Старый гений смысл эпиграфа к рассказу старый гений какие чувства

Произведения николая семеновича лескова многие читатели и по сей день ценят за реалистичность сюжетов и широкий круг затрагиваемых тем. писатель,

Произведения Николая Семеновича Лескова многие читатели и по сей день ценят за реалистичность сюжетов и широкий круг затрагиваемых тем. Писатель, не боясь, говорил о недостатках людей, их проблемах, не забывая, впрочем, и о положительных сторонах. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из рассказов автора под названием “Старый гений” по плану ниже. 

История создания

Произведение было написано Лесковым в 1884 году. Напечатано оно было в том же году в юмористическом литературно-художественном журнале “Осколки”, который издавался в Петербурге. Впоследствии в 1886 году “Старый гений” вошел в авторский сборник “Святочные рассказы”. Можно предположить, что идея для сюжета пришла из повседневности, так как ситуации, подобные описанной в рассказе, не являются редкими. 

История написания произведения «Старый гений» совпала с крайне плодотворным периодом в жизни писателя. В 1880-1890 он написал самые известные и громкие книги. Однако слава автора цензорам показалась дурной. С 1890 года Лескову было крайне сложно напечатать хоть что-нибудь из своего репертуара. Остросоциальная направленность его творчества не нравилась проверяющим организациям. И после большого успеха писателю пришлось довольствоваться борьбой за существование. Возможно, под влиянием нервного напряжения Лесков и скончался от приступа астмы в 1895 году.

Жанр, направление

“Старый гений” относится к жанру рассказа. Произведение небольшого объема (всего пять глав), на страницах рассматривается одна сюжетная линия (старушка хочет возвратить свои деньги), количество центральных и второстепенных персонажей ограниченно, и все они существуют для решения единственной проблемы.

Также присутствует стандартное построение сюжета: завязка (франт занимает большую сумму денег и избегает расплаты), основная часть (попытка вернуть пятнадцать тысяч рублей), кульминация (один герой утверждает, что способен помочь и действительно помогает), развязка (деньги наконец-то оказываются у истинной владелицы).

Из литературных направлений ближе всего реализм. Ситуации и конфликты вполне обычные, бытовые и возможны в действительности; герои типизированные. Действие происходит в конкретной исторической эпохе, которую можно угадать по различным деталям (здесь существуют помещики, обращение “сударыня” и многое другое, что характерно для Российской империи). 

Смысл названия

Смысл названия рассказа “Старый гений” раскрывается только под конец книги, когда автор вводит нового персонажа — Ивана Иваныча, который с помощью своей смекалки возвращает старушке-помещице ее деньги. Герой полностью оправдывает это прозвище, так как именно благодаря ему, казалось бы, непреодолимая проблема разрешается благополучно. 

И последними строчками Лесков объясняет, почему считает находчивого благодетеля по-настоящему талантливым:

«Человек, который нашелся — как уладить столь трудное дело, кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением…»

Суть: о чем?

Начинается все с того, что один франт просит у пожилой помещицы дать взаймы крупную сумму. Та идет навстречу, закладывает свой дом и направляет оказавшемуся в беде знакомому необходимые средства в размере 15 тысяч. Тот, получив желаемое, пропадает.

Старушка посылает многочисленные письма, убеждая вернуть деньги, но не получает ответа. Тогда решает отправиться в Петербург, чтобы “похлопотать” лично. Там ей приходится просить полицию и крупных чиновников о помощи, но никаких положительных результатов это не дает из-за значимого положения обманщика в обществе. Совсем отчаявшись, героиня соглашается на предложение другого помещика низшего ранга, и тому удается справиться со злостным должником.

Справедливость восстанавливается, задолженность погашается. Счастливая старушка возвращается домой.

Главные герои и их характеристика

Характеристика главных героев в рассказе “Старый гений” поможет читателю лучше изучить рассматриваемое произведение:

  1. Старушка-помещица — героиня, вокруг которой разворачивается сюжет. Дает в долг крупную сумму денег — пятнадцать тысяч — “одному великосветскому франту”. Когда тот отказывается их возвращать, начинает активно искать пути решения возникшей сложности. Старушка, несмотря на почтенный возраст, оказывается очень деятельной. Ведомая целью — вернуть собственные средства — она обращается к совершенно разным людям и даже доходит до “высших”. Но и здесь получает отказ в содействии. «А если вы думаете, что мы его защищаем или нам его жалко, то вы очень ошибаетесь: ищите его, поймайте, — это ваше дело, — тогда ему “вручат”». Но несчастная женщина не сдается, и, в конце концов, все ее старания оказываются вознаграждены. Кроме готовности действовать можно отметить мягкость, доверчивость и доброту старушки. Долгое время она считает своего должника достойной личностью (“Я вам не поверю: он замотался, но человек хороший…”). Да и к ответственным лицам она идет почти что с мольбой, а не, например, требованиями и скандалами.
  2. Великосветский франт — безымянный должник и лжец. Происходит из богатой известной семьи, получает большие доходы с имений и службы, но при этом показывает свое бесчестие, жестоко обманывая героиню. Чувствует свою безнаказанность, так как полиция не может ничего с ним сделать из-за серьезных связей. Поэтому можно сделать вывод, что щеголь изначально не собирался возвращать занятые средства.
    Женат, есть дом, даже не скрывается от правосудия, свободно разгуливая по улицам. В нем воплощаются худшие черты богачей (эгоизм, безответственность, алчность, жестокость), его ненавидят все вокруг, но при этом он продолжает жить как ни в чем не бывало.
    Но и на него находят управу — грубая сила и возможность официального наказания заставляют его исполнить обязательства. «Тот — делать нечего — при свидетелях поданную ему бумагу принял и, чтобы освободить себя от обязательств о невыезде, немедленно же сполна и с процентами уплатил чеком весь долг свой старушке…».
  3. Иван Иваныч — находчивый чиновник низшего ранга, который берется решать самые сложные задачи. Выступает в роли благородного спасителя, способного справиться там, где не могут действовать представители власти. За свои услуги берет гораздо меньше, чем остальные — всего 500 рублей, но при этом его помощь наиболее эффективная. Этот человек совестливый, честный и целеустремленный. В его характере есть твёрдость и хитрость. Он умен и прозорлив, хорошо знает людей и свою работу. Перед нами мастер своего дела.

Темы

Одна из заметнейших в “Старом гении” тем — судьба “маленького человека”, вынужденного отстаивать свои права в равнодушном обществе. Кроме того, говорит Лесков об эгоизме, безнаказанности и наглости.
Но есть и положительные мотивы в рассказе. Это сострадательность помещицы и искреннее участие со стороны Ивана Иваныча. Тематика рассказа “Старый гений” подробно изложена в списке:

  • Тема меленького человека. Героиня не имеет больших связей и выгодных знакомств, поэтому ее права можно попирать безнаказанно. Закон никак не помогает ей защитить себя от мошенника, если он выше рангом. Но маленький человек Лескова не глуп и не слаб. Героиня идет к своей цели до конца и предпринимает множество усилий, чтобы найти управу на должника. И ей это удается благодаря упорству и силе духа. 
  • Доброта и ее последствия. Порой отзывчивые люди легко дают себя обмануть, ведь склонны верить всем, кого встречают на своем пути. Так произошло и с героиней, которая помогла, но не тому, кому стоило бы идти навстречу. В то же время именно отзывчивость главного героя помогла решить проблему и восстановить справедливость.
  • Профессионализм. Главный герой — мастер своего дела. Если он берется за случай, то делает все возможное для решения проблемы. Это умелый и опытный человек, который своими знаниями делает мир лучше и справедливее. 
  • Талант. Главный герой одарен и реализует талант в выбранной сфере. Этот созидательный труд полезен для всех. 

Тематика рассказа “Старый гений” может быть расширена. Если в этом есть необходимость, напишите об этом Многмудрому Литрекону в комментариях.

Проблемы

В основном, проблемы в рассказе “Старый гений” связаны с социальным статусом личности. 

  • Бездействие властей, нежелание привлекать к ответственности тех, кто богаче и имеет связи, безразличие высших чинов к делам простых людей, бесчестие — все это очень ярко показывается на примере персонажей рассказа. Полицейские оказываются совершенно бесполезными, так как не хотят навлечь на себя беду. Они ограничены в действиях, потому что боятся последствий. Да, служащие сочувствуют старушке, но при этом советуют не беспокоить обманщика, ибо он в любом случае сможет избежать наказания.
  • А вот в образе самого обманщика раскрываются пороки большой части общества — он не выплачивает долг, так как не привык этого делать. Он не чувствует себя обязанным кому-то, у него отсутствуют понятия морали и чести. Единственное, что для него имеет значение — собственное благополучие.

Основная идея

Затрагивая описанные выше проблемы, писатель отмечает, что иногда в этом мире официально решить что-либо очень трудно. Причины тому могут быть разные: от страха до обычного уклонения от работы. Тогда приходится действовать самостоятельно и, зачастую, очень нетипичными, даже суровыми способами. Смысл рассказа “Старый гений” состоит в том, что честные люди должны быть сплоченными и помогать друг другу в трудной ситуации. Только тогда можно вскрыть нарыв коррумпированной и парализованной государственной системы. Только тогда можно добиться справедливости и законности. Нельзя подходить к оценке действительности с формальной точки зрения. Важно проявлять человечность, отзывчивость, здравый смысл, которые всегда лучше укажут правильный путь, чем инструкции от начальства.

Главная мысль рассказа “Старый гений” состоит еще и в том, что сословное общество с жестким делением на касты становится источником несправедливости. Когда есть те, кто «равнее других», они всегда будут пользоваться своим неприкасаемым положением и обращать его во зло для всех остальных. Важно стремиться к тому, чтобы все люди были равны перед законом и имели равные возможности для правовой защиты.

Чему учит?

Хитрый франт, на первый взгляд, надежный мужчина — из известной семьи, не бедный, но все же он очень легко пользуется добротой пожилой помещицы. Его не волнуют чужие трудности, поэтому он не идет на добровольный контакт. Такие люди очень часто встречаются в реальном мире, поэтому не нужно забывать о том, что даже самый благочестивый с виду человек может быть подлецом. Вот о чем заставляет задуматься рассказ «Старый гений».

Еще Лесков воссоздает ситуацию для того, чтобы напомнить читателям одну важную мысль — излишняя доверчивость может привести к печальным последствиям. Старушка готова спасти того, кто к ней обратился, вот только ей помогать потом никто не стремится.

Чему учит рассказ «Старый гений»? Тому, что люди на посту должны руководствоваться моралью и здравым смыслом, а не табелью о рангах. Важно исполнять свой долг, а не трястись перед чинами и связями. Ведь сегодня великосветский франт ограбил чужую мать, а завтра придет к твоей.

Художественные особенности

Текст довольно понятен, но автор употребляет множество не совсем привычных слов для придания нужной атмосферы, погружая современного читателя в прошлое. Достичь этого удается благодаря просторечиям и разговорным словам (закорюка, насулила, иль, худо). 

Также встречаются устаревшие слова. Конечно, для того времени они считались обычными, но сейчас уже не пользуются популярностью. Среди подобных можно отметить следующие: уповала, мирволили, сударыня, саечник, питущий. Несложно заметить слова с измененной формой: полностию, притишил, испытуючи.

Из более знакомых литературных приемов здесь эпитеты (маленькая, бедная, страшная, хороший, огорченная), которые красочно описывают происходящее и позволяют понять внутреннее состояние персонажей. В речи же попадаются восклицательные и вопросительные предложения, придающие взаимодействию героев эмоциональность.

Критика

После публикации рассказ приняли хорошо. Произведения данного автора современники всегда называли очень глубокими и народными из-за описываемых проблем. 

Из минусов творчества, которые критики и другие писатели открыто обсуждали в 1880-х годах — излишняя витиеватость предложений. Лесков будто нарочно употреблял вычурные слова, часто изменяя их форму для придания особого стиля. Заметен этот уникальный язык и в “Старом гении”.

Автор: Инна Колокольникова

Эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет — он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы» . А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть. И ведь не о всесильной личности какой-нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить.

При нестандартных ситуациях границы общественнопринятого поведения часто становятся непроходимыми тупиками. Способность выйти за пределы общепринятых норм, совершить нечто, не регламентированное инструкциями, найти неожиданное для большинства решение настолько шокирует обывателя, что объявляется или сумасшествием, или гениальностью. Смысл эпиграфа в контексте произведения состоит в том, что обыватель раскованное мышление воспринимает как гениальность, полностью отделяя этим себя от качества простой находчивости.

Прочитанное произведение вызвало чувство уважения к сообразительности старика и отсутствию у него жадности. Наивная провинциальная бабушка вызвала сочувствие. Её естественное недоумение воспринималось чиновниками как плохое знание жизни, в то время как сложные мотивы, на основании которых ей отказывали в помощи, были порождением искусственных правил, сужающих человеческую волю до следования однажды заведённому распорядку.

Эпиграф отражает идею произведения. Главное слово в эпиг­рафе — «гений». Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обыч­ные люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами. Рассказ интересен. Мы привыкли к тому, что добро побеж­дает только в сказках, а писатели-реалисты показывают жизнь реально, где всё далеко не как в сказке. Старушка вызывает чувство сострадания и уважения одно­временно. Она настойчиво добивается своей цели, даже не имея порой надежды. Если бы все так боролись за себя, меньше было бы нарушений прав человека. Иван Иваныч и его товарищ вызвали чувство восхищения: они действовали не ради корысти, а ради восстановления спра­ведливости. Справедливость восторжествовала. Такой финал дает надежду читателю, показывает, что никогда не нужно отчаиваться.

Прочитайте наизусть любое стихотворение поэтов Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Дайте определение понятию «рифма». Какие виды и роды рифм различают? Определите вид рифмы данного стихотворения.

Ри́фма (этимология не доказана, возможно от др.-греч. ῥυθμός — размеренность, ритм или древне-нем. rim — число) — созвучие в окончании двух или нескольких слов.

В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:

1)мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:

Оборвана цепь жизни молодой,

Окончен путь, бил час, пора домой,

Пора туда, где будущего нет,

Ни прошлого, ни вечности, ни лет.

2)женская рифма, где оно падает на предпоследний. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А.С. Пушкина «Жених»: «

Везде сребро да злато,

Всё светло и богато».

3)дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1 и 3 строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2 и 4 являются ещё одним примером мужской рифмовки:

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избёнки леса,

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

4)гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова:

От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются…

Способы рифмовки

Смежная — рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб) (одинаковыми буквами обозначаются рифмующиеся друг с другом окончания стихов).

Это наиболее распространенная и очевидная система рифмовки. Этот способ подвластен даже детям в детском саду и имеет преимущество в подборе рифм (ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками). Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

Следующий способ — перекрестная рифмовка — пришелся по душе также большому количеству пишущей публики.

Перекрестная — рифмовка первого стиха с третьим, второго — с четвертым (абаб)

Хоть схема такой рифмовки с виду как бы чуть сложнее, но она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Да и учатся такие стихи проще — первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару (в то время, как при предыдущем способе все распадается на отдельные двустишия).

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Третий способ — кольцевая (в других источниках — опоясанная, охватная) — уже имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений.

Кольцевая (опоясанная, охватная) — первый стих — с четвертым, а второй — с третьим.(абба)

Такая схема может даваться начинающим несколько сложнее (первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк).

Глядел я, стоя над Невой,

Как Исаака-великана

Во мгле морозного тумана

Светился купол золотой.

Русское зарубежье называют затонувшей Атлантидой нашего времени. Октябрьский переворот и Гражданская война раскололи русскую литературу на советскую и зарубежную. В изгнании оказались крупнейшие поэты и писатели: И. Бунин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, М. Цветаева, И. Северянин, К. Бальмонт, и т.д.Многие были вынуждены оставить Родину, но это было не бегство из страны, объятой пламенем войны, это был период творческого подъема. Поэты русского зарубежья оказались в разлуке с родиной по разным причинам. Кого-то выслало советское правительство, кто-то не смог остаться по идейным соображениям, не принимая Советской власти.Но покинутая Россия для них все равно осталась родиной, источником воспоминаний и творческого вдохновения.Русские писатели – эмигранты ясно понимали: в чужой национальной среде им не выжить без русского языка, без внутренней связи с русской культурой. Они рассматривали революцию и гражданскую войну как национальную трагедию, но верили в величие России.«Это уже не эмиграция русских, а эмиграция России», — констатирована в 1920 году одна из газет».

Иван Бунин
«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора»

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.мужская рифма
Как горько было сердцу молодому,женская рифма
Когда я уходил с отцовского двора,мужская рифма
Сказать прости родному дому!женская рифма

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.а
Как бьется сердце, горестно и громко,б
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дома
С своей уж ветхою котомкой!б

перекрестная рифмовка

Билет № 11



  • Сочинения
  • По литературе
  • Лесков
  • Анализ произведения Старый гений

История создания

Рассказ «Старый гений» был написан Н.С.Лесковым в 1884 году. В том же году он был впервые опубликован в юмористическом журнале «Осколки», издававшемся в Петербурге. Критика восприняла рассказ Лескова положительно. В 1886 году произведение вошло в сборник писателя «Святочные рассказы.

Жанр, направление

Основным направлением в творчестве Н.С.Лескова является реализм. Писатель отображал на страницах своих произведений окружающую его действительность. Рассказ «Старый гений» не стал исключением в направлении писателя, в нем правдиво переданы события, случившиеся с главной героиней – небогатой помещицей.

Жанр «Старого гения» — рассказ. Об этом свидетельствует небольшой объем произведения, сюжетная линия старушки связана с эпизодом из ее жизни. Оптимистичная концовка рассказа и динамичность развивающихся событий роднит его с новеллой. Несмотря на небольшой объем, произведение поделено на 5 маленьких глав, что также свойственно такому жанру литературы, как новелла.

Суть

Идея рассказ заключается в желании писателя показать, что излишняя доверчивость может привести к неприятным последствиям. Также в произведении осуждаются такие человеческие качества, как эгоизм, желание нажиться за счет других, душевное безразличие и черствость.

Главные герои и их характеристика

В рассказе 3 главных героев: старушка-помещица, Иван Иванович и молодой франт.

Старушка-помещица предстает перед читателем в образе искренней доверчивой маленькой бабушки. Старушка одолжила франту большую сумму денег. Она полагалась на этого человека, ведь он принадлежал к знатному роду, да и был сыном ее хорошей знакомой. Чтобы найти нужную сумму для франта, помещица заложила свой дом. Близился срок выплаты залога, но молодой человек так и не появлялся. Тогда старушка решила ехать в город, чтобы там найти управу на своего должника. Она оставила маленькую внучку и больную дочь на соседку, а сама поехала в Петербург.  

Иван Иванович является тем самым старым гением, в честь которого и назван рассказ. В Петербурге старушка так и не смогла найти управы на франта у властей города. Женщина уже совершенно отчаялась, когда к ней на помощь пришел новый знакомый Иван Иванович. За небольшую плату герой придумал план возвращения старушке ее долга. Исполнителем плана старого гения стал его приятель «сербский сражатель». Иван Иванович не прошел мимо чужой беды, взялся за решение сложного вопроса, который кроме него, возможно, не решил бы никто. Старый гений – честный, умный человек, способный сопереживать и сочувствовать беде других людей.

Франт – человек, одолживший у старушки-помещицы деньги, чтобы расплатится за свои карточные долги. Как выяснилось позже, герой не редко брал в долг у людей, но возвращать деньги он спешил. Молодой франт принадлежал к знатной фамилии, у него имелось влиятельное покровительство, поэтому городские власти не могли найти на него управы. Героя можно охарактеризовать, как эгоистичного, беспринципного и безответственного человека.

Темы

В рассказе «Старый гений» в центре повествования две главные темы. Первая тема – поиски справедливости «маленьким» человеком в мире обмана и лжи. Вторая тема тесно переплетается с первой, она заключается в праведности старого гения. В рассказе он становится ангелом-хранитемлем старушки, помогает ей вернуть заложенное имение. Иван Иванович помогает людям не из корысти, а из любви и сострадания к ним.

Проблемы

В рассказе Лескова нашли свое отражение следующие морально-социальные проблемы:

Проблема бесправия. Старушка не находит справедливости у властей города. Главные вопросы, волнующие автора: бесправен ли человек в нашей стране? Равны ли люди перед законом?

Проблема безответственности и безнаказанности. Имея влиятельное покровительство, молодой франт долго остается безнаказанным. Власти города бояться влиятельных родственников молодого повесы, поэтому они не смеют привести его к судебной ответственности. Чего же боятся представители закона? В мире, где правит власть одних и сила имущих других, а не беспристрастие, объективность и честность, тщетными становятся попытки найти справедливость.

Проблема сострадания. Насколько должно было зачерстветь эгоистичное сердце франта, чтобы лишить старушку, которая ему помогла, и ее семью дома?

Главная мысль

Несправедливость рано или поздно будет наказана, тому подтверждением становится положительный финал произведения. Рассказ «старый гений» учит честности, благородству, взаимопомощи и вере в лучшее.

2 вариант

История создания

Николай Семенович Лесков написал рассказ «Старый гений» в 1884 году и в том же году опубликовал его в русском юмористическом журнале «Осколки». Лескова подтолкнула к написанию этого рассказа ситуация, которая сложилась в обществе, где нет чести и достоинства, где добро уже не принимается за пользу, а в управляющие должности идут люди не заслуживающие этого.

Жанр, направление

Рассказ написан в реалистичном направлении. В произведении описано то, что происходит на самом деле и автор мастерски описывает каждый случай от простодушной доброты до бессовестного обмана.

Суть

Все начинается с того что старушка по доброте душевной помогает сыну своей знакомой ­­­­­­ – франту, у которого наступили сложные времена. Тот самый франт, получивший деньги от старушки уезжает в Петербург и не отвечает на письма, оставляя тем самым на старушку кредит, который она взяла, чтобы помочь франту. Из-за неуплаты кредита старушку вместе с ее внучкой могут выселить из заложенного ею дома.

Старушка едет вслед за франтом в Петербург, дабы вернуть долг. Но уже в городе выясняется, что получить назад деньги не так-то просто, ведь этот франт и так должен половине города, да и браться за дело никто из чиновников не хочет ведь у франта именитая фамилия. И когда старушка уже отчаялась, появляется некий чиновник, называющий себя Иван Иваныч, считающий, что нет ничего не возможного и решает помочь старушке за небольшую сумму денег. В итоге у него все получается так, что полицейский лично вручает повестку франту, и ему приходится оплатить весь долг сполна.

Главные герои и их характеристика

  • Одним из главных героев является старушка. Очень добрая и наивная женщина, готовая помочь любому в трудной ситуации. Вместе с тем у нее имеется сильный характер, она не опустила руки, когда ее обманул франт, а отправилась в Петербург на поиски справедливости.
  • Великосветский франт, обманувший старушку. Имеет хорошее жалование и знатную фамилию, но не прочь воспользоваться доверчивостью людей и обмануть их
  • Человек, который помог бедной старушке в беде – Иван Иваныч. Искренне добрый человек, так же как и старушка помогает людям. Обладает хорошим умом и логикой.
  • Помощником в исполнении идей Ивана Иваныча является «сербский сражатель». От него плохо пахнет и на вид выглядит не очень, любит выпить. Считает, что нет невыполнимых задач.

Темы

Лесков в своем произведении затрагивает темы «маленького человека» и праведности. Автор смог мастерски описать, как обычный человек пытается бороться с несправедливостью нашего мира. Но, в конце концов, когда старушка уже отчаялась, появляется Иван Иваныч, играющий роль праведника помогает людям в беде.

Проблемы

В рассказе «Старый гений» Николай Семенович затронул как моральные, так и социальные проблемы. Бесправие, безответственность и безнаказанность, блат и кумовство, сострадание, все это Лесков пытался показать в рассказе, для того чтобы донести до читателя, что происходит в стране.

Главная мысль

Быть добрым и отзывчивым, помогать людям в трудную минуту. Верить в добро и справедливость, знать, что плохие поступки всегда будут наказаны, а правда победит. Вот чему учит рассказ «Старый гений».

Анализ 3

Рассказ «Старый гений»  Лесков написал  в 1884 году и  опубликовал его в журнале «Осколки». К его созданию автора подтолкнула ситуация в обществе, где в то время процветали чиновничий произвол и несоблюдение законности.

Жанр произведения — рассказ, о чём свидетельствуют: небольшой объём, одна сюжетная линия и малое количество героев.

В произведении три главных персонажа.

Одной из героинь является старушка – помещица. Это  великодушная, отзывчивая женщина, которая пострадала из-за своей излишней доверчивости. Несмотря на это, она не сдалась и благодаря силе своего характера, а также решительным и настойчивым действиям в ответственности за своих родных, сумела добиться справедливости.

Иван Иваныч, он же — старый гений.  Это бедный, скромный, добрый, простой  и отзывчивый человек. Он является отличным психологом  и знатоком человеческих душ. Иван Иваныч не способен пройти мимо чужого горя и помогает людям за незначительную плату.

Великосветский франт – молодой человек, взявший у старушки в долг внушительную сумму денег. Он принадлежит к знатному роду, получает приличное вознаграждение по службе и  высокие доходы с имений. В то же время, это нечестный и непорядочный человек,  уклоняющийся от возврата долга.

В основе сюжета рассказа история, произошедшая со старушкой-помещицей. Она под залог своего дома, одолжила старому знакомому пятнадцать тысяч рублей. Молодой человек не торопится возвращать долг и скрывается от старушки.  Ей вместе с больной дочерью и внучкой грозит выселение из дома и перспектива оказаться на улице. Старушка, в расчёте добиться справедливости, вслед за франтом едет в Петербург. Законодательные органы в ответ на её просьбу беспомощно разводят руками. Когда, казалось бы, уже нет никакого выхода, появляется некий Иван Иваныч, который согласен взяться за дело. С его помощью аферист возвращает полностью всю сумму долга, да ещё и с процентами.

Автор своим произведением осуждает такие человеческие пороки, как чёрствость, беспринципность,  желание поживиться за счёт других. В то же время он призывает общество быть великодушным и отзывчивым, стремиться помогать тем, кто в этом нуждается. Россия всегда была богата на простых, душевных, но сообразительных и талантливых людей.

Основная идея рассказа заключатся в том, что, вопреки всему,  нужно верить в добро и в справедливость; бороться, а не сдаваться; и тогда желания обязательно сбудутся.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Старый гений

Анализ произведения Старый гений

Популярные сегодня темы

  • Почему я хочу стать пограничником сочинение

    Я хочу стать пограничником, так как это важно. Для страны важно, пусть это звучит так пафосно, но если вдруг враг придёт, кто его первым отражает?

  • Сочинение по картине Васнецова Сирин и Алконост. Песнь радости и печали описание

    Васнецов Виктор Михайлович популярен благодаря своему уникальному стремлению выражать навыки и мысли с использованием древней языческой славянской символики.

  • Образ и характеристика Аксиньи Астаховой в романе Тихий Дон Шолохова сочинение

    Аксинья Астахова является одним и центральных персонажей шедевра русской классики, романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова.

  • Анализ произведения Злоумышленник (рассказа Чехова)

    Рассказ Антона Павловича Чехова «Злоумышленник» был опубликован в «Петербургской газете» в июле 1885 года. Произведение раскрывает сложные взаимоотношения крестьян и господ

  • Анализ произведения Божественная комедия Данте Алигьери

    Данте Алигьери писал «Божественную комедию» более 10 лет. Эпитет «божественная», означающий здесь качество поэмы, привязался к произведению после смерти писателя. Поэма писалась в тяжелые для Италии времена. Противостояние между гвельфами

  • Старые рассказы для детей читать
  • Старые народные сказки для детей читать
  • Старые сказки для детей читать на ночь
  • Старые рассказы об охоте
  • Старые сказки на новый лад взрослые паролям наливайко