Сундучное ремесло стало развиваться в России еще в средние века, но наивысшего расцвета промысел достиг в XVI— XVIII веках. Были известны несколько крупных центров сундучного ремесла, изделия каждого из которых отличались своей узнаваемой особенностью. Например, нарядные вятские сундуки имели покатую крышку и контрастный точечный рисунок по яркому «полю», образующий четкие геометрические формы, а нижегородские «коробьи» из луба украшались городецкой сюжетной росписью. Однако самыми известными городами, где изготавливали сундуки были Великий Устюг и Холмогоры. Здесь сформировалась традиция изготовления «кованых» сундуков— деревянных сундуков с декоративной оплеткой из просечных металлических полос.
XVI веке, благодаря открытию Северного морского торгового пути и своему удачному расположению в устье Северной Двины, Холмогоры становятся центром развития торговли. На всю страну была известна Холмогорская ярмарка. Многие столичные купцы открывали в здесь свои склады. На Холмогорскую ярмарку приезжали и привозили свои товары и иностранные «гости». В основном это были предметы роскоши— дорогие посуда, ткани, оружие, драгоценности. Для перевозки этих ценных товаров по стране нужны были надежные емкости. Так возник в Холмогорах сундучный промысел. Товар в холмогорских сундуках доставлялся в столицу, а предприимчивые купцы выгодно продавали эти сундуки в коробейном ряду, ведь доставка их ничего не стоила. Сундуки холмогорской работы ценились за надежность и богатый декор.
Холмогорский кованый сундук
Характерная особенность холмогорских сундуков— оплетка просечными полосами или комбинацией просечных и прямых полос по дубовой основе. Просечки делались скобообразным фигурным долотом, особым под каждый элемент. Иногда основу обтягивали кожей или оклеивали цветной бумагой. Под просечные полосы для придания декоративности подкладывали нерпичью кожу или слюду поверх цветной бумаги. Кроме распространенных конструкций сундуков встречались сундуки-скрыни с потайными ящиками и складными передними дверками.
Холмогорский сундук-скрыня
В XVIII веке из Европы пришла мода на изделия из кости, и в Холмогорах сложилась своя школа резьбы и гравировки по кости, которая существует и поныне.
Холмогорский сундук. Резьба и гравировка по кости.
Из кости моржа и мамонта делали пластины, которыми также облицовывали деревянные основы ларцов и шкатулок. Искусные мастера-косторезы из Холмогор работали по заказам из столицы и создавали необыкновенной красоты вещи входившего в моду европейского стиля. Примеры этих работ есть в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге. Стоили произведения холмогорских мастеров дорого и были привилегией знати. Их дарили послам и вельможам, закупали для царского двора. еликоустюжский кованый сундук.
В XVII— XVIII веке в Великом Устюге, расположенном ниже по течению Северной Двины, в месте слияния ее с реками Юг и Сухона, также стал активно развиваться крупный сундучный промысел.
Великоустюжский кованый сундук
Для внешнего декоративного оформления устюжских сундуков характерна сплошная оплетка ажурным кружевом из просечного металла, а для росписи— растительные мотивы.
Особые приемы устюгской росписи растительными орнаментами назывались «травное дело». Мастеров-травников из Великого Устюга привлекали к росписи царских покоев Коломенского дворца в Москве.
Великоустюгский расписной сундук
В приемах устюжской росписи читается влияние иконографии и книжной графики. Для росписи сундуков использовались те же материалы, что и для написания икон— яичная темпера и олифа. Корьбьи из луба расписывались по всей внешней поверхности, части орнамента при этом отделялись вертикальными черными полосами. У кованых сундуков расписывали внутреннюю сторону крышки, где создавались целые сюжетные композиции на темы христианства, народного эпоса или господской жизни. Но основным мотивом устюжской росписи были «тюльпаны». Сначала расписчик рисовал тонкий черный контур, а затем заполнял его цветной краской, поверху делалась «оживка»— белые блики. У росписи были свои каноны, которых мастера строго держались. Приемы росписи, трафареты и образцы бережно хранились в семье и передавались мастерами из поколения в поколение.
Во второй половине XVIII века сундучный промысел начал формироваться и в районах горнозаводского Урала. Наличие местных ресурсов— дерева и железа, а также богатых традиций металлообработки послужило бурному расцвету этого промысла.
Здесь сложилось своеобразное разделение труда,— в Петрокаменском поселке делались заготовки-короба из досок, а фурнитуру изготовляли мастера Быньговского завода. Особым спросом пользовались местные «замки со звоном», механизм которых при отпирании играл мелодию. Сборку же производили в мастерских Невьянска, где сундуки красили, лачили, ставили фурнитуру и оковывали железом. Сначала сундуки изготовлялись кустарным способом, потом в Невьянске начали возникать производства.
Невьянский сундук
Визитной карточкой невьянских сундуков стала сложная техника обработки металла, украшавшего сундуки— трафаретная печать, чеканка, «морозка»— воссоздание на металле рисунка морозного окна или зеркальная шлифовка, а также причудливые замки. Металл зачастую полностью покрывал поверхность сундука, создавая затейливые комбинации цветов, решетчатых орнаментов и фактур.
Нижнетагильский сундук
Но наиболее декоративными были нижнетагильские сундуки, которые за свою популярность среди покупателей из Средней Азии, получили название «бухарских». Промысел в Нижнем Тагиле сформировался на предприятиях Демидовых, которые всячески поощряли продвижение металла собственного производства и использовали для этих целей изделия народных промыслов. Особенность нижнетагильских сундуков в том что деревянные основы обивались расписанными листами жести.
Нижнетагильский сундук. Фрагмент росписи.
Вначале сундуки расписывали сюжетными композициями, срисованными с западноевропейских гравюр, позже на смену сложным композициям пришли цветочные мотивы в свободно-кистевой (южно-уральской) манере. Промысел нижнетагильской лаковой росписи по металлу сохранился до наших дней, воплотившись в предметах кухонного обихода и Нижнетагильских подносах.
На крупных российских ярмарках— Холмогорской, Нижегородской, Ишимской сундуки продавались в основном наборами по 5— 7 штук. Сундуки вкладывались один в другой по принципу «матрешки»и в таком виде разъезжались по всему свету.
В конце XIX века с развитием железных дорог и появлением недорогой фабричной мебели, сундуки вытесняются из домов горожан и остаются атрибутами, в большей степени, деревенского быта.
А в XX веке на смену кустарному производству пришло производство фабричное, которое просуществовало в России вплоть до середины прошлого века.
Но не стоит думать, что история сундука на этом закончилась. Сейчас сундуки вновь возвращаются в наши дома, как говорится «все новое -это хорошо забытое старое.»
Их брутальная самобытная эстетика и многофункциональность находят новое звучание в современных интерьерах, в актуальных стилях лофт, хюгге и фьюжн.
Поскольку не все хотят превращать свой дом в музей и пользоваться в быту старинными сундуками, появился спрос на деревянные сундуки ручной работы.
сундук деревянный сундук интерьер дома интерьер загородного дома сундук для дома русский сундук сундук ручной работы
Любой язык на планете уникален. Каждое слово возникает неслучайно. Оно является отдельным важным кирпичиком речи, имеет лексическое значение, определяет мысль, предмет, действие. При произношении слова возникает полное понимание образа. Смысл, толкование можно уточнить в словаре. Лексическое определение слова «сундук» можно найти в нескольких толковых словарях.
Что такое сундук
Есть несколько значений:
- Крупный увесистый короб для вещей с закрывающейся крышкой на петлях. Располагается на полу. Запирается на щеколду (Словарь Ефремовой)
- Окованный ящик со скобами для одежды, с крышкой и замком (Словарь Ушакова)
- Тяжелый объемный напольный ящик для складывания носильных вещей (Ожегов)
Все определения имеют некоторые сходства и различия.
В любые времена корпусная мебель служила людям для обихода. Именно к такой мебели относится сундук. Особенностью является откидная крышка, иногда — съемная. В деревнях он использовался вместо шкафа для белья. Но встречаются сундуки, которые предназначены для ценностей, продуктов. Из-за громоздкости сейчас сундуки не в моде. Увидеть их можно в этнографических музеях.
Артефакты показывают, что древние образцы этой мебели служили еще древним египтянам, грекам. В Европу сундуки попали лишь в Средних веках.
Средневековые жители России полюбили удобный вместительный ящик, который мог служить посадочным местом, спальным.
Добротность исполнения мебели была настолько высока, что многие находки почти не изменились, дожив до наших дней. Мастера того времени славились своим умением. Особенным спросом пользовались сундучники из Великого Устюга, Холмогор. Расписные ящики из Нижнего Тагила умещали на своих стенах гравюры, сюжетные картины.
Конструкция и разновидности
Кубло является родоначальником сундука. В переводе слово обозначает — обиталище, дом, помещение. Делались они бондарями, закрывались под крышку на замок. Предназначены были для приданного.
Еще одной модификацией является теремок. Он выглядел в качестве надстройки для ценностей.
Подголовник — сундук меньшего размера, крышка, которого находится в двух плоскостях. В откос помещалась подушка, таким образом, спящий становился охранником своих ценных вещей.
Ларь. Грубое подобие сундука. Отсутствие украшений, простота объяснялись целью использования. В ларях хранили зерновые, съестные запасы.
Коробья. Сундук изготавливался из дерева, был дорогостоящей мебелью. Передавался от матери к дочери. У простолюдинов не было средств, поэтому в ход шел луб и дерево. Лубяные стенки могли быть красиво украшены, могли быть белесые. Днище делалось их дерева.
Рундук. Суда оснащались специальной мебелью для лотов, флагов, другой утвари. Для этого использовались рундуки. Личные вещи моряков переносили в небольших рундучках, сейчас-вещмешках.
Обряды и традиции
Традиция сохранять сундук живет и сейчас в деревнях, селах. Его стараются не выкинуть в каком бы он состоянии не был.
Интересные факты
- Нельзя было дарить в приданое невесте сундук, который хоть раз обокрали. Плохая примета распространялась на скорое вдовство или расстройства свадьбы.
- Перед сватовством жених должен был получить благословение у родителей невесты, а друзья, сваты купить сундук свадебный.
- Чуть позже обряд изменился, сундук стали забирать совместно с молодой женой.
- Если близился смертный час, то родные начинали разбирать все одежды, что лежали в сундуке. Умирающая выбирала свой последний наряд.
- На сундуке признавались в совершенных деяниях перед отходом в мир иной.
Судьба в сундуке
Все события в семье отражались на крышке сундука. Можно было прочитать даты рождения и смерти, чуть ли не до пятого колена. Когда кого крестили, женили, отпевали. Церковные даты и праздники. Наклеивались обертки от заморских угощений, чая. Красивые открытки украшали стенки и крышку сундука.
С детства и до смерти
Рождение ребенка в семье всегда радость. Это событие отмечалось, в том числе приобретением сундука, если рождалась дочь. Пока она росла сундук наполнялся приданным: одеяло, подушки, платья, отрезы на одежду.
В семьях обычно было не по одной дочке, поэтому сундуки стояли по всем комнатам. Они были закрыты на ключ, который хранился у хозяйки.
Мужская часть семьи в сундуки не лазала. Считалось, что если муж лезет к жене в сундук, то он пропащий человек.
Старинные сундуки из массива дерева
Старинные сундуки делались на совесть. Воздух туда не попадал. Если человека закрывали там, то не более чем на пятнадцать минут.
В наше время многие коллекционеры с уважением относятся к этому старинному предмету. Винтажное направление моды все больше охватывает население. Сундуки могут быть использованы не по прямому назначению, а в качестве декора.
Журнальный столик, тахта, кухонное сидение у стола — вот некоторые направления, рассматриваемые дизайнерами.
Сундуки под старину: как выбрать и купить
Профессия столяра по изготовлению мебели уже не так востребована, как раньше. В моде плетеная мебель, пластиковая, сделанная на станках. Однако встречаются еще мастера, которые способны изготовить настоящий сундук. Разумеется, это не будет старинная вещь, но методы состаривания дерева вполне могут воссоздать образ старины.
На что надо обратить внимание при покупке новодела? Во-первых, он должен состоять из массива. Другие материалы быстро придут в негодность. Во-вторых, важно купить качественную вещь: хорошо закрывающаяся крышка, работающая фурнитура, подогнанные грани.
Третьим пунктом стоит учитывать габариты изделия. При небольшой жилой площади есть риск, занять сундуком большую часть территории. Также, учитываем момент громоздкости. Визуально, он будет уменьшать пространство.
И наконец, дизайн. Чтобы сундук не выглядел одиноко и не смотрелся, как динозавр — дизайнерское решение помещения должно соответствовать.
Если посчастливилось приобрести сундук с историей, то стоит откинуть в сторону предрассудки. По возможности сохранить старинную вещь при минимальной реставрации, создать комфортное существование.
Антикварные вещи из дерева боятся влажности. Научиться правильно ухаживать за сундуком, чтобы еще не одно поколение могло прикоснуться к истории.