Стих со словом сказка пушкин

Поздравленияприкольно смешные переделанные стихи пушкина для взрослых три сестрицы под окном - переделанный отрывок из сказки о царе салтане...2 три
Поздравления
20

ПРИКОЛЬНО
20

vk kopija

OK

instgram

Смешные переделанные стихи Пушкина для взрослых

Три сестрицы под окном — переделанный отрывок из сказки «О царе Салтане…2

Три девицы под окном размечтались вечерком:
Мужика как заманить, на себе скорей женить,
Чтоб с женой одной он жил и по бабам не ходил.
Кабы я была царица, — молвит младшая сестрица,
Было б мужа мне не лень ублажать и ночь, и день.
Нету секса — нет и брака, вот зарыта где собака.
Я уже про это дело кучу фильмов просмотрела.
Мужа так я зацелую, — не посмотрит на другую.
Кабы я была царица,- вторит средняя сестрица,
Мужа б своего одела от Версачи и Кардена.
Был бы он другим примером, самым стильным кавалером.
Никогда бы не слезал он со страниц газет, журналов.
Слава Зайцев ему б шил даже майки из шиншил.
Муж, одетый лучше всех — вот супружества успех!
Сестры, что это за бред?! — кричит старшая в ответ,
Одна мужа раздевает, а другая одевает!
Мы б отправились в круиз, поначалу, знать, в Париж,
Сен-Жермен и Нотр-Дам, после Вена, Амстердам.
Будут узы Гименея с каждым местом все прочнее.
Лишь собрались сестры спать, как домой вернулась мать.
Свет наш, матушка, скажи, да всю правду доложи,
С мужиком, что надо делать, чтоб налево он не бегал?
Мать их так им отвечала: Я гимназий не кончала,
Но проживши много лет, могу дать один совет.
Чтобы пес ваш не кусался, на людей бык не бросался,
Чтоб петух топтал исправно кур налево и направо,
Чтобы ваш козёл-урод, не лез в соседский огород,
Чтоб хозяйство жило дружно, знай: кормить скотину нужно!

***

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь
Посмотрела, плюнула
И обратно сунула!

***

Работник:
— О,директор,ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Заставляешь и в субботу
Выходить нас на работу.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты зарплаты годовой?
Я ищу её …

Директор:
— Постой…Есть на севере гора,
В ней глубокая нора,
В той норе на трёх канатах
Гроб качается из злата.
В том гробу твоя зарплата.

***

Одна в глуши лесов сосновых
Старушка дряхлая жила,
И другом дней своих суровых
Имела серого козла.
Козел, томим духовной жаждой,
В дремучий лес ушел однажды;
И растерзал его там волк.
Козлиный глас навек умолк.
Остались бабушке лишь ножки
Утехою минувших дней,
И память о козле больней,
Лишь поглядит на козьи рожки.
Одна, одна в лесной глуши
Тоскует о козле в тиши.

1827
А.Финкель

 

 

У Лукоморья пень огромный
Стоит который год.
На нём облезлый и голодный
Свернувшись, дремлет черный кот.

Спилили дуб, однажды утром
Пустили на дрова.
Коммерция довольно круто
Качает здесь свои права.

А цепь златую за валюту
Продали за кордон.
Бедняга кот вздремнул минуту
И вот без злато- цепи он.

Русалку быстро окрутили
Устроив в стриптиз – бар.
И с этой сделки воротилы
Имеют свой большой навар.

Блестят на море пятна нефти
И тридцать три богатыря
Уж не отважатся до смерти
Дозором выйти на моря.

Куда ни глянь, витало чудо
В былые времена,
Теперь сбежали все отсюда,
Избушка не видна.

Яга за вход, в кооптуалете
С нас денежки берёт.
И сказки нет уже на свете,
Никто её теперь не ждёт.

***

Пушкин — Наша Таня  громко плачет

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью:
Hека глубOка и туманна,
игрушку чудную свою
с моста случайно уронила…

О, как ты этот мяч любила!
Ты горько плачешь и зовёшь…
Не плачь! Ты мячик свой найдёшь,
он в бурной речке не утонет,
ведь мяч — не камень, не бревно,
не погрузИтся он на дно,
его поток бурлящий гонит,
течёт по лугу, через лес
к плотине близлежащей ГЭС.

***

Я помню чудное мгновенье…

Я помню телевизор, кресло,
И тут как тень мелькнула ты.
Мне не забыть теперь вовеки
Твои округлые черты.

Сидел, скучая, за футболом,
И пиво кончилось мое.
Следил без страсти я за голом,
Но в мыслях тело лишь твое.

Я каждый день садился в кресло,
Твой образ нежный вспоминал.
Ведь кресло – то самое место,
Где я впервые увидал

Тебя, фарфоровая дива,
Твой желтый, безупречный взгляд.
Отлично ты пошла бы с пивом,
Но не вернуть тех дней назад.

Но вдруг в пустой моей квартире
Вдали послышались шаги.
Я не один в бездонном мире!
Но кто же это? Друг? Враги?

Так это же мой кореш Паша!
Он крут, греха не утаю.
Несет (Пахан, ты гордость наша)
ТАРЕЛКУ С ЧИПСАМИ мою!

***

У Лукоморья дуб спилили,
Златую цепь в Утиль снесли,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку засмолили,
Руслана на цепь посадили.
А Лешего с ума свели…
Там на неведомых дорожках
Слоны танцуют в босоножках.
Там ступа с Бабою-Ягой
Нахально лезет за мукой,
А тридцать витязей подряд
За сигаретами стоят.
За ними дядька Черномор —
Он покупает «Беломор»,
Там на неведомых дорожках
Следы зеленых «Жигулей»,
Там БМВ на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

***

«Мой дядя — адвокат известный,
Он отгребает денег тьму.
И, право, было бы уместно
Заехать нынче мне к нему.
Стипендия ой-ой далече,
А как же Новый год я встречу,
Когда в кармане ни копья?
Нет, нынче ж еду к дяде я…
Хоть ехать, правда, неохота, —
О чём болтать со стариком?
Он мне почти что незнаком.
Но Новый год? А, еду, что там!
Порасспрошу, порассмешу
И, кстати, денег попрошу».

***

Переделанный пародия на стих Пушкина
У Лукоморья

У Лукоморья дуб срубили
Златую цепь в музей снесли
Кота в зверятник запустили
Русалку в бочку посадили
И написали «Огурцы»
И по морю пустили…
Там на неведомых дорожках
Уже давно растет картошка,
Скелеты бродят в босоножках
Следы разбитых Жигулей
И Мерседес на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Там тридцать три богатыря
В помойке ищут 3 рубля,
А их любимый Черномор
Вчера у них полтинник спер,
А сам кричит, что каждый — вор!
Там Баб- Яга по рынку бродит
И спекуляцию разводит
Там царь Кощей над рюмкой чахнет…
Но русской водкой там не пахнет
Кто подойдет — бутылкой трахнет!
Ну алкоголик ты, Кощей,
Уж лучше похлебал бы щей
Чем водку хлещешь ты без меры!
Да, ну тебя в твои химеры
У нас тебе уже нет веры!
Иван-Царевич в депрессухе —
Напился на ночь бормотухи.
А богатырь на всех понтах
Еще летает в облаках.
И нагоняет в детях страх!

1     
2     
3

Смешные переделанные детские стихи для взрослых

Самые смешные Басни

Прикольные стихи для взрослых


Поиск по сайту
20

На чтение 13 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Анализ стихотворения Пушкина «Жених»

Александр Пушкин вырос на народных сказках и преданиях, за что искренне было благодарен своей няне Арине Родионовне. Именно она привила поэту любовь к народном творчеству и подсказала огромное количество сюжетов для произведений, которые впоследствии стали классикой русской литературы.

После окончания лицея Пушкин очень редко бывал в родовом поместье Михайловское, где прошло его детство. Здесь по-прежнему жила Арина Родионовна, которая обожала своего воспитанника и считала его собственным сыном. Пушкин относился к этой мудрой женщине с особой любовью, и нередко именно она становилась первой слушательницей его новых произведений и первым их критиком.

В 1824 году после нескольких лет южной ссылки поэт был заключен под так называемый домашний арест и отправлен в Михайловское, где ему предстояло прожить почти два года вдали от друзей и светских развлечений. Скрашивала его одиночество любимая няня, которая по-прежнему потчевала поэта народными преданиями. Одно из них легло в основу знаменитого стихотворения-баллады «жених, увидевшего свет в 1825 году.

Речь в нем идет о молодой девушке Наташе, которая на три дня пропала из дома, но на все вопросы родителей отвечал слезами или же упорным молчанием. Впрочем, скоро этот случай позабылся, и девушка «стала, как была, опять румяна, весела». Жизнь вошла в привычное русло, но однажды мимо купеческого дома проезжал статный юноша, и Наташа, увидев его, бросилась в дом, ища спасения у родителей. Впрочем, и на этот раз она не открыла своей тайны. А на следующий день в дом к красавице пожаловали сваты, и отец благословил девушку на брак с добрым молодцем, которому накануне приглянулась Наталья. Она не стала противиться родительской воле, хотя и вела себя достаточно странно, то плача, то хохоча.

У любой притчи или же баллады есть своя мораль. В этом произведении все тайное становится явным на свадебном пиру, когда перед собравшимися гостями Наташа рассказывает свой удивительный сон о том, как попала она в лесную избушку, богато обставленную, куда вскоре пожаловали 12 удалых молодцев. С ними была девушка-красавица, с которой гости жестоко расправились. Одним из убийц был жених Натальи, который взял себе на память колечко жертвы. И именно в этом она публично его уличает, тем самым, воплощая в жизнь свой замысел наказать человека, который готов погубить ее жизнь взамен на обретение богатства.

Жених

Три дня купеческая дочь Наташа пропадала; Она на двор на третью ночь Без памяти вбежала. Вопросами отец и мать К Наташе стали приступать. Наташа их не слышит, Дрожит и еле дышит.

Тужила мать, тужил отец, И долго приступали, И отступились наконец, А тайны не узнали. Наташа стала, как была, Опять румяна, весела, Опять пошла с сестрами Сидеть за воротами.

Раз у тесовых у ворот, С подружками своими, Сидела девица и вот Промчалась перед ними Лихая тройка с молодцом. Конями, крытыми ковром, В санях он стоя правит И гонит всех, и давит.

Он, поровнявшись, поглядел, Наташа поглядела, Он вихрем мимо пролетел, Наташа помертвела. Стремглав домой она бежит. «Он! он! узнала! — говорит, — Он, точно он! держите, Друзья мои, спасите!»

Печально слушает семья, Качая головою; Отец ей: «Милая моя, Откройся предо мною. Обидел кто тебя, скажи, Хоть только след нам укажи». Наташа плачет снова. И более ни слова.

Наутро сваха к ним на двор Нежданая приходит. Наташу хвалит, разговор С отцом её заводит: «У вас товар, у нас купец; Собою парень молодец, И статный, и проворный, Не вздорный, не зазорный.

Богат, умён, ни перед кем Не кланяется в пояс, А как боярин между тем Живёт, не беспокоясь: А подарит невесте вдруг И лисью шубу, и жемчуг, И перстни золотые, И платья парчевые.

Катаясь, видел он вчера Её за воротами; Не по рукам ли, да с двора, Да в церковь с образами?» Она сидит за пирогом, Да речь ведет обиняком, А бедная невеста Себе не видит места.

«Согласен, — говорит отец; — Ступай благополучно, Моя Наташа, под венец: Одной в светелке скучно. Не век девицей вековать, Не всё косатке распевать, Пора гнездо устроить, Чтоб детушек покоить».

Наташа к стенке уперлась И слово молвить хочет — Вдруг зарыдала, затряслась, И плачет и хохочет. В смятеньи сваха к ней бежит, Водой студеною поит И льёт остаток чаши На голову Наташи.

Крушится, охает семья. Опомнилась Наташа И говорит: «Послушна я, Святая воля ваша. Зовите жениха на пир, Пеките хлебы на весь мир, На славу мёд варите, Да суд на пир зовите».

«Изволь, Наташа, ангел мой! Готов тебе в забаву Я жизнь отдать!» — И пир горой; Пекут, варят на славу. Вот гости честные нашли, За стол невесту повели; Поют подружки, плачут, А вот и сани скачут.

Вот и жених — и все за стол. Звенят, гремят стаканы, Заздравный ковш кругом пошел; Всё шумно, гости пьяны.

«А что же, милые друзья, Невеста красная моя Не пьёт, не ест, не служит: О чём невеста тужит?»

Невеста жениху в ответ: «Откроюсь на удачу. Душе моей покоя нет, И день, и ночь я плачу. Недобрый сон меня крушит». Отец ей: «Что ж твой сон гласит? Скажи нам, что такое, Дитя моё родное?»

«Мне снилось, — говорит она, — Зашла я в лес дремучий, И было поздно; чуть луна Светила из-за тучи; С тропинки сбилась я: в глуши Не слышно было ни души, И сосны лишь да ели Вершинами шумели.

И вдруг, как будто наяву, Изба передо мною. Я к ней, стучу — молчат. Зову — Ответа нет; с мольбою Дверь отворила я. Вхожу — В избе свеча горит; гляжу — Везде сребро да злато, Всё светло и богато».

«А чем же худ, скажи, твой сон? Знать жить тебе богато».

«Постой, сударь, не кончен он. На серебро, на злато, На сукна, коврики, парчу, На новгородскую камчу Я молча любовалась И диву дивовалась.

Вдруг слышу крик и конский топ. Подъехали к крылечку. Я поскорее дверью хлоп, И спряталась за печку. Вот слышу много голосов. Взошли двенадцать молодцов, И с ними голубица Красавица-девица.

Взошли толпой, не поклонясь, Икон не замечая; За стол садятся, не молясь И шапок не снимая. На первом месте брат большой, По праву руку брат меньшой, По леву голубица Красавица-девица.

Крик, хохот, песни, шум и звон, Разгульное похмелье. »

«А чем же худ, скажи, твой сон? Вещает он веселье».

«Постой, сударь, не кончен он. Идет похмелье, гром и звон, Пир весело бушует, Лишь девица горюёт.

Сидит, молчит, ни ест, ни пьёт И током слёзы точит, А старший брат свой нож берёт, Присвистывая точит; Глядит на девицу-красу, И вдруг хватает за косу, Злодей девицу губит, Ей праву руку рубит».

«Ну, это, — говорит жених,— Прямая небылица! Но не тужи, твой сон не лих, Поверь, душа-девица». Она глядит ему в лицо. «А это с чьей руки кольцо?» Вдруг молвила невеста, И все привстали с места.

Кольцо катится и звенит, Жених дрожит бледнея; Смутились гости. — Суд гласит: «Держи, вязать злодея!» Злодей окован, обличён, И скоро смертию казнён. Прославилась Наташа! И вся тут песня наша.

«Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежка» бр. Гримм. Сравним?

Как мы писали в предыдущей статье, работа с классическими литературными сказками на уроках литературного чтения в начальной школе позволяют читателю увидеть две стороны этого жанра: фольклорные традиции и авторское своеобразие. Рассмотрим, как можно организовать такую работу при изучении хрестоматийного произведения А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Задачи урока:

  • рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой (на материале сказки братьев Гримм «Белоснежка»);
  • раскрыть фольклорные традиции и своеобразие пушкинской сказки;
  • формировать умение сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру;
  • совершенствовать умение анализировать образ-персонаж в художественном произведении.

Ход работы

В начале урока учитель актуализирует знания учащихся о признаках народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия, фантастические персонажи, волшебные превращения.

Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них?

Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сравнительный анализ осуществляется при следующих условиях:

  • дети прочитали сказки братьев Гримм и Пушкина заранее;
  • в классе на партах у школьников лежат тексты обеих сказок;
  • учащиеся выборочно пересказывают и перечитывают фрагменты текста для доказательства своих рассуждений.
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Белоснежка и семь гномов

Слово учителя

Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.

Учитель может также рассказать учащимся об интересе Пушкина к русским народным песням, сказкам, преданиям, к истории родной страны, который появился с самых ранних лет поэта и проходил через все его творчество.

Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях Пушкин прославлял не только великих русских царей и полководцев, но гордился и русским народом, его талантливыми и простыми людьми. В своем селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с народной толпой, подпевал нищим слепцам, прислушивался к меткому народному слову.

Вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке, которую он воспел в своих стихах, называя ласково и нежно «доброй подружкой», «голубкой дряхлой».

Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Вечером слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, «пропитанных» «русским духом». А еще раньше он написал свое знаменитое «Лукоморье» – пролог к поэме «Руслан и Людмила», в котором удивительным образом переплелись известные сюжеты русских сказок. Вспомним с детства знакомые строчки: «. Там чудеса: там леший бродит…».

Учитель может предложить вспомнить названия сказок писателя.

После рассказа педагог организует сопоставительный анализ сказки Пушкина и сказки братьев Гримм по следующей схеме.

I. Сравнительный анализ: что общего в этих сказках?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся заполняют на следующие вопросы.

Сравни сказку Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» («Снегурочка»). Что общего в этих сказках?

1. Герои: _________________________________________

2. События: _______________________________________

Вопросы могут быть записаны на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант. Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок. В таблице должна появиться следующая запись:

г е р о и – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;

с о б ы т и я – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.

II. Сравнительный анализ: чем различаются эти сказки?

Работа с таблицей. Каждый ответ также обязательно подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок.

Начальную часть анализа необходимо сделать в классе, коллективно обсуждая аналитические вопросы. В сильном классе большую часть анализа можно дать на самостоятельное выполнение (индивидуальное или в парах). Последние 2–3 пункта анализа можно рекомендовать для выполнения дома. В итоге таблица будет выглядеть следующим образом.

Сказка братьев Гримм

1. Семь богатырей.

2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку тремя разными способами.

2. Черница приходит один раз с яблочком.

3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва.

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру.

4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях.

4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти.

5. Написана в прозе.

5. Написана в стихах, красивым литературным языком.

После сопоставительного анализа сказок учитель предлагает поразмышлять над следующими обобщающими вопросами.

Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Это сложный для младших школьников вопрос. С одной стороны, очевидно использование автором фольклорных традиций. Кроме этого, в сознании маленького читателя, начиная с дошкольного возраста, сказки Пушкина обрели статус народных.

Однако проделанный сопоставительный анализ позволяет прийти к выводу, что поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.

Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:

  • образы богатырей, взятые из русских былин;
  • терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
  • троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
  • язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.

В дальнейшей работе целесообразно особое внимание уделить образу главной героини.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 93-95

А. Пушкин «Няне»

Размышляем о прочитанном

1. К кому обращено стихотворение? Каким чувством оно пронизано? В каких словах выражено отношение поэта к няне? Назовите их.

Это стихотворение обращено к няне поэта. Оно пронизано нежностью и любовью.

Отношение поэта к няне выражено в первых двух строках: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя.

2. Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни?

Поэту кажется, что няня горюет, тоскует, грустит. Ей одиноко, она привычно вяжет спицами, но постоянно смотрит в ворота. Она ждёт и переживает, волнуется.

3. Как вы понимаете слова и выражения:

Подруга дней моих суровых. Няня всегда поддерживала поэта, даже в самые тяжелые для него минуты.

Давно, давно ты ждёшь меня. Поэт давно не был у няни.

Горюешь, будто на часах. Печалишься каждую минуту.

Глядишь в забытые вороты. Тревожно ждёшь, что поэт приедет.

Тоска, предчувствия, заботы, теснят твою всечасно грудь. У няни тяжело на душе, она боится за поэта.

4. Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряжённом ожидании няней своего питомца?

Эпитеты: наморщенных, забытые, чёрный, отдалённый.

Сравнения: будто на часах.

Метафоры: медлят спицы, теснят грудь.

Творческое задание

Подготовьте с одноклассниками беседу «Пушкин и няня».

Пример беседы с одноклассниками на тему «Пушкин и няня» для 5 класса

— Пушкин очень любил свою няню Арину Родионовну Яковлеву и посветил ей несколько стихотворений, в том числе и изученное на этом уроке.

— Это действительно так, ведь няня воспитывала поэта в детстве, рассказывала ему сказки, утешала в горе, радовалась его успехам.

— Няня была для поэта настоящим другом, поэтому он так нежно к ней относился.

— Даже став взрослым, поэт не забыл о няне и часто навещал её, по-прежнему с удовольствием слушая её сказки.

— В сказках няни Пушкин черпал вдохновение для своих собственных сочинений. Он запоминал особенности их звучания и использовал народный язык в сказках.

— Таким образом, няня оказала большое влияние на творчество великого поэта, за что мы все должны быть ей благодарны.

А. Пушкин «У лукоморья»

Размышляем о прочитанном

1. О каких чудесах, необыкновенных героях знаете вы из народных сказок? Приведите пример чудесных превращений героев.

Из народных сказок я знаю о многих необычных героях: Иване-царевиче, Емеле, Елене Прекрасной, Бабе-Яге, Кощее Бессмертном.

В народных сказках постоянно происходят чудеса и превращения. Лягушка становится царевной, волк оборачивается конём или Еленой Прекрасной, Емеля становится красавцем и ездит на печи.

2. Каково общее настроение этого отрывка?

Общее настроение возвышенное, поэт рассказывает про огромный волшебный мир, которым гордится. Но он не может удержаться от улыбки.

3. Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы читаете: «там леший бродит… Кощей над златом чахнет»? Расскажите об этом.

Я представляю сказочный тёмный лес, полный странных следов и обитателей. Среди елей бродит леший, оборванный старичок с носом-веткой. Я вижу, как на берег моря выходят прекрасные витязи и отряхиваются, как кошки. Я вижу бой красавца королевича со старым злым царём, я вижу волшебника, поднявшего в небо богатыря, а тот размахивает мечом и крепко держится за бороду. И я вижу Кощея, скелет, который склонился над сундуком с золотом.

4. Какие народные и литературные сказки вспоминаете вы когда читаете пролог к поэме «Руслан и Людмила»? В каких строках сочетаются юмор и фантастика?

Я вспоминаю народные сказки «Баба-Яга», «Иван-царевич и серый волк».

Литературные: Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», Андерсен «Русалочка».

Юмор и фантастика сочетаются в строках: ступа бредёт сама собой, Кощей чахнет, русалка на ветвях и многих других.

Фонохрестоматия.

1. Вы прослушали пролог к поэме «Руслан и Людмила».

2. Есть ли в прослушанном вами прологе традиционные для народной сказки зачин и концовка? Найдите их в тексте, а затем ещё раз внимательно прослушайте. Как их читает актёр? Меняется ли интонация актёра? Если да, то попробуйте объяснить причину этих изменений.

Первые шесть строк пролога является классическим зачином, в котором автор знакомит нас с местом действия.

Последние четыре строчки классическая концовка, где автор пьёт мёд и слушает сказки кота.

Зачин и концовку актёр сознательно выделяет интонацией. Он их читает возвышенно, но спокойно. Он словно подготавливает слушателя, читая зачин, и успокаивает эмоции, читая концовку.

А вот когда он читает основную часть пролога, он добавляет в голос восхищение красотами и чудесами, говорит проникновенно, доверительно, местами улыбаясь.

3. Подготовьте выразительное чтение пролога, постарайтесь при этом передать таинственную, волшебную атмосферу зачина, широту и величие панорамы сказочного пространства, мягкий юмор концовки.

Читаем проникновенно, доверительно. Добавляем улыбку в смешные строки, например, про русалку или ступу.

AVvXsEivy6xqQa4d6JWihBwVq6dTCZw49yaCEGfw7Uyp34rPgdFl9LhmWGwbJEbVfIDNWjb8uEO76brgigIZoNuWqRa9iWTKU6PRIZKr6FP0PHvj9fTFZU3zY7 EhNWO6tGjIAbDzcd9nub8jIv2T3b66ltShUTu7G11MDsBkAkfZPMwzsqoW1c Kz BMGmTQ=w400 h266

118
Б. Г. Биргер «Пушкин в Тригорском»

Учитесь Пушкина читать

Учитесь Пушкина читать:

Не просто пробегать
глазами,

Как часто делаем мы с
вами,

А видеть,

слышать,

понимать.

Учитесь Пушкина читать.

Я говорю не в назиданье,

Не как домашнее заданье

Вас заставляли
повторять, —

Учитесь Пушкина читать,

И он вам обрести поможет

Мечты, которые, быть
может,

Уже успели потерять.

Учитесь Пушкина читать

Без торопливости и лени,

И связь времён и
поколений

Вас не устанет удивлять.

Учитесь Пушкина читать,

Вольнолюбивые страницы.

И в час борьбы на ваши
лица

Не ляжет кротости
печать.

В. Гин

Всегда со мной

Великая радость мне
жизнью отпущена:

Читаю Пушкина, читаю
Пушкина.

С ним вместе ликую,
вместе страдаю,

К его родниковой строке
припадаю.

Себя познаю — весь мир
открываю!

На чистом огне горю — не
сгораю.

Если мне трудно,
становится легче.

Расступятся горы.
Расправятся плечи.

Если мне скудно — станет
богато,

Если бескрыло, будет
крылато.

А это для сердца не
просто награда —

Такая отрада, что
большей не надо!

Л. Татьяничева

Читая Пушкина

Коль захромал твой стих,
оставь усилья

И к Пушкину ступай. Там
каждая строка

Волшебные тебе подставит
крылья

И, как во сне, взовьет
под облака…

И ты опять в воздушном
океане,

И за тобой незримых сил
эскорт, —

Хватай луну и уноси в кармане,

Как простодушный
гоголевский чёрт.

А. Никифоров

Стих Пушкина читать начни

Когда ты горю
тяжелейшему

Ни в чем исхода не найдёшь,

Пошли сочувствующих к
лешему:

Ведь не помогут ни на
грош.

Но, нестерпимой мукой
мучимый,

Проплакав ночи все и
дни,

Ты лучше с детских лет
заученный

Стих Пушкина читать
начни.

Он с первых же двух
строк, он вскорости

Такого солнца звон
прольет,

Что горе вдруг не горше
горести —

Ну той, как журавлей
отлет.

Еще лишь третью вот,
четвертую

Строку произнесешь
потом,

Еще вот стих, что так
знаком,

И не прочтешь ты
целиком,

А сквозь слезу, с лица
не стертую,

Сверкнешь восторга
огоньком.

В. Казин

Перечитывая Пушкина

Его стихи читая — точно
я

Переживаю некий миг
чудесный:

Как будто надо мной
гармонии небесной

Вдруг понеслась нежданная
струя…

Нездешними мне кажутся
их звуки:

Как бы, влиясь в его
бессмертный стих,

Земное всё — восторги,
страсти, муки —

В небесное преобразилось
в них!

А. Майков

* * *

Помню, я была девчонкой,

Босоногой и смешною.

Первый раз тогда
раскрыла

Книжку с корочкой
цветною.

Лесом сумрачным,
дремучим,

Шла царевна молодая.

С ней — Чернавка. А за
ними —

Я, от страха замирая.

Помню, плакала тихонько

Над страницею печальной,

Где в норе, сырой и
тёмной,

Гроб качается
хрустальный.

Но зато смеяться звонко

Над попом была готова.

Сказ о мудрости
батрацкой

Каждый раз казался
новым.

Подросла. Потом узнала

Грусть Руслана и
Людмилы,

Ревность Ленского,
страданья

И тоску Татьяны милой.

А теперь звучит, волнуя,

Слово Пушкина призывом

Дорогой отдать Отчизне

Сердца лучшие порывы.

Пусть уносят годы буйно

Чёрный волос с сединою.

Радость пушкинского
слова

Будет жить всегда со
мною.

Л. Преображенская

* * *

А Пушкин — он мне по
наследству достался.

Отец, помню, часто к
нему возвращался,

Ответа ища ли, забвенья,
покоя,

Вздыхая порой над
любимой строкою.

По комнатам плыли
вечерние блики,

Очки замирали на кончике
носа,

Когда он подчеркивал
бережно в книге

Слова, многоточия, знаки
вопроса.

Они там остались, как
птицы на ветке.

И ныне легко мне, под
лампой устроясь,

Найти карандашные эти
пометки

И вдруг прочитать их,
как связную повесть.

Любую страницу заветного
тома

Откроешь — и дома.

А. Анпилов

Надпись на книге

По-русски говорим мы с
детства,

Но только Пушкина строка

Передаёт нам, как
наследство,

Живую прелесть языка,

В начале жизни — на
пороге

Мы любим сказок плеск
морской.

И освежает нас в дороге

Прохладный ключ в степи
мирской.

Загубленных десятилетий,

Что отнял вражеский
заряд

У лучшего певца на
свете, —

Тысячелетья не простят!

С. Маршак

Читаю Пушкина всё чаще

Я томик Пушкина под
вечер

Перелистаю в сотый раз.

О, дивный миг желанной
встречи:

Чудесных сказок
пересказ.

Переплелись герои прозы

С героями стихов в
веках.

Мечты, любовь и чьи-то
слёзы

В моих трепещущих руках.

Знакома каждая страница

И стих, какой не назови.

То — дивной рифмы
колесница

В чарующих строках
любви.

Какой энергией пропитан

В них каждый звук и
каждый слог.

Годами, критики, испытан

Творений чудный эпилог!

О, Пушкин, вы — мой
современник,

Все тот же ветреник
большой.

Вы — хлесткой рифмы вечный
пленник,

Как прежде, молоды
душой.

В вас все смешалось:
холод с летом,

И нежность с бурею
страстей.

Считаю лучшим вас поэтом

Среди известнейших
мастей.

На фоне новых скоростей.

Читаю Пушкина все чаще,

Мне чтенье сладостней
вина,

Стихов, наполненную чашу

Пью, как шампанское — до
дна!

Л. Нелен

Читает сказки мне отец…

Я помню зримо детства
фрески:

Читает сказки мне отец.

О, сколько Пушкин в мир
мой детский

Принёс таинственных
чудес!

Я помню юность. Пылкость
взгляда.

Ах, как смотрел я в мир
большой!

И пушкинской любви
крылатой

Стихи я принял всей
душой.

Я сединою лет осыпан.

И пусть порой терзает
боль —

Спасибо Пушкину, спасибо

За жизнь, за радость, за
любовь.

В. Мостовой

* * *

…Наш примус всё чадил
устало,

Скрипели ставни… Сыпал
снег.

Мне мама Пушкина читала,

Твердя: «Хороший
человек!»

Забившись в уголок
дивана,

Я слушал — кроха в два
вершка, —

Про царство славного
Салтана

И Золотого Петушка…

В ногах скрутилось
одеяло,

Часы с кукушкой били
шесть.

Мне мама Пушкина читала

Тогда не так хотелось
есть.

Забыв, что поздно и
беззвёздно,

Что сказка — это не
всерьёз,

Мы знали — папа будет
поздно,

Но он нам Пушкина принёс.

И унывать нам не
пристало

Из-за того, что суп не
густ.

Мне мама Пушкина читала

Я помню новой книжки
хруст…

Давно мой папа на погосте,

Я ж повторяю на бегу

Строку из «Каменного
гостя»

Да из «Онегина» строку.

Дряхлеет мама… Знаю,
знаю —

Ей слышать годы не
велят.

Но я ей Пушкина читаю

И вижу — золотится
взгляд…

А. Аврутин

Мне читает бабушка

Наступает вечер и взошла
луна.

За окном темнеет, скоро
спать пора…

Мы сидим, прижавшись,

Бабушка и я,

Мне читает сказку,

Перед сном, она.

«…Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку»…

Я сижу, дышать не смею…

Неужели, в самом деле,

Бросят в море — «Окиян»

И царицу и дитя?

Руку бабушкину сжала,

Дальше слушать сказку
стала…

Не заметила сама,

Как заснула до утра…

Быстро новый день
пройдёт,

Книжку бабушка возьмёт…

Будем вместе с ней опять

Сказку Пушкина читать.

«…Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней
царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам…»

Я бабуле говорю:

«А я так быстро не расту».

Улыбнулась бабушка мне в
ответ:

«Это сказка, внученька, —

Вот и весь секрет».

И, усевшись поудобней,

Стали дальше мы читать,

Нашу сказку продолжать.

«…Белка там живёт
ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут»…

Вскоре сказку дочитали,

Мне понравилась она!

Завтра выберем другую,

А сегодня спать пора!

Г. Хлебникова

Парус серебристый

Берега не видно,

Озеро — без края.

Над водой стрекозы

Носятся, играя.

Под сосной высокой,

Радуясь прохладе,

В жаркий летний полдень

Мы к воде присядем.

Я скажу сестрёнке,

Маленькой Татьяне:

— Хочешь, почитаю

Сказку о Салтане?

Сразу о стрекозах

Девочка забудет.

Затаив дыхание,

Сказку слушать будет.

Пусть знакома сказка —

Я читаю снова,

Всё забыть на свете

И сама готова.

Князь Гвидон ли бродит,

Сумрачный, печальный,

Иль корабль торговый

В путь уходит дальний, —

Мы за ними всюду,

Будто шмель в окошко…

Верим и не верим

Чудесам немножко.

Стало вдруг на море

Озеро похоже.

Остров перед нами,

Будто в сказке тоже,

Парус показался,

Белый, серебристый.

Верно, там кораблик

Ищет в море пристань.

Вот в осоке шорох…

— Может быть, послушай,

Там Царевна-лебедь? —

Шепчет мне Танюша. —

Или там бесёнок

Где-то под водою?

Силой потягаться

Хочет он с Балдою…

— Не трудись напрасно! —

Мы смеёмся с Таней. —

Умной русской силе

Покорись заране.

Волны набегают,

Трогают кувшинки.

Вон рыбак на лодке —

Словно на картинке —

Старенький, сутулый,

С белой бородою…

Вот пришёл бы невод

С рыбкой золотою!

Я бы попросила:

— Сделай так, чтоб дети,

Как и мы, счастливо

Жили в целом свете…

Л. Преображенская

Томик Пушкина

Когда над страною война
запылала,

Разбойница смерть, как
хозяйка, вошла,

Подруга мне счастья
тогда пожелала

И Пушкина томик в дорогу
дала.

Я с ним замерзал, у
костра обжигался,

В дыму задыхался, от
грохота глох,

Но смерти тогда я не
очень боялся,

Казалось, что Пушкин
спасти меня мог.

Особенно сильно поверил
я в это,

Выйдя однажды живым из
огня,

В котором был ранен
томик поэта

Осколком снаряда,
летевшим в меня.

О Родине с Пушкиным вёл
я беседы,

О нашей любви к ней,
сыновней, большой…

Раненый томик я нёс до
победы,

С ним и с войны
возвратился домой.

При встрече сказал
поседевшей любимой.

Сказал, не стыдясь
затуманенных глаз,

Что спас меня Пушкин от
горя и мины,

Что я от сожжения
Пушкина спас.

Г. Ладонщиков

Пушкин

Был холод лют. В углу
стояла печь

С квадратным, чёрным,
закопчённым зевом.

Она стояла, призванная
жечь

И согревать живых своим
нагревом.

Я всё, что можно, всё,
до щепки, сжёг —

Остатки дров, квадраты
табуреток.

Но печь, казалось,
жертвы ждет, как бог.

И отыскал я старые
газеты.

Я чиркнул спичкой.
Вспыхнул огонёк

И запылал во всем
великолепье.

И я следил, как гибнут
сотни строк,

Как шелестит бумага,
корчась в пепле.

Мелькали вспышки строк,
имён и лиц.

Но прежде чем обречь их
на сожженье,

Я пробегал глазами вдоль
страниц

И как бы сам с собой
вступал в сраженье.

Ведь это были годы и
дела,

Мои дела, мои живые
годы,

И я их сам сжигал,
сжигал дотла,

И сам швырял их в пасть
печного свода.

Я сжёг газеты. Но
шеренги книг

Держали строй безмолвно,
как солдаты.

Я сам солдат. Но я
коснулся их,

Я книгу взял рукою
виноватой.

Взял наугад. И тёмный
переплёт,

Как дверь в судьбу их
автора, откинул.

…Шел артобстрел. И
где-то самолёт,

Ворча, ночные обходил
глубины…

Я увидал портрет.
Открытый взгляд

Пронзил мне душу пулею
свинцовой,

Взгляд Пушкина…

Он тоже был солдат,

И это был солдат
правофланговый.

За ним держали строй,
плечо к плечу,

Его друзья, его
однополчане,

Что, поднимая слово, как
свечу,

Светили нам кромешными
ночами,

Те, кто нам души в стужу
согревал

Сильнее всех печей, что
есть на свете.

И книгу я открыл, и тут
же стал

Ее читать в коптилки
тусклом свете.

Ведь эти строки знал я
наизусть,

И ямб вошел походкою
походной.

Читал я вслух. И оживала
Русь,

И отступал блокады мрак
холодный.

И Слово шло, как высший
судия

Моих в ту ночь
кощунственных деяний,

Как щит, отбросив острие
копья, —

И отступил я, как на
поле брани.

И Пушкин, грудью всех
прикрыв собой,

Стал снова в строй,
солдат правофланговый…

…Умолк обстрел. И
прозвучал отбой.

И стыла печь. И
согревало Слово.

Н. Браун

Пушкин жив

От бомбы дрогнули в окне

Стропила мирной
комнатушки,

А человек стоял в окне,

А человек взывал: «Ко
мне!

Тут книги у меня. Тут
Пушкин!»

Ему кричали: «Выходи!»

Но книг оставить не
хотел он,

И крепко прижимал к
груди

Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошёл обвал

И рухнул человек при
этом,

То и тогда он прижимал

К груди создание поэта.

В больнице долго он без
сил

Лежал, как мертвый, на
подушке.

И первое, что он
спросил, —

Придя в сознание: «А
Пушкин?»

И голос друга, поспешив,

Ему ответил: «Пушкин жив».

В. Инбер

* * *

В кругу, скупым огнем
согреты,

Сушили мы шинели у
костра,

И кто-то протянул мне
томик этот:

— А ну-ка, почитайте
нам, сестра!

Чужой закат лучи бросал
косые,

Земле чужой, казалось,
нет конца.

Но с нами здесь была
сама Россия

В бессмертной музе
русского певца.

А. Булычева

* * *

Как светлый гость,
пришел к солдатам стих…

При огоньке мигающем и
бедном,

В консервной банке или
гильзе медной,

В сырых траншеях, в
блиндажах глухих

Под кровом из пяти
накатов

Сверкала нам поэзия богато.

Во весь свой жаркий,
огненный накал.

Стих из сердец
солдатских высекал

То искры грусти, то
восторга пламя…

Россия! Не впервые ль
перед нами

Так озарилась ты,
чудесно так предстала

И россыпью стоцветной
заблистала

В поэзии прозрачном
роднике —

Вся от балтийских волн,
до крымских берегов.

В безбрежьи, в голубом
сиянии снегов —

С колокольцовым звоном
вдалеке…

То витязем в кольчуге пред
стеной врагов.

То за сохой в мужицком
армяке,

То в плеске нив, то в
тишине дубравы,

В Петровом граде, в
битве у Полтавы,

В годину горя и в
сверканья славы —

Ты нам открылась,
русская земля.

В сияньи северном, в
кипящих белых вьюгах,

Озарена лучом
животворящим Юга,

И золотым созвездием
Кремля…

Такой ты нам
представилась, такой

Воспета звонкой
пушкинской строкой, —

Во всем величии, в
былинной красоте

И в милой, чистой
русской простоте,

То в ясности живой,

то в дымке отдаленной

Давно прошедших и
грядущих дней

Близка душе солдатской
просветленной

Ты стала в этот час еще
родней.

Так на переднем крае,
перед боем,

Забыв про усталь
смертную, запоем

Мы Пушкина читали,
открывая

Чудесный мир в звучаньях
светлых строк…

…Дышала тяжко полночь
фронтовая.

Из-под накатов сыпался
песок,

Земля гудела под ногами
глухо,

Артиллерийский молот
где-то ухал

И трассы пуль, свиваясь
на лету,

Расчерчивали неба
черноту…

Да над Тригорским
золотисто-ало

Негаснущее пламя
трепетало,

Как будто там, над
пушкинской могилой,

Заря вставала, разрывая
мрак

И широко, и ясно
осветила

Дорогу наших завтрашних
атак.

А. Смердов (Из поэмы «Пушкинские горы»)

* * *

После марша и ночной
атаки

нашу роту посетила
грусть:

нам под Банской
Штявницей словаки

Пушкина читали наизусть.

Можно встретить в Вене
земляка,

без вести пропавшего в
июне.

Вот была же встреча
накануне

с братом у счастливого
стрелка.

Но когда мы с Пушкиным
вдали

свиделись
негаданно-нежданно,

о чужбине песню завели,

и Россия встала из
тумана.

С. Гудзенко

* * *

Любить поэзию легко

В благоухающих гостиных,

Когда шипит «Мадам Клико»

И взоры барышень невинны.

Но в гневе, боли и тоске

Она в атаку шла ночами

В солдатском стареньком мешке

У пехотинца за плечами.

И Пушкин властвовал тогда,

Коптилки светом оживлённый.

Была война, была беда,

И рушились на землю тонны

Железа, смерти и огня,

И только души были живы,

И не было за дымом дня,

И в ровный гул сливались
взрывы.

Мы с Пушкиным спасли страну,

Учились верности и чести

И не одну ещё войну

С поэтом выиграем
вместе.

Я. Кауров

Памяти Пушкина

Мне хочется в День
памяти поэта

Сердечные слова о нём
сказать

Погромче, чтобы слышала
планета,

И просто — благодарно
помолчать.

Его стихи сияют
огоньком,

Упругим солнцем светят
над землёю,

Журчат свободным, чистым
ручейком,

Бурлят глубокой, сильною
рекою.

Напевом песенным звучит
строка,

И слово жемчугом играет
в строчке.

Сам Пушкин в ней —
прохлада родника,

Такой родной от точки и
до точки.

В стихах поэта — неба
глубина,

Дыхание Михайловских
просторов,

Тригорского лесная
тишина,

Напевный всплеск катанья
на озёрах,

Россия вся и летом, и
зимой,

С её народом и его
мечтами,

В них говорит поэт с
тобой, со мной,

Живёт в стихах, живёт
стихами с нами.

По жизни всей идёт поэт
с тобой,

Волшебник в детстве
сказкою чарует,

Мечтою светлой в юности
волнует

И учит. Учит «властвовать
собой».

Н. Плаксина

* * *

Когда до предела сужена

Щель бытия твоего,

Ищешь на полке Пушкина,

Пушкина!

Только его.

Он раздвигает муку

До горизонта мечты,

Он поднимает руку,

Он говорит на «ты».

Сам истекает кровью,

Но шутит —

А он умел!

Каждый его любовью,

Как корью, переболел.

И. Кашежева (из стихотворения «В белую ночь у
Петропавловской крепости»)

Пушкин

Ты был со мной, когда от
слога к слогу

Я шла, на ощупь пробуя
дорогу,

К познанию, к терпению,
к труду,

Дорогу, по которой и
иду.

Ты был со мной, когда
младая сила

Во мне раскрыла радостно
крыла.

Она по всем страстям
земным водила

И в зрелость точно в
храмину ввела.

Как много я, как страшно
виновата!

Пойми, прости и отпусти
вину!

Побудь со мной у
скромных врат заката,

Не покидай, не оставляй
одну.

Тускнеет море блещущего
света,

И скоро в очи ночи
хлынет мгла …

Как хорошо, что по земле
поэта

Ходила, пела и в нее
легла!

Е. Благинина

Пушкину из XXI века

«У лукоморья дуб
зелёный,

Златая цепь на дубе том»…

В страну чудесную
влюблённый,

О бреге грезил я
морском…

С непостижимым
увлеченьем,

Забыв о сне в вечерний
час,

Читал твои стихотворенья,

И надо мной парил Пегас.

Рука к перу тянулась
робко

Слова души произнести…

Тебя, всесильного
пророка,

Стремясь на небо
вознести!

В морозец легкий, да с
разбега,

Январским утром
второпях,

«Скользя по утреннему
снегу»,

Спускался с горки на
санях…

«Мороз и солнце; день
чудесный!» —

Так зимы наши шли и шли…

И, словно мы с тобою
вместе,

Мужали, крепли и росли!

Пленял неопытную душу

Ты буйной вольностью
идей,

Наказ Пророка не нарушив

«Глаголом жечь сердца
людей».

И чувством
обостренно-тонким

Предвидел жизни
круговерть…

Твои творения —
потомкам!

А что тебе? Слепая
смерть…

Твоей эпохе не
кончаться,

Забыть её не суждено!

«Звезде пленительного
счастья»

Гореть столетия дано!

Ты будешь жить в моей
Отчизне,

Так будет сто и двести
лет!

И скажет каждый: «В
русской жизни

Есть Пушкин. Славный наш
Поэт!»

А. Шурыгин

* * *

Пусть Пушкин
возвращается. В карете.

Как прежде искрометный.
И живой.

Я верю в невозможное на
свете,

Где черный кот над цепью
золотой.

Я верю, что не
где-нибудь, а рядом

В ларце заветном
таинство лежит,

И мудрый старец — сторож
тайн и кладов,

Над ним и днем и ночью
ворожит.

Но лишь герой,
восторженно влюбленный,

Свою дорогу к таинству
найдет,

Где темный лес — и
сказочный, и сонный,

Где в заточеньи белочка
живет.

Пусть Пушкин
возвращается. Скорее.

Уже витает в воздухе
пыльца.

Никто другой на свете не
посмеет

Сорвать фату с весеннего
лица.

Никто другой не сможет
рассчитаться,

Когда запросит осень по
счетам,

Где золотым, неистовым
богатством

Она подобна сказкам и
стихам.

Пусть Пушкин
возвращается. Красивый.

Как искушенье Словом и
Огнем.

И с легким шармом
светского кутилы

Запишет Вечность в
чей-нибудь альбом.

А. Очирова

Один

У каждого века

Своя дискотека.

Песни свои.

Ритмы свои.

У каждого века

Свои бои.

Свои Сократы.

Свои Нероны.

Свои победы.

Свои уроны,

Свои святыни.

Своя хула.

Былин великих

Колокола.

Свои пророки.

И свой просчёт.

Всё изменяется.

Всё течёт.

Меняет время

Краски картин.

А Пушкин — один.

Пушкин — один.

С. Островой

Пушкин с нами!

Удивительно! Без труда

Весь народ говорит
стихами.

Как же нам без стихов,
когда

Пушкин с нами?

Любим с детства родную
речь,

Отчеканенную веками.

Мы сумеем её сберечь —

Пушкин с нами.

Без стыда, не боясь
Суда,

Сократили в школьной
программе.

Зря надеетесь, господа.

Пушкин — с нами.

Никогда, любовью согрет,

Он не будет в траурной
раме.

Отчего в наших душах
свет?

Пушкин с нами.

Много в мире и лжи, и
тьмы,

Но и в самой глобальной
драме

Устоим. Не сдадимся мы.

Пушкин с нами.

Н. Рачков

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

  • Стих собственного сочинения любимому
  • Стих собственного сочинения про маму
  • Стих рассказ о маме
  • Стих про сказки для детей короткие
  • Стих про школу собственного сочинения