Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: “Стариками родитесь вы, русские.
Мрачные все, как демоны”, и романтические
герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни “шли, пели и смеялись”. Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой
жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему.
Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.
(No Ratings Yet)
Loading…
Похожие сочинения:
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) План I. Поиски героя – сильного и свободного человека. II. Данко и Ларра – исключительные люди. 1. Все дело в “векторе направленности” личности. 2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу….
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ПОДВИГЕ ДАНКО? (по ранним произведениям М. Горького) Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,…
Данко – “лучший из всех” М. Горький написал романтическое произведение “Старуха Изергиль”, в котором главная героиня – старая, умудренная жизнью женщина – рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко. Гордый, “лучший из всех”…
Анализ легенды о Данко из рассказа Горького “Старуха Изергиль” В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни. “О смелый Сокол!.. Пускай ты…
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П….
Сочинение на тему: “Легенда о Данко” А. М. Горького” “Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как…
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Нет истинного величия там, где нет Простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Образы Кутузова и Наполеона в “Войне и мире” – это воплощение взглядов Толстого на роль выдающейся личности…
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе…
ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии….
Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с…
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого “Войнам мир”. Смысл их противопоставления Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно – философского плана эпопеи –…
Идейно-художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в…
Система образов романтических произведений М. Горького Система образов в рассказах Горького полностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему своих произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар…
В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о…
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре…
ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ 1 вариант Книга “Путешествие Гулливера” увидела свет в XVII веке. В фантастической форме Джонатан Свифт изобразил ненавистные ему нравы и порядки в Англии того времени. Давно…
Человек в ранних рассказах А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями,…
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник,…
Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился…
Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно…
Герои и проблематика романтической прозы Горького Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем…
В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем…
Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы…
Романтизм ранних рассказов М. Горького К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно….
Рассказ “Старуха Изергиль” Максим Горький Рассказ “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Как правило, жанр “Старухи Изергиль” определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает…
Сочинение на тему: “Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” Жизнь человека бессмысленна, если в ней нет цели, не правда ли? Думается, с этим согласится подавляющее большинство людей. Невзирая на то, что существование человека конечно и все умирают, все же…
Вопросы и ответы к раннему творчеству А. М. Горького Чем был обусловлен неоромантизм раннего творчества Горького? Неоромантизм раннего творчества Горького обусловлен условиями жизни и творчества писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое слово в литературе, требовался…
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется…
Смысл названия пьесы “Гроза” А. Н. Островского В “Грозе” Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно…
Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького…
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры?
ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»
Внеклассное мероприятие по литературе
Со страниц любимых книг
Автор разработки: Сердарий М. А.
Авторы презентаций:
Кочуков Илья, обучающийся 1 курса , группа А-20-3/23
Вахонин Александр, обучающийся 1 курса , группа А-20-3/23
2021 г.
Внеклассное мероприятие по литературе «Со страниц любимых книг».
Цель:
развивать у студентов интерес к родному языку и литературе и воспитывать потребность изучать их;
развивать и совершенствовать психологические качества: любознательность, инициативность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний;
активизироватьпознавательную и мыслительную деятельностьобучающихся;
расширять кругозор обучающихся;
воспитывать коммуникативную культуру;
воспитывать толерантность, уважительное отношение друг к другу, умение общаться в коллективе, культуру общения.
Оборудование: компьютер, телевизор, презентации.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
2. Основная часть (представление работ обучающихся, обсуждение).
3. Подведение итогов, рефлексия (памятник какому литературному герою установили бы вы? почему? где?).
Почему люди решают поставить памятник литературным героям? Вероятно, потому что многие из этих персонажей сделали для людей ничуть не меньше, чем реально жившие известные люди. Они дарят каждый день читателям всего мира счастье, учат нас быть верными и добрыми, благородными и мужественными. Ставить памятники литературным героям – традиция, насчитывающая не одно десятилетие. На площадях и улицах, в парках и скверах многих городов мира стоят памятники выдающимся героям литературы. Предлагаем вашему вниманию совершить виртуальное путешествие и познакомиться с памятниками литературным героям и историей их появления. Памятники литературным героям в России неизменно вызывают улыбку, а то и желание вновь перечитать давно забытое произведение.
Презентация
Кочуков Илья.
2.Знакомство с творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина начинается еще в раннем детстве. Первыми литературными друзьями малыша становятся герои его сказок. Именно они вдохновили многих скульпторов на создание самых разнообразных памятников, которые установлены в разных городах нашей страны и не только. Давайте посмотрим на некоторые из них.
3. Знаменитая сказка “О царе Салтане”
В сентябре 2016 года состоялось открытие Парка Сказок в поселке Томилино Люберецкого района Московской области, в котором располагается скульптурная композиция «Белкин Дом». Она установлена недалеко от входа в сквер со стороны улицы Достоевского.
Памятник входит в комплекс скульптур, посвященных пушкинской сказке «О царе Салтане», включающий в себя работы «Князь Гвидон» и «Царевна-лебедь». Создателем скульптуры стал лауреат Серебряной и Золотой медалей ВВЦ, заслуженный художник России Александр Рожников – житель Люберец, известный по более чем 20 городским скульптурам в родном городе.
4. “Руслан и Людмила”
Памятник «Лукоморье» создан по мотивам знаменитого отрывка из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Присутствуют все образы сказочных героев. Основа скульптурного ансамбля – дуб, обвитый златой цепью. На дереве нашли своё место огромный рыжий кот, русалка, избушка, сундучок. На вершине дуба приготовились к полёту три белоснежных лебедя. Красавица-царевна изображена с длинной косой в старинном русском наряде, её голову украшает кокошник, шею – бусы. И «серый волк ей верно служит». Русалка восхищает развивающимися длинными волосами, стройной фигурой, красивыми чертами лица и изящной позой.
г. Москва, Таганский парк
5. Самыми любимыми персонажами романтичной поэмы «Руслан и Людмила» для скульпторов являются ученый кот и голова богатыря, памятники им украшают десятки городов. А вот главные герои почему-то такой популярностью не пользуются, только Федор Петров решил украсить скульптурой Руслана Таганский парк в Екатеринбурге, причем памятник получился просто великолепным — верхом на верном коне Руслан, облаченный в кольчугу и шлем, задумчиво глядит перед собой, тоскуя о милой подруге Людмиле, за седлом у отважного витязя целый арсенал оружия — щит, булава, меч и копье, ведь богатырь знает, что ему придется сразиться со злобным колдуном Черномором, и бой этот будет нелегким.
г. Екатеринбург, Таганский парк
6. Антон Павлович Чехов
Известно, что Антон Павлович родился в Таганроге, именно здесь он пристрастился к чтению, театру и сочинительству. Здесь же встретил многих прототипов своих персонажей. Будучи частью маленького, но колоритного портового мира, писатель одновременно вдохновлялся им, разочаровывался и глубоко сочувствовал. Сегодня в городе более двух десятков чеховских мест. Представим некоторые из них.
7. “Человек в футляре”
Памятник был установлен в преддверии празднования 150-летнего юбилея писателя, который отмечался 29 января 2010 года.
Торжественное открытие скульптуры «Человек в футляре», созданной по одноименному рассказу Антона Чехова, состоялось на родине писателя — в городе Таганрог. Двухметровая скульптура, установленная около гимназии Чехова, представляет собой худощавого человека в очках и с зонтиком, который как бы идет, сопротивляясь ветру.
г. Таганрог
8. Памятник “Толстый и тонкий”
Рассказ «Толстый и тонкий», относящийся к раннему периоду творчества писателя, был написан А.П. Чеховым в 1883 году. В рассказе описывается встреча двух друзей-одноклассников на вокзале Николаевской железной дороги. Встреча приятелей показана в скульптурной композиции памятника «Толстый и тонкий», открытом 13 мая 2010 года в городе Таганроге около музея «Лавка Чеховых» (скульптор — член Союза художников России (г. Ростов-на-Дону) Давид Бегалов). Композиция состоит из четырех бронзовых фигур, каждая высотой полтора метра, постамент тоже полностью выполнен из бронзы. На ней представлены приятели Михаил и Порфирий, жена и сын Порфирия. Несмотря на то, что в рассказе отсутствует описание внешности героев, общественное положение героев изображено в их позах. Характерные позы и выражение лиц персонажей скульптурной композиции удачно и тонко передают атмосферу их случайной встречи и сразу напоминают, в чем суть рассказа.
г. Таганрог
9. Памятник “Дама с собачкой”
Памятник даме с собачкой находится в Серпухове в Московской области. Его открытие состоялось в 2018 году на одной из центральных улиц города, названной в честь писателя Антона Павловича Чехова. Бронзовая скульптура главной героини рассказа «Дама с собачкой» установлена в пешеходной части сквера, вымощенного старинной брусчаткой.
Скульптура дамы отлита в полный рост и одета в платье по моде девятнадцатого века. На левой руке молодой женщины расположен кружевной зонт-трость. Правой же рукой она держит на поводке маленькую собачку, которая преданно смотрит на хозяйку. Идея создания памятника возникла у представителей администрации города, а местные жители горячо поддержали инициативу.
Автором скульптуры «Дама с собачкой» является известный скульптор Илья Дюков. Целью же создания памятника было сохранение у местного населения памяти о творчестве великого писателя, который жил и работал недалеко от Серпухова. Памятник является неотъемлемой частью города и включен в туристические путеводители.
Московская область, Серпухова
10. Николай Алексеевич Некрасов
Будущий поэт прожил в Ярославле семь лет, пока учился в гимназии. За это время он настолько проникся любовью к здешним местам, природе, а особенно — к великой реке Волге, что потом они нередко встречались в его произведениях.
11. Памятник “Дед Мазай и зайцы”
«Дед Мазай и зайцы» — незабываемая скульптура, установленная в парке искусств “Музеон”. Композиция изображает сюжет из стихотворения Николая Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» и включает фигуры Деда Мазая и 8 зайцев, размещённых в лодке. Фигурам и сюжету придана нарочитая карикатурность — Мазай выглядит «типичным» русским дедом в валенках и неопрятно раскрытой шапке-ушанке, зайцы же изображены в виде балагурящих пассажиров: один из них играет на гармошке, другой — на балалайке, третий любовно прижимает к груди морковь, четвёртый спит, прислонившись к борту лодки, ещё двое живо что-то обсуждают. Привлекают внимание 2 явно разнополых зайца на носу корабля, позы которых — пародия на известную сцену из фильма «Титаник» Джеймса Кэмерона.
Автор скульптуры — заслуженный художник РФ, скульптор Александр Таратынов.
г. Москва, Парк Искусств Музеон
12. Булгаков Михаил Афанасьевич
О своем творчестве Михаил Булгаков говорил так: «Черные и мистические краски, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, а самое главное — изображение страшных черт моего народа». При жизни писателя его пьесы запрещали к постановке, а повести и романы напечатали только в 1960-х. Сейчас же произведениями «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» зачитываются со школы.
13. Памятник «Мастер и Маргарита»
Около пересечения Земляного Вала с рекой Яузой стоит необычный автомобиль, в котором застыли в объятиях Мастер и Маргарита. Их история уходит корнями в далекий уже 1998 год, когда московское правительство объявило конкурс на памятник Михаилу Булгакову. Конкурс выиграла команда во главе с Александром Рукавишниковым
г. Москва, ул. Таганская
14. Памятник “Коровьеву и коту Бегемоту”
Герои любимого и загадочного романа Михаила Афанасьевича Булгакова, уютно устроились на скамеечке в тени деревьев в одном из Московских двориков у дома № 13. Скульптуры Коровьева и кота Бегемота выполнены из искусственного мрамора. Они сидят на скамейке советских времен, кот Бегемот держит при себе его любимый примус. Да и весь дворик дома № 13 пропитан атмосферой романа. Так,мусорка раскрашена как знаменитый трамвай, лишивший Берлиоза головы. На тепловом пункте изображена аллея вдоль Патриарших прудов.
г. Москва, Пресненский район
15.Памятник Лариосику “Белая гвардия”
В Житомире в 2007-м году был открыт памятник Лариосику — персонажу из романа «Белая гвардия» М. Булгакова. В романе Лариосик — он же Илларион Илларионович Суржинский, родился и жил в Житомире и именно из этого города в 1918-м году он отправился к Турбиным, своим киевским родственникам.
Булгаков большинство своих героев взял из жизни. В этом персонаже он показал своего родственника — Николая Судзиловского, жителя Житомира.
Украина, г. Житомир
16. Гоголь Николай Васильевич
Когда первую поэму Николая Гоголя раскритиковали современники, он выкупил и сжег весь тираж. Следующее произведение, «Вечера на хуторе близ Диканьки», сделало писателя знаменитым: историями о нечистой силе восхищались Александр Пушкин и Василий Жуковский. «Ревизор» и «Мертвые души», повести «Невский проспект» и «Шинель» — Гоголь высмеивал пороки и писал о «маленьком человеке». Литератор Сергей Аксаков говорил: «Это истинный мученик высокой мысли, мученик нашего времени».
17. Памятник “Нос”
Памятник герою фантастической повести был установлен 27 ноября 1995 года на фасаде дома №11 (Вознесенский проспект). Он изготовлен из цветного мрамора и весит около ста килограммов. Идея создания памятника Носу принадлежит В. С. Жуку. Авторы памятника – скульпторы РезоГабриадзе и Василий Аземша. В 2002 году памятник был украден. Как шутили жители Петербурга, он просто по привычке отправился прогуляться. И после безуспешных поисков мастера заново воссоздали скульптуру, правда в уменьшенном размере, и на кончике носа появилась бородавка. К счастью, летом 2003 года памятник нашли на улице Средней Подьяческой, в доме № 15, на площадке лестничной клетки. Так настоящий Нос вернулся на свое законное место, а его дублер решили вывесить на фасаде одного из зданий Музея городской скульптуры в Чернорецком переулке. Таким образом, в Санкт-Петербурге появилось сразу два памятника необычному литературному персонажу.
г. Санкт-Петербург, Вознесенский проспект
18. «Ночь перед Рождеством». Памятник Пасюку
Пузатый Пасюк был когда то запорожцем, сбежал он оттуда или выгнали, это неизвестно, но в Диканьках он жил давно.
Ростом он был мал, зато в ширину Пасюк был крупным. В Диканьках он лихо лечил людей, при этом особо не напрягаясь.
Народ шептал, что Пузатый Пасюк знался с колдунами, потому, что так легко вылечить невозможно.
При этом Пасюк был ужасно ленив, и когда к нему зашёл Вакула, он ел вареники необычным способом, вначале слегка нагнувшись хлебал жижу, а потом зубами хватал вареники. Вакула подумал про себя, что такого ленивого человека он еще не видел, и значит пришел по верному адресу. Пузатый Пасюк считался знахарем, на самом деле он был колдуном, потому, что одним шептанием ни один нормальный человек вылечить не может.
В Миргороде есть памятник Пузатому Пасюку. У нас его называют Пасюк, а на Украине Пацюк.
Украина, Полтавскаяобласть, г. Миргород
19. Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем
Памятник “Спящей свинье”
Памятник спящей свинье поселился в Миргороде на родине Н.В. Гоголя возле “удивительной лужи”, воспетой им в “Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”. К 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, 1 апреля 2009 года, вокруг лужи выстроили набережную, на которой установили скульптуры литературных героев Николая Васильевича. Среди них нашлось место и памятнику спящей свинье.
Украина, Полтавская область, г. Миргород
20. Иван Сергеевич Тургенев
Знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы 19 века. Творчество Тургенева включает шесть романов, множество рассказов, повестей, статей, пьес и стихотворений. Иван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.
21. Памятник “Муму”
Памятник Муму, расположенный во дворе Дома-музея Ивана Тургенева на Остоженке — одна из молодых, но уже полюбившихся горожанам городских скульптур Москвы. Памятник был открыт 10 ноября 2018 года, его открытие приурочили к двухсотлетней годовщине со дня рождения писателя. «Муму» — один из самых известных рассказов русского писателя Ивана Тургенева, написанный им в 1852 году. Сюжет рассказа разворачивается вокруг драматической истории. В одном из домов на московской Остоженке живёт барыня, окружённая большим количеством слуг; один из них, немой дворник Герасим, заводит маленькую собачку по кличке Муму — единственное, что он может произнести — и привязывается к ней, однако, отношения барыни с собачкой не складываются, и она приказывает избавиться от Муму. Сначала один из слуг барыни тайно пытается продать её на Охотном ряду, однако, собачка сбегает от нового хозяина и возвращается к Герасиму. В конце рассказа, понимая, что не может оставить её, Герасим топит Муму в Москве-реке, а затем самовольно возвращается в родную деревню и живёт в одиночестве. Автор памятника: скульптор Сергей Казанцев.
г. Москва, улица Остоженка
22. Памятник рассказу «Лебедянь»
Памятник представляет собой стелу с бронзовой книгой «Записки охотника». Барельеф на страницах книги отсылает к рассказу «Лебедянь», в котором описывается приезд писателя в наш город во время Покровской ярмарки 1840-х годов. Принято считать, что И.С. Тургенев побывал в Лебедяни в 1843 году. Предположительно, тогда ещё малоизвестный писатель останавливался в номерах трактира Голева. Это и определило выбор места установки памятника – в непосредственной близости от этого исторического здания, а также перед входом в старейший в области книжный магазин
Липецкая область г. Лебедянь
23. Максим Горький
Автор пьесы ”На дне”, романа ”Мать” и автобиографических повестей ”Детство”, “В людях” и ”Мои университеты”, Максим Горький много лет жил в бедности, снимал углы в ночлежках, работал продавцом, посудомойщиком и помощником сапожника. После революции его признали «главным пролетарским писателем». В честь Горького назвали Тверскую улицу в Москве, Литературный институт, а в 1934 году его назначили главой Союза писателей СССР.
24. Рассказ «Старуха Изергиль»
В рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” есть удивительный персонаж, поражающий своей любовью к ближнему, верой в людей. Этот образ стал особенным в русской литературе: удивительная сила, смелость, решительность и безграничная любовь к людям. Данко “Старуха Изергиль” – воплощение всех гуманистических ценностей, персонаж, черты которого доведены до предела возможного. На гранитном постаменте установлена фигура горьковского литературного героя Данко, который вытащил из груди свое сердце и осветил им путь человечеству. В этом образе воплощена высокая идея жертвенности, самоотречения ради других. В правой Данко держит сияющее сердце. Левая рука прикрывает место на груди, откуда оно было вырвано. Сердце излучает четыре клиновидных стрелы, направленных вверх.
Украина, Днепровская область
25. Михаил Александрович Шолохов
Михаил Шолохов — известный советский писатель, журналист, сценарист. Награжден Нобелевской премией, Сталинской и Ленинской премиями. Дважды удостаивался звания Герой Соцтруда. Биография Михаила Шолохова полна невероятных событий – радостных и горестных, которые настолько тесно переплелись между собой, что неизвестно, чего в его жизни было больше, светлых моментов или разочарований. Его преследовало НКВД, он мог заявиться к Сталину пьяным, стал лауреатом Нобелевской премии и хотел сравниться в славе с Львом Толстым. Его признали великим писателем еще при жизни, он единственный из 5 русских литераторов стал Нобелевским лауреатом, будучи гражданином СССР.
26. Памятник “Тихий Дон”
Скульптурная композиция “Тихий Дон” в Москве. Памятник открыт 24 мая 2007 года, напротив дома, где жил писатель, когда приезжал ненадолго с Дона в Москву. Бронзовый монумент работы скульптора А. Рукавишникова и архитектора И. Воеводина. Писатель изображен сидящим в лодке, за бортом плывут лошади . Автор “Тихого Дона” изображен сидящим в лодке, а перед ним стелется гладь воображаемой реки. Фоном для скульптурной композиции служит горельеф, на котором изображены плывущие лошади. По одну сторону от писателя плывут “белые”, по другую – “красные”, что должно символизировать противостояние красных и белых в Гражданской войне, и только один жеребенок не знает, куда и с кем ему плыть.
г. Москва, Гоголевский бульвар
27. Памятник “Григорий и Аксинья”
Скульптурная композиция “Григорий и Аксинья” В апреле 1995 года она была демонтирована и перевезена в станицу Вёшенскую, где и была установлена после небольшой реставрации на берегу реки Дон, в центре станицы. 27 мая 1995 года, во время юбилейных торжеств, посвящённых 90-летию со дня рождения М.А. Шолохова состоялось открытие композиции в станице Вёшенской .
Станица Вёшенская,Берег реки Дон
Нужно отметить, что в Иркутске пока нет памятников литературным героям, но наш город тоже связан с литературной жизнью России. О том, как, нам расскажет Вахонин Александр.
Памятники писателям и литературным героям в Иркутске
1. На улице Октябрьской революции находился дом купца и мецената Ефима Кузнецова. В феврале 1827 года проездом в Читинский острог в этом доме останавливалась Александра Муравьева — жена декабриста Никиты Муравьева. Она везла с собой два стихотворения Александра Пушкина «Во глубине сибирских руд» и «Мой первый друг, мой друг бесценный». Автографы своих стихов поэт передал женщине перед ее отъездом в Сибирь.
Как сообщила на церемонии открытия памятника супруга губернатора Иркутской области Евгения Фролова, пушкинская скульптурная композиция подчеркивает неотрывность истории столицы Восточной Сибири от истории всей России. Памятный знак, посвященный этим строкам, будет всегда напоминать гостям и жителям Иркутска о связи событий, которые произошли в 1825 году в Санкт-Петербурге, с последующими страницами истории нашего города, подчеркнула Евгения Фролова.
2. Бронзовая фигура Александра Вампилова установлена в сквере, неподалеку от
Иркутского драматического театра. Драматург не раз ходил по этой улице.
Этот памятник жители города ждали давно. До этого единственным памятником Вампилову был скромный обелиск, установленный в поселке Листвянка, на месте его гибели. И вот теперь фигура Вампилова появилась в Иркутске, где он написал большинство своих пьес.
Идею установки этого памятника выдвинула общественность. Возможно, местные бизнесмены решили таким образом заслужить в городе почет и уважение. Место для памятника было определено сразу. Где же еще поставить памятник драматургу, как не рядом с драматическим театром, где так часто ставят его пьесы? На этой же улице находится и бывшее здание филологического факультета, где в свое время учился Вампилов.
Для Иркутска это необычный памятник. До сих пор в городе было множество монументальных памятников Ленину и абстрактных фигур нашего времени. Вампилов стоит на берегу Байкала. Вячеслав Переяславец, который изготавливал памятник, сказал, что его основной целью было – показать живого человека со всеми его страстями и переживаниями.
Высота памятника – всего 2.5 метров. Вампилов не возвышается надо всеми. Он стоит в помятом костюмчике около тротуара, вместе с обычными горожанами. Валентин Распутин рассказывал, что Вампилов был компанейским, остроумным, добрым человеком. Он не признавал ни лжи, ни обмана.
Такие же честные и добрые все герои Вампилова. Распутин считает, что Вампилов принес в театр доброту и искренность. К 35 годам он написал всего семь пьес. Конечно, он мог написать и больше. Но он писал по зову души.
Памятник жёнам декабристов
3. Этот памятник был торжественно открыт 13 сентября 2011 года. Он находится на улице Октябрьской революции, в сквере Волконского. В 2009 году был объявлен конкурс на изготовление проекта и памятника. Победителем этого конкурса стал творческий коллектив архитектора Юрия Волчка и скульптора Михаила Переяславца.
Открытие этого памятника – это начало больших работ по реконструкции 106-го исторического квартала. Этот квартал расположен в границах улиц Октябрьской революции, Фридриха Энгельса, Декабрьских событий и Тимирязева. В этом квартале будет воссоздана историческая усадебная застройка ХVIII — ХIХ веков. На перекрестке улиц Декабрьских событий и Тимирязева будет установлен памятник декабристам. Почему мы связываем эти памятники с литературой? Вспомним послание А. С. Пушкина декабристам…
Памятник Петру и Февронии Муромским
4.Cкульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» устанавливаются в российских городах с 2009 года в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи». В Иркутске памятник Петру и Февронии Муромским был торжественно открыт 14 сентября 2011 года, в день празднования 350-летия города. Скульптурную композицию доставили в Иркутск из Смоленска. Памятник установлен в исторической части города, под стенами Спасской церкви, около Вечного огня. Автор скульптуры –московский скульптор Константин Чернявский.
Бронзовые статуи святых держат в руках голубей как символ семейного счастья. К подолу одежды Февронии прижимается лопоухий ручной заяц. Среди горожан появилась примета, что если погладить зайца по макушке, семейное счастье гарантировано, а его нос посетители памятника трут «на удачу», загадывая желание.
Памятник обязательно посещают молодожены во время свадебных прогулок. 8 июля, в День семьи, любви и верности, памятник украшают, иркутяне приносят сюда живые цветы, из церкви к нему выносят подсвечник, чтобы каждый мог поставить свечу.
День святых благоверных Петра и Февронии Муромских — это православный праздник, который в России отмечают на протяжении нескольких столетий. Эту семейную пару, жившую в XIII веке, считают покровителями семейного счастья, любви и верности, а их союз является образцом христианского брака. Мощи святых хранятся на территории Свято-Троицкого женского монастыря в городе Муром Владимирской области.
Памятник Антону Чехову 2021 год.
5.В 2021 году в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в Иркутске благоустроят новый сквер на улице Чехова, где установят памятник известному русскому писателю и драматургу. Об этом 7 апреля 2021 г.сообщает пресс-служба городской администрации.
В прошлом году жители Правобережного округа Иркутска приняли решение о благоустройстве сквера на Чехова, 3. В процессе работы с проектом пришли к решению установить памятник Антону Павловичу Чехову. Писатель бывал в нашем городе, и по воспоминаниям современников был впечатлен историей и архитектурой Иркутска. Совместно с жителями будет создано уютное пространство в самом центре города.
В ноябре 2021 г. памятник торжественно открыт.
Макет памятник А. П. Чехову
8
М. Горький стал писать свои первые рассказы в 90-е годы девятнадцатого столетия. Это было время бурного развития капитализма в России. Нищая и голодная деревня двинулась в город в поисках работы и куска хлеба, крестьяне пополнили собой ряды босяков, жизнь которых будущий писатель хорошо узнал во время своих скитаний по Руси. Творчество М. Горького тех лет носит романтический характер, отражая стремление народа к лучшей жизни. Одним из самых лучших рассказов романтического периода в творчестве писателя является написанный в 1895 году рассказ «Старуха Изергиль». Пафосом этого произведения является утверждение свободы и воли как главной и единственной ценности. Но писатель ратует не за личную свободу человека, хотя она также для него очень важна, а более всего за свободу всего народа, за справедливый общественный строй, за достойную и счастливую жизнь всех людей своей многострадальной страны. В «Старухе Изергиль» Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он дает возможность автору кратко, емко, ярко и впечатляюще воспеть все лучшее, что может быть в человеке и осудить порок. Любимый герой писателя Данко пожертвовал собой ради спасения своего народа. Его антипод Ларра жертвует окружающими для достижения своих эгоистических целей, для утверждения своей личной свободы. Данко – альтруист, Ларра – эгоист. На этом противопоставлении, т.е. с помощью антитезы раскрывается основная идея рассказа о смысле жизни: пагубность крайнего индивидуализма и величие подвига борца за свободу народа. Легенда о Ларре входит в первую часть рассказа, но представляет собой законченное произведение, неразрывно связанное с общей темой и идеей. Поведала историю страшной судьбы Ларры сама старуха Изергиль. Наверное, она услышала легенду от своей матери, а та – от своей, так живет это поучительное сказание тысячу лет, предостерегая людей от зла себялюбия и равнодушия. Начинается легенда со своеобразного зачина, переходящего в экспозицию: «Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки … там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками». Ларра – сын женщины и орла. Мать привела его к людям в надежде, что он будет счастливо жить среди подобных себе. Ларра был таким же как все, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Юноша никого не уважал, никого не слушал, держал себя высокомерно и гордо. В нем была и сила, и красота, но он отталкивал от себя гордыней и холодностью. Ларра вел себя среди людей, как ведут животные в стаде, где сильнейшему дозволено все. Он убивает «строптивую» девушку прямо на глазах у всего племени, не ведая, что тем самым подписывает себе приговор быть отверженным всю оставшуюся жизнь. Разгневанные люди решили, что: «Наказание ему – в нем самом!», – отпустили его, дали ему свободу. Природа в романтических произведениях Горького живет и дышит, сочувствует и негодует. Автор всегда использует прием олицетворения, помогающий ему передать «общее душевное состояние момента», переживания героев. Как только люди приняли решение об освобождении Лары: «Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого…». Горький использует различные изобразительные средства. Гипербола (чрезмерное преувеличение): «В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары». Яркие метафоры: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…». Ларра тоже совершает «подвиги» требующие решимости и бесстрашия, он тверд в отстаивании своего права «быть первым на земле». Но все его силы и устремления только лишь для его личной выгоды. В результате – непонимание и одиночество. От Ларры отступились земля и небо, жизнь и смерть. Теперь жизнь для него – непрерывное мучение, так как самый закоренелый эгоист и себялюбец не может вынести вечного одиночества. Мрачной тенью скитается он по свету, превратившись во мрак и жуть. Не тепло, не огонь, не искры добра он оставил на земле, а пустоту и страх. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Положительный герой – носитель всех добродетелей, отрицательный – всех пороков. Данко – молодой красавец. Изергиль говорит, что красивые всегда смелы. Но ведь и Ларра красив и смел. Различие их в том, что Данко гармоничен, он красив внутренне и внешне. Ларра же внутренне безобразен. Критерий красоты или безобразия – это способность любить. Данко наделен исключительной любовью к людям, Ларра – исключительной любовью к себе. «Вот так был поражен человек за гордость», – заключает свой рассказ о Ларре Старуха Изергиль. Читая легенду, мы постоянно чувствуем присутствие этой мудрой рассказчицы, ее взгляд на поведение героев. Горький использует прием «рассказа в рассказе», потому что он придает большую поэтичность и своеобразие повествованию. Изергиль – не только прекрасная сказательница, но и умудренный опытом, по своему смелый и открытый человек. Легенду обрамляет прекрасный пейзаж южной ночи. Он навевает мысли о вечности, о красоте, гармонии мира и о любви, жертвенной, искренней, преодолевающей все преграды.
Название: Горький м. — Легенда о ларре по рассказу м. горького старуха изергиль.
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 17:30:48 23 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 23
Комментариев: 6
Оценило: 1 человек
Средний балл: 2
Оценка: неизвестно Скачать
Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.
Сочинение: Горький м. — Легенда о ларре по рассказу м. горького старуха изергиль.
Дипломная работа по теме Кредитное ценообразование
Ельцин Президент России Реферат
Контрольные Работы 4 Класса Первой Четверти
Лечебно Оздоровительный Туризм Курсовая Работа
Контрольная работа по теме Аграрные отношени и Агропромышленный комплекс
Дипломная работа: АВ Дружинин о повестях ФМ Достоевского 40-х гг
Курсовая работа по теме Обучение чтению как средство развития личности и формирования её базовой культуры
Дипломная работа по теме Рынок труда в России
Курсовая Работа На Тему Взаимосвязъ Детско-Родительских Отношений И Суицидальной Актвности У Подростков
Реферат На Тему Правовое Положение Иностранных Граждан В России
Понятие допроса, его виды и общие положения проведения
Реферат: Ассортимент и экспертиза качества импортного пива, представленных на рынке г. Улан-Удэ
Курсовая работа по теме Совершенствование структуры управления ОАО «Агропромстрой»
Інформаційна система обліку і аналізу розрахунків з постачальниками і підрядниками
Курсовая работа: Состав преступления и его юридическое значение 2
Реферат На Тему Цивилизации Греческого Полиса
Курсовая работа: Человек как субъект, индивидуальность, личность
Творческое Эссе Образец
Курсовая работа по теме Translation of english proverbs and sayings about love, wearing and work from English into Russian
Реферат: Cубтропические плоды. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: Teen Smoking Essay Research Paper Teen SmokingDue
Реферат: Islam Essay Research Paper IslamISLAM Islam is
Учебное пособие: Организация внутрихозяйственных производственно-экономических отношений в сельскохозяйственных Организация внутрихозяйственных
Помогая коллеге, мы надеемся на взаимную помощь в будущем, а заботясь о детях — на выживание рода. Разбираемся, что такое альтруизм, как он связан с эгоизмом и почему многие люди совершают добрые дела небескорыстно
Что такое альтруизм
Альтруизм (с лат. Alter — другой) — это бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей. В научный оборот термин ввел французский философ Огюст Конт, который считал альтруизм движущей силой изменения человеческого общества и воплощением моральной нормы «жить ради других».
Наблюдения за животными показывают, что альтруизм присущ не только людям. Например, летучие мыши делятся едой со слабыми особями, а буйволы защищают раненых сородичей от хищников.
Вера Илькевич, зоолог, специалист по поведению животных:
«Альтруизм среди животных немного отличается от идеи бескорыстного альтруизма в человеческом понимании. Человек опирается на устоявшуюся культуру и идеологию, а в животном мире большинство форм поведения направлено на выживание вида. А значит, эта форма поведения и будет больше развита среди сородичей. Павианы могут пожертвовать собой, вступив в неравную схватку с хищником, но смертельно его ранить и спасти стаю. Некоторые виды дроздов предупреждают сородичей об опасности громким свистом, при этом обнаруживая себя.
Эволюционно в группах примерно в равных количествах присутствуют как эгоисты, так и альтруисты. Если в стае есть только эгоисты или только альтруисты, у нее нет шансов на выживание. Но из современных исследований понятно, что некоторые животные помогают из-за способности к эмпатии. Ведь есть множество иррациональных примеров, где необычное поведение не приносит пользы ни индивиду, ни его группе».
Слоны заботятся о слонятах всем племенем. Например, во время опасной ситуации взрослые особи окружают молодняк, чтобы ему не причинили вред
(Фото: Depositphotos)
Четыре вида альтруизма
Оказывая помощь, одни руководствуются нормами морали, другие — получением выгоды или генетическим сходством. В социальной и поведенческой науках в зависимости от мотивов участников выделяют четыре вида альтруизма.
Родственный альтруизм
Родственный альтруизм — альтруистическое поведение, которое объясняется наличием общих генов между оказывающим и принимающим помощь. Согласно теории общей приспособленности, выдвинутой биологом У. Д. Гамильтоном, такое поведение является способом выживания всего рода. Человек всегда помогает в первую очередь родственникам, потому что это увеличивает шансы на выживание его генотипа.
Реципрокный (взаимный) альтруизм
Взаимным альтруизмом называют оказание помощи, направленное на ответные альтруистические действия в будущем. Иными словами, это взаимовыгодный обмен между двумя и более людьми.
Американский эволюционный биолог и социолог Роберт Триверс ввел понятие «взаимная помощь», чтобы объяснить, почему альтруисты помогают не только близким людям, но и посторонним. Согласно этому термину, обе стороны получают выгоду, потому что наша культура обязывает возместить помощь, которая была оказана ранее. Даже если альтруист совершает добрые дела безвозмездно, вторая сторона чувствует себя должником.
Альтруисты получают больше преимуществ в будущем, потому что окружающие относятся к ним позитивно. Люди охотнее идут навстречу тому, кто всем помогает, чем человеку, которого считают эгоистом. Кроме того, общество вознаграждает альтруистов одобрением: им вручают медали, о них пишут статьи, им улыбаются на улице. Поэтому люди, которые зависимы от мнения окружающих и нуждаются в социальном одобрении, могут совершать добрые дела только ради похвалы.
Майя Колонтаевская, клинический психолог:
«Действительно, есть люди, которые совершают добрые дела, чтобы получить одобрение общества. Чаще всего они преследуют эти мотивы неосознанно, и, как правило, за таким поведением стоят потребности быть принятым обществом, стать частью какого-либо коллектива. Одна из основных причин такого поведения — воспитание. Потребность в социальном одобрении есть у людей, которые еще в детстве поняли, что для того, чтобы получить чью-то любовь, нужно быть хорошим».
Правило работает и в бизнесе. Люди относятся намного лояльнее к брендам, которые проявляют социальную инициативу. В 2017 году компания по связям с общественностью Porter Novelli провела опрос среди американцев, который показал, что 67% респондентов готовы отказаться от продукции компании, если она не помогает в решении социальных проблем общества или, наоборот, их усугубляет.
Истинный альтруизм
Истинный альтруизм — просоциальное поведение, не основанное на непосредственной внешней выгоде. Наука до сих пор точно не определила причины истинного альтруизма и лишь предполагает, что это могут быть социальные нормы, отдельные черты характера и неявная выгода человека, оказывающего помощь.
Так, норвежский политолог и социолог Юн Эльстер выдвинул мнение, что моральные нормы являются одной из основных причин, по которым мы помогаем друг другу. Например, такой нормой является принятое обществом правило «помогать людям, попавшим в беду, даже если вы их не знаете».
Эмпатийный альтруизм
Эмпатия — это способность понимать и чувствовать переживания другого человека, а также сопереживать ему. Согласно исследованию Дэниела Бэтсона, Дэвида А. Лишнера и Эрика Стокса, люди с высоким уровнем эмпатии помогают страдающему человеку, потому что склонны ставить себя на его место и испытывать те же эмоции, что и он. Совершая доброе дело, они не только уменьшают переживания другого человека, но и избавляются от своих.
Примеры альтруизма в жизни и литературе
Жизнь: японский дипломат Тиунэ Сугихара
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, из-за чего жившим там евреям пришлось бежать в соседнюю Литву. Год спустя Литва вошла в состав СССР.
Незадолго до присоединения страны к Советскому Союзу дипломат Тиуне Сугихара, представлявший Японскую империю в Литве, уже паковал чемоданы, когда к нему пришли представители еврейской диаспоры с просьбой выдать тысячи транзитных виз, чтобы пересечь СССР и осесть на Дальнем Востоке, подальше от границ Германии. После недолгого колебания консул решил помочь беженцам.
Несмотря на указание Токио выдавать визы только людям, соответствующим определенным критериям, дипломат выдавал их всем. Сугихара работал по 20 часов в сутки, а когда готовые бланки заканчивались, они с женой писали их от руки. После того как консульство Сугихары закрыли, он еще в течение трех дней снимал номер в отеле, где продолжал выдавать визы. Благодаря этому поступку из Литвы смогли уехать около 6 000 евреев: они благополучно добрались до Японии, где пережили войну.
Транзитная виза, выданная консулом Тиуне Сугихарой
(Фото: Wikimedia Commons)
Литература: Данко из рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького
Враги выгнали племя Данко вглубь леса на ядовитые болота, где каждый день погибало много людей. Чтобы спасти свой народ, герой решил вывести всех из леса. Но путь оказался сложным: сильные грозы, темнота и густые деревья не давали найти верную дорогу, и уже через несколько часов люди поняли, что никогда отсюда не выберутся. Члены племени начали плакать, злиться и обвинять главного героя, но он нашел решение. Данко вырвал из груди сердце и, освещая им дорогу, вывел народ из гиблого леса на плодородные земли. Как только племя добралось до безопасного места, он погиб.
Жизнь: врач и правозащитница Доктор Лиза
Елизавета Глинка — российский общественный деятель и правозащитник, больше известная как Доктор Лиза. Всю жизнь она посвятила помощи другим людям. В 2007 году Глинка основала общественную организацию «Справедливая помощь». Сотрудники этой организации помогают онкологическим больным, малообеспеченным людям и бездомным: покупают лекарства, кормят, дают юридические консультации и лечат.
Когда в 2014 году начался конфликт на Украине, Елизавета Глинка поехала на Донбасс и вывезла из боевой зоны на реабилитацию в Москву 495 раненых и больных детей. А когда началась война в Сирии, неоднократно ездила туда с гуманитарными миссиями, отправляла в госпитали лекарства и продовольственные товары и оказывала медицинскую помощь пострадавшим. 25 декабря 2016 года, в очередной раз направляясь в Сирию, Елизавета Глинка погибла в авиакатастрофе.
Елизавета Глинка на вручении государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной и правозащитной деятельности
(Фото: Wikimedia Commons)
Литература: профессор Пирогов из рассказа «Чудесный доктор» Александра Куприна
Прогуливаясь по парку в сочельник, профессор Пирогов встретил Емельяна Мерцалова, который жил с семьей в подвале и волновался из-за недавнего увольнения и серьезной болезни жены и дочери. Выслушав проблемы Мерцалова, профессор дал ему денег и отправил в магазин за продуктами, а сам пошел к нему домой осмотреть больных. Он оказал им первую медицинскую помощь, выписал рецепт на лекарства, дал номер хорошего врача и денег на жизнь. Все это произошло в канун Рождества: вместо того чтобы провести праздничный вечер с семьей, как все, Пирогов посвятил время нуждающимся.
Жизнь: актер Константин Хабенский
В 2008 году Константин Хабенский основал благотворительный фонд помощи детям с онкологическими заболеваниями. Первое время он не афишировал деятельность фонда и вкладывал в него заработанные средства. Но, чтобы спасти большее количество детей, примерно через год он рассказал о проекте коллегам и организовал первую благотворительную акцию в парке Горького.
Константин Хабенский в «Доме Роналда Макдоналда» в Казани для детей, проходящих длительное лечение
(Фото: Известия Татарстана)
Сегодня фонд Константина Хабенского оплачивает лечение и диагностику детей с онкологическими заболеваниями, поставляет необходимое оборудование в больницы и дома, спонсирует повышение квалификации врачей. Только в 2021 году фондом было собрано ₽500 млн, которые пошли на помощь другим людям.
Есть ли связь между альтруизмом и эгоизмом
Обычно люди противопоставляют альтруизм и эгоизм, используя эти термины как антонимы. На самом деле существуют исследования, доказывающие, что эти явления связаны. Например, научная работа доктора психологических наук Л. З. Левита и кандидата филологических наук Е. З. Шевалдышевой. В ходе опроса исследователи выяснили, что большая часть респондентов, оказывая помощь окружающим, руководствовалась собственной выгодой. А значит, предпосылкой для совершения альтруистического акта чаще всего является эгоизм.
Путем экспериментов и наблюдений к такому же выводу пришли ученые Джон Дарли и Бибб Латане. Они разделили на пять стадий процесс, в ходе которого человек принимает решение при оказании помощи. По мнению исследователей, на первой стадии, когда человек только узнал о необходимости помочь, он рассчитывает соотношение затрат и будущей награды в случае совершения доброго поступка.
Когда альтруизм вредит
Постоянная забота о других людях может нанести вред всем сторонам альтруистического акта. В психиатрии есть понятие патологический альтруизм, согласно которому человек иногда может оказывать помощь «в болезненной форме», даже тогда, когда в ней не нуждаются. И с этой формой альтруизма нужно бороться.
Виктор Лебедев, психиатр, научный журналист, член экспертного совета фонда помощи пациентам с деменцией «Альцрус»:
«В случае патологического альтруизма основным благополучателем становится тот, кто помогает: «Я помог — я молодец». Человек отрабатывает сценарий, не ориентируясь на реальные потребности того, кому требуется помощь. Он лучше знает, как и кому помочь, и это делает помощь неэффективной или вообще вредит другому. Обычно такие люди испытывают трудности с пониманием эмоций других людей и с выстраиванием глубоких эмоциональных связей.
Другая ситуация — помощь всем подряд без разбора и отдыха. Эти «спасатели» — люди, решающие за других их проблемы, часто без запроса на это, и руководствующиеся собственным видением ситуации. Часто такая помощь малоэффективна, потому что в какой-то момент «спасатель» устает от груза ответственности за жизнь другого человека и бросает его, прекращая любую помощь и оставляя того порой в еще более тяжелом положении».
Когда альтруизм становится патологическим, человек начинает «причинять» добро, а не совершать его. Самый яркий пример этого явления — чрезмерная материнская опека. Доцент кафедры глубинной психологии и психотерапии Валерий Дорожкин в книге «Альтруизм: так называется добро» пишет, что поведение матерей, при котором они отдают все ради детей и забывают о себе, формирует у последних чувство вины. Ребенок, выросший в такой обстановке, иногда чувствует себя настолько обязанным, что всю жизнь живет рядом с родителями и делает только то, что им нужно. Автор считает, что такая стратегия поведения портит жизнь и самой женщине, потому что она полностью посвящает себя ребенку, забывая о своих интересах, а когда он вырастает и отстраняется, остается ни с чем.
Помимо психологического вреда от избыточного родительского альтруизма Дорожкин пишет и о физическом вреде. Например, когда родители дают выросшему ребенку деньги, а он зависим и тратит их на алкоголь, наркотические вещества и азартные игры.
О физическом вреде избыточного альтруизма пишет и американская исследовательница Барбара Окли. В качестве примера она приводит ситуацию, когда родственники человека, который зависит от обезболивающих и пытается с этим бороться, продолжают покупать ему медикаменты. Они хотят помочь, но делают только хуже.
Избыточный альтруизм вредит и в других ситуациях. Например, если человек сутками работает в общественных организациях и игнорирует личную жизнь, здоровье и уход за собой, он может столкнуться с тем, что за пределами волонтерства жизни как таковой у него нет.
Уважаемые читатели Литероведа, в разделе «Сочинения по литературе» опубликовано новое сочинение на тему «Романтизм в творчестве Максима Горького», в котором авторы интернет-журнала расскажут об основных особенностях романтических произведений писателя.
Имя Максима Горького, знаменитого русского писателя, впервые стало известно в 1892 году, когда появился в печати его первый рассказ «Макар Чудра». О таланте писателя заговорили и читатели, и литературные критики, и коллеги по цеху. Вслед за «Макаром Чудрой», первым романтическим рассказом, появляются и другие: «Челкаш», «Старуха Изергиль», а затем – «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Начало 90-х годов XIX века, когда были написаны выше названные романтические рассказы М. Горького, было временем тяжелым и неопределенным. Этот непростой период с беспощадной, реалистичной правдивостью изображали в своих произведениях А.П. Чехов и И.А. Бунин. Однако М. Горький заявлял о необходимости найти новые пути отражения действительности в литературе. Он считал, что задача литературы заключается в изображении красками, звуками, формами, словами всего того, что есть прекрасного, благородного, честного в человеке. Свою личную задачу писатель видел в пробуждении в человеке гордости за самого себя, во внушении каждому мысли о том, что он сам – самое лучшее, самое святое и в мире, кроме него, нет ничего достойного внимания. М. Горький отлично понимал, что в реальной жизни человек угнетен и бесправен, поэтому и утверждал, что настало время романтического.
Действительно, в ранних рассказах писателя преобладают черты романтизма. Как мы помним, романтизм – это художественное направление в литературе и искусстве, характеризующееся страстной борьбой особенного, идеального героя с косным консервативным обществом. Романтизм Максима Горького имеет свои особенности. Для романтических произведений писателя характерны яркие краски, величественные и прекрасные пейзажи, острые идейные конфликты, герои произведений – люди мужественные и бесстрашные, наделенные всеми качествами в превосходной степени.
В центре многих романтических рассказов писателя – исключительный герой, яркий, гордый, свободный, красивый, способный противостоять обществу. Те правила и традиции, по которым живет большинство людей, не подходят для горьковских героев, так как загоняют их в строгие рамки, ограничивают их свободу. Такими персонажами являются Данко и Ларра из рассказа «Старуха Изергиль», Лойко Зобар и цыганка Радда из «Макара Чудры», ловкий вор Челкаш и крестьянин Гаврила – герои рассказа «Челкаш», а также Сокол и Буревестник из произведений «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Герои романтических рассказов четко поделены на положительных и отрицательных.
Смелый, красивый, благородный Данко вырвал свое сердце из груди и, освещая им дорогу, словно горящим факелом, вывел из темного леса и смрадных болот своих соплеменников, загнанных туда врагами, на ясную солнечную поляну. Пожертвовав своей жизнью, юноша спас племя от мучительной смерти в зловонных и темных болотах. Ему противопоставлен гордый, эгоистичный, себялюбивый Ларра, сын орла и простой девушки. Юноша на глазах всего племени убивает красивую девушку, дочь старейшины только за то, что она осмелилась оттолкнуть героя от себя. Ларра не способен, как Данко, жертвовать собой, растрачивать себя по крупицам ради других. Он привык брать от жизни все, что ему хочется, презирая любую мораль и традиции.
Пассивного Ужа из «Песни о Соколе» устраивает существующий порядок вещей, ему уютно и комфортно, «темно и сыро» в том мире, в котором он живет, поэтому ничего не хочет менять. Смелого, гордого, вольнолюбивого Сокола не удовлетворяет пассивное существование Ужа. Он мечтает о полете, о высоком небе. Собрав все силы, свободолюбивая птица взмыла в небо и, последний раз насладившись его безграничной ширью, упала на камни и разбилась.
Над опытным, ловким вором Челкашом не имеют власти ни деньги, ни другие богатства. Он, пьяница и гуляка, аморальный человек, глубоко презирает жадных, меркантильных людей, способных унижаться ради копейки. Герой готов на благородные поступки: отдает все деньги, заработанные за ночь, молодому крестьянину Гавриле, чтобы тот поправил свою жизнь в деревне. Героя не страшит ни сильный ветер, ни высокие волны. В страшном шторме он чувствует понятную и прекрасную стихию и радуется ей. А крестьянин Гаврила, несмотря на внешнюю красоту, оказался некрасивым внутренне: им овладела страшная жадность, и он ради денег чуть не убил Челкаша, ударил его камнем. Юноша боится морской стихии, опасности не вызывают в нем восторга, а пугают.
Так же, как и Гаврила, пугаются бури чайки и гагары из «Песни о Буревестнике». Они готовы схоронить свой ужас в морской пучине. Глупый пингвин прячется в утесах, спасаясь от грозы. Им «недоступно наслажденье битвой жизни», удары грома приводят этих птиц в ужас. И только гордый Буревестник не пугается морского шторма, он наслаждается буйством стихии, жаждет бури, призывает ее.
Восхищают читателей герои рассказа «Макар Чудра»: Лойко Зобар, цыганка Радда. Это гордые, свободолюбивые, волевые, сильные духом натуры, именно поэтому они и остались в народной памяти как яркие, идеальные личности, которые не смогли променять свою волю на узы даже великой любви, а предпочли смерть. Сам Макар Чудра чем-то похож на своих героев: так же любит свободу, волю, такой же волевой и сильный человек, похожий на древний дуб, который не гнется ни под какой бурей.
Кроме всего сказанного, в романтических произведениях М. Горький использует элементы фольклора, фольклорных жанров. В рассказе «Старуха Изергиль» героиня рассказывает две легенды своему преданному слушателю. Одна легенда о смелом и великодушном Данко, который ценой своей жизни спас людей. В другой легенде повествуется о гордом и эгоистичном Ларре, который заботится только о себе, своем благополучии и комфорте. Герои этих двух историй противопоставляются друг другу, антитеза помогает читателю лучше понять внутренние переживания персонажей, их поступки. В рассказе «Макар Чудра» история любви и смерти Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым цыганом, тоже похожа на легенду, которую передают из поколения к поколению. Произведения «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» очень похожи на народные песни о героических личностях, которые во всем времена почитались народом.
В романтических рассказах писатель часто не просто описывает природу, но и одушевляет ее. С описания пейзажа начинается и завершается «Песня о Соколе». Перед читателем появляются великолепные картины: величественное, прекрасное, безмятежное, облитое голубым сиянием луны море; высокие, задумчивые, поросшие деревьями горы и любопытная волна, которая все стремилась к костру, чтобы подслушать разговор Рагима с собеседником. Кругом тихая, звездная ночь, в которой только слышится голос старого чабана, рассказывающего песню о храбром Соколе. В «Песне о Буревестнике» события также разворачиваются на фоне завораживающих пейзажных зарисовок: седое от пены море, шторм, стрелы молний, похожие на огненных змей; вой ветра, грохот грома, — все сливается в единую картину, центральное место на которой занимает Буревестник, радующийся свободной стихии. Волны поют, рвутся навстречу грому, спорят с ветром. Ветер охватывает их крепкими объятиями и с размаху, со злобой бросает их на утесы, где волны разбиваются в пыль и брызги. Описание пейзажа есть и в рассказе «Старуха Изергиль». С самых первых строчек произведение погружает читателей в атмосферу теплого южного вечера. Все вокруг почти сказочное: воздух, пропитанный невероятно свежим запахом моря и испарений земли, смоченной дождем; пышные и необыкновенно красочные обрывки туч; резкие обломки скал, а также кроваво-красный диск луны и кружевные тени листвы. Кажется, сама природа располагает рассказчиков к воспоминаниям о необыкновенных героях, а слушателей настраивает внимать этим воспоминаниям. В рассказе «Макар Чудра» автор не изменяет своей творческой традиции и начинает произведение с описания пейзажа. Перед глазами читателей открывается широкая степь, по которой разносится мелодия плеска морской волны. Влажный ветер приносит желтые листья и бросает их в пламя костра, около которого сидят два героя. Создается впечатление, что читатель сам сидит рядом с этими героями и внимательное слушает их рассказы.
Таким образом, романтические произведения Максима Горького отличаются яркими, необыкновенными героями, которые конфликтуют друг с другом; волшебными, завораживающими пейзажами, фольклорными элементами. К таким произведениями хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы окунуться в мир необыкновенных героев.