ПОДЕЛИТЬСЯ
Лучший список литературных произведений для подготовки к итоговому декабрьскому сочинению 2021-2022 учебного года по литературе для допуска к ЕГЭ 2022.
Ссылка для скачивания списка литературы: скачать
Аргументы к направлениям:
- Аргументы для направления «Кому на Руси жить хорошо?
- Аргументы для направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- Аргументы для направления цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Литература к направлению итогового сочинения человек путешествующий: дорога в жизни человека
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин «Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Метель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
- Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
- Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога»
- А.П. Чехов «Остров Сахалин»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- М. Горький «Фома Гордеев», «На дне», трилогия «Детство. В людях. Мои университеты», «Старуха Изергиль»
- И.А. Гончаров «Обломов», «Паллада»
- И.С. Тургенев «Записки охотника»
- Н.С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар»
- Н.М. Карамзин «Письма русского путешественника»
- М.А. Шолохов «Тихий дон», «Судьба человека»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Ч.Т. Айтматов «Плаха», «И дольше века длится день»
- В.А. Обручев «Земля Санникова»
- В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Одноэтажная Америка»
- Д.С. Лихачев «Путями добра», «Письма о добром и прекрасном»: «Путешествуйте» (письмо 29)
- М.М. Пришвин «Путешествие»
- А.П. Платонов «Жена машиниста»
- В.А. Каверин «Два капитана»
- К. Булычёв цикл «Приключения Алисы»
- А. Грин «Алые паруса»
- Н.Н. Миклухо-Маклай «Путешествия»
- Гомер «Одиссея», «Илиада»
- А. Данте «Божественная комедия»
- Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- Дж. Керуак «В дороге»
- О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»
- Дж. Толкин трилогия «Властелин колец»
- А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
- К. Льюис серия книг «Хроники Нарнии»
- Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»
- Ж. Верн «Вокруг света за 80 дней», «Дети капитана Гранта», «Путешествие к центру земли»
- Ф. Купер «Следопыт», «На суше и на море»
- Дж. Даррелл (любое произведение, например, «Моя семья и другие животные»)
- Дж. Лондон «Мартин Иден», «Морской волк», «Дорога», «Сердца трёх» и многие другие.
- Дж. Барри серия «Питер Пэн»
- Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
- М. Сервантес «Дон Кихот»
- У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
- Ч. Диккенс «Рождественская песнь», «Большие надежды»
- У. Грум «Форрест Гамп»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»
Литература к направлению итогового сочинения цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»
- Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе»
- В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- Е.И. Замятин «Мы»
- И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»
- Т.Н. Толстая «Кысь»
- Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
- В.О. Пелевин «Generation “П”»
- А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Полдень, XXII век»
- А. Азимов «Позитронный человек», цикл «Основание»
- Лю Цысинь трилогия «В память о прошлом Земли»
- Г. Каспаров «Человек и компьютер»
- А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
- О. Хаксли «О дивный новый мир»
- Р. Брэдбери «451 по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Лето, прощай», «И грянул гром», «Все лето в один день» и др.
- К. Воннегут «Колыбель для кошки»
- С. Лем «Солярис»
- Дж. Оруэлл «1984»
- К. Исигуро «Не отпускай меня»
- Э. Вейер «Марсианин»
- Д. Киз «Цветы для Элджернона»
- В. Рот «Дивергент»
- Ф. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик»
- Ю. Харари «21 урок для XXI века»
- Т. Чан «История твоей жизни»
- Дж. Дэшнер «Бегущий в лабиринте»
- О.С. Кард «Игра Эндера»
- С. Коллинз «Голодные игры»
- Д. Митчелл «Облачный атлас»
- Ж. Верн «20000 лье под водой»
- Г. Уэллс «Машина времени»
- М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
- Р. Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»
Литература к направлению итогового сочинения преступление и Наказание – вечная тема
- 1. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
- 2. А. Камю «Посторонний»
- 3. А. Кристи «Убийство в Восточном экспрессе»
- 4. А. Островский «Гроза»
- 5. А.А. Ахматова «Реквием»
- 6. А.А. Блок «Двенадцать»
- 7. А.В. Иванов «Тобол»
- 8. А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
- 9. А.И. Солженицын «Архипелаг «ГУЛАГ»
- 10. А.И. Солженицын «В круге первом»
- 11. А.М. Адамович, Д.А. Гранин «Блокадная книга»
- 12. А.Н. Островский «Гроза»
- 13. А.Н. Островский «Свои люди-сочтемся»
- 14. А.Н. Толстой «Петр I»
- 15. А.П. Платонов «Чевенгур»
- 16. А.П. Чехов «Злоумышленник»
- 17. А.С. Пушкин «Два чувства дивно близки нам»
- 18. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- 19. А.С. Пушкин «Медный всадник»
- 20. А.С. Пушкин «Памятник»
- 21. А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- 22. А.Т. Твардовский «По праву памяти»
- 26. Б.Л. Васильев «Завтра была война»
- 27. Б.Л. Васильев «Не стреляйте белых лебедей»
- 28. Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- 29. В. Быков «Обелиск».
- 30. В. Гюго «Отверженные»
- 31. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
- 32. В.А. Жуковский «Певец во стане русских воинов»
- 33. В.А. Каверин «Два капитана»
- 34. В.А. Каверин «Открытая книга»
- 35. В.А. Чивилихин «Память»
- 36. В.В. Быков «Обелиск»
- 37. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»
- 38. В.Г. Ян «Чингиз-хан. Батый. К последнему морю»
- 39. В.Д. Дудинцев «Белые одежды»
- 40. В.И. Аксенов «Таинственная страсть»
- 41. В.К. Арсеньев «Дерсу Узала»
- 42. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
- 43. В.П. Катаев «Трава забвения»
- 44. В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда»
- 45. В.С. Гроссман «Жизнь и судьба» «Мама»
- 46. В.Т. Шаламов «Колымские рассказы»
- 47. Ги де Мопассан «Пышка»
- 48. Д. Митчелл «Облачный атлас»
- 52. Дж. Лондон «Мартин Иден»
- 53. Дж. Оруэлл «1984»
- 54. И. Стоун «Жажда жизни»
- 55. И. Тургенев «Муму»
- 56. И.А. Бродский «Посвящается стулу»
- 57. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
- 58. И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями»
- 59. К. Булычев «Город без памяти»
- 60. Л. Андреев «Иуда Искариот»
- 61. Л. Андреева «Предстояла кража»
- 62. Л. Лоури «Дающий»
- 63. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
- 64. Л.Н. Андреев «Рассказ о семи повешенных»
- 65. Л.Н. Толстой «Война и мир»
- 66. М.А. Булгаков «Белая гвардия»
- 67. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- 68. М.А. Шолохов «Поднятая целина»
- 69. М.А. Шолохов «Родинка»
- 70. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
- 71. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
- 72. М.Ю. Лермонтов «Бородино»
- 73. М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта»
- 74. Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Литература к направлению итогового сочинения книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
- А.С. Пушкин «Об искусстве», «Моцарт и Сальери»
- М.И. Цветаева «Об Искусстве»
- М.Ю. Лермонтов: Творческое наследие и современная театральная культура
- В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
- Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»
- М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
- А.И. Куприн «Гамбринус»
- К.Г. Паустовский «Золотая роза»
- Н.В. Гоголь «Портрет»
- А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»
- Л.Н. Толстой «Альберт»
- М.А. Осоргин «Записки старого книгоеда»
- Д.А. Гранин «Картина»
- В.В. Набоков «Дар»
- М. Горький трилогия «Детство», «В людях», «Мои университеты»
- Д. Быков «Советская литература»
- З. Прилепин «Книгочет», «Именины сердца. Разговоры с русской литературой»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Д. Мережковский «Вечные спутники»
- У. Эко «О литературе»
- С. Моэм «Искусство слова: о себе и других»
- Г. Юзефович «Таинственная карта. Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг»
- П. Вайль, А. Генис «Родная речь: Уроки изящной словесности»
- С. Лем «Мой взгляд на литературу»
- П. Зюскинд «Литературная амнезия»
- Ф. Бегбедер «Конец света: первые итоги»
- Р. Брэдбери «Дзен в искусстве написания книг»,«451 градус по Фаренгейту»
- М. Зусак «Книжный вор»
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея», «Об искусстве «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве»
- Г. Миллер «Книги в моей жизни»
- Г. Гессе «Магия книги»
Литература к направлению итогового сочинения кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина
- М.Ю. Лермонтов «Песнь о купце Калашникове…»
- Н.С. Лесков «Левша»
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
- А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
- А.С. Грибоедов «Горе от ума»
- А.С. Пушкин цикл «Повести Белкина», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
- Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала»
- Н.В. Гоголь «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель»
- М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
- Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин», «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»
- М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Господа Головлевы»
- А.Н. Островский «Лес», «Свои люди-сочтемся», «Бедность не порок»
- И.С. Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бесы», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Мальчик у Христа на ёлке», «Братья Карамазовы» др.
- В.Г. Короленко «В дурном обществе»
- М. Горький «На дне», «Детство», «Бывшие люди»
- Н. Носов серия книг о Незнайке
- И.А. Гончаров «Обломов»
- А.П. Чехов «Маска», «Дуэль», «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Злоумышленник», «Смерть чиновника», «Тоска», «Человек в футляре»
- И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
- М.А. Булгаков «Собачье сердце»
- А.Н. Толстой «Петр Первый»
- Е.И. Замятин «Мы»
- Стихотворения Ахматовой, Цветаевой, Блока, Есенина, Маяковского, Пушкина, Некрасова, Тютчева, Фета и др.
- Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
- А.П. Платонов «Котлован»
- Т. Мор «Утопия»
- Платон «Государство»
- Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
В 2021 году одним из направлений итогового сочинения названо «Преступление и наказание — вечная тема». Оно вызывает затруднения у многих школьников. В статье разберем некоторые теоретические моменты, а также произведения художественной литературы, которые необходимо прочитать перед написанием сочинения.
«Преступление и наказание»: суть направления
Итоговое сочинение «Преступление и наказание» предлагает порассуждать над темой с нравственной и социальной точки зрения. Требуется соотнести направление с терминами «закон», «совесть», «стыд», «ответственность», «раскаяние».Темы сочинения позволяют порассуждать над поступками с правовой и этической точки зрения. Вопросы тематического направления — ответственность за сделанный выбор, последствия для окружающих, возмездие. По словам экспертов ФИПИ, основным источником выступает одноименный роман Федора Михайловича Достоевского.
Направление делят на несколько аспектов. Среди них:
- правонарушение как социальное явление;
- правонарушение как нравственное явление;
- ответственность человека за свои поступки;
- последствия для окружающих и самого преступника;
- совесть, муки, угрызения совести;
- раскаяние, чувство вины;
- возмездие за совершенные поступки.
Для написания сочинения необходимо изучить теорию. Преступление — противоправный поступок, опасный для личности, общества, государства. За ним следует уголовное наказание, предусмотренное законом. Бездействием называется отсутствие действий, предусмотренных нормами права в определенных ситуациях. Проступок — противоправное деяние, имеющее меньшую опасность по сравнению с преступлением. Синонимами считаются слова: «правонарушение», «преступное деяние», «беззаконие», «злодеяние», «злодейство», «грех», «ошибка». В качестве эпитетов используются слова «умышленное», «неосторожное», «тяжкое», «страшное», «чудовищное», «серьезное», «опасное». Наказанием называют последствия, наступающие после совершения злодеяния. Им бывает:
- введение санкций со стороны государства. Например: ограничение свободы, увольнение с работы;
- реакция общества, связанная с нарушением нравственных законов — осуждение и отчуждение;
- «внутренний суд», то есть осознание человеком своих ошибок — раскаяние, самонаказание, самобичевание.
Аргументы для написания сочинения
Аргументы стоит искать в следующих произведениях:
- А. С. Пушкин — «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»;
- М. Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени»;
- Л. Н. Толстой — «Воскресение», «Крейцерова соната», «Война и мир»;
- Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы»;
- Н. С. Лесков — «Человек на часах», «Леди Макбет Мценского уезда»;
- А. П. Чехов — «Драма на охоте», «Пари»;
- М. Горький — «Старуха Изергиль»;
- Н. В. Гоголь — «Тарас Бульба», «Портрет»;
- М. А. Булгаков — «Мастер и Маргарита»;
- В. В. Быков — «Сотников»;
- М. А. Шолохов — «Тихий Дон», «Родинка»;
- В. Г. Распутин — «Живи и помни»;
- В. П. Астафьев — «Людочка»;
- К. Г. Паустовский — «Старый повар», «Телеграмма»;
- О. Генри — «Дороги, которые мы выбираем»;
- У. Шекспир — «Отелло»;
- Р. Брэдбери — «Вельд», «И грянул гром».
Распределим аргументы по темам, к которым они подходят:
Вопросы | В каких произведениях искать аргументы |
Какие чувства могут заставить человека пойти на нарушение закона? Что толкает человека на беззаконие? Каковы причины преступлений? Почему люди совершают преступные деяния? | Н. С. Лесков — «Леди Макбет Мценского уезда» А. И. Куприн — «Суламифь» А. Н. Островский — «Бесприданница» А. С. Пушкин — «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» Л. Н. Толстой — «Война и мир» М. Ю. Лермонтов — «Герой нашего времени» М. Горький — «Старуха Изергиль» У. Шекспир — «Отелло» Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» А. И. Куприн — «Чудесный доктор» Н. С. Лесков — «Человек на часах» Р. Брэдбери — «Вельд» О. Генри — «Дороги, которые мы выбираем» |
Оправдывает ли высокая цель совершенное во имя ее преступление? Можно ли оправдывать противоправные действия? | Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» Н. С. Лесков — «Человек на часах» М. Ю. Лермонтов — «Песня про купца Калашникова» |
Что может остановить человека, задумавшего совершить злодеяние? | А. П. Чехов — «Пари» А. И. Куприн — «Чудесный доктор» |
В чем проявляется ответственность человека за совершенный поступок? | Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» А. С. Пушкин — «Капитанская дочка» В. Г. Распутин — «Живи и помни» |
Может ли человек совершить преступление против самого себя? | Н. М. Карамзин — «Бедная Лиза» Л. Н. Толстой — «Анна Каренина» А. Н. Островский — «Гроза» В. Г. Распутин — «Живи и помни» А. П. Чехов — «Пари» Н. В. Гоголь — «Портрет» |
Муки совести или решение суда — какое наказание сильнее? Как влияет злодеяние на душу человека? В чем заключается опасность преступления для души человека? Что такое наказание? | Н. М. Карамзин — «Бедная Лиза» Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» М. А. Булгаков — «Мастер и Маргарита» К. Г. Паустовский — «Старый повар» |
Как должно общество относиться к совершившим преступление? | М. Горький — «Старуха Изергиль» А. С. Пушкин — «Капитанская дочка» Н. С. Лесков — «Человек на часах» В. Г. Распутин — «Живи и помни» |
Может ли преступник вызвать сострадание? Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступникам? | Ф. М. Достоевский — «Преступление и наказание» |
Теперь вы знаете, на какие произведения обратить внимание для итогового сочинения «Преступление и наказание». Обязательно прочитайте их перед написанием работы! А если вы хотите дополнительно изучить произведения, подготовиться к экзамену по русскому или литературе, записывайтесь на курсы «Уникум» при РУДН. Вашими учителями будут опытные преподаватели вуза и эксперты ЕГЭ. Они помогут набрать высокие баллы на экзамене.
Материал данной статьи носит ознакомительный характер. При подготовке к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!
Автор:
Самый Зелёный
·
«Унылая пора! Очей очарованье!» — думает выпускник, возвращаясь с уроков в осеннюю пору, но «отдаленные седой зимы угрозы» все ближе и явственнее: грядет Итоговое сочинение, и пора что-то решать, пока оно нас не порешило. Подготовиться без лишних нервов и драм помогут аргументы по направлению «Преступление и Наказание — вечная тема» для итогового сочинения 2021-2022 года. Список литературных примеров пособит в трудную минуту творческого застоя и настроит ученика на нужную волну книжных ассоциаций. Если в этой подборке Вы не отыскали нужный аргумент, сам он Вас не найдет. Напишите нам в комментарии, и Многомудрый Литрекон добавит то, что нужно.
- Как бороться с преступностью? Зачастую главной причиной преступления является безвыходное положение человека. Загнанный в угол, он готов на все, чтобы вырваться из нищеты, угнетения или иной западни. Поэтому каждому человеку, оказавшемуся в трудном положении, необходима моральная и материальная поддержка. Так, сострадание и милосердие доктора Пирогова из рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор» спасли жизнь семьи Мерцаловых и предотвратили преступление главного героя против себя самого и своих близких. Глава семьи находился в таком состоянии, что собрался вешаться: дочка серьезно болела, с работы выгнали, семья голодает. От отчаяния он рассказал о своей беде случайному прохожему, который и оказался доктором. Пирогов сразу послал старших детей за едой и дровами, осмотрел больную, выписал бесплатный рецепт, оставил денег. Он стал для Мерцаловых настоящим ангелом, ведь после его посещения их жизнь постепенно стала улучшаться. Пирогов проявил сострадание — отложил свои планы и пожертвовал деньгами, чтобы бескорыстно помочь другим. Милосердие героя вызывает уважение у читателей, ведь один такой поступок спас несколько человек и предотвратил самоубийство одного из них. Именно поддержка общества может переубедить преступника и направить его на путь истинный.
- Достоин ли преступник сочувствия? Нередко мы слышим о сочувствии к преступникам, но очень трудно проявить его, если они не пожалели свою жертву и не раскаялись в содеянном. Вот жертва преступления, Лариса Огудалова, героиня драмы А. Н. Островского «Бесприданница», заслуживает сострадания. Внешне ее жизнь неплоха: поклонники, интересные знакомства, скорая свадьба. Однако на самом деле мать практически продает девушку каждому обеспеченному человеку, потому что Лариса — бесприданница. Девушка влюбилась в Паратова, а он лишь поиграл с ней. Она готова выйти за нелюбимого Карандышева, лишь бы скорее уехать и начать скромную жизнь. Но и тот использует Ларису как способ самоутверждения. Девушка ни у кого не находит понимания и сочувствия, человека в ней не видят, лишь игрушку. Даже Вожеватов и Кнуров разыгрывают ее в орлянку и рассматривают только в качестве содержанки. Она вновь верит Паратову, но он предает ее. А жених убивает Ларису, не простив пренебрежения. Все перечисленные мужчины являются преступниками, ведь своими действиями или бездействием вовлекают беззащитную девушку в проституцию и доводят ее до трагической гибели. Однако никто из них не признает своей вины, никто не видит в унижении женщины ничего преступного. Поэтому сочувствия герои не вызывают, они же его не проявили.
- Какие поступки вызывают у человека чувство вины? Порой мы совершаем то, за что потом стыдно всю жизнь. Например, когда неблагодарная дочь бросает пожилого отца, — этот поступок нельзя смыть раскаянием или оправданием. Такой пример мы находим в литературе. Станционный смотритель Самсон Вырин из одноименной повести А. С. Пушкина жил на своей отдаленной станции спокойно, пока один проезжий офицер не влюбился в его привлекательную дочку. Военный прикинулся больным, соблазнил девушку и увез с собой. Вырин опасался, что дочь станет одной из провинциальных дурочек, которых обманывают и бросают на произвол судьбы. Он отправился в Петербург, чтобы найти дочь. Она не проявила должного сострадания к отцу и не писала ему ни строчки о своей жизни. Поговорить смотрителю с дочерью не дали, напротив – с позором прогнали. С той поры жизнь Вырина потеряла краски, он вскоре умер. Дочь приехала к отцу, но было поздно. Ей осталось только чувство вины. Она сама стала матерью и поняла, насколько была неправа, но изменить уже ничего не могла и лишь рыдала на могиле.
- Можно ли оправдать преступление? Когда человека к преступлению принуждают невыносимые условия жизни, его нельзя осуждать. Поэтому лишь сострадание вызывает Соня Мармеладова, героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Отец девушки спился, потерял работу. Его вторая жена болеет чахоткой, у нее дети, которых нечем кормить. Ради семьи Соне приходится «идти по жёлтому билету». Она занимается противоправным и преступным делом, разрушает нравственность, но ведь в таком безвыходном положении у нее нет иного способа заработать. Она не может ждать, пока погибнут от голода ее сестры и брат, мачеха и отец. Ее преступление вынужденное, отчаянное, поэтому ее осудить мы не имеем права. Даже среди окружающей ее грязи Соня остаётся светлой и доброй. А потому автор дает ей шанс начать жизнь с чистого листа.
- Нужно ли прощать преступление? Порой люди оказываются в таких условиях, когда преступление является единственным выходом из тупика и возможностью хоть как-то свести концы с концами. В этом случае их можно и понять и простить, ведь не они виноваты в безнадежности и безвыходности обстоятельств. Но Алексей Иванов, герой рассказа А. П. Платонова «Возвращение», принял это далеко не сразу. Он вернулся с фронта домой, пережил ужас войны. Но семья героя, жена Любовь, дети Петруша и Настя, также были в сложнейших обстоятельствах. Любовь работала не покладая рук, чинила соседям обувь, чтобы получить каких-нибудь продуктов и накормить детей. Женщина заслужила сострадание и милосердие. Она изменила мужу, когда уже «ее душа умирала». И хоть сам Иванов изменил, он собрался уходить, не мог простить измену. Но вовремя одумался, остановило его сострадание к детям, которые побежали его останавливать. Алексей понял, что хотя бы ради них нужно попытаться построить новую жизнь и простить то, что даже преступлением назвать нельзя. Он не имел морального права покидать семью в такое сложное время.
- Самый жестокий обвинитель — это совесть: так ли это? Даже если преступник не наказан за свое деяние, совесть всегда произнесет свой жестокий приговор, и от него никуда не деться. Это доказывает пример из литературы. Главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» влюбилась в дворянина Эраста. Тот вроде бы тоже полюбил ее, но пойти против сословных предрассудков не смог, женился на другой, а Лизой просто поиграл, приятно провел с ней время. Однако для девушки это было настоящее чувство, без которого она не смогла жить, поэтому покончила с собой. Ее история вызывает сострадание, а поведение Эраста – порицание, ведь он виноват в произошедшем. И сам герой винил себя в гибели девушки, хоть и не получил формального наказания. Он всю жизнь чувствовал себя убийцей и прожил годы в мучениях, пытаясь заглушить боль. Совесть стала его единственным, но пожизненным обвинителем, который не отменил своего приговора даже спустя долгие годы.
- Какое преступление никак нельзя оправдать? Один из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» сказал, что трусость является самым главным пороком. Именно преступление, связанное с ним, никак нельзя оправдать, ведь от трусости берут свое начало многие беды. Иешуа, герой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», переживает предательство, пытки, несправедливый приговор, и все эти несправедливости происходят от трусости людской. Иешуа с состраданием относится к своему обвинителю, Понтию Пилату. А тот понимает, что за Иешуа правда, но ничего не может сделать. Почему? Потому что боится лишиться своего статуса, боится бунта в Иерусалиме, боится признать правоту того, за кем не стоит общепризнанный авторитет. Из-за трусливого отступничества Пилата от истины пленника казнили, причем мучительным и изощрённым способом. И прокуратор винил себя в этой смерти, пытался искупить грех, но тщетно. Все потому, что его преступление нельзя оправдать: страшась за свою судьбу, человек предал самого себя, истину и призвание. А это самое страшное, что может случиться с личностью. Оправдывая ее, мы поощряем куда более серьезные преступления, на которые такой человек пойдет в будущем, не имея никакой моральной опоры.
- Как убедить преступника раскаяться в содеянном? Самым страшным наказанием для преступника является изгнание. Бойкот всех людей очень сложно перенести, ведь человек — существо социальное. Это доказывает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку, которая отказалась ему подчиниться. Соплеменники предлагали разные варианты наказания, но старейшины остановились на наиболее действенном. Ларру прогнали из общины. Теперь с ним никто не общался и никак не контактировал. Сначала Ларра не испытывал неудобств, ведь был одержим гордыней. Он воровал скот и уводил насильно женщин. Но со временем одиночество стало сильно давить на него. Он уже и сам просил о смерти, но Бог покарал его бессмертием. В результате Ларра потерял человеческий облик и стал тенью среди людей. Без сомнения, тяжелая кара вынудила его не раз пожалеть о содеянном, раз он призывал смерть. Оказавшись вне социума, личность осознает свои ошибки и делает все возможное, чтобы вернуться.
- Месть — это преступление или восстановление справедливости? Очень часто люди думают, что месть обидчику решит все проблемы и восстановит справедливость, но это не так. Л.Н. Толстой романе-эпопее «Война и мир» доказал это. Андрей Болконский был обманут невестой: она не дождалась его и едва не убежала с другим мужчиной из дома. Герой не смог простить ни Наташу, ни ее соблазнителя. Он решил отомстить Анатолю. Болконский искал его везде, но начавшаяся война отвлекла его от поисков и заставила заняться более полезными делами. Однако эта мысль о мести сжимала душу героя и не давала ему вернуть радость жизни. Он жил этой идеей. Но на Бородинском поле судьба сама свела счеты: Анатоль потерял ногу, а Андрей получил серьезное ранение. И в госпитале Болконский смог простить Курагина. Увидев его мучения, он вдруг осознал, что не может испытывать злость к этому человеку. Пережитое испытание помогло князю простить и свою невесту. Он убедился, что месть не восстанавливает справедливость, а преумножает горе. Только прощение помогает человеку забыть обиду и жить дальше.
- Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»? М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» показал, что равнодушие является источником всех преступлений. Так, Григорий Печорин безразличен к судьбе людей, которые встречаются на его пути, поэтому позволяет себе манипулировать ими и даже разрушает их жизни, чтобы развлечься. Он губит Бэлу, вырвав ее из родной среды. Когда девушка полюбила его, он остыл и заставил ее страдать. Он обманул и использовал Мери, разбил ей сердце просто от скуки. Он мучил Веру своей эгоистичной любовью, которая лишь требовала, но ничего не давала взамен. Он убил Грушницкого просто потому, что он не извинился за подмену оружия. Наконец, он шутки ради напугал и прогнал прочь «честных контрабандистов». Сколько дурных поступков, причиной которых стало безразличие! Григорий не думает о людях, поэтому совершает преступления и не даже не чувствует своей вины.
- Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»? М. Горький в повести «Детство» показал преемственность преступлений, а не поколений. Василий Васильевич прошел суровую школу жизни, и все мрачные впечатления перенес в свою семью. Он был плохим отцом: бил и унижал детей, а дочь даже намеревался выдать замуж против воли ради денег. К чему привело это домашнее насилие? К тому, что сыновья Каширина выросли такими же порочными и жестокими. Один из них до смерти избил жену, другой едва не покушался на жизнь отца. Варвара бежала из такой семьи, и второй брак оказался неудачным: муж бил ее беременную. Одно преступление за закрытыми ставнями породило десятки других, даже более ужасных, так как зло размножается спорами: из одной жестокости быстро выходят другие.
- Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его? Н.В. Гоголь в повести «Шинель» подтвердил это. Улицы Петербурга кишели преступниками, потому что они были уверены в своей безнаказанности. «Значительные лица» столицы халатно относились к своим обязанностям и смотрели на зло сквозь пальцы. Поэтому когда Акакия Акакиевича ограбили на улице, а он не смог найти справедливости и защиты. Кража шинели ночью ни у кого не вызывала удивления, правоохранители лишь пожимали плечами: ничего не поделаешь. «Значительное лицо» и вовсе выгнало просителя вон, чтобы порисоваться перед приятелем. Поэтому можно смело сказать, что именно генерал поощряет грабителей. Он тоже оказывается на месте жертвы в финале. А как иначе? Поддерживая преступников, мы сами становимся потерпевшими рано или поздно.
- Почему люди совершают преступления? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» показал мотивы преступления ребенка. Валек воровал еду, но только потому, что был голоден, как и его умирающая от болезни сестра. Мальчик понимает, что воровать — это плохо, но что ему остается делать? Родителей у него нет, родственников — тоже, а обыватели городка считают его бродягой и сторонятся вместо того, чтобы помочь. В те времена дети не могли рассчитывать даже на отправку в приют. Валек оказывается совершенно один наедине с миром, который безразличен к его горю. Поэтому он превращается в малолетнего преступника только из-за голода и холода.
- Какие преступления нельзя простить? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показал преступление, которое никак нельзя простить. Аксинью изнасиловал родной отец. Девушка была связана ремнями и не могла защитить себя. Ее криков никто не услышал. Более того, после инцидента отец угрожал дочери расправой за донос. Но Аксинья рассказала о насилии матери и брату. Те не стали даже ждать суда и сами расправились с преступником. Родной сын убил отца, а мать ему помогала. Его поступок просто нельзя простить и понять. Насилие над несовершеннолетней девушкой, еще и над родной дочерью, должно быть наказано самыми строгими мерами, ведь нельзя допустить его распространения и реабилитации.
- Что мешает человеку преступить закон? Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» показал, что больше всего преступник боится огласки. Так, Чичиков скупает крестьян на бумаге, пока о его делах в городе почти никто не знает. Помещики не говорят о сделке, дабы сбросить налоговое бремя тихо и без последствий. А сам Чичиков упивается всеобщим уважением и своей безнаказанностью. Его повсюду приглашают и принимают, как равного члена высшего общества. Пока никто не догадывается об афере, Павлу Ивановичу нечего опасаться. Преступление любит тень. Но как только в обществе становится известно об его махинациях с покупкой мертвых душ, Чичиков сворачивает свою аферу и спасается бегством. Ему стыдно и неприятно находиться среди людей, которые его осуждают. Всеобщее порицание и мешает человеку преступить закон. Поэтому все маргиналы скрывают свой образ жизни и свои деяния. Как только другие узнают об этом, продолжать противоправные действия уже невозможно, ведь человеку стыдно за себя и страшно оказаться в изоляции.
Метки: 11 классаргумент из литературыВечная темадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкаПреступление и наказаниепример из литературысписок
Читайте также:
Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему «Достоин ли преступник сочувствия?». Аргументы, тезисы, вступление, заключение — все это Вы можете проанализировать для глубокого погружения в тему. Приятного просвещения!
Вариант 1
(368 слов) У каждого преступления есть свои мотивы и свои обстоятельства, которые неповторимы. Поэтому нельзя сказать, что все правонарушители одинаковы. Соответственно, мы не можем дать универсальный ответ на вопрос, достойны ли они сочувствия? Кто-то совершил ошибку и еще сможет раскаяться, а кто-то никогда не исправится и будет вести себя аморально до конца дней своих. Один должен получить поддержку общества, а второй — нет. Чтобы разобраться в этом сложном вопросе, проанализируем литературные примеры.
Обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Родион Раскольников, вдохновленный и обманутый теорией о «право имеющих» и «тварях дрожащих», убил двух женщин и ограбил их, что направить скопленные ростовщицей деньги на благое дело. Безусловно, этот поступок ужасен и непоправим, но сам преступник вовсе не был циничным душегубом. До этого инцидента Родион был добрым, сострадательным и благородным юношей. Он вытащил двоих детей из горящего дома и спас девушку от насильника. Последние деньги он готов был пожертвовать беднякам, хотя сам жил небогато. Родион внушает читателю сочувствие, потому что он мучается от укора совести и признает свою вину. У него есть будущее, ведь он способен на раскаяние и исцеление. Вот такие преступники нуждаются в поддержке общества и должны ее получить.
Но совсем другого убийцу, беспринципного и эгоистичного, мы встречаем на страницах рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра убил девушку не потому, что хотел кому-то помочь, а просто так. Она отказала ему, он разозлился и решил отомстить. Вот и все мотивы, стоившие жизни жертве. Когда люди обрушились на Ларру с гневом и обвинениями, он спокойно возразил, что может брать любую женщину силой, потому что может это делать. А вот мнение племени ему безразлично, каждый за себя. За такое аморальное поведение Ларру изгнали из общества, и даже Бог наказал его бессмертием, дабы он познал все муки одиночества и стал для других назиданием. Этот человек не нуждается в сочувствии, оно его не изменит, а значит, незачем тратить время на его переубеждение. Если преступник отказывается от других, не стоит навязывать ему поддержку и давать шансы, которые все равно будут истрачены зря.
Таким образом, есть убежденные в своей правоте преступники, которых не исправит никакое сочувствие. Им нужно только наказание. А вот те, кто оступился и еще желает найти правильный путь, достойны руки помощи. Их еще можно спасти и сделать ответственными членами общества.
Вариант 2
(489 слов) Когда преступник пойман, а его вина доказана, нет ничего проще осуждения и насмешек. Всегда можно попенять, укорить, покачать головами, ведь человек признан плохим. Однако мы не знаем всех обстоятельств дела. А ведь он, быть может, совершил вынужденный поступок, когда иного выбора не было. Может быть и так, что само его происхождение подтолкнуло его к падению в пропасть. И мы не можем судить грешника, пока сами не побываем на его месте, пока не вникнем в его мотивы и особенности положения. Соответственно, мы не имеем морального права отказать ему в сочувствии. Чтобы убедиться в этом, обратимся к примерам из литературы.
Вспомним пьесу М. Горького «На дне». Васька Пепел родился в семье вора, поэтому с детства носил это клеймо. Ему на роду было написано стать преступником, ведь криминальное дело его отца ввергло семью в нищету. Васька не имел ни образования, ни рабочей специальности. Он сразу вынужден был искать деньги на хлеб насущный. Раз он живет в ночлежке, значит, его ремесло не так уж и прибыльно. Оно позволяет ему лишь сводить концы с концами и не умереть от голода. Сам герой ненавидит свое дело и мечтает бросить его, чтобы завести нормальную семью с Наташей и жить по-человечески. Но он осознает, что сама судьба толкнула его на скользкий путь криминала, с которого очень трудно свернуть. Разве этот человек не достоин сочувствия? Он стал преступником не по своей воле, его вынудила сама жизнь в нищете и позоре. В его выборе виноват не столько он, сколько государство, не давшее ему никаких возможностей стать другим.
Также подробно можно проанализировать мотивы Катерины Львовны из произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Героиня убила мужа и свекра и напала на наследника своего супруга, маленького мальчика. Почему так произошло? Одной из главных причин является семейное положение Катерины Львовны. Муж и свекр винили ее в бесплодии и постоянно грубили. Они них она видела лишь несправедливые упреки и гонения. Ни должного внимания, ни ласки, ни поддержки она не получила, хотя выполняла все обязанности жены и хотела стать матерью. Целыми днями она сидела одна и ждала очередных колкостей. Конечно, это не повод для убийства, можно было бы развестись. Но не тогда. Катерина Львовна не имела права покинуть мужа и вынуждена была терпеть абьюз. Это накопленное годами негодование вылилось в страстный роман с Сергеем и последующие грехопадения. Катерина видела в этих убийствах единственный шанс на счастье, в котором ей так долго отказывали эгоистичные и жестокие люди. Ей можно посочувствовать, ведь в финале ее разочаровал и Сергей, для которого эта любовь не была серьезной. Этот пример показывает, что даже самое жестокое преступление может быть вынужденной мерой, жестом отчаяния, нервным срывом на фоне ужасного отношения.
Таким образом, преступник всегда достоин сочувствия, потому что человек никогда не преступает закон по своей воле. Он становится таким из-за обстоятельств, на которые он не в силах был повлиять. Да, это не смягчает его вину, не утешает жертв, но дает повод для милосердия. Протянуть руку помощи, поддержать словом — это так мало для нас и так много для отверженных.
Человек путешествующий:
дорога в жизни человека
Поэма М.
Лермонтова «Мцыри»
Главный
герой:
Мцыри, монах, грузинка, барс.
Мцыри
сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину
и будет счастлив. Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных
исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк
и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые
горизонты.
Александр
Сергеевич Грибоедов пьеса «Горе от ума».
Герои:
Александр
Андреевич Чацкий, Павел Афанасьевич Фамусов, Софья
Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лизанька
3 года
«странствий по свету», хорошее образование, оказали огромное влияние на
мировоззрение главного героя. Если бы Чацкий не отправился за границу, он бы
остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем
«фамусовского общества».
Путешествия расширили кругозор Чацкого
и сделали его совершеннее.
Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны
комфорта и не пробует что-то новое.
Роман
Ивана Александровича Гончарова «Обломов».
Герои: Илья Ильич
Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,
Илья
Ильич мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него
окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов
не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая
дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные
чувства.
(ошибки…) На первый взгляд отношения Ольги Ильинской и Ильи Обломова были
навеяны искренними чувствами, которые пошли бы на пользу им обоим. Молодые
поторопились с планированием свадьбы. Они признали, что совершили ошибку, и
расстались.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка».
Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова,
Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.
Отец не хотел, чтобы Петя
сидел дома и остался «недорослем». С наставлениями «береги платье снову, а
честь смолоду» отправил сына даже не в Петербург, где для него уже было место
в элитной части, а в Оренбургскую губернию, где Петру пришлось пробивать себе
дорогу к цели самостоятельно
Правильно выбранный
нравственный принцип поможет человеку ориентироваться на жизненной дороге и
находить верный путь к цели. В Белогорской крепости Петруша возмужал, повзрослел
и нашел свою судьбу.
Максим Горький «Старуха Изергиль».
Герои: Старуха Изергиль, Ларра,
Данко.
Данко решил, что необходимо браться за дело и
добиваться решения проблемы. Он пожертвовал собственной жизнью ради
счастья и свободы целого народа. Как бы люди
не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно
пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным
им на достижение успеха.
Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»
(ошибка) Шариков превращает жизнь профессора Преображенского и
обитателей его квартиры в настоящий ад. Таким образом, Преображенский,
совершив ошибку, осознал, что не каждый индивид имеет право называть себя
человеком и любое искусственное вмешательство в природу приводит к негативным
последствиям.
Иван Алексеевич Бунин рассказ
«Господин из Сан-Франциско».
Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.
1.
Всю жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же
благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие. На
протяжении всей жизни герой ошибался, но не признал заблуждения, поэтому оно
наложило свой негативный отпечаток на его судьбу. Господин рад
за свою жену и дочь, но думает и заботится прежде всего о себе.
Михаил Александрович Шолохов роман-эпопея «Тихий Дон».
Герои: Григорий Пантелеевич
Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.
Новые
знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной
и незрелой. Смятения
в душе сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская
война. Григорий: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как
навоз в проруби».
Михаил Александрович Шолохов рассказ «Судьба
человека».
Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети
Анатолий, Настенька и Олюшка.
Особое внимание в рассказе уделяется описанию
жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных
военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая
настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему
дорог-свою семью.
Антон Павлович Чехов рассказ
«Крыжовник»
Герои: Николай
Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский,
Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.
Николай Иванович всю
жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить
задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.
Автор описал путь к
цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович
пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела
человека к нравственному падению, а не триумфу.
Повесть А.И. Куприна «Олеся».
Герои: Иван, Олеся, Мануйлиха.
Иван поехал в Полесье для поиска материала
для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много
ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об
окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие
пути развития.
(ошибки)
Поступок
Олеси был ошибочным. Они с Иваном люди разного статуса. А желание пойти в
церковь и избиение Олеси, закалило характер героини и дало ей стимул найти
новое место в жизни.
(любовь) Иван не проявил настойчивости и не увез Олесю сам.
Испытание любовью показало, что Иван не готов к серьезным отношениям, что он
слаб духовно и недостаточно целеустремлен.
Л.Н. Толстой, «Кавказский пленник».
Автор показал два
противоположных пути: Жилин считал, что он сам должен вызволять себя из плена
татар, а Костылин полагался на богатую родню и выкуп. Один офицер боролся с
судьбой и пробовал бежать, даже несмотря на опасность быть пойманным, а
другой сидел и лишь жаловался на неудачу. Жилину удалось бежать, потому что
он шел, а не сидел сложа руки.
А.Н. Островский, пьеса «Гроза»
Герои: Катерина Тихон, Кабаниха, Борис. Мы все ошибаемся. Так
и Катерина совершила ложный шаг, изменив мужу, но разве можно ее винить,
зная, кем был этот супруг? Кабаниха отравила жизнь молодой семьи своими
упреками, манипуляциями и грубостями. Ее поступок — ошибка, но его
спровоцировали другие люди своим отношением к ней.
Ф.М.Достоевский, роман «Преступление и наказание». Герои: Родион
Раскольников, Соня Мармеладова, старуха-процентщица.
(ошибки)
Он
совершает преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру, за что
попадает в острог на каторгу. Спустя время Раскольников осознает, какую
ужасную вещь совершил и раскаивается. Допущенная героем ошибка помогла
ему понять, что нельзя слепо предаваться идее, основанной на личной выгоде и
эгоизме человека, и что никакое преступление не остается безнаказанным.
(любовь) Сонечка была его родственной душой, которой тоже
пришлось переступить через нравственный закон. Он признал свою вину и понес
наказание. Если бы не любовь, Родион не смог бы познать себя и отыскать вновь
путь к свету.
Николай Васильевич Гоголь, поэма «Мертвые души».
Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна
Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.
Павел Иванович Чичиков ездил по
окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке
крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его
задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою
и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие
дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит
только от него.
И.С. Тургенев «Отцы и дети». В путешествии по губернии Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.
А.С.Пушкин
«Капитанская дочка». Герои: Петр Гринев, Маша Миронова,
Савельич, Пугачев, Зурин.
На
протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие
изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к
состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое
отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно
чистым человеком.
(Ошибки..)
Однако, Петра выручало то, что он мог признать
свои ошибки и исправить их. Он извинился перед Савельичем и больше не
притрагивался к спиртному. Азартные игры он тоже решил исключить из досуга.
Благодаря этим урокам Петр смог упорядочить свою жизнь, избавив себя от
пагубных соблазнов.
(любовь) В начале романа Маша была очень робкой. Однако после встречи с
Петром Марья преобразилась и победила свои слабости. Когда Гринева арестовали
по подозрению в измене, она поехала к самой императрице. Этот пример
доказывает, что именно любовь открывает человеку путь к познанию себя.
Валентин
Распутин рассказ «Уроки французского».
Главного
героя мать отправила в город учиться. Ему приходилось туго, денег не хватало,
он жил впроголодь. Чтобы купить молоко на рынке, он стал играть с ребятами на
деньги в «чику». Об этом случайно узнала учительница. Лидия
Михайловна играет с ним в азартную игру – «замеряшки». Директор увольняет
Лидию Михайловну, называя её поступок безнравственным. Мальчик получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт
переживания одиночества.
И.А.
Бунин, «Солнечный удар».
Внезапное озарение любви способно показать людям, что они двигаются не в том
направлении, которое им нужно. Благодаря вспышке любви герои смогли увидеть
свои подлинные желания и приоритеты, что поспособствовало их самопознанию.
А.И. Куприн «Гранатовый
браслет». Герои: Вера Николаевна Шеина, Василий Львович, Желтков. Вера жила размеренно и комфортно. В отношениях с мужем
у нее царила гармония. Но чувства с мужем поостыли. Веру страстно полюбил
телеграфист Желтков, но она отмахнулась от него и его анонимных писем. Вера
узнала цену настоящей любви только после того, как Желтков ушел из жизни
Герои: Надя Шумина, мать Нина Ивановна, Александр Тимофеевич (Саша), Андрей
Андреич-жених.
Саша пытался донести
девушке, что ей надо пойти учиться, развиваться. Ведь «только просвещённые и
святые люди интересны, только они и нужны. Вскоре Надя осознала, что не
сможет жить под одной крышей с этим глупым человеком. Мама ее не поняла. Весной
она приехала домой. Чехов показывает в своём произведении как может
измениться человек, если вовремя достучаться до его юного и наивного, ещё не
очерствевшего сердца.
А.С. Пушкин роман
«Дубровский».
Герои: Андрей Гаврилович Дубровский —
помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович
Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.
Владимир Дубровский смог
получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного
дома сделал его человеком просвещенным и развитым.
Максим Горький пьеса «На дне».
Герои: Сатин,
Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня,
Алешка, Кривой Зоб и Татарин («кривая дорожка»).
Жители
костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались из-за
нежелания что-либо менять. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью,
но есть и те, которые раньше жили весьма неплохо, однако даже они не хотят
ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение. Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть
«кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и
установок.
М. Горький, «Макар Чудра».
Герои: рассказчик, Макар
Чудра, Лойко Зобар, Радда, Сам Макар убеждает читателя, что независимость
и счастье можно получить только в странствиях и при изучении мира вокруг.
Иную жизнь он считает рабством.
«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
Рэй Брэдбери
рассказ «Улыбка»
Герои: Том — мальчик
с чуткой душой, Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации. Мона Лиза (Джоконда
) Леонардо да Винчи.
Действие
происходит в будущем. Люди убеждены, что все проблемы и неудачи идут из
прошлого, поэтому предают забвению все: культуру, историю, традиции. Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического
прогресса стала деградация человечества. Толпа собирается
уничтожить портрет Моны Лизы. Улыбка ее была добрая, ласковая, чего нельзя
сказать о всех этих людях. Ужасно, считать, что прошлое губит людей. Такая
цивилизация обречена на вымирание.
Р.
Брэдбери, рассказ «Вельд».
Герои:
Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди
–дети.
В рассказе говорится о том, как изменилась
жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья». Венди и
Питер настолько «потерялись» в новой, необыкновенной комнате,
которая буквально «поглощала» их, что вскоре она оказалась в их
жизни куда важнее родителей. Достижения
науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не
могут дать счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота
и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут.
Роман И.
А. Гончарова «Обломов».
Андрей
Штольц, стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это
невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился
над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах.
Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в
обществе и получает дворянский чин. Такие деятельные, умные и
целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.
Андрей Платонов
«Песчаная учительница».
Герои: Мария
Никифоровна Нарышкина. Она
стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии
позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты. Открыть
научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и практические
советы по сооружению баррикад от песка. Прогресс в лице научных открытий помог преобразить
окружающий мир и сделать землю плодородной. Такова сила
прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для
жилья, плодородным и процветающим.
М.А.Булгаков «Стальное горло»
Молодой
врач маленького села Никольского Смоленской губернии. Главный герой
испытывает жуткий страх, ведь ему ещё ни разу не доводилось даже присутствовать
на трахеотомии. Автор сравнивает деревенских жителей и врача, прибывшего из
города и получившего образование. Крестьяне невежественны и суеверны, у них
слишком много предрассудков, которые мешают им развиваться и преуспевать.
Врач, напротив, спас трехлетнюю девочку Лиду, у которой дифтерит, потому что
цивилизация повлияла на него положительно.
А.П. Чехов рассказ «Крыжовник»
Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел
Алехин.
Смыслом
жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника. Рядом с имением располагались два завода, с
которыми герой непрерывно судился. Если вода в этом месте отравлена,
скоро в нем не сможет расти даже кислый крыжовник. Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия.
Технический прогресс оказывает негативное влияние на природу, поэтому задача
общества — контроль за промышленностью и развитие экологического мышления.
Александр
Беляев «Человек-амфибия»
Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.
С одной
стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями,
спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию.
Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и
выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо
социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом
психологических и эмоциональных особенностей.
Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»
Герои: пес
Шарик, профессор
Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь, алкоголик и дебошир Клим
Чугункин (Полиграф Полиграфович
Шариков).
В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического
прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная
операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака
превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
Эксперимент
оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить
собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть
человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в
процессе социализации, рядом с другими людьми.
Валентин Распутин повесть «Прощание с Матерой»
Герои:
Дарья Пинигина — самая старая и крепкая жительница Матеры, Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын
Павла Пинигина, Настасья – старуха.
На месте деревни-острова Матеры собираются
строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на
благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой
стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую
деревню.
Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»
Герои: Сергей Кузьмич Курятин –
фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич
Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.
Александр
Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал
зуб. В рассказе показано насколько важны знания для врача.
Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать
ему зуб.
Врач
как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать
медицинскую науку как можно более тщательно. Главная функция прогресса —
облегчение и усовершенствование жизни людей.
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и
дети»
Герои: Евгений
Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов,
Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.
Евгений
Базаров занимается естественными науками. Он предпочитает не теоретические, а
практические знания, которые могут изменить мир к лучшему. Базаров смог помочь многим
людям, ведь был талантливым медиком и двигал науку вперед. По
мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не
стоит.
Иван Алексеевич Бунин
рассказ «Господин из Сан-Франциско».
Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.
Природа,
ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой
самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для
всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.
А.И. Куприн «Олеся»
Герои:
Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.
Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им
оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что
общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно
перемолоть их.
Р. Брэдбери «Все лето в один день».
Человечество
покорило космос и начало расселяться на других планетах Солнечной системы. На планете Венера появились дети, школы. Но
непрерывно семь лет льет дождь. Дети, никогда не видевшие солнца, готовятся
встретить его короткий приход. Дети бегают по зелени беспрерывно растущих
джунглей, наслаждаются теплом и светом солнца. Когда упала первая дождевая
капля, одна девочка пронзительно и громко заплакала. Переселяясь на другие
планеты, человечество не найдет там того, что стало родным на Земле.
Р. Брэдбери «И грянул гром»
Тревис –организатор поездки. Главный
герой — Экельс, путешествующий во времени для того, чтобы убить динозавра,
из-за собственного страха сходит с тропы и случайно убивает бабочку, из-за
чего меняется весь ход истории. Поменялось почти все: грамматика родного языка, либерализм
президента на тиранию. Гром — предупреждение, гром-расплата для тех, кто не думает о
последствиях своих поступков. Прогресс не
остановить, но нельзя допустить, чтобы научные открытия привели к трагедии.
А. Платонов «В прекрасном и яростном мире».
·
Герои: Александр
Васильевич Мальцев – опытный
машинист, который всем сердцем любит свое дело.
·
Константин – помощник
Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.
Новые технологии — это вызов
для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.