Старуха изергиль аргументы для итогового сочинения жизненный путь

Итоговое сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написаниюнедавно фипи опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года.

Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию

Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем. Объём должен быть не меньше 250 слов иначе незачёт. Сочинение должно быть написано самостоятельно

Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

вступление (тезис)

собственное мнение, которое будем доказывать аргументами

аргумент 1 (доказательство и микровывод)

аргумент 2 (доказательство или контраргумент)

вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Примерные темы

Почему людям так нравится путешествовать?

Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?

Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?

Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?

Как найти смысл на жизненном пути?

Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?

«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.

Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?

Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн

«Герой нашего времени» М. Лермонтов

«Шантарам» Грегори Дэвид Робертс

«Дети капитана Гранта» Жюль Верн

«Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями. Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум. Отдельного внимания заслуживают антиутопии, авторы которых много лет назад старались спрогнозировать возможный вред от прогресса.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Примерные темы

Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?

Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?

Может ли прогресс навредить человеку?

Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?

Могут ли технологии заменить учителя?

Как технологический прогресс отражается на природе?

Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?

Литературные аргументы:

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«О дивный новый мир» О. Хаксли

«Отцы и дети» И. С. Тургенев

«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер

«1984» Дж. Оруэлл

«Мы» Е. И. Замятин

«Голодные игры» С. Коллинз

«Повелитель мух» У. Голдинг

«Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин

«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Преступление и наказание — вечная тема

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

мораль и нравственность;

совесть;

честь;

ответственность;

вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Примерные темы

Чем страшен человек без совести?

Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?

«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?

Что может толкнуть человека на преступление?

Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?

Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?

Должно ли последовать наказание за возмездие?

Литературные аргументы:

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин

«Голодные игры» С. Коллинз

«Повелитель мух» У. Голдинг

«Старуха Изергиль» М.Горький

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Анна Каренина» Л. Н. Толстой

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?

Почему важно приобщаться к искусству с детства?

Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?

Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?

С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Литературные аргументы:

«Зеленая лампа» А. Грин

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж. Роулинг

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков

«Граф Монте-Кристо» А. Дюма

«Черный человек» С. Есенин

«Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной? Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление

Какого человека можно назвать гражданином?

Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?

Нужно ли отдавать долг Родине и почему?

Что делает граждан одной страны счастливыми?

Может ли один человек повлиять на общество?

Чего не хватает нашему государству?

За что вы любите Россию?

Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Литературные аргументы:

«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Недоросль» Д. И. Фонвизин

«Похороните меня за плинтусом» П. Санаев

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер

«1984» Дж. Оруэлл

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

источник https://blog.maximumtest.ru

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

14.10.2021 21:04:34

Автор: Ермек Шегенов


Каждый человек старается выбрать правильный путь в жизни и приложить все усилия для достижения поставленной цели. Но порой человек ошибается и идет неверной дорогой. В таких случаях говорят: «Человек пошёл по ложному пути». Так какой же путь мы можем назвать ложным? По моему мнению, это тот путь, на котором люди совершают множество ошибок и встречают непреодолимые трудности, потому что живут без моральных принципов и норм. Для аргументации своей позиции приведу примеры из художественной литературы.
Обратимся к произведению Максима Горького «Старуха Изергиль». В нем повествуется о гордом сыне орла. Этот парень не уважал старейшин, обращался с ними как c равными себе. Также юноша считал себя «первым на земле», никого не любил и хотел брать все, что ему хотелось. Именно поэтому мудрецы не стали брать юношу в свое племя. После этого парень убил дочь одного из старейшин, потому что она отказала ему. За это преступление его назвали Ларра, то есть отверженным, и обрекли на вечное одиночество в степи. В данном примере автор хочет подчеркнуть: главный герой выбрал ложный путь в жизни, за который получил суровое наказание.
Помимо вышеуказанного рассказа, эта тема встречается и в пьесе «На дне» того же автора. Актер, герой данного произведения, раньше работал в театре и имел все шансы на долгую и счастливую жизнь, но из-за постоянного пьянства его память ухудшилась. После данной перемены в жизни он окончательно потерял работу и надежду на хорошую жизнь. В какой-то момент, находясь в ночлежке, Актер пытался бросить свою вредную привычку, накопить денег и уехать в несуществующую лечебницу по совету Луки. Но после внезапного ухода старика он разочаровался в жизни еще сильнее и покончил жизнь самоубийством. На примере жизни Актера Горький показывает нам последствия выбора неверной дороги в жизни.
В заключение хотелось бы сказать, что ложный путь приводит человека к необратимому исходу, поэтому каждому из нас, я считаю, следует серьезней отнестись к выбору дороги в жизни.


Здравствуйте, Ермек!

Ваша работа соответствует выбранному направлению, вы самостоятельно написали сочинение,  в котором привели литературные аргументы, выдержали объем слов. В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 ( соответствие теме)+ 1 балл

К2 ( наличие литературного аргумента) + 1 балл

К3 ( логика и композиция) + 1 балл

Противоречие в следующем предложении

После этого парень убил дочь одного из старейшин, потому что она отказала ему.

Так все-таки где истина? После чего убил?

Не увлекайтесь указательными местоимениями, без них можно обойтись ( 1 и 2 предложения), они ни на что у вас не указывают.

Этот парень не уважал старейшин, обращался с ними как c равными себе.

За это преступление его назвали Ларра, то есть отверженным, и обрекли на вечное одиночество в степи.

Помимо вышеуказанного рассказа, эта тема встречается и в пьесе «На дне» того же автора.

Можно так: Помимо вышеуказанного рассказа, тема ложного (неверного)  пути встречается и в пьесе «На дне» того же автора.

К4 (речь) + 1 балл

Стилистическая ошибка. Слово «парень» принадлежит к разговорному стилю. Стоит использовать синонимы: юноша, сын орла и земной женщины, Ларра.

Речевой повтор
Речевая  неточность: не отказала, а  оттолкнула

Этот парень не уважал старейшин, обращался с ними как c равными себе.

После этого парень убил дочь одного из старейшин, потому что она отказала ему.

Лучше так: Ларра

Речевые повторы+ изобилие местоимений

Также юноша считал себя «первым на земле», никого не любил и хотел брать все, что ему хотелось. Именно поэтому мудрецы не стали брать юношу в свое племя.

Лучше:…поэтому мудрецы не взяли юношу в племя.

Речевой повтор, из второго  и третьего предложения слово можно убрать, смысл не изменится.

В данном примере автор хочет подчеркнуть: главный герой выбрал ложный путь в жизни, за который получил суровое наказание.

Актер, герой данного произведения, раньше работал в театре и имел все шансы на долгую и счастливую жизнь, но из-за постоянного пьянства его память ухудшилась.

После данной перемены в жизни он окончательно потерял работу и надежду на хорошую жизнь.

Речевой повтор

Но после внезапного ухода старика он разочаровался в жизни еще сильнее и покончил жизнь самоубийством. На примере жизни Актера Горький показывает нам последствия выбора неверной дороги в жизни.

Лучше так: он разочаровывается еще сильнее, последствия выбора неверного жизненного пути

Лексическая несочетаемость

В какой-то момент, находясь в ночлежке, Актер пытался бросить свою вредную привычку, накопить денег и уехать в несуществующую лечебницу по совету Луки.

Лучше: избавиться от вредной привычки

Лексическая несочетаемость

В заключение хотелось бы сказать, что ложный путь приводит человека к необратимому исходу, поэтому каждому из нас, я считаю, следует серьезней отнестись к выбору дороги в жизни.

Правильно: к необратимому процессу

К5 (грамотность)+ 1 балл

Орфография

Ошибок не обнаружено

Пунктуация

Ошибок не обнаружено

Грамматика

Ошибок не обнаружено

Таким образом, Ермек, ваше сочинение получает «зачет», но поработайте над речью. Успехов вам!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Ведь оно представляет собой допуск к государственной итоговой аттестации. Известно, что итоговое сочинение в нынешнем учебном году пройдёт 1 декабря. Одно из направлений носит название «Человек путешествующий: дорога в жизни человека«. В рамках данной темы выпускник должен поразмышлять о дороге. Это может быть реальная дорога, воображаемая или книжная. Одиннадцатиклассник вправе изложить свой личный опыт путешествий, впечатления окружающих людей, а также опыт приключений литературных персонажей. Таким образом, выпускник должен широко раскрыть тему дороги, опираясь на произведения литературы. Кроме того, в данном случае под дорогой могут подразумеваться творческие поиски и научные исследования. Школьник может понимать дорогу не только в конкретном значении, но и в символическом. В рамках этой темы выпускник также может рассказать, каким образом человек познает духовный и практический опыт. Очень часто случается, что выпускнику не хватает времени, чтобы подробно изучить большие произведения: романы, повести и так далее. На помощь приходят короткие рассказы, которые могут быть использованы на итоговом сочинении в качестве аргументов. Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для данного направления. А вот, кстати, полный список литературы по всем темам.

  1. А.П. Чехов, «Невеста». Надежда покидает родной дом, чтобы добиться успеха в большом городе, и это ей удается.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». В путешествии по далеким краям стало очевидно, что генералы не приспособлены к самостоятельной жизни. Вот чему нас учат дальние поездки.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Главный герой всю жизнь просидел на одном месте, боясь опасностей, но в итоге понял, что зря потратил время и потерял все шансы на успех.
  4. Джек Лондон, «Любовь к жизни». Дорогу осилит идущий — это точно подходит для описания сюжета. Герой шел, превозмогая себя, и смог спастись из ледяной пустыни.
  5. А.П. Чехов, «Мальчики». В путешествии юные герои хотели найти приключения, чтобы разнообразить жизнь.
  6. И.А. Бунин, «Солнечный удар». Жизненные пути героев пересеклись в дороге, и каждый из них получил незабываемый опыт, который отразится на их судьбе.
  7. А.И. Куприн, «Куст сирени». Чтобы проложить свой жизненный путь правильно, важно проявить решительность и смелость, как Вера Алмазова, которая спасла мужа от отчисления из Академии.
  8. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». На жизненном пути важно проявить милосердие и отзывчивость, как доктор Пирогов, который не прошел мимо чужой беды и спас целую семью от неминуемой катастрофы.
  9. И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско». Если человек неправильно определяет свой жизненный путь, ставит во главу угла только деньги, то его ждет будущее господина, который умер в начале своего первого в жизни отпуска, так и не насладившись жизнью.
  10. М. Горький, «Челкаш». Гаврила узнал цену себе в отъезде, когда столкнулся с новыми вызовами и соблазнами большого портового города.
  11. М. Горький, «Старуха Изергиль». Дорогу осилит идущий — Данко. Исказить жизненный путь может преступление — Ларра. Путешествия дарят бесценный опыт — рассказчик.
  12. М. Горький, «Макар Чудра». Путешествия дарят ощущение свободы и мудрость жизни.
  13. А.П. Чехов, «Попрыгунья». Поездка на Волгу открыла Ольге глаза на ее любовника, который оказался эгоистичным и легкомысленным человеком, в отличие от ее мужа.
  14. В. П. Астафьев, «Бойе». Поездки на малую родину всегда оборачиваются для рассказчика трагическими воспоминаниями о жизни с пьющим отцом. Отъезд из дома помог ему встать на ноги и построить иной жизненный путь.
  15. В.П. Астафьев, «Сон о белых горах». Путешествие по тайге показало истинное лицо Герцева и Акима.
  16. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Отъезд из дома позволил главному герою 
  17. И.А. Бунин, «Кавказ». Порой бегство от проблем в дороге приводит к чудовищным последствиям.
  18. А.П. Чехов, «Дама с собачкой». Главный герой нашел в путешествии любовь всей своей жизни.
  19. А.П. Чехов, «Ионыч». Переезд на новое место негативно сказался на развитии Дмитрия, а вот Катерине поездка в большой город позволила лучше разобраться в себе и понять, что музыка — не ее призвание.
  20. И.А. Бунин, «Чистый понедельник». Главная героиня нашла свой жизненный путь в духовном призвании, несмотря на давление со стороны.
  21. В.Г. Распутин, «Прощание с Матерой». Андрей желает поскорее уехать из Матеры, чтобы найти себя в более развитом регионе. Он хочет отыскать призвание, полезное для общества. Его путь тесно связан с прогрессом, который обходит деревню стороной.
  22. С. Моэм, «Дождь». Путешествие по островам подарило доктору новые встречи и знакомства, которые позволили ему лучше разобраться в окружающем мире.
  23. С. Моэм, «Джейн». Поездка в Париж помогла консервативной вдове открыть в себе источник молодости, красоты и успеха в обществе. Новые впечатления преобразили ее.
  24. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». В путешествии герой знакомится с новыми людьми и получает новые впечатления. Он полюбил девушку, но не смог связать с ней свою жизнь, потому что ее сестра была против. Этот опыт помог ему лучше изучить людей и их природу.
  25. О. Генри «Дороги, которые мы выбираем». Генри был выдающимся писателем, который создавал свои прекрасные произведения для представителей всех поколений. Главными персонажами произведения являются бандиты, которые сумели провернуть ограбление поезда. В своем рассказе автор заложил глубокий смысл. Не стоит забывать, что внешние обстоятельства являются отражением внутреннего. Прежде всего, важно то, что человек несёт внутри себя, при этом, жизненные обстоятельства не имеют существенного значения. «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу», – это высказывание отражает главную мысль произведения.
  26. В.П. Астафьев, «Васюткино озеро». В этом рассказе автор повествует о мальчике, который потерялся в тайге. На протяжении практически пяти суток главный персонаж жил в суровых условиях. Отправляясь в путь за кедровыми орехами, мальчик берет с собой все необходимое по привычке. Мальчик в глубине леса замечает глухаря. Он настолько увлёкся, что заблудился. Чувство воли одержало верх над чувством страха. Васька справляется с ситуацией благодаря своему сильному духу. Приключение в тайге является истинным испытанием на прочность для главного героя. В своем произведении автор утверждает, что на жизненном пути необходимо проявлять такие качества, как мужество, храбрость, отвагу и трудолюбие. 
  27. Э.М. Форстер, «По ту сторону изгороди». Главные персонажи данного произведения пытаются отыскать дорогу домой. Герои всячески пытаются выбраться из таинственного леса, который носит название «Неизведанное».
    В произведении автор поднял такие важные и актуальные проблемы, как проблема смысла жизни и предназначения, жизненного пути, взаимопомощи. В образе старшего брата писатель изобразил подростка, склонного к тревоге и беспокойству. Ему комфортнее держаться в стороне, нежели идти на риск. Младший брат по своей натуре является беззаботным и наивным.
  28. Андрей Платонов, «Неизвестный цветок». Однажды на своем пути Даша увидела маленький цветочек. В образе этого цветка перед читателем предстает настоящий борец с трудностями.  В своём произведении автор хотел донести до читателя простую истину. На дороге под названием «жизнь» человек может встретить немало трудностей и препятствий. Терпения и упорство всегда помогут ему преодолеть все невзгоды. Читатель видит, что несмотря на все сложности, маленький цветочек радуется жизни.
  29. К. Г. Паустовский «Телеграмма». В этом произведении автор отобразил то равнодушие, с которым порою человек относится к своим родственникам. Главная героиня рассказа долгое время живет в селе. Дочь героини определила свою жизненную дорогу. Девушка решила отправиться в Ленинград, чтобы построить себе счастливую жизнь. Девушка очень редко пишет своей матери, и в итоге не обращает внимания даже на срочную телеграмму о смерти матери. Настя неправильно расставила приоритеты в жизни, поэтому ее путь привел к такой трагедии.
  30. О. Генри «Мишурный блеск». В образе главного героя рассказа автор показал бедного молодого человека. Для себя он выбрал дорогу фальши. Персонаж испытывает большое удовольствие от недешевых прогулок по Бродвею. Однажды на своем пути молодой человек встречает девушку. Желая произвести на нее большое впечатление, герой рассказывает о том, насколько он богат. Девушка, в свою очередь, желает разделить свой судьбу с простым работящим человеком, у которого будет цель в жизни. В данном произведении подняты очень важные проблемы: смысл жизни и предназначения, поиск счастья, духовные и материальные ценности и так далее.

Таким образом, мы рассмотрели список коротких рассказов для итогового сочинения, которые помогут выпускнику в написании работы по выбранному направлению. Усердие и трудолюбие помогут школьнику написать экзамен на высший балл. Удачи!

Автор: Виктория Комарова

Метки: декабрьское сочинениеитоговое сочинениесписок книгсписок литературы

Читайте также:


Подборка по базе: Здоровый образ жизни современного человека.ppt, Права человека. Понятие, признаки, система, виды (1).docx, Функции и виды эмоций у человека.docx, Основным проявлением нравственной жизни человека является чувств, Вредные факторы, влияющие на здоровье человека.pptx, срциальная сущность человека.docx, Значение витаминов и минералов для здоровья человека эссе (2).pd, Сильные и слабые стороны человека.docx, Исследование лекарственных свойств на примере аспирина и его вли, Влияние громкого звука и шума на организм человека.docx


Человек путешествующий

В романе-эпопее особое внимание уделяется описанию жизненного пути князя Андрея. Вначале он появляется в виде представителя светского общества, однако Андрей Болконский выражает недовольство образом жизни, который он был вынужден вести из-за своего происхождения и общественного положения. Отказавшись от ненавистного светского образа жизни, князь Андрей отправился участвовать в войне 1805-1807 гг., где он совершил подвиг под Аустерлицем: не побоявшись врага, герой поднимает упавшее знамя и ведет русских солдат в бой. В романе-эпопее показано, что Андрей Болконский несколько раз разочаровывается в службе, однако в итоге он все равно приходит к желанию служить Родине и всему русскому народу. И если в войне 1805-1807 гг. князем Андреем движет стремление найти «свой Тулон» и восхищение Наполеоном, то в войне 1812 года героем движет искреннее желание защитить Родину, помочь ей. Андрей Болконский погибает после получения ранения во время Бородинского сражения, что показывает самопожертвование персонажа ради блага Отечества.

Л.Н. Толстой показывает, что князь Андрей на протяжении всей своей жизни находился в постоянном поиске собственного «я». Он много раз разочаровывался в том, что он делал, однако он всегда с честью и достоинством продолжал свой жизненный путь, предпринимая многочисленные попытки найти правильную дорогу. Андрей Болконский совершал ошибки, однако он никогда не делал того, что противоречило бы его жизненным убеждениям на определенном этапе жизни. Князь Андрей умер после того, как нашел смысл жизни, перед смертью он оставил все обиды, что подчеркивает мысль о том, что жизненный путь Андрея Болконского – это «дорога чести».

Судьба Андрея Болконского заставляет задуматься над тем, что взлеты и падения – неотъемлемая часть жизни каждого человека, что невозможно сразу же определить верный путь, который принесет человеку счастье, что поиски собственного «я» могут быть очень долгими, и именно в этом заключается жизненный путь человека, смыслом жизни которого в широком смысле этого слова можно считать нахождение смысла собственного существования.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показано, как главный герой Петр Гринев вместе со слугой Савельичем покидает родимый дом и отправляется на службу в Белогорскую крепость. Смена места действия помогает увидеть произошедшие внутри Петра Гринева изменения.

По пути Петра Гринева на службу его образ раскрывается с двух сторон. С одной стороны, прослеживаются прошлые мечты главного героя о службе в Петербурге, где он мог вести разгульный и праздный образ жизни: Петруша Гринев проигрывает деньги Зурину. С другой стороны, уже по дороге в Оренбург Петр Гринев проявляет благородство по отношению к незнакомцу, который вывел их из бурана: центральный персонаж, несмотря на недовольства Савельича, в знак благодарности дарит незнакомцу заячий тулуп.

Прибыв в Белогорскую крепость, Петр Гринев начал вести себя как благородный человек. Из гоняющего голубей и не стремившегося к получению знаний типичного недоросля, которым он был до шестнадцатилетнего возраста, центральный персонаж превращается в человека чести и достоинства, руководящегося данным отцом наказом «Береги платье снову, а честь смолоду». Поведение Петра Гринева во время крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева нельзя назвать поведением типичного разбалованного недоросля, он демонстрирует лучшие качества дворянства.

А.С. Пушкин показывает, что Петр Гринев чувствует ответственность за собственную жизнь. Оказавшись в центре кровопролитных действий в стране, которые требовали решения относительно того, на чьей стороне находиться, главный герой сразу же определяет свой путь: он остается на стороне государства. Рискуя быть казненным пугачевцами, Петр Гринев решает быть верным самому себе и своему пути до самого конца. В отличие от многих дворян, которые перешли на сторону Емельяна Пугачева, Петр Гринев отказался от предложения самого предводителя восстания послужить ему «верою и правдою». Петра Гринева не интересовало обещание самозванца пожаловать его «и в фельдмаршалы и в князья». Отказываясь присягать предводителю восстания крестьян, главный герой рискует собственной жизнью, однако он не готов идти против самого себя: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»; «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего».

Таким образом, через смену места действия автор демонстрирует произошедшие внутренние изменения Петра Гринева, который остается верным выбранному жизненному пути, несмотря ни на что.

М. Горький «На дне»

В пьесе М. Горького «На дне» особое внимание уделяется жителям ночлежки, которые оказались на «дне жизни». Автор приводит читателя к мысли о том, что такой образ жизни герои ведут не столько из-за внешних обстоятельств, сколько из-за собственного нежелания менять свое существование.

Сатин, Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня, Алешка, Кривой Зоб и Татарин идут по пути пьяниц, убийц, воров, картежников, шулеров, безработных людей, женщин с несчастными судьбами. Актер лишился сценической должности из-за своего алкоголизма, Насте для обеспечения своего существования приходится быть девушкой «легкого поведения». Через образ умирающей Анны автор демонстрирует реальные судьбы женщин, которым приходилось на своем жизненном пути сталкиваться с различными трудностями. Большинство ночлежников – любители выпить и нелюбители работать, в особенности – обеспечивать себя честным трудом. Многих жителей ночлежки характеризует бездействие, которое в свою очередь тесно связано с жизненным путем человека.

М. Горький показывает, что жители костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались. Они ничего не делают для того, чтобы вырваться со «дна» жизни. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью, но есть и те, которые раньше жили весьма неплохой жизнью, однако даже они не хотят ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение. Ни один из людей «дна» не встает на путь изменений, хотя у некоторых из них и были мысли и мечты об этом. Актер мечтает о том, как он окажется в лечебнице для зависимых от алкоголя, но толком ничего не делает для того, чтобы действительно изменить свою жизнь к лучшему. Он думает о дороге, но не начинает свой путь и вовсе лишает себя возможности изменить жизнь, совершая самоубийство. Васька Пепел, отец которого основную часть своей жизни провел в тюрьмах, был уверен, что его ждет тот же путь. Даже Клещ, который стремился выбраться из ночлежки, продает свои инструменты и мирится со своим нищенским положением, поняв, что окружающие его люди, к которым до этого он относился с презрением, являются такими же людьми, как и он. Жизненные пути героев горьковской пьесы по-настоящему трагичны, однако во многом они сами виноваты в этом, поскольку они не предприняли реальных попыток по изменению жизни к лучшему, считая, что все эти попытки будут тщетными.

М. ГОРЬКИЙ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

Тема пути находит яркое отражение в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Данная тема в первую очередь связана с образом Данко, который ведет свой народ по дороге сквозь тьму к свету. Мотив пути является сюжетообразующим в легенде о Данко. Физический путь, который проделывает Данко, взявший ответственность за проведение народа в безопасное место, связан с его жизненным путем: Данко отодвигает собственное существование на второй план, заботясь о благе всего народа. Когда уставшие люди начали роптать на Данко, он не остановился, наоборот, он сделал все возможное, чтобы довести дело до конца и выполнить данные народу обещания: Данко вырвал собственное сердце, чтобы осветить им путь. М. Горький показывает: альтруизм – таков путь Данко. Его дорога – освещать дорогу другим людям.

Свой путь проходит и герой другой легенды – легенды о Ларре. Сын девушки и орла, всю жизнь воспитываясь орлом, не был частью общества. Ларра считал себя лучше всех людей, он был уверен в том, что может делать абсолютно все, что ему захочется. Ларра отказался подчиняться правилам племени матери, ярким выражением протеста против людей стало убийство девушки за то, что та не согласилась быть с ним. М. Горький демонстрирует, что путем Ларры является эгоизм, из-за которого он и получил наказание в виде вечной жизни.

С образом самой старухи Изергиль, которая повествует легенды о Ларре и Данко и рассказывает о собственной жизни, также связана тема пути. До сорока лет родившаяся на берегу Бырлата героиня провела свою жизнь в движении, посещая различные страны и города: Букурешти, Скурати, Болгария, Польша, Бохния, Галиция, Добруджу. Такое большое количество мест взаимосвязано с большим жизненным путем старухи Изергиль. За свое существование она встречалась с различными приключениями и препятствиями, у нее было много объектов любви.

Проблема жизненного пути связана и со словами старухи Изергиль о том, что молодое поколение не умеет жить по-настоящему, поскольку оно всю жизнь «примеряется», а уже под конец жизни, когда все упущено, начинает роптать на судьбу, не понимая, что каждый человек является вершителем собственной жизни.

Жизненные пути Данко, Ларры и старухи Изергиль заставляют читателей задуматься над тем, что у каждого человека собственный жизненный путь. Если Данко выбрал жизнь ради общества, а Ларра – жизнь ради себя одного, то старуха Изергиль жила для себя, но в рамках общества. Каждый из них выбирает собственный путь, исходя из своих целей, интересов и приоритетов. Старуха Изергиль, Данко и Ларра выбирают ту дорогу, которая была близка именно им.

И.А. БУНИН «ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО»

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» начинается с информации о том, что главный герой вместе с женой и дочерью отправляются в двухлетнее путешествие в Старый Свет. Местом действия всего повествования является корабль «Атлантида», на котором отправляются в путешествие семья господина из Сан-Франциско и другие знатные, богатые и влиятельные люди.

В рассказе продемонстрирован жизненный путь господина из Сан-Франциско, если его можно так назвать. Отмечается, что герой в свои 58 лет только «приступал к жизни», возлагая большие надежды на будущее. И.А. Бунин подчеркивает, что господин из Сан-Франциско внутренне уже был мертв, что за свои 58 лет он не жил по-настоящему. Копя деньги и мечтая о жизни, господин из Сан-Франциско не задумывался о том, что он потратил отведенное ему время, что времени на жизнь больше не останется. Существование господина из Сан-Франциско нельзя назвать истинной жизнью. Автор показывает, что главный герой закончил свой жизненный путь, так его и не начав. В рассказе показано, что завершение жизненного пути никак не влияет на жизнь всего общества: люди, путешествующие на корабле, продолжали веселиться и получать удовольствия о жизни, сразу же забыв о господине из Сан-Франциско. Жизнь одного человека завершается, но жизнь всего общества идет дальше, она не останавливается.

Путешествие ведет господина из Сан-Франциско к смерти, о чем говорят многообразные детали. Пока главный герой находится в пути, корабль сопровождают постоянные дожди, на улице наблюдаются серые и черные оттенки. Главный герой отправляет в Рим, чтобы услышать католическую молитву покаяния, которая в свою очередь читается перед смертью.

Однако образ господина из Сан-Франциско собирателен, к такому же исходу жизни придут и другие богатые и влиятельные люди, путешествующие на корабле с говорящим названием «Атлантида». Равнодушное отношение окружающих к покойному господину из Сан-Франциско подчеркивает, что находящиеся на корабле внутренне мертвы. Символичными становятся образ «наследного принца», усы которого «сквозили как у мертвого», и образ принца, на которого обратила внимание дочь главного героя: его кожа была будто слегка лакирована. В рассказе выражается мысль о том, что за внешним богатством жизни на самом деле скрывается пустота и никчемность существования, которое даже нельзя назвать жизнью. И.А. Бунин показывает, что люди, растрачивающие свое существование на никчемные удовольствия, так и не начнут свой жизненный путь, в то время как придет время его уже заканчивать.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН «ПРЕМУДРЫЙ ПИСКАРЬ»

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» демонстрируется судьба пискаря, который почти всю свою жизнь провел в норе. Из-за того что премудрый пискарь боялся абсолютно всего на свете, он постоянно находился в своей норе, в которой мог уместиться только он. Из норы пискарь выбирался лишь для того, чтобы поесть, и то делал это только ночью. Такой образ жизни не мог позволить пискарю завести семью и друзей. В повествовании премудрому пискарю дается следующая характеристика: «Жалованья не получает и прислуги не держит, в карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». На протяжении целых 100 лет пискарь «сидел и дрожал», пытаясь тем самым убежать от реальной действительности, которую он считал исключительно опасной и жестокой, смотря на нее лишь с одной стороны. Также «дрожа», премудрый пискарь и умирает.

Отсутствие движения в существовании премудрого пискаря тесно связано с его жизненным путем. Путь вечного страха и отсутствия радости жизни – этот тот путь, который выбрал премудрый пискарь. Существование героя нельзя назвать полноценной жизнью, оно пусто, скучно и бессмысленно. Премудрому пискарю удалось прожить целых 100 лет, но имеет ли цену такое существование? Физически герой был жив, но внутренне он был мертв. Премудрый пискарь умер, так и не начав жить. Автор приводит читателей к мысли о том, что недолгая, но радостная и счастливая жизнь лучше долгого, но бессмысленного и несчастного существования. Внутренняя смерть, по мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, намного страшнее смерти внешней, физической. В сказке выражена мысль о том, что затворничество и боязнь перемен – самостоятельное лишение себя полноценной жизни.

Только перед своей смертью премудрый пискарь осознал бесполезность собственного существования. Пискарь сам себе задает вопросы: какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит? Герой понял, что никто о нем не вспомнит, что он ничего не оставит после себя. М. Е. Салтыков-Щедрин, демонстрируя бессмысленность обывательского существования, наполненного вечным страхом, показывает, насколько важно найти правильный жизненный путь, без которого невозможно обрести счастье. Сказка заставляет задуматься над тем, что хозяином человеческой жизни должен быть сам человек, а не страх за существование.

Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию

Итоговое сочинение 2021-2022: даты, темы, примеры и советы к написанию

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов иначе незачёт

Сочинение должно быть написано самостоятельно

Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

вступление (тезис)

собственное мнение, которое будем доказывать аргументами

аргумент 1 (доказательство и микровывод)

аргумент 2 (доказательство или контраргумент)

вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Примерные темы

Почему людям так нравится путешествовать?

Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?

Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?

Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?

Как найти смысл на жизненном пути?

Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?

«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.

Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?

Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн

«Герой нашего времени» М. Лермонтов

«Шантарам» Грегори Дэвид Робертс

«Дети капитана Гранта» Жюль Верн

«Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями. Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум. Отдельного внимания заслуживают антиутопии, авторы которых много лет назад старались спрогнозировать возможный вред от прогресса.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Примерные темы

Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?

Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?

Может ли прогресс навредить человеку?

Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?

Могут ли технологии заменить учителя?

Как технологический прогресс отражается на природе?

Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?

Литературные аргументы:

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«О дивный новый мир» О. Хаксли

«Отцы и дети» И. С. Тургенев

«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер

«1984» Дж. Оруэлл

«Мы» Е. И. Замятин

«Голодные игры» С. Коллинз

«Повелитель мух» У. Голдинг

«Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин

«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Преступление и наказание — вечная тема

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

мораль и нравственность;

совесть;

честь;

ответственность;

вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Примерные темы

Чем страшен человек без совести?

Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?

«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?

Что может толкнуть человека на преступление?

Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?

Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?

Должно ли последовать наказание за возмездие?

Литературные аргументы:

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин

«Голодные игры» С. Коллинз

«Повелитель мух» У. Голдинг

«Старуха Изергиль» М.Горький

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Анна Каренина» Л. Н. Толстой

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?

Почему важно приобщаться к искусству с детства?

Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?

Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?

С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Литературные аргументы:

«Зеленая лампа» А. Грин

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж. Роулинг

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков

«Граф Монте-Кристо» А. Дюма

«Черный человек» С. Есенин

«Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной? Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление

Какого человека можно назвать гражданином?

Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?

Нужно ли отдавать долг Родине и почему?

Что делает граждан одной страны счастливыми?

Может ли один человек повлиять на общество?

Чего не хватает нашему государству?

За что вы любите Россию?

Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Литературные аргументы:

«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Недоросль» Д. И. Фонвизин

«Похороните меня за плинтусом» П. Санаев

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер

«1984» Дж. Оруэлл

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

источник https://blog.maximumtest.ru

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Старуха изергиль аргументы для итогового сочинения кому на руси жить хорошо
  • Старуха изергиль данко аргументы для итогового сочинения
  • Старуха изергиль декабрьское сочинение аргументы
  • Старуха изергиль как аргумент для итогового сочинения
  • Старуха изергиль итоговое сочинение аргументы человек путешествующий
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии