Стережешь дом как пишется

Поэтому так важен. эта часть речи необходима для того, чтобы правильно назвать и описать действие. как и другие часть речи,

Поэтому так важен. Эта часть речи необходима для того, чтобы правильно назвать и описать действие. Как и другие часть речи, он имеет свои морфологические признаки, которые могут быть постоянными и непостоянными. Так, к постоянным морфологическим признакам относятся лицо, род, время, число. Разберемся с таким понятием, как наклонение глагола в русском языке. Как его определить? На все эти вопросы можно найти ответы в этой статье.

Вконтакте

Что такое наклонение?

Это грамматический признак глагола, который помогает изменять слово. Данная категория необходима для того, чтобы выразить отношение процесса
, который как раз и называет это слово, к действительности.

Важно!
Глагольными формами являются изъявительное, повелительное и условное наклонения

.

В зависимости от того, как слова выражают отношение к тем процессам, которые происходят в действительности, бывают наклонения у глаголов:

  • прямое;
  • косвенное.

Под прямым подразумевают изъявительное наклонение, которое позволяет объективно передать действие. Например: Вчера мы смотрели фильм.

Косвенное – это императив или повелительное наклонение. Оно служит для того, чтобы выражать те процессы, которые не совпадают с реальностью
. Например: Я прочитал бы этот роман завтра, но уйду в гости.

Размышление над определением глагола

Виды

В основы классификации лежат особенности и особенности лексического значения глаголов.

В современном существует три вида:

  1. Изъявительное.
  2. Условное.
  3. Повелительное.

Первый вид обычно обозначает то действие, которое протекает в действительности
и могло произойти в прошлом, может происходить в настоящем и может состояться в будущем. Например: Я сделаю уроки в четверг.

Второй вид обозначает то деяние, которое будет выполнено в будущем, но уже при определенном условии. Например: Я сделал бы уроки в четверг, но иду в театр.

Третий тип – это либо приказание выполнить что-то, либо просьба. Например: Завтра обязательно выучи уроки.

slide 3 11

Три вида наклонения глагола

Как определить наклонение глагола

img2 Для того чтобы определить это, необходимо понимать, как происходит действие и какие грамматические характеристики он имеет. Так, глаголы в изъявительном показывают реальное деяние, поэтому это слово будет изменяться по временам.

Если глагол в повелительной форме, то тогда это действие будет совершаться каким-то другим лицом
. Такие слова обычно побуждают к какой-либо деятельности.

Поэтому действие будет не реально совершаемое, а требуемое. Чаще всего, чтобы получить повелительную глагольную форму, используют определенное время, например, будущее или настоящее, к которому обязательно нужно прибавить суффикс -и. Но можно и без него. Например, лови, кричи, умри. Если же употребляется во множественном числе, то тогда уже уважительно к окончанию такого слова прибавляется еще окончание те. Например, ловите, кричите, умрите.

Условное наклонение относится к тем действиям, которые могли бы произойти, если бы были все необходимые условия. Кстати, условное также называют и сослагательным. Такую форму легко определить в тексте, так как при нем обычно всегда есть частица бы или б. Например, я бы прыгнула в реку, если у меня был купальник.

Важно!
Любая глагольная словоформа может использовать в устной и письменной речи не только в прямом значении, но и в переносном. Обычно переносное значение полностью меняет смысл слова, поэтому меняется и эта категория.

Изъявительное

Самой распространенной глагольной словоформой в русском языке считается изъявительная, так как она позволяет говорить о том, что происходит в реальности с человеком
, предметом или каким-либо лицом. Только у изъявительного можно определить время, и от того, какое оно, будет зависеть то, как это действие выполняется: в реальности или это будет в будущем.

Еще одной особенностью такой формы является изменение по лицам и числам. Если глагол совершенного вида, то тогда он может изменяться по временам:

  1. Настоящее.
  2. Будущее.
  3. Прошедшее.

Каждое время здесь образуется по-своему. Так, будущее время образуется при помощи слова «быть», которое прибавляется к глаголу, стоящему в неопределенной форме. Но это сложная форма будущего времени, а простая форма – это . Например: Я убираюсь в квартире целыми днями. (наст. вр.). Я убиралась в квартире целыми днями. (прош. вр.). Я буду убираться в квартире целыми днями. (буд. вр.).

Изъявительное наклонение можно встретить в различных типах речи, и поэтому во многих речевых ситуациях такие глагольные формы самые употребляемые
.

Izyavitelnoe naklonenie 1

Условное

Слова, которые употреблены в условной форме, указывают на те действия, которые могут произойти, но для этого необходимы какие-то условия. Например: Я прошла бы это испытание, если мне помогли. Чтобы образовать такие формы, необходимо просто поставить глагол в прошедшее время и присоединить частицу бы или б. Частица может стоять в предложении на любом месте. Она необходима для того, чтобы выделить нужно слово, которое может быть любой частью речи.

Сослагательное, или условное, имеет и свои особенности употребления. Она позволяет не только выражать какое-то действие, которое может происходить, если бы для этого были созданы специальные возможности, но и помогает выразить желания и мечты
, сомнения и опасения.

Uslovnoe naklonenie 1

Сослагательное наклонение в русском языке помогает выразить оттенки условия действия. Примеры: Хотел бы я поехать к морю, если бы меня не держала работа. Не случилась бы беда!

Повелительное

Глаголы повелительного наклонения побуждают того, кто слушает речь совершить какое-то действие
. Такие слова, разнообразные по эмоциональному и грамматическому оформлению, могут быть как вежливыми, когда в них содержится какая-то просьба, так и приказ. Например: принесите, пожалуйста, книгу. Принесите книгу!

Povelitelnoe naklonenie

Повелительное наклонение глагола

Внимание!
Если перед таким словом стоит частица не, то тогда повелительная форма будет указывать на то, что действие совершать нежелательно. Например: Не рвите подснежники!

Образование этой формы также имеет свои особенности:

  1. Часто для выражения просьбы используются вводные слова, которые на письме выделяются запятыми.
  2. Если необходимо обратиться вежливо, то тогда слово ставится во множественном числе.
  3. Часто используется суффикс -и.
  4. Может образовываться как от глагольных основ совершенного, так и несовершенного вида.
  5. Иногда используют слова пусть и пускай.

Наклонение глагола

Вывод

Различные наклонения просты для образования, поэтому не требуют заучивать правила, в этом поможет таблица глагольных форм. Каждый глагол в зависимости от речевой ситуации может использовать в любой форме. Поэтому всегда эта категория определяется лишь только в предложении.

Разделы:


Русский язык

Класс:

6

Цели:

  • организовать деятельность учащихся к изучению
    нового материала, помочь осознать его
    практическую значимость, способствовать
    повышению качества знаний, грамотности;
  • способствовать развитию исследовательских
    навыков, речевой и коммуникативной
    компетентности, создавать условия для повышения
    интереса к изучаемому материалу;
  • способствовать развитию интереса к урокам
    русского языка.

Тип урока:
урок изучения нового
материала.

Вид урока:
комбинированный.

Технология:
проблемного обучения.

Оборудование:
карточки для
индивидуальной работы, сигнальные карточки;
печатный учебный материал (Приложение
2
, Приложение 3
), презентация
(Приложение 1
), Приложение
4
.

Ход урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Давайте сядем
поудобнее, улыбнемся друг другу и начнём
работать.
На предыдущих уроках вы познакомились с
наклонениями глагола. Сегодня мы будем работать
с двумя из них. С какими, вы скажете сами.

2. Словарная работа

В каком столбике все глаголы имеют
одинаковую форму?

1 2 3
приготовить
приобрести
прикажете
прикажите
приготовьте
приобретите
приобретёте
приказать
приготовите

– Итак, в каком столбике все глаголы одного
наклонения?

Во втором. Давайте в этом убедимся.

Посмотрите на глаголы первого столбика,
найдите лишний (прикажете
). Почему? (т.к. он
изъявительного наклонения). А остальные два
глагола в какой форме стоят? (в неопределённой
форме).

Посмотрим на глаголы третьего столбика.
Найдите лишний (приказать
). Докажите.

А что можно сказать про глаголы 2 столбика? (они
повелительного наклонения). Значит, глаголы
второго столбика стоят в одной форме (в форме
повелительного наклонения).

А что ещё вы можете сказать об этих трёх
глаголах? (словарные).

Ещё раз внимательно их прочитайте, запишите их
по памяти.

Проверьте.

– Итак, перед нами глаголы повелительного
наклонения.

Глаголы какого ещё наклонения встретились нам
в столбиках? А кто скажет, в каком времени стояли
глаголы изъявительного наклонения? (в будущем)

– Можно ли сейчас сформулировать тему нашего
урока? (Слайд 3
)

(Различение повелительного наклонения и формы
будущего времени).

– Чему мы будем учиться на уроке? Для чего?

Цель: научиться различать и правильно писать
глаголы 2 лица мн. ч. повелительного и
изъявительного наклонений.

3. Повторение теоретического материала

– Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие
действия обозначают глаголы изъявительного
наклонения? (Действия, которые происходили,
происходят или будут происходить
.) Приведите
примеры.

– Какие действия обозначают глаголы
повелительного наклонения? (Действия, которые
кто-то просит или приказывает выполнить
.)
Приведите примеры. Таблица.

– Как образуются глаголы повелительного
наклонения?

4 этап

– Ребята, перед каждым из вас лежит лист
исследования (см. Приложение 2
).
Каждый будет работать по нему самостоятельно. В
листе вам встретится неизвестное слово ОМОФОНЫ,
посмотрите. Пожалуйста. Какие слова называются
омофонами?

Прочитайте задание. Есть вопросы по заданию?

(Самостоятельная работа учащихся.)

5 этап

– Итак, давайте прочитаем пары предложений, с
которыми вы работали. (Слайд 4
)

Фронтальная проверка.

– С какими глаголами – омофонами вы работали?
(выберите – выберете, выйдите – выйдете)

– Назовите наклонение каждого глагола.

– На что оканчиваются глаголы повелительного
наклонения? (ите

)

– Какие окончания имеют глаголы
изъявительного наклонения? (ете

). Почему?

– От чего зависит правописание окончаний
глаголов будущего времени изъявительного
наклонения?

Вывод: зависит ли правописание глаголов
повелительного наклонения от спряжения
глаголов? Нет.

– Исследование наше не закончено, последнюю
его часть мы проведём вместе. Посмотрите ещё на
одну пару предложений. Прочитайте.

– Не портите телевизор. – Если вы испортите
его, придётся вызывать мастера.

Какую пару глаголов мы сейчас будем
рассматривать? (Не портите – испортите).

Какой глагол изъявительного наклонения?
(Испортите).

Найдите окончание глагола (ите

) Почему?
(т.к. он второго спряжения)

Итак, от чего зависит правописание окончаний
глагола изъявительного наклонения? (от
спряжения)

Вывод:
вспомните ваше самостоятельное
исследование и нашу совместную работу, давайте
подумаем, какой вывод можно сделать.

Какие окончания могут иметь глаголы 2 лица множ.
ч. Изъявительного наклонения? От чего это
зависит?

6 этап

Давайте построим схему, которая поможет нам в
правильном написании глаголов. Построение схемы.
(Слайд 5
)

А сейчас, глядя на эту опорную схему, расскажите
наше правило друг другу.

А теперь давайте прочитаем правило в учебнике
на странице 202. Кто хочет нам его рассказать?

7 этап

Проведём устный диктант. Приготовьте карточки
с буквами Е
, И
.

Кто будет испытывать затруднения при
выполнении задания, обращаётесь к нашей схеме.

Прочитайте предложенную запись, подумайте,
какую букву надо вставить. Поднимите нужную
карточку. Докажите.

Вспомн…те об этом!
Если завтра расскаж…те историю, …
Когда замет…те ошибку,…

8. Самостоятельная работа учащихся

– А теперь поработайте самостоятельно.

Найдите в учебнике упражнение 497, прочитайте
задание. У кого есть вопросы?

Самопроверка по ключу.

Кто доволен свое выполненной работой?
Поднимите, пожалуйста, руки.

9 этап

Ребята, так как мы изучаем глагол, то все его
формы мы должны употреблять правильно, в
соответствии с грамматическими и речевыми
нормами.
Предлагаю вам посмотреть вот на эту картинку. (Слайд
6
)
Как вы думаете, какая ситуация на ней изображена?

– Сестра сказала: “Покладите
всё в сумку”.
– Вы хочете спать? Так ляжьте!
– Мой знакомый ложит свою сумку куда попало.

Всё ли правильно сказано? Исправьте. (Слайд 7
)
Хорошо зная эти глаголы, вы будете грамотно
употреблять их в речи.

10 этап

И последнее задание нашего урока.
Выполните тест, обведите букву правильного
ответа в кружок. (см. Приложение 3
)

11. Заключительный этап. Рефлексия

(Слайд 8
)

– Чему сегодня мы учились на уроке? Для чего?
– Вспомните, какое задание вам понравилось
больше всего?
– Какое задание показалось самым трудным?
– Какое задание хотелось бы выполнить ещё?

12. Домашнее задание

Задание по выбору: упражнение 496 по заданию
учебника или составить карточку для товарища.

Глаголы изменяются по наклонениям. В русском языке различают формы трёх наклонений глаголов:
изъявительного, повелительного и условного (сослагательного).

Каждое из них обладает своими грамматическими и семантическими особенностями и по-разному соотносит выраженное глаголом действие с действительностью. Формы наклонения противопоставлены друг другу по признаку реальности (изъявительное наклонение) и нереальности (повелительное и условное наклонения) обозначающего действия.Глаголы в изъяснительном наклонении
обозначают, что действие, которое происходит в реальной действительности, осуществляется в настоящем, прошедшем или будущем времени, поэтому изъявительное наклонение реализуется в формах трёх времён: делаю (настоящее время), делал (прошедшее время), буду делать(будущее время). Глаголам в изъяснительном наклонении
свойственны категории лица и числа, а в формах прошедшего времени рода и числа. Изъявительное наклонение не имеет специального форманта, оно выражается с помощью личных окончаний глаголов.

Глаголы в повелительном наклонении
обозначают побуждение к действию, приказ или просьбу. Они обозначают действия, которые могут произойти после соответствующего высказывания. В повелительном наклонении
глаголы не имеют категории времени, но изменяются по числам и лицам.

Чаще всего употребляются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выража­ют побуждение к действию собеседника (собеседников).

Формы повелительного наклонения
образуются от основ настоящего или будущего времени и выражается с помощью суффиксов (окончаний) и формообразующих частиц.

В частности, форма 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуется от основы настоящего или простого будущего времени с помощью суффикса -и-
или без суффикса
(в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего / простого будущего времени): бери, смотри, покажи, читай, делай (основа настоящего времени
делa(й-у), неси, брось.

Форма 2 лица множественного числа повелительного наклонения образуется от формы 2 лица единственного числа путём добавления постфикса -те: веди – ведите, ляг – лягте.

Формы 3 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения являются аналитическими (состоят из нескольких слов). Данные формы образуются путём присоединения частиц пусть, пускай, да
к формам 3 лица единственного или множественного числа настоящего или простого будущего времени изъявительного наклонения: пусть услышит, пусть скажут, да здравствует, да будет и т.д.

Формы 3 лица повелительного наклонения выражают пожелания, они могут относиться не только к лицам, но и к неодушевлённым предметам: пусть сады расцветут.

Форма 1 лица повелительного наклонения выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Форма 1 лица повелительного наклонения образуется с путём присоединения частиц давай
, да­вайте
к инфинитиву глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, играть, читать) или к форме 1 лица будущего времени изъявительного наклонения глаголов совершен­ного вида: давай сядем, давайте уйдём, давайте расскажем.

Особым способом образуются формы повелительного наклонения от следующих глаголов: есть – ешь, ехать – (по)-езжай, дать – дай, лечь – ляг.

Повелительное наклонение
может выражать самые разнообразные оттенки побуждения к действию, от категорического приказа до мягкой просьбы или совета. Очень важна при этом интонация.

К формам повелительного наклонения
может присоединяться частица -ка
, смягчающая повеление и придающая оттенок простоты: давай-ка.

Глаголы, которые обозначают состояния и действия, совершающиеся без деятеля или независящее от воли действующего лица в формах повелительного наклонения не употребляются: безличные глаголы (лихорадит, смеркается), глаголы восприятия (видеть, чувствовать), глаголы состояния (зябнуть, недомогать), модальные глаголы (хотеть, мочь).

Глаголы в условном (сослагательном) наклонении
обозначают желаемые, возможные при каких-либо условиях действия.

Формы условного наклонения образуются
путём сочетания форм прошедшего времени с частицей бы (б)
, которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него другими членами предложения: Если бы я могла уехать, я жила бы в Лондоне.

В условном наклонении
глаголы нет времени и лица, формы глаголов условного наклонения изменяются по числам и родам: сказал бы, сказала бы, сказали бы.

В речи нередко наблюдается употребление одного наклонения в значении другого.

Форма повелительного наклонения может употребляться в значении условного (значение невыполненного условия): Приди я немного раньше, ничего бы не случилось. Будь у меня больше времени…

Глагол в форме условного наклоненияможет употребляться в значении повелительного: Шли бы вы домой.

Форма изъявительного наклонения может иметь значение повелительного наклонения: Все слушают меня! Завтра же принесёшь книгу!

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Поговорили бы вы с ней.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить эффективность речи.

Остались вопросы? Не можете определить наклонение глагола?
Чтобы получить помощь репетитора – .
Первый урок – бесплатно!

blog.сайт,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

В русском языке всего существует три типа наклонения глаголов: изъявительное, повелительное и условное. Последнее также называется сослагательным. Это очень важная классификация, потому что каждая перечисленная форма помогает определить, как упомянутое в предложении связано с действительностью. Выбранное наклонение глагола может подразумевать просьбу или приказ, что действие произошло, происходит или произойдёт в реальности, а также что оно только желаемо или состоится при выполнении каких-то необходимых для этого условий.

Первый тип – это изъявительное наклонение
, которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее (например: думал – думаю – буду думать, делал – делаю – буду делать, искал – ищу – буду искать
), а для совершенного вида – только два: прошедшее и простое будущее (например: придумал – придумаю,
сделал – сделаю, нашёл – найду
). В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает (например: слышать – слышу, видеть – вижу
).

Второй тип – условное
или сослагательное наклонение
, которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий. (Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится.
) Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами. (Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей
). Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам. (Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы)
.

Третий тип – повелительное наклонение
, которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс. (Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм!
)

Возможно употребление и формы 1-го лица множественного числа. Она используется для побуждения к совместному действию, в котором участвовать будет и говорящий. Тогда повелительное наклонение образуется при помощи инфинитива глагола несовершенного вида или глагола совершенного вида в будущем времени, перед которыми ставятся следующие слова: давай, да­вайте. (Например: Давай сходим в кино. Давай готовить завтрак. Давайте попробуем это блюдо.
)

Формы 3-го лица единственного и множественного числа используются для образования повелительного наклонения, когда необходимо выразить побуждение к действию людей, не участвующих в диалоге. В этом случае оно образуется с помощью глагола в форме настоящего или простого будущего времени и следующих частиц: да, пусть, пускай. (Например: Пусть он купит хлеб. Пускай они придут ко мне. Да здравствует король!)

Время от времени для смягчения приказа к глаголам повелительного наклонения добавляют частицу «-ка» (например: Сходи-ка в магазин. Покажи-ка мне дневник. Принеси-ка мне книгу
.)

В некоторых случаях бывают исключения, когда формы наклонений употребляются в переносном смысле, а именно в значении, которое обычно характерно для другого наклонения.

Так глагол в форме повелительного наклонения может принимать значение условного наклонения (например: Не будь на то его воли, ничего бы не вышло. Не заметь он вовремя пропажи, случилась бы беда.
) или изъявительного наклонения (например: А она вдруг раз и скажи, что видела уже этого человека. А он возьми да сделай по-своему!
)

Глагол в изъявительном наклонении может принимать значение повелительного. (Например: Быстро встал, ты же опоздаешь! Пойдём копать картошку.
)

Глагол в условном наклонении также может принимать значение повелительного. (Например: Сказал бы всё как есть
. Помог бы ты своему другу в беде
.)

Всё для учебы » Русский язык » Наклонение глагола: повелительное, изъявительное, условное

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.

Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/naklonenie-glagola

Литературными считаются следующие формы повелительного наклонениявысунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи,
а не высуни, выстави, выправи, высыпи, почисти, не порти, не корчи, не морщи, уведоми, лакомися, закупори, откупори, взглянь, глянь, выдь, не крадь, положь.

Существуют также определенные трудности при образовании форм повелительного наклонения от следующих глаголов:
глядеть
гляди, глядите
, но не глянь, гляньте;
ехать
поезжай, поезжайте, езжай и езжайте
, но не ехай, ехайте,едь,едьте;

ездить
езди, ездите
, но ездь, ездий, ездийте, ездьте;
лечь
ляг, лягте
, но не ляжь,ляжьте;
трогать
трогай, трогайте
, но не трожь, трожьте.

бежать — беги,
а не бежи; бегите,
а не бежите;

лазать — лазай
, а не лазь; лазайте
, а не лазьте;

положить – положи
, а не положь; положите,
а не положьте;

класть – клади
, а не ложи; кладите
, а не ложьте.

3.
В парах видеть
– видать, слышать
– слыхать, мучить
– мучать, лазить
– лазать, мерить
– мерять первые глаголы – книжные, а вторые – разговорные.

Недопустимо при изменении формы литературных глаголов II спряжения мучить, мерить, лазить
добавлять перед окончанием лишнюю букву.

Надо говорить мучу, мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат,
а не мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают.

4.
Литературными считаются следующие формы глаголов в 3 л.ед.ч. наст.вр. полощет, машет, плещет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает
а не полоскает, махает, плескает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит. Обратите внимание на произношение этих глаголов и в других формах.

5.
У глаголов сыпать, трепать, щипать
во всех формах перед окончанием необходимо добавлять Л
.

Например: сыпл
ю, сыпл
ешь, сыпл
ет, сыпл
ем, сыпл
ете, сыпл
ют, а не сыпю, сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпют.

6.
Более распространенными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, чах, иссяк, привык, поник, погас, окреп, замерз,
а не сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул, иссякнул, привыкнул, поникнул, погаснул, окрепнул, замерзнул.

7.
Глаголыс корнем – лож – употребляются только
с приставкой во всех формах: возложить, выложить, доложить заложить, наложить, низложить, обложить, отложить, переложить, положить, подложить, разложить, расположить, сложить, уложить. Ни в коем случае нельзя говорить
ложу, ложишь, ложит, ложим, ложите, ложат.

8.
Глагол класть
употребляется только без приставки
: кладу, кладешь, кладет, кладем, кладете, кладут
, а не укладу, укладешь, укладет, укладем, укладете, укладут.

9. Глагол ужареть
является диалектным, так говорить недопустимо. Надо говорить: Мне стало жарко.

10.
Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Ездить
— я езжу, ты ездишь, он ездит, мы ездим, вы ездите, они ездят (неправильно: я ездию, ты ездиешь и т.п.);

Жечь
— я жгу, ты жжешь, он жжет, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут (неправильно: ты жгешь, он жгет и т.п.);

Печь
— я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут (неправильно:ты пекешь, он пекет и т.п.);

Беречь
— я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут(неправильно: ты берегешь, он берегет и т.п.);

Стеречь
— я стерегу, ты стережешь, он стережет, мы стережем, вы стережете, они стерегут (неправильно: ты стерегешь, он стерегет и т.п.).

11
. Нормативное употребление глаголов кушать
и есть
:

Глагол «кушать» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (Кушать подано) или при обращении к ребенку (Машенька, кушать будешь?). В остальных случаях употребляется глагол «есть». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я кушаю», правильно будет сказать: «Я ем». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «Вы уже ели сегодня?»

12
. Не следует использовать
в речи следующую конструкцию: «Я извиняюсь». Это можно понять так: «Я извиняю себя», именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ». В этом случае надо говорить: «Извините (Простите) меня
».

  • Стены расписаны как пишется
  • Степа на английском языке как пишется
  • Стелятся или стелются как правильно пишется
  • Стелющийся кустарник как пишется
  • Степан писахов все сказки