Старый охотник мануйло без часов знал время сочинение

Рассказ э. а. по сердце-обличитель можно использовать в качестве аргумента, раскрывающего направление итогового сочинения 2021-2022 преступление и наказание.время чтения:

Рассказ Э. А. По «Сердце-обличитель» можно использовать в качестве аргумента, раскрывающего направление итогового сочинения 2021-2022 «Преступление и наказание».

Время чтения:
≈ 10 минут.

Проблемы:
-преступление и наказание

-совесть
-вина

Да! я был, — как и теперь я, — нервозен, очень, очень, страшно нервозен; но зачем вы хотите называть меня сумасшедшим? Болезнь изощрила мои чувства, а не испортила, не притупила их. В особенности тонко было у меня чувство слуха. Я слышал все на небе и на земле. Я слышал многое в аду. Так я сумасшедший? Слушайте же и наблюдайте, как здраво, как спокойно я могу рассказать вам всю историю.

   Я не в состоянии припомнить, каким образом первая мысль запала мне в голову; но, запавши раз, она преследовала меня день и ночь. Цели здесь не было никакой, страсти — никакой. Я любил этого старика. Он никогда не делал мне зла. Он ничем не оскорбил меня. Я вовсе не желал его денег. Мне кажется, причиною всему был его глаз… да, именно так! один глаз его был похож на глаз ястреба — бледно-голубой, с бельмом. Когда взгляд его падал на меня, вся кровь моя застывала в жилах. И вот, постепенно, мало-помалу, я задумал убить старика, чтобы избавиться навсегда от его глаза.

   Итак, вот в чем состояло дело. Вы воображаете, что я сумасшедший. Сумасшедшие ничего не понимают, но посмотрели бы на меня! Вы увидели бы, как благоразумно я действовал, с какою осторожностью, с какою прозорливостью, с каким притворством я шел к своей цели ! Я никогда не был так ласков к старику, как в последнюю неделю пред его смертью. И каждую ночь около полуночи я поворачивал ручку его двери и отворял ее,— как тихо отворял! Отворив несколько, чтоб просунуть голову, я продвигал туда потайной фонарь, закрытый наглухо, так что из него не выходило ни малейшего света; потом просовывал голову. О! вы засмеялись бы, если бы увидели, как хитро я делал это, как медленно-медленно поворачивал голову, чтобы не разбудить старика. Мне нужен был целый час для того, чтобы просунуть всю голову в приотворенную дверь и увидеть, наконец, как он лежит на своей кровати. Разве сумасшедший мог быть так рассудителен? Затем я осторожно открывал фонарь — как осторожно! Я открывал его как раз настолько, чтобы на ястребиный глаз упал одинокий, тонкий луч света. И я делал это целые семь ночей сряду — ровно в полночь — но глаз всегда был закрыт, и мне невозможно было приступить к делу, потому что меня беспокоил не сам старик, а злой глаз его. И каждое утро я смело входил в его комнату и спокойно говорил с ним и тоном задушевной привязанности называл его по имени и спрашивал, как он провел ночь. Вы видите из этого, что он был бы необыкновенно проницателен, если бы подозревал, что в эту самую ночь, ровно в двенадцать часов, я наблюдал его сон.

   В восьмую ночь я отворил дверь еще осторожнее, чем прежде. Минутная стрелка на часах двигалась скорее, чем моя рука. Никогда до этой ночи я не чувствовал всего объема моих сил, моей хитрости. Я едва мог сдерживать чувство торжества при мысли, что вот я отворяю дверь, а он даже и во сне не видит моих тайных дел и помыслов. У меня вырвался смех; может быть, старик услыхал его, потому что он задвигался на кровати, как будто в испуге. Вы думаете, что я отступил? — ошибаетесь. В комнате его царствовала непроницаемая тьма (ставни были заперты от воров), он не мог видеть, что дверь отворена, — и я все больше и больше открывал ее.

   Я уже просунул голову внутрь комнаты и хотел открыть фонарь, но мой большой палец соскользнул с жестяной застежки. Старик вскочил и закричал: «кто там?»

   Я не двигался с места и не отвечал. В продолжение целого часа ни один из моих мускулов не шевельнулся, и однако же не слышно было, чтобы старик лег опять. Он все сидел на своей кровати и прислушивался…

   Вдруг я услыхал тихий стон и понял, что это стон смертельного страха. Это не быль стон боли или горя — о, нет! Это был подавленный звук, который вырывается из глубины души, переполненной ужасом. Он был мне коротко знаком. Много ночей, ровно в двенадцать часов, он выходил из моей собственной груди, усиливая овладевавший мною ужас страшным своим отголоском… Да, этот звук был хорошо мне знаком. Я знал, что чувствовал старик в эту минуту, и жалел его, хотя смеялся в душе. Я знал, что он не спит с той минуты, как услыхал первый легкий шум и повернулся на своей постели. Я знал, что страх его все усиливается; он старается вообразить, что этот страх неоснователен — и не может. Он говорит себе: «это скрипнул пол» или — «это крикнул сверчок». Да, он старается ободрить себя такими предположениями, но напрасно. Все напрасно, потому что приближающаяся к нему смерть накинула на жертву свою мрачную тень. Тяжелое влияние этой невидимой тени заставляло его чувствовать присутствие моей головы в комнате, хотя он не видел и не слышал меня.

   После долгих и очень терпеливых ожиданий, не слыша, чтобы он лег опять, я решился чуть-чуть приотворить фонарь. Вы не можете представить себе, как медленно и осторожно я это сделал. Наконец тусклый луч света, тонкий как нить паутины, вырвался из отверстия и упал на ястребиный глаз.

   Он был раскрыт, широко раскрыт — и я закипел бешенством. Я видел совершенно явственно этот глаз — безжизненно-голубой, с отвратительною плевою, взгляд, леденивший мозг в костях моих. Но я не мог рассмотреть ни остальных частей лица, ни фигуры старика, потому что, как будто по инстинкту, я направил луч света именно на проклятое место.

   Вдруг… (не говорил ли я вам, что все, что вы считаете сумасшествием во мне, есть не более как необыкновенная острота чувств?) вдруг мне послышался глухой, неясный, быстрый звук, подобный тому, какой производят часы, завернутые в хлопчатую бумагу. Мне хорошо был знаком и этот звук. Это было биение сердца старика. Оно усилило мое бешенство, как звук барабана возбуждает мужество в солдате.

   Но я все-таки удерживался и не шевелился. Я испытывал, до какой степени неподвижно я могу держать свет над ястребиным глазом. Между тем, адский стук сердца усиливался. Он становился все быстрей и быстрей, громче и громче с каждым мгновением. Должно быть, ужас старика дошел до последней степени! Я говорил вам, что я нервозен — это правда. И теперь, в первый час ночи, среди страшного безмолвия старого дома, этот странный стук возбудил во мне непреодолимый ужас. Однако же несколько минут я удерживался и не шевелился. Но биение сердца становилось все громче и громче! мне казалось, что оно лопнет. И мною овладело теперь новое беспокойство: этот звук может быть услышан соседом. Час старика настал! С громким воплем я раскрыл фонарь и вскочил в комнату. Он вскрикнул — вскрикнул только один раз. В одно мгновение я стащил его на пол и закрыл тяжелой периной. Потом я весело засмеялся, радуясь, что дело так подвинулось вперед. Но еще много минут сердце старика билось с глухим шумом. Впрочем, это не беспокоило меня: его нельзя было слышать через стену. Наконец оно замолкло. Старик умер. Я отвалил перину и начал рассматривать труп. Да, он был мертв, мертв как камень. Я положил руку ему на сердце и долго держал ее так: — ни малейшего трепета. Старик мертв. С этих пор глаз его уже не будет беспокоить меня!

   Если вы все-таки считаете меня сумасшедшим, то оставите свое мнение, когда я опишу благоразумные предосторожности, принятые мною для того, чтобы спрятать тело.

   Ночь проходила, и я работал молча, но скоро. Прежде всего, я разделил труп на части. Я отрезал голову, руки и ноги. Затем я поднял три половницы и уложил все это между балками. Потом пригнал доски опять на прежнее место так искусно, что никакой человеческий глаз ничего не мог бы заметить. Мыть было нечего: ни одного пятна, ни одного брызга крови! Я быль слишком осторожен для этого. Могила вместила в себе все — ха! ха! ха!

   В четыре часа утра я кончил работу. Темнота была такая же, как в полночь. Когда колокол прозвонил четыре, то послышался стук в дверь, выходившую на улицу. Я пошел отворить ее. На сердце у меня было легко: чего мне было теперь бояться?

   Вошли три человека, объявившие, что они полицейские чиновники. Сосед слышал ночью крик, у него родилось подозрение чего-то недоброго; он сообщил об этом полиции, которая и поручила этим людям сделать обыск на месте.

   Я улыбнулся; чего мне было бояться? Я ласково принял джентльменов. Что касается до крика, сказал я, то это я сам кричал во сне. Старик уехал за город. Я водил моих посетителей по всему дому; я заставлял их искать, хорошенько искать. Наконец я привел их в его комнату. Я показал им его богатства, целые и нетронутые. В энтузиазме моей уверенности, я принес в комнату стулья и просил их отдохнуть здесь, между тем как сам, в дикой дерзости полного торжества, поставил свой стул на самом том месте, где лежало тело жертвы.

   Полицейские были удовлетворены. Моя непринужденная манера убедила их. Я был необыкновенно спокоен. Они сели, и между тем как я весело отвечал на их вопросы, они болтали об обыкновенных предметах. Но скоро я почувствовал, что бледнею, и стал желать, чтобы они ушли. Голова моя разболелась, и мне показалось, что у меня звенит в ушах. А они все сидели и разговаривали. Звон становился все явственнее; я начал больше говорить, чтобы избавиться от этого ощущения, но оно продолжалось и приобретало какую-то определенность. Наконец я заметил, что этот звон раздается не в ушах моих.

   Без сомнения, я тогда очень побледнел. Я возвысил голос и заговорил скорее. Что мне оставалось делать? Это был тихий, глухой, быстрый звук, очень похожий на тот, который производят часы, завернутые в хлопчатую бумагу. Я задыхался, а полицейские все еще ничего не слышали. Я заговорил скорее, с большим жаром, но шум постоянно усиливался. Я встал и начал рассуждать о пустяках, возвышая голос и сильно жестикулируя, — но стук все усиливался. Неужели они не думают уйти? Я тяжело шагал по комнате, как будто бы доведенный до бешенства замечаниями моих собеседников; но стук постоянно усиливался. О Боже! что мне делать? Я был вне себя, я говорил вздор, я произносил проклятия! Я поворачивал стул, на котором прежде сидел, и двигал им по полу, — но стук все-таки был слышен и все усиливался. Он становился все громче, громче и громче! А полицейские все еще шутливо болтали и смеялись. Неужели они не слыхали? Всемогущий Боже! нет, нет, они слышали, они подозревали, они узнали, и издевались над моим ужасом! Я так думал тогда, так думаю и теперь. Хуже этой агонии ничто не может быть. Всякую пытку было легче вытерпеть, чем такую насмешку. Я не мог более выносить эти лицемерные улыбки! Я почувствовал, что должен закричать или умереть! И вот — опять! — громче! громче! громче!

   — Негодяи! — вскричал я, — перестаньте притворяться. Я сознаюсь! подымите доски! вот здесь — здесь! Это бьется его гнусное сердце!

%25D0%2591%25D0%25B5%25D0%25B7%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25B7%25D0%25B2%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25285%2529

 Вопросы по
3-4 части второго тома CloudText

1.  Как отнеслись к сватовству Берга Ростовы?

2. Какое впечатление произвела Наташа на князя Андрея? Что почувствовала Наташа, став его невестой?

3. Почему Николай Ростов испытывал страх, читая письма из дома? Какое известие (письмо) его особенно огорчило, оскорбило?

4. Как вы объясните такое замечание Толстого «Письмо это подействовало на Николая. У него был тот здравый смысл посредственности, который показывал ему, что было должно». О каком письме идет речь?

5. Объясните: «Он знал, что надо ехать из этого ясного, хорошего мира куда-то туда, где все было вздор и путаница».

6. Что удивляло Николая в Наташе и «даже заставляло недоверчиво смотреть на сватовство Болконского»?

7. Чем закончились попытки Николая Ростова поправить имущественные дела семьи?

8. Почему во время охоты старый «граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению»?

9. За кого сосед Елагин «год тому назад отдал соседу три семьи дворовых»? Почему во время охоты «Наташа, не переводя дух, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело»?

10. Что сделала Наташа после ужина у дядюшки? Как в этом проявился ее характер? Почему «она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре»?

11. Как изменилась Наташа после четвертого письма от князя Андрея?

Как отнеслись к сватовству Берга Ростовы?

Ростовы согласились на предложение Берга,
поскольку Вере было уже 24 года. Однако сама персона Берга (незнатность его
рода) ничуть не льстила семье Ростовых, а даже наоборот, оскорбляла их. Я
считаю, что Берг был для Веры единственным вариантом, и, если бы Ростовы
отказались, Вера бы так и не вышла замуж.
Также у Ростовых практически не было денег и они
не могли подготовить хорошее приданное (а ведь помимо Веры ещё и для Наташи
нужно было приданное), а Берг был в курсе положения Ростовых и все равно хотел
жениться. 

———————-

Его
предложение было принято, пусть и с некоторым недоумением, ведь Вера была
«графиней Ростовой», а он сыном дворянина. Берг решил жениться на девушке ещё 4
года назад, и тут в достижении цели ему помогла твёрдость собственного
убеждения и незлой эгоизм. Более того, Вере было уже 24 года, а ей до сих пор
никто не предлагал своей руки, поэтому при том положении дел Ростовых ответ был
очевиден.

Какое впечатление произвела Наташа на
князя Андрея? Что почувствовала Наташа, став его невестой?

В его глазах она отличалась от всех своей живостью,
поэтичностью, представляла собой чуждый ему мир, который он хотел познать.
Наташа после предложения Андрея, заплакав от счастья, думала о том, как теперь
из девочки-ребенка сделалась равной этому чужому, милому и умному человеку, как
теперь стала большой и ответственной за свои слова и дела.

  ——————-

Наташа оживила князя Андрея, пробудила в
нём ощущение молодости, которое прежде было утеряно. При их первой встрече
Андрей почувствовал ту любовь ко всему окружающему, которой Наташа делилась со
всеми, и это будто стало для него призывом к продолжению жизни и счастью.
Наташа ощущала духовную близость к Андрею, и это притягивало её к нему. Став
его невестой, Наташа почувствовала себя по-настоящему счастливой. Она верила в
исключительность их чувств и, даже будучи расстроенной его отъездом, ждала и
знала наверняка, что как только Андрей вернётся, её жизнь станет прекрасной.

  ——————-

Андрей
почувствовал нечто живое в Наташе, после разговора с Пьером о масонстве. Она
не была «все остальные». Когда кн Андрей впервые услышал Наташу ночью, ему
захотелось, чтобы Наташа говорила именно о нем, а не о луне. Таким
образом, Андрея поразила искренность и особенность Наташи, можно даже сказать,
что Наташа стала символом перерождения кн Андрея. Особенно это подчёркнуто
в эпизоде ​​с балом. Она отличалась фигурой от любимицы Элен. Наташа
впервые почувствовала, что она по-настоящему влюблена (как Соня).

 ——————-

Князь Андрей вновь почувствовал себя живым. Молодым рядом с
ней. Эта воздушная, невинная радостная девушка вселила в него надежду на
продолжение его жизни. Наташа почувствовала, что теперь она уже совсем
повзрослела и не будет больше детских забав, девичьих несерьезных
влюбленностей. Теперь она невеста.

——————-

В свою
первую встречу с Наташей князь Андрей недоумевал, как она может жить своей
лёгкой и беззаботной жизнью и даже не задумываться о нём (князе Андрее). Его
удивили ее глупые рассуждения о Луне и полете, она заинтересовал его. На балу,
во время танца, Наташа поражает его свой красотой и юностью. После он долго
думает о ней, размышляя о планах на будущее. Наташа была счастлива, когда он
предложил ей выйти замуж за него, но ее невероятно расстроило то, что нужно
было отложить свадьбу на год. Она даже сначала и не услышала его слова о
свадьбе, поглощённая мыслями о том, как же она счастлива. Перед приездом
Болконского она долгое время провела, думая, что он ее разлюбил и больше не
приедет, поэтому его внезапное появление и предложение возымели ещё более
сильный эффект на Наташу, чем если бы он объявил об этом, не уезжая.

——————-

Девушка
казалась ему чем-то особенным, чуждым этому светскому обществу, отличным от
всего и очаровательно милым. Получив предложение от своего кавалера, Наташа
вдруг почувствовала себя очень счастливой, но затем задумалась на тему того,
что неужели теперь она, казалось бы ребёнок, будет равна этому взрослому и
уважаемому в обществе человеку.

Почему Николай Ростов испытывал страх,
читая письма из дома? Какое известие (письмо) его особенно огорчило, оскорбило?

Николай испытал блаженство праздной жизни, но вместе с
тем исполнения долга, это состояние ему подарила военная служба. Он
отстранился от житейских расстройств и боялся, что матери так скоро вернут его
в прежний мир. Его особенно огорчило известие о помолвке Наташи с Андреем:
жалко было терять Наташу из дома, а также шанс показать Болконскому, что он не
оказал Ростовым большую честь своим предложением.

 ——————-

Находясь в полку, Николай оградился от
всего, что оставил в мирной жизни. Он жил в другой среде, с другими людьми и
другими проблемами, а письма из дома будто вырывали его из полка и кидали
назад; туда, куда ему не хотелось возвращаться. В 1810 году он получил письма
родных, где говорилось о помолвке Наташи с Андреем. Это известие огорчило и
оскорбило Николая. Во-первых, он бы хотел присутствовать при этом событии;
во-вторых, он не хотел терять Наташу и отпустить её в другой дом.

——————-

Он всё еще не хотел возвращаться домой, ведь в полку его
жизнь полностью определена и понятна, а дома надобно объясняться с соней и
нести за всё ответственность. Известие о положении дел семьи его огорчило
особенно, ведь теперь ему точно нужно домой. Более того, ему не понравилось,
что свадьбу Наташи отложили на год.

——————-

Николай
не хотел уезжать, он боялся, что если он вернётся домой его спокойной жизни
придет конец, ему снова нужно будет беспокоится о различных делах, которые его
не заботили на войне. Его оскорбило письмо с известиями о помолвке Наташи с
Болконским. Николай очень любил Соню и не хотел отдавать ее князю Андрею. Он
думал, что если бы он был тогда дома, то показал бы Болконскому, что это не
такая уж и большая честь, что князь Андрей делает его сестре предложение, что
можно было бы и обойтись без благословения старого князя Болконского, коль
Андрей любит Наташу.

——————-

Николай
боялся, что его хотят вывести из той среды, в которой ему было комфортно, тихо
и спокойно. Он чувствовал, что, если приедет к графу, ему придется
столкнуться с проблемами, ссорами, придется разбираться с Соней. Особенно
его огорчило известие о помолвке Наташи и князя Андрея, так как он не хотел
терять Наташу.

——————-

Николай
не желал покидать свою «зону комфорта», где он жил тихо и спокойно, был любим и
уважаем, пусть и находясь вдали от дома. Там, в Москве, его ждали и семейные
финансовые трудности, и объяснения с Соней, сталкиваться с которыми в тот
момент он совсем не желал. Одно письмо графини особенно задело молодого
Ростова, однако с места не сдвинуло. Как ни странно, в нем говорилось о
помолвке сестры с князем Болконским.

Как вы объясните такое замечание Толстого
«Письмо это подействовало на Николая. У него был тот здравый смысл
посредственности, который показывал ему, что было должно». О каком письме идет
речь?

Речь идёт о письме графини Ростовой, в
котором говорится о крайне плохом положении дел. Николай, будучи старшим сыном,
понимал, что теперь проблемы всего семейства лежат на нём одном, и ему «должно»
ехать домой.

 ——————-

Он не мог полностью понять, для чего нужно ехать, но здравый
смысл подсказывал ему, что ехать определенно нужно, раз маменька пишет так:
умоляю тебя, приезжай сейчас же!

——————-

Графиня Ростова звала сына домой. В письме
она писала ему, что их семью настигает разорение. Николай боялся ехать домой,
потому что там он испытывал смешанные чувства, и она ему нравилась. Мама писала
Николаю, что он обязан приехать. Николай понял, что сейчас он действительно должен
поехать, что без этого всё рухнет.

——————-

Речь
идёт о письме матери, в котором она сообщает о том, что дела идут плохо и
Николай обязан приехать и взяться за дела. Из-за того, что все обманывают
графа, ситуация становится всё хуже и хуже. Николай почувствовал себя ответственным
за будущее всего семейства.

——————-

В этом
крайнем письме графиня буквально умоляла сына приехать домой в самое ближайшее
время, поскольку отец не справляется с хозяйственными задачами и дела семьи
совсем плохи, и ежели он не поможет их поправить, все они рискуют «пойти по
миру». И действительно, ехать было «должно», если не в отставку, то хотя бы в
отпуск.

Объясните: «Он знал, что надо ехать из
этого ясного, хорошего мира куда-то туда, где все было вздор и путаница».

Безусловно, в полку были проблемы. Но они
не падали на одного Николая, и от них не зависела судьба всей его семьи. Дома
же его ждали дела и вопросы, к которым он не хотел возвращаться, которые были
«вздором и путаницей»

——————- 

Дома
было много дел с которыми ему бы пришлось столкнуться: разорение его семьи,
обещание Соне, высшее общество и тд, а он не хотел уезжать. Николаю была
интересна война, он ждал повышения, хотел съездить с гусарами на бал, но
понимал, что надо ехать домой

Что удивляло Николая в Наташе и «даже
заставляло недоверчиво смотреть на сватовство Болконского»?

Николаю казалось, что Наташа не была
похожа на влюблённую девушку. Да, она была весела, как и прежде, но её
спокойствие, не нарушаемое отъездом Андрея, настораживало брата.

——————-

Ему
казалось, что сестра теперь совсем не та, что была прежде. В то же время он
удивлялся ее спокойствию, столь не похожему на поведение невесты в разлуке с
любимым. Дополнительное недоверие его вызывали странные условия свадьба, а
именно отсрочка такого важного события на год.

Чем закончились попытки Николая Ростова
поправить имущественные дела семьи?

Николай понял, что в этом он смыслит даже меньше, чем его
отец, поэтому решил больше не заниматься домашними делами и предался охоте.

 ——————-

Николай был уверен, что во всех денежных
проблемах семьи виноват Митенька, и, не дав тому объясниться, сорвался на нём.
Когда же отец сказал сыну о невиновности Митеньки, Николай убедился, что он не
до конца понимает семейные дела.

——————-

Импульсивным
выгоном завравшегося Митеньки и целым «шоу» для всех остальных служащих дома
Ростовых. Затем, правда, отец попытался обьяснить сыну его неправоту (но в тоже
время Илья Андреевич понимал, что и сам делает что-то не так) и Николай
окончательно решил больше не браться за эти хозяйственные финансовые вопросы, в
которых он, по сути как и все домашние, смыслил крайне мало.

Почему во время охоты старый «граф, как
наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к
своему положению»?

Старый граф испытывал смущение и
неловкость из-за того, что упустил волка.

——————-

Граф
упустил волка, он уронил табакерку, из-за чего ему пришлось слезть с лошади, и
в итоге не успел поймать волка, упустив его.

——————-

Граф
получил колкое замечание от Данилы, поскольку упустил добычу (волка). Илья
Андреевич был сконфужен, ведь эта ситуация характеризовала его как не слишком
умелого охотника.

За кого сосед Елагин «год тому назад отдал
соседу три семьи дворовых»? Почему во время охоты «Наташа, не переводя дух,
радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело»?

Елагин «год тому назад отдал соседу три
семьи дворовых» за красно-пегую Ерзу. Во время охоты чувства переполняли
Наташу, она была не в силах их сдерживать и всеми этими действиями выражала
свои эмоции.

——————- 

За красно-пегую Ерзу. Наташа была счастлива. После поимки
зайца все охотники воодушевленно переговаривались, не замечая, слушают их или
нет, и Наташа, не стыдясь, восторженно визжала, выражая свои чувства.

——————-

За красно-пегую Ерзу. Все охотники были в предвкушении
удачной охоты, и Наташа своим криком и визгом выражала свои эмоции и эмоции
всех охотников.

——————-

За пегую Ерзу — лучшую среди его охотничьих собаках. Елагин
отвечал на комплименты Николая относительно неё крайне спокойно, но отлично
понимал ценность Ерзы. А визг Наташи выражал нескрываемую бурю эмоций девушки,
которую вполне разделяли все присутствующие, просто не демонстрировали их таким
образом.

Что сделала Наташа после ужина у дядюшки?
Как в этом проявился ее характер? Почему «она решила, что не будет больше
учиться на арфе, а будет играть только на гитаре»?

После ужина Наташа начала танцевать, а скорее плясать,
при этом не зная ничего о пляске. Она лишь почувствовала сердцем, как должно это
делать, и заранее готовилась к этому моменту. Ей понравилась задушевное пение
дядюшки, и ей захотелось также «раскрыть свою душу пением». А в этом пении слово
что-то значило.

———————-

После ужина у дядюшки Наташа попросила у
него гитару и быстро подобрала аккорды. Она показала решительность и смелость,
готовность и открытость чему-то новому. Те же качества заставили её отказаться
от игры на арфе.

———————-

Она станцевала, но не просто так, а по-русски. Откуда взялся
в ней, обученной француженкой, этот русский дух? Этим танцем она показала свою
радость, свое постоянно  желание сделать
всех вокруг такими же счастливыми, какой она сама являлась сейчас

——————-

Наташа
была в восторге от пения и игры дядюшки и ей очень хотелось принять участие в
происходящем. Сначала все присутствующие испугались ее энтузиазма, но вопреки
опасениям зрителей каждое ее действие было поражающе правильно и уместно,
несмотря на воспитание в обществе «другого формата». Новое, особое отношение к
дядюшке и его творчеству проснулось в девушке после этого вечера. Тогда она
сделала заключение, что теперь хочет играть только на гитаре, но зная Наташу,
вряд ли оно будет будет воплощено в жизнь именно так. Если говорить о характере
девушки, возможно в этих действиях в очередной раз проявляется ее
восприимчивость в новому, непредвзятость к окружающему, что действительно
отличало ее от большинства. Вместе с тем эпизод снова показывает нам как ярко
Наташа выражает свои эмоции и как уверенно действует, совершенно не стесняясь
себя и своего выбора.

Как изменилась Наташа после четвертого
письма от князя Андрея?

Наташе хотелось показать Андрею и всем
окружающим свою любовь и поделиться ей с миром. Но Андрей был далеко, и это наводило
на неё грусть, с которой Наташа никак не могла справиться.

 ———————-

Она сильно переживала его отъезд и теперь, когда кн. Андрей
еще более отложил их встречу, Наташа почувствовала, что тратит себя, свою
энергию, свою молодость и любовь понапрасну. Она не могла вынести этого боле.

———————-

Наташа чувствовала грусть, она считала, что зря теряет время,
пока князь Андрей оживлённо и интересно проводит свои дни. Они сидела и думала
о нем, а он бывал в новых местах и заводил новые знакомства, это сердито ее.
Наташа с каждым днём становилась взволнованнее и нетерпеливее, ожидая, когда
она встретиться наконец-то с князем Андреем.

——————-

После четвёртого письма на Наташу начали находить минуты
грусти, с которой она могла бороться. Ей было жалко себя, жалко, что она
так даром пропадает все это время.

——————-

Все предшествующие этому письму месяцы разлуки Наташа жила
вполне спокойно и радовалась жизни. В этом четвёртом письме говорилось о
дополнительной отсрочке возвращения в Москву князя Андрея из-за открывшейся
раны, и с этого момента девушка начала чувствовать переживания относительно
происходящего. Ей было жалко времени, уходящего в никуда, в бессмысленное
ожидание. Ей некуда было деть всю свою любовь, она ждала именно «его». Автор посвящает
целый эпизод тому, как Наташа жалуется матери, затем проверяет весь дом и
раздражается окружающему ее привычному ходу дел.

Сочинение

Владимир
Дубровский и Маша Троекурова

(по роману
А. С. Пушкина «Дубровский»)

В романе
«Дубровский» Александр Сергеевич Пушкин говорит о чести и подлости, любви и
ненависти, благородстве и низости.

Одной из
важных сюжетных линий романа является история взаимоотношений Владимира
Дубровского и Маши Троекуровой. В судьбах этих героев много общего. Они оба
рано потеряли матерей и были лишены достаточной родительской ласки и тепла.
Один воспитывался вдали от дома, другая жила при отце, но, избегая проявлений
его горячего и непредсказуемого нрава, предпочитала уединяться с книгами,
нежели открывать свои чувства родителю.

Владимир
знал Машу еще ребенком, и она «тогда уже обещала быть красавицей». Направляясь
по зову старой Егоровны к больному отцу, Дубровский-младший вновь увидел Машу и
полюбил. Эта любовь взяла верх над ненавистью и жаждой мести. И несмотря на то,
что отец Маши, Кирила Петрович, был первым врагом Владимира, виновником всех
его несчастий, благородный разбойник отказывается от налетов на Покровское.

Дубровский
является в дом Троекурова под видом молодого учителя, француза Дефоржа, который
поначалу не возбуждает никакого интереса у Марьи Кириловны. «Воспитанная в
аристократических предрассудках», она не воспринимала его не только как
мужчину, но и как объект, заслуживающий внимания. «Учитель был для нее род
слуги или мастерового, — говорит автор, — а слуга или мастеровой не казался ей
мужчиною».

Дерзкая
забава отца помогла Маше увидеть в Дефорже мужественного и смелого человека.
Оставшись наедине с медведем, Владимир нисколько не растерялся, он выхватил
пистолет и выстрелил в ухо голодному зверю. Свой неожиданный для всех поступок
«француз» объяснил тем, что «не намерен терпеть обиду». Это по-настоящему
потрясло Машу. Именно о таком герое грезила она после чтения французских
романов.

Ограбление
Антона Пафнутьича заставило Дубровского бежать из троекуровского дома. Не желая
прослыть подлецом, Владимир решается объясниться с Машей, открыть ей истину о
себе. Записка Дубровского возбудила в Маше двойственные чувства: с одной
стороны, ей было любопытно и приятно, с другой — своим приглашением на ночное
свидание учитель ставил ее в неловкое положение. Тем не менее Маша согласилась.
Героиня ждала объяснения в любви, а услышала страшное признание: «Я не француз
Дефорж, я Дубровский». Владимир в очередной раз продемонстрировал храбрость и
благородство, но это стало для Марьи Кириловны настоящим ударом. Вернувшись к
себе, долго рыдала она «в истерическом припадке». Все ее надежды на счастье
были разрушены. Вынужденный скрываться, Дубровский обещает быть преданным Маше
и предлагает ей свою помощь и защиту. Марье Кириловне она действительно
понадобилась, когда появился князь Верейский. Имение князя Верейского, богатого
помещика, находилось всего в тридцати верстах от Покровского. Вернувшись из-за
границы, старый князь, не привыкший к уединению, уже на третий день отправился
на обед к Троекурову. Верейский выглядел гораздо старше своих лет, но все же
был довольно приятен, к тому же любезен. Он прекрасно знал свет, и ему довольно
быстро удалось завоевать внимание Кирилы Петровича и Маши, живущих в глуши,
своими рассказами о нем.

Арбатово
поразило Троекуровых красотой, чистотой, изяществом. День в обществе
Верейского, с «чувством и воображением» говорящего не только о картинах из
своей галереи, но и на любые темы, пролетел незаметно. Марья Кириловна
чувствовала себя все время легко и непринужденно, будто уже давно была знакома
с князем. Верейский, действительно, располагал к себе. Он удивил своих гостей великолепной
кухней, настоящим салютом, духовой музыкой. Кирила Петрович воспринимал все это
как знаки уважения к себе, а Маша ни о чем не задумывалась и просто была
счастлива.

Однако
«старый волокита был поражен ее красотой» с первого взгляда и умело плел вокруг
юной красавицы свои сети. Не раздумывая долго, он поехал ее сватать. Этого
доверчивая и наивная Маша никак не ожидала. В один миг из обаятельного
собеседника Верейский превратился для нее в отвратительного и ненавистного
старика. Брак с ним пугал ее «как плаха, как могила». Все надежды уговорить
алчного отца и самого Верейского отказаться от свадьбы оказались напрасными.
Слезы и мольбы Маши никого не тронули, и в отчаянии она стала искать помощи
Дубровского.

Помощь
пришла, но поздно. Венчание свершилось, и на слова Владимира о свободе Марья
Кириловна ответила, что не может нарушить клятвы, данной перед богом. И это
пушкинский идеал женщины — верная и преданная, вопреки всем и вся. Поступок
Маши поражает своей высокой нравственностью, цельностью характера и мужеством.

Жаль
Владимира, жаль Машу, но все же читатель испытывает в финале романа какое-то
светлое чувство, и вызвано оно решительностью и бескомпромиссностью юной
девушки.

Старший продал университетскую золотую медаль и на вырученные деньги купил динамит. Младший брат обрушил империю.

«…И вот среди снежного свиста разбойного

петляет в проулках,

заросших паршой,

мальчишка с отчаянным ликом Раскольникова

и хрупкою наичистейшей душой».

Евгений Евтушенко, поэма «Казанский университет», часть 10-я, «Александр Ульянов» (1970)

Недавно 47news рассказал о 70-летней давности выставке в Русском музее, где впервые была представлена ставшая в будущем хрестоматийной картина «Отдых после боя (Василий Теркин)». Примечательно, что на той же выставке состоялась премьера еще одного живописного полотна, о существовании которого вскоре узнал каждый советский человек. Еще бы. Ведь репродукция этой картины попала в учебник «Родная речь» для 1-х классов, а ее название стало устойчивой идиомой.

1.jpg
Мало кто знает, что мать Ленина художник Петр Белоусов рисовал со своей матери — Матрены Гавриловны Гавриловна Белоусовой-Каракаш (1893-1980), которая была известным на Украине мастером народного творчества, вышивала гладью на шелке картины, обучала художественной вышивке в дворцах культуры и школах Бердянска…/Петр Белоусов, «Мы пойдем другим путем» (1951), 87 х 71 см, холст, масло/lenin.shm.ru

Не секрет, что в идеале визуальный образ, придуманный и созданный художником, должен быть таким, чтобы он сам себя держал и сам себя объяснял. А коли так, картина Петра Белоусова «Мы пойдем другим путем» — не идеал. Поскольку она требует от зрителя либо минимального исторического знания, либо наличия под рукой толкователя. Иначе совершенно непонятно, чем так расстроена изображенная на холсте женщина, которую пытается утешить молодой человек: может, похоронку получила, может, повестку о выселении, а, может, письмо, в котором глава семейства извещает, что встретил другую. Это в советское время каждый школьник, не задумываясь, опознавал в молодом человеке повзрослевшего персонажа с октябрятской звездочки. Нынешним же придется объяснять, что на картине запечатлен этапный момент из биографии Владимира Ильича Ульянова (Ленина): в Симбирске в дом Ульяновых пришло известие о том, что старший брат Саша казнен за подготовку покушения на императора Александра III. Убитая горем мать, Мария Александровна, утирает слезы, а ее младший сын Володя гневно уставился куда-то вдаль, по большому счету – в будущее.

Рассказывает Мария Ильинична Ульянова (1878-1937; советский партийный и государственный деятель, младшая сестра Ульянова-Ленина): «Весной 1887 года (год окончания Владимиром Ильичем гимназии) мы получили известие о казни старшего брата. Десятки лет прошли с тех пор, но и теперь я хорошо вижу выражение лица Владимира Ильича в ту минуту и слышу его голос: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти». И он стал подготовлять себя к тому пути, который, по его мнению, должен был привести и действительно привел к победе».(ист. – Л. Кузнецкая, К. Маштакова «Мария Ульянова», серия ЖЗЛ, М., 1979)

2.jpg
На одном из эскизов к картине, сделанном художником в 1950 году, помещалась еще одна женская фигура – уж не Мария ли Ильинична? Но итоговое решение «мать и сын» получилось гораздо выразительнее…/Петр Белоусов, «Мы пойдем другим путем», эскиз (1950). 26 х 19 см холст, масло/leningradart.com

Свидетельству Марии Ильиничны как очевидца тех печальных событий, скорее всего, можно доверять. Тем не менее, художник Петр Белоусов, оставив общий смысл фразы, произнесенной выпускником Ульяновым, решил назвать свою картину чуть покороче. Позаимствовав для названия строчку из поэмы Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (1924):

Одного убьешь —

другой

во весь свой пыл

пытками

ушедших

переплюнуть тужится.

И Ульянов

Александр

повешен был

тысячным из шлиссельбуржцев

И тогда

            сказал

                    Ильич семнадцатигодовый —

это слово

             крепче клятв

                     солдатом поднятой руки:

— Брат,

           мы здесь

                   тебя сменить готовы,

    победим,

            но мы пойдём путём другим…

3.jpg
В 1964 году на «Мосфильме» был снят историко-биографический фильм, посвященный Александру Ульянову и его товарищам. Режиссер фильма Евгений Андриканис приходился родным племянником другому знаменитому герою революции – лейтенанту Николаю Шмидту/fotostrana.ru

Александра Ульянова и его товарищей казнили через повешение 8 (20) мая 1887 года в Шлиссельбургской крепости. А ведь всего год назад, казалось бы, ничто не предвещало подобной трагедии. В феврале 1886-го 20-летний Ульянов, будучи студентом естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета, получил золотую медаль за работу по биологии о кольчатых червях, а в марте его избрали секретарем научно-литературного общества университета. Однако уже осенью Саня не просто активно штудирует крамольную литературу, но выступает организатором студенческой демонстрации памяти Добролюбова, а в декабре, на пару с Петром Шевырёвым, создает т.н. «Террористическую фракцию» движения «Народная воля». Костяк новоявленных террористов составляли студенты универа, и заявить о себе они решили громко – терактом в отношении императора Александра III. Дату выбрали знаковую: 1 марта, день шестой годовщины убийства Александра II. Деньги на покупку взрывчатки предоставил Ульянов, загнавший по такому случаю свою золотую медаль… Однако осуществить второе 1-е марта не удалось — государевы силовики студентов переиграли. Организаторы покушения и 15 участников террористической фракции были арестованы, а их подпольная типография и динамитная мастерская — ликвидированы.

Вспоминает Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945; русский, советский писатель): «4 марта 1887 года в газетах появилось следующее правительственное сообщение: «1 сего марта на Невском проспекте около 11 час. утра задержаны три студента С.-Петербургского университета, при коих по обыску найдены разрывные снаряды. Задержанные заявили, что они принадлежат к тайному преступному обществу, а отобранные снаряды по осмотре их экспертом оказались наряженными динамитом и свинцовыми пулями, начиненными стрихнином». Все в университете уже раньше появления правительственного сообщения знали о случившемся: что готовилось покушение на Александра III, возвращавшегося из Петропавловской крепости с панихиды по его отце. А мы еще узнали, что одним из трех арестованных метальщиков был Генералов, а организатором заговора — Говорухин, что он успел бежать за границу. В числе арестованных называли еще Лукашевича и Ульянова… Позже я узнал, что метальщики уже с 26 февраля ежедневно к 11 часам утра выходили со снарядами на Невский, подкарауливая царя. Встретил я Генералова в одни из этих напряженных дней — когда он, очевидно, возвращался с Невского после бесплодного ожидания проезда царя и так обычно, как все, шёл обедать в кухмистерскую, чтобы завтра снова идти на свою предсмертную прогулку по Невскому.»
(ист. – В. Вересаев, Собрание сочинений в 5 т., т. 5 – Воспоминания, М., 1961)

4.jpg
tunnel.ru

Вспоминает Надежда Константиновна Крупская (1869-1939; революционерка, советский государственный деятель, жена Ульянова-Ленина): «Потом, когда мы близко познакомились, Владимир Ильич рассказал мне однажды, как отнеслось «общество» к аресту его старшего брата. Все знакомые отшатнулись от семьи Ульяновых, перестал бывать даже старичок-учитель, приходивший раньше постоянно играть по вечерам в шахматы. Тогда еще не было железной дороги из Симбирска, матери Владимира Ильича надо было ехать на лошадях до Сызрани, чтобы добраться до Питера, где сидел сын. Владимира Ильича послали искать попутчика – никто не захотел ехать с матерью арестованного. Эта всеобщая трусость произвела, по словам Владимира Ильича, на него тогда очень сильное впечатление. Это юношеское переживание, несомненно, наложило печать на отношение Владимира Ильича к «обществу», к либералам. Он рано узнал цену всякой либеральной болтовни… Помню, когда мы возвращались, идя вдоль Невы с Охты домой, мне впервые рассказали о брате Владимира Ильича, бывшем народовольцем, принимавшем участие в покушении на убийство Александра III в 1887 г. и погибшем от руки царских палачей, не достигнув еще совершеннолетия.»
(ист. Н. Крупская, «Мой муж – Владимир Ленин», М., 2013)

Вообще-то Александр III был государем не самым жестоким и за 13 лет своего правления подписал смертный приговор лишь дважды: первый раз – в отношении убийц его отца, а второй – в отношении участников «дела Шевырёва», покушавшихся на его собственную жизнь. По иронии судьбы обер-прокурор и государственный обвинитель Николай Неклюдов, отстоявший в суде смертный приговор пятерым несостоявшимся террористам, учился в Пензенском дворянском институте у отца одного из подсудимых – Ильи Николаевича Ульянова — и даже ходил у него в любимчиках.

В советское время фразу Ульянова-Ленина о «другом пути» идеологически трактовали, как решение отказаться от методов индивидуального террора. Но простой советский народ лишь по большому принуждению смотрел передачу «Ленинский университет миллионов» и читал «Блокнот агитатора», предпочитая им любимый напиток Ильича (пиво) и травлю анекдотов. В том числе – анекдотов политических. В их числе такой:

«Кавказское застолье … «А я хочу выпить… за Владимира Ильича Ленина! Но как он отомстил за брата!»

5.jpg
Офорт Петра Белоусова «Письмо в Россию. Прага. 1912 год» (1960)/Ученик Исаака Бродского, истинный академист, народный художник РСФСР Петр Петрович Белоусов (1912–1989), считался мастером ленинской и вообще революционной темы в целом/vk.com

Забавно, но мотив мести за брата присутствует и в верноподаннической поэме Евгения Евтушенко «Казанский университет», написанной к 100-летию вождя:

И, корчась, будто на колу,

поднявшись угловато,

он шепчет всем и никому:

«Я отомщу за брата!»

Нет, не лощеному хлыщу,

а в дальнее куда-то:

«Я отомщу,

я отомщу,

я отомщу за брата!»

Учел, буфетчик,

записал?

Теперь жандарма свистни.

Всегда доносит гений сам

на собственные мысли.

Еще он юн и хрупковат,

и за него так страшно.

Еще его понятье «брат»

сегодня просто «Саша»…

Евгений Евтушенко, поэма «Казанский университет», часть 11-я «Суббота» (1970)

6.jpg
Петр Белоусов «Ленин работает в Женевской библиотеке над книгой «Материализм и Эмпириокритицизм» (1978)/lenin.shm.ru

В наши дни фразеологизм «Мы пойдем другим путем» чаще всего используется в шутливо-ироничном значении, как о наивном желании действовать иначе, нежели предшественники или коллеги, в надежде, что таким образом можно достичь лучших результатов. Любопытно, что отчасти схожая по смыслу идиома больше века бытует и у немцев: «Nach Canossu gehen wir nicht», что переводится как «Мы не пойдем в Каноссу». Эта фраза прозвучала в речи Бисмарка в германском рейхстаге 14 мая 1872 года, и ею он выразил свое решительное нежелание идти на компромисс с римско-католической церковью в борьбе за духовное влияние на население Германии, напомнив об эпизоде из истории Германии («хождение в Каноссу», 1077 год), который стал для немцев символом национального унижения.

Чтобы первыми узнавать о главных событиях в Ленинградской области — подписывайтесь на канал 47news в Telegram

Алексей Михайлович Тишайший: портрет государя

Министерство
науки и высшего образования Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ

на тему

Алексей Михайлович Тишайший: портрет государя

по дисциплине«История
(история России, всеобщая история)»

Выполнил:

студент группы 20РКК(б)Рс

Галимова Д. К.________

Проверил:

канд. исторических наук

Попов В. Б._________

Оренбург

2021

Оглавление

Введение. 3

1.
Основная часть
. 4

1.1
Детство и воспитание Алексея Михайловича
. 4

1.2
Личная жизнь и семья царя
. 5

2.
Внутренняя политика
. 5

2.1.
Соляной бунт
. 6

2.2
Церковная реформа
. 6

2.3
Медный бунт
. 7

2.4
Приказ Тайных дел
. 8

3.
Внешняя политика
. 9

4.
Портрет государя в конце правления
. 10

Заключение. 11

Список
используемой литературы:
12

Введение

Историческая память
связана с сохранением и развитием образов прошлого, а также с историческим
опытом. Главное не упускать из виду то, что понятия «историческая память» и
«история» – не равны друг другу, поскольку в первом случае допустимы искажения
и вымыслы, которые здесь считаются нормой, но не допустимы, если речь идет об
истории как науке. Говоря другими словами, историческая память — «образ
прошлого», сложившийся под влиянием различных социокультурныхи политических
условий.

Несомненно, значительную
роль в формировании исторической памяти играет государство, ведь это главный
общественный институт. В полной мере данный принцип относится к России XVII в.
Правительство первых Романовых провело большую работу для того, чтобы события
Смутного времениполучили нужную интерпретацию в виде минувшего,сформировавшемся
в народнойпамяти. Официальные летописи, литература, хронографы, агиографические
источники, повести – вот ресурсы, с помощью которых окружение Михаила Романовафиксировало
в сознании подчиненных необходимый исторический образ, ориентируя трансформацию
народной памяти в нужное правительству направление.

Этот процесс
происходил постепенно и занял определенное время. В начале даже упоминания об
«отрицательных» персонажах Смутного времени строго карались. Таким образом,в
1622 г. рязанские крестьяне, беседуя в дороге о Смуте, говорили, что «Лжедмитрий
II был воин великий»[1].[1]В результате один из
нихполучил расправу в виде порки кнутом.

В 1620-е гг.
посадские и торговые люди полагали, что Смута была временем, когдаказаки «заводили
себе царей, обвиняя их в разжигании гражданскойвойны»[2].[2]Правительство вдобавоквело
борьбу с подобныминастроениями, говоря, что Смута являлась божественным наказанием
за грехи,а не виной какой-то социальной группы. Немаловажно было уничтожить из
памяти людейсаму возможность «заведения царей» как явление, содержащее в себе антигосударственное
основание.

К окончанию правления
Михаила Федоровича официальное мнение на события Смутного времени уже преобладал
над спонтанно сформировавшимися: посланная Господом за грехи гражданская война
завершилась всеобщим покаянием, видякоторое Бог дал русскому народу нового праведного
царя – Михаила Федоровича.

Это способствовало
формированию самостоятельности населения, а также развитию традиций регионального
самоуправления.

Но уже после
1645 г. политическая ситуация в стране изменилась. Пришедшийк власти юный государь
Алексей Михайлович был сторонником идей самодержавия, «он точно симпатизировал
Ивану Грозному»[3].[3]А
после 1648 г. страна уверено встала на путь абсолютной монархии, страны с развитой
бюрократией, современной армией и имперской идеологией. Эти переменытребовалиисправления
сложившегося образа прошлого.

1.Основная
часть

1.1 Детство и воспитание Алексея Михайловича

Преемник
российского престола, Алексей Михайлович был на столько же молод, насколько иМихаил
Федорович,когда тот всходил на престол.Но ведьгосударство теперь было немного
иное: взамен анархии — мощная власть,взамен разрухи –стремительное развитие и
благоденствие.

Прошло около30
лет после смуты,государство постепенно, но восстало из пепла и двинулось
вперёд.Алексей Михайлович был человеком необыкновенно одарённым, привлекательным,
талантливым, мудрым, бодрым, набожным.

Его ожидают
громкие победы и кровавые бунты, величавый свершения и роковые промахи.Предназначение
Алексея Михайловича — быть одним из ярчайших и противоречивых русских царей. Время
его правления потомки именуют «золотой эпохой московской Руси».

Юного государя
Алексеяподготавливали к этому с юных лет, именно поэтому бремя высшей власти не
стало неожиданностью для него.Зрелоеобразование царевичей начиналось с шести
лет.Обучали их грамоте — и по Азбуке, и по Псалтыри.Борис Морозов был основным
воспитателем Алексея. Его целью было расширить мировоззрение своего ученика и
приобщить его к западной культуре. Штат преемникасодержал около 20 стольников,
6 педагогов, 18 артистов,а также охранников, акробатов и шутов.В семь лет у царя
Алексея уже имелось собственное оружие — лук со стрелами, сабельки, полный
доспех немецкой работы,а также музыкальные инструменты.В начале своего
правления Алексейчасто появлялся в немецком платье,при дворе водились европейцы
— переводчики, дипломаты, учителя.Личный врач Алексея англичанин
СэмюэльКоллинсбыл в восторге от своего царственного подопечного.«Наружность
императора красива; здоров сложением; волосы его светло-русые,он не бреет
бороды, высок ростом; его осанка величественна;он жесток во гневе, но
обыкновенно добр,целомудрен, одарён обширной памятью, большой покровитель
веры.Его, без сомнения, можно было бы поставитьнаряду с добрейшими и мудрейшими
государями,если бы не окружало его густое облако доносчиков и бояр,которые
направляют к злу его добрые намерения»[4].[4]

Первоначальные
2 года своего правления Алексей или отдавался разным забавам или ездил на богослужение
по отдаленным монастырям.Кроме того, он коллекционировал русских и экзотических
птиц,ставил агротехнические опыты. Однакосамая любимая потехацаревича —
соколиная охота,ей он отдавался с воодушевлением, ведь на царских дворах было
не менее трех тысяч соколов,царь знал имя каждого.Сокольники числились за
приказом Тайных дел, руководитель охоты, Афанасий Матюшкин, являлся его хорошим
другом. Содержание соколиных дворов обходилось казне в 75 тысяч рублей ежегодно,Штат
сокольничих содержалсто сотрудников различных рангов,с жалованьем от шести до шестидесяти
рублей в год.Царевич развлекался, и делал это воистину по-царски.

1.2 Личная жизнь и семья царя

Все управление
государствомон поручил своему воспитателю, Борису Морозову.Дабыосвободиться от
засилья Морозова, дворяне приняли решение молодогогосударя женить, ведь
взрослому и женатому воспитатель не обязателен.Однако Морозов предусматривал данный
вариант.«Как скоро царю наступила пора жениться,к нему свезли всех лучших
красавиц из государства;одной, которая ему понравилась, он дал платок и
кольцо,но, когда она в другой раз явилась перед ним в царской одежде,Морозов
приказал так крепко завязать ей венец на её голове,что она упала в
обморок.Тотчас объявили, что у ней падучая болезнь;её старый отец, бедный
дворянин, сослан в Сибирь и с горя умер по дороге,а семья его осталась в
немилости»[5][5].

Борис Морозов
попросил юного государя посодействоватьв выборе невесты для себя — вдовца,и показал
ему сестёр Милославских. Алексею сразу же понравилась старшая сестра, Мария. А вот
сам Морозов решил жениться на младшей — Анне, она была отнюдь моложе его
самого. Таким образом Морозов добился закрепления положения около престола.
Семейная жизнь царя сложилась довольно-такиблагополучно. Царица Мария оказалась
безупречнойсупругой,хотя и была старше супруга на 5 лет. У них было 13 детей, а
с Алексеем она прожила душа в душу двадцать лет. Царевич Алексей Михайлович был
весьма близок с семьей, из путешествий писал детям и жене длинные послания. Но
тихой и счастливой его жизнь не была, несмотря на прозвище Тишайший.

2.Внутренняя
политика

Эмоциональный,
мечтательный поклонник соколиной охоты, любящий супруг и отец, царь Алексей
Михайлович, теперь остался по-настоящему один. Тишайшему выпало едва ли не
самое бурное время в истории России. За все время правления дома Романовых
именно на его эпоху пришлось самое большое количество народных возмущений, в
том числе восстание Стеньки Разина.Донской атаман Степан Разин, который
неоднократно возглавлял казачьи разбойничьи экспедиции в Поволжье и на Каспий,
вознамерился распространить систему казачьей вольницы на всю страну и поднял
восстание. Разенцы захватили ряд поволжских городов, к ним присоединились
десятки тысяч крестьян. Правительство вынуждено было бороться с повстанцами
силами регулярной армии. Война продлилась год. До тех пор, пока казацкие
старшины не выдали Разина властям.

В июне 1648
года Алексей с подданными возвращался в столицу из Троице-Сергиевой лавры.
Процессия вошла в городские ворота и оказалось, что путь закрыт толпой. Жители
города в целом только желали передать царю челобитную, т. е. письменную жалобу
о бесчинствах госслужащих. Однако государь категорически не хотел разговаривать
с подданными, но стрельцы разогнали толпу, забрав главных жалобщиков. На
следующий день царь направился в Сретенский монастырь. Когда Алексей Михайлович
возвращался, около кремля большая толпа оттеснила охрану, тогда 19 летний
государь первый раз оказался лицом к лицу с собственным народом. Однако будучи
в окружении этой толпы, царь сохранил самообладание, принял челобитную и
пообещал осуществить все без исключения условия.

2.1.Соляной бунт

Если забежать
вперед, то за 2 года Морозов стал богатейшим землевладельцем государства и
составил себе большое состояние. На главные посты Борис Морозов назначил своих
близких и получал с них немалые деньги. Из-за его деятельности были повышены
пошлины на соль. Соль являлась ключевым консервантом, и только она позволяла
запасать продукты надолго. Она стала дороже в 4 раза, то перестала быть
доступной всем, а это уже грозило голодом.

Народ толпой
предстал на царский двор. Стрельцы встали на сторону народа, и вломились в жилье
Морозова. Он укрылся в одной из комнат его царского величества. Шумела вся Россия,
и Курск, и Соль-Вычегорск, и Устюг. Государь оказался осажденным в своем
дворце. Беременная Мария от страха едва не потеряла ребенка. Алексей Михайлович
казнилвсех взяточников, однако Морозову удалось избежатьнаказания. Егоотослали
в ссылку Кирилло-Белозерский монастырь. В кремле был в спешке собран Земский
собор, который постановил: с целью наведения порядка в стране срочно необходимо
разработать общий и универсальный сборник законов. Была создана специальная
комиссия, в работе которой участвовал сам царь.

Соборное
Уложение было самым первым юридическим кодексом, который охватил абсолютно все
сферы жизни страны, и самым первым печатным памятником российского права.
Уложениевключало в себя 25 глав и почти тысячу статей.Уже после его принятия
было отпечатано и разослано по крупным городам 1200 экземпляров. Соборное уложение
учитывало интересы всех сословий, во-первых, вводился бессрочный розыск беглых
крестьян, что означало полное и окончательное их закрепощение. Соборное
Уложение действовало до 1832 года.

2.2 Церковная реформа

Когда последствия
бунта утихли, Борис Морозов возвратился из ссылки. Однако его место возле
Алексея уже было занято другом царя 43 летним архимандритом Новоспасского
монастыря Никон. Государь с детства был на удивление набожен, отлично
разбирался в богословии и весьма любил богослужения. Никон произвел царязначительное
впечатление, и вскоре был возведен в сан митрополита Новгородского, а через 3
года и вовсе стал патриархом. Новый патриарх начал глубокую церковную реформу. Со
времен татаро-монгольских завоеваний в богослужебных книгах накопились
неточности, ритуалы стали немыслимо отличаться от греческих. Цельреформы —упорядочить
церковную жизнь,исправить ошибки и разногласия в богослужебных книгах, привести
их к первоначальнымдревнерусскимстандартам. Трехперстие при крестном знамени
вместо двуперстия, количество поклонов на литургии, форма музыкального
сопровождения богослужений, написание имени Иисус с двумя «и», исправление
орфографии и грамматики славянских текстов. Были и те, кто категорически не
принимал реформу-старообрядцы, они уходили в леса, устраивали многочисленные
гари-самосожжения в молельных избах.

Протопоп
Аввакум, сторонник Никона, был яростным противником нововведений, поэтому он и
находился в заключенииоколо 15 лет. Количество сторонников Никонастремительно
росло и к окончаниюправления Алексея Михайловича ихчисло уже стало неизвестным.
Противники реформы отрицали все, но несмотря на это,практически все
нововведения только лишь помогали церкви.Например, он старалсяподнять уровень
дисциплины духовенства, способствовал просвещению. Алексей Михайлович сначала
пытался поддерживать эту реформу, однакоон тревожился за то, чтоНикон хотел вмешаться
в дела политики, в дипломатию, военное дела. О Никонеходилиплохие слухи, которыеподорвали
доверие государя. Алексей настолько возмущался патриархом, что однажды царь не
пришел на службу в Успенском соборе. Это означало только одно: Алексей Михайлович
не хочет видеть Никона. Он уехал в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, иждал,
когда сам царь просит у него прощения. Ногосударь предпочел скорее назначить
нового патриарха. (В 1666 году созвали Большой архиерейский собор. За
самовольное оставление сана Собор низложил патриарха Никона, а протопопа
Аввакума за раскол отлучил от церкви. Однако итоги великой церковной реформы
были полностью узаконены.)

2.3Медный бунт

Тихой жизни у
Алексея Михайловича практическине было. Не успел царь разобраться с реформами и
бунтами, как сразу же началась война с давним врагом Польшей. Ведь по результатам
смутного времени Речь Посполитая удерживала большое количество русских
территорий, в том числе стратегически важный Смоленск. Не успел государь уйти
на войну, как пришли страшные вести, в Москве моровое поветрие, чума. Царскую
семью, весь двор торопливо вывезли в Троице-Сергиеву лавру. Столицу закрыли на
изоляцию.

В середине 17
века Москва была одним из самых крупных городов Европы. До эпидемии ее
население составляло около 300 тысяч человек.За 5 месяцев эпидемии в Москве
умерло около 150 тысяч человек, почти половина населения. А между тем войску в
походе нужно было платить жалованье. Вся казна оставалась в зачумленной Москве.
Алексей Михайлович разработал в буквальном смысле «отмывание» денег: серебряные
монеты обработали мылом и щелоком, прополоскали, и только потом раздали
стрельцам. В войске не заболел никто.

Война с
Польшей продлилась 13 лет. Получилось отвоевать всю Западную Русь. Однако длительная
война истощила казну, и пришлось пойти на мир, отдав часть завоеваний. По
Андрусовскому перемирию 1667 года к России, возвращался Смоленск, Чернигов и
другие земли. А левобережная Украина вошла в состав Российского государства.
Чтобы пополнить казну, правительство Алексея Михайловича провело денежную
реформу. Из-за недостачи в стране золота и серебра в оборот вводилась медная
монета, которая приравнивалась к серебряной. Жалованье стали платить медью, а
налоги по-прежнему собирали серебром, что, естественно, не одобрял народ. Произошло
так, что медные монетысущественно снизились в цене, однако монетные дворы все
еще чеканили их. Приблизительно через 5 лет за один серебряный рубль давали около
12 медных, а в столице целых 15.

В июле 1662
года государь жил в дворце в Коломенском, по столице стали появляться
прокламации, где все виновныев чеканке медной монеты становилисьизменниками и ворами.
После этого народ вошел в Коломенское… Не успелАлексей Михайлович выйти из
церкви, как оказался в окружении толпы. Государь прилагал большие усилия, чтобы
оставаться хладнокровным и суровым в такой ситуации. И именно тогда он пообещал
сразу же разобраться ипоклялся, ударив по рукам с быстрымторговцем.Когда народ
начал расходиться, дворцовая охрана вывелаАлексея Михайловича из толпы. Однако
из столицы в сторону царя уже направлялись бунтовщики.Какое-то время государь с
высокого крыльца покорно слушал высказывания подданных. Не долго сдерживался
царь, ведь потом началась расправа… За пару часов в Коломенском погибло около
2,5 тысячи обычных людей. Но задачу государь выполнил — бунт был подавлен. К
счастью подданных, медные деньги пришлось отменить, казна даже возместилаопределенные
убытки,примерно как обанкротившийся банк.

Следственные
комиссии все старались выявить зачинщиков мятежа.Г. К. Котошихин описывает
кровавый финал медного бунта так: «И того ж дни около того села повесили со 150
человек, а остальным всем был указ, пытали и жгли, и по сыску за вину отсекали
руки и ноги и у рук и у ног пальцы, а иных бив кнутьем, и клали на лице на
правой стороне признаки, розжегши железо на красно, а поставлено на том железе
„буки“ то есть, бунтовщик, чтоб был до веку признатен; и чиня им наказания,
розослали всех в дальние города, в Казань, и в Астарахань, и на Терки, и в
Сибирь, на вечное житье… а иным пущим вором того ж дни, в ночи, учинён указ,
завязав руки назад посадя в болшие суды, потопили в Москве реке»[6].[6]Царица была беременна во
время медного бунта, и едва не лишилась ребенка.Однако этовсе сказалось на
здоровье царицы и спустя 5 месяцев онаскончалась при родах, а родившаяся
девочка прожила всего 5 дней.

2.4Приказ Тайных дел

После бунта государь
создал особый приказ Тайных дел. Он совмещал функции контрразведки,полиции,
цензурного комитета и системы наказаний, а также занимался координацией работы
других приказов. В отличии от остальных он располагался не в Кремле, а на
Лубянке, имел систему пыточных подвалов и тюрем и обладал самым большим штатом сотрудников.
Неофициально на жалованье в приказе Тайных дел состояли многие чиновники,
лавочники, и особенно кабатчики. У царя в приказе был собственный рабочий
кабинет, со временем он практически все дела стал решать именно там. Приказ
Тайных дел вел также личную царскую канцелярию и Дневальные записи–первые в
России метеорологические наблюдения.Так молодые подьячие Тайного приказа
учились, в Спасском монастыре за Иконным рядом, латинскому языку у С. Полоцкого.Бояре
и думные люди не входили в состав Тайного приказа, так как он был учреждён
главным образом для наблюдения за их деятельностью.Подьячие приказа тайных дел
посылались с послами в разные государства и на посольские съезды, а также
вместе с воеводами на защиту Русского государства. Они должны были смотреть за
послами и воевод и доносить государю.

В Приказе
тайных дел производились следствия по главнымгосударственным делам, например по
выпуску фальшивой монеты, делу Никона и т. д. В ведении этого же приказа
состояла любимая царская потеха — птицы, кречеты и ястребы с особым штатом для
их ловли, а также голубятни, в которых было более 100 000 голубиных гнёзд для
корма хищных птиц.Академик С. Б. Веселовский отмечал: «Об этом приказе
существовали довольно легендарные мнения. Теперь уже невозможно говорить, что
Тайный приказ был каким-то инквизиционным учреждением или началом тайной
полиции». Вместе с тем он соглашался с мнением тех исследователей, кто видел «в
учреждении Тайного приказа […] стремление царя (Алексея Михайловича) к
непосредственному действительному участию в делах управления».С одной стороны,
Алексей Михайлович «жаждал деятельности и глубоко верил в своё высокое
призвание». Но, с другой стороны, он «не обладал твёрдым характером и
чувствовал себя бессильным среди приказов. Медлительность, злоупотребления и
своеволие раздражали его». Не чувствуя себя «хозяином в разросшемся дворце
приказных учреждений», он хотел «по примеру своего предка, иметь свою
«опричнину», и, отчаявшись стать хозяином в старом доме, решил построить себе
особое жилье». «На такой почве, — заключает С. Б. Веселовский, — возник приказ
Великого государя Тайных дел»[7].[7]Приказ тайных дел был
упразднён в 1676 г., в начале царствования Фёдора Алексеевича. Впоследствии его
преемниками стали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

3.
Внешняя политика

Этот период
характеризуется следующими значимыми событиями и процессами: продолжение освоения
Сибири и Дальнего Востока, вступление Войска Запорожского в состав России и
русско-польская война.

Одним из основных
процессов этого периода является продолжение освоения Сибири и Дальнего
Востока. Причиной данного процесса является необходимость России обрести выход
к морям и Тихому океану, что могло бы расширить рынки сбыта товаров и могло
способствовать развитию торговли, так как по Столбовскому миру 1617 года Россия
отдавала Швеции земли в Прибалтике, что экономически не было выгодно для
России. Ключевую роль в этом процессе сыграл Ерофей Хабаров, который составил,
«Чертеж реке Амуру», благодаря которому началось хозяйственное освоение
Приамурья, строительство на тех территориях городов и острогов. Также Россия
получила новые торговые маршруты по Амуру, это играло значительную роль в
развитии торговли. Стоит сказать и про С. Дежнева, который отправился в
экспедицию и открыл пролив между Аляской и Чукоткой, который разделяет Азию и
Северную. Вследствие, освоение этих земель способствовало не только расширению
территории и обретению новых торговых путей, но и вхождению народов Сибири и
Дальнего Востока в состав России.

Не менее
значимым событием является вхождение Войска Запорожского в состав России в 1654
году. Православное население Речи Посполитойподвергалось религиозному гнету со
стороны поляков-католиков. Важную роль в этих событиях сыграл Богдан
Хмельницкий, который искал помощи у России и, соответственно, написал письмо
Алексею Михайловичу с просьбой об оказании помощи Украине в войне с Речью
Посполитой и принять запорожских казаков в русское подданство. Алексей
Михайлович поставил условие вхождения земель Войска Запорожского в состав
Русского государства, а также созвал Земский собор в 1653 году. Таким образом,
в 1654 году Войско Запорожское вошла в состав России, что, соответственно,
расширило ее территории, а также способствовало началу русско-польской войны,
так как эти территории поляки считали своими.

Также важным
событием является русско-польская война 1654–1667 года, которая послужила
причиной медного бунта (пункт 2.3).

Таким образом,
итоги внешней политики Алексея Михайловича были достаточно успешными. Россия
приобрела новые торговые пути (выход в Тихий океан и Охотское море, по реке
Амур), которые способствовали развитию торговли. В честь Ерофея Хабарова,
который внес весомый вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока, был назван
город Хабаровск, который получил такое название в 1890-х годах, а в честь С.
Дежнева в 1898 году был назван мыс, который и по сей день носит его фамилию.
Также Россия увеличила свою территорию за счёт присоединения Левобережной
Украины, которая ранее входила в состав Речи Посполитой, разделы которой (три
раздела: 1772, 1793 и 1795 год) расширят территорию России на западном
направлении.

4.
Портрет государя в конце правления

 К окончанию своего правления он увлекся лестью
и лицемерием. Придворные пыталисьпревзойти друг друга в цветистых эпитетах.
Деятельность науки и писатель Симеон Полочкийрегулярно сравнивал государя с
солнцем. Алексей Михайлович появлялся на людях с чрезвычайной роскошью. Все торжества
придумывал и обдумывал до мелких деталей сам государь. Однако потом он встретил
её, 19 летнюю Наталью Нарышкину, племянницуАртамонаМатвеева. В это мгновение государьбудто
помолодел и преобразился. Спустя 1,5 года юная царица родила наследника. Для царя
это был уже 14 ребенок, однакобыл рад ему как первенцу. В историю российского
государства этот младенеци в правду войдёт как первый–Петр Первый Великий. В
счастье и здравии Алексей Михайлович принял решение воплотить в жизнь одну
давнюю идею «комедийную потеху», или театр.

В селе
Преоброженском была построена особая комедийная хором на. Из немецкой слободы
был приглашен священник Иоганн Готфрид Грегори. Он составил пьесу Артаксерксово
действо согласно мотивам библейского сюжета. Артистами стали 65 молодых людей
из лютеранской школы. Первая в истории российского театра премьера состоялась
30 октября 1672 года. Представление длилось около 10 часов. Царица и царевны глядели
спектакль из-за особой решетки, закрывающей их от подданных. Позднее были
написаны и поставлены ещё 5 пьес, также на библейские темы.

В январе 1676
года Алексей Михайлович простудился, и по обыкновению решил лечиться сам, но
уже через неделю состояние его здоровья стало безнадежным. 29 января царь
соборовался и благословил на царство старшего сына Федора. В ночь на 30 января
наступила смерть, тогда Алексею было 46 лет. Алексей Михайлович оставил после
себя государство богатое, сильное и стабильное. Именно он заложил мощнейший
потенциал будущего развития страны. Однако в истории он окажется в тени своего
младшего сына Петра Великого, который закончит то, что было начато отцом.
Алексей Михайлович умер в самом расцвете сил и без него страна враз
почувствовала себя осиротевшей.

Заключение

Рассмотрев
характер и взгляды на жизньцаревича Алексея Михайловича, можно сделать следующее
заключение: противоречивость, присутствовавшая в его воспитании и различные тенденции
в русском обществе 17 века безусловнооказали влияние и на него самого. Государь
проявлял и приверженность прежнему образу жизни, и увлекался новшествами
одновременно, пытаясь это гармонично совмещать в собственной жизни.

Невзирая на
свою неуверенность и сложный характер, Царь в большинстве содействовал
подготовке России к преобразованиям Петра Первого. Сопоставляяиндивидуальные качества
Алексея Михайловича и Петра Первого, самые различныеученые отмечали уникальныеособенности
характера первого; некоторые (В. О. Ключевский и С. М. Соловьев, например) анализировали
Алексея Михайловича как очень выдающегося и привлекательного по своим качествам
представителя древней Руси.

Несомненно,
благодаря своему не чёрствому характеру Алексей Михайлович зачастуюоказывался
под влиянием приближенных к нему людей, сторонников западных идей. Однако
будучи человеком достаточно любознательным, государь не имел возможность быть в
стороне от новейших течений в мире. Западноевропейские идеи его привлекали. Алексей
Михайлович ездил на немецкой карете, возил с собой супругу на охоту, увлекался
театральными представлениями. Как точно описывает Ключевский поведение государя:
«Он был не прочь срывать цветки с иноземной культуры, но не хотел марать
рук в черной работе ее посева на русской почве»[8].[8]

Список
используемой литературы:



[1]Новомбергский, Н.
Я. «Слово и дело государевы»,/ Н. Я. Новомбергский //1911, с.19 [Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
https://www.prlib.ru/item/445918

[2]Новомбергский, Н.
Я. «Слово и дело государевы»,/ Н. Я. Новомбергский // 1911 год. – С.18
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://www.prlib.ru/item/445918

[3]Ляпин,
Д. А. «Народные волнения в России в 1648–1650 гг.»,/ Д. А. Ляпин //
2013,
с. 232–242 [
Электронный
ресурс]. – Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/narodnye-volneniya-v-rossii-v-1648-1650-gg-aktualnye-voprosy-issledovaniya/viewer

[4]Коллинс, С. «Нынешнее
состояние России», // С. Коллинс // 1846, глава ХХ1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://drevlit.ru/texts/k/kollins1.php

[5]Коллинс, С. «Нынешнее
состояние России», // С. Коллинс // 1846, глава ХХ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://zinref.ru/000_uchebniki/02800_logika/011_lekcii_raznie_63/2262.htm

[8] Ключевский В. О.«Курс
русской истории», / Ключевский В. О. //2008, лекция LVI[Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Kluchevsk/_56.php

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Старый престарый как пишется правило
  • Старый новый год как пишется
  • Старый новый год рассказ автор
  • Старый клим рассказ на дзен глава 9
  • Старый доктор рассказ читать
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии