Старуха изергиль пример для сочинения

Автор на чтение 6 мин. просмотров 2 опубликовано 06.03.2021 м. горький считал старуху изергиль своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют

На чтение 6 мин. Просмотров 2 Опубликовано

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

analiz-staruha-izergil-gorkiy-50327.jpg

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр – Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году было написано произведение Максима Горького «Старуха Изергиль»?</h3>

    • <label>1894;</label>
    • <label>1895;</label>
    • <label>1897;</label>
    • <label>1899.</label>

(новая вкладка)

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Горький М.» Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль» Горький М. все сочиненияГорький М. краткие содержанияpp image 10297 gl0k2og56t000

Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»Горький М.Стр. 1001.jpgОсобенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»Горький М.Стр. 2 Скачать Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»

<legend>Tags</legend>ОсобенностикомпозицииповестиМ.Горького«СтарухаИзергиль»

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/staruha-izergil/analiz-proizvedeniya-gorkogo.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/osobennosti-kompozicii-povesti-mgorkogo-staruxa-izergil

(975 слов) Выдающийся отечественный писатель Максим Горький — основоположник такого литературного направления в русской литературе как социалистический реализм. Одним из его значимых и ключевых творений стало произведение «Старуха Изергиль». Оно имеет огромный поучительный смысл. В небольшом по объему рассказе автор мастерски и психологически тонко раскрыл такие внутренние качества человеческой личности как гордость и гордыня, смелость и трусость, героизм, самоотверженность и мечты людей о сокровенном и прекрасном. И в этой статье мы рассмотрим, как на примере жизни и конкретных поступков персонажей историй, рассказанных пожилой цыганкой, раскрываются их мечты о прекрасном.

Рассмотрим эпизод из «Старухи Изергиль» М. Горького — легенду о Ларре.

Эта легенда рассказывает о сыне орла, который был горделив и считал, что он выше всех остальных. Орел был сильной и своевольной птицей, он украл девушку и спрятал так, что ее никто не нашел. Потом девушка родила Орлу сына, которого нарекли Ларрой. Он пошел в отца, жил, беря пример с Орла. Ларра тоже возомнил, что он выше всех и ему все можно, нет ничего недозволенного. Сын неоднократно проявлял свою вседозволенность, например, убил отказавшую ему девушку. Но, тем не менее, он смог добиться своей мечты — ему стало все дозволено. А за этим ему оставалось добиться другого — всевластия, и всего он добивался силой, и власти он себе желал такой же. Он считал, что в жизни главное — сила, и без нее жизнь — не жизнь.

В жизни все устроено так, что все повторяется на новом витке истории. И Ларра стал тому очередным примером — он окончил свою жизнь так же, как и его отец — он захотел умереть, когда утратил свою силу.

Другие люди при этом не видели в нем ничего героического — впрочем, Ларра и не был героем, не такой была его натура. Он вообще внешне особо ничем не отличался от других, кроме как глазами, которые всегда выражали надменность и холодность по отношению к остальным окружающим его людям. Ларра был рабом своих иллюзий — он родился человеком, но жил по образу и подобию своего отца Орла, который был птицей. Из-за этого Ларра ошибался в собственном мировоззрении и отношении к жизни. Итог был предсказуем — Ларра был настолько тщеславен и самолюбив, что стал обречен на вечные скитания и был лишен возможности уйти из этого мира.

Автор подвергает своего героя критике из-за его эгоизма. Это качество порой губит в человеке все его положительные стороны. А в следующей истории-легенде от старухи Изергиль Максим Горький приводит нам пример человека, который является полной противоположностью Ларры. но, тем не менее, конец его еще более трагичен, чем у Ларры. Это юноша Данко.

Мечты в легенде о Данко
Герой этой легенды является эталоном красивого и отважного героя, которому не чуждо самопожертвование. Тем более, как считал сам автор, настоящий герой самовыражается как раз при самопожертвовании — когда он идет на риск и, возможно, погибнет, чтобы процветало всеобщее благополучие. Счастьем для такого героя станет как раз то, что его жертва не прошла впустую, что она привела к задуманному результату. Это убеждение выражается концовкой легенды, когда главный герой умирает с улыбкой на лице. Он мечтал о том, что сможет помочь людям — и воплотил свою мечту посмертно. Жизнь, посвященная такому деянию, вполне себя окупает и не сравнится с жизнью, в которой придется веками существовать впустую и ничего не предпринимать.

Данко совершил подвиг — он привел заблудших, обреченных на гибель людей к выходу из лесной тьмы. Тот процесс был затруднен тем, что люди были не только ослаблены жизнью во тьме и вредными испарениями, но и тем, что они не доверяли герою. А он спас их ценой собственной жизни. За это деяние юноша был награжден спасенными им членами племени по-особому: его имя было почти сразу предано забвению, а неизвестный, названный автором «осторожным человеком», растоптал его горящее сердце, которое Данко вырвал из своей груди и которым он освещал путь перед собой, ведя людей к свету.

Тогда все люди жаждали выйти к свету, но средь них не находилось того смельчака, который догадается и решится пойти на крайние меры. А Данко смог, напрягая силу своей воли, добиться желаемого. Он был рожден для этого, в отличие от большинства его соплеменников, живших у токсичного болота в полутьме годами и не решившихся выбраться из гиблого места, потому что никто из них не смог бы пожертвовать собственной жизнью.

Данко — это человек, который любит мир, людей и идет, исходя из этой любви, на решительные рискованные действия до последнего, совершенно не думая о себе, ради жизни других жертвуя своей. Он совершает подвиг, совсем не ожидая благодарности и признания от соплеменников, которые оказались черствыми, эгоистичными, безразличными людьми. Они не оценили его благих намерений и самопожертвования. Оказавшись на воле, люди быстро предали Данко и его подвиг забвению.

Мечты в рассказе об Изергиль
Через образ старухи Изергиль писатель показал нам мечты о прекрасном — эта женщина всю свою жизнь искала большую любовь, у нее был свой идеал, однако добиться его ей было не суждено, так как любовь, источаемая ею, была слишком мелкой и эгоистичной для такого. Она хотела стать счастливой, обретя любовь всей жизни, но не получила желаемого. лишь доказала себе, что жизнь проходит скоротечно, а время не идет — а пролетает.

У красивой цыганки было много мужчин, но основная их роль сводилась к тому, чтобы тешить ее самолюбие, поскольку никакие их страсти и деяния не могли заменить собой мир.

Вообще же, жизнь Изергиль прошла впустую: любви и счастья не обрела, человечеству пользы не принесла, своего места и предназначения в жизни не нашла.

Теперь для Изергиль ее прошлые приключения стали ностальгией — она воспринимает их как попытки постичь прекрасное, как поиск любовного идеала, длиною в жизнь, который окончился безуспешно.

Исходя из этих историй, можно утверждать, что М. Горький вложил в мечты персонажей своего произведения поиски предназначения в жизни, ее смысла. А в том, как они подходят к достижению своих целей и идеалов автор показывает нам как положительные черты людей, так и отрицательные. Кроме того, писатель сравнивает моральные ценности — как истинные, так и ложные.

Помимо этого, через «Старуху Изергиль» автор показал читателям то, что он крепко связан с российским народом — он продемонстрировал народный образ, образ героя, который освобождает и спасает. И этот образ находит свой отклик в сердцах людей.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тематическое направление: Преступление и Наказание – вечная тема

Двойственное отношение к преступнику — нередкий случай. Человеку свойственна эмпатия, и поэтому ему сложно рассматривать преступление, не учитывая своё отношение к обвиняемому. Так достоин ли преступник сочувствия? Я считаю, что человек достоин сопереживания, только если он осознаёт преступление и раскаивается в нём. Если же преступник не видит в своём поступке ничего скверного и не пытается измениться, то и сочувствия такой человек не достоин.

Так, в произведении Максима Горького «Ð¡Ñ‚Ð°Ñ€ÑƒÑ…Ð° Изергиль» повествуется легенда о Ларре, сыне орла и человека. Он на всех смотрел свысока и считал, что ему всё дозволено. Однажды он жестоко убил дочь одного из старейшин своей деревни, потому что она отказала ему в любви. В качестве наказания жители изгнали его, но даже после этого Ларра продолжил совершать преступления, воровать еду и женщин. Из-за своего отношения к людям, он не мог найти ни друзей, ни любви и был обречён на вечное одиночество. Такой человек не достоин сочувствия, ведь он не раскаялся, а продолжил совершать скверные поступки.

Но есть преступники, заслуживающие сопереживания. Таковым является Аркадий Свидригайлов, персонаж романа «ÐŸÑ€ÐµÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского. Свидригайлов, по его же словам, всю жизнь был отвратительным человеком. Он грабил, насиловал, надругался над несовершеннолетними. Однако, если судить его по поступкам, описанным в романе, он предстаёт перед нами глубоко нравственным человеком. Герой поступает по чести, помогает нуждающимся и совершает самоубийство лишь от одной распутной мысли о маленькой девочке. Прошлое Свидригайлова приносит ему ментальные страдания. Он попытался измениться, и потому достоин сочувствия.

Таким образом, нормально сопереживать преступнику и даже прощать его, но страшно, когда преступники начинают прощать себя.

Здравствуйте, Данила!

Вам удалось в своем сочинении создать рассуждение на заданную тему с привлечением литературного материала. Вместе с тем следует обратить внимание на минимальное количество слов (напомню, что рекомендуемый объём составляет 350), хотя, конечно, вы выполнили минимальное требование по количеству слов. Кроме того, следует обратить внимание на неглубокий анализ привлекаемых для аргументации художественных произведений, речевые и логические ошибки.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ произведений поверхностный, скудный, заменяемый чаще на пересказ.

Такой человек не достоин сочувствия, ведь он не раскаялся, а продолжил совершать скверные поступки.

Хотелось бы конкретики. Меня не покидало чувство, что Вы весьма поверхностно знаете сюжет. Какие поступки? В какой момент? Ларра был изгнан из племени и обречён на одиночество и бессмертие.

Он грабил, насиловал, надругался над несовершеннолетними.

Данила, не кажется ли Вам, что это очень серьёзное обвинения героя романа Ф.М. Достоевского? Не слишком ли обобщаете?

Об Аркадии Ивановиче Свидригайлове действительно ходила дурная слава, но нужно было всё-таки написать по-другому (о нём так говорили, думали), а Вы заявляете это безапелляционно.

Когда-то Марфа Петровна помогла Свидригайлову избежать уголовной отвественности за «Ð·Ð²ÐµÑ€ÑÐºÐ¾Ðµ душегубство» (судя по всему, изнaсилoвaние): «ÐœÐ°Ñ€Ñ„а Петровна… послужила ему еще и в другом отношении: единственно ее старанием и жертвами затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства, за которое он весьма и весьма мог бы прогуляться в Сибирь. Вот каков этот человек, если хотите знать…» (часть 4 глава II)

«…глухонемая, девочка лет пятнадцати и даже четырнадцати… Раз она найдена была на чердаке удавившеюся. Присуждено, что от самоубийства. После обыкновенных процедур тем дело и кончилось, но впоследствии явился, однако, донос, что ребенок был… жестоко оскорблен Свидригайловым.» (часть 4 глава II)

Свидригайлов — человек «Ð·Ð°Ð±ÑƒÐ±ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð³Ð¾ поведения», то есть отчаянный, способный на все: «…человек поведения забубенного…» (полицейский Илья Петрович о Свидригайлове, часть 6 глава VIII)  ÐžÐ½ является грубым злодеем, сладострастником и подлецом, по мнению Раскольникова и его сестры Дуни: «…от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца…» (Раскольников о нем, часть 6 глава V) «Ð­Ñ‚о непременно ты… подлец!» (Дуня о нем, часть 6 глава V)

Однако, если судить его по поступкам, описанным в романе, он предстаёт перед нами глубоко нравственным человеком. Герой поступает по чести, помогает нуждающимся и совершает самоубийство лишь от одной распутной мысли о маленькой девочке.

Что Вы имеете в виду? Какие поступки об этом говорят?

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

В работе есть несколько логических ошибок, поэтому тезисно-доказательная часть не может считаться безупречной.

Ошибки

Таким образом, нормально сопереживать преступнику и даже прощать его, но страшно, когда преступники начинают прощать себя.

Непонятное противопоставление. Ничего из того, что было написано во вступительной и в основной частях,  Ð½Ðµ коррелирует с этой мыслью в заключении. Мысль выражена нелогично.

Однако, если судить его по поступкам, описанным в романе, он предстаёт перед нами глубоко нравственным человеком. Герой поступает по чести, помогает нуждающимся и совершает самоубийство лишь от одной распутной мысли о маленькой девочке.

Логическая ошибка (нарушение причинно-следственных связей). Распутная мысль о маленькой девочке никак не увязывается с выводом о том, что герой был «Ð³Ð»ÑƒÐ±Ð¾ÐºÐ¾ нравственным человеком». Почему Вы не привели конкретные примеры помощи нуждающимся?

Накануне своей смерти  Ð¡Ð²Ð¸Ð´Ñ€Ð¸Ð³Ð°Ð¹Ð»Ð¾Ð² совершает несколько странных благородных поступков. Например, он дарит Соне Мармеладовой 3 тысячи рублей, чтобы та могла начать новую жизнь. Кроме того, он дарит 15 тысяч рублей своей юной невесте, на которой собирался жениться: «Ð’от три пятипроцентные билета, всего на три тысячи. Это вы возьмите себе, собственно себе, и пусть это так между нами и будет, чтобы никто и не знал, что бы там вы ни услышали.» (часть 6 глава VI)

К 4 (речь)+ 1 балл

В работе встречаются повторы, речевая недостаточность, однообразие конструкций, но так как речевые ошибки существенно не затрудняют понимание смысла сочинения, Вы получаете зачёт по данному критерию.

Ошибки

Он на всех смотрел свысока и считал, что ему всё дозволено. Однажды он жестоко убил дочь одного из старейшин своей деревни, потому что она отказала ему в любви. В качестве наказания жители изгнали его, но даже после этого Ларра продолжил совершать преступления, воровать еду и женщин. Из-за своего отношения к людям, он не мог найти ни друзей, ни любви и был обречён на вечное одиночество.

Повторы.

Герой поступает по чести, помогает нуждающимся и совершает самоубийство лишь от одной распутной мысли о маленькой девочке.

Неудачный пример лексической сочетаемости.  Ð§Ð°Ñ‰Ðµ всё-таки говорят «Ð¿Ð¾ÑÑ‚упать по совести». В Национальном корпусе русского языка есть только один пример сочетаемости «Ð¿Ð¾ÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð°Ñ‚ÑŒ по совести».
Нарушение лексической сочетаемости в словосочетании «Ñ€Ð°ÑÐ¿ÑƒÑ‚Ð½Ð¾Ð¹ мысли» (вариант исправления: … от одной мысли…)

Прошлое Свидригайлова приносит ему ментальные страдания.

Речевая (стилистическая) ошибка. Слово «Ð¼ÐµÐ½Ñ‚Ð°Ð»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹» характерно для  Ð½Ð°ÑƒÑ‡Ð½Ð¾Ð³Ð¾ стиля. Это же можно сказать о слове «ÑÐ¼Ð¿Ð°Ñ‚Ð¸Ñ» во вступительной части сочинения:

Человеку свойственна эмпатия, и поэтому ему сложно рассматривать преступление, не учитывая своё отношение к обвиняемому.

Таким образом, нормально сопереживать преступнику и даже прощать его, но страшно, когда преступники начинают прощать себя.

Речевая недостаточность. Стилистическая неоднородность.

Возможные варианты:

Преступники могут вызывать сочувствие, сопереживание в том случае, когда они раскаиваются в содеянном, пытаются загладить вину перед людьми, совершая добрые дела, принося пользу людям…

На мой взгляд, даже преступники могут вызывать сочувствие, если они раскаиваются в преступлении…

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 2

Ошибки

Орфография — 0

Пунктуация — 1

Из-за своего отношения к людям, он не мог найти ни друзей, ни любви и был обречён на вечное одиночество.

Лишняя запятая.

Грамматика — 1

Так, в произведении Максима Горького «Ð¡Ñ‚Ð°Ñ€ÑƒÑ…Ð° Изергиль» повествуется легенда о Ларре, сыне орла и человека.

Нарушение управления. Повествуется (о чём?).

Общий вывод по работе

Итак, Данила, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом привлекаемых для аргументации художественных произведений, речевым оформлением (перечитывайте работу несколько раз, в том числе и с точки зрения повторов), чётче выстраивайте логику развития мысли.

Удачи!

На чтение 4 мин Просмотров 1.5к.
Обновлено

Художественные приёмы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» помогают раскрыть идею произведения, нарисовать образы главных героев.

Перед нами романтический рассказ, относящийся к раннему творчеству М. Горького. Сам автор говорил, что создал «стройное и красивое произведение» (в письме А.П. Чехову), поэтому в нём важен каждый элемент.

Сразу обращает на себя внимание композиция. Перед нами рассказ в рассказе. Что даёт этот художественный приём? Он помогает придать сообщаемому поучительный и назидательный характер. Ещё одна особенность — два рассказчика, поэтому повествование кажется более объективным.

Кстати, интересно, что имя Изергиль созвучно Иггдрасилю — ясеню из скандинавских легенд, что соединяет мир людей, мёртвых и богов. Мудрая старуха также соединяет прошлое и настоящее, передавая через легенды знания. Говорящее имя как бы заставляет читателя заранее внимательно прислушаться к её рассказам.

Итак, пейзажная зарисовка погружает читателя в атмосферу Бессарабии (вспомним, что для романтического произведения характерно необычное, экзотическое место действия): «ночь и фантазия», «казалось началом чудной сказки». Рассказчик со стороны наблюдает за компанией молодых людей, однако разговор со старухой Изергиль увлекает его больше. Она рассказывает две легенды.

Первая — о Ларре. Сейчас это тень, неприкаянно бродящая по степям Бессарабии. Но давным-давно это был юноша, слишком гордый, чтобы любить людей. Он презирал окружающих, считая себя выше других. Сын орла и простой девушки похищал скот и красавиц. А когда одна из них отказала ему, то просто убил её. За это люди наказали Ларру — просто перестали его замечать. Он остался в одиночестве. И даже смерть отвернулась от гордеца. Со временем он превратился в одинокую бесплотную тень. Эта часть раскрывает проблему отношений человека и общества: никто не может жить без поддержки других. Индивидуализм —только иллюзия счастья.

Ещё одна часть посвящена рассказу старухи Изергиль о собственной жизни, яркой, полной страстей и эмоций. У неё всегда было много поклонников, а сама она жила в согласии с сердцем и собственными убеждениями — была с тем, с кем хотела, оставаясь при этом свободной. Она рассказывает о преданности, гордости, любви, внутреннем достоинстве. Эта часть раскрывает идею самоценности человека.

В третьей части перед читателем опять легенда. Главный герой — Данко. Он вырывает из груди своё сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям, настолько велика в нём любовь. Этот смелый и сильный человек добровольно берёт на себя ответственность за других. Но благодарности за свой подвиг не получает: наоборот, «осторожный человек» наступает на горящее сердце. Данко и не ждёт никакой награды: просто в нём много бескорыстия, сострадания, чистоты, веры в людей. Именно его старуха Изергиль приводит в пример рассказчику, говоря о современном поколении, слабом духом, трусливом.

Этот композиционный приём (рассказ в рассказе) также как бы соединяет легенды с реальной жизнью, подчёркивая их тесную связь, утверждая, что и в повседневности есть «место подвигам».

А антитеза как ещё один художественный приём ярче раскрывает характер героев: жестокий индивидуалист противопоставлен благородному альтруисту. Ларра, возвысивший себя над обществом, и Данко, отдавший жизнь ради других. Всё настолько явно в такой подаче легенд, в их порядке, что читатель самостоятельно может сделать вывод, насколько безнравственен эгоизм, как, наоборот, прекрасен человек, живущий ради блага других. Но при этом не стоит гасить свой внутренний огонь в угоду другим.

Не менее важны при разговоре о художественных приёмах и языковые особенности. Язык рассказа афористичен. Крылатыми стали фразы «В жизни всегда есть место подвигам» или «Наказание человека — в нём самом». Так, использование тропов помогает приблизить авторское произведение к фольклорному. Например, это метафоры («голос хрустел»), сравнения («черноволосая и нежная, как ночь»), эпитеты («пышные и странные очертания»), гиперболы («оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»).

Кроме того, каждое средство выразительности подобрано очень точно и подчёркивает идею рассказа. Так, мать Ларры «измученная», «иссохшая» — эпитеты показывают, что она первая жертва своего сына-гордеца. А раз страдают даже самые близкие люди, то в чём смысл непомерной гордости, холодного ума? Или одушевление леса, где идут люди вместе с Данко: «болото разевало пасть», у деревьев «корявые, длинные руки». Лес торжествует, когда путники теряют человеческий облик и начинают судить своего провожатого. И тем благородней подвиг Данко, вырвавшего сердце ради тех, кто стал «как звери».

Итак, именно художественные приёмы (необычная композиция, антитеза, метафоры и сравнения, эпитеты и гиперболы) помогают М. Горькому изобразить сильных и необычных героев, нарисовать великолепные пейзажи. Но главное — раскрыть идею. Писатель доносит до читателя мысль о том, что во благо общества надо уметь жертвовать собой, что индивидуализм губителен, нельзя жить, не заботясь ни о ком, кроме себя.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Тернистый путь Евгения Онегина в произведении А.С. Пушкина наполнен различными событиями и эмоциями на столько, что в какой-то момент главному герою становится не выносимо от их количества. Последней каплей стала дуэль, в ходе которой Евгений убивает своего близкого друга. В попытках забыться и уйти от постоянно сопровождающих его мыслей Онегин уезжает в длительное путешествие по России. В романе мало описывается сама поездка, внимание больше уделено тому, что хотел получить от неё сам герой — сладкое забвение, развлечение и полное отсутствие «горьких мыслей». Наблюдая за жизнью других людей, у него это вроде как получалось, однако не на долго. Коварные мысли не давали ему покоя и накрывали с новой силой. И только после встречи с Татьяной главный герой окончательно понимает, что обязан поменять свою жизнь и себя в целом. Он вспоминает о существовании такого тёплого чувства, как любовь и потихоньку начинает меняться в лучшую сторону. Очевидно, эта поездка помогла Евгению переосмыслить свою жизнь и обрести хоть какой-то душевный покой.
Если дальше развивать тему верного пути к определённой цели, то на ум сразу приходит рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Данное произведение является весомым доказательством слов Оноре де Бальзака  Â«Ð§Ñ‚Ð¾Ð±Ñ‹ дойти до цели, человеку нужно одно — идти». В рассказе старуха говорит о великой истории смелого Данко. Он вместе со своими соплеменниками оказался в глубокой чаще леса, выхода из которого никто не мог найти. Люди были в полном отчаянии и от безысходности просто сидели на месте, абсолютно ничего не делая для собственного спасения. Данко, видя всё это, не пал духом и понял, что пора браться за дело. Было тяжело призвать людей идти за собой, но благодаря упорству  Ð¸ лидерским качествам, у него получилось вселить народу веру во спасение. Путь оказался неприступным — уставшие и злые люди выплеснули свой гнев на Данко, однако это предало ему ещё большее сил. Он вырвал своё горящее сердце из груди и, освещая дорогу, люди нашли выход из непроходимого леса. Если бы не смелые и безумные решения Данко, направленные на достижение общей цели, народ так и остался бы на мёртвой точке в чаще леса.
У каждого человека есть свои мечты и цели в жизни. Я думаю, что сама жизнь — путь к их воплощению и каждый сам выбирает какой дорогой ему идти. Будет это тернистый путь, наполненный мрачными событиями и тяжестью бытия или же это будет весёлая дорога к скорейшему достижению цели — решать только самому человеку.

Здравствуйте, Марианна!

Это сочинение считаю попыткой к сочинению, даже вынесли работу на коллективное обсуждение. Мнения разделились, а это значит, что проверяющий эксперт может поставить «Ð½ÐµÐ·Ð°Ñ‡ÐµÑ‚». Основная претензия к сочинению  Ð¾Ñ‚ражена в критерии К-1 и К-3. Мы баллы решили сохранить, но предупреждаем, что не все эксперты могут быть столь же лояльны.  

К 1 (соответствие теме) + 1 балл. Тезис частично сформулирован (есть слово «Ð¿ÑƒÑ‚ÑŒ», но  Ð²Ñ‚Ð¾Ñ€Ð¾Ðµ ключевое слово темы «ÑÑ‡Ð°ÑÑ‚ье» не прозвучало в сочинении ни разу.  Ð’Ñ‹ выбрали сложную формулировку темы, в которой нет проблемного вопроса. Поэтому такие темы нужно переформулировать в проблемные вопросы и тогда уже формулировать тезис. «ÐŸÑƒÑ‚ÑŒ к счастью»- «ÐšÐ°ÐºÐ¾Ð¹ может быть путь к  ÑÑ‡Ð°ÑÑ‚ÑŒÑŽ?» И во вступлении раскрываем оба ключевых слова «ÐŸÑƒÑ‚ÑŒ» , «Ð¡Ñ‡Ð°ÑÑ‚ье». Еще четко надо формулировать тезис.Я буквально «Ð²Ñ‹Ñ†ÐµÐ¿Ð¸Ð»Ð°» его из вывода, «ÑÐ¾Ð±Ñ€Ð°Ð»Ð°» из двух предложений: » У каждого человека есть свои мечты и цели в жизни. Я думаю, что сама жизнь — путь к их воплощению и каждый сам выбирает, какой дорогой ему идти.»

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.Тезис  Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð½ литературными аргументами.

Первый аргумент, взятый из романа А.С. Пушкина  «Ð•Ð²Ð³ÐµÐ½Ð¸Ð¹ Онегин» в соответствии с темой очень вольно истолкован и расходится с авторской позицией. Какова цель путешествия Онегина? Каким предстает Онегин по возвращении из путешествия? Я процитирую автора:

«Ð˜ начал странствия без цели, /Доступный чувству одному;/И путешествия ему, /Как всё на свете, надоели»

В какую лучшую сторону изменился Онегин?  Ð§ÑƒÐ²ÑÑ‚ва к Татьяне названо как «Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ¾Ðµ чувство», и Онегин «Ñ€Ð°Ð±» этого чувства. Для Пушкина искренняя любовь никогда не могла  Ð±Ñ‹Ñ‚ÑŒ «Ð¼ÐµÐ»ÐºÐ¸Ð¼» чувством.                     Мне очень жаль, что Вы так понимаете это произведение.  Ð˜ необходимо указывать название произведения.

Во втором аргументе Вы  Ñ€Ð°ÑÐºÑ€Ñ‹Ð²Ð°ÐµÑ‚е слово «Ð¿ÑƒÑ‚ÑŒ» как дорога, по которой Данко ведет племя, но забываете  ÐºÐ»ÑŽÑ‡ÐµÐ²Ð¾Ðµ слово темы — » счастье». Ведь в итоге Данко вывел соплеменников к счастливой жизни, принеся себя в жертву.

и еще такое замечание:

Данное произведение является весомым доказательством слов Оноре де Бальзака

Не произведение является доказательством, а отдельные эпизоды, ситуации из произведения могут служит доказательством чьих-то слов.

К 3 (логика и композиция) + 1 балл

Вы получаете балл по этому критерию, но  Ð²ÑÑ‚ÑƒÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ðµ всё-таки в сочинении необходимо. Марианна, Вы начинаете работу без какого-либо зачина. Посмотрите на сайте другие сочинения, есть много хороших работ, которые можно взять за образец по композиции.

К 4 «Качество письменной речи»

Марианна, у Вас практически  Ð² каждом предложении речевые недочеты. Я их подробно расписала, Вам следует работать над речью  Ð¸ не допускать подобных ошибок  Ð² дальнейшем.

Речевые ошибки:

Последней каплей стала дуэль, в ходе которой Евгений убивает своего близкого друга.

Итоговое сочинение- аналитическая работа, поэтому использование выразительных средств должно быть минимально, причем если используете, то берете в кавычки, но не более двух-трех раз. Слова  Ð² сочинении  Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ‹ быть в прямом значении.  ÐŸÑ€Ð¸ÑÑƒÑ‚ствует также еще   ошибка- речевая недостаточность: «

Последней каплей»

ЧЕГО? ДЛЯ КОГО?

Еще подобные ошибки в употреблении выразительных средств:

Коварные мысли не давали ему покоя и накрывали с новой силой.

Эпитет (коварные), метафора (накрывали)

В романе мало описывается сама поездка

«

мало

описывается»- употребление слова в несвойственном значении.
«Ð¡Ð°Ð¼Ð°»- лишнее слово.

что хотел получить от неё сам герой

«ÑÐ°Ð¼»-лишнее слово.

Наблюдая за жизнью других людей, у него это вроде как получалось, однако не на долго.

«Ð’роде» — разговорная частица, неуместное употребление в сочинении.
.

что обязан поменять свою жизнь и себя в целом.

речевая ошибка (паронимы) поменять жизнь (на ЧТО поменять?) правильно: изменить жизнь.
То же и в словосочетании «Ð¿Ð¾Ð¼ÐµÐ½ÑÑ‚ÑŒ себя» = измениться.
в целом- это как? и внешность изменить?

потихоньку начинает меняться в лучшую сторону.

«Ð¿Ð¾Ñ‚ихоньку»???? что имеется в виду???? Опять слово не  Ð² прямом значении, для сочинения неуместно.

Если дальше развивать тему верного пути к определённой цели

«Ð’ерного «Ð¿ÑƒÑ‚и в

прямом значении верный= преданный, но такое сочетание со словом «Ð¿ÑƒÑ‚ÑŒ» опять недопустимо.

на ум сразу приходит рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

подобная ошибка.

Данное произведение

«Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ðµ» — канцеляризм, лучше не использовать в сочинении.

В рассказе старуха говорит о великой истории смелого Данко.

старуха Изергиль;  Ð¾ великой истории- неудачное сочетание слов. Лучше:   рассказывает историю о подвиге Данко.

Люди были в полном отчаянии и от безысходности просто сидели на месте, абсолютно ничего не делая для собственного спасения.

«Ð¿Ñ€Ð¾ÑÑ‚о»  — лишнее слово.

Данко, видя всё это, не пал духом и понял, что пора браться за дело.

«Ð¿Ð¾Ñ€Ð° браться за дело» разговорное, — неуместное для сочинения выражение.

Путь оказался неприступным

лексическая несочетаемость слов. Неприступная крепость, неприступная девушка(переносное,  Ð¼ÐµÑ‚афорический эпитет ). Но : трудный, нелегкий, сложный  Ð¿ÑƒÑ‚ÑŒ.

Если бы не смелые и безумные решения Данко, направленные на достижение общей цели, народ так и остался бы на мёртвой точке в чаще леса.

«ÑÐ¼ÐµÐ»Ñ‹Ðµ и безумные решения» —  Ð»ÐµÐºÑÐ¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ несочетаемость. Могут быть «ÑÐ¼ÐµÐ»Ñ‹Ðµ и безумные поступки».
«Ð½Ð° мертвой точке»- неуместно употребление фразеологизма при анализе сочинения.

У каждого человека есть свои мечты и цели в жизни.

«Ð¡Ð²Ð¾Ð¸»- лишнее слово. У человека не могут быть чужие мечты и цели.

У каждого человека есть свои мечты и цели в жизни. Я думаю, что сама жизнь — путь к их воплощению и каждый сам выбирает какой дорогой ему идти.

лексический повтор слов.

или же это будет весёлая дорога к скорейшему достижению цели

«Ð²ÐµÑÑ‘лая» дорога — эпитет, неуместное употребление в сочинении.

К-5 «Грамотность» +1 балл

Орфография:

Тернистый путь Евгения Онегина в произведении А.С. Пушкина наполнен различными событиями и эмоциями на столько,что в какой-то момент главному герою становится не выносимо от их количества. Наблюдая за жизнью других людей, у него это вроде как получалось, однако не на долго.

Настолько,  Ð½ÐµÐ²Ñ‹Ð½Ð¾ÑÐ¸Ð¼Ð¾, надолго  —

наречия, пишем слитно.

Путь оказался неприступным — уставшие и злые люди выплеснули свой гнев на Данко, однако это предало ему ещё большее сил.

прИдало

Пунктуация:ошибки.

Он вспоминает о существовании такого тёплого чувства, как любовь (нужна запятая) и потихоньку начинает меняться в лучшую сторону.

Данное произведение является весомым доказательством слов Оноре де Бальзака (двоеточие) «Чтобы дойти до цели, человеку нужно одно — идти».

Было тяжело призвать людей идти за собой, но благодаря упорству  Ð¸ лидерским качествам, (ЗПТ не нужна) у него получилось вселить народу веру во спасение. Путь оказался неприступным —(вместо тире ставим двоеточие) уставшие и злые люди выплеснули свой гнев на Данко, однако это предало ему ещё большее сил.

внимание больше уделено тому, что хотел получить от неё сам герой — (  Ð²Ð¼ÐµÑÑ‚о тире ставим двоеточие) сладкое забвение, развлечение и полное отсутствие «горьких мыслей».

Я думаю, что сама жизнь — путь к их воплощению (нужна запятая, сложное предложение) и каждый сам выбирает (нужна запятая,  Ð¡ÐŸÐŸ) какой дорогой ему идти.

Он вырвал своё горящее сердце из груди ( перед союзом И нужна запятая, это сложное предложение) и, освещая дорогу, люди нашли выход из непроходимого леса.

Грамматика: ошибки

Наблюдая за жизнью других людей, у него это вроде как получалось, однако не на долго.

неправильно построено предложение с деепричастным оборотом.

Было тяжело призвать людей идти за собой, но благодаря упорству  Ð¸ лидерским качествам, у него получилось вселить народу веру во спасение.

ошибка в употреблении предлога: веру

В спасение.

Он вырвал своё горящее сердце из груди и, освещая дорогу, люди нашли выход из непроходимого леса.

Ошибка в употреблении деепричастного оборота: Сердце из груди вырвал Данко, и он же и освещал дорогу, а люди за ним шли, а у Вас оборот употреблен во второй части ( Люди  Ð¾ÑÐ²ÐµÑ‰Ð°Ð»Ð¸ дорогу и нашли выход).


Общий вывод по работе

Итак, Ваше сочинение оценивается на «зачет», однако Вам  ÑÐ»ÐµÐ´ÑƒÐµÑ‚  Ð¸Ð·ÑƒÑ‡Ð¸Ñ‚ÑŒ композицию итогового сочинения, научиться четко формулировать тезис в работе, тщательно поработать над речью и анализом произведений, которые Вы привлекаете для аргументации.

Удачи!

  • Старуха изергиль чему учит этот рассказ
  • Старуха изергиль про что рассказ
  • Старуха изергиль краткое содержание для итогового сочинения легенда о ларре
  • Старуха из рассказа горького 8 букв сканворд
  • Старуха изергиль легенда о данко аргументы для сочинения