Стих сказка о царе салтане читать

Поздравленияприкольно смешные переделанные стихи пушкина для взрослых три сестрицы под окном - переделанный отрывок из сказки о царе салтане...2 три
Поздравления
20

ПРИКОЛЬНО
20

vk kopija

OK

instgram

Смешные переделанные стихи Пушкина для взрослых

Три сестрицы под окном — переделанный отрывок из сказки «О царе Салтане…2

Три девицы под окном размечтались вечерком:
Мужика как заманить, на себе скорей женить,
Чтоб с женой одной он жил и по бабам не ходил.
Кабы я была царица, — молвит младшая сестрица,
Было б мужа мне не лень ублажать и ночь, и день.
Нету секса — нет и брака, вот зарыта где собака.
Я уже про это дело кучу фильмов просмотрела.
Мужа так я зацелую, — не посмотрит на другую.
Кабы я была царица,- вторит средняя сестрица,
Мужа б своего одела от Версачи и Кардена.
Был бы он другим примером, самым стильным кавалером.
Никогда бы не слезал он со страниц газет, журналов.
Слава Зайцев ему б шил даже майки из шиншил.
Муж, одетый лучше всех — вот супружества успех!
Сестры, что это за бред?! — кричит старшая в ответ,
Одна мужа раздевает, а другая одевает!
Мы б отправились в круиз, поначалу, знать, в Париж,
Сен-Жермен и Нотр-Дам, после Вена, Амстердам.
Будут узы Гименея с каждым местом все прочнее.
Лишь собрались сестры спать, как домой вернулась мать.
Свет наш, матушка, скажи, да всю правду доложи,
С мужиком, что надо делать, чтоб налево он не бегал?
Мать их так им отвечала: Я гимназий не кончала,
Но проживши много лет, могу дать один совет.
Чтобы пес ваш не кусался, на людей бык не бросался,
Чтоб петух топтал исправно кур налево и направо,
Чтобы ваш козёл-урод, не лез в соседский огород,
Чтоб хозяйство жило дружно, знай: кормить скотину нужно!

***

Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь
Посмотрела, плюнула
И обратно сунула!

***

Работник:
— О,директор,ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Заставляешь и в субботу
Выходить нас на работу.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты зарплаты годовой?
Я ищу её …

Директор:
— Постой…Есть на севере гора,
В ней глубокая нора,
В той норе на трёх канатах
Гроб качается из злата.
В том гробу твоя зарплата.

***

Одна в глуши лесов сосновых
Старушка дряхлая жила,
И другом дней своих суровых
Имела серого козла.
Козел, томим духовной жаждой,
В дремучий лес ушел однажды;
И растерзал его там волк.
Козлиный глас навек умолк.
Остались бабушке лишь ножки
Утехою минувших дней,
И память о козле больней,
Лишь поглядит на козьи рожки.
Одна, одна в лесной глуши
Тоскует о козле в тиши.

1827
А.Финкель

 

 

У Лукоморья пень огромный
Стоит который год.
На нём облезлый и голодный
Свернувшись, дремлет черный кот.

Спилили дуб, однажды утром
Пустили на дрова.
Коммерция довольно круто
Качает здесь свои права.

А цепь златую за валюту
Продали за кордон.
Бедняга кот вздремнул минуту
И вот без злато- цепи он.

Русалку быстро окрутили
Устроив в стриптиз – бар.
И с этой сделки воротилы
Имеют свой большой навар.

Блестят на море пятна нефти
И тридцать три богатыря
Уж не отважатся до смерти
Дозором выйти на моря.

Куда ни глянь, витало чудо
В былые времена,
Теперь сбежали все отсюда,
Избушка не видна.

Яга за вход, в кооптуалете
С нас денежки берёт.
И сказки нет уже на свете,
Никто её теперь не ждёт.

***

Пушкин — Наша Таня  громко плачет

Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью:
Hека глубOка и туманна,
игрушку чудную свою
с моста случайно уронила…

О, как ты этот мяч любила!
Ты горько плачешь и зовёшь…
Не плачь! Ты мячик свой найдёшь,
он в бурной речке не утонет,
ведь мяч — не камень, не бревно,
не погрузИтся он на дно,
его поток бурлящий гонит,
течёт по лугу, через лес
к плотине близлежащей ГЭС.

***

Я помню чудное мгновенье…

Я помню телевизор, кресло,
И тут как тень мелькнула ты.
Мне не забыть теперь вовеки
Твои округлые черты.

Сидел, скучая, за футболом,
И пиво кончилось мое.
Следил без страсти я за голом,
Но в мыслях тело лишь твое.

Я каждый день садился в кресло,
Твой образ нежный вспоминал.
Ведь кресло – то самое место,
Где я впервые увидал

Тебя, фарфоровая дива,
Твой желтый, безупречный взгляд.
Отлично ты пошла бы с пивом,
Но не вернуть тех дней назад.

Но вдруг в пустой моей квартире
Вдали послышались шаги.
Я не один в бездонном мире!
Но кто же это? Друг? Враги?

Так это же мой кореш Паша!
Он крут, греха не утаю.
Несет (Пахан, ты гордость наша)
ТАРЕЛКУ С ЧИПСАМИ мою!

***

У Лукоморья дуб спилили,
Златую цепь в Утиль снесли,
Кота на мясо зарубили,
Русалку в бочку засмолили,
Руслана на цепь посадили.
А Лешего с ума свели…
Там на неведомых дорожках
Слоны танцуют в босоножках.
Там ступа с Бабою-Ягой
Нахально лезет за мукой,
А тридцать витязей подряд
За сигаретами стоят.
За ними дядька Черномор —
Он покупает «Беломор»,
Там на неведомых дорожках
Следы зеленых «Жигулей»,
Там БМВ на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

***

«Мой дядя — адвокат известный,
Он отгребает денег тьму.
И, право, было бы уместно
Заехать нынче мне к нему.
Стипендия ой-ой далече,
А как же Новый год я встречу,
Когда в кармане ни копья?
Нет, нынче ж еду к дяде я…
Хоть ехать, правда, неохота, —
О чём болтать со стариком?
Он мне почти что незнаком.
Но Новый год? А, еду, что там!
Порасспрошу, порассмешу
И, кстати, денег попрошу».

***

Переделанный пародия на стих Пушкина
У Лукоморья

У Лукоморья дуб срубили
Златую цепь в музей снесли
Кота в зверятник запустили
Русалку в бочку посадили
И написали «Огурцы»
И по морю пустили…
Там на неведомых дорожках
Уже давно растет картошка,
Скелеты бродят в босоножках
Следы разбитых Жигулей
И Мерседес на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей
Там тридцать три богатыря
В помойке ищут 3 рубля,
А их любимый Черномор
Вчера у них полтинник спер,
А сам кричит, что каждый — вор!
Там Баб- Яга по рынку бродит
И спекуляцию разводит
Там царь Кощей над рюмкой чахнет…
Но русской водкой там не пахнет
Кто подойдет — бутылкой трахнет!
Ну алкоголик ты, Кощей,
Уж лучше похлебал бы щей
Чем водку хлещешь ты без меры!
Да, ну тебя в твои химеры
У нас тебе уже нет веры!
Иван-Царевич в депрессухе —
Напился на ночь бормотухи.
А богатырь на всех понтах
Еще летает в облаках.
И нагоняет в детях страх!

1     
2     
3

Смешные переделанные детские стихи для взрослых

Самые смешные Басни

Прикольные стихи для взрослых


Поиск по сайту
20

«Алтайская правда»: Молодёжный театр Алтая приготовил подросткам необычный новогодний подарок

Молодёжный театр Алтая приготовил подросткам необычный новогодний подарок. В страшой сказке «Василисса», они, похоже, с удовольствием узнают себя.

Московскому режиссеру Виктории Печерниковой в одноименной пьесе Марии Малухиной, по ее собственным словам, оказалась близка идея взросления через нарушение родительских запретов, чтобы в какой-то момент подросток впервые взял ответственность за последствия на себя. Но вообще-то, и в тексте, и в получившемся спектакле еще много ценных мыслей, которые пригодятся и детям, и родителям.

Семья с секретами

Юная Василисса (ее играет Анастасия Данилова) живет с родителями на опушке леса. Вокруг на триста верст больше ни души – во всяком случае, так говорят маменька (актриса Наталья Сляднева) и тятенька (Алексей Бурдыко). При этом ходить в лес девочке строжайше запрещено: там опасные звери. Эти рисованные двухголовые птицы, пятнистые ящеры и прочие химеры ползают, высунув язычки, по огромному экрану позади избушки.

С девочкой что-то не так: ночью в свете луны она во сне вылезает на крышу домика и шепчет странные заклинания, а проснувшись, сама не может понять, что с ней было. Впрочем, и родители ведут себя странно: похожие пластикой на деревянные крестьянские игрушки или плоскостные лубочные картинки, они все время что-то недоговаривают. А маменька так и вовсе чуть не каждую свою фразу обрывает, закрывая себе рот ладошкой.

Заглянув однажды в лес (экран поднимается, и за ним оказывается «чащоба» из канатов, обрамленная блестящим занавесом), Василисса выясняет, что никакого зверья там нет, зато полно разной нечисти из славянских сказок. И первое же встреченное магическое существо – противного старичка Болибошку (Андрей Одинцов), который без долгих предисловий взялся ее душить, – она своим криком обратила в камень! А тут еще к родителям свалился с неба Летавец (Александр Пальшин), гонец от некоего Берендея, хозяина леса, который почему-то требует дань.

И тогда Василисса решает разобраться наконец во всем самостоятельно: пойти в лес, защитить семью и, если получится, обратить Берендея тоже в камень. На этом пути она обретает волшебного компаньона – застенчивого юного оборотня-волколака по имени Белояр (Андрей Потереба), а также встречает оголодавшее без человечины Лихо Одноглазое (Валерий Лагутин), спятившую от одиночества Полуденницу (Виктория Проскурина) и троицу опасных русалок…

Девочка, ты кто?

Если маменька и тятенька наряжены как условные крестьяне, то Василисса – совершенно обычный современный подросток с синеватыми косичками, в клетчатой рубашке, джинсах и сером акриловом кардигане, какой можно найти в любом магазине молодежной одежды. Образы сказочных существ тоже решены художником-постановщиком Ксенией Кочубей без особых магических затей, но символично: Полуденница носит огромный золотистый кокошник, намекающий на опасное солнце, Лихо – сложную маску и черную косуху, Берендей (Александр Чумаков) вообще ходит в приличном костюме с галстуком. А у Белояра из волчьих примет один только меховой «хвостик» на голове.

Роскошь и спецэффекты этой современной сказке и не нужны. Будучи метафорой взросления, она играет буквально на поле архетипов. Нарушив табу, девочка одна идет в темный лес, что же будет? Впрочем, заглавная героиня в исполнении Анастасии Даниловой особой кротостью не отличается. Это убедительно сыгранный дерзкий и колючий подросток, решительный в силу неведения, напуганный пробуждением и происхождением собственных странных способностей.

За все полтора часа действа мы не видели в зале ребенка, который бы отвлекся на болтовню или уткнулся в телефон, а после с облегчением рванул в гардероб, – наоборот, именно юные зрители и устроили артистам овацию. И этот успех спектакля отчасти можно объяснить тем, что его сюжет движется тропой, проторенной подростковой литературой и кинофантастикой последних десятилетий, чем-то напоминая и «Гарри Поттера», и «Сумерки», и «Звёздные войны» (скажем, у Василиссы явно был шанс повторить путь Энакина Скайуокера – обратите внимание на сцену с отгрызенной рукой!).

Полезные идеи для взрослых зрителей тут тоже припасены: например, что честность в отношениях с чадом – лучшая политика. Или что подростки, даже если временами кажутся чудовищами, детьми от этого быть не перестают. Удерживая баланс увлекательного, страшного и смешного, «Василисса» говорит со зрителями всерьез, чтобы в конце логично объяснить все: и родительские страхи, и мистику, и двойственную природу главной героини, и двойную «с» в ее имени.

Любовь Карпова

Источник: «Алтайская правда»

Премьеры, всероссийский фестиваль, лаборатория, юбилеи и награды – в Молодёжном театре Алтая подвели итоги года

Конец декабря – идеальное время для того, чтобы оценить свою работу за год, отметить достижения и лишний раз порадоваться успехам. Это и сделали в Молодёжном театре Алтая. Вспоминаем все значимые события 2021-го.

Премьеры

Год в МТА открыли 3 января премьерным показом ирландской комедии Андрея Воробьёва «Сиротливый Запад» по пьесе Мартина МакДонаха. В центре сюжета – братья Вэлин и Коулмэн, только что похоронившие отца. Они ссорятся, делят наследство, постоянно друг друга подкалывают. Оба испытывают симпатию к местной девушке Гэлин, что тоже не добавляет теплоты в отношения героев. Частый гость в доме – Отец Уэлш. Сам испытывающий кризис веры, он делает всё возможное, чтобы помирить родственников. Ради этого он идёт даже на крайние меры.

Стих сказка о царе салтане читать

5 марта в репертуар театра вошла опера «Мария Стюарт». В её основе – документальная история середины XVI века о противостоянии королевы Шотландии Марии Стюарт и королевы Англии Елизаветы Тюдор, закончившемся казнью Марии. Нестандартное прочтение трагедии Фридриха Шиллера представил молодой режиссёр из Санкт-Петербурга Максим Соколов.

Стих сказка о царе салтане читать

20 мая прошёл первый показ спектакля «Пой, Вовка…», в основу которого легло литературное наследие Валерия Золотухина. Режиссёр Анатолий Кошкарёв использовал рассказ «Старики», отрывки из повестей «Дребезги» и «На Исток-речушку, к детству моему», в которых много автобиографичного, прозу из дневников артиста, фрагменты писем. Спектакль «Пой, Вовка…» приурочен к 80-летию большого артиста, педагога, художественного руководителя МТА с 2003 по 2013 годы.

Стих сказка о царе салтане читать

8 сентября в Молодёжном театре Алтая состоялась премьера уравнения с двумя неизвестными «Загадочное ночное убийство собаки» Саймона Стивенса. Режиссёр спектакля – Андрей Воробьёв. Это история о 15-летнем подростке с аутизмом. Однажды он обнаруживает во дворе у соседки мёртвое животное и решает во что бы то ни стало узнать, кто совершил преступление. При этом главным подозреваемым считают самого мальчика. Чем ближе герой подбирается к истине, тем больше тайн ему предстоит открыть. И тем сильнее ему придётся противостоять своей особенности.

Стих сказка о царе салтане читать

12 ноября состоялась ещё одна премьера – спектакль «Крахмальная, 92» по повести Януша Корчака «Когда я снова стану маленьким» поставил режиссёр из Польши Бениамин Коц. Главный герой спектакля мечтает поскорее вырасти. Но когда мечта сбывается, понимает, что это не приносит ему ожидаемого счастья: оказывается, быть взрослым не так уж приятно. Спектакль Молодёжного театра Алтая стал уникальным. При работе над ним выяснилось, что при переводе оригинального текста повести с польского языка на русский некоторые фрагменты упустили. Утраченные части Бениамин Коц перевёл сам, чтобы точно передать зрителям МТА рассуждения педагога, писателя, врача и общественного деятеля Януша Корчака.

Стих сказка о царе салтане читать

«Крахмальная, 92» – интерактивный спектакль, созданный при поддержке проекта партии «Единая Россия» «Культура малой Родины». По этой же программе под конец года в Молодёжном театре Алтая режиссёр Виктория Печерникова поставила страшную сказку для подростков «Василисса» по пьесе Марии Малухиной. Сюжет про девочку, идущую в страшный лес, знаком с детства. Но современная «Василисса» – это не сказка для маленьких, это история про взросление. Героине предстоит пройти множество опасных испытаний, встретить на пути помощников и врагов – фантастических существ из мира русских народных сказок, и, в конце концов, встретиться с самой собой.

Стих сказка о царе салтане читать

Лаборатория детских сказок

В июне в Молодёжном театре Алтая прошла актёрско-режиссёрская творческая лаборатория по созданию эскизов спектаклей-сказок «РусскаяZABAVA». Принять в ней участие мог любой артист труппы. Выдвигали только одно условие – спектакль для малышей от трёх лет должен быть интерактивным.

Стих сказка о царе салтане читать

В итоге из четырёх эскизов два руководство театра оценило как наиболее интересные и перспективные. Один из них – сказка «Серая Шейка» Дмитрия Мамина-Сибиряка. С ней работал Руслан Гарибов, уже поставивший в театре детский спектакль «Цветик-семицветик» Валентина Катаева и пьесу Олега Богаева для взрослой аудитории «Русская народная почта». Отметили эскиз спектакля артиста Андрея Одинцова по мотивам русских народных сказок.

Главный режиссёр

12 мая директор Молодёжного театра Алтая им. В.С. Золотухина Ирина Лысковец представила коллективу нового главного режиссёра. Им стал Алексей Серов из Санкт-Петербурга. Зрителям Барнаула он уже известен – в 2019 году режиссёр поставил в МТА трагикомедию «Наш городок» по пьесе Торнтона Уайлдера.

Стих сказка о царе салтане читать

За плечами режиссёра более ста спектаклей. Он сотрудничал с театрами Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Новгорода, Хабаровска, Мурманска, Воронежа, Волгограда, Краснодара, Томска и многих других городов. Алексей Серов – лауреат государственной премии Волгоградской области (2008) в сфере литературы, искусства, архитектуры и культурно-просветительской деятельности в номинации «Театральное искусство» за спектакль «У войны не женское лицо» по книге Светланы Алексиевич в Волгоградском молодёжном театре.

Опыт руководства большим творческим коллективом у Алексея Эдуардовича есть. С 1992 по 1997 год он был главным режиссёром новосибирского театра «Красный факел», с 2001 по 2004 год руководил Театром юного зрителя в Волгограде. В 2004 году основал и до 2012 года руководил Молодёжным театром в Волгограде. В этом же городе в 2012 году основал и в 2013 году руководил Первым драматическим театром. В 2016-2017 годы Алексей Серов был главным режиссёром Хабаровского краевого музыкального театра.

Сейчас Алексей Эдуардович работает над новым спектаклем. Со 2 по 7 января в МТА пройдут премьерные показы комедии итальянского драматурга Дарио Фо «Свободная пара» о семейной жизни без обязательств. Комический эффект от всего происходящего усилен в спектакле приёмом «театр в театре», когда зрители становятся непосредственными свидетелями на процессе по «делу о супружеской неверности».

Дни памяти

2 февраля в Молодёжном театре Алтая состоялся вечер памяти артиста Юрия Виноградова. На нём собрались друзья, коллеги и студенты Юрия Александровича. Вечер памяти назвали «Любимые сказки Юрочки». Артисты театра прочитали малоизвестные произведения Ганса Христиана Андерсена «Бузинная матушка», «Ёлка» и «Немая книга» под музыкальное оформление заслуженного деятеля искусств России, органиста Сергея Будкеева. Коллеги по сцене рассказали, каким удивительно чутким и внимательным был Юрий Виноградов, а студенты вспоминали, что его лекции были лучшими.

Стих сказка о царе салтане читать

Юрий Александрович родился 17 апреля 1951 года в семье заслуженных артистов России Лидии Римшевич и Александра Виноградова, работавших в ТЮЗе. Детские годы мальчика прошли в театре, что повлияло на его выбор профессии. Юрий Виноградов окончил Барнаульское музыкальное училище по классу фортепиано, Новосибирское театральное училище по специальности «Актёр драматического театра». Много лет служил в театре. Последней ролью в Молодёжном театре Алтая для Юрия Александровича стала роль Хлопова в комедии «Ревизор».

2 февраля 2017 года после тяжёлой продолжительной болезни артист, педагог и верный друг скончался. С тех пор эта дата для коллектива МТА особенная.

Стих сказка о царе салтане читать

Премьера спектакля Молодёжного театра Алтая «Пой, Вовка…» по рассказам, письмам и дневникам Валерия Золотухина продолжила череду памятных мероприятий, посвящённых 80-летию народного артиста России. В Барнаул прилетели жена Ирина Линдт, сын Иван Золотухин, друзья и коллеги Вениамин Смехов, Алика Смехова, Валерий Черняев и Любовь Чиркова. Во время выступлений гости говорил, что артист был человеком с большой и светлой душой, на которого можно было положиться, который всегда поддерживал. Ирина Линдт и Иван Золотухин отметили, что поездка на Алтай – словно приезд к родственникам, настолько Валерия Сергеевича любят жители края, рады видеть его семью.

Мероприятия, посвящённые юбилею артиста, завершались в сентябре масштабным культурным форумом – IV Всероссийским молодёжным театральным фестивалем им. В.С. Золотухина.

Всероссийский молодёжный театральный фестиваль им. В.С. Золотухина

Фестиваль проходил с 18 по 24 сентября 2021 года. В конкурсной программе свои спектакли представили 11 театров из Барнаула, Уфы, Кемерова, Екатеринбурга, Альметьевска, Вологды, Новосибирска, Глазова, Нягани и Челябинска. Московский театр на Таганке выступил в качестве гостя. В образовательную часть фестиваля вошли семинары об организации театрального дела, новых проектах Союза театральных деятелей России и о том, как писать о современном театре. В этом году членами жюри стали театроведы Кристина Матвиенко, Юлия Клейман, Антон Алексеев и режиссёр Роман Феодори, возглавляла группу экспертов директор Центра имени Вс. Мейерхольда Елена Ковальская.

Стих сказка о царе салтане читать

Решением жюри Гран-при фестиваля вручили Молодёжному театру Алтая за спектакль Бениамина Коца «Мой папа – Питер Пэн» по пьесе Керен Климовски. За исполнение роли Учительницы в этом спектакле отметили Юлию Юрьеву, она стала лауреатом в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Стих сказка о царе салтане читать

Гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова

Большим событием стали гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова, приуроченные к 100-летию творческого коллектива. На сцене МТА состоялись показы двух спектаклей одного из самых популярных театров в России.

Стих сказка о царе салтане читать

Барнаульцам представили спектакль «Наш класс» Тадеуша Слободзянека в постановке Натальи Ковалёвой. Это история об учениках одного простого школьного класса, которые годами жили по соседству и сидели за одними партами в школе. Никому в голову не приходило выяснять национальную принадлежность друг друга. А когда фашисты поделили людей на «высшую» и «низшие» расы, вчерашние одноклассники вмиг обернулись кто палачом, кто жертвой.

Стих сказка о царе салтане читать

Затем состоялись показы спектакля «Крик лангусты» по пьесе Джона Маррелла «Смех лангусты». Сару Бернар называли божественной актрисой, золотым голосом, императрицей театра. Эпатажная и несгибаемая, первая в истории мировая звезда. Ей предрекали раннюю гибель от туберкулёза – но ошиблись. Ей ампутировали ногу – но Сара Бернар продолжила играть, и публика рукоплескала ей. В постановке Михаила Цитриняка заняты известные артисты Юлия Рутберг и Андрей Ильин.

Победы на фестивалях

В марте заслуженная артистка России Галина Чумакова и Любовь Хотиёва приняли участие в III фестивале искусств «Здесь край моих отцов», который проходил на родине Валерия Золотухина. В Быстроистокском культурно-досуговом центре ведущие мастера сцены Молодёжного театра Алтая показали две программы: художественное чтение произведений советских писателей «То, что мы любили в детстве» и «неСлучайные встречи» с рассказами Надежды Тэффи.

Стих сказка о царе салтане читать

В мае в Барнауле состоялся V фестиваль самостоятельных работ «Рождение замысла», инициатором которого выступает региональное отделение Союза театральных деятелей России. Свои спектакли представляли как профессионалы, так и любители театрального искусства. В итоге в номинации «Лучший спектакль фестиваля» победу одержала артистка МТА Ольга Жучкова с моноспектаклем «Святая Ю». Видеооператора театра Александра Секачёва отметили в номинации «Лучшее оформление визуального видеоряда» за работу в этом спектакле.

Стих сказка о царе салтане читать

В этом году директор театра Ирина Лысковец по приглашению организаторов побывала на образовательном семинаре Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров (Москва). Она и артист Владимир Кулигин стали гостями Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин» 2021 года (Санкт-Петербург).

В ноябре Ирина Лысковец была участником Всероссийского фестиваля-лаборатории «Колесо», который Российский академический Молодёжный театр проводит совместно с Союзом театральных деятелей РФ. Это профессиональные смотры детского и молодёжного репертуара разных театров страны. На фестивале проходит ежегодный Всероссийский семинар по работе со зрителями, на котором руководителям театров представляют лучший отечественный опыт по организации и проведению зрительских проектов. Центральным событием «Колеса» стал круглый стол по актуальным проблемам театров для детей и молодёжи – попытка объединиться в формулировании и решении проблем современных ТЮЗов России.

Юбилеи на сцене родного театра

Трое артистов Молодёжного театра Алтая отмечали юбилей творческой жизни. В феврале 40-летие на сцене отмечал заслуженный артист России Валерий Лагутин. Он с детства занимался в цирковой студии при Доме культуры котельщиков. Позже получил профильное образование в Алтайском государственном институте культуры – выпустился в 1981 году и тогда же пришёл в театр. С тех пор артист востребован у режиссёров. Причём Валерий Лагутин – единственный в Алтайском крае артист, который принимал участие в боевых действиях в «горячей» точке.

Стих сказка о царе салтане читать

В трудовой книжке за 4 мая 1984 года есть запись: «Уволен в связи с уходом в ряды Советской армии». После Афганистана артист вернулся в театр. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 декабря 1988 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан, Валерию Лагутину вручили Грамоту. Также у него есть медали, среди которых – «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа».

Стих сказка о царе салтане читать

В сентябре памятная дата – 25 лет – была у Юлии Юрьевой. Артистку приняли в театр сразу после окончания Алтайского государственного института культуры. Причём диплом у Юлии Юрьевой красный. За эти годы она исполнила около 60 ролей в спектаклях по лучшим русским и зарубежным произведениям. Каждый, кто видел её на сцене, знает, что артистка может буквально всё. Она восхитительна и в детских сказках, и в вечерних спектаклях.

В ноябре прошёл творческий вечер заслуженной артистки России Нины Таякиной «50 лет на сцене». Нина Васильевна читала стихи, пела, делилась воспоминаниями, рассказывала о любимых ролях, об опыте съёмок в кино.

Стих сказка о царе салтане читать

Путь на сцену для артистки, увлечённой театром с самого детства, был долгим. После школы она поступила на педагогический факультет, позже – на юридический. Эти направления не приносили никакого удовольствия – творческая натура девушки требовала другого. Всё свободное время Нина Таякина пропадала в кружках и народных театрах. И однажды приняла решение ехать учиться в Горький. С отличием окончив театральное училище, Нина Васильевна вернулась в Барнаул и устроилась в Алтайский театр юного зрителя. Несмотря на занятость в репертуаре, артистка окончила Театральное училище имени Бориса Щукина, получила профессию режиссёра. Вклад Нины Васильевны в театральное искусство переоценить невозможно. В 1998 году ей справедливо присвоили звание заслуженной артистки Российской Федерации. А последние 15 лет Нина Таякина преподаёт актёрское мастерство в институте культуры.

Благодарности и премии

Ко Дню работника культуры России в Барнауле прошла церемония вручения благодарственных писем и грамот от администрации города, на которой отметили несколько сотрудников Молодёжного театра Алтая. За многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие профессионального театрального искусства в городе Благодарственные письма вручили артистам Наталье Слядневой и Александру Пальшину, заведующему монтировочным цехом Максиму Павлову. Почётные грамоты администрации Барнаула – артистке Светлане Лепихиной и заведующему столярным цехом театра Роману Скворцову.

Стих сказка о царе салтане читать

По итогам творческого сезона 2020-2021 годов Министерство культуры Алтайского края за многолетний добросовестный труд, большой вклад в развитие театрального искусства в регионе Почётной грамотой отметило помощника режиссёра МТА Елену Рудь.

Стих сказка о царе салтане читать

В октябре стали известны имена лауреатов Губернаторской премии имени Валерия Золотухина в области театрального искусства. В 2021 году в список лучших попал Александр Коцубенко. Он окончил Алтайскую государственную академию культуры и искусств в 2013 году (второй целевой актёрский курс под кураторством народного артиста РФ Валерия Золотухина, руководитель курса – доцент кафедры режиссуры АлтГАКИ Геннадий Старков). Один творческий сезон отработал в Алтайском краевом театре драмы им. В.М. Шукшина, в 2014 году перешёл в Молодёжный театр Алтая. За это время исполнил более 30 ролей как в детских сказках, так и в спектаклях для взрослых зрителей.

Стих сказка о царе салтане читать

В ноябре за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие театрального искусства в регионе Почётную грамоту Министерства культуры Алтайского края вручили заместителю директора по развитию Молодёжного театра Алтая Марине Стригуновой.

Стих сказка о царе салтане читать

Под конец года в театре состоялась ещё одна церемония вручения. Администрация Октябрьского района Барнаула отметила инженера-механика МТА Евгения Кобылина. Благодарность министра культуры Алтайского края за многолетний добросовестный труд и личный вклад в организацию деятельности театра директор МТА Ирина Лысковец передала Елене Тишиной. Почётную грамоту администрации города вручили руководителю литературно-драматургической части Станиславу Хазиеву, главного бухгалтера Елену Анисимову отметили знаком «За вклад в развитие города Барнаула», почётный знак «С благодарностью, Барнаул» вручили заведующему художественно-постановочной частью МТА Павлу Мануйлову.

Эксперт «Золотой Маски» на показах МТА

С 7 по 10 апреля на показах спектаклей Молодёжного театра Алтая была театровед, критик, кандидат искусствоведения, редактор отдела научно-методической работы Государственного центрального театрального музея им. А. Бахрушина, автор журналов «Театр», «Театрал», «Петербургский театральный журнал», газеты «Экран и сцена», член экспертного совета российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» Ирина Алпатова. Театр пригласил её в Барнаул, чтобы узнать мнение профессионала о творческой деятельности.

Стих сказка о царе салтане читать

Эсперт посмотрела и дала свою оценку пластической драме «Бойцовский клуб» по роману Чака Паланика, опере «Мария Стюарт» Фридриха Шиллера, семейной истории «Временно недоступен» по пьесе Петры Вюлленвебер и трагедии Уильяма Шекспира «Гамлет». Впечатления Ирины Алпатовой опубликовали в журнале «Сцена», единственном в стране театральным изданием, в фокусе внимания которого находятся вопросы сценографии, новые технологии и материалы, технические достижения в области светового и звукового оборудования.

Новые артисты

В августе труппу Молодёжного театра Алтая пополнили новые артисты, недавние выпускники театральных вузов. Дарья Чиж, Дмитрий Волков и Антон Нечаев в этом году окончили Алтайский государственный институт культуры по специальности «Артист драматического театра и кино». Куратором курса была ведущий мастер сцены МТА, заслуженная артистка России Нина Таякина. Вместе с ней бесценный опыт студентам передавал артист и режиссёр Виктор Захаров.

Стих сказка о царе салтане читать

В новом сезоне зрители Молодёжного театра Алтая познакомились с Анастасией Милютиной. В 2021 году она получила диплом Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск), специальность девушки – «Актёрское искусство». С шести лет Анастасия Милютина занимается вокалом, с 10 лет ходила в детскую студию при музыкальном театре.

Летняя театральная школа СТД

С 1 по 29 июня в Москве проходила XIV Летняя театральная школа Союза театральных деятелей России. В этом году в ней участвовало более 80 молодых артистов из 55 городов России. Из Барнаула на обучение пригласили Андрея Потеребу.

Стих сказка о царе салтане читать

Программа Летней театральной школы СТД РФ представляет собой интенсивный образовательный четырёхнедельный курс и включает в себя мастер-классы, тренинги и лекции по основным профессиональным дисциплинам: актёрское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, ритмика, современный танец и сценический бой. Педагогический состав Школы – ведущие специалисты из лучших вузов страны.

Важные проекты

Творческие встречи – одно из важных и любимых направлений МТА. В феврале, пока шла работа над спектаклем «Мария Стюарт», в Молодёжном театре Алтая состоялись две встречи с Максимом Соколовым, поставившим в МТА Wonder boy и «Бойцовский клуб». После показов зрители высказывали своё мнение о том, что увидели на сцене, спрашивали режиссёра, как шла работа над этими спектаклями, задавали вопросы о декорациях, реквизите и костюмах. Много вопросов задавали и артистам.

Стих сказка о царе салтане читать

Молодёжный театр Алтая одним из первых в крае подключился к проекту Министерства культуры России «Пушкинская карта». С 1 сентября его участники – школьники и студенты в возрасте от 14 до 22 лет – могут оплатить билет на любой спектакль МТА за счёт средств федерального бюджета. В первый год на баланс карты зачислили 3000 рублей, в 2022-м сумму увеличат до 5000 рублей.

Молодёжный театр Алтая присоединился ко Всероссийскому экскурсионному флешмобу. Акция всегда проходит в последнюю субботу августа, она направлена на то, чтобы участники как можно больше узнали об истории, культуре и людях своих городов.

В МТА группу встречал артист и режиссёр Виктор Захаров. Он – настоящий хранитель истории. В 1968 году окончил Новосибирское театральное училище по специальности «Актёр драмы», работал в Алтайском краевом театре юного зрителя. В 1982 году защитил с отличием режиссёрский диплом в Театральном училище им. Б. Щукина в Москве, в 1987 году окончил Высшие театральные курсы при ГИТИС по направлению «Режиссёр драматического театра». С 1983 года Виктор Степанович был режиссёром нашего театра, с 1990 по 1997 годы – главным режиссёром. Параллельно вёл большую деятельность на благо культурной жизни края в качестве председателя Алтайского отделения Союза театральных деятелей России.

Именно поэтому Виктор Захаров знает о МТА всё. На экскурсии он провёл гостей театра по фойе, показал музей, бутафорский, декорационный, пошивочный и другие цеха. У каждого участника акции была возможность выйти на сцену и почувствовать себя артистом. Прогулку по театру Виктор Степанович дополнил рассказами о спектаклях, над которыми работал в разные годы, поведал интересные случаи из истории МТА и своей профессиональной деятельности.

Стих сказка о царе салтане читать

В этом году в МТА прошли благотворительные показы спектаклей. Все вырученные от продажи билетов средства направили родителям Марии Яценко, у которой диагностировали спинальную мышечную атрофию. Это генетическое заболевание, поражающее клетки спинного мозга. Без своевременного лечения мышцы постепенно ослабевают – сначала руки, потом ноги, спина, заканчивается всё остановкой дыхания.

Весь город собирает средства на препарат «Золгенсма» для девочки, стоимость которого составляет около 180 миллионов рублей. Сотрудники МТА не могли остаться в стороне.

Уже не первый год Молодёжный театр Алтая много внимания уделяет особенным зрителям. 2021-й исключением не стал – сотрудничество с Алтайской краевой организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», Алтайским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Сообщество многодетных и приемных семей России «Много деток — хорошо!» и городским общественным клубом ветеранов «Оптимисты» при Дворце культуры Барнаула продолжилось. Подопечные этих организаций по-прежнему могут приобрести билеты на показы спектаклей по льготным ценам.

По многолетней традиции МТА принял участие в месячнике пожилого человека, который проходит в октябре. Цена билета для зрителей почтенного возраста на спектакли «Обыкновенное чудо», «Гроза», «Вишнёвый сад» и Wonder boy продавали всего по 100 рублей. Это дало возможность многим пенсионерам не только побывать на постановках по известнейшим произведениям Евгения Шварца, Александра Островского и Антона Чехова, но и познакомиться с современной подростковой драматургией.

Стих сказка о царе салтане читать

Молодёжный театр Алтая возобновил проведение мастер-классов для детей перед показами сказок. Раз в месяц в фойе в течение часа педагоги из Центра детского творчества Центрального района Барнаула обучают желающих творить цветы, открытки и фигурки из бумаги.

15 декабря артисты Молодёжного театра Алтая приняли участие в форуме «Классика в диалоге с современностью» об Антоне Чехове. Он проходил в новоалтайской Центральной городской библиотеке им. Л.С. Мерзликина. Дмитрий Борисов, Александр Коцубенко, Анастасия Милютина и Роман Чистяков выступили перед учениками восьмого и одиннадцатого классов с программой «Читаем Чехова» образовательного проекта «Разборки с автором». Они представили рассказы «Толстый и тонкий», «Загадочная натура», «Стража под стражей» и «Бумажник».

Стих сказка о царе салтане читать

Ирина Лысковец,
директор Молодёжного театра Алтая:

«Год для Молодёжного театра Алтая выдался насыщенным. Репертуар пополнили шесть спектаклей, часть из которых стали явлением в культурной жизни региона. Мы на высшем уровне провели Всероссийский молодёжный театральный фестиваль имени Валерия Золотухина, приняли на своей сцене гастроли Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. Наконец-то приобрели главного режиссёра, а ещё нашли интересные решения создания спектаклей по детским сказкам на творческой лаборатории. Подводя итоги, можно уверенно сказать, что все сотрудники театра выложились, не подвели, сработали слаженно, очередной раз доказали свой профессионализм в театральном деле.

2022-й год у театра станет не менее ярким. Мы продолжим ставить качественные спектакли по лучшим произведениям классиков и пьесам молодых современных драматургов. Есть договорённость о сотрудничестве с талантливыми и известными в стране режиссёрами. В наших планах реализация нескольких любопытных творческих проектов, прежде всего ориентированных на подростков. Молодёжный театр Алтая намерен и дальше уделять внимание развитию безбарьерной среды, поддерживать существующие и реализовывать новые социально значимые проекты. Предстоит большая работа по обновлению светового и звукового оборудования».

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №118 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Дружба» г. Орска» 462421, г. Орск ул. Олимпийская 20 «А» тел. (3537) 28-96-90 тел./факс (3537) 28-88-64 E — mail : MDOAY 118@ yandex . ru Презентация книги – юбиляра 190 лет « Сказке о царе Салтане » А.С. Пушкина Подготовили: Миронов Никита Сергеевич, 6 лет Старший воспитатель: Миронова Елена Васильевна Россия, Оренбургская область, г. Орск 2021 г.

Слайд 2

Александр С ергеевич Пушкин

Слайд 3

Александр Пушкин — великий русский поэт. Его стихи известны во всем мире. Он родился очень давно (6 июня 1799 года) в большой семье. У него была старшая сестра и младший брат. Еще у маленького Саши была няня — Арина Родионовна . Она была очень доброй, и она знала много интересных сказок. Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много книг. Чтение стало его любимым занятием. Папа Саши писал стихи. И скоро маленький Саша тоже начал сочинять стихотворения . В 12 лет Саша поступил в лицей . Там он встретил друзей и начал писать прекрасные стихи . Пушкин при написании некоторых произведений использовал рассказы своей няни Арины Родионовны. Поэт слушал её сказки и народные песни, будучи уже взрослым, и записывал. Он написал много сказок и красивых стихов, которые стали известны по всему миру. Он стал великим русским поэтом. Поэт умер 10 февраля 1837 года в Петербурге.

Слайд 4

Сказка в стихах Александра Пушкина, написанная в 1831 году и впервые изданная в следующем году в собрании стихотворений. Сказка посвящена истории женитьбы царя Салтана и рождению его сына, князя Гвидона , который из-за козней тёток попадает на необитаемый остров, встречает там волшебницу — царевну Лебедь, с её помощью становится могущественным владыкой и воссоединяется с отцом.

Слайд 5

СЮЕТ Сюжет Сестры пряли у окошка и мечтали выйти замуж за царя. Одна, если станет царицей, хотела устроить большой пир, другая наткать полотна, а третья – родить сына царевича. Они не знали, что под окошком их слушает царь. Он выбрал в жёны ту, которая хотела родить сына. Сестры, назначенные при дворе на должность поварихи и ткачихи затаили обиду, и решили погубить царицу. Когда она родила красивого мальчика, злые сестры прислали письмо с ложными обвинениями Салтану . Царь возвратился с войны, и не нашёл свою жену. Бояре уже заточили царицу с сыном в бочку, и кинули в морские волны.

Слайд 6

Бочку прибило к берегу острова. Из неё вышел уже взрослый царевич и его мать. На охоте юноша защитил лебедя от коршуна. Лебедь оказался девушкой волшебницей, она отблагодарила царевича Гвидона , создав для него город, в котором он стал царём.

Слайд 8

Мимо острова проплывают купцы и удивляются, видя на прежде необитаемом острове «город новый златоглавый, пристань с крепкою заставой». Гвидон принимает купцов как дорогих гостей, а в конце разговора передаёт поклон царю Салтану . По прибытии в царство Салтана они рассказывают ему о чудесном городе и приглашают его от имени князя Гвидона в гости. Сам царевич, превратившись с помощью лебеди в комара, приплывает с купцами к отцу и слушает этот разговор. Но одна из завистливых сестёр, повариха, рассказывает Салтану о новом чуде света: поющей белке , которая живёт под елью и грызёт орешки с изумрудами и золотыми скорлупками. Услышав об этом, царь отказывается от поездки к Гвидону . За это комар жалит повариху в правый глаз.

Слайд 10

После возвращения в свои владения Гвидон рассказывает лебеди о белке, и та переселяет её в его город. Для белки князь строит хрустальный дом.

Слайд 11

В следующий раз купцы рассказывают Салтану о белке и передают новое приглашение от Гвидона. Царевич в образе мухи слушает и этот разговор. Ткачиха рассказывает о 33 богатырях, выходящих из моря во главе с дядькой Черномором. Салтан, услышав о новом чуде, опять отказывается от поездки, за что муха жалит ткачиху в левый глаз. Князь Гвидон рассказывает лебеди о 33 богатырях, и те появляются на острове.

Слайд 12

И вновь купцы рассказывают царю Салтану о чудесах и передают новое приглашение. Гвидон в образе шмеля подслушивает. Сватья баба Бабариха рассказывает о царевне, затмевающей «днём свет божий», с месяцем под косой и горящей звездой во лбу. Услышав об этом чуде, Салтан в третий раз отказывается от поездки. За это шмель жалит Бабариху в нос, пожалев её глаза.

Слайд 13

После возвращения Гвидон рассказывает лебеди о прекрасной царевне и говорит, что хочет на ней жениться. Та вновь исполняет желание Гвидона , потому что царевна со звездой во лбу — это она сама и есть. Купцы в очередной раз приезжают к царю Салтану , рассказывают ему о всех изменениях на острове и вновь передают приглашение Гвидона с укором: «К нам-де в гости обещался, а доселе не собрался». В итоге царь Салтан отправляется в путь. По прибытии он узнаёт в царице свою жену, а в молодых князе с княгиней — своего сына и невестку. На радостях он прощает злых сестёр и сватью, после чего отпускает их домой. Устраивается весёлый пир на весь мир .

Слайд 14

Сказка говорит, о победе добра над злом

Слайд 15

ссылки http://hronika.su/biografiya-pushkina-dlya-detey-doshkoln/ https://interesnyefakty.org/foto-pushkina/ https ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%B0_%D0%BE_%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B5_% D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5 http:// skazochnyj-domik.ru/skazka-o-care-saltane-kartinki https:// nukadeti.ru/skazki/pushkin_skazka_o_care_saltane https://www.wday.ru/deti/vospitanie-detei/chemu-uchit-skazka-o-tsare-saltane-napisannaya-pushkinyim-dlya-detey/ https ://photoshop-master.ru/adds/scrapbooking/17371-skrap-nabor-schastlivyiy.html

Пушкин жив! Однако многие ли из нас могут похвастаться тем, что во взрослом возрасте открывали томик стихов Пушкина – просто чтобы почитать? Боюсь, что нет. А почему? И надо ли что-то с этим делать? Рассказывает филолог, преподаватель, радиоведущий, просветитель Леонид Клейн.

Начните со сказок

– Леонид, как быть? Вроде и хочется почитать Пушкина, и надо бы – культурный человек, а вроде бы и ни к чему – в школе проходили, в институте повторили.

Стих сказка о царе салтане читать

Леонид Клейн

– Школа действительно довольно успешно вбивает нелюбовь к классике, и после ее окончания очень сложно перечитывать книги из школьной программы и возвращаться не только к Пушкину, но и к другим произведениям русской классической литературы. Это общая проблема.

Я предлагаю начать со сказок. Чтобы снова взяться за Пушкина, нужно убедить себя в том, что его сказки – это страшно взрослые тексты. Когда жил Пушкин, никакой детской литературы не было. И вы откроете в них массу нового, того, что в детстве просто не замечается. Просто попробуйте прочитать их взрослыми глазами.

Например, в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» героиня говорит: «Не сойти живой мне с места. Как мне быть? ведь я невеста». Представьте себе ситуацию: девица живет у семи здоровых взрослых мужиков, и это совершенно нормально, что они к ней сватаются. Но она им говорит вот такую фразу, и это удивительный образец психологизма. Эта сцена не нужна ни для чего, кроме как чтобы показать, насколько Пушкин понимает реальную жизнь. И когда это изучается в пятом классе, детям это совершенно не очевидно, а вот взрослому сразу бросается в глаза.

Или обратите внимание на эпизод в «Сказке о царе Салтане», когда Лебедь говорит: «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта – я». Заметьте: не «близко твое счастье», а «близка судьба твоя». И еще она говорит: «Но жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь». Это удивительная формула семейной жизни. «С белой ручки не стряхнешь» – это про реальную ответственность, про невозможность просто так взять и разбежаться, а «за пояс не заткнешь» — в том смысле, что невозможно управлять человеком, потому что это живой человек.

Пушкин до всяких психологий, до семейной терапии и прочих современных вещей дает нам совершенно идеальную формулу семейной жизни.

И далее: «Лебедь тут, вздохнув глубоко, молвила…». Почему она вздыхает? Потому что она фактически меняет свое волшебство, свою возможность творить чудеса на статус жены. Это, конечно, произведение про судьбу, и это очень взрослая вещь.

Не говоря о том, что «Сказка о царе Салтане» – это про возвращение блудного отца и про то, кто хозяин в семье (Гвидон с Царевной Лебедь сначала спрашивают благословения у царицы, чтобы она их благословила на брак, а потом, когда они встречают отца, царица уже на заднем плане), это про субординацию, про верность, про выбор, за который ты потом отвечаешь. Это сказка про этику и психологию семейной жизни, и она абсолютно современна.

– Но например, я так и не нашла ответа на такой взрослый вопрос: подпоили гонца и он привез царю подложное известие, он велел «ждать царева возвращенья для законного решенья», а, вернувшись, узнал, что царицу посадили с сыном в бочку и выкинули в море. Царь спрашивает: «Где царица с ребенком?» Ему говорят: «Как же? — ты сам написал: «Сбросьте в море». Он говорит: «Я такого не писал». После этого должно начаться следствие, и гонца вместе со всеми сватьями бабами Бабарихами должно ждать суровое наказание, но этого не происходит. Вот что получается, если читать эту сказку по-взрослому…

– На это есть и взрослый ответ. Это, как я уже сказал, и сказка про ответственность тоже, в том числе про ответственность в управлении: если ты окружил себя такими людьми, то бесполезно проводить следствие, кроме того, жены уже нет и сына нет. Поэтому царь Салтан и сидит «на престоле и в венце с грустной думой на лице». Можно повесить гонца, но этим ничего не изменишь.

Там другое важно: несмотря на то, что все это произошло, жена и сын постоянно живут в его сердце, и вот это «Если только жив я буду, чудный остров навещу, у Гвидона погощу». Эта нить его связи с родными не прерывается, даже если между ними встала смерть, даже если люди ничего не знают друг о друге. Конечно, это не жанр детектива, но здесь другая глубина, и не нужно в каждом жанре литературы искать голый реализм. Это другая правда жизни, которая всегда встает над всякими житейскими обстоятельствами, и здесь важно то, что Салтан ничего не забывает. Эта трагическая, но неразрывная связь между отцом и сыном существует. И это очень по-взрослому, это по-настоящему. Все остальное в каком-то смысле уже неважно.

Стих сказка о царе салтане читать

«Додон пирует у Шамаханской царицы» . Рисунок Нади Рушевой

Смешной «Евгений Онегин»

– Я поняла идею, но без вашего объяснения так и осталась бы с этим недоумением. Получается, что читать Пушкина – что в школе, что вне ее – без того, кто объяснит и покажет, не очень получается?

– Мы живем в прекрасную эпоху. Во-первых, язык Пушкина еще не устарел и мы можем его понимать. Конечно, есть нюансы, например, в одном из стихотворений упоминаются «тайные цветы», и для нас это звучит слегка странно – как цветы могут быть тайными? Но здесь тайные – это таинственные, и это понятно не каждому.

Стих сказка о царе салтане читать

Или Ленский говорит о дуэли: «Начнем, пожалуй», и нам тоже это странно читать – как будто можно было не начинать, и мало кто знает, что «пожалуй» в те времена – это было «пожалуйста». Но по большому счету мы Пушкина понимаем без переводчика, и это очень важно.

А, с другой стороны, у нас сейчас эпоха невероятного просветительского бума, от «Арзамаса» до вашего покорного слуги, от «Прямой речи» до «Магистерии», от «Постнауки» до просто прекрасных книжек и так далее. Да, конечно, без навигатора двигаться по этому будет сложно. Поэтому что-то нужно прочесть. Например, Лотмана, который для науки, может быть, устарел, а для научпопа просто идеален. «Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя» – его знаменитая, прекрасная книга. В ней маленькие главки, она написана очень концептуально, структурно, и вы просто проникаетесь состоянием автора.

Еще один совет: взрослому человеку нужно обязательно открыть том писем Пушкина. Не надо читать никаких комментариев – кому он писал и в каких обстоятельствах – просто возьмите наугад первые попавшиеся письма, и вы попадете под обаяние умного человека, с которым вы как будто беседуете. Почитайте письма к жене, которой он писал по-русски, называя ее «жинка». Почитайте, как он отстаивает собственное достоинство, как пишет о литературе. Это прекрасное чтение, как мемуары, как документы эпохи, это совершенно живая вещь. Сказки и письма Пушкина открывать можно практически на любом месте и читать.

И третья, очень важная вещь, которую бы я рекомендовал прочитать взрослому человеку у Пушкина – это, конечно, «Евгений Онегин». «Евгений Онегин» — это тест на взрослость. Это страшно остроумное произведение. «Гм! гм! Читатель благородный, здорова ль ваша вся родня?» Там столько смешного!

Когда я был учителем, я говорил ученикам: «Покажите мне то, над чем вы смеялись в «Евгении Онегине», именно смеялись».

Тем, кто находил мне смешные вещи, я сразу ставил пятерку в четверти, потому что это произведение не только печальное и трагическое, оно еще и очень смешное.

Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней верно нет его.

Обратите внимание на то, как Пушкин говорит с читателем:

Но следствия нежданной встречи 
Сегоднямилые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.

(Это когда Татьяна ждет объяснения, что Онегин ответит на ее письмо). Почему это так важно? Потому что Пушкин нам показывает, что не надо углубляться в серьезность и литературщину, а нужно подняться над этим вместе с поэзией, с иронией и с каким-то простором и воздухом большой литературы, которая выше любого жанра. И тогда вы начинаете парить с «Евгением Онегиным», потому что вы понимаете, что дело не в содержании, и вы просто упиваетесь этими строками, потому что там есть и одно, и второе, и третье.

Про что этот роман? Про то, как проходит жизнь, и про то, и как сделать так, чтобы она не прошла мимо вас. Это на самом деле очень серьезный вопрос. Эта знаменитая строфа:

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…

Хорошо быть смолоду молодым, потому что дальше вы попадаете в колею.

Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть сумел.
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался…

И так далее.

Мы это можем легко ассоциировать с собой, и это еще один очень важный момент «Евгения Онегина».

И, конечно, я рекомендовал бы читать стихи, причем взрослому человеку – позднего Пушкина, начиная со стихотворения «Осень». Прочитайте его полностью и задумайтесь: действительно, почему Пушкину нравится осень?

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод…

Почему это так важно, почему все умирает, а он возрождается? Ему не нужна весна, потому что весной и так все само собой возрождается. Его сила в другом – осенью он слушает себя. Как нас учит современная психология, это очень важно – слушать самого себя. И Пушкин осенью слушает себя. Мир должен умереть, а он в этот момент, как позднее растение, расцветает, потому что когда все остальное умерло, он здесь главный, и дальше начинается вдохновение.

Стих сказка о царе салтане читать

Рисунок Нади Рушевой

Время и настроение

– Что еще нужно, чтобы начать читать Пушкина?

– Конечно, кроме навигатора, нужно время, и нужно, чтобы не было ощущения, что я это делаю для кого-то, потому что это надо или модно. Не будет это модно, это даже не Достоевский. Пушкин – это разговор с самим собой. Вы не сможете похвастаться в компании, что читаете сейчас Пушкина. Где-то вы сможете блеснуть тем, что читаете Джойса, где-то – что Мураками, где-то – что посмотрели всего Ларса фон Триера.

А хвастаться, что вы читаете «Евгения Онегина», сложно и не нужно, пускай это будет не для тщеславия, а для внутренней жизни.

– Меня больше беспокоит не столько вопрос тщеславия, сколько момент, связанный и со временем, безусловно, и с ритмом жизни. У меня уже полтора месяца лежит томик дореволюционного издания писем Пушкина, и когда он попал ко мне в руки, я с наслаждением представляла, как буду его читать. За полтора месяца у меня ни разу не было ни одной минуты подходящего настроения, чтобы его открыть — где взять даже не столько время, сколько этот внутренний ресурс, импульс, чтобы читать Пушкина?

– Где взять ресурс на молитву? Для этого не нужно время. Нужно две минуты перед сном или три, или пять, кто как может. У нас что, нет этого времени? Фактически оно, конечно, есть. Мы же часами сидим в фейсбуке.

– Нужно не время – нужно настроение.

– Да, стихи требуют усилия. Шестисотстраничный роман прочесть можно, потому что вам будет постоянно интересно: что там дальше? Такой роман – это как ипотеку в банке взял, будто бы дело сделал.

А стихотворение – что это? Это как будто ты посмотрел на закат, и вроде бы если ты его не сфотографировал, непонятно, зачем смотрел.

Да, стихи требуют усилия, а усилие может превратиться в созерцание и потребность. Но это и есть та фундаментальная мимолетность, простите за пафос и, может, даже пошлость, которая отстраивает нашу жизнь.

– У меня был опыт печальный чтения Пушкина во взрослом возрасте: некоторое время назад я с огромной радостью обнаружила наличие в природе такого приложения, которое ежедневно высылает тебе по одному стихотворению Пушкина в почту, и ты читаешь – то есть от тебя вообще ничего от тебя не требуется, даже книжку с полки снимать. И что вы думаете? Я просто не читала их, а потом отменила подписку, потому что эти непрочитанные стихи начали меня раздражать и вызывать чувство вины.

– Это глупость. Это примерно то же самое, что взять себе за правило каждый день нюхать какой-нибудь цветок из Красной книги, потому что их много и все нужно перенюхать. Нет, так нельзя. Тут работают совершенно другие механизмы. У вас может быть одно стихотворение, которое вы повторяете, когда вам это нужно, сами про себя в течение нескольких лет, или несколько стихотворений. Здесь не действует количественный принцип, не действует принцип всеохватности. Это очень прихотливая вещь.

Стих сказка о царе салтане читать

Представьте: вы идете, например, по карельскому лесу в июле или августе. Там россыпью черника, голубика и земляника. И вы собираете из всего этого богатства 0, 0001% того, что там есть. И только у глубоко нездорового человека возникнет желание собрать все. Обычный человек собрал себе два стаканчика в походе, и он счастлив, это уже полнота жизни.

Так и со стихами. Не нужно каждый день читать стихотворение Пушкина или подборку стихов Пастернака к Рождеству или к Пасхе. Это так не действует. Божий мир невероятно многообразен, это вселенная, в которой счесть всех этих звезд и не познать всех поэтов. Не надо гнаться за образом эрудированного человека. Задача не галочки себе ставить, а наслаждаться, находить себя в других стихах и расти вместе с этими стихами. Это как поиск идеального места на море. На свете много прекрасных мест, но вы выбираете что-то одно и ездите туда. И это невроз, если вы хотите объездить все пляжи мира. Так и со стихами: это просто не нужно.

Поэтому откройте стихотворение «Осень» и читайте направо и налево, как бы до и после, и смотрите, что вам аукается, не аукается, или вообще не надо.

Стих сказка о царе салтане читать

Рисунок Нади Рушевой

Искусство показывает так, что ты этому веришь

– Как так получилось, что Пушкин действительно абсолютно универсальный? Почти каждый находит в Пушкине в какой-то период жизни что-то свое. Как так вышло? Ведь это всего лишь один человек, который прожил обычную и довольно короткую человеческую жизнь.

– Здесь можно сразу спекулятивно отвечать какими-то историософскими или мистическими вещами, но я попытаюсь ответить прозаически. Во-первых, исторический и культурный контекст в нашей стране так сложился, что Пушкин был одновременно и итогом культурных петровских реформ, и трамплином для всей последующей русской литературы. Он в некотором смысле стоит в середине, он очень многое тем наметил.

Эпоха, в которой он жил, была блестящей, полной жизни и ощущения красоты и гармонии этой жизни, несмотря на все противоречия, так сложилось. Во-вторых, национальной культуре нужен классик номер один. Это такой, если угодно, общественный договор среди читающих людей. Кому-то нужен Шекспир, кому-то Гёте, нужны такие люди, которые образуют нацию. И Пушкин продолжает жить в нашем культурном сознании. Есть книжки, авторы, которые насаждались, и где они сейчас? А Пушкин остался. Не навсегда, но остался.

– Как не навсегда?

– Конечно, нет, потому что через сто или двести лет язык изменится, и Пушкин будет непонятен. А что у нас навсегда? Навсегда ничего нет.

– А как Пушкин присутствует в вашей жизни, если, конечно, присутствует, что он сделал для вас лично?

– Мне сложно отвечать на этот вопрос, потому что отчасти это область профессиональных интересов. Но если говорить о личном, то у меня есть стихотворение, которое я очень часто про себя повторяю. Это:

Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу…

Это стихотворение о том, как человек переходит от городского до сельского кладбища, и городское для него ужасно, а сельское, как это ни парадоксально, прекрасно.

Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое…

Какая это красота, покой и простор. И это какой-то очень простой механизм преодоления смерти. Там сказано:

Где дремлют мертвые в торжественном покое…

Пушкин показывает нам свое видение смерти. Искусство вообще ничего не доказывает. Оно показывает, но показывает так, что ты этому веришь. Я часто повторяю эти стихотворение, оно мне просто нравится. Пушкин ничего не может сделать для нас, но есть ли важнее тема, чем тема смерти?

– Моя подруга Мария Климова придумала когда-то акцию #пушкинвгороде: 6 июня все желающие пишут на асфальте разные, близкие им строчки из Пушкина, причем если это делать каждый год, можно увидеть через Пушкина, как меняешься ты сам. Что бы вы написали? Очень коротко, что-то самое ваше на сегодняшний день из Пушкина?

– «И жизнь ничто, как сон пустой, насмешка неба над землей». Хотя нет, я бы написал: «Зачем крутится ветр в овраге..?»

  • Стих про сказку для детей в детском саду
  • Стих про сказку 3 класс
  • Стих рассказ о неизвестном герое маршак
  • Стих про осень своего сочинения
  • Стих про зиму собственного сочинения