Ставят ли оценки за итоговое сочинение

На следующей неделе выпускники 11-х классов напишут итоговое сочинение. зачет по нему является допуском к гиа государственной итоговой аттестации, то

На следующей неделе выпускники 11-х классов напишут итоговое сочинение. «Зачет» по нему является допуском к ГИА (государственной итоговой аттестации), то есть ЕГЭ (единого государственного экзамена — для поступающих в вузы) и ГВЭ (государственного выпускного экзамена — для тех, кто не планируют поступать в вузы). «Вслух.ру» дает ответы на главные вопросы, связанные с итоговым сочинением, на основании информации Рособрнадзора.

Сроки написания итогового сочинения

В нынешнем учебном году они перенесены с декабря на апрель. Основной срок — 15 апреля 2021 года. Дополнительные сроки — 5 мая и 19 мая 2021 года. Написать сочинение в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Сколько по времени можно писать итоговое сочинение

Продолжительность выполнения сочинения составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В этот отрезок не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников сочинения, заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для участников итогового сочинения с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения работы увеличивается на 1,5 часа.

Итоговое сочинение начинается в 10.00 по местному времени.

Тематические направления итогового сочинения в 2020/21 учебном году

Всего направлений пять. Объясним, как можно развернуть тему.

«Забвению не подлежит»

Здесь можно порассуждать о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние на развитие общества. Литературным материалом могут послужить как художественные произведения, так и публицистика или мемуарная проза.

«Время перемен»

Меняющийся мир с его проблемами и противоречиями и то, перед каким выбором перемены ставят человека — еще один интересный предмет для рассуждения. Литературный материал: художественные произведения, мемуары, публицистика и научная литература.⠀

«Я и другие»

Взаимодействие между людьми, личностью и обществом, самоопределение человека — вопросы, о которых можно поразмышлять в рамках данных тем, опираясь на литературный материал и личный опыт. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.

«Разговор с собой»

Это темы для тех, кто хочет порассуждать, что значит «быть самим собой», об опасности внутреннего разлада, о совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей или поступков литературных героев, стремящихся понять себя.

«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»

Темы этого направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.

Чем можно пользоваться во время сочинения?

Во время проведения итогового сочинения на рабочем столе участников помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:

• ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);

• документ, удостоверяющий личность;

• орфографический словарь, выданный по месту проведения итогового сочинения;

• листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения;

• лекарства и питание (при необходимости);

• специальные технические средства (при необходимости).

Участники итогового сочинения выполняют работу на черно-белых бланках регистрации и бланках записи формата А4.

В день проведения итогового сочинения участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.

Требования к сочинению, по которому будут оценивать его

Два основных требования следующие: объем и самостоятельность.

Рекомендуемое количество слов — от 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.

Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то ученик также получает «незачет».

Кроме того, итоговое сочинение оценивается по следующим критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность».

Что сделать в последние дни перед итоговым сочинением

Повторить выбранные произведения, возможно, перечитать, чтобы не допустить фактических ошибок в именах, сюжете, за что может быть снижен балл. Возможно, изучить дополнительные произведения.

Повторить правила русского языка, сделав упор на своих слабых местах относительно грамотности: правилах в орфографии, синтаксисе и т. д. В перспективе это потребуется на обязательном экзамене по русскому языку, поэтому повторение будет совсем не лишним.

Как узнать результаты

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).

Результат итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА-11 действителен бессрочно.

Сочинение как индивидуальное достижение при поступлении в вузы

В вузах на некоторые специальности (как правило — гуманитарного профиля) могут быть учтено итоговое сочинение. Поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.

В целом сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более десяти.

Фото: obrnadzor.gov.ru.

Официальные критерии оценивания итогового сочинения от Рособрнадзора.

Документ: mr-is21.pdf

К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые сочинения, соответствующие установленным требованиям.

Требование №1. «Объём итогового сочинения»

1

Рекомендуемое количество слов – от 350.

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачёт» за невыполнение требования № 2 и «незачёт» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».

Критерии №1 и №2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Критерий №1 «Соответствие теме»

Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.

Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения строить рассуждение, доказывать свою позицию, формулируя аргументы и подкрепляя их примерами из опубликованных литературных произведений. Можно привлекать произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы (достаточно опоры на один текст).

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нем существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №4 «Качество письменной речи»

Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.

Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Критерий №5 «Грамотность»2

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных3.

1 При подсчёте слов в сочинении учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчёте не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

2 Итоговое сочинение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме. Оценивание итогового сочинения указанной категории участников итогового сочинения проводится по двум установленным требованиям «Объем итогового сочинения» и «Самостоятельность написания итогового сочинения». Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2, а также дополнительно «зачёт» по одному из критериев № 3 или № 4. Итоговое сочинение в устной форме по критерию № 5 не проверяется.

3 На оценку сочинения по Критерию № 5 распространяются положения о негрубых и однотипных ошибках.

Наступил новый учебный год и стали известны направления итогового сочинения на 2021-2022 учебный год. В декабре 2021 года сочинение предстоит писать всем 11-классникам. В рамках названных направлений Рособрнадзор разработает и предложит конкретные темы, которые станут известны за 15 минут до начала испытания. Сочинения будут оцениваться в формате «зачет» -«незачет». В случае незачета выпускникам будет предствалена возможность пересдачи в марте, а потом еще в мае. Следует также отметить, что итоговое отличается от сочинения ЕГЭ. Это два разных сочинения!

Итоговое сочинение 2021-2022

Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.

Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:

  1. Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
  2. Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
  3. Учащийся получил «незачет».

К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Критерии итогового сочинения 2021-2022

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • Вступление (тезис);
  • Собственное мнение, которое будем доказывать аргументами;
  • Аргумент 1 (доказательство и микровывод);
  • Аргумент 2 (доказательство или контраргумент);
  • Вывод (итог рассуждений);

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна —  «зачёт».

Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Темы и направления итогового сочинения от ФИПИ 2021-2022

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

  • Литература;
  • Темы;
  • Аргументы;
  • Цитаты;

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем креативить и искать аргументы в других источниках.

Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в книгах «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине». Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список. Прослушайте их хотя в виде аудиокниг.

Преступление и Наказание — вечная тема

Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.

Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

  • Литература;
  • Темы;
  • Аргументы;
  • Цитаты;

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

  • Литература;
  • Темы;
  • Аргументы;
  • Цитаты;

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.

Подготовка к итоговому сочинению

Вот еще несколько советов:

Выберите несколько основных произведений из школьной программы, которые можно использовать для раскрытия разных тем. Сделайте краткое содержание каждой книги и используйте его в написании тренировочных эссе. Это поможет запомнить все важные детали и не ошибиться в работе.

Вот наш список подобных книг и отличных кратких пересказов от «Литерагуру». На нашей памяти они использовались наиболее активно каждый год.

  1. Война и мир;
  2. Преступление и наказание;
  3. Тарас Бульба;
  4. Капитанская дочка;
  5. Отцы и дети;
  6. Гроза;
  7. Горе от ума;
  8. Евгений Онегин;
  9. Герой нашего времени;
  10. Обломов.

Также рекомендуем вам читать подборки аргументов и готовые сочинения.

Как написать

Правила оформления работы:

  • Объем: минимум 250 слов, норма 350, ограничений нет;
  • Композиция (4 абзаца): вступление, два аргумента из литературы, заключение;
  • Примерное распределение смысловой нагрузки: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.

Для того, чтобы получить зачет, необходимо раскрыть тему, написать текст объёмом более 250 слов и привести хотя бы один литературный аргумент. Работа без примеров из книг равноценна нулю баллов, так что выбирать вопрос необходимо, основываясь на том, можете ли вы подобрать соответствующий материал.

Ниже представлены примеры сочинений по каждому направлению:

  1. Забвению не подлежит;
  2. Я и другие;
  3. Время перемен;
  4. Разговор с собой;
  5. Между прошлым и будущим.

Алгоритм написания эссе:

  • Выберите понятную тему, к которой вы сможете подобрать литературные примеры. Например: «Может ли верность принести разочарование?»;
  • Выделите вопрос, содержащийся в выбранной формулировке. Например, в тезисе вы говорите, что может, а в качестве примеров приводите случаи, когда это происходит, поэтому вашим вопросом будет:«Когда верность может разочаровать человека?»;
  • Сформулируйте ваш ответ на поставленный вопрос. Например, преданность приносит страдание, когда в отношениях нет взаимности.
  • К этому ответу и подберите аргументы, чтобы закончить второй и третий абзацы логически правильным микровыводом. Например, герой «Гранатового браслета» Куприна страдал оттого, что не мог изменить своему чувству к Вере, то есть семья, любовь и потомство были для него несбыточной мечтой, поэтому он вынужден был уйти из жизни.
  • Напишите сочинение на черновике, тщательно следите за тем, чтобы ваша мысль была понятна и не уходила в дебри словопрений. Не стремитесь написать много, главное, — по делу. Не отвлекайтесь на другие темы, следуйте одной, все время сравнивайте тезис и аргумент, чтобы не было расхождений в том, что вы доказываете. Также не стоит увлекаться деталями и цитатами из текста книги, пересказ романа за эссе вам не зачтут. Вы не должны подтвердить, что читали это произведение, важно доказать, что вы его поняли.
  • Проверьте черновик и исправьте ошибки. Помните, что речевые ошибки можно заметить, прибегая к простому методу: представьте то, о чем пишите. «Выделить» или «подчеркнуть» внимание – нельзя, а вот «заострить» и «обратить» его можно. Посчитайте повторы и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
  • Перепишите на чистовик и проверьте еще раз, читая текст про себя, как будто вслух. Это помогает заметить ошибки. Не забудьте сделать это, ведь черновик при проверке не учитывается!

Вам в помощь мы составил универсальный план и пример для итогового сочинения:

Как правильно раскрыть тему

Для начала следует обратить внимание на композицию и логику своего сочинения, структура которого должна соответствовать следующему плану: вступление, основная часть и заключение.

Во вступлении необходимо расписать главную идею, помогающую раскрыть тему. Она будет представлена в виде основных тезисов, доказательство которых предстоит выполнить в основной части сочинения. Работу необходимо выстроить по порядку. Раскрыть основную мысль можно с помощью объяснения ключевых понятий этой темы либо цитаты. Рассказать об актуальности темы: почему она имеет значимость, что заставляет поразмышлять о ней. И непосредственно ответ на вопрос, заявленный в теме, — тезис.

Основная часть включает несколько абзацев, в каждом из которых выстраиваются аргументы в пользу тезисов. Каждый тезис подкрепляем примерами, приходим к мини-выводу по данному тезису и переходим к новой мысли, которая находит отражение во втором тезисе. Он также опирается на доказательства с примерами, имеет мини-вывод и подталкивает к следующей мысли. Объем основной части должен быть больше, чем количество слов во введении и заключении в целом.

В заключении следует написать выводы по теме, которую мы раскрываем. Это могут быть те же мини-выводы, но выглядеть они должны по-другому, то есть записать вывод в заключении следует другими словами. В заключении можно также воспользоваться призывом с помощью слов «важно», «необходимо», если такой призыв не звучит слишком пафосно или клишировано, например, «Берегите природу!» В последнем абзаце также можно выразить надежду на что-то положительное и оптимистичное. Можно обойтись цитированием, если есть точная уверенность, что высказывание подходит и послужит украшением сочинения, а не испортит его неуместностью или неправильной пунктуацией.

По ссылкам приведены конкретные инструменты, с помощью которых можно раскрыть темы основных направлений.

  1. Забвению не подлежит
  2. Я и другие
  3. Время перемен
  4. Разговор с собой
  5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Список литературы, рекомендованный для написания сочинений

Когда стали известны направления, вместе с ними был выпущен и список книг, рекомендованных для написания работы. Именно эти произведения для итогового сочинения мы перечислим в этой подборке. Также мы разобрали их на предмет аргументов, которые можно взять в качестве примеров из литературы для эссе. Данный разбор вы можете увидеть в статье «Список литературы для итогового сочинения с примерами».

Забвению не подлежит:

  • Н.С. Лесков, «Левша»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • М.Ю. Лермонтов, «Бородино»;
  • Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие»;
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  • М.А. Шолохов, «Судьба человека»;
  • А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;
  • А.Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»;
  • А.А. Ахматова, «Реквием»;
  • А.А. Блок, «Двенадцать»;
  • Д. Лондон, «Мартин Иден»;
  • Э. М. Ремарк, «На западном фронте без перемен»;
  • Э.М. Ремарк, «Возвращение»;
  • В. Гюго, «Собор Парижской богоматери»;
  • Ч. Диккенс, «Лавка древностей».

Я и другие:

  • А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Н.М. Карамзин, «Бедная Лиза»;
  • Н.С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда»;
  • Б.Л. Пастернак, «Доктор Живаго»;
  • В.К. Железников, «Чучело»;
  • Г. Х. Андерсен, «Гадкий утенок»;
  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»;
  • В. Гюго, «Отверженные»;
  • Дж.Д. Сэлинджер, «Над пропастью во ржи»;
  • Д. Киз, «Цветы для Элджернона»;
  • Р. Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливигстон»;
  • Дэниел Гоулман«Эмоциональный интеллект»;
  • М.Е. Литвак, «Психологическое айкидо»;
  • Гэри Чепмен, «Пять языков любви».

Время перемен:

  • А.С. Грибоедов, «Горе от ума»;
  • А.П. Чехов, «Вишневый сад»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • А.П. Платонов, «Юшка»;
  • М.А. Шолохов, «Тихий Дон»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • М.А. Булгаков, «Собачье сердце»;
  • Г.Ш. Яхина, «Зулейха открывает глаза»;
  • Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»;
  • Д. Роулинг, «Гарри Поттер»;
  • Д. Дефо, «Робинзон Крузо»;
  • Д. Лондон, «Мартин Иден».

Разговор с собой:

  • Л. Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;
  • М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»;
  • М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»;
  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;
  • В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой»;
  • А.П. Платонов, «Юшка»;
  • Д. Киз, «Цветы для Элджернона»;
  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери»;
  • Л. Оливер, «Прежде чем я упаду»;
  • Д. Фаулз, «Коллекционер»;
  • Д. Кэмерон, «Путь художника»;
  • Э. Гилберт, «Большое волшебство»;
  • Л. Парфентьева, «100 способов изменить жизнь»;
  • А. Пиз, «Ответ»;
  • М. Уильямс и Д. Пенман, «Осознанность».

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения:

  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети»;
  • П.В. Санаев, «Похороните меня за плинтусом»;
  • В.П. Астафьев, «Конь с розовой гривой»;
  • Д.А. Глуховский, «Текст»;
  • Лорен Оливер, «Прежде чем я упаду»;
  • Кэтрин Бу, «В тени вечной красоты»;
  • Ф. Бакман, «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения».

Частые ошибки

По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!

Соответствие теме

Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.

«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Аргументация. Привлечение литературного материала

По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.

«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Композиция и логика рассуждения

В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения.

«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Качество письменной речи

Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:

  • речевые штампы и канцеляризмы;
  • употребление просторечной лексики;
  • нарушение лексической сочетаемости;
  • употребление плеоназмов;
  • речевые повторы;
  • избыточное употребление синонимов.

«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».

Грамотность

Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.

«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.

Как узнать результаты итогового сочинения по паспорту

Обычно сочинения проверяют учителя уже в день проведения экзамена. Максимальный срок проверки составляет 7 дней. Бланки итогового сочинения будут загружать на специальные порталы. В Москве уже несколько лет их публикуют на сайте mos.ru. Для других регионов бланки будут доступны на сайте просмотра результатов ЕГЭ check.ege.edu.ru. Для проверки необходимо ввести ФИО, Код регистрации или Номер документа (без серии), а также выбрать регион.

Еще один способ: проверить на сайте регионального центра обработки информации (список по регионам).

Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется лицами, входящими в состав комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в образовательной организации и (или) членами комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) в месте, определенном ОИВ, и завершается не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Приказ Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 (с изм. от 16.03.2021) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

Осталось несколько месяцев до старта кампании ЕГЭ-2021. 15 апреля выпускники школ напишут итоговое сочинение, чтобы получить допуск к государственной аттестации. Но для некоторых будущих абитуриентов это еще и дополнительный шанс на поступление в нужный вуз.

5bfd4f239b1d89.60350358

Когда пройдет итоговое сочинение в 2021 году: 15 апреля 2021 года, а также в дополнительные сроки – 5 и 19 мая 2021 года.

Итоговое сочинение — первый этап ЕГЭ, один из самых комфортных. Выпускники пишут его в своей школе, проверяют работы свои же учителя (хотя который год обещают ввести проверяющих со стороны). Непосредственно перед началом экзамена становятся известны темы — из пяти нужно выбрать одну. Темы формируются в рамках заранее объявленных направлений. В 2020-2021 годах это: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен, «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Здесь можно почитать комментарии разработчиков к тематическим направлениям итогового сочинения-2021.

Экзамен длится 3 часа 55 минут. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

За итоговое сочинение можно получить зачет или незачет; каждая зачтенная работа также оценивается в баллах по установленным критериям. Результаты экзамена будут опубликованы на официальном портале ЕГЭ.

Задача большинства — просто получить зачет. Согласно статистике последних лет, это не так уж трудно: «неуд» получают меньше процента от общего числа участников. Исправить оценку можно в резервные даты: если ничто не изменится, это будут 21 апреля и 5 мая.

Что дает итоговое сочинение

Хорошая оценка за итоговое сочинение — не просто зачет, а еще и «индивидуальное достижение», за которое некоторые вузы дают дополнительные баллы при поступлении (так же, как за победы в школьных олимпиадах, волонтерство, спортивные заслуги). О желании зачесть оценку за сочинение абитуриент должен сам заявить в приемной комиссии. Действует это право в течение четырех лет после получения оценки. Многие вузы перепроверяют работу и ставят свою оценку.

Выбирая, на скольких произведениях строить рассуждение, выпускник должен иметь в виду следующее. Хоть в критерии №2 оценки сочинения («Аргументация. Привлечение литературного материала») указано: «достаточно опоры на один текст», ФИПИ советует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).

Какие вузы добавляют баллы за сочинение

Вузы, которые дают дополнительные баллы за итоговое сочинение, могут менять условия год от года. Поэтому лучше уточнять детали в самом заведении. К примеру, в 2020 году МГУ давал за итоговое сочинение до 2 баллов, МИФИ — до 2 баллов, ВШЭ — до 5 баллов, ИТМО — 1 балл, ЛЭТИ — 1 балл, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна — до 10 баллов, Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича — 1 балл.

Некоторые вузы баллы не начисляют, но учитывают как критерий в пользу выпускника при прочих равных.

Как написать итоговое сочинение лучше

5bfd4b2f98a670.61145407

Лучше сопоставить 2–3 произведения

5bfd49140c5738.99517186

Самая распространенная ошибка — это отсутствие конкретики при аргументации своих мыслей. Обойтись общими словами не получится; основная часть сочинения — это аналитическая работа. Пересказывать сюжет выбранного произведения и его общеизвестную трактовку не нужно. Надо рассмотреть отдельные эпизоды, наиболее ярко иллюстрирующие заявленную тему. Привести по возможности цитаты. Таким образом ученик покажет, что он не просто «что-то слышал» об этом, а читал и вникал в смысл.

Ограничений по выбору литературы нет. Это могут быть и современные произведения как российские, так и зарубежные. По сути, достаточно как следует изучить всего несколько книг из школьной программы, чтобы получить нормальную оценку. Но тем, кто рассчитывает на высокий балл или просто хочет написать достойную работу, этого будет мало. Начитанность или ее отсутствие всегда проявляется в работе.

Можно опираться на одно произведение, но лучше сопоставить два-три. Не сравнить, а именно сопоставить, раскрыв тему с разных сторон. При этом более важно качество аргументации, чем количество произведений.

При проверке обращают внимание и на культуру речи. Желательно, чтобы выпускник использовал в тексте литературоведческие термины: художественный метод, система образов, композиция, кульминация и другие. Можно обратить внимание на яркую метафору, отметить гиперболизированный образ. Опять же, это должно быть уместно и конкретно.

Спасти ситуацию поможет Пушкин

5bfd4920c3db87.09874536

Выбирайте тему сочинения, на которую сможете уверенно порассуждать с опорой на литературный источник. Соответствие рассуждений заявленной теме — главный критерий оценки сочинения на зачет.

Обычно направления тем становятся известны в начале сентября, у школьников есть несколько месяцев для подготовки (как минимум, три — в доковидные годы сочинение писали в декабре, — ред.). В это время нужно сделать упор на изучение литературных произведений, проблематика которых подходит заданным направлениям. Это не так уж и сложно даже для учащихся с небольших читательским кругозором, так как есть универсальные произведения, подходящие для большого круга проблем и тем. При этом объем их невелик, и чтение не отнимет у школьника много времени. Например, таким универсальным текстом является «Капитанская дочка» Пушкина. На мой взгляд, для литературной аргументации по некоторым заданным направлениям достаточно будет хорошего знания этой повести.

Однако, возможно, одного текста для аргументации будет мало. Ведь работа должна быть выполнена в рамках определенного объема — не менее 250 слов (рекомендуемое количество слов — 350). Есть три «глыбы» — «Преступление и наказание», «Война и мир» и «Обломов»: чтение и понимание проблематики этих романов может дать пищу для литературной аргументации на любую тему. Если школьники испытывают серьезные затруднения с чтением и не могут похвастать хорошим знанием этих произведений, я бы советовала прочитать и использовать при анализе такие небольшие тексты, как «Телеграмма» Паустовского и «Выстрел» Пушкина. Они могут быть хорошей опорой для раскрытия часто встречающихся тем.

Хорошо, если ученик попробует заранее написать пробные варианты сочинений в домашних условиях — примерные темы в рамках заданных направлений есть в интернете. Это отличная возможность потренировать навык формулировки мысли на письме.

Чем проще предложение, тем яснее мысль. Не надо умничать, оригинальничать и выпендриваться. Четкое, связное аргументированное изложение без грубых речевых ошибок — вот что ценят эксперты при оценивании.

Полезные ссылки

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Ставится ли точка после названия сочинения
  • Ставропольский край на английском как пишется
  • Ставрополь по английски как пишется
  • Ставлю в известность как пишется
  • Ставишь как пишется правильно
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии