Творческая тетрадь «Литературное чтение» за 2 класс, авторы Климанова, Коти, идет в ногу с учебниками по программе Перспектива. Задания в основном творческие, и ответы должны быть творческие — это собственные мысли, пословицы, поговорки. Вы можете брать из из наших ГДЗ на 7гуру, чтобы не рыться в интернете в поисках нужных высказываний.
Ответы на задания творческой тетради Коти за 2 класс
Соедини части пословицы:
Кто много читает, то много знает.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Испокон веков книга растит человека.
С книгою жить — век не тужить
Дом без книги — день без солнца.
С книгой поведешься — ума наберешься.
Вспомни, что ты узнал о книгах, которые были в древности. Рассмотри рисунки, подпиши их.
береста — кора березы
пергамент — специально обработанная кожа животных
книга из деревянных дощечек
старинная книга с бумажными страницами
Разгадай головоломки:
летописец
красная
энциклопедия
иллюстрация
алфавит
Объясни, что такое иллюстрация. Каких художников-иллюстраторов ты знаешь?
Писатель пишет книгу, художник-иллюстратор рисует картинки. Редактор все проверяет. Полиграфист печатает книгу.
Мой любимый художник-иллюстратор — Владимир Сутеев.
Расскажи о своей домашней библиотеке.
В нашем доме много книг. В моей комнате есть книжная полка. На ней стоят детские книжки. Там много сказок. Есть русские народные сказки, есть сказки братьев Гримм и сказки Андерсена. Но больше всего я люблю читать книгу Волкова «Волшебник Изумрудного города». А когда я еще не ходил в школу, мама часто читала мне сказки В. Сутеева.
Расставь книги по порядку:
Сказки: Сказки народов мира, Сказки дядюшки Римуса,
Стихи: Барто, стихи детям; Маршак, стихи для детей.
Народное творчество: Стихи и песни матушки Гусыни, Ладушки — русские народные сказки. песенки, потешки
Кто сделал иллюстрацию для твоей любимой книжки?
Что меняется в природе осенью?
Дни становятся короче.
С деревьев падают листья.
Становится холоднее.
Перелетные птицы улетают на юг.
Ответь на вопросы (по произведению «Серая Шейка «)
Как выглядел осенний лес?
Ответ: Лес стал темный и молчаливый.
Какой была река?
Ответ: Вода в реке потемнела, а берега оголели, сама река казалась больше.
Как выглядело небо?
Ответ: Небо часто покрывалось тяжелыми осенними облаками.
Как вели себя птицы?
Ответ: Все птицы были в большой тревоге.
Выпиши из текстов эпитеты и сравнения:
Даже голые березы, рябины ольхи и ивы убрались инеем, словно серебристым пухом.
Они стояли засыпанные снегом, как будто надели теплую дорогую шубу.
Краски осеннего леса
Наступила осень. Листья на деревьях изменили свой цвет и стали золотыми. Небо часто хмурилось, сдвигая серые, низкие тучи, словно брови. Иногда шел мелкий дождь. Лес еще радовал последними красками осени, но птицы уже собирались в стаи, готовясь улететь в теплые края. В лесу появилось много грибов. То тут, то там можно было увидеть их блестящие рыжие и коричневые шляпки. На краю поляны, будто костёр, ярко краснела алыми гроздьями рябина.
Составь свой рассказ. Озаглавь его. Не забывай использовать образные слова. Подчеркни их в тексте.
Осень в лесу
Осень нарядила все деревья в лесу. У березки — жёлтое платьице, у рябины — красные сережки.
Грибы стоят в нарядных шапочках. На кустах сверкает кружево-паутинка.
Как красиво в осеннем лесу!
Сочиняем стихи
Рифмы к словам:
мышка — мишка, книжка, малышка
гайка- майка, зайка, лайка
река — рука, берега
ребята — зверята, козлята, поросята
подружка — ватрушка, лягушка, подушка
котенок — утенок, козленок, волчонок
сад — клад, лад, полисад, рад
краска — маска, замазка, ряска, ласка
шишки — книжки, пышки, мишки
Попробуй сочинить стихотворение о дружбе, о своих друзьях
Наша Маша
Любит кашу.
Моя подружка Нинка
Рисует мне картинки.
Мальчик Петя, мой дружок,
Любит сладкий пирожок.
У Майки на майке
Ушастый зайка.
Я люблю своих друзей —
Вместе с ними веселей!
Придумай конец сказки.
Ответ. Однажды кошка уснула. Мышка вышла из норки и стала дергать кошку за усы. Кошка проснулась, поймала мышку и съела. С тех пор мыши с котами не дружат. Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок.
3. Соедините части названия сказки:
Лисичка-сестричка и волк
У страха глаза велики
Хитрая лиса
Сестрица Аленушка и братец Иванушка
Лиса и журавль.
4. Названия сказок о животных, которые читали в учебнике:
Лисичка-сестричка и волк
Хитрая лисица
Зимовье
Лиса и журавль
5. Два описания.
Для энциклопедии: Лисицы живут в лесах и степях. Тело лисы очень гибкое, подвижное, оно может легко вытягиваться при беге.
Для сборника сказок: Ходит лиса тихонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно. Смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.
6. Белорусская сказка «Пых» и русская «У страха глаза велики»
Главные герои сказки «У страха глаза велики», найди лишнего:
зайка-зазнайка
— Главные герои сказки «Пых», найди лишнего:
братец Иванушка
7. Кого испугались герои в сказке «У страха глаза велики»: зайца
Кого испугались герои в сказке «Пых»: ёжика.
8. Слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Кто говорит слова:
Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца — братец Иванушка
Тяжел камень… — сестрица Аленушка
в жизни — пить хочется, когда жарко
вымысел: никто не может превратиться в козленка или лежать на дне пруда и разговаривать
2. Слова и скороговорки:
У перепела и перепелки пять перепелят.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Бор для бобрят добр.
Пекарь в печи пёк пироги.
Белые бараны били в барабаны.
Водовоз вез воду из водопровода.
Пошла Поля полоть в поле.
Несколько загадок о животных:
Птица, а не летает, не рыба, а плавает (пингвин).
Не человек, а ходит на двух ногах (страус, курица и др.)
Есть сено и дает молоко (корова, коза).
Не рыба, а живет в воде (крокодил).
Попробуй написать перевод небылицы: «В пустыне человек спросил меня: Сколько клубники растет в море? И я думаю, что хорошо ему ответил: Столько, сколько красных селедок плавает в лесу.
Меня спросил человек невеликий:
«Много ли в море растет клубники?»
Я щелкнул пальцем его по носу:
Столько же, сколько рыбы в лесу.
Письмо заболевшему другу:
Здравствуй, Коля! Как ты себя чувствуешь? Как твое здоровье?
Мы очень соскучились по тебе. Приходи скорей! Наташа и Саша передают тебе привет.
Выздоравливай скорей!
До свидания, твой друг Миша.
Пословицы и поговорки:
Дружба: Все за одного и один за всех. Крепкую дружбу и топором не разрубишь. Один в поле не воин.
Ми и согласие: Мир и любовь — всему голова. Вражда не делает добра. В согласном стаде волк не страшен.
Правда и ложь: На лжи правду не вырастишь. Раз солгал, навеки лгуном стал.
Добро и зло: Как аукнется, так и откликнется. За добро плати добром. Добрые слова лучше мягкого пирога.
Стихотворение «День рожденья»
День рожденья, без сомненья
Самый лучший день в году.
Я читаю поздравленья
И гостей любимых жду.
Приходите поскорей,
Я заждался у дверей!
Рассказ по картинке
Петя пришел в гости к Коле. Коля решал задачу и у него ничего не получалось. А Пете очень хотелось пойти поскорей играть в футбол. Он пытался уговорить своего друга, но Коля ответил, что не пойдет на улицу, пока не решит задачу. Петя согласился, и они начали решать задачу вместе.
Пословица о дружбе, подходящая к этому рассказу:
Крепкую дружбу водой не разольешь. Один за все и все за одного.
Опиши Стрекозу. Какие советы ты дашь актеру?
Стрекоза выглядит печальной, голова у нее опущена. Ей холодно, она кутается в платок или другую одежу, наброшенную на плечи. На лице ее видны следы слез. Говорит она тонким жалобным голоском. Стрекоза еле двигается.
Опиши Муравья. Какие советы ты дашь актеру?
Муравей тепло одет. Он бодр и весел. Он стоит прямо с гордой осанкой. Говорит Муравей уверенно и с иронией, обращаясь к Стрекозе.
Текст о литературной сказке.
Сказку «Аленький цветочек» сочинил писатель С. Аксаков. Он использовал сюжет русской сказки, которую слышал в детстве от своей мамы или бабушки. Но некоторые детали писатель придумал сам.
Сергей Аксаков в своей сказке раскрыл тему жертвенной любви, которая побеждает зло. «Аленький цветочек» написан в традициях русских народных сказок. Здесь много эпитетов, стиль и речь сказки напоминают речевые обороты русских народных сказок.
Какими словами поэт описывает весну и осень:
Весенние краски: белые. перламутровые, бирюзовые, розоватые.
Осенние краски: золотые, красные, багряные.
Стр. 69 Летний букет
На рисунке мы видим цветы лета: колокольчики, ромашки, гвоздики. Хотя рисунок называется «Летний букет», эти цветы растут на зеленом лугу, а не стоят в вазе букетом. Здесь розовые, белые, желтые цветочки. Такие яркие душистые бутоны привлекают пчел.
Стр. 71 Стихи Ани:
Дорогая мамочка!
Я тебя люблю!
И стихи на память
Я тебе дарю!
А еще рисунок,
И на нем — цветы
Самые чудесные,
Те, что любишь ты!
Пословицы и поговорки о маме, семье, родителях:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
На что клад, коли в семье лад.
Нет такого дружка, как родная матушка.
При солнышке тепло, при матери добро.
Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит.
Пословицы народов края о важности почтительного отношения детей к родителям
Без отца — полсироты, а без матери — и вся сирота.
Блудный сын — ранняя могила отцу.
Будешь почитать отца и мать, узнаешь почет от своего сына.
Все купишь, кроме отца-матери.
Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших.
Господа старики — первейшие казаки.
Дети родителям не судьи.
Детишек воспитать — не курочек пересчитать.
Детки хороши — отцу-матери венец; худы — отцу-матери конец.
Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.
Жалей отца с матерью — других не найдешь
Живы родители — почитай, померли — поминай.
Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.
Кто матери не послушает – в беду попадет.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Мать — святыня, с ней не спорят.
Мать кормит детей, как земля людей.
Мать праведна — ограда каменна.
На земле нет неправых родителей.
На свете все найдешь, кроме отца и матери.
Не пренебрегай советами стариков.
Не прячь свои неудачи от родителей.
Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил.
Отца и матери на всю жизнь не хватит.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Поперёк батьке в пекло не суйся!
Послушному сыну отцов приказ не ломит спину.
Родителей чти — не собьешься с истинного пути.
Родительское благословение в огне не горит, в воде не тонет.
Родительское слово мимо не молвится.
Родителям помогай при жизни.
Старший брат как второй отец.
Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.
Уважай старого, тебе тоже быть старым.
Уважение к молодому — долг, уважение к старшему — обязанность.
Хочешь в чем-нибудь добиться успеха – посоветуйся с тремя стариками.
Стр. 76 Мои добрые дела:
Пропылесосил ковер.
Сходил в магазин и купил хлеба и молока.
Подмел во дворе.
Помыл окно.
Причесала младшую сестренку.
Почистила раковину.
Убрал игрушки за младшим братом.
Пожалел сестренку, когда она упала.
Стр. 77 Пословицы и поговорки о добре, добрых делах
Добра голова сто рук кормит.
Добра желаешь, добро и делай!
Добра ищи, а худо само придет.
Добра на худо не меняют.
Добра не смыслишь, так худа не делай.
Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.
Добро быть в радости и жить в сладости.
Добро вспомянется, а лихо не забудется.
Добро делаем — добро и снится, а худо делаем — худо и снится.
Добро делать спешить надобно.
Добро и во сне хорошо.
Добро ищи на стороне, а дом люби по старине.
Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло.
Добро наживай, а худо изживай.
Добро не горит, не тонет.
Добро не лихо — бродит тихо.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
Добро помни, а зло забывай.
Добро поощряй, а зло порицай.
Добро творить — себя веселить.
Добро тогда будет добро, когда люди похвалят.
Добро того учит, кто слушает.
Добро худо переможет.
Доброго держись, а от худого отдались.
Доброго не бегай, а худого не делай.
Доброго человека в красный угол сажают.
Доброго чти, а злого не жалей.
Добродетель доброму не вредит.
Добродетель преодолевает силу.
Доброе дело — правду говорить смело.
Доброе дело без награды не останется.
Доброе дело говорится смело.
Доброе дело два века живет.
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброе дело крепко.
Рассказ «Как я помогал маме»
Мама попросила меня помочь ей навести порядок в квартире. Я решил убрать в своей комнате. Сначала пропылесосил ковер, потом помыл пол я навел чистоту на полочках. В моей комнате стоит клетка с попугаями. Я ухаживаю за ними: чищу клетку, проявляю заботу, играя с ними. Мама осталась довольна моей работой!
Анкета читателя:
Я прочитал за год примерно 15-20 книг. Мне было интересно.
Самая любимая моя книга — «Волшебник Изумрудного города», автор — Волков.
Я могу назвать себя книголюбом, ведь я много читаю и люблю книги.
Да, я хочу и в школьную и в городскую детскую библиотеку.
Стр. 74 План рассказа Е. Чарушина
Шура и Петя одни на даче.
Ночью им стало страшно.
Чей-то топот у дверей.
Возвращение папы и мамы.
Ёжик — ночной гость
Стр. 74 Рассказ о любимом питомце «Я умею разговаривать со своим питомцем без слов.
У меня есть кот. Его зовут Пушок. Он любит молоко. Я учу его прыгать через обруч. Я разговариваю с Пушком без слов. Когда я чешу кота за ушком, он понимает, что я люблю его. Я очень люблю своего питомца!
Если есть вопросы по ГДЗ, задавайте в комментариях.
Творческая тетрадь «Литературное чтение» за 4 класс авторов Климанова, Коти учит детей рассуждать, обрабатывать полученную из художественной литературы информацию. Но что делать, если сегодня нет времени на рассуждения по каким-то экстренным причинам? Тогда нужно воспользоваться ГДЗ на 7 гуру. У нас вы найдете только правильные ответы к творческой тетради по литературному чтению и всем другим.
Но, все-таки, умение рассуждать самостоятельно пригодится ребенку и в более старших классах, и в жизни, поэтому все-таки постарайтесь самостоятельно работать по творческой тетради Коти, если вы учитесь по программе перспектива, поскольку в данной программе это единственная возможность научиться связно выражать свои мысли.
Ответы к творческой тетради Коти за 4 класс
ГДЗ ПО ТЕМЕ КНИГИ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Выполняем самостоятельно в зависимости от своих предпочтений.
Ответы сайт к теме «ИСТОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА», стр. 12
Вспомните виды устного народного творчества. Приведите примеры.
Сказки: Морозко, Колобок, Гуси-лебеди, Курочка Ряба, Лиса и Журавль, Заюшкина избушка, Теремок, По щучьему велению.
Загадки: Без окон без дверей полна горница людей. Красная девица в темнице томится, а коса на улице.
Пословицы: Кулаком победишь одного, а умом — тысячи. Смотри дерево в плодах, а человека — в делах
Поговорки: Учись смолоду — под старость не будешь знать голоду. По одежке встречают, по уму провожают.
Потешки: Как у нашего кота шубка очень хороша, как у котика усы удивительной красы. Глаза смелые, зубки белые.
Небылицы: Как у нашего Мирона на носу сидит ворона. Гром по горам раскатился, комар с дуба свалился.
Скороговорки: Во дворе трава, на траве — дрова. На мели мы лениво налима ловили.
Колыбельные песенки: Баю, баю, баюшки, да прискакали заюшки. Люли, люли, люлюшки, да прилетели гулюшки. Стали гули гулевать, да стал мой милый засыпать.
Найдите в учебнике примеры устойчивых эпитетов, которые часто встречаются в былинах, и запишите их.
Ответ: Добрый молодец, красна девица, шелковая трава, поле чистое, красно солнышко, черный ворон, ясный сокол, белый свет.
Отгадайте загадку. Впишите отгадку в клеточки.
Не зверь, не птица,
Не быль, не небылица,
Очень интересная,
И всегда чудесная!
Ответ: Сказка.
Вспомните пословицы русского народа на темы:
Дружба: Дерево держится корнями, а человек — друзьями. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух.
Трудолюбие: Делу — время, потехе — час. Труд на ноги ставит, а лень валит. Маленькое дело лучше большого безделья.
Добро: Доброе слово и кошке приятно. Лихо помнится, а добро век не забудется.
Побеседуйте с другом на тему «Кто роет яму другому, тот сам в нее попадет». Допишите диалог.
Петя: да так, ничего.
Вова: это он шпаргалку прячет, Анна Ивановна.
Учительница: Петя, очень плохо, что ты списываешь!
Соберите пословицы
С другом в пустыне проживешь, а без друга и в цветущей степи пропадешь.
Кто помогает другим — помогает себе.
Высшая доброта — любовь к людям.
Безделью учиться не надо.
«О РОДИНЕ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ»
ГДЗ по теме «ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА», страница 53
Вспомните сказки братьев Гримм. Какие вам запомнились больше всего? Запишите названия.
Ответ: Белоснежка и семь гномов, Бабушка Метелица, Храбрый Портняжка, Горшочек каши, Бременские музыканты.
Выберите одну сказку и напишите, почему она вам понравилась. Определите основной ее смысл и ту мудрость, которую хотели передать вам писатели. напишите краткий отзыв о сказке.
Отзыв о сказке братьев Гримм «БАБУШКА МЕТЕЛИЦА»
Мне понравилась сказка Братьев Гримм «Бабушка Метелица». Ее героини — две девочки: одна добрая и трудолюбивая, вторая — ленивая. Когда трудолюбивая девочка упала в колодец и попала к бабушке Метелице, то она помогала старушке, прилежно взбивала ее перину, делала работу по дому. А ленивая ничего не хотела делать. При возвращении домой девочки получили: трудолюбивая была осыпана золотом, а ленивая — черной смолой. Основной смысл сказки в том, что каждый получает награду по своим трудам.
Вспомните сказку Шарля Перро «Спящая красавица». Попробуйте описать принцессу.
Ответ: Принцесса была прекраснее всех на свете. У нее было нежное и доброе сердце. Она превосходно танцевала и пела как соловей.Когда принц увидел ее спящей, она была очень хороша: щёки у неё оставались розовыми, а губы красными, точно кораллы.
Составьте список наиболее известных сказок Г.-Х. Андерсена.
Ответ. Сказки Андерсена:
Дюймовочка
Гадкий утенок
Снежная Королева
Русалочка
Оле Лукойе
Принцесса на горошине
Стойкий оловянный солдатик
Напишите отзыв о прочитанной сказке «Дикие лебеди». Не забудьте дать оценку прочитанного. Воспользуйтесь планом.
Действие сказки происходит в южной стране зимой.
Дочь короля Элиза — добрая, красивая девочка, ее братья — веселые, добрые мальчики. Махеча-королева — хитрая злая колдунья. Король-отец — простоват и глуповат.
Главная мысль произведения — любовь девочки к своим братьям победила злое колдовство королевы.
Сказка заставляет задуматься о силе любви маленькой девочки.
Вывод: добро сильнее зла, добро побеждает зло.
Личное мнение: мне очень понравилась эта книга, особенно. что все закончилось хорошо!
Прочитайте и выпишите из «Сказочки о счастье» слова старца, в которых заключена главная мысль.
Ответ: Ты ищешь счастья для себя, но только ближнего любя, найдешь ты счастье это.
Объясните, почему в конце сказки на лице короля сияло счастье как ясный день. Запиши свои мысли.
Ответ: …король, послушавшись старца, стал помогать людям и в этом он нашел свое счастье.
Выпишите из сказки «Аленький цветочек» слова, которые сейчас почти не употребляются. Объясните их значения.
Словарь устаревших слов
Чертог — великолепного убранства комната.
Супротивный — находящийся на противоположном конце чего-либо.
Тувалет — столик для женщин с зеркалом, за которым они прихорашиваются.
Торная — гладкая, ровная (о дороге).
Выпишите из сказки сказочные слова и выражения, которые использовал автор в повествовании.
в некиим царстве, в некиим государстве
за тридевять земель
в тридевятое царство, в тридесятое государство
заморские страны
леса дремучие, пески сыпучие
дорога торная
каменья самоцветные
ни в сказке сказать, ни пером описать
чудище страшное, мохнатое
Страница 66
Проект «Литературная сказка»
Аня написала сказку. Прочитайте текст и отредактируйте его. запишите исправленный вариант сказки.
Снежинки
Зима. Много снежинок кружится в небе. Они кружатся-кружатся и кружатся и опадают на землю. Земля замерзла. На земле выросло много больших и великих сугробов. Ребята лезут через сугробы, чтобы добраться домой. Дома их ожидает нарядная ёлка. Когда наступит ух какая тёмная ночь, дети откроют окна, и будут ждать снежинок в гости. Снежинки любят гулять по гостям в Новогоднюю ночь. В Новогоднюю ночь они приносят подарки детям. Все дети знают, что Дед Мороз один, и он не может сразу всем детям взять и принести подарки под ёлку. А снежинки его самые прекрасные помощницы. Снежинки водят хороводы вокруг ёлки и тихо шуршат:
— С Новым годом! И прячут подарки подальше за ёлку.
Как я их нетерпеливо жду каждый год!
Снежинки
Зима. В небе кружится много снежинок. Они кружатся-кружатся и падают на землю. Земля замерзла, на ней выросло много больших и пушистых сугробов. Ребята торопливо лезут через сугробы, чтобы добраться домой, ведь дома их ожидает нарядная ёлка.
Когда наступит самая тёмная ночь, дети откроют окна и будут ждать в гости снежинок. Снежинки любят гулять в Новогоднюю ночь. Этой ночью они приносят подарки детям. Все дети знают, что Дед Мороз один, и он не может принести подарки под каждую ёлку одновременно. Потому снежинки стали его самыми прекрасными помощницами. Они водят хороводы вокруг ёлки и тихо шуршат: «С Новым годом!» — и прячут подарки поглубже под ёлку.
Страница 67
Г-Х.Андерсен. Сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Оле-Лукойе».
ГДЗ сайт по теме «ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ», страница 68
Какие произведения А.С. Пушкина вам запомнились? Запиши названия понравившихся произведений.
Сказка о золотом петушке
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане
Какое стихотворение А.С. Пушкина вы хорошо знаете наизусть? Запишите его.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
Придумайте с другом текст на тему «Что для нас значат сказки Пушкина». Составьте план своего рассказа. Запишите его.
Как няня рассказывала Пушкину сказки
Пушкин переложил сказки в стихи
В сказках Пушкина отражено русское народное творчество
Сказки Пушкина — хранители русского языка
Вспомните «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях». Какие слова подобрал поэт для описания царицы?
Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла, горда, ломлива, своенравна и ревнива.
Назовите качества, свойства души молодой царевны.
Нраву кроткого такого.
Почему ее полюбили братья?
Потому что она была хорошей хозяйкой, добрая, кроткая.
Почему она не приняла предложение братьев?
Потому что она была обручена с Елисеем, «ей всех милей был королевич Елисей»
Как этот поступок ее характеризует?
Это говорит о том, что она честная, преданная, верная.
Выберите одного из героев сказки и расскажите о его внешности, чертах характера, поступка.
Имя Героя — Королевич Елисей
Внешность — Красивый, молодой,
Черты характера — смелый, верный, мужественный, добрый.
Поступки — смело отправился на поиски невесты, проявил настойчивость, нашел царевну
Найдите в библиотеке сборник сказок А.С. Пушкина. Составьте аннотацию на одну из них.
В сказке Пушкина о рыбаке и рыбке описана история старика, который поймал волшебную рыбку. Рыбка могла исполнять желания. Жена старика стала просить своего мужа, чтобы рыбка исполняла ее желания. Сначала они были скромными — старуха попросила новое корыто. Но потом становились все более дерзкими. В конце концов рыбка рассердилась на жадную старуху, и та осталась у разбитого корыта.
Опишите картину «Октябрь» Е. Волкова, используя материал стихотворения об осени.
На картине Е. Волкова «Октябрь» мы видим позднюю осень. Листья с деревьев уже почти все облетели. В природе чувствуется тишина, умиротворение. Этот пейзаж манит зрителя «красою тихою, блистающей смиренно».
Докажите, что при изображении природы поэт использует олицетворения. Приведите примеры из текста.
Пушкин сравнивает осень с «нелюбимым дитём в семье родной»
Понравилось ли вам сравнение весны с утром года? С чем еще можно сравнить весну? Запишите
Весна — утро года.
Весна — радость пробуждения природы.
Весна — начало жизни.
Весна — это возрождение, воскресение из мертвых.
Весна — новая жизнь.
Улей сравнивается с «келью восковой»
— зелень листвы — с «пухом»
— нектар цветов назван «данью полевой»
Перечитайте стихотворение «Утес» М.Ю. Лермонтова. Какие слова помогают представить созданные автором образы? Запишите.
Тучка — маленькая, озорная, веселая, шустрая (золотая, весело играя, умчалась)
— Утес — большой, старый, одинокий, грустный (великан, морщина утеса, задумался глубоко, плачет в пустыне).
Утес сравнивается со старым великаном, на его груди уместилась маленькая тучка. Тучка золотая из-за лучей заходящего солнца, ее образ — это игривый ребенок.
Составьте список прочитанных вами рассказов Льва Николаевича Толстого.
Косточка
— Лев и собачка
— Котенок
— Булька
— Акула
— Как мужик гусей делил
— Как мужик убрал камень
— Петр I и мужик
ГДЗ сайт к теме «ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА», стр. 73
Составьте сообщение на тему «Чему я научился на уроках литературы». Воспользуйтесь словарной коробочкой.
На уроках литературы я прежде всего научился выразительному чтению. Мы в классе сочиняли сценарии, писали планы произведений и рассказы по картинкам. Больше всего мне понравилось сочинять стихотворения и сказки. Такие сочинения мы читали по ролям.
Заполните таблицу:
Я не очень хорошо умею: писать отзыв о произведении, придумывать заглавие, сочинять сказки.
Я хочу узнать: как правильно писать стихи, как найти интересный сюжет для фантастической повести, как привлечь внимание читателя в начале книги и удерживать его до конца.
Прочитайте выразительно стихотворение И. Бунина «Метель» . Попробуйте графически изобразить повторяемость и чередование ударных и неударных слогов. Что вы заметили?
Получается такая схема: / — — / — — / — — / — , где / обозначает ударный слог, а — безударный.
Эта схема повторяется в первых 4-х строчках стихотворения.
Когда мы лучше и яснее чувствуем ритм и созвучие рифмующихся слов?
когда читаем стихотворение нараспев
Обсудите с другом, почему литературу называют искусством слова? В каких источниках вы можете найти дополнительную информацию на эту тему. Запишите.
На эту тему можно найти информацию в энциклопедиях, словарях, учебниках литературы, в произведениях литературных критиков.
Напишите сочинение-размышление на тему «Почему литературу называют искусством слова».
Если у строителя материал — это кирпичи, то у писателя — слова. При помощи них он творит художественный образ. Писатель и поэт, хорошо владеющий искусством слова, может создать целую картину. Читатель, знакомясь с его произведением, ясно представляет себе его героев, чувствует атмосферу, которая описана в книге, понимает настроение и чувства героев.
Это довольно бестолковая на взгляд многих учителей начальной школы творческая тетрадь, и потому большинство даже не закупают их к учебникам. Абсолютно тот же материал и почти те же вопросы есть в учебнике, а потому мы тоже пробежимся по этой творческой тетради кратенько, без остановок и особых разъяснений. Уточним, что творческая тетрадь эта к учебнику по литературному чтению за 3 класс по программе Перспектива, автор Т.Ю.Коти, которая половину заданий и стишков, видимо, сочинила тут же на ходу. Ну что же, она насочиняла, а мы все задания выполнили. Вам остается только списать ответы в нашем решебнике с готовыми домашними заданиями.
Мы будем рады, если наше ГДЗ вам все же пригодится.
Ответы на задания к творческой тетради по литературе за 3 класс
Страница 4-6. Книги — мои друзья
Книга, которую прочитал Ваня летом, называется «Приключения Бибигона», ее автор Чуковский К.И.
Еще мне знакомы произведения Чуковского: «Айболит»; «Бармалей»; «Краденое солнце»; «Мойдодыр»; «Путаница»; «Телефон»; «Федорино горе»; «Тараканище».
Книги, прочитанные за лето: перечислите книги, которые прочитали.
Сперва аз да буки, а там и науки. (Сначала человек изучает азбуку, а потом уже читает книги).
Азбука — наука, а ребятам — бука. (Иногда азбука тяжело даётся детям).
За аз да буки, так и указку в руки. (Тому, кто научился грамоте, доверяют руководство)
Пословицы, поговорки и загадки о книге
Выберите несколько понравившихся из списка ниже.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Книга — лучший товарищ.
Не красна книга письмом, красна умом.
Испокон веков книга растит человека.
Не на пользу книги читать, когда только вершки в них хватать.
Всем хорошим во мне я обязан книгам (М. Горький).
Любите книгу — источник знания (М. Горький).
Книга книгой, но и своим умом двигай.
Книга хороша, да начетчики плохи.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книги читай, а дела не забывай.
Книги читать — не в ладушки играть.
Будешь книги читать — будешь все знать.
Выбирай книгу так, как выбираешь друга.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают.
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Одна хорошая книга лучше всякого сокровища.
Хорошая книга — искренний друг.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Книга — пища ума.
Книга — твой друг, без нее как без рук.
Книга в два листа, а середка пуста.
Книга книге — рознь: одна учит, другая мучит.
Книга не самолет, а за тридевять земель унесет.
Книга не шапка, а выбирай по голове.
В книге ищи не буквы, а мысли.
За книгой — умом двигай.
Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает.
Иная книга ума прибавит, иная и последний отшибет.
Иной глазами по книге водит, а разум у него стороной ходит.
Кому книга — развлечение, а кому — учение.
Кто знает аз да буки, тому и книги в руки.
Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги.
Одна книга тысячи людей учит.
С книгами знаться — ума набраться.
С книгой жить — век не тужить.
С книгой поведешься — ума наберешься.
Ум без книги, что птица без крыльев.
Умнее книги не скажешь.
Иное от книг, иное от ендовы.
В доме ни одной книжки — плохи у хозяина детишки.
Загадки о книгах
Русские загадки о книге:
Сама мала,
а ума придала.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Не дерево, а с листами,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом.
Кто говорит молча?
Ответ на загадки: КНИГА. Эта отгадка может стать заголовком стихотворения Т.Коти.
Стр. 6
- Иван Фёдоров
- Иван Грозный
- Друкарь
- Азбука
Страница 7-21. Жизнь дана на добрые дела
Добрый друг
Т. Коти
Жизнь дана на добрые дела,
Чтобы сердце к серрдцу потянулось,
Чтобы слово доброе вернулось
И дорога светлая вела.
Жизнь дана на добрые дела.
Есть у человека добрый друг.
Это совесть.
Всем она знакома.
У кого-то в сердце — она дома.
У кого-то вызовет испуг,
Если правду слушать недосуг.
Совесть учит нас как нужно жить.
Голос ты ее всегда узнаешь.
Не всегда услышишь, что желаешь.
Но поймешь, как лучше поступить.
Совесть учит нас, как нужно жить.
Жизнь дана на добрые дела,
Чтобы сердце к сердцу потянулось,
Чтобы слово доброе вернулось
И дорога светлая вела.
Жизнь дана на добрые дела.
Как вы думаете, почему автор выбрал именно эти слова для названия стихотворения? Может ли совесть быть добрым другом? Почему? Случались ли в вашей жизни такие ситуации, когда вы слышали голос совести? Прислушивались ли вы к её советам? Предложите свои варианты заголовков стихотворения. Запишите их.
Автор выбрал именно эти слова для названия стихотворения, потому что они выражают главную мысль этого произведения.
Совесть может быть добрым другом, потому что она учит людей, как нужно жить.
В моей жизни случались ситуации, когда я слышал(а) голос совести. Мне приходилось прислушиваться к её советам.
Мои варианты заголовков стихотворения: «Жизнь дана на добрые дела», «Голос совести всегда узнаешь», «Светлая дорога».
Прочитайте, что говорил о родном русском языке Владимир Иванович Даль в «Напутном слове». Не кажется ли вам, что его
слова, сказанные почти 150 лет назад, звучат сегодня очень современно?
В. Даль
Взгляните на Державина, на Карамзина, Крылова, на Жуковского, Пушкина… не ясно ли, что они избегали чужеречий; что старались, каждый по-своему, писать чистым русским языком? А как Пушкин ценил народную речь нашу, с каким жаром и усладою он к ней прислушивался… Говоря просто, русской речи предстоит одно из двух: либо испошлеть донельзя, либо, образумясь, своротить на иной путь, захватив притом с собою все покинутые второпях запасы. Объясните, как вы поняли слова чужеречие, испошлеть, образумясь. Посмотрите значения этих слов в толковом словаре. Как вы думаете, о каких запасах, покинутых второпях, ведёт речь В.Даль? Почему мы их должны беречь? Обсудите с другом, как вы сами относитесь к родному языку, бережёте ли, не засоряете ли свою речь ненужными некрасивыми словами.
Слова В.Даля, сказанные почти 150 лет назад, сегодня звучат очень современно, потому что русскую речь заполонили жаргонизмы, большое количество иностранных слов.
Чужеречие – это заимствованное из иностранного языка слова.
Испошлеть – опошлиться, стать пошлым.
Образумясь – одумавшись, образумившись.Я думаю, что В.Даль ведёт речь об исконно русских словах, именно их он подразумевает под выражением «запасы, покинутые второпях». Мы их должны беречь, потому что они составляют богатство русского языка.
Иногда мы с друзьями употребляем жаргонные слова, но стараемся произносить их как можно реже. Родной язык нужно любить и беречь – это мы понимаем.
Стр. 9
Ответы к странице 22-28. Волшебная сказка
Страница 29-38. Люби все живое
Ответы на вопросы страницы 39-42. Картины русской природы
Страница 43-51. Великие русские писатели
Ответы на вопросы стр. 52-54. Литературная сказка
Страница 55-63. Картины родной природы
Всё, конец тетради!
Литературное чтение начинается у детей уже в первом классе и продолжается изучение этого предмета до самого 11-го. Ученики, занимающиеся в школе по программе Перспектива, начинают погружение в мир литературы с учебника Литературное чтение и творческой тетради к нему. Авторы рабочей тетради Л.Ф.Климанова и Т.Ю.Коти. Та же Коти пишет некоторые произведения для этого учебника и рабочей тетради, видимо, реализуя таким образом свои не реализуемые доселе как писателя какие-никакие творческие способности.
В общем-то, задания в тетради простые, но иногда есть необходимость свериться с ответами, и тогда мы к вашим услугам. Для вас готовые домашние задания по творческой тетради литературное чтение за 1 класс. Учитель ответы проверила и одобрила.
Чтобы посмотреть ответы, кликайте по нужным страницам.
Ответы на задания по предмету Литературное чтение 1 класс
Задание на странице 17.
Найди рифму в каждой паре строк стихотворения. Запиши.
Ответ: феечки — скамеечке
с маслицем — замаслиться
феечек — леечек
Страница 19
— Котауси и Мауси. Ккакое окончание в словах придумал автор для создания рифмы? Выпиши.
Ответ: — ауси.
Страница 24.
Загадки: Кто ходит сидя? (Шахматист)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала, Кур пересчитала. (Лиса)
Ночью не спит,
Мышей сторожит. (Кошка)
Страница 27.
Задание 5. А теперь попробуй составить загадку из этих слов.
Ответ. Серый, длинноухий, морковку хрум-хрум — кто такой?
Сочини свою загадку и загадай ее друзьям.
Железный конь, вместо ног 2 колеса. (Велосипед)
Страница 29.
Обсудите с другом, какие вы знаете игры, где используются считалочки. Запиши.
Ответ. Догонялки, у медведя во бору, колечко, прятки, жмурки, хитрая лиса, король любит, а ну-ка повтори, испорченный телефон.
Страница 35.
Что такое сыр-бор?
Ответ: сосновый лес.
Представь, что тебе помогает конек-горбунок. Какие добрые дела вы бы сделали вместе? Запиши.
Ответ выбирайте любой из предложенных. Мы с коньком-горбунком почистили бы весь мир от мусора. Починили бы разбитые дороги. Посадили бы много молодых деревьев в городе. Накормили бы всех бездомных животных.
Страница 37.
Какие волшебные предметы ты знаешь? Раскрась рисунки и подпиши их.
Ответы слева направо: шапка невидимка, волшебная палочка, ковер самолет, сапоги скороходы, помело, скатерть самобранка.
Страница 40. Слонёнок
Нумерация частей: 2-1-3
Щенок Крошка
Ванин щенок весёлый и умный. Он умеет вилять хвостом, прыгать, лаять, кусаться, подавать лапу и приносить мяч. Щенок крошка коричневый с белыми ушами.
Узнай у друга, есть ли у него домашний питомец. Запиши свои вопросы.
- Как его зовут?
- Какой у него характер?
- Что он умеет делать?
- Какого он цвета?
- Кусается ли он?
Собери пословицы о дружбе.
Старый друг лучше новых двух. Дружба что стекло: сломаешь — не починишь. Дружба не гриб — в лесу не найдешь.
Пятый фестиваль новой детской литературы «Другие книги» собрал в этом году в Новосибирске замечательных людей — иллюстраторов, издателей и писателей. С одним из них — петербургским автором серии фэнтези-романов «Тайны Чароводья» Юлией Ивановой — удалось поговорить «Новосибирским новостям». Мы расспросили писательницу, каким был её первый рассказ, почему она решила создавать фэнтези-романы для подростков, как ей удаётся придумывать новые словечки и чему она учит детей на своих курсах сторителлинга.
Лариса Сокольникова
13:58, 01 июня 2021
— Юлия, для писателя жанра фэнтези образование новых слов — это дело жизни. Чарониты, чароводье, драгончие, почемуль и потомухля — это только то, что вспоминается из ваших произведений вот так навскидку. Как вам удаётся придумывать новые словечки? Есть для этого какой-то приём, алгоритм или просто вдохновение?
— Мне всегда очень нравились в книгах новые слова, составленные из двух, а порой и из трёх слов. Для меня это всегда было каким-то волшебством, когда человеку дали набор слов, а он из него создал что-то своё. Поэтому когда я начала писать, то сразу же попробовала экспериментировать в этом ключе.
Так, моя вторая книжка называется «Настоящая сырность». Слово «сырность» состоит из двух слов — сыр и радость. Это такая большая мышиная радость.
Затем, когда мне подворачивался удачный момент, я пользовалась этим приёмом, и в итоге получались новые слова. В цикле фэнтези-романов «Тайны Чароводья» есть камень чаронит. Это камень силы. Он созвучен с настоящим камнем чароитом. Один такой камень мне подруга привезла с Дальнего Востока. По легенде у него есть связь с космосом. Я немного изменила слово, и получились чарониты.
Есть у меня в книге такие существа — драгончие. Они объединяют в себе свойства двух существ —драконов и собак гончей породы. Так получились ловкие, гибкие, хищные, но интеллигентные существа, которые подчиняются человеку. Есть ещё один персонаж — Когтявр. Это кошка, похожая на рысь, обладающая независимым нравом. Хозяйка, правда, называет его Пушистиком, и он это терпит, но периодически напоминает, что вообще-то он Когтявр.
Юлия Иванова. Фото: Павел Комаров, nsknews.info
— Как родился фэнтези-цикл «Чароводье»? Сколько уже вышло книг? И сколько всего будет в цикле?
— Уже вышли четыре романа. Всего их будет пять. Последняя книга практически готова, сейчас она в издательстве на последних этапах. Скоро будет в продаже.
— Как вы работаете над текстами? Что вам для этого нужно? Сколько времени занимает написание книг?
— Утром я отправляю детей в школу, и у меня появляется время, когда я могу работать над книгами. Когда дети возвращаются, то уже невозможно сосредоточиться. Писательство предполагает, что ты должен быть погружён в текст. Урывками работать не получается. Нужно полное погружение. Даже на час или два — это очень важно. В этом году «Чароводью» исполняется семь лет. Это огромная часть моей жизни, и то, что она заканчивается, это немного грустно. Я успела полюбить всех героев, этот мир, моих читателей.
Фото: Павел Комаров, nsknews.info
До «Чароводья» я писала короткие произведения — сказки и познавательные рассказы. Когда у меня возникала идея для сказки, я её записывала и потом делала из неё текст. С познавательными книжками немного сложнее. Нужно сначала собрать материал, выстроить его, художественно оформить. Это, например, серия про Петербург — «Чижик-Пыжик».
А «Чароводье» — это совсем другой подход. Книга сразу задумывалась объёмной, в пять частей, и план для них я написала сразу. Чтобы подойти к истории, мне нужно было проработать очень много деталей, из которых строится мир — политический строй, социальный, географическая карта, персонажи. Жанр фэнтези — один из моих любимых. И когда мне пришла идея написать фэнтези, то я решила создать свой уникальный мир. Поэтому очень много сил я потратила на его разработку.
У меня нет драконов, вместо них драгончии, ни разу не употребляются слова «магия», «волшебство», нет никаких волшебных палочек. Я сразу сказала редактору, что не хочу, чтобы эти слова просочились в текст.
— На чём же построены ваши фэнтази-романы, если в них нет магии?
— Основа мира «Чароводья» — это сила, заключённая в камнях. Камни есть разных видов, и каждый из них открывает особый вид силы. Но это не волшебство. Однако когда книга пошла в свободное плавание и появились преданные читатели, то мы стали употреблять и слово «магия», и слово «волшебство».
Фото: Павел Комаров, nsknews.info
— Фанфики* по Чароводью вам не встречались?
— Уже несколько фанфиков было, да. Не сказать, что это активный фэндом*, но немного произведений есть. Есть люди, которые успели полюбить этот мир. Они всегда со мной на связи. Это очень вдохновляет. Буквально на днях мне прислали фоторепортаж со дня рождения девочки в стиле «Чароводья». Её родители подготовили для неё такой праздник. Вот это и есть волшебство в чистом виде.
— Что послужило отправной точкой для создания цикла книжек о Петербурге?
— Я родилась под Петербургом. Получилось так, что я вернулась к корням. Издательство «Настя и Никита» стало первым, с которым я начала сотрудничать. Они предложили мне написать познавательную книгу. Дело в том, что именно познавательные книги двигают всю торговлю. Издатели предложили мне попробовать этот жанр. И я решила написать о том, что мне очень близко и нравится.
Я выбрала Петергоф. Уникальное место, столица фонтанов. Я помню, как в детстве с родителями первый раз там побывала, и какой мир для меня там приоткрылся. Я очень хотела передать свои чувства читателям. И это на сегодня самая продаваемая моя книга. Хотя ей уже много лет и её несколько раз переиздавали.
В «Насте и Никите» много авторов пишут познавательные тексты, и оказалось, что у них уже про всё написано, но не мной. Поэтому я начала сотрудничать с издательством «Антология», которое только начало издавать детскую литературу. Мы договорились, что я попробую написать про Петербург. Так появился мой первый Чижик — книжка «Чижик-Пыжик и тайны петербургского моста».
В нашем городе более 300 мостов, и есть, что о них рассказать — миллион всяких разных историй, мифов, легенд. Есть, где разгуляться. В итоге оказалось, что Чижик — это персонаж, который интересен всем. Взрослые знают про него взрослую песенку, дети — детскую. Поют по-разному. Книжка получилась сюжетная и познавательная, и мы решили продолжать серию. На сегодня вышло уже шесть книг. Последняя посвящена загадкам Петропавловской крепости. Это ещё не конец, ведь в Петербурге ещё столько интересных мест, и я будут писать о них дальше.
Фото: Павел Комаров, nsknews.info
— Иллюстрации к детским книгам — это очень важно. Вы работаете лично с художниками, или издательство само подбирает к вашим текстам иллюстраторов? Как это всё устроено?
— Поскольку я сотрудничаю с разными издательствами, то эта работа складывается по-разному. У каждого издательства свои особенности. Например, издательство «Настя и Никита» не советуются с авторами при выборе художников. Они настолько крутые профессионалы, что ни разу не было такого, чтобы они ошиблись. Я абсолютно спокойно отдаю текст и получаю готовый макет. Иногда иллюстраторы сами выходят на связь и уточняют какие-то детали. Это очень здорово.
В «Антологии» поначалу тоже сами выбирали художников. С Чижиком получилась так, что художники менялись уже четыре раза. Несмотря на то, что серия оформлена в едином стиле, всё равно можно заметить, что книги рисовали разные авторы. И когда возникла идея попробовать издать всю серию не в мягких обложках, а одной книгой в твёрдой обложке, то возник риск, что работы разных авторов будут не очень хорошо смотреться под одной обложкой. Наверное, мы придём к тому, что появится новый иллюстратор для такого издания.
Последние книги рисует Ирина Орлова, у которой получаются очень тёплые иллюстрации, мягкие и светлые. Несмотря на то, что она рисует Петербург с педантичной точностью, он получается радостным, и нравится детям. Здорово то, что иллюстраторы своими работами дополняют текст автора. Например, сейчас вышла моя новая книжка «История книги». Её иллюстрировала Ольга Громова. Она нарисовала всех людей, задействованных в процессе издания книги. Там есть и мой портрет, и портрет шеф-редактора, автопортрет самой художницы.
— Что вас вдохновляет и кто вас вдохновляет?
— Мне не особо приходится где-то черпать вдохновение, он всё время со мной. Я чаще сталкиваюсь с проблемой, что мне не хватает времени на то, что мне подсказывает вдохновение. Все мои идеи стоят в очереди на реализацию и ждут, когда наступит их момент.
Всё, что я вижу вокруг, чувствую — всё влияет на меня. Новые фильмы, книги, новые места, встречи с интересными людьми. Всё влияет.
Фото: Павел Комаров, nsknews.info
— В каком жанре сложнее писать? После какой работы творческая усталость больше?
— Познавательные книги писать труднее. Возможно, потому что ответственность больше. Нельзя ошибиться. Если писатель ошибся один раз, то доверия к нему сразу же падает. Поэтому я очень тщательно подхожу к подбору материала, к проверке текста. В цикле про Чижика у меня есть консультант-искусствовед, который смотрит строгим взглядом на то, что я там напридумывала. За рисунками тоже внимательно следит, чтобы не было ошибок.
Когда я писала книжку про памятник Крылову, то я сначала пришла к нему с фотоаппаратом, чтобы посчитать всех животных, которых вокруг фигуры писателя множество. Посчитала всех мышей. Насчитала 11. Кроме мышей, там есть и лягушки, и пчёлы, и даже слон.
Фэнтези — труд объёмный. И хотя я пишу душой, но пишу много. Это же пять томов. Мне сейчас с ними расставаться очень тяжело. Хотелось бы ещё пожить с этими персонажами.
— Что же вам мешает ещё пожить с ними?
— В целом ничего, кроме того, что я обещала читателям в пятой книге раскрыть все секреты и тайны. Хотя небольшую лазейку я себе оставила. И если захочу, то смогу вернуться. Продолжать серию — мысль очень соблазнительная, но мне же ещё хочется попробовать что-то новое. Идеи же стоят в очереди на реализацию. Причём уже давно. Чароводье заняло много времени, и я не могла начать другой большой текст пока не завершу этот цикл.
Многие авторы могут писать несколько текстов одновременно, но я решила завершить сначала один цикл, чтобы начать другой. У меня есть задумка на новый цикл фэнтези, есть идеи для серьёзной прозы для подростков о дислексии. Я недавно узнала, что эта тема у нас практически табуирована. Никто ничего не говорит о дислексии, и люди остаются один на один с этой проблемой, никто не может им помочь.
— Вы учите подростков сторителлингу — писать рассказы и сказки. Я понимаю, для чего это детям, им всё это интересно и любопытно. А зачем этот опыт вам?
— А мне тоже интересно. Сначала это был эксперимент, но спустя три года я уже улавливаю метод. Ребята все разные — по возрасту и предпочтениям. Я пробовала разные методики, вводила элементы психологии, литературоведения, и смотрела, как это в детях отзывается. А отзывается всё на ура. Особенно игры. Несмотря на то, что все они подростки — видимо, в детстве не доиграли. Любая игра вызывает бурю восторга.
Мы занимаемся с ними весь учебный год — встречаемся в сентябре и в мае завершаем курс. Мне радостно видеть, как ребята меняются. Приходят они одни, а выпускаются совсем другие. И у них есть конкретный результат — каждый издаёт свою книжку. Это может быть сборник рассказов или история. Один мальчик написал целый роман о второй мировой войне.
Больше всего дети любят сказки, фэнтези, сборники рассказов, детективы и даже стихи. В этом году два сборника стихов. Любят мистику и страшилки. Девочка-припевочка с бантиками написала мистический ужастик про затерянный в лесах дом, чтобы удивить родителей. Для них это сюрприз, конечно.
Очень сильно на многих ребят повлияла новая игра Moon Castle. На её основе появилось много текстов про предательство в коллективах. Были и комиксы по этой игре. Одна девочка написала «Оду еде». Это прекрасно. Мы все едим, мы обожаем есть, и вообще без еды мы бы далеко не уехали.
— Как заставить подростков читать? Слово «заставить», наверное, не самое удачное в этом вопросе. Как сделать так, чтобы ребёнок увлёкся чтением?
— Заставить точно нельзя. Это сразу будет воспринято в штыки. Думаю, что нужно рассказывать ребёнку о том, что вы сами прочитали, делиться с ним. Среди моих маленьких писателей не все любят читать. И я с ними делюсь чем-то прочитанным, рассказываю им часть сюжета. В итоге им хочется узнать, а что же там было дальше. Родители могут также увлечь детей. Но для этого самим надо читать.
Фото: Павел Комаров, nsknews.info
— Вы помните первую книгу, которая вас затянула в детстве и долго не отпускала?
— Я не могу выбрать какую-то одну книгу. Но первую книгу, для которой я написала продолжение, я помню. Это были Муми-тролли. Я ещё писать толком не умела, поэтому придумывала картинки и маленькие тексты. Читать я сама научилась в пять лет. Маме было некогда, и я брала книги, которые знала наизусть и сравнивала буквы с тем, что помнила. В итоге у меня всё сошлось, и к семи годам я перечитала всю домашнюю библиотеку.
— Как вы думаете, исчезнут ли бумажные книги, или всё-таки у них есть будущее?
— Я уверена, что бумажные книги останутся, будут жить и радовать нас. Другое дело, что большинство взрослых перешли на электронные книги, и я сама тоже давно читаю электронные. Но для детей бумажная книга незаменима. Им очень интересна визуальная составляющая, когда книгу можно потрогать, полистать, перевернуть вверх ногами. Для детей бумажная книга будет расти и процветать.
— С чем приехали в Новосибирск на фестиваль «Другие книги»? Какие у вас задачи, планы?
— «Другие книги» — это камерный фестиваль, где собрался избранный круг. Я приехала, чтобы презентовать серию книг «Чароводье» и пообщаться коллегами, послушать разные мнения, обсудить важные вопросы книгоиздательства. Хочется посмотреть, что творится в книжном мире.
*Справка:
Фанфик — литературные произведения, в которых действуют герои, созданные другим автором.
Фэндом — сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства — пристрастием к определённому жанру, фильму, книге, сериалу.
#Интервью
#Город в лицах
#Город знаний
#Культурный город
#Книги
#Отдых
#Образование
#Дети
#Потребительский рынок
#Мода
#Работа
Мечта об идеальном партнере – одна из самых вредных. Идеал – это то, чего нет в реальности. Если вы решили, что вам нужен идеал – вы обречены на одиночество.
Часто такая мечта возникает в отсутствие опыта наблюдения за хорошими отношениями взрослых в детстве. Отношений, в которых двум неидеальным, земным людям удается путем постоянной совместной работы создать атмосферу, в которой безопасно и комфортно жить. И им самим, и их детям.
К сожалению, такая модель отношений встречается в жизни достаточно редко. Тогда с раннего детства ребенок обречен наблюдать за постоянным столкновением двух самых дорогих людей, не научившихся слышать и слушать, понимать и поддерживать друг друга. Остающихся одинокими – даже в браке…
Видео дня
Такой пример не вдохновляет, и его не хочется повторить в собственной жизни. Ребенку остается искать пример в другом месте, зачастую – далеко от реальности, в мире грез и сказок.
Выходя за пределы родительской семьи, мы тоже нечасто видим примеры здоровых отношений. Массовая культура тиражирует все новые варианты сказки про Золушку, дождавшуюся своего Принца. О котором к завершению сказки мы (вместе с Золушкой) знаем только то, что он отличается приятной внешностью, заметной инфантильностью, умеет скучать, танцевать, флиртовать с красавицей-незнакомкой и раздавать приказания своим слугам.
Какой из этого персонажа получится муж и отец – большой вопрос.
Много вопросов есть и по поводу самой Золушки. Есть ли основания считать, что она готова к обязанностям Принцессы и в будущем – Королевы? Готова к задачам, которые пришлось решать той же Кейт Миддлтон? Есть ли у нее образование и навыки отстоять себя и свои границы в общении, стать равной в королевской семье? Найти общий язык с Принцем и не допустить повторения собственной истории с их общими детьми? Сможет ли Золушка воспитать детей без комплекса Жертвы?..
Ох, не просто так большинство сказок о любви заканчиваются свадьбой.
А как в реальности? 2 человека встречаются. Вначале происходит проверка их биологической совместимости как потенциальных родителей. Если Природа одобряет этот вариант, то одаривает пару мощным коктейлем гормонов, которые обеспечат притяжение друг к другу, основанное на сексуальной составляющей. Ты смотришь на партнера сквозь розовые очки: недостатки выглядят милыми и незначительными, достоинства – грандиозными.
Еще один фактор – мнимая схожесть партнера с идеалом. Достаточно мелочи: особенный взгляд, движение, удачная фраза. В период ухаживаний люди демонстрируют партнеру лучшую версию себя. И надеть на живого человека маску идеала становится еще легче. Дальше каждый рисует свою картинку идеального будущего, имеющую мало общего с реальным человеком и ситуацией.
Наконец, Природа и иллюзия добились своего: происходит секс.
Контакт с реальностью возвращается через какое-то время после хэппи-энда. Влюбленность конфетно-букетного периода разбивается о пресловутый быт (под которым понимают неумение уживаться с незнакомым для тебя человеком). О такой «любви» говорят, что она длится 3 года. С точки зрения Природы, этого срока достаточно для того, чтобы зачать и родить ребенка, а также совместно дорастить его до возраста минимальной автономии от матери.
Розовый фильтр на очках тает, и вчерашние влюбленные начинают видеть друг друга настоящих. Им сложно поверить в происходящее, каждый пытается удержать ускользающую иллюзию. Но разница между мечтой и реальностью становится слишком большой, чтобы ее игнорировать.
И в один прекрасный день ты просыпаешься в постели с незнакомцем, уставшим изображать лучшую версию себя. Да и ты больше не видишь смысла и не имеешь сил притворяться Прекрасной Принцессой.
Приходит разочарование. Злость. Обида. Маленькие милые недостатки вчерашнего Принца вырастают в разы и причиняют настоящие страдания.
На этом этапе многие пары расстаются. Некоторые продолжают совместную жизнь в силу реальной или кажущейся необходимости выполнять взятые на себя обязательства: ипотека, дети, клятва перед алтарем. Нередко такая жизнь становится невыносимой.
Ты ощущаешь себя обманутым в своих самых светлых ожиданиях. Разочарованным в жизни и в любви.
Подобные истории повторяются в жизни человека по нескольку раз, укрепляя разочаровывающий опыт.
Изначально такие отношения были построены на песке. Их фундамент– иллюзия об идеальном партнере и секс. Маловато для прочного дома под названием «семья».
Идеальный партнер – это тот, кто будет меняться по моему желанию, принимая меня такой (таким), какая (какой) я есть. Потому что у меня нет опыта, позволяющего поверить в возможность взаимного принятия, преодоления конфликтов, терпения, развития.
Мы живем в неидеальном, но прекрасном мире. И каждый человек – неидеален, но прекрасен. Проживая свою жизнь, каждый раз мы поступаем наилучшим из доступных для нас вариантов.
Да, наши основные программы записываются в детстве. Но мы сами своими поступками определяем свою жизнь.
Вместе мы можем получить опыт, который невозможен в одиночестве. Делая выбор в пользу союза, а не одиночества, стоит дать себе время, чтобы увидеть, кто перед тобой. Совпадают ли ваши цели и ценности. Дав себе время и на то, чтобы сравнить слова и поступки. Убедиться в собственной готовности учиться, меняться, договариваться, принимать человека таким, какой он есть.
Отношения, брак, рождение и воспитание детей – это долгосрочные и сложные проекты. В таких проектах важна ответственность каждого партнера за сделанный им выбор.
А бабочки в животе – это просто коктейль из гормонов. Его рецепт известен, и при желании можно научиться его готовить.
Вы можете дать своим детям модель счастливых отношений – и им не нужно будет придумывать идеального партнера.
Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…
Б. Кустодиев. Морозный день. 1913 год
Александр Пушкин пропускает балы, Корней Чуковский ругает снег, а Михаил Булгаков отмечает первый успех.
Хотя на календаре всего лишь 1 декабря, воображение уже рисует яркое зимнее небо, снег, красиво лежащий на ветвях деревьев, лыжную прогулку и прилет снегирей. Предлагаем отметить первый день зимы, перечитывая письма и дневниковые записи прозаиков и поэтов XIX и XX века. Чем жила зимняя Москва 100 и более лет назад — в материале mos.ru.
Пушкин находится в отпуске
«Москва полна еще пребыванием двора, в восхищении от царя, и еще не отдохнула от балов; Цыхлер сделал в один месяц 80 тысяч чистого барыша. А. Корсакова выходит за князя Вяземского. Вот тебе все наши новости».
Такие строки в начале декабря 1831 года получила Наталья Гончарова, совсем недавно ставшая Пушкиной. К этому времени супруги уже переехали из Москвы в Санкт-Петербург, где Александр Сергеевич служил в Коллегии иностранных дел. В родной Москве, где оставались родители, любимый дядя и многие друзья, поэт приехал в отпуск. Наталья Николаевна осталась дома, так как не очень хорошо себя чувствовала: в то время она была беременна первой дочерью. Скучая по жене, Пушкин часто писал ей обо всем, что с ним происходило.
В вышеупомянутом письме он рассказывает «своему ангелу» о помолвке друга, князя Вяземского, с одной из дочерей помещиков Корсаковых — Александрой. Последняя, вероятно, стала прототипом таинственной московской красавицы из седьмой главы «Евгения Онегина». По крайней мере, в этом был уверен сам Вяземский.
Александр Сергеевич неслучайно делает акцент на теме балов — он был страстным поклонником танцевальных вечеров. В следующем письме, отправленном вскоре, он сетует, что до сих пор ему не удалось там побывать.
«Что скажу тебе о Москве? Москва еще пляшет, но я на балах еще не был. Вчера обедал в Английском клубе; поутру был на аукционе Власова».
Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве
Гоголь ждет в гости матушку
Зимой 1839 года Николай Гоголь приехал в Москву из Рима — своего любимого города. Вернуться в заснеженную Россию его заставил семейный долг, которым нельзя было пренебречь, — он должен был устроить судьбу своих сестер Анны и Елизаветы, только что закончивших Женский патриотический институт (учебное заведение для осиротевших дочерей военных существовало в Санкт-Петербурге с 1813 по 1918 год). Что делать дальше, девушки не знали, а потому брат решил взять все в свои руки и перевезти их в Москву.
Судьбу сестер он не доверил даже своей матери, Марии Ивановне Гоголь-Яновской. В конце декабря он жаловался в письме своему другу и однокласснику Александру Данилевскому, директору училищ Полтавской губернии, на ее сложный характер. Он опасался, что мать, руководствуясь лучшими побуждениями, может навредить дочерям: «сделает их несчастными и потом всю вину сложит на бога, говоря, что так богу угодно было попустить».
Тем не менее Гоголь, отчаянно скучавший в зимней Москве по римскому солнцу и занятый делами сестер, не мог не думать и о том, чтобы сделать приятное и Марии Ивановне. Далее в письме он просит Данилевского о помощи:
«Но желая исполнить сыновний долг, то есть доставить случай маминьке меня видеть, приглашаю ее в Москву, на две недели. Мне же предстоит, как сам знаешь, путь не малый в мой любезный Рим, где там только найду успокоение. Дух мой страдает. Ради бога, коли тебе будет можно, дай сколько-нибудь маминьке на дорогу, рублей около пятисот, коли можешь. Очень, буду тебе благодарен. У меня денег ни гроша, все, что добыл, употребил на обмундировку сестер. Еще лучше ты сделаешь, если приедешь вместе с маминькой моей в Москву. И ей в дороге будет лучше, и тебе дешевле, и мне приятнее, потому что я буду иметь случай тебя еще раз обнять».
Из чего состоит Дом Гоголя: жизнь главного мистика русской литературы в экспонатах
Тургенев слушает бурю
«Снежная буря с самого утра бушует, плачет, стонет, воет на унылых улицах Москвы — ветви деревьев под моими окнами сплетаются и извиваются, словно грешницы в аду, сквозь этот шум доносится грустный звон колоколов…» (Из письма, написанного зимой 1867 года, точная дата неизвестна.)
Адресат письма — подруга Ивана Тургенева, мировая знаменитость певица Полина Виардо. Один из самых близких людей писателя, она несколькими годами ранее предложила забрать к себе в Париж его дочь Пелагею, над которой издевалась бабушка, — девочка родилась у крепостной, принадлежавшей матери Ивана Сергеевича.
За границу Тургенев впервые уехал в 1843 году, познакомившись с Виардо, которая была в Санкт-Петербурге на гастролях. Он увлекся ею, добился аудиенции и вскоре уже мчался за ней в Париж. С 1863 года он постоянно проживал в Европе, принимая активное участие в культурной жизни, общаясь с иностранными писателями и пропагандируя русскую литературу.
Уезжая по делам в Россию, Иван Сергеевич очень скучал по подруге. В разлуках он писал ей длинные обстоятельные письма не только о самых важных новостях, но и о повседневных мелочах. Например, о погоде, которая часто в Москве оставляла желать лучшего.
Чуковский очень недоволен снегом
«Погода на улице подлая: с неба сыплется какая-то сволочь, в огромном количестве, и образует на земле кашицу, которая не стекает, как дождь, и не ссыпается в кучи, как снег, а превращает все улицы в сплошную лужу».
Такую запись в своем дневнике сделал в 1923 году Корней Чуковский. Он очень не любил зиму, считая, что холод не приносит ничего, кроме болезней и страданий. В это сложно поверить, зная его жизнерадостное детское стихотворение «Перед праздником зима»:
Перед праздником зима
Для зеленой елки
Платье белое сама
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Елочка с поклоном
И стоит красивей всех
В платьице зеленом.
Ей зеленый цвет к лицу,
Елка знает это.
Как она под Новый год
Хорошо одета!
1923 год, впрочем, принес Чуковскому не только скверную зимнюю погоду, но и публикацию двух важных детских книг в стихах — «Мойдодыра» и «Тараканища».
Булгаков не верит своему счастью
В 1921 году Михаил Булгаков переехал в Москву. До этого он долго работал врачом, но в новом городе не хотел заниматься медициной, предпочитая литературную деятельность. Но это оказалось не так просто. Сначала Михаил Афанасьевич поступил секретарем на службу в Главполитпросвет при Наркомпросе. После расформирования отдела, чтобы хоть как-то заработать денег, будущий автор «Мастера и Маргариты» устроился хроникером в «Торгово-промышленный вестник», затем обработчиком писем в газету «Гудок». Также он сотрудничал с изданиями «Рабочий», «Красный журнал для всех», «Медицинский работник», «Россия». Но денег не хватало, он рассматривал любую работу — даже пошел в бродячий коллектив актеров. Времени на собственное творчество почти не оставалось.
В феврале 1924-го все изменилось. Москва наконец распахнула для писателя свои объятия. Его мистическую повесть «Дьяволиада» — историю о делопроизводителе Короткове, которого свела с ума бюрократическая машина, — напечатали в солидном издании, литературном альманахе «Недра». Взволнованный, в понедельник, 25 февраля, он сделал запись в своем дневнике:
«Сегодня вечером получил от Петра Никаноровича свежий номер (альманаха) “Недра”. В нем моя повесть “Дьяволиада”. Это было во время чтения моего — я читал куски из “Белой гвардии” у Веры Оскаровны З. По-видимому, и в этом кружке производило впечатление. В(ера) О(скаровна) просила продолжать у нее же. <…> Итак, впервые я напечатан не на газетных листах и не в тонких журналах, а в книге альманаха. Да-с. Скольких мучений стоит!»
Эта публикация стала для Булгакова главным достижением первых московских лет. Уже осенью он уехал из «нехорошей квартиры» на Большой Садовой, где коротал тяжелые дни, и больше сюда не вернулся.