Стих рассказ танкиста твардовский текст

1 прослушайте музыку композитора дмитрия шостаковича и прослушайте стихи 4 ученика читают стихи поэтов о великой отечественной войне и

1)      Прослушайте
музыку композитора Дмитрия Шостаковича и прослушайте стихи ( 4 ученика
читают стихи поэтов о Великой Отечественной войне)
  и скажите, какому
историческому событию посвящены произведения?

2)     
О чем пойдет речь на уроке? В-О-Й-Н-А.

3)     
Составление кластера

 Запишите ассоциации, которые у вас возникают, когда вы
слышите слово «война»?

 — Запишите, что вы видите,
слышите, чувствуете.


Обсудите в парах и дополните свой кластер.


Составьте небольшой рассказ о войне (обмен мнениями)

вижу,слышу,чувствую,Тревога, беспокойство печаль, горечь, страдание ,Смертьразруха, страх, горе, голод, слезы, ,война,ДЕТИ,плач, крики, рев сирен, залпы, грохот, взрыв 

4)      Перед
вами фотографии (Слайд с военными фотографиями)


Что у них общего?

— Как
думаете, с какой целью эти фотографии помещены на доске?

Сформулируйте тему урока.

1)Слушают
музыку, стихи, делятся  чувствами, которые испытали.

2)
Предполагают тему урока.

3)Фиксируют
свои ассоциации к слову «война» в виде кластера в сопровождении песни
«Дороги»

Обсуждают
в парах и дополняют свой кластер.

Обмениваются
мнениями.

Война —
самое трагическое событие в жизни людей. Она несет с собой боль и утрату,
жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей. Во
время ВОВ победу наравне со взрослыми ковали и дети.

Сравнивают
репродукции картин, делятся своим мнением.

Формулируют
 тему урока. ( Поэты о Великой Отечественной войне .)

1)     Проблемная ситуация

— Прочитайте фамилии писателей. Как думаете, с произведением
какого писателя мы будем сегодня  работать? Почему?

·        
В. Бианки

·        
И. Крылов

·        
А. Барто

·        
А. Твардовский

·        
Г. Андерсен

Индивидуальное
домашнее задание-слово о писателе с показом слайдов

2)     Познакомьтесь со статьёй в учебнике   « Только доблесть
бессмертно живёт…». Задание по группам: 1 группа читает статью и
составляет «Инсерт», 2 группа «Бортовой журнал», 3 группа «Таблица знаю-хочу
знать -узнал», 4 группа «Таблица толстых и тонких вопросов».

3)     Первичное
восприятие стихотворения
(фонохрестоматия)

– Какие чувства вызвало у вас
стихотворение?  

Анализ стихотворения-задания по группам
(получают карточки с вопросами).

1 группа

— О каком событии рассказывается в
стихотворении?

— Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют
«бедовым»?

2 группа

— Почему командир принял помощь ребенка? Не
прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

— Найдите и прокомментируйте описание боя.

3 группа

  — После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику,
как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к
ребенку.

— Стихотворение называется «Рассказ танкиста».
От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь
танкиста?

— О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не
может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

4
группа

 — Стихотворение начинается и заканчивается
одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?

В стихотворении автор использует повтор.
Назовите.

— Для чего?

— Чтобы выразительней описать предметы, автор использует сравнение?
Что такое сравнение?

— Найдите прием сравнения.

Физкультминутка.

5). Работа с иллюстрацией. Что изображено на картине Ю.
Непринцева? Как это можно соотнести со стихотворением А. Т. Твардовского
«Рассказ танкиста»?

6). Мини-проект.
Цель: составить собственный сборник стихов А. Т. Твардовского, используя
макет.

А).Обложка
сборника.

Б).Предисловие
к сборнику.

В).
Портрет автора.

Г).Подборка
стихотворений.

Д).
Иллюстрации к стихотворениям.

1)Аргументируют
свое мнение

В.
Бианки — пишет рассказы о природе, И. Крылов-русский баснописец, А. Барто-

большинство
стихов  написано для детей — дошкольников или младших школьников, Г. Андерсен
— датский сказочник, А. Т. Твардовский — писал стихи о войне, был фронтовым
корреспондентом.

Александр
Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца.
Стихи начал писать с раннего детства, когда ещё не знал всех букв. С отличием
окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он
служит в армии. Великую Отечественную войну прошёл с первого до последнего
дня. Вот почему, когда читаешь его стихи о войне, то особенно ярко
представляешь себе картины боёв, подвиги русских солдат.

2)слушают
фонограмму стихотворения «Рассказ танкиста»;

делятся первыми впечатлениями о прослушанном стихотворении.
Вызывает чувство страха, интереса, опасности.

3)Отвечают
на поставленные учителем вопросы;

подтверждают
свои ответы примерами из текста

Мальчик помог солдатам в бою, совершил
настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог
танкистам его уничтожить.

Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему
десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании,   озорной и
смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху
пузырем.

Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика,
возможно, спасла многие жизни солдат.

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.

Ситуация была драматическая, некогда было
предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое
промедление.

 Помощь мальчика оказалась очень важной.
Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.

Поэт рассказывает историю от лица бывалого
танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик
употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко,
гвоздит, хлопец.)

Танкист чувствует себя неблагодарным, потому
что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих
товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе,
просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь
среди тысячи лиц, но найти его невозможно.

Такое построение подчеркивает трудность
военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.

Был трудный бой

Чтобы показать, что бой действительно трудный и поступок
мальчика заслуживает награды. Ценой собственной жизни он спасал землю от
врагов. Танкист испытывает сожаление. Ребенок совершил подвиг и исчез.
Награда его не найдет.

Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.

.

На
картине «Вот идут солдаты…» изображена горящая степь. Идёт отряд наступающих
солдат. Их фигуры освещены заревом пожаров, невдалеке развивают стремительное
наступление русские танки. В стихотворении А. Т. Твардовского есть строки:
«Душила гарь и копоть:

От дома
к дому шёл большой пожар.».

С этими
строками можно соотнести эту картину.

Каждая
группа создаёт свой поэтический сборник.

I.                            
1)
Возврат к упр. «Кластер».

II.                        
 

— Просмотрите
записи, сделанные в течение урока.  Скажите, как А.Т.Твардовский  показал
участие детей в Великой Отечественной войне?

Ребята, для чего людям необходимо знать историю Великой
Отечественной войны?


 А как люди увековечивают память павшим героям?
 

Вот и вы сегодня создали свои поэтические сборники в память о погибших
воинах. В нашем селе  к 60-летию Великой Победы вышла книга «Поклонимся
Великим тем годам…». В этом сборнике собраны лучшие поэтические произведения,
написанные местными поэтами, посвящённые Великой Победе.

— Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

— Что показалось вам интересным?

— Что бы вы ещё хотели узнать по данной теме?

2)    
Домашнее задание

Подготовить
выразительное чтение наизусть стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ
танкиста».
Расспросить родственников о Великой Отечественной войне в жизни семьи.

Индивидуальное задание.
Подготовить рассказ о подвиге бойцов крепости-героя Бреста.
Подготовить выразительное чтение поэмы-баллады К. М. Симонова «Сын артиллериста».

Дают
обобщающий ответ по кластеру  «Дети и Война».

 Поэт рассказал
нам о подростке, нашем сверстнике – участнике военных событий. Многие из
детей были награждены за отвагу и мужество, а многие, как герой Твардовского,
совершали подвиг, не задумываясь о нем. Каждый поступок этих ребят достоин
уважения и памяти.

Для того, чтобы помнить и не забывать, какую цену русский  народ
заплатил за то, чтобы сейчас над нами было мирное небо.

Они пишут стихи и рассказы, сочиняют музыку, открывают музеи,
возводят памятники и обелиски.

Высказывают
своё мнение, комментируют.

Литература. 5 класс

Конспект урока

А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • знакомство с некоторыми биографическими этапами писателя и журналиста А. Т. Твардовского;
  • развитие представлений обучающихся о лирическом произведении на примере баллады «Рассказ танкиста»;
  • формирование навыка анализа и интерпретации лирического произведения.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 кл.: Учеб. в 2 ч. / Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. – М.: Просвещение, 2018, стр. 305

Дополнительная литература:

1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение. – М.: Дрофа, 2007, стр. 160

2. Беляева Н. В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки: кн. для учителя. –М.: Просвещение, 2018

Открытые электронные ресурсы:

1. Твардовский, Александр Трифонович. Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Твардовский,_Александр_Трифонович (Дата обращения 11.06.2019);

2. Александр Твардовский: Стихи РуСтих. Стихи классиков URL: https://rustih.ru/aleksandr-tvardovskij/ (Дата обращения 11.06.2019).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Трифонович Твардовский – писатель, поэт, журналист – родился в 1910 году на Смоленщине (хутор Загорье) в семье кузнеца.

На хуторе Загорье

Росли мы у отца,

У самого крыльца…

Так напишет в 1939 году поэт о родном хуторе.

Сочинять поэт начал раньше, чем научился свои стихи записывать.

С 1924 г. Твардовский стал печатать заметки и стихи в смоленских газетах.

С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошёл с первого дня до победного завершения, пережив немало испытаний и лишений. Именно поэтому, когда читаешь его произведения о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боёв, подвиги людей.

Он был военным корреспондентом. Вместе с героями своих очерков он шёл в атаку и отступал, спал вместе с ними в сырых окопах, ел из одного котелка. Ему не надо было ничего придумывать. Каждый день он видел, как совершается подвиг, каждый день он был рядом с героями, с людьми, которых оторвали от мирного труда вражеские захватчики, и которые ни на минуту не сомневались в победе, в нашей победе.

На фронтах Великой Отечественной войны воевали все: мужчины и женщины, старики и дети. Каждый вносил свой посильный вклад в будущую победу. В тылу дети заменяли на производстве ушедших на фронт родителей. На территории временно оккупированной врагом юные патриоты уходили в партизанские отряды. Почти каждый мальчишка мечтал тогда попасть на фронт.

Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков. Они бесстрашно боролись с врагами Родины и совершали героические поступки, проявляя лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, находчивость.

Об одном из таких героев войны – произведение Александра Твардовского «Рассказ танкиста», которое было создано в 1942 году. Оно основано на истории, услышанной поэтом от участника боевого танкового сражения.

В стихотворении два лирических образа – танкист и мальчик. Рассказ ведётся от имени танкиста, который вместе со своими товарищами пытается освободить городок. Но танкисты не могут одолеть фашистов, потому что не знают, где стоит вражеская пушка.

Стихотворение начинается с сожаления о том, что танкист не успел узнать имя главного героя повествования – местного мальчишки лет 10-12 из числа тех, кого называют «бедовыми». Они – заводилы в любой компании, инициаторы дворовых драк, а также верные помощники солдат:

«Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…».

Один такой сорванец и подошёл к танкистам во время боя, чтобы показать, где именно находится огневая позиция противника. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём», – именно так описывает поэт героя своего произведения.

Танкист вспоминает, что благодаря юному герою зашли в тыл и «эту пушку, заодно с расчётом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём», и это спасло многие жизни.

Бойцы поблагодарили своего помощника и, словно взрослому, пожали хлопцу руку. Но вот имени мальчишки никто спросить не догадался, о чём участники тех событий искренне сожалеют. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – отмечает танкист, которому этот паренёк спас жизнь.

Тема баллады – героический поступок 12-летнего мальчишки. Поэт показывает, что для смелого человека возраст – не преграда. Твардовский учит нас ценить лучшие человеческие качества: силу духа, отвагу, мужество, любовь к родине.

Теоретический материал для углублённого изучения

Жанр стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада.

Баллада (от франц. ballade – танцевальная песня) – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай.

Характерные черты баллады:

• относительно небольшой объём;

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

В пропуски впишите недостающие слова из стихотворения «Рассказ танкиста»:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был _____,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из _____, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах. Перед нами четверостишие, отрывок из произведения «Рассказ танкиста». Проанализируем его: рифмование перекрёстное, значит, недостающие слова являются рифмами, они должны быть созвучны. Обучающийся обязательно вспомнит, кто из героев стихотворения откуда выглядывал. Мальчишка только подглядывал, а вот танкистам из-за вражеского огня сложно было даже выглянуть из танка, конкретнее, из башни танка.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

Значит, слово должно быть созвучно слову «башен», подбираем:

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Множественный выбор

Выберите верные определения, ответив на вопрос: что хочет подчеркнуть автор словами «стоит мальчишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырём»?

В этом задании обучающийся должен проанализировать пройденный материал и на основании урока дать ответ на вопрос. После прочтения списка вариантов ответа, ученик вспоминает, что в балладе, характеризуя мальчишку, автор называет его «бедовым» – озорным, изобретательным. Если бы он был равнодушным, то не рисковал бы своей жизнью и не помогал бы танкистам. Значит, исключаем слово «равнодушие». Отчаяние – это состояние крайней безнадёжности, упадка духа. Разве наш герой в безнадёжном положении? Нет! Он знает, что делать! Он пробирается сквозь вражеский огонь, а для этого нужно мужество, храбрость.

Конспект по литературному чтению А. Твардовский » Рассказ танкиста»

Тема А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».

Образовательные:

Изучить стихотворение А.Т. Твардовского, посвящённое теме военного детства;

Повышать интерес к изучению русской истории через литературное произведение;

Способствовать развитию связной речи, памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления.

Воспитывающие

Воспитывать глубокое чувство патриотизма

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

работать по коллективно составленному плану;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;

слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:

отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Давайте этот урок мы «проживём», а не просто будем читать стихотворение

2. Актуализация знаний

1. Речевая разминка

Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом,

Подойдите вы к нему

И спросите: «Почему?»

2. Слово учителя

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Теперь вслух птичьим базаром (хором, но кому как нравится).

-С весёлой интонацией.

-Какая интонация подойдёт к стихотворению больше? (Грустная).

-Почему? (Дети плачут — это грустно).

-А почему дети плачут? (Упали, ударились, их обидели).

-Но есть ещё одна причина, по которой дети плачут.

Звучит песня «Священная война»

-Так почему дети плачут? (Война).

Составление кластера «Война»

-Песня «Священная война» была написана в первые дни Великой Отечественной войны. Почему её назвали Отечественной?

-Что вы знаете о ней? Когда началась? А закончилась?

Подберите эпитеты к слову ВОЙНА

-А как люди в тылу узнавали о событиях с фронта? (Из газет, радио).

-Сегодня мы познакомимся со стихотворением выдающегося поэта, который был военным корреспондентом, Александром Трифоновичем Твардовским. Посмотрим, какое участие принимали дети в этой страшной войне.

Сообщение темы. Постановка целей

3. Работа над поэтическим текстом

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Звучит приглушённая музыка

-О каком событии идёт речь в стихотворении?

-Какой момент войны изображён? ( Наступление).

— Из каких строк это видно?

— О каком событии идёт речь в балладе?

Мальчик совершил геройский подвиг, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.

— Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?

Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что считается, что, если ты не поблагодарил человека по имени, значит, проявил неблагодарность.

3. Работа с лексикой стихотворения.

Словарная работа:

— Как вы понимаете слова, словосочетания:

В городишках прифронтовых – город находящийся вблизи военных действий.

А он гвоздит – не выглянуть из башен…

Гвоздить – бить, колотить изо всех сил.

Всё нынче, как спросонку — спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

— Бедовый, из тех, что главарями у детей — озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

— . за каким домишкой он примостился — где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

Примоститься – устроиться в неудобном месте, в неудобном положении.

Заходим в тыл и полный газ даём

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём — танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.

-Прочитайте стихотворение про себя выразительно, подумайте, какая фраза встречается дважды? Почему? (« Всё нынче, как спросонку. »)

-Подумайте на сколько частей можно разделить данное произведение? Определите эти части.

Учащиеся зачитывают отрывки.

4. Анализ произведения. Записываем в тетрадь

-А теперь давайте определимся с темой и идеей поэмы.

-Что такое идея произведения?

Тема: война и дети Записываем в тетрадь.

— Обратите внимание на последние две строки это строфы:

«И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопцы! –

И руку, как товарищ, пожал…»

-В очередной раз автор стирает возрастное различие. То он назвал мальчонку дружищей, теперь – жмет ему руку, как товарищу. Это не случайно. Отсюда вытекает идея стихотворения. Какова она?

Идея: равенство и объединение всех поколений в борьбе с врагом.

Главные герои: автор (значит произведение написано от первого лица) и мальчик.

-Какими словами можно охарактеризовать мальчика? Найдите доказательства в тексте.

Работа в парах.

Смелый, отважный, храбрый, бойкий, бесстрашный – разведал где пушка, подползал; стоит – мины, пули свищут…

Скромный – показал и убежал…

Изобразительно-выразительные средства, которые использовал автор в этой поэме это:

Повтор.

-Что это за прием?

Повторение нескольких строк в одном стихотворении, усиливающее эмоциональную выразительность текста.

Сравнения.

-Что такое сравнение?

Уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Диалог.

-Что такое диалог?

Это прямая речь, представляющая собой разговор двух или более лиц.

-Найдите в произведении данные литературные приемы и объясните, зачем автор их использует.

Работа в группах

1) Повтор . Учащиеся зачитывают

— Почему автор стихотворения его использует?

Он подчеркивает свои переживания о том, что забыл спросить имя мальчика

-Назовите где в поэме встречаются сравнения.

Мальчика – с главарем, рубаху – с пузырем, пули – с гвоздями.

3)Диалог. Учащиеся зачитывают

-Зачем автор использовал диалог для беседы с мальчиком?

Герои становятся ближе к читателю.

-Как думаете, автор относится к своему герою?

С уважением, гордостью, он ему нравится…

5. Отработка выразительности чтения диалог между танкистом и мальчиком.

-Какие разговорные слова и выражения встречаются в стихотворении? («Гвоздит», «чёрт его поймёт») Почему?

6. Творческая работа

Сочиняем четверостишие по рифме:

7. Словесное рисование

— Какую картину вы представляете при чтении стихотворения?

8. Отработка выразительности текста стихотворения

— передачу целостности поэтического текста

4. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения

5. Подведение итогов и выставление оценок

Для чего автор поведал нам эту историю?

Стихи и рассказы, песни, обелиски – это память о героях войны

Пусть в нашей памяти останутся образы героев.

Нельзя забывать о войне, надо знать, какой ценой завоёвано счастье, надо стараться, чтобы ни одно имя не осталось забытым…

Память о войне – живая боль, она велит беречь и защищать мир.

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

— Каждый из вас не остался равнодушным на нашем уроке. Я знаю, в каждой из ваших семей есть люди, которых вы поздравите в великий день 9 Мая с Днём Победы. Вы найдёте самые душевные слова для самых дорогих людей. Пожалуйста, напишите сейчас небольшое, в одну строку, пожелание с праздником своим дедушке или бабушке.

Уже есть такие строки. Давайте прочитаем слова Р. Рождественского, которые являются эпиграфом к нашему уроку

Стихотворение и анализ «Рассказ танкиста»

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, что главарями у детей,

Из тех, что в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду вёдрами – не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют…

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперёд.

А он гвоздит – не выглянуть из башен, –

И чёрт его поймёт, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился, – столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

– Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал…

Я подползал, они вон там, в саду…

– Да где же, где. – А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. – Влезай сюда, дружище! –

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка – мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырём.

Подъехали. – Вот здесь. – И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шёл большой пожар.

И, помню, я сказал: – Спасибо, хлопец! –

И руку, как товарищу, пожал…

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Краткое содержание

Великая Отечественная война коснулась каждого советского человека, отняла жизни у миллионов людей и оставила незаживающий след в народной памяти. Неудивительно, что эта тема широко отразилась в творчестве многих поэтов и писателей того времени. Среди произведений, посвященных подвигам советских бойцов, есть и такие, героями которых оказываются подростки, наравне со взрослыми приближавшие день великой победы.

%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7 %D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0

В. Болтышев. Битва за Москву. Бой под Калининым. 2011

Стихотворение Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» – это воспоминание солдата, прошедшего войну, об одном из танковых боев, исход которого помог решить местный мальчик. Он сожалеет лишь об одном, что не узнал имени этого отважного мальчугана. По воспоминаниям рассказчика, это был обычный мальчишка, лет десяти-двенадцати, из тех, кого называют «бедовыми». Такие ребята всегда становились заводилами, возглавляли дворовые мальчишеские ватаги и, как могли, старались помогать нашим бойцам.

Во время одного из сражений советские танкисты оказались дезориентированы в том смысле, что не могли определить, откуда исходит шквальный огонь, пробиться сквозь который не было никакой возможности. На выручку пришел мальчик, который предложил показать месторасположение вражеской огневой точки. «Стоит парнишка – мины, пули свищут, и только рубашонка пузырем», такими словами описывает автор юного героя. Танкисты посадили мальчика на броню и, благодаря его указаниям, смогли зайти в тыл врага.

Так, благодаря юному смельчаку, были спасены многие жизни. Рассказчик в конце своего повествования еще раз повторяет, что жалеет о том, что не спросил, как зовут этого бесстрашного подростка. «Из тысяч лиц узнал бы я мальчишку», – такими словами заканчивает он свой рассказ. Героев, подобных этому мальчику, было во время войны очень много, и Твардовский, на основе реального случая создал собирательный образ юного патриота родины.

Анализ

История создания

В течение семи лет, с 1939 по 1946 годы Твардовский находился на фронтах в качестве военного корреспондента. Вместе с войсками он участвовал в сражениях и прошел трудный боевой путь, пережив множество лишений и испытаний. Все это отразилось не только на личности поэта, но и на его творчестве. Его стихи похожи на очерки с места события, в данном случае, с фронта, и это помогает читателю погрузиться в соответствующую атмосферу. В 1942 году поэт услышал историю одного из участников танкового сражения и, взяв ее за основу, написал стихотворение «Рассказ танкиста», повествующий о мужестве юного безымянного героя.

Персонажи и образы

Главным персонажем произведения стал городской подросток, через образ которого Твардовский попытался донести до читателя, что даже юные граждане нашей страны способны оказать помощь в победе над общим врагом. Такие ребята заслуживают награды наравне со взрослыми, потому что их поступки можно смело назвать героизмом. В этом и состоит главная идея данного стихотворения.

Другой персонаж – рассказчик, непосредственный участник описываемых событий. Его сожаление о своей забывчивости: «И только не могу себе простить» усиливается повтором первой строфы, который завершает повествование. Инверсия «Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку» служит доказательством, что образ безымянного героя навсегда сохранится в памяти рассказчика.

Композиция

Композиция стихотворения кольцевая, так как повествование начинается и заканчивается одинаково. Состоит оно из десяти катренов (четверостиший), в которых присутствует монолог рассказчика и его диалог с подростком. Благодаря такому чередованию речи, очень наглядно раскрываются характеры героев.

Произведение содержит все стадии развития сюжета: экспозицию (сожаление рассказчика и описание мальчика), завязку (сообщение подростка о дислокации огневой точки врага), кульминацию (победа советских танкистов) и развязку, которая выражается в благодарности бойцов маленькому герою.

Литературное направление данного произведения – реализм, по принадлежности к литературному роду – это эпос. Лиризм стихотворения, эпический сюжет, существующая интрига – все это позволяет отнести его к жанру баллады.

Размер и средства художественной выразительности

При написании автор использует ямб с перекрестной рифмовкой (АВАВ).

Учитывая тему и содержание стихотворения, Твардовский ограничивается минимальным набором средств художественной выразительности. Тем не менее, в тексте встречаются эпитеты: «трудный», «недозрелые», олицетворения: «шел пожар», «пули свищут», «душила гарь и копоть», метафора – «огонь гвоздит», сравнения: «все нынче, как спросонку», «рубашонка пузырем», «руку, как товарищу, пожал». Легкость и простоту восприятия обеспечивают просторечные слова: «бедовый», «хлопец», «черт его поймет».

Проблематика и основная идея произведения

Главная тема стихотворения – героизм и бесстрашие мальчика, которые он проявил, помогая советским бойцам. Твардовский показывает, что в то тяжелое время, когда весь народ встал на защиту отечества, возраст не являлся помехой для совершения подвига. В произведении прослеживается акцент автора на том, что такое проявление отваги подростком – случай далеко не единичный. В разных населенных пунктах, прилегающих к фронту, проживали десятки и сотни таких же мальчишек, готовых прийти на помощь действующей армии. Их маленькие подвиги в масштабах огромной войны были не всегда заметны и значительны, но, все же, их нельзя преуменьшать хотя бы потому, что они также являлись вкладом в приближение победы над врагом.

  • Стих пушкина сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Степь пустынна как пишется
  • Стежок или стежок как пишется
  • Старый мозоль как правильно пишется
  • Стаффинг и фидеризм рассказы