство без войны,
Спасибо вам! Вы были правы —
Сильней России нет страны!

Стихотворения ветеранам, которые принимали участие в войне будучи детьми

Вы помните
Как тяжело вам вспоминать
О тех военных днях,
Когда теряли вы родных,
Друзей своих — солдат.
О том, как били вы врага,
И, не жалея сил,
В атаках с ночи до утра
Свой прикрывали тыл.
О том, как раненых бойцов
Тащили на себе,
Чтоб не оставить их врагу,
Предать родной земле.
О том, как ели хлеб с землей
И пили чай с дождем,
Как ждали почты полевой —
Глоток воды живой.
Вы — ветераны той войны,
Вы сложный путь прошли,
Мы жизнью вам обязаны!
Вы Родину спасли!

*  *  *

Мы только начинаем жить,
Вы в наши годы воевали…
Вы шли на фронт, стране служить,
Вы на войну детьми бежали.
Мальчишки бросили играть,
Девчонки платья позабыли…
И быстро взрослыми вам стать
Пришлось, как вы бы не хотели.
Винтовка, танк, окоп, блиндаж —
Для вас слова были не чужды.
Но на войне умели вы
Не забывать ребячью дружбу.
Прошли года, ушла война,
Но ваша память бесконечно
Хранит родные имена
Друзей, что с вами будут вечно.

*  *  *
Вы в детство приняли войну…
Отдали ей свою беспечность.
Вы грудью встали за страну,
За мир, за честь, за человечность.
Вы шли с солдатами в строю
И партизанили в отрядах.
В бой выступали поутру
И знали толк во всех снарядах.
Вы были — дети, но война
Не знает, что такое детство…
Ко всем безжалостна она,
Живя со смертью по соседству.
Не все пришли в победный май,
Не всем цветы вручили в руки…
Не все в родной вернулись край,
Не все войны забыли звуки…

Детские стихи

Кто такие ветераны
Кто, скажите,  каждый год
Так парад Победы ждет?
Кто волнуется и плачет?
Ордена в платочке прячет?
Кто приходит к обелискам
Со слезами, в тишине,
В сотый раз читая списки
Всех погибших на войне?

Кто на праздничном салюте
С каждым залпом в две минуты
Гордость чувствует свою
За великую страну?
Знают, папы, знают, мамы,
Кто такие ветераны!
Знают все мои друзья:
Знает он, она и я!

Нетрудные рифмы и стихотворные сплетения строк этого стихотворения удобны в заучивании наизусть школьниками такого возраста. Можно поделить большое стихотворение на части и дать разным ученикам.

*  *  *
Небо над нами светлое, чистое,
Солнце сияет лучами игристыми,
Люди смеются, мечтают, поют,
Жизнью веселой сегодня живут.
Пусть будет так: завтра, после, всегда!
Пусть не приходит война никогда!
*  *  *
В мае, в день Победы,
Мы вас поздравляем,
Прадеды и деды,
Мы гордимся вами!
 

Эти стихотворения о ветеранах Великой Отечественной войны подойдут для младших школьников. В сценарий удобно будет включить короткие стихи. Их легко выучить детям младших классов. А небольшой объем делает стихи точными и емкими.

«Приходят к дедушке друзья»

Владимир Степанов
Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять
Рассказов сокровенных:
Ведь повторять — опять терять
Товарищей военных,
Которых ищут до сих пор
Награды боевые,
Один — сержант, другой — майор.
А больше рядовые.
Я не прошу их каждый год
Рассказывать сначала
О том, как армия вперёд
С потерями шагала.
О том, какая там пальба,
Как в сердце метят пули…
«Война, — вздохнут они, — война.
А помнишь, как в июле?»
Я просто рядышком сижу,
Но кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.
Что те. Кто письма пишут мне,
Уже не ждут ответа,
Что даже лето на войне —
Совсем другое лето.
Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Всё меньше их, но верю я:
Они придут, приедут…
***

Ход занятия:

9 мая – самый главный праздник, отмечающийся в нашей стране. Что это за праздник? (День Победы). А кто помнит, что это за победа? Над кем? (Над фашистами). Правильно дети. Это была страшная и долгая война. Она длилась целых четыре года. Ранним июньским утром фашистская Германия напала на нашу мирную страну. Фашисты хотели захватить нашу страну и превратить наш народ в рабов. Весь народ поднялся на защиту Родины, и наша армия, и женщины, и старики, даже дети.

Когда началась война? Кто напал на нашу страну? Как называлась эта война? Почему? Кто победил в этой войне? Когда закончилась война?

В самом начале войны фашисты очень близко подошли к Москве – столице нашей Родины. На наши храбрые воины не пустили фашистов к Москве, а сами перешли в наступление. Трудной, тяжелой и страшной была эта война, много людей погибло в ней. Но наступил долгожданный день Победы. Наши доблестные воины прогнали фашистов и сами пришли к Берлину. Это случилось 9 мая 1945 года. И тех пор каждый житель нашей страны, жители других стран отмечают этот праздник.

Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна

Надевают наши деды

Боевые ордена.

(Т. Белозеров)

В этой войне, как я уже говорила, участвовали не только взрослые, но и дети. Много стихов и рассказов написали об их подвигах писатели и поэты. Послушайте стихотворение поэта В. Твардовского «Рассказ танкиста». Выразительно читаю произведение. О каком времени в истории нашего Отечества написано это стихотворение? О ком написал это стихотворение поэт В. Твардовский? Что сделали для своей Отчизны солдаты – танкисты и мальчик? Назовите, что можно сказать об этом мальчике? (смелый, бесстрашный, любит свою Родину).

Мальчик этот остался неизвестным, никто не спросил его имени. Много подвигов совершили воины и простые люди в годы Великой Отечественной войны. За это правительство нашей страны награждало их боевыми орденами и медалями. Самой главной наградой была Золотая звезда, были еще Орден Красного знамени, орден «Красной звезды»; медаль «За отвагу»; орден Славы. (Показ на иллюстрациях).

Много было таких людей, потому что наш народ мужественно сражался и победил. Но не все дожили до Великой Победы. Чтобы никто не забыл доблестных героев и их подвиги по всей стране было сооружено много памятников в память о героях войны, братские могилы, в которых были захоронены погибшие в боях воины. (Показ иллюстрации). Давайте вспомним стихотворение Что за праздник? (Н. Иванова)

(Ребенок читает стихотворение).

Что за праздник?

(Н. Иванова)

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

Что за славный майский день?

(В память о погибших объявляется минута молчания).

В нашем родном поселке Мостовском тоже свято чтут и берегут память о героях войны. В центре поселка в парке «Победы» горит вечный огонь о наших земляках, погибших в сражениях в годы Великой Отечественной войны.

Но мало остается участников войны: много лет прошло со дня Победы. Наше правительство заботиться о своих героях, помогает им. Вы тоже должны с уважением и благодарностью относиться к участникам войны и ко всем пожилым людям. Они защищали нашу Родину и сберегли мир на Земле. А Родина у нас одна. Ребенок читает стихотворение «Мы встречаем День Победы». А. Игебаев

«День Победы». А. Игебаев

Мы встречаем день Победы,

Он идёт в цветах, знамёнах.

Всех героев мы сегодня

Называем поимённо.

Знаем мы: совсем не просто

Он пришёл к нам — День Победы.

Этот день завоевали

Наши папы, наши деды.

И поэтому сегодня

Ордена они надели.

Мы, идя на праздник с ними,

Песню звонкую запели.

Эту песню посвящаем

Нашим папам, нашим дедам.

Нашей Родине любимой

Слава, слава в День Победы!

На этом наше занятие окончено. Берегите свою Родину, растите честными и мужественными, смелыми.

Рассказ танкиста

Александр Твардовский
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.
Лет десяти-двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.
Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют…
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен, —
И чёрт его поймёт, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал…
Я подползал, они вон там, в саду…
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал…
Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.
 

Цель мероприятия: Содействие у детей чувства патриотизма, чувства гордости за великую победу, чувства солидарности.

Задачи:

Познавательные:

  • Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.
  • Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
  • Продолжить знакомить учащихся с песнями о Великой Отечественной войне.

Развивающие:

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру
  • Развивать связную, выразительную речь.
  • Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.

Воспитательные:

  • Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков — участников военных событий.
  • Помочь понять детям ценность мирного существования на земле.

Форма проведения: фестиваль.

Метод: интерактивный.

Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, исполнение песен, танцы.

Возрастная категория: 1-11 классы.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • презентация в программе «PowerPoint»;
  • фотографии военных лет;
  • аудиозапись Юрия Левитана «Объявление о начале войны»;
  • фонограммы песен.

Ход проведения фестиваля

1 ведущий. Сегодня в нашей школе мы проводим фестиваль «Мы, дети, против войны на планете».

2 ведущий.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И столько наземь положила,

Что 20 лет и 30 лет

Живым не верится, что живы!

1 ведущий. Далекий 41 год 22 июня. Ласково светит солнце. Люди просыпаются, строят планы на выходные дни. И вдруг… из репродукторов донеслась весть о том, что Фашистская Германия напала на нашу страну. Началась война …

(Говорит Юрий Левитан 22 июня 1941 года — Объявление о начале войны)

(Стихотворения Булата Окуджавы «До свидания, мальчики!», Давида Самойлова «Сороковые, роковые» В.Лебедева-Кумача «Два друга»)

2 ведущий. Вместе со взрослыми тысячи ребят в красных галстуках встали на защиту Родины. Рядом с именами легендарных героев войны: Ивана Панфилова, Дмитрия Карбышева, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской, Александра Матросова и многих-многих других — мы называем имена юных героев Советского Союза… Володя Дубинин, Валера Волков, Леня Голиков

(Стихотворение А.Твардовского «Рассказ танкиста»)

1 ведущий. Долгих четыре года длилась кровопролитная война. Весь наш народ поднялся на борьбу с фашистами, каждый защищал Отечество. И назвал эту войну Великой Отечественной. И вот настал тот миг, когда победно взвился красный флаг над Рейхстагом в городе Берлине.

(Песня «ОБЕЛИСКИ»)

2 ведущий. Солдаты воевали за наше мирное будущее. Много памятников поставлено советским солдатам. Есть на свете огонь, который вызывает особые чувства у людей наталкивает на воспоминания. На могиле неизвестного солдата горит — вечный огонь.

(Песня «ОБЕЛИСКИ»)

1 ведущий. 9 мая 1945 года — наша армия одержала Победу. (7 слайд)

Никто не забыт

Ничто не забыто.

1 ведущий.

Война закончилась, но песней опалённой

Над каждым домом до сих пор она кружит,

И не забыли мы, что двадцать миллионов

Ушли в бессмертие, чтоб нам с тобою жить

(Песня «Закаты алые»)

(Песня «И все о той весне»)

(Песня «Это просто война»)

2 ведущий.

Седые солдатские вдовы,

Солдатки прошедшей войны,

Вы внешне немного суровы,

Вам трудные судьбы даны.

Вы льгот для себя не просили

И молча страшились вестей,

Любые невзгоды сносили.

Достойно растили детей.

(Танец «ВДОВЫ»)

1 ведущий.

Мы — дети свободной и мирной страны,

Народ наш великий не хочет войны.

И матери наши и наши отцы —

За мир, за свободу, за счастье борцы!

(Песня «Прадедушка»)

2 ведущий. Много дней прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но мы не должны забывать этот страшный урок истории.

Мир в каждом доме, в каждой стране!

Мир — это жизнь на планете!

Мир — это солнце на нашей Земле!

Мир нужен взрослым и детям!

(Песня «ДЕТИ МИРА»)

1 ведущий.

Мир — это главное слово на свете,

Мир очень нужен нашей планете.

Мир нужен взрослым,

Мир нужен детям,

Мир нужен всем!

(Песня «МИР»)

2 ведущий. Для меня мой мир — это Родина. Родина есть у всех людей на Земле, только значение её для каждого особенное. Для одного человека — это место где он появился на свет, для другого — дом, где он живет, а для меня — это моя страна, великая и прекрасная.

(Песня «СЧАСТЬЕ РУССКОЙ ЗЕМЛИ»)

(Песня «ЗЕЛЕНАЯ СТРАНА»)

1 ведущий.

Пусть ходят голуби по крышам,

Пусть тают в небе журавли…

Пусть будет мир!

Он так нам нужен!

Мир нужен людям всей земли!

Пусть будут реки, города и села,

Пусть лес растет, возводятся мосты…

Пусть дети всей планеты ходят в школы,

Пускай цветут во всех дворах цветы!

(Песня «МИР — ЭТО ГЛАВНОЕ»)

2 ведущий.

Родина милая! Родина светлая!

Всё в тебе дорого: песня заветная,

Зори лучистые, росы хрустальные,

Детства тропинки и станции дальние…

Дорог твой хлеб и вода родниковая,

И доброта, всему миру знакомая.

(Песня «МОЯ РОССИЯ»)

1 ведущий. Родители всегда учили меня любить Родину так, как любят её сами. Стараться быть честным, добрым, справедливым и гордиться своей Отчизной. Никогда Моя страна не становилась на колени. И сейчас, в тяжёлое для неё время она стоит с высоко поднятой головой, и никому не даст себя в обиду.

(Песня «ВПЕРЕД, РОССИЯ!»)

2 ведущий.

Если б нам соединиться,

Всем ребятам подружиться,

Если бы объединились:

Все деревни, города,

Не лились бы больше слезы

На планете никогда!

В небе, на воде, на суше

Голубь мира бы парил,

Каждый бы на белом свете

Нам о мире говорил.

1 ведущий. Уважаемые друзья, мы приготовили для детей войны, которые присутствуют в этом зале, памятные подарки. Просим их вручить!

2 ведущий. Мы прощаемся с Вами. Здоровья всем, счастья и добра и мирного неба над головой!

Литература. 5 класс

Конспект урока

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с некоторыми биографическими этапами писателя и журналиста А. Т. Твардовского;
  • развитие представлений обучающихся о лирическом произведении на примере баллады «Рассказ танкиста»;
  • формирование навыка анализа и интерпретации лирического произведения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 кл.: Учеб. в 2 ч. / Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018, стр. 305

Дополнительная литература:

1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007, стр. 160

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: кн. для учителя. –М.: Просвещение, 2018

Открытые электронные ресурсы:

1. Твардовский, Александр Трифонович. Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Твардовский,_Александр_Трифонович (Дата обращения 11.06.2019);

2. Александр Твардовский: Стихи РуСтих. Стихи классиков URL: https://rustih.ru/aleksandr-tvardovskij/ (Дата обращения 11.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Трифонович Твардовский – писатель, поэт, журналист – родился в 1910 году на Смоленщине (хутор Загорье) в семье кузнеца.

На хуторе Загорье

Росли мы у отца,

У самого крыльца…

Так напишет в 1939 году поэт о родном хуторе.

Сочинять поэт начал раньше, чем научился свои стихи записывать.

С 1924 г. Твардовский стал печатать заметки и стихи в смоленских газетах.

С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошёл с первого дня до победного завершения, пережив немало испытаний и лишений. Именно поэтому, когда читаешь его произведения о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги людей.

Он был военным корреспондентом. Вместе с героями своих очерков он шёл в атаку и отступал, спал вместе с ними в сырых окопах, ел из одного котелка. Ему не надо было ничего придумывать. Каждый день он видел, как совершается подвиг, каждый день он был рядом с героями, с людьми, которых оторвали от мирного труда вражеские захватчики, и которые ни на минуту не сомневались в победе, в нашей победе.

На фронтах Великой Отечественной войны воевали все: мужчины и женщины, старики и дети. Каждый вносил свой посильный вклад в будущую победу. В тылу дети заменяли на производстве ушедших на фронт родителей. На территории временно оккупированной врагом юные патриоты уходили в партизанские отряды. Почти каждый мальчишка мечтал тогда попасть на фронт.

Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков. Они бесстрашно боролись с врагами Родины и совершали героические поступки, проявляя лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, находчивость.

Об одном из таких героев войны – произведение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», которое было создано в 1942 году. Оно основано на истории, услышанной поэтом от участника боевого танкового сражения.

В стихотворении два лирических образа – танкист и мальчик. Рассказ ведётся от имени танкиста, который вместе со своими товарищами пытается освободить городок. Но танкисты не могут одолеть фашистов, потому что не знают, где стоит вражеская пушка.

Стихотворение начинается с сожаления о том, что танкист не успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого называют «бедовыми». Они – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники солдат:

«Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…».

Один такой сорванец и подошёл к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём», – именно так описывает поэт героя своего произведения.

Танкист вспоминает, что благодаря юному герою зашли в тыл и «эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём», и это спасло многие жизни.

Бойцы поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали хлопцу руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чём участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – отмечает танкист, которому этот паренёк спас жизнь.

Тема баллады – героический поступок 12-летнего мальчишки. Поэт показывает, что для смелого человека возраст – не преграда. Твардовский учит нас ценить лучшие человеческие качества: силу духа, отвагу, мужество, любовь к родине.

Теоретический материал для углублённого изучения

Жанр стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада.

Баллада (от франц. ballade – танцевальная песня) – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.

Характерные черты баллады:

• относительно небольшой объём;

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите недостающие слова из стихотворения «Рассказ танкиста»:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был _____,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из _____, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Перед нами четверостишие, отрывок из произведения «Рассказ танкиста». Проанализируем его: рифмование перекрёстное, значит, недостающие слова являются рифмами, они должны быть созвучны. Обучающийся обязательно вспомнит, кто из героев стихотворения откуда выглядывал. Мальчишка только подглядывал, а вот танкистам из-за вражеского огня сложно было даже выглянуть из танка, конкретнее, из башни танка.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

Значит, слово должно быть созвучно слову «башен», подбираем:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Множественный выбор

Выберите верные определения, ответив на вопрос: что хочет подчеркнуть автор словами «стоит мальчишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём»?

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос. После прочтения списка вариантов ответа, ученик вспоминает, что в балладе, характеризуя мальчишку, автор называет его «бедовым» – озорным, изобретательным. Если бы он был равнодушным, то не рисковал бы своей жизнью и не помогал бы танкистам. Значит, исключаем слово «равнодушие». Отчаяние – это состояние крайней безнадёжности, упадка духа. Разве наш герой в безнадёжном положении? Нет! Он знает, что делать! Он пробирается сквозь вражеский огонь, а для этого нужно мужество, храбрость.

Конспект по литературному чтению А. Твардовский » Рассказ танкиста»

Тема А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Образовательные:

Изучить стихотворение А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;

Повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;

Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитывающие

Воспитывать глубокое чувство патриотизма

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Давайте этот урок мы «проживём», а не просто будем читать стихотворение

2. Актуализация знаний

1. Речевая разминка

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

2. Слово учителя

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Теперь вслух птичьим базаром (хором, но кому как нравится).

-С весёлой интонацией.

-Какая интонация подойдёт к стихотворению больше? (Грустная).

-Почему? (Дети плачут — это грустно).

-А почему дети плачут? (Упали, ударились, их обидели).

-Но есть ещё одна причина, по которой дети плачут.

Звучит песня «Священная война»

-Так почему дети плачут? (Война).

Составление кластера «Война»

-Песня «Священная война» была написана в первые дни Великой Отечественной войны. Почему её назвали Отечественной?

-Что вы знаете о ней? Когда началась? А закончилась?

Подберите эпитеты к слову ВОЙНА

-А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? (Из газет, радио).

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением выдающегося поэта, который был военным корреспондентом, Александром Трифоновичем Твардовским. Посмотрим, какое участие принимали дети в этой страшной войне.

Сообщение темы. Постановка целей

3. Работа над поэтическим текстом

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Звучит приглушённая музыка

-О каком событии идёт речь в стихотворении?

-Какой момент войны изображён? ( Наступление).

— Из каких строк это видно?

— О каком событии идёт речь в балладе?

Мальчик совершил геройский подвиг, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.

— Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что считается, что, если ты не поблагодарил человека по имени, значит, проявил неблагодарность.

3. Работа с лексикой стихотворения.

Словарная работа:

— Как вы понимаете слова, словосочетания:

В городишках прифронтовых – город находящийся вблизи военных действий.

А он гвоздит – не выглянуть из башен…

Гвоздить – бить, колотить изо всех сил.

Всё нынче, как спросонку — спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

— Бедовый, из тех, что главарями у детей — озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

— . за каким домишкой он примостился — где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

Примоститься – устроиться в неудобном месте, в неудобном положении.

Заходим в тыл и полный газ даём

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём — танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.

-Прочитайте стихотворение про себя выразительно, подумайте, какая фраза встречается дважды? Почему? (« Всё нынче, как спросонку. »)

-Подумайте на сколько частей можно разделить данное произведение? Определите эти части.

Учащиеся зачитывают отрывки.

4. Анализ произведения. Записываем в тетрадь

-А теперь давайте определимся с темой и идеей поэмы.

-Что такое идея произведения?

Тема: война и дети Записываем в тетрадь.

— Обратите внимание на последние две строки это строфы:

«И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопцы! –

И руку, как товарищ, пожал…»

-В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она?

Идея: равенство и объединение всех поколений в борьбе с врагом.

Главные герои: автор (значит произведение написано от первого лица) и мальчик.

-Какими словами можно охарактеризовать мальчика? Найдите доказательства в тексте.

Работа в парах.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…

Скромный – показал и убежал…

Изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в этой поэме это:

Повтор.

-Что это за прием?

Повторение нескольких строк в одном стихотворении, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Сравнения.

-Что такое сравнение?

Уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Диалог.

-Что такое диалог?

Это прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц.

-Найдите в произведении данные литературные приемы и объясните, зачем автор их использует.

Работа в группах

1) Повтор . Учащиеся зачитывают

— Почему автор стихотворения его использует?

Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика

-Назовите где в поэме встречаются сравнения.

Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.

3)Диалог. Учащиеся зачитывают

-Зачем автор использовал диалог для беседы с мальчиком?

Герои становятся ближе к читателю.

-Как думаете, автор относится к своему герою?

С уважением, гордостью, он ему нравится…

5. Отработка выразительности чтения диалог между танкистом и мальчиком.

-Какие разговорные слова и выражения встречаются в стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его поймёт») Почему?

6. Творческая работа

Сочиняем четверостишие по рифме:

7. Словесное рисование

— Какую картину вы представляете при чтении стихотворения?

8. Отработка выразительности текста стихотворения

— передачу целостности поэтического текста

4. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения

5. Подведение итогов и выставление оценок

Для чего автор поведал нам эту историю?

Стихи и рассказы, песни, обелиски – это память о героях войны

Пусть в нашей памяти останутся образы героев.

Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоёвано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым…

Память о войне – живая боль, она велит беречь и защищать мир.

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

— Каждый из вас не остался равнодушным на нашем уроке. Я знаю, в каждой из ваших семей есть люди, которых вы поздравите в великий день 9 Мая с Днём Победы. Вы найдёте самые душевные слова для самых дорогих людей. Пожалуйста, напишите сейчас небольшое, в одну строку, пожелание с праздником своим дедушке или бабушке.

Уже есть такие строки. Давайте прочитаем слова Р. Рождественского, которые являются эпиграфом к нашему уроку

Стихотворение и анализ «Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

– Да где же, где. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Краткое содержание

Великая Отечественная война коснулась каждого советского человека, отняла жизни у миллионов людей и оставила незаживающий след в народной памяти. Неудивительно, что эта тема широко отразилась в творчестве многих поэтов и писателей того времени. Среди произведений, посвященных подвигам советских бойцов, есть и такие, героями которых оказываются подростки, наравне со взрослыми приближавшие день великой победы.

%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0

В. Болтышев. Битва за Москву. Бой под Калининым. 2011

Стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» – это воспоминание солдата, прошедшего войну, об одном из танковых боев, исход которого помог решить местный мальчик. Он сожалеет лишь об одном, что не узнал имени этого отважного мальчугана. По воспоминаниям рассказчика, это был обычный мальчишка, лет десяти-двенадцати, из тех, кого называют «бедовыми». Такие ребята всегда становились заводилами, возглавляли дворовые мальчишеские ватаги и, как могли, старались помогать нашим бойцам.

Во время одного из сражений советские танкисты оказались дезориентированы в том смысле, что не могли определить, откуда исходит шквальный огонь, пробиться сквозь который не было никакой возможности. На выручку пришел мальчик, который предложил показать месторасположение вражеской огневой точки. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», такими словами описывает автор юного героя. Танкисты посадили мальчика на броню и, благодаря его указаниям, смогли зайти в тыл врага.

Так, благодаря юному смельчаку, были спасены многие жизни. Рассказчик в конце своего повествования еще раз повторяет, что жалеет о том, что не спросил, как зовут этого бесстрашного подростка. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – такими словами заканчивает он свой рассказ. Героев, подобных этому мальчику, было во время войны очень много, и Твардовский, на основе реального случая создал собирательный образ юного патриота родины.

Анализ

История создания

В течение семи лет, с 1939 по 1946 годы Твардовский находился на фронтах в качестве военного корреспондента. Вместе с войсками он участвовал в сражениях и прошел трудный боевой путь, пережив множество лишений и испытаний. Все это отразилось не только на личности поэта, но и на его творчестве. Его стихи похожи на очерки с места события, в данном случае, с фронта, и это помогает читателю погрузиться в соответствующую атмосферу. В 1942 году поэт услышал историю одного из участников танкового сражения и, взяв ее за основу, написал стихотворение «Рассказ танкиста», повествующий о мужестве юного безымянного героя.

Персонажи и образы

Главным персонажем произведения стал городской подросток, через образ которого Твардовский попытался донести до читателя, что даже юные граждане нашей страны способны оказать помощь в победе над общим врагом. Такие ребята заслуживают награды наравне со взрослыми, потому что их поступки можно смело назвать героизмом. В этом и состоит главная идея данного стихотворения.

Другой персонаж – рассказчик, непосредственный участник описываемых событий. Его сожаление о своей забывчивости: «И только не могу себе простить» усиливается повтором первой строфы, который завершает повествование. Инверсия «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку» служит доказательством, что образ безымянного героя навсегда сохранится в памяти рассказчика.

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая, так как повествование начинается и заканчивается одинаково. Состоит оно из десяти катренов (четверостиший), в которых присутствует монолог рассказчика и его диалог с подростком. Благодаря такому чередованию речи, очень наглядно раскрываются характеры героев.

Произведение содержит все стадии развития сюжета: экспозицию (сожаление рассказчика и описание мальчика), завязку (сообщение подростка о дислокации огневой точки врага), кульминацию (победа советских танкистов) и развязку, которая выражается в благодарности бойцов маленькому герою.

Литературное направление данного произведения – реализм, по принадлежности к литературному роду – это эпос. Лиризм стихотворения, эпический сюжет, существующая интрига – все это позволяет отнести его к жанру баллады.

Размер и средства художественной выразительности

При написании автор использует ямб с перекрестной рифмовкой (АВАВ).

Учитывая тему и содержание стихотворения, Твардовский ограничивается минимальным набором средств художественной выразительности. Тем не менее, в тексте встречаются эпитеты: «трудный», «недозрелые», олицетворения: «шел пожар», «пули свищут», «душила гарь и копоть», метафора – «огонь гвоздит», сравнения: «все нынче, как спросонку», «рубашонка пузырем», «руку, как товарищу, пожал». Легкость и простоту восприятия обеспечивают просторечные слова: «бедовый», «хлопец», «черт его поймет».

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – героизм и бесстрашие мальчика, которые он проявил, помогая советским бойцам. Твардовский показывает, что в то тяжелое время, когда весь народ встал на защиту отечества, возраст не являлся помехой для совершения подвига. В произведении прослеживается акцент автора на том, что такое проявление отваги подростком – случай далеко не единичный. В разных населенных пунктах, прилегающих к фронту, проживали десятки и сотни таких же мальчишек, готовых прийти на помощь действующей армии. Их маленькие подвиги в масштабах огромной войны были не всегда заметны и значительны, но, все же, их нельзя преуменьшать хотя бы потому, что они также являлись вкладом в приближение победы над врагом.

1)      Прослушайте
музыку композитора Дмитрия Шостаковича и прослушайте стихи ( 4 ученика
читают стихи поэтов о Великой Отечественной войне)
  и скажите, какому
историческому событию посвящены произведения?

2)     
О чем пойдет речь на уроке? В-О-Й-Н-А.

3)     
Составление кластера

 Запишите ассоциации, которые у вас возникают, когда вы
слышите слово «война»?

 — Запишите, что вы видите,
слышите, чувствуете.


Обсудите в парах и дополните свой кластер.


Составьте небольшой рассказ о войне (обмен мнениями)

вижу,слышу,чувствую,Тревога, беспокойство печаль, горечь, страдание ,Смертьразруха, страх, горе, голод, слезы, ,война,ДЕТИ,плач, крики, рев сирен, залпы, грохот, взрыв 

4)      Перед
вами фотографии (Слайд с военными фотографиями)


Что у них общего?

— Как
думаете, с какой целью эти фотографии помещены на доске?

Сформулируйте тему урока.

1)Слушают
музыку, стихи, делятся  чувствами, которые испытали.

2)
Предполагают тему урока.

3)Фиксируют
свои ассоциации к слову «война» в виде кластера в сопровождении песни
«Дороги»

Обсуждают
в парах и дополняют свой кластер.

Обмениваются
мнениями.

Война —
самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату,
жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во
время ВОВ победу наравне со взрослыми ковали и дети.

Сравнивают
репродукции картин, делятся своим мнением.

Формулируют
 тему урока. ( Поэты о Великой Отечественной войне .)

1)     Проблемная ситуация

— Прочитайте фамилии писателей. Как думаете, с произведением
какого писателя мы будем сегодня  работать? Почему?

·        
В. Бианки

·        
И. Крылов

·        
А. Барто

·        
А. Твардовский

·        
Г. Андерсен

Индивидуальное
домашнее задание-слово о писателе с показом слайдов

2)     Познакомьтесь со статьёй в учебнике   « Только доблесть
бессмертно живёт…». Задание по группам: 1 группа читает статью и
составляет «Инсерт», 2 группа «Бортовой журнал», 3 группа «Таблица знаю-хочу
знать -узнал», 4 группа «Таблица толстых и тонких вопросов».

3)     Первичное
восприятие стихотворения
(фонохрестоматия)

– Какие чувства вызвало у вас
стихотворение?  

Анализ стихотворения-задания по группам
(получают карточки с вопросами).

1 группа

— О каком событии рассказывается в
стихотворении?

— Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют
«бедовым»?

2 группа

— Почему командир принял помощь ребенка? Не
прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

— Найдите и прокомментируйте описание боя.

3 группа

  — После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику,
как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к
ребенку.

— Стихотворение называется «Рассказ танкиста».
От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь
танкиста?

— О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не
может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

4
группа

 — Стихотворение начинается и заканчивается
одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?

В стихотворении автор использует повтор.
Назовите.

— Для чего?

— Чтобы выразительней описать предметы, автор использует сравнение?
Что такое сравнение?

— Найдите прием сравнения.

Физкультминутка.

5). Работа с иллюстрацией. Что изображено на картине Ю.
Непринцева? Как это можно соотнести со стихотворением А. Т. Твардовского
«Рассказ танкиста»?

6). Мини-проект.
Цель: составить собственный сборник стихов А. Т. Твардовского, используя
макет.

А).Обложка
сборника.

Б).Предисловие
к сборнику.

В).
Портрет автора.

Г).Подборка
стихотворений.

Д).
Иллюстрации к стихотворениям.

1)Аргументируют
свое мнение

В.
Бианки — пишет рассказы о природе, И. Крылов-русский баснописец, А. Барто-

большинство
стихов  написано для детей — дошкольников или младших школьников, Г. Андерсен
— датский сказочник, А. Т. Твардовский — писал стихи о войне, был фронтовым
корреспондентом.

Александр
Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца.
Стихи начал писать с раннего детства, когда ещё не знал всех букв. С отличием
окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он
служит в армии. Великую Отечественную войну прошёл с первого до последнего
дня. Вот почему, когда читаешь его стихи о войне, то особенно ярко
представляешь себе картины боёв, подвиги русских солдат.

2)слушают
фонограмму стихотворения «Рассказ танкиста»;

делятся первыми впечатлениями о прослушанном стихотворении.
Вызывает чувство страха, интереса, опасности.

3)Отвечают
на поставленные учителем вопросы;

подтверждают
свои ответы примерами из текста

Мальчик помог солдатам в бою, совершил
настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог
танкистам его уничтожить.

Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему
десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании,   озорной и
смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху
пузырем.

Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика,
возможно, спасла многие жизни солдат.

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.

Ситуация была драматическая, некогда было
предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое
промедление.

 Помощь мальчика оказалась очень важной.
Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.

Поэт рассказывает историю от лица бывалого
танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик
употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко,
гвоздит, хлопец.)

Танкист чувствует себя неблагодарным, потому
что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих
товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе,
просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь
среди тысячи лиц, но найти его невозможно.

Такое построение подчеркивает трудность
военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.

Был трудный бой

Чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок
мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от
врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез.
Награда его не найдет.

Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.

.

На
картине «Вот идут солдаты…» изображена горящая степь. Идёт отряд наступающих
солдат. Их фигуры освещены заревом пожаров, невдалеке развивают стремительное
наступление русские танки. В стихотворении А. Т. Твардовского есть строки:
«Душила гарь и копоть:

От дома
к дому шёл большой пожар.».

С этими
строками можно соотнести эту картину.

Каждая
группа создаёт свой поэтический сборник.

I.                            
1)
Возврат к упр. «Кластер».

II.                        
 

— Просмотрите
записи, сделанные в течение урока.  Скажите, как А.Т.Твардовский  показал
участие детей в Великой Отечественной войне?

Ребята, для чего людям необходимо знать историю Великой
Отечественной войны?


 А как люди увековечивают память павшим героям?
 

Вот и вы сегодня создали свои поэтические сборники в память о погибших
воинах. В нашем селе  к 60-летию Великой Победы вышла книга «Поклонимся
Великим тем годам…». В этом сборнике собраны лучшие поэтические произведения,
написанные местными поэтами, посвящённые Великой Победе.

— Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

— Что показалось вам интересным?

— Что бы вы ещё хотели узнать по данной теме?

2)    
Домашнее задание

Подготовить
выразительное чтение наизусть стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ
танкиста».
Расспросить родственников о Великой Отечественной войне в жизни семьи.

Индивидуальное задание.
Подготовить рассказ о подвиге бойцов крепости-героя Бреста.
Подготовить выразительное чтение поэмы-баллады К. М. Симонова «Сын артиллериста».

Дают
обобщающий ответ по кластеру  «Дети и Война».

 Поэт рассказал
нам о подростке, нашем сверстнике – участнике военных событий. Многие из
детей были награждены за отвагу и мужество, а многие, как герой Твардовского,
совершали подвиг, не задумываясь о нем. Каждый поступок этих ребят достоин
уважения и памяти.

Для того, чтобы помнить и не забывать, какую цену русский  народ
заплатил за то, чтобы сейчас над нами было мирное небо.

Они пишут стихи и рассказы, сочиняют музыку, открывают музеи,
возводят памятники и обелиски.

Высказывают
своё мнение, комментируют.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Стих сказка по лесу идет
  • Стих со словом сказка пушкин
  • Стих сказки гуляют по свету
  • Стих собственного сочинения любимому
  • Стих собственного сочинения про маму
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии