Сотникова Елизавета Петровна
Авдеева Елизавета Александровна
учитель-логопед
Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда МБОУ «СОШ №60 имени героев Курской битвы» на 2019 – 2020 учебный год
Скачать PDF
График работы учителя-логопеда МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 имени героев Курской битвы» на 2019 – 2020 учебный год
Скачать PDF
У настоящего логопеда – разум педагога, душа психолога, голос, жесты и мимика актёра, руки целителя и сердце гуманиста
Триединая цель логопедической работы – своевременное выявление, коррекция, а также профилактика нарушений устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
- диагностика и коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;
- развитие и коррекция высших психических функций, а также общей и мелкой моторики;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении детьми общеобразовательных программ;
- формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки.);
- повышение мотивации к учению, общению;
- пропаганда специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей учащихся.
Система логопедической работы имеет следующие направления деятельности:
- развитие психологической базы речи;
- развитие речевой коммуникации обучающихся;
- формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- работа над дыханием и просодической стороной речи;
- постановка или уточнение правильного произношения звуков и дальнейшее закрепление их в речи;
- расширение представлений об окружающем мире, обогащение и актуализация словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие диалогической и монологической форм речи.
Коррекционно-развивающая среда включает в себя сочетание фронтальных и индивидуальных занятий, а также преемственность и взаимосвязь в работе с ребенком всех специалистов школы. Продолжительность, периодичность индивидуальных занятий, а также наполняемость подгрупп зависит от характера речевого нарушения.
Четкая организация всей системы работы обеспечивается не только своевременным обследованием детей, рациональным планированием, составлением расписаний занятий, наличием программного обеспечения, но и хорошей материально-технической базой. Логопедический кабинет оснащен современной мебелью, компьютером, рекомендуемым оборудованием, в нем достаточно методической литературы, специального инструментария, пособий нового поколения.
Сегодня школьная логопедическая служба стала неотъемлемой частью образовательного учреждения, реализующая цели поддержки и сохранения психологического здоровья учащихся. Проблема нарушения устной и письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащихся.
Что такое дисграфия и дислексия и как с этим бороться?
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком и чтением, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Таких детей рано или поздно направляют к логопеду.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма. Следует отметить, что дисграфия часто сочетается с дислексией.
Дислексия – частичное специфическое нарушение чтения.
Наиболее часто дети на письме допускают следующие ошибки:
- пропуски, недописывание букв или отдельных их элементов; пропуски слогов или слов;
- перестановка букв, слогов, слов;
- замены букв, слогов;
- написание лишних букв, их элементов, а также слогов в слове;
- повторение букв, слогов, слов;
- слияние или разделение слов («настоле», «на ступила»);
- ошибки согласования («красивый сумка», «весёлые день»).
- «зеркальное» письмо.
Во время чтения у детей могут наблюдаться слоедующие ошибки:
- пропуски букв, слогов, слов;
- замены букв, слогов, слов;
- добавление лишних букв, слогов, слов или их повторение;
- грамматические ошибки.
На что нужно обратить особое внимание:
- Если Ваш ребенок левша.
- Если он – переученный правша.
- Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
- Если в семье говорят на двух или более языках.
- Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
- Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
Важно подчеркнуть, что дисграфия никогда не возникает «из ничего».
Работа по устранению дисграфии и дислексии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, т.к. специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами.
Важно учитывать, что дисграфию и дислексию значительно легче предупредить, чем устранить.
Кто способен научить ребенка читать и писать?
Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда. Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, «отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое — от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: «О» напоминает обруч, «Ж» — жука, «С» — полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма.
Несколько советов родителям:
- Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.
- Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
- Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.
Несколько слов о почерке.
Почерк дисграфика – выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой — огромный, корявый, неуклюжий, «уродливый». Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк – его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).
КАК НАУЧИТЬ
Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради в КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям При неблагоприятной психологической атмосфере результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель — не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!
В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место «хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что можно приобрести «пупырчатую» ручку и треугольный карандаш.
Несколько упражнений, которые помогут в преодолении дисграфии и дислексии
Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.
Упражнение «Корректурная правка»
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, и работать только с ними.
Упражнение «Пишем вслух»
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей (звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание). Особенно важно отчетливо проговаривать конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно.
То есть, «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (в обычной речи мы произносим что-то вроде «на стале стаял куфшин с малаком»).
Упражнение «Пропущенные буквы»
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:
К_неч_о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик
__к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т
б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__
в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на
с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в
__есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти.
Лабиринты
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
Диктанты надо писать! Только по-особому
- Чрезвычайно медленно!
На написание диктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии у дисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени. Почему так долго? Это видно из следующих пунктов. - Текст прочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этот текст. Ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «не для него». Вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известны ли понятия «безударные гласные» и т.п.
Затем диктуется первое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем, попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку дать верный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных с орфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (после двукратного, а то и трех-четырехкратного прочтения). - Предложение диктуется по частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношения и знаков препинания.
Чего нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК!
Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны. Давайте забудем об этом.
Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: такой подход положительно отразится на его самооценке. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгой, развивающей игрой или тёплым словом. Радуйтесь вместе с ним его маленьким победам!
Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка
Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.
Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.
Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.
Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.
Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.
Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.
Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком. Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.
Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:
- Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
- Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря).
- Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
- Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
- Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
- Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
- Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
- Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.
Всего найдено: 75
Как правильно сделать перевод на русский язык, если в оригинале на иностранном языке слово женского рода (есть и мужского), а в русском — нет, например:
доброволец, волонтёр (если речь идёт о женщине)?
Ответ справочной службы русского языка
См.: Автор Петрова, или Названия «неженских» профессий
Здравствуйте, я не дождалась ответа и хотела бы еще раз спросить: Как правильно употребить «старший вожатый» или «старшая вожатая» в случае, если мы говорим о женщине.
Ответ справочной службы русского языка
В качестве общеупотребительной формы в обиходной письменной и особенно устной речи предпочтительна форма женского рода. Подробно об аналогичных случаях см. в «Письмовнике».
заведущий или заведующая — если речь идёт о женщине?
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ на вопрос № 194749.
как правильно,
истец Скуридина признан нуждающимся в жилье,
или
истец Скуридина признана нуждающейся в жилье?
Ответ справочной службы русского языка
Стилистически лучше согласование по женскому роду, если речь идет о женщине.
Почитала «Письмовник» и всё равно не могу понять, как правильно, речь идёт о женщине-враче: Вряд ли об этом думала молодая (-ой) врач ?????????
Ответ справочной службы русского языка
Строго говоря, нормативным следовало бы признать вариант Вряд ли об этом думал молодой врач (см. правила). Но если из контекста неясно, что речь идет о женщине, а пишущему важно это подчеркнуть, то единственный способ (учитывая, что в предложении нет имени собственного) – написать Вряд ли об этом думала молодая врач.
Добрый день.
Скажите, пожалуйста, как поступать с словом «судья» когда известно, что говориться о женщине.
Например, правильнописать «эта судья» или «этот судья»? «Решение приято хорошо известным судьей» или «Решение принято хошошо известной судьей»?
Ответ справочной службы русского языка
См. в «Письмовнике».
Как правильно управляющая кафе или управляющий кафе, если речь идет о женщине?
Ответ справочной службы русского языка
См. ответ на вопрос № 194749.
Скажите, пожалуйста, можно ли говорить «холостая подружка»?
Ответ справочной службы русского языка
Слово холостой может употребляться по отношению к женщине, но такое употребление будет стилистически окрашенным (шутливым или просторечным). Иными словами, в шутку в разговорной речи так сказать можно; если же холостая о женщине говорится всерьез, то это просторечие.
Помогите разобраться с написание должностей в штатном расписании!
Как правильно писать: главный специалист-эксперт или главный специалист — эксперт, осмотрщик — ремонтник вагонов или осмотрщик-ремонтник вагонов, заведующий или заведующая канцелярией (в списке профессий — в м.р., а у нас — женщина).
Ответ справочной службы русского языка
Здесь действует корректирующее правило: в сочетаниях с приложением, если одна из частей содержит пробел, вместо дефиса употребляется тире. Правильно: главный специалист – эксперт (ср.: специалист-эксперт), осмотрщик – ремонтник вагонов. О женщине в штатном расписании предпочтительно: заведующий канцелярией, т. к. в данном случае на первое место выдвигается сообщение о должности (безотносительно к полу называемого лица). См. также ответ на вопрос № 194749.
Как правильно (по отношению к женщине): заведующая детским садом или заведующий детским садом?
Ответ справочной службы русского языка
О женщине — заведующая.
Здравствуйте!
Будьте добры, подскажите, пожалуйста, стоит ли в тексте как-то выделять словосочетание «чёрная вдова» (речь о женщине) — кавычками, писать с большой буквы. Или оставить так, как мы пишем просто «вдова» .Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Полагаем, уместнее написать в кавычках.
Добрый день,
Скажите, пожалуйста, в каких случаях имя иностраннного происхождения склоняется по падежам?
Например, «заявление Мишлин» или «заявление Мишлины» (речь идет о женщине)?Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Склоняется женское имя Мишлина, не склоняется женское имя Мишлин.
Не понятен ответ на вопрос 255830,(про фамилию-Сметана-речь идет о женщине) ведь склоняется мужская фамилия, а женская — нет. И еще как правильно произносить Бассейн или бассэн (в справочниках прошлых лет 1 вариант, но по телевизору слышу -2?
Ответ справочной службы русского языка
Фамилия Сметана склоняется – и мужская, и женская. Это склонение фамилий, оканчивающихся на согласный, зависит от того, мужские они или женские. Если фамилия оканчивается на гласный, пол носителя фамилии не имеет значения.
Допустимо и твердое, и мягкое произношение С в слове бассейн, при этом мягкое произношение предпочтительно.
Уточните, пожалуйста: если речь идёт о женщине, то правильно писать заведующая или заведующий (отделом)?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: заведующая отделом.
Добрый день!
Следует ли склонять украинскую фамилию Сметана (ударение на предпоследний слог, речь идет о женщине)?
Заранее спасибо,
Надежда
Ответ справочной службы русского языка
Да, следует.
1.
… да будет с нами Набу, вожатый и бог воров! — Спасибо вам, — отвечал Иаков. — Одинаковое спасибо обеим … же ведь этот человек был вожатым, а стало быть, служил Набу, владыке той западной точки круговорота … заверив старика, что при таком вожатом, как он, никакого оружия вообще не нужно, ибо он, безупречный … на всякий случай узнать у вожатого, вполне ли тот уверен в себе. — Ты боишься? — спросил купец … компании и, сев рядом с вожатым, стал ждать, когда наконец односложная беседа заглохнет и путники начнут …
Манн Томас. Доклад Иосиф и его братья
2.
… шагу искать опоры ноге. Иногда вожатый вырубал заступом все же хоть какое-нибудь жалкое подобие ступени …
Манн Томас. Избранник
3.
… комсомольцем был. Помнишь, меня туда вожатым отправили? А я не хотел ехать и сопротивлялся изо всех … семь лет. И обязательно разыскать вожатых: если в лагере произошло ЧП или вообще что-нибудь необычное, вожатые скорее всего это помнят. — Ну, ты успокоилась наконец? — Чистяков отобрал … разбивкой по отрядам. Отдельно — списки вожатых, и отдельно — персонал: воспитатели, ведущие занятия в кружках, педагоги, повара … будет. — Мымра? Это кто? — Да вожатая одна. У нее с Егором любовь была. Или не любовь … ними крались. Дисциплины никакой, все вожатые и воспитатели пили, как лошади, детей уложат — и в загул …
Маринина А.Б.. Настя Каменская 1-25
4.
… впоследствии, ему предлагались опора и вожатый, благодаря самовольному отъезду Иоахима, на трудном пути вниз, на равнину … и бог мертвых, владыка и вожатый человеческой души, который для более поздней античности стал архичародеем, а … чистилищу и аду: «Ты — мой вожатый, вождь и господин!» («Ад», песнь вторая, ст. 140). …этот придворный …
Манн Томас. Волшебная гора
5.
… простирает Стрина-дона. *** Ul-lochlin — _вожатый Лохлина_; название звезды. Гневно нахмурились братья. Их горящие очи в …
Макверсон Джеймс. Поэмы Оссиана
6.
… вовсе не тащили за собой вожатого. Первый заяц, чисто белый, выскочил из кустарника вереска примерно в … не готов к такому зрелищу. Вожатый отпустил зайца на целых пятьдесят метров впер„д и только …
Максвелл Гейвин. Лети к своим братьям, ворон
7.
… водки. — Пст, пст… — повторил наш вожатый. И мы вместе с ним вошли в бар. Никогда до …
Мало Гектор. Без семьи
8.
… забытый урок. Но когда старший вожатый отряда Виталий говорил короткую речь, она понимала, что он надеется … в ответ ясным голосам девушек-вожатых «Будь готов!» — «Всегда готов!» Иногда в минуты раздумий Катя часто … обычного, и контуры белых рубашек вожатых покрываются серым налЈтом, пионерские галстуки приобретают цвет запылЈнных роз в … неЈ слЈзы, от слов старшего вожатого, и оттого, что это последний день, когда кипарисы черны. В … далЈкое лето поинерского лагеря, когда вожатый ПЈтр ударом чЈрной прибрежной скалы открыл ей ворота в ад …
Масодов Илья. Школа 1-4
9.
… темноту, трамвай бойко бежал, и вожатый только изредка позвякивал на перекрестках, которые угадывал по каким-то … автомобилей — это все, что видел вожатый. Остальное — чернота, словно они ехали в туннеле. Удивительнее всего было … летят в сторону Финляндского вокзала, вожатый дал звонок и включил мотор. — Сашка, смотри! — толкнув приятеля в …
Матвеев Герман. Тарантул 1-3
10.
… был еще один сбор. Наша вожатая Кира сказала: — Надо осудить Коробухина. Я спросил: — На сколько? Вожатая Кира не поняла: — Что на сколько? — Я хочу спросить, на сколько лет меня осудить? Вожатая Кира вся побелела. — Ты, Валерий, никак не научишься вести себя по-человечески. Вожатая Кира — из 10 «А». Их там целый класс готовят в вожатые, учат, как находить подход к детям, то есть к нам … по рядам и тормошила всех вожатая Кира. Потом повернулась к Галке Новожиловой: — Что же ты, Новожилова … Вы что — солидарны с ним? — вожатая Кира показала на меня. Я выпятил грудь, чтобы меня можно … хорошо — на пионерском сборе храпеть? — Вожатая Кира начала нервничать. Я помотал головой. Кира стояла ко мне … там — кукарекать, мяукать. — Голос у вожатой Киры звенел как колокол. — Я не умею кукарекать, — не выдержал …
Машков Владимир. Здравствуй, Валерка! 1-2
11.
… на вокзал И, двери открывая, Вожатому сказал: — Глубокоуважаемый Вагоноуважатый! Вагоноуважаемый Глубокоуважатый! Во что бы то ни … ли у трамвала Вокзай остановить? Вожатый удивился — Трамвай остановился. Вот какой рассеянный С улицы Бассейной! Он … ленинцев Стоят на берегу. «ПИОНЕРАМ — » ВОЖАТЫМ ОКТЯБРЯТ Лет бы сбросить мне, ребята, Шестьдесят, Я бы тоже стал вожатым Октябрят. Это дело интересней Всяких дел. На досуге я бы … Но навряд Суждено мне стать вожатым Октябрят! ^T ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ ^U «ДРУЗЬЯ-ТОВАРИЩИ » День стоял веселый … на Садовой, А в троллейбусе вожатый Будет бородатый, Если я в пути не встречу Ни единой …
Маршак С.Я.. Произведения для детей
12.
… шум. Приоткрылась дверь, возмущенная голова вожатого Сени показалась на минуту и скрылась. Вожатый никого не увидал — класс был, как ему показалось, пуст. Он … Петрович и упал на руки вожатому Сене, помутненными глазами посмотрел на него, не увидел на месте … На него тоже боялись глядеть: вожатый был без головы! Но хотя Сеня и был «без головы … более странный случай произошел с вожатым этой же школы. Он был задержан участковым милиционером, приведен в … остальные бумаги: акт о задержании вожатого Сени. Заявление самого Сени, копию решения педсовета 117-й школы …
Марк Сергеев. Волшебная галоша или необыкновенные приключения Вадима
13.
… трубили и фыркали, а их вожатые чистили им чешуйчатые бока и поправляли упряжь. Мимо рысили кавалеристы …
Марко Джон. Тираны и Короли 1-3
14.
… маленький пионер, лукаво посматривая на вожатого. Вероятно, этому пионеру не раз случалось проваливаться на пол вместе … меня за плечо. Это был вожатый Гриша. «Ты чего, Юлька, — сказал он, — разнюнился? Срам какой… А … Это — Аркадий Гайдар, всесоюзный пионерский вожатый, который умел быть и веселым товарищем нашим ребятам, и чуть … ребят. Настоящие педагоги-общественники, талантливые вожатые должны идти навстречу жизни — именно туда, где они особенно нужны …
Маршак С.. Проза
15.
… птичка, в последнюю секунду, трамвайная вожатая даже сплюнула от злости. К ужасу своему, Братченко увидел, что …
Лукницкий Сергей. Отель Империал выход в WINDOWS
16.
… теперь — она меня вспомнит. — Работать вожатой доводилось? — Да, но… не в «Артеке», конечно. — Ну и что … равно не было. Обычная комнатка вожатой: кровать, шкаф, стол и стул. Маленький холодильник «Морозко» и дешевый … Через час, — кивнул Петр. Бывшая вожатая снова обратила внимание на меня: — С девочками я уже попрощалась … быть, когда уже успевшая полюбиться вожатая уезжает среди ночи к больной маме, а вместо нее в … здесь предстоит провести целый месяц. Вожатых, пришедших на завтрак со своими отрядами, было человек двадцать пять …
Лукьяненко Сергей. Дозор 1-3
17.
… оттенок. Не помогло и вмешательство вожатой (мадрихи), которая ничего не смогла добиться и, возмущенная, увела девочек …
Лунин Лев. ГУЛаг Палестины
18.
… Урбан Большой конец. Камило Слепца вожатый в воду кинет, И страстный пыл его остынет. Урбан Терпенье … судьбе, Любовь, ты будешь мой вожатый! Дай ночь одну за дни, когда-то Мной посвященные тебе …
Лопе де Вега. Оперетты
19.
… помнил, как в молодости, будучи вожатым в пионерском лагере, рассказывал своим воспитанникам разные страшилки. Детям они …
Лихачев Виктор. Кто услышит коноплянку
20.
… и вовсе птички, поди, всех вожатых переклюют (ох, сподоби Лар!). А потом — как ремнем хлестнула догадка … ручонок, и, даже полуослепшие, своих вожатых не трогали. Лишь раз Таши с торжеством увидел на фоне … из луков, надеясь поразить карликов-вожатых; третьи крутили ременные петли пращей, ожидая, что речные окатыши окажутся … Куда лучше понимали это их вожатые — карлики. — Лапы им руби! Копьем прикрывайся и поджилок руби! — надсаживаясь … стрелой. Диатримы первого ряда теряли вожатых, и начинали метаться из стороны в сторону, расталкивая своих же …
Логинов Святослав. Черная кровь
21.
… фургонов поощряли его восторженными криками. Вожатый трамвая, колотивший полицейских по каскам рукояткой тормоза, был ими так …
Лондон Джек. Сила сильных
22.
… Я вам сейчас покажу, где вожатые зимуют!.. — и тут же базу залил звук тревожной сирены. — Агенты …
Лютый Алексей. Х-Ассенизаторы 1-3
23.
… реорганизации ТВТ, о том, как вожатый хотел что-то сказать, да не сказал, и, наконец, — как … Карачуном больше, чем других, заинтересовало вожатого. Он решил выяснить этот вопрос и на другой же день … Цыбук замялся. — Скажи, почему? — повторил вожатый. — Да так, — ответил Цыбук, глядя куда-то в сторону. — Ты … очко? Что это такое? — удивился вожатый. Тогда Цыбук рассказал ему всю историю организации и деятельности ТВТ … и вчерашний случай на улице. Вожатый и удивлялся, и смеялся, и хвалил, и, наконец, воскликнул: — Да …
Мавр Янка. ТВТ
24.
… А Нортемберленд, надо полагать, его вожатый и лоцман; оба стремятся к одному. А без короля или …
Майлз Розалин. Я, Елизавета 1-5
25.
… ряд?..? А затем ехидное: ?Дяденька вожатый, вы не туда повернули. Етунхейм направо. Налево мавзолей Ермунгарда!? При …
Лютый Алексей. Рабин Гут 1-5
26.
… эти два слова. — Этот твой вожатый, приятель, должно быть, порядочный долгожитель, — хихикнул Рыцарь. Надо сказать, что …
Льюис Клайв. Серебряное кресло
27.
… которого глянул на них перепуганный вожатый и прибавил ходу, чтоб они не успели вскочить. Бакалейные лавки …
Льюис Синклер. Эроусмит
28.
… разбит лагерь скаутов, и предупредил вожатого, что они остановятся в ближайшей деревне на тот случай, если …
Льюис Сьюзен. Романы 1-2
29.
… ответил, что был как-то вожатым в лагере. И тогда Петру предложили пойти на работу в …
Машков Владимир. Соскучился по дождику
30.
… в конечном счете более надежный вожатый, чем наш разум, и они не так часто делают глупости …
Мунте Аксель. Легенда о Сан-Микеле
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 января 2021; проверки требуют 4 правки.
Вожа́тый — педагог, работающий с детским объединением.
Должность «вожатый» входит в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).
История вожатства в СССР и России[править | править код]
Впервые термин «вожатый», применительно к Пионерской организации СССР, появился в 1922 году. Так тогда называли руководителя пионерского отряда — пионер-вожатый, «вожатый пионеров». В Советском Союзе состав вожатых для пионерских лагерей формировался из комсомольцев (членов ВЛКСМ). На 1924 год, общее количество вожатых в СССР составляло около 11 200 человек.[1]
Начиная с 1925 года начинается формирование особых условий для вожатых. Так, на уровне Совнаркома РСФСР и ЦК комсомола была утверждена смета на содержание вожатских форпостов. Для вожатых устанавливается система льгот, приравнивавшая вожатого к должности сельского учителя (льгота установлена Совнаркомом РСФСР 2 апреля 1926 года). Должность вожатого начинает становиться престижной и уже в 1926 году 54 % всех отрядных вожатых СССР составляли молодые рабочие.[2]
С 1927 года начинается централизованная подготовка вожатых: устанавливаются специализированные семинары, курсы и совещания для вожатых групп, отрядов, форпостов и октябрят. Для старших вожатых формируются всесоюзные, республиканские, областные и краевые курсы. Для методистов (работников пионерских кабинетов, домов пионеров, станций и клубов), а также преподавательского и лекторского состава были организованы внешкольные отделения детского коммунистического движения педагогических техникумов и ВУЗов. А также специальная аспирантура для научных сотрудников.
В обучение входили следующие темы: «Вопросы теоретические, педагогические и педологические. Задача социалистического строительства и содержание работы отряда»[3].
Начиная с 1937 года Наркомпрос РСФСР и ЦК комсомола принимают решение о повышении квалификации вожатых в области коммунистического воспитания. В обучение вожатого стала обязательно входить политическая подготовка, а требование к уровню образования повысилось: для вожатых младших отрядов — не ниже четырёхлетнего образования, для остальных — не ниже семилетнего. Помимо этого, от вожатого требовалось: отличное знание школьной программы, иметь хорошую физическую подготовку, обладать знаниями строевых занятий и обязательно — сдать нормы на значок ГТО[4].
Во время Великой Отечественной войны для подготовки и переподготовки состава старших пионервожатых были восстановлены республиканские и межобластные школы, а во многих городах были созданы постоянные школы для обучения без отрыва от работы.
На VII пленуме ЦК ВЛКСМ от 17 октября 1951 года была установлена новая система подготовки и переподготовки вожатых для пионеров:
- Центральные курсы пионерских работников;
- Отделения учителей (для вожатых при педагогических училищах);
- Шестимесячные школы (для переподготовки старших пионерских вожатых).
В начале 1960-х годов после проведения межобластных и республиканских конференций, в которых принимали участие вожатые и комсомольские работники, было принято решение об открытии классов по подготовке старших вожатых более чем в 250 школах СССР[5]. В конце 60-х годов при школах СССР, создаются «Школы отрядного вожатого», в рамках программы «Ориентир».
С 1962 года в Костромском Государственном педагогическом институте и ряде других педагогических ВУЗов были организованы историко-педагогические факультеты («пионерфак»), которые готовили специалистов с высшим образованием по специальности «Учитель истории и обществоведения, методист пионерской работы». Первый выпуск состоялся в 1966 году.
На IV пленуме ЦК ВЛКСМ от 28 октября 1975 года было принято постановление, согласно которому, рекомендовалось более тщательно подойти к процедуре подбора пионерских кадров, а также качественно улучшить состав вожатых. Для развития профессиональных навыков, рекомендовалось шире использовать возможности лагерей «Артек», «Орлёнок» и иных краевых и республиканских пионерских лагерей[6]
Вожатые лагеря «Зеркальный», Санкт-Петербург
Начиная с 1980 года старшие пионерские вожатые получают единую форму одежды и новый формат обучения — инструктивно-методический сбор.
В 1986 году под руководством Э. С. Соколовой и В. Л. Павлова составляется профессиограмма вожатого. Согласно этому документу, цель деятельности вожатого определялась целями пионерской организации. Кроме того, делался акцент на роли вожатого в процессе формирования личности у детей. Общая цель, которую должен был преследовать вожатый формулировалась как: «формирование основ всесторонне развитой личности активного строителя коммунистического общества, подготовка смены и резерва ВЛКСМ»[7].
Вожатые педагогического отряда «Пламенный» (Пенза) с руководителем отряда к.п.н. Кудряшовой И. А. на марше
С 1991 года после роспуска Пионерской организации, термин «вожатый» не имеет нормативного определения (кроме находящегося в Крыму Международного детского Центра «Артек», а также всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Созвездие» и «Жемчужина России».
Для общеобразовательных учреждений введена должность «Старшего вожатого», работающего с детскими общественными объединениями. Но для загородных детских оздоровительных лагерей и иных учреждений отдыха и оздоровления детей должность вожатого общеупотребима и в повседневной речевой практике чаще заменяет более правильные наименования должностей «воспитатель» или «педагог-организатор».
В настоящее время в российском законодательстве нет чёткого определения понятия «Вожатый», как нет и единых стандартов по их подготовке и требований к физическим и психологическим характеристикам представителей профессии.
В конце 2016 года в Совете Федерации был разработан проект закона, призванного повысить уровень безопасности в сфере детского оздоровительного отдыха и туризма. В рамках закона предполагается создание единых квалификационных требований для работников детских лагерей (в основном, вожатых и воспитателей), с целью сузить круг субъектов, которые могут занять одну из должностей[8].
Должностные обязанности[править | править код]
В образовательных организациях (лагерях) вожатые играют одну из важнейших ролей в воспитательных системах.
Вожатый осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря. В своей работе вожатый подчиняется начальнику лагеря, старшему вожатому. Рабочий день вожатого — ненормированный, рабочая неделя — 6 дней.
Обязанности вожатого:
Организационные:
- Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
- Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
- Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
- Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
- Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.
- В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.
- Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
Педагогические:
- Способствует развитию и деятельности детских общественных организаций, объединений, помогает в программировании их деятельности на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учётом инициативы, интересов и потребностей обучающихся (воспитанников, детей).
- Организует коллективно-творческую деятельность.
- Обеспечивает условия для широкого информирования обучающихся (воспитанников, детей) о действующих организациях, объединениях.
- Создаёт благоприятные условия, позволяющие обучающимся (воспитанникам, детям) проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время. Заботится о здоровье и безопасности доверенных ему обучающихся (воспитанников, детей).
- Своевременно выявляет и разрешает конфликтные ситуации, предупреждает возможные отклонения в поведении детей и подростков.
- Изучает и использует передовой опыт работы с детьми и подростками.
Ответственность вожатого:
- Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение полиции, и ставят в известность начальника лагеря.
- Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.
- Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
Нормативно-правовая правовая основа деятельности вожатого[править | править код]
- Конвенция о правах ребёнка
- Трудовой Кодекс РФ
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция).
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 124-ФЗ.
- Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» с 01.01.2009 г. от 27.12.07 г. № 656.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление от 01.04.2014 г. № 09-613.
- Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей (приложение к письму № 2 Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 73 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 „Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей“»
Методическое обеспечение[править | править код]
- В 1924—1990 годах издавался одноимённый журнал «Вожатый» как ежемесячный общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина.
- Журнал «Вожатый века» (с 2003 г.).
- Методические, научно-методические сборники Всероссийских детских центров «Орленок», «Океан», «Смена», «Артек».
- «Настольная книга вожатого» — методологическое пособие для вожатых, Москва 2015
- Методические рекомендации «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях» (утв. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом РФ Г. Г. Онищенко 22 мая 2009 г. N 01/6989-9-54
См. также[править | править код]
- Каникулы
- Пионерский лагерь
- Детский лагерь
- Детское общественное объединение
Примечания[править | править код]
- ↑ Зыкова, 1974, с. 17.
- ↑ Зыкова, 1974, с. 8.
- ↑ М. Удалов, К. Хачикян. Чему и как учиться базовому и отрядному вожатому. — , 1932. — Т. 1. — С. 5.
- ↑ В. Кудинов, С. Тупиченков. Партия, комсомол и вожатский кадр. Предисловие к документам КПСС и ВЛКСМ о кадрах пионерских работников. — М., 1970.
- ↑ Постановление Коллегии Министерства просвещения РСФСР и Секретариата ЦК ВЛКСМ от 29 июня 1966 г. «О системе подготовки кадров пионерских работников»
- ↑ В. Кудинов, С. Тупиченков. Партия, комсомол и вожатский кадр. Предисловие к документам КПСС и ВЛКСМ о кадрах пионерских работников. — М., 1970. — С. 263.
- ↑ Соколова Э. С., Павлов В. Л. Профессия – пионерский вожатый: профессиограмма и ее применение в работе с кадрами. — М., 1990.
- ↑ Ольга Алленова, Софья Бакалеева. Походные условия // Коммерсантъ-Власть : журнал. — 2016. — 28 ноября (№ 47). — С. 16-19.
Литература[править | править код]
- К. С. Зыкова. Становление и развитие системы подготовки пионерских вожатых (1922-1941 гг.). — , 1974. — С. 17.
- «Вожатый. Техника. Наука: система подготовки педагогических отрядов для научно-технического лагеря: учебно-методическое пособие» / Л. С. Пастухова, Е. Г. Суркова, С. В. Тетерский, Е. Л. Шелковой. — М.: МГИУ, 2015. — 216 с.
- Тетерский С. В. «Подготовка вожатого как создателя конкурентной педагогической системы» / «Технология управления организацией и подготовкой профильных смен для молодёжи в возрасте от 14 до 18 лет: теория и практика: Учебно-методическое пособие для организаторов работы с молодёжью». — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. — С.114-129.
- Тетерский С. В. «Тебе, вожатый! Выпуск 3. Сборник программ летних смен „Из опыта детских оздоровительных лагерей“». Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2005. — 104 с.
- Шелковой Е. Л. «Сюжетно-ролевая игра как модель организации работы педагогического отряда в детском оздорови-тельном лагере» / Е. Л. Шелковой // «Технология управления организацией и подготовкой профильных смен для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет: теория и практика: учебно-методическое пособие для организации работы с молодежью» / под ред. Н. Н. Сотниковой, С. В. Поспелова, Н. Ю. Лесконог. — М.: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. — С. 233—239.
Ссылки[править | править код]
- Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях. Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16
- Википедия для Вожатых «Летний лагерь»
- «ЯВожатый»
Вожатый — это ответственная работа, хотя с первого взгляда так и не скажешь. Общение с детьми — процесс нелегкий, поэтому, как и в любой профессии, здесь есть определенные правила. Обязанности вожатого могут зависеть от организации, но в любом случае есть ряд предписаний, которые непреклонно должны выполняться. При этом перечень также отличается от должностного уровня работника. Так, если вожатый будет иметь в подчинении еще сотрудников, то зона ответственности сразу же возрастет.
Что включает в себя инструкция
Обязанности вожатого в первую очередь заключаются в грамотной организации отдыха детей. Каждый работник должен помнить, что здоровье превыше всего. Травмы у детей появляются в основном от того, что вожатый забывает, какую роль он исполняет, и заигрывается, этого допускать ни в коем случае нельзя. Если в подчинении у работника есть младший вожатый, то есть не достигший совершеннолетия, то стоит помнить, что он не несет ответственности за жизнь и здоровье ребят.
Во вторую очередь в обязанности входит создание благоприятных условий для проведения свободного времени с пользой. Все ребята должны находиться под присмотром. Если это время дневного сна, то все окна в комнатах закрыты, а вожатый в это время дежурит в холле. При образовании свободного времени между мероприятиями работник должен уметь заинтересовать ребят каким-либо делом. При этом никто не должен покидать зону видимости вожатого.
Творческий аспект
Несмотря на вышеописанные правила, вожатый не должен забывать, какие задачи возлагаются на него в ходе реализации досуговой программы.
- Организация праздников и экскурсий, если такие уместны. Перед каждой сменой в лагере проходит комплекс мероприятий, созданных для того, чтобы познакомить каждого работника со сценарием смены. И если вожатому выпала роль, например, провести одно из вечерних событий, то он должен правильно держать микрофон и уметь концентрировать внимание целого зала.
- Поддержание любой инициативы ребят. Если дети выразили свое желание поиграть в футбол или порисовать, то вожатый должен придумать, как вписать такое занятие в план мероприятий. Даже если ребята предлагают что-то невозможное, например, зажечь прощальный костер, работник должен обратить внимание на эту инициативу и попытаться вместе с детьми придумать альтернативу.
- Организованный подъем и первые процедуры. В первую очередь вожатый сам должен быть пунктуальным и просыпаться раньше ребят, чтобы они не видели его заспанным и неумытым. Подъем девочек должен осуществляется раньше на 10–15 минут. Если в отряде оказалось больше мальчиков, то их будят в первую очередь. А также работник должен сопроводить ребят на зарядку и уметь грамотно провести ее.
- Обеспечение выполнения режима лагеря. Единственным исключением станут заболевшие дети, которые находятся в лазарете, другие ребята должны всегда находиться там, где положено по расписанию.
- Завлечение каждого ребенка в культурно-массовые мероприятия.
- Соблюдение всех правил и норм подопечных, в том числе моральных и этических.
- Ведение необходимой документации, составление ежедневного отчета по своему отряду.
И так далее.
Должностная инструкция вожатого
Все вышеописанные пункты могут меняться в зависимости от организации и типа лагеря. Например, если это образовательная мастерская, и вместо вожатых — учителя, то и обязанности у них будут другие.
Но должностная инструкция очень часто будет состоять из одних и тех же разделов, в которых можно найти все обязанности вожатого.
- Общее положение. В этой части инструкции раскрываются все вопросы организационного характера.
- Функции и задачи работника. В разделе закреплен перечень основных направлений работы.
- Должностные обязанности вожатого. Как раз вышеописанные пункты являются частью этого раздела.
- Права и ответственность. В крайней части инструкции, помимо основных обязанностей, расписан перечень прав работника, и, конечно же, определяется диапазон проступков, за которые работник ответственен.
Общее положение
Любые обязанности вожатого, кроме тех, что указаны в законах РФ, могут быть изменены по желанию работодателя. При этом стоит отметить, что любые требования должны иметь законный характер.
Чтобы проверить правовую законность документа, работник должен проверить наличие титульного листа, на котором указаны должность нанимаемого и название структурного подразделения, в котором и трудится вожатый.
И также в первом разделе инструкции должен быть прописан порядок найма и увольнения с должности, а еще режим работы вожатого. Помимо этого, очень часто указываются основные документы, положением которых также должен руководствоваться работник.
Навыки и умения, перечисленные в этом разделе, чаще всего имеют рекомендуемый характер, при этом, если человек, зная о том, что ему придется выступать на сцене, не подготовился к этому, его могут оштрафовать.
Функции и задачи сотрудника
Этот раздел состоит из указаний по основному виду деятельности работника. Например, именно в этом пункте будет написано о том, сколько ребенок должен находиться в воде, или, что он может делать во время тихого часа.
Обязанности вожатого в лагере в основном направлены на осуществление грамотного надзора над несовершеннолетними подопечными, создавая пассивный и активный досуг в стенах лагеря, а по необходимости и за его пределами.
Права вожатого
Этот раздел будет различаться не только в зависимости от организации, но и от того, где необходим работник. Так, обязанности вожатого в школе сократятся, так как ему нет необходимости следить за детьми 24 часа.
В первую очередь регулировка прав работника проводится с помощью законов РФ, где сказано, что каждый гражданин России имеет равную степень защиты. Выбор методик развития детей и занятости их досуга также оставляется за вожатым. В основном этот пункт раскрывается уже непосредственно в тематической школе, которую окончил сотрудник.
Старший вожатый. Обязанности
Раздел про ответственность чаще всего относится только к совершеннолетним сотрудникам. Если помощник вожатого совершил проступок с последствиями, то старший работник в первую очередь понесет наказание.
Виды ответственности могут быть разными: от дисциплинарной (например, негативная запись в трудовой книжке) до уголовной, если совершено преступление, предусмотренное УК РФ.
Все проступки, которые могут быть совершены, написаны в законах Российской Федерации, поэтому, если сотруднику приписывают лишнюю обязанность, он вправе обжаловать решение в суде.
Самое важное для вожатого — это выяснить все вопросы до вступления на должность. Работодатель обязан разъяснить все непонятные моменты инструкции, а все этапы переговоров и решений должны быть записаны в отдельном акте и подписаны обеими сторонами. Делается это для того, чтобы избежать негативных последствий.
Помимо всего этого, старший вожатый должен составлять графики дежурств работников и в целом организовывать работу смены согласно план-сетке.
Старший вожатый в школе. Обязанности
Как было замечено ранее, специфика каждого работника зависит не только от организации, на которую он работает, но и от того, какую именно должность он занимает. Так, если вожатый трудится на пришкольной площадке, то в список его прямых обязанностей может быть включена передача ребенка непосредственно его родителю.
Но при этом многие пункты, описанные выше, исчезают за их ненадобностью. Так, ребята в школе не нуждаются в подъеме, тихом часу и тому подобном.
Но в любом случае важно, чтобы в инструкции были описаны все нюансы вакансии. Если у работника возникают вопросы, то лучше все обсудить до начала лагерного сезона.
Список запрещенных действий
Права и обязанности вожатых, как было сказано выше, отличаются, но вот то, что нельзя делать всем работникам:
- Оставлять ребят/ребенка без присмотра, даже если он жалуется на головную боль. В этом случае необходимо его отвести к медицинскому работнику.
- Покидать лагерь вместе с детьми, не поставив руководство в известность.
- Приводить посторонних людей и заносить какие-либо неопознанные вещи на территорию.
- Употреблять спиртосодержащие напитки, курить при детях и находиться в лагере в нетрезвом состоянии.
- Наказывать детей морально и физически. Унижать ребенка или позволять другим это делать.