Старуха изергиль про что рассказ

521 слово максим горький русский писатель, поэт и драматург. именно этот автор стал основоположником литературы социалистического реализма. одним из

(521 слово) Максим Горький — русский писатель, поэт и драматург. Именно этот автор стал основоположником литературы социалистического реализма. Одним из главных произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Работу над ним выдающийся писатель начал в 1891 году. В этот период Максим Горький совершал путешествие по Бессарабии. Данная поездка произвела сильное впечатление на взгляды автора. В 1895 году произведение было опубликовано на страницах «Самарской газеты». Оно построено по принципу «рассказ в рассказе». Одна из легенд посвящена доброму и бесстрашному Данко. Рассмотрим поподробнее его характеристику.

В образе главного героя автор воплотил самоотверженного и бесстрашного человека, наделенного героизмом и мужеством. Данко здоров и физически крепок, но основная его сила — духовная. Он вдохновлен человеколюбием и ответственностью за будущее своего племени. Когда племя героя заблудилось в лесу, он осознал, что настал час выполнить свою миссию. Главный герой поставил цель: спасти своих соплеменников их темной чащи. Путь людей оказался слишком трудным. К сожалению, очень часто случается так, что, кто не спасает людей быстро, становится предателем в их глазах. Люди теряют силы из-за сложившихся условий, в чем обвиняют лидера. Но Данко не потерял веру в свое предназначение, слушая эти упреки. Когда настал необходимый момент, Данко вынул свое горящее сердце, чтобы осветить людям путь. Ценой собственной жизни герой спас их. Данный поступок свидетельствует о подлинном героизме персонажа. Ведь не каждый сможет стать счастливым, жертвуя собой во благо великой идеи. Однако у главного героя это получилось. Данко платит собой за то, чтобы его племя выжило. И погибает он с гордой улыбкой на устах.

По своей натуре герой является удивительно храбрым и мужественным человеком. Данко не боится собственной смерти, ведь речь идет об опасности для жизни всего рода. Кроме того, персонаж отличается альтруизмом и состраданием, которые вдохновляют его на роль бескорыстного вождя. Данко выступает в роли лидера, он не боится брать на себя огромную ответственность. При этом он ничего не просит для себя. Поэтому герой, будучи харизматичным человеком, убеждает людей пойти за ним следом. Люди симпатизируют Данко, они уверены, что он сможет вывести их из леса. Но несмотря на все положительные черты Данко, он остался одиноким и вступил в конфликт с толпой. Он отдал жизнь ради нее, но взамен не получил даже понимания. Народ, который спас герой, отнесся к его подвигу не как к героизму, а как к обязанности. Смерть главного героя вызывает удивление у читателей. Потеряв последние силы, герой падает на землю. В последние мгновения жизни Данко замечает, как люди радуются и веселятся, забывая о нем. А искры от его горящего сердца кто-то затаптывает, «как бы чего не вышло». Но образ Данко вызывает невероятное уважение у автора и читателей. Ведь герой, умирая, нисколько не пожалел о своем поступке.

Можно утверждать, что в образе Данко писатель продемонстрировал революционное начало, характерное для того исторического периода, в котором создавался рассказ «Старуха Изергиль». Безусловно, Данко является олицетворением милосердия, самоотверженности и любви к ближним — как революционеры, которые бескорыстно вели народ к просвещению и борьбе за свободу. Несмотря на великий поступок главного героя, его жизнь закончилась трагически, как и у многих, кто жертвовал собой ради великой идеи. Те люди, ради которых персонаж отдал свою жизнь, не оценили подвиг Данко по достоинству. Зато он сам был горд собой по праву: он спас свой народ и выполнил свое предназначение.

Черты характера Данко Цитаты
Красота и смелость «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы.»»…его смелое сердце.»
Рациональность мышления Кто ничего не делает, с тем ничего не станется
Решительность и уверенность в себе Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – всё на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..» 
Неоспоримые достоинства: инициативность, активность, отвага Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня. 
Лидерские задатки «Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас!» 
Сострадание к людям и смирение «Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло.»
Любовь к людям и ответственность за них Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. 
Самопожертвование и герои «И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Гордость «…гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. 
Бескорыстие и альтруизм «…точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе.»

Автор: Виктория Комарова

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Специальная 
(коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными
возможностями здоровья «Надежда» муниципального образования

Городской округ Симферополь
Республики Крым

М. Горький «Старуха Изергиль. Легенда о Данко».

7 класс

Учитель: Кузнецова  Ю.Ю.

Цели: 1)
познакомить с понятием романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа
текста; 2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память,
логическое мышление; расширять словарь; 3) через анализ легенды воспитывать
уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению
людям, добру.

Оборудование: презентация,
учебник

Ход урока:

I.
Организационный момент
.

Объявление
темы  и целей урока.

Слайд
1           

II.
Коррекционно-развивающие упражнения
.

1.
Тренировка внимания, памяти.


Внимательно посмотрите на слова, постарайтесь их запомнить:

Слайд 
2

рассказ

повесть

автобиография

псевдоним

легенда

метафора

Слайд 3

 Убирается
слово легенда

— Что
изменилось?


Давайте вспомним, что такое легенда?

Запись
в тетради.

Слайд
4

Легенда
– это рассказ народной фантазии, где сочетаются реальное (историческое событие
или лицо) и фантастическое.

III.
Знакомство с понятием романтизм, романтический герой

— В
1895 году был напечатан рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Горького
заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. Романтизмом
окутано всё произведение.

— А
что такое романтизм? Давайте познакомимся с новым понятием.

Романтизм –
художественное направление в литературе, признаками которого является
изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим,
устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с
обществом, с людьми.)

Запись
в тетради.

Слайд
5


Следуя этому определению, скажите, кто такой романтический герой?

IV.
Работа по теме урока

1.
Постановка проблемного вопроса

 Каким
должен быть современный человек, и как ему жить среди людей?

Слайд
6

— Этот
вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький.

2.
Анализ легенды о Данко

— Сегодня мы с вами поговорим о герое легенды о Данко из рассказа «Старуха
Изергиль».

Слайд
7

Целеполагание

— Как
вы думаете, какова цель нашего урока?

— Вы
уже прочитали легенду.


Попробуйте определить тему произведения.

Обратимся
к словарю

Подвиг
— героический самоотверженный поступок.

Героический
— свойственный герою.

Герой
— это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,

совершает
смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Слайд
8

Самоотверженный
— жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный

Поступок
— решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость
— отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство —
нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Слайд
9

Самопожертвование
— готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов
других людей.)

Слайд
10

Работа
над анализом текста.

-Как
Горький характеризует племя в начале текста?

— Где
они жили сначала?


Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?


Сопоставьте характеристику племени и места обитания. Что этим хочет сказать
автор?


Почему у таких сильных людей родился страх?


Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

— К
чему привело бездействие? Что породило?

— К
какой мысли привели их трусость и бездействие?

— Найдите
описание Данко в тексте.


Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили
именно ему вывести племя?


Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе
обрушились» на него?

— За
что же он должен был погибнуть?


Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?


Почему же тогда в душе Данко зародилась тоска?

Чтение
 фрагмента текста:


Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И
вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце и высоко поднял
его над головой.

Оно
пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный
этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там,
глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали
как камни.

— Для
чего Данко вырвал из груди сердце?

— Как
люди отнеслись к смерти Данко?


Напрасна ли смерть Данко?


Можно ли назвать Данко героем? 


Какова идея легенды? 

V.
Рефлексия. Подведение итогов.

Обсуждение
иллюстраций к легенде.

Слайд
11,12, 13, 14

Мозговой
штурм.

— Чем
может пожертвовать современный человек?

Слайд
15

VI.
Подведение итогов урока

     Данко
– гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради
людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не
заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце
ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые
искры степи, появляющиеся перед грозой.

     М.
Горький показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя
своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

    Горький
убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.

Слайд
16

Домашнее
задание
. Ответить на вопрос : «Каким должен быть человек и как ему жить
среди людей?»

 Список литературы

          Коровина В.Я.,
Журавлёв В.П., Коровин В.И., Збарский И. С. Литература. 7 класс. М.:
Просвещение, 2014 год.

Дополнительные 
ссылки на ресурсы сети Интернет

          
Интернет портал «Lit-helper» (Источник)

          
Интернет портал «fb.ru» (Источник)

          
Интернет портал «KlassReferat» (Источник)

https://ic.pics.livejournal.com/luchezar_rodov/84322105/11173/11173_800.jpg

Анализ Старуха ИзергильМолодой Алексей Максимович Пешков не только политической зрелостью выделялся среди товарищей. Из воспоминаний современников становится ясно, какое неотразимое впечатление производил этот странный и немного грубый рабочий парень, странник и самоучка, поражавший своей начитанностью, смелостью, оригинальностью мысли, а главное, зачаровавший магическим даром необычного, яркого слова, сверкавшего в его историях о виденном и пережитом. Писатель пришел в этот мир, чтобы бороться с властью зла и лицемерия, с обреченностью людей на вечные муки. Дух жаркого романтического протеста воспитал Горького как писателя, обусловил образы его ранних произведений. Одним из них стал рассказ «Старуха Изергиль».

История создания

Рассказ появился из-под пера автора во время его странствий по южной Бессарабии в 1891 году. Это был волнительный, полный эмоций и приключений, но непростой период в жизни молодого писателя. Ему приходилось браться за любую тяжелую работу, чтобы прокормиться, как-то прожить. Этот момент тоже нашел свое место в сюжете. В начале произведения рассказчик говорит о том, что работал с группой молдаван на сборе урожая.

Произведение автор вынашивал долго, в нем нашли отражение философские мысли автора о человеке, его предназначении, смысле жизни. Спустя четыре года работа была впервые опубликована в «Самарской газете».

Жанр, идеи и стиль написания

Свой творческий путь Максим Горький начинал с малых литературных форм. Впервые читатель узнал о нем после опубликованного рассказа «Макар Чудра». Следующей работой в этом жанре стала история «Старуха Изергиль». Произведение отличается минимальным объемом и малым количеством действующих лиц.

Эта работа выразила авторские взгляды на предназначение человека, его место в системе общественных отношений. Предшественники Горького в литературном мире, создали много образов «униженных и оскорбленных», вызывающих сочувствие у читателей. Истории о затравленных мелких чиновниках, как несчастный Акакий Акакиевич Гоголя или Червяков в «Смерти чиновника» Чехова. А также большинство произведений Достоевского. Все они не теряют читательского спроса и сегодня. Максим Горький хлебнул унижения и нищеты гораздо больше маститых предшественников. Поэтому от него ждали более яркого описания жизни людей «на дне», сочувствия к ним, понимания. Но это оказалось ошибкой.

Разделяя учение Ницше, Алексей Пешков испытывает омерзение к слабости, безволию, считает, что каждый сам виноват в собственной участи. Эта мысль звучит в рассказе «Макар Чудра», когда герой с пренебрежением говорит о пахаре, который всю жизнь работает на земле. Казалось бы, такой тяжелый, полезный, благородный труд. Но у старого цыгана нет к нему уважения, как у автора. Труженик ничего не видит, кроме этого поля, земли. И так до самой могилы, сам же в эту землю ляжет. Эту же идею находим мы в «Челкаше». Когда уставшие, измотанные, голодные работяги грузят на корабль тонны хлеба, чтобы заработать лишь на кусок его. Даже воровской, но свободный, образ жизни Челкаша автору приятнее, чем рабский труд и путь лишений.

В «Старухе Изергиль» эта идея тоже находит свое место. Автор вкладывает в уста героини собственную мысль: «В жизни всегда есть место подвигу». И на ее же примере показывает, что не обязательно вдаваться к крайности, как герои двух легенд.

Горький против мещанских страхов, стремления к покою, приниженной стабильности: «Безумству храбрых поем мы песню». Герои других его ранних произведений: Уж и Дятел – это мелкие личности, для которых собственный покой и плохенькая стабильность важнее счастья для своего общества. В легенде о Данко тоже появляется такой субъект – «осторожный» человек, который из страха «как бы чего не вышло», растоптал пылающее сердце героя.

Композиция

Произведение написано, как рассказ в рассказе. Имеет трехфазную структуру. Состоит из трех новелл, объединенных общей мыслью, идеей. Композиция на первой взгляд проста, так как есть четкие границы историй. Каждая из них могла стать основой отдельного, самобытного произведения.

Рассказ построен на антитезе. А образы Ларры и Данко являются антиподами. Но это персонажи фольклорные, вымышленные. По канону жанра, каждый из них обладает одной личностной чертой, доведенной до абсолюта. У Ларры – это эгоизм. А у Данко, напротив, – альтруизм. Связывает их между собой образ самой Изергиль. Она обладает здоровым эгоизмом, заимствованным у Ларры. Женщина никогда не позволяла людям, в том числе любимым мужчинам, себя унижать, обижать. Читатели помнят сцену, как она вцепилась зубами в щеку гуцула – любовника, который ее ударил. В то же время, не чужд женщине альтруизм, свойственный Данко. За молодым поляком, в которого она была влюблена, Изергиль отправилась на фронт, чтобы спасти его из плена. И даже пошла на убийство караульного. Хотя понимала, что у юноши нет к ней искренних чувств.

Противопоставление героев

Ларра и Данко схожи лишь возрастом. Это молодые мужчины, около двадцати лет. Оба красивы, полны сил. На этом сходства заканчиваются. Горький грамотно разводит героев, не упустив ни одного критерия. Описан даже взгляд каждого из них. Ларра смотрит холодно, колко, равнодушно или зло своими красивыми глазами. В очах Данко горит свет силы, надежды, идеи спасения людей.

Ларра наказан одиночеством и бессмертием, чего он сам желал. И теперь о нем напоминает только тень, блуждающая по степи. Данко же спасает племя, вырвав из груди пылающее сердце, освещая людям путь. Память о нем жива в синих искорках над лесом перед грозой. Свет и тьма – классическое противопоставление.

Образ Изергиль

Это наиболее сложный для анализа образ. Человек земной. В нем нет черного или белого. Он не может быть во всем хорошим или плохим. Или обладать единственной чертой личности. Это отличает Изергиль от Ларры и Данко.

Старуха Изергиль – страстная, темпераментная женщина, влюбленная в жизнь. Весь смысл существования она видит в самой жизни, в любви, в постоянном движении, и этим она счастлива: «А как придет ночь, я бежала к тому, кого любила. И так я бегала три месяца, пока была любовь». Так было всю жизнь у женщины, пока сил хватало. Легко влюблялась, отдавала всю себя этому чувству.

Она горяча, но сурова. Способна на убийство ради любви.

Библейские корни

Некоторые исследователи уверены, что у обеих легенд из рассказа библейские корни. История Ларры напоминает легенду об Агасфере. Так называемый, Вечный жид, был проклят Иисусом Христом. Когда Христос нес крест на Голгофу, он был изможден и прислонился к одному из домов, чтобы немного передохнуть. Но местный зажиточный сапожник, хозяин этого жилища, не дал ему этого сделать, обругав. А, по некоторым источникам, даже ударил. На что Христос ответил, что сам этот человек будет скитаться, не найдя покоя до второго его пришествия. А соответственно, умереть он пока не может. Так и Ларра наказан за свою гордость высшими силами вечным бессмертием и одиночеством.

Сюжет о Данко напоминает историю самого Христа, принявшего мученическую смерть на кресте ради блага людей.

Вывод

Тема любви и свободы открыто звучат в произведении. Горький никогда не утруждал себя двусмысленными, глубокими аллегориями. Его образы точны и понятны.

Главная мысль произведения – философский поиск смысла человеческой жизни. Автор подводит читателя к выводу, что главная жизненная цель в бескорыстном, самозабвенном служении обществу.

На чтение 4 мин Просмотров 1.5к.
Обновлено

Художественные приёмы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» помогают раскрыть идею произведения, нарисовать образы главных героев.

Перед нами романтический рассказ, относящийся к раннему творчеству М. Горького. Сам автор говорил, что создал «стройное и красивое произведение» (в письме А.П. Чехову), поэтому в нём важен каждый элемент.

Сразу обращает на себя внимание композиция. Перед нами рассказ в рассказе. Что даёт этот художественный приём? Он помогает придать сообщаемому поучительный и назидательный характер. Ещё одна особенность — два рассказчика, поэтому повествование кажется более объективным.

Кстати, интересно, что имя Изергиль созвучно Иггдрасилю — ясеню из скандинавских легенд, что соединяет мир людей, мёртвых и богов. Мудрая старуха также соединяет прошлое и настоящее, передавая через легенды знания. Говорящее имя как бы заставляет читателя заранее внимательно прислушаться к её рассказам.

Итак, пейзажная зарисовка погружает читателя в атмосферу Бессарабии (вспомним, что для романтического произведения характерно необычное, экзотическое место действия): «ночь и фантазия», «казалось началом чудной сказки». Рассказчик со стороны наблюдает за компанией молодых людей, однако разговор со старухой Изергиль увлекает его больше. Она рассказывает две легенды.

Первая — о Ларре. Сейчас это тень, неприкаянно бродящая по степям Бессарабии. Но давным-давно это был юноша, слишком гордый, чтобы любить людей. Он презирал окружающих, считая себя выше других. Сын орла и простой девушки похищал скот и красавиц. А когда одна из них отказала ему, то просто убил её. За это люди наказали Ларру — просто перестали его замечать. Он остался в одиночестве. И даже смерть отвернулась от гордеца. Со временем он превратился в одинокую бесплотную тень. Эта часть раскрывает проблему отношений человека и общества: никто не может жить без поддержки других. Индивидуализм —только иллюзия счастья.

Ещё одна часть посвящена рассказу старухи Изергиль о собственной жизни, яркой, полной страстей и эмоций. У неё всегда было много поклонников, а сама она жила в согласии с сердцем и собственными убеждениями — была с тем, с кем хотела, оставаясь при этом свободной. Она рассказывает о преданности, гордости, любви, внутреннем достоинстве. Эта часть раскрывает идею самоценности человека.

В третьей части перед читателем опять легенда. Главный герой — Данко. Он вырывает из груди своё сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям, настолько велика в нём любовь. Этот смелый и сильный человек добровольно берёт на себя ответственность за других. Но благодарности за свой подвиг не получает: наоборот, «осторожный человек» наступает на горящее сердце. Данко и не ждёт никакой награды: просто в нём много бескорыстия, сострадания, чистоты, веры в людей. Именно его старуха Изергиль приводит в пример рассказчику, говоря о современном поколении, слабом духом, трусливом.

Этот композиционный приём (рассказ в рассказе) также как бы соединяет легенды с реальной жизнью, подчёркивая их тесную связь, утверждая, что и в повседневности есть «место подвигам».

А антитеза как ещё один художественный приём ярче раскрывает характер героев: жестокий индивидуалист противопоставлен благородному альтруисту. Ларра, возвысивший себя над обществом, и Данко, отдавший жизнь ради других. Всё настолько явно в такой подаче легенд, в их порядке, что читатель самостоятельно может сделать вывод, насколько безнравственен эгоизм, как, наоборот, прекрасен человек, живущий ради блага других. Но при этом не стоит гасить свой внутренний огонь в угоду другим.

Не менее важны при разговоре о художественных приёмах и языковые особенности. Язык рассказа афористичен. Крылатыми стали фразы «В жизни всегда есть место подвигам» или «Наказание человека — в нём самом». Так, использование тропов помогает приблизить авторское произведение к фольклорному. Например, это метафоры («голос хрустел»), сравнения («черноволосая и нежная, как ночь»), эпитеты («пышные и странные очертания»), гиперболы («оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»).

Кроме того, каждое средство выразительности подобрано очень точно и подчёркивает идею рассказа. Так, мать Ларры «измученная», «иссохшая» — эпитеты показывают, что она первая жертва своего сына-гордеца. А раз страдают даже самые близкие люди, то в чём смысл непомерной гордости, холодного ума? Или одушевление леса, где идут люди вместе с Данко: «болото разевало пасть», у деревьев «корявые, длинные руки». Лес торжествует, когда путники теряют человеческий облик и начинают судить своего провожатого. И тем благородней подвиг Данко, вырвавшего сердце ради тех, кто стал «как звери».

Итак, именно художественные приёмы (необычная композиция, антитеза, метафоры и сравнения, эпитеты и гиперболы) помогают М. Горькому изобразить сильных и необычных героев, нарисовать великолепные пейзажи. Но главное — раскрыть идею. Писатель доносит до читателя мысль о том, что во благо общества надо уметь жертвовать собой, что индивидуализм губителен, нельзя жить, не заботясь ни о ком, кроме себя.

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» по главам. Этот рассказ состоит из трёх частей, в него вошли две легенды: легенда о Данко и легенда о Ларре, а также рассказ самой Изергиль о мужчинах, которые её любили.

Главные герои

Старуха Изергиль – пожилая женщина, рассказавшая рассказчику историю своей жизни, а также легенды о Данко и Ларре.

Данко – добрый, самоотверженный юноша, который спас своё племя ценой собственной жизни.

Ларра – сын женщины и орла. Горделивый, самовлюбленный юноша, считающий себя лучше всех.

Рассказчик – работал с молдаванами на сборе винограда, пересказал услышанное от старухи Изергиль.

Краткое содержание

Глава I

Эти истории рассказчик услышал в Бессарабии, под Аккерманом. Там он занимался сбором винограда вместе с молдаванами. Как-то вечером , окончив дневной сбор, все работники ушли на берег моря, а рассказчик остался отдохнуть в тени виноградных лоз. Рядом с ним оказалась старуха Изергиль, которая поинтересовалась, почему он не пошёл вместе с остальными. Рассказчик ответил, что не хочет. На что получил укор старухи Изергиль в том, что все русские рождаются уже скучными стариками.

В скором времени взошла луна, и плывущие по небу облака стали отбрасывать тени. Указав на одну из таких теней, Изергиль назвала её идущим Ларрой. Рассказчик ответил, что ничего не видит, тогда Изергиль поведала ему старинную легенду.

Много тысяч лет прошло с тех пор. Далеко за морем жило могучее племя людей. Днём они пасли стада и охотились, а вечером пировали. В один из таких пиров орёл похитил прекрасную девушку и унёс к себе в горы. Девушку искали, но не нашли, поэтому со временем позабыли об этой истории.

Через двадцать лет эта девушка сама вернулась к племени, а вместе с ней пришёл могучий и красивый юноша. Она рассказала, что орёл унёс её в горы, и сделал своей женой. Юноша – это его сын, а сам орёл, когда начал слабеть – взлетел высоко в небо и, стремительно бросившись вниз, разбился об скалы.

Все с удивлением рассматривали сына орла, но он не отличался ничем от окружающих. Только глаза его были такими же гордыми и холодными, как у орла. Когда пришли старейшины племени, юноша заговорил с ними, как с равными себе. Старейшины возмутились такой вольностью, но сын орла сказал, что отказывается почитать их, как все остальные люди. Тогда старейшины рассердились, и прогнали гордеца, сказав, что ему нет места в племени, и он может идти, куда хочет.

Юноша так и сделал. Он подошёл к одной красивой девушке, которая смотрела на него всё это время, и обнял её. Но красавица оказалась дочерью одного из старейшин, поэтому, побоявшись гнева отца, оттолкнула сына орла. В ответ он жестоко убил её на глазах у всего племени. После этого племя связало его, и старейшины стали думать, как можно наказать человека, совершившего такое ужасное преступление.

У юноши спросили, зачем он это сделал. Он подумал, и ответил, что убил девушку, потому что она не подчинилась ему. После долгого разговора старейшины увидели, что сын орла считает себя лучше всех на земле, и никого, кроме себя не ценит.

Один из мудрецов, молчавший до этого, понял, что главное наказание находится в самом юноше. Ему ничего не нужно было – ни любви, ни дома, ни друзей, ни матери. Мудрец предложил наказать сына орла, отпустив его на свободу. Старейшины согласились.

С этих пор юноша получил имя Ларра, что означало «отверженный». Он только посмеялся со своего наказания, ведь он остался один, как и отец. Он не учёл одного – его отец был орлом, а он сам – человеком.     

Долгие годы бродил Ларра по миру, делая всё, что ему вздумается. А потом ему захотелось умереть, и он пришёл к людям, чтобы они его убили. Но он не мог умереть, поэтому был обречён на вечное одиночество из-за своей гордыни. С годами тело его истрепалось, и теперь он похож на тень.

Глава II

Старуха Изергиль сравнивает здоровье с золотом, которое необходимо тратить для яркой жизни. Она рассказывает, что в молодости ткала с рассвета до заката ковры, а ночью бегала на свидания к своему возлюбленному.

Изергиль жила с матерью под Фальми на берегу Бырлата. Ей было пятнадцать лет, когда она впервые влюбилась. Он был рыбаком, и спустя некоторое время стал звать Изергиль уехать с ним на его родину. Но девушка на тот момент уже разлюбила его. Теперь она увлеклась одним рыжим гуцулом с бойким нравом. Он был то печальным, то ласковым, а иногда становился неуправляемым, словно дикий зверь.

Рыбак, который любил Изергиль, примкнул к рядам гуцулов. Однако недолго ему было суждено наслаждаться их вольной жизнью. Один румын сдал их. Рыжего гуцула и рыбака повесили, Изергиль даже ходила смотреть на их казнь. Гуцул не боялся смерти, а рыбак плакал.

Потом в жизни Изергиль появился один богатый турок. Она поселилась в его гареме, но через неделю ей стало слишком скучно в обществе глупых женщин. Изергиль сбежала из дома турка вместе с его шестнадцатилетним сыном. Убежали они в Болгарию, где девушка была ранена в грудь одной болгаркой, приревновавшей её к своему мужу. После ранения Изергиль попала в женский монастырь, в котором за ней ухаживала одна монашка. К этой монашке ходил её брат, тоже монах. С ним Изергиль потом уехала в Польшу. А сын турка умер, не выдержав трудной жизни вне дома.

Поляк оказался подлым человеком. Когда Изергиль была ему нужна, он говорил ей много льстивых фраз, а когда надоедала – оскорблял. Однажды он сильно обидел её, и она подняла его на руки, а затем бросила в реку. После этого Изергиль с поляком больше не виделась. Она вообще никогда не встречалась с теми, кого когда-то любила, и была этому очень рада.

В Польше Изергиль трудно жилось. Она сравнивала поляков со змеями, которых Бог наказал за их лживость «шипящим» языком. Изергиль ничего не умела делать, чтобы заработать себе на жизнь, поэтому стала продавать себя.  Богатые польские паны дрались из-за неё, настолько она была хороша. Один даже принёс целый мешок золота, и осыпал им Изергиль, но она всё равно прогнала его.

Изергиль полюбила в то время одного польского пана с изрубленным лицом. Он любил подвиги, поэтому всегда участвовал во всех сражениях. Скорее всего, он погиб во время бунта.

Изергиль заработала много денег за это время. Она жила в Кракове, и у неё было всё необходимое: лошади, слуги, золото. Тогда она полюбила одного красивого шляхтича, который долго её добивался, а, получив своё, сразу же бросил. Звали его Аркадэк. Изергиль была уже немолодой в то время, поэтому во всём стала винить свою увядающую красоту.

Шляхтич оказался очень подлым. Встречая Изергиль, он всегда смеялся над ней. Но она всё терпела, лишь бы иметь возможность любоваться им изредка. Затем Аркадэк отправился биться с русскими, и Изергиль поехала вслед за ним. Возле Варшавы она узнала, что её возлюбленный находится в плену у русских. Она помогла ему бежать из плена, задушив часового. В благодарность за спасение Аркадэк пообещал любить её, но Изергиль была слишком гордой женщиной. Она сразу поняла, что шляхтич всего лишь делает ей одолжение, поэтому разозлилась и прогнала его.

После этого разочарования Изергиль осознала, что ей пора остепениться, и уехала в Добруджу. И вот уже тридцать лет она живёт здесь. Изергиль даже вышла замуж, но год назад её муж умер.

Местная молодёжь любила Изергиль. Она рассказывала им много интересных историй, а они напоминали её о тех временах, когда она была молода и красива.

Окончив свой рассказ, старуха Изергиль задремала. А рассказчик сидел рядом и смотрел на степь. Там вспыхивали маленькие голубые огоньки, и сразу же гасли. Изергиль назвала их искрами от горящего сердца Данко, а затем поведала рассказчику вторую легенду.

Глава III

Давным-давно жило одно племя. Место, где они жили – было окружено с трех сторон непроходимыми лесами, а с четвертой – степью. Жили эти люди хорошо, но пришли другие племена и прогнали их вглубь леса. Там жить было невозможно. Люди гибли от поднимающихся из болот испарений. Но тоска и страх лишили их воли, поэтому они продолжали грустить и ничего не делали.

Один Данко не хотел мириться с их положением. Он призвал всех идти искать выход из леса, и люди согласились, попросив его вести их. Трудный это был путь. Вначале люди верили в Данко, но шли они очень долго, и через некоторое время племя устало, и стало корить того, кто их ведет. Во время внезапно начавшейся грозы люди окончательно отчаялись. Но никто не хотел признаваться в своей слабости, поэтому обвинили во всём Данко. Они накинулись на него и грозились убить.

Данко любил людей, поэтому не стал на них злиться. Наоборот, он захотел спасти своё племя любой ценой. От желания помочь окружающим его сердце загорелось огнём. Данко вырвал своё сердце из груди и поднял его высоко над головой. Горящее сердце разогнало непроглядную тьму. Данко снова стал впереди племени, и повёл его дальше, освещая дорогу своим сердцем.

Вскоре лес закончился, и люди, наконец, увидели солнце над головой. Данко окинул степь радостным взором, рассмеялся и умер. Его племя даже не заметило смерти героя, только один человек увидел лежащее рядом с Данко горящее сердце, и, испугавшись чего-то, растоптал его. Сердце рассыпалось на множество голубых искр, которые до сих пор вспыхивают в степи.

Рассказчик смотрел на старуху Изергиль, и думал о том, сколько ещё осталось в её памяти легенд и воспоминаний.  

  • Старуха изергиль краткое содержание для итогового сочинения легенда о ларре
  • Старуха из рассказа горького 8 букв сканворд
  • Старуха изергиль легенда о данко аргументы для сочинения
  • Старорусские обряды как пишется
  • Старинный циферблат как пишется